Однополые браки во Франции
Содержание
Во Франции легализованы однополые браки
ВСЕ ФОТОПрезидент Франции Франсуа Олланд подписал закон о легализации однополых браков и усыновлении детей гомосексуальными парами, одобренный ранее Конституционным советом
Reuters Во время рассмотрения депутатами и сенаторами документа в республике чуть ли не ежедневно проходили митинги противников и сторонников реформы
Global Look Press При этом число недовольных законодательной инициативой властей почти в восемь раз превышало число тех, кто ее поддерживал. Так, в январе в Париже свыше 800 тыс человек вышли на улицы, чтобы сказать «нет» «браку для всех»
Global Look Press
Президент Франции Франсуа Олланд подписал закон о легализации однополых браков и усыновлении детей гомосексуальными парами, одобренный ранее Конституционным советом, сообщает AFP.
Французы, представляющие сексуальные меньшинства, с 1999 года могли регистрировать так называемые гражданские союзы. Однако такие пары не обладали правами традиционных семей. Во время президентской предвыборной гонки Олланд пообещал уровнять в правах однополые и разнополые пары, напоминает ИТАР-ТАСС.
Закон вступает в силу через 10 дней после подписания. По данным ВВС, первая церемония бракосочетания между людьми нетрадиционной сексуальной ориентации во Франции может состояться уже в начале июня.
Франция стала четырнадцатой страной, где разрешены однополые браки.
Парламентарии потратили рекордное количество часов на обсуждение законопроекта о легализации однополых браков и разрешении таким парам усыновлять детей. Автором текста стала министр юстиции Франции Кристиан Тобира. Во время рассмотрения депутатами и сенаторами документа в республике чуть ли не ежедневно проходили митинги противников и сторонников реформы. При этом число недовольных законодательной инициативой властей почти в восемь раз превышало число тех, кто ее поддерживал. Так, в январе в Париже свыше 800 тыс человек вышли на улицы, чтобы сказать «нет» «браку для всех».
Во время дебатов в парламенте правая оппозиция всячески пыталась тянуть время, чтобы отдалить принятие закона. В итоге нижней палате парламента понадобилось два чтения, чтобы одобрить документ. Наибольшие споры вызвала проблема усыновления однополыми парами детей, а также вопросы оказания по страховке медицинской помощи таким родителям и их чадам.
Однополые браки во Франции: за и против
После длительных дебатов Сенат Франции поздно вечером во вторник, 9 апреля, принял закон, который разрешил в стране однополые браки. В поддержку закона проголосовали 179 сенаторов, а против высказались 159 человек. Однако окончательно пакет законов об уравнивании прав однополых и разнополых семей будет считаться принятым, когда сенаторы проголосуют также за право равнополых союзов усыновлять детей. Впрочем, теперь наблюдатели не сомневаются, что так оно и будет.
Национальная ассамблея Франции приняла соответствующие законы уже в начале февраля 2012 года. В нижней палате французского парламента их поддержали 329 из 577 депутатов. В поддержку «брака для всех» выступили не только представители левых партий, но и часть депутатов от консервативной оппозиции. В то же время десятидневные дебаты в национальной ассамблее сопровождались многотысячными митингами за и против равноправия разнополых и равнополых семей.
Равные права и обязанности
Французские гомосексуалы, желающие зарегистрировать свой союз, имеют такую возможность уже 14 лет: так называемый «пакт гражданской солидарности» (PACS) позволяет любым супружеским парам — как однополым, так и разнополым — официально оформлять отношения через договор, по упрощенной по сравнению с браком схеме. Разводиться в этом случае тоже проще. Однако если гетеросексуалы имеют возможность пойти дальше, заключив полноценный брак со всеми сопутствующими правами и обязанностями, то гомосексуалы пока такой возможности лишены.
Демонстрация в Париже в поддержку реформы
Сторонники спорного законопроекта говорят: наука относит сексуальную ориентацию к индивидуальным биологическим признакам, таким же безвредным и не зависящим от воли человека, как пол или раса. Поэтому лишение прав по признаку сексуальной ориентации в современном мире — аморальный анахронизм. Для Франции, которая так гордится своей ролью в укреплении прав человека, сегрегация однополых семей выглядит все более унизительным отставанием от соседних Бельгии, Испании, Нидерландов и других стран, в которых уже действуют либеральные законы. Приход к власти социалистов после многолетнего доминирования правых политических сил открыл для Франции возможность сделать давно назревавший шаг.
Сторонники «брака для всех» приводят в пример обширный зарубежный опыт, демонстрирующий, что никакие страхи противников однополых браков в реальности не оправдываются: традиционные семьи не разрушаются, доля гомосексуалов не увеличивается, дети в однополых семьях вырастают точно такими же, как в разнополых — во всем, включая сексуальную ориентацию. При этом демаргинализация гомосексуалов превращает бывшую группу риска в здоровую и полноценную часть общества, сокращая угрозу самоубийств и уменьшая опасность распространения ВИЧ.
Реформу поддерживают и консервативные французы
О том, что времена изменились, свидетельствуют и данные социологов. По последним опросам, примерно две трети жителей Франции поддерживают легализацию однополых браков. Если среди людей старше 65 лет этой реформе симпатизируют лишь 46 процентов, то среди молодых избирателей (от 18 до 24 лет) доля сторонников заметно выше среднего — 84 процента.
Позиции респондентов в целом коррелируют с их политическими и религиозными взглядами, однако эта зависимость не так однозначна, как можно было бы ожидать. Например, 41 процент сторонников правого «Союза за народное движение» (UMP), вопреки партийной линии, поддерживают однополые браки. Против реформы не возражают и 45 процентов воцерковленных католиков. За равноправие однополых и разнополых семей выступает даже более половины электората праворадикального «Национального фронта» (FN) — 52 процента. Сама партия Марин ле Пен пока занимает выжидательную позицию.
Среди сторонников левых партий реформу, инициированную президентом-социалистом Франсуа Олландом, поддерживают 84 процента опрошенных.
Аргументы противников
Если сторонники реформы организованы в слаженные коллективы, уже много лет проводящие акции в поддержку прав ЛГБТ и тесно взаимодействующие с французскими профсоюзами, то ее противники представляют собой разнородный набор групп и ассоциаций, имеющих мало общих точек соприкосновения. Объединившись под названием «Манифестация для всех», эти группы — от религиозных ассоциаций до социалистов, несогласных с линией партии — бросили все силы на организацию массовых митингов протеста в Париже.
В первую очередь протестующие не хотят допустить признания права однополых пар на медицинскую помощь по искусственному оплодотворению и суррогатному материнству. И хотя нынешний законопроект этих вопросов не касается, многие во Франции убеждены, что этот шаг станет неизбежным следствием легализации однополых браков. Кроме того, сторонники «Манифестации для всех» считают, что дети должны воспитываться в разнополых семьях, с отцом и матерью.
Противники однополых браков намерены продолжать митинги: Сенат рассмотрит принятый Национальной ассамблеей законопроект лишь в апреле. Однако пока, судя по социологическим опросам, привлечь на свою сторону мнение общественности им не удалось. После январских митингов доля сторонников равноправия семей во Франции выросла с 60 до 63 процентов.
Смотреть видео 02:44
Политика
Западные СМИ констатируют растущее сопротивление неолиберальным и мультикультурным ценностям на востоке Европы. Это проявляется как в отказе принимать мигрантов из Азии и Африки, так и в росте гомофобских настроений. В многочисленных статьях на эту тему отмечается, что борьба с ЛГБТ (группой, в которую входят лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры) стала главной предвыборной темой для политиков Восточной Европы и практически создает новое идеологическое противостояние на континенте.
В руководстве Евросоюза и многих стран Западной Европы считают, что новые политические альянсы, направленные против ЛГБТ, создаются противниками неолиберальной идеологии, католическими движениями и праворадикальными организациями. В качестве примера приводится небольшой город Свидник на востоке Польши, который объявлен «свободным от ЛГБТ городом». Свидник — идейный оплот находящейся у власти партии «Право и справедливость». Решение городских властей Свидника вызвало возмущение у депутатов Европарламента в Страсбурге, которые потребовали от Еврокомиссии принять срочные меры в отношении «гомофобов».
На съезде европейских ЛГБТ в Праге была принята декларация, согласно которой новый «железный занавес» разделил Европу. В декларации подчеркивается, что 30 лет спустя после падения коммунизма на восток континента пришли гомофобия, гендерная ненависть и дискриминация.
Однако Свидником ситуация в Польше не ограничилась: десятки муниципалитетов, в основном на юго-востоке страны, приняли соответствующие декларации, поддержанные католической церковью. Примечательно, что отношение к ЛГБТ стало своего рода определяющим тестом на восприятие неолиберальных ценностей, которые пропагандируют западные СМИ, политики и руководство Евросоюза. Согласно недавним опросам, молодые поляки назвали главной угрозой в XXI веке «движения в поддержку ЛГБТ и гендерную идеологию». Примечательно, что на второй план в списке угроз отошли «российская экспансия», климатические изменения и экономический кризис.
Почему именно проблеме ЛГБТ придается такое значение на востоке Европы? Очевидно, что эта тема непосредственно связана с национальной идентичностью, традиционными ценностями, жизненным укладом и биологическим инстинктом продолжения рода. Правящая в Польше правопопулистская партия «Право и справедливость» (ПиС) назвала «идеологию ЛГБТ» опасностью, схожей с коммунизмом советского типа. Именно защита традиционных ценностей стала главной темой предвыборной кампании в Польше и позволила национал-консерваторам выиграть последние выборы. Лидер ПиС Ярослав Качиньский заявил, что навязываемая Польше извне неолиберальная идеология является угрозой польской идентичности и самому существованию польского государства. В свою очередь, архиепископ Кракова Марек Едрашевский сравнил «радужную чуму ЛГБТ» с нацизмом и советским коммунизмом.
В Венгрии, где политический мейнстрим представляют правые популисты, в последние месяцы также наметился «антигейский» тренд. Правящая партия «Фидес» и лично премьер-министр Виктор Орбан начали координированную гомофобскую кампанию. Так, депутаты от «Фидес» призвали бойкотировать американскую фирму «Кока-Кола» после того, как она разместила рекламные постеры с гейскими парами. Спикер венгерского парламента Ласло Кёвер сказал, что усыновление детей геями равносильно «педофилии в моральном смысле». Венгрия отказалась от участия в Евровидении-20 в Амстердаме, так как считает этот конкурс «слишком голубым».
Аналитики отмечают, что «антигейская риторика» чрезвычайно выгодна для правых популистов Восточной Европы, поскольку тема нелегальной иммиграции уже в значительной степени исчерпала себя. В Чехии, где общество довольно толерантно относится к ЛГБТ (недавний опрос показал, что 61% граждан готовы поддержать закон о легализации однополых браков), консервативные политики используют гомофобскую риторику в борьбе за голоса избирателей. В результате закон об однополых браках застрял в нижней палате чешского парламента еще на стадии первого чтения, попытки протолкнуть его провалились. Наблюдатели отмечают, что этот закон тайно блокирует премьер-министр Андрей Бабиш, который не дает рекомендации депутатам от своей партии «АНО» голосовать за него. Недавно Бабиш встретился с представителями консервативной партии «Движение за жизнь», которая занимает гомофобскую позицию и выступает за повышение рождаемости и права семьи. В Чехии также набирает голоса инициатива по внесению в конституцию поправки (как это сделали в Венгрии и Словакии), которая определяла бы брак как исключительно союз мужчины и женщины. Эту инициативу поддерживают представители церкви и лично президент Чехии Милош Земан.
Опросы общественного мнения показывают принципиальные различия в оценке однополых браков на западе и востоке Европы. Так, в Нидерландах к однополым бракам положительно относятся 82% опрошенных, Швеции — 71%, Дании — 69%, Бельгии — 62%, Испании — 56%, Германии — 52%. Одновременно в поддержку однополых браков высказываются лишь 11% жителей Румынии, 12% — Латвии, 15% — Греции, 17% — Польши и 18% — Венгрии. Усыновление детей однополыми парами поддерживают 69% голландцев, 51% шведов и только 7% поляков.
Особо негативный подход к однополым бракам отмечается в России, где был принят закон о недопустимости «пропаганды гомосексуализма». Согласно ВЦИОМ, в 2015 году против однополых браков выступало 84% россиян и лишь 7% поддерживало их, причем негативная тенденция идет по нарастающей. Ожидается, что в новом варианте российской конституции брак будет квалифицироваться лишь исключительно как «союз мужчины и женщины», а однополый брак будет запрещен. В ряде регионов России, таких как Чечня, преследования геев вызывают осуждение защитников прав человека на Западе.
В Еврокомиссии констатируют, что за последние два десятилетия в странах Западной Европы произошла положительная эволюция в восприятии гомосексуализма и других гендерных проблем. И наоборот, в Восточной Европе возобладали антигейские настроения, для обозначения которых был введен термин «гомонегативность» (homonegativity). Чем обусловлены столь разные подходы? Западноевропейские аналитики видят причину «гомонегативности» восточных европейцев в экономической и образовательной отсталости, а также чрезмерной религиозности. По их мнению, слишком быстрый переход «младоевропейцев» от коммунизма к демократии сопровождался культурным шоком, а также разочарованием в демократических ценностях. Кроме того, политики умело использовали предрассудки населения с целью узурпации власти.
Западные исследователи называют ситуацию вокруг ЛГБТ «тревожной», разъединяющей запад и восток Европы. В результате, восточные европейцы могут со временем отвергнуть западные культурные ценности не только в сфере сексуальной морали, но и в других областях. Таким образом, проблема казалось бы не первой значимости (в сравнении с безработицей, падением уровня жизни и нелегальной иммиграцией) стала принципиально важной и даже определяющей в борьбе народов Восточной Европы за свою идентичность, традиционные ценности и семью — против геев, мигрантов, веганов, представителей экзотических сект и постмодернистского индивидуализма в целом. Это особенно показательно сегодня, когда неолиберальная идеология переживает острый кризис, а в борьбе против нее единым фронтом выступают христиане, мусульмане, националисты и консерваторы всех мастей. Примечательно, что мусульмане в Западной Европе стали одной из главных сил, противостоящих неолиберальному угару.
В целом речь идет о серьезнейшем идеологическом кризисе, в который оказались втянуты все страны Запада и их сателлиты в Восточной Европе. Ведь неолиберализм, по мнению непокорных «младоевропейцев», означает утверждение эгоизма, индивидуализма и гедонизма, неумеренное расширение личной свободы и «раскрепощение» нравов. Именно поэтому они считают, что пропаганда ЛГБТ стала одним из важнейших орудий неолибералов в борьбе с традиционной семьей и христианскими ценностями, которые все еще пользуются поддержкой на востоке Европы.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Толерантная Франция против однополых браков
Продолжающиеся с ноября и со временем все более массовые протесты французов против законопроекта «Брак для всех» показали, что правительство страны обманулось в своих ожиданиях легко легализовать гомосексуальные союзы. О том, есть ли у граждан, возмущенных потерей последних традиционных устоев общества, шанс быть услышанными, рассказывает священник Антоний Одайский, клирик храма Архангела Михаила в Каннах.
– Так сколько же все-таки было протестующих? Называются числа от 360 тысяч до миллиона человек…
– Реально в манифестации участвовало более миллиона человек, а точнее, на улицы Парижа 13 января вышло миллион триста тысяч манифестантов. Это стало наиболее массовым выражением общественного протеста во Франции за последние 30 лет. Официальная оценка количества участников в 360 тысяч не может соответствовать действительности по многим причинам. Например, на 24-х с половиной гектарах Марсового поля под Эйфелевой башней может спокойно расположиться 700 000 человек, и на фотографиях видно, что само поле и широкие прилегающие аллеи полностью заполнены манифестантами, часть которых была вынуждена вернуться на начальные места сборов в трех районах Парижа. Да и тележурналисты с Canal+ и BFMTV, делавшие репортажи с Марсового поля в 16 часов, озвучили данные префектуры в миллион манифестантов, и это было спустя лишь нескольких часов после начала манифестации, когда регионы еще были на подходе к Парижу. В Париж направилось семь поездов TGV, около тысячи автобусов, большое количество машин. Но официальные данные по числу митингующих считали на мосту Альма, по которому организаторы манифестации их призывали пройти. Однако, вероятно, полиция и жандармерия на мосту по окончанию рабочего дня после нескольких часов от начала манифестации спокойно разошлись по домам, и официальные данные вышли значительно скромнее, а люди все шли и шли. Сейчас, судя по французским блогам, силы правопорядка признают число в 1,3 миллиона манифестантов, но пока не озвучивают.
Сами манифестанты – это не обязательно религиозные люди, а просто добропорядочные семейные граждане, самым большим правонарушением которых за всю жизнь стала долгая парковка. Вечером на манифестации был концерт и гуляния допоздна. Было много молодежи и детей, громко скандирующих о необходимости им иметь папу и маму. Люди вышли показать, насколько счастливы обычные нормальные семьи и насколько противоестественно вмешиваться в их нормальную жизнь, никакой ненависти или агрессии не было вовсе. Бойцы CRS (французский ОМОН) были приятно удивлены спокойствию и дружелюбию такой огромной массы людей. На манифестации было зафиксировано два происшествия: первое – что потерян айфон, и второе – что айфон вернули владельцу.
Конечно, активное участие в митингах приняли римо-католики, требуя широкого общенационального обсуждения законопроекта, который, видимо, правительство хотело провести легко и незаметно. В масс-медиа они подверглись особо яростным нападкам. Свое отношение выразили и православные Франции. Румынский митрополит Иосиф по поручению Ассамблеи православных епископов Франции выступил с разъяснением православной позиции в Национальной ассамблее. Потом румынский владыка благословил свою паству участвовать в митингах против законопроекта, также поступил архиепископ Женевский и Западноевропейский Михаил.
Помимо религиозных людей, на демонстрацию пришли самые разные общественные силы и видные политики. Например, участвовавшие в акции видные представители власти из регионов, украшенные лентами Почетного легиона, заявляли, что будут отказываться регистрировать однополые «браки».
– Какие именно пункты законопроекта переполнили чашу терпения? Ведь в целом французское общество всегда терпимо относилось к содомитам.
– Да, выступать среди коренных французов против гомосексуализма не принято. Но в этом-то и беда. Ведь согласно христианским постулатам, сформулированным, например, у апостола Павла (Рим.1:27), гомосексуализм несовместим с мирным устроением человека и его вечной жизнью. Хотя для секулярных людей это не авторитетно, но и физически гомосексуализм смертельно опасен здесь, для земной жизни, что подтверждается статистикой, а против фактов, как известно, не попрешь. По данным из русской версии сайта Международного радио Франции (RFI) за 2 июля 2012 года, риск самоубийства у молодых гомосексуалистов в 11-13 раз выше, чем у их сверстников, то есть совесть молодого гомосексуалиста не может справиться с его поведением, что приводит к внутреннему расстройству и, в конце концов, к самоубийству. К сожалению, во всё более неестественном мире стало необходимо обосновывать естественные антропологические основания.
Митинг 13 января 2013 года. Фото: Miguel Medina / AFP
Но здесь, во Франции, пришедшие к власти социалисты не только активно взялись легализовывать однополые браки, как и обещали перед выборами, но и внесли в законопроект радикальную поправку. Определение брака как «союза лиц противоположного или одного пола» дает возможность однополым парам усыновлять детей, а также включать «знания» о таких союзах в школьные учебники, семейные консультации, базы данных и так далее. То есть теперь в семейном кодексе Франции гомосексуализм может получить полноправный законный статус. Дети же воспринимаются как предметы для удовлетворения «родительских» пожеланий содомитских пар, без учета природной необходимости просто иметь детям «папу» и «маму», а не «родителя 1» и «родителя 2». Ведь к тому же усыновляемые дети нуждаются в возможности допускать, что их новые родители могут быть их настоящими родителями, то есть именно папой и мамой, что невозможно при гомосексуальных «родителе 1» и «родителе 2».
Нечто подобное было в истории с продвижением абортов, когда сначала их легализовали только для исключительных случаев, потом постепенно расширяли список допустимых для абортов медицинских причин, пока аборты не стали делать просто из-за предполагаемых социальных сложностей и возможных неудобств.
– Откуда же такой масштаб протеста в постхристианском обществе, которое всячески отстаивает толерантность и равноправие?
– Можно вспомнить первую главу пророка Исайи: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло» (Ис.1:5). Что-то тяжелое могло бы потрясти эту безмятежную страну, «douce France». Непреклонность и глухота власти по продвижению такого гнусного закона серьезно задели веру христиан во Франции и честь французов, что опасно.
Да, правительство обратило внимание на протесты – миллион человек в центре Парижа не заметить трудно. Но оно поспешило сразу объявить, что отказываться от своей законодательной инициативы по содомии не намерено. Если власти буду упорствовать в своей глухоте, то, как пишет в письме один из деятелей наиболее массового французского католического содружества «Эммануил», «будет необходимо сделать вторую манифестацию, более многочисленную. Мы пойдем на конфронтацию более и более жесткую. Правительство не сможет победить». Судя по проведенной манифестации, это не просто слова. Пока же на 25 января католики назначили день поста и молитвы при поддержке 4 епископов и большей части монастырей. По интернету для участия в акции уже записалось более 10000 человек.
– Прошедшие многотысячные протесты – это признаки некоего духовного пробуждения или все же чистая политика?
Перед нынешним крупным митингом в Париже по всем главным городам Франции в ноябре прошли очень многочисленные акции протеста.
Согласно социологическим опросам, если однополые браки раньше поддерживало примерно две трети французов, то сейчас примерно 50 на 50. При этом, опять же учитывая некоторое равнодушие общества к вопросам нравственности, вполне возможно, что данные нарочно подтасовывают, продвигая интересы гомосексуального лобби, которое, как видно, сильно во французском парламенте.
Правительству сложно будет выполнить все предвыборные обещания на фоне кризиса. А узаконивание однополых браков и усыновление детей в таких союзах сильно отвлекают граждан страны от насущных экономических проблем.
Говорить об общих побуждениях манифестантов сложно, среди них были как христиане, так и светские люди, но цель была одна – защитить естественные человеческие ценности от противоестественного.
Сомнительно, что происходящее можно интерпретировать как духовное пробуждение. Христиане сильно обеспокоены, услышат ли их. Да, Франция в старину исповедовала христианство, называла себя «первородной дочерью Церкви». Например, здесь, в Провансе, в первом тысячилетии известно 53 святых, среди которых такие хорошо известные как преподобные Иоанн Кассиан и Викентий Леринский. Но нынешние метаморфозы христианской веры и религиозного сознания людей привели нас к тому, что мы сейчас наблюдаем.
Согласно изданию содружества «Эммануил», средний возраст римско-католических священников во Франции составляет сейчас 75 лет. Семинарии даже в таких традиционно католических краях и городах, как Бретань и Версаль, закрываются из-за отсутствия абитуриентов. Поэтому на данный момент о католическом возрождении говорить сложно. Зачастую люди зрелого возраста, будучи «перекормлены» религией в детстве, или совсем теряют веру, или находятся в духовных поисках. Если вы начнете разговаривать с человеком о вере в каком-то личном ключе, вероятной реакцией собеседника будет настороженность или испуг. О Христе мы можем лишь корректно упоминать в разговоре между делом, как если бы мы говорили о погоде. Налицо либо боязнь религии, либо светское равнодушие. Но «душа по природе – христианка», и в наш храм периодически приходят коренные французы с просьбой принять православие. Теперь мы думаем и готовимся, как иногда служить и на французском языке.
Добавить комментарий