Оглашение в церкви
Оглашение
См. раздел КАТЕХИЗАЦИЯ
- Катехуменат в истории Церкви иерей Владимир Хулап
- Оглашение протопр. Александр Шмеман
- Чин оглашения. Требник
- Чин оглашения и крещения в Древней Руси иеромонах Мигель Арранц
Оглаше́ние (от греч. κατηχέω (катихео) — оглашать, устно наставлять) – 1) практика наставлять в вере готовящихся к принятию Крещения (синоним — катехизация); 2) часть чинопоследования Таинства Крещения.
Оглашение, как заключительный акт приготовления ко Крещению, бывшее прежде отдельным обрядом, ныне непосредственно предшествует Крещению. Все символические священнодействия этого обряда имеют глубокое действенное значение. Самые существенные из них: заклинание сатаны, отречение от него, последующий обет сочетаться Христу и, наконец, исповедание православной веры.
Под оглашением или катехуменатом в древней Церкви понималось назидание в вере христиан, желающих принять Крещение и участвовать в Евхаристии. Жизнь древней Церкви среди гонений требовала особой ответственности к принятию новых членов. Именно поэтому Таинству Крещения предшествовало «оглашение словом истины», часто служащее не только приготовлением к крещению и участию в евхаристии, но и приготовлением к подвигу мученичества и исповедничества среди языческого мира. Участие в оглашении («принятие в катехуменат») делало человека христианином.
«Таинство Крещения, по заповеди Спасителя (Мф.28:19), совершалось над всеми вступающими в Церковь. Во времена апостольские оно совершалось непосредственно после исповедания веры в Господа Иисуса Христа уверовавшими в Него и заявления желания креститься (Деян.1:41, 8:37-38), без продолжительного приготовления. Но во 2 и 3 веках, ввиду многих не искренно принимавших христианство и отпадавших от него во время гонений, Церковь признала неудобным совершать крещение вслед за изъявлением желания принять христианство, и поэтому установила определенный порядок испытания и приготовления уверовавших ко вступлению в общество христиан. Такое предварительное испытание в искренности намерения вступить в Церковь и приготовление к Крещению получило название оглашения. Выразившие желание креститься из иудеев или язычников прежде всего отделялись от языческого или иудейского общества и присоединялись к обществу христиан, причем им давались новые имена святых и благочестивых мужей ветхозаветной и новозаветной Церкви, или названия христианских добродетелей; иногда отставляли те же имена. Затем, начиналось состояние оглашения, которое продолжалось от 40 дней до 3-х лет, а иногда сокращалось до нескольких дней, вследствие чрезвычайных обстоятельств, именно, во время гонений, когда оглашаемые твердым исповеданием веры доказывали уже свою готовность вступить в христианское общество. Состояние оглашения со 2-го и с 3-го века разделялось на три степени для прохождения оглашенными, почему они также разделялись на три класса. К первому принадлежали слушающие, ко второму коленопреклоненные или оглашенные в собственном смысле, и к третьему – готовящиеся к просвещению (крещению). Оглашенные первого класса допускались только к слушанию св. Писания, поучений и молитв из притвора, второго – стояли вместе с верными до времени совершения евхаристии, после чего, став на колена и приняв благословение предстоятеля, выходили из церкви; наконец, оглашенные третьего класса, вступавшие в оное только на короткое время перед самым крещением, постом и молитвой приготовлялись к принятию крещения и были научаемы, как и что отвечать при его совершении. В течение всего времени оглашения их учили истинам христианской веры кто-либо из клира или благочестивых мирян, по большей части, те, кто обращал их в христианство. Обучение состояло в раскрытии уверовавшему всего домостроительства спасения рода человеческого в свете истории Ветхого и Нового Заветов».
История Церкви. Часть 1
Николай Д. Тальберг
«Вступление в христианство совершалось чрез два главных акта – прохождение катехумената и принятие Таинства Крещения. Катехуменат или оглашение – состоял из трех моментов: 1) засвидетельствование, или заявление о своем желании вступить в Христианскую Церковь пред епископом или замещающим его пресвитером или диаконом, – преимущественно, пред таким лицом, которое имеет своею задачею именно поучение вступающих в Церковь, в присутствии других лиц. Затем следует поучение основным истинам христианским – догматическим и нравственным. 2) Торжественное посвящение чрез o’bsignatio, т.е. крестного знамения на лбу и груди, как знака Христовых страданий, как предварительного запечатления христианского состояния. Поэтому в Апостольских Постановлениях (3.17) называется σφραγις. Кроме того, возлагаются руки, при чтении молитвы (Ср. Евсевий. De Vita Const. IV, 61; Апостольские Наставления VII, 39). На Востоке еще был акт отречения (7-ое правило Константинопольского Собора 381 г) с дуновением в лицо, уши, как при крещении, а на Западе, по крайней мере в Африке, предложение освященной соли, по аналогии с последующей Евхаристией. 3) 3-ий момент состоял в изъяснении смысла полученных знаков и был аналогичен или параллелен мистагогическому наставлению при таинстве крещения.
Следовательно катехуменат (о катехуменате см. Блаженный Августин “De rudibus catechizandis” и Кирилла Иерусалимского), как предварительное научение относительно сущности христианского учения и предварительное посвящение, как бы в некоторое отражение христианского таинства – налагал обязанности и давал некоторые церковные права. Оглашенный мог и должен был присутствовать в церкви до Евхаристии и подчиняться покаянной дисциплине. Затем следовал полный прием в христианскую общину чрез таинство крещения. Если оглашение имело значение χριστιανους ποιειν, то крещение было заключительным актом введения в христианскую общину».
История Христианской Церкви
Михаил Эммануилович Поснов
См. КАТЕХИЗАЦИЯ, ОГЛАШЕННЫЕ
Объясняет иерей Андрей Чиженко.
Можно рассматривать этот вопрос в узкоисторическом смысле. Много уже было сказано о нем в богословской литературе. Многое еще можно и нужно исследовать, так как это одна из важнейших церковных тем.
Если же говорить в конкретном современном смысле о данных вопросах, то тема эта чрезвычайно болезненна, ведь часто перед совершением Таинства Крещения сталкивается в страшной духовной битве мир христианский и мир языческий, их мировоззрения и образы жизни. И самым страшным является то, что язычество старается пролезть в христианство, получить от него сатисфакцию и право на жизнь, взять от него форму христианскую, во многом не изменяя себя.
Это пронзительная священническая боль, потому что каждый батюшка в своем служении сталкивался с формальным восприятием Таинства Крещения много раз. И как трудно вести эту битву с закоренелым языческим сознанием, знает каждый священник. Каждое крещение – как бой. Каждое крещение – как битва. Конечно, можно сдаться, можно отнестись к этому равнодушно. Полчаса – и вот ваш младенец, до свиданья. Делайте что хотите! Но вправе ли я, иерей Божий, так поступить? Нужно пахать сердечную ниву людей. А это часто такое же тяжкое дело, как вгрызаться киркою в гранит. Почему же так?
К сожалению, часто современный человек постсоветского пространства относится к крещению лишь как к доброй традиции. Мол, все крестят, и я должен ребенка покрестить. Или в лучшем случае, чтобы защита у ребеночка была. Но глубинное осознание Таинства Крещения не происходит. Человек не хочет его понять.
Итак, что же такое Таинство Крещения? Православный катехизис дает следующий ответ: «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». То есть крещение – это не только красивая старинная традиция или просто защита для дитя. Это – шаг в небо. Это – шаг в распахнутые настежь двери Церкви земной и Церкви небесной. Это взятие на себя и на ребенка обязательства жить в Церкви, приближаясь ко Христу. Жить жизнью Церкви.
Но часто ли это происходит?
Креститься и не жить церковной жизнью – это примерно то же, как купить красивую икону, а потом выкопать яму и положить образ в нее. А далее на протяжении десятилетий засыпать ее всяким житейским мусором, пока святыня, наконец, не окажется полностью погребена под завалами.
Спросит ли Господь нас после смерти или на Страшном суде о том таланте, о том даре Духа Святаго, который мы получили в Таинстве Крещения? Конечно, спросит. Сможет ли ответить человек, почему святыня была зарыта в землю? Наверное, нет. И потом плач и скрежет зубов.
Таинство Крещения – это то горчичное зерно, которое брошено в нашу сердечную почву. Для того чтобы оно проросло и развилось в прекрасное дерево, нужно его взращивать молитвой, постом, Таинствами, жизнью в Церкви, делами милосердия. И тогда птицы небесные (благодать Святого Духа) совьют гнезда на этом дереве. И оно дорастет до райских высот.
Поэтому, говоря современным языком и для современного человека, Таинство Крещения – это некий кредит доверия к человеку, который дан ему для того, чтобы тот начал свое личное приближение к Богу. Это, если хотите, обязанность и обещание трудиться для стяжания Духа Святого и для своего личного спасения.
И это особенно видно из того, как относились к Таинству Крещения древние христиане…
Это слова-синонимы. Катехизация в переводе с греческого языка обозначает «оглашение». Оглашение – это изучение человеком основ христианской веры перед тем, как принять крещение. Т. е. мы видим, что труд по изменению себя ради принятия святыни крещальной начинался человеком задолго до участия в данном Таинстве. Он мог длиться от сорока дней и до трех лет. Оглашенный (так называли того, кто желал креститься и проходил для этого оглашение (обучение)) имел наставника, часто священника, который наставлял его в основах христианской веры. Для подготовки к крещению и воспитанию людей на основах православной веры существовали целые учебные заведения. Так, например, знаменитое Александрийское училище зарождалось как огласительное. Главной задачей этой школы являлась подготовка оглашенных к крещению.
Фактически и одна из самых известных православных молитв – Символ Веры – является катехизисом в краткой форме, т. е. изложением основ православной веры. Обучение в огласительном периоде имело, как правило, три степени, или, выражаясь современным языком, три класса. В первом «классе» оглашенные стояли на Литургии в притворе, слушая молитвы и чтение Священного Писания. Во втором «классе» они уже стояли в храме среди верных до евхаристического канона, а потом, опустившись на колени и приняв благословение от Предстоятеля, на словах «Елицы оглашенные изыдите» выходили из храма. Третий «класс» уже готовился ко Крещению. Массовые крещения оглашенных, как правило, производились на Пасху, Пятидесятницу, Святое Богоявление.
Из этого всего мы видим, как древние христиане серьезно относились к Таинству Крещения.
Сегодня ситуация изменилась. Историческая ситуация. Но не суть Таинства. Она осталась та же. И ответственность за принятие Таинства Крещения та же.
Из Крещальной купели Сам Бог воспринимает человека. Так имею ли я право отвернуться от Него? Святитель Иоанн Златоуст в беседе на Евангелие от Иоанна писал: «Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого – на небесах. У этого царь – Христос; у того – грех и дьявол. У этого пища – Христос; у того – гниль и тление. Да и одежда у этого – Владыка ангелов; у того – дело червей. У этого город – небо; у того – земля».
В Таинстве Крещения мы уже вошли в небо. Осталось только на протяжении жизни духовно закрепиться с Божьей помощью в нем. Так неужели захотим упасть с него и снова вернуться к червям, к смерти и тлению, когда милосердный и любящий Бог раскрывает нам свои объятия? Неужели мы отвернемся от него?
Иерей Андрей Чиженко
Об оглашении
От многих священников приходилось слышать, что в настоящее время совершение Таинства Крещения – это тяжкое испытание для совести. Священнослужители, искренне совершающие Таинство, крестить очень не любят, потому что, по их словам, ощущение такое, что крестишь «неодушевленный предмет»… Это бывает, когда совершают Крещение без подготовки, оглашения. При этом, священник испытывает угрызения совести от того, что дает крещаемому человеку «санкцию», чтобы жить так, как он жил и раньше, не будучи крещеным, то есть совершая прежние грехи…
ОБ ОГЛАШЕНИИ
На данном этапе развития общества нельзя не отметить явные положительные тенденции, касающиеся положения и роли Церкви в обществе: восстанавливаются и строятся храмы, все больше и больше людей приходят к осознанию значения православной веры в жизни народа, широкое распространение получают просветительские и социальные инициативы Церкви.
Однако, для того, чтобы данные тенденции развились в полной мере и произвели наиболее благотворный эффект, представляется необходимым уделить особое внимание решению некоторых насущных вопросов, как внутрицерковной жизни, так и взаимодействия с внешним миром.
Одна из важнейших проблем современной внутрицерковной жизни – ее обмiрщение. Обмiрщение заключается в том, что религиозная по внешним проявлениям, деятельность современных христиан (как священнослужителей, так и мирян), очень часто бывает мотивирована нерелигиозными запросами. Активная социальная работа приходов и монастырей является безусловным социальным благом, однако внешняя деятельность должна находиться в неразрывной связи с решением духовных проблем и служить восстановлению союза душ человеческих с Богом.
Примером обмiрщения церковной жизни, влияющим на духовное состояние христиан, может послужить состояние христианской общины. Сложно переоценить значение данного аспекта церковной жизни, поскольку состояние общины фактически отражается как на взаимоотношениях Церкви с внешним миром, так и на духовном состоянии священников и постоянных прихожан. При этом, отсутствие системной работы по возрождению традиционной общины, привело к появлению ряда нежелательных явлений.
В приходской жизни – это:
1. Восприятие некоторыми прихожанами прихода как организации, оказывающей религиозные услуги, удовлетворяющей только личные религиозные (или интеллектуальные и эстетические) запросы человека-потребителя.
2. Отсутствие подлинного единства и взаимопонимания как между священниками и паствой, так и между прихожанами.
3. Отсутствие постоянной привязанности прихожан к приходу, частые переходы из храма в храм, от священника к священнику.
4. Неспособность большей части прихожан отозваться на призыв священника и предпринять значимое совместное мероприятие.
5. Недостаточная приходская забота о пожилых, необеспеченных, многодетных и т. п. прихожанах.
6. Миссионерская слабость приходов, в силу которой приходская среда не только не привлекает, но, зачастую, и отталкивает стремящихся ко Христу людей.
7. Отсутствие понимания обязательности изучения Священного Писания и Предания Церкви под руководством священников. Многие прихожане имеют о православной вере поверхностные и часто сомнительные представления; нередко, священникам доводится сталкиваться и с приходскими суевериями.
8. Недостаточное внимание священнослужителей к духовным проблемам прихожан.
Наибольшую обеспокоенность вызывает то, что подобные явления в приходской христианской общине – это яркое проявление утраты современными христианами сознания своего экклезиологического единства, преемственности духовного опыта и понимания основ правильной духовной жизни.
В духовной жизни – это:
1. Утрата Христоцентричности духовной жизни.
2. Ослабление евхаристической напряженности жизни и глубокого понимания значимости евхаристии для христианина.
3. Несознательность по отношению к духовным предметам.
4. Невнимательность в келейной молитве и на общественном богослужении.
5. Отсутствие у многих прихожан подлинного деятельного покаяния, стремления исправить, искупить каждый грех противоположными делами (Лк. 19,8), коснение в грехе.
6. Отсутствие глубокого познания своей немощи.
7. Забвение умного делания: бессистемность в борьбе со страстями, неправильная расстановка духовных приоритетов, непостоянство в добродетелях.
8. Отсутствие плодов духовной жизни, таких как любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание и т. д. (Гал. 5,22-26)
Как уже указывалось, неблагоприятная духовная обстановка в приходской среде осложняет и церковные отношения с внешним миром.
Во взаимоотношениях со светскими людьми это проявляется в следующем:
1. Непризнание вероучительного и нравоучительного авторитета священнослужителей подавляющим большинством населения.
2. Отношение к священнику как к администратору, начальнику прихода; отношение к храму как к организации, предоставляющей специфические услуги за деньги.
3. Обвинения священнослужителей в стяжательстве и других грехах.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что одной из важнейших причин обмiрщения церковной жизни является чрезвычайная открытость таинственной жизни Церкви, отсутствие заметной разницы в доступе к церковным таинствам для людей, состоящих в постоянном молитвенно-евхаристическом общении с Церковью и чуждающихся такового. Человеку свойственно меньше ценить то, что дается ему легко. Поэтому чрезмерная открытость негативно влияет как на тех, кто уже пришел в Церковь, так и на внешних людей. Из церковного обихода фактически ушли такие понятия, как «ВЕРНЫЕ», «ОТПАВШИЕ», «ОГЛАШЕННЫЕ». Современным сознанием все, принадлежащие по рождению к русской культуре, воспринимаются как «верные», независимо от реального отношения к Церкви. Для указания некоторой разницы между христианами по именованию и по образу жизни вводится неудачное понятие «воцерковленный». Понятия «воцерковленный» и «невоцерковленный» имеют следующие недостатки:
1. Они морально равнозначны и не показывают гибельность отпадения от церковного единства;
2. Они не требуют ответственности в отношении к Церкви;
3. Они способствуют размыванию границ между церковной средой и мiром, так как дают возможность невоцерковленному человеку считать себя православным.
Создание в приходе благоприятной для духовной жизни среды крайне затруднительно без введения четких границ между приходской общиной и мiром. Границы необходимы как для поднятия ценности статуса крещеного человека во внешнем мире, так и для укрепления ответственности уже крещеных людей.
Будучи ответственными за души овец Христовых, мы не можем не заботиться о формировании духовно здоровой православной общины, устроенной не только на началах братской любви и взаимной заботы, но и на знании веры и желании жить по вере. Непременным условием возрождения и укрепления духовной жизни является системная работа с людьми, желающими принять Святое Крещение. Человек, который входит в веру постепенно и сознательно, обращается к Богу не из чистой формальности, но на основе перерождения души. Человек, который осознает сверхценность Таинства, не вернется в мiр, словно ничего не изменилось, но станет постоянным прихожанином и активным членом общины.
Поэтому практика обязательной катехизации готовящихся к принятию таинств Крещения и Венчания является чрезвычайно действенным ресурсом современной миссионерской работы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КАТЕХИЗАЦИИ
Катехизация – слово, происходящее от греческого «катехизо», то есть – «обучаю». Исторически, в христианском мире под этим подразумевается обучение основам христианской веры и вероучения Церкви.
Казалось бы, вопрос о целях и задачах катехизации ясен сам по себе, и не имеет смысла констатировать очевидные вещи. Однако, на деле, ситуация оказывается иной. Разное понимание концептуальных моментов катехизаторской деятельности становится первой причиной практических затруднений. Для того чтобы подтвердить свою мысль, приведу пример. На прошедших Рождественских Чтениях, на секции, посвященной вопросам катехизации, один московский протоиерей высказался по поводу рабочих мест для катехизаторов в приходах. Он сказал, что ему в приходе нужен такой катехизатор, который сможет организовать детский праздник, паломническую поездку. И для обучения катехизаторов, он предложил привлекать людей из академии народного хозяйства, из института культуры.
На самом деле, если посмотреть, например, в любую серьезную монографию по истории катехизации, то мы увидим, что там нет ни слова об организации детских праздников и паломнических поездок. Почему? Потому что Церковь никогда не воспринимала катехизацию как культурно-просветительскую работу. Катехизация – это начальное душепопечение, это формирование базовых духовных установок. И готовить катехизаторов должны духовники, а не дяди и тети из академии народного хозяйства и института культуры. Нужно четко проводить эту границу: детские утренники – это организация досуга, а катехизация – это серьезная духовническая работа. К сожалению, сегодня мы еще не всегда находим в себе силы уйти от советской, секулярной методики работы с людьми. Но мы должны усвоить, что у Церкви другие цели и задачи, а также соответствующие им методы работы. Для того, чтобы перейти к изложению целей и задач катехизации, я хотел бы привести слова свт. Кирилла Иерусалимского: «Советую же тебе … не почитай сих поучений обыкновенными беседами. … Представь, что время садить дерева: ежели не вскопаем земли и их не посадим; то в какое другое время хорошо может быть посажено, что сперва посажено худо?».
ЦЕЛЬЮ катехизации, то есть начального приходского душепопечения, является введение обращающихся к Богу людей в сознательную церковную жизнь, признаками которой являются деятельное стремление человека спастись во Христе и осознание церковного единства всех верующих. Иначе можно сказать, что целью катехизации является укоренение новообращенных в Священном Предании Церкви. Основанием катехизации являются слова Спасителя: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Священное Предание – это непрерывное, практически переживаемое действие Св. Духа в Церкви. Приобщение к этому действию осуществляется, согласно словам Спасителя, во-первых, через научение вере, во-вторых, через участие в Таинствах, а, в третьих, через приобщение к полноте жизни в Церкви. Все эти составляющие одинаково равноценны, и ни одной из них нельзя пренебречь.
Реализация данной цели должна осуществляться на уровне жизни каждой приходской общины, потому что только в условиях христианской общины возможно укоренение в Священном Предании. При этом, в силу специфики задач и условий работы с новообращенными, целесообразно разделить катехизацию на два этапа: предкрещальный и посткрещальный.
Базовые задачи предкрещальной катехизации можно представить в их фактической последовательности.
1. Первая задача – встретить человека на пороге Церкви. Это очень важный этап, который в практике древней Церкви включал в себя такие аспекты, как обязательное подробное знакомство с человеком, за которым иногда следовало испытание благонадежности будущего христианина (нужно было предоставить христианина-поручителя) и его готовности участвовать в делах милосердия; к этому же этапу относилась и запись имени в специальные списки, посвящение в звание христианина, здесь уже
начиналась молитва Церкви за новообращенного. Именно на этом этапе происходило соотнесение целей и задач, которые имеет обратившийся в христианскую общину, с теми задачами, которые решает Церковь. Здесь уже четко определялся статус новообращенного: говоря современным языком, его права и обязанности по отношению к Церкви. Нужно отметить, что древний мир не знал принципа «заочной религиозности», господствующего в настоящее время. Поэтому обращение в христианскую общину уже означало, что человек готов выделять в своей жизни конкретное время, достаточное для выполнения христианских обязанностей, и на данном этапе начиналось их практическое освоение.
Сегодня задача встречи людей решается очень слабо. Причина слабости мне видится в отсутствии системного подхода к духовному окормлению новоначальных. Как один из возможных путей решения проблемы встречи человека в храме, можно предложить питерскую практику приходского консультирования. Сейчас Отдел катехизации Санкт-Петербургской епархии уже выпустил фильм и методичку о своей работе и готовит к выпуску вторую методичку. Приходское консультирование – это благотворительная деятельность мирян, которые, в дни большого стечения людей в храмах, помогают тем, кто делает первые шаги в Церкви, решить простейшие вопросы. В Обнинске и в Калуге такое служение вполне способны понести учащиеся и выпускники вечерних богословских курсов.
2. Предкрещальная катехизация должна с необходимостью решать и задачу научения новообращенного основам веры. Данная задача и дала название системе воцерковления: «катехизация» – устное наставление в вере. В древности изложение веры происходило обычно системно, последовательно. Содержание бесед примерно соотносилось с Символом Веры, вместе с истинами которого изучали содержание Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Однако, стоит отметить, что, несмотря на ключевое значение изучения веры, ни в коем случае нельзя сводить катехизацию к формальному прочитыванию лекций. Система лекций или даже бесед далеко не самодостаточна.
В отношении системы обучения истинам веры, можно сделать еще дополнение о том, что, согласно 46 правилу Лаодикийского Собора, необходимо не только обучение, но и тщательная проверка усвоения знаний о вере оглашенными. Анализ современных систем катехизации показывает, что, при раскрытии вероучения Церкви, наибольшее внимание следует уделять следующим темам: а) О Боге и о вере, б) понятие греха, в) О Христе и его заповедях, г) О Церкви, Таинствах и молитве. Оптимальная продолжительность бесед – не менее месяца (один раз в неделю).
3. Параллельно с наставлением в вере, должна решаться еще одна задача: формирование правильной мотивации религиозной деятельности. Примером решения этой задачи могут служить слова свт. Кирилла Иерусалимского, который, среди прочих неверных мотивов, упоминает и наиболее распространенные бытовые: «Можно прийти сюда и по другому побуждению; мужу можно придти для угождения жене, и обратно – то же можно сказать и о женах. Часто раб приходом хотел угодить господину, приятель-приятелю. Я бросаю уду, и уловляю тебя, хотя с худым намерением пришедшего, но благою надеждою спасаемого. Может быть, ты не знал, куда идешь, и какою сетью уловляешься. Не убегай: ибо ловит тебя Иисус не для того, чтоб умертвить; но чтоб умертвивши оживить. Умри греху и живи правде; от нынешнего дня живи для нее». Согласно канонам Церкви, мотивы принятия Крещения должны быть верными и предельно чистыми. Неверная мотивация принятия Крещения, при невызревшем состоянии души, делает ущербной и всю последующую духовную жизнь. Это видно из 12 правила Неокесарийского Собора. Оно запрещает рукополагать в священный сан того, кто был крещен в болезни. Эта истина подтверждается и нашей повседневной жизнью и огромным количеством людей, которые отпадают от благодатного единства с Церковью сразу после Крещения. Если в древности, приходя в Церковь, человек чаще всего искал спасения, исправления жизни, то сегодня ситуация противоположная. В сознании людей укоренено языческо-магическое представление о Крещении как о средстве решения земных проблем. Абсолютно утеряна связь между Крещением и моментом обращения человека к вере. Обращение к вере начинается после каких-то особых жизненных потрясений, отстоящих от Крещения на десятки лет. Задача современной системы оглашения – привести в соответствие время подлинного обращения души к Богу, и время Крещения. Решение этой задачи становится возможным по мере развития практики катехизации в связи с общинной жизнью в приходах. То есть, введение качественной катехизации для нас ставит вопрос организации приходской жизни в соответствии с общинными принципами.
4. В задачи предкрещальной катехизации входит и приучение новообращенных к постоянному посещению богослужения, к личной молитве и достаточно продолжительному посту. 7 правило II Вселенского Собора предписывает заставлять оглашенных пребывать в храме и слушать поучения. Оглашенным вменялось в обязанность присутствие на богослужении, кроме Литургии верных: «Ибо не для стен диакон возглашает: «Помолимся об оглашенных»», – говорит свт. Иоанн Златоуст. Уже свщмч. Иустин Философ упоминает о том, что кроме научения вере, ко Крещению готовили постом и молитвою. Приучение к посту и богослужению у современных катехизаторов происходит по-разному. В некоторых случаях этого не требуют. В приходе прот. Дмитрия Смирнова, например, посещение богослужения обязательно. Мы в Обнинске рекомендуем, но не имеем возможности требовать и контролировать. Наиболее успешно данная задача решается при наличии хороших восприемников, которые приводят новоначальных за руку на богослужение и на Исповедь (если они уже крещены).
5. Необходимо также уделять должное внимание задаче воспитания покаянного настроя, подготовки к исповеданию грехов, которое должно подвести итог прежней нехристианской жизни. Практика исповедания грехов перед Крещением не была в древней Церкви общепринятой. Однако, на ее важность указывает, например, митрополит Иерофей (Влахос), опираясь на свт. Кирилла Иерусалимского и другие источники. Здесь же стоит отметить, что от оглашенных требовали оставления работы, которая была несовместима с христианскими представлениями о нравственности.
Воспитание покаянного настроя является одной из важнейших задач в современной системе оглашения. Практика применения ряда огласительных систем показывает, что опыт первого исповедания грехов перед Крещением чрезвычайно важен для последующей духовной жизни. Если об обязательном посте и посещении богослужения мы в современной ситуации еще не можем говорить, то об обязательной Исповеди говорить необходимо. Этот вопрос не менее важен, чем обязательная исповедь перед Причастием. Если мы от своих прихожан требуем Исповеди перед Причастием и видим в этом пользу, то, тем более, полезно приобрести опыт исповедания грехов тем, кто только начинает жизнь в Церкви. Кроме того, Исповедь перед Крещением позволяет правильно сориентировать человека и выяснить: не страдает ли человек от смертных грехов; например, не живет ли в «гражданском» браке.
6. В современных условиях сложно переоценить важность задачи выработки у христиан невосприимчивость к ересям. Об этом говорит Зонара в толковании на 46 правило Лаодикийского Собора, об этом же говорит в своих гомилиях свт. Иоанн Златоуст (с. 151 -152), а свт. Кирилл Иерусалимский даже требует от оглашенных большего: «Не уклоняйся от огласительных поучений: сколько бы ни продолжительно они говорены были, дабы мысль твоя не ослабела когда. Ибо оружие ты получаешь против сил сопротивных, против еретиков, иудеев, самарян и язычников. Много у тебя врагов, много и оружия иметь старайся, во многих мещешь стрелы, так и надобно знать тебе, как поражать ими эллина, как сражаться с еретиком, иудеем и самарянином. И вот уже оружие готово, и меч духовный еще готовее. Надлежит при том тебе благим произволением и десную руку простирать, дабы вести брань Господню, дабы преодолеть противные силы, дабы быть непобедимым при всяком еретическом нападении» (стр. 7). Огромную важность сегодня имеет противодействие сектам. Система оглашения должна и может способствовать ограждению людей от влияния сект. Подавляющее большинство современных сектантов – это люди, крещеные в православии.
6. С предыдущей задачей тесно связана необходимость очистить ум новообращенных от суеверий. Об этом говорит свт. Иоанн Златоуст в огласительных поучениях. Причем данная задача является отдельной, в виду важности проблемы и устойчивости суеверий в умах людей.
7. Решение вышеперечисленных задач связано с необходимостью выдержать время. Поэтому важной задачей системы катехизации всегда было создание пограничной зоны адаптации между миром и Церковью. Пребывание в зоне адаптации позволяло выдержать время для обдумывания столь важного шага, как принятие Крещения. Кроме того, катехизация позволяет человеку органично войти в жизнь Церкви и найти в ней свое место.
8. Последнюю задачу, которую мне бы хотелось отметить, – это оказание молитвенной помощи оглашенным. О молитвенной заботе об оглашенных говорят уже Дидахе и св. Иустин Философ.
Таковы задачи, имеющие обоснование в историческом опыте Церкви, которые можно признать базовыми для огласительной системы. Однако, работа с новоначальными не может прекратиться с принятием ими Крещения: задачи, поставленные на этапе предкрещальной катехизации, практически невозможно реализовать в полной мере за тот срок, который отводится для подготовки к Таинству. Таким образом, необходимость посткрещальной катехизации становится очевидной.
В задачи второго этапа катехизации входит:
1. Раскрыть величие христианского звания во всей его полноте;
2. Более глубоко раскрыть учение о Таинствах;
3. Предостеречь от греха, показать опасность и крайний вред от греха, совершенного после приобщения к благодати в Крещении;
4. Внушить необходимость взаимной заботы о спасении братьев-христиан;
5. Дать конкретные рекомендации, касающиеся повседневного образа жизни христиан (И.Зл. стр. 236).
Говоря о целях и задачах катехизации, нельзя не коснуться вопроса об условиях ее успешного осуществления. Важнейшими условиями эффективной организации катехизаторской деятельности являются систематизация и централизация. Сегодня в межприходской среде пока еще наблюдается тенденция к решению вопросов миссии и катехизации собственными силами. Приходы предпочитают сами вести оглашение, издавать собственные газеты и приходские листки. Однако, опыт показывает, что редко у какого прихода получается и в деле оглашения, и в издании газет, организации сайтов преодолеть кустарный уровень работы. Поэтому необходимо говорить об объединении межприходских усилий. Только таким образом мы сможем поставить миссионерскую и катехизаторскую деятельность на должный уровень.
И, в заключение, мне хотелось бы отметить, что иногда в адрес священносужителей, развивающих огласительную работу в приходах слышны голоса в защиту тех, кто не желает готовиться к Крещению. Нам говорят, что, побуждая людей к катехизации, мы можем погасить в них тягу к Церкви, которая подобна «курящемуся льну» (Мф. 12,20). Хочется отметить, что задача сегодняшней системы – не угасить курящегося льна, а поддержать его, не отсеять большую часть, а вобрать и обработать большую часть хотя бы по минимуму. Именно так мы можем сейчас выполнить заповедь любви к ближнему – встретив его, потратив на него время и силы, прожив с человеком часть его жизни так, чтобы он уже не мыслил жизни вне Церкви.
«Что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса»
(Деян. 22:16)
Преамбула
Бог обращается к человеку через евангельскую проповедь, и человек отвечает на Божий призыв через исповедание веры и покаяние, изменение образа жизни и соединение с Церковью в Таинстве Крещения.
Важно правильно расставить акценты в поэтапном приобщении человека к Церковной Полноте.
В Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви отмечено, что
традиционно воцерковление взрослых некрещеных людей проходит ряд ступеней: свидетельство (предоглашение) — оглашение — Крещение — научение (тайноводство).
В своем миссионерском служении Церковь стремится помочь человеку обрести веру в Бога, уделяя особое внимание знакомству человека с Благой Вестью, а также пробуждению доверия к Богу и Церкви, переосмыслению жизни. Подводя уверовавшего человека к духовным вратам Церкви — Таинству Крещения, миссионер передает его на попечение катехизаторов и пастырей Церкви.
Катехизация (от греч. katecheo — «оглашать, устно наставлять, учить») — это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви.
На этом этапе уверовавший во Христа человек обретает уверенность, что Церковь является хранительницей Божьего Откровения и принимает решение стать христианином. После восприятия свидетельств о Христе и Церкви (впечатлений о церковной жизни, знакомства с христианами и учением Церкви) новообращенный в определенный момент принимает решение стать учеником Христа и сделать опыт Церкви своим.
В настоящее время оглашением принято называть начальный этап катехизации — подготовку к Крещению уверовавшего во Христа человека и желающего вступить в Церковь. Оглашение имеет целью не только научение основным истинам веры, но и выявление искренности веры и в действительности покаяния человека, желающего присоединиться к Церкви Христовой. Участников подготовительных бесед перед Крещением принято называть оглашаемыми, оглашенными.
Последующий за принятием Крещения этап катехизации именуется тайноводством (беседы о значении Таинств в церковной жизни).
Далее за тайноводством следует систематическое наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту. Евангельская проповедь, благодаря которой человек поверил во Христа, посредством катехизации призвана стать практикой христианской жизни, что реализуется через вхождение в церковную общину и обретение пастырской опеки.
Указанные этапы могут иметь различную продолжительность и должны вытекать один из другого, так как упущение любого из них ведет к негативным последствиям для духовного роста православного христианина.
Ответственное отношение Православной Церкви к принятию в свое лоно новых членов проявляется в осуществлении Крещения тех лиц, которые принимают и исповедают веру Церкви: младенцев церковных родителей и восприемников («крестных родителей»), а взрослых — после подготовки к сознательному принятию Крещения.
В дореволюционной России (как и в Византийской империи) в абсолютном большинстве случаев Крещение совершалось над детьми верующих родителей, жизнь которых протекала в православной среде. Родившись в то время, человек попадал в христианское окружение, воспитывался им и соразмерял всю свою жизнь с укладом Церкви. А так как христианство стало государственным мировоззрением, институт оглашения пришел в упадок.
В советское время совершение Крещения всячески преследовалось, вследствие чего среди желающих креститься в начале XXI века оказалось огромное число россиян юношеского, среднего и даже пожилого возраста. Настоящий момент истории Русской Православной Церкви имеет множество сходных черт с апостольским временем, когда перед Церковью стояла необходимость совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми.
В Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24–29 июня 2008 года указано, что
развитие церковной жизни серьезно ставит проблему подготовки взрослых людей к принятию Святого Крещения, а также повышения уровня знаний уже принявших это Таинство. Необходимо систематизировать имеющиеся подходы и дать действенные рекомендации пастырям по совершению катехизической деятельности.
Изложенные в данной работе принципы организации огласительной практики на приходе основываются на изучении истории катехизации в Древней Церкви, наставлениях святых отцов и учителей Церкви, каноническом корпусе Православной Церкви, рекомендациях «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», одобренной Архиерейским Собором РПЦ 2008 года, документах этого Собора, рекомендациях, изложенных в докладах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, рекомендациях общецерковных документов «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» и «О крещении младенцев, родившихся при помощи „суррогатной матери“», рекомендациях Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, рекомендациях к деятельности штатного помощника благочинного и штатного помощника настоятеля по религиозному образованию и катехизации, утвержденных Управлением делами Московской Патриархии, а также на анализе накопленного опыта огласительной практики православных миссионеров и катехизаторов.
Надеемся, что сей скромный труд поможет священнослужителям и мирянам в их катехизаторской деятельности.
I. Крещение взрослых людей: подготовка и условия совершения
1.1 О необходимости приготовления взрослых людей к принятию Крещения
Оглашение (подготовку уверовавших людей к Таинству Крещения) следует проводить со всеми взрослыми, желающими принять Крещение. Недопустима практика совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными (за исключением особых случаев, например, страха ради смертного).
В текстах Нового Завета встречается следующая схема: проповедь Евангелия, его принятие и Крещение. Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана на словах Спасителя:
«идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).
В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить и после Крещения:
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19, 20).
В своем толковании на это место святитель Афанасий Великий отмечает, что
Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство.
Подобным образом значимость подготовки к Крещению описывал и блаженный Иероним Стридонский:
не может быть, чтобы тело приняло Таинство Крещения, если душа прежде не восприняла истины веры.
«С началом Великого поста, уважаемые сотрудники центра!
На апокалиптическом сайте мне попалось объявление: «20 марта 2016 г. в воскресенье в Неделю Торжества Православия в Москве в 16 часов в гостинице «САЛЮТ» состоится авторская встреча-семинар «Скорби – средство оживления духа». Семинар проводит Сергей Михайлович Масленников, катехизатор с более чем 10-летним опытом работы на приходе, автор цикла бесед «Школа покаяния: О пути ко спасению»… Личная страница автора в интернете: http://уралзвон.сайт
Адрес : г. Москва, Ленинский проспект дом 158, гостиница «САЛЮТ» «Синий» конференц-зал. Проезд: ст. метро «Юго-Западная», первый вагон из центра, 2 раза налево, маршрутное такси 22; автобус 720 или 144. Остановка «Гостиница Салют». Спуститься через подземный переход к гостинице (24 этажное здание).
Пешком от м. «Юго-Западная»: первый вагона из центра после турникетов налево, потом выход на улицу направо; идти вдоль проспекта Вернадского 15-20 минут; либо также пешком от ст.метро «Тропарево».
ВХОД СВОБОДНЫЙ. Телефон для справок: 8-912-675-98-58″.
При этом известно, что правящий архиерей Екатеринбургской епархии распорядился, чтобы господин Масленников не учил на территории епархии, на официальном сайте Московской Патриархии размещен текст «О духовном вреде книг и выступлений Сергея Масленникова» (http://www.patriarchia.ru/db/text/4080490.html), тем не менее, он продолжает «окормлять» людей в самых разных городах и весях нашей страны».
Добавить комментарий