Оскорбление чувств верующих
Содержание
- Что по закону является оскорблением чувств верующих?
- Закон об оскорблении чувств верующих: вчера и сегодня
- Что является преступлением?
- Какие именно действия наказуемы?
- Как определить, являются ли конкретные высказывания оскорблением?
- Все ли религии равны перед законом?
- Изменения в законодательстве
- Примеры правонарушения
- Оценка действий правонарушителей
- Сложности назначения уголовного наказания
- Ответственность и сроки
- Вопрос равенства религий
- Судебная практика
- Оскорбление религиозных чувств
- Оскорбляются ли чувства верующих?
- Оскорбление чувств верующих — как с этим быть?
- Оскорбление чувств верующих — статья 282 УК РФ + религиозные чувства
- Оскорбление чувств верующих что это
- Что считается оскорблением религиозных чувств
- Привлечь виновника
- Статья 148 УК РФ
- Доказать нарушение закона
- Доказать вину в суде
- Помощь юриста
Что по закону является оскорблением чувств верующих?
Изменения в российском законодательстве, ужесточающие ответственность за оскорбление чувств верующих, оставляют немало вопросов. Что именно является оскорблением, верующие каких вероисповеданий пользуются особой защитой — четкого ответа на эти вопросы пока что нет. Тем не менее попробуем разобраться, за какие именно действия предусмотрена ответственность.
Закон об оскорблении чувств верующих: вчера и сегодня
Что является преступлением?
Какие именно действия наказуемы?
Как определить, являются ли конкретные высказывания оскорблением?
Все ли религии равны перед законом?
Закон об оскорблении чувств верующих: вчера и сегодня
В 2013 году в ст. 148 УК РФ были внесены изменения. Ранее эта статья предусматривала уголовную ответственность только за действия, при которых чинятся препятствия проведению обрядов верующим или деятельности организаций религиозного характера. Однако позднее содержание статьи законодателем было радикально пересмотрено, и с 2013 года она действует в новой редакции. Прежний состав — это теперь лишь третья часть этой статьи, а первой частью стало указание на то, что преступными являются действия, совершенные публично, направленные на оскорбление чувств верующих и выражающие открытое неуважение к членам общества.
Необходимость в принятии такого закона — вопрос до сих пор дискуссионный. Дело в том, что в УК РФ действовали и действуют до сих пор другие статьи со схожим составом. Так, ст. 213 карает за хулиганство, то есть за действия, грубо нарушающие порядок и ставящие целью продемонстрировать отсутствие уважения к обществу — при этом п. 2 ч. 1 этой статьи специально говорит о совершении этого преступления в связи с религиозной ненавистью. Ст. 282 УК РФ говорит об ответственности за возбуждение вражды и унижение достоинства, в том числе и по мотивам вероисповедания. Наконец, если осквернению подверглось здание или имущество, используемое для религиозных целей, наступает ответственность по ст. 214 УК РФ — за вандализм.
С другой стороны, само по себе понятие «оскорбление чувств верующих» уже существовало в российском законодательстве с 1993 по 1996 годы. В еще действовавшем тогда УК РСФСР имелась ч. 2 ст. 143, чей состав во многом был похож на нынешнюю редакцию ч. 2 ст. 148 УК РФ. Единственным существенным отличием статьи из УК РСФСР было то, что в ее составе специально предусматривалось в качестве квалифицирующего признака и использование средств массовой информации, в то время как сейчас это уже не требуется. Действие ст. 143 прекратилось вместе с отказом от УК РСФСР, поскольку в 1996 году был принят УК РФ.
Кроме того, на момент принятия новой редакции ст. 148 УК РФ уже существовала административная ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан. Однако в 2013 году произошла своеобразная рокировка: это понятие было перемещено в УК РФ, а статья КОАП РФ теперь карает только за нарушение права свободы совести и вероисповедания, а также за вандализм в отношении религиозных книг, зданий и символов.
Что является преступлением?
УК РФ, говоря о наказании за оскорбление чувств верующих, предусматривает следующие признаки этого преступления:
- Оно должно быть совершено публично. Наедине с самим собой или в кругу единомышленников можно делать, говорить и писать все что угодно.
- Оно должно выражать явное и недвусмысленное неуважение к обществу в целом. В этом такое преступление очень похоже по признакам на хулиганство.
- Наконец, целью действий виновного должно быть именно оскорбление.
На последнем пункте стоит остановиться особо. Такой квалифицирующий признак, как цель, подразумевает, что действия, хотя и являющиеся сами по себе оскорбительными для религиозных людей, совершаются именно с целью их оскорбить. Таким образом, для применения статьи об оскорблении чувств верующих необходимо каждый раз доказывать, что преступление совершалось с прямым умыслом (т. е. виновный знал о том, что совершает оскорбление и при этом хотел именно такого результата), а не с косвенным (когда виновный о том, что творит, вообще не думал, хотя мог и обязан был понимать последствия).
Что же до самого оскорбления, то по закону под ним понимается ущерб, причиняемый чести и достоинству, выраженный в неприличных формулировках. Сам УК РФ, разумеется, не содержит определений этих терминов, но по общему смыслу норм права можно сделать вывод, о том, что:
Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.
- под честью и достоинством надо понимать оценку человека с точки зрения морали как самим собой, так и окружающими (уважение и самоуважение) — более четко разница между понятиями «честь» и «достоинство» в праве не обозначена;
- форма, в которой было сделано высказывание, должна быть именно неприличной, то есть не соответствующей нормам морали, существующим в данный момент в обществе.
Какие именно действия наказуемы?
Ст. 148 УК РФ говорит об ответственности за оскорбление чувств верующих. К сожалению, определить, что такое религиозные чувства, крайне сложно. На практике под ними можно понимать, например, глубокую эмоциональную привязанность к объекту поклонения в соответствующей религии, однако такое определение в законе не зафиксировано. Тем не менее можно попытаться выделить некоторые конкретные действия, за совершение которых ответственность по описываемой статье будет наступать в любом случае.
Первым из них является оскорбление. О нем подробнее будет сказано ниже — заметим только, что здесь будет важен не только смысл высказывания, но и его формулировка. Собственно, даже на бытовом уровне заметна разница между высказываниями «Иванов не кажется мне слишком умным» и «Иванов — законченный дурак». Первое будет лишь оценочным мнением конкретного лица, второе становится уже оскорблением, на которое тот самый Иванов имеет полное право обидеться и подать в суд.
Помимо оскорбления религиозных чувств статья предусматривает ответственность и за препятствие работе религиозных организаций или проведению обрядов и церемоний. Так, к примеру, граждане, которые попытаются сорвать согласованный с муниципальной администрацией крестный ход, будут отвечать по закону. Если же кто-то станет это делать с использованием служебного положения или угрожая насилием, ответственность усилится.
Необходимо заметить, что уголовная ответственность наступает лишь за вмешательство в деятельность организаций. Закон в России делит объединения верующих на 2 типа:
- Религиозная группа — добровольное объединение людей, исповедующих одну и ту же веру. Группа не является отдельным лицом с точки зрения закона, и все имущество, которое необходимо для религиозных обрядов и церемоний группы (утварь, священные предметы, помещения для служб и т. д.) находится в собственности конкретных прихожан.
- Религиозная организация — надлежащим образом зарегистрированная группа, существующая не менее 15 лет и состоящая не менее чем из 10 прихожан.
Таким образом, чтобы привлечь к ответственности за оскорбление чувств верующих, приверженцы конкретной религии должны входить в организацию. В том случае, если права верующих нарушаются, а организации нет, они могут либо заявить о совершении другого преступления (к примеру, об уголовном хулиганстве, совершенном по мотивам религиозной ненависти, или причинении вреда имуществу конкретного прихожанина, если уничтожены их святые символы или здание для обрядов подверглось акту вандализма), либо защищать свои права в порядке, предусмотренном ГК РФ или КОАП РФ.
Как определить, являются ли конкретные высказывания оскорблением?
Чтобы применить закон об ответственности за оскорбление религиозных чувств и убеждений, необходимо, чтобы оскорбление имело место. А это не так просто. На бытовом уровне термины «обида» и «оскорбление» очень часто путаются, однако не каждое высказывание, которое вызвало обиду, является оскорбительным. Поэтому по делам, касающимся оскорблений, часто приходится проводить лингвистическую экспертизу.
Эксперты-лингвисты выделяют ряд признаков, при наличии которых имеет смысл говорить о том, что высказывание не просто причинило обиду, но является оскорблением в правовом смысле:
- Высказывание является негативным по отношению к лицу (в данном случае — религиозной общине, коллективу верующих, наконец, просто ко всем людям, разделяющим конкретные религиозные убеждения).
- Высказывания обращены именно к этим лицам или рассчитаны на то, что будут доведены до их сведения.
- Негативные высказывания характеризуют личность потерпевших.
- Высказывания были сделаны в неприличной форме (ругательства, матерная брань, осквернение или уничтожение символов и т. д.).
- Высказывания были сделаны публично (в СМИ, Интернете, официальном документе и т. п.).
- Содержание высказываний направлено на унижение чести и достоинства потерпевших.
При отсутствии хотя бы одного из этих признаков возбуждать уголовное дело бессмысленно.
Все ли религии равны перед законом?
Конституция РФ предусматривает, что Россия — светское государство. Никакая религия не может быть обязательной, а все объединения отделены от государства и равны. Это легко понять: наша страна самая многонациональная в мире, и в ней есть приверженцы практически всех существующих религий и конфессий. Выделение любой из них неизбежно приведет к нарушению прав всех других верующих. Более того, Конституция прямо предусматривает право каждого человека (не только гражданина!) выбирать себе любую веру или быть атеистом.
Тем не менее ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в своей преамбуле прямо говорит о том, что православие имеет особую роль и уважаются религии, которые неотъемлемо входят в историческое наследие народа. Значит ли это, что вероисповедания в нашей стране нужно делить на сорта, одни из которых имеют особый статус, а другие ютятся где-то на задворках правовой области?
Разумеется нет. Действительно, большую часть населения страны составляют русские, и среди них самая распространенная религия — это православное христианство. Но в России существует достаточно мощная исламская община, силен буддизм и уже много веков существуют иудаистские общины. Больше того, некоторые российские народы до сих пор исповедуют язычество. Следовательно, хотя об оскорблении чувств верующих чаще всего говорят применительно к православию, правоохранительные органы должны защищать и законные интересы верующих, принадлежащих к другим религиям.
Каждый гражданин имеет право на свободное выражение своих религиозных взглядов.
Задевающие чувства верующих людей оскорбительные действия являются нарушением закона и предусматривают определенные виды наказаний.
Какие доказательства в уголовном деле являются недопустимыми? Узнайте об этом из нашей статьи.
Изменения в законодательстве
До 1997 года в РФ действовала редакция Уголовного кодекса, в которой за преступления религиозной направленности предусматривалось лишение свободы.
По ст. 143 данного документа нарушителям установленных норм грозили выплата штрафа, лишение свободы (до 3 лет).
Нарушением считались любые действия, которые препятствовали верующим людям выражать их взгляды, придерживаться выбранной конфессии: насильственные действия, угрозы, порча имущества граждан и общественных религиозных организаций и т.д.
Если противоправные действия выражались исключительно в оскорблениях, носящих публичный характер и осуществляемых с привлечением средств массовой информации, то срок заключения сокращался до 1 года, до выплаты соразмерного штрафа.
С 1997 года по 2013 год преступления религиозного характера относились к административным правонарушениям и рассматривались соответствующей статьей кодекса, действующей и в настоящий момент.
В этот период любые противоправные поступки, препятствующие людям свободно проявлять свои религиозные убеждения, выбирать вероисповедание, вступать в организации влекли за собой наложение штрафа на виновных лиц.
Также, штрафы предусматривались за публичное осквернение, порчу, уничтожение предметов религиозного направления (эмблем, символов).
Поправки 2013 года, касающиеся данного вопроса:
- наступление уголовной ответственности;
- увеличение административных штрафов.
Примеры правонарушения
Что такое оскорбление чувств верующих? Следующие поступки могут быть признаны противоправными, оскорбляющими верующих граждан:
- Надругательство над предметами, символами, знаками. Это может быть демонстративное поджигание, топтание или иные действия, нацеленные на нанесение физического вреда важным для верующих объектам.
- Публикация картинок, высмеивающих религию. Такие картинки могут быть размещены в газетах, журналах или в интернете.
- Съемка видео, в котором звучат оскорбления в адрес религии.
- Посещение религиозных мероприятий, обрядов с целью негативного вмешательства в ход церемоний (оскорбление присутствующих, организация беспорядков и погромов).
Оценка действий правонарушителей
Существует большое количество споров относительно правомерности назначения административных, уголовных наказаний людям, выражающим свое пренебрежение к религии.
Ряд специалистов придерживается мнения о том, что свобода выбора и свобода слова должны распространяться не только на верующих граждан, но и на неверующих.
С этой точки зрения лица, выступающие против какой-либо религии, имеют право на выражение своей позиции, в том числе путем публичных выступлений.
Данное обстоятельство приводит к тому, что большое количество судебных процессов об оскорблении чувств верующих затягиваются ввиду сложности определения состава преступления.
Не всегда суд может вынести объективное решение о том, являлись ли конкретные действия подсудимого противозаконными.
Наказуемы следующие деяния:
- публичное осквернение предметов, имеющих религиозное значение;
- препятствие выбору веры, выбору религиозной организации, участию в обрядах;
- публичное оскорбление веры (картинки, видео, высказывания);
- препятствие деятельности организаций;
- препятствие проведению обрядов, церемоний.
Отдельную сложность для суда представляет оценка высказываний, задевающих чувства верующих.
Законодательством не предусмотрено, какой конкретно характер высказываний является недопустимым.
Боле того, свобода выбора вероисповедания, свобода слова предусматривают определенные права граждан на выражение ими своих религиозных взглядов.
Так, отрицание религии может рассматриваться как проявление атеизма или свободы вероисповедания, на которые гражданин имеет право.
Но высказывания, содержащие негативные замечания в адрес конкретной религии, высмеивание символов и ритуалов, имеющих значение для верующих, уже могут расцениваться как оскорбительные.
Сложности назначения уголовного наказания
Ст. 148 УК по оценкам экспертов нуждается в доработках, поскольку существующие на данный момент формулировки не позволяют объективно определить наличие состава преступления.
В статье защищаются исключительно права верующих граждан, и никак не предусматривается свобода выражения своих убеждений атеистами, составляющими в настоящее время значительную часть общества.
Граждане, стремящиеся высказать свое негативное мнение о религии в целом или о ее конкретных направлениях, также должны быть защищены законом.
Формулировка «оскорбление чувств верующих», применяемая в п. 1 ст. 148 УК является достаточно размытой, лишенной конкретики.
Необходимо расширение данной формулировки, что позволит облегчить процесс определения состава преступлений подобного характера.
Для того, чтобы признать действия или высказывания гражданина умышленными и соответствующими положениям данной статьи, следует доказать осознание им противоправности своего поступка в момент его совершения.
Умышленное нанесение оскорблений религиозного характера подразумевает, что человек ознакомлен с правилами и принципами конкретной религии и понимает, что совершаемые им поступки противоречат существующим нормам.
При этом сами поступки должны совершаться преднамеренно. Соответственно, уголовное преследование граждан по ст. 148 УК может происходить при наличии доказательств об умышленном оскорблении виновным лицом сторонников какой-либо веры.
Ответственность и сроки
За оскорбление верующих предусматривается административная, уголовная ответственность.
Наказания, предусмотренные Административным кодексом (ст. 5.26):
- Препятствование реализации гражданами их прав, гарантирующих свободу вероисповедания: штраф (от 10 тыс. — 1 млн. рублей). Размер штрафа варьируется для физических, юридических, должностных лиц.
- Осквернение предметов, имеющих значение для верующих: штраф (30 — 200 тысяч), обязательные работы (до 120 часов).
Меры пресечения за уголовные преступления (ст. 148 УК) зависят от вида правонарушения, от обстоятельств дела. Осуждению по данной статье подлежат лица, совершившие следующие деяния:
- публичные поступки, оскорбляющие верующих;
- антиобщественные действия в местах, имеющих религиозное значение;
- препятствование проведению церемоний, обрядов, осуществлению религиозной деятельности.
Возможны следующие меры пресечения:
- штраф (до 500 тысяч, доход за три года);
- обязательные работы (до 480 часов);
- принудительные работы (до 3 лет);
- исправительные работы (до 1 года);
- арест (до 3 месяцев);
- лишение свободы (до 3 лет).
Вопрос равенства религий
Ст. 14 Конституции РФ определяет, что у нас не существует государственной религии, являющейся обязательной.
Все религии отделены от власти и равны перед законом.
Иными словами, свобода выбора вероисповедания является конституционным правом граждан. Любое направление веры защищено законом от противоправных действий.
Судебная практика
Примеры из судебной практики:
- Находясь в буддийском храме в республике Калмыкии, выходец из Дагестана Османов С. демонстративно помочился на пол и ударил ногой статую Будды. Свой поступок нарушитель снял на видео и выложил в интернет. Подобные действия оценивались по ст. 148 (оскорбление публичным способом чувств верующих), по ст. 282 (возбуждение ненависти, вражды).
Мера пресечения, назначенная нарушителю — лишение свободы условно. Срок заключения — 2 года.
- Краснов В. в публичной переписке в сети «ВКонтакте» отрицал существование Бога, называл Библию набором сказок. Судебный процесс, включающий проведение психиатрической экспертизы, независимой экспертизы подсудимого, завершился безрезультатно. Уголовное преследование было прекращено из-за окончания сроков давности.
Данное дело, вызвавшее большой общественный резонанс, лишний раз подтвердило несовершенство законодательства в вопросе защиты прав верующих и неверующих граждан. Суд так и не смог прийти к решению, является ли публичное отрицание существование Бога правонарушением.
- К. Казанцев, Р. Шайдуллин сделали соломенное чучело, привязали к кресту, являющемуся поклонным. Осужденные добавили надписи, оскорбляющие христианскую веру. Поскольку действия нарушителей носили публичный характер, совершались в месте, имеющем особое значение для верующих, наказание выносилось на основании статьи 148 УК. Мера пресечения — обязательные работы (230 часов).
Таким образом, оскорбление верующих может привести к наступлению административной, уголовной ответственности.
Нередко возникает сложность при квалификации подобного рода деяний ввиду отсутствия явного состава преступления.
Что грозит за оскорбление чувств верующих:
Оскорбление религиозных чувств
Поделиться:
Появление изменений в 148 статье УК РФ уже привело к нескольким судебным процессам с обвинительными приговорами. Так, например, житель Сочи Виктор Ночевнов признан виновным по статье 148 УК (оскорбление чувств верующих) за перепост на своей странице в соцсети «ВКонтакте» семи карикатур с изображением Иисуса Христа. Существуют и другие судебные решения по этому поводу.
Очевидно также, что после появления статьи 148 и реальных судебных приговоров появилось намного большее количество случаев, которые не доходят до официального решения суда, но которые проявляются в запугивании реальными судебными прецедентами людей, размещающих картинки антирелигиозного, атеистического характера, или свои мнения в социальных сетях. Теперь эти люди не могут откровенно высказываться на эту тему, опасаясь судебного преследования.
Напомню, как звучит эта статья в оригинале. УК РФ, Статья 148. «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий. 1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, — наказываются… 2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, — наказываются… 3. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний — наказываются…
Что же произошло на самом деле? Коренным образом изменило смысл статьи, которая и раньше существовала в УК РФ, слово «публичное». Если бы было просто слово «действие», то оно означает именно физическое действие в реальном мире. А словосочетание «публичное действие» уже трактуется судами, как высказывания, печатания и перепечатывания статей, карикатур и пр., в том числе и в социальных сетях. Это одно слово в корне изменяет суть статьи.
Одним из инициаторов поправок в ст.148 был Ярослав Нилов, заместитель руководителя фракции ЛДПР, председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций. В разговоре со «Снобом» он сказал: «Законопроект был написан в 2012 году, а начало 2012 года — это период обострения религиозного вопроса у нас в стране. Это касалось не только РПЦ, хотя она и была подвержена серьезным атакам. Так называемый крестоповал стал проявляться в разных регионах, случались теракты, были убиты духовные лидеры. Протестанты ощутили серьезную угрозу — был уничтожен их храм. Иудеи получили различные надписи на синагогах. Все это, учитывая пробелы в законодательстве, потребовало серьезного вмешательства. Граждане начали заниматься самосудом, чего мы допустить не могли. Те молодые люди, которые шли с изображением оскверненной Божией Матери на футболках, они нарушали административное законодательство. Да, они получали штраф 1000 рублей — и это их не останавливало. Но при этом они провоцировали православных активистов. Поэтому мы разработали поправки вместе с религиозными организациями.»
Легко заметить, что в обосновании введения более жесткой трактовки существующей статьи Я.Нилов использовал случаи именно реальных противоправных ДЕЙСТВИЙ, а ни в коем случае высказываний. И во всех этих случаях противоправных действий — крестоповала, убийств, самосуда, рисовании надписей на синагогах и демонстраций надписей на майках — конечно же должна разбираться полиция. И позднее передавать в суд материалы про противоправные действия и уголовные преступления.
После такого изменения редакции статьи, которую, кстати, в Госдуме разрабатывали вместе с «религиозными организациями» без привлечения атеистических организаций, произошло качественное изменения содержания статьи, т.к. появилась возможность судить не за «действия», а за «публичные действия», которые в русской лингвистической интерпретации подразумевают также словесные высказывания против религии. Таким образом, с добавлением одного слова появилась огромная принципиальная разница в смысле этой статьи УК, которая позволяет судам выносить решения и за публичные высказывания.
Причем 148-я статья в такой редакции вошла в явное противоречие с другой более важной и главной 29-й статьей Конституции Российской Федерации, которая гласит в первом пункте «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Также 148-я статья противоречит ратифицированной Россией в 1998 году Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая предусматривает обеспечение права на свободу выражения мнения (статья 10): «1. Каждый имеет право свободно выражать своё мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ…»
В стремлении скрыть такое противоправное действие и обосновать такое казалось бы незначительное изменение содержания сатьи, власти России пошли даже на внедрение дезинформации в статью Википедии про оскорбление религиозных чувств, к которой обращаются интересующиеся историей вопроса. В ней написано, что «Уголовный кодекс РСФСР 1960 года, действовавший в РФ до 1997 года, запрещал «скорбление чувств и убеждений граждан в связи с их отношением к религии с использованием в этих целях средств массовой информации или в иной публичной форме» (ст. 143) под угрозой наказания до одного года лишения свободы».
У меня закралось сомнение в подлинности этой формулировки из-за современного слова СМИ, которое не так широко использовалось в те годы, как сейчас. И точно, основательно покопавшись в интернете (обычно находятся все статьи с формулировкой после 1997г.), можно найти такое содержание оригинальной статьи 1960г., которая действовала до 1997г. В ней сказано следующее.
«Статья 143. Воспрепятствование совершению религиозных обрядов. Воспрепятствование совершению религиозных обрядов, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан, — наказывается…
Статья 143.1. Организация объединений, посягающих на личность и права граждан. Организация религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с причинением вреда здоровью граждан или с иными посягательствами на личность или права граждан либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или совершению иных противоправных действий, а также руководство таким объединением — наказывается… Активное участие в деятельности объединения, указанного в части первой настоящей статьи, а равно систематическая пропаганда, направленная на совершение указанных в ней деяний, — наказывается…».
Ни про какие чувства в статье 143 речи не идет. Именно такая статья была во времена СССР и в России вплоть до 1997г., когда в статью было введено понятие «оскорбление чувств». Причем статья Википедии «Оскорбление религиозных чувств» предумышленно обманывает читателя. Создатели этой статьи явно пытались скрыть тот факт, что ни про какое словесное оскорбление чувств до 1997г. не судили. Тогда судили только за конкретные действия. А это принципиально разные вещи.
Таким образом, законодательная власть России с принятием изменений в ст.148 совершила антиконституционнай акт, противоречащий статье 29 Конституции РФ, которая гарантирует свободу слова.
Оскорбляются ли чувства верующих?
Чуть более недели назад в Санкт-Петербурге состоялся пикет против закона об оскорблении чувств верующих (статья 148 УК РФ). Некоторые пикетчики назвали себя священниками «Апостольской православной церкви». В руках они держали плакаты с надписями типа: «Чувства верующего оскорбить невозможно», «Бог поругаем не бывает» и проч. Людей собралось совсем немного, можно было и не заметить подобный микропикет, но алчные до всяких протестных акций СМИ тут же распространили новость по всевозможным каналам. Дескать, вот продвинутые питерские священники ничем таким не оскорбляются, а кондовые православные все продолжают выдумывать какую-то ерунду об «оскорблении» их чувств.
Фото: страница Натальи Введенской в Facebook
Тему активно обсудили на некоторых блогах, со всеми обычными «за» и «против». Инцидент в очередной раз показал, что данный вопрос продолжает быть актуальным, вызывает разные мнения, и требует серьезного обсуждения в церковной среде. К сожалению, тезис «Бог Сам постоит за Себя» приходится слышать не только от неканонических священников Петербурга, но и от многих наших церковных людей.
* * *
Итак – можно ли оскорбить чувства верующего? Когда я слышу этот вопрос, приходит на ум следующая ситуация. Если при мне будут поносить моего земного отца, какова должна быть моя реакция? Допустим даже, что отец еще в силах, и сам может покарать обидчика – буду ли я хладнокровно молчать, никак не реагируя на оскорбления моего родителя? Вряд ли нормальный человек в таком случае останется безучастным. А что же говорить о хуле на Отца Небесного, Которого мне заповедано любить больше отца земного? Неужели моим ответом станет равнодушное молчание? Конечно, далеко не всякий случай богохульства требует привлечения именно к уголовной ответственности. Есть очень разные ситуации. Но сам принцип «невозможности оскорбления чувств верующего» ошибочен даже в такой, простейшей нравственной оценке.
На тезис «невозможности оскорбления чувств» можно взглянуть и с антропологической точки зрения. Оставим сейчас чувства верующего и спросим про обычные чувства любого человека – можно ли их оскорбить? Конечно можно! Вообще, значение глагола «оскорбить» словарь Ушакова определяет как «крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-чему-нибудь». Относится ли данный глагол к чувствам вообще? Несомненно. Вряд ли стоит доказывать, что чувствам можно причинить боль. А теперь вновь соединим словосочетание «оскорбить чувства» с личностью верующего человека. Неужели у верующего, кроме духовного чувства, нет и обычных, душевных чувств по отношению к своей вере? Есть, и они могут быть унижены, оскорблены. Верующему любой религии естественно испытывать боль, когда у него на глазах попирается самое святое в его жизни.
* * *
Если говорить конкретно о христианстве, то Священное Писание уж точно нигде не говорит, что издевательство над святыней надо молчаливо попускать под видом «любви» и «неосуждения». В Ветхом Завете богохульника побивали камнями (см.Лев.24,10-16). В Новом Завете апостол Павел пишет, что противящихся здравому христианскому учению необходимо обличать, а упорным противникам веры заграждать уста (см.Тит.1,9-11). Да, о заявлениях в милицию в новозаветных текстах ничего не сказано, но в то же время, равнодушие христианина к хуле на христианское учение также исключается. Какая-то реакция, с оглядкой на ситуацию, должна иметь место. Как пример можно вспомнить поступок Священного Синода в отношении богохульника Льва Толстого.
Очень важный для нашей темы эпизод дает книга «Апокалипсис». В 13й главе описывается зверь с семью головами и десятью рогами, выходящий из моря. Церковные экзегеты традиционно видят в нем личность антихриста. Тайнозритель указывает, что на головах зверя были имена богохульные… и даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно… и отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе (Отк.13:1, 5, 6). Антихрист, которому с удовольствием поклонятся все, живущие на земле (см.Отк.13,8), будет великим богохульником. Он похулит не только Самого Бога, но и жилище Его (Церковь и святых), а также живущих на небе (ангелов). Самое поразительное, что подобное кощунство уже никого не оскорбит – ведь сказано, что большая часть людей добровольно поклонится антихристу, говоря: кто подобен зверю сему? (Отк.13,4).
Очевидно, тогда уже всех все устроит, ибо люди будут к этому подготовлены. Хула станет обычным делом, к ней вполне привыкнут. Вначале по фальшивому снисхождению к грешнику, «по любви». Дескать, Бог ему судья, пусть говорит что хочет, а мы должны терпеть и «молиться за него». Возможно, впоследствии право на кощунство получит юридический статус, а потом закрепится как некий параллельный вид религиозности. «Можно хвалить Бога, а можно и хулить Его. Какая разница? Я свободен в своих желаниях, а верующие пусть не обижаются. Они вот и сами признают, что их чувства оскорбить невозможно». Подобный образ мыслей будет в тренде, и богохульство станет нормой.
Жутко? Еще как. А ведь мы сами приближаем это страшное время своей легкомысленностью и… теплохладностью. Потому что кто сильно любит, тот сильно и ревнует. Отстаивание права на хулу и всякого рода сюсюканье с кощунниками обличает нас в отсутствии подлинной любви к Богу и святости. Уверен, что убиенный священник Даниил Сысоев никогда не потерпел бы рядом с собой богохульство. Также, никто из современных нам старцев и опытных духовников не предложил «попить чаек и поговорить» со скандально известными девицами, плясавшими в главном храме страны. Кто любит Господа, не может быть снисходителен к поношению Его. Да, понятно, что жесткая риторика Иосифа Волоцкого или Феодора Студита в отношении еретиков и богохульников сегодня уже не всегда уместна – но как тысячу лет назад, так и сейчас грех разлагает общество изнутри. А самый страшный из них – открытое издевательство над святыней, глумление над Богом и верой в Него.
* * *
Конечно, в разговоре на эту тему можно открыть Писание и на других страницах, и подойти к вопросу с иных сторон. Здесь еще не все понятно – что именно расценивать как нарушение статьи, и какие меры вообще могут быть уместны или неуместны. Дискуссия допустима и необходима. Но равнодушие – недопустимо. А слова о «невозможности оскорбления чувств» — это и есть маска равнодушия, да еще и одеваемая сразу на всех верующих без разбора. Я, по крайней мере, носить эту маску не согласен. Надеюсь, что и вы тоже.
>«Если я невзначай оскорблю неверующего, то попрошу у него прощения»
Оскорбление чувств верующих — как с этим быть?
— У наших соседей, в Ставропольском крае, недавно случилась история, достойная не начала 21 века, а времён царя Алексея Тишайшего или испанской инвизиции. Началось всё с того, что в соцсетях поспорили верующий с атеистом. Один в качестве довода в дискуссии привёл цитату из апостола Павла, а другой ответил ему, что «Бога нет», а «Библия – сборник еврейских сказок».
Казалось бы – ну поспорили и поспорили, мало ли на просторах Сети ежедневно случается стычек на разные темы, зачастую и ещё более острых? Но на этот раз «богословский» диспут получил совершенно неожиданное продолжение – верующие участники спора написали на атеиста заявление в полицию. И началась фантасмагория – на блоггера завели уголовное дело по статье «за оскорбление чувств верующих», изъяли компьютер, а самого его следствие отправило на месячную психиатрическую экспертизу. Сейчас идёт судебный процесс. Как вы прокомментируете эту историю?
— В связи с этим мне сразу вспомнилась другая история, которую меня тоже просили прокомментировать. Недавно пронеслась новость, что Церковь, якобы, хочет запретить изучение в школе Чехова, Бунина и Куприна. Я начал искать подробности в Интернете, и выяснилось, что протоиерей Артемий Владимиров (кстати, тоже писатель, член Союза писателей России, кандидат филологических наук и человек, который безумно любит русскую литературу и является её подлинным знатоком, так что обвинить его в том, что он является каким-то невежественным обскурантом и мракобесом, очень сложно) просто предложил заменить в школьной программе несколько рассказов, темы которых касаются супружеских измен и других неоднозначных предметов, на другие.
Я потом перечитал один из этих рассказов, чеховский «Про любовь», и полностью согласился с протоиереем, без этого рассказа школьникам вполне можно было бы обойтись. Без «Дамы с собачкой» и «Вишнёвго сада» обойтись нельзя, а без этого – можно. И отец Артемий сказал всего лишь, что совершенно необязательно рекомендовать школьникам именно эти рассказы. Однако же из этих слов отца Артемия раздули огромный скандал, просто утаив часть правды и исказив слова священника, чтобы обвинить его в обскурантизме и черносотенстве.
Мне почему-то кажется, что и в этой истории со ставропольским блоггером тоже имело место что-то подобное. Потому что много кто говорил и что «Бога нет», и что «Библия – сборник сказок», но ни к кому ещё на этом основании не приходили полицейские и не изымали компьютер. Вполне возможно, что имело место что-то ещё, более серьёзное, что осталось «за кадром».
— А как вы считаете, принятие закона о защите чувств верующих – это позитивное явление? Он действительно нужен верующим?
— Я уже не раз говорил, что, по-моему, как раз неверующие люди больше нуждаются в защите своих чувств, чем верующие. У нас почему-то принято считать, что религиозные чувства верующего оскорбить намного легче, но, на мой взгляд, дело обстоит совершенно наоборот. У верующего есть выход на перспективы Вечности. Он понимает, что если его здесь и сейчас кто-то безнаказанно оскорбляет и обижает, то в конечном итоге Бог всё расставит по своим местам. А у атеиста возможности такой апелляции нет. Для него остаётся только земной суд и закон, и только государство может защитить его чувства. Поэтому я считаю, что законы о защите чувств должны работать в обе стороны.
А вообще то, что граждане обращаются в суд – это нормальное явление. Что здесь плохого? Суды и законы нужны для правового регулирования отношений между людьми. А если закона не будет, то эти люди начнут сами регулировать свои отношения, и возможно самым нежелательным образом. Как пример можно привести того же Энтео и ему подобных. Я сторонник того, чтобы люди решали свои разногласия цивилизованным способом, в суде, а не варварскими методами на улицах.
При этом хочу ещё раз подчеркнуть, что законы не должны действовать однобоко. Если они будут защищать исключительно интересы верующих и игнорировать права неверующих, то это будет неправильно.
— А вправе ли христианин вообще писать какие-либо жалобы и обращаться в суд? Не говоря уже о том, чтобы доказывать свою правоту кулаками? Ведь если он настоящий христианин, то должен следовать словам Христа, который говорил в Нагорной проповеди: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». А если он не следует заповедям Христа, то он по факту не является христианином, и тогда о каких оскорблённых христианских чувствах можно вообще говорить?
— Во-первых, у человека не могут быть отобраны гражданские права на основании того, что он – христианин. А право обратиться в суд – неотъемлемое право любого человека. Заповеди же Христа следует воспринимать как некий эталон, которого могут достичь далеко не все. И любовь к врагам, и ответ добром на зло – это высшие христианские ценности. А многие из нас не дошли ещё и до самых азов христианства.
Христос говорил: «Раздай имение своё нищим и следуй за Мной». При этом далеко не все христиане готовы отказаться от имущества, от собственности, и пойти в монахи. Но нельзя же им на этом основании отказать в звании христианина. Христос сказал, что если будете иметь веру, то сможете переставлять с места на место горы. Мы не можем переставлять горы, но это же не значит, что у нас совсем нет веры. Так и здесь – многие православные не готовы обращать другую щёку просто по причине своего несовершенства.
— А настоящий христианин, такой, каким он должен быть, например, кто-нибудь из Святых Отцов, не стал бы в аналогичном случае подавать в суд?
— Думаю, что скорее он написал бы какое-нибудь апологетическое сочинение, или сказал бы «Прости им, Господи, не ведают, что творят».
— Включая святого Николая Мирликийского, который, по церковной легенде, доказывал на Никейском соборе свою правоту еретику Арию затрещинами, или Иоанна Златоуста, призывавшего «освятить руку»?
— Есть все основания считать, что описание «заушения» святителем Николаем Ария – не более чем легенда, вставленная в жития святого не ранее XVI века. Ни в каких более ранних источниках – ни в житии, написанном в X веке Симеоном Метафрастом, ни «Четьях Минеях» этого эпизода нет.
Что же касается святого Иоанна Златоуста – во-первых, из его жития следует, что сам он, вопреки своим словам, никогда руку подобным образом не «освящал», а во-вторых, цитата эта, выдернутая из контекста того времени и тех культурно-исторических реалий, совершенно неправильно понимается и трактуется современными «энтео». На самом же деле речь идёт не столько о наказании, сколько о вразумлении богохульника, которым его можно спасти от наказания по действующим законам того времени, которое могло быть гораздо более тяжким. Как в наше время родители делают строгое внушение своему непослушному ребёнку, с тем, чтобы отвратить его от вещей, могущих принести ему большие проблемы в будущем. А телесные наказания для детей в ту эпоху были общепринятой практикой, и вопрос о правомерности или неправомерности их применения даже не стоял.
— Закон о защите чувств верующих был принят после приснопамятного панк-молебна группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. Мнения православных по поводу этой выходки разделились. Большинство были за самые тяжкие кары для кощунниц, но другие, как например, Андрей Кураев выступили против их уголовного преследования и тюремных сроков. А на чьей стороне вы?
— Как я уже сказал, то, что верующие обратились за защитой своих чувств в суд – это нормальное явление. Но наказание, конечно, как я считаю, было чрезмерно строгим. Суд мог ограничиться штрафом или обязать принести извинения за свои действия. Подчеркну – не за свои атеистические взгляды, а за оскорбительный для других людей поступок.
То же самое касается и верующих. Я, например, тоже могу невзначай оскорбить чем-нибудь неверующего человека. И тогда я попрошу за это прощения. Это не будет означать, что я от этого принимаю его позицию и тоже становлюсь неверующим, я буду просить прощения лишь за то, что сказал или сделал что-то такое, что этого человека обидело.
— Один из оскорбившихся словами ставропольского блоггера на судебном заседании не смог вспомнить названия храма который он посещает, имя своего духовника, время и место последнего причастия, а также Символ Веры. Можно ли назвать такого человека христианином?
— Конечно, нет. И если так, то речь идёт не о конфликте верующего с атеистом, а о том, что какой-то сумасшедший подал в суд на другого такого же.
— Рискую подпасть под закон о защите чувств верующих, но всё же задам вопрос: а разве не является сказкой книга, в которой фигурируют великаны, говорящие животные, колдуны и прочие атрибуты этого жанра?
— А произведения, например, Булгакова, Пелевина или Стругацких можно с этой точки зрения назвать сказкой?
— Думаю, что да.
— Но они помогают что-то понять, в чём-то лучше разобраться?
— Без сомнения.
— Вот и верующим людям определённые символические и аллегорические трактовки каких-то явлений, событий и исторических фактов помогают лучше разобраться в предмете своей веры.
— Но произведения Пелевина не претендуют на то, чтобы быть истиной в последней инстанции.
— А кто сказал, что исторические книги Ветхого завета, например, на это претендуют?
— В таком случае, где в Священном Писании проходит та грань, где заканчивается аллегория и начинается объективность?
— В церковном Предании и в богословии на это существуют разные взгляды. Креационисты, например, утверждают, что Бог создал землю за семь дней, в буквальном смысле, и произошло это семь с половиной тысяч лет назад. Другие же, здравомыслящие и не менее верующие люди говорят, что не надо понимать книгу Бытие так буквально. И что вообще, в древнееврейском языке, на котором писались библейские тексты, многие слова имели не совсем то значение, как мы понимаем их в современных переводах, а зачастую и совсем не то. В этом нам помогают разобраться такие науки, как экзегетика и герменевтика.
Боговдохновенность же библейских книг совершенно не означает, что пророки или апостолы были некими медиумами. Было, конечно, и такое, что пророки транслировали слова Бога буквально. Но это не значит, что другие библейские книги, например, Пятикнижие Моисеево было написано в буквальном смысле «под диктовку» свыше. Кроме заповедей и прямых Божьих предписаний там присутствуют и легенды, и сказания, и мифология древнееврейского народа.
— Но если мы встаём на путь аллегорического толкования библейских текстов и принимаем допотопных великанов или Валаамову ослицу, которая говорит человеческим голосом, за аллегорию, то что мешает пойти дальше и считать, что таковой же является и Непорочное зачатие, и Боговоплощение, и Воскресение с Вознесением?
— Всё это уже было в истории богословия. Возникающие ереси заставляли Церковь яснее и чётче формулировать своё кредо и выкристаллизовывать догматы. И даже в границах ортодоксии ещё в 3 и 4 веках были разные традиции понимания ветхозаветных сюжетов у отцов Александрийской и Антиохийской богословских школ (соответственно, аллегорическая и буквальная). В нашем Символе Веры догматизируются всё же, в основном, события не ветхозаветной, а новозаветной истории. Поэтому человека, который подвергает сомнению, что каждый день творения равнялся 24 часам и человеческой истории семь с половиной тысяч лет, но при этом признаёт вочеловечение Сына Божия, можно назвать христианином, а того кто верит во все десять египетских казней, но отрицает воскресение Христа, увы, нет.
Проблема в том, что если человек с его несовершенным разумом остаётся один на один со священными текстами, то ошибки и непонимание неизбежны. Но не надо забывать о том, что есть Бог, который может вразумлять человека и помогать ему. Есть также двухтысячелетний опыт святых отцов, который мы называем Преданием. И, что немаловажно, понимание Писания – это ещё и область индивидуальных отношений человека с Богом, где работает евангельский принцип «Чистые сердцем Бога узрят». А сказать кому-то, что вот, тебе, а также всем остальным, надо понимать прочитанное в Библии именно так, а не иначе, нельзя.
Особенно это касается ветхозаветных текстов, чтобы их воспринимать, нужно иметь определённую подготовку. И помнить при этом, что для христианина Новый завет первичен, а Ветхий завет лишь подготавливает человека к принятию Христа.
Вот такая беседа состоялась у нас с настоятелем Калачёвского Свято-Никольского храма. Интересная, содержательная, и ещё раз подтвердившая, что верующий с атеистом вполне могут вести диалог спокойно и конструктивно, без перебранок, метания друг в друга кожурой от бананов и судебных тяжб.
Оскорбление чувств верующих — статья 282 УК РФ + религиозные чувства
В современном мире по-прежнему сохраняются понятия вера и верить. Изначально нужно раскрыть смысл этих весомых слов.
Вера – это искреннее признание чего-либо. Несмотря на то, есть ли факты прямого существования этого объекта. Необязательно это может религиозное вероисповедание. Существует много примеров, когда отдельная группа людей верила в своих идолов и святых, в стихии, в представителей иноземных рас. В любом случае, это является личным делом каждого, и никто не вправе оскорблять или унижать мысли и желания другого человека.
Оскорбление чувств верующих что это
Оскорбление это понятие, которое подразумевает под собой умышленное унижение чести другого человека. Основываться оно может на оскорблениях, либо же выявлении негативных фактов, которые действительно были, либо же придуманы оскорбляющей стороной. Нанести данное унижение можно во многих аспектах: семья, работа, учеба, прошлые недоразумения, политические взгляды, религиозные взгляды, отношение к вредным привычкам и т.д.
Оскорбление чувств верующих – это запланированное унижение человека, направленное на высмеивание его вероисповедания и религиозных принципов.
Что считается оскорблением религиозных чувств
Есть несколько отдельно выделенных факторов, которые могут считаться прямым оскорблением чувств верующих людей.
- если данное деяние совершенно публично, а не наедине с оппонентом.
- если данное заявление проявляет неуважение и к верующему лицу и обществу в целом. Такое поведение сравнивают с хулиганскими действиями.
- обязательно нужно установить, что оскорбления несли именно умышленный текст. Для того, чтобы привлечь к ответственности оскорбляющего человека, должны быть доказательства, что его слова были осознанными и четко направленными.
- если осуждения содержат высказывания не корректной формы, подразумевают под собой матерные предложения, осквернение.
Необходимо уточнить кому именно нанесенное оскорбление, в плане вероисповедания, понесет за собой уголовную ответственность. Эта категория подразумевает под собой несколько пунктов.
- первое, это организованная религиозная группа, участники которой объединились специально для того, чтобы исповедовать одну и ту же веру. Все имущество, которое используется данными лицами, обычно принадлежит им самим.
- религиозное собрание, которое действует не менее 15 лет и является полностью зарегистрированной.
Привлечь виновника
Оскорбление чувств верующих может исходить абсолютно от разных личностей. Некоторые просто выражают личную неприязнь. Некоторые устраивают даже митинги и парады, которые направлены на унижение веры в некоторые религии. В основном это делают люди, которые преданы другой вере, и таким образом пытаются отстоять ее права. А иногда атеисты, которые не имеют никаких вероисповеданий, в силу этого стараются унизить все возможные религии.
Иногда — это обычные люди, которые просто имеют скверный склад характера и настроены против всего мира. Часто оскорбления бывают нанесены из-за личной неприязни, обиды к тому или иному прихожанину, либо его религиозной группе. Бывают ситуации, когда верующая личность могла нанести какой-либо вред ответчику. Это могут быть материальные блага, моральное состояние, физический урон, вмешательство в семейный подряд. Если оскорбление произошло именно после вышеуказанных случаев, то судебное разбирательство существенно пошатнется в сторону ответчика. Конечно, если данная информация окажется правдой и будет подтверждена документами, актами, либо свидетельскими показаниями.
Есть еще одна категория людей, которая не попадет под уголовную ответственность.Это люди, которые по результатам официальной экспертизы, были признаны невменяемыми и не отдающими себе отчет в своих действиях. В этом случае, можно сказать в качестве наказания, их ждет принудительное лечение в специальном учреждении. Срок такой реабилитации назначают врачи, но обычно данные процедуры длятся до полного выздоровления человека.
Статья 148 УК РФ
Первым и самым щадящим наказанием считается административный штраф за оскорбление верующих. Его назначают, если происшествие было без отягощающих обстоятельств, чаще всего нарушителю приписывают штраф. Согласно статье 148 Уголовного Кодекса Российской Федерации, сумма, возложенная судом, должна быть выплачена в определенные сроки. А также не должна превышать общий денежный эквивалент того, что ответчик заработает официально за два года. Чаще всего эта сумма не превышает 300000 рублей.
Вторыми по степени назначения уголовной ответственности, считаются исправительные работы. Чаще всего их назначают, если оскорбление произошло публично, но не на территории какой-либо религиозной организации. Обязательное количество часов таких работ обычно составляет около 240. Принудительные же длятся гораздо дольше. А максимальное наказание, которое можно вынести по такому делу это общественные работы сроком на 12 месяцев.
Еще более жесткая мера наказания – это лишение свободы. Такой вид назначается, если оскорбление было высказано в общественном месте, с добавлением нецензурной брани. А тем более, если были нанесены унижения целой организации при посторонних свидетелях. В таких случаях срок лишения свободы обычно колеблется на цифре в один год. Если на момент нанесения оскорбления обидчик занимает какую-либо из руководящих должностей, то вполне возможно его отстранение на несколько лет, в зависимости от тяжести совершенного деяния. Либо уже вообще последующее увольнение, без возможности восстановления на работе. Так что административный штраф за оскорбление верующих – это минимальная мера, которая может ждать ответчика во время судебного процесса.
Доказать нарушение закона
Конечно, любому человеку или группе лиц будет неприятна ситуация, когда им нанесли личное, либо публичное оскорбление. Именно поэтому и возможна подача исковых заявлений в судебную инстанцию. Стоит рассмотреть порядок подачи данного заявления.
Для начала пишется жалоба, в произвольной форме. В ней обычно отражают такие факторы.
- — при условии, если известны личные данные, приметы тогда именно эти данные следует первыми указать в жалобе.
- — точно указать, какие именно действия, оскорбления, унижения были произведены обидчиком. А также на кого они были направлены. В каком месте и когда произошло данное происшествие, какие последствия имели место в сложившейся ситуации.
- — также необходимо точно указать данные пострадавшего, либо нескольких лиц, в зависимости от того, кому был нанесен урон в данной ситуации. Часто оскорбления чувств верующих расценивают как моральный ущерб. Поскольку во время этого происшествия страдает именно моральная часть человека.
Доказать вину в суде
Доказать вину оскорбляющего во время судебного процесса достаточно проблематично. Ведь понятие оскорбил, унизил достаточно условные. Кто-то может выражаться так на протяжении всей жизни, и даже не посчитает данную ситуацию оскорблением. Плюс ко всему, потерпевшему обязательно нужно представить неопровержимые доказательства, что он состоит именно в какой-либо религиозной группе, что ответчик мог понести наказание за свой поступок.
Помощь юриста
Кто такой юрист в современном мире. Очень часто эту профессию максимально недооценивают. Хотя именно его услуги являются незаменимыми в любом судебном процессе. Он может оказать грамотную консультацию, раскрывая тот или иной вопрос. Дать четкие и понятные объяснения, касающиеся многих законов. Поможет заполнить заявления и акты, участвующие в рассматриваемом деле. Подготовит полный пакет документов, необходимых во время судебного процесса. Грамотно вел бы дело, нашел бы, что ответить оппоненту, как доказать правоту своего клиента и выиграть максимальное наказание для нарушителя. Адвокат занимается поиском свидетелей, которые могут поменять ход рассматриваемого судебного дела.
Можно рассмотреть, как же специалист юридической сферы сможет помочь потерпевшему, если дело коснулось такой щепетильной темы, как оскорбление чувства верующих людей и религиозных групп. Во-первых, адвокат поможет правильно составить жалобу, в которой максимально и юридически подковано, укажет все необходимые сведения. Которые касаются происшествия.
Также, юрист сможет проконсультировать пострадавшего или группу лиц о возможных дальнейших действиях. Часто следующим пунктом считается сбор необходимых улик. Это в первую очередь показания самого истца, который подробно изложит все данные о происшествии. Второе – это сбор свидетелей, которые были непосредственными очевидцами данного деяния. Они также должны дать свои показания, чтобы подтвердить позицию пострадавшего в судебном процессе. После чего юрист может собрать данные об оппоненте. Его характеристики, основную позицию, возможно личную неприязнь к потерпевшему. Это необходимо для того, чтобы максимально точно выяснить, чем руководствовался ответчик, совершая подобное деяние, по отношению к истцу.
Именно специалист юридической сферы сможет максимально подробно объяснить пострадавшему, что такое оскорбление чувств верующих, как к этому относится статья 148 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Какие могут быть возможные наказания. Например, такие, как: административный штраф за оскорбление верующих, исправительные работы, под лозунгом, что труд отучит оскорблять других людей за их вероисповедание. А также реальный срок, который может затянуться до трех и более лет.
Также, юрист может определить, какие действия могут привести к ответственности. На основе данной информации, он объяснит потерпевшему, каких фактов не хватает по данному делу, что еще необходимо доказать. И есть ли вообще смысл писать жалобу и доводить дело до судебной инстанции, если процесс заранее проигрышный. Такое бывает, когда в действиях ответчика нет состава преступления. И вину его доказать невозможно.
Также, представитель юридической сферы раскроет определение, что может считаться оскорблением чувства верующих. Ведь далеко не все факторы и выражения, высказанные в сторону конкретного лица или группы, подвергаются уголовному наказанию.
Юрист объяснить своему клиенту, кого могут привлекать, и какие действия могут привести к ответственности за чувства верующих. Это касается далеко не всех. Скидка делается для людей, которые официально признаны невменяемыми и должны пройти принудительное лечение в специальном учреждении. Суд всегда учитывает личные мотивы и неприязнь. Возможны варианты некоторых смягчений наказаний, если были вскрыты факты, выставляющие истца далеко не в лучшем свете. Либо же верующее лицо или религиозная группа нанесла весомый вред здоровью, моральному состоянию, денежному благополучию ответчика. Это ни в коем случае не отменяет наказание. Оскорбляющий нарушил закон и понесет за это обязательное наказание. Только вот мера может быть гораздо лояльнее. Ведь тогда будет обоснованная причина, по которой ответчик нанес оскорбление потерпевшему. И это основание может повернуть дело даже не в пользу истца. Особенно это касается некоторых религиозных групп, которые обманным путем присваивают себе материальные блага некоторых людей. Именно здесь начинаются ответные оскорбления, зачастую не только они.
Если Вы являетесь верующим, религиозным лицом, состоите в группе единомышленников, а Вам нанесли оскорбление, то не нужно опускать и руки и спускать дело на «тормозах». Помните, что 148 статья Уголовного Кодекса Российской Федерации рассчитана специально на такие происшествия и может полностью защитить потерпевшего и наказать виновного в подобной ситуации. Вы можете попытаться самостоятельно обратиться в необходимые инстанции, собирать огромную кучу документов, искать свидетелей, подтверждающих Вашу позицию, но это все отнимет колоссальное количество времени и сил. После таких нагрузок, может не захотеться никакого судебного процесса и наказания обидчику. Поэтому, чтобы максимально облегчить себе жизнь и добиться самого объективного решения со стороны судебной инстанции, рекомендовано все-таки прибегнуть к помощи юридически подкованного специалиста. Это существенно сэкономит Ваши силы и нервы.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Добавить комментарий