Основы православной культуры

«Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»

Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» (№1, январь 2020) узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия.

— Ваше Высокопреосвященство, с федерального портала «Нормативные правовые акты» информация о проекте нового ФГОС начального общего образования исчезла. По-прежнему ли государство настроено на исключение ОПК и трех других конфессиональных модулей из курса ОРКСЭ?

— Долгие годы — сначала при апробации, а затем и во время реализации ОРКСЭ в школах России — эта предметная область была и продолжает оставаться символом профессионального и творческого сотрудничества государства, Русской Православной Церкви, традиционных религиозных организаций России в сфере образования, воспитания школьников на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. И мне бы не хотелось рассматривать сложившуюся ситуацию как попытку сворачивания этой долгосрочной и многообещающей практики. В подтверждение моих слов немного статистики: сейчас примерно две пятых детей и их родителей в России в рамках курса ОРКСЭ выбирают для изучения именно основы православной культуры. Таких семей более половины в Центральном и Южном федеральных округах, а во многих регионах их доля превышает 70 %. Даже в Москве, при всем ее пестром этно-конфессиональном составе, большинство школьников в 4-м классе изучают именно ОПК.

Пока не понятно, кто именно инициировал исключение преподавания религиозных культур из ОРКСЭ (то есть отказ от договоренностей 2009 года между высшим руководством государства, Президентом России и лидерами российских конфессий). Без религиозных культур ОРКСЭ смысла не имеет! Ведь этот предмет, как определял его 10 лет назад занимавший тогда президентский пост Дмитрий Медведев, — форма преподавания религиозных культур с одним альтернативным предметом по светской этике для нерелигиозной части общества. Отмечу: если в стандарте оставить ОРКСЭ без религиозных культур, это будет противоречить федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» в части прав граждан на воспитание своих детей. Родители смогут просто не разрешать своим детям ходить на «альтернативные» курсы, как они названы в законе, если их лишат права выбора религиозных культур. Ведь согласно второй части 87-й статьи право выбора учебных предметов, курсов, модулей для изучения духовно-нравственной культуры народов России закреплено за родителями.

В кулуарах, неофициально некоторые высказываются: мол, преподавание религиозных культур по выбору надо исключить для профилактики экстремизма, укрепления единства российского общества. Но это мнение не основано ни на едином факте!

Искренне надеюсь: в реализации негативных сценариев для такой первостепенно важной области, как духовно-нравственное воспитание, не заинтересован никто. Я уверен, что будущее России неразрывно связано с ее традиционной духовной культурой, с Православием. Не станет простого школьного предмета — и эта утрата может стать невосполнимой даже в долгосрочной перспективе. Уверен: так считаю не только я. Когда появился этот проект стандарта без религиозных культур, ситуация стала напряженной буквально по всей стране. К нам стали поступать просьбы, вопросы и даже требования… Было непонимание, я бы сказал, даже удивление и гражданский протест. Скажу откровенно, приходится сдерживать эту реакцию в расчете исправить ситуацию как недоразумение. Ведь поднялась целая волна общественных обращений в федеральные органы власти.

В ноябре конфессиональные предметы были возвращены в состав ОРКСЭ в очередном рабочем проекте стандарта начальной школы. Думаю, это результат осознания министерством неправомочности своих предыдущих действий: нельзя принимать поспешные решения без учета мнения миллионов граждан России, особенно если это касается будущего детей. Главная проблема сейчас — обеспечение преподавания религиозных культур и светской этики на основной ступени школы, то есть в 5–9-х классах, и расширение ОРКСЭ в начальной школе.

Впрочем, некая ориентация профильного министерства на исключение конфессиональных модулей (иначе говоря, на непризнание существующего факта заинтересованности детей и их родителей) по-прежнему улавливается. Такая позиция органа исполнительной государственной власти, мягко говоря, непонятна и безосновательна. Так быть не должно! Напротив, полагаю, что приобщению людей к традиционной духовной культуре надо создавать режим максимального благоприятствования. Напомню: преподавание православной культуры, ОПК в том или ином виде в светских (государственных и муниципальных) школах по разным годам обучения началось в России задолго до 2012 года. К началу эксперимента с ОРКСЭ курсы по православной культуре в разных форматах уже изучали более полумиллиона детей во многих регионах страны.

— За минувшее десятилетие в преподавании ОПК в школе наработаны колоссальные методические результаты. Кому они понадобятся, если в перспективе этот модуль из программы исчезнет? Смогут ли они найти хотя бы частичное применение в смежных образовательных областях?

— Православная культура — учебный предмет со своими задачами в обучении и воспитании детей, не сводимый к другим школьным курсам. Его учебно-методическое обеспечение также ориентировано на совершенно конкретные результаты, едва ли достижимые в других предметных областях, пусть даже смежных. В случае негативного сценария развития событий многое из накопленного опыта учебно-методического обеспечения ОПК будет утеряно. Это педагогическая аксиома, как говорил еще Константин Дмитриевич Ушинский. Учебный предмет по традиционной духовной культуре, религии народа — один из основных обязательных школьных предметов, он должен быть в любой национальной, народной школе. А методические наработки по ОПК за это время действительно внушительны. Издано несколько учебников с полным комплектом учебно-методических материалов. Будут готовиться и новые учебники с учетом изменений в жизни Церкви, потребностей детей и педагогов. Качество и количество учебных материалов, полагаю, также будут возрастать и увеличиваться.

— Ну, а если все же модуль основ мировых религиозных культур останется единственным религиозным в составе курса ОРКСЭ? Сможет ли Церковь каким-либо образом участвовать в его преподавании?

— Этот модуль не религиозный, а сравнительно-религиоведческий. Никакого содержательного участия в нем Русской Православной Церкви или других религиозных организаций не предполагается. Оно, по сути, излишне: религиоведы прекрасно все знают о религиях и сами все напишут.

Смысл преподавания религиозных культур принципиально другой: не просто дать ребенку максимум информации о религиях, но открыть возможность приобщения к традиционной духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа. Конечно, без «обучения религии» — что означает, как это поясняется в основном методическом документе Министерства образования по ОРКСЭ от 2012 года, недопустимость подготовки школьников к участию в богослужениях и обучения религиозной практике в той или иной общине. Как говорил Святейший Патриарх Кирилл, главная цель духовно-нравственного образования в школе — приобщение ребенка к культуре, в которой живет его семья, на которую она ориентируется в жизни, в том числе в воспитании детей. Дело в том, что знаний о религии, духовно-нравственной культуре русского и других народов России в школьных гуманитарных курсах не может быть слишком много. Об этом, кстати, сказал Предстоятель на заседании Общества русской словесности 6 ноября прошлого года, при этом уточнив: «в рамках уже действу­ющего одного или нескольких предметов».

— Практически все процессы и механизмы в управлении светским обществом во многих странах сегодня построены на эффективности. То, что неэффективно, повсеместно признается отжившим и тормозящим развитие. В конце прошлого года в ходе конференции в Москве представители Министерства просвещения подробно рассказывали о двухлетнем исследовании эффективности преподавания ОРКСЭ в российских школах. Однако ни резолюции по итогам конференции, ни каких-то иных практических выводов до сих пор не опубликовано. А на ваш взгляд, ОПК в рамках ОРКСЭ сегодня преподаются эффективно?

— Начнем с того, что исследования эффективности ОРКСЭ с точки зрения результативности преподавания не было. Реализован очередной двухгодичный проект, направленный на сопровождение реализации ОРКСЭ в регионах. Можно назвать проводившееся исследование ежегодным мониторингом проблем, сохраняющихся в подготовке учителей, обеспечении свободного выбора модулей, наличии учебников, методике преподавания и т. д. В рамках проекта прошли региональные мероприятия, конференции, обсуждения, обмен опытом. То есть изучалась не эффективность ОРКСЭ как такового, а пути решения проблем, мешающих сделать преподавание религиозных культур и светской этики более результативным. Причем рассматривались вопросы повышения эффективности не только ОРКСЭ, но и преподавания учебных предметов, курсов, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России, в других классах (так указано в названии проекта).

На этих мероприятиях и на итоговой конференции в Москве наши представители, опираясь на опыт и суждения специалистов, педагогов в регионах, обоснованно заявили, что главная проблема в повышении эффективности ­ОРКСЭ — искусственно экспериментальный формат: всего 34 часа и только в единственном 4-м классе. Это исходная точка всех остальных проблем: неопределенного статуса учителей, качества их подготовки, отсутствия у некоторых из них мотивации, отсутствия закрепленной экспертизы учебников и пособий в религиозных организациях. Есть и еще целый ряд проблем, связанных с мизерным, педагогически необоснованным объемом преподавания.

Вывод однозначный: эффективность реализации экспериментального курса ОРКСЭ за 10 лет достигла, условно говоря, потолка возможностей, максимума. А в других классах в предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР) качество преподавания не может повышаться, пока сохраняется неопределенность в отношении ее структуры и содержания. Чтобы решить эту проблему, предметы по религиозным культурам и светской этике должны быть включены в учебный план аналогично ОРКСЭ. Пока не будет гарантировано их преподавание в 5-9-х классах в логической преемственности с ОРКСЭ, преждевременно предъявлять требования к результатам образования!

Это прекрасно понимают все непосредственные участники воспитательного процесса — хотя они и видят, конечно, определенные результаты своей работы. Как и то, что многие дети выражают желание изучать (в том числе православную культуру) не только в одном 4-м ­классе. Но такой полноценной возможности пока в России нет.

— На каком этапе сейчас находится развитие учебных планов различных курсов в предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)? Находят ли в них место вопросы конфессиональных культур?

— ОДНКНР — это группа учебных предметов, своеобразное продолжение ОРКСЭ на основной ступени общего образования. Свести ОДНКНР в один предмет — значит ликвидировать изучение православной культуры, нивелировать саму идею духовно-нравственного воспитания. Примерно то же самое, что из ОРКСЭ изъять изучение религиозных культур. Еще раз подчеркну: есть предметная область, или, иначе говоря, группа предметов по выбору, включающая ряд предметов по религиозным культурам и альтернативный предмет по светской этике для нерелигиозной части общества. В последнем по времени проекте нового образовательного стандарта для 5-9-х классов предметная область ОДНКНР представлена так же, как была представлена в стандарте 2010 года.

— А именно?

— Есть несколько общих требований к предметным результатам образования, оставшихся со времени эксперимента (то есть относящихся, по сути, к ОРКСЭ). Но нет перечня учебных предметов по выбору в составе предметной области. Их нет, потому что нет решения о преподавании религиозных культур и светской этики по выбору в 5-9-х классах.

Наши предложения опираются на позицию Церкви по преподаванию православной культуры в школе: изучение светской этики и религиозных культур по выбору с участием заинтересованных религиозных организаций в преемственности с ОРКСЭ. Тут надо иметь в виду, что средние классы — это основной курс православной культуры в школе (также исламской культуры, светской этики и т. д.). Ведь изучение религиозных культур и светской этики в ­ОРКСЭ — это пропедевтика для младших школьников, а основной курс должен преподаваться в последующих классах. Мы сформулировали и предложение изменить название предметной области начиная с 5-го класса: «ОДНКНР» на «Религиозные культуры и светская этика» — без существительного «основы». Так будет понятнее и логичнее. В начальной школе — да, «основы», а в старших классах — уже просто религиозные культуры и светская этика. Эти предложения по составу, наполнению предметной области в 5-9-х классах и по ее названию были поддержаны организациями мусульман и буддистов.

Еще в 2016 году по предложению министерства мы подготовили примерные образовательные программы по православной культуре для всех уровней школы: три программы для включения их в федеральный реестр образовательных программ. Такие же программы могут быть сделаны по другим религиозным культурам с участием заинтересованных религиозных организаций. Здесь нет собственно педагогических проблем. Просто должно быть принято, наконец, решение о нормальном изучении религиозных культур и светской этики в школе и обеспечена его реализация, как это было сделано с ОРКСЭ в 4-м классе.

Чтобы защитить существующее преподавание православной культуры в 5-9-х классах по выбору школ — участников образовательных отношений, мы также подготовили и направили в министерство минимально необходимые изменения в стандарт основной школы. Эти предложения основаны на методических рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР, принятых самим министерством, и соответствующей практике.

— Как бы вы оценили деятельность ответственных за взаимодействие с учебными заведениями и координаторов преподавания ОПК в средней школе?

— Координаторы и ответственные со стороны государства, управлений образованием в регионах участвуют в педагогической работе, помогают решать возникающие проблемы, ­обобщают и направляют в федеральное министерство данные по выбору предметов — модулей ОРКСЭ, участвуют в профильных мероприятиях в системе образования. Большинство из них — высококвалифицированные специалисты, методисты. Пользуясь случаем, хочу выразить им благодарность. Случаются, конечно, и негативные ситуации, когда таким координатором оказывается человек либо безразличный, либо вообще нетерпимый к религии. Но это редкие исключения.

Есть координаторы и со стороны Церкви, ответственные за преподавание православной культуры в школах, действующие на приходах, в благочиниях и епархиях. Это добровольные помощники — священнослужители и миряне, — как правило, работающие во славу Божию. А главный координатор на уровне епархии, так сказать, по должности — руководитель епархиального отдела образования. Принципиально важна позиция и участие в развитии ОПК правящего архиерея. Об этом мы постоянно напоминаем преосвященным, особенно вновь поставленным. Некоторые вопросы требуют их личного участия в диалоге с руководством, главами регионов, органов управления образованием.

Сейчас такая система взаимодействия создана практически повсеместно. В епархиальных отделах трудятся профессионалы, педагоги помогают священникам часто на добровольной основе, создаются родительские сообщества, заинтересованные в развитии ОПК. Результаты их деятельности налицо. Это и стабильно высокий выбор ОПК на основе добровольного решения родителей, и улучшение качества преподавания предмета.

Координаторы, представители епархий главным образом помогают школьным учителям в организации посещений храмов, монастырей и других центров православной культуры. Один из примеров такого соработничества школы и Церкви — Москва. Особенно можно отметить работу в Южном административном округе. Это интересный опыт, настоящее достижение, достойное специальной публикации. Такая работа идет и в других регионах. Низкий поклон и благословение всем труженикам на этом поприще.

Религия в школе: Чем грозит нам ОПК?

С сентября 2012 года во всех школах страны начинается преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики». Одно из направлений нового курса — «Основы православной культуры». Вокруг этого предмета давно и прочно сформировался устойчивый круг вопросов. Где взять грамотных преподавателей? Не отобьет ли «принудиловка» интерес к предмету — то есть к Православию? Как говорить с десятилетним ребенком о нравственном выборе? Какой опыт в преподавании связанных с религией дисциплин есть в Европе? Мы постараемся найти ответы на самые часто задаваемые вопросы про ОПК в этой «Теме», которую открывает разговор с директором московской Православной Свято-Петровской гимназии священником Андреем Постернаком.

Преподавателей хватает

— С какими главными стереотипами об «Основах православной культуры» Вы сталкиваетесь?

— Главный стереотип — то, что Русская Православная Церковь стремится проникнуть в образовательные учреждения, чтобы достичь каких-то своих корыстных целей. Каких — никто сказать не может. Предполагается, что в школах в итоге должна начаться религиозная пропаганда, восторжествуют мракобесие и религиозный фанатизм, а там уже недалеко и до экстремизма. Правда, я не очень понимаю, в чем конкретно это должно выражаться.

— А откуда этот стереотип берется?

— Очевидно, что само по себе Православие навредить не может. Но в XXI веке навредить может другое — неправильно поданная информация о Православии. В этом смысле «Основы православной культуры» — необычный предмет. Самое главное в нем — личность преподавателя. Конечно, успешность преподавания других предметов тоже в известной степени связана с личностью преподавателя, но не так, как в случае с данным предметом. Если учитель математики окажется плохим преподавателем и скучным человеком, дважды два не перестанет быть четыре, и ребенок, по крайней мере, собственными усилиями сможет чего-то достичь в усвоении материала. «Основы православной культуры» — это предмет о том, как молодому человеку сделать нравственный выбор, научиться различать добро и зло в современном мире, в котором, к сожалению, моральные критерии давно перестали определять общественную жизнь. А история показывает, что нравственные критерии в обществе и государстве способна устанавливать только религия. Очевидно, что такой предмет, как обществознание, не может определить нравственную позицию молодого человека. И главная ловушка — именно в личности преподавателя. Вести предмет, связанный с нравственным, а соответственно, и религиозным воспитанием, должен не просто хороший преподаватель, но человек с определенным житейским опытом, может, даже и немолодой, или священник, которому говорить об этих вещах проще уже в силу его служения.

— Но многих родителей как и раз и тревожит перспектива появления в школе священника.

— Это продолжение того же стереотипа. Я не очень понимаю, что страшного может совершить священник в школе. Крестить иноверцев? С порога анафематствовать действующую власть? Начать проповедь православной нетерпимости и терроризма? Назовите мне хотя бы одного православного террориста. Очевидно, что названные опасения связаны с полным непониманием современной ситуации в школе.

А беда нашей современной школы в том, что в ней вообще не решаются воспитательные проблемы. Забыт классический триединый педагогический принцип: воспитание, развитие, обучение. Воспитательная тема связана лишь с формированием толерантной позиции молодого человека к общественным проблемам. Но откуда может появитсья сознательная толерантность, если у молодого человека вообще нет никаких нравственных принципов? Дети, как правило, получают некую информацию (это в большей степени касается гуманитарных предметов) без определенной нравственной оценки. При отсутствии нравственной составляющей школа способна порождать лишь интеллектуальных монстров, которые строят карьеру и зарабатывают деньги, но не задумываются о конечном смысле своей жизни. А мы потом удивляемся, почему общество в России деградирует? Видимо, то, что в школу придет священник и будет говорить о нравственности, о том, что нельзя воровать, обманывать, убивать, что каждый молодой человек должен создать законную семью и иметь детей, о том, что девушка — будущая мама — не должна делать абортов, и все это очевидно связано с верой, — вот что выводит из себя нашу либеральную общественность, хотя чего здесь бояться — я не понимаю.

— Бояться можно того, что грамотных преподавателей ОПК намного меньше, чем школ…

— Да, часто можно услышать, что, дескать, не хватает профессиональных преподавателей. Это неправда. Они есть. Церковные структуры — и духовные академии, и православные вузы, в частности Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, при котором состоит наша школа, — давно и успешно их готовят. Нет другого — готовности государства принимать на работу в школу преподавателей, которые обучались не в государственных структурах. Государство пока не может или не очень желает наладить систему взаимодействия с церковными структурами, поэтому грамотных, профессиональных преподавателей — священников и мирян — в школы просто не пускают под формальным предлогом: нет соответствующей корочки по профподготовке. Поэтому вести предмет ОПК на данный момент поручают преподавателям других дисциплин — начиная с обществознания и заканчивая ИЗО. В лучшем случае они проходят краткосрочные курсы повышения квалификации, на которых невозможно подготовить грамотных специалистов по выработке жизненной позиции, и все ограничивается поверхностным знакомством с вероучением. Вот так и рождаются стереотипы, когда говорят, что Русская Православная Церковь не может предоставить кадры. Она может, и всё, что связано с преподаванием религии в школе, — хорошее начинание. Страдает, как всегда, реализация. Мы же хотим как лучше, а получается…

Бороться за свои права

— Как в таком случае рассуждать родителям, чьи дети идут в четвертый класс и в этом году попадут на уроки ОПК?

— Понимаете, проблема, о которой мы сейчас говорим, на самом деле искусственно раздута. В реальности ее нет. Просто потому, что преподавать собственно основы того или иного религиозного вероучения практически нигде никто не будет.

— Как это?!

— Я напомню, что с сентября во всех школах страны вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» — ОРКСЭ. В этом курсе шесть модулей: Православие, ислам, буддизм, иудаизм (собственно, вероучительные модули), сравнительный курс мировых религий и основы светской этики. Согласно закону выбирать то, что ребенку изучать, должен родитель. Но это — по закону. Но в большинстве российских школ этот вопрос решается, к сожалению, в административном порядке, и родителей, как правило, никто не спрашивает, и в итоге с сентября в большинстве школ курс ОРКСЭ, вероятнее всего, будет преподаваться лишь как светская этика, то есть с ориентацией на вообще далеких от веры людей.

— Почему так происходит?

— Это снова вопрос, связанный с современной российской действительностью. Сейчас много говорят о гражданском обществе, о правовом государстве, в котором люди знают свои права и отстаивают их. А наши родители часто не только не знают о своих правах, но даже ими не интересуются. А раз родителям это не важно, директора школ и вышестоящие инстанции всё решают сами — и это естественно.

— Что же в такой ситуации делать родителям?

— Родители, если они по-нас­тоящему этой проблемой озабочены, должны настаивать на том, чтобы реализовать свои права. Они имеют право требовать, чтобы в их классе преподавали то, что они выберут сами, — например, «Основы православной культуры». Ведь мнение родителей сегодня играет колоссальную роль. В местных органах образования сейчас очень серьезно относятся к жалобам родителей, к их докладным запискам, письмам и т. д. На сайте Московского департамента образования есть специальный раздел*, в котором родители анонимно или открыто задают щекотливые вопросы и, что самое интересное, получают на них ответы. Если родители активны и знают свои права, они могут очень многого добиться. В этом смысле одна из главных проблем в деле преподавания ОРКСЭ сегодня — это как раз пассивность родителей.

— Но какой смысл настаивать на введении в классе ОПК, если, как Вы говорите, в школы все равно не пускают хороших преподавателей?

— Волков бояться — в лес не ходить. Опять-таки эта проблема — надуманная. Надо с чего-то начать. Как советовал один полководец: сначала надо ввязаться в бой, а потом посмотреть, что получится. Ведь если родители добьются возможности преподавания для своих детей «Основ православной культуры», то они смогут добиться и смены преподавателя, что, кстати, в ряде случаев и происходит в отношении других предметов.Ведь плохим может оказаться и преподаватель физики, и английского языка. И если его работа не устраивает, родители идут на разговор к директору. Это не специфическая проблема курса ОПК.

Не учебная дисциплина

— Люди высказывают опасения, что изучать «Основы православной культуры» в школе — значит убить любовь к теме. Потому что «принудиловка» всегда так действует.

— Во-первых, повторюсь, очень многое зависит от личности преподавателя. А во-вторых, любая системность как таковая вызывает в человеке сопротивление, потому что накладывает на личность определенные ограничения. Православие уже само по себе является чем-то в высшей степени систематическим и ограничивающим личную жизнь: нужно ежедневно читать утреннее и вечернее молитвенное правило, соблюдать посты, ходить в храм по субботам и воскресениям, ограничивать себя по ряду параметров современной жизни и т. д. Это тоже в каком-то смысле уже двухтысячелетняя духовная «принудиловка», но мы же с ней живем, потому что исходим из другого принципа: внешние предписания и ограничения только тогда имеют смысл, когда они способствуют развитию духовной жизни, а в противном случае мы получим смертоносный формализм. Собственно, учебный процесс в этом смысле ничем не отличается от жизни. «Основы православной культуры» в любом случае не могут быть «принудиловкой», но предмет, играющий важную воспитательную роль, очевидно, нужен в школе. В отношении необходимости для человека географии или биологии таких опасений не возникает, а вот в отношении предмета, который должен помочь человеку ориентироваться в жизни, — наоборот.

— У родителей есть и другие опасения: вере не должен учить чужой человек — даже если это хороший преподаватель, пускай мой ребенок постигает Православие в семье и в храме. А вдруг то, что ему скажут в школе на этом уроке, войдет в противоречие с тем, что он получает в семье?

— Большинство родителей в таком ключе вообще не рассуждают. Не так уж много у нас церковных семей в стране, чтобы по-настоящему глобальной проблемой стало противоречие школьного курса внутрисемейному воспитанию. То, что есть такие церковные семьи, — слава Богу. Повторюсь: мы слишком преувеличиваем проблему. Один урок в неделю в течение года — это капля в море. Чем может такой курс навредить?

Для сравнения, в Свято-Петровской Школе при ПСТГУ мы преподаем Закон Божий с 5-го по 11-й классы. Конечно, ОПК — не Закон Божий, а культурологический курс, более близкий к истории или к курсу «Мировая художественная культура», но объем информации и круг тем этих курсов вполне сопоставим с тем, что дети изучают в рамках Закона Божьего в нашей гимназии. Так вот: за две четверти по одному уроку в неделю, что предполагает современный базовый учебный план, маленькому ребенку, только заканчивающему начальную школу, можно сообщить только самые базовые, самые общие вещи.

— Так может быть, вообще нет смысла вводить такой курс в школах?

— Думаю, этот предмет будет иметь смысл только в том случае, если он станет не вполне учебной дисциплиной. У нас в школе этот предмет включает в себя не только прохождение определенных тем, но и предусматривает взаимное общение преподавателя-священника с учащимися по тем вопросам, которые их на данный момент беспокоят, — это касается нравственности, поведения в обществе, отношений с друзьями и родителями и т. д. В таких случаях урок превращается в беседу или дискуссию по животрепещущим вопросам, которые у детей возникают. Не уверен, что светская школа может полностью копировать все методы такого преподавания, но кое-что — может. На базе нашей школы как раз проходили отдельные занятия курсов повышения квалификации, на которых присутствовало большое число светских педагогов, которым этот опыт может пригодиться. Уверен, что и в 4-5 классах светской школы можно наладить тесный диалог между учителем и учеником. Можно выстраивать уроки на основе того, что самим детям интересно, говорить о проблемах нравственного выбора так, чтобы это было им понятно, а учебник (например, «Основы православной культуры», написанный протодиаконом Андреем Кураевым с расчетом на более взрослых молодых людей) может играть вспомогательную роль. Но для того чтобы курс выстроился именно так, нужно, повторюсь, пустить в школы грамотных преподавателей, в частности, не бояться священников.

— Вы верите, что в сегодняшних светских школах это возможно?

— Конечно. Многое, даже почти все, зависит от директора. Я хоть и сказал, что часто директорá вводят светскую этику в обход мнения родителей, но не все. Есть и другие — независимые, смелые, творческие. Я знаком с некоторыми и вижу, что для них построить курс ОРКСЭ именно так — вообще не проблема.

— Мы много говорим о личности преподавателя. А в предмете ОПК как таковом есть свои методические «подводные камни»?

— Очень сложно оценить итог преподавания. По любому другому предмету можно провести экзамен, сформулировать вопросы, а в данном случае это крайне сложно. Как оценить результат? За что ставить оценку? Мы отказались от системы экзаменов и оценок по этому предмету и ввели систему зачетов. И конечно, ни разу не было такого, чтобы кто-то зачет не получил.

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ ШАНС ДЕТЕЙ СТАТЬ ОБРАЗОВАННЫМИ И СЧАСТЛИВЫМИ

Основы православной культуры &nbsp- школа №66 &nbsp Опубликовано: 05.12.2013

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ — ШАНС ДЕТЕЙ СТАТЬ ОБРАЗОВАННЫМИ И СЧАСТЛИВЫМИ

Майорова Т.С.

На встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами других российских религиозных организаций 21 июля 2009 года Д. А. Медведев принял решение о начале преподавания в школе дисциплин духовно-нравственного содержания. 21 регион России принял участие в апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» («ОРКСЭ»). С 1 сентября 2012 года этот курс стал обязательным для четвероклассников во всех субъектах Российской Федерации. Комплексный учебный курс «ОРКСЭ» включает шесть учебных предметов (модулей):

«Основы православной культуры» («ОПК»);
«Основы мировых религиозных культур»;
«Основы светской этики»;
«Основы исламской культуры»;
«Основы буддийской культуры»;
«Основы иудейской культуры».

Выбор предмета — законное право родителей. Это положение налагает на взрослых особую ответственность: безразличие, необдуманность определения образовательного модуля может стать впоследствии трагедией для личности ребенка, его семьи, всего государства. Рекомендации и советы директора школы или учителя важны, но они не имеют решающего значения. Родителям предоставлено исключительное право оградить своих детей от плодов недоброкачественного образовательного и воспитательного процесса, сделав правильный выбор предмета для изучения.

В данной статье приведен обзор православной периодической печати по вопросам выбора и изучения в светской школе учебного модуля «Основы православной культуры». Материалы помогут православным родителям сделать выбор предмета осознанным, а сомневающимся покажут, насколько важно и полезно для будущего детей изучение именно основ православной культуры, пояснят, что и как будет преподаваться.

Для чего в школе нужно изучать «Основы православной культуры»?

Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Правосла­вие сыграло ключевую роль в станов­лении российской государственно­сти. Понять отечественную историю, литературу и искусство, все то, чем жили наши предки и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православ­ной духовной традиции.

Почему именно «Основы православной культуры»?

Выбор «ОПК» обусловлен значением православного христианства для формирования российской го­сударственности и культуры. Люди, далекие от Церкви, но искренне стремящиеся к тому, чтобы знать и понимать родную историю, должны иметь представление о Православии. Изучение «ОПК» — это начало приобще­ния ребенка к нравственным и культурным ценностям, хранимым Русской Православной Церковью. «ОПК» открывает ребенку мир Православия — мир бесконечный, добрый и мудрый.

Насколько преподавание «Основ православной культуры» соответствует правовому статусу светской школы?

Преподавание «ОПК» в полной мере соответствует правовому статусу светской школы. В Конституции РФ записано: «Россия – светское государство» Что это значит? В широком и бытовом понимании – это нерелигиозное. Правильное же понимание: светское государство – это государство, в управлении которого не участвует никакая религиозная организация. Например, Германия — светское государство, в котором действует светская система образования. При этом во всех государственных школах страны дети изучают основы религии – не основы религиозных культур, а основы своей религии – с 1-го по 12-й классы в обязательном порядке, сдают экзамены. В Италии тоже светское образование, с 1-го по 12-й класс основы религии преподают священники. В США Совет школы определяет, как выстроить свою образовательную программу: преподавать основы религии, основы религиозных культур или не преподавать. В России в массовом сознании родителей и многих учителей имеет место ложное бытовое понимание светскости образования, которое непременно должно исключить из себя составляющие, связанные с духовной жизнью, с любой религией. Светское же образование должно сначала спросить родителей: «Что вы хотите как заказчики образования?», спросить общество и государство: «Как нам обучать?». В Конституции РФ обязанностью граждан является сохранение исторического и культурного наследия; указано, что ни одна идеология не может быть единственной и для всех обязательной. Это относится и к атеистическому мировоззрению. Лишенное религиозных корней образование, воинственно-атеистическое образование – это тоже нарушение конституционных прав граждан. Наша система образования отделена от религиозных организаций не тем, что в школе не должно быть религии как таковой, а тем, что государственное образование не контролируется религиозными организациями.

Что представляет собой модуль «Основы православной культуры»?

«ОПК» — предмет не религиозный (речь не идет ни о преподавании «Закона Божьего», ни о принуждении к церковным службам и обрядам), культурологический. Культура – многозначное слово. В данном случае подразумеваются те фундаментальные духовно-нравственные ценности, которые составляют основу самоидентификации народа России. По выражению академика Д.С. Лихачёва, знание своей культуры является «нравственной оседлостью» человека, без которой не может развиваться ни личность, ни народ, ни государство. Основная задача модуля «ОПК» — воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к своему народу, к своему Отечеству, к тем духовно-нравственным достижениям, которые в течение целого тысячелетия создавал народ. Семья и школа, к сожалению, стремясь за приобретением детьми определенного объема знаний, перестала уделять должное внимание воспитанию подрастающего поколения. Плоды такого «образования» горьки: потеряны нравственные ориентиры в жизни, деградация и разложение на лицо. Достаточно посмотреть статистику детской наркомании, алкоголизма, уровня культуры или прочитать в средствах массовой информации громкий и тревожный набат о том, что нужно действовать, иначе страна и народ прекратят в скором времени свое существование. Модуль «ОПК» при соблюдении принципа светскости образования ориентирован на разрешение обозначенных проблем.

Какой учитель проводит занятия по «Основам православной культуры»?

Модуль «ОПК» преподают светские педагоги, главными качествами которых являются любовь к православной культуре и к детям. Атеист или человек равнодушный не сможет привить уважение к религиозной традиции. Это может сделать только педагог, имеющий опыт общения с Богом и людьми, принадлежащими к той же культуре.

Не станет ли изучение «Основ православной культуры» поводом для конфликтов среди детей?

В мире есть много религий, и люди разных взглядов и убеждений живут вместе. Рано или поздно дети начинают это осознавать. Важно, чтобы в этот момент рядом оказались такие люди, которые знали бы и любили родную культуру, с уважением относились к традициям других народов. В модуле «ОПК» отсутствует полемика с представителями других конфессий или безрелигиозного мировоззрения. Главной задачей является созидание в обществе атмосферы мира и взаимоуважения, которое невозможно без осознания нашими согражданами и особенно детьми идеи гражданской солидарности во имя общего блага. По данным социологических опросов, в школах, где преподается модуль «ОПК», отмечается улучшение взаимопонимания в среде учащихся, родителей и педагогов.

Как помочь детям в изучении «Основ православной культуры»?

Экскурсии по храмам и монастырям, поездки в древ­ние русские города, посещение музеев, концертов духовной музыки — все это не противоречит светско­му характеру образования и станет полезным для всех участников образовательного процесса. Много интересного могут рассказать ребятам и православ­ные священнослужители.

Каковы перспективы преподавания «Основ православной культуры» в школе?

Православная педагогическая общественность и Русская Православная Церковь выражают согласное убеждение в том, что в перспективе «ОПК» надо преподавать во всех классах средней школы – с первого по одиннадцатый.

Пять доводов в пользу выбора модуля «Основы православной культуры»

  1. «Основы православной культуры» – нравственность.

Что главное в православной культуре? Прежде всего – христианская нравственность, способность любить Бога и ближних людей, как самих себя. Ни образование, ни слава, ни достаток сами по себе не дают человеку самодостаточность, мир в душе. Человек, сохранивший себя в праведности от юности – человек счастливый и процветающий: «Господь любит праведных» (Пс.145:8), «Праведность ведет к жизни» (Прит.11:19); «Праведник спасается от беды» (Прит.11:8). Русская Православная Церковь призывает своих чад выбирать именно предмет «ОПК». Почему? Исторически сложилось так, что культура нашего народа основывается на духовно-нравственных ценностях Православия. Письменность пришла к нам от святых просветителей славянских народов Кирилла и Мефодия. По статистике подавляющее большинство населения в России (до 80%) – крещеные православно люди. Культура как явление духовно-нравственного плана неразрывно связана с религиозным самосознанием народа. Нерелигиозной культуры быть не может. Нет на земном шаре, в истории человечества ни одного народа, который бы создал нерелигиозную культуру. Основные нравственные ценности в православной культуре — почитание старших («Чти отца и мать»), ценность человеческой жизни («Не убей»), ценность семьи и брака («Не прелюбодействуй»), ценность частного и общественного имущества («Не укради»). Высшими нравственными ценностями являются любовь, милосердие, сострадание, патриотизм, уважение своего языка, народа, тех традиций и ценностей, которыми народ жил веками. Об этих понятиях идет речь на уроках «ОПК». Наверное, нет такого человека, который бы не имел примера, когда карьера, семья и даже здоровье начинали стремительно разрушаться от безнравственного поведения? Родители, отдающие предпочтение модулю «ОПК», выбирают для своих детей возможность стать по-настоящему счастливыми и успешными.

2. Выбор «Основ православной культуры» — естественное желание для верующих родителей.

Естественное желание православных родителей – воспитание детей в рамках своей религиозной культуры и христианской нравственности. Теперь это пожелание реализовано в школе. Не все воцерковленные родители могут водить своих детей в воскресные школы. Не все родители по ряду причин могут и умеют преподавать своим детям православное воспитание, но

при этом они имеют желание, чтобы дети получили основы православной культуры. Для таковых выбор предмета «ОПК» очевиден и желателен. Если дома и в школе не будет идти работа по воспитанию детей, их будут воспитывать тоталитарные и экстремистские секты. В Рязани действуют около 40 сект и оккультных центров.

  1. Духовно-нравственное воспитание должно начинаться с самого раннего возраста.

В древности люди знали: «Чего не собрал ты в юности, – как же можешь приобрести в старости твоей?» (Сир.25:5). Духовно-нравственная коррозия начитает поражать человека с раннего возраста. Дожидаться, пока дети достигнут совершеннолетия и сами начнут свое религиозно-нравственное обучение – убийственно для их будущего. Ребенок, лишенный нравственного стержня, быстро поражается грехом, страстями. Никогда еще так не умножалась преступность, пьянство, наркомания, блуд, измены, аборты… Разве все это не вокруг наших детей? Каково их будущее? Сейчас появилась возможность того, что дети получат уже в начальной школе основы христианской культуры и нравственности, которые помогут избежать многих трагедий в жизни.

4. Самая высочайшая нравственность – христианская.

Самая высочайшая нравственность – христианская нравственность, заложенная в Православии. Нравственная высота Нагорной проповеди, описанная в Евангелие от Матфея в главах 5-7, не достижима ни для одной известной в мире религии или секты. Когда и где кто-либо сказал нравственнее, чем Иисус Христос? «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:43-44). Ни в одной религии мира нет заповеди любви к личным врагам. В учебнике по «ОПК» доступным языком раскрываются важные темы: «Совесть и раскаяние», «Милосердие и сострадание», «Золотое правило этики», «Зачем творить добро?», «Христианская семья» и др. Разве плохо, что дети услышат: «…возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39), «Почитай отца твоего и мать» (Еф.6:2-3), «Не кради» (Исх.20:15)?

5. Учебник «Основы православной культуры» – живой, интересный и нравственный учебник.

Учебник написан коллективом известных авторов, общая редакция учебного материала осуществлялась миссионером и богословом протодиаконом Андреем Кураевым. Перечисленные выше темы учебника убедительно показывают качество содержания учебного материала с воспитательной и образовательной точки зрения, его истинную пользу для детей. Протодиакон Андрей Кураев по мере написания учебника выкладывал главы для общенародного обсуждения на своем сайте (http://www.kuraev.ru). Можно сказать, получился православный народный учебник.

Обобщая сказанное, хотелось бы, чтобы горькие слова Николая Гоголя не были справедливы в отношении воспитания и обучения наших детей: «Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его». Будущее духовно-нравственного воспитания в школе находится сейчас в руках родителей. Конечно, воспитанием в первую очередь должна заниматься семья, но и от вклада, который может внести в нравственность детей школа, отказываться не стоит. Родители, делайте правильный выбор: выбирайте часть Христова сокровища – православную культуру!

По материалам православной периодической печати,

автор-составитель

Майорова Татьяна Сергеевна, к.п.н.,

заместитель директора по учебной работе,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №66»