Остров анзер соловки

Содержание

Садху (аскеты, саньяси, йоги)

Са́дху (санскр. साधु, sādhu IAST) — термин, которым в индуизме и индийской культуре называют аскетов, святых и йогинов, более не стремящихся к осуществлению трёх целей жизни индуизма: камы (чувственных наслаждений), артхи (материального развития) и даже дхармы(долга).

Садху полностью посвящает себя достижению мокши (освобождения) через посредство медитации и познания Бога. Садху часто носят одежды цвета охры, которые символизируют отречение.

Санскритские термины sādhu IAST («добродетельный человек») и sādhvī IAST («добродетельная женщина») используются по отношению к личностям, которые отреклись от мира и сосредоточились на духовных практиках.

Слова происходят от санскритского корня sādh IAST, который означает «достичь цели», «сделать прямым», или «возыметь силу над чем-то». Тот же самый корень используется в слове садхана (sādhana IAST), которое означает «духовная практика».

Обычно садху — это монахи, отрёкшиеся от мира и отказавшиеся от материальных наслаждений. Они живут в пещерах, лесах или храмах по всей Индии.

Простые люди часто называют садху баба. На многих индийских языках, слово баба означает отец или дядя. Иногда к баба прибавляется уважительный суффикс джи — бабаджи.

По данным на 2007 год, в Индии насчитывалось от 4 до 5 млн садху. В современной Индии им оказывается большое уважение, люди почитают их за святость, и часто боятся их проклятий. Считается, что своими аскетическими практиками (тапасом) садху сжигают как свою карму, так и карму общества в целом. Многие люди, видя в этом их пользу обществу, помогают им пожертвованиями. Почтительное отношение к садху, однако, не является в Индии повсеместным. Как в историческом, так и в современном контексте, на садху часто смотрели несколько неодобрительно, особенно в среде городского населения. На сегодняшний день, в особенности в популярных местах паломничества, многие нищие, притворяясь садху, зарабатывают таким образом себе на жизнь.

Для садху не существует общих духовных практик. Некоторые из них много лет живут в горах как отшельники, питаясь фруктами. Другие годами ходят с рукой, поднятой над головой. Есть и те, кто курят коноплю и созерцают природу космоса и присутствие Бога в кругах дыма.

Натхи — йогины, преимущественно шиваиты, самый большой из йогических орденов.

Нага-бабы — это живущие обнажёнными садху с бородами и большими дредлоками.

Агхори — это категория садху, которые живут в компании с духами, часто на кладбищах, шмашанах. В индуизме существует огромное количество путей к Богу, путей духовного самовыражения, которым и следуют различные группы садху.

Садху Индии by Kartazon Dream

Музыка: Uma Mohan — Mahishasura Mardini Stotram

Этот гимн был составлен великим мудрецом Ади Шанкарачарья около 810 года нашей эры. Он восхваляет Богиню Чамундешвари и рассказывает как она уничтожила многих демонов.


Нага-баба, Кумбхамела 2010

Савитри, Кумбхамела 2010

Садху в Орчхе. Индия 2013

Cадху, Кумбхамела 2013, Аллахабад

Медитирующий нага-баба, Кумбхамела 2010


Лагерь нага-баба, Кумбхамела 2010
Садху у дхуни. Лагерь нага-баба, Кумбхамела 2010
Лагерь нага-баба, Кумбхамела 2010
Нага-баба , Кумбхамела 2010
Агхори , Кумбхамела 2010
Нага-баба (садху), Кумбхамела 2010
Садху, Джагешвар
Садху в Тируваннамалаи
Садху-нищий в Кедарнатхе
Рампури баба, автор книги «Биография голубоглазого Йогина» в своем ашраме, Харидвар
Йогин Ракеш Пандей, Варанаси

В завершении обзора — «Портреты Садху» от Jeremy Snell

Индуизм

Индуизм включает в себя очень много разных и часто достаточно противоречивых верований. Он основан, казалось бы, на возвышенной философии, но продолжает соседствовать с массой примитивных суеверий. Так, идее индуизма о непричинении вреда всему живому (ахимса) противоречат кровавые жертвы богине Кали.

В основу индуизма легла религия племени индоариев. Они появились в долине реки Инд и от нее расселились по всей территории Индии. С течением времен религия индоариев начала включать в себя и местные культы. Индоарии записали четыре сборника священных гимнов, к которым жрецы составили ритуальные комментарии. Вскоре и комментарии, и самих жрецов, стали называть «брахманами». Позже к священным гимнам, или ведам, и брахманам добавили упанишады. Они раскрывали «тайное знание», рассказывая об освобождении.

История индуизма делится на три этапа. Первый этап известен как ведизм, или религия индоариев. Второй этап – брахманизм, этап развития ведизма брахманами, наполнение его ритуальной и мистической философии. Последний этап включает слияние брахманизма и сект. Ведизм основывался на многобожии. Оно сохранилось и в брахманизме, но в нем ясно начал проступать Брахман – единый принцип. В современном индуизме понятие «Брахман» не исчезло, но вместе с ним появилось и личное божество – Ишвара. Однако, в кастовой лестнице, Ишвара занимает позицию ниже Брахмана. Брахман безличен, а Ишвара – лишь его проявление, которое открывается тем, кто не способен достичь Брахмана.

Индуизм не считает человека «венцом творения». Человек превосходит животный мир, но уступает духам и божествам. Со смертью человека умирает только его телесная оболочка, а душа (джива) остается жить в другом человеке, или падает на нижний уровень в животный мир, или возносится на высший уровень. Судьба души определяется кармой человека, суммой его хороших и плохих деяний. Этот круговорот индуисты называют сансарой. Даже если погибнет весь мир, души человека перейдут в состояние потенциальное, чтобы потом появиться в новом мире.

Индуистское общество

Индуистское общество делится на четыре сословия: сословие брахманов, занимающее высшую ступень, сословие кшатриев (воинов), стоящих на ступень ниже, сословие вайшьев, включающее земледельцев и торговцев, и сословие шудр (слуг), занимающих низшую ступень. Все эти касты стараются обособиться друг от друга с помощью внутрикастовых браков или передачи профессий по наследству. Брахманы больше всего пекутся о своей ритуальной чистоте, вплоть до того, что они готовят еду и питаются отдельно. Нарушение законов кастовой чистоты наказывается изгнанием из общества индуистов.

Высшей целью жизни индуиста является освобождение. Несмотря на то, что душа человека постоянно перерождается, она все-таки может освободиться. Однако этого может добиться только Брахман, а точнее, только его душа, или джива.

Обычные миряне тоже могут надеяться на лучшее рождение. Индуисты выделяют четыре стадии человеческой жизни, следуя которым можно добиться освобождения. Мирянин может начать с изучения священных текстов. Человека на этой стадии называют брахмачарином. Мирянин на второй стадии – грихастха – должен выполнять свой кастовый долг. Третья стадия для индуистов означает покидание дома и семьи и начало жизни отшельника. Жизнь отшельника помогает готовиться к вечной жизни. И, наконец, на последней стадии человек становится саньясином – бродячим аскетом, который отрешился от мира, чтобы сконцентрироваться на освобождении.

На острове Садху в Индии строится самая высокая статуя в мире — Статуя Единства, представляющая собой памятник борцу за независимость индии Валлабхай Пателу. (1 фото)

  • По сравнению с этим Церетели и его г…
  • Один из самых знаменитых любителей ги…
  • По сравнению с этим Церетели и его г…
  • По сравнению с этим Церетели и его г…
  • По сравнению с этим Церетели и его г…
  • Его знаменитый «Боб» в Чикаго
  • Уостас Варотсос — Бегущий
  • Энтони Гормлей. Размышляющий человек
  • Флорентин Хофман. Заяц
  • Хоана Васконcелос (Joana Vasconcelos)…
  • Энди Гоуслворти — природа
  • По сравнению с этим Церетели и его г…
  • Ангел Севера
  • Человек встречает море — 9 метров в в…
  • И самая высокая статуя мира — Статуя …
  • И куча всякой бытовой мелочи, в гиган…
  • По сравнению с этим Церетели и его г…
  • По сравнению с этим Церетели и его г…
  • По сравнению с этим Церетели и его г…
  • По сравнению с этим Церетели и его г…
  • По сравнению с этим Церетели и его г…
  • По сравнению с этим Церетели и его г…
  • Можно начинать стройку
  • По сравнению с этим Церетели и его г…
  • По сравнению с этим Церетели и его г…
  • По сравнению с этим Церетели и его г…
  • По сравнению с этим Церетели и его г…
  • По сравнению с этим Церетели и его г…
  • По сравнению с этим Церетели и его г…
  • По сравнению с этим Церетели и его г…
  • По сравнению с этим Церетели и его г…
  • По сравнению с этим Церетели и его г…
  • По сравнению с этим Церетели и его г…

Жизнь на острове Анзер: как принять туристов, но остаться отшельником

Воскресенская церковь на острове Анзерском Соловецкого архипелага. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Остров Анзерский Соловецкого архипелага как будто самой природой предназначен для отшельнического образа жизни и суровых испытаний, которые может преодолеть только сильный духом человек. Единственный путь туда — 22 километра беспокойным Белым морем на катере. При резкой смене погоды сообщение с большой землей прерывается на несколько часов и даже суток.

На берегу путешественники получают инструкции по поведению на острове от представителя паломнической службы Соловков. Главное требование к туристам — не нарушать покой жителей скитов, не фотографировать их и не искать контакта с ними.

Мыс Кеньга на острове Анзерском. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Уединенная молитва и затворничество

Еще в начале XVII века остров Анзер стал местом поселения пустынножителей, решивших посвятить свою жизнь уединенной молитве. Первым отшельником на острове был Елеазар Анзерский. Он принял постриг в Соловецком монастыре в 1606 году и через несколько лет ушел на остров, принял схиму и встал на путь строгого аскетизма: принимал пищу раз в неделю, носил вериги, молился, читал и переписывал книги.

Свято-Троицкий скит и Знаменская часовня. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Елеазар поселился у Троицкой губы, где мореплаватели издавна искали убежища в непогоду. Он делал деревянную посуду и приносил ее на мыс. Мореплаватели забирали изделия, а взамен оставляли монаху пищу. Через них начала распространяться слава о суровом подвижнике, и к нему начали стекаться люди, ищущие уединения. Так в 1620 году образовался Свято-Троицкий скит.

Позднее, в 1712 году, на Анзере появился еще один скит — Голгофо-Распятский. Мирских поселений здесь никогда не было. В советские годы на острове размещалось отделение Соловецкого лагеря особого назначения, потом большинство объектов пришло в запустение.

Сейчас оба скита действуют. Они относятся к Соловецкому монастырю, но жизненный уклад их обитатели строят по своему усмотрению. «Для монастыря они выполняют свою функцию. Весь комплекс работ, который нужно делать, они делают. Но в хозяйственном отношении они фактически самостоятельны», — рассказал ТАСС наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий.

Жители скитов занимаются сельским хозяйством или ремеслами, но главная их задача не в этом. В традициях монастырской жизни особое место занимает уединенная молитва, затворничество.

Голгофо-Распятский скит. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

«В нашем большом монастыре бывает такая ситуация, когда человек на службу может не попасть оттого, что у него труды совершенно неотложные. У нас есть брат, который занимается информационными технологиями, либо мы ведем издательские проекты. По характеру это научная работа, которая требует от человека десятков часов времени, поэтому мы иногда даже планируем его индивидуальный режим дня, и он на службы в принципе не приходит. В скиту такое невозможно, там основное — это богослужение, молитвенная жизнь, а все остальные работы, занятия носят абсолютно служебный характер по отношению к первому», — говорит архимандрит Порфирий.

Три образа монашеской жизни

В анзерских скитах поддерживается строгий пустынножительный устав. Однако в летнее время братия жертвует сложившимся распорядком. Делается это для того, чтобы люди могли получить для себя духовную пользу от пребывания в святых местах. Для паломнических и экскурсионных групп организуется доступ в храмы и часовни. Насельники и трудники скитов поддерживают радиосвязь с паломническими и туристическими группами. Они помогают в швартовке морских катеров, переправке пассажиров с судна на берег, имеют возможность вызвать подмогу и оказать первую помощь. Убедившись, что все в порядке, жители острова стараются вернуться к уединению и не вступать в общение с приезжими.

Свято-Троицкий скит. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Отшельничество считается высшим образцом монашеского совершенства после общежительного монастыря и скита. Развивать скитский и отшельнический образ жизни невозможно, например, в условиях города.

«Если посмотреть историю всех современных монастырей, то изначально это была пустыня, это был лес. Туда приходил отшельник, вокруг него собирались люди, это место постепенно превращалось в общежительный монастырь, вокруг него возникал посад», — говорит настоятель Соловецкого монастыря.

Даже на Соловках, по словам настоятеля, сам монастырь «представляет собой некое многолюдное собрание» по сравнению со скитами, расположенными на отдаленных островах, где «больше возможностей для уединения, сосредоточения». Большинство насельников обители пользуются мобильной связью, транспортом, современным оборудованием и практически не могут избежать встреч с посетителями исторического комплекса.

Однако на Соловецком архипелаге есть условия и для того, чтобы возникали скиты, и для примеров отшельничества. «То есть все образы монашеской жизни здесь должны постепенно развиться — не случайно Соловки называют северным Афоном», — говорит наместник Соловецкого монастыря.

Монах, занимающийся столярным делом, в Свято-Троицком ските. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Отшельников в строгом смысле на Соловках долговременно нет. По словам архимандрита Порфирия, «просто в отдельные периоды некоторые пробуют свои силы, а в скитах достаточно много людей — десятки».

Согласно заведенному порядку, человек, прежде чем посвятить себя отшельничеству, должен испытать себя в монастыре, затем отправиться в скит. «По большому счету, отшельничество, скит и общежительный монастырь не изолированы между собой, они взаимосвязаны. Так и происходит: человек уходит на более строгий образ жизни, потом возвращается к жизни в братстве, в котором другие добродетели, степени послушания, совместное проживание, и оно позволяет совершенствовать другие стороны личности и характера в общении с другими», — говорит архимандрит Порфирий.

Не фотографировать и не курить

Паломники и туристы временами проявляют излишний интерес к жизни братии и нарушают покой жителей скитов. Чтобы сохранить уединение, монахи стараются не выходить за пределы скита во время посещения островов группами паломников и туристов. Свои пожелания и замечания по соблюдению порядка они передают через информационные таблички и объявления, написанные простым и доступным языком: «Просим не оставлять ворота открытыми — не пускать лошадь в огород», «Сестры, не прикасайтесь к позолоте — стирается», «В связи с тем, что скит на острове Анзер является действующим, еще и еще раз просим и умоляем — не фотографировать и не снимать на видео насельников скита, приходить в приличной одежде (не полунагими), не курить, и т. д., что всегда запрещается в монастырях».

Паломники возле часовни на месте первого поселения Елеазара Анзерского. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

В начале ХХ века Соловецкие острова ежегодно посещали до 23 тысяч богомольцев из разных мест и сословий. В наше время на архипелаг приезжает более 30 тысяч человек в год, и местная администрация стала всерьез опасаться, выдержит ли инфраструктура такой поток посетителей.

Еще недавно обитатели скитов на Анзере пытались разводить коз, но паломники за летний период настолько приучали их к бутербродам и другой несвойственной для них пище, что потом животные отказывались от сена, и возникали трудности с их прокормом в зимний период. Теперь здесь предпочитают разводить кур и содержать лошадей.

Чтобы упорядочить вмешательство посетителей в хозяйство и природу, туристам здесь предлагают возродить добрую традицию. В XIX веке паломники привозили с собой на Анзер семена цветов, чтобы высадить их на Богородичном лугу — открытом солнечном месте на высоком холме посреди леса. Раньше на этом лугу росло множество видов садовых цветов, сейчас там сохранились только местные дикорастущие. Чтобы восстановить разнотравье, посетителям разрешают привозить и сеять семена люпинов, маргариток и других цветов.