Отчитка
Содержание
- Тихвинская церковь /
- Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери (г. Брянск)
- Сила Божия в немощи совершается…
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Брянск)
- История
- Архитектура
- Примечания
- Ссылки
- Что такое отчитка, и как к ней относиться
- Отчитка (экзорцизм)
- Отчитка в православной церкви – что это за процедура, и как с ее помощью избавиться от порчи?
- Что представляет собой отчитка?
- В каких церквях священнослужители проводят отчитку?
- Как узнать, нужна ли вам отчитка в православной церкви?
- С. Трескино под Колышлеем: Дворянское гнездо «русского Нострадамуса»
В ста километрах от города Пензы, в селе Трескино Колышлейского района находится Христо-Рождественская пустынь или Свято–Рождественский мужской монастырь. Образовался он здесь в конце 90-х годов прошлого века на месте разрушенной в начале XX века церкви, остатки которой были приспособлены под различные бытовые помещения. Вот в таком виде достался игумену Крониду храм. Прошло совсем немного времени (по историческим меркам) и храм засиял золотыми куполами, невиданными для сельской местности размерами в своем первозданном виде! Территория храма обнесена каменной оградой, озеленена, благоустроена.
Храм входит в состав Колышлейского благочиния Сердобской епархии Пензенской митрополии Русской Православной Церкви.
21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, престольный праздник, так как храм освящен в честь этого двунадесятого праздника.
Рядом с храмом находится дворянский некрополь, который относится к историческим кладбищам Пензенской области. Здесь находятся захоронения представителей многих дворянских фамилий, находившихся в селах Трескинской волости Сердобского уезда Саратовской губернии. Среди них: выходцы из старинного дворянского рода, ведущего свое начало с первой половины XVII века Захарьины; Орловы- родоначальник которых Владимир Лукьянович в начале XVII века был губным старостой (губные старосты появляются в первой половине XVI века для суда по разбойным делам, отвлекая таким образом от суда кормленщиков значительную часть уголовных дел. Кормле́ние — вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы) Бежецкого верха; Васильевы – далекий предок которых (Василий Васильевич) служил при Петре I обер-секретарем Адмиралтейст-коллегии и был возведен в потомственное дворянство; Добронравовы; Кротковы; Гагены; Симзены; князья Чегодаевы (татарский княжеский род). Также здесь погребены министры правительства Сергея Юльевича Витте: Михаил Григорьевич Акимов – министр юстиции и Петр Николаевич Дурнов – Министр внутренних дел.
У подножия холма к востоку от села источник Николая Чудотворца. Здесь, по приданию, явилась икона Святителя. В 2004 году по инициативе отца Кронида родник был обустроен, заключен в железобетонное кольцо, а рядом поставлен деревянный крест, и все огорожено деревянной оградой. В 2005 году над источником была построена восьмигранная бревенчатая часовня, к которой позже была пристроена дощатая купальня.
Почти двадцать лет (с 1995г.) служит и всем управляет в монастыре игумен Кронид. Батюшка очень приветливый, добрый, заботливый, каждый, обратившийся к нему за помощью, получит добрый совет, отцовскую заботу, избавление от страстей, исцеление души и тела, наставление, утешение.
Тихвинская церковь /
- Гостиницы и Путешествия
- Отдых, спорт, культура
- Общественное питание
- Авто
- Магазины
- Услуги для населения
- Недвижимость
- Юридические услуги
- Растения и животные
- Здоровье и медицина
- Красота
- Строительство и ремонт
- Финансы
- Дети
- Государственные учреждения
- Реклама и СМИ
- Интернет и телекоммуникации
- Промышленность, заводы и сельское хозяйство
- Услуги для предприятий
Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери (г. Брянск)
Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, «Тихвинская церковь» — действующий приходской храм Русской православной церкви в городе Брянске. Расположен он на возвышенной площадке, на северном склоне Петровской горы, в исторической «Новой слободе» города.
Богослужения проходят ежедневно:
утром: с 7.30 до окончания богослужения
вечером: с 16.30 до окончания вечернего богослужения
Таинство исповеди и панихида проходит во время Литургии.
Молебен начинается после окончания Литургии.
Таинство соборования совершается каждую пятницу после вечернего богослужения.
Таинство крещения проходит по предварительной записи в церковной лавке после утреннего богослужения.
Таинства и требы в не храма: соборование, отпевание, исповедь и причастие на дому, освящение квартиры и пр. совершаются по предварительному согласованию со священником.
Подать записку «о здравии» или «об упокоении», заказать молебен или панихиду, приобрести свечи можно в церковной лавке. Иконы и православную литературу можно приобрести в книжной лавке, расположенной сбоку центрального входа в храм.
Духовенство прихода:
- Архимандрит Никита (Заиграйкин) — настоятель храма
- иерей Глеб (Редюк) — штатный священник
- иерей Михаил (Барышев) — штатный священник
- иерей Олег (Гусев) — штатный священник
Так же при храме работает воскресная школа для детей, иконописная школа, занятия по колокольному звону и в детских творческих ансамблях.
По вопросам можно обращаться по тел: 74-08-40
Просмотров: 18545
Сила Божия в немощи совершается…
20 мая 2016 года почила схимонахиня Любовь (в миру Мария Михайловна Стародубцева). Последние годы матушка Любовь проживала в городе Брянске в церковном домике при храме Тихвинской иконы Божией Матери. Она была инвалидом первой группы с детства, не могла ходить, имела дефект речи, так что понимать её и общаться с ней могли лишь близкие или хорошо знавшие матушку люди.
Мария приняла монашество в 1998 году. Постригал её игумен Гермоген из Псково-Печерского монастыря. Он был её духовным наставником. 11 ноября 1999 года она уже была облечена в схиму. Сначала матушка проживала в городе Дятьково Брянской области при Преображенском храме, затем её перевезли в Брянск. Когда она была уже в схиме и к ней приходили за советом и молитвенной помощью, общаться с посетителями ей помогали матушки и сёстры из тех храмов, при которых она находилась.
К матушке приезжали буквально со всех концов страны, и многим она помогла духовным советом, добрым участием в житейских скорбях и нуждах. По молитвам матушки бывали случаи исцелений от серьёзных недугов. Как это ни удивительно, но попасть к ней на приём было довольно просто, без многочасового ожидания в очереди, как это часто бывает в подобных случаях. Нужно было лишь взять благословение у настоятеля Тихвинского храма. Никаких очередей к ней не было. По сложившейся церковной практике, чтобы посетить известных старцев, к примеру, при Троице-Сергиевой лавре или в Пафнутьево-Боровском монастыре, приходится ждать порой часами или днями, а некоторые, случается, ожидают и месяцами.
Автор этих строк познакомился с матушкой в поисках духовного совета, едва оправившись после серьёзной продолжительной болезни. Очень хорошо помню мой первый визит к ней. Матушка проживала тогда на квартире в одном из районов города Брянска. Когда я позвонил в дверь, навстречу мне вышла аккуратно одетая, стройная женщина средних лет в белом платочке со строгим проницательным взглядом и сразу спросила про цель моего визита и кто благословил. Я всё как мог последовательно рассказал и решил, что эта женщина и есть схимонахиня Любовь. Тогда я ещё не знал, что матушка – полный инвалид, не может ходить и даже есть самостоятельно. Обратившись к женщине, я спросил: «Вы – схимонахиня Любовь?». Она ответила: «Нет». И, словно предвидя мои мысли, сказала, что сейчас сообщит обо мне матушке Любови и проведёт меня к ней. Вскоре мы прошли в соседнюю комнату. На кровати возле противоположной стены, напротив входа лежала матушка. Когда женщина подвела меня к ней вплотную для беседы, от увиденного я невольно оторопел. Руки и ноги матушки были очень сильно искривлены. Такой она родилась. Схимонахиня была накрыта лёгким одеялом, на голове надета скуфья. Она задала мне вопрос. Я услышал какие-то непонятные, с трудом проговариваемые слова, но ничего не понял. Женщина, которая была рядом, пояснила, что спрашивает у меня матушка. Едва собравшись с духом, я рассказал о своей болезни, душевных переживаниях и проблемах. Матушка начала что-то советовать, женщина «переводила». Постепенно я пришёл в себя и начал немного понимать матушкину речь. Но старался на неё не смотреть. Она благословила меня хотя бы один раз в неделю окунаться в святые источники и дала несколько советов, как правильно молиться и какой вести образ жизни. Было это более 15 лет тому назад. Милостию Божией по молитвам матушки я полностью исцелился от своего многолетнего недуга, всегда с любовью её вспоминаю и молюсь о ней, теперь уже как о покинувшей земную юдоль. Недавно моя супруга случайно встретилась с тем доктором, у которой я безуспешно лечился несколько месяцев. «А как ваш муж, жив?» – робко в ходе разговора спросила врач, боясь неуместным вопросом расстроить собеседницу. Жена с улыбкой ответила, что не только жив, но и в хорошей спортивной форме, участвует в трудных многодневных походах. Ответом жены врач была просто обескуражена. Она спросила, как он исцелился. Жена ответила, что через святые источники. Врач лишь недоуменно покачала головой.
Второй раз я посетил матушку примерно лет через восемь после моего первого визита к ней. Она уже проживала в просторном благоустроенном доме напротив Тихвинского храма. Я поблагодарил её за молитвенную помощь, рассказал о своём исцелении и попросил совета, как поступить в житейских делах. Матушка меня узнала и даже заулыбалась. Выговаривала она слова с ещё большим трудом, но я уже начал её понимать. В комнате было по-домашнему уютно и просто, и всё воспринималось совершенно не так, как при первом посещении.
Архимандрит Никита рассказал, что незадолго до кончины матушка испытывала тяжелейшую брань, терпела жуткие бесовские нападения, одно время не могла даже причаститься. Но затем она успокоилась, вражеские наваждения прекратились, и в добром расположении духа отошла в Вечность.
У неё, как у любого обычного человека были свои слабости и душевные немощи. По этой причине иногда случались искушения. Да и какая церковная жизнь обходится без искушений? Монашество, тем более в схиме, – это ещё и сугубый духовный подвиг.
Некоторые особенно невоцерковленные люди порой воспринимали матушку как своего рода оракула, предсказательницу и целительницу. Она при встрече таких вразумляла и наставляла на правильный духовный путь, и многие из них впоследствии вели уже церковную жизнь.
Схимонахиню Любовь хорошо знают во многих уголках нашей страны и миряне, и священнослужители. Известны случаи, когда к ней приезжали и из дальнего зарубежья.
Постоянно духовно у неё окормлялся иеромонах Гавриил (в миру Дмитрий Богданов) – благочинный Арктического благочиния на острове Новая Земля, который благодаря её молитвам встал на монашеский путь.
Со слов матушки, родилась она 29 ноября 1948 года в деревне Герасимовка Суземского района Брянской области в многодетной семье. У неё было трое братьев и две сестры, она – самая младшая. Мать трудилась в колхозе, отец работал лесником, прошёл всю войну, закончил её в Берлине, брал Вену и Будапешт. Ходил в церковь, был верующим. Крестили её на дому в раннем детстве, приезжал священник из ближайшего села, где была церковь. Матушка вспоминала, что когда все уходили на работу, она оставалась одна-одинёшенька. «Была я не пивши и не евши. Бывали такие дни, что во рту пересохнет, пить хочу, а мне некому подать воды. Обо мне родные говорили: «Хоть бы тебя Бог прибрал». После смерти отца старшая сестра забрала её вместе с матерью в город Суземку. Там она впоследствии приняла монашество с именем Надежда, и её перевезли в город Дятьково, где она стала жить в церковном домике при Преображенском храме. Последние годы, как об этом уже упоминалось, матушка проживала при Тихвинской церкви Брянска.
Как она рассказывала, молитве её научила Сама Божия Матерь, которая явилась ей, когда Мане (так её звали родные) было три годика.
Апостол Павел в послании к Коринфянам говорит: «Сила Божия в немощи совершается». Это апостольское высказывание ещё раз ярко подтвердилось на примере удивительной судьбы блаженной Любови, как её называют в Брянске. Божиим промыслом случилось так, что полный инвалид с детства, совершенно недвижимая матушка немало лет оказывала духовную помощь многим и многим людям, которые теперь с любовью её вспоминают и молятся о ней, и среди них – автор этих строк. Воистину: «Дивны дела Твои, Господи!».
Царство ей Небесное и вечная память.
Владимир Панков
Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Брянск)
Православный храм
Россия
Брянск,
ул. Верхняя Лубянка, 108
Православие
Брянская
Брянское городское
барокко
1755—1769 годы
1863 — Храм расширен, устроен левый придел
1937 — Прекращены богослужения
1991 — Храм передан православной общине
Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 321410066710006 (ЕГРОКН). Объект № 3210004000 (БД Викигида)
действующий храм
Медиафайлы на Викискладе
Храм в честь Ти́хвинской ико́ны Бо́жией Ма́тери («Тихвинская церковь») — действующий приходской храм Русской православной церкви в городе Брянске. Расположен на возвышенной площадке на северном склоне Петровской горы, в исторической «Новой слободе» города.
История
Храм Афанасия и Кирилла
Нынешний храм построен в XVIII веке вместо прежнего деревянного храма во имя Афанасия и Кирилла Александрийских, являвшегося одним из древнейших брянских храмов. Храм Афанасия и Кирилла значится первым в старейшем известном списке действующих брянских храмов (1628 год); вполне вероятно, что он существовал и в XVI веке.
Точное местоположение храма Афанасия и Кирилла сегодня указать нельзя; как правило, строительство каменных храмов занимало продолжительное время и во время строительства прежние деревянные храмы продолжали действовать, а следовательно — новый храм строился на ином месте. Известно лишь, что храм Афанасия и Кирилла находился «внутри города», то есть, вероятно, несколько ближе к историческому центру, чем Новая слобода, которая на плане XVII века ещё отсутствует.
Тихвинский храм
Строительство Тихвинского храма продолжалось с 1755 по 1769 год и велось «иждивением прихожан при попечительстве и усердном жертвовании брянских купцов Бухтеевых». Первоначально он был двухпрестольным: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, и во имя Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. В 1863 году тёплый зимний храм был расширен и устроен левый придел — во имя Святителя Тихона, Епископа Воронежского.
В конце XIX века к Тихвинскому храму была приписана новоустроенная Николаевская церковь в Привокзальной слободе.
По описанию рубежа XIX—XX вв., приход храма составляли 680 мещан — жителей Новой слободы, «чернорабочих». Храм владел 263 десятинами земли. В приходе действовала школа грамоты.
В 1931—1934 годы в храме служил Брянский архиепископ Даниил (Троицкий). Последним настоятелем храма перед его закрытием был Константин Алексеевич Афанасьев, арестованный в июле 1937 года и расстрелянный 17 октября того же года. С этого времени богослужения в храме не проводились, а в 1939 году храм был официально закрыт и определён «под клуб». Верх колокольни и глава храма были разобраны, внутри произведена перепланировка. Фактически же, здание использовалось как склад, а в середине XX века здесь разместилось архивохранилище № 3 Брянского областного архива.
В 1980-е годы храм был реставрирован с возвращением исторического облика (архитекторы В. Н. Городков, Э. М. Кодисова), а в 1991 году передан православной общине. После открытия храма в нём была устроена воскресная школа, для которой позднее выстроили отдельное здание; над Святым источником при храме построена часовня, приведён в порядок некрополь, отремонтированы три алтаря храма, расписаны иконостасы. Центральный алтарь был освящён Архиепископом Брянским и Севским Мелхиседеком в 1995 году. Настоятель храма — архимандрит Никита (Заиграйкин).
Архитектура
Небольшой ярусный храм типа «восьмерик на четверике» выполнен в формах нарядного барокко. Сооружён из кирпича и оштукатурен. В композиции доминирует основной кубический объем в два света с пониженным пятигранным алтарём, несущий световой восьмерик с гранёным куполом, который увенчан восьмигранным барабаном с маленькой главкой. Стройная изящная колокольня в три четверика и восьмерик с высоким шпилем. Подчёркнутая пластика фасадов с плоскими пилястрами на углах объёмов и широкими карнизами в их завершении усилена изящными по рисунку наличниками окон с «ушами», «фартуками», замковыми камнями и фронтончиками, восходящими к более ранним образцам барокко. Главный, западный, и северный входы украшают позднеклассицистические четырёхколонные портики. В интерьере основное помещение храма с восьмериком на двухступенчатых тромпах перекрыто сомкнутым сводом со световым барабаном, алтарь — пятигранным, а трапезная, приделы и помещение внизу колокольни — коробовыми сводами (у верхних её ярусов своды сомкнутые). «Свод памятников архитектуры…»:153-154 |
Примечания
- Материалы для истории церквей Орловской епархии. Брянская десятина // Сборник Орловского Церковно-Археологического комитета, Вып. 1. — Орел, 1905. — С. 211—212.
- Государственный архив Брянской области (ГАБО), фонд фотоматериалов, ед. хр. 113.
- Историческое описание церквей, монастырей и приходов Орловской епархии. Том 1. Орел, 1905. — С. 110.
- Храмы Брянского благочиния. // Брянский православный календарь, 2006.
- Брянская Епархия — В праздник Входа Господня в Иерусалим Епископ Александр совершил Литургию в Брянском Кафедральном Соборе и вручил Патриаршие награды к Празднику Светлой Пасхи. Дата обращения 1 мая 2013. Архивировано 16 мая 2013 года.
- Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. — М.: Наука, 1998. — 640 с. — 4400 экз. — ISBN 5-02-011705-6.
Ссылки
- Храм Божией Матери Тихвинская на официальном сайте Брянской епархии (недоступная ссылка)
- Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери на сайте «Колокольни России»
Что такое отчитка, и как к ней относиться
В наши дни существует много споров по поводу отчитки. С одной стороны, часто можно услышать (особенно среди простого народа) рекомендацию пройти отчитку в связи с самыми разными проблемами: пьет человек, плохо учится, не хочет ходить в храм, заболел тяжелой болезнью, испытывает неудачи в личной жизни и т. д. – во всем узреваются происки демонов, от которых предлагают избавиться присутствием на отчитке. С другой стороны, можно услышать крайне критичное и скептичное отношение к этому чинопоследованию, которое воспринимается как абсолютно не нужное и инородное Церкви.
Что же представляет собой отчитка? Как к ней относиться? И кому следует на ней присутствовать?
Отчитка – церковный чин, в котором произносятся особые заклинательные молитвы с целью изгнания из одержимого человека нечистой силы. Применяться этот чин должен в тех исключительных случаях, когда человек оказывается под тотальным воздействием вселившегося в него темного духа и уже не контролирует свои движения и поступки. Допустим, в Евангелии мы читаем о гадаринском бесноватом, который днем и ночью бился о камни, а когда его заковывали в цепи, то он разрывал узы и в беспамятстве носился по пустынным местам. Христос Своей благодатной силой в одно мгновение освободил несчастного от тяжких уз одержимости (см.: Мк. 5: 1–13; Лк. 8: 26–33). Эту-то силу изгонять темных духов Господь передал Своей Церкви.
С пришествием в мир Сына Божия бесы утратили над людьми былую власть. Из Евангелия мы узнаем, что не только Спаситель изгонял нечистых духов из одержимых ими людей, но и Его ученики. «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10: 17), – с удивлением восклицали апостолы, возвратившись с проповеди. А после Своего Воскресения Христос обещал верующим в Него в качестве одного из знамений: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16: 17). По словам преподобного Нила Синайского, «произнесение имени Божия в бегство обращает демонов». Тем более что крест Христов стал для демонов нестерпимым мучением. Поэтому заклинание и изгнание темной силы именем Иисуса Христа и крестным знамением – явление в Церкви изначальное.
В середине II века святой Иустин Философ обращался к язычникам со следующим свидетельством: Спаситель «родился по воле Бога и Отца ради верующих в Него людей и для сокрушения демонов. Это и теперь вы можете узнать из того, что происходит пред вашими глазами. Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами во всем мире и в вашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, между тем как они не были исцелены всеми другими заклинателями, заговорщиками и чародеями, – и тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших человеками».
Как видно из приведенных слов, даже язычники знали о существовании в среде христиан особых лиц, заклинавших одержимых именем Иисуса Христа и тем самым изгонявших из них нечистую силу. В первые века христианства это было одним из служений Церкви. Экзорцисты, то есть заклинатели нечистой силы, получали на то особое благословение епископа. Самочинно браться за это дело не положено, поскольку 26-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Не произведенным от епископов не должно заклинать ни в церквах, ни в домах».
Со временем сформировался особый чин, в котором собраны молитвы об изгнании демонов силой имени Иисуса Христа. В требнике он называется «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых», а в простонародье называется отчиткой. Это чинопоследование приносит реальные плоды. Вот история, случившаяся не так давно. Молодой человек Алексей по непонятным для близких причинам стал крайне агрессивен, к жене и маленькому ребенку теперь относился крайне нетерпимо, начал бить малыша, которому не было и года. Хотя до этого к христианству был вполне благосклонен, теперь всякое слово о вере Алексей встречал крайне враждебно. Родные были очень расстроены столь резкой переменой. Один его родственник поддерживал отношения с насельниками Свято-Троицкой Сергиевой лавры, неоднократно беседовал с монахами о случившемся, и было решено пригласить страждущего на отчитку. Когда его привезли, Алексей даже не захотел выйти из автомобиля, реагируя на каждое слово удивительной агрессией. В другой раз родные пошли на хитрость – предложили вместе посетить какое-то мероприятие, проходившее в музее лавры; машину на этот раз по особой договоренности пустили внутрь обители. Мама страждущего пошла в храм, где проходит отчитка, заказала поминание с именем сына, а Алексею после мероприятия в музее предложили зайти за мамой. Когда они прошли в сам храм, Алексея удалось протиснуть вперед, откуда выйти в связи с самой давкой было уже затруднительно. После невольного участия в молебном пении страждущий испытывал сильную слабость, а через несколько дней это был уже другой человек – от прежней агрессии не осталось и следа, он даже перестал курить и пить, к жене и ребенку стал внимателен и ласков, к Церкви теперь относился благоговейно.
Очевидно, что в данном случае церковное чинопоследование с усиленной молитвой близких помогло страждущему человеку избавиться от реальной одержимости. Кстати, подобным же образом некоторые экстрасенсы, заинтересовавшись феноменом отчитки и решив испытать его на себе, благополучно расстались со своими «чудесными» способностями – для кого-то отчитка послужила первым шагом к жизни в Церкви.
Вместе с тем стоит сказать несколько слов о часто неправильном, почти магическом отношении к отчитке. В наши дни нередко встречается нездорово повышенный интерес к этому чину. Едут сами и везут с собой родных и близких все, кто хоть в чем-то узрел себя и их подверженными злой силе, порче или сглазу. Одна знакомая пожилая женщина все выспрашивала, как бы отвести на отчитку сына, которому перевалило за двадцать, а на вопрос о причине объяснила, что он не хочет учиться, пьет пиво, игнорирует храм и раздражается, когда мать предлагает ему выпить святой воды. Но ведь все указанные симптомы могут выражать личную бездуховность человека, которому в свое время не привили веру, а сам он не испытывает к тому интереса. Понятно раздражение неверующего, когда ему навязывают выпить святой воды или пойти в храм – это далеко не всегда можно отождествлять с беснованием.
Некоторые, по совету других, отчитываются «на всякий случай», по принципу «кто его знает, может, на меня кто-то порчу навел, а отчитка сразу поможет». И стар и млад торопятся снять с себя все наветы и сглазы простым и нехитрым способом – присутствием на отчитке. Здесь мы встречаем удивительную ситуацию – человек вроде бы хочет избежать оккультного на себя воздействия, а сам поступает по магическим принципам – надеется на сам по себе ритуал безотносительно к личному духовно-нравственному исправлению. Иной раз случается и такое, что какой-нибудь тщедушный колдун направляет обратившегося к нему пациента к батюшке, занимающемуся отчиткой: «Он посильнее меня». Повторим, что и к самой отчитке часто относятся как к некоему магическому действию, которое должно само по себе помочь несчастному.
Да, упомянутый чин в необходимых случаях приносит свои плоды. Но часто мы, к сожалению, никак не хотим осознать ту истину, что для улучшения состояния собственной души важно не просто выстоять какой-нибудь древнецерковный чин, а заняться существенным исправлением личной духовной жизни. Блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются». Для этого требуется серьезно подготовиться к исповеди, вспомнив прожитую жизнь с самого детства, ввести себе в правило регулярно молиться дома утром и вечером, еженедельно посещать храмовые богослужения и как можно чаще причащаться святых Христовых таин. Мало этого, нужно постоянно читать духовную литературу, и не только Священное Писание, которое, увы, многие понимают по-своему, но и творения святых отцов, и полезные современные духовные книги, общаться с воцерковленными людьми, чтобы полностью переменилась сама атмосфера жизни. Только существенное изменение как внутреннего склада своей души, так и внешнего строя жизни, когда на первом месте уже будет Бог и исполнение Его заповедей, а на втором – все остальное, способно привести к всецелому освобождению души от влияния темной силы.
Понятно, что невозможно одной отчиткой решить вопрос воцерковления родственника или знакомого, тем самым вложить в него навык к учебе или заставить более серьезно относиться к жизни, поскольку нельзя никаким чином изменить личность без ее добровольного на то согласия и усилия. Если это реальная одержимость, то по вере родных и близких возможен эффект. Но если это свободно избранная, личная позиция человека, то сам по себе чин не поможет. Прочитали над таким человеком молитвы, окропили святой водой, осенили крестом, а он внутри остается прежним, потому что изменяться не хочет.
Более того, во многих ситуациях даже при очевидной одержимости требуется не отчитка, а нечто другое. Всякое демонское наваждение имеет свою причину, которую и нужно устранять. Апостолам, не сумевшим изгнать демона из одержимого юноши, Спаситель сказал: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Это значит, что победа над злыми духами возможна лишь при аскетической жизни, благодаря которой христианин освобождается от страстей и получает от Бога благодатную помощь. Эта победа осуществляется только при решительном исправлении своей жизни. Вспомним, что Господь исцеленного Им человека напутствовал заповедью: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14).
Святые люди, например праведный Иоанн Кронштадтский, изгоняли темную силу самыми краткими молитвенными фразами, без специального чина. Это значит, что не столько формально исполненное правило, сколько жизнь по заповедям Божиим, в приобщении Его благодати, страшна темным духам. И потому сама отчитка для тех, кто действительно страждет от нечистых духов, есть лишь вспомогательное средство, своего рода дополнительное условие, которое помогает при полной внутренней решимости жить в согласии с Богом.
Одной инокине, задавшей вопрос о противодействии демонским наваждениям, святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой. Оно ни от чего так не истребляется, как от глубокого сердечного сокрушения». Не чинопоследования сами по себе защищают от демонов, а стяжание добродетелей. Высшая добродетель – смирение. Если гордость приятна демонам – именно из-за гордости попускаются человеку несчастья и душевные бедствия, – то смирение, словно огонь, жжет и прогоняет диавола.
Что же касается собственно одержимости, то непосредственное вселение злого духа в человека возможно лишь при особом попущении Божием и когда сам человек расположил себя к этому порочной и легкомысленной жизнью. Еще раз вспомнив слова Евангелия о том, что «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21), можно, рассуждая от противного, заключить, что в человека входят они за его крайнее невоздержание и отвращение от Бога (противоположность поста и молитвы). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорил: «Нечистые духи не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперед их умами и помышлениями. Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения и потому удобно побеждаемых и наконец устрояют в них жилища, как бы в представленном им владении».
Людей пугает беснование, видимая беспомощность человека, оказавшегося во власти нечистой силы. Однако мало кто обращает внимание на внутреннюю подчиненность диаволу, к которой мы обыкновенно скатываемся, принимая вражьи помыслы и исполняя его злую волю.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал на возможность двоякого пребывания сатаны в человеке: чувственного и нравственного. Чувственное пребывание – всем известное беснование, когда бес вселяется в человека и мучает его душу и тело. Нравственное пребывание – когда человек является исполнителем воли диавола, то есть постоянно и безудержно грешит; демон, не вселяясь в человека чувственно, овладевает его разумом и волей, соединяется с ним в его духовной сфере. Читатель, наверное, удивится, узнав, что второй вид пребывания – наиболее опасный, потому что влечет человека на вечные муки души, тогда как первый вид может быть попущен Богом как особая скорбь во спасение души человека. Святитель Игнатий писал: «В духовном отношении такое наказание Божие (чувственная одержимость. – В.Д.) отнюдь не служит худым свидетельством о человеке… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу». Важно остерегаться сознательного подчинения в своих делах, словах и мыслях воле диавола, уподобляться ему по своей нравственной жизни.
Преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих слов констатировал печальный факт: люди сначала потеряли образ Божий (в своих делах и жизни), а теперь теряют образ человеческий и становятся по образу диавола. В этом смысле нечистый дух может навеки завладеть человеком и легко совершает это, если человек не противится внутренним приражениям невидимого врага. Обыкновенно это происходит незаметно для внешнего наблюдателя, без шокирующих взор проявлений беснования. Так, об Иуде-предателе мы читаем: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати» (Лк. 22: 3), – и бывший апостол направился предавать Христа. Напрасно думать, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Но как это можно последовательно проследить по Евангелию от Иоанна, Иуда допускает к себе диавола своей страстью сребролюбия (см.: Ин. 12: 6), затем диавол полнее овладевает его сердцем (см.: Ин. 13: 2) и, наконец, решительно вселяется в него, делая его прямым исполнителем своей воли (см.: Ин. 13: 27). Такое бедственное положение было приуготовлено ненасытными страстями, в частности сребролюбием и нераскаянностью.
Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым духам. Неконтролируемые вспышки гнева, самомнение с презрением к ближним, сквернословие, доходящее до внутренней потребности в матерных словах, пристрастие к соблазнительным изображениям – это и многое другое есть подчинение души темным силам.
Собственно, душа каждого человека есть вместилище, которое не терпит пустоты. Если ты не созидаешь в себе храм Божий, то станешь обиталищем темных сил. У нас нет иного выбора – либо устроять в своем сердце алтарь Богу, либо оно превратится в мерзость запустения. И потому от духовной активности человека напрямую зависит как устойчивость его души в мире земном, так и благополучие его в мире вечном.
Отчитка (экзорцизм)
Если Бог за нас, то кто против нас?
Рим. 8:31
- Экзорцизм диакон Андрей
- Экзорцизм проф. А.И. Осипов
- Экзорцизм часть 1 * часть 2 свящ. К. Пархоменко
- Проповедь в Неделю о Страшном Суде архим. Иоанн (Крестьянкин)
- Мода на экзорцизм – это духовная болезнь… диакон Андрей
Отчи́тка (экзорци́зм) – особый молебен, во время которого священник, имеющий на это благословение архиерея и духовную силу, читает заклинательные молитвы на изгнание из человека падших духов. В это время могут происходить разные физические явления с бесноватыми: крик, страшная ругань и хула на Бога, лаяние по-собачьи и другие нечеловеческие проявления: судороги, падение в обморок и проч. А может вообще ничего видимого не происходить, что чаще и бывает.
В какой-то степени мы все подвержены воздействию дьявола, но степень одержимости у нас разная. Этот чин может быть совершён лишь в особых случаях, когда злые духи поработили волю человека, действуют через его тело, говорят его устами.
Этот чин должен совершаться опытным священником над одним человеком, который явно одержим злым духом. Массовые «отчитки» появились лишь в последнее время, как нарушение принятого в Церкви порядка совершения этого чина.
Для проверки, является ли человек одержимым или психически нездоровым, перед ним ставят несколько стаканов с водой, в одном из которых будет вода святая (естественно, больному об этом не говорят). Если человек действительно бесноватый, он этот стакан почувствует и будет бояться его взять, как бы ни меняли стаканы.
Отчитка может быть использована в редких случаях при явных симптомах беснования. Для того чтобы быть недоступным действию каких-то злых сил, надо жить настоящей христианской жизнью, регулярно исповедоваться, причащаться Святых Христовых Таин и стараться исполнять заповеди Божии.
***
В Евангелиях имеется четыре подробных описания бесоизгнания Спасителем: (Мк.1:21-28; 5:1-20; 7:24-30; 9:14-29), весьма краткие сообщения (Мф.9:32-34; 12:22) (Лк.11:14) и множество упоминаний и высказываний о том, как Христос справлялся с бесами (Мк.1:32-34, 39; 3:7-12); (Деян. 10:38).
***
Примечательны воспоминания об известном старце из Псково-Печерского монастыря, архимандрите Адриане (Кирсанове), духовника Донского монастыря иеросхимонаха Валентина (Гуревича):
«В своих беседах незадолго до смерти отец Адриан озвучил удивительную вещь. Он, просматривая свою жизнь, понял, что вся его деятельность по отчитке бесноватых была напрасна. Ну, может быть, не совсем напрасна с точки зрения «уверения современного Фомы», как это видно из случая с моим новопросвещенным знакомым. Однако напрасна с точки зрения собственно помощи самим бесноватым.
— Не было, — говорил старец, — ни одного такого случая, чтобы я кому-нибудь на самом деле по-настоящему помог. Потому что на место изгнанного беса потом приходили семь злейших духов (Мф. 12: 45).
И эти люди снова появлялись на отчитках… А еще сокрушался:
— Это же Господь попускает беснование как крест, а я, пусть и по любви, но эти кресты, получается, снимаю?
Когда приходится причащать бесноватых, так им и говоришь:
— Это ваш крест. Все равно, как бес будет действовать: снаружи или изнутри. Помните, что есть те, кто, донеся этот крест до конца, этой мукой и спасаются.
Отец Адриан оставил нам это очень важное откровение своих последних дней: сколько он сам претерпел мести от этих изгнанных им бесов, а эти люди не шли в Церковь, не каялись по-настоящему, не причащались, и эта демоническая реальность вновь поглощала их.
Источник: Православие.ру
Отчитка в православной церкви – что это за процедура, и как с ее помощью избавиться от порчи?
Время чтения 8 мин Автор публикации Анна Сикорская АС
Многим из нас знакома ситуация, когда неожиданно в нашей жизни случается одно несчастье за другим. Возникают различные серьезные заболевания, в семье происходит разлад, появляются финансовые затруднения. В некоторых случаях подобные неприятности могут стать следствием неправильных действий самого человека, а иногда они возникают в результате негативного вмешательства со стороны.
Как правило, такая ситуация становится следствием целенаправленного разрушения энергоинформационного поля человека, или порчи. Чтобы избавиться от наведенного на человека негатива, довольно часто проводят специальный обряд, имеющий название отчитка, или зачитка. Что представляет собой эта процедура, а также где ее проводят, и в каких случаях она необходима, мы расскажем вам в нашей статье.
Что представляет собой отчитка?
Такое ритуальное действие пришло к нам еще с языческих времен, когда древние маги, колдуны и священники помогали людям избавиться от порчи, сглаза и других негативных воздействий при помощи очистительных заговоров и молитв. Принцип любой зачитки заключается в том, что негативная энергия снимается с пострадавшего и переводится на другой объект.
В некоторых случаях порча может быть возвращена тому, кто ее наложил, если удается узнать его имя, и очень редко переносится на животных. Наиболее часто негативное воздействие просто снимается с заговоренного человека и нейтрализуется при помощи определенных предметов и обыкновенной земли.
Отчитка от порчи может проводиться в церкви православной, так и в магическом салоне.
В зависимости от того, кто проводит обряд – мастер-маг или священнослужитель, суть ритуала может существенно отличаться, а именно:
- Если нужна магическая зачитка, то она всегда проводится индивидуально. В помещении, кроме мага и пострадавшего, не может быть никого лишнего. Маг выясняет конкретную проблему, которая беспокоит обратившегося к нему человека, и направляет свои действия на избавление от нее. Во время проведения процедуры мастер читает необходимые заклятия или заговоры, снимая порчу или другое негативное воздействие на определенный предмет, а затем, нейтрализует его;
- Что же такое отчитка в православной церкви? Этот обряд проводится в определенные дни в некоторых церквях. Для этого в одно и то же время в большом зале собирается значительное количество людей, которые хотят снять с себя негативное воздействие человека со стороны. Священнослужитель в течение определенного периода времени читает молитвы, псалмы и каноны, чтобы очистить окружающих от порчи. Отчитка в церкви, может помочь только по-настоящему верующим людям, которые во всем уповают на Бога и готовы искренне покаяться перед ним в совершенных грехах. Данный ритуал отличается низкой степенью защиты, поскольку во время его проведения негативное воздействие, снятое с одного человека, может перекинуться на другого.
Таким образом, церковная зачитка является менее эффективным средством для избавления от порчи, чем магическая. Однако для православных людей она является единственным способом снять с себя наведенное негативное воздействие, поскольку магические ритуалы для них неприемлемы.
Количество необходимых отчиток в обоих случаях определяется в каждой конкретной ситуации в зависимости от силы и срока давности наведенной порчи. Иногда бывает достаточно всего лишь одного сеанса, однако, в большинстве случаев, чтобы полностью избавить человеческий организм от влияния вредного воздействия, требуется 3-4 проведенных обряда. Кроме того, если во время церковной зачитки молитвами произошел перенос порчи с одного верующего на другого, ему понадобится еще несколько сеансов, чтобы избавиться и от этого негатива.
Данный обряд также используется для очищения от сглазов, проклятий, приворотов, подсадки и так далее.
В каких церквях священнослужители проводят отчитку?
Православную отчитку в Российской Федерации проводят всего лишь в нескольких церквях. Более того, благословление Святейшего Патриарха на проведение этого обряда имеет только один человек – архимандрит Герман Чесноков из Троице-Сергиевой Лавры в Московской области. Практически все верующие, со всех концов России и даже из других государств, стекаются к отцу Герману для изгнания бесов и очистки от наведенной порчи и других негативных воздействий.
Между тем церковную отчитку можно пройти и в других местах, например:
- Церкви Святого Мученика Иоанна Воина, город Новокузнецк Кемеровской области. Обряд проводит протоиерей Василий Лихван;
- Горнальском Свято-Николаевский Белогорский мужском монастыре, село Горналь Суджанского района Курской области. Зачитку молитвами осуществляет игумен Питирим Плаксин;
- Храме Михаила Архангела в поселке Рощинский Стерлитамакского района республики Башкортостан. Отчитку проводит игумен Симеон;
- Свято-Рождественском мужском монастыре, село Трескино Колышлейского района Пензенской области. Ритуал выполняет игумен Кронид;
- Храме Архангела Михаила в селе Старое Чекурское Дрожжановского района республики Татарстан. Обряд проводит отец Олег;
- Церкви Успения Пресвятой Богородицы в городе Ставрополь.
Как узнать, нужна ли вам отчитка в православной церкви?
Сам по себе очистительный обряд в православной церкви при помощи молитв, псалмов и канонов будет эффективен только в том случае, если на вас навели порчу или любое другое негативное воздействие.
Обыкновенно на наличие порчи указывают следующие признаки:
- наличие пигментных пятен на лице и теле, несмотря на отсутствие заболеваний и хорошие
результаты анализов; - неожиданный набор веса или резкое похудение без видимых причин;
- нарушения менструального цикла у женщин, невозможность забеременеть при хорошем состоянии здоровья;
- постоянные неудачи в личной жизни;
- плохое самочувствие, причины которого не могут определить врачи и любые обследования;
- невозможность долго смотреть в зеркало или в глаза другого человека, слезоточивость, постоянное желание отвести взгляд;
- потеря нательного крестика, с которым вас крестили;
- неудачи во всех сферах жизни, тяжелая депрессия, появление мыслей о нежелании жить;
- невозможность находиться в церкви или храме, желание побыстрее уйти, при этом некоторые женщины и мужчины начинают чувствовать себя плохо, у них возникает головокружение и тошнота;
- неожиданное изменение отношения к вам домашнего любимца, например, собаки или кошки, например, пес начинает рычать и кидаться на своего хозяина.
Между тем все эти признаки могут свидетельствовать совершенно о других проблемах. Чтобы проверить, действительно ли на вас навели порчу или другое негативное воздействие, необходимо провести следующий ритуал:
Возьмите стакан святой воды и поставьте его себе на голову, придерживая двумя руками.
Далее, попросите кого-то из домочадцев разбить в этот стакан свежее куриное яйцо. Результат следует оценивать через 2 минуты.
Если вода осталась такой же чистой и прозрачной, как и была, а желток ровно упал на дно, никаких признаков порчи или сглаза нет. Появление любых непонятных вкраплений, напротив, свидетельствует о том, что над вами совершено негативное воздействие, и вам срочно требуется пройти отчитку в православной церкви.
Если вы подозреваете, что на вас навели порчу, попробуйте пройти процедуру зачитки в православном храме. Чтобы данный обряд был эффективен, к самой отчитке следует правильно относиться. Вы должны понимать, что этот ритуал является не каким-то магическим действием, а лишь обращением священнослужителя к Богу, во время которого он просит Господа помочь собравшимся в зале людям избавиться от определенных проблем.
Чтобы обряд мог вам помочь, вы должны полностью покаяться перед Богом в своих грехах и искренне просить его о помощи. Только так Господь сможет услышать ваши молитвы и избавить вас от порчи и любого другого негативного воздействия.
«Врачи не помогают? Да ведь вам не лечиться — вам на отчитку надо!», «Несчастье за несчастьем? Это вам всё “сделали”, тут вся надежда на батюшку Кронида» — в больничных палатах, в очередях в коридорах поликлиник сарафанное радио и «диагноз» поставит, и «рецепт» пропишет, и информацией о том, куда ехать, снабдит. А доведенный до отчаяния своими проблемами человек — это уже не просто человек, а готовая «целевая аудитория».
Чаще это женщины, чем мужчины. Чаще — в летах, хотя есть и молодые. В общем — люди разные. И проблемы разные: у той — муж ушел, у этой — ноги не ходят… Общее, пожалуй, одно: решимость обратиться «к кому угодно, лишь бы помогло». Это если вы спросите воцерковленного человека, зачем он идет в храм, к батюшке, ответы будут разные: молиться, покаяться в грехах, причаститься, получить духовный совет… У целевой же аудитории, о которой мы говорим, скорее всего ответ будет один: «Лечиться»!. Отчаянным отчаявшимся одинаково всё равно, кто избавит их от проблем: экстрасенс, священник или колдун вуду. Они — крайне неблагодарная аудитория для тех, кто пытается их вразумить (рискнете останавливать — вообще сделаетесь врагом номер один). Зато — просто идеальная для тех, кто делает бизнес.
Те, кто делают бизнес, отлично знают, что нужно целевой аудитории. Пообещайте ей и то, и это, причем «всё и сразу» — всё, что она хочет! Как это сделать? Легко: читайте и учитесь: «Паломническая поездка на комфортабельном автобусе по святым местам, монастырям. К ясновидящему Батюшке Крониду на лечение под г. Пензу. Лечение святыми источниками, болезни головы, сердца, крови, ноги, кости, суставы, сах. диабет, женские заболевания, купание в святых источниках (закрытие купели), снятие порчи». Далее — дата отъезда, стоимость, телефон. Орфографию и пунктуацию подлинника — рекламной листовки, которую можно увидеть на вокзалах, рынках и автобусных остановках,— мы сохранили в ее, так сказать, первозданном виде. Сильно, правда? Что ни строчка — то перл. Тут вам и «святые источники» аж два раза (в одних, как следует из объявления, лечатся — а в других, вероятно, «купаются» после загадочного «закрытия купели»), и «сах. диабет» через запятую со «снятием порчи»… Ну, а уж «ясновидящий Батюшка» — это вообще без комментариев. Кстати, пусть не смущает вас, что слово «батюшка» с большой буквы написано. Это как раз очень логично. Потому что для тех, кто стоит за этим объявлением, «Батюшка Кронид» — не усталый священник из села под Пензой, а раскрученный товарный знак, хорошо продаваемый бренд.
Рассказывают, что отец Кронид — молодой сельский батюшка. Монах. При храме — небольшое хозяйство. А еще — много цветов. Вот только ухаживать за ними практически некогда: пыльные «газельки» подвозят всё новые и новые порции страждущего люда. Как-то одна городская приезжая попросила: «Давайте, батюшка, помогу чем, вот хоть за цветочками присмотрю!» — да и общипала по незнанию все бутоны с розовых кустов. Да что ж сделаешь — с приезжего люда какой спрос?
Приезжие «кормят» не только организаторов «чартеров на отчитку» — всё село переориентировалось под обслуживание гостей. Жилье здесь сдают не комнатами — койками, и за те в разгар «сезона» чуть ли не драка. В сельском магазине бойко идет торговля: большинство приезжих остаются здесь не на день-другой, а живут по месяцу, а то и дольше — а на такой срок разве продуктов с собой привезешь? Бывает, правда, если у гостей совсем кончаются деньги, хозяева и крупы, и овощей с огорода дадут. О деньгах: этот вопрос для тех, кто сюда стремится, достаточно болезненный. Помощи здесь ищут не от хорошей жизни, а от проблем — в том числе и материальных. Поэтому на поездку в основном копят долго и трудно, собирают буквально по сотне — на оплату дороги, на оплату жилья. Многим приходится на время поездки бросать кому работу, кому приработок — по нынешним временам брешь в бюджете ощутимая. А приехав на место и глядя на ухоженные сельские грядки, большинство чуть не со слезами вспоминает собственные брошенные дачи и огороды, понимая, что в нынешнюю зиму останутся без овощных заготовок.
И все-таки они едут. Несмотря на увещевания родных и близких. Несмотря на разъяснения Православной Церкви о том, что отчитка — это особое чинопоследование, которое совершается только над бесноватыми. Таковых, к счастью, не очень много — в любом случае не те поля, заполненные народом, что собираются под Пензой; обычному же, не одержимому бесами человеку отчитка не только не принесет пользы, но может серьезно навредить — в нашей газете мы не раз подробно писали об этом.
В начале апреля Епископ Саратовский и Вольский Лонгин направил Высокопреосвященному Филарету, Архиепископу Пензенскому и Кузнецкому, одно из рекламных объявлений о «паломнических поездках» к отцу Крониду. Вот какой ответ пришел из соседней епархии:
«Его Преосвященству,
Преосвященнейшему Лонгину,
Епископу Саратовскому и Вольскому
Ваше Преосвященство!
На Ваше письмо сообщаю следующее. Игумену Крониду по молодости своих лет и незрелой духовной опытности дано указание прекратить так называемые отчитки в храме Рождества Христова и ограничиваться лишь уставными молебнами и молитвами. Ему также сделан запрос на предмет появления в Саратове рекламных объявлений, приглашающих для проведения исцеления от различных болезней.
Прошу Вас, дорогой Владыко, в дальнейшем информировать Пензенское Епархиальное Управление о развитии и продолжении появления подобных объявлений.
С любовью во Христе
Филарет, Архиепископ Пензенский и Кузнецкий».
Мы приводим ответ полностью — специально для всех, кто исчерпал в споре с родными и близкими из числа тех, кто собирается «на отчитку к Крониду», все аргументы. Не спорьте. Просто покажите им. Прочитайте. Обратите их внимание на слова ДАНО УКАЗАНИЕ ПРЕКРАТИТЬ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ОТЧИТКИ. Без благословения правящего архиерея священник совершать такое чинопоследование права не имеет.
Маргарита Крючкова
Газета «Православная вера» № 8 (388) за 2009 г.
С. Трескино под Колышлеем: Дворянское гнездо «русского Нострадамуса»
20 Октября 2015, 16:51
Недавно исполнилось 100 лет со дня смерти Петра Дурново, министра внутренних дел царской России
Это имя связано и с Пензенской областью: в селе Трескино Колышлейского района государственный деятель имел поместье, где любил отдыхать.
Трескино — одно из самых больших сел района. И одно из самых зеленых: уже с трассы видишь раскидистые деревья, красивые сады. Кстати, именно из-за садов Трескино не стало районным центром. 120 лет назад, когда встал вопрос о том, через какой населенный пункт прокладывать железную дорогу, ни у кого даже сомнений не возникло: конечно, через Трескино! Тем более что это было оправдано и географически.
Однако местные помещики (в том числе и Петр Дурново) воспротивились — им не хотелось вырубать сады и парки. К каждой усадьбе вела тенистая аллея, густо пестрели клумбы, а помещик Топорнин, к примеру, помимо липовой аллеи и фруктового сада, окружил господский дом многоуровневой системой прудов.
В конце XIX века масштабы села поражали: 3 церкви, земская школа, 2 ярмарки, базар, 6 лавок, 8 кабаков и трактиров, 7 ветряных мельниц, красильня…
Сейчас в Трескино живут чуть больше тысячи человек, по нынешним меркам — довольно много. Здесь работают два СПК, есть четыре магазина (среди них — универсальный и строительный), средняя школа, ДК, больница. Большая часть жителей занимаются приусадебным хозяйством, примерно четверть ездят на заработки в Пензу и Москву.
Интриги и скандалы
По воспоминаниям современников, Дурново был «несколько высокомерный, по внешнему виду — невзрачный: среднего роста, сутуловатый». Еще его характеризуют как «человека замечательно умного», «гениальных способностей, огромной силы, неподражаемой работоспособности и почти чудесной проницательности».
Внимание историков и общественности приковывала не только его государственная деятельность, но и личная жизнь. В 1893 году Дурново стал участником «сексуального скандала».
К тому времени Петр Николаевич уже девять лет занимал пост директора Департамента полиции, в его подчинении находился «черный кабинет», контролировавший переписку граждан. И надо же такому случиться: спецы перехватили откровенные письма некой питерской дамы любовнику – бразильскому послу в России. Доложили об этом шефу, не ведая о том, что дама одновременно была любовницей и самого Дурново.
В приступе ревности тот явился к изменнице, отхлестал ее по щекам и швырнул в лицо письма. И выскочил из квартиры, забыв забрать улики.
А после провел обыск в доме бразильца — нет ли других посланий. Тот сообщил о возмутительном факте императору Александру ІІІ: «… что ж это у вас за нравы в стране — шеф полиции читает чужие письма, избивает любовницу, обшаривает квартиры иностранных дипломатов…» После скандала Дурново вынужден был выйти в отставку.
На тот момент будущему министру было 58 лет, а любовнице, как утверждают некоторые источники, всего 18.
Страсти на природе
Жители Трескино рассказывают о небывалой «любвеобильности» барина. Приезжая в село, он жил отдельно от семьи (жены и двоих детей) в двухэтажном доме неподалеку от барской усадьбы, чтобы беспрепятственно встречаться с молодыми пассиями.
Тут невольно задаешься вопросом: может быть, большая часть нынешних жителей Трескино — потомки Дурново?
— Нет-нет, что вы! — машет рукой Нина Алексеевна Грачева. — Мой дед Григорий Дормедонтович служил у барина садовником и много рассказывал про его «шалости». Говорил, что тот вступал в отношения только с иностранными гувернантками. А когда они «пузатили», отправлял их во Францию.
Семейное несчастье
Жена Дурново Екатерина Григорьевна Акимова, дочь местного помещика, безвыездно жила в Трескино.
— Старожилы рассказывали, что барыню здесь не любили, — говорит педагог-организатор местной школы Лариса Викторовна Маркина. — Она была нелюдимой, неразговорчивой. Может быть, тяжело переживала свое семейное несчастье? Ведь отношения с мужем у нее были более чем прохладные.
Храм и время
Этот красавец храм находится в центре села, рядом со средней школой, Домом культуры, памятником воинам ВОВ. Построен был в конце XIX века (по некоторым источникам, Петр Дурново приказал его возвести для своей жены).
— В советские годы в стенах храма располагалось общежитие, потом здание отдали под школу. Когда в классах делали ремонт, находили там фрески, — вспоминает Лариса Викторовна. — Я была маленькой, и меня эти детали не интересовали. А ведь можно было сделать хотя бы несколько снимков, для истории… Помню, на переменах мы, играя во дворе школы, любили прыгать с огромного камня. Только потом узнали, что это камень с надгробия министра Дурново…
На территории храма (который теперь называется Христо-Рождественская пустынь) и находится восстановленная могила бывшего министра. Пустынь хорошо известна всем православным России: сюда едут не только жители Пензенской области, но и Саратова, Саранска, Москвы, а порой Мурманска и даже Владивостока.
Послан Богом
Настоятелем храма служит игумен Кронид. Говорят, он молитвой исцеляет людей от недугов, изгоняет бесов. К нему и едут люди со всей страны.
В церковной лавке хранится пухлая тетрадь, куда благодарные прихожане записывают свои пожелания и реальные истории из жизни. Листаешь ее, и сомнения в исцеляющей силе отца Кронида улетучиваются.
Кстати, Кронид родился в Трескино, в юношеские годы уехал с родителями в Сердобский район, а потом вернулся. Сначала был настоятелем Рождественской церкви (маленький храм на окраине села), потом — Христо-Рождественской. Именно благодаря его усилиям оба храма обрели первоначальный вид.
— Такое чувство, что батюшка нам послан Богом, – говорит и.о. главы администрации Трескинского сельсовета Юлия Лачугина. — Он добрый, отзывчивый… Например, прорыв водопроводных сетей, а денег у администрации нет. Идем к Крониду. Он никогда не откажет. А иной раз и сам возьмется чинить водопровод.
Недостатка в посетителях в пýстыни нет. Сюда приезжают не только на машинах, но и целыми автобусами по 100 человек. Иной раз на службе стоят 300, а то и больше прихожан.
Интересно, что рядом с такой святыней возник обычай, связанный с Дурново.
Когда восстановили его могилу, туда же привезли и вековой камень со школьного двора.
— В 2003 году, когда камень поставили на место и даже еще не водрузили креста, он начал мироточить, — говорит «правая рука» игумена Кронида по хозяйственной части Василий Зинич. — И сейчас следы еще заметны.
С чем связано это явление, Василий Стефанович судить не берется. Ведь Дурново был не слишком благочестивым человеком… Люди высказывают предположение, что миро появилось на камне благодаря благим делам жены Петра Николаевича Екатерины. После страшного пожара, который уничтожил большинство домов ее крестьян, она выделила деньги на восстановление жилищ.
Костер из книг
Бывший учитель трескинской школы, краевед Владимир Кабанов, 20 лет назад спускался в склеп, где покоятся останки Дурново (12 лет назад вход в склеп запечатали).
— Меня поразило, что гроб бывшего министра очень простой, обит соломой, — вспоминает Кабанов. — Было очевидно, что сюда не раз забирались мародеры: они украли даже сапоги, в которых был похоронен Петр Николаевич. Сняли с покойника все золото и золотые зубные мосты, а вот пара зубов из драгметалла остались и жутко мерцали при свете фонарика. Вообще, барина можно было узнать — сохранились усы и бакенбарды.
У Дурново в его двухэтажном особняке была шикарная библиотека. Ее бережно хранили — в доме не было окон, выходящих на юг, чтобы не выцветали корешки. Во время революции дом разграбили.
— До сих пор интересно, куда могла деться библиотека? — гадает краевед.
Ответ на этот вопрос мы получили в доме жительницы Трескино Матрены Акимовны Грачевой, которой пошел 103-й год. Женщина уже не говорит и почти не передвигается, но в свое время рассказывала дочери Вале истории из своего детства.
— Когда случилась революция, маме было четыре годика, — говорит Валентина Петровна. — Барский дом Дурново грабили на ее глазах. Книги выкидывали из окон второго этажа. Наверное, какую-то часть люди растащили бы по домам и кое-что дошло бы до наших дней, но большинство изданий было на немецком языке, и их без жалости бросали в костер…
СПРАВКА «ПП»
Петр Дурново родился в 1843 году в семье Олонецкого вице-губернатора. Блестяще окончив Морской кадетский корпус, молодой мичман восемь лет провел в дальних плаваниях у берегов Китая и Японии, Северной и Южной Америки. В честь Петра Николаевича был назван один из островов в Японском море.
Перейдя затем на гражданскую службу, Дурново руководил Департаментом полиции, а в 1905—1906 годах возглавлял Министерство внутренних дел. Он был одним из тех, кто решительно боролся с анархией и революцией. Деятельный глава МВД был приговорен террористами к смерти, за ним велась настоящая охота. В августе 1906 года террористка Татьяна Леонтьева убила француза-путешественника Мюллера, приняв его за Дурново.
В 1990-е годы его стали называть «русским Нострадамусом» за точный прогноз, чем окончится война между Россией и Германией 1914—1918 годов.
Дурново предостерегал Николая II от выступления против Германии, полагая, что эта война будет гибельной для монархии. Это отражено в знаменитой «Записке Дурново», датированной февралем 1914 года. В ней же чиновник обратил внимание на возможное начало революции в случае неудачи империи в войне, описав конкретные детали социальных всплесков, и тем самым фактически предсказал события, которые произошли в 1917 году.
Легенда
Среди жителей села Трескино ходили слухи о самоубийстве Дурново. Якобы он застрелился из-за того, что сказал наследнику престола Алексею Николаевичу: «Сопляк ты еще лезть в государственные дела». Алексей пожаловался отцу, тот ему: «Иди и сними с него погоны». Мальчик снял… Дурново не смог пережить такого унижения.
Эта легенда была записана Георгом Васильевичем Мясниковым (на тот момент вторым секретарем Пензенского обкома КПСС) в 1973 году в одной из бесед со старожилами села.
Жизнь продолжается
От двухэтажного дома Дурново сегодня остались только стены. Дорога к нему идет через большой парк потрясающей красоты: вековые деревья, рассаженные в строгом порядке, на солнечной лужайке — стога сена.
Парадный вход зарос травой по пояс, так что приходится огибать здание и заходить с противоположной стороны.
— Первый этаж бывшего барского дома давно пустует, — рассказывает Юлия Лачугина (ее собственный дом, кстати, соседствует с парком). — Семья, которая его занимала, уехала в другой район. Теперь здесь живет только Тамара Михайловна.
Тамара Михайловна Бочкарева — пенсионерка. 20 лет назад в селе работала учительницей ее дочка, перетянула маму к себе, а потом решила попытать счастья в Пензе. А Тамара
Михайловна осталась.
75-летняя женщина живет на втором этаже векового здания. Чтобы попасть к ней, нужно взбираться по очень крутой лестнице, держась за стены. В самой квартире мало что напоминает о том, что здесь жил высокий сановник — только высокие потолки да огромный камин в зале. Здесь Тамара Михайловна часто коротает время: занимается рукоделием, читает, перебирает овощи с огорода.
Мы спрашиваем, не боязно ли ей одной в этом большом доме. Привидения не мучают?
— Я не верю ни в бога, ни в черта и ничего не боюсь, — улыбается бабушка. — Привидений здесь ни разу не видела. Страшно другое — когда человек никому не нужен. А у меня есть дочка, внучка, сейчас вот ждем правнука. Так что жизнь продолжается…
Ирина БАЛАШОВА
Нашли ошибку — выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Добавить комментарий