Отец Андрей лемешонок
Подворье
Подворье Свято-Елисаветинского монастыря в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» находится в г. Калининграде, по адрессу: ул. Полецкого, д. 24.
Изначально женский монастырь в честь Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы был основан как православная община в частном доме будущей настоятельницы монастыря, игумении Елисаветы. В 1999 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил преобразование общины в женский монастырь, который и был зарегистрирован в 2001 году.
В 2003 году была освящена первая церковь (домовая) в честь Святой Елисаветы. В этом же году было благословлено строительство храма в честь Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». Закладной камень был освящен Преосвященнейшим Серафимом епископом Балтийским 21.05.2006 года. Храм был освящен Святейшим Патриархом Кириллом.
На территории подворья, как и на территории самого монастыря, находится памятник Великой Княгине Елисавете. Мраморная статуя Святой Преподобномученницы — работа известного московского скульптура Вячеслава Клыкова, создавшего монумент Великой Княгини и для Марфо-Мариинской обители. Историю обретения скульптуры Свято-Елисоветинским монастырем можно прочитать в книге настоятельницы обители «Воздохни обо мне».
В храме в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» иконостас редкой работы, выполненный из янтаря. Здесь можно приложиться к иконам с частицами мощей Княгини Елисаветы и инокини Варвары, Вифлеемских младенцев.
На территории подворья находится сестринский корпус, источник для забора святой воды, два храма: храм в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» и домовой храм в честь святой преподобномученницы Елисаветы. Недавно на территории подворья была установлена купель в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» для окунания в святой источник.
Мужское подворье
В 1998 году в 35 километрах от монастыря Минский районный исполнительный комитет выделил Сестричеству участок земли общей площадью 120 га для ведения подсобного хозяйства в деревне Лысая Гора.
На этих землях разместилось монастырское подворье, где находят приют оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, искалеченные грехом люди (потерявшие жилье, освободившиеся из мест лишения свободы, страждущие от пьянства или наркомании, инвалиды). Под опекой монашествующих сестер на подворье живет более 200 братьев. Монастырь обеспечивает их всем необходимым — одеждой, питанием, предметами личной гигиены, лекарствами и т. д.
Насельники трудятся на фермах, в саду, в теплицах, на пасеке, и на строительстве.
Радостное событие произошло на подворье 3 января 2010 года — Митрополит Минский и Слуцкий Филарет освятил храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и совершил иноческий постриг шести братьев, которые несут послушание в Свято-Елисаветинской обители.
Каждую неделю для братьев проводятся беседы со священником. В среду служится акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», также по средам — Литургия, по субботам — Литургия и Всенощное бдение накануне воскресного дня. По воскресеньям для желающих изучать основы Православия действует воскресная школа.
Подворские братья – люди творческие. Они часто устраивают концерты и приглашают всех желающих!
ЗАКАЗАТЬ ЭКСКУРСИЮ ОНЛАЙН:
Экскурсии проводятся по предварительной записи.
Варианты экскурсий на подворье:
– Литургия в храме в честь иконы Божией Матери “Неупиваемая чаша” по субботам в 7.00. и обзорная экскурсия по подворью.
– Обзорная экскурсия по подворью с посещением мастерских.
Женское подворье
В 2011 году в районе деревни Нелидовичи (1,5 км), по Мядельскому направлению в 7 км за деревней Вишневка, было организовано женское подворье Свято-Елисаветинского монастыря. Здесь проживают женщины, попавшие в трудную жизненную ситуацию: страдающие алкогольной и наркотической зависимостью, освободившиеся из мест лишения свободы, оставшиеся по каким-либо причинам без крова, родных, работы. Все, кто решил что-то изменить в своей жизни, обрели тут приют и нашли применение своим способностям.
Сегодня на монастырском подворье находятся около 30 женщин.
Несущие послушание в Нелидовичах монахини тесно сотрудничают с органами опеки, т. к. на подворье проживают несколько матерей с детьми.
В жизни этих женщин уже произошло чудо: благодаря помощи и поддержке монахинь они остались вместе со своими детьми.
Любое, казалось бы, самое незначительное преображение и любой, даже самый маленький, шаг вперед, к Свету совершается благодаря Причастию, исповеди и молитве. С молитвы начинается и заканчивается каждый трудовой день насельниц подворья. Как известно, молитвенный труд — один из самых тяжелых. Но здесь не боятся никакого труда.
Как говорят несущие здесь свое послушание монахини, самое важное в духовной жизни этих страдающих женщин — понять, что без храма они уже не могут. Причастие — не волшебное средство, приняв которое затем можно вернуться к прежней жизни. Причастие, молитва, труд должны стать основой, нормой жизни. И тогда человек начинает оживать. К счастью, такие преображения уже совершаются: одна из подворских жительниц стала насельницей монастыря, другая — сестрой милосердия.
В основном на монастырском подворье в Нелидовичах проживающие женщины заняты хозяйственными обязанностями: трудятся на кухне, в огороде или теплице, занимаются уборкой. Конечно, есть и ряд сезонных работ. Например, зимой в подвальных помещениях выращивают грибы вешенки. Летом заготавливают лечебные травы (крапиву, зверобой и др.) для травной мастерской. К празднику Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) заготавливают вербочки. В среднем вяжут 50 000 верб!
На подворье действует переплетная и швейная мастерские. Как правило, различные изделия шьются для монастырских нужд (монашеские облачения, фартуки для трапезной, косыночки и носовые платки и т. д.).
Сестры с любовью и заботой ухаживают за козами, кроликами, курами. Здесь всегда можно побаловать себя свежим козьим молоком, творогом.
Сестры шьют кожаные ладанки, плетут четки, которые заказывают даже из-за рубежа.
Пораженный грехом человек подобен поврежденной иконе. Через покаяние постепенно проступает его светлый лик. Но чтобы это произошло, необходимо приложить колоссальные усилия. Как же важно каждому человеку увидеть в себе образ Божий и бороться с грехом за себя, за свою жизнь, за возможность быть с Богом! Конечно, в этом нелегком деле своими силами, без помощи Божией и поддержки ближнего, обойтись невозможно. Но если есть надежда, вера и доверие Богу, взаимное стремление к Любви — все обязательно получится!
Паломническая служба организует ознакомительно-экскурсионные поездки на женское подворье с посещением церкви в честь прп. Сергия Радонежского и мастерских. Возможна трапеза (по предварительному заказу).
Долго не общавшийся с ним старинный товарищ не сразу признает в степенном серьезном протоиерее известного в прошлом минского хиппи. Корреспондент агентства «Минск-Новости» пообщался с настоятелем прихода храма иконы Божией Матери «Державная» в Новинках и узнал, как он пришел к вере.
Нестандартно одетый, высокий, стройный парень с роскошными длинными кудрями жил весело и беззаботно, увлекался индийской философией, путешествовал автостопом в российские столицы, Прибалтику, Среднюю Азию, Карелию. И не догадывался о своем предназначении. Но воистину неисповедимы пути Господни.
Сегодня жизнь настоятеля прихода храма иконы Божией Матери «Державная» в Новинках наполнена совсем иным духовным содержанием: он совершает богослужения, читает проповеди, исповедует, причащает, к нему обращаются за советом и поддержкой. И во многом его молитвами и стараниями появился единственный в столице действующий и по-своему уникальный Свято-Елисаветинский монастырь, духовником которого указом Священного Синода 20 лет назад был назначен тогда еще иерей Андрей Лемешонок.
Духовник как проводник
— Отец Андрей, духовник — должность официальная?
— Да, это официальная церковная должность. Я духовник монастыря и сестричества, то есть человек, который следит за духовной жизнью сестер и братьев, отвечает за состояние их души. Исповедую всех — и монахинь, и прихожан — с утра до ночи всю неделю. Чтобы стать настоящим духовником, конечно, нужно доверие, а за него необходимо бороться.
Это большой труд, вообще-то. Даже прикоснуться к чужой боли уже непросто, а человеку надо что-то еще и посоветовать. Причем одно дело — говорить от себя, другое — почувствовать волю Божью. Это тайна. Но когда есть доверие, люди открываются тебе, тогда происходит связь, и Господь действует. Если же нет доверия, связь обрывается.
— А чтобы дать человеку совет в непростой, критической для него ситуации, вы полагаетесь на свой жизненный опыт или ждете как бы озарения свыше?
— И то, и другое. В идеале, конечно, надо надеяться, что какие-то чувства, слова к тебе сами придут. Но используешь и собственный опыт. Тут нужно внимание к человеку — очень важно посочувствовать, выслушать, не обрывать. Для этого важно терпение. Тем более что исповедуешь прихожан порой по 8, а то и по 10 часов.
Исповедь — внутренний труд, необходимый для человека, который хочет идти к Богу. Очень много есть моментов, когда можно заблудиться, неправильно, не в ту сторону пойти, ошибиться. И здесь надо трезво, спокойно подсказать, остановить при необходимости и направить туда, куда нужно, — за Христом. Иногда человек очень обеспокоен, его чувства, эмоции, настроение кипят, а тебе, напротив, важно оставаться в спокойном, внимательном состоянии. Тогда человек для себя открывает многое и не делает тех ошибок, которые делаются сгоряча. Вот такой труд.
— Насколько люди, по вашим наблюдениям, искренни, когда исповедуются? Ведь у каждого из нас есть, что называется, свои скелеты в шкафу, о которых неприятно, совестно, стыдно рассказывать.
— Если человек о каких-то грехах умалчивает, в такой исповеди смысла нет. Тут нужно полное доверие, а я, например, должен бороться за него и верить тому, кто исповедуется. Ты, образно говоря, своего рода проводник между человеком и Богом, от которого ждут исцеления, утешения. Ты словно кусок провода, ток идет через тебя. А когда нет доверия, человек хитрит, тока тоже нет.
Поэтому хочется посоветовать всем не мудрить, не запутываться, а сердцем находить дорогу к вере. Достоевский говорил: сердце человека — это поле битвы, где дьявол с Богом воюют за его бессмертную душу. Поэтому, конечно же, путь к храму у каждого свой, но Господь ведет всех: и бедных, и богатых, и умных, и не очень, разных. Бог нужен всем, и когда человек впускает его в свою жизнь, она налаживается. И человек уже без воли Божьей, без благословения ничего не делает сам.
Звонарь поневоле
— Ваша собственная дорога к храму была тернистой и довольно продолжительной, ведь многие ваши ровесники-минчане, если об этом позволительно упоминать, помнят вас как…
—…Хиппи? Да, было дело.
— Вы же еще успели поучиться в театрально-художественном институте, причем, кажется, даже на актерском факультете. Как от этого беззаботного состояния пришли к вере?
— За ушко да на солнышко. Душа страдала, в какой-то момент мне стало смертельно скучно.
— А почему страдала? Молодость, сил немерено, друзья, любовь, музыка, путешествия…
— Это все надоедает. Нет глубины. Все-таки каждая душа создана для Бога. Вот ты живешь, веселишься. А дальше что? Что потом, в чем смысл твоей жизни? Это вопросы очень серьезные. И я искал на них ответ. Ко всему прочему, как рассказывали родители, мои прабабушки были очень верующими. Наверное, их молитвами Господь как-то привел меня, некрещеного, в храм, в кафедральный собор на площади Свободы, где мне открылся совершенно другой мир. Там, можно сказать, я встретил Бога и потом 13 лет, с 1979 года, работал сторожем.
— Будучи уже женатым?
— Да. И ребенок у нас родился, со временем мы повенчались. Сначала на меня смотрели как на больного, и это естественно. Был один человек, а тут совершенно другой: глаза горят, ведет непонятные речи. Отца, преподававшего в Высшей партийной школе, попросили с работы. А потом я его крестил, и мама тоже крестилась, причем сама… Все же молитва действует. Все меняется, нужны только терпение и смирение. Родители оба уже ушли в иной мир, надеюсь, Господь милостиво принял их.
— Вы еще стали, если не ошибаюсь, первым минским звонарем. У кого-то учились этому искусству?
— Да никто меня не обучал, настоятель сказал: лезь на колокольню и звони! А до того колокола висели, но молчали, в стране победившего атеизма пользоваться ими запрещалось. Никаких нот, естественно, не было, настоятель дал благословение, и получилось… Это потом уже появились школы звонарей и все прочее.
Становиться священником, откровенно говоря, в мои планы не входило, но на все воля Божья. Благословил меня митрополит Филарет, абсолютно святой, на мой взгляд, человек. Я изначально был рукоположен в сан дьякона, затем иерея. Прослужил некоторое время в Петро-Павловском соборе, следом начинал служить в Крупцах, на проспекте Победителей. Потом уже появилось сестричество в Новинках. С тех пор здесь и служу.
— Духовные семинарии в то время на весь Союз оставались только в Москве, Ленинграде и Одессе, и вам для посвящения в сан священнослужителя потребовалось, видимо, прочесть немало церковных книг?
— Очень много. При том что церковная литература в стране не издавалась. Но это уже была моя жизнь, поэтому я перечитал все, что попадало ко мне. Книги переписывались от руки, перепечатывались, кому- то в наследство перешла бабушкина Библия, что-то привозили из-за рубежа. Это сейчас есть литература на любой вкус. А тогда даже Евангелие было редкостью. Но кто ищет, тот находит.
Любовь требует свободы
— Ваш монастырь — очень впечатляющий комплекс из нескольких храмов и других строений. Причем, что самое поразительное, он появился в этом живописном уголке столицы практически на пустом месте…
— Да. Монастырь, конечно, Господь создал, официально же его строили по проекту, подписывали множество бумаг, соблюдали законы… Хотя на небе, наверное, законы другие. Но все-таки кесарю кесарево, а Богу Богово. Вот мы и трудимся над тем, чтобы помогать людям, окормлять их.
Изначально это было очень тяжелое место. Все знают, что такое Новинки: алкоголики, пациенты с душевными расстройствами… Здесь требовался храм, вот Господь и привел сюда нас. Ни денег, ничего вообще не было, только желание и вера. Это все начиналось в 1997 году. Приступили к котловану, долго не копалось, однако выкопали-таки. И пошло-поехало.
— Первую литургию помните?
— Конечно. По благословению владыки проводили ее в больнице, в простой комнате, храм тогда еще строился. Исповедали, причастили больных, отслужили молебен в самых скромных условиях. А сейчас на этой территории находятся семь храмов, при монастыре открыты гостиница и трапезная для паломников и несколько монастырских лавок. У нас свыше 30 различных мастерских — иконописная, швейно-вышивальная, свечная, столярные, слесарно-механическая, стенописно-мозаичная и другие, где трудятся около 1 500 человек. Есть издательство… Есть и свое подворье за пределами Минска, в 35 километрах, в деревне Лысая Гора. Я сейчас как раз туда собираюсь. Буду исповедовать ночью.
— Ночью?!
— А почему нет? Там находится храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», на подворье живут около 200 человек, в основном имеющие проблемы с алкоголем и наркотиками. Люди освобождаются из мест заключения, жить негде, работы нет, и они приходят к нам. Если бедолага хочет менять что-то в своей жизни, то мы его направляем на подворье. А если не хочет, долго не продержится. Там нужно трудиться и молиться.
Но многие приходят и живут уже по 10–15 лет. Конечно, если человек годами сидел в тюрьме, за день он не исправится. Но при желании люди побеждают зеленого и других змиев и становятся братьями. Они не монахи, но живут как послушники. А в общем-то, никогда не поздно жизнь заново начать.
— Отец Андрей, классический аргумент атеистов, позволяющих себе усомниться в существовании Творца, — мол, реальных доказательств церковь предъявить не может. Что вы ответите на это?
— Что тут доказывать? Есть сердце, есть душа. Если у тебя их нет, ну пожалуйста, будь обезьяной, сейчас бананов хватает. Когда у человека душа болит, он задумывается серьезно над своей жизнью и, значит, обязательно найдет Бога. А коли живет поверхностно, скачет с кочки на кочку, ему и Бог не нужен, у него и так все хорошо. До поры до времени…
— Но если Он есть, не унимаются скептики, то почему, дескать, допускает столько бед, зла и несправедливости на земле?
— А разве это Он делает? Бог не может насильно загнать человека в рай. Любовь требует свободы. Когда человек не хочет и воюет с Создателем, то сам делает свой выбор. Иисус пришел в этот мир и рассказал людям, как надо жить. Но его за это распяли.
И сегодня Господь стучится в сердце каждого, а человек не хочет слышать, отвечая: мне некогда, я занят, у меня другие проблемы. Ну что делать, все-таки Бог дал нам свободу воли. И лишать ее — значит навязать радость за колючей проволокой, так? Повсюду действительно много скорби, недаром в Евангелии сказано: «В мире скорбны будете». Однако самое страшное в этом мире то, что люди своего Творца распяли. Но Он все равно молился за них: «Не ведают, что творят, прости им, Отче».
— У вас нет мобильного телефона. Это дело принципа?
— Нет. Просто я в технике не силен, вот как-то не лежит к ней душа. Кому надо, меня находят, если что, позовут к телефону сестры.
— Ваша жена, в миру обычная девушка Люся, пришла к Богу вместе с вами?
— Да, сейчас она матушка Людмила. Слава Богу, пришла к вере через молитву, соборование. Потом повенчались, сын и дочка у нас тоже верующие, три внучки крещеные. А как могло быть иначе в семье священника?
Фото автора и deiverbo.com
Мариино стояние – так называется служба в преддверии Страстей Христовых. Жизнь, в которой мы живем, пресная, в ней нет соли. Нам все заранее известно, мы все планируем, просчитываем.
Мариино стояние – так называется служба в преддверии Страстей Христовых. Жизнь, в которой мы живем, пресная, в ней нет соли. Нам все заранее известно, мы все планируем, просчитываем. В такой жизни нет чуда встречи с Богом, нет покаяния, о котором мы слышали сегодня в житии преподобной Марии Египетской. Кажется, что это было когда-то очень давно… Но как такое может произойти сегодня, в современном мире? Как это может произойти лично со мной, когда я уже все знаю, все понимаю и кажется, что Бог где-то совсем далеко? В том-то и дело, что Бог близко, а мы далеко! И поэтому так важны для нас капли росы духовной, которые сегодня предлагает нам Церковь – полностью прочитанный покаянный канон Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Это дивная служба, она должна укрепить нас. Мы привыкли жить соизмеряясь только со своим опытом, и мы не дерзаем говорить о той борьбе и победе над грехом, которые выше человеческих сил, но мы видим, что есть Бог и есть благодать Святого Духа, укрепляющая и восстанавливающая кающегося человека. Мы слышим слова преподобного Симеона Нового Богослова о том, что истинное покаяние восстанавливает в человеке девство. Действительно, чудо, когда человек отказывается от греха и полностью принадлежит Богу. И это чудо может совершиться в жизни каждого человека. Но сегодня мы видим другую картину: выяснение каких-то отношений, грубые слова, обиды, упреки, саможаление – нет осознания своей вины пред Богом. В нашем покаянии мы видим не Христа, а просто человека-священника, и начинаются человеческие разговоры, звучат слова, в которых нет красоты покаяния. Ведь покаяние – это изменение, преображение нас Господом.
Очень хочется, чтобы мы учились стоять в храме, учились участвовать в богослужении, в Таинствах Христовых, в которых душа обновляется. Душа должна постоянно получать благодатную помощь, чтобы вести войну с миром греха и соблазна. Дай Бог, чтобы в оставшееся время до Пасхи мы не потеряли духа, капелька которого все-таки есть в нас. Дух очень легко потерять: за одно слово, за одну мысль, за одну обиду, за одно осуждение человек теряет связь с Богом. Это страшное состояние. Нам нужно бодрствовать, нужно быть внимательными – как мы смотрим, как говорим, как ходим – все должно быть в человеке красиво, одухотворенно. Мы пришли в храм не только для того, чтобы смотреть на лики святых и созерцать красоту их отношений. Во всех святых сияет свет Христов. Но нам нужно и самим становиться ликами, чтобы прикоснувшись к святыни, быть способными эту святыню сохранить в своем сердце и делиться ею со своими ближними.
Столько любви, столько заботы, столько милосердия Божьего изливается на каждого из нас! Сколько раз мы уже прикоснулись к бессмертному Источнику Жизни, к Чаше Христовой! И почему мы так часто являемся тем дырявым сосудом, который теряет эту благодать? К нам приходят страсти, уныние, отчаяние, ропот – все это становится стеной, за которой мы не видим ближнего, не видим Бога. Эту стену необходимо рушить все время. Преподобный Серафим Саровский носил на спине камешки и говорил: «Томлю томящего меня». Нам нужно постоянно помнить, что враг рядом. Мы должны не доверять себе, а искать Божьей помощи, Божия благословения на каждый шаг нашей жизни.
Мужское подворье
В 1998 году в 30 километрах от монастыря Минский районный исполнительный комитет выделил Сестричеству участок земли общей площадью 120 га для ведения подсобного хозяйства в деревне Лысая Гора.
На этих землях разместилось монастырское подворье, где находят приют оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, искалеченные грехом люди (потерявшие жилье, освободившиеся из мест лишения свободы, страждущие от пьянства или наркомании, инвалиды). Под опекой монашествующих сестер на подворье живут около 170 братьев. Монастырь обеспечивает их всем необходимым — одеждой, питанием, предметами личной гигиены, лекарствами и т. д.
Насельники трудятся на фермах (разводят крупный рогатый скот, свиней, овец, коз, кур, гусей, перепелов), на полях (выращивают корнеплоды, кукурузу, однолетние и многолетние травы), в саду (ухаживают за яблонями, грушами, малиной, смородиной), в теплицах, на пасеке, в питомнике (разводят среднеазиатских овчарок) и на строительстве.
Радостное событие произошло на подворье 3 января 2010 года — Митрополит Минский и Слуцкий Филарет освятил храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и совершил иноческий постриг шести братьев, которые несут послушание в Свято-Елисаветинской обители.
Каждую неделю для братьев проводятся беседы со священником. В среду служится акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», также по средам — Литургия, по субботам — Литургия и Всенощное бдение накануне воскресного дня. По воскресеньям для желающих изучать основы Православия действует воскресная школа.
О подворье на Лысой горе рассказывается в ролике «По Долгиновскому тракту (2011 год)» >>
Предлагаем вашему вниманию спектакль, который подготовили братья с подворья к празднику Пасхи, 2010 год >>
Пиноккио (2012 г.) >>
Рождение нового человека (2012 г.) >>
Четвертая серия «Инок Максим» из цикла телеочерков «С чистого листа» (2012 г.) >>
Брат Олег (2011 г.) >>
Монахиня Тамара (2011 г.) >>
Первая серия «Инок Арсений» из цикла телеочерков «С чистого листа» (2011 г.) >>
Сюжет о презентации нового фильма студии во имя св. Иоанна Воина «Пасха на лысой Горе» в рамках ярмарки-выставки «Вербны кірмаш» >>
Насельники подворья Свято-Елисаветинского монастыря поставили спектакль по сказке «Маленький принц» (2011 г.) >>
Добавить комментарий