Отец Геннадий отрадное
Содержание
Отец Геннадий Заридзе: «Путин обладает громадной силой духа, чтобы говорить правду»
Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы отец Геннадий Заридзе был хорошо известен в Воронежской области и до минувшего Рождества, когда в гостях у него побывал Владимир Путин. В прошлом году после многолетнего строительства при храме был, наконец, открыт детский приют. Он задумывался в помощь органам опеки, как место призрения детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Но волею судьбы приют стал прежде всего убежищем для ребят из Луганска, Донецка, Славянска, Краматорска, Алчевска. Однако разговор с отцом Геннадием мы начали с него самого — слишком нечастое явление, чтобы священнослужитель пришел к Богу из научной среды.
культура: Науку нередко противопоставляют религии, а в Вашей жизни они связаны. Как это получилось?
Заридзе: Меня с детства волновал вопрос: живет ли душа после смерти и в чем смысл нашего существования? Но мой отец преподавал в университете политэкономию и научный коммунизм, поэтому говорить о Боге в нашем доме было не принято. Я пытался найти ответы рациональным путем — изучал законы естествознания и в какой-то момент понял, что душа непременно должна жить всегда, как, например, волна, на которой работает радиоприемник, — ведь когда он ломается, индивидуальная волна продолжает быть. Точно так же и тело умрет, а мое «я» продолжит существовать.
Этот факт я хотел познать с научной точки зрения, может, потому и выбрал биофак, занимался физиологией нервных импульсов. Позже в поисках ответов поехал в питерский Институт мозга, где хотел найти хоть что-то важное, связанное с нейрофизиологией смерти. Нашел. Эти исследования известны: ученые фотографировали в высокочастотных разрядах умирающих людей, и в момент клинической смерти пленка фиксировала, как от тела отделялась шарообразная структура диаметром в десять сантиметров и уходила вверх. Против всех законов физики…
Я тогда ясно осознал, что моя научная диссертация по большому счету будет никому не нужна, и уж точно ни радости, ни любви никому не принесет. А служа Богу, я буду помогать и своей собственной душе обрести гармонию, и, возможно, конкретным людям — обрести священное знание, покой и поддержку уже в этой, земной, жизни.
В 1982 году судьба испытала меня на прочность — подкосила тяжелая болезнь. Понадобились годы, чтобы поправить здоровье, а тогда я был на волосок от смерти — мое тело, не подававшее признаков жизни, увезли в морг. Но я пришел в сознание в полной уверенности, что «тот мир» есть. Я знал теперь совершенно точно, что «там» Бог решал вопрос: оставить меня на покаяние на земле или нет.
культура: Несколько месяцев назад Вы осуществили свою давнюю мечту — открылся детский приют при вашем храме. Говорят, это далось Вам нелегко…
Заридзе: Да, еще в 2008-м, не имея средств, но с Божьей помощью мы всем миром приступили к стройке. Я сердцем чувствовал необходимость этого богоугодного дела. Помощь поступала не только из Воронежской области, но и других регионов: Москвы, Липецка, Тамбова. В итоге получился теплый дом для детей, оказавшихся на обочине жизни. Это не совсем приют в привычном понимании: мы обустроили десять квартир, в каждой — четыре комнаты, где могут проживать по шесть ребят вместе с патронатной мамой. В их распоряжении — просторная кухня с холодильником и плитой, комната для занятий, ванная со стиральной машиной и два санузла. Все по-домашнему уютно и красиво.
Но так получилось, что первыми постояльцами стали жители юго-востока Украины, бежавшие от войны. С мая прошлого года мы приняли около 980 человек, в том числе детей. Те, кто затем перебирался на постоянное место жительства, получал от прихода и неравнодушных прихожан помощь — деньги, вещи, посуду, постельное белье. Что касается детей из Новороссии, то мне особенно отрадно, что теперь они смогут сформировать для себя новую картину, понять, что дружба и любовь сильнее вражды и ненависти.
культура: А какие главные качества Вы воспитываете в детях?
Заридзе: Человека, даже маленького, переделать невозможно. Но мы пытаемся направить его в правильное русло, помогаем развивать все хорошее, а негативное нивелировать. Лучшим помощником в этом является простая беседа, объяснение ребенку последствий его проступков. Дети не всегда могут заглянуть в будущее, а мы им обрисовываем перспективу: будешь ругаться дурными словами, в твоем сердце поселится ненависть, начнешь сеять вокруг себя злость, близкие станут относиться к тебе плохо. Сделал гадость — получишь в три раза больше. Хочешь этого? Даже малыши задумываются…
Моя методика проста. Она основана на жизненном опыте, заповедях Божьих и любви. Без любви ничего хорошего не получается. Я молюсь за детей, потому что молитвой можно многое решить. Ведь человек — это совокупность духа, души и тела, которые без благодати Божьей потенциально разрозненны. Человек без Бога теряет целостность своего существа. И здесь крайне велика миссия священнослужителя. Из-за дефицита общения со священником даже у взрослых людей возникает очень много вопросов — к Богу, к церкви, к судьбе.
культура: Вы приравниваете молитву к целительной энергии?
Заридзе: Все виды энергии, которые есть во Вселенной, созданы Богом. Тепловая, световая, кинетическая, потенциальная… Человек научился различным образом определять их частицы и оперировать ими в своих исследованиях. Но есть еще один вид энергии — благодать Божья, которая исходит от Его сознания. Это идеальный и недоступный для человека вид энергии, который мы не можем пощупать, измерить, зафиксировать, но можем почувствовать по проявлениям. Взять, к примеру, схождение Благодатного огня в канун Воскресения Христова в Иерусалиме — это яркое проявление благодати. Необжигающий огонь противоречит всем известным законам физики.
Божественная энергия дает импульс для движения ядра в любом атоме. Нет других причин! Сама по себе жизнь противоречит земному закону термодинамики, который гласит, что все самопроизвольные процессы в природе идут с увеличением энтропии. То есть хаос может только порождать хаос, а жизнь — это усложнение процесса, значит, она не естественный природный закон, а подарок Всевышнего.
Только Богу подвластно нарушать все земные законы. Возьмем закон сохранения вещества. Как объяснить появление маслянистой влаги на иконах или мощах святых? Капли берутся из ниоткуда и стекают струями вниз, причем мироточить может и бумажная икона, и металлическая. Опять же против всех законов физики. А как объяснить, что вот уже почти 1700 лет тело праведника Спиридона Тримифунтского пребывает в неповрежденном виде: у него сохранились мягкие ткани, которые имеют температуру живого человеческого тела — 36,6 градуса?
культура: Став священником, Вы не отказались от научного познания мира?
Заридзе: Конечно, нет. Наука и вера — лишь разные способы исследования. Более того, наука, как вы помните, вышла из церкви, из монастырей.
Многие сегодня об этом не знают, да и вообще, будучи рационально воспитанными в русле псевдонаучного образования, считают подобный исторический факт нонсенсом. Именно поэтому мы и организовали Объединение православных ученых, куда входят более 250 авторитетных россиян со всех уголков страны. Сейчас наши ряды пополнились также представителями из Болгарии, Сербии, Польши, Греции. Я убежден, наука должна иметь морально-нравственное лицо, чтобы действовать людям во благо, а не во зло.
Ученые нашего Объединения тоже занимаются познанием мира. Одно из последних исследований — изучение чуда, происходящего ежегодно в храме острова Кефалония в празднование Успения Божией Матери. Засохшие сорванные лилии, лежавшие как украшение киота более четырех месяцев, не имеющие корня и воды, распускаются и цветут. Один из цветущих стеблей наши ученые взяли на исследование и доказали, что имеют дело с абсолютно жизнеспособным, настоящим растением. Ну и, разумеется, в рамках Объединения мы проводим беседы со школьными преподавателями «Основ православной культуры». К сожалению, многие из них пока очень отдаленно представляют себе суть предмета.
культура: Вы интересуетесь светской жизнью, политикой?
Заридзе: Политику не люблю. Но как гражданин своей страны хочу, чтобы правда и добро всегда торжествовали. Понимаю, что дьявол не перестанет искушать людей, но люди могут и должны обороняться и спасаться от дьявольского воздействия.
В мире немало тех, кто заинтересован в уничтожении Православной церкви, в том, чтобы всеми средствами ее опорочить, обесчестить, осрамить. На эти цели выделяются огромные средства, которые отрабатываются политиками, «экспертами», средствами массовой информации. Помните заявление бывшего министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта о том, что именно Православие представляет главную угрозу для западной цивилизации?
культура: Каким образом, мы, россияне, каждый на своем месте, можем дать отпор западной пропаганде?
Заридзе: Рецепт очень простой — надо укреплять веру в себе. Вера — это великая ценность. Если вера будет крепкой, Россию ждет колоссальная перспектива в будущем. Если же она будет утрачена, мы станем рабами на чужих плантациях.
И, наконец, надо все сделать, чтобы противостоять тем интервенциям, цель которых — окончательно рассорить и разделить народы, некогда объединенные в СССР. Хочу напомнить историю Византии, которая выстояла против войн, грабежей, но именно жесткий национализм поставил точку в ее существовании. Когда между людьми появляется разобщенность, выяснение отношений на почве национальностей, рушатся все основы. Когда один человек считает, что он на гривну дороже, чем его сосед, — это не от большого ума. Каждый христианин должен осознавать себя «гражданином Неба», понимая, что перед Богом нет национальностей. Тем более, что все мы дети Адама и Евы, по сути, родственники.
культура: А в чем Вы видите главную угрозу для современного российского общества?
Заридзе: В дохристианские времена у многих племен и народностей практиковались дикие нравы: принесение в жертву людей, бахвальство убийством женщин и детей, половая распущенность и т.д. Нравы скотские — обычаев никаких! Христос дал людям совсем другие принципы, общечеловеческие ценности — мы сейчас по ним живем. Но сегодня процветают и попытки ренессанса разного рода мерзостей, потакание низменным чувствам и извращениям, разрушение института брака. И все это выдается под соусом свободы личности. Никакой свободы в этом нет, это нарушение Божьих заповедей. Распущенность не может быть свободой.
культура: Но честнее ли вести себя непотребно с крестиком на груди?
Заридзе: А кто сказал, что так нужно поступать? Я верю, что люди должны осознанно прийти к Богу, должны понимать основополагающие принципы веры, осознавать смысл всего происходящего, должны знать, в кого они верят и зачем — иначе это слепая вера.
Наш приход проводит активную разъяснительную работу среди прихожан. Для дошколят при храме действует досуговый центр «Теплый дом». Мы выпускаем научный журнал, четыре газеты, в том числе детскую, молодежную и для многодетных семей. Детская киностудия «Журавлик» снимает мультфильмы. Есть свой Театр зверей с дрессированными кошками, собаками, петухами, крысами, хомячками.
В воскресной школе обучение ведется по 11 предметам, среди них — музыка, хоровое и церковное пение, лепка, керамика. И, конечно, закон Божий.
Два года назад по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия запустили семейное музыкально-разговорное «Радио Благовестие» на частоте 73,55 УКВ.
культура: Не могу не спросить о впечатлении, которое произвел на Вас Владимир Путин, побывавший на Рождественском богослужении в вашем храме…
Заридзе: Я, признаюсь, очень обрадовался его приезду. Я увидел перед собой искреннего христианина, глубокого человека, который обладает громадной силой духа, чтобы говорить правду. Это сегодня мало кто может себе позволить.
Марина КАЛИНИНА, Воронежская область
ЗАРИДЗЕ ГЕННАДИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Протоиерей Геннадий Заридзе, 12 декабря 2014 г. Фото с сайта Воронежской митрополии
Геннадий Владимирович Заридзе (род. 1959), протоиерей, настоятель Покровского храма села Отрадного Новоусманского района Воронежской области и Воронежского храма-часовни в честь святителя Митрофана Воронежского, клирик Воронежской епархии, автор и исполнитель духовных кантов под псевдонимом Странник
Родился 18 мая 1959 года. Отец преподавал политэкономию и научный коммунизм в университете, мама преподавала русский язык и литературу. Когда Геннадию исполнилось восемь лет, отец оставил семью, и мама одна их с сестрой растила и воспитывала.
Крещён был в детстве, но православной вере научен не был.
Окончил общеобразовательную школу и музыкальную школу по классу фортепиано. Учась в старших классах, увлекался астрофизикой, делал телескопы и по ночам смотрел на звёздное небо.
Поступил в университет на биологический факультет. По окончании университета работал на кафедре физиологии, планировал написать диссертацию.
Женился. В поисках смысла жизни и представлений о жизни души после смерти, изучал парапсихологию и многие восточные учения.
В апреле 1982 года с ним произошёл случай, перевернувший его жизнь:
«В одной из поездок в поезде Воронеж-Москва я сильно застыл — до такой степени, что, когда возвратился в Воронеж, мне было уже совсем плохо, невыносимая головная боль не прекращалась ни на миг, её невозможно было ничем ослабить. Через неделю состояние ухудшилось, и меня повезли в реанимацию. В машине «скорой помощи» отключилось сознание, прекратились конвульсии. Когда меня привезли в больницу, тело было как бревно. Ничего из того, что происходило потом, я не помню и о случившемся со мной знаю по рассказу реанимационной медсестры. «А было так. Жене моей сказали, что надо готовить гроб, потому что по всем медицинским показателям выжить в такой ситуации человеку невозможно. Когда моё тело завезли на каталке в реанимационную палату, оно почти не подавало признаков жизни. Прокололи спинной мозг, обнаружили пневмококковый менингоэнцефалит. В общем, разговора о дальнейшей моей жизни вообще не было. В качестве реанимационных процедур поставили капельницу с пенициллином, вывели катетер, привязали, как принято, к спинке койки, чтобы тело не билось. «Но… Вопреки всем прогнозам, на следующие сутки под утро я пришёл в сознание — в полной, стопроцентной уверенности, что «тот мир» есть! То, что Бог есть, я понял ещё будучи в сознании! Кроме того, я знал теперь совершенно точно, что «там» Бог решал вопрос: оставить меня на земле или не оставить. Что Бог есть, я понял ещё до этого, когда искал смысл жизни, когда понял, что душа живёт после смерти. Но именно в этот момент у меня появилось абсолютное знание этого. Как именно всё это происходило, как «там» решали вопрос, оставить меня на земле или не оставить, я не могу объяснить словами. Почти всё случившееся для меня закрыто, осталось только чувство уверенности, что происходило нечто чрезвычайно важное… Вернулся я с ощущением огромной, непередаваемой радости на душе. Бог меня пожалел. Оставил на земле для покаяния! Знаете, вот так — открыли дверь и выпустили. И вот я тут — ура! – я жив, и головной боли больше нет вообще. «После «возвращения» организм стремительно восстановился, несмотря ни на что. Врачи ходили на меня смотреть как на какой-то «экспонат», им было удивительно: как это — я живой? «Я поработал на кафедре ещё немного, около года, потом ушёл, потому что уже не видел смысла в диссертации, она стала мне просто неинтересна. Не потому, что я был настроен против научной работы, а потому, что в тот момент понял: служение Богу, Который меня помиловал, выше всего остального на свете» .
После этого случая стал певчим в Казанском храме города Воронежа, подрабатывал художником-оформителем.
Первый раз исповедовался у протоиерея Николая Седых, позже познакомившего его со схиархимандритами Макарием (Болотовым) и Серафимом (Мирчуком), которые стали помогать ему на духовном пути и сделались его духовными отцами.
Для того чтобы решиться идти служить Богу, поехал по благословению отца Николая в Тбилиси, где жили бабушка и дедушка Геннадия — на улице, соседней с Александро-Невским храмом, где тогда служил схимитрополит Серафим (Мажуга), благословивший Геннадия на священство.
14 октября 1988 года был рукоположен во диакона в Покровском кафедральном соборе города Воронежа и назначен клириком того же собора.
23 апреля 1989 года был рукоположен в сан священника к тому же собору, где прослужил до 1995 года.
Работал заведующим издательским отделом Воронежской епархии. Занимался телепрограммами: «Православный собеседник» (по 40 минут в прямом эфире), «Слово, обращённое к душе» (в записи на 41-м канале по 15 минут). По субботам участвовал в подготовке десятиминутных радиопередач в программе «Панорама». Тогда же начал проводить беседы в разных аудиториях по православной антропологии. В январе 1995 года у него случился инфаркт, и деятельность на радио и телевидении пришлось оставить.
В 1990-х годах был настоятелем Троицкого храма посёлка Борового (ныне микрорайон, в составе города Воронежа) .
В 1995 году заочно окончил Московскую духовную семинарию.
Позже, когда стало лучше со здоровьем, был назначен служить в Покровский храм села Отрадного Новоусманского района Воронежской области.
С 2001 года — настоятель того же храма.
Был возведён в сан протоиерея.
С 2000-х по 2008 год был куратором строительства храма Рождества Пресвятой Богородицы села Бабякова Новоусманского района Воронежской области . Впоследствии был назначен настоятелем этого храма .
15 марта 2011 года упоминается как духовник возрождающегося Белогорского Воскресенского мужского монастыря , оставался таковым на 12 сентября 2013 года .
12 марта 2014 года был назначен настоятелем Воронежского храма-часовни в честь преставления святителя Митрофана Воронежского . 24 июля того же года был повторно назначен настоятелем того же храма-часовни в связи с его переименованием во имя святителя Митрофана Воронежского .
В 2016 году упоминается как председатель Объединения православных ученых .
Женат, имеет нескольких детей (на апрель 1982 года — двоих) и внуков. Сын — священник Георгий Заридзе .
Сочинения
Автор и исполнитель большого количества духовных кантов под гитару, выпущенных в музыкальных и книжных вариантах под творческим псевдонимом Странник. Духовные канты о. Геннадия — о трудном пути человека к покаянию, о заблудшем и пробуждающемся к познанию Бога сердце, о земных и небесных странствиях души, о великой любви Бога к людям. На гитаре играет как самоучка со студенческих лет.
О том, когда и как он начал писать свои песни, о. Геннадий рассказывал:
«…Когда ещё учился в университете тогда я, подогреваемый юношеским энтузиазмом, пришёл в городской клуб туристов и потребовал маршрутную книжку. Опытные туристы посоветовали мне прежде куда-нибудь сходить для тренировки. И с группой спелеологов я поехал в Абхазию, в горы. Там научился спускаться по верёвкам в пещеры, прошли мы несколько пещер. Спелеологи на категорию сдавали, а я просто вместе с ними везде ходил — мне было интересно. И в одной из пещер я застрял — верёвка попала в щель. Пещера эта имела вид огромной колбы глубиной 32 метра и называлась «Кабаний провал». Верёвка застряла в тот момент, когда я спускался через узкую горловину, – и вот завис в воздухе. «В таком состоянии хорошо переосмысливается жизнь. Тогда я и написал первую песню. Помню только начальные её строчки: «Это вовсе не дождь, это бьётся в пещере вода, по провалам сочится, в скале вырезая узор, лишь страховка и Бог могут знать, оборвутся когда и верёвка, и жизнь — и с пещерой начавшийся спор». Потом были и другие песни — менее пессимистические, я их практически не помню, они все утрачены. Но писать я продолжал и после того, как побывал при смерти. «Когда в 1988 году меня рукоположили, я поехал к схиархимандриту Серафиму: «- Батюшка, благословите, — я перестану писать песни. Кому это нужно? Всё-таки я в священном сане — и буду на гитаре бренчать… «Он помолчал, помолился и говорит: «- Нет, пиши. «Я заспорил было: «- Батюшка, зачем «пиши»-то? «- Нет, пиши — и всё. «Странно это мне было. Не хотелось писать, я и не писал ничего лет десять — с 1988 года. Ну, а где-то году в 1999-м ко мне привели одного человека, который во мне, скажем так, что-то всколыхнул. Был он неоязычник, и на «Радио-101» в прямом эфире хулил Христа. Ну, меня это очень, конечно, разозлило, я расстроился и написал по этому поводу песню. После чего они начали писаться. «Я снова и снова задавал себе вопрос — надо ли писать? Переспрашивал у одной старицы: «- Может, всё-таки не стоит писать? «- Нет, надо, – получил ответ. «- Благословите… «Недавно ещё раз переспросил у одного схимника и снова услышал: — Надо» .
Награды
Церковные:
- орден Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 3-й степени (10 февраля 2008, за участие в создании храма Рождества Пресвятой Богородицы села Бабяково Новоусманского района Воронежской области )
- палица (18 апреля 2009, к Пасхе )
- наперсный крест с украшениями (2014, к Пасхе)
Светские:
- почётный знак правительства Воронежской области «Благодарность от земли Воронежской» (13 сентября 2014 )
Использованные материалы
- «Странник. Духовные канты под гитару», официальный сайт творчества протоиерея Геннадия:
- Биография с обложки книги: Протоиерей Геннадий Заридзе. Странник. Духовные канты (под гитару). Избранные стихотворения, Воронеж: Издатель О. Ю. Алейников, 2011.
- Добросоцких Алла, Орлова Екатерина, «Протоиерей Геннадий Заридзе «Если человек реализует талант вне Бога — он себя обкрадывает…»», сайт православного интернет-журнала Прихожанин:
Цит. по Добросоцких Алла, Орлова Екатерина, «Протоиерей Геннадий Заридзе «Если человек реализует талант вне Бога — он себя обкрадывает…»», сайт православного интернет-журнала Прихожанин,
«Троицкий храм посёлка Борового города Воронежа», официальный сайт Воронежской епархии,
«Освящён храм Рождества Божией Матери», официальный сайт Воронежской епархии, 10 февраля 2008,
«Приход Рождество-Богородицкого храма села Бабяково», сайт РусПрофиль.ру,
«Литургия в пещерном храме», официальный сайт Воронежской митрополии, 15 марта 2011,
«Архипастырь посетил Воскресенский Белогорский мужской монастырь в день престольного праздника пещерного храма», официальный сайт Воронежской митрополии, 12 сентября 2013,
«Указ N30 от 12 марта 2014 года», официальный сайт Воронежской митрополии, 12 марта 2014,
«Указ N184 от 24 июля 2014 года», официальный сайт Воронежской митрополии, 24 июля 2014,
«В неделю первую Великого поста — Торжества Православия, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе», официальный сайт Воронежской митрополии, 9 марта 2014,
Цит. по Добросоцких Алла, Орлова Екатерина, «Протоиерей Геннадий Заридзе «Если человек реализует талант вне Бога — он себя обкрадывает…»», сайт православного интернет-журнала Прихожанин,
«Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем…», официальный сайт Воронежской епархии, 18 апреля 2009,
«»Благодарность от земли Воронежской» получил отец Геннадий из Отрадного Новоусманского района», информационное агентство Новости Новой Усмани Риа-новости Новой Усмани, 15 сентября 2014,
«Не путайте священника с фокусником» Почему к настоятелю Покровского храма в Отрадном протоиерею Геннадию ЗАРИДЗЕ выстраиваются многочасовые очереди, как получилось, что он оставил науку ради стези священника, и что для храма подарил Владимир Путин, который в прошлом году встречал здесь Рождество Часто после службы люди выстраиваются в очереди, чтобы побеседовать с протоиереем Геннадием Покровский храм в небольшом селе Отрадное Новоусманского района известен далеко за пределами Воронежской области. И дело не только в том, что в начале 2015 года репортаж из этого храма показали по всем федеральным каналам — здесь встречал Рождество Христово президент России Владимир Путин. Уже много лет, с начала 2000-х, в церковь в Отрадном приезжают жители не только Воронежской области, но и других городов. Сейчас в Покровском храме даже в будние дни многолюдно, а в выходные здесь яблоку негде упасть. Люди готовы часами стоять в очереди, чтобы поговорить с настоятелем храма протоиереем Геннадием Заридзе. В чём же секрет такой невероятной притягательности сельского храма? Чтобы в этом разобраться, корреспонденты «МОЁ!» два дня провели вместе с протоиереем Геннадием Заридзе. Живого отправили в морг Протоиерею Геннадию 56 лет. Он говорит, что тридцать лет назад даже не мог предположить, что станет священником. Его папа преподавал в ВГУ политэкономию на основе марксизма-ленинизма. — В детстве я любовался звёздами и по сравнению с ними ощущал себя крошечной точкой, — делится отец Геннадий. — Я задумался: вот вырос лопух, потом завял — неинтересно. Стал искать, в чём смысл. Мне пришло такое сравнение: если радиоприёмник сломается, то волна останется. Так же и с человеком — после смерти должна оставаться душа. Мне хотелось доказать это, стал изучать физиологию, в том числе состояний смерти животных. Геннадий Заридзе окончил биофак ВГУ, занимался физиологией нервных импульсов. В 1982-м, когда ему было 23 года, заболел тяжёлой формой менингита. По дороге в больницу в машине скорой помощи впал в кому, его доставили в реанимацию. — Я выглядел хуже окоченевшего трупа, который лежал в палате. Санитары нас перепутали, и меня отнесли в морг, — рассказывает протоиерей Геннадий. — К счастью, медсестра это вовремя заметила. Меня вернули в реанимацию. На следующий день я пришёл в сознание с чёткой уверенностью, что Бог есть. И он меня помиловал и оставил на покаяние. После больницы молодой человек впервые в жизни исповедался в храме. После этого у него было ощущение, будто бетонная плита свалилась с плеч. Он твёрдо решил стать священником. С 1988 года служил в разных воронежских храмах, а настоятелем Покровского храма в Отрадном стал в 42 года — в 2001-м. — Близкие отнеслись с пониманием к тому, что я бросил науку, жена тоже пришла к Богу, — говорит отец Геннадий. — Она занимается социальными вопросами, связанными с приходом, помогает детским домам. Храм в Отрадном был в плачевном состоянии. Отец Геннадий занялся обустройством. Сначала на службы приходило не больше десяти человек, но со временем всё изменилось. Первую песню написал, повиснув над пропастью У батюшки недалеко от Отрадного, в Новой Усмани, есть небольшой домик-дача на берегу реки. Отец Геннадий приглашает отобедать. На столе — грибной и рыбный супы, солёные грузди, маринованные маслята, рядовки, бочковые помидоры, квашеная капуста, рыба, мёд, иван-чай. Батюшка — большой любитель грибов — говорит, как сходил первый раз за грибами в пять лет, так до сих пор это его любимое увлечение. — Грибы мне даже помогли после инфаркта восстановиться. У меня что ни болезнь, так хоть закапывай, — посмеивается отец Геннадий, у которого инфаркт случился, когда ему было всего 36 лет. — Как-то осенью, уже после больницы, поехал со знакомым за грибами. Тяжело было ходить, задыхался. Но за час ведро набрал. Меня это раззадорило. В общем, я за месяц закатал 32 банки грибов. Ложусь снова в больницу — работа сердца восстановилась. Врач спрашивает, чем я лечился. Говорю — за грибами ходил, а он отвечает — продолжай. Так что врачи мне за грибами предписали ходить. После обеда отец Геннадий берёт в руки 12-струнную гитару. — У меня песни получаются как проповеди — такие, что думать нужно, — говорит батюшка. — Надо, чтобы человек задумался, что главное для его души. Писать песни отец Геннадий начал лет в 18, когда отправился в поход по пещерам Абхазии. — Когда я спускался в пещеру по верёвке, неожиданно она застряла в щели скалы, — вспоминает батюшка. — Вверх я сам подняться не могу. Вишу над пропастью, осмысливаю жизнь. Было полное ощущение безвременья. Когда верёвку всё же отцепили, спустился вниз, прошёл всю пещеру вместе с группой спелеологов. Вечером мы сели у костра, я взял гитару и спел такие строки: Это вовсе не дождь — это льётся в пещере вода, По провалам сочится, в скале вырезая узор. Лишь страховка и Бог могут знать, оборвутся когда И верёвка, и жизнь, и с пещерой начавшийся спор… К настоящему моменту у отца Геннадия вышло 16 дисков с духовными песнями. Он взял псевдоним Странник, потому что, по его словам, ощущает временность жизни на земле. Батюшка говорит, что выступать на сцене не хочет. — Поп-звездой становиться не собираюсь, — улыбается священник. — Пою дома. Кстати, песни отца Геннадия можно ещё услышать в исполнении православного ансамбля «Лампада», где участвуют также его дети и родственники. У батюшки четверо детей — два сына и две дочери. Старшая дочь Ольга сидит с маленькими детьми, младшая Мария преподаёт в ВГУ на геофаке, старший сын Владимир изучает философию, а Георгий решил, как и отец, стать священником. Обстановка дома у отца Геннадия простая. На стенах иконы и картины, очень много книг. — Сейчас я в основном читаю духовные книги, а из художественной литературы люблю Достоевского, Лескова, стихи Лермонтова и Фета, — рассказывает батюшка и замечает, что мой взгляд падает на диск с фильмом «Остров» Павла Лунгина. — «Остров» очень правильно сделан, там замечательная фабула, есть духовная составляющая. Стараюсь смотреть фильмы, где есть смысл. Мне нравятся все картины Эльдара Рязанова, а из зарубежных люблю «День сурка». «Душе мы оставляем объедки…» Батюшка считает, что с людьми обязательно нужно разговаривать о смысле жизни — это даёт человеку опору, иначе он выглядит как несформированная личность, которую бросает из стороны в сторону. — Наше пребывание на земле — это школа, где мы должны научиться любить Бога, любить людей и духовно развиваться, — говорит батюшка. — Большая часть нашего времени уходит на еду, решение всяческих проблем, а душе мы оставляем объедки. Но нельзя заставить человека прийти к Богу, так же как нельзя заставить любить и прощать… Отец Геннадий совершает службы в основном в Покровском храме в Отрадном, а иногда и в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Бабяково, который был построен при его содействии. После службы батюшка говорит проповедь, а потом подолгу беседует с людьми. Часто его ожидает длинная очередь. Бабушки и дедушки, женщины, молодые мужчины, дети и целые семьи — все молчаливо и сосредоточенно ждали, чтобы поговорить с отцом Геннадием. Высокий мужчина в стильном чёрном пальто ушёл от батюшки задумчивым, присел на лавочку и что-то записывал в тетрадь. — Пишу, что мне батюшка рассказал, — пояснил мужчина. — Я встал в четыре утра, чтобы успеть из Богучара на службу. Мне про отца Геннадия знакомые рассказали. Он какой-то особенный. Ждёшь от него один ответ услышать, а он говорит что-то совсем неожиданное. Мужчина вспомнил, что забыл задать ещё один вопрос, и снова встал в очередь… Через два часа отец Геннадий освободился. Он говорит, что по воскресеньям чаще всего уходит из храма только в 5 — 6 вечера — так много желающих с ним поговорить. Даже за несколько минут отец Геннадий умудряется вселить в человека надежду. Наверное, секрет в том, что, когда беседуешь с батюшкой, чувствуешь, что это важно не только для тебя, но и для него… — Приходят с серьёзными проблемами — у кого с детьми отношения не ладятся, кто-то говорит, что никому не нужен, — рассказывает батюшка. — Священник должен выслушать человека. Пытаюсь сделать так, чтобы человек захотел что-то изменить в себе, тогда начнёт в лучшую сторону меняться и то, что его окружает. А то некоторые думают, что придут к священнику, а он, как фокусник, пальчиком щёлкнет — и из шляпы зайчик выскочит. Не выйдет, надо работать над собой. «После приезда президента прихожан стало больше» — Не знаю, почему выбор пал на наш храм, — рассказывает батюшка. — Даже не сразу понял, что президент приедет. Потом, когда приехали силовики, чтобы проверить безопасность, выяснилось, что к чему. Президент подарил Покровскому храму икону «Господь Вседержитель» XIX века. А отец Геннадий передал ему книгу с текстами стихов и диски с песнями и беседами. — У меня не было ощущения, что Путин — начальник, казалось, что приехал родной человек, — говорит батюшка. — Мы с ним обнялись, а после службы недолго побеседовали, говорили в основном на духовные темы, я ему рассказал о нашем приюте. Путин очень открытый, может позволить себе говорить правду и не хитрить. Он говорит так, как думает. По словам отца Геннадия, количество прихожан после приезда Путина заметно выросло. — А что вы советуете людям, у которых безвыходная ситуация? Например, старушка живёт с сыном, который пьёт беспробудно и бьёт её? Или человек похоронил ребёнка и не видит смысла жить? — Каждая ситуация индивидуальна, но я говорю, что никогда нельзя отчаиваться и унывать, Господь всегда поможет найти выход, — отвечает отец Геннадий. — Если человек чувствует себя одиноким, даже находится на грани самоубийства, то нужно попробовать не концентрироваться на себе и своих проблемах, а помочь другим… А бывает, что приходят люди, искренне сожалеющие о каких-то своих поступках, плачут, что уже ничего не вернуть. Если человек в чём-то раскаивается, пришёл к Богу, то важно больше не отступать. Ко мне как-то привели женщину на исповедь, идти она сама не могла и уже собиралась умирать. Выяснилось, что когда-то она сделала три аборта. Сказал ей в течение двух лет читать покаянный канон. Она пришла спустя два года, даже не сразу её узнал. Ходит уже сама. Она рассказала, что через полгода смогла нормально есть, через год стала себя хорошо чувствовать, а через полтора года чтения покаянного канона даже у её детей жизнь наладилась. «Всем дано Царство Божье, не каждый брать хочет» После беседы с прихожанами батюшка едет на свою дачу, везёт его друг священник. У отца Геннадия никогда не было машины, говорит, что даже водить он её не умеет. Дома протоиерея снова ждёт работа (он пишет статью по итогам Рождественских чтений в Российском университете дружбы народов, на которых он был недавно). И, как всегда, дома у него многолюдно: в коридоре перед его комнатой собралось человек десять, которые тоже хотят побеседовать с батюшкой. — Вы и вечером с людьми встречаетесь. Где же вы силы берёте, ведь каждую проблему, каждую боль через себя пропускаете? — А как иначе? Меня для этого и оставил Господь на покаяние. В один трудный период была написана песня с такими словами: «Где берёшь эту силу? — На Бога всегда и во всём уповаю»… А он — Всемилостивый, всегда помогает. — А если вам самому нужен совет, к кому вы обращаетесь? — К схиархиепископу Алипию (Погребняку) езжу на Украину, в Харьковскую область, раз в год езжу в Грецию на гору Афон к схиархимандриту Григорию, — отвечает батюшка. — Он грек, поэтому мы через переводчика общаемся. Он очень сильный молитвенник, духовной жизни человек. К нему многие известные митрополиты на послушание приезжают, кто посуду моет, кто чем помогает. На прощание мы поговорили с отцом Геннадием о том, что его сейчас волнует. — Замечаю, как у людей атрофируется милосердие и сострадание, замещается эгоизмом. А причина в том, что из человека хотят сделать потребителя, — считает батюшка. — Транснациональным корпорациям не нужны духовные и образованные люди. Они покупают меньше, их не сильно волнует очередная новая модель телефона. Меня недавно удивил один парень из Москвы. Он спрашивает: «Батюшка, хочу жениться, но начинаю встречаться с барышнями, а они первым делом спрашивают, кто у меня родители и сколько получают. Зачем мне такая невеста?» Если человек живёт только материальным, то он несчастен, его душа спит. Каждому человеку даётся возможность получить Царство Божье. Только мало кто брать хочет. — А у вас что изменилось в душе, когда стали священником? — У меня ушли все страхи, только Бога боюсь оскорбить грехами. Наша жизнь — точка опоры, с которой мы начинаем движение в вечность. И злиться или отчаиваться из-за какой-то временной глупости нет смысла. А себя я абсолютно счастливым смогу назвать только тогда, когда моя душа не будет отрываться от Бога ни на мгновение. СПРАВКА «Ё!» При храме работают приют и Театр зверей Геннадий Заридзе родился в Воронеже 18 мая 1959 года. Окончил в 1981 году биологический факультет ВГУ. В 1988 году стал диаконом в Покровском кафедральном соборе в Воронеже, в 1989-м — священником. В 1995-м окончил семинарию в Троице-Сергиевой Лавре. В 2001 году стал настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Отрадное. В 2014 году при храме открылся приют для сирот. Когда начались конфликты на Украине, по благословению митрополита Сергия было решено размещать здесь детей из Донецкой и Луганской областей. Приют построен и существует на пожертвования прихожан. При храме работают воскресная школа, молодёжный отдел, детский центр «Тёплый дом», изостудия, гончарная мастерская, театр зверей, в котором обитают дрессированные петухи, фазан, енот, хорьки. Также выпускается три газеты. В трапезной при храме проходят ежедневные бесплатные обеды, на которые приходят около 300 человек. На сайте храма можно бесплатно скачать беседы и песни отца Геннадия, также есть раздел «Задай вопрос священнику». Отец Геннадий возглавляет организацию «Объединение православных учёных». В неё входит более 500 учёных из России, Греции, Польши, Украины, Болгарии, Германии и других стран. Ольга ГНЕЗДИЛОВА.
Отец Геннадий
Паломническая поездка к отцу Геннадию
Прозорливый Отец Геннадий Заридзе известен далеко за пределами села Отрадное Новоусманского района Воронежская области, где служит настоятелем в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Первую половину жизни священник посвятил науке: в юности изучал астрофизику, закончил биологический факультет. По его мнению, религия и наука являются методами познания мира. Ныне является главой Объединения православных учёных.
УЗНАТЬ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПОЕЗДКИ К БАТЮШКЕ ГЕННАДИЮ
Будущий священник родился в 1959 в преподавательской семье: отец учил научному коммунизму, мать — русскому языку и литературе. Крещение принял ещё в детстве, но воцерковленным стал после того, как тяжело переболел менингитом. Возвратившись к жизни после реанимации, осознал, что цель его жизни — служение Богу.
Прозорливый батюшка
В возрасте 30 лет прозорливый батюшка Геннадий был рукоположен в сан священника, начал вести богослужения в Покровском кафедральном соборе, занимался издательским делом при Воронежской епархии. Вел теле — и радиопередачи на православные темы. Эту деятельность пришлось оставить после перенесенного инфаркта.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в с.Отрадное Новоусманского района Воронежской области
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Отрадное Новоусманского района Воронежской области не был бы столь известен за пределами области, если бы в 2001 году прозорливый батюшка Геннадий не стал в нем настоятелем. Церковь получила известность благодаря добрым делам его пастыря. В народе его называют прозорливым. Сейчас Воронежская область в село Отрадное — место, куда съезжаются люди для того, чтобы получить совет от священника, исповедаться ему. В 2015 году в гостях у отца Геннадия побывал Владимир Путин.
Объединение православных ученых под руководством священника оказывает помощь служителям науки, оказавшимся в трудном положении, ведёт миссионерскую работу. Оказывается помощь и одаренным детям.
Отец Геннадий для детей
Батюшка был инициатором открытия детского приюта. Средства на него начали собирать всем миром ещё в 2008 году. Сейчас там находят пристанище не только обездоленные дети, но и беженцы с Украины.
Воспитанию юных прихожан батюшка уделяет значительную часть жизни: читает лекции, молится за прихожан, проводит с ними беседы. Для совсем маленьких детей при церкви организован центр «Теплый дом», где малыши проводят досуг с пользой для себя. Здесь же выпускается журнал, посвященный науке, детские и молодежные газеты. Есть и своя киностудия. Батюшка помог детям организовать театр зверей, где они выступают вместе с дрессированными животными.
Прозорливый Отец Геннадий Заридзе известен как автор, исполняющий духовные канты о смысле жизни, познании Бога, о Божественной любви. Псевдоним «Странник» священник избрал себе в знак того, что каждый человек должен пройти свой путь познания в этом мире.
Чтобы поехать к отцу Геннадию, Вы можете воспользоваться благотворительной поездкой, с помощью которой сможете поговорить со старцем и побывать в тихих местах Очево. Подробнее о поездке .
При потребности попасть к прозорливому старцу безотлагательно, мы сможем отвезти Вас к батюшке и Вы встретитесь с ним. Подробнее об этом .
Старцы нашего времени
Внимание! За деньги нельзя купить очередь или прием любого из Старцев!
Знайте, что чудеса бывают!
Первый раз мы услышали рассказ об отце Геннадии от знаменитого православного экскурсовода Сергея Фирсова в паломнической поездке.
Отец Геннадий родом из села Бакочино, расположенного недалеко от Старой Руссы в пойме озера Ильмень.
Места там очень красивые какой-то русской. неяркой красотой- заливные луга, плакучие ивы и конечно, озеро -оно выглядит летом как море и в нем много рыбы.
Вообще-то еще недавно отец Геннадий был фермером, очень успешным причем Здешние места славились на всю Россию- здесь издревле выращивали помидоры и раннюю картошку.
В селе раньше был храм в честь Анастасии Римлянины, и вот эта самая Анастасия стала нашему фермеру являться в снах и просить :»Гена, построй мне храм»
Он сначала внимания на эти сны не обращал, но после пятого сна мама ему сказала, что игнорировать это нельзя. Кстати село тогда было самое что ни на есть бедное и драчливое – пил народ по-черному..
И пришлось фермеру построить храм и стать священником.
Как только храм был построен, там стали мироточить все иконы и происходить непонятные рациональному здравому смыслу вещи.
Например, есть такое церковное таинство соборование- это когда священник молится об исцелении болящих.
Народ поначалу совсем не понимал зачем это и в храм не шел.
Тогда отец Геннадий поехал в местный дом престарелых к лежачим больным о пособоровал их.
Половина из них выздоровела и вернулась в свои семьи.
После этого к нему стал съезжаться народ из Питера. Москвы и даже из Пятигорска(а это 1500 километров)..
Он построил еще два храма -в рыбацком поселке Взвад и еше один прямо у дороги из Новгорода в Старую Руссу – огромный, каменный, красивый на 5000 прихожан. Он был построен за два года исключительно на пожертвования людей, которым отец Геннадий помог. Этот храм всегда набит битком, тогда как во всей округе на службу приходит всего несколько человек.
Мне повезло-у меня была возможность приезжать к нему часто потому что моя дача находится в 20 километрах от этого места.
После вечерней службы всех приезжающих ждет очень вкусная и обильная трапеза, беседа и ночлег(с-все бесплатно), затем утренняя служба и снова трапеза.
Когда человек подходит к батюшке на беседу, то батюшка видит все его проблемы и грехи и всегда дает совет, причем видно, что он не раздумывает а видит ответ прямо от Бога как и Иоанн Крестьянкин.
Ни разу не слышала о том, чтобы он кому-то не помог А людей приходит к нему сотни, и он помнит всех, кого он видел хотя бы один раз, узнает даже по телефону
Добавить комментарий