Отец мой более меня

Толкования Священного Писания

Ст. 28-31 Слышасте, яко Аз рех вам: иду и прииду к вам. Аще бысте любили Мя, возрадовалися бысте (убо), яко рех: иду ко Отцу: яко Отец Мой болий Мене есть. И ныне рех вам, прежде даже не будет, да, егда будет, веру имете. Ктому не много глаголю с вами: грядет бо сего мира князь и во Мне не имать ничесоже. Но да разумеет мир, яко люблю Отца, и якоже заповеда Мне Отец, тако творю: востаните, идем отсюду

Слышасте, яко Аз рех вам: иду ко Отцу и прииду к вам. Аще бысте любили Мя, возрадовалися бысте убо, яко иду ко Отцу, яко Отец болий Мене есть (ст. 28). Какую же это могло принести им радость и какое утешение? Что значат эти слова? Апостолы еще ничего не знали о воскресении и даже не имели надлежащего понятия о Христе. Возможно ли, в самом деле, чтобы они имели это понятие, когда даже не знали, что Он воскреснет? Но Отца они признавали великим. Поэтому Христос и говорит: если вы и страшитесь за Меня, как будто Я не в состоянии защитить Себя, и не надеетесь, что после креста Я опять увижу вас, то все же, как скоро услышали, что Я к Отцу иду, должны были радоваться, потому что Я иду к большему и могущему уничтожить все бедствия. Вы слышасте, яко Аз рех вам. Для чего это сказал? Я так далек от страха, говорит этим Христос, так уверен в событиях, что даже предсказал их. И это, и что будет после, рех вам, прежде даже не будет, да, егда будет, веру имете, яко Аз есмь (ст. 29). Как бы так говорил: вы не знали бы, если бы Я не сказал; а Я не сказал бы, если б не был вполне уверен. Видишь ли, что те слова были сказаны приспособительно? Так и тогда, когда Он говорит: мните ли, яко не могу умолити Отца, и представить Ми дванадесяти легеона ангел? (Мф. 26, 53), – говорит приспособительно к мнению слушателей. Конечно, никто, и даже крайне неистовый, не скажет, что Он не мог помочь Сам Себе, а имел нужду в ангелах. О Нем думали, как о человеке; поэтому Он и говорит: дванадесяти легеона ангел. А между тем Он только спросил пришедших взять Его – и отбросил их назад. Если же кто назовет Отца большим в том отношении, что Он виновник Сына, то я не буду и этому противоречить; но это отнюдь не значит, чтобы Сын был иного существа. Слова Его значат вот что: доколе Я здесь, вам естественно думать, что находимся в опасности; если же Я отойду туда, – верьте, что вне опасности, потому что никто не может одолеть Его. Все же это Он говорил приспособительно к немощи учеников. Сам Я, говорит, вполне спокоен и не забочусь о смерти; потому-то и сказал: сия рех вам, прежде даже не будет. Но так как вы не можете еще принять слова об этом, то Я и заимствую для вас утешение от Отца, Которого вы признаете великим. Утешив их таким образом, Он опять говорит о предметах печальных. Ктому не много глаголю с вами. Почему? Грядет бо сего мира князь и во Мне не имать ничесоже (ст. 30). Говоря о князе мира, разумеет диавола и злых людей, потому что диавол владычествует не над небом и землею, – иначе он все бы низвратил и ниспроверг, – но господствует над теми, которые сами предаются ему. Поэтому (Писание) называет его и князем тьмы века сего, разумея опять и здесь под тьмою злые дела. Что же? Значит, диавол умертвит Тебя? Нет; он не имать во Мне ничесоже. Почему же умертвят Тебя? Потому, что Я так хочу, и да познает мир, что Я люблю Отца. Я, говорит, не подвластен смерти и не подлежу ей, но переношу ее из любви к Отцу. А это говорит для того, чтобы снова ободрить учеников и показать им, что Он не против воли, но добровольно идет на смерть и что Он презирает диавола. В самом деле, Он не ограничился тем, что сказал: еще мало время с вами есмь, но часто повторяет эти печальные слова. А чтобы сделать их удобоприемлемыми, Он справедливо примешивает к ним и слова радостные. Потому-то Он иногда и говорит: иду и прииду; также: идеже есмь Аз, и вы, будете; и еще: не можете ныне по Мне ити, последи же идете; также: ко Отцу иду; и: Отец болий Мене есть; и: прежде даже не будет, рех вам; и еще: Я не по необходимости терплю это, а по любви к Отцу, – чем внушает ученикам, что Его смерть не пагубна и не вредна, как скоро соизволяет на нее и сильно любящий Его, и сам любимый Им. Итак, примешивая с этой целию слова радостные, Он часто говорил и о предметах печальных, чтобы приучить к тому их ум. Ведь и словами: в вас будет (14, 17), и: уне вам есть, да Аз иду (16, 7), Он также их утешал. Для того-то наперед весьма много и сказал о Духе, как то: в вас есть, и; мир не может прияти; и: Он воспомянет вся; и: Он Дух истины, Дух Святый, Утешитель; и: уне вам есть, – чтобы они не скорбели, как будто уже у них не было никакого заступника и помощника. А словами: уне есть показывает, что (Дух Святой) соделает их духовными.


Покайтесь, ибо Господь грядет судить

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты

Вопрос №2072-1

Толкование Евангелия от Иоанна (14,28): как понимать слова «Ибо Отец мой более меня»?

Анастасия , Нижний Новгород, РФ
04/11/2005

Батюшка, чувствую себя все более недостойной спрашивать, и все более нуждающейся в Вашей помощи.

Поясните, как понимать слова из Евангелия от Иоанна (14,28) «Ибо Отец мой более меня»?

Спасибо.

Ответ отца Олега Моленко:

Это место нужно привести в большем контексте:

Господь наш Иисус Христос поставляет это «Отец Мой более Меня» в причину радости для апостолов о Его возвращении к Отцу.

Мнение святых отцов Церкви на толкование этого места разделилось. Так святые Кирилл Александрийский, Афанасий Александрийский и блаженный Августин видят в этих словах сравнение состояния Христа, как Богочеловека, с той славою, в которой непрестанно пребывает Бог Отец: последнее с человеческой точки зрения, конечно, выше, чем состояние Сына в Его земной жизни. Святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Дамаскин видят здесь раскрытие мысли о происхождении Сына от Отца, Который есть «вина и начало Рожденному от Него». Мне видится, что две эти святоотеческие точки зрения истинны и дополняют одна другую в разумение этого «более».
Второе мнение более глубоко и фундаментально. Есть мнения неотмеченных святостью людей (например, Сильченкова, Знаменского), по которому второе мнение отцов не подходит, ибо якобы не отвечает на причину, по которой ученики должны радоваться удалению Христа. Причиной этой радости они поставляют полное Его прославление и по человечеству.

Однако ни в первом, ни во втором случае я не вижу причины для истинной радости апостолов. Господь имел в виду не сочувственную радость за Него и Его славу, а подлинную радость именно для самих Его учеников, остающихся на земле. А эту радость — радость о Духе Святом — им доставит именно вознесение Христа на небо, так как Он лишь в этом случае может ниспослать им от Отца Духа Святого, названного Им Утешителем. Об этом Господь прямо сказал Своим ученикам:

Ин.16:
«5 А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?
6 Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.
7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам».

Итак, это «более» для нас, людей, состоит в том, что по причине, указанной мнением второй группы отцов, Сын Божий не может Сам от Себя послать Духа Святого, но только от Отца и находясь одесную Его, а Отец Сам может послать Духа Святого на кого захочет, хотя только благодаря искупительным заслугам Сына Своего. Это есть та разница, которая утвердилась, как некая бездна между православным вероисповеданием и латинским нечестием и ересью, именуемым «филиокве» (лат. filioque = и от сына).

От Иоанна святое благовествование 

Так как Господь видел, что апостолы не совсем надеются на воскресение Его, даже и не знают, что оно такое, и посему сильно скорбят и смущаются при мысли о разлуке с Ним, снисходит к их слабости и говорит: Я сказал вам, что Я пойду и опять приду; и однако же вы еще скорбите, ибо не доверяете Мне, что Я, хотя и умру, однако не оставлю вас в скорбях ваших. Ныне же, услышав, что Я иду к Отцу Моему, которого вы считаете великим и большим Меня, вы должны радоваться, что Я отхожу к Нему, большему Меня и могущему уничтожить все бедствия. Видишь ли, какая последовательность мысли? «Отец Мой больше Меня», — это сказал Он для утешения учеников. Они скорбели потому, что Христос будто бы не может защитить их. Он и говорит: если и Я не могу, то Отец Мой, которого вы считаете большим Меня, по всей вероятности, поможет вам. Равно и в другом месте говорит: неужели думаете, что Я не могу умолить Отца, и Он пошлет Мне двенадцать легионов ангелов? (Мф.26:53). Здесь Он говорит так не потому, что не может сделать этого (ибо как не силен Тот, Кто одним только словом, которое сказал иудеям, внезапно отбросил всех их назад? (Ин.18:4-6), но потому, что думали о Нем, как о человеке. Так и это: «Отец Мой больше Меня», Он сказал сообразно с понятием их, так как они считали Его слабым, а Отца могущим укрепить их во время скорбей. «И вот, Я сказал вам, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется». То есть: Я так спокоен, не страшусь смерти и не скорблю, что даже предсказываю о ней; поэтому и вам повелеваю радоваться, чтобы вы, когда сбудется, поверили Мне, что как о скорбях, имеющих случиться с вами, Я знал и, предсказавши о них, не солгал, так и в предсказании об утешении и руководстве вашем не окажусь лживым, но все радостное придет к вам. — Некоторые думают, что Он называл Отца бо?льшим в том отношении, что Он виновник Сына. Отец, говорит, больше потому, что Он причина и начало Мое, ибо Я от Него родился. А что Отец больше, это не значит, что Он и иного существа. Ибо и у людей, можно сказать, отец больше сына, но не другого существа. Потом, пусть скажут еретики, чем Христос отходил к Отцу: Божеством или человечеством? Без сомнения, человечеством. Ибо, как Бог, Он всегда был на небесах и не отделен от Отца. Итак, Отец называется большим Его, как Человека.

Амфилохий Иконийский На слова: Отец Мой более Меня (Ин. 14:28)

НА СЛОВА:

ОТЕЦ МОЙ БОЛЕЕ МЕНЯ

(Ин. 14:28)

Две природы Христа

1. Скажи, на основании каких слов ты говоришь, что Отец больше Сына? Не я, отвечает, говорю, но полагаюсь на Говорящего, потому что Он Тот, Кто сказал: Пославший Меня Отец более Меня (Ин. 14:28). Если полагаешься на Говорящего, то и ты прекрати спор, и я отложу речь, и предоставим Сыну истолкование собственных слов. Поэтому скажи, Владыка, почему в одном случае Ты говоришь: Я и Отец — одно (ἐγώ καὶ ο πατὴρ ἐν ἐσμεν) (Ин. 10:30), а в другом: Пославший Меня Отец более Меня (πατὴρ μείζων μού ἐστιν) (Ин. 14:28)? Если больший, то почему равный? Если равный, то почему больший? «Я говорю двояко потому, что Отец и больший, и равный. По Божеству — равный (κατὰ τὴν θεότητα ἴσος), по Домостроительству — больший (κατὰ τὴν οἰκονομίαν μείζων). Я равен Ему, потому что рожден от Него. Он более Меня, потому что Я рожден от Девы…»

2. «Впрочем, различай природы: и божественную, и человеческую, потому что и человеком Я стал не вследствие отпадения от Бога, и Богом не вследствие совершенствования человека. Как раз относительно Бога и человека Я говорю: “Плоти отдай страдания, а чудеса Богу”. А когда ты плоти отдаешь страдания, а чудеса Богу, то неизбежно и непроизвольно смиренные слова ты отдаешь человеку от Марии, а возвышенные и богоподобные — Сущему от начала Слову. Именно поэтому в одном случае Я произношу возвышенные, а в другом смиренные слова, чтобы посредством высоких речений показать благородство воплотившего Слова, а посредством смиренных обозначить немощь смиренной плоти. Вследствие этого в одном случае называю Себя Самого равным Отцу, а в другом называю Отца большим, не вступая с Ним в спор, а показывая, что Я Бог и человек. Бог из высоких, а человек — из смиренных речений. Если хотите

знать, почему Отец Мой больше Меня (πατήρ μείζων μού ἐστιν), τὸ это Я сказал от лица плоти, а не Божества (ἐκ τῆς σαρκὸς καὶ οὐκ ἐκ προσώπου τῆς θεότητος)…»

Сын равен Отцу по божеству, но меньше Отца по человечеству

3. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 14:27), когда Я буду предан иудеям, потому что совершаю это не вопреки воле, но страдаю по собственному произволению. Иду от вас и приду к вам (Ин. 14:28). Ухожу и приду: то и другое как человек. Но как Бог Я нераздельно вместе с вами. Ухожу через смерть как человек, приду вновь через Воскресение как человек. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня (Ин. 14:28). Но да не смущается сердце ваше оттого, что Я сказал: Отец Мой более Меня. Потому что Он больше Идущего к Нему, а не Сущего в Нем. Ведь как Бог Я в Отце, но как человек иду к Отцу. Поэтому Отец больше Того, Который теперь идет к Нему, а не вечно Сущего в Нем». А для краткости скажу: Он больший и равный. Он больше Того, Кто спрашивает: Сколько у вас хлебов (Мф. 15:34), но равен Тому, Кто насытил пятью хлебами целую толпу; Он больше Того, Кто спрашивает: Где положили Лазаря (Ин. 11:34), но равен Тому, Кто воскрешает Лазаря словом; Он больше Того, Кто говорит: Кто прикоснулся ко Мне (Лк. 8:45), но равен Тому, Кто осушил неиссякаемые источники кровоточивой; Он больше Того, Кто спит на корме, но равен Тому, Кто усмиряет море. Он больше Того, Кого вопрошает Пилат, но равен Тому, Кто освобождает мир от суда; Он больше Того, Кого побивают, но равен Тому, Кто освобождает сокрушением ; Он больше Того, Кто распят вместе с разбойниками, но равен Тому, Кто равен Тому, Кто воздает разбойнику дар; Он больше Того, Кто лишается одежды, но равен Тому, Кто украшает душу; Он большего Того, Кто испивает уксус, но равен Тому, Кто изливает как вино собственную Кровь; Он больше Того, Кто разрушается как храм, но равен Тому, Кто воздвиг и после разрушения собственный храм. Больше того, но равен этому.

Бесстрастие божества и страдательность плоти

а не Того, Кто сотворил вселенную. Встаньте, пойдем отсюда (Ин. 14:31). Видишь, Кого больше Отец? Того, Кто говорит: Пойдем, а не Того, Кто говорит: Вселюсь в них и буду ходить в них (2 Кор. 6:16). Я есмь истинная виноградная лоза (Ин. 15:1). Видишь, Кого больше Отец? Того, Кто говорит: Я есмь виноградная лоза, а не Того, Кто говорит: Яз же насадих тя виноград плодоносен (Иер. 2:21). И чтобы не произносить длинную речь, кратко спрошу тебя, еретик. Пострадал ли Тот, Кто рожден прежде веков от Бога, или Иисус, рожденный от Давида в последние времена? Итак, если пострадало Божество, то ты говоришь хулу; но если человек что является истиной, — то почему ты не относишь страдания к человеку?