Отец нафанаил псково печерский

Несколько слов к портрету «вредного отца Нафанаила»

8 августа в Псково-Печерской обители вспоминают архимандрита Нафанаила (Поспелова), который в этот день в 2002 году отошел ко Господу.

Благодаря бестселлеру «Несвятые святые», где очень ярко был представлен многолетний казначей Псково-Печерского монастыря, о «вредном» отце Нафанаиле (Поспелове) узнали миллионы читателей.

Он действительно был невероятным тружеником, до конца своих дней ходившим в стареньком рабочем подряснике с неизменной холщовой сумкой через плечо, как рядовой послушник.

Отец Нафанаил пришел в обитель после войны, в 1947 году, в один из самых тяжелейших периодов восстановления монастырского хозяйства. Вся трапеза тогдашних насельников состояла из куска хлеба, воды, иногда овощей. А работать приходилось много, и работать физически.

Отец Нафанаил вспоминал, как трудились в поле по 12 часов до такого изнеможения, что от усталости падали в борозду. При этом он никогда не оставлял правила: после 50 минут трудов обязательно 10 минут посвящать чтению святоотеческих писаний. Многих это смущало, но старец Симеон благословил правило это продолжать.

Из того периода своей жизни отец Нафанаил вспоминал, как помимо дневных трудов ему приходилось еще и ночью дежурить на монастырском поле, уберегая урожай от воришек. И чтобы случайно не заснуть, он по пояс залезал в мешок и просил этот мешок привязывать к дереву.

Кронид Поспелов, будущий отец Нафанаил. Фото 1941 г. Все мы «родом из детства». И именно там надо искать причину такого невероятно преданного служения, какое имел отец Нафанаил.

Кронид (мирское имя отца Нафанаила) родился 11 июня 1920 года в Подмосковье в семье священника Николая Васильевича Поспелова и с детства прислуживал отцу в храме.

В 1937 году отца арестовали, и семья долго не знала, что он вскоре был расстрелян (в 2000 г. протоиерей Николай Поспелов был причислен к лику святых в сонме Новомучеников и исповедников Российских).

Голодная юность, учеба в техникуме. Бумаги в то время не хватало, поэтому многое из учебного материала приходилось заучивать наизусть. До последних дней отец Нафанаил сохранил феноменальную память. Он помнил не только имена и даты, составлял богослужебные указания, но и цитировал Священное Писание, жития святых, святоотеческие труды.

Священномученик Николай Поспелов

Отец Нафанаил рассказывал: студенты знали, что он сын священника, приставали с разными провокационными разговорами, так что для преодоления искушений приходилось вырабатывать выдержку. Зато по окончании техникума, вручая ему диплом с отличием, руководство призналось: «Ты столько у нас проучился, Поспелов, а мы так и не поняли, что же ты за человек!» Не тогда ли отец Нафанаил научился парировать «неудобные» вопросы, которые задавали ему потом многочисленные туристы?

– Вот скажите: как скоро наступит конец света? – со смехом над «темными попами» вопрошали юные барышни в мини.

– Конец света приближается прямо пропорционально укорачиванию ваших юбок! – парировал отец Нафанаил.

С отцом Алипием

Побаивались его не только экскурсоводы, предупреждавшие туристов не задавать вопросов отцу Нафанаилу, но и те, кто работал в обители на послушаниях. Он действительно обладал удивительным свойством появляться в самый неподходящий момент. Казалось, что его зоркий взгляд проникает насквозь, а краткие назидательные замечания заставляли трепетать.

Однажды в коридоре братского корпуса собралось несколько человек, желающих попасть на прием к отцу Адриану. Старец сам вышел к людям со святым маслицем, чтобы помазать всех страждущих. И тут неожиданно появился отец Нафанаил. Народ притих, а тот, смиренно сняв скуфейку, встал в конец очереди на помазание. Когда же очередь дошла до него, отец Адриан, увидев его, умилился и, помазывая лоб отца Нафанаила, сказал: «Умнейший человек в нашем монастыре!» Сердечно поприветствовав друг друга, они разошлись, словно герои древнего патерика…

Отец Нафанаил, смиренно сняв скуфейку, встал в конец очереди на помазание

Нельзя не рассказать одну удивительную историю, произошедшую с отцом Нафанаилом во время войны. Недалеко от села Выдропусск Тверской области было начато строительство аэродрома, где служил рядовой Поспелов. На работах были задействованы пленные немцы, которых поселили в храме, где хранилась чудотворная икона Божией Матери Выдропусская (XV в.). Было холодно, и красноармейцы отдали приказ отапливать храм иконами. Об этом узнал отец Нафанаил и кинулся к Степану (хозяину дома, где квартировал) с просьбой достать повозку дров. Тот быстро исполнил просьбу и забрал икону к себе в дом. Так она и хранилась в той семье, пока храм вновь не открылся в 1990-е годы.

Отец Нафанаил с Выдропусской иконой Божией Матери во время ее пребывания в обители в 2001 г.

В 2001 году Выдропусская икона Божией Матери была привезена в обитель. Батюшка тогда лежал в лазарете, восстанавливаясь после инсульта. После богослужения ему принесли икону, и он всю ночь молился перед ней.

10 августа 2002 года отца Нафанаила отпевали. И это был день чествования Выдропусской иконы Божией Матери.

* * *

А вот одно из писем отца Нафанаила, еще мирянина, матери:

Мама Анна Константиновна Поспелова

«Дорогая Мама! Мне сейчас только две вещи нравятся – это два Царства Божия на земле: одно благодатное, другое царство – царство природы. И с Богом везде хорошо, а без Него везде плохо. Белые ночи прошли уже. Лето наше кончается. Начинается ненастная погода. И в моей жизни мне уже не до моря. Пора бы к тихому пристанищу; но еще не достаёт подвигов покаяния. Еще не созрел. Вообще все небо как-то заслоняется высокими зданиями. Больше читай, читай Златоуста! Для подогрева веры, надежды, любви и мудрости.

25 июля 1945 г.
С приветом, Кронид».

Опыт жизни во Христе старцев Псково-Печерской обители, их поучения и наставления – золотой фонд русской духовности. Неиссякаемый поток людской тек в обитель, чтобы почерпнуть у старцев стойкость в вере, получить совет, выправить жизненный путь, разрешить сомнения. Они видели современного человека насквозь, знали его немощи и страсти, болевые точки и слабые места, и потому их наставления и назидания так важны и значимы для нас.

Предлагаем подборку изречений псково-печерских старцев, которую мы сопроводили архивными фото. Высказывания старцев Алипия (Воронова), Иоанна (Крестьянкина), Нафанаила (Поспелова) составили 1-ю часть публикации, во 2-й части читатели найдут изречения старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко) и др.

Архимандрит Алипий (Воронов; 1914–1975) – «великий наместник» Псково-Печерского монастыря, трудами и мужеством которого обитель была не только спасена от закрытия, но и украсилась цветом старчества. Это была самоотверженная личность во всех проявлениях своего христианского служения. Ярко характеризуют отца Алипия его же собственные слова: «Побеждает тот, кто переходит в наступление. Обороняться мало, надо переходить в наступление». Об этом надо помнить каждому христианину в его борьбе со своим ветхим человеком, с немощами и грехами.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин; 1910–2006) – известный не только православному миру пастырь и духовник. Старец называл духовную жизнь человека наукой из наук, требующей упорного, нескончаемого труда. Главным делом самого батюшки Иоанна было духовное окормление людей, возвращение заблудших к Богу, открытие им воли Божией. Только в Церкви и с Богом видел он возрождение каждого человека, страны и мира в целом.

Архимандрит Нафанаил (Поспелов; 1920–2002) – строгий монах, усердный постник и молитвенник, имевший «премудрость Соломонову и ревность Илиину», как сказал о нем старец Симеон. И эта премудрость и ревность привели отца Нафанаила к твердому убеждению: во всех жизнен­ных обстоятельствах мы долж­ны видеть Божию волю, а послушание – самый верный и короткий путь ко спасению. Сам старец много потрудился на самых разных послушаниях – от сторожа монастырского огорода до экскурсовода по пещерам и заместителя наместника.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «У Бога нет забытых людей. Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой».

Архимандрит Алипий (Воронов): «Любовь есть высшая молитва. Если молитва – царица добродетелей, то христианская любовь – Бог, ибо Бог и есть Любовь… Смотрите на мир только сквозь призму любви, и все ваши проблемы уйдут: внутри себя вы увидите Царствие Божие, в человеке – икону, в земной красоте – тень райской жизни».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «А крылышки наши иногда повисают, и нет сил взмыть в небо. Это ничего, это наука из наук, которую мы проходим; лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звездное — небо Божие, не исчезло».

Архимандрит Алипий (Воронов): «Мы, не зная, что у человека внутри, часто и большей частью судим по его наружности и видим плохие стороны в человеке, но жизнь духовная сокровенна, это есть жизнь сердца, которую никто не может знать, как только Бог. Поэтому мы, судя о человеке «по одежде», часто можем ошибиться…»

Архимандрит Нафанаил (Поспелов): «И мы, христиане, награждены высоким званием христианина, и «раб Божий» — это самое почетное звание. Хвалились: я раб такого-то господина! Пусть оплевали, пытались опозорить это звание, но звание христианина «раб Божий» никогда не поблекнет. И нас награждают самым высоким орденом — Крестом Христовым».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Не спеши простираться в завтрашний день, живи сегодня, сегодня учись видеть волю Божию для себя в настоящий момент, и не только видеть, но надо и иметь еще непоколебимую решимость ее исполнить».

Архимандрит Алипий (Воронов): «Будьте как воины на страже своего сердца, внимательно следите за собой, очищайте свое сердце от всякой скверны плоти и духа, не реагируйте ни на что окружающее; пусть другие идут путем, который им нравится, а вы идите узким путем, чтобы смогли увидеть в своем сердце Господа, лежащего в яслях, и Пречистую Его Матерь…»

Архимандрит Нафанаил (Поспелов): «Когда у нас есть Христос в сердце, то мы всем довольны бываем: и неудобство для нас — как лучшее удобство, и горькое — как сладкое, и бедность — как богатство, и голод — как сытость, и скорбь — как радость!».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Дар Божий — чудесная свобода человеческая — всегда ставит нас перед выбором: через все события, все горести и радости идти или не идти к Божией правде и любви, которой нет конца. Особенно ценно перед Богом не только покаяние словом и осознание греха, но покаяние делом — потерпеть скорби за прошлые свои беззакония».

Архимандрит Алипий (Воронов): «Во Святом Евангелии Господь говорит о нас и для нас, а потому каждый из нас должен спросить себя: кто я есть и к ка­кому роду людей принадлежу – к фарисеям или мытарям? Если кто найдет, что он имеет в себе черты фарисея, то постарайся стать мытарем».

Архимандрит Нафанаил (Поспелов): «Надо находить удовлетворение в исполнении прямых обязанностей, а не иметь где-то счастье за пределами того места, где ты трудишься. Это будет наемник. Их различают: один говорит: «Это выполнится — за это заплатят», — это наемник; «Это, — говорит, — надо выполнить, иначе попадет», — это раб, по рабскому страху работает; а если говорит: «Это надо сделать, иначе начальник будет переживать, это для него будет скорбь», — это по любви работает».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Ведь без Бога жить нельзя, но только медленно и мучительно умирать, наблюдая по-всеместное разрушение жизни вокруг себя. Когда люди живут без Бога, то жизнь превращается в ад, и за ней уже следует ад в вечности. Грехи легко совершать, а на восстание от греха надо много усилий и труда. Но жизнь так коротка, а впереди Вечность».

Архимандрит Нафанаил (Поспелов): «У меня не было ни одного случая, чтобы я что-то делал по своей воле. От этого я и не ропщу, а принимаю во всем Промысл Божий. Во всех жизненных обстоятельствах мы должны видеть Божью волю, Божественный Промысл».

Архимандрит Алипий (Воронов): «Все, что человек делает доброго, это не он дела­ет сам, это доброе творит в нем Святая Троица. Скромный чело­век ничего себе не приписывает: все доброе, что он делает, для него есть обыкновенное, привычное дело, и делает он его тайно, не для славы людской, но для славы Божией, как говорится, “левая рука… не знает, что делает пра­ваяя” (Мф. 6, 3)».

Архимандрит Алипий (Воронов): «Каждый из нас в отдель­ности есть Церковь Бо­жия, а потому постараемся свои души, этот внутренний храм, свое сердце украшать золотом, то есть добрыми делами любви и ми­лосердия, так как вся жизнь при­надлежит внутреннему человеку».

Архимандрит Нафанаил (Поспелов): «Выброси из души самоцен, и не будет обидчивости. Памятуй, что рабе Божией должно быть тихой, скромной, приветливой… Добрые дела трудом приобретаются и болезнью исправляются. Не будет подвигов — не будет венцов».

Архимандрит Алипий (Воронов): «Скорбящие матери, молитесь о своих детях! Не называй­те своих детей отступниками от Бога, но молитесь Божией Матери, чтобы Она обратила их на путь спасения, умолив Сына Своего о ваших заблудших детях. Молитесь Ей усердно, постоянно, с любовию, и Она исполнит ваше желание».

Архимандрит Нафанаил (Поспелов): «Читайте Закон Божий. Он является светильником, который осветит пути вашей жизни, как вам дальше жить, по какой дороге идти, чтобы достигнуть вечной блаженной жизни».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Жизни же учит сама жизнь, и не бывает всю жизнь гладкой дороги, только крестный путь ведет в радость общения с Богом, если, конечно, несем свой крест без ропота, ежедневно черпая силу в Боге. А борьба со страстями это ведь дело всей нашей жизни, в этой борьбе мы учимся видеть свою крайнюю немощь и несостоятельность, и великую силу Божию, одним мановением могущую освобождать нас от тенет греха и страстей».

Архимандрит Алипий (Воронов): «Господь заповедует нам непрестанно молиться. Непрестанно молиться — это зна­чит всегда помнить, что Господь с нами. Он знает каждую нашу мысль, видит все, что мы делаем, слышит, что говорим».

Архимандрит Нафанаил (Поспелов): «У нас не старославянский, а действующий церковно-славянский язык. И говорить о том, что он труден для людей и непонятен — это значит отрывать от церкви. Таких речей никогда не ведут о древних письменностях. На французском, английском, немецком языках преподают и никогда не говорят, что это трудно. Как что-то Божье, церковное, спасительное — так трудно, и начинают всяким путем отталкивать от Церкви Христовой. Хоть под видом добра, как и бес может явиться в виде Ангела света».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Нам дана от Господа заповедь любви к людям, к нашим ближним. Но любят ли они нас, нам об этом нечего беспокоиться. Надо лишь о том заботиться, чтоб нам их полюбить. Деточки, деточки! Спешите делать добро! Не скупитесь делать добро! Это то, что впереди нас пойдет в вечную жизнь и встретит нас, когда будем покидать землю».

Архимандрит Алипий (Воронов): «Евангелие написано золотыми буквами, держите его у себя как настольную книгу, которая учит нас, как поступать в жиз­ни. Кто со вниманием читает Евангелие, тот никогда в жизни не ошибется».

Архимандрит Нафанаил (Поспелов): «От послушания не отказывайся. В терпении спасай свою душу. Облегчения ты можешь попросить, но если облегчения не благословляют, то нужно понуждать себя к исполнению, ибо Царство Небесное нудится, силою берется».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Дорогие мои, родные! Полюбите! И вы будете радоваться с другими и за других. Полюбите ближнего! И вы полюбите Христа. Полюбите обидчика и врага! И двери радости распахнутся для вас, и Воскресший Христос сретит вашу воскресшую в любви душу. Вот и все! Так мало ждет от нас Господь! В этом — наш рай! В этом — наше Воскресение!».

Архимандрит Алипий (Воронов): «Господь обязательно откро­ет Свою волю тому, кто отдал Ему все свое сердце. Такой человек помолится Господу, и Он откроет, как ему поступить; и если он поступит по воле Божи­ей, то с ним не случится никакой беды, никакого разочарования».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Все спасение наше — в Боге, но не в многочасовых правилах, а в живом, доверчивом от-ношении к живому Богу. А терпение — сила великая, и с терпением легко идти по жизни, в совокупности со смирением она ведет человека в Царство Небесное. А волю Божию нам так ясно являют обстоятельства жизни».

Архимандрит Нафанаил (Поспелов): «Церковь обладает всей полнотой бытия. В Церкви есть и литература — это Святое Писание, труды святых отцов и жития святых. В Церкви есть и музыка — богослужебные песнопения. В Церкви есть и труд, и отдых. В Церкви есть даже физкультура — установленные уставом великие и малые поклоны. В Церкви — полнота бытия, и все, что необходимо для спасения человека».

НАФАНАИЛ (ПОСПЕЛОВ)

Архим. Нафанаил (Поспелов).

Нафанаил (Поспелов) (1920 — 2002), архимандрит, насельник Псково-Печерского монастыря

В миру Поспелов Кронид Николаевич, родился в 1920 году в семье священника Николая Поспелова, будущего священномученика.

В годы Великой Отечественной войны был призван в армию, где однажды сподобился принять участие в спасении чудотворной Выдропусской иконы Божией Матери. Когда в Выдропужске квартировались солдаты, охранявшие пленных немцев, последних разместили в здании закрытого храма. Была зима, дров не было, и красноармейцы получили команду отапливать храм иконами. Но Кронид прибежал к хозяину снимаемой им квартиры Степану, и тот срочно обменял дрова на чудотворный образ.

После демобилизации в 1947 году Кронид Николаевич явился к митрополиту Ленинградскому Григорию с желанием стать монахом. В том же году принял постриг с именем Нафанаил, был принят в число братии Псково-Печерского монастыря, в котором и пребывал в течение 55 лет, вплоть до своей кончины.

Был духовным сыном великого печерского старца иеросхимонаха Симеона (Желнина). Отличался особым усердием, имел дар рассуждения. Он никогда не поступал по своей воле и никогда не роптал на происходящее. Во всем он видел промысел Божий и этому видению обучал своих духовных детей. В Псково-Печерском монастыре отец Нафанаил потрудился на различных послушаниях: был на общих и сельскохозяйственных работах, сторожил монастырский огород и заведовал дровяным сараем, был трапезным и хлебодаром, экскурсоводом в пещерах и даже замещал наместника. Более сорока лет отец Нафанаил нёс послушание казначея.

В 2001 году был канонизирован в лике священномучеников его отец, Николай Поспелов. Отец Нафанаил сам написал ему тропарь и кондак.

Скончался 8 августа 2002 года в 23:30, в возрасте 82 лет.

Господь даровал ему великие духовные дары, зная о которых, наместник Псково-Печерского монастыря сказал: «Если бы отец Нафанаил жил в древности, он был бы великим святым, и о нем знала бы вся Церковь». Перед смертью священноначалие предложило старцу поставить электростимулятор, однако он слёзно просил не делать этого, так объясняя свою просьбу: «Отцы, представьте, — душа хочет отойти к Богу, а какая-то маленькая электрическая штучка насильно запихивает её обратно в тело! Дайте душе моей отойти в свой час!»

Использованные материалы

  • Страница сайта Никольского храма посёлка Первомайского (Конаковский район, Тверская область):

Вредный отец Нафанаил

Фрагмент рассказа архимандрита Тихона Шевкунова их книги «Несвятые святые»
Если бы в то время кто-то предложил назвать самого вредного человека в Печорах, то без сомнений услышал бы в ответ только одно имя – казначей Псково-Печерского монастыря архимандрит отец Нафанаил. Причем в этом выборе были бы единодушны священники и послушники, монахи и миряне, коммунисты из печорского управления КГБ и местные диссиденты. Дело в том, что отец Нафанаил был не просто вредный. Он был очень вредный.
К тому времени, когда я узнал его, он представлял собой худенького, с острым пронзительным взглядом преклонных лет старца. Одет он был и зимой и летом в старую застиранную рясу с рваным подолом. За плечами обычно носил холщовый мешок, а в нем могло быть что угодно – и сухари, пожертвованные какой-то бабкой, и миллион рублей. И то и другое в глазах отца казначея являло собой чрезвычайную ценность, поскольку было послано в обитель Господом Богом. Все это достояние отец Нафанаил перетаскивал и перепрятывал по своим многочисленным потаенным кельям и складам.
Особую радость нам доставляло, когда мы получали послушание помогать отцу Нафанаилу в проведении экскурсий по монастырю. Как правило, ему поручалось водить каких-то особо важных персон. Та история с президентом Ельциным и знакомство главы государства с особенностями святых пещер произошла, конечно же, при участии именно отца Нафанаила. В наши послушнические обязанности входило лишь открывать и закрывать за посетителями тяжелые церковные двери.
В те атеистические годы советские работники, приезжавшие в монастырь, ожидали увидеть кого угодно: мракобесов, хитрецов-хапуг, темных недочеловеков, но только не тех, кого они встречали на самом деле – своеобразно, но очень интересно образованных умниц, необычайно смелых и внутренне свободных людей, знающих что-то такое, о чем гости даже не догадывались. Уже через несколько минут экскурсантам становилось ясно, что таких людей они не встречали за всю свою жизнь.
Как-то, а это было в 1986 году, псковское партийное начальство привезло в монастырь высокого чиновника из Министерства путей сообщения. Он оказался на удивление спокойным и порядочным человеком: не задавал идиотских вопросов, скажем, о том, в каком корпусе живут жены монахов, не интересовался, почему Гагарин в космос летал, а Бога не видел. Но в конце концов после двухчасового общения с отцом Нафанаилом чиновник, пораженный своим новым собеседником, все же выдал:
– Слушайте, я просто потрясен общением с вами! Такого интересного и необычного человека я не встречал за всю свою жизнь! Но позвольте, как вы с вашим умом можете верить в… Ну, вы сами понимаете во что! Ведь наука раскрывает человечеству все новые и новые горизонты. И Бога там нет! Он, простите, просто не нужен. Вот в нынешнем году к Земле из глубин Вселенной приближается комета Галлея. И ученые, представьте, точно высчитали весь ее маршрут! И скорость! И траекторию! И для этого, простите, никакой идеи Бога не нужно!
– Комета, говорите? Галлея?.. – затряс бородой отец Нафанаил. – Значит, если с кометой все подсчитали, то и Господь Бог не нужен? Н-да, понятно!.. А вот представьте – если меня поставить на холме у железной дороги и дать бумагу и карандаш. Ведь я через неделю точно смогу сказать вам, когда и в какую сторону будут ходить поезда. Но это ведь не значит, что нет кондукторов, диспетчеров, машинистов?.. Министров путей сообщения? Ведь не значит? Начальство – оно везде нужно!
Но не все подобные беседы заканчивались мирно. Однажды в монастырь прибыла экскурсия, состав которой нам назвали шепотом: дети членов ЦК. Не знаю, так ли это было, но молодые люди оказались весьма невоспитанными. Такая золотая московская молодежь середины восьмидесятых годов, которую я очень хорошо знал. Молодые люди то и дело прыскали от хохота, показывали пальцами на монахов и задавали те самые идиотские вопросы. Но делать было нечего, и отец Нафанаил повел их по монастырю.
Экскурсия началась с пещер, в самом начале которых есть крохотная келья с одним маленьким окошком. В этой келье в начале XIX века подвизался затворник иеросхимонах Лазарь. Здесь же он и похоронен. Над могильной плитой висят его тяжелый железный крест и вериги.
– Вот в этой келье, не выходя двадцать пять лет, подвизался иеросхимонах Лазарь, – начал свою экскурсию отец Нафанаил. – Я сейчас расскажу вам об этом удивительном подвижнике.
– А куда же этот ваш Лазарь здесь в туалет ходил? – громко поинтересовался один из юных экскурсантов.
Его спутники просто покатились от хохота.
Отец Нафанаил терпеливо дождался, когда они успокоятся, и невозмутимо произнес:
– Куда в туалет ходил? Хорошо, я вам сейчас покажу!
Он вывел несколько озадаченных экскурсантов из пещер и повел их через весь монастырь к скрытому от посторонних глаз хозяйственному двору. Здесь, на отшибе, ютился старый нужной чуланчик. Выстроив экскурсантов пред этим заведением полукругом, как делают это обычно перед важным экспонатом, отец Нафанаил торжественно указал на него рукой и произнес:
– Вот сюда иеросхимонах Лазарь ходил в туалет! А теперь стойте и смотрите!
И, развернувшись спиной к изумленным молодым людям, он оставил их одних.
Когда те пришли в себя, старший группы разыскал Наместника и выразил свое негодование всем случившимся. На что отец Наместник ответил:
– Архимандрит Нафанаил доложил мне, чем вы интересовались. Именно это он вам и показал. Ничем больше помочь не можем!
Надо учитывать, что на дворе стоял 1984 год. А тогда все было не так просто. Могли случиться и серьезные неприятности. Но наместники Псково-Печерского монастыря традиционно были сильными людьми.
P.s. Фильм о Псково-Печерском монастыре в 1986 г. — http://www.youtube.com/watch?v=BQweJrBIUPE&feature=related архимандрита Тихона Шевкунова. !!!!!!!! В книге архимандрита Тихона «Несвятые святые» удивительные рассказы о монахах из этого фильма.

Архимандрит Нафанаил и Выдропужская икона

10 августа Никитский приход г. Твери чтил икону Божией Матери «Смоленская» (Одигитрия). Аналой украшала небольшая икона Богородицы, именуемая «Выдропужская» (копия списка Смоленской иконы). За литургией было много малышей, которые причастились святых Христовых Таин вместе со взрослыми.
По окончании богослужения настоятель о. Георгий Белодуров рассказал о своей особой любви к Выдропужскому образу Богоматери, связанную с его любимым духовником — старейшим насельником и казначеем Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря архимандритом Нафанаилом (Поспеловым).
Чем замечателен отец Нафанаил для нашей Тверской земли? На первых порах после открытия тверской епархиальной православной общеобразовательной школы отец Нафанаил был духовным наставником, советчиком, помощником руководства школы и сугубым молитвенником об успешности этого благого дела. Еще одним важным историческим фактом, значимым для Тверского края, стало спасение отцом Нафанаилом (тогда еще солдатом Кронидом Поспеловым) чудотворной Выдропужской иконы Богородицы.
Вот как это было.
Спасение от сожжения Кронидом Поспеловым чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Выдропусская.
В годы Великой Отечественной войны недалеко от освобождённого Красной Армией села Выдропусск (древнее название, ныне – Выдропужск) Тверской области строился военный аэродром. В храме, который при немцах был открыт, содержали пленных фрицев. Зима. Немцам охрана разрешила вместо дров жечь иконы. В иконостасе находилась чудотворная икона Божией Матери «Выдропусская» (ХV век). Кронид Поспелов узнал об угрозе чудотворной иконе. По его просьбе один благочестивый человек срочно собрал повозку дров и обменял её через охранника на чудотворную икону Божией Матери. К упомянутому человеку, которого звали Стефан, был расквартирован на жительство солдат Кронид Поспелов… Удивительно, что после второго открытия храма в девяностые годы прошлого столетия настоятель Выдропусского храма привёз в Псково-Печерскую обитель чудотворную икону Божией Матери. Это было летом 2001 года. Архимандрит Нафанаил проходил лечение после инсульта и проживал в лазарете монастыря. В палату к батюшке была принесена после Богослужения из храма чудотворная икона, и целую ночь отец Нафанаил молился перед образом Пресвятой Богородицы… Замечательно, что и отпевание архимандрита Нафанаила было в день празднования Выдропусской иконы Божией Матери – 10 августа 2002 года.
Тропарь, глас 4 (написан архимандритом Нафанаилом)
Яко древле купина неопалимая невреждена/ из пепелища валдайскими иноками в селе Выдропусском обретена,/ омофором своим чад верующих от бед покрывающая/ похищена бысть дерзостно и чудно явися из града Мурома,/ ныне даруеши всем христианам благодать великую/ и подаеши нам велию и богатую милость.
Список упомянутой иконы хранился и особенно почитался в Тверском Воскресенском кафедральном соборе. Ныне древний список Выдропусской иконы Пресвятой Богородицы находится в п.Спирово Спировского района Тверской области в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любви и Софии.
8 августа 2019 года исполнилось 17 лет со дня праведной кончины архимандрита Нафанаила (Поспелова). Вечная ему память!
Ну а мы, на средства прихожан, запланировали написание большой иконы Божией Матери «Выдропужская» для размещения и почитания в Никитской церкви.
Фотогалерея

Никитский приход г. Твери