Отец Василий даниловский монастырь

Содержание

Прозорливые Старцы и чудотворцы

Наш православный сайт расскажет и ответит на вопросы. Прозорливые старцы кто они? В каких монастырях есть сегодня ныне живущие современные святые православные прозорливые старцы нашего времени?

В России испокон века относились к Чудотворцам и юродивым с трепетом и любовью. Это вполне объяснимо особенностями национальной ментальности, основным критерием которой выступало понятие о том, что физическое здоровье человека невозможно без духовной чистоты и раскаяния. Достаточно вспомнить Николая Чудотворца, Серафима Саровского, Ксению Петербургскую, Матрону Московскую и прочих святых, которые оказывали помощь каждому просящему, как при жизни, так и после своей смерти. И если у вас возникла необходимость в духовной беседе с прозорливым Старцем нашего времени живущим сейчас, наш православный сайт поможем организовать встречу с любым из них, ныне здравствующим.

Знакомства на православном сайте с современными прозорливыми Старцами и Чудотворцами нашего времени живущие сейчас в России

Архимандрит Чудотворец Герман

Отец Герман Чудотворец нашего времени живущий сейчас в Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Батюшка Германа характеризуют как очень доброго и сердечного человека, не отказывающего в просьбах никому. Он давно занимается отчиткой, которая помогает грешнику избавиться от бесов. Информация на православном сайте .

Отец Власий

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, Калужская область. Прозорливый Отец Власий Старец нашего времени оказывает помощь всем, кто не может найти выход из сложной ситуации, безнадежно больным, погрязшим в грехах. Многие, после визита к нему, смогли в корне изменить свою жизнь, наполнив ее светом и верой.

Информация на православном сайте .

Отец Илий

Чудотворец Отец Илий находиться в Переделкино в Московской области в монастыре Оптина Пустынь и ведет прием не смотря на свой возраст и самочувствие. Все желающие могут попасть на прием. Старцы нашего времени информация .

Отец Паисий

Батюшка Паисий Старец нашего времени живущий сейчас в Введенском храме Дмитровской области в с. Очево. В это тихое святое место приезжают те люди, проблемы которых могут быть решены только настоянием и благословением батюшки. Информация

Священник Петр

Священник Петр Чудотворец нашего времени живущий сейчас в Покровском женском монастыре, с. Лукино, Нижегородская область. В это тихое место приезжают люди, мятущаяся душа которых жаждет покоя и благости. Петр Прозорливый для каждого найдет теплое слово и мудрый совет. Информация

Архимандрит Чудотворец Амвросий

Отец Амвросий Чудотворец нашего времени живущий сейчас в Свято-Введенский женский монастырь, г.Иваново. Наш современник – известный в России проповедник и писатель, находит время для каждого страждущего, исцеляя его силой молитвы и исповеди. Информация

Протоиерей Валериан Кречетов

Покровская церковь, с. Акулово, Одинцовский район. Многие его духовные чада считают священнослужителя почти святым, возможно потому, что он в свое время сделал каждого из них немного светлее, добрее и счастливее. #Батюшка всегда открыт для общения. Информация на православном сайте

Поездка к прозорливому старцу из Москвы

При желании попасть на прием, Вы можете воспользоваться благотворительной поездкой, благодаря которой Вы встретитесь со старцем в его обители и побываете в святых местах. В среднем в год 14-15 поездок за счет благотворителей и меценатов. Информация .

Но если Вам надо попасть на прием и Вы не можете или не хотите ждать благотворительной поездки то за небольшую сумму мы отвезем Вас туда и поможем с размещением. Информация здесь Паломническая поездка.

с комфортом.

Информация о нас

Очередь не продается и предлагать деньги за прохождении вне очереди к Старцам это кощунство!

#истокистарцы

Старец Аристоклий, его пророчества и его духовные дочери

Преподобный Аристоклий Московский – один из самых любимых москвичами святых. Его мощи были 15 лет назад обретены на Даниловском кладбище и из Данилова монастыря перенесены на Афонское подворье в Москве (ул. Гончарная, 6), где ныне и почивают.

Епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов), наместник Данилова монастыря, рассказывает про известные ему изустные предания об общении с иеросхимонахом Аристоклием, о его благословениях, чудесах и пророчествах.

Преподобный Аристоклий Московский

– Я знал одну монахиню, в юности она общалась со старцем Аристоклием. Это было уже в предреволюционные годы, а она думала о монастыре. Такая мать Пантелеимона, пострижена была уже перед смертью. Рассказывала про себя, что она была дочерью владельца бахромной мастерской, жили они на Икше, около Дмитрова. Родители ей предлагают встретиться с каким-то молодым человеком, а она про себя рассуждает: а вдруг я с ним познакомлюсь да влюблюсь? Решила все-таки сначала пойти к старцу, испросить благословения на монастырь. Иеросхимонах Аристоклий принимал в большой комнате Московского подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, которое до революции находилось на улице Полянка. У него болели ноги, он сидел. А народ подходил по очереди, на коленочки около него вставал. И вот мать Пантелеимона, тогда еще, до пострига, Евдокия, рассказывает: передо мной подошла девушка, вся такая в темненьком, спрашивает у батюшки благословение в монастырь.

Он говорит:

– Нет, тебе не надо, не надо.

Она все равно просится.

– Не надо тебе! – он так сердито стал говорить. – Поживешь там 3–4 месяца и уйдешь из монастыря, только обитель опозоришь. Не надо!

А я, говорит, стою дрожу: что сейчас он мне скажет? Может быть, то же самое…

– Можно тебе, – говорит ей, – в монастырь идти. Только не в городской.

Перенесение мощей преподобного Аристоклия в 2004 году

Она и пошла – был такой монастырь в Филимонках, это в Одинцовском районе. Вот как старцы могли видеть судьбы человеческие. Потом, она рассказывала, обитель эту у них закрыли. Сестры жили по квартирам в разных местах. Она перешла в Спасо-Влахернский монастырь. Он сейчас тоже восстановлен. А тогда и его закрыли. На станцию «Турист» привели сначала одну монахиню Агриппину, а она и говорит:

– Да что я тут буду делать одна?

– Да не будешь одна! – отвечают ей.

«Лесины» падали, но ни одну «монашечку» не задавило. Хотя среди мирских заключенных были несчастные случаи

И действительно, всех сестер туда собрали. Отправили их на Север, куда-то под Архангельск, в район Плесецка. Лес валить. А там, мать Пантелеимона рассказывала, «лесины» падали, но ни одну «монашечку» не задавило. Хотя среди мирских заключенных были несчастные случаи.

Еще рассказывала, что привели их в первый день в лагерный барак, а там на одной стороне – «религиозники», а на другой – уголовницы, а матери Пантелеимоне (тогда еще Евдокии) «со своими» места не хватило, и она разместилась среди противоположного контингента. Матушка очень благотворно на соседку-зэка влияла – могла ее усмирить, когда та разойдется да за нож схватится, все к матушке бегут: «Уйми там свою, Евдокия!»

Потом, вернувшись из ссылки, мать Пантелеимона жила в коммунальной квартире, кажется, соседи против нее вооружались, но она такой же любовью и снисхождением всех примиряла, так что после, когда их расселяли, те о ней даже плакали, как о доброй родственнице…

А в лагере матери Пантелеимоне трудно было на лесоповале, у нее был больной позвоночник. Они с одной сестрой пошли к заключенному там же владыке Евсевию Кронштадтскому проситься на медсестер учиться, чтобы их освободили от тяжелых работ. Тот и говорит:

– Медсестрой – нет! Сестрой милосердия! – и благословил их.

Вот она там, в лагере, и выучилась элементарным медицинским навыкам. Потом вернулась из лагеря и в Дмитровской больнице еще много лет прослужила старшей медсестрой. Перед смертью была пострижена. Такая тихая, смиренная была. У нее все спрашивали: «Матушка, а что же вы не постриглись…» – «Так никто не предлагал», – кротко отвечала она.

Епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов)

А сам преподобный Аристоклий до пострига жил мещанином в Оренбурге. Был женат. После смерти жены отправился на Афон, в Пантелеимонов монастырь. Принял постриг с именем Аристоклий. Тогда из монастыря братию в Москву на послушания отправляли. Он много потрудился для блага обители и людей. Привозил святыни со Святой Горы больным и бедствующим. Множество народа исцелил. После встречи с духоносным старцем люди уже не теряли с ним связи. Он вел постоянную переписку. Много трудился в молитве на поприще духовного окормления. Страждущих исцелял. Чудес много творил. Ни одну сотню людей исцелил.

Одна духовная дочь отца Аристоклия тяжело заболела. У нее были парализованы ноги. Тогда старец пришел к ней, чтобы навестить и утешить. Пробыв у нее некоторое время и собираясь уже уходить, он благословил ее и сказал:

Только старец вышел за дверь, как эта раба Божия почувствовала в ногах своих силу и встала

– Ну что же, чадушка моя любимая, мне пора уже уходить. Ты не унывай, а молись и благодари Господа. Я пойду, и когда буду выходить, ты подойди к окошечку и помаши мне ручкой. И я помашу тебе.

Духовная дочь очень смутилась и говорит ему:

– Батюшка, я же не могу встать, а вы говорите: подойди и помаши.

Старец улыбнулся и говорит:

– Ничего-ничего, помаши.

Только старец вышел за дверь, как эта раба Божия почувствовала в ногах своих силу и встала. Сама себе не веря, подошла к окну, и в это время он как раз из дверей на улицу вышел – и, повернувшись, помахал ей рукой, и она ему.

А еще одна духовная дочь старца говорила, что она ходила к отцу Аристоклию в предреволюционные годы и однажды спросила о судьбах России. Он ответил, что большевики победят, потом будет большой башмак, придет и уйдет, а потом, говорил, придут с косичками.

Кто такие «придут с косичками»?

Архимандрит Никон (Смирнов) Как можно понимать пророчество преподобного Аристоклия Афонского, мы спросили у архимандрита Никона (Смирнова), многие годы бывшего настоятелем Афонского подворья в Москве, где мощи преподобного почивают:

– Я думаю, что под этими пришельцами «с косичками» можно подразумевать мирских людей с их либеральными настроениями: когда мужчины ходят неподстриженные, как женщины, с длинными волосами. Вот идет некто такой, со спины смотришь и не знаешь: то ли мужчина это, то ли женщина… Мужчины носят серьги, женщины облюбовали брюки. На маленьких девочек в 3–4 годика уже джинсы напяливают. Такое размывание Богом установленных границ – это очень тревожный признак. Почему?

Все начинается с малого, а потом нация вырождается, однополые браки признаются на законодательном уровне, а если эта мерзость становится легитимной, значит, уже нет критериев различения добра и зла, все дозволено! Общество не может жить без этики и морали. Все это смешение – бунт против законодательства, записанного еще Моисеем под диктовку Самого Бога: «Мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5). Эта волна сейчас захлестывает страны Евросоюза, но протесты есть и там.

В нашей же стране Господь все-таки сменил гнев на милость. Сейчас даже внешне изменения очевидны. Дорога в храм Божий открыта и беспрепятственна. Также и в монастыри – тем, кто желает, можно идти подвизаться, спасаться. Уже никаких искусственно творимых властями ограничений нет. Я думаю, что эти изменения свидетельствуют о том, что с нами Бог, Он принимает нас, идет нам навстречу. Вопрос в том: идем ли мы навстречу Господу?

Данилов монастырь

Запрос «Данилов монастырь» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Монастырь

Данилов монастырь


Надвратная церковь и колокольня Данилова монастыря

Страна

Россия

Местоположение

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Ставропигиальный монастырь

Тип

Мужской

Основатель

Даниил Александрович

Дата основания

1282 год

Основные даты

1282 — основание
1561 — перестройка соборного храма
1929 — закрытие
1983 — возвращение РПЦ

Наместник

Епископ Алексий (Поликарпов)

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771420418290006 (ЕГРОКН). Объект № 7710186000 (БД Викигида)

Состояние

Действует

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Дани́лов монасты́рь (Свя́то-Дани́лов, Дани́ловский монастырь) — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви (РПЦ), расположенный в Москве на правом берегу Москвы-реки. Основан в конце XIII века московским князем Даниилом Александровичем. Был окончательно закрыт властями в октябре 1930 года. Передан Московскому патриархату в 1983 году для создания духовно-административного центра РПЦ. На его территории расположены отдел внешних церковных связей и Синодальная резиденция, в которой проводятся заседания Священного синода.

История

Храм Святых отцов семи Вселенских Соборов, 1883 годВид на монастырь в XIX векеЮжный придел во имя святого праведника Алексия, человека Божия в Троицком соборе, до 1917 годаВид на колокольню из рождественского вертепа, 2010 год Внешняя монастырская стена от станции метро «Тульская», 2012 год Посещение монастыря президента США Рональда Рейгана 30 мая 1988 года Свято-Данилов монастырь — серебряная памятная монета Банка России, 2003 год

XIII—XVI века

Монастырь основал московский князь Даниил Александрович в конце XIII века. Исследователь истории Кремля Александр Воронов указывает 1282 год, когда князь миром решил конфликт между своими братьями Дмитрием Переяславским и Андреем Городецким за Владимирское великое княжение и право княжить в Новгороде.

Первой постройкой обители стал деревянный храм в честь преподобного Даниила Столпника, окружённый кельями и хозяйственными постройками. Территория была огорожена тыном — частоколом из мощных брёвен, вбитым в основание земляного вала. В обители находилась библиотека древних книг, позднее перенесённая в ризницу Спасского монастыря в Кремле. В 1293 году монастырь был разорён во время похода полководцев Золотой орды на Северо-Восточную Русь.

После смерти князя Даниила его похоронили на общем монастырском кладбище. В 1330 году по указу Ивана Калиты даниловскую братию перевели в храм Спаса на Бору. Второе переселение произошло в конце XV века при правлении Ивана Васильевича III — на Крутицкий холм. По мнению Александра Воронова, причиной переноса являлось желание князя создать рядом со своим дворцом духовный центр и выделить место упокоения членов княжеской династии.

Погост обители и принадлежавшие ей сёла перешли под управление архимандрита кремлёвского Спасо-Преображенского монастыря на бору, приоритетом которого было обустройство нового великокняжеского монастыря. Без должного присмотра Даниловская обитель постепенно оскудела, к XV веку из построек сохранилась только деревянная церковь Даниила Столпника. Её возрождение началось при правлении Ивана Грозного. Место для строительства нового собора было выбрано на монастырском кладбище, недалеко от могилы князя Даниила. В 1561 году закончили возведение нового храма, получившего название Святых отцов семи Вселенских соборов. Его освятил митрополит Московский и всея Руси Макарий. Храм представлял собой небольшой белокаменный четверик с главой, крытой керамической черепицей зелёного цвета. Вокруг него были построены деревянные кельи. Рядом с монастырём находились конюшенный и крестьянские дворы.

XVII—XVIII века

В 1591 году, когда войска крымского хана Казы-Гирея подступили к Москве, близ Данилова монастыря был устроен русский обоз — укреплённый передвижной лагерь. В декабре 1606-го у обители стояли полки военачальника Михаила Скопина-Шуйского для нанесения удара по отрядам Ивана Болотникова. В сентябре 1610 года отряды Лжедмитрия II подвергли монастырь обстрелу, повредив стены и башни.

В 1652 году монастырь обрёл мощи князя Даниила. Патриарх Никон с духовенством вскрыли могилу, а мощи святого перенесли в храм семи Вселенских соборов в деревянную гробницу у правого клироса. В 1670-е годы на территории монастыря построили трапезную с двумя придельными храмами — во имя Покрова Пресвятой Богородицы и пророка Даниила с шатровой колокольней и тремя каменными палатами. Здание трапезной, к которой примыкали две ризничные палаты, было вытянуто с востока на запад и располагалось недалеко от главного собора. Покровский и Пророкоданииловский храмы имели алтарную апсиду и главы луковичной формы. Они были украшены наличниками, карнизами, поясками, изразцовыми изображениями четырёх евангелистов работы Степана Иванова по прозвищу «Полубес». В 1682 году царь Феодор Алексеевич пожертвовал два колокола для новопостроенной колокольни. Их отливал главный литейщик Пушечного двора в Москве Фёдор Дмитриевич Моторин.

В начале XVIII века, после поражения русской армии под Нарвой, по указу Петра I со звонниц стали снимать колокола для литья пушек. Всего была изъята четвёртая часть веса даниловских колоколов. В 1729 году разобрали соборный храм и возвели на его месте новый двухэтажный. Он с трёх сторон был окружен открытой галереей-гульбищем с двумя крыльцами. Постройку венчали стройный барабан, главка луковичной формы и крест. В 1736-м храм расписал живописец Григорий Яковлев. Были также сооружены своды трапезной, новые главы, барабаны, кровли Покровского и Даниловского храмов. В 1731 году на средства московского купца М. А. Косырева закончилось строительство надвратной церкви. Её освятили во имя преподобного Симеона Столпника. В 1736-м в ней устроили колокольню. В 1746 году началась перестройка шатровой колокольни при храме Святых отцов и Покровской церкви: был снят верхний ярус, а на двух нижних возвели столпообразную церковь во имя преподобного Даниила Столпника. Её венчал восьмигранный барабан и главка.

После секуляризации монастырских земель в 1764 году Данилов монастырь стал третьеклассным. В 1771-м во время московской эпидемии чумы при нём устроили кладбище для умерших, которое позднее засыпали. Первые документальные сведения о землевладении Данилова монастыря относятся к 1785 году, когда на его счету числилось 18 десятин земли.

XIX век

Накануне наступления французских войск Москву в 1812 году ризницу монастыря вывезли в Вологду, а казну — в Троице-Сергиеву лавру. При отступлении наполеоновские войска похитили оклад с гробницы князя Даниила. Новую серебряную вызолоченную раку для мощей изготовили в 1817-м.

В 1832—1834 годах строился новый храм Воскресения Словущего по проекту архитектора Фёдора Шестакова на месте стоявшей там одноимённой каменной церкви, построенной на рубеже XVII—XVIII веков. Он был выполнен в стиле позднего классицизма и имел пять престолов: освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в честь святого пророка Илии, во имя Николая Чудотворца и в память святителя Иоанна Златоустого.

К середине XIX века из-за наполненности кладбища было решено расширить территорию монастыря. Западную часть стен XVII столетия разобрали до основания, а на её месте возвели новую с двумя угловыми башнями.

В 1890 году на средства купеческой вдовы Анастасии Захаровой литейщиком Ксенофонтом Верёвкиным был изготовлен колокол весом 722 пуда на заводе Финляндского. Для него устроили деревянную звонницу на помосте за оградой монастыря. В 1904-м изготовили новый колокол весом 365 пудов. С его главы несколькими ярусами спускались сводчатые кокошники с растительным декором, жемчужник, фриз в русско-византийском стиле. Через два года была укреплена надвратная колокольня, что позволило водрузить на неё колокол.

В августе 1892 года при обители открыли бесплатную церковно-приходскую школу для бедных, состоявшую под надзором Московского Кирилло-Мефодиевского братства. К 1903-му в ней занимались 52 ученика, 36 из которых были крестьяне, остальные принадлежали к мещанскому сословию. В школе изучались Закон Божий, церковное пение, церковнославянская грамота, русский язык, арифметика, отечественная история, география, чистописание.

В конце XIX века в Даниловом монастыре был устроен приют для монашествующих. В 1902 году его преобразовали в общемонастырскую больницу для служителей Московской епархии. Вскоре больничные палаты соединили с надвратной церковью преподобного Симеона Столпника. Её обновили на средства вдовы статского советника В. С. Ляминой.

Первая половина XX века

В начале XX века по проекту архитектора Фёдора Шехтеля была устроена усыпальница купцов братьев Ляпиных в подклете и на первом этаже храма Святых отцов. Она была сделана в два яруса: на нижнем находилась крипта, на верхнем — часовня с витражами.

1 мая 1917 года настоятелем монастыря был назначен епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский); вместе с ним пришли многие его друзья-единомышленники, выпускники и студенты Московской духовной академии. Монастырь, имущество которого в соответствии с Декретом об отделении церкви от государства было национализировано и в 1919 году формально закрытый властями, в последовавшие до фактического закрытия годы пережил период духовного подъема, функционируя как клир приходской Даниловской общины. В начале 1920-х годов в монастыре временно пребывали многие архиереи, назначенные патриархом Тихоном на кафедры, но не получавшие разрешения властей отбыть к своей епархии, среди которых были Серафим (Чичагов), Иларион (Троицкий), Трифон (Туркестанов), Дамаскин (Цедрик), Прокопий (Титов), Пахомий (Кедров), Гурий (Степанов), Валериан (Рудич), Иоасаф (Удалов), Амвросий (Полянский), Парфений (Брянских). Проживавшие в обители епископы занимали общую с настоятелем Феодором (Позднеевским) жёсткую непримиримую позицию по отношению к обновленчеству и советской власти и получили неофициальное название — «даниловцы» (впоследствии многие клирики монастыря принадлежали к «непоминающим»). Писатели Краснов-Левитин и Вадим Михайлович Шавров в книге «Очерки по истории русской смуты» писали:

До самой смерти Патриарха Тихона Данилов монастырь играл роль оппозиции справа. Сторонники архиепископа Феодора были во много раз более ярыми «тихоновцами», чем сам Патриарх Тихон.

В 1918 году начала работу Высшая богословская школа, в которой преподавал Феодор. Однако через два года его арестовали по обвинению в антисоветской агитации, и школа была закрыта.

В октябре 1929 года Троицкий собор передали учреждению «Союзхлеб» под склад муки. 6 октября 1930 года у членов Даниловской общины были отобраны ключи от всех построек монастыря; на следующий день мощи князя Даниила были перенесены в приходский храм Воскресения словущего у южной стены монастыря, где богослужения совершались до 1932 года. Вскоре был арестован наместник обители архимандрит Тихон (Баляев).

В 1930 году даниловские колокола купил американский меценат Чарльз Ричард Крейн. Их перевезли и разместили на территории Гарвардского университетского городка. В монастырь их вернули в 2008 году, предварительно отлив для университета точные копии под руководством Общества церковных звонарей.

В 1930 году в помещениях монастыря начал работу приёмник-распределитель для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей.

Детей расстрелянных (на бутовском полигоне) свозили в детприёмник, который находился в Даниловом монастыре. Имелся специальный приказ — разлучать братьев и сестёр и даже знакомых между собой детей. В Даниловом монастыре известно место у стены, где были найдены останки множества детей. В детприёмнике дети болели, умирали, и их там стали хоронить. На этом месте построена часовня.

Храмы подверглись опустошению и перестройке, некрополь был уничтожен. В 1931 году в монастырском дворе установили памятник Владимиру Ленину.

Вторая половина XX века

На рубеже 1970-х — 1980-х годов здания монастырского комплекса обветшали. Была разорена надвратная церковь и разобрана колокольня, храм Святых отцов стоял без завершений и Даниловской церкви. Троицкий собор лишился глав, южных и северных портиков.

Осенью 1982 года патриарх Пимен и Синод обратились к руководству СССР с просьбой о передаче патриархии одного из бывших московских монастырей для создания духовно-административного центра РПЦ, что было приурочена к предстоящему юбилею 1000-летия Крещения Руси. 5 мая 1983 года в Совет по делам религий при Совете Министров СССР поступило сообщение о положительном решении этого вопроса. Решением Совета Министров СССР от 18 мая 1983 года РПЦ. был безвозмездно переданы здания бывшего Данилова монастыря. К тому времени в нём размещались несколько организаций: центр временной изоляции несовершеннолетних преступников, специальная научная реставрационная мастерская «Союзреставрация», филиал завода «Искра». Как вспоминал В. С. Лупандин: «Поверить в это было непросто. Чтобы в центре Москвы, этого образцового коммунистического города, среди бесчисленных красных флагов, стендов с идеологической агитацией под названием Наш советский образ жизни или КПСС — ум, честь и совесть нашей эпохи, вдруг церковники, как тогда называли православных, открыли не храм, а самый настоящий монастырь? Нет, здесь что-то не так, этого не может быть, — говорили многие».

Журнал Московской Патриархии № 8 за 1983 год содержал материал о посещении 17 мая патриархом Пименом и сопровождавшими его лицами председателя Совета по делам религий при Совете министров СССР Владимира Куроедова, который сообщил иерархам, что правительство СССР приняло решение возвратить Данилов монастырь «для создания в нём и на прилегающем участке Административного центра Московского Патриархата; разрешено также строительство новых служебных помещений на этой территории». Наместником возрождающейся обители был назначен архимандрит Евлогий (Смирнов), эконом Троице-Сергиевой Лавры.

Монастырь восстанавливался как духовный и административный центр РПЦ, средства жертвовались приходами Москвы и епархиями Московского патриархата. Для восстановления обители указом патриарха Пимена была образована ответственная комиссия по реставрации и строительству Данилова монастыря. Её председателем назначили митрополита Таллинского и Эстонского Алексия, его заместителем — митрополита Минского и Белорусского Филарета. Ремонтные работы выполняли мастерские Всесоюзного объединения «Союзреставрация», которыми руководил архитектор И. И. Маковецкий. Среди реставраторов были иконописцы Зинон (Теодор) и Сергей Фёдоров. В ходе реставрации из храма Святых отцов были удалены все чужеродные элементы: междуэтажные перекрытия, перегородки, санузлы, закладки окон, наслоения красочных и штукатурных слоёв.

В 1986 году восстановленный Троицкий собор и монастырь посетил митрополит Феодосий (Лазор), предстоятель Американской православной церкви. Он передал обители частицы мощей князя Даниила, которые ранее принадлежали Феодору, а с 1932 года находились в Америке. В том же году рядом с храмом Воскресения Словущего возвели гостиничный комплекс, напротив которого был разбит партерный сквер. Больничный корпус, примыкающий к надвратному храму, реконструировали в 1986—1987 годах. К зданию с запада пристроили трёхэтажное здание, в котором разместилась братская трапезная.

Летом 1988 года, к 1000-летию Крещения Руси, отреставрировали иконы и иконостас в храме Святых отцов семи Вселенских соборов, построили Надкладезную и Поминальную часовни. Поминальная, сооружённая в память погребённых в Даниловом монастыре, выполнена в традициях псковско-новгородского зодчества. Надкладезная, расположенная в центре монастырской площади, носит мемориальный характер. В том же году был создан монастырский музей и организована первая выставка. В музее хранятся рукописные и старопечатные книги, копии старинных гравюр, портреты и фотографии, личные вещи, принадлежавшие насельникам Даниловой обители.

В 1989 году, после многолетнего перерыва, в монастыре была открыта воскресная школа. К 1990 году отреставрировали башни и дали им названия: Новоданиловская, Кузнечная, Алексиевская, Настоятельская, Георгиевская, Нагорная, Патриаршья, Синодальная. В 1992 году начали работу катехизические курсы для взрослых. По состоянию на 2018 год в монастыре работает центр духовного развития молодёжи, регентско-певческие курсы и курсы звонарского мастерства, художественные мастерские.

Архитектурный ансамбль

Данилов монастырь и его основатель на российской марке, 1997 год Храм Святых отцов семи Вселенских соборов

Храм представляет собой сложное в архитектурно-композиционном смысле сооружение и состоит из нескольких частей. В основании центрального собора лежит церковь Покрова с северным приделом пророка Даниила. Верхний «летний» храм возведён на ней в 1729 году в формах московского барокко. В 1752 году над западным притвором и папертью нижнего храма была поставлена ярусная церковь Даниила Столпника. Таким образом, сложилась уникальная для московской архитектуры композиция — два верхних храма на одном нижнем. Храм реставрировался в 1970—1980-е годы, был вновь освящён в 1988 году.

Троицкий собор

Построен в 1838 году на средства купцов Куманиных и Шустовых по проекту архитектора Осипа Бове в стиле позднего классицизма. Центральный престол храма был освящён митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). В том же году освятили два престола в приделах: южный во имя преподобного Алексия и северный в память Зачатия праведной Анны. В 1930-х годах собор был перестроен под нужды колонии. После реставрационных работ в 1986 году центральный престол освятил архимандрит Евлогий, через два года был освящён придел Рождества Иоанна Предтечи. В храме хранятся части мощей Даниила, иконы Божией Матери «Троеручица» и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина.

Резиденция Священного Синода и Патриарха

Двухэтажное здание, расположенное в западной части обители, было построено коллективом архитекторов во главе с Юрием Рабаевым. На втором этаже в 1988 году устроили и освятили домовую церковь в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.

Церковь Симеона Столпника

Возведена в 1732 год над Святыми воротами под руководством архитектора Ивана Мичурина. Выполнена в стиле барокко, украшена балясинами и ширинками. После закрытия монастыря в воротах церкви находился контрольно-пропускной пункт в детскую колонию. К 1982 году три верхних яруса храма-колокольни и его глава были снесены, а через два года восстановлены в прежних формах. Внутреннее пространство храма украшает трёхъярусный иконостас с расписными тяблами.

Церковь Всех Святых в Земле Российской просиявших в Патриаршей резиденции построена в 1988 году под руководством архитектора Юрия Рабаева.
Церковь преподобного Серафима Саровского существует с 1984 года. В 1986—1987 годах была закрыта на реконструкцию, освящена в 1988 году. В ней хранятся чётки и часть мантии Серафима Саровского, проводятся ежедневные молебны и панихиды.
Поминальная часовня построена по проекту архитектора Юрия Георгиевича Алонова в 1988 году.
Надкладезная часовня возведена в 1988 году на монастырской площади в честь 1000-летия Крещения Руси.

Другие постройки монастыря: здание отдела внешних церковных связей, настоятельские покои (1828), братский корпус (1869), помещение бывшей общемонастырской больницы Московской епархии (1890) и гостиница «Даниловская» (1986).

  • Фотографии зданий монастырского комплекса
  • Вход в монастырь со стороны храма Воскресения Словущего, 2013 год

  • Храм Святых отцов семи Вселенских соборов, 2012 год

  • Троицкий собор, 2012 год

  • Монастырская часовня, 2007 год

  • Надкладезная часовня на Cоборной площади, 2012 год

  • Резиденция Священного Синода и Патриарха Московского и всея Руси, 2012 год

  • Приписанная к Данилову монастырю часовня святого Даниила Московского у станции метро «Тульская», 2014 год

  • Отдел внешних церковных связей Московской Патриархии, 2007 год

  • Даниловская гостиница, 2008 год

Иконостасы

Северный придел в храме Святых отцов семи Вселенских соборов во имя святого князя Даниила, начало ХХ века

Самый большой и древний иконостас монастыря расположен в храме Святых отцов семи Вселенских соборов. Среди образов местного ряда: Владимирская икона Божией Матери с акафистом на полях, Казанская икона Божией Матери с клеймами «Сказания». Верхние уровни представляют собой единый ансамбль из 67 ликов костромского письма конца XVII века, переданных в Данилов монастырь из Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии. В иконостасе придела во имя пророка Даниила помещены икона «Спас Нерукотворный», образ Божией Матери «Гора Нерукосечная».

Иконостас придела преподобного Даниила Столпника — четырёхъярусный. Царские врата XVII столетия были переданы из музеев Московского Кремля и являются высокохудожественным памятником древнерусского искусства. Праздничный ряд составлен из икон XVIII—XIX веков. В деисусный чин входят пять образов северных писем начала XVII века.

Трёхъярусный иконостас в надвратной церкви Симеона Столпника был оформлен в 1986 году по проекту иконописца Сергия Николаевича Добрынина. Он составлен из ликов XVII—XX веков, поступивших из Псковско-Печерского монастыря.

Некрополь

См. также: Категория:Похороненные в Даниловом монастыре Надгробия, уцелевшие после разорения некрополя, 2007 год

В 1771 году был издан указ о запрете хоронить умерших в городах. После этого в течение века на территории Данилова монастыря, как и других ближних подмосковных обителей, сформировался обширный некрополь, где есть могилы купеческих семейств: Бабкиных, Захаровых, Куманиных, Овчинниковых, Хлебниковых. По мнению исследователей, наибольшую культурно-историческую ценность представлял уголок с захоронениями славянофилов, где покоились Алексей Хомяков, Юрий Самарин, Дмитрий Валуев, Александр Кошелёв, Юрий Венелин, Владимир Черкасский, а также близкие к ним по взглядам писатель Николай Гоголь и поэт Николай Языков. В монастыре были также похоронены художник Василий Перов, музыкант Николай Рубинштейн и другие известные деятели. После закрытия обители в 1929 году некрополь был уничтожен, часть захоронений перенесли на Новодевичье кладбище. Для хранения останков, обнаруженных при реставрации, была сооружена часовня-костница.

В апреле 2007 года под южной галереей храма Святых отцов семи Вселенских соборов обнаружили могилу архиепископа Никифора Феотокиса. Недалеко от места захоронения был установлен памятный беломраморный крест.

Настоятели и наместники монастыря

Список служителей монастыря

Настоятели

  • Ираклий (Евреинов) (1811—1815)
  • Дамаскин (Россов) (20 апреля — 3 июля 1816)
  • Геннадий (Баронович) (1816—1822)
  • Феофилакт (13 сентября 1822—1831)
  • Иаков (Кротков) (1855—1870)
  • Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (1870—1888)
  • Сергий (Воскресенский) (1900—1901)
  • Тихон (Руднев) (1901—1904)
  • Никон (Рождественский) (вторая половина 1904 — середина 1906)
  • Анастасий (Грибановский) (29 июня 1906 — май 1914)
  • Иоаким (Хромов) (23 мая 1914 — 1 мая 1917)
  • Феодор (Поздеевский) (1 мая 1917—1930)
Наместники

  • Герасим (Садковский) (1919—1920)
  • Поликарп (Соловьёв) (1920—1929)
  • Тихон (Баляев) (1929—1930)
  • Евлогий (Смирнов) (23 мая 1983 — август 1986)
  • Пантелеимон (Долганов) (1 августа 1986 — 12 мая 1987)
  • Тихон (Емельянов) (12 мая 1987 — январь 1990)
  • Ипполит (Хилько) (январь 1990 — май 1992)
  • Алексий (Поликарпов) (с 10 мая 1992)

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
  2. 1 2 Мудрова, 2010.
  3. 1 2 3 Даниловский монастырь в Москве. Православие.ru. Дата обращения 6 июля 2018.
  4. 1 2 3 4 Воронов, 2009.
  5. Первый на Москве, 2000, с. 37.
  6. 1 2 Малягин, 2008, с. 8.
  7. 1 2 Петрова, 2012, с. 16—17.
  8. 1 2 Владимирова, 2012, с. 22.
  9. Петрова, 2012, с. 21—23.
  10. Первый на Москве, 2000, с. 178—179.
  11. Первый на Москве, 2000, с. 55—56.
  12. Первый на Москве, 2000, с. 179.
  13. 1 2 3 Даниловский звон. Часть 1. Православие.ru. Дата обращения 6 июля 2018.
  14. Первый на Москве, 2000, с. 60.
  15. Первый на Москве, 2000, с. 180—182.
  16. Владимирова, 2012, с. 23—24.
  17. 1 2 Первый на Москве, 2000, с. 186—187.
  18. Даниловский звон. Часть 2. Православие.ru. Дата обращения 6 июля 2018.
  19. Тетушкин, 2015, с. 189.
  20. Первый на Москве, 2000, с. 76—77.
  21. 1 2 Первый на Москве, 2000, с. 189.
  22. ДАНИЛОВСКАЯ ГРУППА НЕПОМИНАЮЩИХ
  23. Уже несвятые святые. Явочная деканонизация в РПЦ МП по приказу Патриарха Кирилла. Гипотезы и факты (20 февраля 2013). Дата обращения 6 июля 2018.
  24. Левитин-Краснов, 1996, с. 314—315.
  25. Первый на Москве, 2000, с. 95.
  26. 1 2 Кривошеева, 2011, с. 61—66.
  27. Петрова, 2012, с. 60.
  28. В Свято-Даниловом монастыре впервые за 80 лет зазвонили возвращенные из США колокола. Interfax (17 марта 2009). Дата обращения 6 июля 2018.
  29. Трагедия XX века. Церковный вестник (11 мая 2007). Дата обращения 9 июля 2018.
  30. Первый на Москве, 2000, с. 117—118.
  31. 1 2 Данилов монастырь. Энциклопедия Всемирная история». Дата обращения 6 июля 2018.
  32. Первый на Москве, 2000, с. 120.
  33. Первый на Москве, 2000, с. 190.
  34. Малягин, 2008, с. 12.
  35. ЛУПАНДИН В.С. Это было недавно — это было давно. «Русский Вестник», 19.09.2003.
  36. Журнал Московской Патриархии, 1983, с. 2.
  37. 1 2 3 Звонарёв, 1988, с. 263—273.
  38. Звонарёв, 1988, с. 278—279.
  39. Первый на Москве, 2000, с. 126—128.
  40. Первый на Москве, 2000, с. 191.
  41. Первый на Москве, 2000, с. 215.
  42. 1 2 Звонарёв, 1988, с. 278—279.
  43. 1 2 3 Первый на Москве, 2000, с. 158—164.
  44. Малягин, 2008, с. 15—16.
  45. Малягин, 2008, с. 42.
  46. Мудрова, 2010.
  47. 1 2 3 4 5 6 Звонарёв, 1988, с. 263—279.
  48. Первый на Москве, 2000, с. 186.
  49. 1 2 Мудрова, 2010.
  50. 1 2 Первый на Москве, 2000, с. 209.
  51. Первый на Москве, 2000, с. 278—280.
  52. Первый на Москве, 2000, с. 278.
  53. Первый на Москве, 2000, с. 280.
  54. Петрова, 2012, с. 25.
  55. Открытие могилы архиепископа Никифора (Феотокиса) в Даниловом монастыре совпало по времени с пребыванием десницы св. Спиридона Тримифунтского. Седмица.ru (24 апреля 2007). Дата обращения 9 июля 2018.
  56. 1 2 Строев, 2013, с. 198.

Литература

  • Владимирова Е. Великие храмы России. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с. — ISBN 978-5-699-53662-7.
  • Воронов А. Монастыри Московского Кремля. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманит. ун-т, 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-7429-0350-5.
  • Журнал Московской Патриархии. — М., 1983. — № 8. — С. 2.
  • Кривошеева Н. Один из эпизодов жизни Данилова монастыря // Вестник ПСТГУ. — 2011. — № 3. — С. 61—66.
  • Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской смуты. — М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. — 670 с.
  • Мудрова И. Великие монастыри. 100 святынь православия. — М.: Центрполиграф, 2010. — 400 с. — ISBN 978-5-227-02076-5.
  • Первый на Москве. Московский Данилов Ставропигиальный мужской монастырь: основан в 1282 году / под ред. В. Малягина. — М.: Даниловский благовестник, 2008. — 48 с.
  • Петрова Т. Московский Данилов монастырь: первый на Москве, основан в XIII веке. — М.: Даниловский благовестник, 2012. — 61 с.
  • Первый на Москве. Московский Данилов монастырь. — М.: Даниловский благовестник, 2000. — 319 с.
  • Сорок сороков: альбом-указатель всех московских церквей / под ред. С. Звонарёва. — М., 1988. — Т. 1. — 416 с.
  • Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. — М.: Рипол Классик, 2013. — 340 с.
  • Тетушкин А. Роль монастырей в общественной и духовной жизни России в конце XIX – начале XX века на примере деятельности Московского Данилова монастыря // Социум и власть. — 2015. — № 2. — С. 100—104.
  • О богослужебном пении московского Данилова монастыря // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства, 2015

Ссылки

  • Официальный сайт Данилова монастыря.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

NKC: uk2017955658 · VIAF: 131994303, 9146951325515370440 · WorldCat VIAF: 131994303, 9146951325515370440

Действующие
мужские женские

  • Андроников
  • Крутицкое
  • Никольский (единоверческий)

Недействующие
сохранившиеся частично
сохранившиеся
Несохранившиеся

Инославные
католические старообряческие

>Как держит Великий пост братия Свято-Данилова монастыря

Кто постится

Исключительно строго Великий пост соблюдают разве что монахи и старообрядцы, а миряне держат пост, посоветовавшись со своим духовником и учитывая свое здоровье.

Иеромонах Феогност, келарь Свято-Данилова монастыря:

«Посты – часть монашеской жизни. Мы с радостью держим пост, потому что это часть нашего служения. Мы и в обычное время не едим мяса, что уж говорить о посте! Но это – самое малое, что мы можем сделать и делаем с благодарностью.

А миряне должны сами решать для себя, поститься или нет. И обязательно в этот момент поговорить со своим священником – ведь все же пост не диета. Это часть духовной подготовки.

Если душа просит очищения, той малой жертвы, которую вы можете дать – дайте душе то, что она просит и поверьте, в Рождество будет вам настоящая тихая радость»

Олег Ольхов, шеф-повар Свято-Данилова монастыря:

«У нас пост держат все – и братия, и мирские работники. И я, конечно, тоже. В этот период пища должна быть самой простой, самой безыскусной. Я составляю такое меню, чтобы в нем учитывались все правила православного Великого поста.

Однако, это меню для братии. Для мирян оно может быть и более разнообразным, ведь для большинства мирян допускают различного рода послабления. На самом деле, пост только на первый взгляд кажется страшным: постная еда не лучше и не хуже привычной, она просто другая»

Меню на Страстную седмицу
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Без масла 13.00 Без масла 13.00 Без масла 13.00 С маслом 11.00 Строгий пост Без масла 13.00
Нарезка из свежих овощей: огурцы, помидоры, перец, зелень.
Зелёный горошек.
Соленья ассорти.
Рассольник
Фасоль стручковая.
Макароны.
Соус овощной.
Орехи.
Сухофрукты.
Апельсины
Сок томатный.
Компот.
Чай.
Нарезка из свежих овощей: огурцы, помидоры, перец, зелень.
Зелёный горошек.
Соленья ассорти.
Щи.
Рис отварной с овощами.
Соус Сальса.
Орехи.
Сухофрукты.
Апельсины
Сок томатный.
Компот.
Чай.
Нарезка из свежих овощей: огурцы, помидоры, перец, зелень.
Зелёный горошек.
Квашеная капуста.
Суп грибной
Картофель отварной
Фасоль, тушеная с томатом.
Орехи.
Сухофрукты.
Апельсины.
Сок томатный.
Компот.
Чай.
5 столов 5 президиум
Нарезка из свежих овощей: огурцы, помидоры, перец, зелень.
Соленья ассорти.
Суп овощной.
Макароны.
Стручковая фасоль
Орехи.
Сухофрукты.
Яблоки.
Сок томатный.
Компот.
Чай.
Обед около 15.00.
3стола 3 презид.
Нарезка из свежих овощей: огурцы, помидоры, перец, зелень.
Зелёный горошек.
Соленья ассорти.
Печёные овощи
(очищенные)
Картофель, морковь, свекла, лук.
Орехи.
Сухофрукты.
Бананы.
Сок томатный.
Компот.
Чай.
5 столов 5 президиум
Салат «Деревенский»
Корейская морковь.
Нарезка овощная.
Борщ.
Овощи гриль
Рис.
Соус из шпината
Яблоки.
Компот.
Чай.
Печенье.
ПАСХА
Ужин Ужин Ужин Ужин Ужин Ужин Ужин
Нет Нет Нет Свекла с чесноком.
Соленья ассорти.
Овощи тушеные в томатном соке
Гречка
Орехи.
Сухофрукты.
Яблоки.
Сок томатный.
Компот.
Чай.
Нет Нет Нет

Салат овощной

Понадобится: Помидоры 30 г., огурцы 30г., салат «китайская капуста» 70г., масло растительное 20г., соль, перец ч.м.

Приготовление: Подготовленные овощи нарезаем: помидоры и огурцы ломтиком, салат соломкой, соль, перец по вкусу, заправляем маслом.

Салат из дайкона с морковью

Понадобится: Дайкон 100г., морковь 30г., масло растительное 20г., соль, перец ч.м.

Приготовление: Очищенные дайкон и морковь натираем на крупной терке, соль, перец по вкусу, заправляем растительным маслом.

Брокколи с луком и морковью

Понадобится: Брокколи с.м. 150 г., лук реп. 50 г., . морковь 50 г., . Масло раст. 30 гр.соль, перец ч.мол. — по вкусу.

Приготовление: Лук морковь очищаем, нарезаем соломкой, пассеруем на раст. масле. Брокколи готовим в пароконтвектомате на пару до готовности. Закладываем пассеровку, соль, перец, перемешиваем.

Соус томатный

Понадобится: лук 30 г., , морковь 30 г., , томат паста 20 г., , раст.масло 20 г., , вода 100 г., , соль, сахар, перец.ч.мол, базилик сухой измельченный — по вкусу.

. Приготовление: лук и морковь очищаем, нарезаем крупными кусками, обжариваем на масле, доавляем томат.пасту, пассеруем 15мин. добавляем воду, варим 40мин., добавляем соль и специи по вкусу, пробиваем в блендере до образования однородной массы, доводим до кипения в кастрюле.

Свекла с чесноком

Понадобится: Свекла, 170 г., чеснок 15 г., Постный майонез 30 г., соль 3 г.

Приготовление: Свеклу варим в мундире до готовности, чистим, натираем на крупной терке, добавляем тёртый чеснок, заправляем постным майонезом, солим.

Щи постные

Понадобится: Капуста белокочанная соломка 270 г., Картошка маленький брусочек 110 г., Морковь соломка 35 г., Лук репчатый полукольца 33 г., Перец чёрн мол. 1 г., Растительное масло 15 г., Соль 3 г., вода 150 г., Лавровый лист 1 г., укроп 4 г.,

Приготовление: В кипящую воду закладываем капусту, доводим до кипения, закладываем картошку, варим до готовности, закладываем пассированные лук и морковь, соль, перец, доводим до кипения, при отпуске – зелень.

Соус из шпината

Понадобится: Шпинат свежезаморож. 40 г., соль 1 г., Вода 50 г., мука 15 г., Растительное масло 15 г., Перец чер.мол. 1 г.

Приготовление: В кипящую воду кладём шпинат, варим 10 мин., из воды и растительного масла делаем жировую пассировку, затягиваем соус пассировкой, соль, перец.

Борщ постный

Понадобится: Свекла соломка 60 г., Капуста белокачанная соломка 250 г., Картошка маленький брусочек 100 г., Морковь соломка 35 г., Лук репчатый полукольца 33 г., Перец чёрн мол 1 г., Растительное масло 15 г., Соль 3 г., Томат-паста 30 г., вода 150 г., Лавровый лист 1 г., укроп 4 г., уксус 2 г.

Приготовление: Свеклу, нарезанную соломкой, тушим отдельно с уксусом и томат-пастой. В кипящую воду закладываем капусту, доводим до кипения, закладываем картошку, варим до готовности, закладываем пассерованые лук и морковь,свеклу вместе с отваром, соль, перец, доводим докипения, при отпуске – зелень.

Крестовский мост №1 (2013)Архимандрит Алексий (Поликарпов): «Это – просто любовь»Наместник Свято-Данилова монастыря о своей жизни, встречах со старцами и чудесах

Некролог — как аргумент
— Мои родители не были церковными людьми. Да и само время — 60-е годы — вере не благоприятствовало: в обществе тогда разворачивалась новая антицерковная волна. Как же я пришёл к вере? Когда об этом спрашивают, то интересуются: может быть, какое-то несчастье подтолкнуло или переживание? Нет, никакой трагедии не было. А было естественное движение души: подросток потянулся за новым для себя, неизведанным, интересным. Жизнь церковная — она ведь и таинственная. Ещё помогали верующие родственники — тётя и бабушка. Очень важным для меня оказался такой момент. Тётя из другого города прислала мне, переписав собственноручно из «Журнала Московской Патриархии» некролог о владыке Луке (Войно-Ясенецком). Он был архиепископом Симферопольским и Крымским, и при этом знаменитым хирургом, автором научного труда, удостоенным Сталинской премии. Теперь он канонизирован как святой. Так вот тётя хотела тогда показать мне пример того, что человек жил в Церкви, служил Церкви и пользовался таким авторитетом в обществе. Это очень сильно на меня подействовало.
Постепенно стал я приобщаться к церковной жизни. Всё чаще стали возникать сложности и конфликты, когда надо было свидетельствовать о своей вере. Ведь на какие-то вопросы можно отвечать уклончиво, но на вопрос, верующий ли ты, необходимо отвечать однозначно. И когда хотели, чтобы я вступил в комсомол, давление было очень жёстким. Все меня пытались убедить, что Бога нет, а комсомол — это хорошо. Не получилось.
Рядом со старцем
— В Троице-Сергиевой лавре для меня примером святости, примером служения Богу и человеку стал архимандрит Кирилл (Павлов). Он сам собою являл исполнение евангельских заповедей в жизни. Таково и его богослужение: чувствовалось, что он с трепетом предстоит пред Богом. Таково и его общение с людьми: он отдавал всего себя, не жалея сил и здоровья, не имея личного времени. Народ окружал его буквально с раннего утра и до позднего вечера. Нагрузки отец Кирилл переносил невероятные. Я помню, приходишь к нему поздно, он тебя слушает, старается быть внимательным, но ты видишь, как гаснут и засыпают его глаза. И тем не менее мы проявляли такую дерзость: хотелось и о себе сказать. А батюшка терпел, сносил наши немощи, тяготы. Люди говорили: это у вас не отец, а мать. Действительно особое было отношение — тёплое, внимательное. Без какого-либо диктата. Он не поражал чем-то неожиданным, что тебе, может быть, трудно принять. А так, как это бывает у хороших родителей, когда они даже говорят что-то новое и нелёгкое для ребёнка, то всегда с добром и любовью, и это будет принято и понято. Наверное, это — просто любовь, которая всегда и слова найдёт, и приёмы какие-то особые.
Здесь — адрес Русской Церкви
— Мне очень не хотелось уходить из лавры, которая стала для меня домом. Но когда в 1992 году Патриарх Алексий предложил стать наместником Свято-Данилова монастыря, послушание надо было исполнять. Отказ при обсуждении не принимался. И вот уже больше 20 лет прошло. И теперь здесь для меня — дом родной.
С недавнего времени наш монастырь стал адресом Русской Церкви. Здесь — рабочая резиденция Святейшего Патриарха. Иногда спрашивают: что это для вас — дополнительная ответственность или новые возможности? И то и другое.
Прежде всего в личном плане видишь, как много и плодотворно трудится Патриарх Кирилл — без устали, день и ночь. Святейший много лет трудился здесь, ещё будучи председателем Отдела внешних церковных связей. И говорит, что в монастыре ему хорошо работать: атмосфера здесь такая. Поэтому и резиденция здесь получила окончательное утверждение.
Сюда для общения со Святейшим приходят разные люди, и каждый видит, что есть монастырь, есть наши храмы, братия, продукция нашего издательства, наших подворий и мастерских. Это, конечно, для нас хорошо.
Только в поезде поняла, что исцелилась
— У монахов любят спрашивать о чудесах. У нас в монастыре их немало. Вот прямо рядом с нами часовня. Там летом набирают и пьют воду. Были муж с женой, которые тоже взяли домой воды. А потом у мужа начались проблемы со здоровьем, ставили диагноз с онкологией. И ему трижды снится сон: старичок какой-то говорит: «У вас есть вода — надо пить». Он спросил жену: «Какая у нас есть вода?» — «Вот — из монастыря». Он стал пить эту воду. И к врачам. Они говорят: «Ничего у вас больше нет».
А в Троицком соборе, который тоже рядом, слева на столбе икона Божией Матери «Троеручница» — почитаемая, её до революции знали как чудотворную. И вот у одной женщины стала сохнуть правая рука. Она не москвичка, приехала к нам — оказалась в Троицком соборе. А там по пятницам читают акафист: одну неделю — Покрову, другую — «Троеручнице» перед её образом. Вот она была на такой службе, крестилась, молилась. Потом взяла сумку и поехала. И уже в поезде стала осознавать, что в храме крестилась правой рукой и сумку держит в этой руке — впервые за долгое время. После этого недуг её оставил.
Ещё один человек пришёл к нам с обычной экскурсией. И приложился к мощам святого князя Даниила. Сразу после этого у него прекратились проблемы с сердцем, над которыми долго бились врачи.
Таких свидетельств много, и это только из тех, что мы фиксируем, записываем.
Но чудес вокруг очень много. И когда неверующий становится верующим — чудо. Ведь бывает, что человек приходит к Богу, осознав свою беспомощность. А бывает, что православными становятся люди сильные, меняют свою жизнь, получают дополнительный заряд, чтобы творить добро. Как Святейший Патриарх Кирилл говорил, надо быть мужественным человеком, чтобы быть верующим человеком.
5 фактов об архимандрите Алексии
1 Родился 11 февраля 1948 года в Первоуральске, в рабочей семье, его назвали Анатолием.
2 После школы получил рабочую специальность — работал электрослесарем на Новотрубном заводе.
3 В 22 года пострижен в монашество с именем Алексий в честь святителя митрополита Московского.
4 В Троице-Сергиевой лавре после семинарии и академии был помощником известного старца, духовника лавры архимандрита Кирилла (Павлова).
5 С 1992 года по сей день — наместник московского Свято-Данилова монастыря.

Валерий КОНОВАЛОВ

Памяти убиенного настоятеля Свято-Троицкого Данилова монастыря игумена Даниила (Соколова)

Познакомились мы с отцом Даниилом давно, в 2000-м или 2001 году. Случайно, если, конечно, что-нибудь бывает случайно в этом мире. На Даниловском кладбище в Москве. Мы пришли помянуть схимонахиню Даниилу (Мачкину), отслужить на ее могилке панихиду.

Схимонахиня Даниила, в миру Прасковья Емельяновна Мачкина, почила о Господе в 1999 году. Была она живой даниловской легендой. Пришла в московский Данилов монастырь в начале 1920-х годов, совсем юной девушкой, с мамой. Отстояв огромную очередь, исповедалась у даниловского духовника иеромонаха Серафима (будущего архимандрита, в схиме Даниила) и осталась его духовным чадом на всю жизнь. Была активной прихожанкой, помогала даниловской братии в ссылках, ездила в лагерь к настоятелю Данилова архиепископу Феодору (Поздеевскому). В 1932 году владыка несколько месяцев тайно жил в доме Мачкиных под Каширой, набираясь сил после многочисленных тюрем, лагерей и ссылок. В 1937 году, когда почти вся даниловская братия была расстреляна, Паню еще не арестовали – посадили позже, во время войны, в 1942-м. Дали 5 лет, которые она отбыла в лагере в Свердловске. Потом не прописывали обратно в Москву, скиталась по друзьям и знакомым. Трудилась всю жизнь в храмах. В 60-е годы духовник постриг ее в монашество – Прасковья стала монахиней Параскевой. Но так уж ведется в обители князя Даниила, что все даниловские стремятся принять постриг с именем любимого святого князя: есть предположение, что архиепископ Феодор успел принять постриг в великую схиму с именем Даниил, отец Серафим незадолго перед смертью стал схиархимандритом Даниилом. И монахиня Параскева за два месяца до кончины стала схимонахиней Даниилой. Было ей тогда почти 95 лет.

И вот к матушке Данииле мы пришли на могилу на Даниловском кладбище. Мы – это три редактора издательства «Даниловский благовестник» и младшая сестра схимонахини – Антонина Емельяновна. Был теплый солнечный осенний день, еще не опала ярко желтая листва, на кладбище было пусто и проникновенно тихо. Мы-то собрались, а вот даниловский иеромонах, который должен был отслужить панихиду, не смог прийти. Мы постояли на могиле, помолились и пошли в кладбищенский Свято-Духовский храм поискать священника. Но в храме свободного батюшки тоже не было, и мы потихоньку побрели к выходу. И вдруг видим – навстречу нам по центральной аллее кладбища идет монах. Мы радостно бросились к нему, спросили – священник ли он? Он ответил, что иеромонах. Мы наперебой начали рассказывать ему, что нам нужно отслужить панихиду, что не пришел наш батюшка. Но иеромонах извинился и сказал, что не может, что он проездом в Москве, что торопится, что пришел на могилу старца Аристоклия (тогда мощи старца еще не перенесли на Афонское подворье) и должен сразу бежать на вокзал. Батюшка был совсем еще молодой (ему тогда было лет 27–28), очень серьезный и немногословный. Продолжая все-таки его уговаривать, я сказала: «Батюшка! Это была монахиня, схимонахиня Даниила!» Батюшка быстро и внимательно посмотрел на меня (до этого он все время по-монашески смотрел вниз перед собою) и вдруг согласился. В храме священнику дали облачение, и мы вернулись к матушкиной могиле.

Батюшка отслужил панихиду, неспешно, спокойно, просто, но в то же время торжественно. И вообще, весь его облик, манера держаться и как он служил – во всем было что-то по-настоящему монашеское. Хорошо пел. Антонина Емельяновна была очень довольна и все повторяла, что он служил совсем как прежние даниловские монахи, пел, как они, таким же даниловским распевом, и вообще, что он «настоящего прежнего даниловского духа». И только после панихиды мы спросили его имя. Он, слегка улыбнувшись, сказал: «Даниил». И нам сразу стало понятно, почему он так неожиданно согласился – монах Даниил не мог не отслужить панихиды по монахине Данииле. «Вы в честь князя Даниила?» – «Нет, в честь преподобного Даниила Переяславского. Из Данилова монастыря, но из Переславля-Залесского». Все равно Даниил! Оба Даниила – и князь, и преподобный – в честь преподобного Даниила столпника! И вообще, как тесно переплелись в этой истории и святые Даниилы, и их обители, и названные в их честь монахи! У святых тоже есть какие-то свои особые связи между собой, дружбы друг с другом…

Отец Даниил ни о какой плате не хотел даже слушать. Антонина Емельяновна с большим трудом уговорила его взять испеченных ею пирожков – помянуть матушку Даниилу. Мы звали его после могилы старца Аристоклия зайти на наши маленькие поминки, в издательство, но он не пришел.

После этой панихиды я вписала отца Данила в свой синодик и обязательно молилась о нем как о благодетеле. До Переславля-Залесского доехать долго не удавалось, но помнила, что там есть монах «настоящего даниловского духа», как сказала Антонина Емельяновна. Через несколько лет одна моя подруга по московскому Данилову монастырю купила дом под Переславлем и стала ходить и в тот Данилов. Я передавала поклоны отцу Даниилу, просила молитв. Однажды была там на службе, когда еще только реставрировали Троицкий собор с его неимоверными по силе росписями из Апокалипсиса. Отец Даниил нам их показал после службы. Через какое-то время их всех, братию во главе с настоятелем, в том числе и отца Даниила, перевели восстанавливать далекий Успенский Адрианово-Пошехонский монастырь на самом севере Ярославской области. Через три года отца Даниила одного вернули обратно в Данилов. Там он и был единственным иеромонахом, а потом игуменом обители до самой своей мученической кончины…

Служил отец Даниил и в монастыре также просто, спокойно и сосредоточенно. Воскресная, праздничная да и будничные Литургии могли быть у него очень длинными. Потому что батюшка очень подолгу исповедовал. Постоянные прихожане исповедовались быстро, они уже все прошли у него свои «генеральные» исповеди, поэтому спокойно сидели на лавочках и ждали Причастия. А вот если в храме появлялся новый человек, то отец Даниил исповедовал, как сейчас говорят, «по полной программе». Батюшка не довольствовался несколькими часто механически перечисленными человеком грехами – отец Даниил задавал вопросы, причем вопросы очень серьезные. Батюшка не жалел ни сил, ни времени – исповедь могла длиться час и больше. Он старался, чтобы человек на этой своей исповеди наиболее очистился от самых стыдных и мерзких своих грехов, о которых говорить особенно тяжело, и сам человек может многие годы не решаться их исповедовать. А отец Даниил помогал ему от них избавиться. Батюшка советовал хоть раз исповедаться по вопросам на исповеди из дореволюционного Требника. После исповеди у отца Даниила люди отходили какими-то посерьезневшими, сосредоточенными, как бы заглянувшими в себя, в свои греховные глубины, в которые до этого заглядывать боялись. Часто заплаканными. И всегда – посветлевшими.

Была такая исповедь и у меня. Батюшка очень помог мне. Я буду всегда ему благодарна.

Батюшку убили в день Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – 7 июля 2016 года. Перед литургией отец Даниил выходил из своей кельи на службу, а его уже поджидали у дверей, сразу нанесли удар ножом в шею, затащили в келью и там дальше резали, кололи – нанесли более 10 ударов ножом. Судя по всему, пытались отрезать голову. В руки уже замученному батюшке, говорят, вложили Требник. В это время в храме стояли люди. Ждали, когда придет отец Даниил и начнется служба – батюшка никогда не опаздывал и всегда приходил, даже тяжело больной. На аналое лежала икона – «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи»…

В убийстве сразу обвинили трудника монастыря, якобы бывшего зэка, которого в монастырь взял сам отец Даниил. Об этом трубили на телевидении, в газетах и интернете. Мол, вот, что в монастырях творится – сами набирают всяких уголовников, сами и виноваты. Потом выяснилось, что трудник тут ни при чем, но об этом уже никто не трубит. И вообще об этом больше никто не пишет и не требует разобраться, найти и наказать убийц…

На отпевании игумена Даниила один из священников сказал: «Какой кончины Господь сподобил отца Даниила! Как первых христиан! Мученической! Нам бы так!»

Упокой, Господи, душу убиенного игумена Даниила и его святыми молитвами помилуй нас!