Отношение человека к культуре
Содержание
Конспект занятия «Что говорит о человеке православная культура»
Тема урока: «Что говорит о человеке православная культура»
Цель: создать благоприятные условия для формирования у обучающихся представление о человеке, его внутреннем мире, образе жизни.
Задачи:
Образовательные: ввести понятия: «образ Божий в человеке», «подобие Божье»;
Развивающие: развивать знания о духовном, внутреннем мире человека;
Воспитательные: воспитывать духовные качества: любовь, веру, свободу выбора, милосердие, уважение, доброту, совесть.
Планируемые результаты УУД:
Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.
Метапредметные:
формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД): ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения; учет разных мнений и умение обосновать собственное; умение слушать других. саморегуляция, оценка.
формирование регулятивных УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция, оценка.
формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Предметные: формирование представления учащихся о «культуре» и «религии».
Оборудование: презентация, интерактивная доска, компьютеры, песня «Калека» С. Копыловой, видеоролик «Притча про воробья».
Ход занятия
I. Организация деятельности учащихся.
-Отгадайте загадку:
Утром на четырёх,
Днём на двух,
Вечером на трёх. (Ребёнок, мужчина, старик)
Как сказать одним словом, кто это? (Человек.)
— Сформулируйте тему нашего урока. Какое будет ключевое слово?
II. Постановка проблемы урока.
-Что мы уже знаем о человеке, как биологическом существе?
(У него есть тело: голова, глаза, нос, рот, зубы, ноги, руки, сердце и т.д.)
-Мы с вами многое могли бы рассказать о каждом органе человеческого тела, его функциях, если бы это был урок окружающего мира.
-Озвучьте проблему, которая стоит перед нами? ( Чем отличается информация о человеке в учебнике окружающего мира и курса основы православной культуры. Т.е. мы будем размышлять о человеке с точки зрения православной культуры.)
-Но нельзя размышлять о человеке не сказав, о Боге. Существует ли Он? (Ответы ребят)
— Я вам расскажу по этому поводу притчу (у нас на уроке их будет очень много):
Притча «Разговор о Боге»
Один парикмахер, подстригая клиента, разговорился с ним о Боге:
— Если Бог существует, то откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети и несправедливые войны? Если бы Он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает всё это. Поэтому лично я не верю в Его существование.
Тогда клиент сказал парикмахеру:
— Знаете, что я Вам скажу? Парикмахеров — не существует.
— Как это не существует?- удивился парикмахер. –Один из них сейчас перед Вами.
— Нет! – воскликнул клиент. – Их не существует, иначе не было бы столько заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идёт по улице.
-Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах! Просто люди сами ко мне не приходят.
— В том-то и дело! — подтвердил клиент. — И я о том же: Бог — есть. Просто люди не ищут Его и не приходят к Нему. Вот почему в мире столько боли и страданий.
Вывод: Бог есть для тех, кто в него верит.
В Библии написано, что Бог сотворил человека.
«Бог создал весь мир. Он создал естественные законы природы, по которым существует вся Вселенная. И все подчиняется этим законам. Бог сотворил мир совершенным, без всякого зла, греха или чего-то плохого. И это совершенство было результатом того, что весь мир подчинялся Божьим законам, подчинялся Его воле.
И создал Бог человека из праха земного, то есть из вещества, из которого был создан весь существенный, земной мир и вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал человек бессмертною душою. Этим «дуновением Божиим» или бессмертною душою и отличается человек от всех остальных живых тварей.»
Таким образом мы принадлежим двум мирам: телом (по образу Божьему) к миру видимому, вещественному, земному; а душой – к миру невидимому (по подобию Божьему), духовному, небесному.
— Слово «Человек» состоит из двух корней «ЧЕЛО и ВЕК», а чело в русском языке раньше означало – лицо или лик. Значит, человек-это лик веков, т.е. на лике человека запечатлены многие века его существования. Человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в гармонии.
Вывод: тело — это биологическая субстанция: оно ходит, бегает, ест и т.д., т.е. оно принадлежит нашему земному, физическому миру.
Какому миру принадлежит душа?
III. Работа над понятием «душа». Видеоролик «Про воробья».
На скамейке перед домом сидят два человека: один молодой (читает газету), второй — пожилой, незрячий (тихо сидит, молчит). Перед ними опустилась птичка и зачирикала. Пожилой спросил у молодого: Кто это? Молодой ответил, что это воробей. Так повторилось несколько раз. Наконец молодой человек не выдержал и с раздражением в голосе крикнул по слогам: » ВО-РО-БЕЙ!!!» Пожилой человек встал и ушел. Когда он вернулся, то в руках у него была записная книжка, в которую он записывал первые годы жизни своего сына. Он попросил читать вслух и указал на листе, с какого места. Молодой человек начал читать — «…Я гулял в парке со своим трёхлетним сыном, он 21 раз задавал мне один и тот же вопрос, на который я ему спокойно 21 раз отвечал, и после каждого ответа я целовал его, потому что я очень его любил…» Молодой человек выронил газету, обнял старика и поцеловал его.
Беседа после просмотра.
— Какие чувства у вас вызвал этот видеоролик? (Хотелось плакать, боль души, сострадание…)
-Вам захотелось плакать, но ведь никто вам не причинил физической боли. Почему же слёзы наворачивались на ваших глазах? (Ответы детей.)
-Душа заболела, говорят люди. Именно душа делает человека человеком.
У каждого из вас есть своё тело и своя душа. Слово душа произошло от слова «дышать». Дыхание человека не видно. Но если нет дыхания, то нет и жизни. Душу тоже не видно. Но раз есть у души свои поводы для боли и радости, значит, она существует.
IV. Работа в группах. (Работа с притчами) (3мин на чтение в каждой группе)
— Сейчас, работая в группах, вы должны составить портрет православного человека. Рассказать, какими духовными качествами он может быть наделён.
Первая группа (о вере)
1.Однажды один человек сорвался со скалы. Падая вниз, он все же умудрился ухватиться за ветку молодого деревца. Так он и висел между небом и пропастью, осознавая, что долго не протянет. Вдруг его осенила одна идея. «Господи!» — закричал он что есть силы. Тишина! Никто не ответил ему.
«Господи! – закричал он опять. – Если ты есть на небе, спаси меня. Клянусь, я буду верить в Тебя! Я буду стараться передать свою веру другим людям!».
Вновь тишина! Когда его хватка стала слабеть, и он чувствовал, что ветка вот-вот выскользнет из рук, сверху раздался громогласный голос, эхом раздавшийся по долине: «Все так говорят, когда попадают в беду». «Нет, Господи, нет! – взмолился ободренный надеждой бедняга. – Я не такой, как все. Я уже начал верить в Тебя, разве не видишь – я уже слышу твой голос. Только спаси меня, и я буду почитать Твое имя до моих последних дней».
«Очень хорошо, — сказал голос, — Я спасу тебя. А теперь отпусти ветку».
«Отпустить ветку? – завизжал обезумевший от страха человек. — Думаешь, я совсем с ума спятил?»
2. В одной деревне долго-долго не было дождя. Жителям ее уже давно нечего было есть и нечем кормить животных. Солнце палило с самого раннего утра до позднего вечера, и трава на всех лугах и пастбищах была выжжена до самой земли.
Однажды, не в силах больше выносить такое существование, жители деревни решили пойти в храм, чтобы в молитве обратиться к Богу за помощью, с просьбой послать им хоть каплю дождя. В назначенный день и час, они собрались в храме и хотели уже начать молитву, как вдруг дверь храма отворилась, и вошел маленький мальчик. В руках он держал зонтик. Взрослые в недоумении обернулись в его сторону.
– Мальчик, зачем ты пришел в храм с зонтиком? – спросил один из них.
– Я слышал, что вы собрались в храме молиться Богу, чтобы Он послал нам всем дождь – тихо сказал мальчик.
– Да, это так. Но зачем тебе зонтик – дождя не было уже несколько месяцев?
– Но мы же пришли молиться о дожде.
Взрослые, слушая мальчика, лишь недоуменно пожимали плечами.
Они начали читать молитвы по книжке и совершали при этом какие-то действия, многие из которых мальчик не понимал. А он, закрыв глаза, обращался к Тому, кого искренне любил и Кому верил. Не зная слов молитвы, он неустанно, как умел, просил Бога, чтобы Он одарил всех жителей своей милостью и послал дождь.
Молитва закончилась и все, собравшиеся в этот день в храме, направились к выходу. Мальчик ближе всех стоял к двери, он первым распахнул ее и… на всех повеяло благодатной прохладой и свежестью…На улице шел сильный дождь.
Сейчас они увидели этого мальчика совсем не маленьким. Какая глубокая вера может жить в сердце человека!
Искренняя вера одной чистой души может многое изменить.
Вторая группа (о свободе и свободе выбора)
1.Скажи, Учитель, у тебя было много учеников? – поинтересовался Шэн, укладываясь спать на полу хижины.
— Желающих было гораздо больше. Позже, многие из них ушли, — ответил старик.
— И ты отпустил их?!! – воскликнул юноша. — Почему ты не уговорил их остаться?!!
— Это только их выбор и никто не вправе влиять на него. Запомни это, потому что можно привести лошадей к реке, но нельзя заставить их пить воду.
2. Много лет странствовал учитель по миру. Много учеников его ценили и уважали. Но вот в одном городе появились двое учеников, которые не возлюбили учителя. Их раздражало, что учитель такой мудрый, всегда знает ответ на любой вопрос.
Однажды они решили проучить учителя. Ученики словили маленькую птичку. Один зажал её в кулак и спрятал за спиной. Они решили спросить у учителя : «Как ты думаешь, жива ли птичка?». Если учитель ответит, что жива — ученик задушит её. Если учитель ответит, что мертва — то ученик выпустит её на волю. Они считали, что их план идеален. В любом случае учитель окажется неправ.
И вот они с хитрыми улыбками на лицах, подошли к учителю. У одного из них рука была спрятана за спиной.
— Учитель, как ты думаешь, жива ли птичка, которая у нас за спиной? — улыбались они в предвкушении ответа.
Учитель посмотрел на них очень внимательно и не торопясь ответил:
— На самом деле — всё в Ваших руках!
Третья группа (о доброте и вежливости)
Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.
— Зачем тебе это? — спросил мастер.
— Хочу стать сильным и непобедимым.
— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.
— Почему?
— Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.
— Что тебе нужно? — спросил старый мастер.
— Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь…
И тогда Учитель взял его в ученики.
Вывод: у человека есть вера. Свобода выбора. Он наделён способностью творить добро, уважать других людей.
-Эти качества относятся к телу или душе? (Душе)
-Эти и другие качества составляют целый мир. Он так и называется внутренний мир человека. Разум, любовь, творчество у христиан называется образом Бога в человеке.
Непросто сознавать, что душа существует. Еще сложнее понять причины и цели её стремлений. Вам ещё предстоит понять, что на самом деле нужно душе, что её ранит.
V. «Большая душа и зрелая душа».
Есть фразеологизмы о душе, которые вам приходилось слышать: душа в пятки ушла, душа на распашку, в чём душа. Как вы их можете объяснить. (Испугался; простой, открытый для людей человек; худой, тощий)
— Скажите есть разница в словосочетаниях: «зрелая душа» и «большая душа»? (Дети выдвигают свои версии).
Прочитайте текст, который перед вами.
«БОЛЬШАЯ ДУША».
Однажды ученик спросил своего учителя:
— Учитель, скажи мне, что такое свобода?
— О какой свободе ты спрашиваешь? — спросил его учитель. — Первая свобода – глупость. Она подобна коню, который сбрасывает седока с громким ржанием. Но тем крепче он потом почувствует хватку. Вторая свобода – это раскаяние. Раскаяние подобно штурману, который остается после кораблекрушения на обломках, вместо того, чтобы сесть в спасательную шлюпку. А третья свобода – это понимание. Понимание приходит после раскаяния и после глупости. Оно подобно былинке, которая, тихонько качаясь на ветру, стоит, поскольку она уступает там, где слаба.
Тогда ученик спросил:
— И это все?
Учитель на это ответил:
— Иные полагают, что самостоятельно ищут истину своей души. Только это думает и ищет с их помощью большая душа. Она, как природа, может позволить себе большое число ошибок, ибо она меняет без устали оплошавших игроков на новых игроков. Однако тому, кто позволяет ей думать, она иногда предоставляет определенную свободу действий и, прямо как река пловца, который не спорит с течением, выносит всеми силами на берег.
Вывод: большая душа должна пройти через глупость и раскаяние к пониманию.
Почитайте второй текст.
«ЗРЕЛАЯ ДУША» Это индийская притча о душе человека.
Ученики однажды спросили Фарида:
— Говорят, что Иисус на кресте, когда его распинали, не испытывал физической боли. Как это может быть? Еще говорят, когда Мансуру отрубили ноги и руки, он просто улыбался. Когда ему выкололи оба глаза, на лице его даже не отразилось никаких мук боли. Как такое возможно?
Фарид на это сорвал с дерева зеленый орех, затем протянул его ученику и произнес:
— Расколите орех так, чтобы при этом не повредить сердцевины.
Ученик же ответил, что это просто невозможно. Фарид спросил:
— У спелого ореха можно отделить скорлупу, при этом, не повредив ядро?
— Нет никаких проблем со спелым орехом, — ответил ученик.
— Все верно, — сказал Фарид. — Только ведь ты сам дал на свой вопрос ответ. У большинства людей душа с телом полностью срослась. Если наносят раны телу, то тогда ранят и душу. Однако есть и другие люди; их душа настолько свободна, что она имеет тело, как оболочку. Повреждая тело, невозможно нанести урон их сильным душам. Мансур и Иисус были людьми, подобными спелому ореху.
— О какой боли говорил мальчик? (Физической)
— У каких людей нет ощущения физической боли? (У людей сильных духом.)
Вывод: зрелая душа у людей сильных духом.
— Эти два словосочетания одинаковые по значению или различны? (Дискуссия, рассуждения.)
VI. Работа над картиной «Тайная вечерня»
Если человек испытывает физическую боль, куда он идёт? (Он идет в больницу.)
— А как помочь человеку с душевной болью, что вы ему посоветуете, куда ему следует отправиться? (В Храм…)
— Что можно увидеть в Храме, Церкви? (Иконы, фрески…) Кто изображен на них? (Святые…)
-Как вы определите, что с человеком происходит? (…по выражению лица, глаз, движению тела…)
-Давайте определим настроение детей по фотографиям. (Работа с интерактивной доской: соединяем слова с изображением.)
(Здесь есть: агрессия, жестокость, гнев, ненависть, презрение, нежная грусть, блаженство)
— Так – бросив случайный взгляд на незнакомого человека, вы прочли по его лицу многое. Все самое сокровенное выходит на свет Божий, благодаря глазам, мимике, жестам, улыбке человека.
— Выберите те портреты, которые вам понравились. Объясните, почему?
-Что на лице человека говорит о внутреннем мире самого человека? (Глаза)
-Да, вы правы, именно глаза — зеркало души. Как в зеркале отражается тело человека, как в глазах отражается его душа! Есть ещё такое изречение «по глазам всё видно…». Как вы его понимаете? (То, что человек не хочет говорить о себе, лицо скрыть от наблюдательных глаз не может. Глаза выдают.)
-Посмотрите на картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
Всмотритесь в образы Иисуса Христа (он в центре) и образ Иуды (с узелком). Что вы можете о них сказать? (Дети описывают выражения лица, жесты…).
Эта картина не для Храма, это живопись, искусство великого художника.
Существует легенда, когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерню» он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры.
Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Им был Пьетро Бандинели. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо да Винчи не удавалось в течении трёх лет. Пока однажды он не натолкнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство.
Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришёл в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.
Вывод: грех сделал в жизни и этого человека свое пагубное дело.
— Да, человек сам вправе выбрать дорогу, по которой ему хочется идти. Но при этом он не должен потерял самого себя, т.е. своё лицо, свою индивидуальность, веру. Он должен жить в ладу со своей совестью.
-Что такое совесть? (Дети объясняют.)
-Совесть заставляет человека задуматься не только о своих поступках, но и о смысле своего существования, о своём предназначении.
«Кто живёт по Совести, тот человек безгрешен. Душа у человека и Совесть с Пращурных лет существует, и по их воле живёт человек».
«Совесть — это высший дар Божий, от неё не убежишь, не спрячешься, её не обманешь и не заговоришь. За благие деяния она даёт Радость, за негожие она даёт страдания». «Все люди Душу и Совесть почитают и как может праведный человек во имя чего-либо, ибо кого-либо погубить Чистую Душу и Совесть свою» (Сантьи Веды Перуна, Сантья 8)
Т.е., наши предки придавали совести очень большое значение. И отношение к ней было трепетное, как к чему-то очень важному, что нужно обязательно сберечь. Человек, который впадал в грех, терял и совесть. Ему не было стыдно за свои поступки и слова. О чем свидетельствовал случай из жизни Пьетро Бандинели.
VII. Работа над песней «Калека», о художнике Г. Журавлёве.
-Ребята, вы только что узнали о судьбе человека, с которого писались образы Иисуса Христа и Иуду.
Сейчас послушайте песню о замечательном художнике, который расписал стены Храма в селе Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии. Рожденным со страшным недугом, но имевшим глубокую веру и силу духа, он творил во имя Бога и для людей. (Во время песни демонстрируются полота художника.)
Он не имел ни рук, ни ног, он сам ни есть, ни пить не мог,
Он человека был кусок: таким его уж создал Бог.
Но у него была душа — большая, как воздушный шар.
Он всей душой любил Того, Кто сотворил таким его.
Он всё лежал или сидел, казалось, был он не у дел,
Он только песни петь умел да в небо синее смотрел.
Но иногда отца просил, чтоб в церковь тот его сносил,
И в церкви пел он про Того, Кто сотворил таким его.
На жизнь свою он не роптал, глядел в окно, псалмы читал,
А кто калеку обижал — за тех молился и прощал.
Ещё мечтал он рисовать, ведь мог он кисть во рту держать,
И рисовать он стал Того, Кто сотворил таким его.
Он не имел ни рук, ни ног, он сам ни есть, ни пить не мог,
Но приукрасил церковь он, взирал Господь с его икон.
Ну, а потом его душа летела, как воздушный шар
Прочь от земли, под кров Того, Кто сотворил таким его.
Иконы иконописца Григория Журавлёва
VIII. Итог урока:
В начале урока мы поставили проблему: «Будем размышлять о человеке с точки зрения православной культуры».
-Кто и как сотворил человека? (Рассказ ребят)
— Каким Бог сотворил человека? (Можно этот ответ показать на слайде, после того как дети выскажутся.)
Во-первых, Бог сотворил человека бессмертным.
Человек как личность никогда не исчезает. Его физическое тело умирает, но он как личность продолжает существовать. Наша личность — это душа, это то, кто мы есть на самом деле. Тело — это лишь физическая оболочка, в которой мы существуем. Оно стареет, теряет какие-то свои части (например, волосы; или есть люди, которые лишились руки или ноги). Но человека как личности при этом не становится меньше. (Например: Георгий Журавлёв.)
Во-вторых, человек был наделен удивительной способностью мыслить и творить.
И хотя ученые говорят, что сейчас человек использует только малую часть возможностей своего мозга (около 3%), даже эта малая часть может очень многое. А какие способности мы бы имели, если бы человек не утратил большую часть того, что изначально вложил в него Творец.
И третье величайшее качество, которым наделил Бог человека — это свобода выбора.
Как мы говорили выше, весь мир Бог создал подчиняющимся Его законам, законам природы, по которым все существует. А человека Бог создал со свободной волей, со способностью выбирать, принимать личное решение. За человеком всегда остается право выбора, как поступить, что сделать. Даже Бог никогда не принимает решения вместо человека. Бог только говорит ему, как нужно правильно жить, но право выбора всегда остается за самим человеком: то ли послушаться Бога, то ли нет. Человек сам делает свой собственный выбор и поэтому он сам ответственен за свои поступки и за их последствия. Это часть Божьего образа, вложенного в него Создателем.
IX. Тест:
1.Её нельзя увидеть, но она существует?
а) энергия
б) планета
в) душа
2.Что лишнее?
а) любовь
б) сердце
в) разум
3. Что означает выражение «Черствая душа»?
а) твёрдая
б) несвежая
в) безучастная
4. Что является «зеркалом души»?
а) улыбка
б) глаза
в) мимика
5. От чего душа слабеет?
а) от верности
б) от зависти
в) от любви
6. Бог подарил человеку… Найдите лишнее.
а) свой образ
б) творчество
в) бессмертие
г) силу
7. Какие мысли надо отгонять от себя подальше?
а) хочу, чтобы меня похвалили
б) хочу такую же игрушку как у товарища
в) хочу порадовать маму
8. Что означает выражение «потерял самого себя»
а) потерял душу
б) потерял свой дом
в) потерял голову
(Можно тестирование заменить итоговыми вопросами)
-
Из чего Бог сотворил человека?
-
Что такое Душа?
-
Назовите афоризмы со словом Душа. Объясните их значение.
-
Какая душа у человека сильного духом? С чем её можно сравнить?
-
Что значит потерять самого себя?
-
Как вы понимаете выражение: нравственный мир человека?
-
Что с Пращурных лет ценится в человеке?
-
Какой грех погубил Пьетро Бандинели?
-
Чем вам запомнился Георгий Журавлёв?
-
Какая притча вам больше всего запомнилась и почему?
X. Домашнее задание. (
Составить три вопроса по пройденной теме.
XI. Итоговое обобщение
Притча о благоразумном домостроителе
(от Матфея 7:24-27; от Луки 6:47-49)
Один благоразумный человек построил дом на камне, а безрассудный построил дом на песке. В хорошую погоду оба дома стояли хорошо. Но когда пришла буря и подул сильный ветер, то дом, который был построен на песке упал. Другой же дом, который стоял на камне, на твердом основании, выдержал бурю и ветер и не упал.
-Понятен ли вам смысл притчи?
Вывод: Эта притча говорит о том, что нужно строить свою жизнь на твердом основании Закона Божия и тогда что бы ни случилось, мы выдержим.
На уроках православной культуры мы будем собирать из маленьких камушек жилище нашего дома под названием «Душа».
Душа рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Для того чтобы жилище наше получилось большим и крепким, надо много трудиться: и день и ночь, и день и ночь!
Глоссарий
1. Бог открывается нам в Библии как Отец и Творец всего живого, а также уникальной личностью и силой в Святом Духе. В Нем мы видим любовь и доверие, которые Он хочет дать нам.
2. Иисус Христос — Сын Божий, рожденный посредством Святого Духа и превознесенный по правую руку Отца, является посредником между Богом и людьми.
3 Притча `Толковый словарь Кузнецова`
ПРИ́ТЧА -и; ж.
Краткий иносказательный рассказ назидательного содержания; иносказательное выражение.Евангельские притчи. Притчи Соломона. П. о блудном сыне. Рассказать притчу. Говорить притчами.
4. Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. /Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля/
5. Пращуры – это давние предки современных людей.
«Что говорит о человеке православная культура»
Урок по основам православной культуры в 4 классе Тема: «Что говорит о человеке православная культура» Тема: «Что говорит о человеке православная культура?» Цель урока: познакомить учащихся с представлением о человеке и его предназначении в православной культуре; расширить кругозор учащихся; помочь детям раскрыть свои способности; показать на доступных примерах, как раскрываются таланты человека в служении его другим людям. 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя: Ребята, мы с вами обсуждали способности, иначе говоря, таланты, которыми обладает Ход урока: человек. Давайте вспомним эти способности: ум (разум) свободная воля бессмертная душа дар Слова и – шире – дар творчества Таким образом, мы пришли к выводу, что человек (такой, каким его представляет православная культура) есть образ Божий. «Сотворим человека по образу Своему и по подобию Своему» (Библия, книга Бытие). 3. Работа с текстом: И сегодня я предлагаю вам размышления на эту тему великого русского писателя и педагога К.Д.Ушинского: «Размышления маленького христианина о человеке» (Текст «Размышлений» перед ребятами на столах). «Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когдато мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью. Я понимаю, что мне говорят, и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения. Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств. Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть. Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля. Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога. Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее. Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными. В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше. Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». (К.Д.Ушинский.) Прочитайте, подумайте, сравните эти размышления с тем, что вы сами думаете о себе, и расскажите о ваших впечатлениях. Какая главная мысль этих размышлений? Главное, что в человеке (у человека) есть душа. И душа эта обладает разными способностями. Назовите их. Давайте выпишем их на доске (и в тетрадь): Дар слова Память Воображение Вера в Бога Желание и возможность сделаться лучше Согласны ли вы с К.Д.Ушинским? Может быть, вы и от себя чтото добавите? Человек Животные 4. Работа с таблицей. Имеет или нет? Речь Совесть Свободную волю Религию, веру в Бога Стыд Смех, чувство юмора Сравните способности человека и животного, (которого вы считаете самым умным). Есть ли у человека/животного способности, названные в таблице? (Ребята предлагают в качестве примера собаку, лошадь, дельфина, кошку, слона. Приходим к выводу, что, в основном, таких качеств (способностей) у животных нет. Это именно те качества, которые отличают человека от животного). 5. Давайте сравним наши выводы с мнением К.Д.Ушинского. Найдите в тексте слова, в которых говорится, чем человек отличается от животного: «У животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше». 6. Вопросы к классу: Кто же, как считают христиане, дал человеку эти способности: дар слова, совесть, свободную волю; понятие о Боге, желание и возможность становиться лучше? (БогТворец). Можно ли предположить, что эти свойства человек разумный получил в наследство от животных, которые их не имеют? 7. Игра: подумай и выбери те дела, в которых ты сможешь раскрыть свои таланты. На доске предложены ситуации: Я могу вымыть пол. – Я не уборщица. Я здороваюсь со всеми людьми в нашей гимназии. – Я их не знаю. Я не показываю людям своё плохое настроение. – Все должны терпеть моё плохое настроение. Старому, больному человеку я приду на помощь (схожу в аптеку за лекарством, почитаю). – Помогу, если меня попросят (заплатят за это). (Ребята очень живо, заинтересованно обсуждают ситуации). 8. Рассказзагадка: Послушайте, пожалуйста, рассказзагадку и попробуйте понять, о чём здесь идёт речь. «Чудный домик» (того же самого автора – К.Д.Ушинского) Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются. В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах. Ответы: Хозяйка – д _ _ а человека (душа) Домик – т _ _ о человека (тело) Эконом – с _ _ _ _е (сердце) Зала – л _ _ _ _ е (лёгкие) Ставенки – г _ _ _ а (глаза) 9. Итоги урока. (Учитель хвалит всех участников разговора. Урок прошёл очень активно, все дети приняли живое участие в диалоге!) 10. Домашнее задание: Помня, что значит «образ Божий», объясни значение слов «образование», «безобразие».
Культура взаимоотношений основана на человечности, красоте и знаниях
Николай Атаманенко,
г.Белгород
«… можем просить человечество — будьте лучше и не грязните волны прекрасного Света».
/Озарение 2. IX.7/
Для улучшения качества нашей жизни сейчас очень нужно вспомнить о культуре, культуре взаимоотношений.
***
Основы Культуры взаимоотношений
Основы всегда полезно повторить, тем более, основы Культуры, основы культуры взаимоотношений. Понятие Культуры – всеобъемлющее и всеобъединяющее понятие и действенная сила. Культура, несомненно, относится к духовной жизни человека. Каждый подходит к культуре своим путём, кто через искусство, кто через науку, кто через философию или религию.
Попытаемся поглубже разобраться с некоторыми основами культуры взаимоотношений.
Начнём со следующего вопроса: что же такое культура?
Вот возможные варианты ответов:
1) это синтез науки, искусства и философии (религии);
2) мост между материальным и духовным миром;
3) культура – это сочетание слов «Культ» и «Ура», это «Почитание Света», так как, культ – есть друидское слово «почитание», Ур – восточное «корень света».
4) это «Оружие Света», как часто писал об этом в своих некоторых статьях Николай Рерих;
5) это единственное средство, способное бережно и без насилия возвысить сознание человека, сознание общества;
6) это мощнейшая духовная сила (причём, обоюдоострая, она ранит, если относится к ней небрежно).
Что же такое «взаимоотношения» и «отношения»?
По толковому словарю С.И.Ожегова находим, что «взаимоотношения» это:
«Взаимные отношения между кем-чем-нибудь. Нормальные взаимоотношения. Взаимоотношения в семье».
А что же такое отношения? Согласно того же словаря:
«1. см. отнестись и относиться.
2. Взаимная связь разных предметов, действий, явлений, касательство между кем-чем-н. Между двумя событиями обнаруживается определённое о. Не иметь отношения к чему-н. (никак не относится). О. между двумя величинами.
3. В математике: частное, получаемое от деления одного числа на другое, а также запись соответствующего действия. Равенство двух отношений.
4. мн. Связь между кем-н., возникающая при общении, контактах. Отношения между людьми. Дружеские отношения. Деловые отношения. Международные отношения. Дипломатические отношения.
5. Официальная бумага, документ. Отношения из министерства. В отношении каком — с точки зрения, в смысле. В этом отношении я согласен с ним. Во всех отношениях — со всех точек зрения, с любой стороны. Интересен во всех отношениях. В отношении кого-чего, предлог срод. п. — относительно, касательно, насчёт кого-чего-н. Справедлив в отношении подчинённых. В отношении к кому-чему, предлог с дат. п. — то же, что в отношении кого-чего-н. Строг в отношении к ученикам. По отношению к кому-чему, предлог с дат. п. — то же, что в отношении кого-чего-н. Добр по отношению к товарищам».
Итак, «отношение» — это связь, взаимоотношения – это взаимосвязь. Оттенок смысла тонкий, но он характеризует точку зрения на отношения между людьми — или личная, или совместная оценка. Взаимность – может быть дружбой или неприязнью, любовью или ненавистью.
Отношения между людьми складываются в жизни из впечатлений, получаемых от слова, жеста, поступка и, более того, — мысли. Особенности нашего общения таковы, что все впечатления друг о друге мы получаем от взаимных мыслей, облечённых в форму жестов, речи, поступков, писем. И всё остальное суждение о человеке, бывает, происходит только от этих некоторых скупых представлений. Трудно, конечно, но можно распознать сущность человека и по этим проявлениям. Некоторые мысли собеседников могут быть, как свет ясного солнышка, а некоторые – как волки, ибо так и норовят «укусить собеседника». Кроме смысла и стиля сообщений (поступка, жеста и пр.) играют роль и наши пристрастия – кто-то привык общаться краткими фразами, кто-то – более длинными речами. Кто-то привык воспринимать лишь краткую и чёткую мысль, другим нужно обстоятельное разъяснение. Всё это нужно учитывать индивидуально.
Каждая мысль о человеке может быть светлой или тёмной. Думая о каком то человеке, мы образуем с ним мысленную связь, хотим мы этого или не хотим. Этой думой образуется мысленная нить (иначе говоря, сверхтонкий материальный канал связи). И каждая последующая мысль, слово, поступок наполняет этот канал связи энергией определённого качества. Если мысль низкого качества, — то мы стремимся закрыться от этого человека, ограничить яд воспринимаемой мысли, нас подсознательно отталкивает от него.
Если качество светлое, то нас тянет к этому человеку, и мы сами до конца не понимаем почему. Связь со светлой сущностью – светлая, связь с учителем – наполнена энергией светлого серебристого цвета. Это есть серебряная нить, связывающая сердце ученика с сердцем учителя. Сердце учителя связано нитью с сердцем его учителя. Образуется сеть таких нитей, идущих к Высшему Духу. Не зря в Живой Этике говорится: берегите серебряную нить.
С учётом вышесказанного, понятие «культура взаимоотношений» есть составное понятие, и оно может означать – «почитание светлых взаимоотношений», «мост света во взаимоотношениях» и т.д.
Можно задаться вопросом: а в какой сфере нашей жизни культура имеет наибольшее значение? Поразмышляв, мы, несомненно, поймём следующее.
Культура способна одухотворить своим светом любую сферу человеческой деятельности, наполнить их смыслом и значением прекрасной и лучшей жизни. В наше тяжёлое и сложное время Культура может явится панацеей для выхода человечества и планеты из череды кризисов – экономических, социальных, научных, экологически, техногенных и пр. Она сможет сделать то, что не смогли осуществить её отдельные части – религиозные и социальные революции, научно-технический прогресс цивилизации, проблески гениев науки и искусства.
В чём состоит главное основание культуры (а, следовательно, и культуры взаимоотношений)? Вот, что писал об этом Николай Рерих:
«Часто повторяем наш основной девиз: искусство и наука являются устоями грядущей эволюции». /Н.Рерих «Созидательная работа», Париж. 21 июня 1930 г./
«Мы настаиваем, что Красота и Знание являются основами всей культуры и именно они меняют всю историю человечества. Это не мечтание. Мы можем проследить это от первых страниц истории. Несомненные факты говорят нам, как от первобытных времён весь прогресс, все счастье, все просвещение человечества слагалось красотою и знанием». /Н.Рерих «Сокровище дома», 1930/
Итак, друзья, запомним: Красота и Знание – основа Культуры. Этим путями творится культура.
В чём состоит основание истинных взаимоотношений? Что лежит в основе истинной культуры взаимоотношений? Лучше Елены Ивановны Рерих, пожалуй, не сказать: «Искренность и простота — два мощных магнита и основы великого творчества отношений между людьми. Мало кто осознаёт всю важность этого творчества, на котором зиждутся все построения, вся эволюция! Это забытое искусство, требующее всей чуткости, всей настороженности и синтеза духа, должно быть неотложно введено в жизнь как самое насущное познание, ибо, не владеем им, как будем строить новый мир, мир красоты, мир мощного сотрудничества!» /Письма Елены Рерих, том 1, 24.4.31/
«… самое тpудное искусство есть искусство твоpить отношения между людьми. Ни одно искусство не тpебует такого теpпения, вмешения и утончённой чуткости. Нужно уметь пpоникать в сознание, в сеpдца и настpоения всех окpужающих и пpиходящих; нужно уметь чувствовать тот основной тон, на котоpом возможно объединиться с ними и объединить их с дpугими. Но если в сеpдце заложен великий магнит любви, то все облегчается, ибо искpенность этого чувства покаpяет самые заскоpузлые сеpдца.» /Письма Елены Рерих, том 2, 29.5.36/
Добавлю к её мыслям мнение Н.К.Рериха : «… лишь … отношения, основанные на культуре, могут создавать лучшие возможности». /Созидательная работа, Париж. 21 июня 1930 г./
В основе истинных взаимоотношений лежит сердечная симпатия – сердечность. Без неё все взаимоотношения становятся сухими и бездушными.
Какова роль и значение взаимоотношений среди других явлений? Они служат мостиком к другим явлениям жизни через сердца других людей.
Будем помнить об этих простейших основах Культуры взаимоотношений.
Учиться культуре взаимоотношений — это есть применение Живой Этики на практике. «Когда действие предпосылает великую цель, каждый шаг должен соответствовать назначению. Невозможно смешивать великое с ничтожным». /МО3, 313/
Нельзя подменять высокие слова низкими поступками. Люди это хорошо чувствуют и понимают. Часто люди спотыкаются на критике и осуждении другого. Хотя и здесь бывает разница. Есть раздражённое » перемывание косточек», а есть возмущение духа от несправедливости. Нельзя не выразить возмущение, когда нарушена справедливость.
Елена Рерих была очень осторожна в высказывании мнения о другом человеке. «Наше ли дело учить кого-либо? Каждый идёт своей дорогой. Мы можем только высказать своё мнение, но не учить. Кто знает, кто больший и кто меньший? Кто идёт впереди и кто после? …
Каждый пусть выискивает свои собственные недочёты и недостатки и старается совершенствоваться, а не выискивать ошибки в других». /Е.И.Рерих/
Когда мы научимся чувствовать меру допустимого, ответственность за свои мысли, то тогда поймём, какими качествами духа мы устремляемся к свету, а какими незаметно отягощаемся и они тянут нас вниз в тёмную яму пересудов. Одну и туже фразу можно повторить различным тоном. Поэтому, кроме того, «что» мы говорим, важно и «как» мы это говорим. Заблуждение считать, что после чтения книг Агни Йоги человек моментально изменится в лучшую сторону. Многие не замечают своего тона назидания, высокомерия, раздражительной пренебрежительности или подозрительности. Нужно приложить много усилий, чтобы овладеть нелёгким искусством творения взаимоотношений.
«Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом». / Д.Леббок/
«При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы». / Д.Леббок/
«Такт – это разум сердца». / К.Гуцков/
Приложим в наши отношения друг с другом тактичность и бережность.
Теперь обратим внимание на следующий важный совет для практики культуры взаимоотношений. «Надо научиться не раздражать людей, которым некоторые знания недоступны. Опытное наблюдение подскажет, когда обсуждение будет всуе». /Братство, 33/
Учение Живой Этики много говорит о вреде раздражения, о ядовитом империле, который от него образуется. Важно не только самому не раздражаться, но и не провоцировать это раздражение в других. Сказано, что человек может быть или заразителем, или очистителем пространства.
Мудрый человек никогда не будет кичиться своим знанием. Люди предпочитают умных и простых людей, а не «умников». Потому будем стараться наблюдать за собой, за другими и воздержимся от несоизмеримых высказываний, ведущих лишь к раздражению людей.
Культура взаимоотношений основана на человечности
«… Каждое Учение Света есть, прежде всего, развитие человечности. Запомните это прочно, ибо никогда мир так не нуждался в этом качестве. Человечность есть врата ко всем прочим мирам. Человечность есть основа чувствознания. Человечность есть крылья прекрасные. Субстанция человечности есть вещество «Чаши», потому, прежде всего, на Земле облечёмся в человечность и познаем её, как броню от сил тёмных. Явление огненное посетит сердце человечностью. Так мы ещё раз поймём, насколько самое далёкое близко нам. Мы тоже признаём друг друга по человечности. Так будем трудиться для самого нужного в этот час опасности». /Мир Огненный, часть 1, 75/
Как проявить человечность по отношению к другим людям, особенно к тем, с кем у вас сложные отношения?
Иногда лучший ответ — это молчание. Проявить сдержанность в злобных нападках – это проявить силу духа, а не слабость. Решить, когда промолчать, а когда сказать (если есть время), поможет чувство меры, чувствознание сердца. Кроме того, можно взять на вооружение фрагменты из книги Е.И.Рерих «Основы буддизма» о том, как проявить истинное сострадание и целесообразность:
«- Благословенный произносит ли слово, если оно ложно, губительно и неприятно?
— Нет.
— Если оно истинно, губительно и неприятно?
— Тоже нет.
— Если оно истинно, полезно и неприятно?
— Да, когда он находит это нужным.
— Если ложно, губительно и приятно?
— Нет.
— Если истинно, полезно и приятно?
— Да, когда он находит время подходящим.
— Почему действует он так?
— Ибо он сострадает всем существам».
Культура взаимоотношений творится через чуткое осознание внутреннего мира другого человека. Чуткость к его искренним чувствам, мыслям — есть проявление чувствознания (сознательной интуиции). К чувствознанию можно подойти только через накопление человечности. Культура взаимоотношений строится на древнем правиле — относись к другим так, как желал бы, чтобы относились к тебе.
Восприятие и развитие качеств культуры взаимоотношений
Размышляя о качествах высокой культуры взаимоотношений, о качествах достойных высокого понятия Братства, можно задаться вопросом: как их можно приложить в нашей жизни?
Приведу два параграфа из Учения Живой Этики.
«Многие будут читать о Братстве. Многие будут беседовать по этому предмету. Но многие ли приложат к жизни основы Братства? Не читание, не разговоры нужны, но проблески братских отношений. Нужны также опыты над энергией мысли, пусть они не дадут блестящих следствий, но всё-таки они наполнят пространство и помогут кому-то неведомому. Пусть будут отставлены пустые доводы, что нечто не удалось. Сегодня не удалось, чтобы завтра расцвело прекраснее». / Братство, 423/
«Также нужно понять значение взаимоуважения, которое лежит в основании Братства. Нужно признать глубокий смысл взаимности, когда удесятеряются силы. Не будет Брат осуждать Брата, ибо знает, что осуждение есть разложение. Мудро поможет Брат на каждом повороте пути. Итак, сотрудничество есть, прежде всего, научное действие» / Братство, 424/
Вот, что минимально нужно Учителям – это хотя бы «проблески братских отношений»! Если к этим проблескам приложить взаимоуважение и исключить осуждение, то это уже продвинет нашу жизнь вперёд.
«Любите друг друга» — эта заповедь дана мудро. Ничто не может лучше любви гармонизировать психическую энергию. Все Высокие Собеседования основаны на том же чувстве и также благотворны для психической энергии. …Очень показательно, что психическая энергия возобновляется, прежде всего, чувством, но не физическим отдыхом. Потому сказано: «Нагружайте Меня сильней, когда Иду в Сад Прекрасный». Именно нагружение и нагнетение — родина сильных чувств. Если же человек умеет судить о своих чувствах, он среди них изберет достойнейшее, и оно будет Любовью. /Аум,515/
«Братское сослужение может начинаться, где отставлено взаимное осуждение. Обсуждение не есть осуждение. Могут быть братские действия, не понятные немедленно. Можно осведомиться о причинах, но нельзя по неведению произносить осуждение, которое подобно ножу острому. Братья настолько уважают друг друга, что не заподозрят недостойное действие со стороны Брата. Они поймут любое положение и помыслят, как подать помощь. В таком сотрудничестве не будет ни малейшего принуждения. Но взаимное понимание рождается не мгновенно — требуется известный срок, чтобы сгармонизировать центры. Потому в древности полагали известное время как испытание для вновь приходящих. Они могли в течение этого срока покинуть Братство без тяжких последствий. Срок мог быть от трёх до семи лет, но потом предательство уже повлекло бы самые тяжкие последствия. Не нужно рассматривать их как жестокость, ибо убежавший во время грозы может быть убит молнией. Сама быстрота его бегства лишь усилит опасность» /Братство, 436/
Эти выдержки из Учения привёл, чтобы показать, как учат Учителя взаимопониманию.
Как относятся к тем действиям других своих собратьев по духу, которые пока непонятны.
Чему учит нас Жизнь в освоении культуры взаимоотношений? Стремлению научиться вместе с другими спутниками жизни не останавливаться на разборе обид и личных непониманий, а сверять все обстоятельства жизни с Учением, приходить к общему взаимопониманию и идти дальше вместе к Свету.
Часто мы можем быть благодарны жизни за предложенные нам суровые уроки, демонстрирующие то, как не надо относится к людям. И она же предложит кучу примеров о том, как надо. Вспомните Сократа, говорившего, что он как «повивальная бабка» помогает рождаться лучшей мысли в собеседнике. Лучшей мысли, а не гробовому гвоздю. Помните об этом в своих беседах с другими людьми.
Будем наблюдательны и восприимчивы к любому проявлению мудрых и братских взаимоотношений.
Помните, что наша земная жизнь – это лишь отражение Надземной. Будем собирать и беречь каждую кроху истинно братских отношений.
Есть хорошее упражнение – провести один день без умаления.
Вот, что говорит Учение Живой Этики о роли умаления.
«Умаление есть инволюция, тогда как возвышение есть эволюция. Мы служим эволюции». /Иерархия, 403/
«Нужно воздержаться от насмешек, как вреднейших насекомых. Никакая насмешка не минует вернуться на нас. Вернейший бумеранг есть унижение близкого. Можно сказать, что Огонь покрывается пыльной завесой от близости глумления. Нужно отдать себе отчёт в значении брани и насмешки. Насмешка родит побитие камнями. У насмешки матерь будет подлость». /МО1 465/
«В Братствах предлагается избегать всяких взаимных издевательств и поношений. Даже в сложных обстоятельствах можно найти положительные черты, по таким камням безопаснее проходить поток». /Братство, 241/
Каждая мысль умаления, насмешки, глумления, унижения и т.п. в той или иной форме вернётся к нам. Удержимся от умалений.
Иногда развитие взаимоотношений приводит к конфликту. С чего начинается разрешения конфликта? С установления причин конфликта. Сложность определения истинных причин конфликта заключается в том, что их часто пытаются замаскировать. У его инициатора иногда проглядывается очень неприглядная роль. Конфликт – это две его независящие друг от друга составляющие, первая – конфликтная ситуация, вторая – инцидент. Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Конфликт – открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Разрешить полностью конфликт это значит:
1) устранить конфликтную ситуацию;
2) исчерпать инцидент.
Оставить один из этих пунктов неразрешенным, это значит оставить зреть новый конфликт. Как у сорняка (конфликт) – корень (конфликтная ситуация) и ботва (исчерпание инцидента). Ботву можно вырвать, но найти корень иногда очень тяжело. Иногда в попытках исчерпать инцидент получается, что конфликтная ситуация только больше усугубляется. Подобно тому, как если неосторожно вытаскивать занозу, то всегда есть шанс загнать корень занозы поглубже малейшим небрежным движением.
А ведь иногда причина конфликта могла быть выяснена простым доброжелательным вопросом в самом начале взаимоотношений.
Часто много говоря о видимой стороне ситуации и инцидента, в обсуждение привлекается всё больше людей, что приводит к зарождению в каждом таком случае новой конфликтной ситуации.
Попытки исчерпать конфликт, не устранив причин конфликта, есть действия (скрытые или явные), которые ведут к новым конфликтам. Мудро поступают те, кто не поддерживает разжигание конфликта. Ведь, согласитесь, что есть разница между доказательством, «что ты не верблюд», и разрешением реально существующих противоречий? Но и наблюдать безмолвно за безудержным очернением тоже можно только до поры до времени.
Количество всегда переходит в качество. Большое количество грубости порождает «нечто», от чего рекомендовал бы многим держаться подальше. Ибо ею заразиться можно.
Мудрая позиция следующая, и стара как мир.
Мудрые участники конфликта, воздерживаются от поступков (выступлений), которые не проясняют, а только подогревают конфликт. Каждый новый участник только вовлечётся в эту грязь, приводя какие-то аргументы. Воздержитесь Друзья, берегите своё сердце! Конфликт этого не стоит.
Выслушайте и не осуждайте
«Выслушайте и не осуждайте. Часто именно истечение яда освобождает человека для нового пути. Учение подаёт помощь не отрицанием, но привлечением». /Мир Огненный, часть 2, 410/
Оказывается, есть очень простое и мудрое правило взаимоотношений: выслушайте и не осуждайте. Попробуем разобраться с правильным пониманием этого важнейшего правила этических взаимоотношений, на котором споткнулось множество людей в самых различных ситуациях. Это касается вопроса взаимоосуждений или обид. Вот разъяснение этого важнейшего положения Учения Живой Этики Еленой Ивановной Рерих.
«Хочу коснуться крайне деликатного и сложного вопроса выслушивания так называемых взаимоосуждений или обид. В принципе, конечно, всякое злословие должно быть осуждено, но руководитель должен знать все извилины мышления своих учеников. Часто, давая возможность ученику или члену группы излить накопившуюся обиду, мы тем самым помогаем ему разрядить вредную энергию. Нет ничего опаснее затаённой обиды или злобы. Как сказано — «выслушайте и не осуждайте. Часто, именно, истечение яда освобождает человека для нового пути. Учение подаёт помощь не отрицанием, но привлечением». — Так можно осторожными касаниями внести порядок в неуравновешенное мышление. Главное, не поддакивать, но выяснять по большей части неосновательные обиды и заподазривания наговоров. Задание или, как я люблю это называть, искусство творить отношения с людьми и среди людей есть величайшее из всех искусств. Нет более благородной деятельности, нежели миротворчество, но она и самая, тягостная и самая трудная. Моя жизнь так сложилась, что с самых ранних лет все окружающие приходили ко мне со всеми своими переживаниями, обидами и за разрешением спорных вопросов; и почти всегда мне удавалось рассеивать основательные и неосновательные обиды. При этом я всегда старалась припомнить всё то хорошее, что мне приходилось слышать об обиженном, именно, из уст обвиняемого им сейчас. Этот примитивный метод почти всегда давал самые лучшие результаты. Люди так часто произносят самые ужасные определительные, не только совершенно не вдумываясь в значение их, но тут же забывая, что они произнесли их. Выслушиванием этих обид мы многое можем уяснить и часто даже вложить новое понимание в сознание обратившихся к нам. Ужасно судачество между сотрудниками ради судачества, но в задачу руководителя должно входить умение разграничить, где налицо просто низкое, невежественное судачество, а где нечто более серьёзное и требующее его сердечного вмешательства. Ведь исповеди тоже возникли от потребности души излить всё накопившиеся в ней энергии, задерживающие её восхождение. Пусть лучше изливают их перед руководителем, нежели на стороне. Знаю по опыту, как неимоверно трудно руководить людьми и какие разные методы приходится применять, сообразуясь с состоянием сознания и характером каждого. Но, в большинстве случаев, дружелюбие и сердечная теплота дают наилучшие результаты. Так не бойтесь выслушивать, с Вашей стороны это не будет поощрением сплетен и злословия, но лишь операцией, оздоровлением мышления доверившихся Вам, ибо во многих случаях Вы найдёте и нужное разъяснение и тёплое ободряющее слово, а когда нужно, и суровое указание…». /Письма Елены Рерих, в 2-х тт. том 1, стр. 376-377. // 18.04.35/
Священные отношения
Индийские сериалы позволяют окунуться в культуру и быт древнейшей и самой загадочной страны — Индии. Эта восточная страна находится далеко от нас и посетить её, не так уж и просто. Телевизионные индийские сериалы с русским переводом отобразят все: жизнь необычного народа до самых мельчайших тонкостей и подробностей. Можно увидеть не только уровень самой жизни, но обычаи, традиции и повадки людей, которые проживают в Индии за тысячи километров от нас.
Интересно то, что сюжеты индийских сериалов весьма захватывающие, они наполнены драматизмом, страстью, полны жизни, присущей индийцам. Вместе с главными героями можно переживать эмоции самого разного характера, потрясения и вспышки, как гнева, так и любви, разочарования и взлеты.
У нас можно смотреть индийские сериалы на русском языке онлайн бесплатно, выбор индийских сериалов, достаточно велик: все новые индийские сериалы 2019 года, а также 2018, 2017 и более ранних лет. Это позволяет, отбросив повседневные заботы, расслабиться, хорошо встряхнуться от бытовухи и занимательно провести свободное время, получая от просмотра индийских сериалов онлайн не только позитив, но и пищу для размышлений, возможность обсудить перипетии индийского сериала или фильма с другими посетителями.
Индийские сериалы очень увлекательны, они расслабляют и позволяют, оттолкнувшись от своей реальности, позабыть о серости будней.
Отельного восхищения заслуживает музыка и зажигательные танцы. Индийские сериалы и фильмы всегда сопровождаются отменным музыкальным наполнением. Музыка эта затрагивает самые тайные нотки души, и если проникнуться ею, то можно услышать, то чего, не услышит человек, который не вникает в музыкальное сопровождение.
Не может остаться без внимания факт того, что в Индии фильмов и сериалов снимают намного больше, чем в Голливуде. Естественно, бюджет картин не сопоставим и тратятся в Голливуде намного больше, привлекая самых дорогостоящих актеров, но все-таки, по количеству кинокартин, Голливуд уступает.
Индийские сериалы на русском языке, фильмы и кино покорило не одного кинолюбителя. Да, оно, возможно, не такое популярное, как западное, но у него есть своя изюминка, и ценителей индийских сериалов в мире очень даже много, ведь фильмы и сериалы переводятся на самые разные языки самых разных стран, в том числе конечно же и на русский язык. В общем заходите на сайт INDIA-TV.NET в категорию: Индийские сериалы на русском языке выбирайте из списка понравившийся сериал например: Женская доля и начинайте увлекательный онлайн просмотр, удивительных и лучших индийских сериалов.
Друзья! Также предлагаем вашему вниманию: Новые и лучшие турецкие сериалы и фильмы на русском языке! Смотрите онлайн в хорошем качестве все серии бесплатно!
Добавить комментарий