Отношение католиков к православным
Содержание
Достоверно известно, что до 1054 года вся христианская религия была неделимой и единой. Пиковый раскол произошел между Папой Римским Львом IX и патриархом Константинополя Михаилом Кируларием. Разногласия начались из-за закрытия последним четырех латинских церквей в 1053 году. По этой причине представители папства отлучили Кирулария от Церкви.
В ответ на это патриарх предал папских посланников анафеме. Однако с наступлением 1965 г. Конфликт был улажен, но разногласия и противоречия так и остались между обоими представительствами. В это время происходит раскол Христианства на три больших направления: православие, католицизм и протестантизм.
Рис 1 По численности верующих католицизм занимает 1-е место в мире, православие 2-е, протестантизм – 3-е.
Значимых отличий в вероисповеданиях не отмечается, однако расхождения в проведении таинств, трактовки Священного Писания, Признания культа Богородицы все же существуют. Западная церковь (католическая) всегда отличалась агрессивным, но более динамичным характером. Православие (ортодоксальная церковь) является более спокойным и лояльным направлением.
Отличия православия от католицизма и протестантизма
За длительные периоды раскола христианской церкви появилось множество расхождений. Однако главного принципа христианской религии – принятие Иисуса Христа, как Сына Божьего, они не коснулись. Если посмотреть на трактовку тех или иных событий Нового и Ветхого Заветов, то отличия настолько могут быть велики, что взаимоисключают друг друга. Несовместимость затрагивает и проведения церковных таинств и обрядов.
Православие | Католицизм | Протестантизм | |
Управление | Главным по иерархической лестнице считается – Патриарх, главный храм – это Собор | Руководство священнослужителями и костелами принадлежит – Папе Римскому | Ведущий религиозный орган – это совет епископов, всемирный совет церквей |
Организация | Епископы и иерархиреи в большинстве своем практически не зависят от Патриарха, напрямую зависят от рекомендаций и инструкций по деятельности от Собора | Организовано жесткое и четко контролируемое подчинение Папе | Активно действует множество конфессий, которые создают местные органы управления, опираются в своей деятельности на Священное Писание |
Святой Дух | Является единым и исходит только от Отца | Святой Дух олицетворяет собой и Отца, и Сына | Согласно основным догматам исходит и от Отца и от Сына |
Бог Отец | Каждый верующий должен сам расплачиваться за любые деяния, а Бог является существом отвлеченным и бесстрастным | Даже за малейшую провинность человека на земле Бог очень страдает | За все грехи человечества на небесах отвечает Бог Отец |
Догмат Спасения человечества | В результате мучений на кресте Иисус искупил все грехи человечества, однако первородный грех считается самым страшным и является причиной гнева Бога Отца | Человек был как бы «выкуплен» Христом через распятье. В результате Бог Отец сменил гнев на милость в отношении первородного греха. То есть человек свят святостью самого Христа | |
Брак среди священнослужителей | Разрешен всем без исключения | Только с особого разрешения и в соответствии с византийским обрядом венчания | Разрешен |
Разводы | Допускаются, но в индивидуальном порядке после личной беседы со священником | Запрещены | Разрешены, но при наличии веский оснований, процесс очень длительный |
Непорочное зачатие Девы Марии | Богородица не избавлена от первородного греха, однако возведена в ранг особых Святых | Дева Мария считается абсолютно безгрешной, ее появление на свет определяется путем непорочного зачатия, так же, как и рождение ее сына, Иисуса Христа | Категорически не признается, культа Девы Марии не существует |
Иконы | Считаются святынями, приравнены к Священному писанию, каждая из которых несет особый сокровенный и религиозный смысл. Изготавливаются в строгом соответствии с главными церковными канонами | Несут только эстетический смысл и просто украшают костелы | Не применяются |
Ветхий завет | Используется еврейский и греческий | Единым признан греческий | Только еврейский канонический |
Отпущение грехов | Обряд проводится священником | Является невозможным |
Из таблицы становится ясно, что например культ Девы Марии в протестантизме исключается полностью. В том время, как у православных Богородица олицетворяет собой непросто зарождение жизни, она является символом и оберегом материнства, семьи, детей. Взятие Богоматери на небо хоть и не подтверждено никакими догматами, но негласно считается фактом имеющим место. Католики и протестанты полностью опровергают эту теорию в своем вероисповедании.
Рис 2 У католиков и протестантов служения в храмах проходят на латыни, у православных на национальных языках.
Христианский крест: различия
Различия между церквями затрагивают и основную религиозную атрибутику. В католицизме крест характеризуются простой четырехугольной формой. У православных верующих он восьмиконечный. Представители Восточной Церкви утверждают, что такая форма наиболее полно соответствует Новому завету. Верхняя дополнительная перекладина символизирует табличку, прибитую к кресту с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский». Самая нижняя, косая служит подпоркой для ног Иисуса и олицетворяет собой «мерило праведное».
На крестах разных направлений спаситель также изображается с отличиями. Изображение живого Иисуса Христа, победившего смерть на четырехконечном кресте очень реалистично. Иногда такие иконы создаются с потоками крови, ноги соединены вместе и прибиты гвоздем. На голове Сына Божьего терновый венец, как символ особых мучений и страданий. Все наглядные различия можно увидеть на картинке с крестами. В протестантской церкви крест служит символом Папы, поэтому его используют очень редко.
Рис 3 Распятие Иисуса на кресте у православных показывается не так естественно и реалистично, как у католиков.
Особенности иконописи
Значительные расхождения между православием, католицизмом, протестантизмом наблюдаются в иконах. С отличиями изображаются Иисус Христос, Богоматерь, Святые. У католиков руки на всех иконах представлены так, что правая находится всегда сверху левой. Глаза у Святых всегда полуприкрыты. Процесс изготовления вполне обычный, привлекают к нему даже простых художников.
Иконы служат у католиков простым оформлением храмов и не несут никакой смысловой и религиозной ценности.
Рис 4 Протестанты не используют иконы вообще, считая их атрибутом язычничества. В православии иконостасы являются особым символом и приравниваются к святыням.
Важно! Православные иконы изготавливаются в строгом соответствии с древними Византийскими канонами, рисуются всегда только священниками или монахами. Освящаются в церкви и относятся к особым религиозным святыням.
Каждая икона имеет свой праздник и покровителя Святого. В молитвослове к каждому изображению есть молитвы.
Монашество
В каждом из христианских направлений отличия касаются и монашества. В большинстве стран монастырь является автономной организацией и имеет собственное полноценное руководство, главным в котором считается архиерей. У представителей католической церкви монастыри созданы на базе Орденов, с обособленным уставом и главой. Такие церковные союзы могут быть разбросаны по всему миру, но подчиняться будут одному руководству. Монастыри можно считать даже более обособленной и самостоятельной частью церкви, чем саму церковь.
Рис 5 К одним из ведущих видов монашества в католицизме можно отнести духовно-рыцарские объединения – тамплиеры, госпитальеры и др. покровителем и духовным отцом православного монашества является Святой Василий.
Протестанты не примелют в своем учении наличие монастырей. Один из основателей этого направления – Лютер, даже женился на монахине. Вот уже несколько веков последователи этого вероисповедания целенаправленно игнорируют монашество.
Отличия в церковных таинствах
В церковных обрядах православной и католических конфессий выделяют 7 основных таинств. В этом направления похожи. Однако основные отличия касаются значения, которое придается тому или иному таинству. Например, в католицизме настроение и принятия Божественного смысла обряда лично человеком не принимается в расчет.
Важно! В православной церкви, наоборот, считается, что действенными миропомазание, крещение, причащение буду действенными только при исключительно набожном отношении и сильной веры в Бога.
Именно поэтому некоторые представители православия, сравнивают католические таинства с языческими ритуалами, в которых вера в Бога не считается главным условием. А прежде всего, важна внешняя сторона всего церковного действие.
Протестанты используют только два таинства:
- причащение;
- крещение.
Остальные обряды воспринимаются как наносные и отвергаются верующими.
При крещении в православии принято погружать младенцев в воду полностью. Лишь в последние десятилетия стали несколько отходить от этой традиции, и священники сначала спрашивают родителей, нужно ли малыша окунать в святую воду полностью. Католики при крещении только окропляют или обливают детей. Эти догматы установлены много веков назад и пока не меняются.
Рис 6 Миропомазание у православных проводится сразу после ритуала крещения, у католиков по достижении ребенком 7-12 лет.
Протестанты обычно совершают обряд крещения также водой. Но в некоторых конфессиях она не используется. Главное отличие протестантского крещения от православного и католического в том, что проводится оно исключительно для взрослых верующих. Православные при посещении церкви или свершении таинства должны в обязательно порядке иметь при себе нательный крестик. У католиков и протестантов к нему относятся более снисходительно.
Современная организация церквей
Более тысячи лет назад произошел раскол христианства. В течение всего последующего времени церкви так и не объединились в одну организацию. Разногласия между трактовкой Священного Писания, использованием различной атрибутики только усилились. После II Ватиканского Собора православное направление признано имеющим силу, хотя до этого считалось представителями католицизма «сборищем ереси».
Рис 7 В православии государственная власть считается выше патриаршей и поэтому церковь следует законам президентского управления. У католиков главой считается Папа Римский и его власть выше светской.
Что касается православных священников, то они никогда публично негативно не отзывались о других вероисповеданиях и всегда более лояльно к ним относились. В современном обществе в каждой стране насчитывается в среднем по 50-70 различных религиозных направлений и конфессий, что стало поводом более ровного отношения к их представителям.
Современные руководящие представители католицизма считают, что православных и католиков нужно объединить в одно направление, тем самым подчинив их своей власти. На что современное православие отвечает отказом. Вопрос еще не решенный, по этому поводу постоянно ведутся переговоры и возможно объединение все-таки наступит. В любом случае это вопрос времени.
Многие православные наивно полагают, что после Второго Ватиканского Собора, проходившего в Риме в 1962–65 гг., отношения между Западной и Восточной Церквями стали «братскими» или точнее «сестрическими», как об этом свидетельствовало т.н. Баламандское соглашение (1993 г.). В Баламандской резолюции, в частности, отмечалось: «…Католическая и Православная Церкви признают себя взаимно как Церкви-сестры…» (Цит. по: Петрушко В.И. Об отношении Католической Церкви к экуменизму и Православию. // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. — М. 1998, с. 66.)
Всякий раз после общения с братьями-католиками, а в особенности с т.н. православными латинофилами, складывается обманчивое впечатление, будто между Церквями-сестрами нет никаких внутренних границ, а существует лишь внешнее, т.е. видимое разделение, искусственно созданное церковными политиками прошлого. Догматические различия, по их мнению, не являются главным препятствием к полному единению. На догматы в данном случае не надо обращать особого внимания, заверяют они. Некоторые высказываются более радикально, в духе современного экуменизма: принадлежность к обеим Церквям одновременно есть самый «передовой и дипломатичный» взгляд на проблему отношений между Востоком и Западом.
Данная установка православных филокатоликов и экуменистов находит свою поддержку в католической теологической установке на возможность «сопричастия», то есть принятия верующими причащения и других таинств в Православной и Католической Церквях поочередно. Среди православной интеллигенции под воздействием СМИ, информирующих лишь об экуменических жестах Папы Римского (просьбы прощения, стремление Папы к молитвенному единству с православными иерархами), распространено представление, что Римо-Католическая Церковь открыта для равноправного диалога с Православием и рассматривает Православную Церковь как равноправную Церковь-сестру, полноблагодатную, равноспасительную с Католической.
Учение же Православной Церкви о полноте благодати лишь в Православии, по мысли филокатолических авторов, оказывается на этом фоне анахронизмом, атавизмом средневекового мышления. В нашей статье мы попытаемся ответить на один отнюдь не праздный вопрос: действительно ли согласно официальной римско-католической вероучительной доктрине, изложенной в новейшем латинском Катехизисе, Православная Церковь обладает всей полнотой спасающей благодати Божией? Другими словами, спасительно ли Православие с католической точки зрения? Мы полагаем, что ставить вопрос по-другому нельзя. Например, ответить на вопрос: «спасутся православные или католики?» может один только Господь.
Если мы сможем ясно показать, что Православие, согласно латинскому Катехизису, не обладает всей полнотой спасительных средств, то ясным станет истинное отношение Рима к Восточной Церкви сегодня. Другими словами, мы уразумеем, что для Ватикана православные или еретики, или раскольники, или отступники, или те и другие вместе. Ясным тогда будет и другое: именование Восточной Церкви сестрой — это, возможно, не более чем удачная идеологическая «утка» для тех, кто начисто лишен догматической чуткости и элементарной богословской интуиции, не понимая, что единство Церквей возможно только путем преодоления догматических разногласий.
Прежде всего, несколько слов о самом Катехизисе. Это плод интенсивного шестилетнего труда лучших умов РКЦ. Катехизис был составлен в 1992 г. ив этом же году утвержден Святейшим Отцом, Слугой слуг Божиих, Папой Иоанном Павлом II, Его огласили 11 октября 1992 г. в тридцатую годовщину открытия II Ватиканского Собора, в 14-й год понтификата Папы.
Для РКЦ ее Катехизис — это символическая книга, т.е. он является изложением веры и учения Церкви. Приведем слова Папы, помещенные в начале Катехизиса под заголовком «Доктринальное значение текста»: «Я признаю его как верную норму преподавания веры, как ценное и законное средство, служащее церковной общине… Катехизис дается им для того, чтобы он служил аутентичным и верным ориентиром для преподавания католического учения… Он призван также служить поддержкой для экуменических усилий, оживляемых желанием единства всех христиан, в точности показывая содержание католического вероучения и его гармоничную стройность» (Катехизис Католической Церкви. — М., «Истина и Жизнь», 1998, с. 9-10. Далее все цитаты по этому изданию).
Ну что ж, рассмотрим это воплощение стройности и гармонии на примере изложенной в Катехизисе экклезиологии.
«§3. Церковь — единая, Святая, Вселенская и Апостольская» (п. 811). Эти четыре свойства можно назвать онтологическими, т.е. существенными, и они дают возможность отличить Церковь от других человеческих сообществ. «Быть единой — это самое существо Церкви» (п. 813). Чем обеспечивается, по мнению авторов Катехизиса, единство «странствующей Церкви»?
— «исповеданием единой веры, полученной от апостолов»;
— «общим совершением богослужений, особенно таинств»;
— «апостольским преемством через таинство священства» (п. 815).
Согласно пункту 790, это относится главным образом к Крещению и к Евхаристии. «Евхаристия — источник и вершина всей христианской жизни» (п. 1324). «Общение жизни с Богом и единство Народа Божия, делающие Церковь тем, что она есть, выражены и реализованы в Евхаристии» (п. 1325). «Короче говоря, Евхаристия есть краткое содержание и сумма нашей веры: «Наш способ мышления соответствует Евхаристии, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает наш способ мышления» (п. 1327). (Почему православные не причащаются совместно с католиками? По словам преп. Иоанна Дамаскина: «Да станем всею силою остерегаться, чтобы не принимать причащение от еретиков, ни давать им. Ибо не дадите святая псом, говорит Господь, ни пометайте бисер ваших перед свиниями, чтобы нам не сделаться участниками превратного учения и осуждения их» (преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 4, гл. 13). Где есть единство жизни, единство веры и единство любви, только там возможна совместная Евхаристия. Она свидетельствует об уже существующем единстве христиан. Таким образом, Евхаристия является выражением полноты церковного единства, а отнюдь не его началом. Ошибочно полагать, даже исходя из латинской экклезиологии, что единение Церквей можно форсировать совместным причащением, не достигнув согласия по вопросам веры).
Возникает вопрос: входит ли Православная Церковь в Единую (Единственную) Церковь Христову? Прямых утверждений или отрицаний этого в Катехизисе мы не находим, но четкое определение того, что «есть Единственная Церковь Христова» в нем имеется. «Единственная Церковь Христова (…) та, которую наш Спаситель по воскресении Своем поручил пасти Петру, и ему же и другим апостолам вверил ее распространение и управление (…). Эта Церковь, основанная и устроенная в мире как общество, существует в (subsistit in) Католической Церкви, управляемой преемником Петра и епископами, находящимися в общении с ним» (п. 816; купюры принадлежат тексту Катехизиса, т.к. это цитата из Lumen Gentium, Догматической конституции II Ватиканского Собора о Церкви).
Как видим, одно из условий полной принадлежности к Католической, а значит к Единственной Церкви Христовой — общение с епископом Рима. Итак, для православного епископа быть в единстве с Церковью — значит состоять в общении с преемником апостола Петра, т.е. Папой (см. ниже по тексту п. 834 и п. 837).
В то же время составители Катехизиса внесли в него выдержки из Декрета II Ватиканского Собора об экуменизме, в которых констатируется следующее: существуют «немалые общины», отделенные «от полноты общения Католической Церкви, иногда не без вины людей с одной и другой стороны». Такие разделения «ранят единство Тела Христова» и «не происходят без греха человеческого». Правда, вину за грех разделения Рим не возлагает на тех, «кто сегодня рождается» в таких общинах «и кто живет верою во Христа» (п. 817). Католическая Церковь называет таковых даже братьями, но братьями, стоящими вне Евхаристического стола. Так, в п. 1271 читаем: «Те, кто верует во Христа, и кто получил действительное Крещение, находятся в некотором, хотя и несовершенном, общении с Католической Церковью. (…) Оправданные верой в Крещении, они воплощены во Христа и, соответственно, по праву носят имя христиан, и дети Католической Церкви справедливо признают их братьями в Господе». А в пункте 838 делается оговорка: «С Православными Церквями это общение так глубоко, что малого недостает, чтобы оно достигло полноты, которая позволит совместное совершение Евхаристии Господней».
Этот пункт в Катехизисе насквозь пронизан злой иронией. Ведь Евхаристия, согласно пункту 1327, «есть краткое содержание и сумма нашей веры». Тогда, позвольте, в чем же «глубина» общения между католиками и православными? Да в чем угодно, но только не в вере. Почему? Потому что, если нет единой (совместной) Евхаристии, значит, нет и единой веры и нет никакой «глубины общения». Ведь, согласно Катехизису, те христиане, которые не содержат правые догматы веры в их полноте и не принимают целиком церковный строй (а в этот разряд попадают и православные), являются или отступниками, или еретиками, или раскольниками. Таковые лишь частично принадлежат к Вселенской Церкви (?!). «Полностью включаются в общество Церкви те, кто, имея Духа Христова, принимают целиком ее строй и соединены, в видимом организме Церкви, благодаря узам исповедания веры, таинств, цер¬ковного управления и общения, со Христом, Который управляет ею через Верховного Первосвященника и епископов» (п. 837, курсив наш).
Следует вновь обратить внимание на факт наличия в католической экклезиологии тенденции связывать онтологические свойства Церкви с идеей папского примата. В Догматической конституции II Ватиканского Собора о Церкви «Lumen Gentium» («Свет народам») сказано: «С теми, кто крещен и носит прекрасное имя христиан, но не исповедует веру в ее целостности или не хранит единства общения с преемником Петра, Церковь осознает себя связанной по многим причинам» (п. 838).
Итак, в католической экклезиологии онтологические свойства Церкви связываются с идеей папского примата. Поэтому «отдельные Церкви — полностью вселенские через общение с одной из них, Римской Церковью» (п. 834).
Особый интерес вызывает учение Католического Катехизиса о благодатности православных таинств и иных спасительных средств нашей Церкви. Признается некая частичная благодатность иных христианских сообществ, в том числе и православных. По мнению римских богословов, «вне зримых пределов Католической Церкви существуют многие элементы освящения и истины» (п. 819). Но «только через Католическую Церковь Христову, которая есть общее для всех орудие ко спасению, можно получить всю полноту средств для спасения» (п. 816). Латиняне свято верят в то, что «Господь вверил все богатство Нового Завета только одному Собору апостолов, во главе с Петром, с тем, чтобы создать на земле единое Тело Христово, в которое надо вполне включиться всем, кто уже некоторым образом принадлежит к Народу Божию» (п. 816).
Согласно вероучительным документам РКЦ, Православная Церковь обладает некоторыми средствами, могущими привести человека ко спасению. Однако если это и возможно, то только лишь в силу некоей мистической связи Православия с Католичеством. Это относится и к другим инославным сообществам. «Дух Христов использует эти Церкви и церковные общины как средства спасения, сила которых исходит из полноты благодати и истины, врученных Христом Католической Церкви» (п. 819). Поэтому, православным средства для спасения доступны, но сами по себе они силы не имеют. Все благодатные силы пребывают в РКЦ. Таким образом, способом достижения полноты благодати для Православных Церквей является или непосредственное присоединение к Католической Церкви, или постепенное единение с Католической Церковью через экуменизм, что, в конце концов, одно и то же.
Правильность такого вывода подтверждает анализ экуменической доктрины РКЦ. Приведем отрывки из доклада В.И, Петрушко, прочитанного на богословской конференции в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте на тему: «Об отношении Католической Церкви к экуменизму и Православию» :
«Поскольку экуменическое движение мыслится II Ватиканским Собором как процесс вхождения всех иных христианских «Церквей и общин» в лоно Католической Церкви, то «…собор увещает всех верных католиков… участвовать в экуменическом делании». При этом собор под экуменическим движением понимает все действия, направленные к объединению христиан, то есть соединение их с Католической Церковью. Завершиться этот процесс может следующим образом: «… постепенно преодолев препятствия, мешающие совершенному церковному общению, все христиане соберутся единым совершением Евхаристии в единстве одной и единственной Церкви, в том единстве, от начала данном Христом Своей Церкви, которое, мы верим, неотъемлемо пребывает в Католической Церкви…»
Постановление «Об экуменизме» разрешает католикам не только совместное участие с другими христианами в экуменической молитве, но даже и совместное совершение таинств. Такое общение в таинствах допускается Собором в отношении поместных Православных и Древних Дохалкидонских Церквей: «Так как эти Церкви, хотя и разъединились с нами, обладают истинными таинствами, особенно в силу Апостольского преемства, Священством и Евхаристией, которыми они доныне связаны с нами теснейшим образом. Некоторое общение в таинствах, при подходящих обстоятельствах и с одобрения церковной власти, не только возможно, но даже желательно» (с. 65).
«Поскольку Католическая Церковь не связывает себя каноническими правилами относительно недопустимости молитвенного общения с еретиками и инославными, как это имеет место в Православной Церкви, Папа считает возможным заявить в энциклике следующее: «… любовь находит свое наиболее совершенное выражение во взаимной молитве». Когда братья, еще не состоящие в полноте общения, объединяются для общей молитвы, II Ватиканский Собор определяет их молитву «как душу всего экуменического движения». Она является «вернейшим средством испросить благодать единения, а также подлинным выражением тех уз, которыми католики доныне связаны с разъединенными с ними братьями». Подобная позиция Католической Церкви находится в глубоком противоречии с Преданием, так как в Церкви всегда имел место взгляд на допустимость общения и, в качестве его кульминации; совместной Евхаристии только среди тех, кто принадлежит единой Церкви, кто единомысленен в своем исповедании веры и не имеет ничего на совести против тех, с кем возносит совместную молитву.
Довольно неопределенно характеризуется в энциклике понятие «экуменического диалога». Соотношение молитвы и диалога, предлагаемое в энциклике, также не может быть приемлемо с точки зрения Православия: совместная молитва мыслится как первичная, а успех диалога ставится в зависимость от нее…» (с. 68).
«Таким образом, Католическая Церковь допускает и поощряет экуменическое движение, однако понимает его совершенно однозначно как процесс интеграции всех христиан в свое лоно. Именно это является причиной того, что Католическая Церковь не является членом Всемирного Совета Церквей, ибо диалог на равных с другими христианскими конфессиями Католическая Церковь не приемлет» (с. 65).
«Свой экуменический долг Католическая Церковь видит в присоединении к Риму других христианских конфессий, обретающих только тем самым церковную полноту. Совместная молитва и даже частичное общение в таинствах с некатолическими сообществами признается Ватиканом лишь как допустимая форма икономии на пути воссоединения их с Католической Церковью. При этом допускается сохранение этими конфессиями, не только обрядовых, канонических, но и догматических отличий от Римской Церкви. Практически единственным условием восстановления общения с Римом является признание папского примата в Церкви, то есть католической экклезиологии.
Следовательно, можно констатировать, что методом, предлагаемым Ватиканом для экуменического делания, как и прежде, является униатство.
При этом необходимо отметить, что по-прежнему остается в силе чрезвычайно жесткая установка, сформулированная в Догматической Конституции о Церкви (Lumen Gentium), принятой на II Ватиканском Соборе: «люди, знающие, что Католическая Церковь основана Богом через Иисуса Христа как необходимая, но все же не желающие или войти в нее, или оставаться в ней, не могут спастись» (LG 14),(с. 66).
Подведем итоги нашей работы. Итак, согласно новейшему Катехизису РКЦ, Православная Церковь — это христианское сообщество, отделившееся от полноты общения с Единой и Единственной Христовой Церковью, живущее верою во Христа, имеющее «многие элементы освящения» и являющееся средством спасения, сила которого исходит из полноты благодати и истины, врученных Христом Католической Церкви. Это православное сообщество христиан полностью не включается во Вселенскую Церковь, так как не принимает целиком ее строй, т.е. не состоит в общении с Верховным Первосвященником. Поэтому оно лишь некоторым образом принадлежит к Народу Божию.
Ни в коей мере не желая обидеть братьев иезуитов, рассматриваемый Катехизис следовало бы наименовать иезуитским (оговоримся: слова «иезуит», «иезуитский» в русском языке носят еще и нарицательный характер) из-за расплывчатых и двусмысленных формулировок в определении экклезиологического статуса Православной Церкви.
13 «почему» о католиках и православных. Ч.1
Очередной бум интереса к отношениям между католиками и православными наблюдается в церковной среде. О католиках — Aut Caesar, aut nihil («Все или ничего»), непоколебимо заявил Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии, подхватив волну и приняв общественный вызов.
— Андрей, мы надеемся, что Вы поможете нашим читателям утолить интерес по поводу некоторых различий, существующих между католиками и православными, и расскажите нам об их истории возникновения.
Вопрос первый: почему православные священники носят бороду, а католические нет?
— Ношение православными священниками бород — обычай, восходящий еще ко временам Ветхого Завета. Так, в Книге Левит сказано: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей…» (Лев. 21:1-5). Подобное предписание объяснялось, прежде всего, тем, что во времена пророка Моисея бритье бород входило в перечень траурных обрядов язычников. Православные же священники приняли традицию отращивать бороды в знак подражания внешнему виду Иисуса Христа, Который, как мы видим это на иконах, также носил бороду.
Традиция римско-католических священников брить бороды объясняется некоторыми апологетами данной практики тем, что гладкое, выбритое лицо — это символ святости, победа над плотью и подражание Ангелам, которые на иконах изображаются безбородыми. Исторически данная традиция имеет несколько иное объяснение: во времена распространения христианства в Европе борода была неотъемлемым атрибутом варвара, и для того чтобы как-то отличаться от «непросвещенных» варваров, христиане Запада стали бриться. Однако подобная традиция вовсе не была безальтернативной, и потому даже среди Римских Пап мы можем встретить тех, кто носил бороду, например: Юлий II, Климент VII, Павел III, Юлий III, Марцелл II, Павел IV, Пий IV, Пий V.
Интересное отношение к бороде выражено в раннехристианском литературном памятнике «Постановления святых Апостолов». В нем предписывается следующее: «Не должно на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же, обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшего тебя по образу Своему». Такое отношение к бороде — как одному из элементов образа Божия в человеке — стало, кстати говоря, одной из причин отказа многих мужчин выполнить указ о брадобритии, изданный Петром I. Старообрядцы, например, до сих пор считают, что без бороды невозможно попасть в Царство Небесное, и запрещают входить в церковь бритому человеку, а если старообрядец, живущий «в миру», брился и перед смертью в этом не покаялся, его хоронят без соблюдения похоронного обряда. Подобное отношение к образу Божию, как мы понимаем, естественно, не совсем относится к внешнему виду человека, так как образ Божий, по мнению большинства святых отцов, заключается в способности человеком отражать в себе Божественные совершенства, такие как разум, бессмертие, способность к творчеству и т. п.
В современной же практике и православные, и католические священники могут одинаково как носить бороду, так и быть безбородыми. К сожалению, в нашем обществе сложилось такое мнение, что если священник не носит бороду или стрижет ее, то он является сторонником некоего прогрессивного движения и следовательно — нарушителем древней церковной традиции, а потому доверие к такому священнику заметно неоправданно ослабевает. Но в то же время мы должны помнить, что ношение бороды — это не уставное предписание, потому ее отсутствие вовсе не является каноническим препятствием для священнослужения.
— Почему среди православных священников часто встречаются полные, а среди католиков таковых практически нет?
— Полнота некоторых православных священников — это вовсе не признак их принадлежности к Православию. Нельзя говорить о том, что среди православных пастырей все полные, точно также, как среди католических — все стройные. Просто мы не видим в своей среде такого количества католических священников, как священников православных. Если же посмотрим на средневековые портреты, то заметим: не все католические епископы и аббаты обладали стройной фигурой.
Полнота — как среди священнослужителей, так и среди представителей светских профессий — это, прежде всего, признак того или иного нарушения здоровья человеческого организма. Чтобы быть здоровым, как всем нам известно, нужно соблюдать определенный режим сна, питания и чередования физических нагрузок. В священнической жизни подобный режим осуществить весьма затруднительно, так как день священника — не обычный «рабочий» день любого человека. В жизни батюшки не может быть графика, так как всегда может появиться необходимость совершения тех или иных треб, которые не ждут отлагательства, например: крестить умирающего ребенка, причастить или пособоровать тяжело больного человека и т. п.
Еще одним поводом к увеличению веса является, как мы знаем, нервное состояние. И здесь тоже жизнь священника отличается от жизни обычного человека тем, что первый переживает не только за себя: он, как духовный руководитель паствы, переживает за всех своих прихожан, воспринимая не только радости, но и печали каждого приходящего к нему как свои собственные.
— Почему Католическая Церковь исповедует, что Таинство Брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, а Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает?
— Подобное представление не совсем верно. Во-первых, Православная Церковь также исповедует, что Брак как союз мужчины и женщины — богоустановленное учреждение, и потому, «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (см. Мф. 19: 6). Следовательно, Православная Церковь также не допускает разводы в их светском понимании: Она допускает лишь возможность повторного брака, но только как исключение, когда брак фактически уже утратил свой смысл. Таинство Брака — это не некая дань истории, не мертвое следование традиции: цель брака не в том, чтобы связать двух людей намертво и навеки, а в том, чтобы взрастить в их душах любовь друг ко другу и через это — любовь к Самому Богу. Именно потому мнение о том, что рождение детей — самый главный атрибут Брака, неверно. Дети, безусловно, важны, но они — не главная цель Брака. Главная цель Брака — любовь и вытекающее из нее стремление к Царству Христову.
Во-вторых, в Католической Церкви также не абсолютно отвергается возможность развода. Например, согласно современному каноническому своду РКЦ, существует три условия, по которым расторжение Брака допускается: 1) незавершенный брак (если между супругами не произошел супружеский акт) — может быть расторгнут Римским Понтификом при наличии справедливой причины по просьбе обеих сторон или одной стороны, даже если другая будет против; 2) так называемая «Привилегия святого Павла», основанная на непринадлежности одного из супругов к Церкви Христовой (см.: 1 Кор. 7:12-15); 3) так называемая сепарация (разлучение супругов) — то есть разрыв общежития между мужем и женой после заключения брака в установленной законом форме.
Таким образом, мы видим, что Брак, как в православной, так и в католической традициях, не является абсолютно единоразовым событием.
— Почему в католических храмах отступают от традиционного обращения алтаря на восток, а в православных храмах нет?
— В этом вопросе содержится несколько неточное замечание. Устроение храмов с алтарем, обращенным на восток, — это традиция, а не каноническое предписание, требующее безоговорочного исполнения. Обращение храма на восток указывает, прежде всего, на ожидание христианами пришествия Христа Спасителя, «Солнца правды», которое произойдет, согласно преданию, именно с востока: «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27). На практике мы можем встретить не один десяток православных храмов, алтарная апсида которых обращена к востоку. Самый яркий пример тому — Вифлеемская базилика, построенная в IV веке и перестроенная в веке VII над предполагаемым местом Рождения Иисуса Христа. Таким образом, главное правило, которое должно соблюдаться в молитве, можно выразить следующими словами: важно не то, куда мы молимся, а то, Кому молимся и как мы это делаем, с какими сердцем и душой.
Относительно же того замечания, что католики чаще отступают от приведенной Вами выше традиции обращения алтарей храмов к западу, можно привести слова известного кардинала Йозефа Ратцингера, то есть предыдущего Папы Бенедикта XVI. В одной из своих публикаций будущий Папа отмечает тот факт, что католические храмы чаще всего устраиваются алтарем на запад по примеру главного собора Западной Церкви — собора святого Петра в Ватикане. Впоследствии подобная практика перестала вызывать какое-нибудь недоумение и несогласование с предписанием молиться на восток, так как в Католической Церкви была введена традиция обращения священника во время совершения Евхаристии лицом к народу. Таким образом, в настоящее время Евхаристия в РКЦ фактически совершается священнослужителем лицом на восток, несмотря на то, что присутствующий в это время в храме народ молится в сторону запада. И именно против такой практики и выступал кардинал Йозеф Ратцингер, указывая на то, что все верующие — и священнослужитель, как предстоятель, то есть тот, кто стоит впереди христианской общины, вовсе тому не исключение — должны быть обращены в молитве в одну сторону — в сторону ожидания грядущего Христа, а потому и храмы в католичестве также должны быть устраиваемы направлением алтаря на восток.
— Почему в восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, а в западном к первому Причастию подходят только в возрасте 7-8 лет?
— Согласно церковному учению, причащаться, то есть участвовать в Таинстве Евхаристии, может только тот, кто уже является членом Церкви — то есть тот, над кем совершены Таинства Крещения и Миропомазания. И если в православной традиции указанные Таинства могут быть совершены над человеком любого возраста, то в католической Миропомазание может быть совершено только по достижении человеком духовной зрелости (в католическом Катехизисе это Таинство так и именуется — Таинство духовной зрелости): по некоторым источникам, данный период начинается не ранее 7-12 лет (в славянских странах бытовало предписание миропомазывать не ранее 15-летнего возраста). И только в случае смертельной опасности ребенка могли миропомазать ранее 7-летнего возраста. Соответственно, и первое Причастие также могло быть воспринято только после принятия Миропомазания как Таинства, укрепляющего человека в вере во Христа.
Согласно православному учению, Миропомазание дает воспринимающему его, прежде всего, благодатные дары Духа Святого, то есть те сверхъестественные силы, которые нужны для духовного роста человека, а в подобных дарах нуждаются люди всякого возраста: будь то старики или же грудные младенцы.
Точно так же обстоит дело и с Причастием. Человек — существо духовно-телесное, и для того чтобы он правильно рос и развивался, ему нужна не только та пища, которая подкрепляет собственное тело, но и та, которая будет питать его душу. Поэтому недопускание к Причастию младенцев равносильно лишению их обычной пищи. Причастие — это приобщение к Святым Телу и Крови Христовым, источнику Вечной, Божественной жизни. И если мы не допускаем младенцев к Причастию — значит мы лишаем их надежды на Вечность.
Беседовала Наталья Горошкова
(Продолжение следует)
Добавить комментарий