Отстоять службу в церкви
Содержание
- Как выстоять службу в церкви, 8 полезных советов
- НАСТАВЛЕНИЕ. Как вести себя православному христианину в храме Божием
- Как уволиться без отработки двух недель, пошаговая инструкция
- Увольнение без отработки двух недель
- Увольнение одним днем без отработки
- Обязательства работника при увольнении
- Отработка или суд
- Куда уйти от пьющего мужа? Ребенок болеет, работы нет.
- Служба закончится, что дальше?
Как выстоять службу в церкви, 8 полезных советов
Администратор сайта | 04.01.2016
Смотришь, бывало, а дряхлая бабушка находит в себе силы, чтобы выстоять всю службу в церкви. А что делать молодым, у которых силенок не хватает? Читайте советы.
Как сказал один дед: надо выстоять, а не простоять. И слова эти- золотые!
Если Вы только что вступаете в Храм, все вокруг непривычно. А знаете, самое главное что?
* В Вас недостаточно веры. Посему и стоицизм такой “ломкий”.
* Вы не сосредоточены на пении и Писании, а рассеянны. А это лукавый мешает Вам выстоять полную службу.
* Вас постоянно что- то отвлекает: пагубные помыслы, странный человек или те, кто покидают Храм.
* Пока Вы не предадитесь полностью Господу Богу, ноги будут подкашиваться.
* Чтобы выстоять службу в церкви, надо привыкнуть к тому, что в Храм приходится ходить натощак.
* Вы должны обрести твердую мотивацию, связанную с тем, что выстояв всю службу, поправятся Ваши родные, и дела непременно наладятся.
* Помните о том, что служба не вечна, и уже к ее окончанию в Вас вселена Благодать. И силы пополняются.
* Регулярно посещая Храм- не для галочки, а для души, Ваши ноги привыкнут стоять, вера заметно укрепится, а исповедь и причастие станут неотъемлемой частью православной жизни христианина.
Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.
НАСТАВЛЕНИЕ. Как вести себя православному христианину в храме Божием
На пути в церковь есть обычай читать молитву:
Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.
Кроме этой молитвы, можно читать тропарь, кондак и другие песнопения службы этого дня, 50-й, 90-й псалмы, воспоминать священные события, которые празднует Церковь в данный день.
Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.
Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона (земных в простые дни, а в субботы, воскресения и праздники – поясные) с молитвами:
Боже, милостив буди мне, грешному. – Поклон.
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя. – Поклон.
Создавый мя, Господи, прости мя! – Поклон.
На следующих молитвословиях поклоны обычно полагаются поясные:
Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу…
Слава, и ныне…
Господи, помилуй! (Трижды) Благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.
После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного – внимай начавшемуся Богослужению с благоговением и страхом Божиим.
Мужчинам положено, по древнему обычаю, становиться в храме на правой стороне, а женщинам – на левой.
По отпусте службы то же должно читать, что и при входе в церковь, и с такими же поклонами и отпустом.
Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме. Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон – если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли. Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и левое плечи – для освящения нашей деятельности. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо («не борзяся»), и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения. О неблагочинно совершающих поклоны Устав церковный произносит строгий суд (Типикон, понедельник первой седмицы Святого Великого Поста).
Пред началом всякого Богослужения нужно полагать по три поясных поклона. Затем, при всех службах, на всяком Приидите, поклонимся, на Святый Боже, на троекратном Аллилуия и на Буди Имя Господне полагаются по три поясных поклона, только на Аллилуия среди шестопсалмия, ради глубокой тишины, по Уставу поклонов не полагается, но совершается крестное знамение. На Сподоби, Господи как на вечерни, так и на утрени (в славословии великом, поемом или читаемом), полагаются по три поясных поклона. На всех ектениях церковных служб внимательно вслушивайся в каждое прошение, мысленно вознося молитву к Богу и, осеняя себя крестным знамением при возглашениях: Господи, помилуй или Подай, Господи, твори поясной поклон. При пении и чтении стихир и других молитвословий тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: «припадем», «поклонимся», «помолимся».
После Честнейшую Херувим и пред Именем Господним благослови, Отче(или Владыко) всегда полагается глубокий поясной поклон.
При чтении акафистов на каждом кондаке или икосе полагается поясной поклон; при троекратном произнесении или пении тринадцатого кондака полагаются земные или поясные поклоны (по дню): такие же поклоны полагаются по прочтении молитвы акафиста.
Помянник читается с поклонами после каждой статии (причем в некоторых монастырях поклоны полагаются земные или поясные, по дню, в иных же всегда поясные).
По Достойно на повечерни и утрени, также и во время пения Честнейшую на 9-й песни канона – поклон по дню; после стиха Хвалим, благословимполагается поясной поклон.
Пред и по прочтении Евангелия (на Слава Тебе, Господи) всегда полагается один поясной поклон; на полиелее после каждого величания – по одному поясному поклону.
При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов: Силою Честнаго и Животворящего Креста, при начале чтения Апостола, Евангелия и паремий положено осенять себя крестным знамением без поклона.
Когда священнослужитель, преподавая мир, произносит: Мир всем или возглашает Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь)Бога и Отца, и причастие (общение) Святого Духа буди со всеми вами и лик (хор), отвечая, поет: И духови твоему или И со духом твоим, следует делать поясной поклон, без крестного знамения. Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если он совершается без Креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с Крестом, которым он осеняет молящихся, то поклон следует творить с крестным знамением. Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их.
При возглашении Главы ваша Господеви приклоните следует наклонять главу и стоять до окончания молитвы, произносимой священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои главы.
Когда в церкви осеняют народ Крестом, Святым Евангелием, образом или Святой Чашей, то все должны креститься, преклоняя главу. А когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят народ, то не должно креститься, а только поклониться. Лишь в Светлую седмицу Святой Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая на его приветствиеХристос воскресе, говорят: Воистину воскресе.
Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим.
При прикладывании (лобызании) ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона пред целованием и один после целования святыни; поклоны творить по дню – земные или глубокие поясные, досязая рукой до земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик.
В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых – в ручку; к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя – в косу власов.
На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.
От Святой Пасхи до праздника Святой Троицы, от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (Святки), вообще во все Господни великие праздники поклоны земные при храмовых Богослужениях отменяются.
Всенощное бдение
Первое отверстие царских врат и каждение алтаря изображает явление славы Божией в сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю Божием после их сотворения.
Пение 103-го псалма (предначинательного): Благослови, душе моя, Господа изображает величественную картину мироздания. Каждение священника во время пения этого псалма изображает действие Духа Божия, носившегося при сотворении мира над водами. Возжженный светильник, предносимый диаконом во время каждения, знаменует тот свет, который по Творческому гласу явился после первого вечера бытия.
Затворение царских врат после пения псалма и каждения означает, что вскоре по сотворении мира и человека врата рая были заключены вследствие преступления праотца Адама. Чтение священником светильничных (вечерних) молитв пред царскими вратами знаменует раскаяние праотца Адама и его потомков, которые в лице священника пред заключенными царскими вратами, как перед заключенными вратами рая, молят Творца своего о помиловании.
Пение псалма Блажен муж со стихами из трех первых псалмов и чтение 1-й кафизмы изображает частью блаженное состояние прародителей в раю, частью – раскаяние согрешивших и их надежду на обетованного Богом Искупителя.
Пение Господи, воззвах со стихами знаменует скорбь падшего прародителя и его молитвенные воздыхания пред заключенными вратами рая, а вместе с тем и твердое упование, что Господь по вере в обещанного Искупителя очистит и избавит род человеческий от падений греховных. Это пение изображает также хвалу Богу за Его великие милости к нам.
Отверзание царских врат при пении Догматика ( Богородична) означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая.
Исхождение священника из алтаря на солею и тайное моление его знаменует сошествие Сына Божия на землю для нашего искупления. Диакон, предшествующий священнику, представляет образ святого Иоанна Предтечи, приготовлявшего людей к принятию Спасителя мира. Каждение, совершаемое диаконом, указывает, что вместе с пришествием на землю Сына Божия, Искупителя мира, Дух Святый исполнил весь мир Своею благодатию. Вхождение священника в алтарь знаменует Вознесение Спасителя на Небо, а приближение священника к Горнему месту означает седение Сына Божия одесную Отца и ходатайство пред Отцем Своим за род человеческий. Возглашением диакона Премудрость, прости! Святая Церковь научает нас с благоговением внимать вечернему входу. Песнопение Свете Тихий содержит прославление Христа Спасителя за сошествие Его на землю и совершение нашего искупления.
Лития (общее исхождение и общее моление) содержит сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах и, прежде всего, о прощении согрешений наших Божиим милосердием.
Молитва Ныне отпущаеши повествует о сретении праведным старцем Симеоном Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском и указывает на необходимость постоянного памятования о часе смертном.
Молитва Богородице Дево, радуйся напоминает о благовещении Архангела Гавриила Пресвятой Деве Богородице.
Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, исполняющее их различных благодатных дарований, напоминает о тех пяти хлебах, которыми Христос, чудесно умножив их, насытил пять тысяч народа.
Шестопсалмие – плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю.
Неполное освещение в храме при чтении шестопсалмия напоминает о состоянии души во грехе. Мерцание светильников (лампад) изображает ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием Ангелов: Слава в Вышних Богу, и на земли мир в человецех благоволение.
Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его.
Священник, во время чтения шестопсалмия пред царскими вратами молитвы утрени, напоминает о Вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом – Господе Иисусе Христе.
Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примеренной с Богом.
Пение Бог – Господь и явися нам напоминает о спасении, совершенном явившимся в мир Спасителем.
Пение воскресного тропаря изображает славу и величие Воскресшего Христа.
Чтение кафизм напоминает о тяжких скорбях Господа Иисуса Христа.
Пением стихов Хвалите Имя Господне Святая Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому.
Тропари Ангельский собор напоминают о благовестии Ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя.
Во время воскресного всенощного бдения Святое Евангелие, благовествующее об одном из явлений Воскресшего Господа женам-мироносицам или апостолам, по Уставу положено читать в алтаре на престоле, как на месте, знаменующем Живоносный Гроб, из которого восстал Христос Спаситель.
По прочтении Евангелие износится на средину храма для поклонения и лобызания верующими. При изнесении Евангелия из алтаря молящиеся взирают на него с особым благоговением, как на Самого Воскресшего Господа, поклонясь и взывая: Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу. Это пение должно быть общенародным.
В канонах утрени прославляются Воскресение Христово (или другие священные события из жизни Господа), Пресвятая Богородица, святые Ангелы и угодники Божии, чествуемые в данный день. При пении Величит душа Моя Господа каждый раз после припева Честнейшую полагается поклон земной или поясной – по дню.
В хвалитных стихирах и в великом славословии возносится особое благодарение и прославление Господа Иисуса Христа.
Божественная литургия
На Божественной литургии вспоминается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа. Литургия условно разделяется на три части: проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных.
На проскомидии, совершаемой обычно во время чтения 3-го и 6-го часов, вспоминается Рождество Спасителя. В это же время вспоминаются и ветхозаветные пророчества о Его страданиях и смерти. На проскомидии приуготовляются вещества для совершения Евхаристии и поминаются живые и почившие члены Церкви. Великая отрада бывает душам усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спеши в храм Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении сродников и знаемых, и всех православных христиан.
Молиться за усопших можно так: Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена), и прости их согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.
На литургии оглашенных песнью Единородный Сыне изображается пришествие на землю Господа Иисуса Христа.
Во время малого входа с Евангелием, изображающего исшествие Господа Иисуса Христа на проповедь, при пении стиха: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу совершается поясной поклон. При пении Трисвятого – три поясных поклона.
При чтении Апостола на каждение диакона надлежит ответствовать наклонением главы. Чтение апостола и каждение означают проповедь апостолов всему миру.
Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с преклоненной главой.
Поминовение членов Церкви показывает, за кого приносится Жертва Евхаристии.
На литургии верных великий вход символизирует исшествие Господа Иисуса Христа на вольные страдания для спасения мира.
Пение Херувимской песни при открытых царских вратах бывает в подражание Ангелам, непрестанно славословящим Небесного Царя и невидимо торжественно сопровождающим Его в предуготовленных и переносимых Святых Дарах.
Поставление Святых Даров на престоле, закрытие царских врат и задергивание завесы означают погребение Господа Иисуса Христа, приваление камня и приложение печати ко Гробу Его.
По окончании первой половины Херувимской песни полагается поясной поклон. Во время поминовения Святейшего Патриарха, местного епископа и других полагается стоять благоговейно, с преклоненной главой и при словах: И всех вас, православных христиан говорить про себя: Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем. Так говорится при служении епископа. При служении же других священнослужителей следует говорить про себя: Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем. В конце поминовения надлежит говорить про себя: Помяни мя, Господи, егда (когда) приидеши во Царствии Твоем.
Слова: Двери, двери пред пением Символа веры в древности относились к привратникам, дабы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении таинства Святой Евхаристии. Ныне эти слова напоминают верным, чтобы они не дозволяли входить в двери своего сердца помыслам греха. Слова: Премудростию вонмем (будем внимать) призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры (догматы). Пение Символа веры общенародно. В начале Символа веры следует совершить крестное знамение.
При возглашениях священника: Приимите, ядите… Пийте от нея вси следует полагать поясные поклоны. В это время вспоминается Тайная вечеря Господа Иисуса Христа с апостолами.
Во время совершения самого таинства Святой Евхаристии – преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и приношения Бескровной Жертвы за живых и усопших надлежит молиться с особенным вниманием, и по окончании пения Тебе поем при словах: И молим Ти ся (молимся Тебе), Боже наш, надо поклониться до земли Телу и Крови Христовым. Важность этой минуты так велика, что с ней не сравнится ни одна минута нашей жизни. В этой священной минуте заключаются все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо Бог явился во плоти.
Во время пения Достойно есть (или другой священной песни в честь Богородицы – задостойника) священник молится о живых и усопших, поминая их по именам, в особенности тех, за кого совершается Божественная литургия. И присутствующие в храме должны в это время помянуть поименно своих близких, живых и умерших.
После Достойно есть или заменяющего его задостойника – земной поклон. При словах: И всех, и вся – совершается поясной поклон.
В начале общенародного пения Молитвы Господней – Отче наш – следует изобразить на себе крестное знамение и положить земной поклон.
При возгласе священника: Святая – святым земной поклон полагается ради возношения Святого Агнца пред Его раздроблением. В это время надлежит вспоминать Тайную вечерю и последнюю беседу Господа Иисуса Христа с учениками, Его крестные страдания, смерть и погребение.
При отверстии царских врат и вынесении Святых Даров, означающем явление Господа Иисуса Христа по Воскресении, при возглашении: Со страхом Божиим и верою приступите! полагается земной поклон.
Приступая к принятию Святых Таин Тела и Крови Христовых после того, как священник прочитает молитвы пред причащением, надлежит положить земной поклон, сложить руки на груди крестообразно (ни в коем случае не креститься, дабы не толкнуть нечаянно и не пролить Святую Чашу, – крестообразно сложенные руки заменяют в это время крестное знамение) и не спеша, благоговейно, со страхом Божиим подходить к Святой Чаше, назвав свое имя, а по принятии Святых Тайн облобызать нижнюю часть Чаши, как само пречистое ребро Христово, и затем отойти в сторону спокойно, не творя крестного знамения и поклонов до принятия теплоты. Надлежит особенно возблагодарить Господа за Его великую милость, за благодатный дар Святого Причащения: Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Земные поклоны в этот день не совершаются причастниками до вечера. Те, кто не причащается за Божественной литургией, в святые минуты причастия должны стоять в храме с благоговейной молитвой, не помышляя о земном, не выходя в это время из храма, дабы не оскорбить Святыни Господней и не нарушить благочиния церковного.
При последнем явлении Святых Даров, изображающем Вознесение Господа Иисуса Христа на Небо, при словах священника: Всегда, ныне и присно и во веки веков полагается земной поклон с крестным знамением для тех, кто не сподобился Святых Таин, а для причастников – поясной поклон с крестным знамением. Кто не успел еще к этому времени принять теплоты, должен обратиться лицом к Святой Чаше выражая этим благоговение к великой Святыне.
Святой антидор (с греч. – вместо дара) раздается присутствующим за Божественной литургией для благословения и освящения души и тела, дабы те, кто не приобщались Святых Таин, вкусили освященного хлеба. Церковный устав указывает, что антидор можно принимать лишь натощак – ничего не евшим и не пившим.
Антидор так же, как и хлеб, благословленный на литии, должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. В дни Святой Четыредесятницы полагаются еще следующие земные и поясные поклоны.
При произнесении молитвы святого Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего (моей жизни) полагаются 16 поклонов, из них 4 земных (в Уставе они называются великими) и 12 поясных (метаний). Устав церковный заповедует читать эту молитву с умилением и страхом Божиим, стоя прямо и возводя ум и сердце к Богу. Совершив первую часть молитвы – Господи и Владыко живота моего, – полагается положить великий поклон. Затем, став прямо, по прежнему обратив мысль и чувства к Богу, следует произносить вторую часть молитвы – Дух же целомудрия – и, окончив ее, снова сотворить поклон великий. После произнесения третьей части молитвы – Ей, Господи Царю – полагается третий земной поклон. Затем полагаются 12 поклонов поясных («излегка, утомления ради» – Типикон, понедельник первой седмицы Великого Поста) со словами: Боже, очисти мя (меня), грешного. Совершив малые поклоны, снова читают молитву святого Ефрема Сирина, но не разделяя на части, а всю целиком, и в конце ее полагают земной поклон (четвертый). Эта святая молитва произноситься на всех седмичных великопостных службах, за исключением суббот и воскресений.
На вечерне полагается по одному земному поклону после песнопений Богородице Дево, радуйся, Крестителю Христов и Молите за ны, святии апостоли.
На великом повечерии должно внимательно слушать чтение церковных молитв. После Символа веры, при пении Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных и прочих молитвенных стихов, по окончании каждого стиха полагается земной поклон, в полиелейные празднования – поясной.
О поклонах при чтении Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Уставе сказано «Творим же на кийждо (каждый) тропарь метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
На Господи сил, с нами буди и прочих стихах полагается по одному поясному поклону.
При произнесении священником великого отпуста – молитвы Владыко, Многомилостливе необходимо преклониться до земли, с сердечным умилением испрашивая у Господа прощения согрешений.
После тропарей часов с их стихами (1-го часа: Заутра услыши глас мой; 3-го часа: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа; 6-го часа: Иже в шестый день же и час; 9-го часа: Иже в девятый час) полагается по три земных поклона; на тропаре Пречистому образу Твоему – один поклон до земли; на всех часах по окончании Богородичнов (на 1-ом часе: Что Тя наречем, о Благодатная; на 3-м часе: Богородице, Ты еси лоза истинная; на 6-ом часе: Яко не имамы дерзновения; на 9 м часе: Иже нас ради рождейся) совершаются три малых поклона. В чине изобразительных, во время пения Блаженн: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, после каждого стиха с припевом полагается делать малый поклон, а при последнем трехкратном пении Помяни нас полагаются три поклона до земли; по молитве Ослаби, остави, хотя и нет указания в Уставе, но древним обычаем принято всегда полагать поклон (земной или поясной – по дню).
На Литургии Преждеосвященных Даров на вечерне, во время чтения третьего антифона 18-ой кафизмы, когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник, а также при появлении священника со свечой и кадильницей в отверстых царских вратах, произносящего перед чтением второй паримии Свет Христов просвещает всех! полагается падать ниц до земли. Во время пения: Да исправится молитва моя моление всего народа совершается с преклонением колен; певцы и чтец встают на колени поочередно по исполнении положенного стиха; по окончании пения всех стихов молитвы положены три поклона до земли (по обычаю) с молитвой святого Ефрема Сирина). Во время великого входа при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, народу и певцам следует припадать ниц до земли из благоговения к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых. По окончании пения Ныне Силы Небесныя полагаются три поклона до земли, по обычаю, также с молитвой святого Ефрема Сирина. Заамвонную молитву священника надлежит слушать со вниманием, прилагая ее смысл к сердцу, и по окончании ее совершить поклон поясной.
В Страстную седмицу земные поклоны прекращаются с Великой среды. В Уставе об этом говорится так: «На Буди Имя Господне: поклоны три, и абие (тотчас) упраздняются совершенно в церкви бываемые земные поклоны; в келлиях же даже и до Великого Пятка совершаются. Поклонение Святой Плащанице в Великую Пятницу и Великую Субботу, подобно как и Святому Кресту, сопровождается тремя земными поклонами».
Поклоны входные и исходные, а также о которых сказано, что они полагаются в зависимости от дня («по дню») – в дни суббот, воскресений, праздников, предпразнств и попразнств, полиелея и великого славословия совершаются поясные, в простые же дни полагаются земные. В седмичные дни поклоны земные прекращаются с вечерни в пятницу от Сподобив, Господи, и начинаются от вечерни в воскресенье, также от Сподоби, Господи.
Накануне однодневных праздников, полиелея и великого славословия земные поклоны прекращаются также с вечерни и начинаются с вечерни же от Сподоби, Господи, в самый праздник.
Пред великими праздниками земные поклоны прекращаются накануне предпразднства. Поклонение Святому Кресту в праздник Воздвижения всегда совершается с земными поклонами, хотя бы он пришелся и в воскресный день.
Во время чтения паримий и кафизм с седальнами принято сидеть. Полезно помнить, что по Уставу сидеть разрешается не во время чтения самих кафизм, а во время житий и святоотеческих поучений, положенных между кафизмами с седальнами.
Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедает нам и расходиться из храма в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой храм.
В Уставе об этом говорится так: «По отпущении же, исходяще из церкве, идем со всяким безмолвием в келии своя, или на службу. И не подобает нам беседы творити друг с другом на монастыре в пути, удержано бо сие от святых отец».
Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых Ангелов и Церкви первородных, то есть всех святых. «В храме стояще, славы Твоея, на Небеси стояти мним (мыслим)».
Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить у Господа прощения, чем нарушать церковное благочиние. Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным Богослужением, чтобы питаться им. Тогда только за церковной службой каждый согреет свое сердце, возбудит совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.
Будем твердо памятовать слова святого апостола Павла: «Стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» (2Сол. 2:15).
Как уволиться без отработки двух недель, пошаговая инструкция
Сотрудник обязан предупредить работодателя о своём намерении уволиться за 2 недели до даты предполагаемого увольнения. Эти 2 недели называют обязательной отработкой. Однако законом предусмотрено увольнение и без обязательной отработки.
В ст. 81 ТК РФ перечислены случаи, когда сотрудник может не отрабатывать 2 положенных недели. Это такие случаи, как:
- невозможность продолжить свою трудовую деятельность в связи с зачислением в ВУЗ или образовательные учреждения бакалавриата и магистрата на дневное отделение;
- выход сотрудника на пенсию;
- нарушение сотрудником трудового законодательства, а также локальных актов и положений трудового и коллективного договоров;
- другие случаи.
К другим случаям трудовое законодательство относит:
- переезд в другую местность для работы;
- направление второго супруга на работу за границу;
- переезд на новое место жительство или по медицинским показаниям;
- осуществление ухода за больным членом семьи, ребёнком – инвалидом или ребёнком до 14 лет.
Уволиться без отработки могут пенсионеры и беременные женщины, а также матери и усыновители, имеющие ребёнка до 14 лет.
Увольнение без отработки двух недель
Сотрудник может уволиться без отработки обязательных двух недель в 3-дневный срок. Такое возможно при наступлении следующих обстоятельств:
- на испытательном сроке – ст. 71 ТК РФ;
- если трудовой договор был заключён на срок менее, чем 2 месяца – ст. 292 ТК РФ;
- если сотрудник был занят на сезонных работах – ст. 296 ТК РФ. Такой срок предусмотрен только для работника. Если работодатель решит уволить сезонного сотрудника, он должен предупредить последнего за 7 календарных дней.
Чтобы сотрудник считался сезонным работником, это должно быть обязательно указано в трудовом договоре.
Заявление на увольнение без отработки
Для того чтобы уволиться, работник должен написать на имя работодателя заявление. Точно такой же порядок действует, если сотрудник увольняется без отработки. В заявлении так и нужно указать «прошу меня уволить без обязательной отработки 2-недельного срока по причине….».
В некоторых случаях работник должен представить доказательства того, что он не может отрабатывать положенные 2 недели. Например, если это невозможно по причине переезда на другое место жительства. Для этого достаточно предъявить документы о выписке.
Увольнение одним днем без отработки
Уволиться одним днём сотрудник может и по договорённости с работодателем, и в случае наступления причин, указанных выше. Работник пишет заявление, и в тот же день получает расчёт и трудовую книжку.
Кроме вышеуказанных причин, в коллективном договоре могут быть указаны дополнительные обстоятельства увольнения сотрудника одним днём. Если работодатель не считает, что наступившее обстоятельство является основанием для увольнения сотрудника одним днём, последний может обратиться в трудовую комиссию или же в суд для защиты своих прав.
Законное увольнение после трехдневной отработки
Как уже говорилось, стандартный срок отработки перед увольнением – 2 недели. Но есть такие категории работников, которые в этот список не попадают. По их требованию, работодатель должен их уволить и полностью рассчитать в более короткий – 3-дневный срок.
К таковым сотрудникам можно отнести:
- тех, кто проходит испытания. В ст. 71 ТК РФ сказано, что если сотрудник, находящийся на испытательном сроке, решил уволиться по собственному желанию, то он должен отработать только 3 рабочих дня;
- сотрудники, с которыми заключён временный договор. То есть в ст. 292 ТК РФ сказано, что если сотрудник нанимался на работу только для выполнения определённого объёма работ (или определённого вида работ), и с ним заключён трудовой договор сроком до 2 месяцев, то перед увольнением он может отработать только 3 календарных дня;
- работники, привлечённые к сезонному труду. Например, для выкапывания картошки. В ст. 296 ТК РФ сказано, что работники, привлечённые к выполнению сезонных работ, и с которыми трудовой контракт заключён на срок до 2 месяцев, могут спокойно уволиться после истечение 3 календарных дней с момента уведомления своего работодателя.
Уведомить работодателя нужно в письменной форме. Как правило, хватает только заявления об увольнении. Оно и считается уведомлением начальника.
Обязательства работника при увольнении
Увольняясь, сотрудник должен соблюсти ряд своих обязательств. К ним можно отнести:
- обязательное уведомление своего руководителя о предстоящем увольнении. В зависимости от причины трудоустройства и причины увольнения срок уведомления может быть разным – от 2 недель до увольнения в день предупреждения;
- обязан забрать свою трудовую книжку и полный расчёт, в который входит:
- заработная плата за фактически отработанное время с момента трудоустройства и до момента увольнения;
- компенсация отпуска: каждому работнику, даже если он проработал несколько недель, положен отпуск. Поэтому работодатель должен выплатить за него компенсацию, а работник обязан её принять;
- выходное пособие. В некоторых случаях увольнения предусмотрена выплата компенсационных пособий. Они также могут быть закреплены и в коллективном договоре.
Особые обстоятельства
Существуют особые обстоятельства, при которых работник может уволиться сразу же, не отрабатывая ни дня.
К таким обстоятельствам трудовое законодательство относит:
- соглашение сторон. В ст. 77 ТК РФ сказано, что если стороны заключат между собой соответствующее письменное соглашение, то работник может уволиться и без отработки;
- сотрудники, которые поступили в ВУЗ и приступают к учёбе. Как правило, такое увольнение происходит накануне 1 сентября. О зачислении работника в ВУЗ, как правило, известно намного раньше, нежели перед началом учебного года. Поэтому и уволиться он может за 2 недели. Но если он желает прекратить трудовые отношения именно перед началом учебного года, то он должен предъявить справку из учебной части, подтверждающую зачисление в ВУЗ;
- сотрудники, которые в силу своего возраста достигли пенсионного возраста и не собираются продолжать свою трудовую деятельность. Достижение сотрудником определённого возраста, когда по закону выходят на пенсию, не является основанием для прекращения трудовых отношений;
- конфликтная ситуация с работодателем на фоне нарушения им норм трудового права относительно данного работника;
- увольнение работника по причине превышения работодателем своих должностных полномочий, как руководителя. Нередко бывает так, что начальник «забывается» и начинает оскорблять своих сотрудников и применять по отношению к ним нецензурную речь;
- нарушение сроков выплаты заработной платы или других пособий. К таковым можно отнести отпускные, выходное пособие или выплаты по «больничному», декретный и прочие;
- рабочее место конкретного сотрудника не оснащено должным образом, что мешает ему выполнять свои непосредственные трудовые обязанности в полную силу.
Это примерный перечень оснований для увольнения сотрудника без 2-недельной отработки. Также, есть другие причины для прекращения трудовых отношений без отработки. К ним можно отнести:
- семейные или личные обстоятельства, подтвержденные документами . Но если есть острая необходимость быстрого увольнения, всегда можно поговорить с руководителем и подписать с ним соответствующее соглашение;
- переезд супруга или супруги на работу в другой регион. Например, длительная командировка супруга, которая влечёт за собой вынужденный переезд всей семьи для проживания в другом регионе. Причина довольно уважительная, но некоторые работодатели просят подтвердить её документально;
- случаи, когда здоровье работника резку ухудшилось, и он не может дальше выполнять свои трудовые обязанности. Закон также считает, что такая причина является довольно веской для увольнения. Но без необходимых медицинских документов уволиться не получится;
- семьи, в которых есть дети до 14 лет;
- многодетные семьи, если на иждивении увольняющегося родителя находятся 3 или более детей в возрасте до 16 лет. Если они обучаются в ВУЗе, то до окончания учебного заведения;
- возникла необходимость ухода за ребёнком – инвалидом или другим членом семьи, имеющим первую группу инвалидности. Наличие такой причины также должно быть подтверждено медицинскими документам;
- беременность сотрудницы. Наличие живота не является доказательством беременности. Нужно предъявить руководителю медицинскую справку из медучреждения, в котором данная беременная сотрудница состоит на учёте. Справка подписывается главным врачом учреждения, заведующей женской консультации и лечащим врачом. Также на справке должна стоять «главная» печать учреждения.
Уволиться без отработки, оформив отпуск
Существует ещё один вариант увольнения без фактической обязательной отработки, если у увольняющегося есть дни неиспользованного отпуска. То есть работник может уйти в отпуск с последующим увольнением. Тогда последним днём на данном рабочем месте будет считаться последний день отпуска. И отработка не потребуется! Но нужно достичь договорённости с работодателем, хотя бы устной.
Отработка или суд
Может возникнуть и такая ситуация, когда работник имеет законные основания для увольнения от данного работодателя без отработки положенного срока, а работодатель настаивает на обратном. Как быть в такой ситуации?
Если работник не хочет «трепать себе нервы», он может спокойно отработать положенный срок и уволиться. Но есть и другой вариант – самозащита своих трудовых прав. То есть он может подать в суд на работодателя.
Такой процесс может длиться несколько месяцев. Это неудобно ни той, ни другой стороне. Поэтому стоит искать варианты мирного решения проблемы. Что может сделать сам работник? Он может предложить вместо себя замену, то есть компетентного сотрудника, который желает приступить к трудовым обязанностям в день увольнения. Если работодателя устроит такой вариант, он пойдёт на уступки и отпустит увольняющегося сотрудника без отработки. Но если никакие меры не помогают, то остаётся только решение проблемы в судебном порядке.
Образец заявления
Чтобы уволиться, сотрудник должен написать заявление на увольнение. Если же он желает уволиться без отработки, то и этот факт нужно отразить в заявлении.
Заявление на увольнение без отработки должно содержать:
- должность и инициалы уполномоченного лица, которое принимает подобного рода заявления;
- полное название работодателя;
- инициалы и должность увольняющего сотрудника. Если предприятие большое, то нужно указать структурное подразделение;
- само заявление. Здесь увольняющийся сотрудник указывает:
- просьбу уволить его определённого числа. Например, уволить 05.04.2018 года. Тогда последним рабочим днём будет считаться 04.04.2018 года;
- просьба уволить без отработки;
- причины увольнения без отработки;
- список документов, которые сотрудник прилагает к заявлению для подтверждения причины столь скоротечного увольнения;
- если же увольнение без отработки происходит по соглашению сторон, то можно указать и реквизиты этого соглашения.
- Когда сотрудник изложит основной текст, он указывает дату написания заявления, ставит свою подпись и расшифровывает её.
Заявление, желательно, оформить на фирменном бланке предприятия. Но, если такого не разработано, то можно написать на обычном листе.
Куда уйти от пьющего мужа? Ребенок болеет, работы нет.
Вопрос читателя:
Здравствуйте, я не знаю что мне делать. Живём с ребёнком в квартире мужа, я не работаю. Ребёнок часто болеет, перенес тяжелую болезнь в реанимации, лежал в коме. Мне некуда уйти от мужа, который превратил нашу жизнь в ад. Уже больше двух лет пьёт практически беспрерывно. Вызывала милицию, когда уже не в силах было справляться самой. Дома, когда пьяный находится, страшно. Ещё как-то работает, но с трудом идёт на работу. Ребёнку нельзя это видеть, квартира маленькая никуда не спрячешься, муж уже подымает руку на меня, стал к ребёнку относиться с агрессией, когда трезвый. Пьяного подпускать к ребёнку нельзя.
Понимаю, что выход один – уходить от мужа надо срочно, а некуда, и заработать я не могу, даже чтоб прокормить себя с ребёнком. Про съёмную квартиру и говорить нечего.
Какой может быть выход из этой ситуации? Подскажите, я сама его не вижу.
Екатерина
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день!
Дорогая Екатерина, помоги Вам Бог! Очень трудная ситуация. Давайте вместе подумаем, что тут можно сделать. Вы верно говорите, что надо уходить. Алкоголизм – это и по церковным установлениям один из поводов для расторжения брака. Так что да – надо спасаться. У Вас точно нет родственников, к которым можно уйти? Мамы, отца, тети, может быть, бабушки живы? Если бы у Вас получилось у них побыть какое-то время, уже было бы хорошо.И сразу немедленно вспоминать, какая у Вас специальность, и идти на работу, чтобы был свой кусок хлеба в жизни.
Если такого ничего совсем нет, то временное прибежище можно найти в церковных приютах. Есть, например, кризисный центр «Дома для мамы». Позвоните туда и узнайте, могут ли они Вам помочь и как. Контакты есть на сайте, а сами приюты есть не только в Москве, уже во многих епархиях по всей стране.
У нас есть материалы о его работе, вот они:
За 4 года московский «Дом для мамы» приютил 140 женщин…
Даже оставляя ребенка, женщина должна иметь возможность…
Если с ними как-то не сложится, попросите у них контакты других приютов, временных прибежищ для женщин с ребенком. Люди, которые занимаются такого рода помощью, наверняка знают, где и что есть, где есть места, где могут Вам помочь.
Также существуют центры поддержки женщин, подвергающимся домашнему насилию. Например, центр “Китеж”. Если вы хотели бы получить их контакты, напишите письмо на [email protected] и мы вышлем их вам в личном письме.
Переезд в приют – это очень серьезный шаг. Вам надо очень следить за своим состоянием. Молитесь Богу и Матери Божией, просите их о помощи и заступничестве. Можно молиться самой короткой молитвой: “Господи. помилуй”. Делаете что-то – молитесь, собирайте себя, стяжайте мир в сердце. Это трудно, но… постарайтесь!
Не надо увещевать мужа, уговаривать… Вы просто делайте то, что считаете нужным, и все, не вступая в новую (возможную) конфронтацию с супругом. И далее подобно обсудите Ваши отношения с мужем и Ваше собственное состояние с психологами из центра. Не бойтесь говорить с ними! Ваша задача – встать на ноги и шагнуть в новую жизнь.
А на будущее – непременно имейте собственную почву под ногами, как бы хорошо ни было – не отказывайтесь от того, чтобы хотя бы немного участвовать в профессиональной жизни. Даже если муж будет зарабатывать очень хорошо и эти деньги будут казаться грошами – все равно постарайтесь не терять квалификацию. Это будет Вас очень поддерживать и укреплять морально, Вы будете хорошим примером для ребенка, Вы сами будете гордиться собой и муж Вами – тоже. И в будущих отношениях, очень Вас прошу, внимательно смотрите, что за человек с Вами рядом. Как только чувствуете, что отношения с тем или иным человеком могут начать угрожать вашему и вашего ребенка здоровью и жизни – бегите сразу, не дожидаясь каких-то совсем радикальных ситуаций.
Храни Вас Господь!
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Служба закончится, что дальше?
Быстро летит время. Казалось бы, только вчера новобранцы надели армейскую форму, а сегодня уже добрая половина установленного срока военной службы осталась позади. Скоро перед каждым военнослужащим, проходящим службу по призыву, встанет вопрос «А что дальше, чему посвятить себя после истечения установленного срока армейской службы?»
Порядок увольнения военнослужащих в, запас, их трудоустройство и получение ими образование
Порядок увольнения военнослужащих с военной службы определен Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ № 1237от 16 сентября 1999 г., а также изданными во исполнение указанных актов приказами министра обороны РФ.
Увольняемые с военной службы солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходившие военную службу по призыву, направляются в военные комиссариаты по месту жительства. Их направление в другие пункты разрешается только в случае изменения места жительства их семей, подтвержденного документально.
Законодательством установлено, что военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы. Военнослужащие, уволенные с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должны быть полностью обеспечены установленными видами довольствия. До проведения всех необходимых расчетов они из списков личного состава воинской части без их согласия не исключаются.
Военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие, равное 100 рублям, а лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — 500 рублям.
Проезд от места прохождения военной службы до места жительства — бесплатный. Для этого уволенному военнослужащему выдаются воинские перевозочные документы, в обмен на которые он приобретает в кассе билет для проезда на железнодорожном, воздушном, водном либо автомобильном транспорте.
Гражданам, уволенным с военной службы по призыву, предоставляются следующие гарантии по трудоустройству и социальному обеспечению:
— предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;
— сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;
— зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы (из расчета один день военной службы за два дня), учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении льгот, связанных со стажем работы, если перерыв между даем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий — независимо от продолжительности перерыва;- преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;
— предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в размере 500 руб.;
— зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных льгот, связанных со стажем государственной службы, независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу.
Гражданам, уволенным с военной службы по призыву, предоставляются следующие льготы и гарантии по получению образования:
— сохранение за гражданами, призванными на военную службу в период обучения в государственных образовательных учреждениях профессионального образования, при увольнении с военной службы права на продолжение образования в том образовательном учреждении, в котором они обучались до призыва;
— преимущественное право на поступление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения образовательных учреждений высшего профессионального образования;
— право внеконкурсного зачисления в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования при условии получения ими положительных оценок на вступительных экзаменах граждан, уволенных с военной службы и поступающих в указанные образовательные учреждения по рекомендациям командиров.
Порядок выдачи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования регулируется Инструкцией, утвержденной приказом министра обороны № 20 РФ от 21 января 1999 г.
Согласно ей рекомендации выдаются военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с. военной службы, положительно зарекомендовавшим себя в период прохождения военной службы.
Военнослужащие, желающие получить рекомендацию, не позднее чем за месяц до увольнения с военной службы подают рапорт своему непосредственному начальнику. Решение о выдаче рекомендации принимается прямыми начальниками от командира роты) и выше. При положительном решении командиры (начальники) ходатайствуют перед командиром воинской части о выдаче военнослужащему рекомендации.
Она подписывается командиром воинской части и заверяется печатью воинской части. В военном билете рекомендуемого в разделе «Особые отметки» производится запись следующего содержания: «Выдана рекомендация для внеконкурсного зачисления в государственное образовательное учреждение высшего или среднего профессионального образования», которая заверяется подписью начальника штаба воинской части и печатью воинской части.
Право на получение рекомендации сохраняется за гражданами, уволенными с военной службы. Граждане, уволенные с военной службы, желающие ее получить, обращаются с письменным заявлением к командиру воинской части, в которой проходили военную службу до увольнения. При положительном решении рекомендация выдается уволенному лично или высылается ему по почте. О ее выдаче объявляется в приказе командира воинской части. Выписка из данного приказа направляется в военный комиссариат по месту постановки на учет уволенного. На ее основании в военном билете уволенного (удостоверении личности) военным комиссариатом производится соответствующая запись, которая заверяется подписью военного комиссара и печатью военного комиссариата.
Порядок поступления в вузы Министерства обороны РФ и на военную службу по контракту
Для военнослужащих, желающих стать офицерами Вооруженных Сил Российской Федерации, существует большой выбор вузов Министерства обороны РФ. Там готовят офицеров почти по 300 специальностям — командным, командно-инженерным, инженерным, гуманитарным, юридическим, медицинским и ряду других.
Сроки обучения в большинстве военных вузов для получения высшего образования — 5 лет: В Дальневосточном и Московском (по специальности управление персоналом) военных институтах, а также в Челябинском танковом институте срок обучения -4 года. В Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского, Краснодарском военном авиационном институте имени Героя Советского Союза А.К. Серова, в Сызранском военном авиационном институте, в Иркутском военном авиационном инженерном институте и Военном университете связи имени С.М. Буденного обучение по программе средней специальной подготовки — 3 года.
Военнослужащие, проходящие службу по контракту (кроме офицеров), могут поступать в военные вузы по истечении половины срока военной службы, указанного в первом контракте, до достижения ими возраста 24 лет. Возраст определяется на момент поступления в военно-учебное заведение.
Военнослужащие, желающие поступить на учебу в военно-учебное заведение, до 1 апреля года поступления подают по команде на имя командира воинской части рапорт, в котором указываются: воинское звание, фамилия, имя, отчество, занимаемая должность, год и месяц рождения, образование, наименование военно-учебного заведения и специальность, по которой они желают обучаться.
К рапорту прилагаются: копия документа о среднем образовании (аттестата, свидетельства, удостоверения, диплома), три заверенные фотографии (без головного убора, размером 4,5×6 см), автобиография, характеристика, служебная карточка, карта профессионального психологического отбора. Подлинный документ об образовании предъявляется по прибытии в военно-учебное заведение.
Вышеперечисленные и медицинские документы на кандидатов из числа военнослужащих, а на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, кроме того, личные дела, командиры воинских частей направляют в штабы соединений до 15 апреля года поступления, в вуз.
Предварительный отбор кандидатов из числа военнослужащих завершается принятием командиром соединения решения о направлении военнослужащего в военно-учебное заведение для прохождения вступительных испытаний (отказе в направлении с указанием причин).
Списки предварительно отобранных кандидатов из числа военнослужащих, утвержденные первыми заместителями командующих объединениями, и вышеперечисленные документы высылаются в военно-учебные заведения к 15 мая года поступления.
Решение о допуске кандидатов к профессиональному отбору принимается приемными комиссиями военно-учебных заведений и доводится до абитуриентов через штабы воинских частей до 20 июня года поступления на учебу с указанием времени и места вступительных испытаний;’ или причин отказа. Профессиональный отбор проводится приемными комиссиями военно-учебных заведений. Он включает определение годности кандидатов к поступлению в вуз по состоянию здоровья, определение категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, а также оценки уровня общеобразовательной и физической подготовленности. Кандидаты, успешно прошедшие профессиональный отбор, по результатам коЯ^урса зачисляются на учебу в военно-учебные заведения.
От проверки знаний по общеобразовательным предметам освобождаются кандидаты из числа военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и при этом выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта,! а также военнослужащие, окончившие с медалями (золотой или серебряной) «За особые успехи в учении» образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования и лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, при положительных результатах собеседования.
Вступительные экзамены в подавляющем большинстве военно-учебных заведений проводятся по следующим предметам
— русский язык (письменно), математика (письменно), физика (устно).
Однако есть учебные заведения, где вступительные экзамены иные:
Новосибирское высшее военное командное училище (военный институт)
Специальность: перевод и переводоведение
— иностранный язык (комплексный), русский язык и литература (письменно и устно).
Военная академия РХБЗ (г. Москва) и Костромское высшее военное командно-инженерное училище РХБЗ (военный институт)
— химия (устно), математика и русский язык (письменно).
Военно-морской инженерный институт (г. Санкт-Петербург, г. Пушкин)
Специальность: инженерная защита окружающей среды
— вместо физики абитуриенты экзаменуются по химии (устно).
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии Маргелова В.Ф.
Специальность: перевод и переводоведение
— иностранный язык (комплексный), русский язык (письменно и устно).
Московская военная консерватория (военный институт)
— гармония и сольфеджио (письменно и устно), инструменты военного оркестра и дирижирование (практически), русский язык.
Военная академия тыла и транспорта
— вместо физики абитуриенты экзаменуются по химии (устно)
Военно-медицинская академия имени СМ. Кирова (г. Санкт-Петербург)
— биология (устно), химия (устно), русский язык (письменно).
Ярославский военный финансово-экономический институт имени генерала армии А.В. Хрулева
— математика (письменно и устно), русский язык (письменно).
Военный университет (г. Москва) Специальности:
Социальная работа, социология, юриспруденция
— обществоведение (устно), история России (устно), русский язык и литература (письменно).
Психология
— биология (устно), история России (устно), русский язык и литература (письменно).
Социально-культурная деятельность, журналистика
— русский язык и литература (письменно и устно), история России (устно).
Перевод и переводоведение
— иностранный язык (комплексный), русский язык и литература (устно и письменно).
Военный институт физической культуры (г. Санкт-Петербург)
— физическая культура и спорт (по избранному виду спорта), биология (устно), русский язык (письменно).
Поступающие на обучение по программам средней специальной подготовки (срок обучения 3 года) вступительные экзамены сдают по математике (устно) и русскому языку (письменно).
Поступающие в Саратовский военно-медицинский институт на фельдшерское отделение сдают вступительные экзамены по биологии (устно) и русскому языку (письменно).
Кандидаты, принятые решениями приемных комиссий на учебу, зачисляются в вузы на должности курсантов приказами начальников военно-учебных заведений с J августа года поступления на учебу. Не зачисленные курсантами кандидаты подлежат откомандированию в свои воинские части.
Законодательство предоставляет военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, возможность продолжить .военную службу в новом качестве — по контракту.
В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы право заключения контракта о прохождении военной службы возникает с достижением 12-месячной выслуги лет военной службы по призыву.
Первый контракт с гражданами, поступающими на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта или старшины, заключается сроком на три года. При этом военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может заключить первый контракт на меньший срок при условии, что обшая продолжительность его военной службы по призыву и по первому контракту составит три года или пять лет.
Отбор кандидатов на военную службу по контракту из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, осуществляется командирами подразделений путем коллективных и индивидуальных бесед, информирования личного состава об условиях военной службы по контракту, разъяснения положений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам военной службы по контракту.
В ходе проведения этой работы выявляются лица, отвечающие предъявляемым требованиям и изъявившие желание проходить военную службу по контракту.
Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает рапорт по команде, который регистрируется и принимается командиром воинской части к рассмотрению. Командир воинской части рассматривает рапорт и принимает по нему решение в сроки, определенные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ для рассмотрения предложений военнослужащих.
Основаниями для отказа кандидату в заключении с ним первого контракта являются:
— отсутствие в Вооруженных Силах РФ вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;
— решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;
— вынесение в отношении его обвинительного приговора и назначение наказания, ведение в отношении его дознания, предварительного следствия или передача уголовного дела в суд;
— наличие у него неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления;
— отбывание наказания в виде лишения свободы;
— признание его по результатам медицинского освидетельствования ограниченно годным к военной службе, временно негодным к военной службе или негодным к военной службе;
— отнесение его по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности;
— признание его не соответствующим требованиям для поступающих на военную службу по контракту по уровню образования, профессиональной или физической подготовки.
Солдатам (матросам) и сержантам (старшинам), проходящим военную службу по контракту, в соответствии с законодательством предоставляются следующие льготы, гарантии и компенсации:
— время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы (п. 3 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);
— военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск следующей продолжительности:
— военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, — 30 суток;
— военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет и более, — 35 суток;
— военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 15 лет и более, — 40 суток;
— военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, — 45 суток (п.5 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);»
— выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере 600 руб. в месяц (п.1 ст.14 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);
— военнослужащие имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества денежной компенсации в размере стоимости указанных предметов, но не более 3 тыс. руб. в год (п.2 ст.14 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);
— за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, сохраняются на первые пять лет военной службы права на жилые помещения, занимаемые ими до поступления (призыва) на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу (п.2′ ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);
— контрактники имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам врачей в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях (п.2 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» );
— военнослужащие имеют право по истечении трех лет непрерывной военной службы по контракту на поступление в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) форме обучения. При этом они пользуются правом внеконкурсного поступления в эти учебные заведения при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах (п.2 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);
— военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять и более лет, имеют право на прохождение в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы или состоянию здоровья профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия продолжительностью до трех месяцев, а при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями — до шести месяцев. В случае их увольнения с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно (п.4 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Рекомендуемая литература:
1. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28 марта
1998 г.
2. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г.
3. Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации № 1237 от 16 сентября 1999 г.; в Вооруженных Силах РФ данный Указ объявлен приказом министра обороны Российской Федерации № 500 от 10 октября 1999 г.).
1999 г.
6. Фатигаров В. Профессия -Родину защищать // «Красная звезда» от 6 марта 2004 г.
кандидат юридических наук,
начальник юридической службы ГУВР ВС РФ, Полковник юстиции
Виктор Корякин
«Ориентир» 2005.09
Теги: огп
Добавить комментарий