Паисий святогорец том 5

Слова. Том V. Страсти и добродетели

Том I * Том II * Том III * Том IV * Том VI

Аудио

Раздел I. Страсти Глава 1. Борьба со страстями Не надо оправдывать свои страсти Видение страстей Гордость – опора страстей Страсти искореняются легко, пока они «молоды» Как избавиться от страстей Лучше геройски погибнуть, чем быть побеждённым страстями Нужно сажать, чтобы Бог возрастил Часть первая. Себялюбие – мать страстей Глава 1. Себялюбие и его последствия От себялюбия происходят все страсти Ешь невкусное и наслаждайся Христом Любовь к себе уничтожает любовь к ближнему Другие пусть пропадут пропадом! Мука самоуспокоения Себялюбие лишает нас мира и радости Глава 2. Свобода от рабства себялюбия Цель подвига: совлечение своего ветхого человека Не надо слишком заботиться о комфорте Для кого ты бережёшь своё «я» – для себя самого? Когда есть самоотречение, Бог подаёт Свою благодать Часть вторая. Гордость – корень греха Глава 1. Гордость – генеральный штаб страстей Когда мы не чувствуем гордости Гордые помыслы Глава 2. Гордость многообразна Скрытая гордость Эгоизм – непослушный сын гордости Высокое о себе мнение Самоуверенность Хвастовство Человекоугодие Леденец похвалы Тщеславие Глава 3. Последствия гордости Гордость отделяет нас от Бога Когда мы принимаем гордый помысел, то губим любое дело У гордого человека вместо духовных взлётов происходят падения Гордость делает из человека посмешище Глава 4. Ударим по гордости Воевать нужно, но воевать правильно Сломать гордость тебе помогает твой брат Духовное расщепление личности Высокое положение и смиренное расположение Не присваивай себе того, что тебе дал Бог Часть третья. Осуждение – величайшая несправедливость Глава 1. «Не судите, да не судими будете» (Мф.7,1) Осуждение исполнено несправедливости Как мы доходим до осуждения От осуждения Благодать Божия уходит Тот, кто осуждает других, впадает в те же грехи Если мы снисходительно относимся к ошибкам других, то Бог проявит снисхождение и к нашим ошибкам Глава 2. Борьба с осуждением Если мы будем заниматься собой, то осуждать не будем Если мы других оправдываем, то не осуждаем Не надо спешить делать выводы Часть четвертая. Дети себялюбия и гордости Глава 1. Яд зависти Зависть – одна из главных страстей Ревность отравляет сильную любовь женщины Зависть нас ослабляет Кто погребает собственные дарования, тот завидует дарованиям других Хорошая зависть Глава 2. Гнев – враг мира Божия Обратим гнев против страстей Почему мы гневаемся «Гневайтеся, и не согрешайте» (Пс.4,5) «Уготовихся и не смутихся» (Пс.118,60) Смирением и молчанием мы побеждаем гнев Глава 3. Душевредная печаль Радость от Христа, а печаль от диавола Эгоизм всегда приносит печаль и страх Неблагодарный человек всегда печален Тангалашка хочет видеть нас опечаленными Печаль истощает наши душевные и телесные силы Духовной удалью прогоните немощь Славословие Бога – противоядие уныния Раздел II. Добродетели Взвращивание добродетелей Делание добродетели есть хранение заповедей Господних (Исаак Сирин) Все добродетели необходимо взращивать Добродетель других и нас наполняет благоуханием Пример святых в делании добродетели Очистим добродетель от примесей Гордость – похититель добродетелей Духовная красота Часть первая. Есть одна добродетель – смирение Глава 1. «Бог смиренным даёт благодать» У смиренного есть все добродетели. На смиренном почивает Дух Божий Один смиренный помысел мгновенно приводит в действие Благодать Божию Глава 2. Труд по стяжанию смирения Как возделывается смирение Сердечное смирение – это всё Смирение на деле, а не только на словах Когда мы просим у Бога смирения, то должны принимать унижения Умаляй себя во всём Ниже всей твари Глава 3. Смирение – великая сила духовной жизни Где есть смирение, там нет места диаволу Духовное преуспеяние есть там, где есть большое смирение Смиренные хранят своё духовное богатство в сокровищнице у Бога Часть вторая. Любовь духовная Глава 1. Неисчерпаемая любовь Божия и наша любовь к Богу Плотный огонь любви Божией Правильное распределение любви Восхождение на Небо Отдадим, свою любовь Христу Огонь любви Божией Божественный эрос Святое безумие Божественное опьянение Глава 2. Любовь к ближнему Любовь и смирение – две добродетели-сестры Дорогая истинная любовь Удалять своё «я» из нашей любви Материнская любовь ко всем Сердце не стареет никогда Совместная работа ума и сердца «От лишения..» (Лк.21,4) Брось свои старые счёты в огонь любви Любовь с состраданием Любовь извещает Любовь упраздняет расстояния Глава 3. Любовь ко всей твари Связь человека с животными до и после грехопадения Животные чувствуют любовь человека Животные просят помощи у человека Будем брать с животных пример Олет – усердная птица Часть третья. Благородство и любочестие Глава 1. Благородство – величие Божие Что такое благородство Духовное благородство – это духовное правосудие Как приобретается благородство Через великодушное благородство человек имеет общение с Богом Человек либо приобретёт благородство, либо завязнет в убожестве Глава 2. Любочестие – любовь большой благодарности Любочестные люди – это благородные души Христос радуется нашему любочестному подвигу Враг любочестия – себялюбие У любочестных людей утончённая совесть, и Бог им помогает Часть четвертая. Дети любви и смирения Глава 1. Простота и чистота Простота – первое чадо смирения Простота и наглость – разные вещи «Будете как дети» (Мф.18:3) У простого человека всегда добрые помыслы Когда есть простота, то чувствуешь себя легко Посредством святой простоты человек познаёт тайны Божии Глава 2. Вера и надежда на Бога Всё зло сегодня происходит от неверия Когда вера колеблется Недоверие и маловерие Верующий в Бога ничего не боится «Предзрех Господа предо мною выну» (Пс.15:8) Надежда на Бога и доверие Богу – самая надёжная гарантия Имеющий правую веру обладает настоящей любовью Глава 3. Спасительное терпение «Блажен, муж, иже претерпит искушение» (Иак.1.12) Чтобы терпеть другого человека, нужно его любить Христос основал человеческое спасение на терпении Зимой мы терпим в надежде, что придёт весна Глава 4. Духовная радость Богородица принесла радость в мир Где Христос – там истинная радость Духовная радость приходит в результате духовного делания Божественная радость приходит, когда ты себя отдаёшь Духовная радость – дар Божий Духовная боль – это духовная радость Глава 5. Рассуждение – венец добродетелей Каково наше духовное состояние – таково рассуждение В каждой добродетели необходимо рассуждение И в любви требуется рассуждение В рассуждении нет пределов и правил Часть пятая. Доброе беспокойство Доброе беспокойство – добрая тревога о «добром подвиге» Воспримем близко к сердцу вопрос спасения нашей души «Даждь премудрому вину, и премудрейший будет» (Притч.9,9) Доброе беспокойство не прекращается никогда

Глава 2.

Вера и надежда на Бога

Всё зло сегодня происходит от неверия

– Геронда, я обратила внимание, что у некоторых людей, которые не верят в Бога, есть сильное желание увидеть мир, страсть к путешествиям, развлечениям.

– Когда человек не верит в иную жизнь, то он стремится увидеть мир, насладиться в этой жизни тем, другим, а в конечном итоге что получается? В нём постоянно присутствует пустота. Но если он уверует в Бога, познает Бога, то и сам будет познан Богом1, и у него явится чувство полноты.

– Если бы люди думали о том, что эта жизнь преходяща неужели они бы не изменились?

– Смотря кто. Если скажем, к примеру, пришёл конец света – то человек неверующий станет ещё более дерзким, чем обычно, предастся злу и греху. А человек верующий, наоборот, сдержит себя. «Зачем я буду тратить время на пустое, – скажет он. Лучше позабочусь о душе, постараюсь жить духовно, творить милостыню».

Всё зло сегодня происходит от неверия. Раньше люди верили, и у самых равнодушных в душе жила вера, хотя люди были простые и даже не понимали ничего из того, что слышали в церкви. Некоторые не знали даже, что Евангелий всего четыре, думали, что их двенадцать. Но какую веру имели люди, какое благоговение! А какое мужество было у медсестёр! Сколько из них ушли на войну добровольцами! У них была вера и жертвенность, как они помогали людям! А сегодня? Кто-то мне рассказал, как один больной читал «Верую», а медсестра, услышав, стала его бить – думала, что хочет её сглазить! Люди не знают даже Символа веры! До чего мы дошли! Спрашиваешь молодых: «Во что ты веришь?» «Не знаю, я пока не решил», – отвечает. «Какую веру исповедуют твои мать и отец?» – «Не знаю, я их не спрашивал». Он даже не потрудился узнать, во что верят его родители! Если у человека такое безразличие, чем ему можно помочь?

– Геронда, а ведь в странах, где существовал тоталитарный режим, Положение ещё хуже.

– Да, но сколько мучеников явится из числа тех, кто сохранил свою веру при тоталитарном режиме! Один русский, живя на чужбине, наконец побывал в России, и он мне рассказывал: «Ко мне подошла одна бабушка, которая знала меня давно, и спросила: «В этом пальто ты ездишь на Афон?» «В этом», – ответил я. У неё на глазах появились слёзы, она взяла пальто и стала, бедная, его целовать, чтобы получить благословение». Видишь, вера, чем больше её угнетают, тем она сильней. Она как пружина чем сильнее её сжимают, тем сильнее она выстреливает, когда разжимается. Приходит время, когда тому, кто давит, делается тяжело давить на пружину, он её отпускает, и пружина выстреливает.

Когда вера колеблется

– Геронда, почему многие верующие потеряли веру?

– Если человек относится невнимательно к вопросам веры и обряда, то постепенно он начинает забываться и может стать совершенно бесчувственным, дойти до того, что перестанет вообще во что-либо верить.

– Некоторые говорят, что их вера колеблется, когда они видят, как страдают хорошие люди.

– Даже если бы Бог сжёг всех хороших людей, всё равно человек не должен принимать помысел «слева», но должен думать, что Бог всё, что ни делает, делает по любви. Бог знает, что делает. Если Он попустил совершиться злу, значит, что из него произойдёт что-то хорошее.

– Геронда, сегодня даже и верующие дети колеблются, потому что в школах есть учителя, которые учат неверию.

– Почему они должны колебаться? Святой Екатерине было девятнадцать лет, и она своим знанием по Бозе и премудростью заградила уста двумстам философам. Даже протестанты считают её покровительницей науки.

В вопросах веры и любви к Родине нет места компромиссам, человек должен быть непреклонен, твёрд

– Геронда, раньше я молилась с верой, и Бог исполнял всё, что я просила Теперь у меня нет такой веры. В чём тут причина?

– В твоей мирской логике. Мирская логика расшатывает веру. «Аще имате веру и не усомнитеся… вся, елика аще воспросите в молитве верующе, пришлете» (Мф.21,21-22), – сказал Господь. В этом основа В духовной жизни мы находимся в области чуда.

Один плюс два не всегда будет три, может быть и пять тысяч, и один миллион! Необходимо благое произволение и любочестие. Ведь, если у человека нет благого произволения, он ничего не понимает. Вот и распятие Христово пророки описали в таких тонкостях – вплоть до того, что станет с Его одеждами (См. Пс 21,19), куда пойдут деньги, полученные за предательство, что на них купят землю горшечника для погребения странников (См. Мф. 27,7-9; Иер. 18,2; 39,9), но евреи всё равно не поняли. «Беззаконный же Иуда не восхоте разумети».

Недоверие и маловерие

– Геронда, почему Моисей за небольшую оплошность был лишён возможности войти в Землю обетованную (См. Чис 20,1 –13; Втор. 32,48-52)?

– Это была не небольшая оплошность, это было недоверие. Бог провёл израильтян через Чермное море (См. Исх. 14,1-31), извёл им воду из скалы на Синае (См. Исх. 15,22-25; 17,1-7), питал их манной (См Исх. 16,1-36), явил, им столько чудес, а они, когда опять явился недостаток в воде, стали роптать. А Моисей, когда Бог ему сказал ударить в скалу, чтобы пошла вода, выказал недоверие «Может ли из этой скалы потечь вода?» – сказал он (См. Чис.20,1-13). Поэтому Бог определил ему такое наказание: «В наказание, – сказал Он, – ты только издалека увидишь Землю обетованную» (См Втор. 32,48-52). Если бы в другой раз Бог не извёл для народа чудесным образом воду из скалы, то у Моисея было бы какое-то оправдание, но теперь его недоверие нельзя было оправдать, поэтому Бог не позволил ему войти в Землю обетованную.

– Геронда, я считаю, что могу исправиться своими собственными усилиями, и потому не имею преуспеяния?

– Что ты можешь сделать сама? Пока человек держится за себя, он препятствует излиться на него милости Божией, топчется на месте, не продвигается вперёд. Если бы у тебя было немного веры, то твоя жизнь изменилась бы практически полностью, и если бы было немного смирения, то ты обрела бы Благодать Божию. Всё из-за того, что ты хромаешь в вере и смирении. Бог оказывается «скованным» по рукам и ногам и не может тебе помочь, так как уважает твою свободную волю. Проси у Христа веры – «приложи нам веру» (Лк.17,5) – и возделывай смирение. Ведь если человек и верит, но одержим гордостью, то вера бездействует.

Вспомните сотника, о котором говорится в Евангелии. В нём не было гордого помысла, а какая вера была! «Я не достоин, – сказал он Христу, – чтобы Ты вошёл в мой дом, но скажи одно слово и исцелится раб мой». И не позволил Ему приблизиться к своему дому. Потому Христос сказал: «Ни во Израили толики веры обретох» (Мф.8,10).

Верующий в Бога ничего не боится

– Геронда, нам говорили, что придёт время, что у нас всё будет, но мы не сможем всё это есть. Сегодня люди сомневаются в качестве большинства продуктов.

– Что делать? Окружающая среда загрязнена. Но пусть у вас не будет страха. Творите крестное знамение и не бойтесь. Я знаю людей, которые превращают свою жизнь в муку, потому что всего боятся – и они христиане, крещены, помазаны святым миром, причащаются, читают Евангелие, знают наизусть разные изречения из Него. Неужели они не видят силы Благодати Божией? «Если выпьете что-нибудь смертоносное, не повредит вам» (Ср.Мк. 16,18), – сказал Христос, и ещё: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов, и ничто не повредит вам» (Ср. Лк. 10,19).

Если в человеке живёт Благодать Божия, он ничего не боится. Поэтому будем всегда испрашивать Благодати Божией, творя крестное знамение. Помните случай, о котором говорится в Лавсаике? Один монах пошёл набрать воды из колодца и, увидев там аспида, в страхе убежал, так и не набрав воды. «Пропали мы, авва, – сказал он своему старцу, – у нас в колодце змея!» «Хорошо, – сказал ему Старец, – а если во всех колодцах будут змеи, что ты станешь делать, умрёшь от жажды?»– Старец пошёл, перекрестил колодец, набрал воды и выпил. «Где крест, там ничего не может злоба сатаны».

– А вот я чувствую внутри страх.

– Твой страх – это благословение Божие, Божий Промысл, чтобы ты всегда прибегала к Нему с молитвой. Это поможет тебе ухватиться за Бога. Посмотри, если маленького ребёнка не припугнуть, его невозможно утихомирить. Подвизайся с любочестием, с надеждой на Бога, и тогда ты не будешь ничего бояться. Разве мы не поём за великим повечерием: «Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог»?

«Предзрех Господа предо мною выну» (Пс.15,8)

– Геронда, какого рода был страх, который почувствовал пророк Даниил, когда увидел Ангела (См. Дан. 10,8-12)?

– Это было некое смущение, трепет, святой страх. Даниил пал, чтобы поклониться Ангелу, но тот ему сказал: «Встань, Даниил, и не бойся, Бог услышал твою молитву».

Страх Божий – это великое почтение, благоговение, некое смущение духовного рода, происходящее от большой любви к Богу. Как человек ощущает некое смущение в присутствии уважаемого лица, такое же ощущение испытывает и человек, имеющий страх Божий, где бы он ни оказался, потому что везде чувствует присутствие Божие. Не сказано ли: «Предстояще со страхом херувими»? Такое смущение и страх заключают в себе мир и радость, не вызывают у человека боли. «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом» (Пс.2,11), – говорит псалмопевец.

– Геронда, спокойствие совести связано со страхом Божиим?

– Если у человека нет страха Божия, какая у него может быть совесть? Если нет страха Божия, человек может легко попрать свою совесть, и тогда он перестаёт быть человеком.

– Геронда, когда я чувствую благодарность к человеку, то могу сделать для него всё, что он попросит Но у меня нет такой же благодарности к Богу за Его благодеяния.

– В тебе есть благодарность к Богу, но нет живого движения. Ты испытываешь к человеку больше благодарности, потому что ощущаешь его присутствие. Требуется духовный труд, чтобы начать живо ощущать присутствие Божие. Если ты будешь ощущать присутствие Божие, то будешь чувствовать и большую благодарность к Богу. Теперь ты говоришь «Отче наш» и не чувствуешь ничего. Но если бы у тебя на самом деле было ощущение того, что Бог твой Отец, то ты не могла бы оставаться бесчувственной при этих словах.

Человек должен постоянно иметь чувство присутствия Божия. Когда человек ощущает присутствие Божие, присутствие Ангелов и святых – это для него хорошая сдерживающая сила, не дающая уклоняться в сторону. Предзрев Господа предо мною выну… да не подвижуся» (Пс.15,8), – говорит Давид. Если мы, делая что-либо, думаем, что Бог нас видит, наблюдает за нами, то можем быть уверены в том, что делаем.

– Геронда, как рассудочное ощущение Бога станет сердечным, чтобы нам познать Бога?

– Мы должны очистить своё сердце. Если сердце очистится, Бог приходит в наше сердце, и мы Его познаём Значит, всему предшествует любочестный подвиг и лю-бочесгный подход, тогда и приходит сердечное чувство Бога.

Надежда на Бога и доверие Богу –самая надёжная гарантия

– Геронда, я ещё ко всему подхожу по-человечески, а не духовно, и ощущаю тревогу.

– Ты свои собственные планы поставляешь впереди планов Божиих, потому страдаешь. Доверием Богу и смирением решаются все проблемы. Делай то, что можешь сделать сама, а далее предоставляй себя Божественному Промыслу и воле Божией. Надежда на Бога – это усиленная, укреплённая вера, это для человека самая надёжная гарантия.

Разве маловажное дело человеку иметь союзником Бога? Помню, перед уходом в армию, я молился святой Варваре, прося её помощи – я почитал эту святую, потому что с детства ходил молиться в храм святой Варвары. «Пусть я подвергнусь на войне опасности, только бы человека не убить», – просил я. И как всё устроил Благой Бог! Тех, кто был образованнее меня, отправили на передовую простыми рядовыми, а меня с моим начальным образованием взяли в связисты! Мне говорили: «У тебя сильные покровители». «Да какие у меня покровители, –отвечал я, – у меня здесь и знакомых-то нет». «Ладно, хватит шутить. Отвечай, кто у тебя в генеральном штабе?» Так как люди продолжали настаивать, то я им отвечал: «У меня в генеральном штабе Христос». Так и вышло, что я никогда не брал в руки оружия.

– Геронда, как растёт выносливость души?

– Через надежду и доверие к Богу. Они наделяют человека большой силой. Нужно полностью довериться Богу и на каждое испытание смотреть как на дар, посланный любовью Божией. Человек, имеющий великое доверие к Богу, радуется всему. Будь он болен, или голоден, или несправедливо обижен, или… или… он всегда верит, что это попущено Богом, надеется на Бога и всегда пребывает в безопасности, находясь в пристани надежды на Бога.

Имеющий правую веру обладает настоящей любовью

– Геронда, Вы нам говорили, что сначала вера, а потом приходит любовь к Богу.

– Смотрите, чтобы возлюбить Бога, нужно в Него уверовать. Какова наша вера, такова и любовь к Богу. Хотя помысел мне говорит, что у любочестного человека любовь к Богу предшествует вере. Как-то мелко просить Бога сначала открыться тебе, чтобы ты смог в Него уверовать, а потом уже Его любить. Я люблю любочестно Бога, а затем Бог действует. И чем больше я вижу благодеяний Божиих, тем больше увеличивается моя вера и любовь к Богу. Я люблю и всех людей, так как они образ Божий, и всех животных и птиц, и всё творение, потому что оно создано Богом.

– Геронда, может человек иметь любовь, не имея правой веры?

– Человек может думать, что имеет любовь, а на самом деле не иметь. В православном догмате находит человек истинную любовь. Как-то раз ко мне в келью пришли два католика, один был журналистом, другой секретарём в Ватикане. «Прежде прочитаем «Отче наш»», – сказали они. «Чтобы прочитать «Отче наш», – сказал я, – нужно прийти к согласию в догмате, но между нами и вами великая пропасть». «Так что же, – говорит один, – только православные спасутся? Бог со всеми людьми». «Правильно, – отвечаю я ему, – а ты можешь мне сказать, сколько людей с Богом?» «Проявим любовь», – говорят они потом «И грех сделался модой», – говорю я. «И это тоже часть любви», – говорят они. «Все говорят о любви, мире и согласии, – сказал я им в конце, – и все живут в разладе с собой и с другими, потому и делают всё большие бомбы».

Многие, кто говорит о мире и единении, сами не пребывают в единении с Богом, потому что не любят Его и не имеют истинной любви. Истинная любовь у того, кто имеет правую веру, живёт вблизи Бога Тогда в его лице начертается Бог, и другие видят в его лице Бога.

– Желаю, чтобы Бог просветил всех людей, с которыми мы являемся братьями по плоти – от Адама и Евы, – чтобы они пришли «в разум истины» (1Тим.2.4), дабы сделаться и нашими братьями по духу.

Аминь.

Паисий Святогорец — Слова. Том 5. Страсти и добродетели

12 3 4 5 6 7 …11

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец

Слова.

Том V.

Страсти и добродетели

Раздел 1.

Страсти

«Борьба со страстями – это постоянное сладкое мученичество за соблюдение заповедей ради любви ко Христу»

Борьба со страстями

— Геронда, что просил у Бога пророк Давид, когда говорил: «Духом владычним утверди мя» (Пс.50,14)?

— Давид просил у Бога дара руководства, так как он управлял людьми. Но «дух владычень» нужен каждому человеку, чтобы он управлял самим собой и им не повелевали страсти.

— Геронда, что такое страсти?

— Я думаю, что страсти — это силы души. Бог даёт человеку не пороки, но силы. Но если мы не употребляем эти силы во благо, то приходит тангалашка (бес), начинает сам их направлять, и они становятся страстями, а потом мы ропщем и пеняем на Бога Но если мы будем правильно пользоваться этими силами, направляя их против зла, то они помогут нам в нашем духовном подвиге. Например, гнев. Если он есть в человеке — это значит, что у души есть мужество, а оно полезно в духовной жизни. У кого нет гнева — у того нет и мужества, тому нелегко справиться с собой. Человек гневливый, когда использует силу, которой обладает, для духовной пользы, похож на дорогую машину, которая едет по хорошей дороге, — включаешь скорость, и никто тебя не может догнать. А если он этой силой пользуется неправильно и не контролирует себя, то он похож на машину, которая на огромной скорости летит по разбитой дороге и то и дело попадает в ямы.

Человек должен знать силы, которые у него есть, и направлять их на благо. Так, с помощью Божией, он придёт в доброе духовное расположение. Свой эгоизм, например, пусть он направляет против диавола и не сдаётся, когда тот его искушает. Склонность к пустой болтовне пусть освящает, упражняясь в молитве. Разве не лучше общаться со Христом и освящаться, чем пустословить и грешить? В зависимости от того, как человек будет использовать силы своей души, он будет становиться либо лучше, либо хуже.

Не надо оправдывать свои страсти

— Геронда, некоторые считают, что у них нет необходимых предпосылок для духовной жизни и говорят: «Нечего взять с неимеющего» (Лукиан. Разговоры в царстве мёртвых. Диалог II).

— Ещё хуже, когда люди говорят, что имеют страсти по наследству, и тем себя оправдывают.

— А если, геронда, это действительно так?

— Послушай, что я тебе скажу. У каждого человека от рождения есть некоторые задатки, хорошие и плохие. И человек должен потрудиться, чтобы избавиться от недостатков и развить то хорошее, что в нём есть, чтобы стать образом Божиим.

Плохие задатки — это не препятствие для духовного совершенствования, потому что если человек подвизается, хоть немного, но с ревностью и желанием, то это означает, что он находится в области действия духовных законов, в области чуда, и тогда все его наследственные недостатки изглаживает Благодать Божия.

Бог особенно любит и помогает той душе, которая, имея от рождения не очень хорошие задатки, ревностно подвизается в духовной жизни и стремится на Небо, пытаясь оторваться от земли и подняться ввысь на своих немощных крыльях, ослабленных дурной наследственностью. Я знаю многих людей, которые, приложив некоторое усилие, получили сильную помощь от Бога и освободились от того, что их обременяло. Для Бога такие люди настоящие герои. Ведь что преклоняет к нам Бога? Труд, который мы полагаем, чтобы победить ветхого человека.

— Геронда, а Крещение не изглаживает дурную на­следственную предрасположенность?

— В Крещении человек облекается во Христа, освобождается от первородного греха, на него сходит Божественная Благодать, но плохие наследственные задатки остаются. Неужели Бог не может и их изгладить святым Крещением? Может, но оставляет их человеку, чтобы он подвизался, чтобы победил и в конце получил победный венец.

— Геронда, я, когда предаюсь какой-нибудь страсти, говорю себе: «Такой уж я уродилась».

— Этого ещё не хватало. Может, скажешь, что всеми пороками тебя наделили родители, что пороки твоих предков в тебе проявились, а все таланты и добродетели отошли к другим? Может, и на Бога будем пенять? Если человек говорит: «Такой у меня характер, таким уж я родился с дурными наклонностями, в таких условиях вырос, значит, исправиться не могу», он словно говорит: «Виноваты в этом не только мои отец и мать, но и Бог». Знаете, как тяжело мне слышать такие слова? Ведь человек не только хулит своих родителей, но и Бога. Когда он начинает так думать, Благодать Божия перестаёт действовать.

— Геронда, некоторые считают, что когда недостаток сидит в самом существе человека, то его невозможно исправить.

— Смотри, что происходит некоторым выгодно так говорить, потому что так они себя оправдывают и даже попытки не делают избавиться от недостатка, который в них сидит. «Мне, — говорит такой человек, — Бог не дал способностей! Я в чём виноват? Зачем с меня требуют то, что выше моих сил?» Вот тебе и лазейка. Человек оправдывает себя, успокаивает свой помысел и живёт, как ему удобно. Если мы начнём говорить: «Это наследственное, то — свойство характера», как тогда будем исправляться? Такое отношение лишает духовного мужества.

— Да, геронда, но…

— Опять «но»? Ну что ты за человек такой? Изворотливая, как угорь. Всё время придумываешь какие-нибудь оправдания.

— Я же не нарочно.

— Не говорю, что нарочно. Но если Бог дал тебе такой ум, что на лету всё схватываешь, тогда почему не можешь понять, что оправдание — это очень плохо! В такой не­большой головке так много ума, и не понимаешь!

Я заметил, что некоторые умные люди защищают неправильное, потому что так им удобнее, так они оправдывают свои страсти. Другие, наоборот, не оправдывают себя, но имеют неистребимый помысел, что есть в их характере что-то, что они не могут исправить, вот и впадают в отчаяние А диавол, он что делает? Одним препятствием к духовному совершенствованию ставит самооправдание, других уловляет их повышенной чувствительностью и приводит к отчаянию.

Чтобы отсечь страсть, человек должен не оправдывать себя, а смиряться. Если он говорит, например: «Мне не дано любить, а другому дано», и не старается стяжать любовь, то как может он духовно преуспеть? Без борьбы нет преуспеяния. Разве вы не читали у святых отцов, какие первоначально у некоторых подвижников были пороки и на какую степень духовного совершенства они потом взошли? Превзошли многих очень добродетельных. Например, авва Моисей Мурин, какой был преступник и кем стал потом! Вот что Благодать Божия делает!

По моему рассуждению, человек, имеющий дурную наследственную предрасположенность, когда борется ради стяжания добродетелей, получает большую награду, чем тот, кто унаследовал добродетели от своих родителей и не проливал пота, чтобы их приобрести. Потому что один пришёл уже на всё готовое, в то время как другому пришлось много потрудиться, чтобы их стяжать. Ведь, посмотри, и люди больше уважают тех, кто, унаследовав от своих родителей долги и трудясь не покладая рук, смог не только расплатиться с долгами, но и собрать собственное имущество, чем тех, кто получил от своих родителей в наследство состояние и сохранил его.

Видение страстей

— Геронда, меня мучают страсти.

— Чувствуешь, что в тебе живут страсти?

— Иногда чувствую.

— Это хорошо. Когда человек понимает, что его борют страсти, он смиряется. А где смирение — туда приходит Благодать Божия.

— Но меня всё же огорчает, что я всё время допускаю промахи.

— Радуйся, что допускаешь огрехи, — они тебя смиряют, ведь в тебе есть гордость. «Боже мой, — говори, — вот я какая. Помоги мне. Если Ты мне не поможешь, я ничего не смогу сделать». Не отчаивайся. Когда мы допускаем оплошности, открывается наш настоящий внутренний человек, мы познаём себя и стараемся исправиться. Это показывает нам правильный путь и освобождает от иллюзий. Я радуюсь, когда проявляется какая-нибудь моя слабость, когда вылезают наружу страсти. Если бы страсти не проявлялись, я бы думал, что достиг святости, в то время как семена страстей тайно жили бы в моём сердце. Так и ты, когда разгневаешься и впадёшь в осуждение, понятно, что расстроишься, но ведь и для радости есть повод — проявилась твоя слабость, а значит, ты будешь бороться, чтобы от неё избавиться.

— Геронда, когда страсть какое-то время не проявляет себя, это означает, что её больше нет?

— Если в тебе живёт страсть, в определённый момент она проявится. Поэтому, если знаешь, что в тебе есть страсть, будь внимательной. Например, зная, что где-то рядом с твоей кельей живёт змея, ты, выходя за дверь, всякий раз будешь смотреть, чтобы она не выползла и не укусила тебя. Нестрашно, когда ты знаешь, что где-то поблизости змея, и ждёшь момента, чтобы убить её, когда она выползет, страшно, если идёшь беззаботно и ничего не подозреваешь, а она вдруг бросится на тебя и ужалит. Этим я хочу сказать, что когда человек не следит за собой и не знает своих страстей, то это опасное состояние. Но, когда он знает, какие у него есть страсти и борется с ними, тогда Христос помогает ему их искоренить.