Патриарх элладской православной церкви
Содержание
- 10. Элладская Православная Церковь
- ЭЛЛАДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
- Каноническое устройство
- Исторический очерк
- Предстоятели
- Святые и святыни
- Статистика
- Учебные заведения
- Ставропигии
- Использованные материалы
- Раздел V. Православие в Греции и Албании
- Четыре греческих митрополита призвали собрать всеправославный собор по проблеме ПЦУ
- Позиция главы Элладской церкви
- Прекращение молитвенного общения
Паломнический центр Московского Патриархата, в ответ на поступившие запросы, разъяснил, какие епархии Элладской Православной Церкви РПЦ не благословляет посещать своим паломникам. На сайте центра был опубликован список, который включает в себя 6 епархий.
Основанием для ограничения мест паломничества стало заявление Священного Синода РПЦ от 17 октября 2019 года (Журнал №125).
Прихожанам РПЦ нежелательно теперь посещать такие епархии Элладской Церкви:
- Афинскую, с центром в Афинах (правящий архиерей – Предстоятель Элладской Православной Церкви Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним II).
- Лангадскую, с центром в Лангаде (правящий архиерей – митрополит Лангадский, Литийский и Рентинийский Иоанн).
- Верийскую, с центром в Верии (правящий архиерей – митрополит Верийский, Наусский и Кампанийский Пантелеимон).
- Артскую, с центром в Арте, (правящий архиерей – митрополит Артский Каллиник).
- Триккийскую, с центром в Триккале, (правящий архиерей – митрополит Триккийский и Стагонский Хризостом).
- Димитриадскую, с центром в Волосе, (правящий архиерей – митрополит Димитриадский и Алмирский Игнатий).
Напоминаем, что 1 ноября 2019 года на территории Российской Федерации вступает в силу Закон о паломнической деятельности, согласно которому паломническими поездками на территории России могут заниматься исключительно религиозные организации.
Туристические агентства и туроператоры, которые не имеют отношения к религиозным организациям, отныне не могут самостоятельно планировать и проводить паломнические поездки. Данный законопроект Государственная Дума приняла 18 июня 2019 года, а 26 июня его одобрил Совет Федерации, — сообщили на страницах информационного агентства ТАСС.
Напоминаем, что 17 октября 2019 года Священный Синод Русской Православной Церкви опубликовал заявление по факту ситуации, которая сложилась в Элладской Православной Церкви после проведения 12 октября 2019 года внеочередного Архиерейского Собора по «украинскому церковному вопросу».
Согласно текста заявления, РПЦ прекращает молитвенное общение с признавшими ПЦУ архиереями Элладской Церкви и сохраняет его с теми, кто выступил против такого признания.
Члены Синода постановили сохранять молитвенное общение с теми греческими архиереями, которые высказались против признания ПЦУ, но прекратить его с признавшими недавно созданную в Украине новую церковную структуру.
Прихожанам Русской Православной Церкви отныне не благословляется совершать паломничество в епархии, которые управляются отлученными от молитвенного общения греческими иерархами.
В заявлении также сказано, что, если Предстоятель Элладской Церкви Архиепископ Иероним начнет поминать за богослужениями главу ПЦУ Епифания Думенко, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вынужден будет прекратить поминовение самого Архиепископа Иеронима.
P.S. Афинская церковь Святой Животворящей Троицы, (ранее известная, как посольская), относится к афинскому патриархату и с недавних пор управляется греческим священником, поэтому также подпадает под санкции РПЦ, – гласит текст заявления Синода РПЦ.
После публикации письма, в котором Предстоятель Элладской Православной Церкви поздравил главу ПЦУ и пожелал помощи Пресвятой Троицы в исполнении обязанностей «предстоятеля» от 21 октября, раскол считается юридически состоявшимся.
10. Элладская Православная Церковь
К 1832 г., когда была формально признана независимость Греции, ее территория составляла лишь небольшую часть современного государства. Она включала Пелопоннес, откуда началось освободительное движение, и южную часть Балканского полуострова. В состав Греции тогда еще не входило большинство островов, принадлежащих ей сейчас, включая Крит, Ионические острова, Додеканесский архипелаг. На освобожденной территории проживало лишь около трети греческого населения Османской империи того времени.
События восстания 1821 г. практически никак не повлияли на статус Церкви на освобожденных территориях. Так, она оставалась в полном каноническом общении с Константинопольским Патриархатом как его неделимая часть. Тем не менее, из-за продолжавшегося военного противостояния между Грецией и турецкой Портой, сообщение между Церковью на освобожденных территориях и органами церковного управления в Константинополе было затруднено. Это вскоре привело к возникновению проблемы восполнения вдовствующих архиерейских кафедр и осуществления церковного суда в последней инстанции.
Как со стороны греческого правительства, так и со стороны церковных иерархов, чьи епархии вошли в новообразованное государство, предлагались различные решения данной проблемы. Все они сводились к тому, что та часть Церкви Константинопольского Патриархата, которая располагалась на освобожденной территории, должна получить независимость в управлении. При этом совершенно не ставился вопрос о предоставлении Греческой Церкви автокефалии, но наоборот, подчеркивалась необходимость сохранения ее связи с Патриархатом.
Эти же принципы легли в основу церковной политики прибывшего в Грецию в январе 1828 г. ее нового правителя – президента Греческой Республики графа Иоанна Каподистрии (1776–1831). По оценке многих историков, Каподистрия, будучи верным чадом Православной Церкви, в своей церковной политике строго руководствовался канонической традицией Церкви, относился к особенностям администрирования Церкви с должным уважением и избегал в чем-то ущемлять их. В 1830 г. Патриарх Констанций I обратился к графу Каподистрии с письмом, в котором выразил желание, чтобы Элладские епархии снова вошли в общение с Константинопольским престолом. Каподистрия для восстановления общения предполагал послать к Патриарху представителей Элладских епархий.
Тем не менее, после убийства Иоанна Каподистрии как политика Греции вообще, так и ее церковная политика в частности резко изменили свой курс и подпали под влияние английской внешней политики, направленной на поддержание автокефальных тенденций против сохранения целостности Константинопольского Патриархата.
Согласно Лондонскому протоколу 1832 г., в 1833 г. Греция окончательно стала монархией, и на престол взошел Баварский принц Оттон (1833–1862). Устроение церковных дел при новой власти стало протекать в совершенно протестантском духе. Протестант, профессор права Мюнхенского университета Георг Людвиг фон Маурер, в числе прочего получил в свое ведение церковные вопросы. К Православной Церкви Греции он пытался применить принципы, определяющие отношения государства и Церкви в протестантских странах.
В 1833 г. была образована комиссия из семи членов, которая была призвана дать оценку церковной ситуации в Греции. Все члены комиссии подбирались тенденциозно и были сторонниками развития Греции по западной модели, навязывавшейся стране западноевропейскими государствами. Комиссия предоставила тенденциозные выводы о состоянии Церкви в греческом государстве, предлагая в качестве единственного выхода из сложившейся ситуации объявление автокефалии.
15 июля 1833 г. в Навплие, в котором в то время находилась столица Греции, был созван Архиерейский Собор, на членов которого со стороны правительства было оказано давление, направленное на принятие Собором решения об автокефалии. В результате этого собором было принято «Провозглашение о независимости Греческой Церкви». Этот документ иногда дословно повторял закон Баварской консистории от 1818 г. о разграничении полномочий государства и Церкви. Вслед за тем правительством были изданы два декрета: «О способе работы Синода» и «О временном разделении епархий Королевства». Все эти документы, и в первую очередь «Провозглашение», конечно, не имели канонической силы и устанавливали антиканоничное самопровозглашение автокефалии или, как ее еще иногда называют в Греции, «какокефалии» (то есть «злокефалии») Элладской Церкви.
Согласно «Провозглашению», во главе Церкви находился король. Управление же Церковью передавалось постоянному Синоду из пяти членов, назначаемых правительством. Примечательно, что Синод именовался «Священным Синодом Греческого Королевства». Только после издания Томоса об автокефалии (1850) Синод был переименован в «Священный Синод Греческой Церкви». В сопредседатели Синода вводился «королевский представитель», без визы которого ни одно решение Синода не имело силы. Государственная власть утверждала постановления Синода. Король своим распоряжением утверждал министерство церковных дел, которому Синод должен подчиняться. Епархиальные архиереи подчинялись Синоду, но назначались на кафедры и удалялись с них правительством, хотя и по предложению Синода. Во время богослужений Синод поминался после короля.
Незаконная автокефалия Элладской Церкви была инспирирована западноевропейскими государствами. В пользу этого существует ряд исторических свидетельств. Еще во время ее провозглашения многие греческие епископы и миряне выразили свое сомнение в том, может ли быть законной автокефалия, полученная без благословения Матери-Церкви. После провозглашения автокефалии недовольные действиями правительства открыто выступили с протестами.
Константинопольский престол также совершенно справедливо смотрел на провозглашение самостоятельности Элладской Церкви без его согласия как на дело антиканоническое. Но несмотря на неканоничность объявления этой автокефалии, Константинопольский Патриархат не предпринял практически никаких мер против самопровозгласившейся Элладской Церкви, как это случилось позже, например, с Болгарской Церковью. Константинополь просто молча игнорировал Элладскую Церковь. Причин столь мягкого отношения Константинополя к незаконному объявлению автокефалии Элладской Церкви можно назвать несколько. Одной из них были действия, предпринятые Россией по недопущению церковного кризиса на Балканах. Посланник России Гавриил Катакизис не смог предотвратить объявление автокефалии, но он провел ряд встреч с Константинопольским Патриархом Константином I (1830–1834), во время которых убедил его не прибегать к крайним мерам церковного прещения в отношении Элладской Церкви, потому что это было бы только на руку западным вдохновителям автокефалии, ибо привело бы к разделению православного населения Балкан и ослабило бы в целом позицию Православия в регионе.
С момента провозглашения автокефалии Элладская Церковь неоднократно пыталась нормализовать свои отношения с Константинополем и добиться от него признания своего статуса. Однако такая возможность представилась лишь в декабре 1849 г., когда Патриарху Константинопольскому Анфиму IV был вручен орден Спасителя – государственная награда Греции, а в мае 1850 г. греческое правительство направило ему официальное письмо с просьбой признать независимость Элладской Церкви и ее Синода.
В июне 1850 г. в Константинополе был созван собор, на котором кроме самого Патриарха Анфима присутствовало пять бывших Константинопольских Патриархов, Иерусалимский Патриарх Кирилл и 12 архиереев – членов патриаршего Синода. Собор издал Томос, который провозглашал автокефалию епархий Константинопольского престола, находящихся в Греции. Вместе с провозглашением автокефалии Элладской Церкви Томос содержал семь условий, на которых предоставлялась автокефалия. Согласно этим условиям, Элладская Церковь должна управляться «Священным Синодом Церкви Греции», действующим на постоянной основе и возглавляемым Афинским митрополитом. Подчеркивалось, что Синод должен управлять Церковью «согласно божественным и священным канонам, свободно и совершенно без всякого мирского вмешательства». Епархиальные архиереи должны поминать Синод, а глава Синода – «всякое православное епископство». Миро Элладская Церковь должна получать из Константинополя, равно как соотноситься с Константинополем в решении общих церковных вопросов.
Правительству теперь надлежало составить новое положение о церковном управлении в духе соборного постановления и согласно церковным канонам.
Но оно не изменило своего отношения к Церкви, так как считало прежние свои действия вполне законными. В 1852 г. был рассмотрен законопроект, который и вошел в действие. Он был составлен в духе закона 1833 г. – стеснял свободу действий членов Синода и ставил их в зависимость от гражданской власти. Но теперь членами Синода назначались лишь архиереи королевства, один из которых – митрополит Афинский – назначался, председателем. В том же году был обнародован закон о разделении королевства на 24 епархии, одна из которых – Афинская – была возведена в степень митрополии, девять – в степень архиепископий, а остальные – епископий. При епархиальных архиереях были учреждены епископские суды.
Правительственные реформы коснулись и элладских монастырей. В годы греческого восстания в Элладе насчитывалось 524 мужских и 18 женских монастырей. Они владели большим недвижимым имуществом, которое занимало почти четверть всей греческой территории. Общее число монахов было около 3000 человек. Правительство распорядилось закрыть все монастыри, имеющие меньше шести монахов. Имущество закрытых монастырей подлежало конфискации в пользу народного казначейства, учрежденного для улучшения церковных дел и народного образования. Монахи из них были перемещены в действующие монастыри. Неупраздненные монастыри должны были вносить ежегодно в казначейство 5 % от своего дохода. В результате Церковь лишилась 394 монастырей.
В 1866 г. к Элладской Церкви присоединилась паства Ионических островов. В конце XVIII в. эти острова у венецианцев отнял Наполеон. В 1799 г. они были объявлены самостоятельной республикой под покровительством русского императора и турецкого султана, причем господствующей религией было признано Православие. В начале XIX в. эти острова перешли к англичанам, которые согласились признать здесь господствующей Православную Церковь. Каждый из островов имел своего архиерея, который после избрания утверждался Константинопольским Патриархом. В 1864 г. острова были присоединены к Греции. В результате переговоров между Ионической, Элладской и Вселенской Церквами в июле 1866 г. паства Ионических островов присоединилась к Элладской Церкви. В 1881 г. по Берлинскому трактату 1878 г. к Греции были присоединены Фессалия и часть Эпира (Арта); девять местных епархий, после надлежащих сношений местного Синода с Константинопольским Патриархом, также вошли в состав Церкви Эллады.
В то время Элладская Православная Церковь имела 40 епархий: 1 митрополия – Афинская, 17 архиепископий и 22 епископий. В 1922 г. все епархиальные архиереи получили титул митрополитов.
ЭЛЛАДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Афинский Благовещенский собор
Элладская (Греческая) Православная Церковь, автокефальная поместная Церковь
Каноническое деление Православной Церкви в Греции по состоянию на нач. XXI в.
Каноническое устройство
Епархии
См. также Епископат Элладской Православной Церкви
- Афинская
- Митрополии «Старой Эллады»:
- Митрополии «Новых земель» (управляются, в каноническом подчинении патриарху Константинопольскому):
Исторический очерк
Христианскую веру принес на территорию современной Греции (Эллады) апостол Павел, который во время второго и третьего благовестнических путешествий основал и утвердил христианские общины в ряде городов Македонии и Ахаии. Апостол Иоанн Богослов на острове Патмос написал книгу Откровение. С IV века епископские кафедры Греции входили в состав то Римской, то Константинопольской Церквей. В 1453 году эти земли были завоеваны турками и целиком вошли в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. В 1830 году Греция добилась политической независимости от Османской империи и начала борьбу за автокефалию, которую получила в 1850 году. По Конституции 1975 года Церковь была отделена от государства. Из-за споров о календаре Элладскую Церковь в XX веке поразила цепь старостильных расколов.
Предстоятели
Исторические титулы предстоятеля
- митрополит Афинский (1833 — 31 декабря 1923)
- архиепископ Афинский и всей Эллады (с 31 декабря 1923 — упом. 2012)
Святые и святыни
В Благовещенском кафедральном соборе в Афинах почивают мощи патриарха Константинопольского священномученика Григория V (+ 1821), а в кафедральном соборе в Фессалониках — мощи святителя Григория Паламы (+ 1359). На острове Эвбея, в городе Неон Прокопион, находятся мощи преподобного Иоанна Русского, исповедника (+ 1730), прославленного в лике святых Константинопольской, Русской и Элладской Православными Церквами. В монастырях Эллады сохранилось много древних икон, фресок, рукописей, редких старинных книг.
Статистика
- 1999 — 9025 тыс. членов
- не позднее 1 января 2006 — 10003,4 тыс. членов; 7756 приходов; 8335 священнослужителей
- 31 декабря 2010 — 9117 священнослужителей
- 2012 — ок. 557 монастырей (2012)
- 2013 — около 8 млн. верующих (из более 11 млн. всего населения Греции), 81 митрополия, 105 епископов, 8 857 священников, около 8 тыс. приходов, 4 087 монашествующих, 598 монастырей и скитов (мужских — 232, женских — 294, скитов — 72), 24 726 неприходских церквей (кладбищенских, тюремных и т.д.). В Элладской Церкви действуют 2 716 благотворительных фондов, 285 благотворительных столовых, 422 социальных учреждения (детских садов, молодежных лагерей, приютов)
- ноябрь 2015 — по церковному штату положено 10500 священников; из-за государственного ограничения на хиротонии нехватка священников — 2300 человек; 22% приходов остаются без пастырского окормления
Учебные заведения
- Богословская школа Афинского университета
- Богословская школа Фессалоникийского университета
Ставропигии
- Каламосский Симеоновский монастырь
Использованные материалы
3 ноября 2019 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл, согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 октября того года, прекратил поминовение предстоятеля Элладской Православной Церкви как архиерея вступившего в общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ. См. «Патриарх Кирилл прекратил поминовение главы Элладской церкви», Интерфакс-Религия, 3 ноября 2019, ; «Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 17 октября 2019,
«05.08.11 Власть Греции намерена сократить число рукополагаемых священников,» дайджест Седмица — Православные новости за неделю, вып. № 481, 14 августа 2011,
«Справка: Элладская православная церковь» , Интерфакс-Религия, 1 июня 2013,
Ссылка на Робертсон, Рональд, Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник, СПб., 1999,
Членская страница на сайте Всемирного совета церквей,
Включая монастыри и исихастирии. Подсчёт от 14 сентября 2012 по данным со страниц митрополий на официальном сайте Элладской Православной Церкви, , а также страницы официального сайта Афинской архиепископии,
«Церковь без священников: 2300 приходских храмов в Греции остались без пастырей», портал Православие.Ru, 17 ноября 2015,
Раздел V. Православие в Греции и Албании
После окончания Первой Мировой войны греческие иерархи начинают движение за освобождение от государственной опеки.
В 1923 г. был созван собор Элладской Православной Церкви, который внес изменения в устройство Церкви. Отныне Церковью стал управлять Архиерейский Собор под председательством Афинского Архиепископа с титулом «Блаженнейший» (до этого был митрополит), а все епархиальные архиереи получили титул митрополитов. Этот порядок сохраняется и поныне.
В 1925 г. в Греции установилась диктатура Теодороса Пангалоса. Он издал новый церковный закон, где повторил основные положения закона 1852 г. Был учрежден Постоянный Синод (7 членов-архиереев), обладающий высшей административной церковной властью. В Синод Пангалос назначил государственного комиссара, который утверждал синодальные постановления, за исключением тех, которые касались веры и богослужения. Вскоре число членов Синода было увеличено до 13. Это положение действовало до 1967 г.
В апреле 1967 г. в Греции произошел военный переворот. В мае 1967 г. греческое правительство вынесло ряд постановлений, касающихся церковной жизни. Был распущен прежний состав Синода, количество его членов сократилось до 9. Была упразднена должность правительственного уполномоченного при Священном Синоде. Епископом Элладской Церкви отныне мог быть только грек. Была определена граница возраста для митрополитов и Афинских Архиепископов – 80 лет. Это вынудило уйти на покой 89-летнего Архиепископа Хризостома II (1962 – 1967). Безусловно, такое грубое и неоправданное вмешательство правительства в церковные дела вызвало огорчение и недовольство не только в самой Греции, но и остального Православного мира, так как выше названные решения правительство приняло без учета мнений всего епископата Элладской Церкви.
По результатам выборов нового предстоятеля в 1967 г. главой Элладской Церкви стал Архиепископ Афинский Иероним (1967 – 1973) – один из образованнейших иерархов Греческой Церкви. Окончил Богословский факультет Афинского университета, учился также в Мюнхене, Берлине, Бонне, Оксфорде. В 1950 – 1956 гг. был Генеральным Секретарем Комиссии Освобождения Кипра. С 1952 г – член ЦК ВСЦ, проявил себя активным экуменическим деятелем. Архиепископ Иероним представлял Элладскую Православную Церковь на различных межхристианских совещаниях в странах Западной Европы, Америки, странах Африки и Ближнего Востока. 17 мая 1967 г. состоялась интронизация архимандрита Иеронима в Архиепископа Афинского.
После своего вступления на Афинскую кафедру Иероним предложил проект реорганизации Элладской Церкви, включавший четкое установление границ митрополий. В июне 1967 г. Архиепископ Иероним находился в Константинополе. Во время встречи с Патриархом Афинагором шел разговор о будущем Православия и сношениях с католицизмом. Архиепископ Иероним подчеркивал, что Православные Церкви идут вместе по пути решения современных проблем. Патриарх Афинагор и Архиепископ Иероним установили курс на совместные действия в отношении экуменических инициатив.
За время своего предстоятельства Архиепископ Иероним посетил Константинопольскую (1967), Румынскую (1968), Болгарскую (19690, Александрийскую (1971) и Сербскую (1972) Православные Церкви.
25 ноября 1973 г. произошел очередной военный переворот и новая смена правительства. Архиепископ Иероним 9 декабря 1973 г. заявил публично о своем решении уйти в отставку, которая последовала 19 декабря того же года.
Перед Элладской Церковью встал вопрос об избрании нового предстоятеля. 11 января 1974 г. вышел закон «Об определении способа избрания Предстоятеля Церкви и приведения в порядок некоторых церковных дел», согласно которому определялся новый состав Синода, в который вошли из 66-ти возможных митрополитов только 32, и должно было состояться незамедлительное избрание Предстоятеля Элладской Православной Церкви в присутствии министра образования и религии. 12 января 1974 г. в монастыре Петраки (Афины) состоялось заседание Синода, на котором большинством голосов на пост главы Церкви был избран Архиепископ Серафим, возглавлявший Элладскую Православную Церковь до 1998 г.
С 1998 г. по настоящее время главой Элладской Церкви является Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул (в миру – Христос Параскевиадис). Он родился в 1939 г. в г. Ксанфи (Греция). Окончил юридический и богословский факультеты Афинского университета. В 1965 г. он защитил докторскую диссертацию в области церковного права и получил ученую степень профессора богословия. В 1974 г. был избран митрополитом Димитриадским и Альмирским с кафедрой в г. Волос. Архиепископ Христодул является одним из образованнейших иерархов Элладской Православной Церкви. Он свободно владеет четырьмя иностранными языками, преподает каноническое право в Фессалоникийском университете. Научные труды Архиепископа высоко ценятся в научном мире.
Принцип подчинения Элладской Православной Церкви, как учреждения, греческому правительству, заложенный еще в XIX в., продолжает действовать и сегодня. Особенно это заметно при возникающей время от времени смене правительства Греции. Ярким подтверждением может служить следующий факт. В 1987 г. парламент страны принял закон о церковном имуществе. Церковь в Греции владела крупными земельными участками и недвижимостью. Новый закон лишил Элладскую Церковь права на владение собственностью, а управление митрополичьими и приходскими советами передал в руки местных властей, что грубо нарушало независимость Церкви. Священноначалие заявило о своем решительном протесте. Экстренное заседание Синода расценило это как прямое вмешательство в дела Церкви с целью лишить ее самостоятельности. В итоге в 1988 г. злополучный закон был отменен, и правительство заключило с Церковью соглашение о невмешательстве в ее дела.
Высшими административными органами управления Элладской Православной Церковью являются:
1. Священный Синод Иерархов, состоящий из всех правящих архиереев;
2. Постоянный Священный Синод, в который входят 12 архиереев; он заседает в промежутках между сессиями Священного Синода Иерархии;
3. Генеральная Церковная Ассамблея (Общее Церковное Собрание), состоящая из постоянных (архиереев и представителей церковных организаций) и выборных (по одному мирянину от каждой епархии на 3 года) членов. Созывается 1 раз в год и решает главным образом финансовые вопросы.
Высшими исполнительными органами Элладской Церкви являются:
1. Центральный Церковный Совет, состоящий из постоянных и выборных членов и осуществляющий часть функций Генеральной Церковной Ассамблеи в период между ее заседаниями;
2. Синодальная Администрация, состоящая из различных комитетов (Главного секретариата Священного Синода; по вопросам догматическим и каноническим; по церковному законодательству; по внешним церковным сношениям и т. д.).
Все решения церковных административных органов обязательны для исполнения церковными властями с момента их опубликования в официальном органе Элладской Православной Церкви «Экклисия».
Председателем всех административных и исполнительных органов Элладской Церкви является Архиепископ Афинский и всей Эллады.
В систему церковного управления входят также Синодальные Суды. Канцелярия Священного Синода, различные церковные организации, среди которых Богословский интернат, Духовный институт клира, Апостольская Диакония. Последняя организация – Апостольская Диакония – было создана в 1936 г. В ее задачи входят систематическое изучение и распространение Св. Евангелия на все области общественной жизни, активизация деятельности и подготовки духовников, распространение и сохранение всеми возможными средствами православного сознания у христианской паствы и издательская деятельность. Апостольская Диакония создает школы проповедников и катехизации, способствуя повышению духовного образования.
Иерархи Греческой Церкви делятся на две группы: 1) иерархи Элладской Церкви (митрополии в «Старой Греции») и 2) иерархи Вселенского престола (на так называемых «новых территориях» – «нэон хорон»). Таким образом, Элладская Православная Церковь включает в себя, во-первых, Автокефальную Церковь Эллады и, во-вторых, входящие в нее митрополии Вселенского Патриархата, за исключением Критской Церкви (которая является автономной в канонической зависимости от Вселенского Патриарха) и монастырей Святой Горы Афон (также находятся в юрисдикции Патриарха Константинопольского).
Элладская Православная Церковь ведет большую просветительскую работу, имеет широкую сеть духовных учебных заведений: 2 Богословских факультета (при университетах в Афинах и Фессалонике), 8 Духовных Семинарий с шестилетним курсом обучения, школу учителей Закона Божия.
В 1970 г. по решению Священного Синода Элладской Церкви был основан Институт Византийского музыковедения, где изучаются источники византийской музыки и развитие византийского нотного письма.
Немаловажным выглядит и тот факт, что в Греции Церковь неотделима от средней общеобразовательной школы, и изучение православной веры является обязательным для всех учащихся.
Элладская Православная Церковь активно занимается издательской деятельностью. С 1923 г. Священный Синод Элладской Церкви издает журнал «Богословие». Официальным бюллетенем Элладской Церкви является журнал «Экклисиа» («Церковь), издаваемый с 1923 г., а с 1952 г. к нему издается приложение – журнал «Священник». Помимо этого Священный Синод ежегодно издает «Календарь Элладской Церкви» (с 1954 г.).
Апостольская Диакония издает журналы «Радостный Дом», предназначенный для чтения христианской семье, «Радостные дети» – для детей церковно-приходских школ и «Церковный календарь», где помещаются ежедневные проповеди для греческой семьи.
Большинство митрополий издают свои бюллетени и издания.
Монашество и монастыри. Сегодня монашество в Греции переживает свой расцвет. Каждый год открываются десятки новых монастырей.
До 1833 г. в Греции было 3 вида монастырей:
– ставропигиальные, подчиненные непосредственно Константинопольскому Патриарху;
– епархиальные, зависящие от местных епископов;
– частные (ктиторские), принадлежащие отдельным лицам, и находящиеся под властью Вселенского Патриарха.
До 30-х гг. XIX в. монастыри были двух типов: киновийные и идиоритмические. В начале 1830-х гг. правительство постановило, чтобы в Греции сохранились только киновийные монастыри. Каждая киновия должна была иметь не менее 30 монахов. Вступать в монашество разрешалось только после 30 лет.
По состоянию на 1991 г. в Греции, за исключением Афона, насчитывалось ок. 200 мужских и 150 женских монастырей. В основном, это небольшие обители по 5 – 10 иноков.
Самым крупным монастырем в Греции является монастырь Пендели (близ Афин), основанный в 1578 г. В 1971 г. здесь был открыт «Межправославный Афинский центр», цель которого – укрепление взаимосвязей Православный Церквей путем общего изучения проблем, встречающихся сегодня в мире.
За 1960 – 1990 гг. Элладская Церковь причислила к лику святых новых угодников Божиих. Например, в 1960 г. чудесным образом были найдены и прославлены мощи преподобномучеников Рафаила, Николая и отроковицы Ирины, пострадавших за веру Христову в XV в. на острове Митилини. В 1961 г. был канонизирован святитель Нектарий, епископ Пентапольский (ум. 1920).
Юрисдикция Элладской Православной Церкви распространяется на территорию Греции. Епископат Элладской Церкви насчитывает 93 архиерея (2000 г.). Численность верующих – ок. 9 млн. человек (1996 г.).
Очень прочными являются связи Элладской Православной Церкви и Русской. В последнее время контакты между двумя Церквами поддерживаются активно на всех уровнях, начиная с официальных визитов делегаций Церквей и заканчивая паломническими поездками. Из последних официальных визитов можно назвать визит Архиепископа Христодула в Москву в мае 2001 г.
Четыре греческих митрополита призвали собрать всеправославный собор по проблеме ПЦУ
В письме отмечено, что «епископы и предстоятели церквей несут ответственность перед Богом за то, чтобы поддерживать и никоим образом не вмешиваться в каноническое, экклезиологическое и литургическое единство церкви». Митрополиты подчеркнули, что в случае с украинской «автокефалией» абсолютно безосновательны утверждения об успешном восстановлении единства церкви с введением в нее нераскаявшихся, лишенных сана, преданных анафеме и не имеющих рукоположения раскольников. В то же время это привело к прекращению церковного общения с канонической Украинской православной церковью митрополита Онуфрия и Русской православной церковью, имеющими тысячи приходов и миллионы верующих, указано в письме.
Говоря о решении Варфоломея отозвать томос 1686 года о передаче территории современной Украины в юрисдикцию Русской церкви, иерархи отметили, что сам Варфоломей признавал юрисдикцию РПЦ в письме патриарху Московскому и всея Руси Алексию.
Митрополиты уверены, что решения патриарха Константинопольского о восстановлении нераскаявшихся и преданных анафеме представителей двух раскольнических структур Украины были недействительными.
Позиция главы Элладской церкви
Пока не известно, когда мог бы быть созван такой собор и какие поместные церкви приняли бы в нем участие. Однако 22 ноября архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II спрашивали об инициативе патриарха Иерусалимского Феофила III провести встречу глав православных церквей в Иордании. На этот вопрос он ответил, что не каждый глава церкви может созвать всеправославную встречу. По его мнению, это прерогатива Константинопольского патриархах.
«Если вселенский патриарх призовет нас, мы не скажем «нет». Но если любое другое ответственное лицо какой-либо церкви нас позовет, то я скажу «нет», — заявил тогда Иероним.
Прекращение молитвенного общения
Архиерейский собор Элладской православной церкви 2 октября признал право патриарха Константинопольского предоставить автокефалию ПЦУ. Эта организация, созданная из двух неканонических структур — Украинской автокефальной православной церкви и Киевского патриархата, получила автокефалию в 2018 году по решению патриарха Варфоломея. Оно стало причиной разрыва молитвенного общения РПЦ с Константинопольским патриархатом.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые не помянул архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II, зачитывая диптих с главами поместных церквей на литургии 3 ноября в Москве. Прекращение поминовения предстоятеля Элладской церкви фактически стало прекращением евхаристического общения между церквями. Однако молитвенное общение с архиереями Элладской церкви, не признающими раскол церкви на Украине, будет сохранено, согласно решению Священного синода РПЦ.
Патриарх Александрийский Феодор II 8 ноября сообщил, что Александрийский патриархат внес главу ПЦУ Епифания в диптих в качестве предстоятеля новой автокефальной церкви. Другие поместные православные церкви ПЦУ не признают и считают единственным каноническим митрополитом Киевским Онуфрия.
Добавить комментарий