Патриарх Кирилл еретик
Содержание
- dralexmd
- На пороге раскола
- Патриарх Кирилл: раскол на Украине затрагивает суть межцерковных отношений
- Архиепископ Кипрский Хризостом обвинил Патриарха Кирилла в том, что именно он учиняет раскол в мировом Православии Предстоятель Кипрской Православной Церкви, похоже, близок к тому, чтобы признать украинских раскольников, но ему мешают некоторые кипрские архиереи…
- На иерархическом уровне
- Из фаворитов в опалу
- Три группы
- ***
- РПЦ официально запретила браки с еретиками
dralexmd
***
Владыки преосвященные . Вы вот рядом стоите, вы с этим согласны? Что вам нельзя говорить, что человек в крещении оставляет все свои грехи? Грехи с крещаемым остаются?
А что вам вообще можно говорить? Только многолетие возглашать?
Но зачем же тогда по мнению Святейшего крещение?
«Крещение Руси было событием огромного исторического , цивилизационного значения… ученые рассматривают его значение для укрепления русского государства, для открытия возможности для росов иметь общение с православным востоком и с западом, который тогда был вместе с востоком»»
Понятно. Крещение придумали для того, чтобы ОВЦС могло ездить в симпозиумы по заграницам.
Финал, фэйспалм , занавес.
π.σ.
не был тогда «запад» вместе с Востоком. Святой князь Владимир послал католиков к чертям.
Дальше Святейший рассказывает, как Крещение …. сделало Русь великим мощным государством.
Видимо, просто гражданской войны как на Украине Святейшему мало.
Видимо, он хочет Чернобыль, Хиросима и Нагасаки и пару цунами с восьмибальными землетрясениями.
Это было чисто православное видение.
Проповедь Патриарха, на самом деле, это краткий пересказ лекций профессора А.И.Осипова, которому некогда Патриарх дал медальку за свой пенсионный возраст, и успешное разрушение святоотеческого учения. Как следствие, и вместо полноценного крещения погружением, Патриарх моет просто челки, давая всей Церкви, как бы пример для подражания : Патриарх благославляет крещение окроплением? Пустые запечатанные мешки»]. (По случаю предлагаю Патриарху ознакомиться с моей дипломной работой в ЖЖ версии: «Без крещения нет спасения»)
Теперь зададимся вопросом: ПОЧЕМУ, В СТОЛЬ ВЕЛИКИЙ ДЛЯ РУСИ ПРАЗДНИК, КАК КРЕЩЕНИЕ РУСИ (точнее, лишь день Св.Владимира — реальный День крещения перенесли на этот день для ублажения Владимира Путина), ПАТРИАРХ ПОСЕТИЛ ОРЛОВСКУЮ МИТРОПОЛИЮ, г.Орел.
Подсказка нашлась благодаря Обаме и Х.Клинтон, которые явно отрабатывают черно-белый этап каббалы.
Если коротко и без избытка неизвестной информации — движение к Малкуту (финальной станции каббалы — станции «Всеобщего насильственного благоденствия»), происходит с 2х сторон, т.к. каббала как бы закольцовывается, первая сефира («станция метро»), совпадает с последней Малкут.
Вот Патриарха сейчас как раз двигают в сторону Малкута, как пешку по этим черно-белым путям каббалы. Поэтому в Ростове-на-Дону местные представители епархии, освятили языческие «Южные врата России» , а до этого Папа открывал «Небесные врата». Папу и Патриарха сводят к финалу… «Дню пса» .
Итак смотрим первый путь, под первой еврейской буквой «Алеф», №11 (отмечен картой Таро «Шут»), какие атрибуты и свойства имеет:
Соответствующее Алеф животное — орел, который
является «царем птиц», ведь мы знаем из классической мифологии,
что орел был посвящен Юпитеру; можно добавить, что
жертвоприношения последнему состояли, как правило, из быков и
коров. Стихия этой буквы — Воздух А, бесцельно носящийся
туда и сюда, всегда давящий или стремящийся вниз.
Аркан Таро — 0, Дурак, подразумевающий именно эту
ветреность, бесцельность бытия. На карте изображен человек,
одетый в костюм шута; он несет на плече палку, к которой подве¬
шена котомка. Перед человеком разверзлась пропасть, а сзади
у его ног тявкает собачонка. На его блузе — рисунок (колесо), т. е.
Дух. Spiritus — латинское слово, означающее «Воздух», или
«дыхание».
Орел… интересное совпадение. Но это только начало.
Про само «колесо» в качестве «колеса хаоса», мы как раз недавно рассматривали по делу BREXIT, выхода Англии из «колеса» Евросоюза . У нас сейчас, обратим внимание, происходит тотальный хаос.
Как и писал раннее, у каббалистов и эзотериков всех мастей, сейчас своя Пятидесятница (Снихождение Духа). Поэтому Патриарх сейчас усиленно, на каждой проповеди, педалируют эзотерику в виде «энергий» и на иконах, и на руинах и т.д.
«Воздух», «дыхание»… Что там говорил Патриарх в предыдущей проповеди о иконах? «…мы создаем действительно огромные духовные силы, духовный поток , который восходит к небесам» : Гностицизм в православной обертке. Патриарх жжет энергиями иконы»]. Какое интересное совпадение… Где Патриарх говорил эту проповедь? В в селе Большое Сотниково Орловской области. Почему именно Сотниково? А потому что 100, число тесно связанное с 10-й сефирой Малкут, куда не посмотри. А через день-два (30/07) Матрица показала по ТВ фильм «Дом ветра»… какие опять интересные совпадения.
Кстати о руинах… чтобы не повторяться из недавней заметке про митр.Илариона, который составил «психологический портрет» Господа Иисуса: «совсем недавно Патриарх говорил о некой «цивилизации духа», а также, на освещение руин, упоминал некую «матрицу» и непонятные энергии, что стало ясно, что Патриарх освящает не руины, а руны». Вот, как в воду глядел, просто, когда долго занимаешься этой жидо-каббалистической братией, и знаешь все их трюки и фокусы, то и без мат.части можно определить, где зарыли дохлую собаку. Но смотрим атрибутику по следующему пути каббалы — №12 «Бет»:
Бет царит в мудрости. <…> ее планетарный атрибут — Меркурий.
<..>Этот путь, именуемый «Прозрачным Разумом». По алхимическим
представлениям, универсальный Меркурий — текучее, непостоянное,
неустойчивое и вечно изменчивое начало. Этим можно объяснить
то обстоятельство, что Тоту всегда прислуживает обезь¬
яна (бабуин), ведь обезьяна беспокойна, постоянно пребывает
в движении и никогда не сидит на месте, олицетворяя собой
человеческую Руах, которую необходимо успокоить. По этой же
причине сюда можно отнести древнескандинавского Одина —
вечного странника. Он — дух жизни, который, согласно леген¬
дам, не творит мир, а только планирует и упорядочивает его. От
Одина исходят все знания, он также изобрел поэзию и сканди¬
навские руны.
Что говорил Патриарх на руинах Казанского Собора в г.Казани 21/07/2016 ? Не обязательно вникать во всю проповедь, Матрица знает, что вычленять, к примеру ТАСС:
«Никто из нас не застрахован, весь мир не застрахован от безумия. Нас страхуют от ошибок те ценности, которые с молоком матери передаются из поколения в поколение — это ценности веры, культуры, национальной жизни», — сказал патриарх Кирилл. Он отметил, что «в контексте этих ценностей формируется нравственный код». «Если люди разрушают, уничтожают прошлое, они разрушают фундамент, базис, некую матрицу, из которой воспроизводится присущий народу или всему роду человеческому вечные и неизменные ценности»,
«Мы собрались вокруг руин, а руины всегда производят очень тяжелое впечатление. Обычно они появляются после того, как по земле прошел враг. Враг уничтожает дома, храмы, заводы, фабрики, потому что хочет ослабить завоеванный народ. Но руины, которые мы видим здесь, в центре города, появились не потому, что иноземные захватчики пришли в Казань, а потому что мы сами, своими руками, разрушили былую красоту. Сегодня, по прошествии десятилетий, мы можем назвать подобные действия варварством и безумием, ведь эта красота не только имела религиозное назначение, но и была воплощена в прекрасном архитектурном произведении».
Подробнее на ТАСС:
http://special.tass.ru/obschestvo/3474444
Когда Матрица усердно педалирует какое-то слово (цифру, атрибут) — знай — там зарыта дохлая собака. ТАСС упомянул в своей статье 5 раза слово «руины», Патриарх — четыре. А тем временем, через 2 дня, т.е. по еврейски «бет» (бет = 2), митрополит Меркурий, благославляет закладку, прямым текстом, языческого тетрапилона «Южные врата», о котором говорилось выше… ну не педераст ли? Не знаю, но простой поиск «епископ Меркурий», выдает «гей-лобби митрополита Ростовского, Меркурия». Кстати, о пед…..есталах. 4/11/2013г Патриарх Кирилл тоже собственноручно освящал языческий обелиск, под маской «в честь памяти царствования Дома Романовых», который находится у грота «Руины» . Пум-пум-пимпиду.
А ведь Господь ясно говорит:
и не ставь себе столба, что ненавидит Господь Бог твой.
(Втор.16:22)
разорю высоты ваши и разрушу столбы ваши, и повергну трупы ваши на обломки идолов ваших, и возгнушается душа Моя вами;
(Лев.26:30)
Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш.
(Лев.26:1)
. Города Воинской Славы. Что предвещают обелиски?»]
То ли еще будет… у нас в Молдавии есть такая пословица с примерным смыслом того, что «кто платит, тот тебя и танцует».
Сознательно танцует Патриарх в каббалистические танцы или его танцуют? То, что он не наш — это стало однозначно ясно с Гаванской встречи, но все же мне кажется, что его танцуют. Но с другой стороны, в одном из последних фундаментальных фильмов о Патриархе, говорится и показывается, что Патриарх сам пишет свои спичи… остается в одиночестве, перед тем, как выйти на амвон и усердно молится и… ясно, что эти ереси о крещении, энергиях, «цивилизации Духа», не от Духа Святаго — НИКАК, но, значит он сознательно играет в эти каббалистические игры, а если все-таки не он пишет — тогда значит была откровенная ложь, а это тоже, как бы…
Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
(Иоан.8:44)
Подведем ИТОГ: и с точки зрения догматики, и с точки зрения каббалы — Патриарх не наш. Нам такой Патриарх не нужен. До Гаванской встречи, мы не особо следили за его передвижениями и проповедями, но сейчас, что не проповедь — то просто откровение. Впрочем и Гаванской встречи и Архиерейского Собора от 2 февраля, когда подписали волчьи документы к Критскому Сборищу, было достаточно, чтобы сразу понять, кто есть кто. Берегите себя и молитесь Богородице. Все скоро грянет.
P.S. Вот и еще раз подумаем, кому же освящал памятник Патриарх Кирилл на Валааме — Царице Небесной Богородице, или люциферской Царице Неба? .
На пороге раскола
1 июня с. г. в Интернете было опубликовано т. н. «Открытое письмо группы клириков и мирян об экуменических деяниях Патриарха Кирилла». Как сообщается, письмо подписано 24 священнослужителями и 352 мирянами и выставлено для дальнейшего сбора подписей. Авторы данного «Письма» (будем так кратко называть его в дальнейшем), как они сами указывают, проходят служение и проживают на территории Молдовы. Как увидим ниже, это имеет не последнее значение.
Уже из самого названия данного документа виден его безапелляционный, воинственно-конфронтационный характер. Оно звучит как обвинительный вердикт некоего органа, очевидно, считающего себя полномочной судебной инстанцией в отношении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Кстати, именно так, по обязательной для клириков и мирян форме, соответствующей высокому и священному сану Патриарха, подписанты в заголовке к Его Святейшеству не обращаются – они подчеркнуто грубы. Весьма примечательная коллизия наблюдается уже в тексте «Письма». В начале авторы, вроде бы, вспоминают о церковной субординации (имеющей в Церкви Христовой с апостольских времен не формальный, а именно священный, Богоустановленный характер). Они пишут: «Ваше Святейшество! С достоинством к Первосвятительскому сану, с болью в сердце, обращаемся к Вам…». Затем, однако, все более взвинчивая тон, подписанты «Письма» бросаются оскорбительными по отношению к патриаршему сану, ультимативными выражениями: «мы отмежевываемся от Ваших высказываний», «Вы нас не представляете», «мы требуем Вашего личного покаяния». Поражает сходства тона подобных ультиматумов с тем, что еще так недавно выходило из-под пера бывшего епископа, а ныне раскольника и сектанта Диомида Дзюбана.
От Патриарха псевдоревнители из Молдовы переходят уже на весь сонм архиереев и духовенства Русской Православной Церкви: «Также свидетельствуем, что все те архиереи и священники, которые не поднимают своего голоса в защиту Матери-Церкви от лукавых действий, вовлекающих Ее в ересь экуменизма, ведущую в путь погибели, сами являются поборниками этой ереси и ее соучастниками, ибо молчанием предается Бог». Дело здесь не в отношении к экуменизму. Я не случайно сказал, что еретиками объявляются весь епископат и духовенство РПЦ. Ведь подписанты «Письма» обвиняют в ереси всех несогласных с их личным подходом к внешнецерковной деятельности как таковой, которую они обобщенно называют «экуменизмом». И совершенно очевидно, что с подобной ультимативной, изоляционистской и раскольнической позицией, к тому же, столь удобной для внешних недоброжелателей не только Русской Церкви, но и Православия вообще, не согласятся ни архипастыри, ни священнослужители иных степеней нашей Церкви.
Это ощущение себя в качестве судей Предстоятеля Русской Православной Церкви, этот оскорбительный и скандальный тон свидетельствует не только о крайней степени гордыни и прелести, в которых пребывают новоявленные обличители. Подобное отношение к священноначалию, независимо от содержания «Письма», недвусмысленно карается святыми канонами Православной Церкви, ревнителями которых столь безудержно стремятся продемонстрировать себя его авторы. А именно – 55 Апостольским правилом: «Аще кто из клира досадит епископу: да будет извержен». Если столь строгому приговору священного Апостольского правила подлежит досадивший любому епископу, то тем более подпадают под него бросающие оскорбительные и необоснованные обвинения Святейшему Патриарху, епископату и духовенству всей Поместной Русской Православной Церкви.
Что же сказать по сути обвинений, предъявляемых Святейшему Патриарху Кириллу очередными «борцами за чистоту» (очередными, ибо сколько их уже в церковной истории было – кафары, донатисты, беспоповцы, катакомбники, диомидовцы…)? Обличители вспомнили слова тогда еще митрополита Кирилла почти двадцатилетней давности, произнесенные на Генеральной Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Канберре. Эти слова крайне искажены тем, что вырваны как из контекста выступления митрополита Кирилла, так и из контекста всей вообще позиции, которую занимала делегация РПЦ на той конференции и на иных подобных форумах. Дело в том, что свое участие в деятельности ВСЦ Русская Православная Церковь всегда оговаривала тем, что, по вере православных участников межхристианского диалога, Единая Христова Церковь уже существует, и эта Церковь – Православная Церковь, являющаяся Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью Символа веры. Строго на такой позиции всегда стоял будущий Патриарх Кирилл, в каких бы форумах ему не доводилось участвовать.
Именно таков основной мотив его экклезиологии, и надо быть просто слепым либо сознательным недоброжелателем, чтобы этого не замечать. Характерны слова, сказанные Владыкой Кириллом в одном из интервью в 2007 г.: «Единство – сама суть бытия Церкви. Господь Иисус Христос для того ее и создал, чтобы люди в ней достигали единства с Богом и друг с другом». Я не случайно подчеркнул сочетание «в ней». Вот о каком единстве всегда говорил наш нынешний Патриарх! Не об объединении Церкви с ересями и расколами, но о единстве в лоне Церкви, созданной Спасителем и существующей до сего дня и до последнего дня мира – Святой Православной Церкви. Именно к этому единству, к воссоединению с Единой Церковью в 1991 г. в Канберре призывал митрополит Кирилл тех, кто пребывал вне единства, вне спасительного церковного ковчега, когда говорил о том, что «православные хотят, чтобы этот дом был колыбелью единой Церкви». Да кто из нормальных православных людей не желает того, чтобы Единая Церковь Христова родилась и в сердцах тех сотен миллионов католиков, протестантов, даже сектантов, предки которых некогда покинули спасительную церковную полноту? Именно для них площадка диалога с православными, в процессе которого они получили возможность познакомиться с незамутненной апостольской истиной Святого Православия, и могла бы стать колыбелью той Единой Церкви, в которую они получили возможность вернуться.
Представители священноначалия, как не трудно проследить из частых заявлений на эту тему, по-моему, просто устали повторять прописную истину о том, что межхристианский и межрелигиозный диалог, в том числе, участие в работе ВСЦ, для православных его участников является формой свидетельства перед инославным миром о Православии, формой богозаповеданной проповеди Истины Христовой («Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» – Мк. 16, 15), неповрежденно сохраненной в Православной Церкви. Дух самоизоляции, дух «пензенской пещеры», к которому зовут нас авторы рассматриваемого «Письма», всегда был чужд Церкви и святым отцам, он противоречил заповеди Христовой о проповеди «всему миру», т. е. и еретикам, и иноверцам. С точки зрения обличителей нашего Патриарха, святой апостол Павел, наверное, тоже должен покаяться в том, что выступил на языческом афинском Ареопаге, в окружении статуй античных «богов», да еще и, в качестве миссионерского приема, похвалил афинян за явно не по строго православным соображениям устроенный ими жертвенник «неведомому Богу» (Деяния. 17, 15-34).
Святейшего Патриарха Кирилла пытаются обличить в «ереси экуменизма». Но в чем эта ересь состоит? Если в свидетельстве о Православии перед инославными и иноверцами – то, как мы уже увидели, ересью является, как раз, противление такому свидетельству. Если в «теории ветвей», утверждающей, что Церковь Христова состоит в единстве различных деноминаций, не состоящих между собою в общении – то Святейший Патриарх Кирилл не только никогда не разделял этой действительно еретической экклезиологии, но всей своей деятельностью, всей своей проповедью единства в лоне Святого Православия боролся с ней.
Вообще, обвинение ныне здравствующего Патриарха Московского и всея Руси в «заметной активизации» участия РПЦ «в экуменическом движении за последний год» является чудовищной, несправедливейшей ложью. Вспомните 70-е и 80-е годы или, если были тогда еще слишком юны, пролистайте «ЖМП» тех лет. Сколько тогда практиковалось различных совместных молитв, пений каких-нибудь англиканских или католических хоров на православном богослужении, даже в монастырях! И эта смущавшая сердца многих православных верующих практика наблюдалась во времена Патриаршества предшественников Святейшего Патриарха Кирилла, времена, которые нынешние патриархоборцы и церквоборцы пытаются противопоставить сегодняшним реалиям Русской Православной Церкви в качестве некоего «золотого века чистоты», с высот которого наша Церковь, якобы, катится в эдакую «экуменическую пропасть». Именно так они представляют дело, я нисколько не сгущаю краски. И вот теперь несколько слов правды о том, что же на самом деле сделано Святейшим Патриархом Кириллом в отношении «экуменической активности» нашей Церкви – правды, столь усердно замалчиваемой псевдоревнительской и раскольнической пропагандой.
Если для кого-то это является секретом, то сообщу здесь достаточно широко известный факт: все знаменитые официальные документы Русской Православной Церкви эпохи блаженнопочившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II составлялись под руководством и при непосредственном участии тогдашнего Председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Вот какую экклезиологию предлагают нам разработанные Владыкой Кириллом «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:
«Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15)… Церковь Христова едина и единственна… Вопреки богозаповеданному кафолическому единомыслию и единодушию в христианстве возникли разномыслия и разделения. Церковь всегда строго и принципиально относилась как к тем, кто выступал против чистоты спасительной веры, так и к тем, кто привносил в Церковь разделения и смуту… На протяжении христианской истории от единства с Православной Церковью отделялись не только индивидуальные христиане, но и целые христианские сообщества… в отделенном состоянии оказались существующие доныне Ассирийская Церковь Востока, дохалкидонские Церкви – Коптская, Армянская, Сиро-Яковитская, Эфиопская, Малабарская. Во II тысячелетии за отделением Римской Церкви последовали внутренние разделения западного христианства… Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой… Отступление от законного Священноначалия есть отступление от Духа Святого, от Самого Христа».
Как видите, здесь в твердом, бескомпромиссном, святоотеческом духе исповедуется единство и единственность Церкви Христовой, свидетельствуется о том, что никакие иные деноминации, включая несториан, монофизитов и (внимание, ревнители!) римо-католиков не являются частью Церкви, но отделились от нее. Отступление от Церкви называется отступлением от Святого Духа и Христа, отрицается возможность спасения вне Церкви. Сильнее выразить веру в единственность Православной Церкви и гибельность отделения от нее, мощнее богословски разгромить всякие «теории ветвей» просто невозможно. Этот текст – пример подлинной, а не мнимой ревности о Святом Православии.
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2008 г. было принято также разработанное митрополитом Кириллом Определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». В нем четко и ясно разъяснены мотивы участия нашей Церкви в диалоге с инославными и иноверцами: «Участие Русской Православной Церкви в двустороннем и многостороннем межхристианском и межрелигиозном диалоге ведется ради свидетельства об истине Святого Православия, а также ради заботы об утверждении в мире традиционных нравственных ценностей и о достижении добрых и справедливых отношений между народами. Близость этических взглядов большинства верующих традиционных религий позволяет им совместно противостоять угрозам нравственного релятивизма и агрессивного секуляризма, попыткам вытеснить религию на обочину общественной жизни» . Итак, нет и речи о каком-либо смешении или вероучительном компромиссе с неправославными сообществами.
Но и это не все. Рассматриваемое Определение недвусмысленно высказывается по поводу практики совместных молитв: «В процессе диалога наша Церковь не приемлет попыток «смешения вер», совместных молитвенных действий, искусственно соединяющих конфессиональные или религиозные традиции» . И такое строго каноническое определение принимается тогда, когда в некоторых других Поместных Церквах иерархи и даже Предстоятели не только совместные молитвы с инославными совершают, но позволяют себе элементы совместных литургических действий. А в одной из Церквей нашлись высокопоставленные архиереи, сослужившие с римо-католиками (что, кстати, вызвало письменный протест со стороны тогдашнего председателя ОВЦС митрополита Кирилла), и за это лишь слегка укоренные своим Синодом! Т. е. в то время как происходят реальные факты грубого попрания святых канонов в некоторых Поместных Церквах, эти факты как-то обходятся молчанием, а Святейший Патриарх Кирилл, всеми своими усилиями твердо ведущий корабль Русской Церкви по прямому руслу святоотеческого Православия и бескомпромиссного соблюдения догматического и канонического Предания Церкви, подвергается лживому критиканству, служащему обоснованием для подготовки нового раскола. Я не люблю различные теории заговоров, но все сводится к тому, что кто-то специально, методически и цинично провоцирует внутрицерковную смуту и маргинальные расколы, чтобы не дать Русской Православной Церкви по-настоящему окрепнуть и исполнить свою спасительную и надвременную миссию.
Возвратимся, однако, к деятельности Святейшего Патриарха Кирилла. В одном из первых документов его Патриаршества – Определении Поместного Собора РПЦ 2009 г. «О жизни и трудах Русской Православной Церкви» – звучат очень сильные, проникнутые глубокой верой в Церковь Христову, лично меня глубоко тронувшие слова о «верности единственно спасительной Истине Святого Православия». Благодаря Патриарху Кириллу на официальном уровне Поместного Собора было торжественно провозглашено, что спасительной является единственно, т. е. только и исключительно, Истина Православия, и что, следовательно, вне Православия нет ни Истины, ни спасения. На самом же Соборе Святейший Патриарх Кирилл подчеркнуто и во всеуслышание употребил термин «католическая ересь». Скажите, когда в последний раз кто-либо из Предстоятелей нашей Церкви столь недвусмысленно и неполиткорректно говорил не о «наличии разногласий», а прямо – о ереси? Вспомним, как Его Святейшество в проповеди на Неделю Торжества Православия совершенно четко сказал о еретическом характере несторианства, и монофизитство назвал монофизитством, а не расплывчато «нехадкидонством» или «Древневосточными Церквами». А в бытность еще Местоблюстителем Владыка Кирилл произнес блестящую программную проповедь у мощей священномученика Илариона (Троицкого), в которой, в частности, сказал: «В начале ХХ века, когда и в наше богословие стали проникать либеральные идеи, когда некоторые увлеклись чуждым Православию пониманием иных христианских религий и конфессий, утверждая вслед за некоторыми западными богословами, что мол, нет разницы между конфессиями, они – как ветви у одного дерева, и каждая, мол, несет в себе истину, святитель Иларион в своем замечательном труде, где он сказал нам нечто великое о догмате о Церкви, утверждал на основании святых отцов и всего могучего Предания Церкви Христовой, что существует только одна Церковь – Единая Святая Соборная и Апостольская, та, что в нынешнее время являет себя в Православии» . Это был совершенно очевидный ответ, какой именно экклезиологии придерживается будущий Патриарх Московский и всея Руси, но и он был проигнорирован теми, кто своей целью ставит отнюдь не установление истины. Между прочим, не лишним будет сказать, что священномученик Иларион, убедительно и аргументировано отстаивая истину о Святой Церкви, как единственном на земле источнике освящающей благодати Божией и спасения, категорически отрицая благодатность «таинств» еретиков и раскольников, тем не менее, был дружески расположен к открытому диалогу с представителями инославных сообществ, к свидетельству перед ними о спасительном учении и жизни Православия.
Не лишним будет напомнить о том, что благодаря твердой позиции Святейшего Патриарха Кирилла Русской Православной Церковью приостановлен диалог с теми деноминациями, которые отошли от норм традиционной христианской морали, ввели институт женского священства. И это несмотря на жесткую критику, которую вызвало подобное решение у некоторых либеральных кругов на Западе и у нас, в Отечестве. Более того, Его Святейшество первым из Предстоятелей Русской Церкви вынес вопрос о целесообразности участия в работе ВСЦ, о допустимых формах межхристианского диалога на общецерковное обсуждение – в рамках Межсоборного присутствия, куда открыто и безбоязненно имеют право обращаться клирики и миряне, у которых в этой сфере что-то может вызывать смущение и которые готовы к конструктивной, созидательной деятельности на благо всей Церкви. Но почему-то авторы «Письма» решили поступить не так. Очевидно, совсем не любовь к Церкви, не забота о ее священном единстве руководили ими.
Можно многое еще было бы сказать о том, что сделал Святейший Патриарх Кирилл для утверждения подлинной чистоты православной веры, для охранения нерушимости канонического порядка в жизни Русской Православной Церкви. Но совсем немного скажу и о том, чего не сделал Его Святейшество. Составители провокационного письма не случайно упомянули лишь одно (как мы уже показали, ложно истолкованное и вырванное из контекста) выступление Патриарха двадцатилетней давности. Больше они не смогли «выкопать» ничего. Потому что нечего. Несмотря на то, что каждый шаг Святейшего находится не то что под лупой, а под микроскопом разных «ищущих повода» субъектов, желающих уловить его точно так же, как Христа-Спасителя пытались уловить книжники и фарисеи, он ни на йоту не дал такого повода, всеми своими деяниями являя образец неукоснительного отстаивания Священного Предания Церкви.
И напоследок, остановлюсь на одной фразе из «Письма», ради которой, на мой взгляд, оно и было составлено. «Вы стали политическим лидером, а не печальником Земли Русской», – так обращается к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу группа «православных верующих Молдовы». Не случайно в начале данной статьи было упомянуто о значимости происхождения «Письма» из Молдовы. Обвинение в политическом характере деятельности в адрес поборников церковного и народного единства русских и украинцев было типичным для Украины «оранжевой» эпохи, это был такой своеобразный «гвоздь», при помощи которого старались пригвоздить всякого искреннего православного священнослужителя, не готового смириться с торжеством раскола, сепаратизма, раздирания Святой Руси. И показательно, что вдруг подобное обвинение, на этот раз в адрес самого Патриарха, раздается из «ультраправославных» кругов Молдовы – и именно в момент прихода там к власти националистических, прорумынских и прозападных вообще, враждебно настроенных к Русской Православной Церкви и ее традициям политических сил, устроивших травлю канонической Молдавской Митрополии.
Молдавские псевдоревнители с удивительной легкостью переходят от зилотских измышлений против своего Патриарха к ультралиберальным и националистическим. Это явно свидетельствует о синхронности их действий с новыми правителями Молдовы, в приступе русофобии и ненависти к Святой Руси устраивающими дни «советской оккупации». И тем, и другим мешает исполненная спокойной, духоносной силы, твердо стоящая преградой на пути разорителей Церкви и Отечества фигура Святейшего Патриарха Кирилла. Обвинение в политической деятельности звучит в адрес того Патриарха, который не в самый благоприятный период правления на Украине оранжевой власти, прекрасно зная, какой град оскорблений посыплется на него, смело и решительно выступил на защиту нерушимого единства Святой Руси, православного Русского Мира, объединяющего народы России, Украины, Белоруссии и Молдовы, на защиту того самого народа Божия, печальником и духовным вождем которого поставил его в нелегкую минуту Сам Господь. Не с точно ли такими же призывами к объединению Святой Руси в узловые моменты ее истории обращались святые Патриархи Московские Иов и Гермоген? Не выступал ли с горячим обличением отрыва от единой Руси ее исконных территорий святой Патриарх Тихон? Этих святителей молдавские «ревнители» тоже запишут в политиканы? Что ж, в таком обществе не стыдно оказаться достойному преемнику своих предшественников Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Обратил ли кто-нибудь внимание на тот факт, что Святейший Патриарх Кирилл за первый год своего Патриаршества совершил более 220 богослужений? Да-да – более 220. Какого же еще печальника Земли Русской надо пресловутым «молдавским клирикам» (да не воспримет мои слова в качестве критики или оскорбления прекрасный и верный церковному единству молдавский народ – речь идет лишь о самоназвании обсуждаемой группки)? Боюсь, не нужен им ни печальник, ни Земля Русская…
К сожалению, самый грустный вывод из рассматриваемого «Письма» – его авторы и подписанты готовы к открытому разрыву с Матерью-Церковью, они стоят на пороге раскола. Если кто-либо из них прочтет эту статью, прошу их, пока не поздно, одуматься. Ни у Патриарха, ни у иерархов, духовенства или многомиллионной паствы Русской Православной Церкви нет к ним ненависти или злобы. Возможно, многие из подписавших «Письмо» просто введены в заблуждение. Данная статья является попыткой приоткрыть глаза на истинное положение вещей, указать на факты, которые тщательно скрываются расколоучителями. Завершить ее хотелось бы замечательными словами Святейшего Патриарха Кирилла, звучащими одновременно и как предостережение, и как призыв:
«Мы должны хранить единство не только Вселенского Православия от каких-либо ересей и расколов, мы не только должны хранить как зеницу ока единство нашей Поместной Церкви, Церкви-мученицы, выстрадавшей свое право быть единой и неделимой. Мы должны хранить единство наших приходов и монастырей, помня, что самый главный критерий оценки деятельности любого христианина – от Патриарха до простого мирянина – это любовь. Есть любовь – есть Христос! Нет любви – нет Христа»!
Патриарх Кирилл: раскол на Украине затрагивает суть межцерковных отношений
МОСКВА, 17 октября. /ТАСС/. Тема церковного раскола и признания раскольнической Православной церкви Украины (ПЦУ) затрагивает саму суть межцерковных отношений и единства православного мира. Об этом заявил перед заседанием Священного синода Русской православной церкви (РПЦ) в четверг Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Тема затрагивает саму суть межцерковных отношений, и негативное развитие этой темы может разрушить всеправославное единство. Поэтому с полной ответственностью за сохранение всеправославного единства и с полной ответственностью перед нашими верующими людьми, перед нашим духовенством, епископатом, мы должны будем сегодня принять решения по тем вопросам, о которых я сказал», — заявил он.
Ранее заместитель председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Николай Балашов сообщил ТАСС, что Священный синод РПЦ обсудит на заседании в четверг решение Элладской православной церкви (ЭПЦ) о признании за патриархом Константинопольским Варфоломеем права на предоставление автокефалии ПЦУ.
12 октября 2019 года Архиерейский собор ЭПЦ признал право патриарха Константинопольского предоставить автокефалию ПЦУ, за которой РПЦ не признает статуса канонической церкви. ПЦУ, созданная на основе двух неканонических структур — Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), — получила автокефалию в 2018 году по решению патриарха Константинопольского Варфоломея. Другие поместные православные церкви не объявляли о том, что признают новую церковную структуру канонической. Решение патриарха Константинопольского Варфоломея о предоставлении ПЦУ томоса об автокефалии стало причиной того, что 15 октября 2018 года РПЦ разорвала молитвенное общение с Константинопольским патриархатом.
Архиепископ Кипрский Хризостом обвинил Патриарха Кирилла в том, что именно он учиняет раскол в мировом Православии
Предстоятель Кипрской Православной Церкви, похоже, близок к тому, чтобы признать украинских раскольников, но ему мешают некоторые кипрские архиереи…
Предстоятель Кипрской Православной Церкви Архиепископ Кипрский Хризостом в интервью кипрской газете «Политис» в резкой форме раскритиковал митрополитов Лимассольского, Киккского и Тамасосского, которые выступили с критикой в адрес Фанара, а также обвинил в учинении раскола в мировом Православии не Константинопольского Патриарха Варфоломея, а Святейшего Патриарха Кирилла, сообщает СПЖ.
«Во время заседания Синода я сказал, что мы будем занимать нейтральную позицию, ни в пользу Москвы, ни в пользу Константинополя, — подчеркнул Архиепископ. — Я хочу, чтобы мы оставались нейтральными, чтобы иметь возможность помочь. Им обоим (Патриарху Варфоломею и Патриарху Кириллу — РЛ) нужна помощь. Они эгоистичны и едва ли смогут сами помириться. Поэтому я всем клирикам сказал не выступать с заявлениями. Сидите смирно, потому что заявления, которые касаются Церкви, которая бессмертна, в случае их ошибочности останутся навсегда. Зря выступали и митрополит Киккский, и митрополит Тамасосский, и митрополит Лимассольский. Братья, ну сидите смирно. Раз Синод принял решение, уважайте его».
«Хотя Святейший Синод был созван и принял решение по вопросу украинской автокефалии оставаться нейтральными, теперь они (кипрский митрополиты — РЛ) организуют конференцию с русскими и говорят на конференции, занимая позицию против Вселенского Патриархата. Это просто невероятно. Ну что ж, Священный Синод уже принял решение. Уважайте это решение. Они даже не стыдятся этого. Самое простое — наказать и сделать им выговор», — заявил Предстоятель Кипрской Церкви.
При этом Архиепископ Кипрский Хризостом обвинил в учинении раскола в мировом Православии не Константинопольского Патриарха Варфоломея, который признал украинских раскольников, а Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, назвав его действиям неприемлемыми, поскольку он отказался поминать Патриарха Варфоломея, Архиепископа Афинского и Патриарха Александрийского.
«Он прислал людей, чтобы сказать мне, что он хочет, чтобы я был рядом с ним. И я ответил: „я не поддерживаю то, что вы делаете“. Мы перестаём поминать только тех, кто отступает от православной веры, и я спрашиваю вас: „разве Вселенский Патриарх, Архиепископ Афинский и Патриарх Александрийский еретики, чтобы вы перестали их поминать?“. Это просто невозможно. Вы имеете право жаловаться, что они не должны действовать таким образом. У вас есть право не соглашаться, говорить, что они неправы. Да, вы имеете право так говорить. А как на счёт того, чтобы прекратить поминать их или сослужить им? Мы только с еретиками не сотрудничаем. Ваше поведение неприемлемо», — заявил Архиепископ Хризостом.
«Всё идёт к расколу. А раскол — это величайший грех. Я этого не понимаю. Он (Патриарх Кирилл) хочет быть первым. Я сказал ему, что ты никогда не будешь первым. За последние 17 веков Константинопольский Патриарх был установлен как первый среди всех восточно-православных Предстоятелей. Точка. Мы не должны закрывать на это глаза. Вы должны это понять. Но эгоизм не даёт ему ясно видеть», — сказал Предстоятель Кипрской Церкви.
Таким образом, становится совершенно ясно, что Архиепископ Кипрский Хризостом очень близок к тому, чтобы признать украинских раскольников, и хотя Предстоятель Кипрской Церкви заявляет о своей нейтральной позиции, на самом деле он всецело разделяет действия Константинопольского Патриархата, которого по сути уже признал «восточным папой Римским». Единственно, что беспокоит Кипрского Архиепископа, это позиция целого ряда авторитетных кипрских архипастырей, которые выступают категорически против признания раскольников. Это, по всей видимости, и сдерживает владыку Хризостома, и вызывает у него такое неподдельное раздражение.
Русская линия
>Разогнанные и очень обиженные
На иерархическом уровне
Поздравляя патриарха Кирилла с именинами на праздник святых Кирилла и Мефодия, Владимир Путин выразил ему «только одно пожелание» — «график свой скорректировать в сторону разгрузки». Звучит как выражение трогательной заботы президента о 72-летнем патриархе? Не совсем. Как сообщил «Новой» источник в администрации президента РФ, в последнее время установилась практика ежедневных докладов о состоянии здоровья Кирилла, которые составляются охраняющими его сотрудниками ФСО. (Кстати, штат этого «патриаршего конвоя», работающего на деньги российских налогоплательщиков, постоянно растет и достигает уже нескольких десятков офицеров.)
Владимир Путин пожелал патриарху Кириллу больше отдыхать. Видео: «Россия 24»
Разумеется, доклады имеют гриф «секретно», но при этом довольно широко обсуждаются. Отставной полковник КГБ СССР Вадим Мельников, служивший вместе с будущим патриархом в Женеве еще в 1970-е, вспоминал в своем интервью об их встрече в Москве в конце 90-х. Когда полковник по старой привычке предложил Кириллу водки, тот наотрез отказался:
«У меня и так уже три инфаркта было, нельзя мне».
Из-за проблем со здоровьем (а они касаются и нервной системы) Кирилл вынужден работать «вахтовым методом»: после каждых двух-трех недель активности следуют примерно две недели лечения и реабилитации, когда патриарх полностью исчезает из публичного пространства, нередко уезжая за границу (чаще всего в свое поместье в Швейцарии). На самые современные медицинские процедуры предстоятель РПЦ тратит астрономические суммы — это, пожалуй, главная статья его расходов сегодня.
Возможно, проблемами со здоровьем и взрывным темпераментом «шефа» можно объяснить довольно парадоксальную, с точки зрения стороннего наблюдателя, кадровую чехарду, которая началась недавно на высших уровнях управления Московской патриархии. В нынешнем году были отправлены в отставку управляющий делами Московской патриархии (с 2009 года) митрополит Варсонофий (Судаков), председатель Финансово-хозяйственного управления патриархии (с 2014 года) митрополит Марк (Головков) и руководитель Административного секретариата патриархии (с 2009 года) митрополит Сергий (Чашин), которого вообще сослали в Сингапур. Эти митрополиты возглавляли ключевые ведомства патриархии и сформировали ее нынешний «административный стиль». Как гром среди ясного неба прозвучало месяц назад известие об отставке первого викария патриарха по городу Москве (то есть управляющего всеми столичными приходами аж с 1990 года) митрополита Арсения (Епифанова), которого патриарх внезапно отправил в Липецк.
Весьма странно выглядит история перестановок одного из молодых патриарших фаворитов — 34-летнего епископа Серафима (Амельченкова): летом прошлого года он был освобожден от должности главы синодального Отдела по делам молодежи и назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, а летом нынешнего года освобожден с поста ректора и… назначен главой синодального Отдела по делам молодежи. Другой (тоже 34-летний) патриарший фаворит — Антоний (Севрюк) — напротив, сделал совершенно головокружительную карьеру: в декабре 2017 года был назначен епископом Венским и Будапештским, в феврале 2018-го возведен в сан архиепископа, в мае 2019-го назначен патриаршим экзархом Западной Европы и возведен в сан митрополита. Между прочим, сам Кирилл стал митрополитом лишь в 43 года. В истории РПЦ доселе был лишь один случай возведения в сан митрополита в 34 года — это случилось с духовным наставником Кирилла, давшим старт его карьере, митрополитом Никодимом (Ротовым) в 1963 году.
На безопасную дистанцию от московских церковных дел удалены все члены «старой гвардии» патриарха Алексия II. Митрополит Климент (Капалин), бывший управляющим делами патриархии в последние годы прошлого патриаршества и ставший единственным конкурентом Кирилла на последнем этапе выборов 2009 году, осел на Калужской кафедре и сохраняет в Москве лишь символическую должность главы Издательского совета РПЦ. Его предшественник на посту управделами, митрополит Сергий (Фомин), служит в Воронеже и в столице почти не появляется. Наконец, митрополит Мефодий (Немцов), которого считали главным конкурентом Кирилла до 2003 года, послужив некоторое время в казахстанской ссылке, обосновался на Пермской кафедре.
Из фаворитов в опалу
Андрей Кураев. Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»
Распад команды патриарха Кирилла, которой он во многом обязан своей победой на выборах 2009 года, начался в самом конце 2013-го — с громкой отставки протодиакона Андрея Кураева с должности профессора Московской духовной академии. Спустя месяц, по личному звонку патриарха ректору, Кураева изгнали и из МГУ, который он когда-то окончил с красным дипломом и где преподавал более 20 лет.
Когда выгоняли Кураева, он еще не критиковал патриарха, а лишь встал на защиту семинаристов из Казани, подвергшихся сексуальному насилию со стороны своего начальства.
Деятельность Кураева в «команде» патриарха была весьма спорной — накануне патриарших выборов 2009 года он использовал самые радикальные методы «черного пиара», чтобы дискредитировать основного конкурента Кирилла — митрополита Калужского Климента. Но превратив Кураева в своего врага, Кирилл получил неразрешимую проблему: ему просто некого противопоставить харизматичному интеллектуалу, которого полюбили либеральные СМИ и взахлеб читают все архиереи и многие клирики РПЦ, охотно снабжая протодиакона все новыми порциями церковного компромата. На осень нынешнего года анонсирована новая книга Кураева с «системными» разоблачениями современной Московской патриархии, чья история восходит к печально известному «конкордату» Сталина с митрополитом Сергием (Страгородским) 4 сентября 1943 года.
Две «знаковые» отставки ключевых пиар-фигур патриархии состоялись в самом конце 2015 года. Сначала Кирилл уволил ответственного редактора официального «Журнала Московской патриархии» Сергея Чапнина, он теперь постоянно критикует патриарха с либеральных позиций (ему даже приписывают анонимный телеграм-канал «Церквач», через который «утекают» секретные документы из патриаршей канцелярии).
Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»
Затем — председателя Отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, возглавлявшего этот Отдел с самого момента создания в 2009 году, а до этого 9 лет самоотверженно служившего заместителем Кирилла в Отделе внешних церковных связей. Теперь Чаплин, известный своими скандальными высказываниями, так же систематически критикует Кирилла с праворадикальных позиций, отсекая от патриарха эту часть политического спектра. «На кормление» протоиерею, внезапно попавшему в опалу, дали маленький, но древний храм преподобного Феодора Студита у Никитских ворот в Москве.
Наконец, в 2018 году был уволен с должности председателя Учебного комитета патриархии занимавший ее 24 года архиепископ Евгений (Решетников), отправленный в Эстонию. Теперь ключевое ведомство, от которого зависит подготовка всех церковных кадров, возглавляет настоятель храма при бизнес-центре «Москва-Сити» протоиерей Максим Козлов. Пока единственной его громкой инициативой на этом посту стала неудачная (хотя битва еще не окончена) попытка слияния Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии с помощью изгнания последней из специально оборудованного корпуса на улице Большая Лубянка («Новая» дважды писала об этой истории).
«Битва за Сретенку» стала первым — еще робким, но уже эффективным — смотром сил гражданского общества внутри РПЦ, сумевшего отстоять (правда, не без участия кремлевского ресурса) от патриаршей бюрократии любимое детище популярного в народе митрополита Тихона (Шевкунова).
По легенде, патриарх уже шепнул Тихону после их совместной службы 21 июля: «Я вам этого не забуду»…
Митрополит Тихон. Фото: РИА Новости
Три группы
По мнению эксперта в Московской патриархии, с которым побеседовала «Новая», сейчас в высшем церковном руководстве оформились три новых «группы интересов», они же — «группы влияния».
«административная» группа, или группа «двух савв»
Пожалуй, самой весомой из них становится группа «двух Савв», которую условно назовем «административной». Ее возглавляет 39-летний Тверской митрополит Савва (Михеев), ставший в этом году управляющим делами (говоря светским языком — премьер-министром) Московской патриархии. Подобно более молодому патриаршему фавориту Антонию (Севрюку), он также сделал головокружительную и несколько загадочную карьеру, подлинные причины которой остаются в тени (подобные вещи очень любит расследовать о. Андрей Кураев). В 2014-м стал первым заместителем тогдашнего управделами митрополита Варсонофия, а в прошлом году возглавил Тверскую митрополию.
Говорят, на сентябрьском Синоде патриарх намерен поднять его еще выше, сместив впавшего в немилость Варсонофия еще и с Санкт-Петербургской кафедры.
Вторым Саввой в «административной» группе является заместитель первого, 41-летний епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), переехавший около 10 лет назад в Россию из Франции, где он родился в семье русских эмигрантов, по личному приглашению Кирилла. Долгие годы он тянул на себе всю «черную работу» управления делами — разбирал конфликты, инспектировал епархии — и только в этом году стал архиереем.
Владимир Легойда. Фото: РИА Новости
К этой группе примыкает глава Информационного отдела патриархии Владимир Легойда. Возможно, именно из среды этой группы патриарх Кирилл готовит себе преемника.
«академическая» группа
Вторую группу можно условно назвать «академической». В нее входят ректор Московской духовной академии архиепископ Амвросий (Ермаков), в прошлом году переехавший из Петербурга в Москву, и уже упоминавшийся глава Учебного комитета о. Максим Козлов. Именно они попытались «съесть» Сретенскую семинарию, а также добились отставки неподконтрольного им ректора Санкт-Петербургской академии епископа Серафима (Амельченкова), просидевшего в своем кресле всего год.
Елена Гундяева, вице-ректор Санкт-Петербургской духовной академии и родная сестра патриарха Кирилла. Фото: сайт Ставропольской духовной семинарии
Силу «академической» группы связывают с наличием у нее негласного покровителя в лице вице-ректора Санкт-Петербургской духовной академии Елены Гундяевой — родной сестры патриарха. Именно с нею не смог найти общий язык в городе на Неве епископ Серафим.
«внешнеполитическая» группа
Митрополит Иларион. Фото: РИА Новости
Наконец, третью группу условно назовем «внешнеполитической» — ее составляют председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Иларион (Алфеев) и кадровые церковные дипломаты из Отдела. Иларион — единственный «тяжеловес» из первой команды патриарха, который пока не лишился своей должности. Относительную прочность его позиций связывают с поддержкой «профильными» подразделениями администрации президента РФ, поскольку услуги ОВЦС критически важны на украинском и ближневосточном направлениях, на постсоветском пространстве и в отношениях с Ватиканом.
В первые годы нынешнего патриаршества Иларион даже считался преемником патриарха, но постепенно надоел своему шефу, который все чаще стал позволять себе повышать голос на «министра иностранных дел».
Говорят, особо эпичной была сцена на борту самолета, летевшего из Стамбула, где Вселенский патриарх Варфоломей укорил патриарха Кирилла за деструктивную роль Илариона в межцерковных отношениях. Слухи о неизбежной отставке Илариона и замене его, например, патриаршим фаворитом Антонием (Севрюком) упорно циркулируют уже более года. Но пока Илариону хватает своих аппаратных возможностей удерживать должность. Однако как преемника патриарха эксперты его уже не рассматривают.
Провинциальные архиереи, число которых в РПЦ уже превысило 400, при нынешнем патриархе практически лишены возможности участвовать в большой церковной политике, однако с увлечением следят за соотношением московских групп влияния. Кто-то делает ставку на «духовника президента» митрополита Тихона (Шевкунова), сосланного в Псков, а кто-то видит будущим патриархом Московским Киевского митрополита Онуфрия (Березовского), чей образ монаха-аскета близок простому церковному народу. Разумеется, в нынешней политической обстановке все эти чаяния и прогнозы хранятся глубоко под спудом.
***
Активизация политических процессов в России помогает тем зачаткам гражданского общества, которые образовались в РПЦ, осознать свои интересы и заявить о себе. Именно церковное гражданское общество сумело отстоять Сретенскую семинарию, пригласить — без всякой санкции патриархии и Кремля — папу римского в Москву с частным визитом («Новая» писала об этом), укрыло в храме протестующих у мэрии 27 июля (и об этом писала «Новая»).
РПЦ официально запретила браки с еретиками
Также церковь не будет венчать четвертые браки, однополые союзы и пары, где один или оба партнера сменили пол
Архиерейский собор Русской православной церкви (РПЦ) утвердил список оснований для отказа в венчании. Согласно принятым решениям, церковь не станет благословлять союзы между православными и теми, кто не относит себя к православию.
«Древние церковные каноны ради защиты церкви от распространения ереси запрещали православным христианам вступать в брак с еретиками. Этот подход и ныне должен применяться по отношению к членам еретических и раскольнических сообществ, враждебных церкви и создающих угрозу ее единству», – цитирует текст архиерейского постановления новостное агентство «Москва».
Также церковь не станет благословлять союзов между представителями одного пола, парами, где один или оба супруга сменили пол, и теми, кто решил жениться или выйти замуж в четвертый раз.
Ранее иерархи РПЦ постановили, что церковь не поощряет вторых браков, а третий можно позволять только в виде редких исключений. При этом РПЦ намерена учитывать не только церковные браки, но и светские.
Заключение церковных браков до государственной регистрации теперь будет возможным только в особых случаях и по разрешению епархиального архиерея.
Кроме того, собор постановил, что церковный брак расторгается в случае прелюбодеяния одного из супругов.
Социологические опросы показывают, что до 85% россиян считают себя православными. При этом в других опросах до 30% из них заявили, что Бога, по их мнению, не существует. Полностью соблюдают пост от 2 до 4% верующих; также большинство православных признались, что не ходят на причастия.
69% россиян полагают, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, а не только от Бога-Отца, как это принято в православной традиции. Таким образом, большинство граждан РФ, считающих себя православными, в догматическом отношении являются стихийными католиками: ведь именно принятие Римом тезиса «филиокве» («…и от Сына») стало главной богословской причиной раскола церквей в 1054 году.
Добавить комментарий