Патриарх сербский Павел
Содержание
Герман (патриарх Сербский)
В Википедии есть статьи о других людях с именем Герман.
Архиепископ Печский,
Митрополит Белградско-Карловацкий,
Патриарх Сербский
13 сентября 1958 — 30 ноября 1990
Викентий II
Павел
Епископ Жичский
9 июня 1956 — 13 сентября 1958
Иосиф (Цвийович)
Василий (Костич)
Епископ Будимский
3 июля 1952 — 9 июня 1956
Хризостом (Воинович)
Арсений (Брадваревич)
Епископ Моравичский
15 июля 1951 — 3 июня 1952
Хризостом (Воинович)
Савва (Вукович)
Хранислав Джорич
19 августа 1899
- Jošanička Banja, Сербия
27 августа 1991 (92 года)
- Белград, Югославия
- Церковь Святого Марка
Медиафайлы на Викискладе
Патриарх Герман (серб. Патријарх Герман, в миру Хра́нислав Джо́рич, серб. Хранислав Ђорић; 7 (19) августа 1899, Йошаничка-Баня, Королевство Сербия — 27 августа 1991, Белград) — епископ Сербской Православной Церкви, с 1958 по 1990 год — её предстоятель с титулом «Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловачский, Патриарх Сербский».
Биография
Родился в семье учителя, который позднее принял сан священника. Начально образование получил в Велика-Дренове близ Трстеника и в городе Крушевац, в семинариях в Белграде и Сремски-Карловци (окончил в 1921). Изучал право в Сорбонне, потом поступил на богословский факультет Белградского университета, который окончил в 1942 году.
В 1924 году епископом Жичским Ефремом был рукоположен в сан диакона, после чего служил в клире кафедрального соборе Жичи. Назначен служащим церковного суда Жичской епархии.
С 1925 по 1927 год преподавал Закон Божий в гимназии города Чачак.
В 1927 году был рукоположен в сан священника и до 1931 года служил приходе в Миоковци. В 1931 году переведен в город Врнячка-Баня настоятелем храма и архиерейским наместником, при храме учредил ежемесячный журнал «Преглед» и ежегодный календарь «Свети Лазар».
В 1938 году овдовел и переехал в Белград, назначен референтом Священного Синода.
Решением архиерейского собора Сербской православной церкви, прошедшего с 31 мая по 12 июня 1951 года был избран главным секретарём Синода в сане епископа с титулом «Моравичский». 7 июля 1951 года, будучи вдовцом, епископом Шумадийским Валерианом (Стефановичем) был пострижен в монашество в монастыре Студеница, 12 июля возведён в сан архимандрита.
15 июля состоялась его епископская хиротония, которую совершил Патриарх Викентий в сослужении епископов Шумадийского Валериана (Стефановича), Сремского Никанора (Иличича) и Банялукского Василия (Костича).
3 июля 1952 года избран епископом Будимским, но не смог занять кафедру из-за препятствий, чинимых венгерскими властями.
В 1955—1956 годы администратор Будимлянско-Полимской епархии.
С 9 июня 1956 года — епископ Жичский, восстановил более 40 храмов и основал монастырь Йоване.
В 1956—1957 годы администратор Рашско-Призренской епархии.
Был редактором главного органа Сербской Православной Церкви — журнала «Гласник».
13 сентября 1958 года избран Сербским патриархом. Решая острую кадровую проблему Сербской Православной Церкви, был инициатором избрания 27 епископов.
Патриарх Герман, епископ Савва (Вукович), Иосип Броз Тито и Йованка Броз. 1960-е годы, фото Стевана Крагуевича
Для повышения уровня духовного образования провёл реформу учебных программ духовных учебных заведений СПЦ, возобновил духовные семинарии в Сремски-Карловци, в монастыре Крка и монашескую школу в Монастыре Дечаны. В здании Патриархии в Белграде был основан Православный народный университет, в котором Патриарх Герман читал лекции. В Патриаршество Германа была расширена издательская деятельность СПЦ. Несмотря на препятствия коммунистических властей, имел особое попечение о восстановлении церквей и монастырей. Во время правления патриарха Германа была изменена процедура выборов патриарха, и был введён так называемый «Апостольский принцип», согласно которому епископы на соборе выбирают трёх кандидатов, а затем при помощи жребия определяют, какой из них будет новым патриархом.
В патриаршество Германа вследствие вмешательства властей в дела Церкви произошло два раскола: отделилась значительная часть зарубежных приходов, главным образом в США, образовавшие «Свободную Сербскую церковь» с центром в Новограчаницком монастыре, а также отделились приходы в союзной республике Македонии, образовавших неканоническую Македонскую православную церковь.
В 1989 году сломал бедро и до конца жизни так и не смог восстановится от этой травмы. Поскольку Патриарх Герман уже не мог полноценно управлять Церковью, 30 июня того же года Митрополит Загребско-Люблянский Иоанн был избран Патриаршим местоблюстителем. 30 ноября 1990 года Патриарх Герман ушёл в покой по решению Архиерейского собора Сербской Православной Церкви в силу тяжёлой долговременной болезни, подтвержденной в отчёте консилиума врачей Военно-Медицинской академии. На следующий день 1 декабря, епископ рашко-Призренский Павел (Стойчевич) был избран Патриархом.
Он стал одним из самых долгоживущих сербских патриархов в истории Сербской Православной Церкви, исполнив 32 года обязанности главы Сербской Православной Церкви.
Скончался 27 августа 1991 года в Белграде. Похоронен в церкви апостола Марка в Белграде.
Примечания
- Istorija Srpske pravoslavne crkve — Книги 3 Štamp. «Iskre, «, 1986, стр. 230
- Изабран нови Патријарх Архивная копия от 4 мая 2014 на Wayback Machine, Приступљено 4. 5. 2014.
Ссылки
- ГЕРМАН // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XI. — С. 234-235. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X.
- ГЕРМАН ЂОРИЋ | патријарх српски | 1958-1990; †1991.
Герман (Патриарх Сербский)
Патриарх Герман
Архиепископ Печский,
Митрополит Белградско-Карловацкий,
Патриарх Сербский
Викентий
Павел
Епископ Жичский
Иосиф (Цвийович)
Василий (Костич)
Хранислав Джорич
19 августа 1899
Йошаничка-Баня
27 августа 1991 (92 года)
Белград
Патриарх Герман (серб. Патријарх Герман, в миру Хранислав Джорич, серб. Хранислав Ђорић; 7 (19) августа 1899, Йошаничка-Баня — 27 августа 1991, Белград) — епископ Сербской Православной Церкви, с 1958 по 1990 год — её предстоятель с титулом «Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловачский, Патриарх Сербский».
Родился в семье учителя, который позднее принял сан священника. Учился в Велика-Дренове близ Трстеника и в городе Крушевац, в семинариях в Белграде и Сремски-Карловци (окончил в 1921). Изучал право в Сорбонне, потом поступил на богословский факультет Белградского университета, который окончил в 1942 году.
В 1924 году рукоположен во диакона при кафедральном соборе Жичи, назначен служащим церковного суда Жичской епархии.
С 1925 по 1927 год преподавал Закон Божий в гимназии города Чачак.
С 1927 года — священник на приходе в Миоковци. В 1931 году переведен в г. Врнячка-Баня настоятелем храма и архиерейским наместником, при храме учредил ежемесячный журнал «Преглед» и ежегодный календарь «Свети Лазар».
В 1938 году овдовел и переехал в Белград, назначен референтом Св. синода.
7 июля 1951 года пострижен в монашество в монастыре Студеница, 12 июля возведён в сан архимандрита.
12 июня 1951 года избран главным секретарём Синода в сане епископа с титулом «Моравичский». 15 июля состоялась хиротония.
В 1952 года избран епископом Будимским, но не смог занять кафедру из-за препятствий, чинимых венгерскими властями.
С 1956 по 1958 года управлял Жичской епархией, восстановил более 40 храмов и основал монастырь Йоване.
В 1955—1956 годы администратор Будимлянско-Полимской епархии, а в 1956—1957 годы администратор Рашско-Призренской епархии. Был редактором главного органа Сербской Православной Церкви — журнала «Гласник».
13 сентября 1958 года избран Сербским патриархом. Решая острую кадровую проблему Сербской Православной Церкви, был инициатором избрания 27 епископов.
Для повышения уровня духовного образования провёл реформу учебных программ духовных учебных заведений СПЦ, возобновил духовные семинарии в Сремски-Карловци, в монастыре Крка и монашескую школу в монастыре Дечаны. В здании Патриархии в Белграде был основан Православный народный университет, в котором патриарх Герман читал лекции. В Патриаршество Германа была расширена издательская деятельность СПЦ.
Несмотря на препятствия коммунистических властей, имел особое попечение о восстановлении церквей и монастырей.
30 ноября 1990 года в силу преклонного возраста и тяжёлой травмы был почислен на покой.
Скончался 27 августа 1991 года в Белграде. Похоронен в церкви ап. Марка в Белграде.
- ГЕРМАН // Православная энциклопедия. Том XI. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — С. 234-235. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-017-Х
Сербин, Павел Георгиевич
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Сербин.
11 апреля 1978 (41 год)
Москва, СССР
СССР
Россия
виолончелист, музыкальный педагог
виолончель, виола да гамба
Па́вел Гео́ргиевич Се́рбин (род. 11 апреля 1978, Москва) — российский виолончелист , гамбист, исполнитель на G-violone, дирижёр.
Окончил Московскую среднюю специальную школу имени Гнесиных (1996), был концертмейстером группы виолончелей в оркестре «Гнесинские виртуозы». Затем окончил Московскую консерваторию (2001, класс проф. Д.Миллера) и её аспирантуру (2004, класс проф. А.Рудина), одновременно занимался в Королевской консерватории в Гааге у Виланда Кёйкена (виола да гамба) и Япа тер Линдена (барочная виолончель). Участвовал в мастер-классах Аннера Билсмы, Райнера Ципперлинга и Кристофа Куэна.
Играл в составе нескольких камерных ансамблей. В дуэте A La Russe (с клавесинисткой и хаммер-клавиристкой Ольгой Мартыновой) завоевал первую премию конкурса исполнителей старинной музыки Premio Bonporti (2000, Италия) и вторую премию конкурса имени Вассенара (2000, Нидерланды). С 2003 года — художественный руководитель оркестра старинной музыки Pratum Integrum. С 2003 года преподаёт в Московской консерватории барочную виолончель. C 2010 — соло-виолончелист баварского оркестра Hofcapella Munchen.
- Павел СЕРБИН в эфире Радио «Культура»
- Павел СЕРБИН: «Борьба за оперу была борьбой за государственный подряд»
- A La Russe на сайте «Школа старинной музыки»
- pavel-serbin — Сербин, Павел Георгиевич в «Живом Журнале»
Это заготовка статьи о виолончелисте. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Для улучшения этой статьи желательно:
Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником. |
Павел (патриарх Сербский)
В Википедии есть статьи о других людях с именем Павел.
Патријарх Павле
44-й Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловацкий, Патриарх Сербский
1 декабря 1990 — 15 ноября 2009
2 декабря 1990
Сербская православная церковь
Патриарх Герман
Патриарх Ириней
Епископ Рашско-Призренский
22 сентября 1957 — 2 декабря 1990
29 мая 1957
Владимир (Райич)
Артемий (Радосавлевич)
Белградский университет
доктор богословия
Гойко Стойчевич
Гојко Стојчевић
11 сентября 1914
Кучанци, Славония, Австро-Венгрия
15 ноября 2009 (95 лет)
Белград, Сербия
- монастырь Раковица
7 апреля 1948
29 мая 1957
Медиафайлы на Викискладе
Патриа́рх Па́вел (серб. Патријарх Павле, в миру Гойко Стойчевич, серб. Гојко Стојчевић; 11 сентября 1914, деревня Кучанци, Славония, Австро-Венгрия — 15 ноября 2009, Белград, Сербия) — епископ Сербской Православной Церкви; с 2 декабря 1990 года Архиепископ Печский, Митрополит Белградский-Карловачский, Патриарх Сербский. Был известен своим аскетическим и нестяжательным образом жизни, не имел личного транспорта, отказывался от материальных благ и пожертвований.
Детство и образование
Родился 11 сентября 1914 года на праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя в деревне Кучанци недалеко от Доньи-Михольяц в Славонии в крестьянской семье.
Окончил гимназию в Белграде и шестиразрядную семинарию в Сараеве; учился на Богословском факультете в Белграде.
Рано остался без попечения родителей: отец Стефан, серб по национальности, уехал работать в США, где заболел туберкулёзом и вернулся домой умирать. Гойко тогда не было и трёх лет; только что родился брат. Мать Анна, хорватка по национальности, спустя год после смерти отца, вышла замуж и вскоре умерла во время родов, брат и Гойко остались с бабушкой и тёткой. Заботы о воспитании Гойко взяла на себя тётя.
Моё ощущение материнской любви связано с тёткой, которая заменила мне мать и я помню её безграничную любовь, думаю, что когда умру, первой встречу её, а потом остальных.
Поскольку Гойко был очень слабым, больным ребёнком, его освободили от сельских забот и позволили получать образование.
Начальную школу окончил в родной деревне. Затем последовал переезд в Тузлу для обучения в средней школе с 1925 по 1929 годы, где одним из друзей молодости стал Меша Селимович.
Хотя, он был по его словам склонен к техническим наукам («предметам, не требующим запоминания, как то математика и физика»), а по Катехизису имел низкую оценку, под влиянием родственников, выбор был сделан в пользу духовной семинарии. Обучался в шестилетней семинарии в Сараево с 1930 по 1936 год. Позднее обучался на Богословском факультете Белградской духовной академии, хотя в начале поступил на медицинский факультет. Одно время был старостой студентов Богословского факультета.
Перед войной был секретарём министра церковных дел Воислава Янича. В 1940 году вступил в армию военным медиком в Заечаре. Во время немецкой оккупации жил вначале в Славонии, затем возвратился в Белград.
Церковное служение
В 1941—1942 годах жил в Белграде, работал прорабом по расчистке руин.
Слабое здоровье привело его в Троицкий монастырь на Овчаре, где пережил времена болгарской оккупации. В 1943 году работал в качестве педагога и вероучителя детей беженцев в Бане-Ковиляче. Врачи обнаружили у него туберкулёз, прогноз был пессимистическим. Оттуда он направился в монастырь Вуян в селе Прислоница, где он оставался до 1945 года. В монастыре произошло выздоровление, что побудило его в 1946 году стать послушником. 7 апреля 1948 года он принял монашеский постриг, а вскоре был хиротонисан в иеродиаконы.
С 1949 по 1955 год был насельником монастыря Рача; в 1950/1951 учебном году был суплентом Призренской семинарии св. Кирилла и Мефодия. В 1954 году был рукоположен в иеромонаха; в 1957 возведён в сан архимандрита. С 1955 по 1957 год был аспирантом кафедры Нового Завета и Литургики на Богословском Факультете в Афинах, где защитился со степенью доктора богословия. Согласно одной из легенд, когда один из сановников сербской церкви вопрошал о новом аспиранте Афинского университета, то получил следующий ответ: «Если бы наша Греческая Церковь имела хотя бы пять таких священников, как ваш Павел, то не боялась бы за своё будущее, но была бы самой сильной Церковью в мире».
Епископ Рашко-Призренский
На очередном заседании 29 мая 1957 года, Святейший Синод Сербской Православной Церкви отметил молодого доктора богословия, и избрал его епископом Рашко-Призренским. Эта новость настигла его во время паломнической поездки в Иерусалим.
Хиротония была совершена 22 сентября 1957 года в Белградском кафедральном соборе группой епископов во главе с патриархом Викентием (Продановым). На кафедру епископа Рашко-Призренского был возведён 13 октября того же года в кафедральном соборе Призрена.
Как предстоятель Рашко-Призренской епархии организовывал строительство новых храмов и работы по реставрации и сохранению православных святынь Косова и Метохии.
Во главе Рашко-Призренской епархии строил новые церкви, обновлял ветхие и порушенные. Заботился о Призренской семинарии, где иногда проводил лекции по церковному пению и славянскому языку. Постоянно путешествовал по епархии для служения. Епархией управлял в одиночестве, не имея ни сотрудников, ни секретаря, ни автомобиля. Передвигался либо пешком, либо на общественном транспорте.
Как епископ Рашко-Призренский, выступал в ООН по вопросу о межэтнических отношениях в Косове и Метохии, где в этот период крайне остро стояла проблема межэтнических отношений. Многочисленные биографии и свидетельства утверждают о повседневной борьбе сербов Косова и Метохии за свои национальные права. Павел пишет к властям Церкви и государства, призывая их посетить отдалённые церкви и монастыри края, выработать политику, которая смогла бы предотвратить конфликт. О том, что он лично переносит запугивания и притеснения со стороны албанцев, епископ Павел не говорил никогда. Никакой реакции государственных органов на обращения и письма не последовало.
Патриаршество
В ноябре 1990 года решением Священного Архиерейского Собора Сербской Церкви, после восьми кругов неудачного голосования, Павел был избран предстоятелем Церкви на место заболевшего Патриарха Германа. Конверт с его именем вытянул архимандрит Антоний Джорджевич, настоятель монастыря Троноша.
Интронизация патриарха Павла состоялась 2 декабря 1990 года в Соборной церкви в Белграде, а по древней традиции только 2 мая 1994 года на исторический трон печских Патриархов в Печской Патриархии.
Мои силы слабы, вы все это знаете. Я на них не надеюсь. Надеюсь на вашу помощь, говорю и повторяю, на помощь Божью, которой Он меня до сих пор поддерживал. Пусть будет Богу во славу и на пользу Его Церкви и нашему многострадальному народу в эти тяжелые времена.
— Из обращения к выборному Собору Патриарха Павла
За время, прошедшее с начала патриаршества возобновлены и открыты новые епархии и семинарии (Цетинская — 1992 год, Крагуеваце и Духовная Академия святого Василия Острожского в Фоче — 1997 год). Также была создана информационная служба Сербской Православной Церкви.
Патриарх Павел освящает церковь Святых Кирилла Мефодия в Любляне. 2005 год
Павел стал на момент своего избрания старейшим среди сербских Патриархов, он был избран Патриархом в 76 лет (его преемник, Патриарх Ириней, избран в 79 лет). Посетил все континенты и все епархии Сербской Церкви. На 91-м году жизни ездил в Австралию на две недели. Посетил и большинство Поместных Православных Церквей, а также многие европейские страны и страны других регионов мира.
Патриарх Сербский Павел в течение многих лет был председателем Комиссии Священного Синода по переводу Нового Завета, данный перевод является первым переводом, который был официально утверждён церковью, и опубликован в 1984 году, и переиздавался в 1990-х годах. Кроме того, он был президентом литургической комиссии Священного Синода, которой был подготовлен и издан Служебник на сербском языке.
Во время гражданской войны в Югославии Павел посещал Хорватию и Боснию. Патриарх участвовал в мирном процессе, призывая воюющие стороны к урегулированию конфликта. В 1991 году митрополит Загребский и Люблянский Йован организовывал встречи Павла и католического кардинала Франьо Кухарича. Патриарх Павел встречался также и с президентом Хорватии Франьо Туджманом.
С 13 ноября 2007 года находился на стационарном лечении в госпитале Военно-медицинской академии Белграда.
Ввиду плохого состояния его здоровья, открывшийся 15 мая 2008 года в Белграде Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви постановил временно передать функции Предстоятеля Священному Синоду во главе с митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием (Радович Ристо).
11 ноября 2008 года открылось заседание Архиерейского Собора, на котором рассматривался вопрос о возможности избрания нового Предстоятеля Церкви: первым пунктом повестки Собора было рассмотрение прошения Патриарха Павла от 8 ноября о его отставке в связи с болезнью и преклонным возрастом. Собор не принял отставку Патриарха Павла; 12 ноября было принято решение, что Синод продолжит исполнять Патриаршие функции, более широкие полномочия будут предоставлены председателю Синода митрополиту Амфилохию. На следующий день, 13 ноября 2008 года, официально сообщалось, что Патриарх Сербский Павел после встречи с иерархами согласился остаться главой Сербской Православной Церкви.
Кончина и погребение
Могила Патриарха Павла в монастыре Раковица
Патриарх Павел скончался в 10.45 утра 15 ноября 2009 года после принятия Святых Таин в Военно-медицинской академии в Белграде. Гроб с телом был перенесён в собор Святого Архангела Михаила в Белграде, где доступ к нему был открыт круглосуточно. Очередь к гробу не иссякала день и ночь, вплоть до утра 19 ноября; в стране был объявлен трёхдневный траур (16, 17 и 18 ноября), день похорон объявлен нерабочим днём.
Утром 19 ноября прибывший в Белград в связи с кончиной предстоятеля Сербской Церкви патриарх Константинопольский Варфоломей возглавил заупокойную литургию. В 9.50 утра гроб с телом был вынесен из собора и на машине, при огромном стечении народа, доставлен в храм Святого Саввы на Врачаре, где около 11 часов началось отпевание, которое возглавил патриарх Варфоломей в сослужении митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) и иных.
После отпевания траурная процессия направилась в монастырь Раковица, где покойный завещал себя похоронить. В 14 часов тело Патриарха было предано земле рядом с могилой патриарха Димитрия в присутствии президента Сербии Бориса Тадича, бывшего премьер-министра Воислава Коштуницы, премьер-министра Республики Сербской Милорада Додика; согласно воле покойного, фото- и видеосъёмка не велась.
Известные цитаты
- Мы не выбираем ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями.
- Когда человек рождается в мир, все радуются, а он один плачет. Но нужно прожить жизнь так, чтобы по кончине человека все о нём плакали, а он один радовался.
- Если архиереи, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было?.
- Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашел возле урны, когда шел в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил — и вот, они еще долго смогут послужить.
Награды
Государственные награды
- Орден Неманьи I степени (Государственный Союз Сербии и Черногории, 9 сентября 2004 год)
Конфессиональные награды
- Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (РПЦ, 15 ноября 2004 года)
Иные награды
- Орден Звезды Карагеоргия I степени (Сербский королевский дом, 15 февраля 2007 года)
- Премия «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» (Международный Фонд единства православных народов (Россия), 21 января 2002 года)
- Орден Достоинства (Международная лига защиты человеческого достоинства и безопасности (Россия), 2009 год)
- Четыре истории о Сербском патриархе Павле | Милосердие.ru (рус.), Милосердие.ru (11 сентября 2014). Дата обращения 6 февраля 2017.
- Животопис Патријарха Српского г. Павла (серб.)
- Деян Мирович. Патриарх Павел как символ сербского патриотизма. Srpska.ru (9 декабря 2009). Дата обращения 1 сентября 2012. Архивировано 19 октября 2012 года.
- The Catholic Church and Croatia’s Two Transitions (англ.). Biblicalstudies.org.uk (19 декабря 1991). Дата обращения 1 сентября 2012. Архивировано 19 октября 2012 года.
- Патриарх Павел освобожден от обязанностей предстоятеля Сербской церкви Интерфакс 19 мая 2008 г.
- Собор Сербской Православной Церкви рассматривает прошение Патриарха Павла об отставке На официальном сайте МП 11 ноября 2008 г.
- Одлука Светог Архијерејског Сабора Српске Православне Цркве о повлачењу Патријарха српског из активне службе Сообщение на официальном сайте Сербской Церкви 12 ноября 2008 г.
- Сербский Патриарх Павел остается на своем посту NEWSru 12 ноября 2008 г.
- Патриарх Павел согласился остаться во главе Сербской Церкви Благовест-инфо 13 ноября 2008 г.
- Скончался глава Сербской православной церкви. Би-Би-Си (15 ноября 2009). — В воскресенье утром в белградской больнице на 96-м году жизни скончался глава православной церкви Сербии патриарх Павел. Дата обращения 15 ноября 2009. Архивировано 13 марта 2012 года.
- Умер предстоятель Сербской православной церкви
- Преминуо патријарх српски Павле
- Сербия простилась с Патриархом Павлом На официальном сайте МП, 19 ноября 2009.
- Сахрањен патријарх српски Павле
- «Следует жить так, чтобы, когда человек умрет, весь мир плакал, а только он радовался». О Сербском патриархе Павле
- «СЕРБЫ, У ВАС СВЯТОЙ ПАТРИАРХ»
- ПАВЕЛ (СТОЙЧЕВИЧ)
- 18 879 11 09 2014 / Юрий МАКСИМОВ. Четыре истории о Сербском патриархе Павле (рус.) (неопр.) ?. Милосердие.ru (11 сентября 2014). Дата обращения 7 августа 2019.
- Патриарх Сербский Павел награждён высшей государственной наградой в связи с 90-летием
- ПАТРИАРХ СЕРБСКИЙ ПАВЕЛ НАГРАЖДён ОРДЕНОМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
- Житије Патријарха Павла (недоступная ссылка). Дата обращения 8 января 2014. Архивировано 8 января 2014 года.
- Состоялись переговоры Предстоятелей Русской и Сербской Православных Церквей
- СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ СЕРБСКИЙ ПАВЕЛ НАГРАЖДён ОРДЕНОМ ДОСТОИНСТВА
Литература
Янич, Йован. Павел, Патриарх Сербский. «Будем людьми!» Жизнь и слово Патриарха Павла / Пер. П. Лукин, Н. Лукина, С. Луганская. — М.: Эксмо, 2014. — 512 с. — (Великое в малом). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-72934-0.
- Павел, патриарх Сербский, архиепископ Печский, митрополит Белградо-Карловацкий (Стойчевич Гойко) На официальном сайте МП
- Павел Круг. Церковный переворот на Балканах НГ Религии 21 мая 2008 г.
- Почил о Господе Святейший Патриарх Сербский Павел // www.mospat.ru
- Предстоятель Русской Православной Церкви направил соболезнование в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сербского Павла
- Патриарх Сербский Павел: жизнь в фотографиях // Православие и мир
- Святейший Патриарх Сербский Павел // Православие.Ru
Павел Сербский: Непонятый патриарх
К 100-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Павла Сербского.
Публикуем фрагменты вышедшей в издательстве Свято-Тихоновского университета книги Йована Янича «Будьте людьми».
Страдания, перенесенные им в бытность епископом Рашско-Призренским, нашли продолжение в виде разных других тягот, с которыми он столкнулся после своего переезда в Белград и вступления в должность сербского патриарха. Именно в то время начинался распад предшествующего государства (Социалистической Федеративной Республики Югославия), за чем последовали войны, разного рода давление и ультиматумы из-за рубежа, все более тяжелый экономический кризис, межпартийная борьба…
Коммунизм пал, но и в дальнейшем во многом сохранилось старое (сформировавшееся в то время) представление о месте и роли Церкви в обществе… Многие и дальше считали ее лишь некой «общественной организацией», которой принадлежит ровно столько места, сколько дозволяется государством.
В центре Белграда 9 марта 1991 года были организованы грандиозные демонстрации, которые в несколько ином виде будут продолжаться в течение нескольких следующих дней: на площади Теразия на демонстрации собирались сторонники оппозиции, а в районе Ушче — сторонники власти. Ситуация грозила дойти до столкновений. С импровизированной трибуны у «Теразийской чешмы» патриарх Павел обратился к собравшимся студентам:
«Братья, чада святого Саввы и славных предков наших, пришел я сюда с трона святого Саввы попросить Вас в интересах всего рода нашего, чтобы, имея в виду общий интерес в столь тяжких обстоятельствах и бедствиях народа нашего, мы обсуждали бы все эти вопросы наши там, где это следует делать, мирным образом и чтобы разошлись в мире…»
Его речь прервал чей-то свист, который, однако, сразу же прекратился.
«Пойду я и на ту, другую сторону, и их тоже попрошу в столь тяжких обстоятельствах разойтись… Все это наш народ. Разве нужно нам сегодня купаться в крови?!»
Потом слово взял актер Бранислав Лечич (который после событий 5 октября 2000 года станет министром культуры), недостойным образом обратившись к патриарху: «Просим Вас, отче, не напускайте заячьего страха на нас!»
И позже патриарх Павел часто будет вынужден просить и тех и других «снизить тон».
С непониманием сталкивался он и в самой Церкви. Перипетии военных действий (в Боснии и Герцеговине) привели к раздору между политическими лидерами по разные стороны Дрины. Необходимо было, в конце концов, заканчивать войну в Боснии и Герцеговине и в Хорватии, назначены были переговоры в Дейтоне. Руководители Республики Сербской (в Боснии и Герцеговине) и СР Югославия (Сербия и Черногория) не имели согласованной позиции. Возникла идея, что ее можно было бы достичь при посредничестве или в присутствии кого то, кто обладал бесспорным авторитетом для обеих сторон. Единственным, кто мог стать таким лицом, был патриарх Павел.
Переговоры велись в Добановцах, возле от Белграда. Патриарх просил, чтобы «взаимные разногласия были бы на время забыты» так, чтобы «после войны по-братски разобраться и простить друг друга, если есть за что» .
Достигнута была договоренность о совместной позиции на мирных переговорах, при этом обе стороны должны были выставить по три участника, с тем чтобы в случае разногласий между ними решающее слово принадлежало бы главе делегации — президенту Сербии Слободану Милошевичу. Все поставили свои подписи на этом соглашении, в самом конце, а в качестве свидетеля подписал его и патриарх Павел, посередине листа.
Некоторым владыкам это пришлось не по нраву. Епископ Рашско-Призренский Артемий пишет патриарху Павлу открытое письмо, в котором просит о «разрешении и разъяснении» некоторых его недоумений, в то же время заявляя свою позицию, что «единственная делегация», которая определена для переговоров в Дейтоне, есть «лишь пустая вывеска, за которой и посредством которой полная власть отдается одному-единственному человеку — Слободану Милошевичу, чтобы он своевластно и своевольно решал вопрос о дальнейшей судьбе всего сербского народа и всех территорий, на которых веками проживает этот народ» .
Ввиду подобного негодования в прессе даже рассматривалась возможность отставки патриарха… После завершения переговоров в Дейтоне и подписания окончательного мирного соглашения в Париже Архиерейский Собор СПЦ на своем внеочередном заседании
21 и 22 декабря того же 1995 года аннулирует подпись патриарха. В официальном заявлении, принятом на заседании высшего церковного органа, говорится: «…с учетом того, что Свято-Саввской, миротворческой ролью Его Святейшества патриарха г. Павла исключительно как свидетеля и примирителя братьев при подписании документа в связи с договоренностью народных представителей от 29 августа сего года злоупотребили и ошибочно ее истолковали, Святой Архиерейский Собор его подпись на этом соглашении считает ничего не значащей и Церковь ни к чему не обязывающей, ограждая себя от его последствий».
Несколько ранее Архиерейский Синод в одном из своих обращений, направленных ко «всем международным деятелям», пояснил, что подпись патриарха «ни в коем случае не означает, что он лично или Церковь вообще стоит за конкретными инициативами подписавшихся под документом лиц, или принимает как свое все то, что эта группа ответственных народных представителей или отдельные ее члены примут или решат в близком или отдаленном будущем.
Его Святейшество патриарх и по своим обязанностям первого пастыря и духовного отца, и по зову своей совести присутствовал на переговорах наиболее ответственных лиц из числа сербского народа в качестве свидетеля и морального гаранта, как это уже и было объявлено. Он, как и всегда, призвал братьев к примирению и единству, к общей ответственности за судьбу народа в эти решающие времена, что нашло отзыв и в их осознании серьезности момента и собственной ответственности.
Однако от самих ответственных представителей зависит, в какой мере будет уважена соборность решения, на них же ложится и ответственность за поступки и решения, которые они уже приняли и будут принимать в будущем. Ответственности с них никто не сможет ни снять, ни принять на себя, даже патриарх и Церковь, которую он представляет» .
Отдельные владыки и после того не оставили патриарха в покое. Два года спустя, в 1997 году, было «сконструировано» целое дело, посредством которого хотели продемонстрировать, как сербский первоиерарх якобы не проявляет достаточной заботы о церковном имуществе, и которое могло бы побудить его подать в отставку. Договор, в соответствии с которым Церковь сдала в аренду свечную фабрику в Сремских Карловцах одному из белградских предприятий, со стороны некоторых владык был представлен как договор о продаже.
Членам тогдашнего Синода был представлен некий юрист со стороны, который должен был дать именно такое толкование: с подписанием соглашения свечная фабрика подверглась отчуждению, а не передаче в аренду. Конечно, поскольку это был чисто юридический вопрос, не терпящий двусмысленности, не потребовалось больших усилий, чтобы показать, насколько эти обвинения необоснованны. Вскоре после этого договор об аренде, который был исключительно выгоден для Церкви, был расторгнут, так что тенденциозность высказанных обвинений была подтверждена и таким образом.
«Спорная» свечная фабрика и сегодня остается в собственности Церкви.
Одновременно с этим, пока выдвигались подобные обвинения, отдельные владыки (из числа тогдашнего состава Синода) попытались взять на себя некоторые из прерогатив, относящихся к ве1дению патриарха, среди которых были и полномочия распорядителя счетов Патриархии. Поскольку речь шла о противоправном решении, естественно, оно не могло быть реализовано.
В то время, в конце 1997 года, случилось так, что патриарх серьезно заболел двусторонним воспалением легких. Он должен был отправиться на лечение в больницу имени св. Саввы рядом с центральным железнодорожным вокзалом в Белграде. Однако, невзирая на проблемы со здоровьем, он вынужден был покидать больницу и отправляться председательствовать на заседаниях Синода. А Синод заседал тогда два раза в неделю, по вторникам и четвергам, и только иногда один раз в неделю, по воскресеньям. Потом, по окончании заседания, патриарх возвращался на больничную койку.
И позднее, когда его возраст все более давал о себе знать, всякий раз, когда он заболевал, находился, к сожалению, кто-то из владык, им рукоположенных, кто, по причинам, известным лишь ему самому, ставил вопрос о его возможной отставке. Хотя на протяжении всего этого времени он был одной из фигур, пользовавшихся наибольшим доверием у сербского общества, и во всем мире его уважали как одного из самых великих духовников своего времени.
Из-за своей неуступчивости там, где для него не могло быть компромиссов, патриарх часто бывал неудобен и для государственной власти. В 1998 году праздновалось 800-летие Хиландара, сербского монастыря на Св. Горе. По такому случаю организаторы Международной книжной ярмарке в Белграде запланировали, что это самое значительное культурное мероприятие в Сербии откроет именно Его Святейшество патриарх Сербский Павел.
С его стороны согласие было получено. Но не согласие со стороны государственной власти. Как позже объяснял Огнен Лакичевич, директор Объединения издателей и книготорговцев Югославии, которое и выступало организатором этого мероприятия, к нему пришел некий высокопоставленный представитель власти и тоном, не терпящим возражений, заявил, что «патриарх не может открывать книжную ярмарку» .
После такого приказа, чтобы избежать нежелательных последствий, один из организаторов ярмарки, известный сербский издатель из Лозанны (Швейцария) Владимир Димитриевич прислал патриарху письмо с просьбой отказаться от предполагаемого выступления и от участия в открытии ярмарки. В полном виде это письмо гласит:
Ваше Святейшество,
Велика была наша радость узнать, что Вы откроете в этом году книжную ярмарку в Белграде.
Так, как Вы, никто бы не смог оказать честь знанию и книге в год, когда мы празднуем 800-летие нашего святого Хиландара.
Однако мои друзья, а также г-н Огнен Лакичевич, директор этой ярмарки, стали свидетелями недовольства и давления, почему и опасаются, как бы вокруг всего этого в нашей и без того отвратительной прессе не возникла полемика, способная повредить и книге, и ярмарке, и особенно Вам.
И я обеспокоен этими слухами. Поэтому прошу Вас ради блага всех нас воздержаться от этого выступления и от участия в открытии ярмарки.
Все мы желаем, чтобы Вы, как и всегда, были бы нашим святым и возвышенным пастырем. Мы должны беречь Вас, ибо Вы сейчас наша единственная точка отсчета.
Как только я буду в Белграде, приду Вас навестить.
Ваш во Христе
Владимир Димитриевич
Патриарх отказался, и ярмарку открыл украинский поэт Борис Олейник.
Еще чаще патриарх оказывался мишенью для неправительственных атеистических организаций.
В традиционном рождественском послании 1995 года патриарх Павел и архиереи СПЦ особенно указали на проблему «белой смерти» , на «эпидемию, которая охватила и сербский народ и грозит истреблением потомков св. Саввы», поскольку вследствие низкого прироста населения дошло до того, что в Сербии «больше могил, чем колыбелей». В рамках этого документа было указано и на недопустимость детоубийства, о котором говорилось как о «вопиющим грехе пред Богом», который происходит потому, что «матери зачинают, ибо это связано с наслаждением и страстью, но не желают рожать и растить детей, ибо это требует усилий, а они заботятся о своем удобстве».
Далее в этом послании говорится: «Грех пред Богом — отнять у человека жизнь. Еще больший грех — не позволить своему ребенку увидеть свет, чтобы его хотя бы солнце целовало. Когда отойдут пред Лице Всеправедного Судии те матери, кто не позволил своим детям родиться, встретят они этих детей там, наверху. И спросят они их печально, почему им этого не позволили».
Сразу же восстали организации женского лобби, протестуя, что таким образом будто бы «ущемляются права женщин свободно принимать решение о рождении, т. е. быть госпожами своего тела».
В письме с протестом они еще передавали патриарху, что «не станут рожать детей, которых Вы и Ваши единомышленники будете посылать в крестовые походы» .
Из канцелярии Его Святейшества последовал ответ: «Сербская церковь и патриарх Павел знают, что свобода, наряду с другими особенностями, которые делают человека личностью, существом высшим, чем все живое на земле, есть его неотчуждаемая решимость, т. е. способность делать то, чего желает Бог, или противоположное этому. Поэтому они ни за кем не оспаривают права быть господами своего тела. Но они знают и то, что свобода неминуемо включает в себя и ответственность, поскольку свобода без ответственности была бы недостойна человека, а ответственность без свободы недостойна Бога».
Еще говорилось, что «Сербской Церкви и патриарху Павлу известно и то, что для тех, для кого Бог не существует, приведенные слова не значат ничего, так что следует иметь в виду, что слова патриарха Павла и рождественского послания обращены не к ним, но к тем, для кого евангельские, Христовы слова — „глаголы вечной жизни“ (Ин. 6:68)».
Из-за этого вопроса, заботы о потомстве, патриарх Павел попал под удар со стороны сторонниц женского лобби и летом 2007 года. Глава СПЦ направил письмо премьер-министру Сербии Воиславу Коштунице с требованием к правительству запустить процедуру принятия закона об отмене налога на добавленную стоимость в отношении продуктов питания, одежды и других товаров для детей, указывая, что это стало бы конкретным шагом в сторону искоренения «белой смерти».
«Если уж отменяются или снижаются те же налоги на покупку первой квартиры, вычислительной техники и многих других товаров, что мы приветствуем, тогда просим Вас сделать все от Вас зависящее, чтобы окончательно отменить уплату налога на продукты питания, одежду и другие товары для детей», — наказывает патриарх.
И, зная жизнь своих верующих, объясняет, для чего это необходимо:
«Как только в доме появляется маленький ребенок, для молодых родителей начинаются и проблемы. Чтобы купить только самое необходимое — пеленки, чепчики, полотенца, чулочки, ванночку, детскую косметику, коляску, кроватку — нужно отдать самое меньшее две средние зарплаты» .
Эту просьбу осудила заместитель председателя партии Г17 плюс Ивана Дулич-Маркович, подчеркивая, что «ненормально, когда патриарх становится ультралиберальным экономистом».
«Здесь нет ничего общего с демократией, с институциями, с гражданскими инициативами. Если Вас что-то не устраивает, идите в церковь и молитесь Богу» , — провозгласила на избирательном собрании «Женской сети» своей партии госпожа Дулич-Маркович, бывшая вице-премьер правительства Сербии.
Несколько ранее, после принятия конституции Сербии 2006 года, некая лесбийская и гей-группа изготовила бесстыдный фотомонтаж с изображением патриарха и разместила его на сайте одной из телекомпаний, что1 должно было служить иллюстрацией к тексту с заголовком «Зачем нужно плевать в нацию?», где с пренебрежением говорилось о тех, кто голосовал за конституцию, в принятии которой огромную роль сыграл именно патриарх Павел, призвавший народ прийти на референдум, чтобы высказаться по этому вопросу.
Один деятель искусства из Вршца, вероятно для того, чтобы таким образом получить известность, изготовил скульптуру, представляющую патриарха Павла опрокинутым на пол и окруженным грудой камней… Однако в действительности он добился не эффекта провокации, к которому стремился, но презрения.
Такое «видение» патриарха Павла признания не получило.
Многие в Сербии молятся патриарху Павлу как святому, – патриарх Ириней
Многие сербы обращаются сегодня к приснопамятному патриарху Павлу как к святому, и он, действительно, является уникальной личностью в истории страны, об этом сказал нынешний Предстоятель Сербской Православной Церкви патриарх Ириней.
Материал по теме
Патриарх Сербский ПАВЕЛ: «БУДЕМ ЛЮДЬМИ!»
15 ноября исполняется год со дня смерти Патриарха Сербского Павла. Уже при жизни его имя было хорошо известно верующим далеко за пределами Сербии. Но личность Патриарха Павла настолько масштабна и глубока, что еще долго мы будем узнавать о нем что-то новое. В издательстве ПСТГУ выходит книга «Будем людьми!». Ее автор — известный в Сербии журналист, Йован Янич, неоднократно имевший продожительные беседы со Святейшим. Это жизнеописание неоднократно выходило в Сербии (еще при жизни Патриарха Павла) и стало там несомненным бестселлером, а теперь пришло время и для русского издания. Здесь мы публикуем некоторые фрагменты из него.
– Он был сверхмудрым человеком. Он много не говорил, но то, что он говорил, вошло в наши пословицы и поговорки, используется сегодня сербами в качестве народной мудрости. Он написал несколько очень значимых книг. К его могиле в монастыре Раковица наблюдается большое стечение народа. Многие сербы действительно ему молятся, обращаются к нему, как к святому, – сказал в интервью РИА Новости патриарх Ириней.
Предстоятель Сербской Церкви добавил, что патриарх Павел «действительно является уникальной личностью в истории нашего народа и нашей Церкви».
– Он был скромным человеком на протяжении всей своей жизни. И каким образом он начал свой монашеский подвиг, таким же и завершил его в качестве патриарха, – отметил нынешний сербский Первосвятитель.
Отвечая на вопрос о возможной канонизации патриарха Павла, Предстоятель Сербской Церкви заметил, что с этим вопросом еще стоит подождать, в тоже время, добавив, что «как бы ни решился этот вопрос, он – действительно святой человек».
Патриарх Сербский Павел возглавлял Сербскую Православную Церковь с 1990 по 2009 годы. В период развала Югославии и начавшихся за этим междоусобных войн, а также бомбардировок НАТО, он был безусловным духовным лидером сербского народа. Еще при жизни его называли «живым святым».
Похороны патриарха Павла 19 ноября 2009 года собрали в Белграде десятки тысяч человек, руководство страны и представителей Поместных Церквей, которые пешком провожали гроб с его телом несколько километров до монастыря Раковица, где он был похоронен. На надгробии патриарха Павла высечена его цитата «Будем людьми, не будем нелюдьми».
Добавить комментарий