Павел лебедь митрополит
Содержание
- Павел (Лебедь)
- Биография
- Интересные факты
- Награды
- Примечания
- 1 Нападение на журналистов
- 2 Дружба дороже службы
- 3 Отравление и отказ от политики
- 4 Критика в адрес Евромайдана и поддержка милиции
- Виктор Янукович и его тяжелый крест
- Павел (Пономарёв)
- Ссылки
- «Для человека верующего главный закон – Христов»
- «Не взирайте по сторонам, а смотрите под ноги и в свое сердце»
Павел (Лебедь)
В Википедии существуют статьи о других людях с именем Павел и фамилией Лебедь.
Митрополи́т Па́вел (в миру Пётр Дмитриевич Лебедь, укр. Петро Дмитрович Лебідь; 19 апреля 1961, село Борбин, Млиновский район, Ровненская область, УССР, СССР) — епископ Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), митрополит Вышгородский и Чернобыльский, викарий Киевской митрополии, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, председатель Синодальной комиссии по делам монастырей Украинской Православной Церкви, постоянный член Священного Синода УПЦ, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Тезоименитство — 29 июня (12 июля).
Биография
Родился 19 апреля 1961 года в селе Борбин Млиновского района Ровенской области, УССР.
В 1976 году закончил Борбинскую восьмилетнюю школу, а в 1978 году — Долгошиевскую среднюю школу.
В 1978 — 1980 годах учился в Луцком техникуме советской торговли.
В 1981—1983 годах проходил военную службу в рядах Советской Армии.
С 1984 по 1988 год учился в Московской духовной семинарии.
24 мая 1986 года был рукоположён в сан диакона ректором Московской духовной семинарии архиепископом Дмитровским Александром в Смоленском храме Троице-Сергиевой Лавры.
7 января 1988 года был рукоположён в сан священника архиепископом Волынским и Ровенским Варлаамом в Троицком кафедральном соборе города Луцка.
После окончания Московской духовной академии решением Учёного совета был направлен на служение в Волынскую и Ровенскую епархию в село Низкиничи Иваничевского района Волынской области (теперь — Успенский мужской монастырь).
26 июня 1989 года по благословению патриарха Пимена был пострижен в монашество с именем Павел в честь первоверховного апостола Павла архиепископом Волынским и Ровенским Варлаамом (Ильющенко) в Свято-Троицком кафедральном соборе Луцка.
30 мая 1992 года был возведен в сан архимандрита епископом Волынским и Луцким Варфоломеем.
30 марта 1994 года был назначен наместником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.
Архиерейское служение
19 апреля 1997 года был рукоположён в сан епископа Вышгородского, викария митрополита Киевского и всея Украины.
27 декабря 2002 года назначен председателем новообразованной Синодальной комиссии по делам монастырей Украинской Православной Церкви.
9 июля 2003 года, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, предстоятелем Украинской Православной Церкви митрополитом Владимиром, был возведён в сан архиепископа.
С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
1 мая 2011 года митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) был возведён в митрополиты с титулом Вышгородский и Чернобыльский.
14 июня 2011 года введён в состав постоянных членов Священного Синода УПЦ.
Решением Синода УПЦ от 26 августа 2011 утвержден председателем Синодальной комиссии по делам монастырей Украинской Православной Церкви.
С 26 января по 8 мая 2012 года был временно управляющим Киевской епархией в период болезни митрополита Киевского и всея Украины Владимира.
В июне 2012 года митрополит тяжело заболел, его госпитализировали с высокой температурой и болями в сердце, а после в его крови обнаружили мышьяк и ртуть. После лечения, как заявил сам митрополит Павел, «мне стало чуть лучше. У меня нормальная температура, давление стабилизировалось. Однако прежних сил пока нет». По словам митрополита, в этом инциденте он никого не подозревает и не собирается принимать каких-либо чрезвычайных мер: «Если посмотреть с духовной точки зрения, Господь уже не впервые показал на мне Свой Промысл и Свою волю». Определенный источник предположил, что эти яды могут накапливаться в организме после длительного употребления в пищу морепродуктов. «А владыка ест их много, особенно в пост», — отметил источник..
19 апреля 2016 года по случаю юбилея удостоен права ношения второй панагии.
Является сторонником единства канонической Украинской православной церкви и противником церкви, создаваемой на Украине Константинопольским патриархатом по инициативе президента Украины Петра Порошенко. 29 ноября 2018 года митрополит заявил о том, что на него заведено несколько уголовных дел, а на него оказывается давление и поступают угрозы. При этом в Киево-Печерскую лавру пришли сотрудники министерства культуры Украины и начали инвентаризацию. 30 ноября Служба безопасности Украины провела обыск по месту жительства митрополита Павла в рамках уголовного дела о «разжигании межконфессиональной вражды».
Интересные факты
Неоднократно становился объектом журналистских расследований, в которых обвинялся в поведении, противоречащим Христианским заповедям.
В сентябре 2012 года на просьбу журналистки Ксении Карпенко, ответить на вопросы о роли материальных ценностей в жизни церкви, митрополит бурно отреагировал, начал ругаться, обзывать «стервой» и «шалавой», а фотографа «обезьяной». После чего накинулся на журналистку и вырвал из рук телефон. После публичного освещения ситуации, настоятель Лавры попросил президента, спикера ВР «принять какие-то меры по отношению к безумным журналистам. Подчеркиваю — к безумным журналистам — не ко всем».
Награды
Церковные
РПЦ
- Орден преподобного Сергия Радонежского II степени
- Орден святого преподобного Серафима Саровского II степени (2011)
- Орден святителя Макария, митрополита Московского I степени (2016)
УПЦ
- Орден святого равноапостольного князя Владимира I, II и III ст.
- Орден преподобных Антония и Феодосия Печерских II ст.
- Юбилейный орден «Рождество Христово — 2000» I и II ст.
- Награды Сербской, Польской, Американской и Синайской Православных Церквей.
Светские
Украина
- Орден «За заслуги» III степени (21 августа 1999 года) — за многолетнюю плодотворную церковную деятельность, весомый личный вклад в утверждение принципов христианской морали в обществе
Россия
- Орден Дружбы (20 апреля 2011 года) — за заслуги в укреплении единства Русской Православной Церкви и дружбы между российским и украинским народами.
Примечания
- Павел, митрополит Вышгородский и Чернобыльский (Лебедь Петр Дмитриевич) // Патриархия.Ru
- Биография на официальном сайте УПЦ
- Энциклопедия «Древо»
- Павел (Лебедь) на сайте «Русское Православие»
- Митрополит Павел: «Нынешняя власть Украины не намного лучше советской»
Александра Горчинская Скандал с патрульной полицией – не первый конфликт, главным действующим лицом которого выступает владыка Павел (Лебедь). Пять историй из жизни наместника Киево-Печерской Лавры
Архиерей УПЦ Московского патриархата, митрополит Вышгородский и Чернобыльский, владыка Павел (Лебедь), снова прославился в СМИ. Поводом стало дорожное происшествие: патрульная полиция остановила Mercedes-Benz S класса, в котором ехал митрополит, и попыталась объяснить ему, что он нарушил правила. Павел вел себя с сотрудникам полиции несколько по-хамски. Видео, выложенное в сеть 6 сентября, за два дня набрало почти 900 тысяч просмотров. «Вы в церкви сегодня были? Подумайте о душе, а тогда будете мне делать вопросы», — отвечает священнослужитель патрульному. «Нарушил? Ну и слава Богу», — добавляет он и командует водителю, чтобы тот ехал дальше.
Позже в МВД объяснили: админпротокол о правонарушении на владыку Павла не составляли, так как боялись оскорбить чувства верующих. Мол, в момент инцидента вокруг было немало прихожан.
После митрополит записывает видео обращение, где открыто говорит, что речь шла о знаке «Въезд запрещен», под который он ездит 22 года. Как выглядит сам знак – объяснить не может, потому что, с его слов, никогда не сидел за рулем сам.
Настоятель Киево-Печерской Лавры фигурантом публичного скандала становится не впервые. Сам по себе этот человек неоднозначен как для священнослужителя. Владыка Павел, он же в миру Петр Дмитриевич Лебедь – бывший член Партии Регионов. От ПР он прошел в Киевсовет на внеочередных выборах в 2008 году. Причем сам признавался, что поначалу хотел идти в депутаты от Коммунистической партии, так как среди коммунистов у владыки есть друзья. Среди них например значился Игорь Калетник, экс-председатель Гостаможни при Януковиче, объявленный в розыск после революции. В 2012 и 2013 годах митрополит не появлялся на заседаниях Киевсовета, но его карточка – голосовала. Также Владыка Павел известен тесной дружбой с бизнесменом Вадимом Новинским, при Януковиче получившим украинское гражданство.
Доступные глазу публики атрибуты образа жизни владыки Павла всегда несколько расходились с представлениями о скромности и аскетичности священнослужителей. Уже будучи митрополитом Вышгородским и Чернобыльским, владыка выстроил особняк в селе Вороньков в Бориспольском районе, в 20 км от Киева. Его дом журналисты показали в сюжете: лепнина, арки и художественная ковка, камеры наблюдения и забор в 2,5 метра.
Скриншот видео телеканала 1+1
В 2011-м свое 50-летие, как сообщали СМИ, владыка Павел отпраздновал сразу в трех банкетных залах столичной гостиницы Русь.
Та самая машина, на которой наместника Киево-Печерской Лавры остановили патрульные – Mercedes-Benz S класса – стоит минимум 2,3 млн грн. Эксклюзивные номера АА 0004 МВ, которые за ней закреплены, в миру стоят 20 тыс. грн.
Пять самых громких историй, фигурантом которых был митрополит
1 Нападение на журналистов
На счету владыки – несколько конфликтов с журналистами. К примеру, в 2011-м он накинулся на репортера журнала Корреспондент Ксению Карпенко. Из ее рук вырвал телефон, назвал «стервой» и «шалавой», а фотографа Наталью Кравчук, которая вместе с ней выполняла редакционное задание, обозвал «обезьяной». Такую реакцию у владыки вызвал вопрос о роли материальных ценностей в жизни церкви.
Фото: Корреспондент.net
В 2011-м митрополит вступил в конфликт с журналистом телеканала 1+1 Михаилом Ткачом. Тот пытался снять сюжет про Mercedes владыки и строительство кафе на территории Киево-Печерской Лавры, на что настоятель отметил, что журналист «одет как бомж» и посоветовал ему «пойти надеть нормальные туфли». На этом он не остановился и написал гневное письмо гендиректору телестудии 1+1 Александру Ткаченко, где отметил, что журналист вел себя фамильярно, неадекватно и неуважительно.
Еще раньше владыка Павел назвал «душевнобольным» тогдашнего журналиста, а ныне нардепа Сергея Лещенко, после того, как тот разместил в своем блоге фото автомобиля митрополита УПЦ МП Владимира – также «мерседеса» с номерами, заканчивающимися на МВ.
2 Дружба дороже службы
25 мая 2012 года во время визита в Киево-Печерскую Лавру тогдашнего премьер-министра Николая Азарова и других чиновников владыка Павел неожиданно прерывает службу.
В тот день Азаров приехал на торжества в честь окончания реставрационных работ на Большой лаврской колокольне. Его охраняла целая свита – охранники в гражданском с собаками. Когда экс-чиновник зашел в Трапезную церковь Антония и Феодосия Печерских, настоятель Лавры, сопровождавший Азарова, прервал дьякона и церковный хор и начал публично, на камеры, восхвалять правительство.
Азаров был частым гостем в Лавре. На фото — экс-премьер прибыл на панихиду в день 150-летия со дня рождения Петра Столыпина, 2012 год
3 Отравление и отказ от политики
Летом 2012-го в прессе появилась информация о том, что митрополита Павла пытались отравить. Его госпитализировали с болями в сердце и высокой температурой, а в его крови экспертиза якобы обнаружила мышьяк и ртуть. После этой истории владыка около трех недель не появлялся на публике и обследовался в Германии.
Позже в интервью владыка рассказал, что, хоть милиция и заинтересовалась делом, ходу ему не дали, сам он никого не боится и никого не подозревает, потому что «на все воля Божья». Тогда он заявил, что после этого случая больше не будет баллотироваться и идти в политику.
Фото: lavra.ua
4 Критика в адрес Евромайдана и поддержка милиции
В декабре 2013-го, когда вовсю разгоралась Революция достоинства на Майдане, владыка Павел критически оценил события на Евромайдане. В частности, он выразил благодарность милиции и возмущение тому, что некоторые религиозные организации осуждают действия правоохранительных органов (к тому моменту видео, запечатлевшее силовой разгон студентов на Майдане, давно облетело всю страну). Тогда же митрополит усомнился в том, что митингующие вышли на Майдана бесплатно, и заявлял, что участники Евромайдана – «не защитники Отечества, а насмешка над церковью».
2014 год, милиция защищает Лавру от активистов, обвиняющих священнослужителей в подыгрывании сепаратистским настроениям Фото: Rapuks Rapuks / vk.com
Виктор Янукович и его тяжелый крест
22 января 2014-го, в ходе торжественной проповеди в Киево-Печерской Лавре, владыка Павел обратился к экс-президенту Виктору Януковичу и уверил его в своей поддержке.
«Сегодня вы несете тяжелый крест, и Церковь с вами сегодня до конца, подобно тому, как Симон Киринейский помогал нести Крест Христу на Голгофу», – заявил митрополит.
Экс-президент Виктор Янукович в Лавре
Такое сравнение Януковича с Иисусом возмутило как общественность, так и представителей украинского духовенства. К примеру, настоятель Украинской греко-католической церкви, кардинал Любомир Гузар, в своем комментарии прессе заявил, что владыка Павел явно перегнул палку, и охарактеризовал такое поведение как «лизать тапочки». Пресс-секретарь Владимир-Волынской епархии УПЦ МП, Виктор Мартыненко, обратился к владыке Павлу с просьбой не делать подобных громких заявлений от имени церкви. И предложил ему «в очередной раз поцеловать их всех на камеры в ср*ку». Ответ от владыки не заставил себя долго ждать – наместник Киево-Печерской Лавры проклял Виктора Мартыненко.
Павел (Пономарёв)
В Википедии существуют статьи о других людях с именем Павел и фамилией Пономарёв. Не следует путать с архиепископом Ярославским и Ростовским Павлом (1745—1806).
Его Высокопреосвященство | ||||||
Митрополит Павел | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Портрет кисти Андрея Миронова |
||||||
38-й Митрополит Минский и Заславский,
|
||||||
c 25 декабря 2013 года | ||||||
Церковь | Русская православная церковь | |||||
Предшественник | Филарет (Вахромеев) | |||||
86-й Митрополит Рязанский и Михайловский
|
||||||
7 мая 2003 — 25 декабря 2013 | ||||||
Предшественник | Симон (Новиков) | |||||
Преемник | Вениамин (Зарицкий) | |||||
9-й Архиепископ Венский и Будапештский
|
||||||
29 декабря 1999 — 7 мая 2003 | ||||||
Предшественник | Ириней (Зуземиль) | |||||
Преемник | Иларион (Алфеев) | |||||
7-й управляющий приходами Московского патриархата в США
|
||||||
19 февраля 1992 — 29 декабря 1999 | ||||||
Предшественник | Макарий (Свистун) | |||||
Преемник | Меркурий (Иванов) | |||||
8-й управляющий приходами Московского патриархата в Канаде
|
||||||
19 февраля 1992 — 1 ноября 1993 | ||||||
Предшественник | Макарий (Свистун) | |||||
Преемник | Марк (Петровцы) | |||||
5-й Епископ Зарайский,
|
||||||
22 марта 1992 — 29 декабря 1999 | ||||||
Избрание | 19 февраля 1992 года | |||||
Предшественник | Алексий (Кутепов) | |||||
Преемник | Меркурий (Иванов) | |||||
Наместник Псково-Печерского монастыря
|
||||||
26 августа 1988 — март 1992 | ||||||
Предшественник | Гавриил (Стеблюченко) | |||||
Преемник | Роман (Жеребцов) | |||||
Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме
|
||||||
29 июля 1986 — 19 июля 1988 | ||||||
Предшественник | Пантелеимон (Долганов) | |||||
Преемник | Никита (Латушко) | |||||
Учёная степень | кандидат богословия | |||||
Имя при рождении | Георгий Васильевич Пономарёв | |||||
Рождение | 19 февраля 1952 (67 лет) Караганда, Казахская ССР |
|||||
Принятие священного сана | 5 марта 1978 года | |||||
Принятие монашества | 17 декабря 1977 года | |||||
Епископская хиротония | 22 марта 1992 года | |||||
Награды |
|
|||||
Медиафайлы на Викискладе |
Митрополи́т Па́вел (в миру Георгий Васильевич Пономарёв; 19 февраля 1952, Караганда, Казахская ССР) — епископ Русской православной церкви (РПЦ), митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси, предстоятель Белорусской православной церкви, постоянный член Священного синода Русской православной церкви.
Тезоименитство — 29 июня/12 июля (первоверховного апостола Павла).
Родился в семье рабочих. Учился в средней школе. После окончания средней школы служил в рядах Советской Армии. После демобилизации окончил профтехучилище, работал слесарем и шофёром.
В 1973 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую закончил в 1976 году.
В октябре 1977 года принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, 17 декабря того же года наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в мантию с именем Павел в честь первоверховного апостола Павла.
5 марта 1978 года в академическом Покровском храме Троице-Сергиевой лавры архиепископом Владимиром (Сабоданом) рукоположён в сан иеродиакона, а 6 мая того же года — в сан иеромонаха.
В 1979—1981 годы — референт ОВЦС МП.
В 1980 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
15 сентября 1981 года направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме. С 16 июля 1982 года — заместитель начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.
В 1983 года патриархом Иерусалимским Диодором возведён в сан игумена.
29 июля 1986 года назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, в связи с чем 15 августа того же года возведён в сан архимандрита. 19 июля 1988 года освобождён от должности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.
26 августа 1988 года определён наместником Псково-Печерского монастыря.
Епископское служение в США
19 февраля 1992 года постановлением Священного синода Русской православной церкви ему определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде. 21 марта 1992 года наречён, а 22 марта того же года хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии, управляющего приходами Московского патриархата в США и Канаде. Хиротонию в Богоявленском кафедральном соборе совершили патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), Псковский и Великолукский Владимир (Котляров), архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин), епископы Истринский Арсений (Епифанов) и Подольский Виктор (Пьянков).
Прибыл в Америку после Пасхи. Поскольку в кафедральный собор в Нью-Йорке в начале 1990-х годов ходило очень мало людей, то много времени уделял Патриаршим приходам (всего их тогда было 31), которые часто посещал. Посещал также Патриаршие приходы в Канаде и в Мексике.
Общался с представителями Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ): неоднократно встречался с епископом Митрофаном (Зноско-Боровским) и епископом Иларионом (Капралом).
Епископское служение в Австрии и Венгрии
29 декабря 1999 года назначен епископом Венским и Австрийским с поручением архипастырского окормления приходов Венгерского благочиния.
19 апреля 2000 года приходы Венгерского благочиния были преобразованы в самостоятельную Будапештскую и Венгерскую епархию, при этом епископ Павел получил титул «Венский и Будапештский».
23 февраля 2001 года возведён в сан архиепископа.
На Рязанской кафедре
С 7 мая 2003 года — архиепископ Рязанский и Касимовский.
5 октября 2011 года в связи с образованием Касимовской и Скопинской епархий титул изменён на Рязанский и Михайловский. С 6 октября 2011 года — глава новообразованной Рязанской митрополии, в связи с чем 8 октября в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры возведён в сан митрополита.
Служение в Белоруссии
25 декабря 2013 года назначен митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси. Отметил, что «Рязань стала для меня родным домом, и покидать мне её приходится с грустью».
5 января 2014 года состоялась первая воскресная литургия в Свято-Духовом кафедральном соборе в Минске с новым главой Белорусской православной церкви. Митрополит Филарет не смог присутствовать по болезни, и напутственное слово от митрополита Филарета митрополиту Павлу зачитал архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий.
Назначение главой Белорусской православной церкви человека без белорусского гражданства и знания белорусского языка подверглось критике ряда общественных активистов Белоруссии. Митрополит пообещал получить белорусский паспорт и заняться изучением языка.
Митрополит Павел выступает против создания «национальной белорусской церкви», сравнивая эту идею с искушением Евы дьяволом: «…сегодня, под благовидным предлогом — свобода, независимость — пытаются навязать новую идею, которая не объединяет людей, а разъединяет».
Униатов Павел назвал «сектантской организацией». Отношение митрополита к белорусским униатам подвергается критике со стороны белорусских христианских демократов.
Церковные
- Медаль преподобного Сергия Радонежского 1-й степени (18 апреля 1980)
- Орден преподобного Сергия Радонежского 2-й степени (31 июля 1987)
- Право совершения богослужений с жезлом (27 августа 1989)
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского 2-й степени (ноябрь 1992)
- Орден преподобного Сергия Радонежского 2-й степени (19 февраля 2002)
- Орден преподобного Серафима Саровского 2-й степени (19 февраля 2007)
- Орден 1-й степени Кантакузина Катарина Бранкович (Сербская православная церковь, 2007)
- Орден преподобного Нестора Летописца 2-й степени (Украинская православная церковь, 12 октября 2007)
- Орден Святого Креста, апостола и евангелиста Марка (Александрийская православная церковь; 12 октября 2007)
- Памятная медаль 1020-летия Крещения Руси (27 июня 2008)
- серебряный орден святителя Иннокентия Московского, просветителя Америки (Американская православная церковь)
- Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени (2012 г.)
- 1 2 Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «Я с теплотой вспоминаю свое служение в Америке». Православие.ru.
- http://www.patriarchia.ru/db/text/4951267.html
- История епархии Архивная копия от 2 ноября 2013 на Wayback Machine. Венгерская епархия.
- Журналы заседания Священного Синода от 5—6 октября 2011 года, Журнал № 104. Патриархия.ru
- Святейший Патриарх Кирилл возвёл в сан митрополита ряд архиереев Русской православной церкви. Патриархия.ru.
- Журналы заседания Священного Синода от 25 декабря 2013 года. Официальный сайт Московского Патриархата.
- Митрополит Минский и Слуцкий Павел: «Покидаю Рязань с грустью». Православие и мир.
- Митрополит Филарет не участвовал в воскресной литургии с новым главой Белорусской православной церкви из-за болезни. TUT.BY. Дата обращения 6 января 2014. Архивировано 6 января 2014 года.
- Митрополит Павел попросил белорусов быть к нему, грешному, снисходительными. TUT.BY. Дата обращения 6 января 2014. Архивировано 6 января 2014 года.
- Против россиянина во главе белорусской церкви выступили общественники. Lenta.ru (31 января 2014). Дата обращения 2 марта 2014.
- Митрополит Павел против создания национальной белорусской церкви, он сравнил эту идею с искушением дьявола. Наша Ніва (3 января 2017). Дата обращения 31 января 2018.
- Рымашевский: влияние сектантских веяний из России на БПЦ преувеличено. Krynica.info (31 января 2018). Дата обращения 31 января 2018.
- Патриаршее поздравление архиепископу Рязанскому Павлу с 55-летием со дня рождения. patriarchia.ru.
- Святейший Патриарх Кирилл наградил ряд архипастырей Русской Православной Церкви. patriarchia.ru.
- Патриаршее поздравление митрополиту Рязанскому Павлу с 60-летием со дня рождения. patriarchia.ru.
Ссылки
В родственных проектах
- Цитаты в Викицитатнике
- Медиафайлы на Викискладе
- Павел, митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси (Пономарев Георгий Васильевич) // patriarchia.ru
- Митрополит Рязанский и Михайловский Павел. Биографическая справка
Интервью
- Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси в программе «Крупным планом»
- Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «Я с теплотой вспоминаю своё служение в Америке». // Православие.Ru
- Новый митрополит Минский и Слуцкий Павел: «По сравнению с Владыкой Филаретом я неопытный человек, неграмотный и молодой»
- Митрополит Минский и Слуцкий Павел: «Буду учить белорусский язык»
|
|||||||||||
|
|||||||||||
|
викариатство
епархия
- Павел (Пономарёв) (в/у, митрополит Рязанский)
- Владимир (Самохин)
- Вениамин (Зарицкий) (в/у, митрополит Рязанский)
- Марк (Головков) (в/у, митрополит Рязанский)
- Матфей (Андреев) (в/у, епископ Богородский)
- Феодорит (Тихонов) (с 19 августа 2017 года).
«Игуменией и Хозяйкой в Лавре является Пресвятая Богородица!» — часто повторяет владыка Павел. И в этом ни у кого нет сомнения, ведь только заступничеством Пречистой Девы, Ее Святым Омофором стало возможным возрождение монашеской жизни в обители тридцать лет назад, умножение количества братии, реставрация храмов, корпусов и то благолепие, которым обладает Святая Печерская Лавра в настоящее время.
Митрополит Павел (Лебедь Петр Дмитриевич) родился 19 апреля 1961 г. в селе Борбин Млыновского района Ровненской области.
После окончания средней школы в 1978–1980 гг. учился в Луцком техникуме торговли.
В 1984–1988 гг. учился в Московской духовной семинарии.
24 мая 1987 г. рукоположен в сан диакона.
7 января 1988 г. рукоположен в сан иерея.
В 1988–1994 гг. был настоятелем Свято-Успенского храма в селе Низкиничи Иваничевского района Волынской области (в настоящее время – Свято-Успенский мужской монастырь).
В 1989 г. архиепископом Ровенским и Волынским Варлаамом (Ильющенко) пострижен в монашество с наречением имени Павел в честь святого первоверховного апостола Павла.
В 1992 г. возведен в сан архимандрита.
30 марта 1994 г. назначен наместником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.
В 1996 г. окончил Киевскую духовную академию.
15 апреля 1997 г. Священным Синодом Украинской Православной Церкви определен быть епископом Вышгородским, викарием Митрополита Киевского и всея Украины. 19 апреля 1997 г. состоялась хиротония.
В 1997 г. возглавил Синодальную комиссию по делам монастырей Украинской Православной Церкви.
В 2003 г. возведен в сан архиепископа.
29 января 2010 г. вошел в состав комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам организации жизни монастырей и монашества.
1 мая 2011 г. возведен в сан митрополита с титулом «Вышгородский и Чернобыльский».
Решением Священного Синода УПЦ от 14 июня 2011 года (Журнал № 46) назначен постоянным членом Священного Синода УПЦ.
Отмечен наградами Украинской Православной Церкви:
– Орден «За церковные заслуги» II ст. – 21.08.1999 г.
– Орден Святого равноапостольного великого князя Владимира I, II, III ст.
– Орден Преподобных Антония и Феодосия Печерских II ст.
– Юбилейный Орден Рождества Христова I, II ст.
– Орден святого Андрея Первозванного – 27.09.2016 г.
– Орден князя Ярослава Мудрого II ст. – 19.04.2011 г.
Отмечен наградами Русской Православной Церкви:
– Медаль Преподобного Сергия Радонежского – 06.06.1988 г.
– Орден Преподобного Сергия Радонежского II ст.
– Орден Дмитрия Донского I ст. – 02.10.2007 г.
– Орден Преподобного Серафима Саровского I ст. – 27.04.2011 г.
Отмечен наградами других Православных Церквей:
– Сербская Православная Церковь – Орден Святого Саввы II ст. – 08.10.1997 г.
– Польская Православная Церковь – Орден Святой Марии Магдалины.
– Синайская Православная Церковь – Орден Великомученицы Екатерины.
– Орден Митрополита Тихона (Фонд Святителя Тихона).
Отмечен государственными наградами:
– Орден «За заслуги» Президента Украины II ст. – 21.08.1999 г.
– Орден «За патриотизм» II ст. – 30.04.2000 г.
– Орден «Слава за верность Отчизне» – 25.07.1999 г.
– Медаль «10 лет независимости Украины» II ст. – 30.07.2001 г.
– Нагрудный знак «Знак почета» – 19.03.2001 г.
– Орден «Козацкая слава» II ст. – 28.03.2001 г.
– Медаль «Почетный знак МВД Украины» – 04.01.2000 г.
– Крест Почета «За развитие и становление внутренних войск
МВД Украины» – 19.04.2001 г.
– Медаль МО Украины «Доблесть и честь» – 17.04.2001 г.
– Медаль МВД Украины «Крест Славы» – 18.04.2001 г.
– Медаль «10 лет МВД Украины» – 18.12.2001 г.
– Медаль «Почетная награда международного фонда юристов Украины»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
«Для человека верующего главный закон – Христов»
Владыка Павел (Лебедь), митрополит Вышгородский и Чернобыльский, – стойкий защитник Киево-Печерской Лавры в новейшей истории. 25 лет он несет послушание ее наместника. Трудами и мудростью владыки не только постройки Лавры восстали в своей красе из руин, но возрождена духовная жизнь. Лаврская братия непрестанно молится за весь мир: лишь заканчивается служба в одном из лаврских храмов, уже следующая начинается в другом. Тысячи паломников, туристов и просто случайно зашедших из любопытства людей здесь опытно прикасаются к другому измерению жизни: «Царство Мое несть от мира сего: аще от мира сего было бы … слуги Мои подвизалися быша, да не предан бых был Иудеом» (Ин. 18: 36).
Митрополит Павел говорит: «Если мы ходим в Христовой истине, то приближаемся к святости». О святости, которая была, есть и будет в Церкви, о своем опыте встреч со святыми и подвижниками в России и на Украине владыка делится с читателями портала Православие.Ru.
Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел (Лебедь)
– Владыка, расскажите, пожалуйста, о тех подвижниках, которых Господь послал вам на вашем жизненном пути.
– Господь дает святость жизни для нашего с вами вразумления.
Я могу говорить очень долго, потому что я – монах грешный, но видел людей святых и жил при святых монахах.
Владыка Дамиан (Марчук)
– Первым на пути моего спасения встретился покойный владыка Дамиан (Марчук). Человек кроткий, смиренный, мудрейший. Он определил мою судьбу, дав мне рекомендацию поступать в Московскую духовную семинарию в 1984 году. Тогда многим студентам в рекомендации писали: и читает, и поет, и «по водам ходит», и «звезды с неба собирает», а мне было лишь два слова: «Рекомендую поступить». И когда я увидел у покойного владыки-ректора Александра (Тимофеева) на столе, что написано в моей рекомендации, то, конечно, страх напал на меня, холод пробежал по телу, думаю: «Боже мой, 800 человек поступает, принимают 100, и такая рекомендация…»
Владыка Александр спросил меня, знаю ли я владыку Дамиана. Я сказал, что знаю. Справился о состоянии его здоровья, мы немного побеседовали, и я был принят. С этого момента началась моя духовная жизнь.
Архиепископ Дамиан (Марчук)
Владыка Дамиан предсказал день своей смерти. Отца Георгия (который сейчас служит в Германии) он попросил: «Приготовьте место, в четверг у нас будет покойник». – «Кто?» – «Я умру». И действительно, в четверг перед Троицей он умер, и в Троицкую родительскую субботу мы его хоронили. Пришли тысячи и тысячи людей. Это был человек глубокой веры, всё претерпевший на своем жизненном пути.
В Троице-Сергиевой Лавре
– Навсегда памятна для меня учеба в Троице-Сергиевой Лавре, где я познал первые азы веры. И по сей день остаюсь человеком глубоко верующим и преданным Русской святой Церкви. Что мы знали, придя в духовную школу из села? Мы знали, что есть Живоначальная Троица, мы знали праздники, мы знали посты, соблюдали заповеди, читали Евангелие. И я думаю, что для христианской жизни в советское время, когда Церковь была гонима, этого было достаточно.
Троице-Сергиева Лавра
Когда я принес документы, проректор Михаил Степанович Иванов спросил меня, зачем я пришел, ведь здесь не ждет меня ни признание, ни зарплата. Я возмутился в своем сердце и спросил его: «Почему вы так со мной разговариваете?» А он ответил: «Петр, те, кто не тверды в вере, отпадут, а истинные христиане – останутся. Церкви нужны не наемники, а пастыри».
Архиепископ Александр (Тимофеев)
С владыкой-ректором Александром у меня сложились очень хорошие отношения. После того, как я остался жив в пожаре, а пятеро человек из моей комнаты сгорело, он относился ко мне по-отечески. И я всегда за него молюсь. Его кончина была блаженной – на самое Рождество. Он со всеми попрощался, отслужил Литургию и отошел. Так Господь показал нам праведника: «честна пред Господем смерть преподобных Его».
Во время учебы идеалами жизни для меня были архимандриты Венедикт, Платон, Кирилл, Наум, Афанасий, покойный Анастасий, Матфей, братия Троице-Сергиевой Лавры. Я смотрел на них и, как губка, впитывал их слова.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Было трогательно: после чтения отец Кирилл давал нам, студентам, кусочек хлеба либо две конфетки «Мишка косолапый»
Я очень любил архимандрита Кирилла (Павлова). Мы собирались вечерами у него в келье, и отец Кирилл всегда сам читал Священное Писание Нового Завета, а мне разрешал читать Добротолюбие и Ветхий Завет. Не каждый день, но временами. И очень было трогательно: после этого чтения он давал нам, студентам, кусочек белого хлеба и два кусочка рыбы либо две конфетки «Мишка косолапый». На чтениях бывал и иеросхимонах Моисей, человек ученый, математик, автор учебников для средней школы. Когда он во время чтения засыпал, а отец Афанасий толкал его под ребро, отец Кирилл говорил: «Не трогай его, он беседует с ангелами». Вот такая была у батюшки любовь! Эта любовь трогала наши сердца. Церковь в свое время еще скажет о подвиге святой жизни отца Кирилла.
И знаете, что меня поражало? Когда я служил с ним на Пасху, он бросал пасхальные яички – были там и простые, и расписные, и каменные – штук 300 или больше. Батюшка старался, чтобы каждый получил от него благословение. Это мне так запало в душу, что когда я служил на приходе, то поступал так же.
Архимандрит Матфей (Мормыль)
Прихожу с книгой на спевку, а отец Матфей: «А я нашел, а я нашел», – и улыбается
У отца Матфея (Мормыля) как-то пропала книга, и он мне говорит: «Всё, не будет тебе жизни, если не найдешь!» А я был уставщиком. Что делать? Пришел я к отцу Онуфрию – тогда благочинному Троице-Сергиевой Лавры, а сейчас он наш дорогой предстоятель Украинской Православной Церкви – и говорю: «Отец Матфей сказал: не будет мне жизни». (Он был добрый, но очень строгий!) – «Как сказал, так и будет! Иди к Анастасию». Иду. Анастасий говорит: «Моя молитва не поднимается выше лаврской колокольни, поэтому иди назад к Онуфрию, у него есть такая книга, он тебе отдаст». Прихожу с книгой на спевку, а отец Матфей сидит: «А я нашел, а я нашел». Конечно, у меня злость закипела в душе: «А с этой что мне делать?» – «Есть у меня, есть и у тебя». И улыбается.
Все эти дивные старцы навсегда останутся для меня великими учителями, а Троице-Сергиева Лавра – школой благочестия.
На приходе
– После окончания семинарии в 1988 году я был направлен в Волынско-Ровенскую епархию, где встретил воистину святого старца – владыку Варлаама (Ильющенко). Он был осужден на девять лет тюремного заключения, сидел в Барышевке Киевской области. Над ним очень издевались из-за того, что он был священником, и он объявил голодовку. Тогда благодаря ходатайству покойного митрополита Никодима (Ротова) спустя четыре с половиной года его досрочно освободили из заключения.
Архиепископ Варлаам (Ильющенко)
Он меня рукополагал во священника. Он меня постригал в монашество. Это настоящий подвижник благочестия, исповедник Церкви Христовой. Он не боялся проповедовать открыто, рукополагал без оглядки на власти и делал всё, что было необходимо для жизни Церкви. Он хотел, чтобы я остался у него секретарем Днепропетровской епархии, но скоропостижно скончался. Я тогда очень скорбел и поставил ему памятник, который рабочие установили неаккуратно. Когда спустя некоторое время по распоряжению владыки Иринея стали этот памятник поправлять и для этого раскопали могилу, то увидели полностью нетленные мощи.
Киево-Печерская Лавра до возрождения
Киево-Печерская Лавра до возрождения
Киево-Печерская Лавра после возрождения
Киево-Печерская Лавра после возрождения
Владыка всё предсказал, что в моей жизни уже, за эти 30 лет после его кончины, произошло. Еще он говорил: «Всю жизнь будешь на строительстве, а на руинах помрешь»…
Анна Босая
В храме холодина несносная – а она босиком и в одном простом платьице
– Видел я много праведников. Они в Церкви были, есть и будут. В Ново-Волынске жила Анна, по прозвищу Босая, которая знала Новый Завет, Псалтирь и каноны наизусть. Она приняла на себя подвиг юродства. Как-то она кормила свою тяжелобольную маму, мама захлебнулась кефиром и умерла у нее на руках. Такое бывает. И она решила искупить этот грех: стала зимой ходить босиком. Так ее и прозвали – Босая.
Приходила в храм – а в храме холодина несносная – снимала пальто, оставалась босиком и в платьице (простое такое, рукава чуть ниже плеча). А над ней – облако пара. Когда в 1989 году на крещение мы вышли на улицу, зуб на зуб не попадает, морозы держались крепкие, она нагребла снега и на тот снег стала раздетая, вот только платочек был подвязан легонький. Я глянул – и объял меня страх: вода течет из-под ее ног, а она парит.
С митрополитом Павлом (Лебедем)
Когда я пришел в последний день перед ее кончиной ее причащать, она мне открыла тайну, что знает Священное Писание. И сказала: «Погибнешь от своих».
Попросила после кончины привезти ее в храм и оставить одну. Мы это исполнили. И вы знаете, ее молитвенное предстательство я всегда чувствую, и сам о ней молюсь, как и о всех тех, кого хоронил в Ново-Волынске – поминаю их за каждым богослужением.
Святые предстоятели Украины
– В Киеве я оказался неожиданно для себя (думал, что буду приходским священником-монахом). И здесь для меня распахнулись врата в другой духовный мир. И первый его представитель – это предстоятель нашей святой Церкви Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). О нем можно говорить днями и часами. Я был при нем 21 год, из них 18 лет неотступно. Мы много беседовали, и владыка приоткрывал глубины своей души. Для меня это человек необыкновенный, светящийся духовной благодатью. Это тот, кто объединял нашу Церковь.
Приснопамятный митрополит Владимир (Сабодан) и митрополит Павел (Лебедь)
Я многократно сопровождал владыку на Святую землю, и там, молясь в Гробе Господнем, митрополит Владимир просил Господа: «Ничего у Тебя, Господи, не прошу, ни долгих лет жизни, ни здоровья. Прошу одного: чтобы ни одна капля крови не упала на моей Богом благословенной земле». Так и случилось: пока Блаженнейший жил, ничего не случилось.
Блаженнейший митрополит Онуфрий и митрополит Павел (Лебедь)
Другой прекраснейший своей жизнью человек – это Блаженнейший митрополит Онуфрий. Его многие осуждают за отсутствие подобающей, как они считают, его статусу публичности, за его проповеди, не отличающиеся пышностью красноречия. Однако его слово всегда касается каждого человеческого сердца.
Блаженнейший митрополит Онуфрий у лаврской святыни – иконы Успения
Дух Святой руководствует этим человеком и сохраняет его для нашего вразумления. Это человек созидатель, кроткий, терпеливый, молитвенник и постник. Пример нам всем.
Братия Киево-Печерской Лавры
– В нашей святой обители вершина всех высот – смиренный батюшка Авраамий, которому уже за 90 лет, человек-затворник. Он всегда и всё знает про каждого брата. Его молитвами, молитвами отцов Нектария, Антония, Иеремии и других братий – тех, которых не достоин весь мир (ср.: Евр. 11: 38) – мир утверждается. Их молитвами Господь сохранит и нашу святую обитель.
Крестовоздвижение в Лавре
Схиархимандрит Авраамий
Братия живут в центре столицы, мегаполиса, и никто никогда не увидит их праздно шатающимися, каждый занят своим делом, и всё совершается их трудами. Они встречают сотни тысяч, а может, за 25 лет моего наместничества и миллионы приходящих в святую обитель. Братия – настоящие труженики на ниве Христовой. И я повторю слова Блаженнейшего митрополита Владимира, который когда-то сказал мне и еще одному архиерею: «С вами можно идти в разведку!» С этой братией можно идти в сражение, как шли когда-то монахи – Александр Пересвет и Андрей Ослябя – на Куликово поле.
Братия Киево-Печерской Лавры сегодня
Братия – хранители чистоты святого Православия, Христовой веры и спасения человеческих душ. Придет время, и Господь спросит: «Ты пришел, а кого ты привел с собой?» Я думаю, что каждый из них сможет ответить: «Вот я и дети, Господи, Которых ты дал мне».
Молитва несвятых на земле делает святыми на небе
– Владыка, вы сейчас упоминали людей и почивших, и живущих рядом с нами на земле. Значит, границ для святости нет?
– У Бога все живы, умерших у Бога нет. До воскресения Христова существовало разделение, поэтому Господь и сказал: между нами и вами пропасть. Но сейчас – время благодатное.
Есть в истории Киево-Печерской Лавры рассказ: жил один брат, он был не очень порядочный. Когда он умер, его тело издавало ужасный запах. И наместник стал молиться. «Господи, услыши молитву преподобного отца нашего Феодосия: “Трость будешь, ветром колеблемая, и спасешься”». Наутро приходят: брат лежит нетленными мощами.
Киево-Печерская Лавра
Нас никто и ничто не может разлучить от любви Божией (ср.: Рим. 8: 35). И даже если нас губит собственное нерадение, то и тогда молитва несвятых на земле может нас сделать святыми на небе.
Если мы ходим в Христовой истине, мы приближаемся к святости
– Вы рассказывали о тех, кого вы знали, и неизменно ваше лицо озаряла улыбка. Их тепло через вас передавалось нам. Эти люди были разные: кто-то возложил на себя подвиг и зимой ходил босиком, кто-то согревал любовью и угощал бедных студентов конфетами… Каков он – путь к святости?
– Сколько людей, столько путей ко Христу и к Царствию Небесному. Для человека верующего главный закон – Христов. Поэтому гражданин земли не может одновременно быть гражданином неба: единственный источник света для него – Христос. Он освящает, просвещает, согревает жизненный путь каждого одинаково. А от нас зависит, идем мы ко Христу или от Него отдаляемся.
Весна в Лавре. Фото: архим. Варлаам (Бурнос)
Христос сказал: «Я есть свет и истина». Если мы ходим в Христовой истине, мы приближаемся к святости.
«Не взирайте по сторонам, а смотрите под ноги и в свое сердце»
Наместник Киево-Печерской Лавры владыка Павел, митрополит Вышгородский и Чернобыльский, – о Лавре и ее роли в современной жизни, о значении монашества, о монастырских распевах, детском хоре и неделимом единстве Святой Руси.
Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел
– Владыка, расскажите, с чего началась ваша монашеская жизнь в Киево-Печерской обители?
– Моя монашеская жизнь началась не в Киево-Печерской Лавре, а на приходе. Шесть лет до Лавры – в 1989–1994 годы – я был приходским монахом. Поэтому для меня монашество в Лавре было хоть и не новым, но трепетным. На приходе меня все слушались, мне не приходилось два раза повторять. У людей я имел авторитет, наша община была действительно сильной. До сегодняшнего дня там читается четыре неусыпаемых Псалтыри, много пострижеников в монашестве.
– Когда вы узнали, что станете наместником лавры, этой колыбели Православия на Руси, не было ли вам страшно? Что вы предприняли первым делом?
– Став наместником в Лавре, я узнал, сколько там проблем, какие есть нестроения между братией, какие трудности в общении с миром. Много нехорошего говорили о братии, для меня это было тяжело.
До этого я был на самом богатом приходе Волыни и не нуждался ни в чем. Помогал многим монастырям, ведь тогда нужду терпели многие приходы, монастыри и люди.
А здесь впервые появились бытовые проблемы: долги за электроэнергию и всё остальное. И хотя монастырь был открыт уже шесть лет, у нас не было ни трапезной, ни храма, ни облачений – практически ничего не было. Было тяжело. И меня многое страшило. А самым ответственным для меня стало проведение первого Духовного собора: я не знал, о чем говорить, не знал, как что решать, но Господь всё устроил, и с 1994 года я несу это послушание, насколько умею, насколько Господь дает ума. Конечно же, всё удается делать благодаря братии, которая собралась здесь, – а их 200 человек, и это мои первые помощники, которые для меня являются примером.
– О чем бы вы хотели рассказать из того, что было с обителью за эти годы?
– Не было у меня ни одного дня, чтобы я, подымаясь и ложась, не просил Господа об одном: «Господи, сохрани обитель от всякого зла и сохрани братию в единстве, мире, согласии. Сохрани обитель, чтобы ее не коснулась никакая скверна, чтобы то, что было в ХХ веке, и не только в XX веке (было много и в другие времена испытаний), не повторилось».
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Сегодня мы имеем необходимое, Господь нам уже всё дал. Исполняются слова преподобного Феодосия: «Если вы будете ходить в заповедях Божиих и я буду близок к Престолу Божиему, то моя обитель будет процветать».
У нас такая братия, которых недостоин весь мир
Сегодня, я думаю, у нас и в материальном плане всё есть, и в духовном: у нас такая братия, которых недостоин весь мир, по слову апостола. Есть монахи, которые по 15–20 лет не выходят в город, есть строгие подвижники. Когда смотришь на них, думаешь: «Боже мой, я недостоин даже их сапоги нести», – вот такие у нас подвижники.
– Вы часто покидаете пределы обители? Какие места любите посещать?
– Раньше, когда был жив Блаженнейший митрополит Владимир, мне часто приходилось оставлять обитель по разным причинам. В основном потому, что я сопровождал Блаженнейшего в поездках. Например, в Иерусалиме за 20 лет я был более 55 раз. Любил и люблю до сегодняшнего дня Афон. Я посещал с Блаженнейшим Владимиром епархии Украины, России, Беларуси, Молдовы, был я и в Австралии, в Испании, Италии. У меня много друзей. Я очень люблю город Рим, старый Рим: он дышит любовью мучеников, верой. Когда ты проходишь все эти святыни, места моих небесных покровителей – Петра и Павла, то ощущаешь их присутствие, их слова благовестия…
Бываю в Испании, в Греции бываю по экономическим вопросам, потому что там мы покупаем ткани для монастыря. Но в основном я ездил с Блаженнейшим. Он брал меня на приходы, в епархии, в град Иерусалим и на Афон.
– В прошлом месяце вы побывали во Владимире, где приняли участие в юбилейных торжествах, посвященных 1000-летию преставления святого князя Владимира. Кем лично для вас является равноапостольный князь?
– Весьма благодарен за этот вопрос. Для меня князь Владимир Равноапостольный – «равен трудами апостольскими». Для меня он является просветителем, учителем, главой и страны, и Русской Церкви, потому что именно он призвал епископов, священников и стоял во главе этого прекрасного события – Крещения Святой Руси. Оно было и раньше – Крещение. Нельзя говорить, что его не было. Святой Андрей Первозванный не просто приходил на нашу Русь смотреть, но, как и все апостолы, оставил после себя епископов, хотя история наша ничего об этом не говорит.
Владимир. Свято-Успенский собор
Для меня князь Владимир – светоч, пример во всех направлениях человеческой жизни.
Но, к сожалению, не помнят наши собратья, граждане Украины в особенности, этой личности. Для них сегодня самым ярким примером является мертвость Европы в полном смысле этого слова. Если бы (я не делю украинцев, русских, белорусов) не русские, то в мире практически бы не было Православия. Возьмем к примеру Аргентину, Австралию, Китай, Америку, другие страны – везде Православие держится на русском народе. Есть такая поговорка: «Евреи – там, где хорошо, а русские – везде», и чаще именно этнические украинцы.
Свет воссиял нам, и мы должны учиться государственности, мы должны учиться культуре, милосердию. Мы не берем в пример деяния князя Владимира до его крещения, потому что, как и благоразумный разбойник, он тоже чинил беззакония и дурные дела – убиение, к примеру, младенца Иоанна и Феодора, отца его. Много было и других бед и горя от князя-язычника, но пришел час – и Владимир увидел в себе Христа. Не себя во Христе, а в себе Христа, Который изменил всю его жизнь. Сегодня многие видят себя в Церкви хозяевами, забывая о том, что Христос – Хозяин и Церкви и нашей собственной жизни.
Наши народы – это единый народ, кто бы что ни говорил
Город Владимир – я был там впервые – это великолепный город, очень красивый. Последователи и родственники святого Владимира – мученики Глеб, Андрей Боголюбский, святые Петр и Феврония и многие другие – все они являются частью истории этого города. Для храмов этого города характерна рублевская роспись. А Андрей Рублев был родом с Волыни. Так что наши народы – это единый народ, кто бы что ни говорил. Митрополит Киевский святой Алексий направил свои стопы к северу от Киева – в город Владимир. Известно, что святой князь Владимир крестил эту местность. Поэтому нам нужно держать исторические связи, относиться с пониманием и любовью друг к другу.
– Крещение Руси и 1000-летие основания монашества на Руси. Какое влияние Печерские святые имели на распространение христианства в то время?
– Есть свидетельство, что Лавра была основана в 1013 году; на Афоне считается, что в 1016-м, поскольку в то время преподобный Антоний уже подвизался на Святой Афонской Горе. Я говорю свою мысль: Антоний – по афонским летописям – рассказывает о смерти Владимира, Бориса и Глеба, значит, он видел это и был на Афоне не впервые.
Симеон, епископ Суздальский, пишет, что Киево-Печерский монастырь стал «сионской горницей». Отсюда вышло много епископов, пострижеников от рук преподобных Феодосия и Никона. Они несли свет учения Христова по всему миру, не только по Руси, потому что мы сегодня знаем Паисия Нямецкого, Василия Рязанского и многих других, – «во всю землю изошло вещание их», и благодаря подвигам Антония и Феодосия спасаются сегодня люди.
Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел
– А современное монашество как-то влияет на ситуацию в стране, приносит ли пользу?
– Вы знаете, древние монахи времен святых Василия Великого и Иоанна Златоуста приходили из пустыни, чтобы продать дела рук своих – корзины, которые они плели; занимались и иным рукоделием, чтобы снискать пропитание. Но они также приходили и в дома богатых людей и просвещали их, как видно из их жизнеописаний. Да, они были отшельниками, но, когда нужно было утвердить истину, как это было на VII Вселенском Соборе, они выходили и являли твердость и чистоту своей веры.
Монастырь – это свет миру и соль земли
Мы знаем, как преподобный Феодосий общался с боярами; были школы при монастырях, где преподавали монахи, которые выходили в мир. И сегодня то же самое. Монастырь – это свет миру и соль земли. Я не хочу умалить подвига приходских священников, они несут свое строгое послушание, за что им и благодарен, но они не могут так печалиться о мире, как беспокоится большинство монастырей. Люди приходят в монастырь и чувствуют здесь то, чего нет больше нигде. Это место, где уже тысячу лет льется горячая монашеская молитва. Слава Богу, сегодня в Лавре есть замечательные и мудрые духовники, к которым тянутся люди, здесь прекрасные хоры – монашеские и студенческие, украшающие богослужение. Поэтому монастыри – это действительно свет миру.
– Победоносное богослужебное пение Киево-Печерской Лавры невозможно ни с чем сравнить. Вы помните, что почувствовали, когда в первый раз услышали лаврское пение?
– Я его услышал в 1984 году – в Московской духовной академии, в Троице-Сергиевой Лавре. Я был уставщиком 4-го хора, немного пел у архимандрита Матфея (Мормыля) – всего несколько служб, пока отец Матфей не освободил меня. Я был помощником регентов, иногда по замене управлял хором в семинарии.
Распев Киево-Печерской Лавры ни с чем не сравним
Распев Киево-Печерской Лавры ни с чем не сравним: ни с Кастальским, ни с Архангельским, ни с Березовским, ни с другими авторскими шедеврами. Это такое пение, которое заставляет тебя задуматься о жизни, о своем бытии на земле и о том, чего ты лишаешься на небе. «Блажен муж», «Хвалите имя Господне», «На реках Вавилонских», «Покаяния двери» и песнопения Литургии – это ни с чем не сравнимо. Для меня это пение очень трогательно, до слез. Я хоть и не регент, но, всегда внимательно слушая пение за лаврскими богослужениями, замечаю, что не всегда наши певчие выкладываются по полной. Я видел, как их исполнял отец Матфей – он покрывался потом и исходил слезами, его пение приводило меня в умиление и трепет.
– Украшение сегодняшних богослужений – детский хор. В дореволюционные годы при Лавре детям давали образование, учили Закону Божиему, пению. Вы как-то влияете сегодня на развитие воскресной школы и детского хора при Лавре?
– Я никак не влияю, знаю, что я – маленькая песчинка. Но мне хотелось это сделать. Когда Михаил Семенович Литвиненко ушел за штат, я предложил матушке Татиане продолжить его дело и традицию киевского пения, но она не согласилась управлять митрополичьим хором, тогда я предложил ей создать детский хор, на что она дала согласие. Я им сейчас помогаю, мы записываем новый диск. И слава Богу, детский хор есть, хотя он и не часто поет в Лавре. Я стараюсь детей повозить по святым местам, где они могут участвовать в богослужениях, да и просто увидеть мир. Стараюсь, чтобы этот хор был известен и чтобы когда-то эти дети вспомнили, что вот, «я пел / пела в Киево-Печерской Лавре». Сегодня из первых хористок этого хора уже матушки есть!
Детский хор Киево-Печерской Лавры
– В стенах Лавры находятся и духовные школы. Не мешают ли студенты монашеской жизни? Какие взаимоотношения сложились между монашествующими и учащимися?
– Мне никто не мешает. И когда мы собрали студенческие общежития воедино – от Ближних и Дальних Пещер на нынешнее место 55-го и 60-го корпусов, то и никаких проблем не стало. А раньше были бытовые проблемы, шум. Я приветствую, что при монастырях есть духовные школы, а особо при Киево-Печерской Лавре. В этом году – как никогда – в Лавру поступило пять человек из Киевской духовной академии!
И так должно быть! Сказывается дух монашества, кто бы о нас что ни говорил. Есть подвижники, которых недостоин весь мир.
Я благодарю Бога, что семинария расцвела, благодарю отца Николая Забугу, который очень много для нее сделал, благодарю владыку Антония (Паканича), который преобразил и семинарию и академию. Есть, к сожалению, отдельные преподаватели, которые не имеют достойного уважения и благоговения к лаврскому монашеству. Можно бы и студентам ходить на Полунощницу, хорошо бы, чтобы чаще проводились встречи студентов с духовниками Лавры в Актовом зале.
Не взирайте по сторонам, а смотрите под ноги и в свое сердце
Я расскажу вам, как проходили мои студенческие годы в Троице-Сергиевой Лавре. Я служил с отцом Кириллом (Павловым) на Пасху и Рождество в Троицком соборе Лавры. В общей сложности полтора года служил около него. А при митрополите Питириме я служил длительное время диаконом. Он был очень строгим: если ты посох не поймал, то получал… Но он был и настолько любвеобилен! Владыка научил меня, как нужно идти по городу. Только вышли из машины – «Благословен Бог…», а я говорю ему: «Владыко, я не успеваю!», он в ответ: «Ты не смотри по сторонам – смотри под ноги и в свое сердце – и успеешь!» Так я сосредоточился и научился успевать за ним. И до сегодняшнего дня говорю своим иподиаконам: «Не взирайте по сторонам, а смотрите под ноги и в свое сердце».
Митрополит Павел с учащимися
– Что должно быть самым главным в образовании для современного молодого ученика, студента?
– Самое главное – не забыть, что ты – христианин. Это первое. Во-вторых, надо помнить, что у человека два глаза, но миллионы смотрят на него, и горе тому человеку, через которого приходит в мир соблазн.
Нужно всегда стараться молиться.
И самое главное: как можно больше почерпнуть в семинарии и академии – если есть от кого!
– Кого из наставников вы могли бы вспомнить?
У меня были очень хорошие наставники. Я дружил с владыкой Ионой Астраханским. Очень хорошие отношения были у меня с владыкой Алексием (Фроловым), бывшим Костромским, с отцом Ильей, с отцами Венедиктом и Платоном, с покойным архимандритом Матфеем (Мормылем), с отцом Афанасием (смотрителем Троицкого собора) – все они явили мне пример глубочайшего смирения.
Архимандрит Кирилл (Павлов). Фото: Виктор Корнюшин / Expo.Pravoslavie.Ru
А у отца Кирилла (Павлова) я читал «Добротолюбие» и Ветхий Завет. Он Новый Завет не давал никому. Я приходил к нему на чтение – он давал две конфетки в один день, а на второй день кусочек рыбы с белым хлебом.
Помню, я к нему пришел, когда уже стал епископом, с владыкой Филаретом Львовским. И он на меня смотрит (а я панагийку спрятал) и говорит: «Слушай, Павел, ты епископ или скоро им будешь?» А мне как-то не хотелось щеголять – я и говорю: «Батюшка, да вот…» И тут прибегает отец Филарет и говорит мне: «Владыка, Святейший ждет вас!» Отец Кирилл делает мне поклон: «Ах ты, проходимец!» (Смеется.) Потом снимает икону Троицы со стены и меня благословляет. Вот такая у меня была дружба. Для меня он был всегда наставником. А отец Афанасий, смотритель Троицкого собора, сказал мне ровно за год до хиротонии: «Будешь Павлом». А я никогда не любил это имя. С ним были связаны очень тяжелые мои жизненные воспоминания и ассоциации.
– И как же вас с этим именем постригли?
– В июне 1988 года перед постригом владыка Варлаам, эта «духовная глыба» в моей жизни, спрашивает меня:
– Какое ты хочешь имя?
– Владыка, Варлаам мне нравится, Серафим Саровский, Антоний Печерский…
– Много хочешь!
– Владыченька, только не Павел!
– Это имя, которое я тебе дам: я три раза его вытащил по жребию: утром положил в Евангелие, потом положил на Престол и на вечерних молитвах – тоже его вытащил…
И вот на постриге он возгласил: «Брат наш Павел…» – мне стало не по себе, но… я уже привык и не помню, как меня звали в миру!
Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел
– Что бы вы хотели сказать нынешним христианам? Без чего христианину сегодня не спастись?
– Я лишь одно прошу у Бога, честно вам говорю, – чтобы Господь сохранил обитель от всякого зла и чтобы прекратилась всякая вражда на Украине, эта междоусобица. Раньше же всё было хорошо, и никто не стремился к разделению… А вот эти новые шатания, захваты власти – они приносят раздор между людьми. То, что сегодня происходит, – это апокалиптическое веяние…
Поэтому, дорогие братья и сестры, самое главное для нас – простить друг друга и обнять с братской любовью. Может случиться, что нам руки перебьют. Но мы должны простить – хоть обнять и не можем, потому что руки перебиты, – но всё равно должны простить от всей души, кто бы что ни говорил.
Мы должны молиться за земное Отечество, которое дал нам Господь. Когда-то мы получили независимость без крови, а сегодня теряем независимость с большой кровью… Мы должны посмотреть в свое сердце и задуматься: а что мы оставляем после себя?
Я просил украинские власти, когда был Майдан: «Что вы делаете?! Дети должны в школе учиться!» – и сегодня вы видите, что происходит. Нашим руководителям нужно задуматься. Нам не нужно смотреть ни на Запад, ни на Восток – нам нужно смотреть на самих себя. Никто нам ничего не даст. Если кто-то хочет попросить милостыню «для страны», чтобы затем ее украсть, – да будет он проклят с этой милостыней! Наша страна очень богата, только Господь, к сожалению, не дает нормальных руководителей. Но мы, наверное, таких и заслуживаем.
Всех призываю к молитве, чтобы достойно встретить все грядущие праздники и угодить Богу, в чем нам и да поможет Милостивый Господь!
Добавить комментарий