Печать бога живого

МОЛИТВЫ ОТ «ПЕЧАТИ АНТИХРИСТА»

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, сохрани мя от обольщения близ грядущего богомерзкого и злохитрого антихриста. Избави мя от всех козней его. И укрой мя от коварных сетей его в сокровенной пустыне Твоего спасения и не дай мне, Господи, убоятися страха диавольскаго паче страха Божия и отступить от Тебя. Но даждь мне, Господи, помоги мне пострадать и умереть за имя Твое святое и веру Православную, но не отречься от Тебя и не принять печати антихристовой и не поклониться ему. Даждь мне, Господи, плач и слезы о грехах моих, и пощади меня, Господи, в час Страшного Суда Твоего. Аминь.

Молитва старца Нектария Оптинского

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живых и мертвых, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни, и ими же веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего.

Молитва преподобного Иоанна

Господи, Ты Судия земли, Ты не любишь неправду, услыши молитву мою недостойную и пошли силу Твою и пошли помощь Твою там, где встретят меня враги видимые и невидимые, и чтобы стали столпы на месте том, где их встретит сила Твоя. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице

О, Всемилостивая Владычице, Царице Небесная, Пресвятая Богородице! Вем вся грехи моя и нечестия сердца моего, и како дерзну к Тебе прибегати недостойный аз и прошения моя приносити; но вем и великия милости и щедроты Твоя, яже на христианский род выну изливаеши: Ты бо еси грешников споручница и помощь. Ты веси, Пречистая Мати, Дево Богородице, скорбь сердца моего и печаль души моея. Молюся убо Тебе усердно: вся скорбная, яже, по благой и святой воле Господа нашего Иисуса Христа, наидоша на мя, имиже веси судьбами, устрой о мне во благое; аще ли же от врага души моея уязвления сия содеяшася, всесильною Твоею помощию сокруши его коварства и от нечестивых прилог его избави душу мою. Тебе бо вся возможна суть, преисполненней всякия милости и благостыни, яко Ты еси препрославлена вовеки. Аминь.

Церковные печати

Условия доставки по Москве

Мы осуществляем доставку в будние дня с 10:00 до 19:00

  • 300 руб.

    Доставка

  • 0 руб.

    При заказе от 3000 руб. доставка бесплатная

  • 500 руб.

    Срочная доставка

Церковный штамп

По закону Российской Федерации, религиозные организации относятся к некоммерческим. И для полноценного ведения хозяйственной деятельности им необходима печать, изготовить которую предлагает компания «Печатик». Интересно отметить, что церковные печати для официальных документов применялась и в дореволюционной России.

Согласно регулирующим актам, к обязательной информации, которая должна содержаться на такой печати, относится только полное наименование религиозной организации. При этом допускается дублирование названия на иностранном языке. Так как по конституции церковь отделена от государства, печать религиозной организации не может быть гербовой. Однако на таких печатях особенно хорошо смотрится графическое изображение. Это может быть что угодно – от символа той или иной конфессии до изображения культового строения. Можно разместить дополнительную текстовую информацию: фразу или слово.

Заказ печати для религиозной организации в «Печатике»

Для начала работы необходимо предоставит пакет документов, который включает в себя:

  • Документ о гос. регистрации;
  • Документ о постановки организации в налоговую инспекции;
  • Паспорт заказчика печати;
  • Приказ о назначения руководителя религиозной организации.

Оформить заказ можно в офисе компании, который работает семь дней в неделю. Или удаленно, прислав скан документов по электронной почте и обсудив детали с менеджером компании. Стандартный срок изготовления составляет два календарных дня. За дополнительную плату есть возможность ускорить процесс до одного дня. Срочное исполнение подразумевает готовность заказа в течение часа.

Получить готовую печать религиозной организации можно также в офисе компании или оформив доставку в любую точку Москвы или ближнего Подмосковья.

Технология изготовления печати для религиозной организации

В «Печатике» для создания клише печати религиозной организации применяют технологию лазерной гравировки. Это современный метод, который гарантирует качественное исполнение – оттиск печати будет четко передавать все нюансы.

В качестве корпуса печати мы предлагаем выбрать ручную, автоматическую или полуавтоматическую оснастку. Подробнее с особенностями каждого вида оснастки можно ознакомиться в соответствующем разделе.

«Печать антихриста» или печать Божия?

Сон справедливых. Сцена из Ковра Апокалипсиса (XIV в.)

Вряд ли найдется такой верующий человек, который не слышал бы о «печати антихриста». И многие думают, что о ней написано в книге Апокалипсис, – но это не так. Словосочетание «печать антихриста» в Библии отсутствует. Книга Откровения рассказывает о «начертании антихриста». Понятия сходные, но все же не до конца тождественные. Начертание отнюдь не равняется печати.

В греческом тексте 13-й главы Откровения мы видим слово χάραγμα , которое означает «начертание, знак». В случаях использования слова «печать» появляется другой термин – σφραγίς (отсюда сфрагистика – наука, изучающая печати). Но «печать» в Апокалипсисе как раз связывается не с антихристом, а с Богом. «Начертание антихриста» и «печать Бога» – таково словоупотребление книги Откровение.

О печати антихриста в Библии не написано

Мы с вами тысячу раз слышали о печати антихриста, о которой на самом деле в Библии не написано. И почти никто не говорит о печати Творца, про которую Библия повествует. Странное дело: получается, о Христе христианам как-то скучно беседовать. Подавай страшилки, ужасы, антихриста, диавола… В пику этой странной тенденции хотелось бы поговорить о Божией печати.

В Откровении о ней упоминается в следующих стихах:

«И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7: 2–3).

Итак, ангел, имеющий Божию печать, посылается Господом для того, чтобы запечатлеть верных в преддверии антихристовых гонений. Что же означает это запечатление?

Печать широко использовалась в древнем мире. Прежде всего, она была знаком принадлежности, собственности. Например, клеймили скот и рабов, чтобы легко определить, какому собственнику они принадлежат. Для той же цели купцы запечатывали тюки с товарами, владельцы виноградников запечатывали кувшины с вином. По клейму на товарах определяли их хозяина и вместе с тем качество продукции. Если учесть эту символику, кто такие запечатленные Богом? Это рабы Всевышнего, которые в некотором смысле представляют своего Господина.

Особый разговор о значении царской печати. Восточные деспоты имели при себе перстни-печатки, которыми заверяли официальные документы, а также обозначали свои личные вещи. Например, когда фараон поставил Иосифа правителем над Египтом, он надел свой перстень на руку Иосифа в знак предоставленной ему власти (см.: Быт. 41: 42). Царь Артаксеркс передал свой перстень Аману, а когда Аман лишился власти, печать перешла к Мардохею (см.: Есф. 3: 10; 8: 2). Царь Дарий запечатал перстнем ров, в который бросили пророка Даниила (см.: Дан. 6: 17). Камень, приваленный ко гробу Христа, тоже был запечатан правительственной печатью (см.: Мф. 27: 66). Если применить эту символику к запечатлению верных, получается, что они принадлежат Отцу Небесному, находятся под Его защитой и обладают вверенной им духовной властью (последнее особенно применимо к священникам, могущим «вязать и решить»).

В древней Церкви запечатление имело литургическое измерение: его связывали с Таинством Крещения

В древней Церкви картина запечатления имела литургическое измерение. Прежде всего, ее связывали с Таинством Крещения. Действительно, Крещение есть некая печать Божия, которая показывает, что крещенный стал собственностью и достоянием Господа. Также Крещение благодатно запечатлевает то изменение человеческого сердца, которое уже произошло. Ведь в первые века христианства крестили в основном взрослых людей, которые долго готовились к Таинству, исповедали веру и сдавали небольшой экзамен епископу. Крещение было благодатной печатью, которую получал уже уверовавший и нравственно изменившийся человек. Крещение толкуется как запечатление и в некоторых посланиях апостола Павла (см.: 2 Кор. 1: 22; Еф. 1: 13; 4: 30). Итак, согласно этой символике запечатленный Богом есть крещенный.

Также духовным запечатлением является Таинство Миропомазания. Апостол Павел часто говорит о том, что христианин запечатлен даром Святого Духа. В посланиях апостола можно встретить такие выражения:

  • «запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1: 13);
  • «не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 30);
  • «Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1: 22).

В древности Святой Дух подавался верующему через возложение рук епископа, а сегодня – в Таинстве Миропомазания. В самом последовании Таинства священник, совершая помазание святым миром, произносит: «Печать дара Духа Святого». Если понять «запечатление» как миропомазание, то ангела, запечатляющего избранных, можно сравнить с епископом или священником, совершающим Миропомазание.

Толкователи отмечают еще один возможный смысл Божественного запечатления. У пророка Иезекииля написано:

«И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9: 3–4).

Древнееврейская буква «Тав» В еврейском тексте пишется не просто «сделай знак», а «сделай знак ת», причем ת («тав») – последняя буква еврейского алфавита, которая в древности изображалась как крест.

Возможно, запечатление христиан во времена антихриста будет означать то, что Господь поможет им с верою и терпением пронести через годы гонений свой личный крест христианского благочестия и верности Создателю. «Печать животворящего Креста отличит неверных от верных, непосрамленно и с дерзновением пред ними носящих знамение Христа», – писал святой Андрей Кесарийский. «Крест – прообраз будущего спасения и… означает конец: последняя буква – знак последнего выбора», – предполагал отец Даниил Сысоев, объясняя данное место.

Есть и другие возможные толкования картины запечатления ангелом верных.

«Печать эта есть отображение на лучших и избраннейших членах Христианской Церкви той Божественной благодати, которая, преображая их душу, преобразит и их внешний вид – чело», – говорится в Толковой Библии Лопухина.

Иные церковные писатели говорят о печати мученичества. Есть и такие, которые видят здесь избрание, благословение, охранение Божие. Многие предполагают, что речь идет о печати христианской веры, которую обретут в конце времен иудеи, согласно пророчеству апостола Павла (см.: Рим. 9: 11). На ту мысль, что запечатленные есть уверовавшие из евреев, также наводит последующее в 7-й главе перечисление израильских колен (см.: Откр. 7: 4–8).

Печать (Имя Божие) на челе может означать постоянную память о Господе, непрерывное общение с Ним

Если ассоциировать Откр. 7: 2–3 с Откр. 22: 4, где о спасенных говорится: «И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их», тогда, согласно нашим экзегетам, печать (Имя Божие) на челе может означать постоянную память о Господе, непрерывное общение с Ним, чрезвычайную близость к Творцу и неугасимую любовь к Нему.

Итак, вот сколько мы нашли различных пониманий библейского образа Божией печати! Кажется, именно это прежде всего должно волновать верующего человека: что такое печать Божия, как ее получить и сохранить. Но, увы, нам порой бывает более интересен антихрист с его ужасами, чем Христос. Помнится, еще в конце 1990-х отец Андрей Кураев рассказывал, что во многих городах на вопрос: «О Христе будем говорить или об антихристе?» – народ единодушно отвечал: «Об антихристе!» Думаю, что если и теперь повесить в каком-нибудь городе две афиши: «Знаменитый богослов N прочтет лекцию о Христе» и «Знаменитый богослов NN прочтет лекцию об антихристе», у богослова NN будет во много раз больше слушателей.

Действительно, есть такой недуг церковного сознания, который связан с недостатком нашей любви ко Христу. Исцеляются от него подлинным интересом к Священному Писанию, частым участием в Литургии, духовным трудом по исполнению заповедей и тщательным изучением своей веры. Церковные толкования на Откровение также смело можно внести в список книг, необходимых для прочтения всякому православному человеку. И кроме 13-й главы, рассказывающей о начертании зверя, стоит обратить не меньшее внимание и на главу 7-ю, повествующую о печати Всевышнего. Имеющий эту печать не примет начертания антихриста, и по-настоящему любящий Христа не изменит своей любви никогда.

Павел отвечает на наш вопрос в своем послании:

4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,
(Еф.1:4)

Получается, что действительно, есть ряд людей, которых Бог выбрал еще до создания мира? Возможно тогда, что речь идет о конкретном количестве таких людей или даже, о конкретной личности?

Возможно, что Бог избрал именно вас или меня, занес нас в определенный список спасенных и определил заранее наши судьбы…

Если рассуждать дальше, то получается, что есть люди, которым предназначено страдать, а есть люди, которым можно уже радоваться, так как их уже избрали. Так ли это?

Чтобы понять мысль, затронутою Павлом, стоит продолжить изучение послания:

4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,
5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,
6 в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,
(Еф.1:4-6)

Ключевое слово тут «усыновил», то есть дал возможность любому человеку получить статус усыновленного, приемного ребенка, а следовательно принять участие в наследстве Отца. А это значит, что во всех обещаниях, наградах, наследстве.

Еще до создания мира Бог определил подобные родительские отношения через Своего Сына — Иисуса Христа.

Очень часто в Библии примеры духовной жизни сравниваются с семьей, где в главных ролях отце и сын. В этих взаимоотношениях раскрывается любовь, переживания, сострадание.

Примером в моем рассуждение является отец и его родной сын. Наследство, которое оставил ему отец. Несмотря на все благословения, драгоценным подарком можно воспользоваться и приемному брату и сестре. И как вы понимаете, иметь такую же гарантию на наследство в юридическом плане.

Возвратимся к Библии и посмотрим на возможный список наследников.

В Ветхом Завете есть пример некой книги, в которой учтены праведники и грешники.

16 Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его».
17 И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему.
18 И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.
(Мал.3:16-18)

У Бога есть некая памятная книга, в которую заносятся все наследники. Она в процессе написания. И только на суде будет явлено различие, кто получил наследство, а кто нет.

В семье родители любят своих детей, оберегают их, дорожат. На примере этих взаимоотношениях так же тесно связан Иисус и Отец. Христос пришел в этот мир, чтобы показать истинную любовь семьи, любовь Отца к людям.

Сын явил полное подчинение воле Отца. Этими ценными отношениями было пожертвовано ради «усыновления» и получения наследства для каждого человеку.

7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,
10 в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.
(Еф.1:7-10)

Бог открыл тайну в определенное время. Эта тайна позволяет сегодня каждому человеку получить «усыновление». И возвращаясь к примеру семьи, отцу усыновить благодаря родному сыну, еще детей.

Вот трогательный пример в Писании более глубоко раскрывающий любовь отца:

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
(Лук.15:20-24)

«…был мертв и ожил, пропадал и нашелся…» — это пример того, кого «усыновили» через Иисуса Христа, через Его Кровь.

Усыновлены, значит получили наследие обещанное Отцом.

Печати
Церковные

Заказывая печать лучше не экспериментировать, а выбирать профессионалов в этой сфере

Учитывая всю важность таких изделий, как печати и штампы нужно тщательно подходить к выбору компании, которой вы сможете доверить их изготовление. Здесь нет места экспериментам, поскольку в будущем это может дорогого стоить. Лучше не рисковать, а доверять подобную работу профессионалам, хотя их тоже нужно еще найти на столь изобилующем рынке услуг. Некоторые предприниматели, прежде, чем заказать печати и штампы Киев, обзванивают до десятка фирм, чтобы и цены устраивали, и представители компании были компетентны во всех интересующих вопросах.

Обратившись в нашу компанию, вы всегда можете заказать печать быстро, поскольку у нас это весьма доступно для большинства. Предусмотрено срочное изготовление, в этом иногда возникает необходимость у владельцев бизнеса. Многолетний опыт работы наших специалистов позволяет определить основные направления при производстве штампов, факсимиле, печатей, ведь любой из методов имеет свои особенности.

Заказ можно заказать при желании онлайн, либо по телефонам, указанным на сайте, а также посетив наш офис лично. Мы всегда готовы обсудить макет и детали вашей уникальной печати либо штампа.

Печати и штампы в 1001 ПЕЧАТЬ: высокий уровень сервиса и индивидуальный подход

Без сомнения, наша компания может назвать себя флагманом в сфере производства штампов и печатей. Заказывая у нас эти изделия, можете всегда рассчитывать на высокое качество, доступные цены и выполнение в точно оговоренные сроки. Можете быть уверены, что пока наши специалисты не удостоверятся лично, что оттиск эталонный и соответствует всем требованиям, он не будет считаться готовым.

Что способствует такому высокому качеству производимой нами продукции? В первую очередь это то, что все штампы, печати изготавливаются на современном оборудовании. Только благодаря применению качественных материалов американского и австрийского происхождения, стало возможным такое многократное использование печатей, как у нашей продукции.

Преимущества компании

Неизменность качества изготовляемой продукции является приоритетом нашей деятельности. Также для вас мы выделили основные наши преимущества, которые являются импульсом чтобы заказать изготовление печатей именно у нас:

  • бесплатное создание макета печатей и штампов, вне зависимости от сложности и их назначения;
  • в наличии к вашему выбору предлагаются самонаборные штампы;
  • производство клише печатей и штампов всевозможных форм и размеров, в том числе по имеющемуся отпечатку;
  • ремонт печатей и штампов, восстановление клише, замена подушек, корпусов и так далее;
  • большой выбор мобильных, ручных, полуавтоматических и автоматических оснасток для печати или штампа, на металлической основе либо из пластика;
  • всегда имеется широкий ассортимент штемпельных красок, футляров, штемпельных подушек, корпусов и т.д.

Если после многочисленных поисков, вы нашли нас и приняли решение печати и штампы заказать, то после оформления заказа, мы поступаем следующим образом. Наши дизайнеры, учитывая все ваши пожелания и требования, приступают к разработке макета. Только после утверждения его вами, при отсутствии надобности в поправках, макет передается на изготовление. Повторов при разработке не бывает, поэтому вы можете быть уверены в уникальности получаемого изделия.

Вы беспокоитесь о безопасности заказываемой печати? В таких случаях, чтобы с защитой сделать печать без оттиска Киев, мы вам можем предложить следующее. В макет добавляются технически сложные, защитные элементы, что позволяет исключить возможность подделки печатей в будущем. При любых обстоятельствах и заказе даже самых сложный печатей, мы остаемся опорой для наших клиентов, стараемся всячески оправдать оказанное нам доверие.

Профессиональное производство печатей – это наша сфера деятельности! Можете не сомневаться в том, что, заказывая печать у нас, вы получаете на руки продукт высокого качества, за короткий срок.

Церковная печать обретает историю

Опубликовано в журнале «Церковь и время» № 53
А. И. Мраморнов

Рецензия на книгу: Нетужилов К. Е. История церковной журналистики в России XIX — начала XX века. СПб., 2009. — 352 с.

Автор — кандидат исторических наук, консультант Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

История дореволюционной церковной периодики до недавнего времени оставалась малоизученной областью отечественной истории. Работы проректора Русской христианской гуманитарной академии К. Е. Нетужилова отчасти меняют эту ситуацию. Церковные журналы и газеты становятся не просто источником сведений, но обретают собственную историю, достойную монографического рассмотрения.
Ранее автор рецензируемой книги выпустил монографию, посвященную той же теме. Книга получила отклик Н. Ю. Суховой1, в котором содержалась вполне обоснованная критика.

Она практически не была учтена автором при продолжении работы (опубликованного ответа рецензенту тоже не последовало). Например, статьи о конкретных церковных периодических изданиях в «Православной энциклопедии» автором по-прежнему игнорируются (в том числе статья обобщающего характера «Епархиальные ведомости»2, увидевшая свет в период подготовки рецензируемой книги, после выхода первого исследования К. Е. Нетужилова). Как бы то ни было, после выхода первой монографии автор издал вторую, ставшую одновременно его диссертацией на соискание ученой степени доктора филологических наук3.
Обратимся к структуре и содержанию рецензируемой книги. Основная ее часть состоит из пяти глав, а приложения представлены библиографическим указателем православной периодики за 1821–1917 годы, списком изданных указателей и краткими биографическими справками о деятелях церковной журналистики исследуемого периода.
В кратком введении автор обосновал актуальность темы и обозначил предмет исследования — «все периодические издания Русской Православной Церкви, выходившие в свет в Российской империи на русском языке». К ним К. Е. Нетужилов относит шесть категорий изданий, в том числе «частные издания в случае, когда издательская и (или) редакционная деятельность была сосредоточена в руках лиц, принадлежащих к клиру Православной Церкви». Возникает вопрос: а попадают ли в орбиту исследования журналы, издававшиеся мирянами Православной Церкви? В следующем абзаце мы как будто находим ответ на этот вопрос: «Не включены (в число рассматриваемых изданий. — А. М.) также светские издания религиозного или религиозно-философского характера, даже в случае прямого указания на приверженность Православной Церкви» (с. 5). Но где критерии изданий «светских», «религиозного» или «религиозно-философского характера»? На этот вопрос в книге ответа читатель не найдет, что несколько затрудняет оценку полноты библиографического указателя, помещенного в приложении. И если с большей частью XIX столетия все ясно, то в начале XX века выходило, в том числе кратковременно, такое множество изданий, что при столь неясных критериях не всегда понятно, причислять то или иное издание к церковным (в частности, мы имеем в виду газеты, имевшие «правую» ориентацию и, как правило, громко заявлявшие о своей церковности) или нет.
В первой главе книги читатель обнаружит обзор источников и литературы по истории Церкви в изучаемый период, по истории церковной журналистики (вообще) и по истории церковной периодики (в частности). К сожалению, вполне традиционным в современных монографиях и диссертациях является отсутствие критического разбора упоминаемых трудов, в том числе непосредственно посвященных предмету исследования.
Не будем подробно раскрывать этот тезис на примере того обзора, который читатель найдет в книге К. Е. Нетужилова. Достаточно процитировать то, что сказано о книге А. Н. Кашеварова4: «Обширной главой, характеризующей общее состояние церковной периодики в начале XX столетия, открывается монография петербургского исследователя А. Н. Кашеварова, посвященная истории церковной печати в XX веке» (с. 29). Какой вклад эта «обширная глава» и в целом монография, написанная петербургским же коллегой автора, внесла в изучение темы, историограф не разъясняет.
Не будем останавливаться на обзоре источников, представленном в первой главе. Отметим лишь, что автор не использует материалы региональных архивов, между тем как, хотя самостоятельные фонды епархиальных ведомостей в архивах не сохранились, документы по истории их создания и развития обнаруживаются в фондах духовных консисторий. Источники по истории духовных журналов, издававшихся в Киеве, Казани, Харькове и других крупных городах Российской империи5, можно обнаружить в соответствующих архивах. Одновременно стоит сказать, что К. Е. Нетужиловым введены в научный оборот новые материалы из архивов Санкт-Петербурга и Москвы, список использованных дел оформлен в библиографическом списке очень грамотно и наглядно (что встретишь не во всякой церковно-исторической монографии).
Во второй главе К. Е. Нетужилов анализирует предысторию возникновения периодической печати Русской Церкви, а также рассказывает о первых журналах — «Христианское чтение» и «Творения святых отцов в русском переводе» с «Прибавлениями». Это — наиболее «сильная» часть книги, что не удивительно: ранее автор занимался биографией И. В. Киреевского, защитил о нем кандидатскую диссертацию6 и, следовательно, сделался специалистом по общественной мысли периода николаевского царствования.
Третья глава посвящена церковной периодике в эпоху великих реформ. Трудности бытования новых изданий очень хорошо показаны автором на примере истории журнала «Странник» (с. 129–132). Зафиксирована роль административного ресурса в распространении некоторых духовных журналов (см.: с. 141 и др.).
Четвертая глава повествует о развитии церковной журналистики в эпоху обер-прокурора К. П. Победоносцева, а пятая — о периодике 1905–1917 годов. Отметим, что последняя глава — это всего 20 страниц текста (для сравнения — первая глава заняла 66 страниц). Диспропорция еще более ощутима, если учесть, что, по данным самого исследователя, в первой половине XIX века выходило всего 6 церковных журналов, а в 1905–1917 гг. — 142 журнала, 20 газет и 39 листков (с. 246).
Лишь одни количественные данные наводят на мысль о том, что необходимо подробно классифицировать и типологизировать церковную периодику начала XX века, показать ее роль в церковно-общественном (в том числе соборном) движении этого времени, в миссионерском служении Церкви, в ситуации с духовными школами и т.п. К сожалению, ничего этого мы не находим в рецензируемой книге, а посему можно по-прежнему считать историю русской церковной периодики начала XX века слабоизученной областью исторического знания.
Не вполне точны и выводы последней главы о том, что «епархиальная печать умерла (в конце 1917 г. — А. М.), разом лишившись финансирования после закрытия церковных банковских счетов и национализации типографий. Ряд изданий, потеряв, правда, строгую периодичность, дотянул даже до 1918–1919 годов и был закрыт указами и декретами местных советских властей, начавших осуществление антирелигиозной политики» (с. 238). Чтобы откорректировать такие выводы, автору достаточно было бы обратиться к вышеупомянутой статье «Епархиальные ведомости» в «Православной энциклопедии». Если же эти выводы принять, непонятно, например, как в них вписать имевшее место в 1918 году цензурирование советской властью епархиальных журналов.
Представляется, что история церковной журналистики не полностью тождественна истории духовной периодики. Но и в том, и в другом случае речь идет не только о принципах организации изданий, деятельности владельцев и редакторов журналов и газет. Написание этой истории невозможно без сплошного анализа самих изданий — исторического, контекстуального, статистического и т.п. А такой анализ в рецензируемой книге отсутствует. На первое место у К. Е. Нетужилова выходят внешние характеристики издания: содержание, авторы, цена.
Однако содержание, если и раскрывается, то по внешним, чаще всего второстепенным данным. Так, стоит ли говорить, что восприятие журнала современниками, зафиксированное в дневниках, мемуарах или публицистике, чрезвычайно субъективно, а подлинную направленность того или иного издания можно определить, лишь проведя собственный исследовательский анализ всех (или отдельных, но отобранных по четким критериям) его материалов. В связи с этим имеющиеся в книге К. Е. Нетужилова попытки автора поместить историю духовной журналистики в контекст церковных явлений и тенденций изучаемого периода порой кажутся несколько натянутыми как раз по той причине, что живой материал из периодики, о которой идет речь, в малой степени изучен автором. (Отметим, что автор упоминает о некоем контент-анализе духовных изданий — см.: с. 169, 186, но мы нигде не находим подтверждений тому, что такой анализ им проводился.) Все это не позволяет исследователю дать более детальную историческую классификацию изданий, например, представить типологию епархиальных ведомостей, которая позволила бы, в свою очередь, ответить на вопрос о том, чьи интересы выражали публикации в них в разные периоды существования и в разных регионах. Такая попытка предпринималась автором рецензии на примере «Саратовских епархиальных ведомостей» за начало XX века7. Да что типология! В рецензируемой работе, к сожалению, не соблюдено даже единство терминологии, ведь автор так и не определился, называть епархиальные ведомости газетой или журналом (с. 163, 165 — «газета», во многих других случаях — «журнал»), хотя он и пишет, что «епархиальные ведомости могут рассматриваться в качестве смешанного типа издания (журнал-газета)» и что при этом «редакции епархиальных ведомостей идентифицировали свои издания именно как журналы, определения их как газеты нигде не встречается (курсив мой. — А. М.)» (с. 159).
В книге много нелепых опечаток, что следует поставить в упрек не только автору, но и издательству. Есть также и авторские ошибки или неточности: неправильное именование архива и архивного фонда (на с. 34 вместо «исторический архив г. Москвы» — «исторический архив Московской области», ф. 229 (Московская духовная академия) ЦИАМ назван фондом журнала «Богословский вестник») или же неверно указан год кончины редактора журнала «Вера и разум» протоиерея И. Кратирова (с. 204)8.
Присутствуют спорные и некорректные утверждения, например, о том, что в XVIII веке, в послепетровское время, «в новой системе ценностей церковь воспринималась (кем? — А. М.) в качестве символа отживающей старины» (с. 43), что в эпоху великих реформ «осуществляемая правительством модернизация страны не могла обойти стороной Православную Церковь, хроническое нездоровье (?! — А. М.) которой давно (?! — А.М.) было налицо» (с. 108), что «само православие Никона (Рождественского, архиепископа Вологодского. — А. М.) было предельно ортодоксальным, воинствующим, чуждым милосердия и сострадания» (с. 190). Тяжеловесные цитаты и перечисления (нередкие в труде К. Е. Нетужилова) порой утомляют читателя.
Завершая анализ книги, нужно отметить, что указанные недостатки ничуть не умаляют заслуг К. Е. Нетужилова, поднявшего большую и актуальную тему истории церковной печати. Опыт отечественной общецерковной и епархиальной журналистики должны учесть и сегодняшние труженики на этом поприще.

Примечания

  1. Сухова Н. Ю. Рец. на кн.: Нетужилов К. Е. Церковная периодическая печать в России XIX столетия. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2008. — 268 с. // ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 1 (25). С. 119–125. ↩
  2. Троицкий А., прот. Епархиальные ведомости // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 18. С. 493–497. ↩
  3. Нетужилов К .Е. Формирование системы церковной периодической печати в России XIX — начала XX веков: историко-типологический анализ. Дис. … докт. филол. наук. СПб., 2010. ↩
  4. Кашеваров А. Н. Печать Русской православной церкви в XX веке. СПб., 2004. ↩
  5. Автор утверждает, что в «Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Саратове, Харькове были представлены все типы изданий (из выделенных автором в заключении работы. — А. М.)» (с. 245). Это утверждение, впрочем, никак не раскрывается, и каких-либо следствий из него также не выводится. ↩
  6. Нетужилов К. Е. И. В. Киреевский в общественной борьбе 30–40 гг. XIX в.: диссертация … кандидата исторических наук. СПб., 1995. ↩
  7. Мраморнов А. И. Корреспонденты официальный изданий Саратовской епархии в начале XX в. // Краеведение и архивное дело в провинции: исторический опыт и перспективы развития. Труды Саратовского областного музея краеведения. Саратов, 2006. Вып. 9. С. 237–240. Электронный вариант статьи см.: http://www.bogoslov.ru/text/332481.html. ↩
  8. Правильные данные о нем см.: Мраморнов А. И. Иоанн (Кратиров), еп. // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 23. С. 412–413. ↩