Переделкино отец илий
Содержание
К старцу отцу Илию в Переделкино
Великий пост, который в этом году начался 23 февраля, для верующих — не только воздержание от определенной пищи, но и время особых духовных испытаний. В общении со священнослужителями кто-то задает вопросы о душе, о жизни, кто-то стремится укрепить веру, а кто-то получить наставление и надежду на исцеление.
Об отце Илие говорят, что он один из тех праведников, на которых держится мир. Их называют старцами, и они всегда занимали особое положение в русской православной церкви.
Люди со всех уголков страны приезжают к ним за помощью, исцелением, благословением, наставлением, каждое слово старца воспринимают как пророчество. Считается, что его молитва обладает двойной силой, потому как это молитва просветленного.
К знаменитому старцу отцу Илию раньше ездили в Оптину пустынь. Но с 2009 г., когда Поместный собор избрал его духовником Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, попасть к нему можно в Патриаршей резиденции в подмосковном Переделкино.
Преображенский храм в Переделкино —
резиденция Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла
В Преображенском храме рассказали, что расписания приезда отца Илия нет, добавив, что в первые две недели Великого Поста он обычно не приезжает. Находится ли он в Переделкино, можно узнать, позвонив по телефону храма +7 495 435-53-67 или помощнику батюшки Георгию Богомолову +7 920 871-71-62. Также на сайте «Одинцово-ИНФО» читатели делятся информацией, когда о. Илий бывает в Одинцовском районе.
Старец Илий
Говорят, чтобы попасть к отцу Илию, люди приезжают в Переделкино ни один раз. Но верующие не отчаиваются, так как считают, что встреча произойдет тогда, когда должна произойти, по воле Божьей. В день старец принимает всего несколько человек — беседы занимают много времени. Да и приезжает он почти всегда только на богослужение, а принимает после него.
Как добраться до храма в Переделкино
На автобусе № 468 со станции «Одинцово» до платформы «Переделкино».
На электричке (или автобусе) со станции «Одинцово» до станции «Баковка». Далее — пешком, пересекая Минское шоссе, вдоль асфальтированной дороги, соединяющей Минское и Боровское шоссе.
На электричке из Москвы до станции «Переделкино» с Киевского вокзала ехать примерно 20 минут.
До Преображенского храма от станции «Переделкино» нужно идти по ходу движения электрички вдоль автомобильной дороги, пути не переходить. У переезда повернуть направо. Дальше пройти через ворота — храм резиденции будет слева от вас. Проходить на территорию подворье нужно через арку, которая слева от храма.
На машине в Переделкино можно добраться по Боровскому или Минскому шоссе. Из Одинцово через Лесной городок выехать на Минское шоссе, развернуться на ближайшей развязке в сторону Москвы, и в районе деревни Баковка свернуть налево (на светофоре) на Буденновское шоссе и ехать до Переделкино примерно 2 км.
Принимает о. Илий в Преображенском храме в Филипповском приделе (слева) после богослужения с 9 часов утра. Обычно на беседу к нему люди попадают в будни и непраздничные дни. Советуют перед походом к старцу сначала помолиться на службе (7:30—9:00).
Старец принимает в храме или в помещении трапезной. Ближе к 16 часам отец Илий удаляется отдыхать, в 18:00 иногда возвращается, а иногда и нет.
Адрес Преображенского храма: город Москва, 7-я ул. Лазенки, 42.
Хочу рассказать о встрече со старцем Илием, духовником Оптиной пустыни. Ну, если кратко: возникла необходимость, благословили, поехал – и встреча состоялась. Был к нему конкретный вопрос, касающийся здоровья. Мучаюсь уже несколько лет какой-то непонятной нервной болезнью. Знающие люди называют её ВСД. Непросто с этим жить – кто знаком на опыте, тот поймёт. Впрочем, не про болезнь рассказ.
Так вот, молился я об исцелении, да, может, не очень горячо, а, может, думаю, нет воли Божьей на исцеление. И тут думаю: а не съездить ли к старцу? К кому только? Выбор, конечно, у современного человека небольшой. Посоветовал мне мой духовник: езжай к старцу Илию Оптинскому, все почитают его за старца. Сначала залез в интернет: что пишут про отца Илия те, кто с ним виделся. Прослезился, когда читал, стал молитвенно обращаться к Богу, чтобы он послал помощь через этого подвижника, и даже в какой-то момент почувствовал, что уже получаю просимое. Как говорил старец Паисий Святогорец: когда мы молимся, то как бы настраиваемся на одну духовную волну, и таким образом можем получать друг о друге духовные извещения. Не цитата, но надеюсь, что смысл передан верно.
В Оптиной пустыни с семьёй провёл три дня, но старца там не было. Сказали, он бывает в монастыре теперь крайне редко, а встретить его можно в Переделкино – в резиденции Патриарха. Оказывается, туда и позвонить свободно можно. Что я и сделал в первую очередь. Тихий женский голос в трубке ответил, что никто не знает, будет ли принимать завтра старец, но сегодня он здесь. Мы с папой сели в машину в три часа утра и поехали. Путь неблизкий.
В Переделкино отстояли литургию, молебен. Всё это время я молился, чтобы всё-таки встретить его и успеть поговорить, хотя на всякий случай приготовил передать письмо. После молебна кого-то принесли отпевать. Я вышел немного прогуляться и вдруг увидел его. В этот момент внутри словно всё перевернулось. Не только от волнения, хотя, конечно, я очень переживал. Но в тот момент, когда я его увидел, то понял, что не так уж и важно, поговорю с ним или нет. Хватило бы одного взгляда издалека… И хотя я не узнал его в лицо, но не понять, что это он, было невозможно.
Подвижник, живший на Афоне… Воин Христов, сражающийся на передовой, достигший уже, очевидно, высокой духовной жизни. Глядя на него, вспоминаются жития, сказания о достоблаженных отцах, молитвенниках за мир. Вот примерно так выглядел в жизни преподобный Амвросий. Или старец Паисий Святогорец. Почему – не знаю – как только я увидел отца Илия, у меня в голове возникло имя старца Паисия. Вот оно – наконец-то, Господь сподобил и меня, грешнейшего из людей, прикоснуться к горнему, увидеть и убедиться в том, о чём до сих пор лишь читал в книгах и мог только догадываться.
Это не передать словами, это надо увидеть. В простом подряснике, в камилавке на греческий манер, худой, сухой весь, сильно сгорбленный, узкое старческое лицо. Длинные борода и волосы, словно снег. Разговор простой, не какой-нибудь загадочно-возвышенный, как представлялось заранее. Благодать Божия видна на нём. Ты её видишь – но она тебя не касается. Потому что ты её недостоин. Естественно, где-то в тайных мыслях, по-детски, наивно ожидаешь какого-нибудь чуда. Вот, казалось, подойду к нему – и сразу всё изменится! Так не бывает, конечно. Кроме особых каких-то случаев, о которых только Бог знает. Никакого чуда не произошло… Или произошло? Не чудо ли быть хотя бы несколько минут рядом с таким человеком, исполненным Христовой любовью и смирением? Как же оно на самом деле отличается от показного смирения, от привычного смиреннословия! Безусловно, это чудо. Слава Богу за это чудо! Да будет благословенно Имя Господне! Слава Богу за всё!
Старец говорил мне простые слова. Казалось бы, всё это и так всем известно. Но к старцу необходимо прислушиваться: всё, что он говорит, может иметь значение. Возможно, не сейчас, а спустя много времени откроется смысл.
Отец Илий говорил мне о падшем Адаме, о том, с чего начались болезни. А потом говорил о святости. Что нужно к ней стремиться. «Будьте святы, потому что Я свят», — говорит нам Господь. Приняв Святое Крещение, мы ведь все призваны к святости. А много ли для этого надо? «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение!» — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Не так-то уж и сложно. Это в наших силах, в нашей воле, Господь от нас этого ждёт. Только переступи – хоть раз! – через своё самолюбие ради заповеди Христа, ради любви к ближнему. И тогда поймёшь. Поймёшь, забудешь и снова будешь жить своей привычной, полной суеты жизнью. Примешь благодать, растратишь её по мелочам и даже не будешь помнить, что когда-то – может быть, всего один единственный раз в своей жизни! – ты был по-настоящему счастлив, пожертвовав собой ради Христа. Ты был счастлив, потому что и Христос в тот момент был с тобой. Но ты не сумел сохранить этой благодати, и житейское море снова поглотило тебя. И так будет до тех пор, пока ты не вспомнишь, пока не осознаешь своего падения, пока не воззовёшь из глубины сердца, как когда-то апостолы посреди бури: Господи, спаси меня, погибаю!.. И Господь восставит тебя, подаст Свою Святую Руку, омоет от скверны, научит Воле Своей. И тогда начнёт приоткрываться в твоём сердце тайна Царства Божия – твоего Небесного Отечества. Только верь, что Бог это может, и проси. «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно». Христос сказал: «Просите, и дастся вам». Так чего же просить, кроме Царства Небесного!..
Домой летели, как на крыльях. А в мыслях всё время была фраза, сказанная старцем: «Терпеть и стремиться к святости».
Рассказ с творческого сайта Андрея Никитенко
Старец Илий: «Нельзя решать проблемы без Бога» (+ВИДЕО)
Московская область, станция Переделкино. Здесь, как правило, всегда много народу. С раннего утра сюда стекаются люди со всей России. Чтобы взять благословение, спросить совета, пообщаться, или просто постоять рядом со старцем Илием (Ноздриным). О его молитвенной помощи в народе ходят целые истории. Кто-то оказался в трудной ситуации, кто-то ради интереса занимает очередь и ждет своего часа. Многие не дожидаются…
Еще в машине мы с оператором Вячеславом увидели Георгия Богомолова. Это помощник старца Илия.
Мы с оператором Вячеславом здороваемся с Георгием и выгружаем технику: свет, камеры, удлинители и квадрокоптер, сумки и рюкзаки. Все это для того, чтобы передать настроение и атмосферу, которая царит в одном из самых посещаемых уголков нашей страны.
Мы не знали, состоится ли это интервью.
– В пятницу батюшка Первому каналу отказал. Как пойдет, посмотрим, – сказал Георгий.
Пока мы настраивали квадрокоптер Георгия уже окружила толпа народу. Он что-то рассказывал женщине, которая дала обет Богу. И видимо очень переживала из-за того, что обет не выполнит.
– У нас ничего невозможно, а Богу все возможно, – обращается Георгий к этой самой женщине. – Просто мы, выросшие в коммунистическую пятилетку привыкли так: вот сказали, должны построить и все. Город на ушах, все нервничают.
Квадрокоптер взлетает. На экране мы видим то, что могут увидеть только птицы: цветные купола, огромные кресты, лес, который раскинулся за храмовым комплексом.
Храм Спаса Преображения в Переделкине. Фото: Православие.Ru
День еще в самом разгаре, но мы перемещаемся в домик, где с минуты на минуту отец Илий в свои 83 года начнет принимать народ.
Здание располагается во дворе великолепной церкви Преображения Господня. Кстати, Спасо-Преображенский храм оставался одним из немногих действующих в Московской области в годы советской власти. Летом домик, где принимает батюшка, от солнца отчасти защищают могучие деревья. Сейчас вся территория просматривается на десятки метров вперед.
За большим столом собрались гости: женщины и несколько девушек. Все сосредоточенно дожидаются момента, когда один на один можно будет пообщаться со старцем.
– Про Бородино, про Куликовскую битву отдаем. Как на исповеди. Проблема и имя, – обращается к собравшимся людям Георгий. – И все. Некоторые и тридцать могут записать! Не думая, что при этом человек другой к батюшке не попал. То есть всегда помните о других. Бог воздаст, поверьте мне!
Отец Илий разговаривает с очередным посетителем. Вячеслав набирает картинку. Георгий контролирует ситуацию. Я пью чай.
– Завтра с часу до трех я вас жду. Люблю, обнимаю, целую! — обращается Георгий с кем-то у входа.
Так шли часы. Потом батюшка в сопровождении Георгия и помощника Дмитрия отправились в другой корпус. Мы продолжили набирать материал. Все без лишней суеты. Уже поздно вечером отец Илий вернулся к народу.
– Отец Илий может и до позднего-позднего вечера принимать, – рассказала помощница на кухне.
Разговорились с отцом Рафаилом (Романовым) — келейником старца Илия. Он автор и исполнитель знаменитой песни «Кто пчелок уважает». Наш разговор длится минут двадцать. В комнату, где мы беседуем, заходит отец Илий (Ноздрин).
Схиархимандрит Илий (Ноздрин). Фото: Православие.Ru
– Отец Илий, спасибо вам большое, что согласились дать интервью порталу Православие.Ru.
Первый вопрос: как сегодня людям рассказывать о Христе?
– Говорить, что мир создан Богом. Что наши догматы – только об Истине. Что есть Священное Писание, Библия – Новый Завет и Ветхий завет. Что наша жизнь в Церкви, прежде всего, основывается на Новом Завете, который продолжает Ветхий Завет. Ветхий завет – это время от наших прародителей Адама, Евы и до Рождества Христова. История нынешнего мира, цивилизации определяется Новым Заветом. Это очевидно, потому что мы даже летоисчисление начинаем от Рождества Христова.
Бог, Который создал мир, – он Хозяин всего мира. И всей жизни нашей
Еще говорить, что человек – венец творения, он выше всех. Вот как царь – раньше царь был – или как президент сейчас. Но любой правитель в истории правит в рамках своих возможностей. А Бог, Который создал мир, Вселенную – не только нашу планету, но и Солнце, и весь космос, – он Хозяин всего мира. И всей жизни нашей.
Человек, как высшее творение, особо устроен: как внешне, так и внутренне. Он имеет разум, эмоции и волю – первое и главное качество его души. И Бог сохраняет это.
Говорят: почему существует зло? Зло есть. Но зло – это нарушение воли Божией и отступление от воли Божией. Первое зло случилось в ангельском мире, когда часть ангелов отступилась от Господа. Они восстали против Бога и своим отступлением потеряли то достояние, которое у них первоначально было. Так они стали демонами. Это злые духи. И они постоянно борются с Богом. Но сила, естественно, остается у Бога. Господь по Своей Премудрости не полностью еще их изолировал. Сказано в Евангелии: Сатана, как молния, был сброшен с неба. И он продолжает свои злодеяния – нельзя это не учитывать.
Несчастные те люди, которые не учитывают бытие Бога и не учитывают наличие темной силы
Несчастные те люди, которые не учитывают бытие Бога и не учитывают наличие темной силы. Потому и терпят очень много бед. Конечно, теряют очень многое.
– Отец Илий, сейчас активно пропагандируются нетрадиционные отношения между полами. Просто настоящие рекламные кампании порока ведутся. И вообще отношения между людьми сводят к инстинктам. К чему это приводит?
– Мы знаем, что всё хорошее от Бога. Всё! И сам мир во всем своем величии и красоте – от Бога. Жизнь человека, который живет с Богом, проходит в равновесии сил душевных. Да и физических тоже. Как Сам Бог вечен, так и жизнь человека предназначена к вечности. Но существуют и темные силы. Нельзя решать проблемы, не учитывая наличие Бога, Его доброй воли, Его всемогущества и Его любви к человеку. Но никогда человек не сможет выстроить свою жизнь правильно, если он не учитывает существование в истории и темной силы. А сколько будет длиться этот теперешний период жизни нашей планеты, когда Бог придет судить – мы не знаем.
Чтобы человек не был с Богом – это искушение от диавола, это его вмешательство в нашу жизнь
В мире этом два главных полюса: жизнь в Боге, жизнь с Христом – и отрицание Бога. Но чтобы человек не был с Богом – это искушение от диавола, это его вмешательство в нашу жизнь. Тогда человек находится под пятой темной силы. Он отходит от правильного понятия – понятия Божественного. Но не приходит и к понятию противному, то есть демоническому. Он бродит, как в потемках. Он разное избирает себе, понятия разные, образ жизни, идеи – и все не то. Это как блуждание в потемках. Непонимание самим человеком сути всего происходящего вокруг.
Схиархимандрит Илий (Ноздрин). Фото: Православие.Ru
– Батюшка, а как научиться молитве? И как правильно молиться?
– Во-о-от, дорогие, здесь нет высшей математики. Что такое молитва? Молитва – это беседа с Богом. Мы питаемся каждый день; когда приходится по-иному, то и не каждый день. Поддерживаем свое физическое существование до наших последних минут жизни. Но жизнь духовная, настоящая выходит за рамки этого мира – это и есть наши отношения с Богом, и они происходят через молитву.
Прежде всего мы должны правильно понимать суть нашей жизни, то есть знать, что нужно для того, чтобы, как сказано в Евангелии, наследовать жизнь вечную. Господь Спаситель Сам конкретно сказал об этом: возлюбить Бога всем сердцем, всей крепостию, всем помышлением. И ближнего, как самого себя. Когда человек это исполняет, тогда всё становится на свои места. Правильная расстановка жизни – как ежедневной, так и всей в ее последовательности. Правильно осуществить свое назначение в этом мире.
– Западные СМИ в течение уже многих лет формируют определенный образ России – и это образ крайне непривлекательный: страна-агрессор, воплощение зла… Должны ли мы, русские люди, на это реагировать? И если должны, то как?
Стараются спровоцировать Россию, проявляя свое недоброжелательство, и вызвать ее на какой-то конфликт
– Нужно понять, прежде всего, что каждая страна ведет свою политику и всей своей внутренней жизнью; и она, естественно, защищает свой образ жизни. Наша Россия всегда ставила себе за правило: избавлять не только себя. А попытки подчинить наше Отечество неоднократно предпринимались иными странами и силами. Начиная с монголов, продолжая Наполеоном, Гитлером. Они смотрели на Россию как на место, от которого можно что-то возыметь. Естественно, что наше время – не исключение. На нас смотрят с громадной завистью. Всегда существовала у человека от его испорченности зависть. Это было и в Первую мировую войну, и во Вторую мировую войну. Сейчас ситуация поворачивается тем же краем. Стараются спровоцировать Россию, проявляя свое недоброжелательство, и вызвать ее на какой-то конфликт.
Мы видим по недавней смуте в Малороссии – западном рубеже нашей России. Насколько они просто-напросто вызывающе действовали. В частности, не раз бомбили Ростовскую область. Конечно, выдержка была у нашего Президента. В другом случае это вызвало бы большие осложнения, даже военные. Поэтому и сейчас они считают, что мы виноваты. Стараются показать это перед другими народами. В чем наша вина? Допустим, многие сейчас говорят про Крым. Но Крым – это подлинная часть нашей России. Но мало знают, какой великой была наша Россия. Причины понятны: была революция, Ленин. Он не вождь – он разоритель, предатель и убийца. Из-за него Россия пострадала ужасно. И он устроил геноцид русской нации, русского народа. Из-за него погибли десятки миллионов людей, когда убивали без суда, без следствия. Как Государя убили – по проискам, которые строил этот Ульянов. Злодей в полном смысле слова. Он ненавистник русского народа. Он говорил своим картавым языком, что если останется 10% русских, тогда мы добились своего. Это злодей из злодеев. Его давно выбросить нужно из мавзолея. Через него Господь не дает нам полного развития нашего Отечества – пока не вынесен, не выброшен он из пределов центра нашей России – Москвы.
Многие с подозрительностью смотрят на нас, потому что остается еще прокоммунистическая часть общества. Остался в какой-то степени еще коммунизм. И боятся, что это вызовет большие конфликты, большие неприятности. Наша насущная задача – как можно скорее вынести его, выбросить из Кремля. И это сгладит очень многие напряжения и сгладит подозрительное отношение к России. Мы тем самым покажем, что отходим от коммунизма. Конечно, те, которые слишком начинены этой коммунистической идеей, – они против. Если бы не они, он давно был бы уже выброшен. Эти фанатики находятся под воздействием действительно сатанинской идеи коммунистической, они слишком держатся за… нет, только не вождя. Он губитель. И лучшего слова нет. Ведь геноцид был нашей нации и всей России.
Вот это один из самых важных моментов, из-за которого многие люди смотрят подозрительно на нашу Россию великую, на наше благосостояние. Они думают, что может опять через коммунистов произойти, возможно, новая война, конфликты и всякие неприятности.
Схиархимандрит Илий (Ноздрин)
– Отец Илий, вот проблема – аборты. Мы, с одной стороны, говорим о себе как о великой православной стране – и то, что мы действительно православная страна, особенно проявляется на Пасху, Рождество и в большие праздники. Но, с другой стороны, мы почти лидеры по числу абортов. Как с этим бороться?
– Причина, как я уже сказал, – это революция. Это потеря той морали, той нравственности, которые имела наша Россия, наше Отечество. Устои, крепкие устои нашей семьи, нашего положения, вообще нравственности. Но всё это стало нарушено, когда был брошен лозунг: долой совесть, долой семью. Мне дядя говорил про эти коммунистические затеи под девизом: все дозволено. Это повлекло большое разорение. И сейчас наше Отечество отстало в численности населения. Великий наш ученый Менделеев говорил: около миллиарда должна иметь наша Россия. Сколько она потеряла! Понимаете? Потому что был подрыв морали. «Грабь награбленное!» Бандитизм и всякое нарушение совести, сделка с совестью, с моралью. Вот это самая главная причина потери крепкой семьи, множества абортов…
Когда будет выброшен этот гадкий труп – лучше его нельзя назвать, – тогда Россия пойдет своим правильным путем, правильным направлением.
– Сегодня не редкость, что стариков-родителей отдают в дома престарелых, когда не хотят за ними ухаживать. Какой совет вы могли бы дать таким людям?
– Это все то же самое – потеря морали, потеря совести, потеря благочестия. Надо почаще заглядывать в басни Крылова. Сколько он обличает наше поведение! Люди совершенно не понимают, кто их родил, кто их воспитал. Теряют такое отношение к родителям. Это грозит очень страшным, утратой семьи нормальной. Если они оставили родителей, то будут ли у них настоящие дети, которые смогут им помочь, найти для них время, когда они сами станут стариками? Смогут ли вообще помогать им в старости?
– А какой бы вы могли совет дать таким детям?
Должна быть вера. Должен быть страх Божий
– Прежде всего, должна быть вера. Должен быть страх Божий. Понятие, что они будут такими же – окажутся в возрасте и в старости. Хорошо еще, если будут. А может и не быть таких хосписов, домов престарелых.
– Отец Илий, в последнее время все чаще поднимается вопрос об отмене Юлианского календаря. Видите ли, Новый год – самый радостный праздник – выпадает на дни, когда надо поститься. Что бы вы могли сказать тем, кто так сильно хочет отмены Юлианского календаря?
– У нас два календаря: старый стиль и новый стиль. Старый стиль – это Юлианский календарь: назван по имени Цезаря Юлия. Новый календарь, новый стиль – Григорианский. Ввел его папа Григорий: он решил точным его сделать, когда заметили, что наше летоисчисление отстает от астрономического, – монах какой-то это подсчитал. Юлианский календарь отстает от григорианского, нового календаря на несколько дней. Через много лет разница будет не 14 дней, а, очевидно, 15 дней. Но здесь, конечно, вопрос устоев. Они складываются годами. Вот, например, у нас есть старообрядцы. После реформы патриарха Никона они остались дониконовскими. Патриарх Никон заметил, что греки крестятся тремя перстами, а в России – два перста. Крестимся в честь святой Троицы тремя перстами. А старообрядцы крестятся двумя перстами: как два естества во Христе. Пальцами мы показываем так же и при крещении, что два естества во Христе: Божественное и человеческое. Когда резко повел свою реформу патриарх Никон, то, безусловно, возникло такое разделение – очень уж многие отреагировали так на эти резкие реформы. Так и с календарем, по которому Пасхалии очень точно подсчитаны. Замечательный ученый-богослов Василий Васильевич Болотов однажды, коснувшись темы календаря, около двух часов, не сходя с кафедры, вел лекцию.
Если реформы делать сейчас, переводить жизнь церковную на новый календарь – это, конечно, повлечет многие недоразумения. Поэтому не время еще этим заниматься!
(Окончание следует.)
Схиархимандрит Илий (в миру Алексей Афанасьевич Ноздрин) – высокий по уровню реализации человек, один из немногих истинных старцев, которые сейчас известны людям, духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни.
Родился 8 марта 1932 года в селе Становой Колодезь, Орловской области. Отец и мать его были обычные крестьяне. Алексей рос очень религиозным мальчиком. В нем была некая Божья отметина, которую чувствовали окружающие люди. По собственному признанию, молиться он начал с трёх лет. В конце 1941 г. отец скончался от боевого ранения в военном госпитале. После гибели мужа его мать так и не вышла второй раз замуж, занимаясь детьми и хозяйством, одна вырастила четверых детей.
Уже в молодости Алексей имел возможность видеть то, что обычно сокрыто от глаз большинства людей. В 1947 году он с братом Иваном поехал на разовый заработок. Это было голодное время, люди выживали как могли поэтому подрядились работать за хлеб. Когда они возвращались домой, на вокзале в Орле братьев обокрали. Дома Алексей со слезами молился перед Казанской иконой Богородицы, потом вышел из дома и направился в сторону железнодорожного полотна, которое проходило прямо за их огородом. Шёл, ни о чём не думая. И вдруг увидел лежавший на земле чистый рушник, а на нём…горячий пшеничный каравай. Вся семья вкушала этот необыкновенный хлеб.
В 1949 г. Алексей Ноздрин закончил Станово-колодезскую среднюю школу. Затем отслужил в армии, где старшина уговорил его вступить в комсомол. По возвращении домой Алексей понял, что для него это неправильный поступок, и сжёг свой комсомольский билет.
С 1955 по 1958 годы Алексей Ноздрин обучался в механическом техникуме г. Серпухова Тульской области. По окончании учебы был распределен в г. Камышин Волгоградской области на строительство хлопчатобумажного комбината. Там стал ходить в единственный действующий храм святителя Николая, где познакомился со священником отец Иоанном Букоткиным. В беседах с ним Алексей принял решение посвятить свою жизнь духовному служению и поступил учиться в Саратовскую духовную семинарию.
То было время так называемого «хрущевского» гонения на Церковь и в 1961 г. Саратовская духовная семинария была закрыта. Алексей продолжил образование сначала в Ленинградской духовной семинарии, а затем в Ленинградской духовной академии. Там же он принял иноческий постриг с именем Илиан. Постриг совершил митрополит Никодим, потом он же последовательно рукоположил Ноздрина в сан иеродиакона и иеромонаха.
Следующие несколько лет отец Илиан трудился в разных приходах Ленинградской епархии.
С 1966 года десять лет провёл в Псково Печерском монастыре – одной из древнейших и наиболее почитаемых обителей Северной Руси.
В Печорах я пробыл десять лет, монастырь никогда не закрывался. И в тот период туда такой хлынул поток людей… Была Почаевская лавра, Киево Печерская уже закрывалась. Люди чувствовали голод духовный, приезжали с жаждой, чтобы хотя бы увидеть и услышать живого монаха.
В 1976 году Определением Священного Синода иеромонах Илиан (Ноздрин) вместе с четырьмя другими монахами был направлен нести иноческое послушание на Святой Афонской горе (Греция), в русскую обитель великомученика Пантелеимона. Он был из тех немногочисленных монахов, которые сохранили русское монашество на Афоне, своим присутствием поддержали связь монастыря с Русской Православной Церковью, и, несмотря на активные действия греческих властей, предотвратили передачу Пантелеимоновского монастыря грекам. Отец Илиан нёс послушание в скиту на Старом Руссике, скрытом в горных ущельях. Ему было также доверено духовничество в стенах Пантелеимонова монастыря. На Афоне отец Илиан имел возможность общаться со многими духоносными старцами и подвижниками веры, представителями и различных Поместных Православных Церквей.
В 1989 году отец Илиан был призван обратно в Россию и направлен в восстанавливающуюся после длительного запустения Оптину пустынь.
Настоятелем обители архимандритом Евлогием он был пострижен в великую схиму с именем Илий. В течение двадцати лет схиигумен Илий исполнял в обители свое призвание. Батюшку отличали мудрость, кротость, смирение, доброта и любовь в отношении, как к братии, так и к паломникам, которые во множестве стали стекаться к нему из разных городов. Были отмечены многие случаи его прозорливости и действенности его молитв.
В 2004 г. схиигумену Илию Присуждена Народная награда «За вклад в духовное возрождение Отечества». В 2009 году схиигумен Илий был избран духовником новоизбранного патриарха Московского Кирилла и перебрался в Патриаршее Подворье Троице-Сергиевой Лавры в Переделкино Московской области. 4 апреля 2010 года отец Илий был возведён в сан схиархимандрита. 8 марта 2012 года награжден Орденом преподобного Сергия Радонежского I степени.
Наставление старца Илия
Старец Илий о ситуации в России
Старец Илий о монашестве и монастырях
Старец Илий — Молитва — это пища нашей души
Старец Илий о России
Старец Илий о митингах и протестах
Отец Илий — О грехе
Отец Илий — О греховных состояниях
Отец Илий — О смысле жизни
Отец Илий — О соблазнах
Старей Илий — Семья как малая церковь
Отец Илий — О совести
Про духовника Патриарха – старца Илия (или караул, православные, грабють!!!)
Про духовника Патриарха – старца Илия (или караул, православные, грабють!!!)
Просмотрел ленту друзей. Как говорится, что-то я не понял. Картина вырисовывается такая: Патриарх – не тот, старцы – не те, иереи – тоже не те, все не так. Прям как у Высоцкого: «в церкви смрад и полумрак, черти курят ладан, нет, и в церкви все не так все не так, как надо…». В общем, караул, православные, грабють!!!
Вроде хорошие люди (блогеры), а катють бочку с дегтем на старца Илия. Что скажешь? Слов нет… Давайте все замажем дегтем, ну все. Пускай все будет черное, особенно в РПЦ МП. Ну нет там белого, даже серого – один черный вонючий деготь? Так?
Нет, не так. Ведь врете, засланцы (засранцы), врете.
Я тоже лично знаком со старцем Илием. Могу рассказать, если интересно. В 1994 году поехал я в Оптину, искать волю Божию. Вопрос был конкретный: надо ли мне оставаться на прежней работе (научной) или уходить с потрохами в Церковь. Все рассказывать не буду, как ехал, как добирался, какие искушения терпел в дороге и в самой Оптиной – долго рассказывать. В общем приехал. Попал как раз на всенощную службу под Воскресенье. Переночевал вместе с паломниками в храме на матрасах, брошенных прямо на деревянном храмовом полу перед солеей. Проснулись рано, чтобы попасть на раннюю литургию в Скиту. Потом водосвятный молебен у мощей преп. Амвросия Оптинского, потом вторая литургия. Потом, как настоящий, всамделяшний паломник, пошел на послушания. Направили (не помню, кто именно из монахов благословил) на стройку. Но там никого не нашел. И каким-то образом оказался я вместо стройки на загрузке фуры книгами. Как потом выяснилось, книги – это и было мое дальнейшее церковное послушание в скором будущем. Но в тот момент я этого еще не знал. А вопрос оставался неразрешенным: оставаться в науке или уходить? И вдруг вижу, идет по монастырскому двору старец Илий. Идет совершенно спокойно, один, никто его не окружает и не преследует. Я его сразу узнал, потому что видел раньше на Подворье Оптиной Пустыни в Останкино. Я к нему, батюшка благословите, можно спросить? «Спрашивайте». Объясняю свое душевное смятение: уйти или не уйти?
И тут отец Илий дал мне ответ, совершенно простой, но для меня он оказался именно тем, с чем моя душа сразу согласилась и успокоилась. Это был ответ для меня и только для меня. И я его услышал из уст старца Илия. Смысл его был примерно следующий. Наука – это хорошо. А если разобраться, что собственно для человека наука? Вот Адам – ученым мудрецом не был, а Господь дал ему столько премудрости, что он, не будучи ученым, понимал существо всех вещей в мире, так что Господь поручил ему нарещи имена всякой твари, что Адам и исполнил. А ведь имя – есть выражение сущности чего бы то ни было. И прежде чем назвать вещь своим именем, следует понимать сущность этой вещи. Вот и весь ответ.
Что-то было еще, но я не помню. Остальное забыл. Однако на главный вопрос ответ был получен, и судьба моя решилась. Я стал сторожем Подворья Псково-Печерского монастыря, за что я бесконечно благодарен Господу Богу и старцу Илию, через которого Господь открыл мне Свою благую волю. Началось мое духовное обучение, а точнее исцеление. Так, на Подворье, а потом Сретенском монастыре, я и прошел школу церковного благочестия. Эти три класса церковно-приходской школы при монастыре многого стоят, и уж точно превосходят по своей практической значимости в плане Жизни Вечной все высшие учебные заведения, аспирантуры, кандидатские минимумы, сами кандидатские, докторские и профессорские вместе взятые.
И кто скажет мне, что старец Илий – повторять пустозвонство не буду.… – тьфу на того.
Добавить комментарий