Переселение греков в приазовье
Содержание
Каприз истории: из Крыма греков массово выселяли при Екатерине. А вернуть столь же массово могут при Путине
Сергей Мулин
Особых дискуссий о том, кто обжил и окультурил Крым в далекие античные времена, не возникает — греки, конечно же. Они заложили первые на полуострове города, налаживали торговлю, развивали ремесла. Не только, кстати, в Крыму — в Северном Причерноморье тоже: хоть Одессу возьми, хоть Мариуполь.
Название Мариуполь даже фонетически эллинское — многие, не моргнув глазом, лихо переводят его как «город у моря», только Азовского. Но ошибаются. На самом деле истоки у Мариуполя ностальгические: Мариямполем или Мариенполем (позднее Марьином) назывался поселок под Бахчисараем, откуда в 1778 году по прихоти матушки-государыни Екатерины Великой из Крыма депортировали все христианское население. Там же располагался Успенский скит — резиденция митрополита епархии греческой православной церкви. Императрица вела в ту пору сложную внешнюю политику и, решив как-то поддержать очередного местного хана в борьбе за фактически уже вассальный от Санкт-Петербурга трон, взяла и вырвала с корнем память о греческой Тавриде, депортировав (как сказали бы нынче) ее коренных жителей на пустынные тогда берега Новороссии.
Резон угадывался: русско-татарский дистиллированный Крым был выгоден питерской империи, мечтавшей о проливах (Босфоре с Дарданеллами) и Константинополе. А в столице Османов Стамбуле жило великое множество греков и даже сидел Вселенский патриарх, от которого наш Третий Рим давно отложился — скорее всего, эллинское население считали политически неблагонадежным. Вот энергию православного народа с отдельной от РПЦ церковью и направили в нынешний Донбасс на освоение тогдашней целины, где можно и нужно было начинать все с нуля. Так греки из крымских стали мариупольскими или даже шире — приазовскими.
Греки и в сухой донской степи у менее престижного моря, чем Понт Эвксинский, занимались сельским хозяйством, были привязаны к земле и ходили в свою православную церковь, где хранится гордый дух их народа. Пережили там все, что случилось в имперской, а потом советской истории, включая переименование Мариуполя в Жданов и обратно. Потом советская история оборвалась, настала украинская. Как долго эта продлится, неясно пока — сильной власти в стране нет, юго-восток и вовсе в огне и частично готов отложиться. И на таком вот фоне у мариупольских греков, которых на сегодняшний день больше 150 тысяч, возникает то ли соблазн, то ли реальный шанс вернуться на историческую родину — в Крым.
Крымский пасьянс
Первое публичное заявление на этот счет прозвучало буквально за день до того, как Крым стал российским: 17 марта в Симферополе тогда еще вице-спикер крымского парламента (ныне член СФ от Крыма) Ольга Ковитиди от имени и по поручению 12-тысячной греческой общины полуострова призвала содействовать репатриации на историческую родину 150 тысяч соплеменников — мариупольских греков. Призыв был обращен не только к правительству России, куда уже устремилась Республика Крым, но и к Греции, и к Европарламенту, с депутатами которого от Эллады, как выяснилось, уже была встреча.
Изложение этого призыва хоть и попало на ленты информационных агентств, но на фоне бурных событий — воссоединения Крыма с Россией — по понятным причинам затерялось. Между тем, как выяснил «Огонек», у сюжета с возможным переселением есть и своя история, и вполне себе реальная перспектива.
Начать стоит с того, что «греческая весна» в Крыму на деле началась задолго до жесткого украинского кризиса и бегства президента Януковича. К моменту смены власти в Киеве, то есть к февралю, многие мариупольские греки практически сидели на чемоданах — в Крым. А 3500 человек уже бросили якорь близ Бахчисарая, и городской совет города рассматривал просьбу о выделении переселенцам земельных участков на севере полуострова для занятия сельским хозяйством. За этими первыми переселенцами стоял глава правительства Крымской автономии до 2011 года Василий Джарты, тоже из греков, благодаря усилиям которого в Приазовье, куда императрица Екатерина II в 1778 году депортировала греков, началось движение за массовое возвращение на историческую родину.
Запустивший процесс чиновник, правда, скончался при сложных обстоятельствах, но дело шло по инерции. И когда премьером Крыма стал русский Сергей Аксенов, чьи отношения с лояльным Киеву и Украине крымско-татарским меньшинством сразу испортились, грянул набат: пора возвращаться массово. Дальше известно: 27 февраля 2014 года в крымском Верховном совете, окруженном по периметру «вежливыми людьми», поменяли исполнительную власть. А 17 марта в Симферополе Ольга Ковитиди и выступила с тем самым заявлением.
Афинский журналист Сократ Грамматикопулос, освещающий тему репатриации понтийцев (так обобщенно называют всех советских греков) куда бы то ни было с незапамятных времен, тогда искреннее удивился: «Все же сняться с места и уехать жить неизвестно куда решится не каждый. Греки — очень консервативный и не кочевой народ. Вопрос о возможности переезда в Крым пока обсуждается чисто теоретически, но обсуждается. Традиционно греки всегда поддерживали Россию, которую всегда же мифологизировали. Но при условии полного бардака (безвластия) в области мариупольские греки примкнут к сильнейшему».
Реакция «греческих официальных лиц» в самом Мариуполе, правда, была показательно сдержанной: уже 18 марта (на следующий день после сообщения «Интерфакса», что греков в Крыму скоро станет больше, чем татар) глава Федерации греческих общин Украины Александра Проценко-Пичаджи, чей офис находится в греческом культурном центре Мариуполя, от проекта большого исхода отреклась: «Я не знаю, согласился ли кто-то вернуться или нет, но до меня такая информация не доходила». И, чтобы ее не заподозрили в поддержке присоединения Крыма к России, добавила: «Греки Приазовья выступают за единство Украины и никуда уезжать не собираются. В начале марта Мариуполь посетил вице-премьер-министр, министр иностранных дел Греции Эвангелос Венизелос. Он был обеспокоен слухами о том, что ущемляют и буквально запрещают говорить на русском языке. К счастью, это оказалось лишь дезинформацией».
Осторожность дамы с первой (по мужу) украинской фамилией понять можно. Но признание греческой озабоченности на высоком уровне все равно дорогого стоит. Ведь Мариуполь инспектировал не просто глава МИД Эллады, а супертяжеловес афинской политики. Он слывет одним из самых хитроумных греков современности, был даже премьером от социалистической партии ПАСОК, когда та была правящей, а сейчас, оставаясь лидером ее фракции, по факту второй человек в правительстве. Считается кризис-менеджером экстра-класса и превосходным аналитиком. Что из этого следует? Да одно только — мариупольские греки фактически уже оказались в «большой игре».
Это стало отчетливо понятно в мае, когда в городе начались уличные бои, а за два дня до этого было заявлено о готовности Афин повторить операцию «Золотое руно», удавшуюся некогда в Абхазии. То есть вывезти соплеменников из горячего региона в Элладу, возможно, не в самую богатую, но уж точно в мирную страну, хоть и на правах бедных родственников. Всерьез восприняли такую опцию, правда, только оптимисты, зато эксперты из числа реалистов заговорили о том, что после того, как была озвучена такая альтернатива, стоит ожидать подвижек — в Крыму.
И они не заставили себя ждать. На памятной встрече российского президента с представителями крымско-татарской общественности в Сочи прозвучал отчетливо услышанный греками сигнал: «Они были там раньше нас с вами… нужно самым внимательным образом на это посмотреть. На полуострове были и другие коренные народы, которые также подвергались репрессиям»,— сказал президент ветерану национального движения Айдеру Мустафаеву, объясняя, почему в его указе о реабилитации репрессированных народов нет никакого эксклюзивного положения у крымских татар.
После этой цитаты у экспертов сомнений не осталось: у мариупольского «переселенческого проекта» весьма серьезные перспективы. Резоны для этого имеются веские. Крымская автономия в составе Незалежной была скорее русской национальной автономией, но после возвращения в Россию для сохранения статуса республики надо выделять либо один этнос (а сейчас количественно это украинцы), либо экстренно уравновешивать его переселенцами другого происхождения. Дальше ход рассуждений прост: община крымских татар изначально была настроена проукраински, а их неформальный лидер в статусе депутата Верховной рады Джемилев объявлен невъездным в РФ и, стало быть, на присоединенные территории. В таком контексте греческий фактор может оказаться искомой палочкой-выручалочкой.
Остается, впрочем, вопрос: насколько велики шансы воплотить это красивое построение в жизнь.
«Золотое руно»
Детали
Как вывозили понтийских греков из Абхазии
Греческая спецоперация по эвакуации соотечественников из зоны военного конфликта в Абхазии в 1993 году имела кодовое название «Золотое руно». Операция началась с инспекционного визита в горячую точку военного атташе греческого посольства в Москве полковника Кусулиса, генконсула Каламврезоса и сотрудника дипмиссии Текнопулоса 31 июля. 11 августа с военной базы недалеко от Афин поднялся транспортный самолет, на борту которого находилось 11 офицеров Генерального штаба национальной обороны Греции. Все они хорошо говорили по-русски, прошли специальную подготовку и были прекрасно вооружены. Рано утром 15 августа 1993 года эти спецназовцы захватили сухумский порт и установили блокпост у единственного въезда на его территорию. Одновременно к первому причалу пришвартовалось судно Viscountess. В порт потянулись толпы людей — это были абхазские греки из Сухума и окрестных сел, которых посетили ранее греческие дипломаты. Через блокпост переселенцев пропускали группами по пять человек, выдавая греческие паспорта (в них были вклеены фотографии из семейных альбомов, которые таинственный Текнопулос тогда вырезал ржавыми ножницами и наклеивал в чистые бланки). Абхазские эллины поднимались на борт судна уже полноценными гражданами Греции. Население даже из отдаленных греческих сел Одиси и Халцедон было доставлено к блокпосту на въезде в порт вовремя. Операция «Золотое руно» закончилась в пять часов вечера, когда Viscountess отошло от сухумского причала с 1013 абхазскими греками на борту. Командующий абхазским флотом дагестанский адмирал Али Алиев распорядился пропустить судно. Оно беспрепятственно вышло в нейтральные воды и через несколько дней благополучно достигло Александруполиса.
Эллины Украины
Так называется мариупольская газета, с главным редактором которой Викторией Помазан мы подружились в Facebook. Вот что она пишет: «Однозначно сейчас Украина переживает очень драматичные и судьбоносные времена. Некогда единый народ, граждане разных национальностей стоят на грани раскола. Мы ежедневно призываем всех соплеменников к взвешенным и ответственным суждениям, оценкам и действиям. Ни Федерация греческих обществ Украины, ни Мариупольское общество греков никогда не ставило целью переселение из Приазовья 150 тысяч греков в Крым».
Поскольку в Мариуполе по-прежнему стреляют, такая взвешенная позиция совершенно понятна. Но при этом известно, что списки переселенцев начали составляться.
Остается напомнить: в Крыму греки жили в основном в городах Кефе (Феодосии), Керкинитиде (Евпатории), Алуште, Керчи, а также в районе Бахчисарая и Старого Крыма — туда же они и хотят вернуться. На «город русских моряков» Севастополь и курортную столицу Ялту они не претендуют. Как не претендуют и на участие в нынешней российско-украинской медиавойне: у них, в конце концов, на руках беспроигрышный козырь — между Киевом и Москвой всегда можно выбрать… Афины.
Вот последняя сводка от моей знакомой в Мариуполе. «По поводу якобы подготовленной МИД Греции спецоперации по эвакуации мариупольских греков в Элладу ничего сказать не могу, никаких официальных заявлений мы не получали. Пока помощь носит лишь декларативный характер. На данный момент массового потока желающих уехать на ПМЖ нет, но есть очень много обращений от граждан, которые хотели бы выехать из страны на некоторое время. В связи с этим Федерация греческих обществ Украины (ФГОУ) на протяжении последних трех недель усиленно занимается вопросом облегчения процедуры получения специального удостоверения соотечественника, согласно Закону 2790/2000, дающее право законно находиться на территории Греции. Неоднократно председатель ФГОУ лично общалась с политиками по телефону. Большую помощь в лоббировании данного вопроса нам оказывает Генеральный консул Греции в Мариуполе Димитриос Папандреу. В эти трудные дни он находится рядом с нами, практически ежедневно бывает в КЦ ФГОУ. Всем грекам, обратившимся в консульство в Мариуполе, без бюрократических проволочек выдает туристические визы».
В свете вышеизложенного такое свидетельство можно толковать однозначно: перспектива выделения земельных участков потенциальным мариупольским переселенцам в Крыму — светлая.
Святитель Игна́тий, митрополит Мариупольский
Краткое житие святителя Игнатия Мариупольского
Родиной будущего святого был остров Фермия в Греции, где он родился в начале XVIII века в знатном роде Гозадини. С юных лет он воспитывался на святой горе Афон, своеобразном «монашеском государстве», где подвизался его близкий родственник. Там же, полюбив иноческую жизнь, он и принимает монашеский постриг. Постепенно он становится священником, а затем и епископом.
В 1769 году владыка возглавляет в Тавриде Готфейско-Кефайскую епархию. В то время Крым еще не был присоединен к Российской империи и был управляем крымско-татарскими ханами-мусульманами. Православным жителям, преимущественно грекам, приходилось постоянно претерпевать от мусульман притеснения и жить под угрозой расправы.
Владыка Игнатий поселился в скиту возле греческого селения Марианополь, неподалеку от Бахчисарая — резиденции крымских ханов. Много лет продолжалось его полное лишений и опасностей служение по окормлению православных, но, осознав скорую возможность полного духовного порабощения, а возможно и физического уничтожения своей паствы, святитель обратился к русскому правительству с прошением принять крымских христиан в русское подданство и дать им землю для поселения. Царица Екатерина II дала согласие, и 23 апреля 1778 владыка Игнатий после литургии в пещерном храме Свято-Успенского скита призвал всех верных христиан готовиться к исходу из многовекового пленения. По всему полуострову были разосланы гонцы, но что самое удивительное — не нашлось ни одного предателя, и подготовку удалось сохранить в тайне от властей.
В июне того же года около тридцати тысяч человек покинули Крым. Татары не посмели им помешать, ибо исход «прикрывал» сам Александр Суворов, хорошо знакомый мусульманам полководец. В нелегком пути на греков обрушились лишения, голод и даже неизвестная страшная эпидемия, но святитель молился священномученику Харалампию, явившемуся ему в видении перед этим, и болезнь удалось перенести.
На русском берегу Азовского моря греки основали город и назвали его Мариуполь, «город Марии», в честь Царицы Небесной, их Покровительницы на нелегком пути. Теперь, став русскими подданными, они могли беспрепятственно исповедовать свою веру, но, как это обычно бывает, жизнь на новом месте всегда связана с трудностями, тяготами, лишениями, и многие малодушные начали упрекать своего епископа в том, что раньше им жилось проще и сытнее. Эти укоры были для сердца святителя как острые раны, ибо он много лет заботился о своей пастве и всегда учил ее прежде всего сохранять свою веру, а не только материальное благополучие. С тяжелой скорбью и христианской кротостью в ответ на эти упреки он ушел из города и поселился в шести верстах от него в каменной келии, где и преставился ко Господу 3 февраля (старого стиля) 1786 года, а тело его было погребено в первом Мариупольском храме во имя святого Харалампия.
Постепенно память святителя начала обретать благодарных исследователей, и на его могиле стали служиться панихиды, а о его жизни — проводиться изыскания. Но после революции, конечно, все это было предано забвению, и в 1936 году Свято-Харалампиевский собор был разрушен, а гроб с телом святого — вскрыт. Тогда и было обнаружено, что мощи его нетленны. К сожалению, они не сохранились до наших дней целиком. Во время освобождения Мариуполя от фашистских захватчиков город горел и святые мощи пострадали в огне. Осталась лишь небольшая частица, которая и хранится сейчас в Свято-Николо-Преображенском храме Мариуполя.
Полное житие святителя Игнатия Мариупольского
Вот уже более двух столетий на берегу Азовского моря стоит славный город Мариуполь. Назван он в честь Пресвятой Богородицы — Девы Марии. Основателем Мариуполя является святитель Игнатий Мариупольский, митрополит Готфейский и Кефайский.
В тяжелые дни страданий крымских греков, находящихся под игом жестокого агарянского нечестия, когда неотвратимо нависла над ними угроза уничтожения за исповедание веры Христовой, Бог послал им великого святителя, Своего преданного слугу.
И тот всем сердцем и разумением возлюбил Бога и ближнего и стал для страдальцев тем Моисеем, который вернул им право на жизнь, избавил от нависшей смертельной угрозы от рук мусульманских правителей.
Еще при жизни митрополит Игнатий говорил: «Через Церковь и от Церкви исходит уже небесное благословение и очевидный успех на всякие человеческие дела, работы и предприятия». Избранник Божий родился в Греции на острове Фермия в знатном благочестивом роде Газадини в начале 10-х годов XVIII столетия. Воспитываясь с юных лет на Святой горе Афон, где монашеский подвиг нес один из его близких родственников, он всем сердцем воспринял иноческое житие с отречением от мирской суеты. Потому еще в юных летах он принимает монашеский постриг с именем Игнатий. Пройдя все иерархические степени священства, вплоть до епископского сана, он проявил себя как добрый пастырь, за что снискал любовь и уважение пасомых. И Константинопольский Патриарх отметил доброе служение на ниве Божией, поставив Игнатия на должность члена Патриаршего Синклита. Современники характеризовали его как «мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему виду и поведению, целомудренного, бдительного, ведущего себя, прилично ангельскому образу, благочестивого, обладавшего достаточным опытом в ведении церковных дел и отличавшегося богатыми природными способностями. В 1769 году Владыка становится преемником почившего в Бозе Преосвященного Гедеона и возглавляет в Тавриде Готфейско-Кефайскую кафедру. Именно здесь надлежит ему совершить великое дело исхода православных греков из татарского Крыма в христианскую землю Приазовья. Он поселился в скиту возле греческого селения Марианополя — неподалеку от Бахчисарая, где была резиденция крымских ханов. Семь трудных лет управлял здесь кафедрой святитель Игнатий, вознося слезные молитвы у престола Божия за притесняемую паству. Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с российским правительством и добился принятия в российское подданство крымских христиан. 23 апреля (6 мая н. ст.) 1778 года, в день памяти святого великомученика и победоносца Георгия, в пещерной церкви Свято-Успенского скита он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, поэтому турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии и не сумели ему помешать. В июне, оставив свои дома и могилы предков, с великой святыней — иконой Божией Матери «Одигидрия», находившейся в Бахчисарайском Успенском монастыре — они вышли в путь.
Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной — Владыка Игнатий. Более тридцати тысяч человек покинули пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиги мужество императрица Екатерина наградила святителя высокой наградой — бриллиантовой панагией. Благодаря молитвам архипастыря, беженцы во время странствования преодолевали и трудности, и страшные болезни.
Так, когда настигла их в пути неизвестная страшная эпидемия, он молился священномученику Харлампию, который перед этим ему явился в видении. На русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь.
Здесь основал он новую кафедру как правящий архиерей под омофором Русской Православной Церкви. Город строился в честь Царицы Небесной — их Покровительницы в пути следования и дальнейшей жизни на новом месте. Став российскими подданными и свободными людьми, живя под покровительством и защитой Православной державы, крымские беженцы теперь уже беспрепятственно могли исповедовать веру Христову.
Первейшей заботой митрополита Игнатия стало устроение духовной жизни пасомых. Но тяготы и лишения на новом месте, опасность нападения от турецкого десанта, нередко высаживавшегося на побережье с целью вернуть бежавших своих рабов, — все это вызывало ропот и малодушие людей. Они начали обвинять святителя во всех своих бедах и нестроениях. Это тяжелейшее испытание святитель превозмог молитвой и кротостью. Он поселился в шести верстах от города в построенной им каменной келии.
16 февраля 1786 года после двухнедельной болезни Владыка отошел к Господу. Похоронен он был сидячим в кресле (по греческому обычаю) в первом мариупольском храме — в соборе святого Харлампия, позднее называвшимся Екатерининской (греческой) церковью. Над местом захоронения был установлен балдахин.
Через некоторое время имя святителя, доселе находившееся в полузабвении, вновь пробудило благодарную память о нем у православных Приазовья. Панихиды на могиле праведника собирали множество людей, проводились чтения и исторические изыскания о его жизни и трудах.
Но пришли годы страшного атеистического тоталитарного лихолетья, попрания святынь и гонений на Святую Веру Христову. Храм, в котором находились мощи святителя, был разрушен, а сами мощи перенесены в подвал краеведческого музея.
Во время оккупации, когда вновь были открыты храмы, мощи Игнатия Мариупольского перенесли в церковное здание. Вот как вспоминает об этом священник Василий Мултых:
«О том, что в подвале краеведческого музея находятся святые мощи митрополита Игнатия, засыпанные мусором, почти никто не знал. Там они находились со дня закрытия греческой Церкви. Когда стало известно об их местонахождении, решили их поднять из подвала. Во время оккупации в одном из клубов на Мариинске был открыт приход, в котором служили два оптинских монаха: архимандрит Димитрий и иеромонах Ананий. Благочинный о. Киприан поручил этим двум монахам привести в порядок святые мощи. Они пошли в подвал музея и удостоверились, что мощи находятся там. Затем, когда пошли во второй раз, взяли меня с собой. Когда мы спустились в подвал, я увидел, что святые мощи митрополита Игнатия нетленны. Трудно было представить, что 155 лет назад его душа оставила это тело; если бы не мусор и та окружающая обстановка, можно было бы подумать, что, сидя в кресле, Святитель глубоко заснул. Он сидел в кресле в том положении, что и в момент изъятия безбожниками из греческой Церкви. Седая голова была наклонена немного в правую сторону, левая рука свисала, а правая покоилась на периле кресла. Бородка у Святителя была редкая, само облачение пришло в ветхое состояние. Освободив мощи от мусора, мы поняли, что самим нам их не поднять. Поэтому, на другой день, пригласив нескольких богобоязненных людей себе в помощь, подняли святые мощи наверх, в фойе музея. С иеромонахом Ананием очистили щеточкой их от пыли. Затем, взяли святую воду и ваткой, осторожно вытерли руки, лицо, голову, о. Димитрий и иеромонах Ананий сшили архиерейское облачение и митру. Когда все было готово, объявили о перенесении Святых Мощей в Кафедральный Собор. В тот день собралось множество народа и при участии хора, духовенства, святые мощи торжественно перенесли в Собор. На несколько дней они были доступны для поклонения, затем их перенесли в часовню, которая была устроена внутри Собора. На часовне была икона св. Игнатия Богоносца и белая мраморная доска, которой была покрыта в свое время могила Святителя в греческой Церкви со следующей надписью: «Здесь покоятся останки митрополита Игнатия Готфейско-Кафайско-Мариупольского». Каждый понедельник по святителю Игнатию служили панихиду».
При освобождении Мариуполя, немцы подожгли город. Он горел, а вместе с ним горели и святые мощи: «При отступлении, немцы подожгли множество зданий, в число которых входила пятиэтажка, где находился Кафедральный Собор. Я не могу передать состояние моей души при виде горящего храма и находящихся там святых мощей. Ужас охватывал меня при мысли, что там, в Кафедральном Соборе, в огне, погибает последняя святыня нашего многострадального народа (приазовских греков). Я не мог дождаться того дня, когда утихнет пламя. Каждый день я приходил к зданию с одной целью, скорее войти в него, чтобы спасти мощи. Мама заметила, что я каждое утро ухожу из дому, а ей ничего не говорю. Она сильно переживала, в городе еще были слышны выстрелы. Мама спросила: «Вася, куда ты постоянно уходишь, а мне ничего не говоришь»? Я объяснил ей, что хочу спасти останки митрополита Игнатия. «Да, хорошее у тебя желание. Он был великим человеком для нашего народа, он спас наш народ от басурманов. Иди, сынок, и делай то, что ты задумал». Слава Богу, мое желание сбылось. Огонь угас, я вбежал в еще дымившийся Собор и, разгребая руками горячий пепел, пытался найти хоть что-то оставшееся от Святителя Игнатия. И, благодаря Тебе, Господи, нашел. Очень хотел найти череп, но не смог продолжить поиск из-за того, что в здание вошли солдаты. Один из них, увидя меня, снял с плеча автомат. Слава Богу, что я успел спрятать свою находку в куче пепла. Пришлось объяснить солдатам, что зашел сюда по своей нужде. Выйдя из здания, спрятался за угол. После их ухода, быстро выгреб сумку с косточками и отнес их к старосте собора Андрею Ивановичу, рассказав историю своей находки. Сделав деревянную часовенку в виде гробницы, в стеклянную банку положил святые мощи и сверху насыпал немного пепла, на самой же часовенке поставил крест и сделал на ней надпись: «Здесь покоятся останки Митрополита Игнатия Готфейско-Кафайско-Мариупольского, мощи которого были сожжены при отступлении немецко-фашистских оккупантов 10.09.1943 г.»
После освобождения Мариуполя старосту сгоревшего в пятиэтажке Собора вызывали в комендатуру и предложили здание под храм по Митрополичьей улице, где и открылась церковь Преображения Господня, в которую перенесли останки мощей святителя Игнатия. При повальном закрытии храмов в хрущевские времена этот храм тоже закрыли, а святые мощи перенесли в Портовскую Церковь.
В ноябре 1997 года из Портовской Церкви их торжественно перенесли в Свято — Никольский кафедральный Собор на Новоселовке, где они находятся и по сегодняшний день.
В 1998 году святитель Игнатий был причислен к лику святых Украинской Православной Церкви.
30 ноября 2017 года Определением Освященного Архиерейского Собора имя святителя Игнатия было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви.
Источник: Православие в Мариуполе
9 марта 1778 года российская императрица Екатерина II подписала указ по которому христиане Крымского полуострова должны были переселиться в Азовскую губернию. В честь и во имя наследника престола Павла Петровича здесь был заложен город Павловск, впервые нанесенный на карту в сентябре 1778 года. 29 сентября 1779 года по распоряжению Г.А. Потемкина городу было присвоено новое название – Мариуполь, а уезду – Мариупольский.
Греки и угроза извне
С VII века до н. э. до XVIII века н. э. на протяжении 2500 лет остров Крым и прилегающее к нему северное побережье Черного моря были одним из ареалов компактного расселения греков и одним из очагов греческой цивилизации. Несмотря на постоянную угрозу нападений кочевых орд из степей Азии греческое население играло ведущую роль в жизни региона. Греческие полисы сохраняли относительную независимость даже во времена римского владычества. Особенно благоприятным был византийский период.
Ситуация осложнилась в XIII веке, когда в регионе появились монголо-татары. Вплоть до XV века Северное Причерноморье было частью татарского государства Золотая Орда. После ее распада в 1443 году возникло Крымское ханство, в состав которого вошли территории степного Крыма, Нижнего Поднепровья, Северного и Южного Приазовья. Основой хозяйства крымских татар являлось кочевое, а позже отгонное скотоводство. Одним из основных занятий были набеги на соседние земли. Заложником новых хозяев в регионе стало оседлое население, состоящее из греков, аланов, половцев, армян и караимов.
Османский период
В 1475 году Крымское ханство стало вассалом Османской империи. В многочисленных крепостях были размещены турецкие гарнизоны. В XVII веке в степях Северного Причерноморья и Приазовья кроме татар появились и другие кочевники ногайцы, перекочевавшие сюда из Заволжья. Они стали частью населения Крымского ханства. Незадолго до этого в конце XVI века в Приазовье появились запорожские казаки. Казакам из-за угрозы агрессии со стороны кочевников приходилось объединяться в военные казацкие отряды и быть хорошо вооруженными. На рубеже 70 – 80-х годов XVI века казаки объединились в военно-политическую организацию под названием Запорожская Сечь или Войско Запорожское низовое. Запорожские казаки находились в постоянном состоянии войны с турками и татарами.
Присоединение к России
После заключения Кючук-Кайнарджийского договора в 1774 году Запорожье, в том числе и устье реки Кальмиус, стало частью Российской империи. Кальмиусская паланка (округ) как и вся Запорожская сечь была ликвидирована в 1775 году. 14 февраля 1775 года была создана Азовская губерния. Центром губернии стал город Екатеринослав, построенный в 1776 году на берегу реки Самары. В 1778 году был основан уездный город Павловск, в центре которого губернатором В.А. Чертковым была заложена церковь в честь святой Марии Магдалины. На период строительства главной церкви соборной церковью в Павловске была объявлена Свято-Николаевская церковь, известная со времени существования запорожского сторожевого укрепления Кальмиус. На 1 января 1779 года в городе проживало всего 57 человек, а к марту – 75. Основное население составляли казаки. Город Павловск 29 сентября 1779 года был переименован в Мариуполь (город Богородицы Марии). По мнению некоторых исследователей название городу дали греки, отсюда и его греческое название.
Из Крыма в Приазовье
В 1778 году главнокомандующий южной русской армией генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский предложил императрице Екатерине II переселить христиан Крыма в Россию. 9 марта 1778 года был подписан соответствующий указ и были проведены переговоры. В переговорах участвовали посланник при крымском хане А.Д. Константинов, командующий русским корпусом в Крыму генерал-поручик А.А. Прозоровский, а позже сменивший его на этом посту генерал-поручик А.А. Суворов, митрополит Готско-Кафайской епархии Константинопольского патриархата Игнатий, архимандрит армяно-григорианской церкви Петрос Маркосян, патер армян-католиков Акоп (Яков) Мардеросов и представители христианских общин.
императрица Екатерина II
Благодаря авторитету Игнатия переговоры прошли успешно и в Петербург было отправлено «Постановление крымских христиан», в котором указывалось, что крымские христиане согласны добровольно вступить в российское подданство и просят для себя и своих потомков ряд привелегий. Политику заселения свободных земель колонистами других национальностей в России использовали часто из-за быстрого роста территории и нехватки населения. Переселение христиан продолжалось в середины июля по середину сентября 1778 года.
18 сентября 1778 года А.В. Суворов направил рапорт командующему российской южной армией о том, что христиане покинули Крым. Согласно ведомости, в Россию переселилось 31386 христиан, из них греков – 18408 (вместе со священниками), армян 12598, грузин 219 и валахов (молдаван) – 161. Карантин и зимовка, предусмотренные для переселенцев на первой стадии привели к скученности людей и к эпидемиям. Поиск земли для заселения начался после исхода из Крыма. Хотя указом российской императрицы и предусматривались льготы для переселенцев, неорганизованность российского бюрократического аппарата стоила жизни многим переселенцам.
Митрополит Игнатий
Отдельно определялся и статус митрополита Игнатия. За ним до конца его жизни сохранялся чин и право руководить церковным устройством в греческих поселениях с непосредственным подчинением его Святейшему Синоду. Из грамоты, касающейся греческого митрополита, видно, что греки Крыма были оторваны российским руководством от Константинопольского патриархата. Для решения вопроса связанного с землей для расселения греков митрополит Игнатий и представители греческих общин направились в Петербург. Греки высказали пожелание поселиться отдельно от других национальностей. Больше всего для их расселения подходил Павловский уезд с минимальным на тот момент населением. 29 сентября 1779 года, через год после вывода христиан из Крыма был подписан ордер по которому грекам выделялись земли от Азовского моря в устье Берды – по рекам Берда и Каратыш, балке Коблой, рекам Мокрые Ялы и Волчья, балкам Осиковой и Береснеговатой, реке Кальмиус до ее устья, берегу моря до устья Берды. Это и был Павловский уезд ставший Мариупольским. Другим национальностям в течение 10 лет запрещалось селиться в уезде и пользоваться промыслами в регионе. В ордере указывалось, что все земли незаселенные греками за 10 лет, будут изъяты и переданы другим переселенцам.
памятник Святителю Игнатию, Мариуполь
В Петербурге Екатериной II митрополиту Игнатию и представителям греческих общин была вручена Жалованная грамота христианам-грекам. Она была богато оформлена и содержала текст на греческом и русском языках. И вскоре в Мариупольском уезде появились греческие села. Переселенцы говорящие на греческом языке основали села: Ялта (приазовская), Урзуф, Сартана, Чермалык, Малый Янисоль, Чердаклы, Каракуба, Стыла и Константинополь. На крымско-татарском языке говорили в селах: Мангуш, Старый Крым, Карань, Ласпа, Камар, Керменчик, Богатырь, Улаклы и Бешев. В селе Большой Янисоль поселились и одна и другая категории греков. В самом городе Мариуполе переселенцы появились во главе с митрополитом Игнатием 26 июля 1780 года.
(в статье использованы материалы из книги «Мариуполь и его окрестности: взгляд из XXI века», из-во Рената, г. Мариуполь, 2006 г.)
Греки, проживающие в Донецкой области, являются третьей по численности национальностью региона и одной из самых крупных групп греческой диаспоры на территории СНГ. Первые Греческие поселения в Приазовье начали возникать ещё в 1780 году. В 1779 году указом Екатерины II греки были переселены в дикие степи Приазовья. О их потомках, которые уже больше двухсот лет чтят свои корни и традиции и пойдёт речь.
Культура и традции греков Украины
Корни любого народа питают традиции и культура, которые были заложены много веков назад. Греки всей Украины и Донецкой области могут по настоящему гордиться своими предками, их открытия, вклад в культуру, искусство, медицину, образование и религию невозможно переоценить. Волею судьбы первые греки оказались много веков назад в Крыму, основав свои колонии, они всегда жили в мире и добрососедстве с многими племенами и народами населяющими Северное Приазовье и Причерноморье. В 1779 году указом Екатерины II греки были переселены в дикие степи Приазовья, но даже сейчас в греческим городах на побережье до сих пор из поколение в поколение передают те песни, с которыми много лет назад греки переселялись в эти земли. Уважая и зная культуру Украины – страны, в которой родилось множество поколений греков, этот народ никогда не забывал свою настоящую родину – далекую Грецию.
греческая культура
Сила народа – в сохранении своих традиций и уважении предшествующим поколениям. Греки Донбасса сохранили и до сегодняшних дней чтят и помнят множество традиций своих предков. Одна из таких традиций, на первый взгляд, очень проста – надо просто быть хорошими людьми: быть добрыми и вежливыми, уметь любить и сопереживать. Не смотря на то множество трудностей, с которыми пришлось столкнуться грекам Донецкой области эти люди сумели сохранить душевную чистоту, сумели сохранить добрососедские отношения с множеством народом и национальностей, проживающих на Донбассе. Греческая культура имеет множество способов выражения: традиционная борьба куреш, греческие танцы и песни, а духовные традиции помогли преодолеть грекам большое количество сложностей и проблем, сопровождающих их во время множества переселений.
Митрополит Игнатий
На территории Украины грекам Донбасса помогли в выживании, и способствовали их развитию уникальные духовные ценности и традиции, которые не были ими забыты. Большую роль в этом сыграла фигура митрополита Игнатия — митрополита Русской православной церкви, известно еще как и митрополита Кефайского и Готфейского. Как и у многих греков Донецкой области, его родина была сама Греция – остров Фермия.
Поселившись вначале возле одного из греческих селений Марианаполь (которое находится поблизости от Бахчисарая), уже в 1778 года владыка Игнатий начал готовить всех христианских греков Крыма к переселению, которое им предстоит. В период с 1779-1780 года множество греческих семей переселились в Мариупольский уезд, сохранив свою веру, культуру и традиции предков. Одним из первых зданий, которое строилось после переселения греков Донецкой области был храм. Духовность, заложенная еще далекими предками никогда не покидала и современных греков.
Нынешние греки Приазовья являются прямые потомки античных эллинов, которые на протяжении многих столетий внесли неоценимый вклад в развитие философии, науки и искусства. Каждому знакомы слова «гармония», «музыка»,»гамма» «мелодия», имеющие корни греческого происхождения. Из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» известно — греки всегда любили и умели петь и играть на разнообразных музыкальных инструментах. Предлагаем прослушать красивую песню греков Донбасса
Святитель Игнатий Мариупольский и переселение крымских греков в Приазовье
Святитель Игнатий Мариупольский
Святитель Игнатий, митрополит Готфейский и Кефайский, основатель города Мариуполя, верный сын Православной Церкви и сотрудник великого Суворова, — духовный вождь греков Причерноморья. Он вывел из татарского духовного плена более 30 тысяч православных греков, армян и грузин, которые, поселившись в Приазовье, могли с того времени свободно исповедовать свою веру и сохранять свою культуру под покровительством православной Российской империи.
Более двух с половиной тысяч лет назад на берегах Черного моря поселились греки. Древняя Греция — это колыбель современной культуры, родина философии и науки, искусства и архитектуры. У греков учился Древний Рим, и ими восхищалась Новая Европа.
На греческом языке возвещали миру Благую весть святые апостолы — ученики Иисуса Христа. И именно преображенная христианством греческая культура с максимальной полнотой смогла выразить христианское учение в богословии святых отцов и в иконописи.
Древние греки основали по берегам Черного моря несколько полисов — городов-государств с демократическим управлением. Нынешний Крымский полуостров именовался тогда Тавридой по имени воинственных таврских племен, а Крымом он стал лишь две тысячи лет спустя, когда его в Х??? веке по Рождестве Христовом завоевали татары. Столицей своей завоеватели сделали Эски Крым, что значит «старый ров».
Предки мариупольских греков до переселения в Приазовье жили в Крыму две с половиной тысячи лет.
Волна за волной в течение столетий обрушивались на греческие колонии в Крыму агрессивные захватчики, но самым губительным оказалось многовековое влияние на крымских греков татар и турок. Прежние гордые сыны Эллады, поселившиеся давно в этом благословенном уголке, были теперь «народцем подавленным, униженным, усвоившим нравы и обычаи, одежду и язык новых властителей Крыма — сперва татар, овладевших еще в Х??? веке северной частью полуострова, а затем и турок, занявших после покорения Византии в ХV веке его южную часть».
В течение XVIII века было несколько русско-турецких войн, в результате которых в конце столетия Крым был присоединен к России.
Именно в этот исторический момент происходит переселение большей части греков- христиан из Крыма на территорию Российской империи.
«Зачем из Крыма изгнали греков?» — спрашивает Анатолий Герасимчук еще в заголовке своей статьи. И далее развернуто поясняет свой вопрос:
«Зачем в 1778 году, когда российские войска контролировали положение в Крыму, когда реалистически мыслящие политики понимали, что присоединение Крымского ханства к Российской империи предрешено (оно состоялось через пять лет), — зачем было выселять с полуострова все христианское население, которое дружески встретило единоверные российские войска и могло стать опорой будущей российской администрации?»
Автор статьи предлагает следующий ответ на свои вопросы:
«Этим выводом Крым ставился в экономическую зависимость от России, и, таким образом, мечта о покорении Крыма становилась для правителей России еще ближе.
Кроме того, этим выводом преследовались еще сразу две цели. С одновременным подрывом экономики ханства осуществлялось заселение земель Запорожской Сечи — вместо выселяемых на Кубань и ушедших за Дунай казаков. А второй, может быть, даже более важной, целью было показать всей просвещенной Европе жестокость мусульманского населения Крыма по отношению к православным народам Крыма и переселение преподнести как благородную миссию по спасению христиан от «магометанского ига» и «убережения их от мстивого ятагана»».
Вроде бы логично, что для скорейшего присоединения Крыма в интересах России было ослабить экономику ханства путем увода из него основных налогоплательщиков — христиан. С марксистской точки зрения этим можно, конечно, объяснить активную поддержку русским правительством идеи переселения. Но это «экономическое» марксистское объяснение мотивации российского правительства, предложенное А. Герасимчуком, будет слишком плоским, слишком безжизненным, далеким от культурных реалий того времени. А культурные реалии состояли в том, что просвещенные европейцы, к которым, несомненно, относилась и Екатерина II, были очарованы со времен эпохи Возрождения Древней Грецией, которую почитали колыбелью европейской культуры и искусств. С таким же пиететом они относились и к современным им грекам — наследникам Древней Греции, живым носителям греческого языка. Казалось, и на них распространяется отблеск славы их древних и великих предков. Возрождение древнего греческого народа и его культуры — вот дело, достойное просвещенной императрицы. Письма святителя Игнатия Екатерине с просьбами о спасении греческого народа попали на благоприятную почву.
Итак, именно в идее спасения греков как народа от окончательной ассимиляции в татарском большинстве нужно видеть смысл как усилий российского правительства, так и жертв, которые понесли сами греки при переселении, покидая родные места в цветущем Крыму. Ведь к этому времени большинство греков были уже татароговорящими.
Возродить отатарившихся крымских греков, подавленных господствующим, но малокультурным азиатским народом, и сделать их опять достойными сынами Эллады поставил себе задачей митрополит Готфейский и Кефайский Игнатий.
Современники характеризуют его как мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему виду и поведению, целомудренного, бдительного, ведущего себя прилично ангельскому образу, благочестивого, опытного в ведении церковных дел и отличавшегося богатыми природными способностями.
«Это был человек высокого ума, замечательный по энергии и по способности к самопожертвованию ради служения своей идее», — так писала о митрополите Игнатии его правнучатая племянница Е. Гозадинова. А вот мнение свободного от родственных пристрастий историка Г. Тимошевского: «Это был человек энергичный, самостоятельный, властный; политик, хорошо понимавший дела Крыма и России; патриот в самом строгом смысле; он решил, пользуясь общим положением дел, спасти паству не только как христиан, но и как греков, в возрождение и будущность которых он, очевидно, верил, — это была основная идея его жизни».
А. Герасимчук, однако, противореча упомянутым свидетельствам, называет святителя Игнатия лишь послушным орудием и «жертвой политики российского правительства», «стрелочником, который во всем виноват». Далее в своей статье он рисует яркие образы счастливой жизни греков в благодатном Крыму, противопоставляя им трудности переселения, эпидемии, неустроенность быта в первые годы на новом месте. Наконец, автор делает вывод из всего сказанного о «стремлении Екатерины и ее фаворитов захватывать все больше и больше территорий, принося неисчислимые страдания населявшим те территории народам».
Вывод автора однозначен: переселение крымских греков в Приазовье было и остается трагедией в истории этого народа. Оно, во-первых, с точки зрения Герасимчука, было насильственной акцией российского правительства по отношению к грекам. Во-вторых, оно не несло ничего позитивного для греков, и лучше всего было бы для этого народа, если бы этого переселения и вовсе не было бы:
«Трагедия греческих переселенцев так и осталась трагедией в памяти потомков тех переселенцев. Но некоторые конъюнктурщики от политики превращают ее сегодня в фарс, пытаясь одну из акций в захватнической политике царской России представить этакой заботой самодержавия о православных в ханском Крыму».
Позволим себе не согласиться с предвзятыми выводами украинского журналиста.
По поводу «насильственности переселения»
О каком насилии со стороны русских военных может идти речь, если агитация за переселение среди греков проходила в течение нескольких месяцев в глубочайшей тайне от татар? Сохранились воспоминания сына И.А. Гозадинова, племянника святителя Игнатия, о том, как призывали греков к переселению:
«Дядя налагает на него очень трудную миссию: он должен обойти — тайком, конечно, — города и те села Крымского полуострова, в которых жили — разбросанно между татарами — христиане. Таких было семь городов и 25 деревень. Он снабжает племянника воззванием от своего лица к своей духовной пастве, приглашая перейти в подданство России. В этом воззвании он самым наглядным образом объяснял, какое было их тогдашнее положение: постоянная опасность жизни, сомнительность состояния, невозможность открыто исповедовать свою веру. В параллель к этому он указывает на ожидающую их в России благодать: неприкосновенность собственности, полная безопасность жизни и доброго имени, совершеннейшая свобода в отправлении религиозных обрядов — процессий, крестных ходов, благовеста для призыва верующих в церковь.
Отец мой, конечно, не мог собирать людей в церквах, чтобы там познакомить их с воззванием их духовного пастыря: это было слишком рискованно. Он собирал их небольшими группами в каких-нибудь уединенных местах, читал им воззвание и от себя уже дополнял и разъяснял, смотря по степени понимания слушателей. Вероятно, красноречие его было убедительным, так как все вручали ему письменные соглашения на переход в подданство России».
Следует также отметить, что переселение крымских греков в Россию 1778-1780 годов под предводительством святителя Игнатия — это не единственное переселение греков.
После окончания Кавказской войны в 1864 году и ухода в Турцию адыгейцев Черноморское побережье полностью обезлюдило. И потому сюда, кроме русских, чехов и эстонцев (в районе Сочи), по инициативе командования Черноморского флота из Крыма на добровольных началах были переселены и греки. Одновременно из Турции и Греции на новые земли переселились, в основном с черноморского побережья Турции, греки, которые именовались понтийскими, по древнему названию Черного моря «Понт Эвксинский».
Переселенцы из Греции именовали себя эллинами.
Большое переселение греков было и в 1877-1878 годах во время и после окончания русско-турецкой войны за освобождение Болгарии. Еще большее переселение — после окончания войны на Балканах в 1912-1913 годах.
О стремлении греков к России говорят также следующие факты. Еще за десять лет до переселения, в 1769 и 1770 годах, когда русская армия под командованием князя Долгорукого взяла перекопские укрепления и заняла близлежащие города, греки деятельно помогали русским, вступая в их ряды и передавая «самовернейшие сведения», так как они были вхожи к «первейшим крымским начальникам». Сотрудничали крымские греки и с запорожцами, нередко вступали в запорожское войско. В 1775 году из греков- волонтеров (добровольцев) был сформирован греческий батальон, который помогал русским войскам еще в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Батальон был приписан к Черноморскому флоту. Он как морская пехота участвовал в обороне Крыма и Севастополя в 1854 году.
О «пагубности переселения для греков»
Переселение народа — это эпохальное событие в его истории, которое может быть оценено только лишь в исторической перспективе. А поэтому посмотрим, что же стало с потомками тех крымских греков? Сохранили ли они свою веру, язык и самобытную культуру или давно уже умерли как народ?
Современная греческая диаспора Приазовья весьма многочисленна. По итогам переписи 2001 года, она насчитывает 91,5 тысяч человек, а по оценкам Федерации греческих обществ Украины, — даже до 200 тысяч человек.
Живым эллинизмом называют деятельность греческой диаспоры. Она представлена 102 обществами греков. Греческое национальное меньшинство имеет самые широкие возможности. Открываются греческие школы, действует свой гуманитарный университет, медицинские и культурные центры, выходят свои газеты, например «Эллины Украины».
В целях сохранения языка в Мариуполе подготовлены и уже вышли в свет русско-румейско-новогреческий, украинско-румейско-урумский словари. Готовы к изданию справочные книги, содержащие собрание слов всех пяти говоров румейского диалекта.
На этом языке говорят, пишут произведения художественной литературы, стихи. Новогреческий язык изучают около шести тысяч школьников Украины.
Наконец, в лоне Русской Православной Церкви приазовские греки остаются верными православными христианами, сохраняя в чистоте свою святую веру.
Митрополит Игнатий был последним святителем с титулом Готфейский и Кефайский. Благодарные жители Мариуполя помнят об основателе прекрасного приморского города в честь Пресвятой Девы Марии. Православные помнят труды и заботы о спасении пасомых, его любовь и незлобие к тем, которые, как некогда и евреи в пустыне, не всегда были благодарны к полагавшему душу за них.
Как великий пророк Моисей выслушивал от выведенных им из рабства многие упреки в тяжелые и голодные дни, так и «второй Моисей», как именует в песнопениях Церковь святителя Игнатия, претерпел много несправедливых обвинений и откровенной клеветы от тех, о ком он заботился.
Но, движимый любовью, он искал прославления имени Божия, и никакие искушения не могли привести в отчаяние души, радовавшейся о совершившемся чуде милосердия Божия и спасения ближних. Ибо «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» (1 Кор. 13: 4-8).
Митрополит Игнатий вел свой народ к жизни. Многие из соплеменников митрополита, приняв татарские условия, конечно, смогли стать преуспевающими в торговле и промыслах. Но они потеряли духовную Родину — Православие. Отрекаясь от Православия, они не задумывались о своей дальнейшей судьбе. Святитель Игнатий, прекрасно понимая, что тот, кто отрекается от веры православной, отрекается от Бога, отрекается от жизни, хотел спасти свой народ от духовной смерти. И Господь дал святителю возможность исполнить чаемое.
Герасимчук Анатолий. Зачем из Крыма изгнали греков? Как донецкими стали греки крымские… http://uargument.com.ua/index.php?id=3870&show=news&newsid=14068
Яруцкий Л. Мариупольская старина. М., 1991. С. 24.
Там же. С. 28.
Греки в истории Новороссийска от древности до наших дней. http://www.eol.nross.ru/diaspora/Istoria/grekiVis.htm
«Греческое национальное меньшинство в Украине имеет самые широкие возможности» — Елена Проценко-Пичаджи. http://gfs.com.ua/news.php?id=15351
Зорина Елена. «Мега юрты» — большой праздник // Крымские известия. 2005. 13 октября. http://www-ki.rada.crimea.ua/nomera/190/prazdnik.html
Добавить комментарий