Пещера рождества христова
Содержание
- Первые христианские цари
- Под властью рыцарей-крестоносцев
- Турецкая оккупация
- Британия и Израиль
- Достопримечательности базилики
- Пещера Рождества
- Вифлеемский образ Богородицы
- Молочный грот
- Пещера Вифлеемских младенцев
- Храм Рождества Христова
- История базилики
- Вифлеем — город Рождества (+ ФОТО)
- Вифлеем: всё о городе — от ветхозаветных времён до наших дней
- Давид и Руфь
- Город Рождества
- Святыни Вифлеема
- Вифлеемская икона Божией Матери
- Храм Рождества Христова в Вифлееме
- Дом Хлеба
- Фотопутешествие в Вифлеем
- Адрес храма Рождества Христова в Вифлееме
- Как добраться на машине
- Как доехать на общественном транспорте
- История храма
- Внешняя отделка храма
- Архитектурный ансамбль храма
- Внутреннее убранство
- Святыни и мощи храма
- Управление
- Расписание служб, режим работы
- Правила посещения храма
- Престольные праздники
- Интересные факты про храм
- Информация для паломников
- Видео о Храме Рождества Христова в Вифлееме
Храм Рождества в Вифлееме представляет двойную ценность для мировой цивилизации – как архитектурный памятник и христианская святыня. На скромное здание в Палестинской провинции обращали свои взоры могущественные монархи и патриархи. Его громили и грабили враги веры Христовой. Его восстанавливали и украшали благочестивые люди. Особое значение Храма Рождества обусловлено тем, что построен он над пещерой, где родился Иисус Христос.
Первые христианские цари
Икона Равноапостольных Елены и Константина
Первую базилику над пещерой Рождества возвела равноапостольная царица Елена (250-330 г), мать первого христианского царя Константина.
Будучи почтительным сыном, он сделал мать соправительницей и приобщил её к вере Христовой. Царица Елена вместе с сыном не просто распространяли христианство в своих владениях. Они провели археологические изыскания, в результате которых был обнаружен Гроб Господень, крест Господень и несколько гвоздей.
Елене было уже семьдесят лет к тому времени. Она понимала, насколько преходяща земная власть и сделала её средством для спасения души, строя храмы и часовни в святых местах.
После того, как по приказу Елены была построена базилика над пещерой, царь Константин прислал сюда дорогие ткани и другие украшения для здания и пещеры.
Историк Евсевий Кесарийский пишет: «Благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс (император Константин), к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы».
Император Юстиниан, фреска
Император Юстиниан (483-565 г), талантливый военачальник и православный христианин, за период своего правления (527-565 г) вдвое расширил владения Византийской империи.
С древней мозаики на нас смотрит человек с открытым смелым взглядом и, по-видимому, энергичным решительным характером. Это он возвёл собор Святой Софии, ныне, увы, превращенный турками в мечеть.
Юстиниан не забывал о своих палестинских владениях. Над пещерой Рождества им была построена церковь. Затем она пострадала во время восстания самаритян (529 г), была разрушена и отстроена заново. Именно это здание устояло до наших дней.
Под властью рыцарей-крестоносцев
Войны за Святую Землю сменяли одна другую. В 619-629 годах Вифлеем оккупировали персы. Они хотели разрушить Храм, но местные жители показали им фреску с изображением персидских волхвов, явившихся поклониться Христу. Персы смутились и оставили святыню в покое. В 630-х годах Вифлеем захватили арабы-мусульмане. Они были воинственны, но недостаточно многочисленны, чтобы вытеснить коренное население. Зато постепенно вынуждали местных крестьян принимать ислам. Учёный Джеймс Паркес пишет: «древнейший элемент палестинских крестьян состоит в основном из бывших евреев и бывших христиан».
Танкред в Первом крестовом походе (крайний справа)
Крестовые походы XI-XV веков – вооруженное движение народов христианского Запада, имели главной целью освобождение Иерусалима, Вифлеема, Назарета.
В июне 1099 года Вифлеем взял двадцатисемилетний военачальник Танкред Таренский с отрядом в 100 всадников-крестоносцев. Рыцари были католиками. Они первые учредили здесь Вифлеемскую епархию. В Храме Рождества короновались Иерусалимские короли Балдуин I (1058-1118 г) и Балдуин II (1075-1131 г).
Крестоносцы владели Вифлеемом до 1187 года. Затем его заняла армия султана Салах-ад-дина, повелителя Египта и завоевателя Сирии. Через 5 лет в Храм Рождества было разрешено вернуться двум католическим священникам и диакону. Сам он был передан Сирийской православной церкви. Затем городом владел племянник Салах-ад-дина – Аль-Камиль. В 1244 году Вифлеем вошёл в состав Мамлюкского Египта.
Под властью ислама христиане Вифлеема терпели притеснения.
В 1263 году был уничтожен один из монастырей, примыкавших к Храму Рождества. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Египет мрамор и колонны из базилики.
Мы не знаем, кто вёл переговоры с мусульманской властью, но с 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года по настоящее время католическая церковь владеет престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.
Турецкая оккупация
В 1500 годах Вифлеем завоевали турки-османы. С начала 16 и до 20 века Вифлеем, Святая Земля, Иерусалим входили в Османскую Империю. Несмотря на мусульманское владение, паломники попадали в Святые места свободно. Но в 1831-41 годы доступ в Вифлеем был закрыт Муххамедом Али (египетским правителем), под контролем которого находился город в течение десяти лет. Россия вступила в Крымскую войну с Османской империей в 1853—1856 годах, поводом послужил отказ предоставить Российской империи руководство христианскими храмами на Святой Земле.
Паломники в Вифлееме на Рождество. Фото 1890 года.
Британия и Израиль
В 1922 году Османская Империя потеряла своё влияние в Палестине. Вифлеем перешёл под покровительство Великобритании. В 1947 году, с образованием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми районами под юрисдикцией ООН.
В 1995 году, согласно мирным договорённостям, Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии и стал столицей провинции, где проживает около 180 тысяч человек.
В судьбе храма Рождества последнее столетие не отмечается особыми событиями. Кроме его захвата в 2002 году боевиками-радикалами, которые укрылись там от израильской армии. Накануне исламисты провели серию терактов в Израиле, при этом погибли 130 человек. Израильская армия начала операцию «Защитная стена». Храм, похожий на крепость, боевики сочли за хорошее убежище. Тем более, что там оказались мирные жители, а во францисканском монастыре около 60 монахов. Все эти люди стали заложниками. Переговоры с боевиками длились несколько недель, после чего конфликт был разрешен мирным путём. Боевиков выслали за границу, а мирные жители и монахи вознесли молитвы за своё освобождение.
Храм Рождества в Вифлееме
Достопримечательности базилики
Сегодня храм Рождества – это комплекс построек различных стилей и разных эпох. Снаружи он напоминает крепость. Вступая в её главную дверь, придётся наклониться. Высота проёма всего 120 см. Раньше она была намного выше, но во времена арабских и турецких завоеваний христиане сделали вход низким, чтобы захватчики не въезжали в святое место верхом на лошадях. С тех пор эту дверь именуют «врата смирения».
Врата смирения
В здании, сложенном из каменных глыб, в любое время года царит прохлада. Справа и слева – ряды потемневших от времени колонн, когда-то украшенных росписью. Теперь её сложно рассмотреть, но на одной колонне есть лик Христа, глаза которого порой кажутся открытыми, порой закрытыми.
Лик Спасителя с открытыми и закрытыми глазами, фотографии сделаны в разное время
Другая колонна примечательна тем, что в ней есть пять отверстий, из которых якобы вылетел рой пчёл и изгнал из храма отряд сарацин. Отверстия расположены так, что в них можно вставить пальцы. Существует поверье, что если паломнику удалось это сделать сразу, его просьба к Богу будет исполнена.
Крест в колонне
В некоторых местах заметен мозаичный пол, сделанный при императоре Юстиниане. Остатки мозаичной отделки видны на стенах, там же присутствует роспись.
Крыша храма, к сожалению, протекает. Представители трёх конфессий договорились о богослужениях, но никак не договорятся о ремонте…
Пещера Рождества
Базилика
Пещера Рождества находится под алтарём, в неё спускаются по древней лестнице. Здесь ещё холодней. Недаром на иконах и картинах Рождества мы видим, что Святое семейство окружили домашние животные – волы, овцы, ослы согревали людей своим дыханием. В такой обстановке, полной лишений, появился на свет Богомладенец.
Сегодня в пещере создана по возможности уютная обстановка, стены её задрапированы красивыми тканями, повсюду горят лампады и свечи.
Звездой отмечено место рождения Христа
Место рождения Иисуса в восточной части пещеры обозначено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Неподалёку находятся ясли – кормушка для скота, ставшая первой колыбелью Христа. Дощечки из неё убраны, но хранятся в Храме. Дары волхвов тоже сохранились, но находятся на Афоне. Но главное, что влечёт сюда людей – священные камни пещеры, первый кров сына Божьего.
Вифлеемская Богородица
Вифлеемский образ Богородицы
Чудотворная икона Божией матери, или «улыбающаяся Богородица», находится рядом со спуском в пещеру.
По преданию икона написана апостолом Лукой.
Говорят, что улыбается Мария, ещё не зная о грядущем распятии своего Сына.
«И Тебе самой душу пройдёт оружие», –
скажет Ей позже Симеон Богоприимец
Икона за века своего существования успела побывать в России, откуда была передана в Вифлеем незадолго до революции.
Оклад иконы украшен приношениями людей, исцелённых ею: здесь можно увидеть колечки, браслеты, цепочки из драгоценных металлов.
За каждой вещицей – свершившееся чудо, чьё-то счастье, дарованное Святой Марией и её Божественным Сыном.
Если вы тоже жаждете чуда и ждёте помощи свыше, закажите молебен перед Вифлеемской иконой Богородицы.
Молочный грот
Если встать на площади лицом к храму Рождества Христова, то справа, за армянским монастырём, начинается небольшая улица Молочной пещеры.
Пройдя по ней около 300 м, можно увидеть справа вход в католический храм, который прикрывает вход в большую пещеру. Это Молочный грот. Здесь, по преданию, Святое семейство скрывалось от воинов Ирода. Когда Божья матерь кормила младенца, несколько капель молока упали на пол, и своды пещеры внезапно побелели.
Молочный грот с иконой Млекопитательница
Камень здесь действительно светлее, чем тот, который используют местные жители при строительстве зданий. Известняк порой соскабливают со стен грота, чтобы использовать как лекарство. Говорят, что бесплодные женщины, вкусив его, рождают долгожданных детей, а у кормящих матерей прибавляется молоко. В это верят и мусульмане и христиане. В Молочном гроте можно увидеть многочисленные фотографии счастливых матерей с младенцами — свидетельства чудес. Стены украшены благодарственными надписями счастливых родителей. Грот украшает икона «Млекопитательница».
Пещера Вифлеемских младенцев
Вблизи храма Рождества Христова находится пещера Вифлеемских младенцев, убиенных по приказанию царя Ирода. Разные традиции называют разное число маленьких мучеников, сходятся в одном – здесь погибли тысячи мальчиков младше двух лет. Христа спасло бегство Святого Семейства в Египет по совету ангела.
Ковчег с мощами младенцев
Большую часть детских останков когда-то перенесли в Константинополь, часть осталась в пещере. Русская православная церковь вспоминает Вифлеемских младенцев 11 января. К ним взывают те, кто раскаивается в грехе аборта. Заказать молитву у мощей Вифлеемских младенцев поможет сервис «Записки Елицы».
С Храмом Рождества соседствуют три монастыря:
- Православный греческий монастырь.
- Армянский монастырь.
- Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным католическим храмом города.
Под церковью Святой Екатерины находится пещера, где подвизался Святой Иероним. Здесь много лет он переводил Библию на латинский язык. Церковь принадлежит католикам. Но великомученица Екатерина является святой и для православных. Эта мудрая девушка за свои христианские убеждения была казнена императором-язычником. Святой Иероним чтил её память, поэтому впоследствии над его пещерой была возведена церковь, посвящённая этой подвижнице.
Пещера святого Иеронима
В окрестностях Вифлеема есть немало других библейских святынь, но Храм поистине жемчужина Святой Земли.
В Храме Рождества служит православный священник, отец Спиридон Саммур – друг издания «ЕлицыМедиа». Именно он читает ваши записки, возносит к Богу молитвы за вас, дорогие читатели. Литургию в пещере отец Спиридон служит, как в древности. Здесь нет солеи, нет огромного иконостаса. Но в Вифлееме можно стоять возле престола, называть имена своих близких и батюшка вынимает за них частички. Это таинство производит огромное впечатление на паломников.
Палестина – вторая родина христиан, колыбель нашей веры. Святые места, как живые очевидцы библейских событий, несут миру непрерывную проповедь о Спасителе. Их влияние на судьбу человека связано с его любовью к Творцу и силой молитвы. Здесь сокровища благодати и духовных прозрений даруются тем, кто к ним стремится.
Но даже вдали от Вифлеема и Иерусалима, благодаря Евангелию и кругу богослужений, образы Святой Земли укрепляют и вдохновляют нас среди житейских бурь.
Храм Рождества Христова
Город, в котором всегда Рождество.
Город Вифлеем и сейчас невелик. Провинциален и к тому же придушен арабо-израильским конфликтом. Живет за счет туристов и паломников. Которые стремятся попасть туда не только в рождественские праздники, но просто чтобы своими глазами увидеть знаменитый храм.
Главный предмет торговли тут — тематические сувениры. Кафе или лавка могут носить название вроде «Дары волхвов». Везде вас встречают разнокалиберные звездочки и разнообразные миниатюрные вертепчики. Вот и кажется, что Рождество тут продолжается круглый год!
Во времена рождения Мессии это было маленькое поселение, где жили простой деревенской жизнью. Оба названия его и арамейское, и арабское — свидетельствуют о крестьянском труде здешних жителей. Первое говорит о выращивании хлеба, второе — о разведении скота.
Перепись Населения.
И в этом селе родился Сын Человеческий — согласно древним пророчествам. Случилось это благодаря язычнику, римскому императору Октавиану Августу. Который, как и его администратор в Палестине Квириний, слыхом не слыхивал о каких-то стародавних бродягах-фанатиках. Так он, наверно, воспринял бы иудейских пророков, если бы увидел хоть одного.
Но самому Октавиану хоть ставь памятник в Вифлееме. Не будь переписи населения, которую он затеял во всей Римской империи, чтоб удобнее было собирать налоги с провинций. Не пришел бы в Вифлеем плотник Иосиф со своей беременной женой. Для удобства римских чиновников всем жителям Палестины велено было явиться в города, из которых вели они свой род. Вот и собрался в дорогу Иосиф из рода Давидова.
Из-за наплыва других «переписываемых» Богоматери даже не хватило места в гостинице. Сюда, в подземный хлев, и привела волхвов Вифлеемская звезда. Озарив полудеревенское поселение навсегда и для всего мира.
Под высочайшим покровительством
Грот Рождества — а именно, подземный хлев, где был рожден Иисус — разыскала в процессе самых настоящих археологических раскопок 60-летняя царица Елена, мать Константина Великого, около 330 г. Она же повелела строить над новообретенным святым местом храм!!! Самолично «почтила бремя Богородицы», выбирая драгоценное убранство.
Затем поклониться святыне прибыл и ее сын-император. Также одаривший храм Рождества Христова в Израиле золотой и серебряной утварью и роскошными занавесями.
В 529 г. храм сильно пострадал в ходе восстания самаритян. Самаритяне бунтуя против власти Византии, жгли христианские церкви по всей Палестине.
Гроза прошла поверху — храм Рождества превратился в развалины, в буквальном смысле. Закрыв собою главную, подземную святыню, Грот.
С прошением о восстановлении важнейшей христианской церкви отправился к императору Юстиниану главный в то время духовный авторитет христианской Палестины — сам Савва Освященный.
И Юстиниан не просто восстановил то, что было. Он воздвиг на месте руин Базилику Рождества Христова, которую мы видим и сегодня.
Росписи, украсившие новый вариант храма, спасли его от разрушения персами в VII в. Шахиншах Хосров II пренебрежительно относился к чужой религии. В письме византийскому правителю он называл Христа «тщетной надеждой» Византии. «Он себя-то от евреев не мог спасти».
Спасение Волхвами.
И тем не менее, люди Хосрова не стали осквернять место, где родилась «тщетная надежда». Потому что увидели на фресках изображения волхвов! Те были одеты в штаны и фригийские шапки. Персы признали соотечественников и не стали поднимать на них руку!
Храм же и далее пользовался вниманием и покровительством правящих особ, верующих в Христа. Во времена крестоносцев в нем короновались на трон Иерусалимский оба Болдуина — и Булонский, и де Бург. В храм Рождества Христова валом валили паломники. На его розовых колоннах до сих пор видны призрачные изображения Девы Марии, Христа и святых, сделанные в годы Иерусалимского королевства.
В 1479 английский монарх Эдуард IV презентовал базилике Рождества свинцовое покрытие на кровлю.
Императоры Всероссийские Александр III и Николай II жертвовали в храм колокола и паникадила.
Храм Рождества в Вифлееме привлекал внимание царственных особ начиная с Константина не только потому, что правители горячо веровали в Христа. Очевидным мотивом их интереса к храму, разумеется, было укрепление собственной земной власти. Потому и тянуло их к подлинному месту рождения Сына Человеческого. Каждый из них хотел и себя, и подданных убедить. «Моя власть — от Бога», «Бог — со мной». Правда, неизвестно, часто ли они вспоминали о том, что Иисус Христос родился не под парчовой занавесью и золотой люстрой, а на сене в хлеву.
Храм Рождества Христова — Дом трех церквей.
Вход в храм Рождества Христова так мал, что напоминает нору.
Один израильский гид с доброй улыбкой вспоминает удивленное восклицание некой нетерпеливой паломницы: «Ну уж в такую церковь нормальный большой вход сделать не могли!». Конечно, он немедленно рассказал, что были здесь высокие врата, так называемая Дверь крестоносцев. И сейчас на стене можно разглядеть ее очертания. А низенький проход, в который нельзя пройти, не склонив головы, прозванный Вратами Смирения — не дизайнерское решение, а необходимость.
Во время захвата Палестины Османской империей высокая Дверь крестоносцев была заделана с оборонительной целью. Чтоб захватчики физически не могли въехать в святилище на повозке или верхом. Лишь потом появился символический смысл! Пусть входящий склоняет голову, кто он ни будь — даже если она в короне.
Внутри весь храм поделен между тремя приходами: греческим, армянским и католиками-францисканцами. Тоже очень символично! Рождество Христово значимо для всех христиан.
Разглядывать внутреннее убранство храма можно бесконечно. Тут и почти истаявшие росписи на красноватых полированных колоннах с коринфскими капителями в листьях, и разноцветный ковер византийских мозаик на стенах и разрешенных для осмотра фрагментах пола, и старый пожелтевший мрамор теплых оттенков, и величественный иконостас.
Святыни Храма.
Но неизменный интерес гостей храма вызывают его главные святыни.
Грот Рождества.
Грот Рождества находится в подземной крипте, в северной ее части, куда ведут две лестницы из тесаного камня. Крипта и грот Рождества отделаны белым мрамором. Стены украшены драпировками и иконами. Простые сетчатые ясли, в которые Богоматерь положила Сына, всегда освещены лампадами. Напротив яслей стоит алтарь Поклонения волхвов.
Вифлеемская звезда.
Вифлеемская звезда здесь уже вторая. Первая, украшенная золотом и драгоценными камнями оказалась слишком роскошной. И потому привлекательной для турецких завоевателей, которые и «увели» ее из храма. Нынешняя звезда — серебряная, с грубовато вырезанными четырнадцатью лучами. Над ней есть свой алтарь. Она обозначает место того колодца, в который когда-то упала. В этом колодце Богоматерь омывала после рождения Младенца Иисуса. Есть поверье, что в темной глубине можно увидеть отблеск той, настоящей Вифлеемской звезды. Звезду освещают 15 лампад — 4 католических, 5 армянских и 6 православных.
Вифлеемская чудотворная икона Пресвятой Богородицы.
Вифлеемская чудотворная икона Пресвятой Богородицы — русского письма. Она пожертвована храму Рождества Христова императорским домом Романовых. Это единственная из знаменитых икон Богоматери, на которой лик Святой Девы озарен улыбкой. Риза Богоматери на иконе сделана из платья великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Причисленной позже к лику святых мучеников в 1992 г. Перед иконой часто стоят букеты живых цветов. Она почитается не только христианским, но и мусульманским населением Палестины.
Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире.
Храм Рождества Христова — христианская церковь, построенная над пещерой (вертепом, гротом) Рождества предполагаемым местом рождения Иисуса Христа в Вифлееме.
«Врата смирения» — основной (западный) вход в базилику. Обычному человеку можно войти только склонив голову Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0
Первый храм над пещерой, которая почиталась верующими как место рождения Иисуса, был построен в 330-х гг. по указанию императора Константина Великого; освящение храма состоялось 31 мая 339 г.
Современное здание Храма Рождества Христова является единственным христианским храмом в Палестине, сохранившимся в целости с домусульманского периода.
Неф храма времен императора Юстиана Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0
Богослужения в Храме Рождества практически не прерывались с ранневизантийской эпохи.
Храм Рождества Христова входит в число главных христианских храмов Святой земли, наряду с храмами над Голгофой и Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе.
История базилики
Византийский период
Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х гг. Согласно Евсевию Кесарийскому:
Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова.
Серебряная звезда — место рождения Спасителя мира Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0
Впервые о пещере в Вифлиеме написал Ориген около 247 г., он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.
Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории.
Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV в.) в своих записках о паломничестве в Святую замлю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».
Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 г. в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—36 г. В целом вифлиемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня.
Чтимая православная Вифлеемская икона Божией Матери, находится около южного входа в пещеру Рождества Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0
В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612—629 гг.), о чём сохранилась легенда, известная с IX века:
При завоевания города халифом аль-Хакимом в 1009 г. базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).
Период крестовых походов
В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 г.). В 1100 г. в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 г. — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII в.
В XII в. базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.
После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 г.) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили два католических священника и диакон, но сам храм был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.
В 1229 г. Вифлеем вновь перешёл под контроль франков.
Из-за постоянных войн в 1244 г. базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 г. был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму.
В 1266 г. мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны.
С 1271 г. Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 г. им позволили совершать богослужения.
С 1347 г. католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества.
Греческая церковь с 1244 г. владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.
Османский период
После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 г. была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670–71 гг. кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 г.).
Землетрясение 1834 г. и пожар 1869 г. привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ.
От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).
Вифлеем — город Рождества (+ ФОТО)
Вифлеем Иудейский — один из древнейших городов на земле, основан в XVII — XVI веках до н.э. Крупным он не был, но историческая значимость его велика.
Вифлеем: всё о городе — от ветхозаветных времён до наших дней
По дороге из Вифлеема в Иерусалим была похоронена Рахиль — любимая жена праотца Исаака. Гробница ее по сей день является местом массового паломничества иудеев, почитают его и мусульмане — и вокруг гробницы Рахили расположено кладбище бедуинов.
Гробница Рахили
Вот почему над избиенными вифлеемскими младенцами, согласно евангелисту Матфею, плачет Рахиль: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Матф.2:17-18).
(Интересно, что сам пророк Иеремия говорил не только о грядущих событиях, но и о современных ему: в городе Раме, относящемся к колену Вениаминову, полководец царя Навуходоносора, Навузардан, собрал пленных иудеев чтобы вести их в Вавилон (Иер.40:1). Рахиль же была матерью младших сыновей Иакова, Иосифа и Вениамина, и по образному выражению пророка, восстала из гроба, плача над своими плененными потомками.)
Давид и Руфь
Здесь же, в Вифлееме, родился и был помазан на царство великий царь Давид. Мы чаще всего вспоминаем его как автора Псалтири — но кроме того это был выдающийся государственный деятель древности: он объединил царство Израиля, присоединил и сделал столицей его Иерусалим, где в дальнейшем его сын, Соломон, построил Храм.
Здесь же происходили события книги Руфи, посвященной жизнеописанию прабабке Давида — язычницы-моавитянки, из бескорыстной любви и верности своей свекрови Ноемини принявшей народ иудейский и Единого Бога: «Народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» (Руфь, 1:16). Руфь собирала хлебные колосья на полях своего будущего мужа Вооза вокруг Вифлеема — и над этими же полями спустя века прозвучала Рождественская песнь ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир — в человеках благоволение».
Сегодня это место относится к маленькому христианскому городку Бейт-Сахур («Поле пастухов») по соседству с самим Вифлеемом.
Бейт-Сахур
Город Рождества
Самое главное событие в истории Вифлеема — рождение в нем Господа Иисуса Христа.
Город не был родным ни для Божией Матери, родившейся, по одной версии — в Назарете, по другой — в Иерусалиме, ни для Ее обручника Иосифа, жившего в Назарете. В Вифлеем, как в город своего предка Давида, они пришли, согласно евангелисту Луке, чтобы участвовать в переписи населения Римской империи, в которую в те времена входила провинция Иудея.
Поскольку масштаб переписи был колоссален даже по нынешим временам (Империя включала в себя все Средиземноморье, а в Западной Европе ее границы проходили по Рейну и Дунаю, и даже в Британии стояли римские легионы), для облегчения работы переписчиков жители приходили записываться в город, откуда происходил их род.
Вифлеем
Рождение Мессии в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более, чем за семь веков до самого события: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.2:5).
Об этом пророчестве напоминает евангелист Матфей. Царь Ирод, взволнованный сообщением волхвов о рождении Царя Иудейского, требует знатоков Писания указать город, в котором Он должен родиться. В ответ ему приводят неточную цитату из Михея: «так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2:5-6).
Святыни Вифлеема
Базилика Рождества Христова
Вифлеем живет во многом за счет паломничества изо всех стран мира. Центром его является базилика Рождества Христова, хотя символы Рождества здесь встречаются круглый год и далеко за пределами храмов: лавочки, гостиницы и кафе пестрят названиями типа «Дары волхвов», постоянно встречаются украшения со звездочками и миниатюрными вертепчиками…
Базилика Рождества Христова
Первый храм на месте Рождества был построен святой царицей Еленой. Его смогли определить по капищу Адониса, устроенному римлянами в середине второго века — при императоре Адриане в Иудее произошло восстание, после подавления которого правитель намеревался уничтожить саму память об Иудейском царстве. Иерусалим был почти полностью разрушен и переименован в Элию Капитолину; провинция Иудея получила название «Палестина» по имени пришедшего сюда со стороны Египта в XII веке до н.э. языческого народа, с которым древние евреи воевали на протяжение нескольких веков; на месте святынь христиан, которых язычники воспринимали иудейской сектой, устанавливались алтари римским богам.
Храм, построенный царицей Еленой, сгорел в 529 году (от него остались мозаичные полы). Нынешнее здание построено в VI—VII вв., и это единственный христианский храм в Святой земле, сохранившийся в целости с домусульманского периода.
Главная святыня храма — пещера Рождества Христова, находящаяся под центральным приделом. Даже протестанты, у которых нет традиций ни иконопочитания, ни паломничества, с глубоким чувством подходят к серебряной звезде, которой отмечено место рождения Спасителя.
Пещера Рождества Христова
Здесь же, в пещере, находится обложенная мрамором часть яслей, в которые положила Богородица Младенца Христа. Внутренняя часть яслей, пять дощечек из оливкового дерева, с VII века пребывают в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме.
Ясли Христовы
Вифлеемская икона Божией Матери
Возле южного входа в пещеру Рождества (слева от центрального иконостаса) находится чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери. Образ отличается тем, что Дева Мария на нем улыбается.
Вифлеемская икона Божией Матери
Пещера Рождества — не единственная в этой местности. Справа от храма находится так называемая «молочная пещера» — по преданию, здесь Богородица кормила Младенца Христа и разбрызгала капли Своего молока. Над пещерой стоит францисканская церковь (1871 год).
«Молочная пещера» в Вифлееме
Храм Рождества Христова в Вифлееме
В комплекс храма Рождества Христова входит пещера Избиенных младенцев. В ней находится самый древний сохранившийся престол в Вифлееме (IV век). Мощи хорошо видны за решетками, скрывающими ниши вдоль стен пещеры, но даже неспециалисту видно, что большинство из них принадлежат взрослым людям, а не двухлетним младенцам.
Пещера Избиенных младенцев
В левой стороне комплекса находится католическая церковь святой Екатерины, а под ней расположены пещеры, в которых подвизался блаженный Иероним Стридонский — переводчик Священного Писания на латынь. Сюда к нему приходила его ученица — преподобная Паула, основательница женских монастырей в окрестностях Вифлеема.
Дом Хлеба
Современный Вифлеем — совсем небольшой город в Палестине с населением в 25 тысяч человек. Сегодня только каждый шестой житель города Рождества исповедует христианство — с середины XX века христиане массово покидают Палестину. Не прекращается эмиграция и сейчас.
Тем не менее, присутствие христиан в Вифлееме, можно надеяться, будет продолжаться еще очень долго: ведь по местному закону даже должность мэра города может занимать только христианин.
Само имя города символично. По-арабски оно произносится «Байт Лахм», что в переводе значит «Дом мяса». Исконное еврейское название — Бейт Лехем — переводится как «Дом хлеба».
Еврейское название — дохристианское, арабское — по случайному созвучию. Но оба оказываются пророческими: здесь родился Агнец Божий, закланный за грех мира, — Христос, Хлеб Жизни.
Фотопутешествие в Вифлеем
В Палестине сосредоточено много христианских святынь, ведь именно там прошла жизнь Иисуса Христа. В числе самых почитаемых и важных объектов нужно назвать храм Рождества Христова, находящийся в Вифлееме. Он воздвигнут на месте появления на свет Иисуса Христа.
Адрес храма Рождества Христова в Вифлееме
Храм Рождества Христова в Вифлееме стоит на площади Яслей (Manger Square), еще называемой Ясельной площадью.
Адрес: Палестина, город Вифлеем, площадь Яслей, храм Рождества Христова.
Как добраться на машине
Обычно в Вифлеем для посещения храма Рождества Христова паломники следуют из Иерусалима.
При поездке на машине:
- Путешественнику следует вначале попасть в Иерусалиме на Хевронское шоссе (шоссе 60).
Карта, как добраться в Храм Рождества Христова в Вифлееме из Иерусалима.
- По данной дороге водителю нужно доехать до южного выезда из Иерусалима и преодолеть КПП-300.
- После контрольно-пропускного пункта автомобилю полагается ехать по шоссе в прямом направлении до развилки дорог.
- На разветвлении следует выбрать путь налево и следовать по нему до Вифлеема.
Как доехать на общественном транспорте
Чтобы добраться до сооружения на общественном транспорте, туристу нужно сесть в автобус №21, который останавливается в Иерусалиме у Шхемских ворот, еще называемых Дамасскими или Наблусскими. Автобус отходит от остановки каждые 20 мин и едет до нужной станции 40 мин. После высадки нужно следовать по направлению к площади Мангер (Яслей), где возвышается храм Рождества Христова.
История храма
Храм Рождества Христова имеет длинную историю. У христиан есть особенно чтимые исторические места, связанные с земной жизнью Господа, и одно из них ―место рождения Спасителя в Вифлееме.
Эту святыню не уничтожили время и враждебные народы, что произошло с другими христианскими сооружениями города.
Построен храм был по инициативе царицы Византии равноапостольной Елены ― значимой фигуры в истории христианства. Большую роль сыграл в возведении здания сын царицы ― первый христианский император Византии Константин Великий.
Приблизительно в 30-х гг. IX в. ими была устроена базилика (вид прямоугольной постройки, внутри которой ряды колонн создают особые помещения ― нефы) над вероятным местом рождения Иисуса Христа. Младенец был рожден Богородицей в вифлеемской пещере, потому что Марии и Ее мужу Иосифу не нашлось места в гостинице, переполненной народом из-за проводимой в то время переписи населения.
Царица Елена примерно определила место важнейшего события в истории для сооружения места поклонения. Она обильно украсила базилику, как подобает такому чудесному месту. Император Константин внес свою лепту в создание величественного облика святого храма, принеся туда драгоценные украшения, дорогие завесы.
Верхнее помещение храма явилось своего рода защитой для пещеры, устроенной внизу, под алтарем, бывшей непосредственно местом рождения Спасителя и заключающей в себе ясли, служившие Ему колыбелью. Базилика простояла в целости почти 200 лет, а в 529 г. произошел пожар, уничтоживший храм; целыми сохранились только мозаичные полы.
Через 2 года по прошению преподобного Саввы Освященного распоряжением правящего императора Юстиниана базилика была выстроена заново и доныне существует в слегка измененном виде, но главным образом сохранила черты постройки VI-VII вв. В VII в. начались воинственные набеги персидских воинов на Святую землю.
Захватчики уничтожали все христианские сооружения, но храм Рождества Христова чудом уцелел: персы увидели на западной стене храма красивую мозаику, выложенную по указанию царицы Елены. Мозаика изображала приношение волхвами драгоценных даров родившемуся Богомладенцу. Волхвы были родом из Персии и принадлежали к высокому сословию.
Об этом свидетельствовало их одеяние, искусно созданное на мозаике. Воины-персы не посмели уничтожить изображение своих величественных соотечественников, и храм уцелел. В 1009 г. Вифлеем был завоеван мусульманами, но и они не разрушили базилику Рождества Христова, а отделили для себя южную часть храма и использовали ее как мечеть.
Некоторое время базилика существовала как мартирий (здание, выстроенное на месте событий, связанных с жизнью Господа) и не имела над собой священноначалия. В 1100 г. сооружение перешло в подчинение епископу Вифлеема и Аскалона. Здесь проводилась коронация королей Иерусалима.
В XII в. вокруг храма были выстроены монастыри, возведена охранительная стена, венчающаяся башнями.
Другие даты:
- В 1187 г. султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин захватил город и изгнал священнослужителей из храма. Лишь по прошествии 5 лет султан позволил возвратиться троим католическим клирикам, но храм Рождества Христова он передал православной церкви Сирии.
- В 1229 г. город перешел под власть германских племен. Шли постоянные военные действия, в их результате базилику осквернили, позже был разрушен один из монастырей около храма.
- В 1266 г. мамлюки разорили храм, похитив колонны и часть мрамора.
- С 1277 г. католикам было позволено проводить в храме Рождества Христова богослужения.
Когда оттоманская империя завоевала Палестину, христиан не изгнали из базилики. В храме несколько раз с согласия властей производился ремонт. В наши дни Греческая православная церковь владеет главным алтарем, ей же принадлежит мужской монастырь Георгия Победоносца.
Католики отправляют богослужение в приделе Яслей пещеры Рождества Христова, а рядом с храмом есть католический монастырь и церковь святой Екатерины. Армянская апостольская церковь тоже имеет свой алтарь, ей принадлежит придел Трех Царей у северного выхода. Еще в ее ведении находится монастырь Святой Троицы.
Все 3 церкви мирно сосуществуют в храме, убирают его, содержат каждая свой монастырь. Лампады возле звезды Рождества и светильники в храме также принадлежат разным общинам.
Внешняя отделка храма
Внешне храм выглядит довольно сурово, напоминает крепость, не похож на привычный облик православных церквей. Стены его сложены из простого серого невзрачного камня. О том, что это христианская церковь, напоминают только небольшая светлая колокольня над одним из монастырей и кресты на крыше. Длина храма ― 50 м, в ширину он примерно 25 м.
Архитектурный ансамбль храма
Храм имеет перед собой небольшую площадь, выложенную каменными гладкими плитками и окаймлённую забором с чугунными решетками. На площади паркуются автомашины. Возле стен храма растут одиночные южные деревья.
Сооружение окружено постройками христианских общин:
- с юго-запада от базилики расположен принадлежащий армянской общине монастырь Святой Троицы;
- православный монастырь, святого Георгия Победоносца, построен возле южной стены;
- в католический монастырь католиков-францисканцев и в их храм святой Екатерины легко попасть через боковой вход базилики.
Внутреннее убранство
Храм Рождества Христова в Вифлееме изнутри своеобразен.
Сложная история религиозного сооружения наложила свой отпечаток на убранство:
Колонны | Храм подразделяется при помощи колоннады на пять нефов (вытянутых помещений). 44 колонны достойны пристального рассмотрения как исторический памятник. Они:
|
Окна | Отсутствуют. Сначала было 22 окна, но со временем их заложили, теперь используют только искусственное освещение. Сумрак создает впечатление, что человек действительно входит в пещеру. |
Мозаика | Частично сохранилась искусная мозаика времен императора Константина. Увидеть ее можно фрагментарно на стенах и в углублениях в полу. Мозаика включает:
|
Дверь | Обращает на себя внимание слишком низкий вход в храм, высотой 120 см. Взрослый человек не может войти сюда, не склонив головы. Раньше вход был высокий, со стрельчатой аркой, но из-за набегов кочевников его заложили сверху, чтобы варвары не могли въезжать в святое место верхом на лошадях. В мирное время переделывать вход не стали. Из-за своей особенности его называют «Вратами смирения». |
Стены | Сделаны из натурального тесаного камня. |
Свод | Сколочен из досок в XV в. От старости доски подгнили и вода во время дождя попадает на пол и стены храма. |
Пол | Здесь реконструированный пол из церкви Константина Великого, облицован мрамором, имеет старые фрагменты с мозаикой |
Амвон | Создан в XII-XII вв., во времена крестоносцев. |
Иконостас | Изготовлен в XVIII в. в Греции. Сам довольно простой, позже в его убранстве появились роскошь и позолота. |
Колокола | Сделаны в царской России. |
Паникадила | Подарены храму русскими царями, благотворившими православным храмам по всему миру, ― Александром III и Николаем II |
Святыни и мощи храма
Храм Рождества Христова в Вифлееме содержит несколько святынь, к которым устремляются паломники со всех концов света. Поскольку именно здесь, как считается, родился Иисус Христос, главные реликвии храма Рождества Христова связаны с этим из ряда вон выходящим событием.
Они такие:
- Место рождения Богомладенца. Увидеть его можно в Пещере Рождества Христова под главным приделом храма. Вертеп имеет площадь около 32 кв. м. Там, где появился на свет Господь, в мраморе располагается серебряная звезда с четырнадцатью лучами. Она сделана по подобию звезды, устроенной при Константине Великом и похищенной грабителями-иноверцами. На ней надпись: «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа». Звезда символизирует Вифлеемскую, зажегшуюся в небе после рождения Спасителя. Над звездой устроен престол, на котором ежедневно совершается Божественная литургия. Люди благоговейно встают перед святыней на колени и прикладываются к ней губами. Пространство вокруг ниши со звездой освещено множеством лампад, среди которых постоянно горят 6 лампад православной общины, 5 ― армянской и 4 ― католической.
- Ясли, куда Богородица положила Сына после рождения. Они облицованы мрамором. Внутренняя их часть, несколько оливковых дощечек, была увезена в VII в. в Италию и находится в храме Санта-Мария Маджоре.
- Вифлеемская икона Богородицы с Младенцем. Она была подарена церкви российской царицей Елизаветой. Икона написана по приказанию Елизаветы в память о ее излечении от тяжелой болезни. Чудотворное изображение привлекает паломников тем, что Богоматерь на нем улыбается, что нехарактерно для изображений Богородицы.
- Пещера избиенных младенцев. В ней сложены мощи младенцев и их родителей, убитых по приказанию царя Ирода. Тот стремился среди мальчиков до двухлетнего возраста истребить и родившегося недавно Иисуса, в Котором Ирод чувствовал соперника. 14 тыс. малышей были заколоты, став первыми мучениками за Христа, а предупрежденная Ангелом семья родившегося Богомладенца тайком покинула страну и скрылась в Египте.
Во время празднования католиками Рождества в Вифлееме, 25 декабря, происходит торжественное богослужение. Священник бережно берет восковую фигуру Иисуса Христа-Младенца, которая обычно находится в алтаре храма вместе с фигурой Богородицы, и несет ее в Пещеру Рождества.
Там фигуру прикладывают сначала к звезде ― месту рождения Бога, а потом с молитвами несут к яслям и укладывают в них. Фигура Богомладенца находится в яслях до 6 января, после чего ее снова уносят в алтарь.
Управление
Церковь управляется представителями трех христианских церквей:
- Иерусалимской православной церковью (но клир в основном состоит из греков);
- Римо-католической;
- Армянской апостольской.
Настоятель традиционно для всех храмов иерусалимского патриархата избирается из греческого православного клира, сейчас им является епископ Василий. Хранителем ключей также является православная община.
Расписание служб, режим работы
Божественная литургия в храме Рождества Христова совершается ежедневно. Вначале в верхнем храме в 7 ч утра служат утреню. Потом в 7 ч 40 мин внизу, в Пещере Рождества, начинается Божественная литургия. Храм открыт для посещений с 6 ч 30 мин утра до 18 ч вечера.
Правила посещения храма
Для посещения такой великой христианской святыни необходимо одеться скромно. В храм нужно входить, максимально прикрыв оголенные части тела.
Женщинам:
- рекомендуется надеть не короткую юбку;
- не нужно обнажать руки, лучше выбрать одежду с рукавами;
- полагается надеть на голову платок;
- не следует красить губы: обычно люди прикладываются к святыням губами.
Мужчинам:
- рекомендуется надеть не шорты, а брюки;
- майку необходимо заменить рубашкой (или хотя бы футболкой);
- головной убор при входе в храм полагается снимать.
Вести в помещении нужно скромно, благоговейно.
Не следует:
- громко разговаривать, кричать, смеяться;
- жевать жвачку, есть;
- разговаривать во время богослужения;
- пререкаться, делать замечания другим паломникам, вступать в конфликты.
Престольные праздники
Престольным праздником является Рождество Христово.
Интересно, что представители трех разных ветвей христианства, сосуществующие в храме, празднуют Рождество в разные дни:
- православные ― 7 января;
- католики ― 25 декабря;
- армянские христиане ― 19 января.
Для празднования православного Рождества из Иерусалима 6 января, в Рождественский сочельник, прибывает иерусалимский православный патриарх (сейчас Феофил III). Он служит рождественскую праздничную службу вместе с сонмом духовенства, в том числе русского. Ночное богослужение обычно на некоторое время посещает глава Палестинской национальной администрации.
Интересные факты про храм
Храм Рождества Христова в Вифлееме заключает в своем прошлом и настоящем интересные факты:
- он построен на месте бывшего языческого капища. Возможно, именно благодаря этому факту священное для христиан место было сохранено. Ведь после евангельских событий христианские храмы стали строиться далеко не сразу, потому что последователей Иисуса Христа гнали и преследовали иудеи. К тому же Палестина находилась под властью Римской империи. И как раз в месте рождения Богомладенца римлянами было устроено место поклонения их богу Адонису ― божеству красоты, весеннего обновления, воскресающей природы;
- в XII в. храм был чудесным образом сохранен от осквернения арабами. Захватчики ворвались в помещение, собираясь сделать в нем конюшню. Находящиеся внутри прихожане стали усиленно молиться Богу, и вдруг из одной колонны начали вылетать осы, набрасываться на врагов и жалить их. Арабы срочно покинули храм. Нынче на той колонне, из которой вылетали осы, находятся неизвестно как появившиеся углубления, вместе образующие по форме крест;
- в западной части пещеры Рождества находится келья святого блаженного Иеронима Стридонского ― просветителя Вифлеема и автора «Вульгаты» ― исправленного перевода Библии с древнелатинского языка, признанного авторитетным католической церковью;
- на Божественной литургии в храме паломники могут услышать удивительное пение палестинских христиан: не многоголосное, как обычно поют в российских храмах, а унисонное;
- после православной Божественной литургии проходит богослужение католиков, а затем ― представителей армянской церкви;
- незадолго до престольного праздника Рождества Христова 28 декабря в храме проводится генеральная уборка совместно силами клириков и монашествующих Иерусалимского патриархата, после чего совершается совместная трапеза;
- взаимоотношения конфессий в храме хорошие, но существуют и свои тонкости. Например, православный священник в епитрахили не может два раза подряд пройти через армянский вход: почему-то у армян считается, что после этого их вход автоматически станет православным. А вот без епитрахили ― пожалуйста.
Информация для паломников
Где можно остановиться приезжим:
- проживать русским паломникам в Вифлееме удобно в гостинице, открытой Русской православной церковью в 2000 г. по благословению патриарха Алексия II. Она называется «Дом паломника». Находится в 200 м от храма Рождества Христова, имеет 71 номер.Чтобы поселиться в этой гостинице, следует обратиться в Паломническую службу Русской духовной миссии (телефон +972 (2) 625-00-94). Адрес дома паломника: Piligrim Residence. 73, Milky Grotto street, Bethlehem.
- в Вифлееме еще существует примерно 40 гостиниц, бронировать места в них нужно заранее на соответствующих сайтах;
- часто паломники останавливаются в одном из монастырей, принадлежащих общинам храма.
Полезно знать и об этом:
- преимущественно путешественники прибывают в Вифлеем из Израиля. Важно иметь с собой загранпаспорт, потому что к людям с израильским гражданством здесь зачастую относятся недоброжелательно;
- если есть возможность, рекомендуется питаться в Израиле, потому что там лучше, чем в Палестине, соблюдаются санитарные нормы в заведениях общественного питания;
- чтобы получить исчерпывающую информацию о храме, рекомендуется заранее с помощью интернета договориться об экскурсии с русскоязычным экскурсоводом-христианином, живущим в Палестине;
- паломников в храме всегда бывает много, поэтому в очереди к святыням можно провести долгое время. Чтобы не переутомиться, нужно прийти не голодными, взять с собой емкость с питьевой водой и запастись терпением.
Много существует христианских святынь, но есть и прямо связанные с евангельскими событиями. Чудесно, что можно посетить в Вифлееме место, где ступала нога Богородицы, где родился и сделал первый вдох Сам Спаситель мира. Храм Рождества Христова поэтому бесценен для христиан.
Лариса Кречетова
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о Храме Рождества Христова в Вифлееме
По святым местам. От 6 июня. Вифлеем. Храм Рождества Христова:
Добавить комментарий