Петр андриевский протоиерей
Содержание
Андриевский, Пётр Фёдорович
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Андриевский.
Замошье, Лельчицкий район, Гомельская область
30 сентября 2012
Минск, Белоруссия
Свято-Елисаветинский монастырь
Протоиерей
- факультет философии и социальных наук Белорусского государственного университета
- Московская духовная академия
Русская православная церковь
Медиафайлы на Викискладе
Пётр Фёдорович Андрие́вский (июль 1954, деревня Замошье, Лельчицкий район, Гомельская область — 30 сентября 2012, Минск) — протоиерей Русской православной церкви, богослов. В своих трудах уделял значительное место критике модернизма в православной теологии.
Биография
Родился в июле 1954 года в деревне Замошье (Лельчицкий район) Лельчицкого района Гомельской области в многодетной семье.
C 1976 года работал в школах района учителем физики и химии и одновременно учился в БГУ на философском отделении.
После окончания университета в 1982 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил в 1984 году. В этом же году он поступил в Московскую духовную академию.
В 1985 году ректором академии епископом Александром был рукоположён в сан дьякона. С 3-го курса перешёл на заочное отделение академии, которую окончил в 1992 году.
В 1987 году митрополитом Минским и Белорусским Филаретом был рукоположён в сан священника и направлен на служение в Свято-Троицкую церковь города Ельска Гомельской области.
С 2001 года — член редакции Православного журнала «Благодатный огонь» (приложение к журналу «Москва»). В этом журнале и других изданиях опубликованы его статьи богословского и церковно-исторического содержания.
С 2008 года служил в Свято-Елисаветинском монастыре г. Минска.
Взгляды
В своих трудах протоиерей Пётр Андриевский говорил о необходимости возврата к святоотеческому наследию, к святоотеческой традиции, указывая, что, помимо Священного Писания, только Отцы Церкви должны являться опорой в богословском дискурсе. Критиковал взгляды А. И. Осипова, А. В. Кураева и др., а также явление модернизма в православном богословии.
Труды
- // Православный миссионерский апологетический центр «Ставрос».
- Заметки о богословии // Сайт, посвященный трудам протоиерея Петра Андриевского.
- Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева) // Православный журнал «Благодатный огонь».
- Лукавый философ на ниве богословия // «Православная беседа».
- Проповедники «народного православия» // Православный журнал «Благодатный огонь». — № 12.
- Ересь царебожия // Православный журнал «Благодатный огонь». — № 11.
- Царебожническое словоблудие в радиоэфире // Православный журнал «Благодатный огонь». — № 10.
- Какую человеческую природу воспринял Христос? // Православный журнал «Благодатный огонь».
- О чем ревнует «Русь Православная»? // Православный журнал «Благодатный огонь». — № 9.
- Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ? // Православный журнал «Благодатный огонь».
- На пути литургического разрушения. Апология обновленчества прот. Н. Балашова // Православный журнал «Благодатный огонь». — № 8.
- Катехизис лжеучителя // Православный журнал «Благодатный огонь». — № 7.
- Россия перед Вторым пришествием… Несбывшиеся предсказания // Православный журнал «Благодатный огонь». — № 7.
- Антихрист и «штрихофобия» // Православный журнал «Благодатный огонь». — № 6.
- Еще раз о «Царе-Искупителе» // Православный журнал «Благодатный огонь». — № 5.
- Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев) // Православный журнал «Благодатный огонь». — № 5.
- Ересь имябожничества в прошлом и настоящем // Православный журнал «Благодатный огонь». — № 5.
- Первородный грех и неукоризненные страсти // Православный журнал «Благодатный огонь».
- Искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа // Православный журнал «Благодатный огонь».
- Православные учения о спасении // Православный журнал «Благодатный огонь».
- Кто будет судить Иисуса Христа? // Православный журнал «Благодатный огонь».
- Протестантизм в Православии // Православный журнал «Благодатный огонь».
- Нужен ли нам Поместный Собор? // Православное информационное агентство «Русская линия».
- Таинство Евхаристии и фантазеры от богословия // Православное информационное агентство «Русская линия».
- Кривоверие // Сайт, посвященный трудам протоиерея Петра Андриевского.
- Православны ли имябожники? // Русский Вестник. — № 21—22. — 2000.
- А прав ли мирянин Владимир Губанов // Сайт, посвященный трудам протоиерея Петра Андриевского.
- Беспричинные страхи «православных» адвентистов // Сайт, посвященный трудам протоиерея Петра Андриевского.
- Искупление или исправление греховной природы // Сайт, посвященный трудам протоиерея Петра Андриевского.
- Протоиерей Иоанн Мейендорф и Шамбезийское Соглашение // Сайт, посвященный трудам протоиерея Петра Андриевского.
- Родовой грех. Находка богословов МДА на языческой поляне // Сайт, посвященный трудам протоиерея Петра Андриевского.
- Об экуменизме // Русский Вестник. — № 5—6. — 2000.
- Вопросы проф. А.И. Осипову // Русский Вестник. — № 40—41. — 1999.
- Современные ересиархи: проф. А.И. Осипов // Русский Вестник. — № 34—35. — 1999.
- Нет власти не от Бога // Журнал «Москва». — № 8. — 2000.
- О пространстве Церкви Христовой // Сайт, посвященный трудам протоиерея Петра Андриевского.
- О ересях диакона Андрея Кураева // Русский Вестник. — № 44—45. — 1998.
- О богословствующем диаконе Андрее Кураеве // Православный журнал «Благодатный огонь».
- Что такое первородный грех и почему нужно крестить младенцев // Православный журнал «Благодатный огонь».
- Русь святая! Храни веру православную, в ней же тебе утверждение! // Сайт, посвященный трудам протоиерея Петра Андриевского.
Примечания
- При регистрации рождения была поставлена дата несколькими днями позже.
- К Тебе прейде божественный служитель Твой: приими в руце Твои душу его, яко птенца… Архивировано 8 марта 2016 года. // Свято-Елисаветинский монастырь.
- Русь святая! Храни веру православную, в ней же тебе утверждение!
- о. Петр Андриевский VS св. Иларион (Троицкий), о. Андрей Кураев, А. И. Осипов (недоступная ссылка) // Форум миссионерского портала диакона Андрея Кураева.
- Протоиерей Сергий (Богоявленский). Торжество несторианской ереси в стенах Московской духовной академии Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Русский Вестник. — № 37—38. — 2000.
- Святые отцы и «оптимистическое богословие». Вопрос о вечности адских мук в работах православных богословов XX века // Православное общество «Азбука веры».
- Священник Андрей Новиков. Церковь без границ: Священное Предание или модернизм // Сайт «Православный апологет».
Ссылки
- Сайт, посвященный трудам протоиерея Петра Андриевского.
- Скончался протоиерей Петр Андриевский // Православный журнал «Благодатный Огонь».
- В тяжелом состоянии протоиерей Петр Андриевский // Живой Журнал пресвитера Александра.
Протоиерей Петр АНДРИЕВСКИЙ Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диак
Ересь афтартодокетизма
Афтартодокетистами именовались в древнее время строгие монофизиты, последователи еп. Галикарнасского Юлиана и Александрийского архидиакона Гайяна, учивших, что тело Иисуса Христа было нетленно, что Господь не воспринял на Себя естественные и беспорочные страсти: голод, жажду, утомление, страдание, смерть и т.п., а чувствовал и переживал все это или по видимому, или по самопроизвольному хотению. Для уяснения этого вопроса обратимся вначале к преп. Иоанну Дамаскину.
«Имя тления, – поучает нас Святой Отец, – обозначает двоякое. Ибо оно обозначает эти человеческие страсти: голод, жажду, утомление, прокалывание гвоздей, смерть или отделение души от тела и подобное. Сообразно с этим значением мы говорим, что тело Господа было подвержено тлению. Ибо все это Он воспринял добровольно. Но тление обозначает также и совершенное расторжение тела на те стихии, из которых оно – сложено, и – уничтожение, каковое многими лучше называется гибелью (слав.:истлением). Тело Господа не узнало этого по опыту, как говорит пророк Давид: яко не оставиши душу мою во аде, ниже преподобному твоему видети истления. И так, подобному безумному Юлиану и Гайяну, говорить, что тело Господа, сообразно с первым значением тления, было нетленно прежде воскресения, нечестиво. Ибо, если оно было неистленно, то не было одной и той же сущности с нами»
Преп. Иоанн Дамаскин, таким образом, недвусмысленно учит, что Господь воспринял смертную, подверженную страданию и смерти, человеческую природу, что смерть и страдания естественны для Христа, т.е., присущи Его человеческому естеству. Другое дело, что во Христе естественные и беспорочные страсти (в их числе страдание и смерть) не предшествуют Его Божеской воле. Как говорит об этом тот же св. Иоанн Дамаскин: воля Христа «человеческая следовала и подчинялась (Божественной) Его воле, не будучи возбуждаема собственною мыслию, но желая того, что желала Божеская Его воля». Некоторые же богословы, ложно усвоив слова Апостола: оброцы бо греха, смерть (Рим. 6,23), начали учить, что Господь, будучи безгрешным, имел и человеческую природу, не подверженную страданию и смерти, что страдание и смерть Господь переживает не в силу присущей Его человеческой природе смертности и способности к страданиям, а по самопроизвольному хотению.
Один из таких богословов – диакон Андрей Кураев. В статье «Лукавый философ на ниве богословия» я указал на то, что диакон Кураев разделяет ложное утверждение афтартодокетов, что смертность и способность к страданиям не естественны человеческой природе Христа, что у Христа не смертная природа. В частности, я писал, что в своей интернетовской статье «Охотничий азарт вместо богословия» «диакон Кураев эту ересь пытается приписать мне. На том основании, что я не разделяю его мнения о восприятии Христом поврежденной, удобопреклонной ко греху человеческой природы. Но я, ведь, не отрицаю единосущности нам человеческой природы Спасителя. Господь единосущен нам во всем, кроме греха. Он истинно алкал, истинно жаждал, истинно боялся, истинно умер. Но Христос не был подвержен внутренним искушениям и борьбе с грехом. Он совершенно чужд всего этого, и в этом Он нам не единосущен. Он воспринял на Себя только беспорочные страсти, которые не привносят в человеческую природу Спасителя никакой нечистоты. Эта природа совершенно свята и непорочна. Точно так же, как и у первого Адама. По этой причине Священное Писание и Святые Отцы и именует Христа Вторым Адамом – по причине совершенной святости и безгрешности Его человеческой природы. Страстность, тленность и смертность не были у Христа следствием первородного греха, как у нашего праотца и нас, его потомков, ибо прежде Своего зачатия в утробе Богородицы, Христос «очистил Деву, предуготовив Духом Святым; и потом утроба, став чистою, зачинает Его. Очистил Деву при Ея непорочности; почему, и, родившись, оставил Девою» (преп. Ефрем Сирин). Также «естественные страсти наши, – как об этом говорит преп. Иоанн Дамаскин, – были во Христе, без всякого сомнения, и сообразно с естеством, и превыше естества. Ибо сообразно с естеством они возбуждались в Нем тогда, когда Он позволял плоти испытать то, что было ей свойственно; а превыше естества потому, что в Господе то, что было естественно, не предшествовало Его воле, ибо в Нем не созерцается ничего вынужденного, но все – как добровольное. Ибо, желая – Он алкал, желая – жаждал, желая – боялся, желая – умер». Когда же Христос позволял беспорочным и естественным Своим страстям испытать, что им свойственно, то они проявлялись точно так же, как и у нас. Точно так же, как и мы, Христос алкал, точно так же – жаждал, точно так же – боялся смерти, точно так же, как и мы, Он страдал, мучился на Голгофском Кресте так же, как и прочие люди, пригвожденные ко кресту… Диакон же Кураев утверждает, что «с небывалой ранее в людях силой подымается в душе Христа протест против смерти, к границе которой Он подошел». Что значит «с небывалой ранее в людях силой»? Святые Отцы поучают нас, что в Гефсимании Господь Своей Божеской волей попустил Своей же человеческой воле бояться смерти для того, чтобы убедить нас в истинности восприятия Им человеческого естества, что это естество совершенно такое же, как и у нас. Поэтому «с небывало ранее в людях силой»Кураева может означать только то, что он исповедует у Христа не единосущную нам человеческую природу. В самом деле. Кураев пишет: «та смерть, что предстояла Христу, была не обычной человеческой кончиной». И добавляет: «я не имею в виду мучительность крестной казни». В чем же тогда эта необычность? «Дело в том, – пишет Кураев, – что каждый человек в течение своей жизни постепенно привыкает к смерти. Ее ростки он носит в себе изначала, и растит едва ли не всю свою сознательную жизнь. Там, где есть грех, там есть тень смерти. Человек еще при жизни свыкается со смертью. Но во Христе не было привычки умирать. Ему предстояло войти в радикально чужой опыт»
Что касается «привычки умирать», то этой «привычки» у людей не может быть потому, что все люди умирают один раз. Смысл этого изречения Кураева, конечно же, в том, что он, также как и древние афтартодокеты, не считает человеческую природу Спасителя смертной по природе. «Ростки» смерти, т.е., смертность природы, полагает он, только люди носят «изначала». По причине своей греховности. И поскольку Христос не подвержен никакому греху, то его человеческая природа чужда смерти. Потому и говорит Кураев, что Христу «предстояло войти в радикально чужой опыт», т.е., опыт, чуждый Его человеческой природе»
Прочитав эти мои слова, свидетельствующие, что не я, а сам диакон Кураев является исповедующим ересь афтартодокетизма, Кураев пишет в книге «О нашем поражении»: «В своей второй статье против меня священник Петр – уже в полном экстазе – выдумывает наличие у меня ереси “афтартодокетизма”. На опровержение этой его фантазии я не трачу время. Во-первых, чтобы убедиться в отсутствии у меня “еретической новизны”, досточно сравнить мой текст с суждениями Владимира Лосского на ту же тему (см.: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. С.278-279). Во-вторых, читателям статьи священника Петра, полагаю, и так достаточно очевидно, что его комментарии из моих текстов ну никак не следуют».
Таким образом, диакон Кураев, отсылая нас к указанным страницам сочинения Лосского, тем самым дает понять, что он разделяет мысли Лосского, изложенные на этих страницах.
Лосский же на указанных страницах своего сочинения обращает наш взор к борению Христа в Гефсиманском саду, которое, по его словам, «нередко удивляет и даже соблазняет». Он приводит слова преп. Иоанна Дамаскина об этом Гефсиманском борении: «Когда Его человеческая воля отказывалась принять смерть, а Его Божественная воля давала место этому проявлению человечества, тогда Господь, по человеческой природе, был в борении и страхе, Он молился об избавлении от смерти. Но так как Его Божественная воля желала, чтобы Его человеческая воля приняла смерть, то человеческое страдание стало для человечества Христа страданием вольным».
Лосский так комментирует эти слова преп. Иоанна Дамаскина: «Сын Божий Cвоей человеческой волей согласился на смерть как на следствие греха и плату за грех. Но в нем не было “греховного корня”, следовательно, Он не должен был вкушать и смертного плода. Человек же носит этот корень в себе, и смерть для него, можно сказать, “естественна”, то есть биологически логична и психологически приемлема в том “ниже-природном” состоянии, на котором Бог остановил падение и утвердил некий закон – закон смерти. …Христос же, когда Он соглашается принять ужасное последствие греха, когда в последних глубинах Своего нисхождения в наши меонические бездны Он познает смерть, видит, как обоженный человек противится в Нем этому “противо-природному” проклятию. И когда собственная воля Слова, то есть Его человеческое естество, подчиняется, оно познает несказанный ужас перед смертью, ибо она Ему чужда. Один только Христос познал, что такое подлинная смерть, потому что Его обоженное человечество не должно было умирать. Один Он мог измерить всю меру агонии, потому что смерть овладевала Его существом извне, вместо того, чтобы быть в Нем, как в человеке падшем, неустранимым стержнем бытия, смешанного с небытием, когда облекающая этот стержень плоть распадается от болезней и времени».
Лосский, таким образом, исповедует, что человеческая природа Спасителя не подвержена смерти. Смерть человеческой природе Христа, по мнению Лосского, чужда; обоженное человечество Христа не должно было умирать; смерть овладевала Его существом извне, потому что она не было в Нем, т.е., не было присуща Его человеческому естеству. Смерть, по мнению Лосского, «естественна», т.е., присуща человеческому естеству только обычных людей, потомков согрешившего в раю праотца. Люди носят в себе «греховный корень», потому они и смертны. Христос же, по мнению Лосского, когда познает смерть, видит, как обоженный человек противится в Нем этому «противо-природному» проклятию.
Конечно, человек действительно носит в себе «греховный корень», и в самом деле человек наказан смертью за первородный грех. Христос же действительно не носит в Себе этого «греховного корня». Но значит ли это, что только для людей смерть»естественна», то есть биологически логична, а для человеческой природы Спасителя смерть чужда, что смерть не была в Нем, т.е., в человеческой природе Христа, как это представляется Лосскому? Хотя Христос и не причастен никакому греху, тем не менее Его человеческая природа смертная, смерть так же присуща человеческой природе Христа, как она присуща всем людям. Ибо Господь по Своему человеколюбию для спасения человеческого рода от греха, проклятия и смерти воспринял на Себя все естественные и беспорочные страсти, т.е. все беспорочные страсти, присущие природе падшего человечества. «Исповедуем, – говорит преп. Иоанн Дамаскин, – что Христос воспринял все естественные и беспорочные страсти человека. Ибо Он воспринял всего человека и все, что принадлежит человеку, кроме греха. Ибо этот – не естественен и не всеян в нас Творцом, но произвольно происходит в нашей свободной воле вследствие диавольского посева и не владычествует над нами насильно. Естественные же и беспорочные страсти суть не находящиеся в нашей власти, которые вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения, происшедшего из-за преступления, как, например, голод, жажда, утомление, труд, слеза, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от которой происходит пот, капли крови; происходящая вследствие немощи естества помощь со стороны Ангелов и подобное, что по природе присуще всем людям».
Преп. Иоанн Дамаскин, на авторитет которого пытается опереться Лосский при изложении своего ложного мнения, что смерть не естественна человеческой природе Спасителя, указывает, что Христос воспринял все естественные и беспорочные страсти человека; все, что по природе присуще всем людям. Более того, говоря о Гефсиманском борении Спасителя, Преподобный пишет, что «когда Он уклонялся от смерти, то, в то время, как пожелала и позволила Божественная Его воля, Он уклонялся от смерти и томился, и устрашался естественно … согласно с законами естества». Человеческой природе Христа присущи те же самые естественные и беспорочные страсти, которые присущи природе всех людей. И когда Божеская Его воля позволяла человеческой Его воле испытать эти страсти, то они проявлялись в человеческой природе Спасителя точно так же, как и у всех людей. Точно так же, как и все люди, Христос алкал, точно так же – жаждал, точно так же – боялся смерти.
Лосский пишет, что когда человеческое естество Христа подчиняется Божеской воле и соглашается на смерть, то «оно познает несказанный ужас перед смертию, ибо она Ему чужда». Но Евангельское повествование свидетельствует, что когда человеческая воля Христа, укрепленная Его Божеской волей, избрала себе смерть, то она уже не испытывает ужаса перед смертью, как это мнится Лосскому. Об этом учит нас и преп. Иоанн Дамаскин: «Ибо душа Господа, как истинно, по благоволению Своему, сделавшегося человеком, прежде испытав естественную немощь по причине чувства, возникшего при расставании с телом, и испытав естественное сочувствие, потом укрепленная Божественною волею смело действует против смерти». Смелодействует против смерти, а не испытывает несказанный ужас, как это мнится Лосскому!
Ересь афтартодокетизма у Лосского воспринял не один диакон Кураев. Эту ересь, и именно у Лосского, почерпнул прот. Сергий Антиминсов. В своей книге «О богословии протоиерея Александра Меня», справедливо критикуя последнего за многочисленные искажения православного вероучения, прот. Сергий приводит следующий текст из книги о. Меня «Сын Человеческий»: «Он мучился как миллионы людей, как каждый ребенок…». Прот. Сергий определяет это выражение как «изощренные еретические мысли», потому что нельзя, дескать, сравнивать страдания Христа со страданиями любого другого человека.»Всякий другой человек небезгрешен, даже младенец, как получивший естество падшего Адама, причастен первородному греху… Но Христос не имел этого “греховного корня” и поэтому не должен был вкушать горького плода – страданий и смерти. Он добровольно согласился принять смерть только по любви к человеческому роду. И, наверно, только Его Гефсиманская молитва, когда Он, будучи в борении до кровавого пота, склонил Свою человеческую волю принять чашу крестных страданий – наверно, только это поможет нам понять, как трудно, как противоестественно было соглашаться на смерть обоженному человеку».
Хотя прот. Александр Мень и еретик такой, каковых немного найдется в Истории Церкви, поскольку вообще отрицал историческое существование нашего праотца Адама, а сатана для него – всего лишь второе начало термодинамики (закон энтропии), но в данном случае он справедливо пишет, что Христос мучился как миллионы людей. Христос действительно мучился на Кресте так, как мучились все люди, терпевшие такую казнь. Страдания и смерть – естественные, а непротивоестественные страсти человечества Христова
Возвращаясь к диакону Кураеву, хочу обратить внимание на довольно странную его философию о Христе. Человеческая природа Христа, по мнению Кураева, чужда смерти, но удобопреклонности ко греху эта природа не чужда. Естественным и беспорочным страстям, каковыми являются страдание и смерть, Христос оказывается у диакона Кураева чуждым, они противоестественны Его человеческой природе, а вот удобопреклонности ко греху, из-за каковой Апостол от лица всех потомков Адамовых пишет: вем бо, яко не живет во мне, сиречь в плоти моей, доброе: еже бо хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю. Не еже бо хощу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю (Рим. 7,18-19), этой удобопреклонности ко греху Христос у Кураева чуждым не оказывается…
Экклезиологическая ересь: о непринадлежности к Церкви грешников
В статье «Охотничий азарт вместо богословия», обращаясь к редакции «Русского Вестника», напечатавшей мою статью «О ересях диакона Андрея Кураева» («РВ», 1998, №44-45), диакон Кураев пишет, что редакции следовало быть очень осторожной»при печатании статьи священника Петра Андриевского – ведь пришла она из Белоруссии, где латинско-униатское влияние традиционно велико. К сожалению, текст моего критика оказался не лишен латинских следов. Так, например, о. Петр проповедует вполне католическое представление о Церкви. По его убеждению, “грешники вовсе не отпадают от Церкви, согрешая”. Католическое богословие настолько уверено в этом, что полагает, будто даже священник, запрещенный в служении за смертные грехи, все равно может совершать Таинства…». Далее следует рассказ отца Андрея об одном иезуите, давно ушедшем из ордена, который даже сам себя не называет священником, тем не менее, по католическому учению, имеющему священническую власть совершать церковные таинства. Рассказ этот к существу рассматриваемого вопроса: принадлежат ли грешники к Церкви, никакого отношения не имеет. Также как не имеет этого отношения и само католическое учение по этому вопросу. Нас, православных, должно интересовать, прежде всего, как учит наша Православная Церковь по данному вопросу. А Православная Церковь учит, что Церковь состоит не только из одних праведников, но и грешников. «Веруем, – говорится в «Послании Восточных Патриархов о Православной Вере», – что Члены Кафолической Церкви суть все, и притом одни верные, т.е. несомненно исповедующие чистую Веру Спасителя Христа, (которую прияли мы от Самого Христа, от Апостолов и Святых Вселенских Соборов), хотя бы некоторые из них и были подвержены различным грехам. Ибо, если бы верные, но согрешившие, не были членами Церкви, то не подлежали бы ее суду. Но она судит их, призывает к покаянию и ведет на путь спасительных заповедей; а потому, несмотря на то, что подвергаются грехам, они остаются и признаются членами Кафолической Церкви, только бы не сделались отступниками, и держались Кафолической Православной Веры».
Для диакона Кураева, впрочем, «Послания» Восточных Патриархов не авторитетны. «Восточные Патриархи XIX в., на которых ссылается о.Петр, не являются святыми отцами. Их богословский кругозор во многом являлся “латинским”. В их посланиях есть точные суждения и аргументы. Но есть и то, что определено духом их времени. И если я вижу: мнение отцов не совпадает с мнением патриархов, – я предпочитаю быть с отцами».
Следует заметить, что «Послание», цитируемое мной, было составлено в 1723 году, т.е., в XVIII веке, а не в XIX, и против этого «Послания» никто из русских Святителей не возражал. Учение же «Послания» о принадлежности к Церкви грешников вытекает из чистейшего источника – Священного Писания и Предания Церкви.
Апостол и Евангелист Иоанн Богослов поучает нас: чадца моя, сия пишу вам, да не согрешаете: и аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника. И той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира(1Иоан. 1,1-2). Исповедайте убо друг другу согрешения, и молитеся друг за друга, яко да исцелеете, – заповедует другой Апостол Христов (Иак. 5,16). Апостолы пишут так потому, что, даже очистившись в купели крещения от всех грехов, человек не освобождается от следствия первородного греха – удобопреклонности ко злу воли, почему даже после крещения может впадать в согрешения: вем бо, яко не живет во мне, сиречь в плоти моей, доброе: еже бо хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю. Не еже бо хощу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю (Рим. 7,18-19) – говорит Апостол от лица каждого из нас. По этой причине Господь, явившись после Своего Воскресения пред учениками Своими в сионской горнице, и установил в Церкви таинство покаяния, сказав им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся (Иоан. 20,22-23).
О том, что согрешившие чада Церкви отпадают от Церкви, учили вовсе не cвятые Отцы, а древние еретики – новациане идонатисты. Последователи римского пресвитера Новациана и нумибийского епископа Доната, так же, как и диакон Кураев, учили, что Церковь состоит из одних праведников, что грешники к Церкви не принадлежат. Опровергая новациан и донатистов, Святые Отцы учили, что Церковь Христова состоит не только из праведников, но и грешников, что грешники, хотя и повергаются Церковью различным запрещениям, тем не менее, остаются чадами Церкви.
Св. Киприан Карфагенский: «не должна соблазняться вера и любовь наша, когда видим в Церкви плевелы, и это не дает нам права удаляться от Церкви».
Св. Амвросий Медиолонский: «всех просвещает всеблагий (Христос), и желает не отвергнуть легко согрешающего, но исправить, не исключить из Церкви упорного, но смягчить».
Блаж. Феодорит: «не из одних только совершенных состоит вся Церковь Божия, но заключает в себе и тех, которые предаются беспечности, ведут жизнь неумеренную, и служат порочным удовольствям».
Блаж. Иероним: «ковчег Ноев был образом Церкви; как в ковчеге находились животные всякого рода: так и в Церкви находятся люди всех племен и всякой нравственности; как там были – барс и козлища, волк и агнцы: так и здесь есть праведные и грешные, т.е. употребляются сосуды златые и сребряные вместе с деревянными и глиняными».
Блаж. Августин: «если ковчег прообразовал собою Церковь; то сами видите, отсюда, как необходимо, чтобы она содержала в себе, посреди этого потопа века сего, обоего рода животных, и врана и голубя… И злые и добрые находятся в Церкви кафолической».
Если бы был прав диакон Андрей Кураев, который пишет, что «границы Церкви меняются ежеминутно – потому что в своих грехах мы отпадаем от нее и воссоединяемся с нею в исповеди и Причастии», тогда бы Церкви на земле вообще не существовало. Ибо несравненно чаще мы согрешаем, (т.е. согласно Кураеву, отпадаем от Церкви), нежели прибегаем к таинству исповеди (воссоединяемся с Церковью, согласно Кураеву). А поскольку подвержены грехам не только миряне, но священники и епископы, то весьма скоро и воссоединять с Церковью кающихся грешников не было бы кому.
Представление о Церкви, как о Церкви только праведников, исходящее как будто бы из благих побуждений, на самом деле совершенно разрушает вообще понятие о Церкви. Аще речем, – пишет Апостол, – яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас (1Иоан. 1,8). Но если все грешники, а Церковь должна якобы состоять из одних праведников, тогда и Церкви на земле на самом деле не существует… Вот почему Святые Отцы и обличали донатистов и новациан, утверждавших, что грешники к Церкви не принадлежат.
К Церкви не принадлежат только еретики и раскольники, а также обличенные в тяжких грехопадениях, каковых от Церкви отлучать повелевают церковные уставы.
Блаж. Иероним: «прелюбодей, любодей, человекоубийца и другие беззаконники бывают отлучаемы от Церкви чрез пастырей, – а еретики сами произносят на себя приговор, добровольно удаляясь от Церкви». Но тяжкие грешники отпадают от Церкви не сами по себе, а только, когда Церковь сама произнесет над ними свой приговор. Митр. Макарий пишет: «известно, что к Церкви Коринфской принадлежал даже кровосмеситель, пока Апостол не повелел отлучить его. Принадлежал, это видно из упрека Апостола Коринфянам: отнюдь слышится в вас блужение…; и вы не паче плакасте, да измется от среды вас содеявый дело сие (1Кор. 5,1.2). Это же необходимо предполагается повелением отлучить его (1Кор. 5,4-5); что и отлучать от Церкви того, кто не принадлежит к ней?…».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Комментарии 2
О ВЕРЕ
1. «Без веры невозможно угодити Богу». Евр. 11:6
2. «Вера без дел мертва есть». Иакова 2:20
3. «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Евр. 11:1
4. «Вера есть око, озаряющее всякую совесть, она сообщает человеку всякое ведение». Свт. Кирилл Иерусалимский
ОБ ОТКРОВЕНИИ БОЖЕСТВЕННОМ
5. «Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во Пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори». Евр.1:1,2; 1 Кор. 2:7,8,10
6. «Никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти». Мф. 11:27
7. «Невидимая бо Его от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и Божество».
Рим. 1:20
О СВЯЩЕННОМ ПРЕДАНИИ
8. «Темже убо братие, стойте и держите предания, имже научитеся или словом или посланием нашим». 2 Сол. 2:15
9. «Сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос, Сын Божий, и да верующе, живота имате во имя Его».
Иоанн 20:31; 21:24,25
О ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ
10. «Повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь». Мф.18:17
1–й член Символа веры
11. «Никтоже Бог ин, токмо един». 1 Кор. 8:4
О свойствах Божиих
12. Дух. «Бога никтоже виде нигдеже: единородный Сын, сый в лони Отчи, Той исповеда». Иоанн 1:18;
«Дух есть Бог». Иоанн 4:24
13. Вечный. «Прежде даже горам не быти, и создатися земли и вселенной, и от века и до века Ты еси». Пс. 89:3
14. Всеблагий. «Никтоже благ токмо един Бог». Мф. 19:17
15. Всеведущий. «Болий есть Бог сердца нашего и весть вся». Иоанн 3:20
16. Всеправедный. «Праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его». Пс.10:7
17. Всемогущий. «Той рече и быша: Той повеле, и создашася». Пс. 32:9 «Не изнеможет у Бога всяк глагол». Лк. 1:37
18. Вездесущий. «С Небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия». Пс. 32:13; «Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя». Пс. 138:7–10
19. Неизменяемый. «У Отца светов несть пременения, или приложения стень». Иак. 1:17
20. Вседовольный. Бог «ни от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, Сам дая всем живот и дыхание и вся». Деян. 17:25
21. Всеблаженный. Бог «блаженный и един сильный, царь царствующих и Господь господствующих». 1 Тим. 6:15
22. Бог — Святая Троица. «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Мф. 28:19
23. Бог Творец . «В начале сотвори Бог небо и землю». Быт. 1:1 «Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая: аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти, всяческая Тем и о Нем создашася». Колос. 1:16
24. Бог Творец . а] «Егда быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои». Иова 38:7; б] «Яко Ангелом Своим заповесть о Тебе, сохранити Тя во всех путех Твоих». Пс. 90:11 в] «Блюдите, да не
25. презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небеснаго». Мф. 18:10
26. Злые ангелы суть: «ангелы, не соблюдшие своего начальства, но оставльшие свое жилище». Иуд. 6
27. Предопределение Божие. «Избра нас в Нем прежде сложения мира». Ефес. 1:4; «Ихже бо предуведе, тех и предустави». Рим. 8:29
28. Промысл Божий. «Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их: не вы ли паче лучше их есте»? Мф. 6:26
2–й член Символ веры
29. Иисус Христос Сын Божий. «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Иоанн 1:1
30. Единородный. См. № 12, «Слово плоть бысть..». Иоанн 1:14
31. «Единосущна Отцу». «Аз и Отец едино есма». Иоанн 10:30
32. «Имже вся быша». «Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть, еже бысть». Иоанн 1:3
3–й член Символа веры
33. «…сшедшаго с небес» «никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, Сый на небеси». Иоанн 3:13
34. О грехе. «Грех есть беззаконие». 1 Иоанн 3:4
35. Бог дал человеку надежду спасения: «Семя жены сотрет главу змия». Быт. 3:15
36. «…и воплотившагося..». «Слово плоть бысть». Иоанн 1:14
37. «…и вочеловечшася..». Иисус Христос — совершенный человек. «Един Ходатай Бога и человеков,
человек Христос Иисус». 1 Тим. 2:5
38. «…от Духа Свята и Марии Девы..». «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя; темже и
раждаемое свято, наречется Сын Божий». Лк.1:34,35
39. Дева Мария — Богородица, Матерь Божия: «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут
имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог». Исаия 7:14
4–й член Символа веры
40. «…распятаго ..». «Аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли». 1 Кор. 2:8
41. «…распятаго..». избавил нас смертию от: а] греха: «О Немже имамы избавление кровию Его, и оставление прегрешений, по богатству благодати Его». Ефес. 1:7 б] проклятия «Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва». Галат. 3:13 в) смерти: «понеже дети приобщишася плоти и крови, и Той преискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти сиречь диавола». Евр. 2:14
42. «…и страдавша..». «Бог же, яже предвозвести усты всех пророк своих, пострадати Христу, исполни тако». Деян. 3:18
43. «…и погребенна..». «прияста же тело Иисусово, и обвиста с ризами со ароматы якоже обычай есть
Иудеом погребати». Иоанн 19:40
5–й член Символа веры
44. «…и воскресшаго..». «Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть». 1 Кор. 15:20
45. Состояние Христа по смерти: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле
был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный».
46. Сошествие Христа во ад: «Зане и Христос единою о гресех наших пострада, Праведник за неправедники, да приведет ны
Богови: умервщлен убо быв плотию, ожив же духом, о Немже и сущим в темнице духовом сошед проповеда». 1 Пет. 3:18,19
47. «…в третий день.». «и бе Иона во чреве китове три дни и три нощи». Ионы 2:1
48. «…по писанием..». «Той язвен бысть за грехи наша, мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем,
язвою Его мы исцелехом». Исаия 53:5
6–й член Символа веры
49. «…и восшедшаго на небеса..». «Сшедый, Той есть и восшедый превыше всех небес,
да исполнит всяческая». Ефес.4:10
50. «…и седяща одесную Отца..». «Такова имамы Первосвященника, Иже седе одесную престола величиствия на
небесех». Евр. 8:1
7–й член Символа веры
51. О втором пришествии Христа «…и паки грядущаго..».: «Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет,
имже образом видесте Его идуща на небо». Деян. 1:11
«…со славою..». «приидет во славе Своей, и вси святии Ангели с Ним». Мф. 25:31
52. О страшном Суде Христовом «…судити живым и мертвым..».: «Грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат
глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскресение живота, а сотворшии злая в воскресение суда». Иоан. 5:28,29
53. О времени пришествия: «бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет». Мф. 25:13
8–й член Символа веры
54. «…и в Духа Святаго, Господа..». «почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому? Не человеком солгал еси,
но Богу». Деян. 5:3,4
55. «…животворящаго..». «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие». Иоан. 3:5
56. «…иже от Отца исходящаго..». «егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца
исходит, Той свидетельствует о Мне». Иоан. 15:26
«…иже…спокланяема и сславима..». о поклонении и прославлении Духа Святаго, равное со Отцем и
Сыном см. цитата № 23
9–й член Символа веры
57. О церкви Христовой:
«Того даде главу выше всех Церкви, яже есть тело Его». Ефес.1:22,23
«внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави Епископы, пастави Церковь Господа и Бога,
юже стяжа Кровию Своею». Деян. 20:28 «созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей». Мф. 16:18
58. «…во едину..». «Едино тело, един Дух…Един Господь, едина вера, едино крещение: Един Бог и Отец всех». Ефес. 4:4,6
59. «…Соборную..». «несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь: но
всяческая и во всех Христос». Колос. 3:11
60. «…Святую..». «Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе: да
представит ю Себе славну Церковь, неимущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет
свята и непорочна». Ефес.5:25–27
61. «…Апостольскую..». «Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пастыри и учители, к совершению святых в дело
служения, к созиданию тела Христова». Ефес. 4:11,12
10–й член Символа веры
62. Таинство — священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или что тоже
спасительная сила Божия.
63. Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду. С призыванием Бога Отца, и
Сына, и Святаго Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную святую.
«…верую…во Едино Крещение..». см. цит. № 58
64. Необходимость Крещения человеком см. цит. № 23. «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в
Царствие Божие». Иоанн. 3:5
65. Покаяние и вера для крещающегося: «Покайтесь и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление
грехов: и приимете дар Святаго Духа» Деян. 2:38″Иже веру имет и крестится спасен будет, а иже не имет
веры осужден будет». Мк. 16:16,17
66. Молитвы заклинательные: «Именем Моим бесы ижденут». Мк. 16:17
67. Нательный крест христианина: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и
по Мне грядет». Мф. 16:24
68. Миропамазание — таинство, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа,
подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной. «И вы помазание имате от Святаго и
весте вся». 1 Иоанн.2:20 «Извествуяй же нас с вами во Христа, и помазавый нас, Бог: Иже и запечатле нас, и
даде обручение Духа в сердца наша». 2 Кор. 1:21,22
69. Причащение — таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина, вкушает Самого Тела и Крови Христовой для
вечной жизни. «Приимите, ядите, сие есть тело Мое: пийте от нея вси, сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета» Мф. 26:26–28
соединение со Христом и жизнь вечная: «Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем». Иоанн 6:56
«Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный». Иоанн 6:54
70. Покаяние — таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо
разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.
71. Иисус Христос дал власть апостолом прощать грехи: «…елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси; и
елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех». Мф. 18:18 «Приимите Дух Свят; имже отпустите грехи,
отпустятся им; и имже держите, держатся». Иоанн 20:22,23
72. Священство — таинство, в котором Дух Святый правильно избранного, чрез рукоположение святительское, поставляет
совершать Таинства и пасти стадо Христово. «Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави Епископы,
пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею». Деян. 20:28
73. Рукополагает епископ: «Руки скоро не возлагай ни на когоже». 1 Тим. 5:22
74. Брак — Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их
супружеской верности, благословляя их супружеский союз, в образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им
благодать чистаго единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. «Оставит человек отца
своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину, тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и
во Церковь». Ефес. 5:31,32
75. Чистое девство лучше супружества: «Не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть: могий вместити,
да вместит» Мф. 19:11,12
76. Елеосвящение — таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия,
исцеляющая немощи душевныя и телесныя.
Апостолы «мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху». Мк. 6:13
«Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя
Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть,
отпустятся ему». Иак. 5:14,15
11–й член Символа Веры
77. «…воскресения мертвых..». «Ты еже сееши, не оживет, аще не умрет». 1 Кор. 15:36
78. Все воскреснут: «Вси бо не успнем, вси же изменимся, вскоре, во мгновении она, в последней трубе: вострубит бо, и
мертвии востанут нетлении, и мы изменимся».1 Кор. 15:51,52
79. Будущий нетленный мир: «Нова же небеси и новы земли по обетованию Его чаем, в нихже правда живет» 2 Петр. 3:13
80. Окончательный суд: «Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела,
или блага или зла». 2 Кор. 5:10
81. Предначатие блаженства до воскресения: «Желание имый разрешится и со Христом быти». Филип. 1:23
12–й член Символа веры
82. «Жизнь будущаго века» «Не у явися, что будет» 1 Иоан. 3:2 «Будет Бог всяческая во всех» 1 Кор. 15:28
83. Блаженство души и тела: «Сеется не в честь, востает в славе». 1 Кор. 15:43
84. Разные степени блаженства: «Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды
разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых». 1 Кор. 15:41,42
85. Осуждение грешников: «Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его». Мф. 25:41
«И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный» Мф. 25:46
86. Основание надежды христианской: «Господь Иисус Христос есть упование наше» 1 Тим.1:1
87. О молитве: «Еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне». Иоан. 14:13
88. Молитва наружная без внутренней не ожет быть: «Приближаются Мне людие сии усты Своими, и устнами чтут Мя,
сердце же их далече отстоит от Мене: всуе же чтут Мя». Мф. 15:8,9
89. Имя Божие свято: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца
вашего, Иже на небесех». Мф. 5:16
90. О Царствии Божии: «Не приидет царствие Божие с соблюдением. Се бо царствие Божие внутрь вас есть». Лк. 17:20,21
91. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» «Весть бо Отец ваш небесный, яко требуете сих всех» Мф. 6:32 «Не о хлебе
едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящим из уст Божиих». Мф. 4:4
92. Прощать долги и просить прощения: «Аще возможно еже от вас, со всеми человеки мир имейте». Рим. 12:18
93. О учении блаженства: «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца
Моего, Иже есть на небесех». Мф. 7:21
94. Нищета духовная: «Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщитит? Или что даст человек
измену за душу свою»? Мф. 16:26
95. Плач о грехах спасительный: «Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает: а сего мира
печаль смерть соделовает». 2 Кор. 7:10
96. Совершенное насыщение духовное: «Насыщуся, внегда явитимися славе Твоей». Пс. 16:15
97. Вера без любви мертва: «Не любяй бо брата, пребывает в смерти». 1 Иоан. 3:14
98. Любовь к ближнему: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Иоан. 15:13
99. О человекоугодии: «Аще бо бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был» Галат. 1:10
100. О человеконадеянии: «Сия глаголет Господь: проклят человек, иже надеется на человека». Иер. 17:5
101. О почитании власти: «Несть бо власть, аще не от Бога». Рим. 13:1
«Воздадите убо Кесарева Кесареви, и Божия Богови». Мф. 22:21 «Бога бойтеся, Царя чтите». 1 Петр. 2:17
102. Тонкий вид убийства: «Всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть». 1 Иоан 3:15
103. О любодействе: «Всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в
сердце своем». Мф. 5:28
104. О греховных желаниях: «От сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы,
лжесвидетельства, хулы». Мф. 15:19
Перед тем как карабкаться на лестницу успеха, убедитесь, что она прислонена к стене того здания, которое вам нужно.
Любите анализировать происходящие события? Ищите интересные совпадения и закономерности в окружающем мире? Пытаетесь найти смысл окружающего мира и свое место в нем? Если так, что я очень рад за вас, потому что этим занимались во все временна лучшие умы человечества. Предлагаю вам заняться этим увлекательным процессом вместе.
В этот раз я решил поставить смелый эксперимент и предложить вам сборник гораздо более глубокого материала чем обычно. И хотя я уверен, что с точки зрения заработка это очень плохая идея, потому что мало кто хочет думать когда это не обязательно делать. Тем не менее в начале года я решил не предлагать вам очередной материал о том как накачать бицуху побольше. Для этого всегда будет время позже. В этот раз я решил предложить вам сборник своих мыслей по поводу мироустройства, отношений, человека, смысла и многих других традиционно философских категорий.
Это не новые материалы. Все эти мои мысли когда то уже были в доступе. Либо на сайте fit4life.ru, либо на форуме, либо моем паблике или видео канале. В «КАТЕХИЗИСЕ ЧЕЛОВЕКА» все это собранно в одном месте и поэтому очень удобно читать, думать и развиваться как личность, а не просто как кусок мяса.
ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ МАТЕРИАЛ
Это PDF файл со всеми моими статьями на НЕ СПОРТИВНЫМИ темы. Многие из вас помнят ряд этих тем связанных с жизнью, отношениями, верой, манипулированием, успехом и т.д. Этих тем достаточно много и все они помогают сформировать конкурентное мировоззрение.
Чем отличается этот «философский бред» от «философского бреда» других авторов? Кто то скажет что ничем. Кто то скажет что всем. Мне сложно судить, потому что я лицо, как вы понимает заинтересованное, поэтому субъективное. Как мне кажется основное отличие в том — что автор Денис Борисов. А я всегда стараюсь подальше уйти от бесполезной философии в область конкретной пользы и выводов, даже в той ситуации когда рассматриваю традиционно философские темы смысла жизни и места человека в обществе.
ДЛЯ КОГО ЭТОТ МАТЕРИАЛ:
В основном для тех у кого есть смутное беспокойство где то глубоко внутри, которое он не может объяснить. Для тех, кому интересно понять больше чем другим. Для тех кто ищет смысл во всем. Скорее всего этот материал не для вас.
ЧТО ПРИХОДИТ НА ПОЧТУ?
- PDF файл СБОРНИКА «КАТЕХИЗИС ЧЕЛОВЕКА»
- ПАРОЛЬ ДЛЯ АКТИВАЦИИ этого материала
ЦЕНА = 14 $ (по курсу.)
В этот раз она просто потрясает воображение. Я решил поставить 14 долларов . Сначала у меня была мысль поставить 14 долларов, учитывая что наступил 2014 год, но потом я подумал, что сколько бы я не поставил, в этом мало смысла, потому что покупателей все равно будет очень мало. Ну а если так, то зачем мучить людей более высокой ценой? Особенно учитывая тот факт, что это сборник моих старых мыслей, а не новых. В общем, такая вот скромная цена для не скромных философов.
Техническая поддержка: Если у Вас возникли проблемы с активацией или Если вдруг Вы в течении 24 часов после оплаты все еще не получили этот обучающий материал, ТОЛЬКО ТОГДА (не раньше) пишите на [email protected] (будем искать платеж и решать проблему). Обработка вашего заказа происходит автоматически и в большинстве случаев мгновенно. Однако есть исключения (до 24 часов). Просьба иметь терпение и не писать «Але, Дэнчик, я уже все оплатил…», «Только что оплатил, где материал?» и т.д. Дайте системе время сработать, а мне выспаться)))))
Если вы не уверенны, что этот материал вам нужен, то будьте уверены — ОН ВАМ НЕ НУЖЕН. Если вы не уверены в том, что стоит напрягать свой мозг чем то помимо традиционных моделей поведения в обществе, то будьте уверены — НЕ СТОИТ СЕБЯ НАПРЯГАТЬ! Если у вас есть сомнения по поводу того, что стоит себя напрягать дополнительной умственной работой, то будьте уверенны — ЭТО ВАМ НЕ НУЖНО.
Я не хочу чтоб вы делали вид, что вам это интересно. Это не интересно абсолютному большинству людей, поэтому статистические, скорее всего, не будет интересно и вам. К сожалению, скорее всего, ЭТОТ МАТЕРИАЛ НЕ ДЛЯ ВАС.
Катехизис
Введение 1. Понятие о православном «катихизисе» 1.1. Значение слова «катихизис» 1.2. Что такое вера? 1.3. Предмет настоящего курса 2. Необходимость знания основ христианского вероучения для всякого христианина 2.1. Значение разума в религиозной жизни 2.2. Что необходимо для спасения 2.3. Понятие о богословии, догматическое сознание 2.4. Догматическое сознание и ересь 2.5. Значение вероучительных истин в жизни христианина 3. Православная катихизическая литература Часть первая. Понятие о Божественном Откровении Глава I. Пути богопознания 1. Естественный и сверхъестественный пути богопознания 2. Два пути естественного богопознания 3. Сверхъестественное богопознание 3.1. Познание Бога из Божественного Откровения 3.2. Провозвестники Божественного Откровения и завершение Откровения во Христе 3.3. Универсальный характер новозаветного Откровения 3.4. Полнота новозаветного Откровения Глава II. Понятие о Священном Предании и Священном Писании 1. Священное Предание 1.1. Священное Писание о Священном Предании, понимание Священного Предания у раннехристианских авторов 1.2. Божественное Откровение – принцип единства Священного Предания 1.3. Три уровня Священного Предания 2. О Священном Писании в особенности 2.1. Понятие о Священном Писании. Библия 2.2. Богодухновенность Священного Писания 2.3. Канон книг Священного Писания 2.3.1. Священные книги Ветхого Завета 2.3.2. Священные книги Нового Завета 2.4. Признаки того, что Священное Писание есть истинное слово Божие 2.5. Правила чтения Священного Писания 3. Отношение Священного Писания к Священному Преданию 3.1. Сравнительная древность Священного Предания и Священного Писания 3.2. Священное Предание и Священное Писание как два самостоятельных источника вероучения (латинская схема) 3.3. Священное Писание как форма Священного Предания 3.4. Другие формы Священного Предания 3.4.1. Правило веры 3.4.2. Литургическое предание 3.5. Священное Писание – наиважнейшая из форм Священного Предания 3.6. Почему должно соблюдать Священное Предание и тогда, когда мы имеем Священное Писание? 4. Божественное Откровение и Церковь 4.1. Церковь – «верное хранилище Священного Предания» 4.2. Церковь – единственная верная истолковательница Священного Писания 5. Что значит изучать предание? Часть вторая. Толкование на символ веры. Введение. 1. Понятие о Cимволе веры 2. Понятие о Вселенских Соборах Глава I. 1-й Член Символа веры 1. Исповедание веры 2. Учение о существе Божием 2.1. О единстве существа Божия 2.2. О возможности познания существа Божия 2.2.1. Непознаваемость Божественной сущности 2.2.2. Понятие «сущности» 2.2.3. Возможность познания Бога по Его действованиям 2.2.4. Нетварный характер Божественных энергий 2.3. Свойства естества Божия 2.3.1. Бог есть Дух 2.3.2. Понятие об онтологических и духовных свойствах Божих 2.3.3. Онтологические (апофатические) свойства Божии 2.3.3.1. Вечность 2.3.3.2. Вездесущие (вездеприсутствие) 2.3.3.3. Неизменяемость 2.3.4. Духовные (катафатические) свойства Божия 2.3.4.1. Всеведение 2.3.4.2. Всемогущество 2.3.4.3. Всеблаженство 2.3.4.4. Благость 2.3.4.5. Правда 2.3.5. Антропоморфизмы Священного Писания 3. Догмат о Пресвятой Троице 3.1. Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии 3.2. Учение о Пресвятой Троице в Священном Писании 3.2.1. Учение Ветхого Завета 3.2.2. Учение Нового Завета 3.3. Краткая предыстория догмата о Пресвятой Троице 3.3.1. Монархианство 3.3.1.1. ДИНАМИЗМ, ИЛИ АДОПЦИАНСТВО 3.3.1.2. МОДАЛИЗМ 3.3.2. Арианство 3.4. Учение великих Каппадокийцев о единосущии Лиц Пресвятой Троицы 3.5. Понятие личности; личность и природа 3.6. Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам 3.6.1. Свидетельства Откровения об отношениях Божественных Лиц 3.6.1.1. Отношения между Отцом и Сыном 3.6.1.2. Отношение между Отцом и Святым Духом 3.6.2. Личные (ипостасные) свойства 3.6.3. Как правильно мыслить отношения Божественных Лиц 4. Бог как творец и промыслитель мира 4.1. Сущность христианского учения о сотворении мира, нехристианские концепции происхождения мира 4.1.1. Дуализм 4.1.2. Пантеизм 4.1.3. Христианская концепция происхождения мира: творение «из ничего» 4.2. Побуждение и цель творения мира 4.3. Основные виды творений Божиих 4.3.1. Мир духовный или ангельский 4.3.1.1. Сотворение ангелов Богом, время их сотворения 4 3.1.2. Ангельская иерархия 4.3.1.3. Ангелы хранители 4.3.1.4. Разделение ангелов на добрых и злых, бытие злых духов 4.3.1.5. Падение злых духов 4.3.1.6. Мир падших духов, их отношение к человеку, отношение Бога к деятельности падших духов 4.3.2. Творение вещественного мира 4.3.3. Творение человека 4.3.3.1. Природа человека 4.3.3.2. Образ и подобие Божие в человеке 4.3.3.3. Назначение человека 4.3.3.4. Предопределение Божие 4.3.3.5. Состояние первозданного человека 4.4. Христианское учение о Промысле Божием 4.4.1. Действительность Промысла Божия 4.4.2. Действия Промысла Божия 4.4.3. Виды Промысла Божия 4.4.4. Образы Божественного Промысла Глава II. О втором члене Символа веры 1. Учение Символа веры о лице Господа Иисуса Христа 1.1. Почему Иисус назван «Христом» 1.2. Иисус Христос – истинный Сын Божий 1.3. Предвечное рождение Сына Божия 1.4. Иисус Христос есть Господь Глава III. О третьем члене Символа веры 1. Грехопадение прародителей. 1.1. Состояние человека до грехопадения 1.2. Сущность грехопадения 1.3. Последствия грехопадения, проклятие 1.3.1. Последствия грехопадения в отношениях между Богом и человеком 1.3.2. Последствия грехопадения в природе человека 1.3.3. Последствия грехопадения в отношениях между людьми 1.3.4. Последствия грехопадения во внешнем мире и в отношениях между миром и человеком 1.4. Первородный грех 2. Православное учение о лице Господа Нашего Иисуса Христа 2.1. Господь Иисус Христос – «посредник между Богом и человеками» (1Тим. 2, 5) 2.2. Господь Иисус Христос – истинный Человек 2.2.1. Свидетельства Священного Писания об истинности человеческого естества Господа Иисуса Христа 2.2.2.Отличия Господа Иисуса Христа от нас по человечеству 2.2.2.1. Господь Иисус Христос родился по человечеству сверхъестественным образом 2.2.2.2. Господь Иисус Христос есть человек безгрешный 2.3. Воплощение и вочеловечение. Единство Лица Господа Иисуса Христа 2.4. Образ соединения двух природ во Христе (понятие о ересях несторианства и монофизитства) 2.5. Следствия ипостасного соединения во Христе двух естеств 2.5.1. «Общение свойств» 2.5.2. Обожение человеческого естества во Христе 2.5.3. Господу Иисусу Христу, как единому Лицу, подобает единое нераздельное Божеское поклонение 2.5.4. В Господе Иисусе Христе две воли и два действования 3. О лице Пресвятой Девы Марии, послужившей таинству воплощения Сына Божия Глава IV. Учение о том, каким образом Сын Божий совершил наше Спасение, или о таинстве искупления 1. Понятие «Спасения» 2. Этимология слова «искупление» 3. Цель искупления и его необходимость 4. Образ совершения Господом Иисусом Христом нашего Спасения 4.1. Что необходимо для спасения 4.2. Юридическая теория Искупления, ее отражение в «Пространном Православном Катихизисе» 4.3. Православное учение об образе совершения Иисусом Христом нашего спасения Глава V. О четвертом члене Символа веры 1. Крестная жертва – центральное событие искупления 2. Каким образом пострадал Сын Божий 3. Значение слов «при Понтийстем Пилате» 4. Каким образом мы можем воспользоваться спасительными плодами искупительной жертвы Глава VI. О пятом члене Символа веры 1. Сошествие Иисуса Христа во ад 2. Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых 2.1. Значение события Воскресения в деле Искупления 2.2. Предсказания Ветхого Завета о Воскресении 2.3. Действительность Воскресения Христова Глава VII. О шестом члене Символа веры 1.1. Свидетельство Священного Писания о Вознесении Господа. 1.2. Значение события Вознесения в деле Искупления 2. Значение выражения «седяща одесную Отца» Глава VIII. О седьмом члене Символа веры 1. Учение Церкви о втором пришествии Христовом 1.1. Неизвестность времени Второго пришествия 1.2. Признаки Второго пришествия 1.2.1. Распространение Евангелия во всем мире 1.2.2. Появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений 1.2.3. Падение нравственности 1.2.4. Общественные бедствия и войны 1.2.5. Природные катаклизмы 1.2.6. Пришествие антихриста 1.3. Образ Второго пришествия Христова 2. Образ и содержание будущего суда Христова 3. Виды Царствия Христова и бесконечное Царствие Христово Глава IX. О восьмом члене Символа веры 1. О божественном достоинстве Святого Духа 2. Личное свойство Святого Духа 3. Сообщение Святого Духа всем истинным христианам Глава Х. О девятом члене Символа веры 1. Понятие о Церкви Христовой 2. Понятие о Церкви Христовой на земле 3. Существенные свойства Церкви Христовой 3.1. Единство Церкви 3.1.1. Единство – принцип бытия Церкви 3.1.2. Внешнее выражение единства Церкви 3.1.3. Единство Церкви земной и Церкви небесной 3.1.3.1. Почитание и молитвенное призывание святых в Церкви земной 3.1.3.2. Ходатайства святых за верующих, живущих на земле 3.1.3.3. Молитвы Церкви за усопших 3.2. Святость Церкви 3.3. Соборность (кафоличность) Церкви 3.4. Апостольство Церкви 3.4.1. Апостольское предание 3.4.2. Апостольское преемство и богоучрежденная церковная иерархия 4. Необходимость принадлежать к Церкви для спасения Глава XI. О десятом члене Символа веры 1. Понятие о церковных таинствах 2. Таинства Церкви 2.1. Крещение 2.2. Миропомазание 2.3. Таинство Евхаристии 2.3.1. Понятие о таинстве Евхаристии 2.3.2. Установление таинства Евхаристии 2.3.3. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии 2.3.4. Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн 2.4. Таинство покаяния 2.5. Таинство священства 2.6 Таинство брака 2.7. Елеосвящение Глава XII. Об одиннадцатом члене Символа веры 1. Учение о воскресении мертвых 1.1. Учение о воскресении мертвых в Священном Писании 1.2. Тождественность тела воскресшего телу живущего 1.3. Всеобщность и одновременность воскресения мертвых 1.4. Изменение живых при воскресении умерших 2. Кончина мира 3. Состояние душ умерших до дня всеобщего воскресения Глава XIII. О двенадцатом члене Символа веры 1. Вечное блаженство праведников 2. Вечные мучения грешников
Добавить комментарий