Пилат что есть истина
Содержание
Понтий Пилат – одна из самых трагических личностей Нового Завета. Его вопрос «Что есть истина?» волнует сегодня тысячи атеистов.
Понтий Пилат считал себя сильным человеком. Да, в сущности, так оно и было. Слабому был закрыт путь на те вершины власти, которых достиг Пилат.
Он считал себя человеком образованным, и это тоже была правда. Воспитанный на греческой философии, он, как и все знатные римляне, любил порассуждать о разных вопросах. Будь он сейчас в Риме, а не в Иудее, он, возможно, провел бы много часов и дней в спорах с этим Философом, возлежа на усыпанном лепестками роз, ложе.
Рим, великий Рим, вобравший в себя все мыслимые и немыслимые свободы. Хочешь – будь стоиком, хочешь – эпикурейцем. И проводи себе хоть всю жизнь в спорах, дискуссиях. Конечно, для него, Понтия Пилата, все это – чудачество. Он принадлежит к новому поколению римлян, которое в своей лояльности к разным точкам зрения пошло еще дальше. Скептическая школа, приобретшая в то время значительное влияние, утверждала, что ни одной проблемы нельзя решить однозначно, ни одно утверждение не более истинно, чем противоположное. Поэтому, мудрее всего воздерживаться от утверждений: только это дает спокойствие, свободу от сомнений, равнодушие к горю и радости. На всякое слово есть и обратное. Чего еще желать человеку? Истины нет. Он говорил себе это. И это помогало ему жить, давало спокойствие, избавляло от лишних сомнений.
«Итак, – сказал Понтий Пилат, обращаясь к Иисусу Христу, – Ты Царь? Иисус ответил: ты говоришь, что Я Царь; Я на то и родился и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Иоанна 18:37).
А теперь на минуту прервем наше повествование о Пилате и зададимся вопросом: как прозвучал этот ответ Иисуса Христа для него, Понтия Пилата. Почему слова Иисуса Христа привели в смущение могущественного прокуратора, и он поспешно уклонился от дальнейших дискуссий.
Ключевым словом краткой речи Иисуса Христа является слово «истина» (греч. алетейа). Какое же значение, какую смысловую окраску несет оно в себе?
1) Разные школы классической греческой философии с равной силой и убеждением доказывали порой самые противоположные вещи. Слово «алетейа» имело значение контраста, противопоставления всем существующим заблуждениям.
2) Слово «алетейа» также являлось противопоставлением лжи и неполной истине. В этом значении его постоянно употреблял Гомер.
3) Каждый образованный римлянин должен был знать философскую систему Платона, по которой мир представлялся в двух ипостасях – первая это мир грубой материи, мир временный, видимый, изменяющийся, второй – истинный (у Платона используется именно слово «алетейа») – мир идей, мир вечный, неизменный.
4) Слово «алетейа» у Платона употребляется и в значении «подлинность».
Так что, объединив эти значения, мы увидим, что Иисус Христос сказал Понтию Пилату:
«Я свидетельствую не о том, о чем спорят, оттачивая языки, философы мира сего, блуждая по замкнутому кругу. Я не скрываю что-то, не показываю только то, что хочу, но говорю настоящую правду. Правда моя вечна, непреходяща, неизменна, абсолютна. Она подлинна. И если ты, Понтий Пилат, действительно хочешь ее найти, то ты услышишь и поймешь Меня».
И что ответил Понтий Пилат Иисусу Христу? Он спросил: «Что есть истина?» – и ушел.
Вопрос явно риторический. Вопрос, на который Понтий Пилат и не ожидал ответа. Но существует ли ответ на этот вопрос? Да, существует. Нужно только задать точнее сам вопрос и спросить: «КТО есть истина?» Истина есть Иисус Христос. Он Сам сказал об этом: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоанна 14:6).
К Понтию Пилату на суд привели Личность. И Понтий Пилат должен был пойти на сближение с Ней. У замечательного русского юриста и адвоката А. Ф. Кони есть следующее высказывание: «Ни один настоящий адвокат не станет защищать, и ни один порядочный прокурор не станет обвинять, пока он не постигнет сам для себя личность обвиняемого».
Мог ли постигнуть Понтий Пилат Личность Христа? Мог. Почему он не сделал этого? Он боялся. Он боялся, что если Он постигнет Личность Христа, то тогда придет конец его карьере, конец спокойной жизни.
И он вышел от Иисуса Христа. Он вышел затем, чтобы не видеть эту Личность. Он пытался спасти Иисуса Христа от распятия, но когда он услышал: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю», – он сломался. Он оставил за собой право сломаться, когда, отвернувшись от Иисуса Христа, пробурчал: «Что есть истина?»
«Что есть истина?» Удобный вопрос, не так ли? Я порядочный человек. Я хочу жить спокойно, в моей жизни было уже достаточно битв, достаточно волнений. Я не хочу никому делать зла. Я стремлюсь к самосовершенствованию. Читая умные книги, я часто спрашивал себя: “Что есть истина?” – и не находил ответа. И раз я честно ищу, и честно не нахожу ответа, значит я сделал все, что мог, и меня не мучает моя совесть. И мне это очень нравится.
Но рано или поздно, Понтий Пилат, к тебе приведут избитого Иисуса Христа и скажут: «Распни Его». Что тогда? Что произойдет, когда Истину, которую ты искал всю жизнь, к тебе приведут избитую и связанную? Захочешь ли ты тогда честно принять ее, или, не желая вносить в свою жизнь беспокойство и неудобства, пробурчишь: «Что есть истина?» И убежишь. Хочешь честно, Пилат? Ты сразу догадался, Кто перед тобой. Ты ведь умный человек, ты начал понимать, что это за Царь. Но ты не хотел этого понимать, Пилат. Ты боялся этого. Ты хотел спокойствия. Но спокойствия больше не будет. Ты сильно просчитался.
Рано или поздно к каждому из нас приводят Иисуса Христа. Приводят связанного, избитого. Такого, каким мы видим Его в 18 главе Евангелия от Иоанна. Мы сразу спрашиваем Его, почти уверенные в ответе: «Ты – Царь?»
И Он отвечает: «Ты говоришь, что я Царь». А дальше… Давайте не будем задавать ему риторического вопроса Пилата. Давайте спросим Его:
«Ты есть истина?»
И Он ответит: «Ты говоришь, что Я – истина».
А. Волков
Газета «Сокрытое Сокровище» № 4 (120) апрель 2007 г.
0 Комментариев
1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
(Иоан.14:1-6)
«Путь истина и жизнь». Не важно, что творится вне нас, но нам нужно фокусировать взгляд на Христе. Даже, когда нет революции и когда соседнее государство не нападает на нас. Даже тогда жизнь не способствует, чтобы мы были сфокусированы на Иисусе. Мы должны, чтобы себе лучше сделать, чтобы не пройти по территории проклятия, ответить себе, в чем наши приоритеты, где наш фокус. Чтобы жизнь была благословенной, ответы должны быть правильными. Иначе, если не правильные ответы, то и результат будет не тот, который ожидаем.
Фому часто критикуют по поводу того, что он неверующий. «Пока не вложу пальцы свои в Его раны, не поверю». И Христос предоставил ему такую возможность. Мы должны уметь задавать себе честные вопросы. Иначе уходим от истины. Не получим честных ответов. Бывают моменты, когда мы охладели и глупо делать вид, что мы по-прежнему в полноценном нормальном состоянии. Мы должны быть настоящими. У Фомы хватило внутреннего содержания и смелости задать Христу откровенный вопрос.
Наша молитвенная жизнь зачастую — перечень просьб. Но для зрелости и, чтобы выстроить живые отношения, не религиозные, нужно уметь находиться в молитвенном состоянии продолжительное время, ожидая ответ от Господа. Мы должны открывать и желания. Но в молитве важна не только первая часть, но умение дождаться ответ. Может это даже главная часть. Если мы не слышим в Духе от Господа, может, мы не получаем ответ. Мы пришли к Господу не немому. Это боги языческие не говорят, потому что нет языка, не слышат, потому что нет ушей… Мы проходим через кризис. В любом случае Господь нас сохранит и даст ответы. У него нет безвыходных ситуаций.
Иисус говорит, что Он есть путь, истина и жизни. Что такое путь? Банально – дорога, участок земли, чтобы добраться до цели. Какой смысл он вкладывал? Это средство достижения. Если едешь на хорошем автомобиле и с хорошей скоростью, с решимостью приехать, но не по той дороге, то и не приедешь. Путь – правильное направление, чтобы оказаться у цели, к которой идешь. Еще – это образ действия. Тот метод, используя который, найдешь то, что ищешь.
Хочу, чтобы поняли ту истину, что Христос – единственный путь. Иногда говорят, что Бог – множество тропинок, которыми можно взобраться на гору. Но Иисус ломает этот стереотип. Только через Иисуса. Если кто-то ищет семейного счастья, только через Иисуса это можно достичь. Кто хочет подлинного богатства, Иисус – единственный путь. Давид говорит, что не видел праведника с протянутой рукой и детей, нуждающихся в хлебе. Наша праведность имеет влияние на наших детей.
Христос есть путь. Вспоминаю Евангелие от Матфея, 3 глава.
1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской
2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
(Матф.3:1-3)
Это важно, чтобы наши сердца были готовы. Как минимум к покаянию перед Богом. Я не верю в покаяние, как просто перечисление плохих поступков. Покаяние, о котором говорит Библия – это раскаяние и изменение способа жизни. Это способность отказаться от своих убеждений и методов и согласиться с Божьими. Когда мы ожидаем голоса Бога, у нас должна быть готовность к покаянию, к изменению. Мы должны быть способны меняться, если убрать христианские фразеологизмы.
Как-то приезжаю я на Льва Толстого, и четко помню, что там был подъезд. Захожу в здание, после того, как припарковал автомобиль. Выхожу, и думаю, а где здание делось? Там были квартиры, превращенные коммунистами в коммуналки. Потом люди разъехались, это было выкуплено состоятельными людьми. И каждый на своем этаже убрал несущую стену, т.к. думал, что соседи этого не сделают. И подъезд весь ушёл. Слава Богу, что никто не погиб. Милостивый Господь дождался, и ангел держал эту стену, пока последний не умылся и не ушел.
Иногда Господь специально сносит несущие конструкции в нашей жизни. И та способность, которую нам всегда нужно сохранять, когда приходим к Господу, — быть готовыми к сюрпризам. Мой Паша смотрит мультик «Вокруг света за 80 дней» и там фраза о том, что нужно быть готовыми к сюрпризам. Давайте позволим Господу делать то, что он захочет.
Иоанн характеризует Христа в 11 стихе.
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
(Матф.3:11)
Это характеристика Христа. Что это за крещение? Он говорит нам, что делать, и проверяет нашу жизнь на прочность. Огонь все испытывает. Ложная теория должна быть разрушена неудачной практикой. Это единственная возможность научиться. У нас куча идей о жизни, которые не соответствуют действительности. Единственная возможность избавиться от них – испробовать. Потому Бог допускает наши эксперименты. Но он всегда подаст помощь в искушениях. Мы не боимся искушений. Иоанн говорит радоваться, когда впадаете в различные искушения. Наше сердце должно быть наполнено Духом.
Мы как люди склонны строить концепции, чтобы все было по порядку. Но жизнь нагло нарушает все наши порядки. Мы делали жизни выговор, а она нас не слушается. Чтобы мы были готовы идти за Господом, мы должны быть открыты не правилам. Новый Завет – не буква закона. Главная ценность – приход Духа Святого. Это Тот, Кто должен направить в этом всем видимом непредсказуемом хаосе. Мы свою жизнь фокусируем сегодня не на новостях и проблемах, но на Христе. Если будешь идти по дороге под названием Христос, ты не заблудишься. Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель.
Пример. Каждый из нас должен получить путь от Христа. Это как в бизнесе. Кому-то открылось, он зарабатывает. А кто-то смотрит со стороны, и тоже начинает заниматься. А потом еще кто-то. Но тот, кто первый начал, к моменту насыщения рынка набрал прочность. Так и в жизни, если подглядываем за кем-то, в чем формула счастья. Даже в заповедь Господь поставил: не пожелай. У Господа формула счастья своя, персональная.
Иисус говорил, чтобы мы сфокусировались на Нем и получили свою формулу счастья. «Вот у соседки муж — такое золото!» Да ты бы с ума сошла с ним. Твоя соседка терпеливая, а ты бы чекнулась. Для тебя есть твое персональное благословение. И не переживай, твое от тебя не уйдет.
Сколько Федорович не пытался примотать себя скотчем к президентскому креслу, не вяжется. По большому счету человек сел не в свои сани. Может, директором автобазы был бы нормальным. Ни при одном президенте не было доведено до такой крови, до братоубийства. Дай ему Господь покаяния, может как-то в отеле Новый Завет найдет…
Почему не нужно пытаться идти чужими путями? Это плохо закончится. Есть пути, которые кажутся людям прямыми. Кто-то начал бизнес, и у него есть бизнес модель. Он идет в банк и пишет план, берет деньги. А кто-то сидит рядом и тоже берет кредит. Но капец такому мальчику. Потому что тот первый знает, что он делает.
Нам нужно взять у Христа свой путь. Нет штампов и универсальных формул. Путь каждого из нас отличается от пути другого. Кто-то проходит через такие вещи, через которые мы не пройдем. У каждого свои тяжести. Откровенно говоря, мы же противные. Если нас не придавит так, что изнутри не полезет, мы же не сдаемся. И Господу приходится порой делать что-то, чтобы мы покорились. Иначе мы не верим, пока не полезет то, что у нас внутри. Господь говорит что внутри дерьмо, а мы говорим – повидло. И Господь иногда наступает на тюбик нашей жизни, чтобы мы поверили, что внутри дерьмо. Господь допускает, чтобы мы сказали себе правду. А ты не поддавался раньше на увещевание Святым Духом. Поэтому Господь огонь включил.
Если мы говорим о Христе как о пути, то нам нужно смотреть, как поступал Христос, а не сосед. Как минимум Библию читать. И второе – исполняться Духом и искать Его водительства. Как чистое словесное молоко нужно вкушать Слово. Чтобы Он мог направить нас, ему нужно положить внутрь нас Хлеб Жизни. Когда читаю Слово, я смотрю, как поступал Христос.
Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.
(Пс.142:10)
Давид пишет в старозаветные времена. Заповеди он знает, но не понимает как так можно жить, чтобы не убивать, чтобы не лгать. Как можно чтить субботы всегда. Формальнро – да. Но есть время, когда не наступает в сердце суббота. Наше христианство не в мозгах, но в сердце, в поступках.
13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
(Иоан.16:13,14)
Нам нужно меньше делать вид, что у нас есть все ответы на все вопросы. Наши заготовленные ответы не выдерживают критики. У каждого своя судьба. Иисус говорит, что не дает нам книжку с универсальными формулами, но дает Живого Святого Духа. Конечно, идем к лидерам. Потому что у них есть ответы на простые базовые вопросы. Но по большому счету нам всем нужно идти ко Христу. От Него только можем получить ответы на наши вопросы.
В нашей жизни нужно посвятить время Господу. Должно быть время одиночества. Это подразумевает выключенную мобилку. Не в фейсбуке новости. Но время с Господом. Если не слушаем Его каждый день, то наше христианство в кризисе. Бог – личность. С Ним нужно строить отношения. Если они построены, то выдержим разные кризисы.
В твоей жизни должно быть время одиночества. Иди в Божье присутствие. В твоей жизни должен говорить Дух Святой. Ради тебя Он на этой земле. Когда мы теряем это в нашей жизни, это трагедия. Христос сказал, что Он есть путь и истина.
Истина. Она отличается от правды. Есть Комсомольская правда, Украинская, Экономическая, Днепропетровская. У каждого правда своя. Они заставляли детей читать Соответствую Правду. Чтобы в нас так формировали привычку читать Библию, как советскую прессу. Точка зрения определяется точкой сидения.
Нельзя ходить в супермаркет голодным. Покупаешь половину всего, чего тебе когда-то хотелось. Жестоко, когда желудок управляет нашими покупками. Каждый из нас вещает свою правду. Два человека в церкви. Слушаешь их конфликт. И вроде оба правы. Как пастор я не разговариваю с каждым отдельно. Только вместе. Иначе по отдельности они говорят много того, что предназначено не другому, а мне. Христос не газета «Правда», но истина.
Имея определенный опыт служения вижу, что счастливыми люди становятся тогда, когда перестают думать, что они истина в последней инстанции, когда понимают, что могут ошибаться. Откажись от своей правды, от того, что на 100% знаешь, как нужно было, как справедливо. Авторские права на истину принадлежать только Христу.
Прочитал определение истины в изложении Аристотеля.
Оно гласит: истина — это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. Соответствие наших представлений реальности, тождество мышления и бытия.
Истина – это не то, что написано в Библии. Но это личность, это сам Христос. Мы должны покориться воле Бога. Чтобы приблизились к истине, нам нужно наполнить свой разум Его логикой. Наши чувства нас обманывают. Гнев прошел, а ты сожалеешь, что сказал человеку все это. Вы помирились, а осадок-то остался. Истина – это то, как на вещи смотрит Господь. Как Он думает, что есть в Его сердце.
1 И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;
2 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;
3 и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.
4 Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.
5 И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина.
(Ис.11:1-5)
Почему будет судить по правде? Что дает Ему способность эту? Третий стих: не по взгляду очей. Наши глаза могут обманывать. Нам нужно пребывать во Христе, чтобы быть в Истине.
Немножко юмора. Научное определение жизни.
Жизнь — активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление (вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку). Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи — генетическая информация, используемая для репликации.
Более или менее точно определить понятие «жизнь» можно только перечислением качеств, отличающих её от нежизни. На текущий момент нет единого мнения относительно понятия жизни, однако учёные в целом признают, что биологическое проявление жизни характеризуется: организацией, метаболизмом, ростом, адаптацией, реакцией на раздражители и воспроизводством. Также можно сказать, что жизнь является характеристикой состояния организма.Также под словом «жизнь» понимают период существования отдельно взятого организма от момента возникновения до его смерти (онтогенез).
Чтобы не быть вычеркнутым из жизни, нам нужно держаться за источник жизни. Прошло 1000 лет для Адама и Евы. Они помнили слова. Может они шутили уже. Но с первыми похоронами поверилось в это. Смерть – разрыв с Богом. Жизнь — не абстракция. Не существует автономной жизни вне Бога. Все, что имеет признаки жизни, существует благодаря тому, что Бога дал этому жизнь.
13 Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека;
14 ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.
(Еккл.12:13,14)
Венчает жизнь не начало, но конец. Что бы ты не делал, делай это с сознанием того, что ответишь пред Богом. Христос — наш путь, истина и жизнь. Если мы хотим идти по пути Христовому, нам нужно пребывать в Слове, наполняться Духом. Если хотим иметь жизнь, нам нужно подражать Христу и питаться от Него. Жизнь от жизни отличается. Кто-то просыпается и проклинает жизнь — приходящий день не несет ему радости. Снова куча вопросов без ответов. Нужно делать выбор, а уверенности нет.
Если хотим, чтобы наше пробуждение приносило нам радость, если хотим жить снова и снова, нам нужно быть наполненными Его духом. Только правда наполняет нашу жизнь смыслом и делает жизнь счастливой.
Господь, молим Тебя о том, чтобы учил Твоим путям. Мы можем прочесть букву, но хотим уловить Дух Писания. Мы не видели твоей жизни, подобно Апостолам воплоти. Если не наполнимся Твоим духом, не узнаем тебя таким, какой Ты есть. Наполни наше сердце, чтобы Христос всегда оставался в центре нашей жизни. Хотим вместе с Павлом сказать, что уже не я живу, но живет во мне Христос. Не потому, что прочитали это в Библии, но потому что это и наши слова. Пусть Тебя будет больше в наших эмоциях, целях, методах, в нашей судьбе. Чтобы финалом нашей жизни был Христос. Мы хотим быть наполнены Твоей правдой и истиной. Хотим наслаждаться жизнью, которая нам подарена.
Господь стучится в твое сердце. Если еще не отдал свою жизнь в руки Христа, или сбился с пути и сегодня хочешь пойти путем правды. Христос есть истина, правда и жизнь.
Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.
Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:
- пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
- полным кавалерам «Ордена Славы»,
- учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
- студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
- членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди.
Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:
- лица, не достигшие 18-летнего возраста;
- студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета);
- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
- военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
- инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
- один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
- один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
- художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
- члены Международного Совета музеев (ICOM);
- сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
- волонтеры программы «Спутник» — вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI — начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
- гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
- один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
- один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).
Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».
Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.
Иешуа и Пилат спор об истине — спор о человеке роман М.А. Булгакова Мастер и Маргарита
Иешуа и Пилат спор об истине — спор о человеке (роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Булгаков М.А.
В ершалаимских сценах романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» два главных героя — пятый прокуратор Иудеи, римский всадник Понтии Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, не помнящий своих родителей. Между собой они ведут спор об истине. Иешуа утверждает, что все люди — добрые. Дабы опровергнуть это утверждение, Пилат демонстрирует ему злого человека — кентуриона Марка Крысобоя, который избивает подследственного. Однако Га-Ноцри все равно остается при своем прежнем убеждении. Когда прокуратор вновь спрашивает Иешуа: «А теперь скажи мне, что это ты все время употребляешь слова «добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?» — Иешуа спокойно отвечает: «Всех… злых людей нет на свете». И Крысобоя он тоже считает добрым, добавляя при этом: «…Он, правда, несчастливый человек. С тех пор как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и черств».
Пилату Иешуа признается, что толпе на ершалаимском базаре «говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Прокуратор, страдающий жуткой головной болью, раздраженно возражает: «Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?» И слышит в ответ опять спокойный, ровный голос: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет».
Здесь Иешуа как бы предрекает последующие муки совести, которые после казни будет испытывать прокуратор. Пока же чудо исцеления, которое продемонстрировал Га-Ноцри, заставляет Пилата по-другому отнестись к безвестному бродяге-проповеднику. Он приказывает развязать арестованному руки и начинает с ним вместо допроса обыкновенный разговор двух интересующихся друг другом людей Прокуратор уже склонен доверять заявлению Иешуа, что тот не призывал толпу разрушить ершалаимский храм, но просит его поклясться, что таких призывов действительно не было- » — Чем хочешь ты, чтобы я поклялся? — спросил, очень оживившись, развязанный.
— Ну, хотя бы жизнью твоею, — ответил прокуратор, — ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это
— Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон? — спросил арестант — Если это так, ты очень ошибаешься. Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:
— Я хочу перерезать этот волосок.
— И в этом ты ошибаешься, — светло улыбаясь и заслоняясь рукой о г солнца, возразил арестант, — согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?»
Понтий Пилат признает красноречие своего собеседника. И уже надеется, что не придется брать греха на душу, поскольку обвинение против симпатичного прокуратору Иешуа Га-Ноцри рассыпалось и можно с чистой совестью выносить оправдательный приговор. Но вдруг выясняется, и об этом с сожалением говорит тоже успевший проникнуться симпатией к арестанту секретарь, что над подследственным нависло еще одно, гораздо более страшное обвинение в нарушении «закона об оскорблении величества», за что полагалась смертная казнь. И Иешуа с готовностью подтверждает, что действительно говорил крамольные речи, заключающие, по его убеждению, истину, поскольку «правду говорить легко и приятно»: «В числе прочего я говорил… что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Прокуратор, после повторного, в ответ на вопрос, уже в беседе один на один, утверждения Га-Ноцри, что царство истины все-таки настанет, кричит, стараясь самого себя, а не подследственного, убедить этим криком: «Оно никогда не настанет'» Тем самым он пытается хоть немного оправдать ту несправедливость, которую собирается свершить, утвердив смертный приговор невиновному. Раз в мире принципиально недостижимо царство справедливости, раз все равно нет в мире правды, собственный грех может показаться на первый взгляд не таким уж значительным, даже если цена ему — жизнь человека. К тому же прокуратор тешит себя надеждой, что удастся добиться от первосвященника Иосифа Каифы помилования для Иешуа. Но в глубине души Пилат должен понимать, что надежда эта неосновательна. Ведь прокуратор успел понять, что ловушку для Га-Ноцри с помощью предателя Иуды из Кириафа устроил сам Кайфа. Пилат просто оправдывает свою трусость, давая совести обманчивую надежду, что казни не будет. И неслучайно Иешуа перед казнью, как передал прокуратору начальник тайной стражи Афраний, заявил, что худшим из человеческих пороков считает трусость. Напрасно Пилат уже после казни пытается убедить являющеюся ему во сне Иешуа, что объем его, прокураторской, власти ограничен и явно недостаточен для того, чтобы воспрепятствовать осуществлению несправедливой казни. Себя же самого прокуратор безуспешно уверяет, что казни не было, но, проснувшись, отчетливо сознает, что она была, что философа, проповедовавшею, будто все люди добрые, не вернешь, И доспорить с ним никогда не удастся. Чтобы утешить свою совесть, а заодно и опровергнуть доводы Иешуа, Пилат организует убийство Иуды. Но убийство — это, по учению Га-Ноцри, безусловное зло, какими бы благими целями оно ни оправдывалось и каких бы преступлении ни совершил убитый прежде. И смерть предателя из Кириафа не успокоила совесть Пилата. Прошение же прокуратор заслуживает только в финале романа, когда признает трусость худшим из пороков, выражает в душе готовность любой ценой воспрепятствовать несправедливой казни, пожертвовать не только карьерой, ко и самой жизнью, и, главное, принимает этическую сторону учения об абсолютном добре. И встреча-ется наконец с Иешуа Га-Ноцри, идущим по лунному лучу
Человеческая слабость не позволила Понтию Пилату свершить добро и освободить Иешуа. Все его доводы в споре с Га-Ноцри в конечном счете служат целям самооправдания. Пилат стремится доказать невозможность изменить существующий не-справедливый порядок вещей и тем самым успокоить отягощенную казнью невинного совесть. Однако избавления от душевных мук так и не находит. Его может дать только следование провозглашенному Иешуа этическому идеалу, который разделял и сам Михаил Булгаков.
М.Булгаков открытый урок по теме «Что есть истина (по роману «Мастер и Маргарита»)?»
Открытый урок по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе
Тема: «Роль ершалаимских глав. Что есть истина» ( СЛАЙД 1)
( СЛАЙД 2) «Правду говорить легко и приятно» (М.Булгаков)
«Многие великие истины были сначала кощунством» (Б.Шоу)
«Поиск истины важнее, чем обладание истиной» (А.Эйнштейн)
ХОД УРОКА
1. Организационно-мотивационный блок.
Притча «Жизненные ценности» — СЛАЙД 1
Старый дедушка объясняет маленькому внуку, что такое жизнь.
Старик: «Видишь ли, жизнь – это постоянная борьба внутри тебя двух волков. Один волк олицетворяет собой страх, ненависть, зло, неприязнь. А второй волк олицетворяет любовь, уважение, доброту, радость».
Внук: «А какой же волк в конце концов побеждает?»…
— Что же ответит дедушка на вопрос внука? Ответ мы узнаем в конце урока. А сейчас нам предстоит продолжить разговор о романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
2. Слово учителя.
Всё своё творчество Булгаков посвятил познанию истины и тайны человеческого духа. Сохранилась интереснейшая булгаковская мысль: «Мы должны оценить человека во всей совокупности его существа, человека как человека, даже если он грешен, несимпатичен, озлоблен или заносчив. Нужно искать сердцевину, самое глубокое средоточие человеческого в этом человеке».
Ведь это, в сущности, великий завет всей русской классической литературы от Пушкина до Чехова- «найти в человеке человека». Одним из главных вопросов романа и одновременно его идейным центром является вопрос «что есть истина». Этот вопрос — тема и одновременно идея нашего урока.
Запись в тетрадь темы урока.
Что есть истина (ершалаимские главы романа)
( СЛАЙД 3)
Древняя Иудея. Понтий Пилат говорит с бродячим философом. Эта встреча П.П. и Иешуа –центральный момент исторических глав. Эта встреча — главное испытание, которое предлагает Пилату жизнь.
— О чём они беседуют? Почему они интересны друг другу? — Как меняется отношение жестокого прокуратора к арестованному возмутителю спокойствия в Ершалаиме? — Что удивительного происходит с палачом по отношению к жертве? И почему мы с неослабевающим волнением и неподдельным интересом следим за диалогом двух людей?
— Смогли ли они понять друг друга? (Нет, разное мировоззрение).
Наверное, потому, что они говорят о вечных проблемах человечества, поднимают вневременные вопросы. Недаром Понтий Пилат почти 2000 лет томится в одиночестве, наказанный памятью человечества. 12 тысяч лун он мечтает поговорить с Иешуа, закончить прерванный разговор и найти ответ на мучающий его вопрос, что такое истина? За 12 тысяч месяцев он так и не нашёл ответа. Сегодня на уроке мы попробуем найти ответ на этот вопрос, приоткрыв дверь в роман Михаила Булгакова.
Пилат сказал ему: что есть истина? Иисус отвечал: Я на то и родился и на то пришёл в этот мир, чтобы свидетельствовать об истине. Всякий, кто от истины, слушает гласа моего (Евангелие от Иоанна)
На вопрос о том, что такое истина, искали и ищут ответ и писатели, и философы, и художники. В русской и зарубежной литературе поиск истины героем не нов. Вспомните известных вам литературных персонажей, которые ищут истину (Безухов, Болконский, Чацкий, Раскольников). Однако вещающие об истине во все времена были гонимы, или практически не поняты современниками, или признаны сумасшедшими.
Михаил Афанасьевич Булгаков не остался в стороне от этой темы, но выразил это по-своему.
— В чём же заключается цель нашего урока? (понять позицию автора и приблизиться к ответу на вопрос: что есть истина).
3. Аналитическая работа.
ИЕШУА ГА – НОЦРИ ( СЛАЙДЫ 4, 5)
— Сопоставьте ершалаимские главы романа с библейским первоисточником: в чём смысл булгаковской интерпретации?
УЧЕНИК: Если сравнить евангельские сюжеты с булгаковским повествованием, то выявляется немало различий:
1)возраст: 33 года Иисусу — 27 лет Иешуа;
2)происхождение: Иисус сын Божий, Иешуа не помнит своих родителей, ему говорили, что отец его был сириец;
3)Иешуа — нищий, бродячий философ; и т.п. Но мы сегодня говорим о литературном герое, и интересует нас прежде всего Иешуа Га-Ноцри.
— Вопросы классу:
1)Перечитайте портрет Иешуа.(стр…) Почему Иешуа представлен в романе как бродяга? (ни к чему не привязан, не интересуют материальные блага)
2)Какую главную идею проповедует Иешуа? Согласны ли вы с этой мыслью? Какой аргумент приводит Понтий Пилат, чтобы доказать абсурдность этой мысли?
3)Когда и почему меняется отношение Пилата к Иешуа?
4)Почему Пилат задаёт вопрос об истине? Какую истину открывает Иешуа Пилату?
5)Интересен ли арестанту Понтий Пилат? Чем?
ПОНТИЙ ПИЛАТ ( СЛАЙДЫ 6,7 )
Сообщение о П.П.:
УЧЕНИК: Если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса Христа, то у Булгакова главной личностью ершалаимских глав является Понтий Пилат. И писателя интересует прежде всего поведение этого человека, его поступки, их нравственный смысл.
Вопросы классу.
1)Перечитайте портрет Понтия Пилата.(Стр. )Что вы можете сказать о характере этого человека?
2)Чем заинтересовал Понтия Пилата Иешуа? Почему Пилат хочет ему помочь?
3)Почему Пилат не смог помочь подсудимому? Какую роль играет в этой сцене видение головы кесаря? (текст стр…..) (боится за себя; понимает, что власть не даёт всесилия)
4)Почему Пилат чувствует вину перед Иешуа? — (Струсил, предал).
5) Какие поступки Пилат совершает после суда? (Приказывает облегчить страдания Иешуа на столбе, убить Иуду, подбросить деньги, заработанные Иудой, Каифе, помогает Левию Матвею) — Почему?
6)Как автор передаёт страдания Пилата?( стр.
5)Кто более интересен автору – Пилат или Иешуа? (Пилат, именно он привлёк внимание Булгакова, т.к……..
Задание классу. Работа в парах. Составить синквейн
Синквейны: ПОНТИЙ ПИЛАТ и ИЕШУА
Зачитать.
ЛЕВИЙ МАТВЕЙ ( СЛАЙДЫ 8, 9 )
— В Евангелие говорится о том, что у Христа было 12 апостолов – учеников. Были ли ученики у булгаковского героя?
УЧЕНИК: у Иешуа нет учеников, как у Иисуса Христа, а только Левий Матвей, неточно и невнятно записывающий некоторые мысли учителя.
Почему? Что это значит? Плохой ученик? Или не понимает? (Только учится, не философ)
1)Как ведёт себя Левий Матвей во время казни и после неё?
2)Почему можно сказать, что Левий Матвей действительно достойный ученик Иешуа?
3)Как вы понимаете слова Иешуа: «Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И всё из-за того, что он неверно записывает за мной»?
4)Почему Пилат называет Левия Матвея жестоким? (Стр…..-обвиняет в гибели Иешуа)
5)В чем истина Левия Матвея? (в торжестве справедливости)
— Но какой ценой? Ценой убийства? Одобрил бы это Иешуа? Вот почему он неверно записывает мысли Иешуа, поскольку ещё не постиг учения учителя.
ИУДА ИЗ КИРИАФА ( СЛАЙДЫ 10, 11 )
1)Как описывается Иуда из Кириафа в романе?
2)В чём отличие трактовки этого образа в романе от библейского?
УЧЕНИК: Евангельский Иуда был одним из 12 учеников Христа. Он предал Иисуса за 30 сребреников, но не выдержал угрызений совести и удавился.
3)Что больше всего на свете любит Иуда? (Деньги)
4)Что двигало Иудой, когда он предавал Иешуа?( желание получить за работу деньги)
5)Так в чем же истина для Иуды?( В деньгах, в обогащении)
ИТАК, ещё раз вспомним, в чём же для каждого из наших героев истина?
П.П.- удержать власть любой ценой; Л.М. – в справедливости; Иуда – деньги; Иешуа – в доброте, сострадании, милосердии.
Каждый из них открыл для себя свою истину. Но согласны ли мы с их истиной? Справедливость – через убийство, власть – через предательство и трусость, даже милосердие и сострадание не всегда делают человека сильным. Вспомните героев пьесы Горького «На дне». (Анна, Актёр)
4. Рефлексия. (СЛАЙД 15)
— Какие проблемы затрагивает на страницах своего романа М. Булгаков? Назовём их …
5. Вернёмся к теме урока.
— Что есть истина? Обратимся к словарям (СЛАЙД 16)
— Какое из значений слова «истина» ближе всего к тому, что имеет в виду Иешуа?
— А что для вас истина? Составьте ассоциативный ряд. ( Истина в собственном деле, в вере, в знании, в самореализации, в доброте — у каждого своя)
Итак, вопрос об истине, вечный вопрос, волновал и будет волновать всех, и для каждого — свой поиск истины, у каждого — свой путь к истине. Герои Булгакова – тому доказательство.
6. Возвращаемся к притче «Жизненные ценности» (СЛАЙД )
Дедушка объясняет маленькому внуку, что такое жизнь.
— Видишь ли, жизнь – это постоянная борьба внутри тебя двух волков. Один олицетворяет собой страх, ненависть, зло, неприязнь. А второй — любовь, уважение, доброту, радость.
— А какой же волк в конце концов побеждает?
— Что бы вы ответили внуку? А теперь ответ самой притчи:- Тот, которого ты кормишь.
Как вы поняли ответ старика? В чём суть морали притчи?
— Да, человек должен постоянно работать над собой.
7. Домашнее задание. ( СЛАЙД 17 )
Выберите для себя «вечный вопрос» и найдите ответ на него в романе .
А на вопрос «что такое истина» ответ мы нашли.
Добавить комментарий