Плоть христова
Содержание
- Плоть и Кровь Христа
- Некоторые выражения из Библии: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный. Что это значит? Ты — Сладчайший Иисусе. Неужели Ему приятно слышать эту откровенную лесть?
- “Жующий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную”. Что значат эти слова?
- Чудодействующая сила святого причащения
Плоть и Кровь Христа
От Иоанна 6
48 Я есмь хлеб жизни.
49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
Какие странные слова, и кто может это слушать? Многие ученики усомнились в своем Учителе, и уже не ходили с Ним. Никто тогда не понял этих слов Иисуса, разве только те, двенадцать, у которых Христос спросил: «не хотите ли и вы отойти?» Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго (Ин.6:67-69). Но понимаем ли мы эти слова сегодня?
Вот православие, не мудрствуя лукаво, сопоставило два места Писания: здесь говориться о том, что Иисус заповедал есть Плоть Свою и пить Кровь, а в другом месте говорится как будто бы о том же: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» 1Кор.11:23-26. Из этого сопоставления они вывели непреложный догмат: есть Плоть и пить Кровь, означает совершать евхаристию, то есть, хлебопреломление на вечере Господней. И кто этого не будет делать, тот не будет иметь в себе жизни, по написанному: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» Ин.6:53. Поэтому все, что требуется от верного православного христианина, это посещать каждое воскресение храм, где совершается литургия, в процессе которой он приступает к причастию – хлебу и вину, Плоти и Крови Христовой.
В религиях, где слово Божие изучают более серьезно, чем в православии, уже понимают, что в словах Христа есть некое духовное значение. Они догадываются, что получить жизнь, то есть Самого Христа, это как-то связано с духовным питанием – словом Божиим, поскольку и Сам Христос есть Слово, и только оно одно способно животворить. Потому справедливо считают, что вкушать Плоть Христа и пить Его Кровь относится к познанию Его слова. Но какому именно? И почему разделено, и сказано: Плоть и Кровь? Это об одном, или о разном? В общем, полной ясности у них нет, да и вечеря Господня, на которой мы вкушаем Тело Христа и Его Кровь, также приходит на память, когда они разбирают этот отрывок. Все путается, смешиваются понятия, и мало кто способен ясно и четко пояснить, что означают эти слова Христа.
Иисус говорит: Я есмь хлеб жизни. Но мы знаем, что Христос есть Слово (Ин.1:1). Отсюда понимаем, что Слово, которое сказал Бог, является небесным хлебом для человека. Можно питаться рыбой, можно питаться мясом, овощами или зеленью, но хлеб всегда был и будет основным продуктом на нашем столе, содержащим все необходимые для жизни элементы, минералы и витамины. К тому же у хлеба есть еще одно важное свойство: он не приедается! Всякий другой продукт может надоесть при частом употреблении; хлеб человек ест всю свою жизнь, и более того: он может жить только на одном хлебе. Потому слово Бога Иисус называет здесь именно хлебом. Оно также несет в себе жизнь, только духовную, так что «ядущий его не умрет» (Ин.6:50).
«Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли» – говорит Христос. Манна не была произведением рук человеческих, она была послана с небес, но манна предназначалась для поддержания жизни физической, и, несмотря на то, что манна была небесной, она не влияла на духовное. Слово Божие тоже хлеб с неба, но оно несет собой духовную жизнь, ядущий это слово не умрет. А дальше Господь поясняет: Я хлеб живый… этот хлеб есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин.6:51). Это уточнение Иисуса открывает, что речь идет не вообще о слове Божием, но о некоторой основной части учения, о чем-то определенном, конкретном, – о Жертве!
В послании к Евреям автор цитирует 39-й псалом, но передает его несколько иначе, по-своему (это отдельная, и очень интересная тема для рассуждения) – «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но Тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе» Евр.10:5-6. Действительно, Богу стали неугодны жертвы и всесожжения, и Он уготовал Тело (Плоть) Сыну Своему, чтобы Его Тело принести в единственную и совершенную Жертву за грех всего человечества. Таким образом, становится понятно, что хлеб, который есть Слово Божие, есть учение о Плоти Христа, которая принесена в Жертву по благоволению Божию. Теперь уже проясняется, почему ядущий Плоть будет жить вовек: вкушая учение о Жертве Христа, человек спасается от вечной смерти, так как Жертва заместила его собственную смерть, смертью невинного Агнца. Есть Плоть Христа, означает пребыть в учении о Жертве за твои личные грехи в безбожной жизни, принять верою эту Жертву. Есть Плоть Христа, означает растворять в себе верою слово Божие о Жертве Христа, познавая ее во всевозрастающей глубине.
Но Иисус также сказал и о Своей Крови. Что это такое? Понятно уже по аналогии, что и здесь речь пойдет о слове Божием, об учении, но о чем оно? Когда приносилось в жертву животное, священник помазывал его кровью роги жертвенника. Это означало, что вина согрешающего искуплена. Закон требовал смерть за грех, и получал цену крови жертвенного животного, отчего согрешивший оставался жив, и вина с него снималась. То же относится и к истинной Жертве Иисуса Христа: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя ДЛЯ ИСКУПЛЕНИЯ ВСЕХ» 1Тим.2:5-6. Поэтому пить Кровь означает пребыть в учении о искуплении человека от проклятия обвиняющего закона: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» Гал.3:13.
Это две стороны одной Жертвы, принесенной Христом Иисусом: «в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» Еф.1:7.
Таким образом, есть Плоть Христа – это усвоение учения о заместительной Жертве за грех. Грешил человек, он и должен был умереть, ибо возмездие за грех – смерть. Но вместо него умирает невинное животное. Грешил весь мир, он должен умереть, но вместо него приносится совершенная Жертва – невинный, безгрешный Агнец – Иисус Христос. И каждый, кто верит в эту заместительную Жертву, пребывает в этом учении о Жертве, исследует ее глубины – ест Плоть Христа, потому что Его Плоть и есть эта великая Жертва.
Пить Кровь Христа – это усвоение учения о искуплении. Это та же Жертва, но в ней появляются новые грани, ведь речь уже идет о цене, которая уплачена, чтобы искупить виновного от осуждения законом. Кому была уплачена цена? За что именно она уплачена? Цена уплачена Богу, Который словом Своим ввел непреложность закона: возмездие за грех– смерть. Слово Свое Бог менять не станет, и потому, чтобы не истребить человечество, Он посылает Сына принять смерть за всех. Эта смерть и есть искупления от обвиняющего закона. А ценой искупления является Кровь Христа, как написано: «зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» 1Пет.1:18-19. Все это вопросы, исследуя которые, человек усваивает и растворяет в себе слово Божие, в части учения Христова о Жертве и искуплении.
Поэтому есть Плоть и пить Кровь, не относится к вечере Господней, на которой речь идет также о вкушении Тела и Крови Христа. Там своя тема для рассуждения и познания, и она не менее важна и глубока, но что касается слов Христа в Евангелии от Иоанна, то здесь идет речь ТОЛЬКО о питании словом Божиим в учении о Жертве Христа и Его искуплении.
г. Белая Церковь. Август 2015 г.
Некоторые выражения из Библии: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный. Что это значит? Ты — Сладчайший Иисусе. Неужели Ему приятно слышать эту откровенную лесть?
Спрашивает Ирина
Отвечает Максим Балаклицкий, 05.07.2007
Ирина спрашивает:
1 Почему Библию не переведут на современный русский язык. Мне бы очень хотелось не просто прочитать ее, но и понять. А она для меня как китайский язык.
2 Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный. Что это значит?
3 Христе! Ты — Царствие Небесное, …, Ты — обитель многих…Ты — Сладчайший Иисусе. Согласна со всем, кроме последнего Сладчайший. Не хочу богохульствовать, но неужели Ему приятно слышать эту откровенную лесть?
Еще раз простите, но я уже несколько недель думаю об этом, а спросить не у кого. Заранее спасибо, да хранит вас Бог.
Ирина
Уважаемая Ирина!
А каким переводом пользуетесь Вы?
По-моему, «традиционный» Синодальный перевод 1876 года всё еще довольно современен. Я даже не знаю, по какому Вы цитируете — по Острожской Библии или еще какой?
Так, в Синодальном переводе данный текст звучит так: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную». Согласитесь, намного понятнее.
Что касается значения.
Иисус есть жертвенный Ягненок, предреченный в символике храмового служения. Наиболее четко Его миссия показана в обряде пасхального ужина (Исход 12), когда семья закалывала ягненка без порока, его кровью мазала лутку дверей дома и пекла его целиком на огне.
Затем вся семья в полночь готовилась к походу и в полном облачении поспешно ела мясо ягненка с горькими травами, не ломая костей животного.
В эту же ночь Бог вывел Свой народ из Египетского рабства, которое является символом греховного мира (Исход 20:2).
То есть ягненок предстает «пропуском» к этому освобождению.
Таким образом, те, кто ел его мясо, спасались. Кто не ел, у тех в домах ангел-губитель истребил наследника.
Думаю, параллель со служением Христа ясна: кто сознательно участвует в обряде Вечери Господней (Причастия), едя хлеб и пия виноградный сок, представляющие Плоть и Кровь Христа, пролитую за наши грехи на Голгофском кресте, тот спасается через Его жертвенную смерть и получает прощение своих грехов и право на вечную жизнь.
Вторая цитата не из Библии. Это молитва какого-то католического святого, возможно, Франциска Ассизского.
Неужели личность с таким характером нельзя назвать сладчайшим?
Другое дело, соответствует ли Ваше понимание Его словам Франциска.
Максим
Ирина отвечает: Максим! Большое спасибо за разъяснения.
По поводу перевода библии. У меня недавно умерла мама. При отпевании нам дали книжку «Акафист о новопреставленном». Ее надо читать 40 дней. Именно из нее я и взяла эти цитаты. А уж на
каком языке она написана — не знаю, но ее благословил Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (я из Ташкента).
Плоть — хлеб, кровь — виноградный сок. Неужели так просто заслужить прощение грехов?
Теперь по поводу «сладчайший». Только Вы не обижайтесь, ладно? Мне кажется Ему доставляет большее удовольствие наши благие деяния, а не Его восхваления. Может я и не права, но мне
кажется, что Он очень серьезный и эмоции Ему чужды. Если мы неблаговидные поступки будем покрывать словами прославления, разве оно будет равнозначным. Что Он заметит быстрее — добрые
дела или хвалебные обращения к Нему. И еще один вопрос. Обязательно читать молитвы или достаточно просто мысленно поговорить с Ним, ведь Он услышит?
А текст молитв — это из библии или мы сами сложили их тексты. Я Вам наверное уже надоела. Еще раз извините и спасибо.
С уважением, Ирина.
Уважаемая Ирина!
Спасибо за разъяснение. Советую Вам связаться с Российским библейским обществом (biblia.ru, ICQ 258086651) и узнать, где в Ташкенте можно купить Библию в синодальном переводе.
По моему мнению, он достаточно читабелен для образованного россиянина.
Прощение грехов вообще не нужно заслуживать, потому что это невозможно сделать. Бог четко сказал: «возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе
нашем» (Римлянам 6:23).
Мы можем лишь смиренно и благодарно принять этот величайший дар из пробитых гвоздями рук Христа.
По поводу «сладчайшего». Представьте себе мужа, который никогда не сказал Вам ласкового слова, а только носит домой деньги, ест ужин, спит с Вами и утром уходит на работу.
Богу нужны отношения так же, как и нам. А мелочей, как известно, в отношениях нет. Нужно всё — и дела, и слова. Лишь бы всё от сердца было.
Текст данной молитвы НЕ из Библии. Бог не против заучивания чужих молитв, однако и наши слова слышать тоже.
Не волнуйтесь, задавайте столько вопросов, сколько есть.
С уважением,
Максим
“Жующий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную”. Что значат эти слова?
Богослужение Великого четверга посвящено вспоминанию о Тайной Вечере, на которой Господь Иисус Христос установил Таинство Евхаристии – Таинство Святого Причащения. Это главное христианское Таинство в истории служило предметом преткновения и соблазна для очень многих людей (заметим в скобках, особенно для людей образованных и привыкших мыслить рационально или даже рационалистически). Как такое может быть, спрашивали они, – чтобы хлеб и вино стали Плотью и Кровью Бога? Как Бога можно пить и есть, принимая Его внутрь себя?
Но ведь действительно, на Тайной вечере Христос, указывая на преломленный хлеб и вино, говорит, что это и есть Его Тело и Его Кровь:
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26. 26-28).
На самом деле, в Таинстве Причащения, в его установлении есть своя, с позволения сказать, железная логика – но не логика рационального или эмпирического мышления, а логика веры и стремления к спасению. Как говорил философ Л. Витгенштейн, много размышлявший над проблемами религии и этики, стремящийся к спасению нуждается «не в мудрости в мечтах или рассуждениях, а в уверенности. – Эта уверенность и есть вера. Но вера есть то, в чем нуждается мое сердце, моя душа, а не мой размышляющий рассудок… Жажда спасения как бы умиряет сомнение».
Святое Причащение дает возможность быть в единстве с Богом, причем не только духовно или идеально, но и в том числе телесно.
А это и подразумевает полное причастие, реальная принадлежность чему-либо – когда человек принадлежит ему не только в идеальном смысле, но и телесно, физически, то есть – полностью. Так что есть большой смысл в известном афоризме «Человек есть то, что он ест».
Очень интересно в этом контексте, что когда Христос предраскрывал спасительный смысл Евхаристии в Беседе о Хлебе Животном в Капернаумской синагоге («Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» – (Ин. 6, 51)), чуть позже в этой беседе употреблен древнегреческий глагол τρώγω (trōgō). А этот глагол означал не только и не столько «есть», а еще и – «жевать», «грызть», «глодать». Поэтому строка 54 из 6 главы Евангелия от Иоанна по-русски может звучать и так: «Жующий (или глодающий, или глотающий, или грызущий) Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».
Так что это слово τρώγω, буквально означающее «жевать» или «глодать», не допускает спиритуалистического или идеалистического перетолкования смысла Таинства Евхаристии. Неслучайно этот глагол в языке Нового Завета использован полемике с теми иудеями, которые «возроптали из-за того, что Христос сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес» (Ин. а6.41). Употребление этого глагол словно подчеркивая прямой, телесно-материальный смысл вкушения Плоти и Крови Христа.
При этом все равно, смутились даже многие из Его учеников. Они, «слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин. 6, 60). Более того, эти многие, как говорится далее, теряют веру: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6.66). Христос же обращается к двенадцати апостолам, которых избрал Сам, и спрашивает, верят ли они Ему. И Симон Петр отвечает: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго». (Ин. 6.68-69).
В дальнейшем в истории многие даже очень умные люди спотыкались на том, что не могли принять Таинство Евхаристии, осуществляемое в Церкви. К ним принадлежал, например, и великий русский писатель Лев Толстой. Он неоднократно писал в своих дневниках, что участие в этом Таинстве, пока он ходил в храм, всякий раз было связано у него с мучительными переживаниями. Он все никак не мог заставить себя поверить, что он и правда причащается Тела и Крови Бога, и поэтому свое участие в Причащении он воспринимал как нечто фальшивое, ненастоящее. Более того, как считают многие исследователи творчества Толстого, его нападки на Церковь и отход от нее во многом были связаны у него с радикальным неприятием Таинства Причащения, словно одно неизбежно повлекло за собой другое.
Чудодействующая сила святого причащения
Вкусите и видите, яко благ Господь! Приступайте к величайшему таинству нашей святой веры с надлежащим, воистину христианским приготовлением, и вы сами испытаете на себе самих дивную силу святого причащения. Одна уже мысль о том, что мы принимаем в себя истинное Тело и истинную Кровь Спасителя Господа, что, вместе с тем, Сам Господь, действительным образом, вселяется в нашу душу, невольно потрясает нас, возбуждает благоговение, особую священную настроенность духа, оживляет любовь к Богу и порождает ненависть к греху. А это все служит залогом жизни вечной. Кто хотя раз в жизни достойным образом приступал к великому таинству, тот не мог не испытать дивного влияния на душу великой святыни. Вместо удрученного и беспокойного состояния духа в сердце водворяется глубокий мир, внутренняя неизобразимая тишина, оживотворение нравственных сил, блаженное состояние духа и трепет тихой радости — все это плоды общения со Христом. «Ощущал я тысячекратно в сердце моем, что после принятия Святых Тайн Господь подавал мне как бы новую природу духа, чистую, добрую, величественную, светлую, мудрую, благостную — вместо нечистой, унылой и вялой, малодушной, мрачной, тупой, злой. Я много раз изменялся чудным, великим изменением на удивление самому себе, а часто и другим» — так говорит о себе досточтимый пастырь . Вообще, православные пастыри могли бы очевиднейшим и бесспорным образом, из своих личных наблюдений, засвидетельствовать о том, как часто, на их глазах, самые мучительные томления получали видимое ослабление и отраду, как нестерпимые физические страдания стихали после достойного, проникнутого христианскою верою и благоговением причащения Святых Таин. Напутствуя умирающих, пастыри нередко изумляются, видя, как больной, метавшийся в агонии, вдруг успокаивается, стоны прекращаются, как человек весь отдается в волю Божию, как ясным и спокойным взором смотрит на дорогое ему семейство, вид которого так еще недавно вызывал у него жгучие горькие слезы…
Но величие, сила и действенность величайшего таинства особыми, поразительными знамениями засвидетельствованы в истории православной Церкви. Укажем два-три случая, хотя могли бы привести их множество.
Достоверность того, что мы сейчас расскажем, вне всяких сомнений. Мы читаем о великом знамении в 196-й главе книги «Луг дуовный». Читатели «Душеполезного чтения» хорошо знают о том, кто был автором повествований «Луга Духовного». На этот раз блаженный повествователь отличается особенной точностью. «Высоконравственный человек, занимавший высокий пост начальника провинции в Африке, по имени Георгий, рассказывал нам о поразительном знамении,— говорит он.— Родом он был из второй Сирийской провинции — Апамеи , из города Торакса. В сорока милях от города находится населенное местечко Гонаг. Господин Георгий мог сам видеть место дивного происшествия и действительно видел одного из непосредственных свидетелей его».
Однажды поблизости от селения, не более как в одной миле расстояния, дети из Гонага пасли скот. По обычаю своего возраста, они начали играть. Вдруг кто-то крикнул: «Давайте служить литургию!» Известна склонность детей подражать взрослым. Дело не замедлилось. Все в один голос согласились. Немедленно одного поставили священником, двух других произвели во диакона. Вместо престола нашли большой гладкий и ровный камень. На камне положили хлеб. Отыскалось и вино. Вместо чаши — глиняный кувшин.
В нашей местности, в силу указа Юстиниана , священники громко произносят молитвы святого возношения. Во время литургии детей ставят пред алтарем, впереди взрослых, и они причащаются немедленно после духовенства, следовательно, могли хорошо заучить все молитвы. Да и в священники избрали такого, который выдавался особенной памятью и сметливостью.
Литургия началась. Священник с важностью стал пред престолом, диаконы — по сторонам. Они махали своими поясами, подобно рипидам. Мало-помалу дети совершенно вошли в роль. Священник, с чувством взирая на небо, произносил молитвы. Юный народ с одушевлением пел священные песнопения и с самым сосредоточенным вниманием следил за действиями священника.
День был ясный. Сирийское солнце палило нестерпимо. Но это не уменьшало усердия служивших. Настал великий момент освящения и раздробления Святых Даров. Вдруг — потрясающий удар и ослепительная молния… Озарив все пространство, на котором стояли дети, необычайным светом, небесный огонь потребил все предложенное и совершенно испепелил весь камень, так что не осталось ни малейшего следа жертвоприношения. Дети, как снопья, моментально попадали во все стороны в глубоком обмороке.
Настал вечер, темнота. Родители дивились необычному отсутствию детей со стадами. Недоумение скоро перешло в беспокойство и страх. Собравшись, взрослые отправились разыскивать детей и, при свете факелов, нашли их всех лежавшими без чувств. Сколько ни старались вызвать в них сознание, все было тщетно. Точно в глубоком сне, дети не узнавали отцов и матерей и ни слова не отвечали на расспросы. Взяв их на руки, понесли домой. Изумлению и ужасу конца не было. Вся ночь и весь день прошли в усилиях оживить детей. Можно сказать, весь город пришел в движение. Настала вторая ночь, столь же тревожная, столь же полная томительной неизвестности. Лишь на третий день дети постепенно стали приходить в сознание и рассказали обо всем случившемся с ними.
Немедленно городские власти, в сопровождении множества народа, отправились на место происшествия. Там явственно видны были еще следы небесного огня. Все пространство, где дети служили обедню, было точно опалено. Епископ со всем духовенством также прибыл на место происшествия и, изумляясь величию знамения, в присутствии всего народа подробно расспрашивал детей.
— Здесь должен быть монастырь! — решил епископ.— Где стоял камень, устроим престол. Вы, дети, будете первыми жителями обители и будете служить Господу. Согласны ли родители и дети?
— Согласны! — было общим ответом.
— Я был в этом монастыре, и один из иноков его, бывший участником в служении, подробно еще раз повторил мне рассказ о чуде. Вот о каком небесном знамении рассказал нам господин Георгий,— заключает блаженный автор «Луга духовного».
Достоверность повествования, как видит читатель, вне всяких сомнений.
«Случайность!» — скажет неверующий. Но для правильно мыслящей головы случайностей не существует.
Знамение, подобное описанному, рассказывается еще в 30-й главе «Луга духовного».
На острове Кипре есть гавань Таде. Поблизости от нее лежит монастырь, называемый Филоксенов. Прибыв туда, мы нашли там инока родом из Милета по имени Исидор — так начинает свой рассказ блаженный составитель книги.
Этот инок, уже старец, отличался глубочайшим сокрушением о грехах. Мы видели, как часто он проливал слезы, иногда с воплями и рыданиями.
— Что ты, отче, так убиваешься? — спросили мы.
— О, как мне, великому грешнику, не плакать и не сокрушаться?
— Правда, отче, — возражали мы. — Но мы все грешники. Кто без греха, кроме Бога?
— Знаю это… Но кто так, как я, оскорблял моего Спасители и Господа?
— Чем же ты особенно оскорбил Его?
— Выслушайте, если хотите, и помолитесь обо мне. Когда-то я жил в миру и был женат. Мы оба, я и жена, принадлежали к ереси Севера и не находились в общении со святой Церковью. Однажды в воскресный день я и не заметил, как жена моя ушла из дому. Узнав, что она отправилась к соседке, принадлежавшей к святой кафолической вере и часто уговаривавшей и мою жену к тому же, я немедленно сообразил, что старания соседки увенчались успехом и моя жена ушла к ней для причащения. Я бросился вслед за женой, чтобы остановить ее, но, вбежав в дом, увидел свою жену принимающею Святые Таины . Схватив ее за горло, я начал трясти и душить ее до тех пор, пока она не извергла Святое Причастие. Не помня себя от сатанинской злобы, я подхватил святыню и начал неистово бросать ее в разные стороны, произнося безумное богохульство. Святыня упала в грязь, и я бросился было втоптать ее ногами, как вдруг удар с неба и ослепительная молния… Ни святыни, ни грязи после того уже не было…
Я был глубоко потрясен. Уныние овладело мною, и вот однажды, весь погруженный в страшную думу, я вижу: как бы в сумраке кто-то, мрачного вида, встает как бы из-под земли у меня перед глазами.
— Кто ты? — вскричал я в ужасе.
— Я тот, кто ударил Творца всех по ланите… Мы оба осуждены на одинаковое мучение.
Страшное видение скрылось. Я весь дрожал от ужаса. Придя в себя, я поспешил исповедать свой тяжкий грех и, возвратившись в лоно Святой Церкви, отрекся от мира, чтобы оплакать свое нечестие… Помолитесь обо мне…
Другого рода необычайные знамения наблюдались во время самого совершения таинства.
Из многих, известных нам фактов приведем один поразительный рассказ из той же книги, в главе 150.
Авва Феодор поведал о знамении блаженному Иоанну, без сомнения, тому самому, которого за две главы выше он называет святейшим епископом города Дарны в Ливии. Знамение совершилось в 536 году в Риме . Во время рассказа живы были непосредственные свидетели события. Сам автор книги приводил свои записки в окончательный вид в Риме, где имел полную возможность проверить истину слышанного, и, без сомнения, не внес бы рассказа в книгу, не убедившись в достоверности происшествия.
В тридцати милях от Рима лежал небольшой городок Ромилла. Там епископом был «великий и добродетельный» старец. Его оклеветали пред Папой Агапитом в тяжком грехе. Папа послал двух клириков, которые, связав епископа, привели в Рим и посадили в темницу. Подвергнутый всенародному позору, епископ в узах пробыл три дня. Наступил воскресный день.
Раннее утро. Заря чуть-чуть брезжит. Папа, готовившийся служить и долго молившийся ночью, перед рассветом заснул. Вдруг, точно выстрел, над самым ухом громкий возглас: «Сегодня, в воскресенье, никто из епископов и священников в Риме да не служит литургии! Ее совершит заключенный епископ!»
Папа быстро поднялся на ложе и долго недоумевал:
— Такое тяжкое обвинение взвели на него — и он будет служить литургию?!
Успокоившись, папа склонил голову. Легкая дремота — и снова тот же голос: «Я сказал тебе, что заключенный епископ совершит литургию! «
Так повторилось еще раз.
Сон исчез. В крайнем изумлении папа посылает за узником.
— Скажи мне, как ты живешь?
— Что сказать мне, святой отец? Одно: я великий грешник!
И сколько папа ни расспрашивал епископа, он слышал только одно: я грешник!
— Сегодня ты один будешь совершать литургию!
Божественная литургия в соборном храме. Епископ стоял пред престолом. Папа стоял близ него. Диаконы окружали святой престол. Множество духовенства и народа наполняли храм. И стал епископ совершать святое возношение… Он уже оканчивал молитву, но, прежде чем заключить ее, совершив великое священнодействие, начинал опять снова, а потом так же в третий и четвертый раз… Все были поражены действиями епископа. Тогда папа, подойдя, сказал ему:
— Что это значит, что ты вот четыре раза произносишь молитву и не оканчиваешь священнодействие?
Диакон был удален, и немедленно воочию всех совершилось дивное знамение . От необычайно сильного движения воздуха покров, лежавший на святом престоле, внезапно поднялся вверх и, распростершись, долго осенял папу, епископа и предстоявших диаконов, тихо опустившись над главами их…
Папа понял злобную клевету на епископа и, печалясь о том, что причинил огорчение святому мужу, торжественно дал обет никогда не принимать решений иначе, как после тщательного расследования.
Подобный же случай рассказан в 108-й главе «Луга духовного», но вообще явных знамений наития Святого Духа записано немало в памятниках христианской древности.
Припоминая их, блаженный автор «Луга духовного» говорит: «Знамения бывают и теперь в Церкви Божией по причине ересей и гибельных лжеучений, для ограждения и утверждения в вере слабых душ, равно как и для обращения самих лжеучителей, если б они захотели» .
Если б захотели — какое это глубокое замечание! Неверие возможно всегда, при совершенно бесспорных знамениях. «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него! » — с грустью замечает евангелист (Ин. 12, 37). «Что нам делать? — говорили в недоумении первосвященники, услышав о поразительном знамении: воскрешении Лазаря. — Этот Человек много чудес творит». И решают убить Христа и Лазаря, как живое свидетельство величайшего чуда (см.: Ин. 11, 47; 12, 10). Неверие происходит от злой воли.
— Да, но ведь все это было так давно! — сейчас раздается голос скрытого сомнения.— Времена чудес прошли…
Нет, не прошли. Знамения бывают и теперь в Церкви Божией, скажем словами блаженного Иоанна, и для тех же высоких целей.
Конец XVIII и начало XIX века ознаменованы были повсюду, с легкой руки Вольтера, легкомысленным пренебрежением к истинам Евангелия. Скептицизм вошел в моду, а между тем в обществе распространялось глубокое суеверие. Готовы были верить даже Калиостро, только не ясному учению слова Божия.
Одни из известнейших русскому обществу писателей, записки которого читались всей образованной Россией и недавно были вновь напечатаны, вот что рассказывает о себе. Заметим при этом, что этого писателя уж вовсе нельзя заподозрить в каком-нибудь преувеличении или пристрастии… Он подвергся ужасной болезни. «Врач пришел довольно рано, пощупал пульс, посмотрел на язык и ни слова не сказал. Я спросил его:
— Отчего по всей коже моей показавшиеся сперва красные пятна превратились в фиолетовые, а тут сделались черными?
— Да у вас и язык уже весь почернел, — отвечал он.
Кажется, довольно бы сего приговора. Он, выходя, остановился у моих дверей и вслух сказал слуге моему и случившемуся тут одному из инженерных офицеров:
— Не мучьте его понапрасну, не давайте ему более лекарств. Я думаю, он и суток не проживет.
Оставалось прибегнуть к иному Врачу. Отслужен был молебен. В день Воздвижения Животворящего Креста больного причастили Святых Таин.
«По совершении сего вдруг так быстро стали приходить ко мне силы, без помощи лекарств, даже подкрепительных, о коих давно уже я слышать не хотел, что брат мой, не находя более присутствие свое для меня необходимым, чрез два дня, 16 числа (сентября) отправился».
«Надо мною совершилось чудо, точно чудо!.. Когда висел я над могилой и не упал в нее, на то была та же самая Воля, без которой волос не спадет с головы человеческой. Многим ли удавалось быть одною узкою чертой отделенными от вечности и круто поворотить от нее вспять?.. Я мог сказать, что отведал смерти…» .
«Дивлюсь я величию и животворности Божественных Таин! — восклицает чтимый русским народом пастырь.— Старушка, харкавшая кровью и обессилевшая совершенно, ничего не евшая, от причастия Святых Таин, мною преподанных, в тот же день начала поправляться».
«Девушка, совсем умиравшая, после Святых Таин в тот же день начала поправляться, кушать, пить и говорить, между тем как она была почти в беспамятстве, металась сильно и ничего не ела, не пила. Слава животворящим и страшным Твоим Тайнам, Господи!»
«Некто, бывши смертельно болен воспалением желудка девять дней и не получивший ни малейшего облегчения от медицинских пособий, лишь только причастился в девятый день поутру животворящих Таин, к вечеру стал здоров и встал с одра болезненного. Причастился он с твердой верою… Слава всемогуществу Твоему, Господи!»
«Велика Твоя любовь, Господи! всего Себя истощил еси ради любве ко мне. Взираю на крест и дивлюсь Твоей любви ко мне и к миру, славлю чудеса Святых Таин Твоих над верными Твоими, славлю исцеления, которым я был свидетелем, славлю действие их всеспасительное…» .
Примечания
Из дневника о. Иоанна Кронштадтского.
Город Апамея — в Сирии, при Аксии, притоке Оронта.
Впоследствии установился обычай тайного чтения молитв священником. См. об этом Толкование на Божественную литургию. Прот. В. Нечаева. 1884. С. 42-43.
Крайние последователи монофизитства назывались акефалами (безголовыми), потому что сперва не имели определенного главы. В Палестине акефалы владели двумя монастырями — одним близ Елевферополя, другим — около Газы. В Газском монастыре жил некто Север, который, родившись язычником, предавался волшебству и только во избежание костра принял крещение, но очень скоро вступил в секту акефалов. Человек ловкий, благодаря придворным интригам в Константинополе он добился того, что был возведен на патриарший престол в Антиохии и явился главою «безголовых». В качестве патриарха он произвел много соблазна в Церкви.
Не только во времена апостольские, но и в течение вообще первых веков было в обычае ежедневное причащение христиан, по крайней мере так было в некоторых церквах. В день воскресный, по принятии причащения, христиане брали частицы Евхаристии с собою на дом; этими частицами они и причащались, ежедневно по утрам во время утренней молитвы. С течением времени, вследствие упадка христианской жизни, во избежание злоупотреблений, отменено было обыкновение давать Святое Причастие на дом, и все должны были причащаться в храме. См. гл. 79 «Луга духовного».
См. гл. 27 и 108 «Луга духовного».
По словам Симеона Солунского, диаконы во время богослужения изображают чин ангельский. На то же указывают и рипиды. В древности их изготовляли из тонкого пергамента, или из полотна, или из перьев павлина. Теперь, с указанием на таинственное знаменование, на рипидах изображаются херувимы.
Наитие Святого Духа при совершении святой Евхаристии ознаменовывалось, очевидно, теми же явлениями, как и при сошествии Святого Духа на апостолов,— движением или сотрясением воздуха, а также — огнем (Деян. 2, 2), как, например, мы знаем из жития преподобного Сергия. Подобные знамения были особенно необходимы в смутные времена ересей, при утверждении истинного учения Святой Церкви.
См. гл. 213 «Луга духовного».
Записки Ф.Ф. Вигеля. Русский Архив. 1892 г. Ноябрь. С. 191-195.
Из дневника о. Иоанна Кронштадтского.
Теги: Беседы и поучения 10 Июля 2019
Добавить комментарий