По старому стилю календарь
Содержание
Старый и новый стиль в исторических датах
В какой день сентября следует отмечать Бородинскую битву, если мы живем в XXI веке? Когда в пересчёте на наше время родились А.С.Пушкин и Н.В. Гоголь, когда скончался святой флотоводец Феодор Ушаков? Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Россия вплоть до 1918 года жила по юлианскому календарю? Эти и другие вопросы мы задали кандидату исторических наук, специалисту по средневековой хронологии Павлу Кузенкову.
Как известно, до февраля 1918 года Россия, как и большинство православных стран, жила по юлианскому календарю. Между тем в Европе, начиная с 1582 года, постепенно распространился реформированный календарь, введенный по распоряжению папы Григория XIII. В год введения нового календаря было пропущено 10 дней (вместо 5 октября стали считать 15 октября). В дальнейшем «григорианский» календарь пропускал високосы в годах, оканчивающихся на «00», кроме тех случаев, когда первые две цифры такого года образуют число, кратное «4». Именно поэтому 1600 и 2000 годы не вызвали никаких «подвижек» в обычной системе перевода из «старого стиля» в «новый». Однако в 1700, 1800 и 1900 годах високосы были пропущены, и разница между стилями увеличивалась, соответственно, до 11, 12 и 13 дней. В 2100 году разница увеличится до 14 дней.
В целом же таблица соотношений между юлианскими и григорианскими датами выглядит следующим образом:
В Советской России «европейский» календарь был введен правительством Ленина с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». Однако в церковной жизни никаких изменений не произошло: Русская Православная Церковь продолжает жить по тому же самому юлианскому календарю, по которому жили апостолы и святые отцы.
Средневековый астрономический манускрипт Возникает вопрос: как правильно переводить из старого стиля в новый исторические даты?
Казалось, бы, всё просто: надо воспользоваться тем правилом, которое действовало в данную эпоху. Например, если событие произошло в XVI–XVII веках, прибавлять 10 дней, если в XVIII веке – 11, в XIX веке – 12, наконец, в XX и XXI веках – 13 дней.
Так и делается обычно в западной литературе, и это вполне справедливо в отношении дат из истории Западной Европы. При этом следует помнить, что переход на григорианский календарь происходил в разных странах в разное время: если католические страны почти сразу же ввели «папский» календарь, то Великобритания приняла его только в 1752 году, Швеция – в 1753-м.
Однако ситуация меняется, когда речь заходит о событиях русской истории. Следует учитывать, что в православных странах при датировании того или иного события уделялось внимание не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого). Между тем церковный календарь не подвергся никаким изменениям, и Рождество, к примеру, как праздновалось 25 декабря 300 или 200 лет назад, так празднуется в этот же день и теперь. Иное дело, что в гражданском «новом стиле» этот день обозначается как «7 января».
Обратим внимание, что при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль Церковь руководствуется текущим правилом пересчета (+13). Например: перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, празднуется 3 июля ст. ст. – или 16 июля н. ст. – хотя в 1652 году, когда произошло это событие, теоретически юлианское 3 июля соответствовало григорианскому 13 июля. Но именно теоретически: в то время эту разницу могли бы заметить и зафиксировать разве что послы иностранных государств, уже перешедших на «папский» календарь. Позднее связи с Европой стали более тесными, и в XIX – начале XX века в календарях и периодических изданиях ставили двойную дату: по старому и новому стилю. Но и здесь при исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники. А поскольку юлианский календарь как был, так и остается календарем Русской Церкви, нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, – то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события.
Примеры
Русский флотоводец Федор Федорович Ушаков скончался 2 октября 1817 года. В Европе этот день обозначался как (2+12=) 14 октября. Однако Русская Церковь празднует память праведного воина Феодора именно 2 октября, что в современном гражданском календаре соответствует (2+13=) 15 октября.
Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября (и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы), для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения – то есть 8 сентября по н.ст.
Преодолеть тенденцию, ставшую общепринятой в светских изданиях, – а именно: передавать даты по старому стилю по нормам, принятым для григорианского календаря в соответствующую событию эпоху, едва ли возможно. Однако в церковных изданиях следует опираться на живую календарную традицию Православной Церкви и, принимая за основу даты юлианского календаря, пересчитывать их на гражданский стиль по текущему правилу. Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года (просто в разных странах действовали разные календари). Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь.
Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря — так, как это делается для всех церковных праздников. Например: 25 декабря 1XXX г. (7 января н.ст.).
Если же речь идет о дате международного события, датировавшегося уже современниками по двойной дате, такую дату можно указывать через косую черту. Например: 26 августа / 7 сентября 1812 г. (8 сентября н.ст.).
XII век
2-е тысячелетие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
X век — XI век — XII век — XIII век — XIV век | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хронологическая таблица |
Двенадцатый (XII) век длился с 1101 по 1200 годы по григорианскому календарю.
Основные события
Русь
- 1103 — Начало целой серии походов Владимира и Святополка против половцев (1103—1120 гг).
- 1107 — Взятие Суздаля волжскими болгарами.
- 1113 — Начало княжения Владимира Мономаха (1113—1125 гг).
- 1136 — Отпадение Новгорода от Киевской Руси.
- 1139 — Волнения в Киеве и его захват Всеволодом Олеговичем.
- 1146 — Начало ожесточенной борьбы княжеских кланов за киевский престол (Мономаховичи, Ольговичи, Давидовичи) — продолжалась до 1161 г.
- 1147 — первое летописное упоминание о Москве.
- 1181 — переселенцами из Новгорода основан город Хлынов (ныне, Киров)
Европа
- 1100 — Началось правление английского короля Генриха I (1100—1135). Укрепление системы государственного управления; значительную роль стал играть постоянный королевский совет.
- 1106 — Началось правление германского короля и императора Священной Римской империи Генриха V (1106—1125). Завершил борьбу с папством за инвеституру.
- 1109 — Польско-германская война Генриха V.
- 1122 — Византийский император Иоанн II Комнин одержал победу над печенегами.
- 23 сентября 1122 — в Вормсе заключен Вормсский конкордат, завершивший борьбу за инвеституру (противоборство между папством и императорами Священной Римской империи вокруг права вводить в должность епископов).
- 1137 — Началось правление французского короля Людовика VII (1137—1180). Своим браком с Алиенорой, наследницей герцогства Аквитания, присоединил к своему домену территорию юго-западной Франции. В результате женитьбы Людовика VII на Алиеноре Аквитанской французская корона приобрела Гиень, Гасконь, Пуату, Марша, Лимузен и Перигор.
- 1146 — Поход императора Конрада III на Польшу.
- 1147 — Начался второй крестовый поход (1147—1149). Возглавляли поход французский король Людовик VII и император Священной Римской империи немецкий король Конрад III. Поводом послужил захват турками-сельджуками Эдессы.
- 1152 — Началось правление германского короля Фридриха I Барбароссы (1152—1190), с 1155 — императора «Священной Римской империи». Пытался подчинить североитальянские города.
- 1155.02.05 — 07 — Вероятное время рождения «человека тысячелетия» Чингисхана. Или в 1167 г.
- 1159 — Начало франко-анжуйской войны (1159—1299 гг).
- 1175 — Началось правление (1175—1193) египетского султана Салах-ад-Дина (Сала-дина). Основатель династии Айюбидов. Возглавлял борьбу мусульман против крестоносцев.
- 1180 — Правление французского короля Филиппа II Августа (1180—1223). Успешно проводил политику централизации государства (увеличил королевский домен примерно в 4 раза преобразовал в нём управление; ограничил самостоятельность феодальной знати). Отвоевал у Иоанна Безземельного подвластные ему французские территории (Нормандию и др.), превратил Францию в ведущую европейскую державу.
- 1184 — Началось правление царицы Тамар (1184—1207) в Грузии. В её царствование Грузия добилась больших военно-политических успехов. Ей посвящена поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
- 1187 — Мусульмане вновь взяли Иерусалим, отобрав его у христиан: В сражении при Тивериадском озере египетский султан Салах-ад-Дин разгромил войска Иерусалимского королевства и захватил Иерусалим.
- 1189 — Началось правление английского короля Ричарда Львиное Сердце. Большую часть жизни провел вне Англии, сражаясь против французского короля и против мусульман. Возвращаясь из третьего крестового похода, попал в плен к императору Генриху VI, потребовавшему огромный выкуп, который был выплачен, в том числе благодаря повышению налогов в Англии (1194).
- 1190 — Началось правление германского короля и императора Священной Римской империи Генриха VI (1190—1197). Женитьбой на наследнице сицилийского престола присоединил к своим владениям Сицилийское королевство.
- 1198 — Папа римский Целестин III провозглашает северный крестовый поход. Основан Тевтонский орден (форма — белый плащ с чёрным крестом). Епископ Бертольд с войском крестоносцев приходит на Западную Двину, принудительно крестит ливов, облагает их данью.
- 1199 — Начался четвёртый крестовый поход (продолжался 1199—1204 гг).
- XII век — Победа христианства в Швеции.
- XII век — Возникновение княжества Босния.
- XII век — Перенесение столицы Волжской Болгарии в Биляр.
- XII век — Возникновение в Дагестане Аварского ханства со столицей Хунзах.
- XII век — Кильва стала центром всех арабских поселений на восточном берегу Африки. Султаны Кильвы владели Занзибаром, Мафией, Пембой, Момбасой, Аму и Пате.
- XII век — Образование движения бхакти в Индии.
- XII век — Возникновение организации «Байляньцзяо» («учение Белого лотоса») в Китае.
- XII век — Кхмеры пытаются овладеть Халипунджайей, но это им не удалось.
- XII век — От Шривиджайи отпадает княжество Малайя на Суматре, к северо-западу от Палембанга.
- XII век — Семь объединённых племен науа с севера (Нью-Мексико или Аризона) проникли в долину Мехико.
- XII век — Усиление Майяпана.
- XII век — Тои отплыл из Центральной Полинезии и оказался на Новой Зеландии.
См. также
В Викитеке есть тексты по теме
Документы XII века XII век
Это незавершённый список века. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его. |
Для улучшения этой статьи желательно?:
|
Конвертер дат
Конвертер переводит даты в григорианский и юлианский календари и вычисляет юлианскую дату; для юлианского календаря отображаются латинская и римская версии.
Примечания
- Григорианский календарь («новый стиль») введен в 1582 г. н. э. папой Григорием XIII, чтобы день весеннего равноденствия соответствовал определенному дню (21 марта). Более ранние даты преобразуются с использованием стандартных правил для григорианских високосных годов. Возможно преобразование вплоть до 2400 г.
- Юлианский календарь («старый стиль») введен в 46 г. до н. э. Юлием Цезарем и насчитывал 365 дней; високосным являлся каждый третий год. Данная ошибка была исправлена императором Августом: с 8 г. до н. э. и до 8 г. н. э. дополнительные дни високосных годов пропускались. Более ранние даты преобразуются с использованием стандартных правил для юлианских високосных годов.
- Римская версия юлианского календаря введена примерно в 750 г. до н. э. Ввиду того, что количество дней в римском календарном году изменялось, даты до 8 г. н. э. не являются точными и представлены в демонстрационных целях. Летоисчисление велось от основания Рима (ab Urbe condĭta) — 753/754 г. до н. э. Даты до 753 г. до н. э. не вычисляются.
- Названия месяцев римского календаря являются согласованными определениями (прилагательными) при существительном mensis ‘месяц’:
Месяц |
Латинское название |
---|---|
Январь |
m. Januarius |
Февраль |
m. Februarius |
Март |
m. Martius |
Апрель |
m. Aprīlis |
Май |
m. Majus |
Июнь |
m. Junius |
Июль |
m. Julius |
Август |
m. Augustus |
Сентябрь |
m. September |
Октябрь |
m. Octōber |
Ноябрь |
m. November |
Декабрь |
m. December. |
- Числа месяца определялись по фазам Луны. В разные месяцы Календы, Ноны и Иды попадали на разные числа:
Первые числа месяца определяют, отсчитывая дни от предстоящих Нон, по прошествии Нон — от Ид, после Ид — от предстоящих Календ. При этом используется предлог ante ‘до’ c винительным падежом (accusatīvus):
22 августа 80 г. н. э. = за 11 дней до сентябрьских Календ:
a. d. XI Kal. Sept. (сокращенная форма);
ante diem undecĭmum Kalendas Septembres (полная форма).
Порядковое числительное согласуется с формой diem, то есть ставится в винительный падеж единственного числа мужского рода (accusatīvus singulāris masculīnum). Таким образом, числительные принимают следующие формы:
Если день попадает на Календы, Ноны или Иды, то название этого дня (Kalendae, Nonae, Idūs) и название месяца ставится в творительный падеж множественного числа женского рода (ablatīvus plurālis feminīnum), например:
1-го февраля — Kalendis Februariis;
15-го марта — Idĭbus Martiis;
5-го апреля — Nonis Aprilĭbus.
День, непосредственно предшествующий Календам, Нонам или Идам, обозначается словом pridie (‘накануне’) с винительным падежом множественного числа женского рода (accusatīvus plurālis feminīnum):
31-го января — pridie Kalendas Februarias;
14-го марта — pridie Idūs Martias;
4-го апреля — pridie Nonas Aprīles.
Таким образом, прилагательные-названия месяцев могут принимать следующие формы:
- Юлианская дата — это количество дней, прошедших с полудня 1-го января 4713 г. до н. э. Эта дата произвольна и была избрана лишь для согласования различных систем летоисчисления.
Этот день в истории: 1918 год — Россия перешла на григорианский календарь
14 февраля 1918 года в Советской России произошел переход с юлианского на григорианский календарь. Согласно нововведению, с целью привести летоисчисление в соответствие с западноевропейским, в календарь была введена поправка в 13 суток.
Григорианский календарь был введен в католической Европе в 1582 году в ходе реформы папы Григория XIII. Действующий до этого календарь юлианский уже не соответствовал требованиям церкви, так как не позволял правильно вычислять дату главного церковного праздника — Пасхи.
Многие считают, что именно большевикам принадлежит идея смены летоисчисления в России с юлианского на григорианский календари. Это вовсе не так. Да, именно при Советской власти ввели григорианский календарь, но предложения о приведении летоисчисления в соответствие с западноевропейским календарём поступали в царское правительство с середины XIX века.
В 1830 г. Петербургская академия наук выступила с предложением о введении в России нового стиля, Бывший в то время министром народного просвещения князь К. А. Ливен отрицательно отнесся к этому и в своем докладе царю Николаю I представил реформу календаря как дело «несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов». Он указывал, что «выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики». После получения такого «доклада» царь написал на нем: «Замечания князя Ливена совершенно справедливы».
В 1899 г. при Русском астрономическом обществе была создана комиссия из представителей многих научных учреждений, ведомств и министерств. Она предложила ввести в России не григорианский календарь, а более точный, основанный на проекте И. Г. Медлера. Несмотря на исключительно активную роль в этой комиссии великого русского ученого Д. И. Менделеева, реформа вновь не состоялась из-за противодействия царского правительства и церкви. Стремясь парализовать активность комиссии, «императорская» Академия наук срочно создала свою календарную комиссию на основе высочайшего разрешения, в котором было сказано, чтобы новая комиссия при Академии наук в своей деятельности «приняла во внимание соображения бывшего министра народного просвещения князя Ливена по вопросу о введении в России григорианского стиля». Эти «соображения» нам уже известны и сводились к явному запрету проведения календарной реформы. В «академическую» комиссию поступило и мнение святейшего синода, обер-прокурор которого Победоносцев сообщил, что считает введение нового календаря несвоевременным.
Окончательно вопрос о календарной реформе в России был решен только после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже 16 ноября 1917 г. этот вопрос был поставлен на обсуждение советского правительства, а 24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Этот декрет был подписан В. И. Лениным и опубликован 25 января 1918 года. Он начинался словами: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь».
Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 г. считать не 1 февраля, а 14 февраля. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю: 14 (1) февраля, 15 (2) февраля и т. д. Именно этим резким переходом объясняется тот факт, что с 1 по 13 февраля в стране не произошло ни одного события — никто не родился, не крестился, не женился, не умер. Все просто — в российском календаре этих дней просто нет.
Поиск ответа
Всего найдено: 10
Вопрос № 289148 | ||
Добрый день. Когда пишут дату, а рядом ту же дату по старому стилю в скобках, скобки должны отбиваться или нет? Например: 12(23) марта. Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Между цифрой и скобкой нужен пробел: 12 (23) марта.
Вопрос № 264388 | ||
по старому или по-старому.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: по старому шоссе, жить по-старому.
Вопрос № 255054 | ||
Как бы вы порекомендовали оформлять даты, указанные через слеш по старому и новому стилям – с пробелами или без: 18/31 мая, 19 мая / 1 июня?
Ответ справочной службы русского языка
Даты старого (точнее, нового) стиля обычно заключают в скобки: 18 (31) мая, 19 мая (1 июня).
Вопрос № 237490 | ||
Добрый день!
Сегодня мне на глаза попалось высказывание Артемия Лебедева. Верно ли оно? Ниже привожу само высказывание:
«Признаком псевдоинтеллигентности является замечание «кофе — он». Обычно так говорят люди, не замечающие настоящих ошибок в речи.
Мужской род бедному напитку достался от устаревших форм «кофий» или «кофей». К примеру, до войны слово «метро» тоже было мужского рода (потому что метрополитен — он), в газетах писали: «наш метро».
В ботанике растение кофе — оно. Мужской род не делает напиток из зерен кофейного дерева более благородным, чем, скажем, напиток из бобов какао.
«Кофе — он» — такая же глупость и архаика, как январское отмечание рождества «по старому стилю».
Кофе должно быть среднего рода.»
Ответ справочной службы русского языка
См. ответ № 214406.
Вопрос № 231387 | ||
Здравствуйте, интересует верно ли данное суждение? Артемий Лебедев § 138. Кофе — оно 29 января 2007 Признаком псевдоинтеллигентности является замечание «кофе — он». Обычно так говорят люди, не замечающие настоящих ошибок в речи. Мужской род бедному напитку достался от устаревших форм «кофий» или «кофей». К примеру, до войны слово «метро» тоже было мужского рода (потому что метрополитен — он), в газетах писали: «наш метро». В ботанике растение кофе — оно. Мужской род не делает напиток из зерен кофейного дерева более благородным, чем, скажем, напиток из бобов какао. «Кофе — он» — такая же глупость и архаика, как январское отмечание рождества «по старому стилю». Кофе должно быть среднего рода. Источник: http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/138/
Ответ справочной службы русского языка
См. ответ № 214406 .
Вопрос № 230931 | ||
В предложении «Возможность прогуляться по старому городу Висбадена» следует ли писать «старый город» прописными буквами, если подразумевается название части города?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: _Возможность прогуляться по Старому городу Висбадена_.
Вопрос № 221508 | ||
Пожалуйста, прокомментируйте следующее утверждение: Признаком псевдоинтеллигентности является замечание «кофе — он». Обычно так говорят люди, не замечающие настоящих ошибок в речи. Мужской род бедному напитку достался от устаревших форм «кофий» или «кофей». К примеру, до войны слово «метро» тоже было мужского рода (потому что метрополитен — он), в газетах писали: «наш метро». В ботанике растение кофе — оно. Мужской род не делает напиток из зерен кофейного дерева более благородным, чем, скажем, напиток из бобов какао. «Кофе — он» — такая же глупость и архаика, как январское отмечание рождества «по старому стилю». Кофе должно быть среднего рода. Источник: http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/138/
Ответ справочной службы русского языка
«Правильно» или «неправильно» то или иное слово, зависит от его фиксации в словаре. В свою очередь любая словарная фиксация — это решение автора словаря (или авторского коллектива), такое решение всегда основывается на опыте лексикографа, его наблюдениях над языковой действительностью и т. д. Сегодня в некоторых нормативных словарях русского языка содержится указание на возможность использования слова «кофе» как существительного среднего рода — правда, пока что только в разговорной речи. Так что литературный — кодифицированный — язык относится к «кофе среднего рода» с опаской. Мужской род — это, конечно, архаика. Но не всякая архаика — глупость 🙂 Отмечание рождества в январе, как и мужской род существительного «кофе», нам глупостью не кажется.
Вопрос № 214468 | ||
Уважаемые гуру! Как Вы можете прокомментировать статью известного российского дизайнера, какова вероятность того, что слово «кофе», как и слово «метро», станет среднего рода в будущем? Артемий Лебедев § 138. Кофе — оно 29 января 2007 Признаком псевдоинтеллигентности является замечание «кофе — он». Обычно так говорят люди, не замечающие настоящих ошибок в речи. Мужской род бедному напитку достался от устаревших форм «кофий» или «кофей». К примеру, до войны слово «метро» тоже было мужского рода (потому что метрополитен — он), в газетах писали: «наш метро». В ботанике растение кофе — оно. Мужской род не делает напиток из зерен кофейного дерева более благородным, чем, скажем, напиток из бобов какао. «Кофе — он» — такая же глупость и архаика, как январское отмечание рождества «по старому стилю». Кофе должно быть среднего рода.
Ответ справочной службы русского языка
См. ответ № 214406 .
Вопрос № 211489 | ||
Скажите, пожалуйста, как правильно назвать дату рождения человека, рожившегося в 19 веке «4(16).2.1878 родился Климов Алексей Филиппович». Он родился 4 февраля или 16 февраля, и в какой день отмечать его день рождения в 2007 году — 4 или 16 февраля? Спасибо. Наталья
Ответ справочной службы русского языка
В данном случае имеется в виду старый и новый стиль. Читая, следует называть дату по старому и по новому стилю.
Вопрос № 202197 | ||
Каково происхождение названия Зачатьевский переулок?
Ответ справочной службы русского языка
Вот что пишет о происхождении этого названия М. В. Горбаневский в проекте http://moscow.gramota.ru/index.shtml :
Зачатьевские переулки были названы так по близлежащему Зачатьевскому женскому монастырю, существовавшему с 1584 года. Знатокам истории ведомо, что монастырь основал царь Федор Иоаннович, последний русский царь из династии Рюриковичей — в надежде на избавление жены Ирины от бесплодия. Поэтому и главный храм его был освящен в честь христианского праздника Зачатия праведной Анны, «егда зачат Пресвятую Богородицу», отмечаемого 9 декабря по старому стилю.
Добавить комментарий