Почему двуглавый орел
Содержание
Каково значение двуглавого орла?
Двуглавый орел – один из древнейших и распространенных символов власти. Ему не менее пяти тысяч лет, и он возникает одновременно с первыми на земле государствами. Этот символ получил множество трактовок, но какой смысл ему придавали изначально?
Шумерский бог Нинурта.
Издревле орел был солярным символом – образом солнца. Именно поэтому он стал также божественным или царским знаком. Львиноголовый орел Анзуд у шумеров изображался поражающим змею. Орел считался птицей бога грозы Ашшура у ассирийцев, Зевса – у греков и Юпитера – у римлян. В Ветхом Завете орел выступает очень многогранным символом. С орлом сравнивается Сам всесильный и любящий Бог Израиля: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога» (Втор. 32: 8–12). Орел может быть исполнителем Божией воли: «Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего» (Ис. 46: 11). Орел также олицетворяет грозную непреодолимую силу: «И будет Моав посмеянием и ужасом для всех окружающих его, ибо так говорит Господь: вот, как орел, налетит он и распрострет крылья свои над Моавом. Города будут взяты, и крепости завоеваны, и сердце храбрых Моавитян будет в тот день, как сердце женщины, мучимой родами» (Иер. 48: 39–41). Но орел также может быть и символом гордыни: «Ибо вот, Я сделаю тебя малым между народами, презренным между людьми. Грозное положение твое и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но, хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя, говорит Господь» (Иер. 49: 15–16). Не случайно трехглавый орел в неканонической III книге Ездры (гл. 11–12) олицетворяет власть земных царств. Позднее, уже в христианской символике, орел стал олицетворением горнего мира, знаком евангелиста Иоанна Богослова. Орлецы – ковры с изображением двуглавого (в Византии) или одноглавого (в России) орла, парящего над градом, – стали символом епископской власти.
Хеттский двуглавый орел, изображенный на воротах царской столицы Хаттусы (13 в. до РХ).
Двуглавие в древности было символом небесного свода, солнечного рассвета и заката. Двуликий Янус изначально почитался римлянами как бог солнца и небосвода. В «Ригведе» ту же роль играли близнецы-всадники Ашвины, в греческой мифологии – братья Диоскуры: Кастор и Полидевк.
Солярная символика была основной у индоевропейцев. Около 1800 года до Рождества Христова, во времена Авраама, в Малой Азии и Сирии возникло первое индоевропейское государство в мировой истории – Хеттское царство, успешно боровшееся с египетскими фараонами. Хетты упоминаются в Книге Бытия (гл. 23) как радушные соседи Авраама в Ханаане. Придя в Малую Азию с Балкан, хетты позаимствовали здесь изображение двуглавого орла. Он был очень популярен на Ближнем Востоке уже в III тысячелетии до Рождества Христова. Изначально двуглавый орел символизировал шумерского бога войны Нинурту. Хетты увенчали орла царской короной. Царь у хеттов именовался «солнцем», а двуглавый орел становился, таким образом, символом обожествляемой царской власти. У хеттов орел изображался с зайцами в когтях. Зайцы были символом сумерек, тьмы, зла. Орел, схвативший зайцев, выступал олицетворением победы царя над его врагами, света над тьмой, добра над злом. Идея благородства и справедливости царя была крайне важной в хеттской государственной идеологии. Один из великих хеттских царей Телепинус (XVI в. до Р.Х.) так завещал своим потомкам: «Отныне кто после меня царем станет, то пусть его братья, его сыновья, его свойственники, люди его рода и его воины да будут собираться вместе. И ты, будущий царь, придешь в страну врагов, сильной рукой покоришь. Но так не говори: “Я отпускаю без наказания”, если на самом деле ты ничего не прощаешь, а притесняешь. Не убий никого из рода. Это не ведет к добру».
Орел Священной Римской империи германской нации.
От хеттов двуглавого орла заимствовали мидийцы, персы, арабы, армяне, турки-сельджуки, монголы, а также византийцы. В XII веке в Западной Европе возникают государственные геральдические символы – гербы. На различных европейских гербах двуглавый орел появляется уже в XIII веке. В это же время он становится гербом Сербии, позднее также Черногории, Албании, использовался он в Черниговском и Тверском княжествах. В начале XV века черный двуглавый орел появляется и на гербе «Священной Римской империи германской нации», в 1806 году его унаследовала Австрийская (с 1867 – Австро-Венгерская) империя, распавшаяся после поражения в Первой мировой войне.
Орел Священной Римской империи германской нации.
В Византии (Ромейской державе) государственного герба как такового не существовало. Однако золотой двуглавый орел на красном поле был личным символом последней византийской династии – Палеологов. Племянница последнего императора Константина XI Зоя привезла его с собой в Москву в 1472 году, но на государственной печати ее мужа Ивана III он появляется лишь с 1497 года. Это, скорее всего, объясняется двумя причинами. С 1489 года были установлены дипломатические отношения России с империей Габсбургов, причем император «Священной Римской империи» признал московского государя равным себе, «братом». Таким образом, Иван Васильевич мог претендовать на использование императорской символики – двуглавого орла. Кроме того, в 1494 году старший брат Зои Андрей, имевший преимущественные права на византийский престол, продал их французскому королю. Второй брат Мануил еще ранее отказался от своих прав в пользу османского султана. Таким образом, законной наследницей оставалась лишь московская государыня Зоя (Софья Фоминична), ее муж, сын Василий III и последующие потомки.
Русский двуглавый орел, подобно палеологовскому и габсбургскому, изображался то с раскрытыми лапами, то державшим крест, меч или державу. С XVII века утверждается новый образ – с державой и скипетром. При Петре I цвет орла становится черным. Неизменным еще с хеттских времен было лишь увенчание орла одной, двумя или тремя коронами – главным царским атрибутом. Символика орла сочеталась с идеей Третьего Рима, как она была выражена в 1523–1524 годах старцем псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем. Когда знаменитый старец писал о том, что «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», он говорил не о предмете для гордости, а о величайшей ответственности России: четвертому Риму не бывать не потому, что третий Рим будет стоять вечно, – а мир простоит лишь столько, сколько продержится хранящий православную веру третий Рим. А потому двуглавый орел – не символ самопревозношения, но знак стремления к исполнению Божией воли.
Можно лишь повторить слова пророка Исаии, которые имеют отношение ко всем нам: «Кому уподобите Меня, и сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны? Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, – он не отвечает, не спасает от беды. Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю. Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды: Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою» (Ис. 46: 5–13).
Почему на гербе России изображён двуглавый орёл?
02.11.2019 08:13 882
Символом каждого государства являются герб, гимн и флаг. На гербе нашей страны изображён двуглавый орёл. В правой лапе он держит скипетр, а в левой — державу. Крылья у птицы расправлены, а на головах красуются короны.
А вот почему гербом России стал двуглавый орёл?
Всем известно, что орёл — птица сильная и могучая, поэтому её изображение символизирует могущество и величие страны. Скипетр, держава и корона обозначают мощь, единство и суверенитет нашего государства.
На скипетре изображён такой же двуглавый орёл,только в миниатюре. Он также держит в правой лапе скипетр, на котором изображён ещё один орёл. И так всё повторяется бесконечно, что символизирует бесконечность России.
В середине орла изображён всадник без доспехов, который поражает своим копьём змея. Кроме того, у птицы приоткрыты клювы и расправлены крылья. Это означает, что страна первой ни на кого не нападает, но в случае атаки может дать отпор противнику.
Почему у орла две головы?
Поскольку одна часть нашей страны расположена в Европе, а другая в Азии, то и головы орла обращены каждая в свою сторону. Тем самым они смотрят за порядком: одна в европейской части России, а другая в Сибири и на Дальнем Востоке.
Герб России
В качестве одного из официальных символов РФ современный герб имеет любопытную историю становления и различных изменений. Поныне вызывает споры в среде исследователей геральдики история данного знака, значение элементов, изображенных на нем, его цветовая гамма. В данном материале содержится подробная информация интересная всем людям, интересующимися вопросами отечественной геральдики, и просто тем, кому любопытна история появления этой государственной эмблемы современной России.
Внешний вид
В XXI столетии официальный символ РФ выглядит таким образом:
- На ярко-красного цвета французском щите двуглавый орел-могильник с поднятыми крылами.
- Над птичьими головами – три золотые короны, объединенные золотой лентой: две малые и еще большая.
- В левой лапе у птицы – держава, в правой – скипетр.
- На орлиной груди – французский красный щит с конником, пронзающим острым копьем насквозь черного дракона.
- Воин-наездник задрапирован в темно-голубой плащ. Конник бело-серебряный, копье и конь – тоже.
Время возникновения главных элементов герба
Использование орла-могильника о двух головах в роли государственного знака зафиксировано впервые во времена князя Ивана III, женившегося на греческой царевне Софье Палеолог и получившего формально права на данный государственный знак последних императоров Византии. Герба в тот период не существовало: его заменяла фактически общегосударственная печать князя. На ее лицевой стороне был Георгий Победоносец на коне (ездец), на оборотной – императорский орел. Оттиск этой печати имеется на меновой грамоте 1497 г. Это первый обнаруженный историками документ, где стоит этот знак.
Всадник стал эмблемой Московского княжества, заменив собой льва, терзающего змею, и единорога, которые в разное время были эмблемами московских князей. Фигура «ездца» (то есть всадника) трансформировалась в образ святого Георгия путем различных изменений: конник был без копья или с охотничьим мечом или соколом и воплощал образ правящего князя, иногда поражающего змея, а порой – и без оного.
При Юрии Долгоруком святой Георгий стал изображаться в привычном для нас виде, став символом г. Москвы. А в результате объединения земель под властью Москвы Георгий Победоносец стал символом государства в целом наряду с орлом.
История изменений герба
Грозный орел за многие десятилетия, начиная с XV века, существенно изменился, из схематичного изображения превратившись в хорошо прорисованный образ с множеством деталей-символов.
В царские времена
- В годы правления Ивана III у птицы был закрыт клюв, и он выглядел как неокрепший птенец, а не взрослая особь. Исследователи видят в этом символ молодого централизованного государства, объединенного под властью Москвы.
- При Василии III птичий клюв уже раскрыт и из него высовывались длинные языки. Такое изображение показывало растущую мощь государства и умение отстаивать свои интересы. Державная птица за эти годы стала более агрессивной и злой.
- При воцарении Ивана Грозного на орлиной груди на печати возник щит с Георгием Победоносцем (оборотная сторона), единорог занял лицевую сторону. Императорский орел увенчался одним царским венцом. Над ним засиял восьмиконечный золотой крест. Православный крест, святой Георгий подчеркивали укоренение православия на Руси.
- Над головами орлов при Федоре Блаженном была пара венцов, по одной над каждым, а между их головами – голгофский крест, знак Страстей Христовых. В этот период Россия обрела церковную независимость, а также было утверждено патриаршество, что, возможно, символически и отражено в эмблеме страны.
- Во времена правления Лжедмитрия над орлом появилось три короны, а фигура Георгия Победоносца была развернута к правой стороне геральдического щита (до этого всадник скакал в левую сторону). Правда, после его свержения все осталось по-старому.
- В годы царствования Михаила Романова окончательно утвердилось изображение трех корон без креста, которые воспринимались как знак Святой Троицы. Иногда эти царские венцы трактуются как альянс славян: великороссов, белорусов, малороссов. Орел распустил свои мощные крылья, продемонстрировав несокрушимость и силу страны.
- Держава, скипетр оказались в орлиных когтях при царе Алексее Тишайшем, и он приобрел привычный для нас вид: крылья раскрыты, подняты вверх, над главами орла – три венца, а еще навечно обосновался тут щит со св. Георгием. Три короны здесь – знак княжеств Казанского, Сибирского и Астраханского.
В эпоху империи
- В Петровскую пору правления символ страны изменился наиболее значительно: царские венцы заменили на императорские короны, обвитые андреевской лентой. Цвет тела гербовой птицы из золотого сделался черным, а его лапы, клювы, глаза остались золотыми. На широких крыльях свободно разместились щиты Великих княжеств, три на каждом. Возникла еще цепь св. Андрея Первозванного и Архангелы Михаил и Гавриил. Орел стал олицетворением неразделенности европейской и азиатской территорий огромной страны.
- Жена Петра, Екатерина I, утвердила официально цветовую палитру: птица черная на золотом фоне, на ее груди – красный щит с всадником.
- При императрицах Елизавете Петровне и Екатерине Великой существенных перемен не наблюдалось, лишь, как отмечают исследователи, птица стала сильно напоминать орлицу.
- При Павле I возник мальтийский крест с короной, помещенные под щит со св. Георгием.
- При императоре Александре I мальтийский крест с короной был убран, как и держава со скипетром. Вместо них в когтях птицы оказались стрелы (перуны), факел, жезл (в правой), лавровый венок (в левой) и перевитые лентами – знаки победы в Отечественной войне 1812 г. Орлиные крылья раскинулись максимально широко, перьями вниз. Любопытно, что одна из орлиных голов наклонена вниз больше соседней. Орел в этот период имел одну корону.
- Орел при Николае I приобрел агрессивный вид: головы птицы мощные и грозные, крылья вздернуты предельно высоко.
При Александре II
Вокруг щита с Георгием возникла золотая канва, и направление движения наездника поменялось: он развернулся к правой стороне геральдического щита. Комплект гербов был разработан тогда же.
Большой герб выглядел так: золотой щит, где все тот же черный орел с тремя коронами, державой и скипетром и еще с гербом Москвы. Над московской эмблемой – шлем Александра Невского, а по ее сторонам – Архангелы Гавриил и Михаил. На щите висит цепь с орденом апостола Андрея. Все это венчает золотая корона и выше – хоругвь. Вокруг данной эмблемы щиты – шесть территориальных и еще девять княжеств и царств.
Все гербы Александра II благополучно действовали на территории империи до 1917 года.
В постреволюционный период
Черный орел-могильник сохранялся после февральских событий 1917 г. частично, потому как он лишился и корон, и всадника, и скипетра с державой. А вскоре и этот символ царизма был упразднен, на его смену пришел герб СССР.
Советский герб действовал вплоть до перестройки и распада Советского Союза. Ему на смену пришла современная российская эмблема.
Восстановление гербового орла осенью 1993 г. было призвано подчеркнуть целостность, неразрывность отечественной истории, а также ее преемственность.
Значение гербовой символики
Эмблема страны воссоздана Санкт-Петербургским художником Евгением Ильичом Ухналевым.
У Большого герба имеются существенные различия с современным символом:
- орлиный клюв раскрыт шире на царском гербе;
- в современной интерпретации нет ни гербов княжеств, ни цепи апостола Андрея Первозванного;
- конник развернут в современном варианте вправо по отношению к смотрящему на изображение, в императорском – в другую сторону;
- цветовая палитра императорского герба – черно-золотая, современного – красно-золотая.
Современный вид герба РФ близок к гербу царских времен с атрибутикой той эпохи, но символика его элементов переосмыслена и стала иметь иное значение:
- Двуглавый орел, будучи первоначально символом государства, наследовавшего Византии, в наше время просто подчеркивает могущество и силу государства, трансконтинентальный характер страны, частично расположенной в Европе, частично – в Азии. Перья птицы сейчас расположены в три ряда, что трактуется такими понятиями, как добро, истина и красота.
- Три короны воплощают уровни власти либо ветви власти. Короны Петра Великого теперь символ российского суверенитета. Поначалу это был знак Святой Троицы, а позже обозначал три царства.
- Держава в современной версии олицетворяет целостность, единство государства и его могущество. Скипетр стал олицетворением государственного суверенитета страны, ее политической независимости. Изначально эти предметы являлись просто атрибутами царской (императорской) власти.
- Фигура всадника, поражающего дракона, сохранила свое историческое значение. Это изображение символически показывает победу добра над злом, и всадник – Георгий Победоносец – выступает здесь как защитник Отечества. Щит также традиционно олицетворяет защиту.
- Черный дракон становится олицетворением тяжелых испытаний в судьбе страны, а также он является знаком скорби по невинно погибшим.
В целом символика герба РФ на сегодняшний день обозначает государственную власть и единство страны.
Цветовая решение, символика цвета
Цветовая палитра герба также глубоко символична:
- Золотой цвет орла, возвращенный ему в 2000 году, в геральдике является олицетворением могущества, богатства, а также милосердия и справедливости православной церкви.
- Красный цвет, преобладающий на гербе и являющийся его фоном, считается символом мужества и любви к родине. Вместе с тем, это и символ пролитой крови защитников Отечества, а также единства многонационального государства.
- Серебряный цвет в геральдике – знак благородства, чистоты помыслов и намерений, олицетворение справедливой борьбы за истину. Это цвет доспехов всадника, такого же цвета копье и конь на щите.
- В черный цвет окрашен дракон на щите, и данный оттенок символически воплощает скорбь по погибшим и невинно убиенным за всю драматическую историю страны, память о них.
Согласно российскому законодательству допустимо изображение эмблемы страны в черно-белом, одноцветном варианте.
Герб страны призван духовно объединять всех граждан, живущих на территории России, подчеркивая единство народов, мирно сосуществующих на территории одного государства. Этот национальный символ присутствует на всех официальных документах, включая российский паспорт, и на всех правительственных зданиях страны, монетах, медалях и орденах, являясь неотъемлемым атрибутом российского государства.
1. Византийская версия
Двуглавый орел был гербом православной Византии. Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого». Конечно, Великий Московский князь мог легко отказаться от неорганичной для русского глаза птицы, но набиравшая политические обороты Москва нуждалась в серьезных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания. Дело в том, что на Западе были мало осведомлены в нюансах российской политической картины и полагали, что на Востоке расположена бескрайняя Татария, где люди пьют молоко кобылиц и спят на голой земле.
Двуглавый же орел давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».
2. Габсбургская версия
Интересно, что в 1442 году, примерно за 55 лет до появления на печати Иоанна III, двуглавый орел появился и на государственных печатях германской Священной Римской Империи. Император Фридрих III Габсбург тоже считал себя полноправным приемником Рима. Однако двуглавую птицу он позаимствовал вовсе не от своего заклятого конкурента, Византии, а от других немецкоговорящих монархов — бургграфов Вюрцбургских и герцогов Баварских. Ряд историков уверены, что двуглавый орел пришел на Русь именно от Габсбургов, а не от византийцев, поскольку последние никогда не использовали орнитологический символ на государственных печатях.
3. «Татарская» версия
У византийской и габсбургской версий есть свои слабые места. Например, никак не объяснить, почему орёл, в качестве «приданого» появился в государственной печати почти через 20 лет после женитьбы Иоанна III на Софье Палеолог. Что касается «габсбургской птицы», то непонятно с какой стати Русь должна была перенять символ Империи, с которой у нее не было практически никаких политических связей; к тому же Габсбурги были католиками. Другое дело – близкие соседи… Мы имеем в виду Золотую Орду, которая какое-то время чеканила монеты с изображение двуглавого орла. Разумеется, Иоанн III не мог об этом не знать. В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока в 1483 году не прекратила свое существование. Возможно, Великий Московский князь хотел разыграть карту преемства некогда могущественного государства, почему и поставил на печать символ, знакомый другим «татарским ханствам», образовавшимся после распада Орды.
4. «Пророческая» версия
Эта версия самая шокирующая. Как известно, Иоанн III, как и полагалось московским государям, получил хорошее православное образование. Разумеется, он читал Святое Писание, в том числе третью книгу пророка Ездры из Ветхого Завета. Там пророк пишет следующее: «Видех, восхождаше от моря орел, емуже бяху главы три». Примечательно, что «средняя глава бысть больши инех глав». Напомним, что российского двуглавого орла венчают именно три короны: на головах — маленькие, а над пустым местом между ними — большая. «И се орел летяше на перии своем, и цесарьствова на земли и на живущих на ней». Далее в видении Ездры орел становится двухголовым: «средняя глава внезапу не явися… Осташася же две главе, яже и те такоже цесарьствоваша на земли и над обитающими на ней». Богословы трактовали этот момент, как пророчество об установлении царства антихриста. Затем появляется Мессия в виде льва и побеждает орла: «И видех, и се, якоже лев разгневан от леса рыкающь, и видех, яко испускаше глас человеческии ко орлу, и рече глаголя: слушай, что я буду говорить тебе и что скажет тебе Всевышний: слыши ты, и возглаголю тебе, и речет вышний тебе: не ты ли оставшийся из числа четырех животных, которых Я поставил царствовать в веке Моем, чтобы через них пришел конец времен тех…его ради не являйся ты, орле, и криле твои грозныя и перийца твоя строптивая, и главы твоя лукавыя, и ногти твои злейшии, и все тело твое суетное, чтобы отдохнула вся земля и освободилась от твоего насилия, и надеялась на суд и милосердие своего Создателя. Яко да прохладится вся земля и обратится свободна от твоея силы, и уповает на суд и милосердие того, иже сотвори ю».
Если все же Иоанн был знаком с Третьей книгой Ездры, то его выбор выглядит очень загадочно. Интересно, что впервые двуглавого орла за «пределы» государственной печати вывел Иоанн Грозный: это символ венчал одну из башен его зловещего «опричного» двора в Александровской Слободе (подробнее о любви к символике Иоанна IV читайте ). Три короны, венчающие этот геральдический символ, впервые использовал Лжедмитрий I. На, а самое широкое распространение двуглавый орел получил уже при Алексее Михайловиче, которого, как известно, поборники Старой Веры называли антихристом.
5. «Фряжская» версия
Иоанн III привлекал в Москву большое количество специалистов «фряжского» происхождения. Из истории мы хорошо знаем об итальянских архитекторах Аристотеле Фиораванти, строителя Успенского собора, и Пьетро Антонио Солари, строителя нескольких кремлевских башен. Известно, что все западные строители того времени состояли в цехах, которые представляли собой тайные закрытые общества. Очень многие сообщества строителей на Западе использовали символику двуглавого орла. Не исключено, что Иоанн «позаимствовал» знак именно у экспатов-архитекторов.
6. «Алхимическая» версия
Двуглавый орел широко использовался и в модной тогда алхимии. У алхимиков он символизировал Философский Камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus, или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского Камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.
7. «Спонтанная» версия
Как мы уже поняли, что двуглавый орел в конце XV века был модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции. Просто потому, что он ему понравился. Это версия, конечно, звучит очень легковесно, но все же…
Двуглавый орёл
У этого термина существуют и другие значения, см. Двуглавый орёл (значения). Двуглавый орёл — символ Константинопольской православной церкви (Стамбул)
Двуглавый орёл — фантастическая гербовая фигура, которая изображается в виде орла, имеющего две головы, обращённые вправо и влево, или двух орлов на двух планах, когда видна только голова орла на заднем плане.
История
Происхождение двуглавого орла, предположительно, связано с цивилизацией древнего Шумера (4-3 тысячелетие до н. э.) в которой этот символ имел религиозное значение и символизировал бога.
Византия
В Византии двуглавый орёл изображался на гербе Палеологов, последней династии императоров Византии, правившей с 1261 г. до 1453 г.
Западная Европа
В западноевропейской геральдике фигура эта впервые появляется в XIII веке после завоевания Византии крестоносцами, на монетах Людвига Баварского 1330 и гербах бургграфов Вюрцбургских и графов Савойских. Как государственная эмблема Священной Римской империи двуглавый орёл был принят лишь с XV века. Он изображался чёрным в золотом щите, с золотыми же клювами и когтями; головы орла были окружены нимбами. Лишь в новейшее время его венчали коронами, а в лапы поместили скипетр и государственный меч — в правую и державу — в левую.
Балканы
Двуглавый орёл был гербом Неманичей, в Сербии (XII—XIV вв..).
Русь
С XIII века двуглавый орёл становится гербом Черниговского княжества. В XV веке в Тверском и Московском княжествах.
Армения
Двуглавый орел встречается и в Армении, например, на флаге княжеского рода Мамиконянов.
Сельджукский султанат
Двуглавый орел был расположен на флаге Конийского султаната (Иконийский султанат, Румский султанат, или Сельджукский султанат) — феодального государства в Малой Азии, просуществовавшего с 1077 по 1307 годы.
Золотая Орда
Сохранилось некоторое количество монет Золотой Орды, отчеканенных во времена правления ханов Узбека и Джанибека, с изображением двуглавого орла, а также несколько монет, отчеканенных во времена правления хана Азиз-Шейха, с изображением двуглавого орла в звезде.
Иногда встречаются утверждения, будто двуглавый орёл являлся золотоордынским государственным гербом. Однако, герб, как правило, ассоциируется с государственной печатью. К настоящему времени не сохранилось в подлиннике ни одного официального документа (ярлыка) с печатью Узбека, Джанибека или Азиз-шейха. Вообще, сохранилось очень мало ярлыков с печатью улуса Джучи (семь ярлыков разных ханов русским митрополитам и несколько ярлыков литовским и западно-русским князьям). Ни на одном из сохранившихся ярлыков не изображён двуглавый орёл, поэтому большинство историков не считает двуглавого орла гербом Золотой Орды.
Использование
Современные государства
Двуглавый орел используется на гербах и флагах современных государств.
Исторические государства
Двуглавый орел использовался на гербах и флагах исторических государств
Административные единицы
Двуглавый орел используется на гербах регионов России.
Страна | Административная единица | Использование | Герб | Флаг, другая эмблема |
---|---|---|---|---|
Германия | Любек | Герб, флаг | ||
Эссен | Герб, флаг | |||
Индия | Карнатака (штат) | Герб | ||
Испания | Толедо (провинция) | Герб, флаг | ||
Тарасона-де-ла-Манча (муниципалитет) | Герб | |||
Толедо (город) | Герб, флаг | |||
Бениарбеч (город) | Герб, флаг | |||
Италия | Веллетри | Герб | — | |
Ровиго (провинция) | Герб | — | ||
Нидерланды | Болсвард | Герб, флаг | ||
Гронинген (провинция) | Герб | — | ||
Гронинген (город) | Герб | — | ||
Неймеген | Герб | — | ||
Польша | Бжозувский повят | Герб, флаг | ||
Приднестровье | Бендеры | Герб, флаг | ||
Россия | Воронеж | Герб, флаг | ||
Гатчина | Герб | — | ||
Краснодар | Герб, флаг | |||
Краснодарский край | Герб, флаг | |||
Новороссийск | Герб, флаг | |||
Новочеркасск | Герб, флаг | |||
Оренбург | Герб, флаг | |||
Оренбургская область | Герб, флаг | |||
Орловская область | Герб, флаг | |||
Осташков | Герб, флаг | |||
Осташковский район | Герб, флаг | |||
Ростовская область | Герб | — | ||
Санкт-Петербург | Герб, флаг | |||
Ставропольский край | Герб, флаг | |||
Сербия | Белград | Герб | — | |
Валево | Герб, флаг | |||
Украина | Черниговская область | Герб, флаг | ||
Франция | Азенкур (коммуна) | Герб | — | |
Памье (город) | Герб | — | ||
Хорватия | Риека | Герб, флаг | ||
Чехия | Чешский Брод (англ.) | Герб | — | |
Чили | Лаго-Ранко (коммуна) | Герб | ||
Швейцария | Шлат (коммуна) | Герб |
Историческая символика административных единиц
Исторические административные единицы и историческая символика существующих административных единиц.
Страна | Административная единица | Использование | Период | Герб | Флаг, другая эмблема |
---|---|---|---|---|---|
Босния и Герцеговина | Республика Сербская | Герб | до 2007 | — | |
Российская империя | Области (например, Таврическая) | Гербы | — | ||
Губернии (например, Бессарабская, Таврическая) | Гербы | — | |||
Города (например, Кишинёв, Мелитополь, Минск, Орша, Одесса, Симферополь, Херсон) | Гербы | — |
Дворянские гербы
В Российской империи у жалованных императором родов двуглавый орел изображался в нашлемнике.
Страна | Имя | Использование | Герб, флаг |
---|---|---|---|
Албания | Кастриоти (англ.) | Герб | |
Армения | Мамиконяны | Флаг княжеского рода | |
Ватикан | Александр VIII | Папский герб | |
Климент XIII | Папский герб | ||
Греция, Италия, | Джустиниани | Герб | |
Венгрия | Балог | Герб | |
Иран | Али Реза II Пехлеви | Герб кронпринца | |
Италия | Да Полента | Герб | |
Монтефельтро | Герб | ||
Мальтийский орден | Жан де Ласкарис-Кастеллар | Герб | |
Польша |
|
|
|
Польша, Россия | Подбереские | Герб | |
Россия |
|
Гербы | |
Князья Палей | Герб | ||
Ростопчины | Герб | ||
Россия, другие страны |
|
Гербы | |
Франция | Бертран Дюгеклен | Герб | |
Украина, Россия | Завадовские | Герб | |
Разумовские | Герб | ||
Безбородко | Герб |
Религия и оккультизм
Направление | Организация | Использование | Изображение |
---|---|---|---|
Православие | Албанская православная церковь | Неофициальная эмблема | |
Кипрская православная церковь | Эмблема, флаг | ||
Константинопольская православная церковь | Неофициальная эмблема | ||
Сербская православная церковь | Герб Патриарха | ||
Элладская православная церковь | Эмблема | ||
Афон | Неофициальная эмблема | ||
Масонство | Древний и Принятый Шотландский Устав |
|
|
НРД | Орден солнечного храма (англ.) | Символ |
Спортивная символика
Страна | Организация, мероприятие | Текст заголовка | Текст заголовка |
---|---|---|---|
Греция | Футбольный клуб ПАОК (Всефессалонийский атлетический клуб константинопольцев) |
Логотип | |
Футбольный клуб АЕК (Атлетический союз Константинополя, Афины) |
Логотип | ||
Баскетбольный клуб АЕК (Атлетический союз Константинополя, Афины) |
Логотип | ||
Турция | Футбольный клуб Коньяспор | Логотип | |
XXV Зимняя Универсиада (2011) | Талисман |
- Талисманом XXV Зимней Универсиады был «Канка́» (тур. kanka «закадычный друг») — двуглавый орел, который был символом сельджукского государства.
Примечания
- Двуглавый орел
- Еремеев Д. Е., Мейер М. С. Государство Сельджукидов Малой Азии в первой половине XIII века // История Турции в средние века и новое время:Учебное пособие.
- Мухамадиев А. Г. Булгаро-татарская монетная система XII—XV вв. С. 94.
- Фасмер Р. Р. О двух золотоордынских монетах // Записки Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР. Т. 2. Л., 1927.
- С. Ю. Скисов Вопросы датировки и хронологии Красноярского городища в золотоордынский период
- Нашлемник // Словарь русских историзмов. М., 2005.
- Fox, William L. (1997). «Lodge of the Double-Headed Eagle: Two centuries of Scottish Rite Freemasonry in America’s Southern Jurisdiction, » pg. 16. Univ. of Arkansas Press.
- XXV ВСЕМИРНАЯ ЗИМНЯЯ УНИВЕРСИАДА
См. также
Двуглавый орёл на Викискладе
- Трёхглавый орёл
- Пятиглавый орёл — орёл на штандарте Президента Туркмении.
- Орёл в геральдике
- Древний и Принятый Шотландский Устав
- Герб России
- Гандаберунда — двуглавая птица в индуистской мифологии
Литература
|
||
---|---|---|
Естественные | ангел • бук • бык • вепрь • волк • ворон • горностай • дельфин • жираф • змея • конь • крокодил • лев (леопард) • лилия • лисица • мартлет • медведь • муравей • овца • олень • орёл • петух • пёс • пчела • тигр | |
Фантастические | альфин • бабр • гарпия • грифон • двуглавый орёл • дракон • единорог • йейл • кентавр | |
Искусственные | атом • лук • меч • подкова • солнце и луна • стрела • фасции |
Добавить комментарий