Почему попы богатые

Сисадмин в рясе. Правда и мифы о жизни служителей церкви за ее пределами

Священнику храма Иоанна Предтечи Сергею Савенкову 26 лет. Окончил духовное училище, затем – Царицынский православный университет. Он откликнулся на просьбу читателей «АиФ» – НП» рассказать, как живут священнослужители.

Сисадмин в рясе

Точнее, речь шла о мифах, сложившихся вокруг этой профессии, – поскольку сами священнослужители редко рассказывают о своей обыденной жизни.

Итак, слух первый: священник может жениться лишь два раза, второй – если умрёт первая жена. Отец Сергий опровергает эту легенду:

– Идти под венец мы можем только один раз, причём до рукоположения в сан. Второй брак разрешается только мирянам – как снисхождение к слабости человека. А священник изначально должен являть пример и в мирской жизни.
Священники никогда не разводятся – если только жена не уходит сама. Случаи расторжения брака – из ряда вон, и каждый жёстко контролируется управляющим епископом. Если супруга умерла, священнослужитель или остаётся вдовцом, или принимает монашеский сан. Кстати, сам отец Сергий женат, у него двое детей. Хотя брак не считается обязательным условием для вступления в сан.

– Но весьма желательным, – напоминает Савенков. – Потому что нет гарантии, что у холостого священника хватит духовных сил воздержаться от блуда и других соблазнов.

Супруги священников не делают абортов, поэтому их семьи обычно многодетные.

Слух второй: служитель православной церкви может подрабатывать на стороне.

– А вот это правда, – подтверждает отец Сергий. – Теоретически священник может работать где угодно, но на практике такое бывает крайне редко. В РПЦ это просто не принято.

Но если кто-то захочет заняться другим делом в свободное время, он должен согласовать эту работу с графиком служения и правящим архиереем. Одно время такая практика была и у моего собеседника: он ездил в фирму настраивать компьютеры. А вообще, говорит Савенков, подработка характерна для Русской православной церкви за рубежом. Там всё наоборот: священники не имеют поддержки государства, их не могут полностью содержать малочисленные общины. Поэтому церковные иерархи там запросто работают редакторами газет и журналов, преподают в светских учебных заведениях, лечат людей в больницах.

– Типа Охлобыстина?

Отец Сергий напоминает, что этот режиссёр одно время тоже совмещал служение священником и работу актёром, но после выхода фильма «Царь» ему объяснили, что так делать невозможно.

– Думаю, ненормально и то, что община не может обеспечить нормальную жизнь священнику, – продолжает об отце шестерых детей Охлобыстине и о своей жизни Сергей Савенков.

Тогда вопрос третий: почему священники ездят на джипах? Отец Сергий говорит: далеко не все. Из чего складываются заработки?

– Двояким образом. С одной стороны, существует оклад – мой товарищ в Котельникове получает в месяц пять тысяч рублей. И есть определённый доход от совершения треб. У меня это ещё семь-восемь тысяч.

В советские времена ходили слухи, что подоходный налог на служителей культа был 70 процентов. Интересно, как сейчас?

– На современном этапе этот налог такой же, как для всех, – утверждает священник. – Но мы не можем рассчитывать на церковную пенсию. Правда, у меня есть трудовая книжка, поэтому должен буду получать минимальную пенсию от государства. Однако трудовая есть не у всех.

А вообще священник служит столько, насколько хватает сил. И до конца дней его должны содержать прихожане.
– Мы не можем оставить своё служение, во-первых, из чувства долга, а во-вто­рых, из меркантильных интересов. Хотя преобладает чувство долга, – закрывает денежную тему отец Сергий.

Крест всегда железный

Вот ещё одна легенда: дома у священника как-то по-особенному. Мой собеседник не согласен: обстановка может быть такая же, что у всех. Телевизор, компьютер, радио, Интернет. Разумеется, нельзя вешать на стены плакаты из мужских журналов или держать в серванте африканскую статуэтку в форме фаллоса.

– Дресс-код священника связан с элементарными нормами приличия, – поясняет Сергей Савенков. – Моя жена не может надевать коротких юбок, вызывающе краситься. А сами священники имеют право даже на шорты. Я люблю ходить в баню, в бассейн, на пляж.

Следующий интересный вопрос: если не говорить о постах, священнику и в обычные дни можно есть не всё. Например, запрещён чеснок – он как-то связан с нечистой силой. Савенков разочаровал и здесь:

– Насчёт еды нет никаких запретов. Иоанн Креститель питался кузнечиками, когда жил в пустыне. В Таиланде священник имеет право попробовать любое экзотическое блюдо. А запрет на чеснок – из мифов и легенд.

Пить священнослужитель тоже может всё, а не только кагор. Как и для любого православного человека, тут важна мера. А вообще не надо удивляться, если увидишь священника в ресторане. Это ничуть не противозаконно.

Говорят, священники не имеют права носить серьги, золотые часы и цепи. Кстати, почему у одних священнослужителей серебряные кресты, а у других – золотые?

– Ни то, ни другое, – улыбается Савенков. – «Серебро» здесь – обычное железо. А «золото» состоит из того же железа, покрытого парой микрон настоящего золота. Первый дают в начале служения, после 10 лет – наградной, так называемый золотой. Крест с камнями положен священникам, которые очень долго служат церкви.

И последняя легенда: священники почему-то стараются жить не в квартирах, а в домах. На это Савенков ответить не может:

– У меня ни того ни другого. Жильё я снимаю.

Мы продолжаем отвечать на самые любопытные вопросы. Сегодня в рубрике «Интересное» решили узнать, на что живут священники, иными словами, кто платит им зарплаты.

Зарплата священников

Каждый священник РПЦ получает зарплату, имеет право на пенсию и медицинскую страховку. Несмотря на это, клирики и настоятели до сих пор фактически являются самой незащищенной группой трудящихся по найму — их благополучие полностью зависит от начальства. Добросовестные прихожане платят «десятину», чтобы содержать священника и саму церковь. Но такой обязанности нет, поэтому порой священник оказывается в печальном положении.

В России принято считать, что РПЦ — достаточно богатая организация. Однако на практике это не так: в церкви очень большое социальное расслоение, зарплата священников зависит от множества факторов, а нуждающиеся не только не получают помощи, но вынуждены сами платить взносы в епархию.

У священников, как и у светских людей, есть трудовая книжка, где записана его должность — «настоятель» или «клирик», есть номер в Пенсионном фонде и медицинская страховка.

— Заработные платы определяются, исходя из возможностей прихода, имея в виду среднюю ежемесячную сумму пожертвований, которая более или менее известна и не сильно меняется из год в год, — отметил архимандрит Савва Тутунов.

По частичным данным, зарплата священников сравнима с соцработниками. Например, в Новосибирской области люди, занятые в соцсфере, получают в месяц около 17 тыс. рублей, в Томской области — чуть больше 10 тыс. рублей, в Новгородской области — порядка 14 тыс. рублей, а в Москве и Подмосковье — в среднем 48-50 тыс. рублей. Но на самом деле финансовое положение сильно зависит от прихода.

Зарплата монахов

Существует несколько категорий духовенства: монашествующие, клирики в многоштатных приходах, т. е. священники, не являющиеся настоятелями, настоятели, викарии (заместители епископов) и епископы. Финансовая ситуация у монашествующих непонятная — им не положены деньги в принципе, но монастырь, как правило, обеспечивает их несколькими тысячами рублей в месяц — на носки и белье, на поездку к родителями или в командировку, на книги. Также монастырь на свое усмотрение может выдать монаху или монахине деньги по запросу.

От чего зависит зарплата

Ежемесячная сумма денег, которая оказывается в распоряжении настоятеля, сильно зависит от того, где территориально расположен приход, насколько обеспечены прихожане, есть ли у прихода спонсоры или попечители. «Расход средств уже зависит от цели и мотивации самой личности. Настоятель может забрать себе деньги, оставшиеся после необходимых выплат. Вопрос, на что он их потратит: на нужды своей семьи или ремонт храма, или покупку книг и утвари, или еще на что-то», — рассказал отец Дмитрий Свердлов.

Во многих храмах сотрудники церкви «ничтоже сумняшеся» называют фиксированную сумму, которую должен внести каждый желающий обвенчаться, покрестить ребенка и т. д. Например, на вопрос, каков объем рекомендуемого пожертвования за венчание, женщина, торговавшая в церковной лавке московского храма Святых Космы и Дамиана в Шубино, достаточно резко ответила: «Что значит пожертвование? Оплата, а не пожертвование! Пять тысяч».

В церкви существует неформальная система взносов, или условного налога в пользу епархии. По словам отца Дмитрия, это традиция со множеством исключений. По идее, храм должен отдавать епархии по 20% со своего дохода. Если приход малообеспеченный или же храм только строится, по усмотрению архиерея эти взносы могут быть на время отменены.

— Архиерей может просто озвучить сумму исходя из масштабов прихода, видимых действий спонсоров, — рассказал отец Дмитрий. — В последнее время у священника увеличилось количество направлений, по которым он отчисляет деньги, потому что епархии дробятся, образуются митрополии, и таким образом появляется новая ступень в административной структуре, которая требует финансирования. Там тоже нужен аппарат, содержание, владыке нужны «Мерседес», облачение и прочие атрибуты архиерейской жизни. Мне повезло, ко мне требования не предъявляли. Я платил какие-то маленькие деньги, 2-3 тысячи за квартал. Но есть храмы, которые платят десятки тысяч. Есть ежегодная индексация нормативных взносов и сборы по случаю. Например, в Москве — на день рождения викария, на день ангела патриарха.

Священники, пожелавшие сохранить анонимность, утверждают, что епархиальные взносы по инициативе Московского патриархата в последнее время возросли в разы, но на что Москве нужны дополнительные деньги, можно только гадать. Настоятели некоторых московских храмов утверждают, что уровень требований по взносам за прошлый квартал был таким высоким, что они смогли по ним расплатиться только сейчас, к началу следующего квартала.

Как в других странах?

В некоторых европейских странах церковь финансируется церковным налогом, который, в зависимости от законодательства страны, платят либо люди, относящие себя к какой-либо конфессии, либо абсолютно все. Зарплаты священников оплачиваются из этих налогов.

В Германии церковный налог составляет 8-9% от подоходного, и его платят только люди, относящие себя к определенной конфессии.

В Финляндии в разных муниципалитетах прихожане той или иной церкви платят церковный налог в размере от 1% до 2% от дохода.

В церквях Америки храм содержат прихожане, но пожертвования там довольно большие. Но при этом священник получает от прихода дом, машину, деньги на обучение детей и другие льготы.

Во Франции церковь получает доход только от пожертвований верующих и затем государственную пенсию вместе с пенсионными начислениями от церкви. В Бельгии священники всех христианских конфессий получают зарплату от государства и ежегодные премии — летом и зимой.

2.Источники богатства церкви.

В XIвеке христианская церковь была не только влиятельной, но и богатой организацией. Богатство стало основой силы и влияния церкви.

?Давайте вспомним, всегда ли так было? Какое положение занимала церковь в Раннее Средневековье, какие проблемы тогда переживала? (Отсутствие единых догматов, ереси)

Как сумела церковь сосредоточить в своих руках огромные богатства? Каковы источники богатств? Что нам об этом известно? (слайды 4-9)

  1. Налог в пользу церкви – церковная десятина, 1 из основных налогов, платили крестьяне.

  2. Плата за церковные обряды (с.128 в учебнике, вверху, мелкий шрифт – 7 таинств)

  3. Продажа церковных должностей — симонúя. (С тех пор как должности стали продаваться и покупаться, люди жаловались, что священнослужители больше заботятся о собственных кошельках, чем о душах прихожан, что ослабела дисциплина и в монастырях. Монастырей, сохранивших верность принципам святого Бенедикта, — молитва и труд, — становилось всё меньше. Служители церкви вели светский образ жизни, часто пировали, развлекались. Меньше всего порядка было в самом Риме. Папой провозглашались то юные отроки, то люди светские, лишь для виду принявшие священство. Сохранились сведения, что однажды папой благодаря обману стала даже женщина).

  4. Плата за прикосновение к святым мощам. («Святые мощи», реликвии — кости или части тел мучеников, пострадавших за веру; высохшие останки людей, почитаемые церковью святыми и чудотворными. Часто оказывалось, что тела одних и тех же святых мучеников хранились одновременно в разных местах).

Был ещё один надёжный источник дохода. Сейчас узнаем какой, совершив небольшое путешествие в Средневековье.

Звучит средневековая музыка

Сценка «Продажа индульгенций»

О чём свидетельствует эта сценка? (О лживости и алчности монахов, непомерном их желании обогатиться за счёт темноты и невежества народных масс).

5.Продажа индульгенций (с лат. – «милость»). Церковь – посредник между Богом и человеком. Она получила от Христа право отпускать грехи верующим с помощью особых грамот с папской печатью. Можно было купить индульгенции, отпускавшие будущие грехи.

!Индульгенции и плата за обрядыбыли основными источниками богатства церкви.

Вывод по вопросу:как вы поняли, почему христианская церковь в Средние века была очень богатой организацией?

До нашего времени дошли средневековые пословицы и поговорки о церкви и духовенстве. Давайте познакомимся с ними (слайд 10). О каком отношении к церкви и духовенству можно говорить на основании приведённых средневековых поговорок? Чем объяснить такое отношение?

Вывод по вопросу: см. как называется 1 пункт §13 (стр.127). В чём была её сила и слабость?

3.Раскол христианской церкви.

Вспомнить, на какие 2 государства разделилась Римская империя в 395 г.? (Работа с картой,слайд 11) Какой город стал столицей Западной? Какой — столицей Восточной Римской империй? Какая религия к этому времени распространилась на территории Римской империи?

Народы Зап. и Восточной Римской империй исповедовали христианство. Но главой церкви в Зап.Европе был Римский папа, а в Восточной части Римской империи – патриарх. Римский папа был единственным и независимым главой церкви в Зап.Римской империи, а патриарх на Востоке должен был подчиняться императору (так было при Юстиниане). Глава церкви Зап.Европы имел большие доходы в отличие от главы Византийской церкви. До середины XI века в условиях феодальной раздробленности христианская церковь оставалась единой. Со временем между главами церквей на Западе и Востоке возникли разногласия и различия. Они не раз ссорились, в конце концов, в 1054 г. во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию, произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную) (слайд 12).

Работа со схемой (см.ниже)

Раскол христианской церкви (слайды 13-15)

(1054 г.)

Католическая Православная

(«всеобщая», «всемирная») («правильной веры», «истинная»)

Зап. и Центр.Европа Вост. Ю-Вост.Европа

(Чехия, Венгрия, Польша) (Болгария, Сербия, Русь)

Работа с таблицей «Православная и католическая церковь» (см. Раздаточный материал к уроку) Обсуждение выводов учащихся.

Задания для учащихся: определить, где изображён православный, а где католический храм, объяснить свой ответ (слайд 16).

Как вы думаете, были ли вопросы вероучения и различия в обрядах единственными и главными причинами разрыва между римской и византийской церквями? Какие ещё причины можно назвать?

См. рабочая тетрадь, стр.48, задание № 3.

Причины раскола: 1).Стремление церквей к господству над хр.церковью; 2).Делёж доходов.

Обратить внимание: несмотря на ряд расхождений в учении и обрядах, во внешнем облике священников православие и католичество были 2-мя ветвями одной и той же христианской религии.

После раскола церкви в Европе началась борьба за право быть главным в государстве между римскими папами и императорами, она продолжалась более 200 лет. Кто выиграл эту борьбу? Папы. Римский папа Иннокентий III(его слова мы брали в качестве эпиграфа к уроку) добился того, чтобы перед ним на приёмах все присутствующие преклоняли колени и даже целовали туфлю.

Вывод по вопросу: XIвек стал веком раскола единой церкви — окончательного разделения восточной и западной ветвей христианства.

Зачем чиновники и бизнесмены финансируют РПЦ

Немецкий социолог Тобиас Кёлльнер (Tobias Köllner) руководил исследовательским проектом, в рамках которого ученые проанализировали взаимовлияние Русской православной церкви и политической верхушки современной России. Год он прожил во Владимирской области, в частности, для того, чтобы понять мотивы чиновников и бизнесменов, оказывающих финансовую поддержку местным церквям. В интервью DW он говорит об отношениях власти и РПЦ.

Тобиас Кёлльнер: Сразу стоит отметить, что они не только сотрудничают друг с другом. Бывают конфликты, конкуренция. Но существует четкая тенденция к партнерству. В своем исследовании я обозначил это термином «чередующиеся авторитеты». Иерархи РПЦ, как и политики, — это часть российской элиты. Они очень близки идеологически: говорят о «национальной мощи», подчеркивают уникальность русской культуры и противопоставляют Россию Западу. Их отношения строятся на двух уровнях: личном и институционном. Пример тому — создание различных комиссий представителей власти и церкви, привилегированная позиция РПЦ в процессах законотворчества и совместные появления на публике.

DW: Когда официальное разделение между государством и церковью утратило четкие границы?

— Система начала развиваться на региональном и локальном уровне еще во время президентства Бориса Ельцина. Это не была любовь с первого взгляда: многие просьбы РПЦ и православных активистов были выполнены не сразу. Например, введение института священников в армии или уроки религии в общеобразовательных школах. Но сейчас РПЦ, православие уже воспринимаются как часть русской культуры, русской цивилизации, а не только как религия.

— А как строятся отношения предпринимателей и РПЦ?

— Бизнесмены делают пожертвования церкви не только, чтобы искупить грехи. Они видят в этом возможность получить конкретную выгоду. Деньги, отданные на строительство храма, помогут наладить контакты с важными политическими фигурами, а если захотят избираться — набрать больше голосов на выборах. Для духовной практики предприниматели предпочитают встречаться со своими священниками наедине, за закрытыми дверями. У них, как правило, очень близкие отношения, в которых одна сторона выступает в роли духовного наставника, другая дает деньги церкви. При этом они более или менее равноправны. Духовник обычно снисходителен к бизнесмену: слишком жесткая критика может оттолкнуть его и лишить священника источника финансирования.

В свою очередь, те, кто спонсирует РПЦ, имеют явное политическое преимущество. Это сказывается и на предпринимателях: «сверху» от них ожидают пожертвований в адрес православной церкви. В противном случае бизнес может лишиться выгодных госзаказов, возникнут проблемы типа налоговых проверок и инспекций санитарного надзора.

— Как священники относятся к подобной форме благотворительности?

— Священники оценивают это двояко. Они благодарны за поддержку и всячески подчеркивают ее значимость. Но когда речь идет о крупных суммах, они понимают, что грех, который таким образом пытаются искупить, наверное, очень большой. Но большинство относится к подаркам довольно прагматично и старается не отпугивать покровителей увещеваниями. Один из священников процитировал в разговоре со мной такую поговорку: «Не проживешь — не согрешишь, не согрешишь — не покаешься». И так легко это сказал…

— Можно ли по одной, отдельно взятой Владимирской области делать вывод о всей системе отношений РПЦ с ее элитарной паствой? Или это единичные явления?

— Думаю, что выводы исследования можно проецировать как минимум на всю европейскую часть России. Приведенные мною примеры — не единичные, а типичные.

— Подобные отношения между чиновниками, бизнесменами и церковью существуют только в России?

— Конечно, нет. Так же они складываются и в других странах бывшего СССР. Но византийская идея о гармоничных и равноправных отношений государства и церкви — идеал, который на практике не был достигнут ни в самой Византии, ни в России, ни в каком либо другом православном государстве.

Беседа состоялась в августе 2016 года.

РПЦ богатство ей необходимы

Протоиерей Всеволод Чаплин объяснил, зачем Русской православной церкви нужна роскошь и почему священнослужители имеют право носить дорогие вещи. Отец Всеволод убежден, что все это напускное богатство необходимо, чтобы «отражать общественный престиж Церкви».
«Люди хотят, чтобы и храмы Божии, и облачения духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства, были бы максимально видимыми и отражали бы то место Церкви в жизни общества, которое любой верующий человек считает центральным», — сказал отец Всеволод, возглавляющий синодальный Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества.
Он отметил, что церковные средства обычно не тратятся на «торжественные моменты и украшения», а «так называемая роскошь» в Церкви создается за счет пожертвований, что является совершенно естественным.
«Люди хотят, чтобы церковные торжества были самыми красивыми и самыми торжественными», — передает «Интерфакс» слова отца Всеволода, которые он произнес накануне, отвечая на вопросы слушателей молодежного лектория в Москве.
«Когда люди жертвуют что-то на храм, на то, чтобы духовенство выглядело достойно в том числе и перед лицом всех сильных мира сего, которые меряют отношение к человеку деньгами, это естественное стремление человека показать, что самое главное — не рациональное расходование средств на те или иные преходящие нужды, которые никогда не будут полностью восполнены, а посвящение своих денежных средств, своих трудов на то, что принадлежит Богу, на те символы, которые напоминают нам, что главное — это не политика, не экономика, не обывательские нужды человека, не его материальные интересы, а присутствие Бога, Его тайны и духовная вертикаль в окружающем нас мире», — сказал отец Всеволод.
Тех же людей, которые упрекает духовенство в роскоши, протоиерей Чаплин назвал недоброжелателями и сравнил с Иудой. Ведь это он говорил, что не надо тратить драгоценное миро на помазание Тела Иисуса Христа, а нужно продать это миро и раздать деньги нищим.
«Продолжая мысль…, можно прийти и к тому, чтобы раззолотить купола, сломать, по крайней мере, храмы, нуждающиеся в поддержании, и поставить стеклобетонные коробки», — считает священник.
Отвечая на вопрос о том, что «Святейший Патриарх якобы носит очень дорогие часы, якобы у него дорогой автопарк, резиденция», священник отметил: «Когда делаются определенные подарки, это естественно: люди хотят, чтобы их иерархи выглядели не хуже, чем представители светской власти, чтобы храмы выглядели не хуже, чем резиденции светских властителей…», — передает слова священника «Благовест-Инфо».
Напомним, что вопрос о дорогих часах и автомобилях священнослужителей возник не случайно. В 2009 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, находящийся на Украине с визитом, рассказывал шахтерам Донбасса про кризис, стяжателей, духовные ценности и губительный либерализм, ведущий в ад, в то время как на его руке красовались часы марки Breguet стоимостью до 36 тысяч евро. И для кого-то важные слова Патриарха немного померкли в отблесках «роскоши».
Автопарк Патриарха включает в себя несколько Cadillac Escalade, Toyota Land Cruiser, Mercedes S-класса, включая бронированную модификацию.
Напомним, что одними дорогими подарками Церковь не обходится и в своих проектах удачно совмещает богоугодные цели с чисто коммерческими.
Например, магазины РПЦ — так называемые «иконно-книжные лавки» — именуются таковыми условно. Основную часть их дохода составляют ювелирные изделия, за ними следуют марочные вина.
Церковные земли используются под строительство объектов недвижимости. Подтверждение тому — бизнес-центр «На Спартаковской». Согласно контракту, 30% его площадей должно было отойти правительству Москвы, 70% — инвестору. Но затем в контракт был включен Богоявленский патриарший собор, и власти города передали ему свою долю.
Одним из участников строительства со стороны Церкви является художественно-промышленное предприятие «Софрино», возглавляемое Евгением Пархаевым. Пархаев, прозванный «свечным олигархом», является по совместительству председателем совета директоров банка, инвестирующего «магазинный проект» и контролирующего 17% уставного капитала фирмы-подрядчика, на счету которой коттеджный поселок на Рублевке, офисные центры на Полянке и в Замоскворечье.
При президенте Борисе Ельцине Церковь получала льготы при продаже алкоголя, табака и нефти. Нефтяная «тема» всплыла и в докладе о махинациях в рамках программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», который в октябре 2005 года был представлен комиссией Пола Волкера. В списке получателей взяток от Саддама Хусейна в виде нефти наряду с «Лукойлом», «Роснефтью», «Газпромом», «Сибнефтью» числилась и РПЦ. В РПЦ тогда заявили, что никаких денег не получали.
___________________________________________________________________________________
Церез церковь происходит отмывание денег , такой смачный плевок в религию небыл никогда !! Старческое быдло диву дается богатству и красоте не религий , а золота в церкви !! В Исламе Христианстве запрещена торговля , и поборы во имя бога …
Тут же вспомнил Яна Бошоффа свидетельствует об АДЕ , который умер и падая в ад молил о прощении … И тут же вспомнил 1917 история не учит ничему !!

Урок по истории средних веков, 6-й класс, по теме «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»

Цель: сформировать у учащихся представление об условиях усиления католической церкви и причинах появления ереси.

ТДЦ

Образовательные:

  • продолжить работу над формированием понятия католической церкви как могущественной организации;
  • определить причины процесса усиления церкви;
  • показать роль церкви в сдерживании свободолюбия в средневековом обществе.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;
  • формирование умения пользоваться дополнительной, сравнительной литературой;
  • развивать умение делать самостоятельные выводы;
  • развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником;
  • развивать умение анализировать;
  • развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать дисциплинированность учащихся;
  • развитие интереса к предмету;
  • воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям;
  • способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке.

Тип урока: Урок освоения новых знаний.

Форма проведения урока: стандартный урок с элементами дискуссии

Методы обучения:

  • проблемный;
  • частичн-поисковый;
  • иллюстративный;
  • словесные;
  • элементы дифференцированного обучения.

ФОПД:фронтальная, индивидуальная, групповой.

Технологии: элементы дифференцированного обучения, «Проблемного обучения» и «Сотрудничества».

Оборудование:

  • схема «Источники богатства католической церкви»;
  • плакат «Костёр инквизиции»;
  • карточки для работы учащихся в группах 8 шт.)

Ход урока

I. Этап урока:

Организационный момент.

Выступление учителя:

— Тема урока. Цель урока?

— Как вы думаете, ребята, какие цели будет преследовать наш урок?

(учащиеся отвечают, пытаясь самостоятельно вывести цели урока. Учитель обобщая и координируя, продолжает.)

— Правильно, сегодня на уроке мы :.

Итак:

В XI — XIII в.в. церковь в Европе достигла большого могущества. Без неё не обходилось ни одного событие.

Церковь не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых.

Она утверждала единство европейских народов, являлась, как не уставали повторять ученые — богословы и приходские священники, совершенным угодным Богу сообществом людей. Мысль о том, что можно благополучно жить и не быть при этом верным сыном христианской церкви, средневековому европейцу просто не могла прийти в голову. Мир, окружавший его, привязанности, повседневные поступки являлись частью установленного Богом порядка. Не верить, не молиться, не ходить в церковь -в глазах людей средневековья было против самой жизни.

Средневековая церковь обладала огромной властью в христианском мире. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, требованиями церкви.

II. Этап урока. Изучение нового материала.

План:

  1. Сословия средневекового общества.
  2. Источники богатства церкви.
  3. Раскол христианской церкви.
  4. Ереси и еретики средневековья.
  5. Борьба церкви с еретиками.

Учитель:

— Cредневековая религия утверждала, что мир созданный Богом разумен и гармоничен. Всё общество поделено Богом на 3 слоя, 3 сословия.

Вопрос классу: — Давайте вспомним, что называется сословием? Учащиеся отвечают.

Учитель: Правильно. Каждый человек от рождения принадлежит, считали тогда, к одному из них. На доске схема «Сословия средневековой Европы».

Перенос схемы в тетради учащихся.

Духовенство относилось к I сословию, самому главному. Ведь церковь считалась посредником между людьми и Богом. (Дальше по тексту учебника стр. 124).

Учитель: Давайте найдем ответ на вопрос:

— Чему же учила людей церковь?

— Что проповедовала христианская мораль?

Дальше: и опять по тексту учебника стр. 124 -125 найдите ответ на вопрос:

— Кого же церковь считала образцом, на кого надо было равняться?

Учитель:

— При этом церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами.

Что же являлось источниками обогащения католической церкви? Что её обогащало и делало могущественной?

Церковь обогащало:

  1. Церковная десятина.
  2. Продажа церковных должностей.
  3. Священные реликвии.
  4. Церковные обряды.
  5. Продажа индульгенций.

На доске схема — плакат «Источники обогащения церкви».

Учитель:

— Сейчас работа в группах. Каждая (а всего групп 4) получает задание — карточку: раскрыть один из источников обогащения церкви используя текст учебника стр. 125-126).

  • I группа — задание: раскрыть как десятина и продажа церковных должностей обогащало церковь;
  • II группа — продажа индульгенций;
  • III группа — церковные обряды;
  • IV группа — священные реликвии.

(на подготовку 3 мин. Выступает от группы 1 -2 чел.).

Учитель: Молодцы! Теперь вы знаете, почему церковь была не только мощной, но и богатой организацией.

До середины XI века христианская церковь считалась единой.

Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии — патриарх. Со временем между церквами на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия.

В 1054 году во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию — произошёл окончательный разрыв, раскол христианской церкви на западную и восточную.

В тетрадь:

Учитель: В течении раннего средневековья на съездах высшего духовенства- церковных соборах были постепенно выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры:

  • учение о Троице (Бог, Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух);
  • о роли церкви как единственном посреднике между людьми и Богом;
  • празднование церковных праздников;
  • о существовании ада, рая, чистилища и др.

Но не все верующие понимали эти догматы. Многие сомневались. Им были не по душе действия церкви, жадность и испорченность духовенства. С каждым днем таких людей становилось все больше и больше. Это были горожане, рыцари, даже простые священники, монахи. Они открыто критиковали церковь: этих людей называли еретиками.

Запишем в тетрадь:

Еретик — противник господствующего вероучения церкви.

Учитель: — Еретики утверждали, что церковь испорчена, они отвергали дорогие церковные обряды, осуждали священников и монахов, папу называли наместником дьявола, а не Бога. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих богатств и владений. Их учения признавали еретическими, т.е. вредными и опасными. Еретики не думали хранить в тайне вои идеи. Они выступали открыто, искали понимания людей. И это было самым опасным с точки зрения церкви, так как могло подорвать авторитет церкви, отвернуть от неё верующих. Число еретиков росло.

Вопрос классу: Как вы думаете, ребята, сильно ли была церковь обеспокоена распространением ересей?

Правильно.

Католическая церковь боролась с еретиками: преследовала их и жестоко с ними расправлялась. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви.

Учитель: — Давайте послушаем о том, как отлучали от церкви (выступает учащийся с сообщением по теме).

Учитель: — Для усиления своей власти и борьбы с ересями и еретиками папа создал в XIII веке специальной церковный суд — инквизицию.

Запись в тетрадь: Инквизиция — особый церковный суд для борьбы с еретиками.

Учитель: — Послушаем сообщения о средневековой инквизиции (выступает учащийся с сообщением по теме).

Учитель: — А ещё у нас есть иллюстрация по теме «Костёр инквизиции» автор Илья Кучаев учащийся 11 класса нашей школы. Кто попробует описать событие, изображенное на плакате? Давайте послушаем.

III этап — Подведение итогов урока. Рефлексия. Мониторинг знаний. Домашнее задание.

— А сейчас опять работа в группах.

Подготовка 3 минуты. Отвечаем на вопросы в карточках.

  • I группа — Что проповедовали еретики? Как католическая церковь с ними боролась?
  • II группа — Почему христианская церковь раскололась на 2 части?
  • III группа — Перечислите источники богатств католической церкви.
  • IV группа — Что такое сословие? Сколько их было в средневековом обществе?

(выступает 1 человек от группы)

Учитель: — Молодцы!

Подведём итог урока. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, с требованиями церкви. Кто же победил? Церковь или еретики? И преследования еретиков, инквизиция, костры не усилили влияния католической церкви на души верующих. Они породил страх, а вера жива любовью и милосердием. В этом смысле церковь потерпела поражение, хотя по-прежнему долгие столетия оставалось мощной организацией в мире.

Учитель: Домашнее задание параграф 15.

Вопросы группам:

  • I группа — 7 в.
  • II группа — 8 в.
  • III группа — 1 в.
  • IV группа — 3 в.