Почему священники не женятся?

Кто из священников может быть женат, а кто нет?

Владимир Гурболиков Сентябрь 7, 2019 12:07

Аля, что значит “даже апостолы”? Церковь — не застывшая данность, а “больница”, способ помочь спасению в каждую конкретную эпоху, разным народам, а разных обстоятельствах. И наряду с Писанием, православные христиане признают и церковное Предание, выраженное в учении, менявшихся правилах, переменах структуры, трудах отцов Церкви и житиях святых. История Церкви — процесс, живое дело. В апостольские времена иначе распределены были служения, общины верующих были иные, с небольшим количеством людей, помалу, в-основном в нескольких крупных городах. Таинства совершались тоже иначе. Разве Вы бы хотели, чтобы сейчас человек на исповеди поворачивался (как было в те времена) ко всем собравшимся в храме и начинал вслух каяться Богу на глазах всех? Наверное, нет, и будете правы: тогда небольшая христианская община могла состоять из людей, знакомых между собой всю жизнь. А сейчас лишь часть прихожан хоть сколько-то знает друг друга. И что могло помочь и поддержать в те времена, сейчас может принести искушение всем – и кающемуся, и слышащим. Так и с апостольским служением. Вы можете, если захотите, узнать и понять, как менялась ответственность и расширялись обязанности епископа. И почему в итоге Церковь пришла к выводу, что епископ не в состоянии уже одновременно уделять время и своей пастве, и семье (в отличие от части священников и диаконов). Да: Церковь менялась. И в этом нет ничего зазорного. Она и тогда, и сейчас служит Христу и ведёт людей ко Христу.

Почему православные священники могут иметь семью, а католические- нет?

Поделиться

Источник фото: http://www.orthedu.ru/

Одним из основных отличий православных священников от католических является то, что православные священники могут пребывать в браке и иметь детей. А клирикам Римско-Католической церкви это делать запрещено. Да-да, католический священник, принимая сан, обрекает себя на пожизненное одиночество. Почему же в Православии правила личной жизни священника менее строги, чем у католиков? Для ответа на этот вопрос нам с вами придется обратиться к истории.

До 11 века Церковь была единой, православные и католики жили вместе в рамках одной традиции, согласно которой, священнослужители, если они не состояли в монашестве, могли иметь семьи. Впрочем, начиная с 7-го века на востоке безбрачие стало обязательным для епископов. Епископ — высшее служение в Церкви, на епископе лежит особая ответственность. Потому было решено, что совмещать семейную жизнь и пастырские заботы для епископа крайне сложно. Так с 7-го века на востоке епископы перестали быть женатыми. Обычным священникам и диаконам, как и прежде, дозволялось вступать в брак. Правда, до рукоположения. И брак для священника может быть только первым и единственным. Это правило действует до сегодняшнего дня. Если священник овдовеет, то повторно жениться ему будет нельзя.

На западе закон о безбрачии в Церкви был усилен. С 7-го века одинокая жизнь стала требоваться и от епископов, и от прочих священнослужителей. Если на востоке правило насчет одинокой жизни епископов четко соблюдалось, то на западе с безбрачием клириков имелись проблемы. Вплоть до 11 века то там, то тут появлялись епископы или священники, состоявшие в браке, имевшие, соответственно, жену и детей.

Епископские или священнические сыновья, благодаря протекции своих отцов впоследствии получали выгодные места для церковного служения. В 11 веке у руля Римско-Католической церкви оказался Папа Григорий VII Гильдебрандт, человек жесткий, но при этом строгих моральных правил. Он-то и решил положить конец вольностям в церковной среде и под страхом суровых наказаний запретил епископам состоять в браке. Под запрет на женитьбу попали и все прочие священнослужители Католической Церкви — священники и диаконы.

Данному запрету Папой Григорием было дано богословское объяснение. Священнослужитель символизирует собой Христа. Как Спаситель в течение жизни был одинок, то и священники должны вести одинокую, безбрачную жизнь. Православная Церковь никогда не соглашалась с западной традиций запрета на семейную жизнь для священников и диаконов. С точки зрения востока — брак является Богом установленным обычаем. Более того, как приходской священник может вести пастырскую деятельность и помогать решать, в том числе, семейные проблемы, если сам он ничего о семейной жизни не знает.

Почему католические священники не женятся, а православные – да

Католическая церковная традиция имеет множество отличий от православной, и одним из самых очевидных является обязательный для священнослужителей целибат — то есть запрет на вступление в брак.

Однако целибат не является исключительно католической практикой. Строго говоря, православный священник тоже жениться не может – связать себя узами брака он должен до принятия сана. Если же до этого момента он не смог найти себе жену, то он может либо принять монашеский постриг, либо также дать обет целомудрия и стать целибатным священником.

Во многом основанием для такой практики служат слова апостола Павла из 1-го послания к Коринфянам: «Я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене».

Такое наставление апостола, безусловно, было справедливо и оправдано для того времени: первые христиане ждали предсказанного конца мира и предшествующих этому бедствий, а вскоре наступили времена гонений, в которых семья, безусловно, была для многих лишним поводом для искушений и тревог.

В католической церкви рукоположение мужчин, избравших безбрачную жизнь, это многовековая традиция, закреплённая в каноническом праве, догматически же такой запрет никак не прописан.

Среди первых христиан не было жёстких требований безбрачия для священников, однако многие из них уже тогда сознательно наряду с монашеством выбирали целибат. В католической церкви он стал обязательным для священства лишь с XI века при папе Григории VII.

Но в наши дни среди католиков можно встретить и женатых священнослужителей. Например, жениться могут католические священники церквей восточного обряда — всего таких церкви 23. Служить они в дальнейшем могут и в латинском обряде.

Также с недавних пор разрешено рукополагать в католичестве женатых священников, перешедших из англиканства. Жениться разрешено теперь и тем, кто желает быть постоянным дьяконом, не претендуя на рукоположение в священнический сан.

Важно, что как и в православной, так и в католической церкви священнослужители могут вступать в брак только до принятия сана и только один раз.