Почитание праотца Адама
Содержание
Ада́м, праотец
Имя первого человека, родоначальника всего человечества (Деян.27, 26). В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти земной, по образу и подобию Божию. Господь Бог вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою. Господь дал ему владычество над рыбами морскими, и над птицами небесными и над зверями, и над всякими животными, пресмыкающимися по земле (Быт.1, 26, 30).
Для жительства человека Господь Бог насадил рай в Эдеме на востоке, в котором произрастало из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи. Из Эдема выходила река для орошения рая, разделявшаяся в свою очередь на четыре реки. Сад Эдемский был вверен попечению первого человека, чтобы он возделывал и хранил его. Ему было дозволено вкушать плоды от всякого дерева в саду, кроме одного, именно, от дерева познания добра и зла, — под страхом смерти ему было запрещено есть от него. Как скоро первый человек водворился в этом счастливом жилище, Господь привел к нему всех животных полевых и всех птиц небесных, которых Он сотворил, и Адам нарек им имена, выражающие свойства каждого из них.
Из ребра Адама Господь Бог сотворил жену Еву. Они блаженствовали, пребывая в любви и общении с Богом. Неизвестно, сколь долгое время находились они в этом блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились оного. Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женою, которая, прельщённая змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адаме также вкусил от оного, и сим грехом они навлекли на себя гневе своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда, и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом они высказали свою боязнь и слагали свою вину — Адам на жену, а жена на змея. Страшное наказание — проклятие Божие, постигло всех причастных к сему преступному делу, а в лице падших прародителей весь род человеческий. История Адама и Евы содержится в первых главах книги Бытия и заканчивается довольно обрывисто. Он жил 930 лет.
Неизвестные праотцы
Святые Праотцы
Кто такие праотцы? На этот вопрос могут ответить почти все: и учащиеся воскресной школы, и простая верующая бабушка, и интеллигент. Праотцы – предки Иисуса Христа. Практически каждый может назвать некоторых из них. Ну, уж Авраама так точно знает всякий.
Да, почти все мы знаем праотцов, кто-то что-то где-то когда-то читал и помнит, кто из них кого «родил» и даже кратко знает историю жизни известнейших из них. Мы читали и вроде знаем – но в то же время и не знаем. Библия нам дает по некоторым вопросам только схему, план, скелет, который развить и одеть плотью должны мы сами. Нас к этому должно подвигать наше любознание и благочестие, желание найти еще нечто важное, чего не договорил бытописатель. Ведь часто какой-нибудь фильм заканчивается таким образом, что после слова «конец» требуется еще совершить мысленное усилие, чтобы этот «конец» наступил и в уме, а не только на экране. Точно также и в Библии: вроде все уже давно сказано, но мысленное усилие при прочтении нужно совершать до сих пор, и без этого все прочтенное будет безжизненно и мертво. Итак, давайте вместе вспомним их в этот день, посвященный исключительно их памяти, и поразмышляем там, где Библия разрешает это сделать.
Каин и Авель
И начнем мы с известного всем сюжета. Авель и Каин приносят жертву Богу. Но Господь призрел только на пламенное сердце Авеля, а равнодушную жертву Каина отверг. Каин по зависти убил своего брата и убежал в землю Нод, на восток от Эдема. Далее про Каина сказано только это: «И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт. 4: 17). Больше мы с ним не встречаемся на страницах Библии. Но этот последний стих дает очень много для пытливого ума. Мы с вами знаем, что первые дети Адама вступали в браки между собой, и так продолжался человеческий род; запрет на связь между близкими родственниками возник гораздо позже. Таким образом, получается, что кто-то из сестер (а, скорее всего, и братьев) Каина бежал в землю Нод вместе с ним. То есть первоубийца Каин не стал изгнанником в человеческом роде, а получил поддержку некоторых из своих родичей. А это значит, что Авеля недолюбливал не только Каин, но и некоторые другие его братья и сестры. Быть может, своей святостью он и их раздражал, вызывал зависть и желание покончить со «святошей». Не правда ли, дело уже напоминает другой библейский сюжет с другими братьями: «Вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его» (Быт. 37: 19-20)? И женщина, которая добровольно готова выйти замуж за убийцу своего брата и делить с ним ложе, уже вызывает определенные эмоции.
А теперь заметим, что Каин со своими родственниками, сочувствующими ему во зле, построил первый город на земле. И тогда станет понятно, что этот первый город злодеев определяет вектор развития падшего мира, является предтечей царства антихриста и противоположностью Небесного Иерусалима.
Авраам и Сарра
Сарра передает Агарь Аврааму
Авраам – наш общий отец по вере. Своей жизнью он учит нас несомненному упованию на Промысл Божий, жертвенности, человеколюбию
Авраам – наш общий отец по вере. Своей жизнью он учит нас несомненному упованию на Промысл Божий, жертвенности, человеколюбию. Когда Авраам жил в Уре Халдейском, Господь повелел ему переселиться в другую землю. Так Бог хотел отделить его от среды идолопоклонников и нечестивцев. Каждый церковный человек помнит, как отреагировал на это откровение святой патриарх. Он собрал вещи и отправился с родными в землю, которой не знал. Конечно, это подвиг. Но особенно четко этот подвиг вырисовывается, когда мы посмотрим внимательнее, что Авраам бросил на родине, и что получил взамен.
Ур Халдейский был огромнейшим городом. Его население составляло в то далекое время (две тысячи лет до Рождества Христова) около 65 тысяч человек – на тот момент громадная цифра. Уже тогда там существовало разделение труда, то есть процветали цеховые ремесла. Одни занимались разведением животных, другие пряли шерсть, третьи выделывали одежду. Из Персидского залива вверх по Евфрату шли торговые суда. Развивалась наука и искусство. Зажиточные горожане Ура имели самые комфортабельные жилища в мире на то время: двухэтажные кирпичные дома, в которых уже в той седой древности имелись уборная и бассейн. Это была столица империи и мира. Любое место, куда мог отправиться оттуда Авраам, было заведомо хуже Ура Халдейского. Но в Уре процветало идолопоклонство и колдовство, поэтому из него нужно было уходить.
И вот Авраам, послушный воле Господа, выходит из этого града роскоши и неги. Выходит, не зная конечной точки своего странствия. Как известно, по пути в землю обетованную Авраам остановился в городе Харран. Трудно сказать, по какой причине произошла остановка. Может быть, престарелому отцу Авраама – Фарре – было тяжело продолжать утомительное путешествие. Ведь от Ура только до Харрана около тысячи километров, и еще около пятисот километров от Харрана до Ханаана – новой родины праотца. С условием, что верблюд с поклажей за день проходит от 20 до 40 километров, можно заключить, что путешествие до Харрана продолжалось около месяца. Немудрено, что за месяц странничества по пустыне самочувствие Фарры могло ухудшиться, ведь ему тогда было около 200 лет. Путники остановились в Харране, где, видимо, прожили достаточно долго. Там умер и был похоронен Фарра – отец Авраама. И снова Бог воззвал к Аврааму и повелел идти дальше.
Я смотрю на это дивное странствие старца Авраама, которому тогда было уже 75 лет, и задаюсь вопросами. Да, понятно, что Бог говорил с ним, поэтому Авраам с готовностью пошел в предстоящее путешествие. Но какие слова он нашел для своих домочадцев: отца, жены и других родственников, когда убеждал их, что воля Божия в том, чтобы бросить насиженное место и стать, по сути, бомжами, странниками без определенного места жительства? Ведь до самой своей смерти Авраам уже не жил где-то постоянно, а скитался, как кочевник, вместо дома находя себе покой лишь в палатках и шатрах… Я смотрю на смиренную Сарру, которая не ропщет на эту цыганскую жизнь, без прекословия следует за мужем «не знаю, куда», при этом терпит испытание бездетностью – и не отчаивается. Как она находила в себе силы не побранить мужа, довериться ему до конца и ни разу не усомниться в его вере? Да, и они претыкались, и они падали. Но даже их падения для нас высоки. Даже с этими погрешностями картина их величия поражает.
У Исаака хватило бы мочи побороться с Авраамом, которому тогда было 125 лет. Но он покорно дает себя связать и возложить на жертвенник, показывая совершенный прообраз Христа…
И самой яркой краской на этой картине написан сюжет жертвоприношения Авраама. Как-то сложился стереотип: седовласый старец и мальчик идут в гору по повелению Божиему, и там старец приносит в жертву мальчика, но Ангел в последнюю минуту останавливает его. Многие иконы подтверждают это. Однако если бы Исаак был «мальчиком», то Авраам не заставил бы его нести на гору вязанку дров для всесожжения. И действительно, по Библии возраст Исаака – 25 лет. И в этой связи еще удивительнее жертвоприношение: старец ведет, юноша нимало не препятствует. У полного сил Исаака хватило бы мочи побороться с Авраамом, которому тогда было 125 лет. Но он абсолютно покорно дает себя связать и возложить на жертвенник, показывая совершенный прообраз Христа…
Исаак и Ревекка
Благословение Иакова Исааком
Кто из нас готов наносить из колодца 30 ведер воды для незнакомого человека, в свите которого есть рабы, которые сами могли бы это сделать?
Интересно, что Авраам решил женить сына, лишь когда тому исполнилось 40 лет. Попробуем также внимательно посмотреть на сюжет жениховства Исаака. Авраам отправил своего верного домоправителя Елеазара на свою родину, чтобы найти невесту сыну среди родственников. Елеазар взял слуг, подарки для невесты и, естественно, верблюдов, чтобы везти провизию и ехать самим. Придя к месту назначения, Елеазар помолился Богу Авраама, чтобы та, о которой будет воля Божия, откликнулась на его просьбу. С верой он попросил пить у первой девушки, которая подошла к колодцу, и та охотно дала ему испить из кувшина, а также напоила его верблюдов (Быт. 24: 17-20). Сколько раз мой взгляд скользил по этим строкам, не вникая в суть написанного! Суть же оговаривает бытописатель: Ревекка напоила всех верблюдов Елеазара. Взял же Елеазар из стада Авраама себе в караван 10 верблюдов. В среднем верблюд выпивает за раз 3-5 ведер воды. То есть Ревекке пришлось достать из колодца и перелить в поилку не менее 30 ведер. В этом незначительном фрагменте уже много сказано: о трудолюбии Ревекки, ее доброте и гостеприимстве. Скажем так: кто из нас готов наносить из колодца 30 ведер воды для незнакомого человека, в свите которого есть, к тому же рабы, которые сами с успехом могли бы это сделать? Или еще лучше вот так: вы подходите к колонке набрать воды, тут подъезжают на нескольких машинах приветливые люди и в очень вежливых выражениях просят у вас напиться. «О, да. – отвечаете вы. – И в знак моего расположения к вам я еще и помою ваши машины». Не правда ли, за эти 4 тысячи лет, которые прошли с поступка Ревекки, обыденная человеческая нравственность ничуть не догнала ее святой нравственности?!
О кротости и смирении невесты Исаака мы узнаем дальше. Когда Елеазар приблизился к землям Авраама, Исаак вышел к ним навстречу, и Ревекка тут же покрыла шалью свое лицо. На это можно ответить, конечно, что это вообще в обычае у восточных женщин. Но какой смысл покрывать лицо перед человеком, который этой же ночью стал ее мужем? Причина только одна: крайняя застенчивость Ревекки. И Господь сполна наградил эту смиренную семью своим благословением.
Иаков и Рахиль
Видение Иакова
Почему Иаков, который обманом взял благословение у своего отца Исаака, благословен перед Богом? Очевидно: из-за нечестия Исава. Его нечестие было так велико, что обманный поступок Иакова (в сравнении с жизнью его брата) и не является грехом. Что же Библия говорит нам о нечестии Исава? Разве только это: в 40 лет Исав взял себе в жены двух хеттеянок, «и они были в тягость Исааку и Ревекке» (Быт. 26: 35). Исав сразу нарушил два правила. Во-первых, взял себе жену не из родни, а из нечестивых женщин окружающего их народа, хотя его дед Авраам предостерегал свое потомство от этого. Конечно, Исааку и Ревекке, которым найти благочестивого супруга было не так легко в свое время, было неприятно смотреть на это «женонеистовство». О том, что поступками Исава руководила похоть, говорит и его многоженство (позже Исав взял себе еще и третью жену). Следует сказать, что хоть еще не было писаного закона, но нравственность патриархов все же не позволяла им иметь две жены. У Авраама была одна жена Сарра. Только по настоянию жены Авраам «вошел» к своей служанке, и после того, как Агарь зачала, уже не прикасался к ней. Правда, Авраам имел и вторую жену, Хеттуру, но женился уже после смерти Сарры (после смерти Сарры Авраам жил еще 38 лет). У Исаака была одна жена Ревекка. У Иакова также должна была быть одна жена – Рахиль, но тесть обманом вынудил его взять в жены еще и Лию. И к служанкам своих жен он опять-таки «входил» по настоянию последних. Однако только Рахиль всегда была любима Иаковом. Соответственно, и любимыми сыновьями Иакова были сыновья, рожденные его возлюбленной Рахилью, Вениамин и Иосиф. У Иосифа также была одна жена – Асенефа. Из этого можно заключить, что нравственным идеалом праотцов и в те времена был моногамный брак.
Иосиф Прекрасный
Иосиф с Асенефой и детей
И в бесславии, и в славе Иосиф одинаково ищет воли Божией во всем
Наверное, самым изящным цветком, который произрастило благочестие праотцов, является Иосиф. Ему предание усвоило наименование «Прекрасный». Он и мудр, и целомудрен, боголюбив и человеколюбив. Проданный своими братьями в Египет за 20 монет, он также стал прообразом Христа Спасителя, проданного братьями по вере. Он – второй Авель. Его не в чем упрекнуть. И в бесславии, и в славе он одинаково ищет воли Божией во всем, и этим напоминает нам царя Давида – своего достойного потомка (хоть и род царя Давида происходил из колена Иудина).
Его предали, но Иосиф не проклинает в ответ, а беспокоится о своих родственниках. И когда братья приходят купить хлеба в Египте, Иосиф не открывается им, как будто желая испытать их: изменились ли они в лучшую сторону. Для этого Иосиф сурово обвиняет братьев в шпионаже, будто они пришли высмотреть «слабые места земли». И вот цель достигнута: братья говорят между собой на еврейском, и становится ясно, что они раскаиваются во грехе, который совершили много лет назад. Но покаяние – только часть дела, от совершенных требуется показать Испытующему плоды, достойные покаяния (Лк 3: 8). Чтобы удостовериться и в этой благой перемене своих братьев, Иосиф в следующий их приход подбрасывает чашу в мешок Вениамина, обвиняет его в краже и заявляет, что он останется рабом в Египте. И вот тут Иуда – тот самый, который когда-то предложил братьям не совершать тяжкий грех и не убивать Иосифа, а продать, – и сейчас предлагает нечто. Он предлагает себя в пожизненное рабство вместо Вениамина, потому что жалеет отца, старика Иакова, единственной отрадой которому является младший брат Вениамин. Иуда готов не видеть более ни своих детей, ни жены, лишь бы его отец был спокоен и не убит горем! Вот это – плод достойный покаяния, это настоящая жертвенная любовь, и Иосиф, измученный душевной болью, понимает это, и с радостью открывается своим братьям. Он и прощает их, и видит Промысл Божий в их действиях, и рад перемене, которая за эти годы превратила их из эгоистов в человеколюбивых «мужей». Может быть, эта жертвенность Иуды и стала причиной того, что Господь избрал из 12 колен Израилевых именно Иудино для воплощения Сына Божия.
Вот некоторые уроки, которые Писание сегодня предложило нам. Потщимся же всегда внимательно и с молитвой читать Библию, и Господь обязательно будет открывать нам каждый раз все новые оттенки прочитанного. Ну и, конечно же, по силе подражать, хоть в чем-нибудь малом душеполезном, святым нашим отцам и Ветхого, и Нового Заветов.
ГРЕХИ ПРОТИВ СЕДЬМОЙ ЗАПОВЕДИ или ЗА ЧТО ТЫ ПОПАДЕШЬ В АД
Ivan Fuckov: То, что Русская Православная Церковь в последнее…
ГРЕХИ ПРОТИВ СЕДЬМОЙ ЗАПОВЕДИ или ЗА ЧТО ТЫ ПОПАДЕШЬ В АД
Ivan Fuckov: То, что Русская Православная Церковь в последнее время все активнее и активнее пытается влиять на жизнь светскую, параллельно агрессивно вторгаясь со своим уставом в монастырь нашего личного, интимного и сокровенного, не замечает сегодня, пожалуй, только слепой. Сам я субстанция невоцерквленная и почти атеистичная, так что, публикуя данный текст, я ничего не имею в виду. Пусть каждый сам делает для себя выводы, исходя из нижеприведенного, в том числе и по только что заявленной мной проблеме.
Сразу оговорюсь, публикуемые выдержки взяты из текста книги священника Алексия Мороза «Исповедаю грех, Батюшка. Наиболее полный перечень грехов и пути борьбы с ними». Для информации: За данный труд автору 16 января 2005 года была присуждена 1-я Всероссийская православная премия им. Святого Благоверного князя Александра Невского в области популярной богословской литературы. Книга издана по заказу Успенской церкви с.Марево. В работе над книгой были использованы дореволюционные и современные источники.
Вводная: Седьмой заповедью — «Не прелюбодействуй» — Господь Бог запрещает прелюбодеяние, то есть нарушение супружеской верности и всякую незаконную, нечистую, блудную связь.
Блуд Это интимные отношения холостых мужчин и незамужних женщин, не состоящих в законном браке. За такие беззаконные отношения Церковь отлучает от Святого Причастия на 7 лет, и это при несении строгой епитимии и воздержания от подобного греха. То, что в настоящее время у нас почитается на норму и даже за «доблесть», по слову Господню является величайшим грехом. «Или не знаете,, говорит апостол Павел, что… блудники… Царства Божия не наследуют… Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор. 6:9Б 18)
Беззаконное сожительство Это сожительство мужчины и женщины по семейному образцу, но без гражданского брака и венчания. В настоящее время это греховное беззаконие получило довольно широкое распространение. Молодые люди живут в блуде, оправдывая свой грех мотивом свободы, независимости, которые якобы сохраняются в таком состоянии. Спрашивается, свободы чего? — Естественно, блуда, когда можно спокойно бросить партнера и завести нового, более устраивающего на текущий момент. Подобное сожительство, будучи грехом блуда, разрушает морально и нравственно человека, отсекает его от Бога и Церкви. Также оно лишает грешащих людей постоянной семьи, детей, заставляет терять в беззаконном сожительстве так быстро проходящие молодые годы. Если человек любит другого, пусть женится и венчается, а жизнь «вольной птички», без обязательств глубоко противна христианскому духу и должна наказываться, как и любой другой блуд, соответствующим церковным отлучением.
Гражданский брак без венчания Даже язычники в дохристианском мире не иначе заключали брачный союз, как обращаясь за содействием к своему божеству. Этим они невольно подчеркивали, что брак есть особенное, мистическое и вместе с тем торжественное событие в жизни человека, что брак выше обыкновенного договора, который достаточно было бы только утвердить гражданской властью.
В православии же брак является таким же великим таинством, как и крещение, причащение и другие. Во время венчания на брачующихся сходит особая благодать Божия, которая превращает мужчину и женщину в качественно новый организм — семью. Как Ева была создана из ребра (части сущности) Адама и поэтому постоянно тяготела к нему, так и в православном браке мужчина и женщина должны слиться в некое качественно новое органическое целое, которое будет способствовать полноценному духовному развитию каждой из сторон. Во время венчания на брачующихся также изливается особая благодать на зачатие, рождение и воспитание детей. Они уже становятся неким единым целым, и поэтому развод (разрыв) возможен только в исключительных случаях и крайне не одобряется Церковью.
Исходя из всего вышесказанного, желающие венчаться должны быть исполнены решимости быть вместе до самой смерти при любых обстоятельствах. Враг всегда старается надсмеяться над таинством венчания и развести законных мужа и жену. Поэтому венчаться никогда нельзя «по моде», из-за настояния одной из сторон; венчание должно быть результатом искренней христианской веры и желания жить по заповедям Господним. При венчанном браке в семье всегда должны совершаться утренние и вечерние молитвы, пост, исповедь и причастие, только тогда он будет полноценен и принесет пользу брачующимся. Живущие гражданским браком лишаются Божественного благословения, получаемого при венчании. При наличии христианской веры у мужа и жены жить без венчания — значит жить во грехе.
Прелюбодеяние Прелюбодеяние — это блудные отношения мужчины и женщины, состоящих в законном браке и изменяющих своему законному мужу или жене. Если блуд неженатого человека есть грех в глазах Господа, то настолько же греховнее незаконная связь женатых людей. Прелюбодеяние разрушает семью, приносит несчастье детям, вызывает гнев Божий на прелюбодейца. По церковным канонам за грех прелюбодеяния грешник на 15 лет отлучается от Святого Причастия, при несении соответствующего покаяния и полном оставлении данного греха.
Наложничество «Тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин.4:18)
Наложничество — это содержание другого лица, оплата его потребностей, нужд с целью постоянного прелюбодейства. Наложничество может быть как женским, так и мужским. Некоторые богатые женщины также обзаводятся приятными с виду молодыми людьми, которых содержат за свой счет. Наложничество — это не просто блуд, но блуд явный, открытый. Он более греховен, чем разовый плотский грех холостого мужчины, тк как в последнем случае еще можно предполагать борьбу с грехом и падение только в силу особого соблазна. Но когда кто-либо живет с наложницей, то ясно, что он совершенно не борется с грехом; подобный человек хочет «пить беззаконие как воду». Эта постоянность греха и нежелание прекратить любодейную страсть и составляет смертную вину наложничества.
Церковь такого «явленного блудника или прелюбодея» не только не допускает к причастию, но даже не дозволяет ему преступить порог храма и не принимает от него никакой жертвы на храм. Такие люди считаются совсем отлученными от Церкви, пока не прервут своей бесстыдной страсти.
Подсматривание за чужой обнаженностью или полуобнаженностью
(iF: вуайеризм) Пример Давида, который увидел обнаженную моющуюся женщину, возгорелся к ней страстью и пал с ней (2Царю 11:2), показывает, как быстро пробуждается половое стремление при взгляде на обнаженных или полуобнаженных лиц другого пола. Сохранять абсолютную нечувствительность при виде обнаженных тел есть самая высокая степень целомудрия, свойственная лишь немногим. Полагаться в данном случае на свое бесстрастие — дело крайне опасное. Мы не должны верить своей плоти, особенно те, которые испытали страсть плотскую. Поэтому должно избегать всякого взгляда на чужую наготу, также лучше не видеть чужой обнаженности и одинакового пола (вспомним, как мудро поступили умные сыновья Лота по отношению к своему отцу). Кто же специально подсматривает за чужой наготой, тот развивает в себе сладострастие, развращает себя и делается чуждым благодати Божьей, ибо Дух Святой ни за что так не удаляется от человека, как за похоть и сладострастие.
Чтение любовных романов и порнографической литературы Крайне губительно сказывается на целомудрии человека. Здесь развращающее влияние оказывается на все внешние чувства человека: зрение растлевается разглядыванием обнаженных тел, слух — сладострастными беседами и соответствующей музыкой. При просмотре подобных фильмов человек приучается к мысли, что все показываемое непредосудительно и то, что Церковь отлучает на 15-20 лет, на самом деле позволительная форма сексуального общения. Кроме того, просмотр подобных фильмов побуждает одиноких людей к занятию рукоблудием, развивает в них сладострастие и делает жилищем нечистого блудного духа.
Просмотр фильмов порнографического или эротического содержания — крайне губительно сказывается на целомудрии человека. Здесь развращающее влияние оказывается на все внешние чувства человека: зрение растлевается разглядыванием обнаженных тел, слух — сладострастными беседами и соответствующей музыкой. При просмотре подобных фильмов человек приучается к мысли, что все показываемое неподсудно и то, за что Церковь отлучает на 15-20 лет, на самом деле позволительная форма сексуального общения. Кроме того, просмотр подобных фильмов побуждает одиноких людей к занятию рукоблудием, развивает в них сладострастие и делает жилищем нечистого блудного духа.
Разжигание похоти искусственными способами (психическими и медикаментозными) Закон Божий гласит: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть…» (Кол.3:5)
Искусственно же разжигая в себе похоть, например, внутренними горячительными средствами, среди которых первое место занимает вино, — «в нем же есть блуд» (Еф.5:18), или внешними механическими, о которых «стыдно и говорить» (Еф.5:12), человек совершает сладострастную подготовку к блуду, иногда даже самому извращенному. Развращенная и похотливая душа вызывает и соответствующую страсть в теле. Сугубо согрешает и тот, кто разжигает искусственным способом похоть в другом лице, сокрыто или даже явно для последнего. Чем ближе к старости и чем сильнее развита эта внутренняя похоть, тем скорее и чаще начинает прибегать развращенное лицо к искусственным методам телесного возбуждения.
Соблазн на собственную наготу
(iF: нарциссизм) По чувству христианского целомудрия следует стыдиться и собственной наготы. Вообще строжайшие хранители своего целомудрия, такие как Антоний Великий, Пахомий, Аммоний, Серапион, советовали сподвижникам своим не обнажать своего тела иначе как только в случае тяжелой болезни или особенной нужды. И эти советы были плодом опыта многолетней повижнической жизни. Действительно, взгляд с услаждением на обнаженные свои члены легко приводит к мысли о противоположном поле и к удовлетворению плотской похоти.
Прикосновение к тайным местам другого человека, скоктание (щекотание), страстное осязание и лобызание
(iF: петтинг) «Скоктание и иные тмочисленные страсти не оскудеша от мене» (Из молитвы ко Св.Причащению)
Если зрение и слух, с одной стороны, могут вносить в душу страстный помысел, а с другой — удовлетворять сладострастие человека определенным образом, то тем более осязание или само прикосновение к другому полу возбуждает и питает плотскую похоть (таковы, например, щекотание и поцелуи во время игры). Причем у некоторых сектантов суть их прикрывается якобы Христовой любовью, а у иных православных христосованием во время Пасхи (причем христосуются с иным полом только для того, чтобы испытать при этом приятные ощущения от прикосновения к другому полу). Подобные прикосновения к лицам другого пола (а порой даже одноименного) часто служат началом греховного падения. Сладострастные прикосновения вообще могут стать причиной потери целомудрия и, следовательно, требуют от человека большой осторожности. Могут возразить, что, дескать: «Любовные поцелуи и объятия еще не оставляют никакого следа на теле, и оно от них не растлевается. Что же тут смущаться?» Пусть нецеломудрие нельзя считать последствием этих сладострастных действий. Но тело девицы или юноши после этого уже не остается чистым от постыдных прикосновений, сладострастие и похоть входят все глубже в сердце человека. Поэтому эти незаконные поцелуи и объятия, как огонь, должны жечь совесть грешников.
Малакия (рукоблудие, онанизм) «Блудник грешит против собственного тела» (1 Кор. 6:18)
Грех этот заключается в удовлетворении собственной похоти при помощи рук. Тайность и доступность этого греха приводит к падению в него большинства юных и молодых людей. Страдают этим грехом не только мужчины, но и женщины, не только молодые, но и престарелые, и не только вкусившие блуд, но даже женщины еще не испытавшие полового совокупления. Особенная сладострастная чувствительность, которой сопровождается малакия, развивает этот порок до такой степени, что даже женитьбой или замужеством он не всегда излечивается. Этот порок часто совершенно порабощает волю человека, он и желает его остановить, и не может. Удовольствие, которое испытано телом сегодня, завтра опять требуется плотью, на третий день повторяется еще с большей силой… и так без конца. Какой же это ужасный порок! Рукоблудник теряет жизненную энергию, тупеет памятью, становится раздражительным, истеричным. Через мечтательность и похотливые фантазии онанист часто становится послушным орудием в руках блудного беса.
Развращение невинного лица путем ознакомления с грехом малакии (рукоблудия) или гомосексуализма Правда, иногда встречаются люди, которых никто не учил малакии, хотя они и страдают этим грехом. Дав волю своей внутренней сердечной похоти, они сами впали в этот грех, а вернее сказать, враг-диавол был их учителем. Первые опыты греха они совершали, еще ясно не сознавая, что это грех. Так, особенно часто самооскверняются лица женского пола, стремящиеся к уединению, и по стыдливости своей не открывающие никому тайны. Самоосквернители, и особенно мужеложники, как правило, были научены противоестественному блуду кем-то или подсмотрели случайно этот грех у других. Большей частью молодые научаются этому у старших, которые иной раз применяют при этом и насилие. А павший в противоестественных грех, особенно в детском возрасте, когда разум слабо развит, будет затем постоянно стремиться к этому чувственному услаждению. Привыкший к воображательным блудным мечтаниям часто не может найти удовлетворения в естественных супружеских отношениях. От долголетнего занятия малакией в такого человека может вселиться блудный бес, и несчастный или несчастная будут находить удовлетворение только при самых постыдных, изощренных мечтаниях. Часто девушки, страдавшие грехом рукоблудия, становятся фригидными, то есть безразличными в естественных супружеских отношениях. Мальчики и молодые мужчины, страдавшие этим грехом, сильно подрывают свое физическое и психическое здоровье, чтановятся замкнутыми, застенчивыми, страдают комплексом вины, неполноценности и прочими. За сугубую (повторную) малакию назначается епитимья, одинаковая как мужчинам, так и женщинам. Вместо сорока, сухоядение распространяется на восемьдесят дней с 50 поклонами каждый день (указание в Требнике священнослужителя, гл.58). Тем более страшный греховный груз накладывается на человека, например пожилого, который ввел ребенка в грех мужеложства! Лучше бы ему, по слову евангельскому, «и на свет не родиться».
Оральный секс и другие виды половых извращений «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Еф. 5:12)
К этому виду греха относятся сосание и лизание срамных мест партнера любого пола. Непотребно и говорить об этом, но этот грех настолько распространился даже среди семейных пар, что искаженное сознание нашего современника за грех это мерзкое действо и не воспринимает. Пропаганда орального секса в Европе началась с Зигмунда Фрейда, который за свою развращенность был наказан Богом (рак горла и языка, того, чем грешил) и умер в жутких страданиях. Этот грех приравнивается к греху женонеистовства (iF: анальный секс). Мерзко перед Богом любое половое действо, не ведущее к продолжению рода, но тем более мерзко, когда лицо, уста человека, являющиеся образом Божиим, используются для удовлетворения скотской похоти. Оральный секс ведет к одержимости блудным бесом лиц, им занимающимся. По церковным канонам такой человек отлучается от причастия минимум на 15 лет. Если кто делал это по незнанию, должен понести соответствующую епитимью, полученную на исповеди от духовника, и никогда больше к этому злу не возвращаться. Грешнику необходимо помнить, что диавол будет всячески тянуть его к повторению этой мерзости, ибо через нее имеет власть над человеком и всей его судьбой. Чтение Евангелия, Псалтири, молитва к Божией Матери о даровании целомудрия охлаждают вражеское пламя и помогают вернуться человеку к нормальному мироощущению.
Женонеистовство
(iF: анальный секс) Женонеистовство — это совокупление мужчины и женщины неестественным образом (подобно гомосексуалистам). Здесь присутствует не только противоестественность любодеяния, но и ничем не извиняемая похоть плоти. Всякий иной противоестественный блуд может еще возникнуть из-за того, что плоть взбесилась, а удовлетворить ее естественным путем было невозможно, так как не находилось лица другого пола. Но здесь лицами двух различных полов допускается совокупление неестественное. Еще страшнее этот грех, когда его допускают муж и жена. Такой отвратительный блуд может совершаться только под воздействием и водительством нечистого духа, или же он переносится мужчиной на женщину в силу привычки к мужеложству. Он вполне является греху содомскому, то есть также является грехом, «вопиющим к небу». И епитимья за него определяется не менее как на 15-летний срок. Это отлучение несет также и женщина, если она добровольно покорилась неистовому требованию мужчины (Требник священнослужителя, гл.39-40). В случае насилия или грубого требования со стороны мужчины, хотя бы это был и законный муж, по правилам церковным, женщина имеет право тотчас открыть эту тайну духовному отцу (Номоканон, пр.42).
Супружеские отношения при пребывании жены в нечистоте
(iF: во время менструации) — однозначно являются греховными. В Слове Божием строго запрещено прикасаться к женщине, находящейся в нечистоте. Только в состоянии похотливой неистовости мужчина может решиться на подобный скверный шаг. Кроме того, при супружеских отношениях в таком состоянии организму женщины может быть нанесен существенный вред, который откликнется тяжелыми женскими болезнями. Поэтому всякий, кто допускал подобный грех, равно как мужчина, так и женщина, должны принести покаяние на исповеди и понести соответствующую епитимью.
Групповой секс Одним из крайней степеней разврата является так называемый групповой секс, когда люди входят в половое сношение одновременно с несколькими партнерами и бесстыдно наблюдают совокупление других. Здесь, как правило, присутствует и весь богомерзкий букет похотных грехов. Люди эти, одержимые блудным бесом, низверглись до сатанинского состояния, ничего доброго и благородного в их отношениях нет. По сути дела — это служение диаволу. Недаром на сатанинских шабашах оргии, групповой секс является обязательным и одним из основных элементов служения падшему духу. За этот грех, так же как и мужеложство, является «вопиющим к небу», Церковь отлучает его участников не менее, чем на 15 лет.
Деторастление Деторастлитель есть губитель души и тела той или того, которых растлевает. В лицах растленных до половой зрелости преждевременно пробуждается блудная страсть. Известно, что девочки, развращенные в нежном возрасте, как правило, становятся блудницами, ибо начинают жить сугубо этой похотью. Кроме того, ребенок при раннем растлении испытывает тяжелейший психологический стресс, который может сказаться на всей его дальнейшей жизни. Растленный мальчик или девочка «яко сосуд проседеся» (как жалкий и разрушенный сосуд) и требует освящения (см. Номоканон). Церковь за этот грех отлучает от причастия минимум на 12 лет.
Мужеложство (гомосексуализм, педерастия) «Мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам» (Рим. 1:27). Это и называется грехом содомским, за который Бог и наказал города Содом и Гоморру, истребив их огнем. Следовательно, этот смертный грех является преступлением, вопиющим к небу об отмщении. Вместо женского пола человек прельщается мужскою красотою (например, в мальчиках) и делает над мужчиной то, что чуждо даже самому похотливому скоту. Гнусность неописуемая! Праведный Лот до того боялся и гнушался этого греха (хоть постоянно и наблюдал его в содомлянах), что когда жители этого развратного города стали требовать выдачи его гостей с целью их осквернения, то Лот предлагал развратникам вместо последних собственных дочерей для естественного совокупления (Быт. 19:4-9). По словам апостола Павла, дойти до этого противоестественного греха — значит быть оставленным Богом: «Потому предал их Бог постыдным страстям» (Рим. 1:26). По правилам церковным мужеложник подлежит 15-летнему запрещению (Василий Великий, пр.62), и это в случае искреннего покаяния и полного оставления мерзкого греха.
Лесбиянство «Женщины их заменили естественное употребление противоестественным» (Рим. 1:26), то есть женщина на женщине делает срам при помощи различных предметов или только своих рук и других природных органов. Это такой же смертный грех, как мужеложство, грех, «вопиющий к небу». За этот грех Церковь отлучает развратницу на 15 лет от Святого Причастия. Люди призваны к целомудрию и чистоте, а разврат и похоть — удел слуг диавола. Кроме того, люди, служащие подобной страсти, как правило, становятся бесноватыми. Дух блуда обитает в их теле, заставляя творить непотребства с большим неистовством и ненасытностью.
Транссексуалы, трансвеститы (люди, искусственно поменявшие свой пол на противоположный) Люди, стремящиеся удовлетворить свое сладострастие и похоть, часто не могут остановиться и все глубже впадают в грех. Постепенно они становятся одержимыми, а иногда и просто бесноватыми. Святые отцы говорят о наличии особого рода блудных бесов: инкубов и ссукубов, которые входят в человека и употребляют его тело для своего услаждения в неистовом разврате и всевозможных извращениях. При этом происходит попрание человека как образа Божия. Он оставляет свои естественные, природные сексуальные влечения и устремляется на одноименный пол. Человек перестает быть образом Божиим и становится диавольской образиной, творя грех с неистовой ненасытностью. Людям подобной сексуальной ориентации оправданий нет. Бес с греховными помыслами и чувствами приступает к ко всякому человеку ( с той или иной степенью силы воздействия), но одни борются с этими чувствами и даже сохраняют девственность и целомудрие (например, монашествующие), другие с головой бросаются в греховный омут. Все околонаучные оправдания греха наличием в большом количестве гормонов другого пола, изменением психики, ошибками воспитания — несостоятельны. Бог дал человеку определенный пол, и менять его по своей воле никто не вправе. Люди, самовольно сменившие свое природное естество, обречены на гибель, и только принятие монашества и пожизненное покаяние могут привести их к прощению и спасению.
Скотоложество (скотонеистовство) Скотоложество — это последняя и крайняя степень сладострастия. Можно сказать, одержимость блудным бесом вплоть до прямого беснования. Необходимо подчеркнуть, что если после первого падения человек не положит сильнейших преград сему, то он становится предельно близок ко всякой блудной скверне. Где только есть плоть, туда и влечет его враг-диавол. Враг сильно располагает человека к противоестественным грехам, потому что грехи эти крайне мерзки перед Богом и страшно вредны для души и тела. И Слово Божие и Церковь строго карают за скотонеистовство: «Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убийству» (Лев. 20:15). В церковных правилах допустивший этот грех пожилой человек осуждается на пожизненную епитимью (Анкирский Собор, пр.16); молодым же определяется епитимья не меньше 15 лет (Василий Великий, пр.67)
Обольщение и развращение невинного лица Как в раю диавол обольщал Еву, так и лукавый мужчина обольщает невинную девушку. Обольститель говорит невинной о сладости плотского греха, уверяет ее в ничтожности вины последнего, в тайности и бесследности содеянного, убеждает ее в своей «чистой» любви, льстит слуху, делает подарки, иногда обещает жениться, употребляет во зло ее невинность и непонимание происходящего. Когда же он достигает своей цели, то чаще всего скрывается со всеми своими обещаниями, как скрылся от Евы диавол-искуситель, исполнив свой замысел. Часто развратник первым насмехается над той, которую искусил, и здесь мы видим полное подражание диаволу-искусителю. Но искуситель в раю проклят. Не подобной ли участи подвергает себя и каждый, кто соблазняет невинную девицу? Олоферн с первого дня, как увидел красавицу Иудифь, искал случая обольстить ее, зная о чистоте ее жизни. И было попущено ему Богом погибнуть от скоропостижной смерти (Иудифь 12:16-17; 13:6-9). Если же сама женщина обольщает невинного юношу или целомудренного мужчину «…мягкостью уст своих… (Притч. 7:21), этот грех еще преступнее, ибо женскому полу от природы присуща стыдливость.
Насильственное растление Жена Потифара употребила насилие над целомудренным Иосифом, хотя тот и остался непобедим (Быт. 39:12). Чаще всего насилию подвергаются молодые женщины или девушки. Это происходит, когда против их воли и несмотря на сопротивление совершают надругательство над беззащитной жертвой. Такое деяние — величайший грех. По правилам святых апостолов человек, совершивший такой грех, отлучается от Церкви и вместе с тем «буде холостой» — обязывается (в случае согласия жертвы) взять ее замуж, хотя бы «она была и убогая» (пр. 68). Вина содеянного еще тяжелей, если виновный в этом преступлении имел служебную власть или опекунство над объектом своего преступления.
Любодеяние, соединенное с насилием над другим лицом.
Опасности такого любодейного насилия подвергалась, но милостию Божию спаслась, Сусанна, имевшая мужа и детей (Дан. гл. 13). Пусть здесь нет растления или насильственного отнятия девства, так как жертва не была девицей, но блуд этот гораздо более преступный, чем совершаемый по обоюдному согласию. Особенно преступно насилие над нравственным чувством жертвы. Кроме того, изнасилование замужней женщины оскверняет честность чужого христианского брака, наносит сильную обиду мужу потерпевшей. В случае, когда изнасилованная, избегая стыда и не имея свидетелей, не может заступиться за себя или забеременеет со всеми вытекающими отсюда последствиями, тогда сугубое отмщение ожидает преступника от Самого Господа Бога.
Любодейным насилием считается и блуд, когда, обольстив девицу или вдову, обольститель, подчиняя ее своей воле, заставляет постоянно удовлетворять свои преступные желания, нисколько не заботясь о дальнейшей судьбе несчастной. Таковой насильник также подвергается указанному церковному прещению.
Ivan Fuckov: Вот, вкратце, и все. Подсчитали, на сколько лет отлучения от Церкви Вы уже успели нагрешить?
А серьезно, то если Вас заинтересовала тема — пишите. На вторую, на третью и даже на четвертую часть у меня материала хватит.
Церковь празднует Неделю святых праотец
В этот праздник Церковь чествует лик святых праотцев – праведников живших в ветхозаветные времена, которые спасались верой в грядущего Мессию-Спасителя. Воспоминание святых праотцев предваряет встречу великого праздника Рождества Христова, когда совершилось чаемое ими пришествие Христа.
К праотцам относятся библейские патриархи, пророки, праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Богородицы, и праведный Иосиф, обручник Богородицы.
Почитание ветхозаветных праотцев засвидетельствовано в христианской Церкви по крайней мере со второй половины IV века, оно, видимо, восходит к практике иудеохристианских общин первых веков христианства и в своих истоках связывается прежде всего с Иерусалимской Церковью. По некоторым свидетельствам, перед Рождеством Христовым была в свое время установлена память лишь Авраама, Исаака и Иакова, но ныне имеется два особых празднования ветхозаветным святым – Неделя святых праотцев (всех ветхозаветных праведников) и Неделя святых отцов (предков Иисуса Христа по плоти).
Поминовение ветхозаветных святых в чине литургии засвидетельствовано уже в тайноводственных словах св. Кирилла Иерусалимского, который писал: «Затем поминаем преждепочивших Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы Господь принял эту жертву по их молитвам и их предстательству». В нынешней практике Церкви оно имеется в ходатайственной молитве перед причастием в Литургии Василия Великого: «Да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими праотцы, отцы, патриархи, пророки…».
Отвечает иерей Андрей Чиженко.
Два последних воскресенья перед Рождеством Христовым называются Неделя святых праотец и Неделя святых отец. Святые праотцы и отцы – это ветхозаветные родственники Господа нашего Иисуса Христа по плоти, начиная со святых праотцев Адама и Евы, Авеля, Сифа, Еноха, Ноя, его сыновей, святого патриарха Авраама и т. д. вплоть до славного Рождества Христова.
Мы почитаем всех ветхозаветных праведников, включая тех, которые стали предками Спасителя по плоти за то, что эти люди горели, как свечи Божьи во тьме языческой, и жили упованием на пришествие Мессии и освобождения человечества от рабства диавола, греха и смерти. Они жили этой надеждой, ведомые ею как неким внутренним сердечным лучом, который рассекал мрак языческих религий и дарил им предвосхищение-предощущение Христа, радость богообщения, Царствие Небесное и предвкушение рая, куда не вступала нога человека много тысяч лет, но куда (о, они в это верили!) обязательно откроются врата, потому что в мир придет Тот, Кого эти праотцы и отцы любили больше всего, любили больше жизни и готовы были ради Него на все – даже на смерть; придет в мир Господь наш Иисус Христос и спасет их. И спасет всех нас!
Именно потому в последнее воскресение перед Рождеством Христовым в Неделю святых отец на Литургии читается Первое зачало первого по порядку Евангелия от Матфея, где перечисляется родословная Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. С одной стороны, это установлено Церковью для того, чтобы мы знали и интересовались житиями этих ветхозаветных праведников, находя в них очень много увлекательного и еще более поучительного. С другой – данное установление свидетельство того, что Христос – это реальная историческая Личность, и не просто, но Бог, воплотившийся в человеческую природу, ставший реальным Человеком, Подъявшим наши грехи, исцеливший нас Своим искупительным подвигом и Вознесший человеческую природу одесную Бога Отца. А у каждого человека есть предки, также они были и у Спасителя, о чем повествует предельно ясно Евангелие.
Кроме того, хочется обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на подвиг святых праотцев и отцев с исторической точки зрения. Мы живем в обществе, которое пронизано-напоено христианской моралью, как земля пронизана воздухом и напоена водой. Но в то время среди древних греков процветал гомосексуализм, хананейские народы приносили в жертву Молоху собственных грудных детей, скифы пили кровь врагов и у многих народов пьянство и блуд воспевались языческими религиями и возводились в ранг религиозных обрядов.
Жестокость и рабство были тогда нормой. Человеческая жизнь обесценивалась. Любой мог прийти в дом с войной к другому человеку взять его в рабство и сделать из него «говорящую вещь», совершенно бесправную.
И, мне кажется, в это время потерять путеводную звезду истинной веры было очень просто, но святые праотцы и отцы ее не потеряли, но наоборот – сохранили как некую пламенную огненную традицию, как зажженную свечу, которую (горящей же!) мы должны передать далее – своим потомкам. И на том стоит мир.
Недаром, на мой взгляд, в этом году на Литургии в Неделю святых праотец читалась евангельская притча о брачном пире царского сына (Лк. 14:16–24). Сильные мира того отвергли Христа, но калики перехожие приняли и были торжественно введены на брачный пир. Кто такие эти евангельские «увечные, хромые и слепые», позванные на пир веры? Конечно, это в первую очередь святые праотцы и отцы, а за ними и все христиане, которые искренне считают себя духовными больными, больными грехом, а потому плачут и сокрушаются о грехе и ищут главного своего Врача – Бога. Ищут и находят Его.
Центральной богослужебной темой Недель святых праотцев и отцев есть тема друзей святого пророка Даниила святых Анании, Азарии и Мисаила, которые были брошены вавилонским царем в печь огненную за то, что не поклонились языческому истукану. Святые отроки не сгорели, охраняемые Ангелом. Нахождение их «в пещи огненной» стало прообразом Рождества Христова: как пребывание трех отроков в огне печи не причинило им вреда, так и Рождество Христово не опалило (не повредило) «Утробу Девичу».
Хочется в преддверии Рождества Христова пожелать всем нам, дорогие братья и сестры, иметь в себе, словно небесный огонь, то ощущение живого Бога, Который является Одним и Тем же и для них, и для святых апостолов, и для нас.
На самом деле точно так же, как Всевышний беседовал со святыми праотцами Адамом и Евой в раю и пребывал с ними, Он беседует и с нашими душами, хоть мы и по своей греховности не можем этого в полной мере ощутить, как первые люди в раю. Но все равно это происходит.
И, пожалуй, одним из главных чувств или мыслей, объединяющих и святых праотцев, и отцев, и апостолов, и вообще святых всех поколений, является понимание того, что Господь как и прежде, так и сейчас, как и тысячу лет назад, так и в наступающем Новом 2017 году находится среди нас, идет по жизни с нами рядом. И это ощущение живого Бога и делает нас православными христианами.
Святые праотцы и отцы, молите Бога о нас!
Пусть в Новом году Господь всегда будет с нами!
Иерей Андрей Чиженко
Неделя святых Праотец
Два последних воскресенья (недели) Рождественского поста именуются Неделей святых Праотец и Неделей святых отец. Празднование Недели святых Праотец совершается в предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым. В этот день Церковь отмечает память святых Праотец – ветхозаветных праведников, ожидавших Спасителя, начиная от первого человека – Адама, и включая Сифа, Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, царя Давида и прочих. Эти древние люди отделены от нас тысячелетиями, однако имеют к нам, теперешним православным христианам, самое прямое и близкое отношение.
Какая же связь между нами и ими? Церковь вообще напоминает нам о них теперь, перед Рождеством Христовым, ради их веры – веры в обещание, данное Богом Адаму при изгнании его из рая, что в конце веков придет в мир Спаситель, Который искупит человечество от греха прародителей.
Все праотцы, бывшие на земле задолго до рождения Господа, жили и горели этой верой, никогда от нее не отступая. Они являются ярким примером для нас, живущих уже после земного воплощения Спасителя. Как и древние люди, мы тоже Его реально не видели; они только знали, что Он будет на земле, а мы только знаем, что Он был на земле. Но они твердо верили в Его пришествие и их вера оправдалась.
От нас же требуется гораздо большая вера. Мы должны верить, что Господь был, и есть, и будет; что Он жил на земле как человек; что через Свою Церковь Он постоянно пребывает с нами; и что Он снова придет на землю судить человечество. Но за такую веру Сам Господь обещает нам блаженство. Когда Иисус Христос явился Апостолу Фоме, который не мог поверить в воскресение Христово пока сам не дотронулся до ран Господних, а дотронувшись, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» – тогда Господь сказал Апостолу: «ты поверил, потому-что увидел Меня; но блаженны не видевшие и уверовавшие».
Но помимо веры есть еще одно обстоятельство, которое так тесно связывает нас с древними праотцами – это их верность ожидаемому Мессии. Они жили в окружении языческого мира – мира, который хотя и не знал еще Христа, но полностью отступил от Бога. Мы с вами, дорогие братья и сестры, живем в подобном и даже худшем положении. Девятнадцать столетий после Рождества Христова мир жил со Христом и христианской культурой, а вот в 20-ом веке произошел резкий переворот. Теперь мы живем в пост-христианской эре, в мире, который снова погрузился в полное язычество.
Мы часто слышим вокруг себя выражение, что наступил «новый век». Но в этом «новом веке» нет ничего нового кроме более современной формы. Это все то же отступление от Бога и даже отрицание Бога, а сверх того – полное отступление от Христа и поругание Христа. Большинство христиан даже и не видят, как они извращают свою христианскую веру, облекая ее в одежду модернизма, и как они предают Христа, стараясь объединиться с религиями Его гонителей и хулителей.
И вот на фоне всего этого страшного мира, дорогие братья и сестры, вспомним мы не только веру Святых Праотец, но и их верность Христу-Спасителю; и готовясь вот уже скоро встретить и праздновать Его рождение на земле, отвернемся от окружающего нас язычества и засвидетельствуем нашу полную преданность и верность Тому, Который сказал нам: «Се Аз с вами есмь до скончания века». Аминь.
иерей Ростислав Женилов
* * *
В это время года мы видим наших соседей празднующих западное Рождество и многие из нас, возможно, думают: почему же и мы не можем праздновать Рождество Христово в один день с ними? Сегодняшнее воскресенье дает нам на это ответ…
Как бы предвидя возникновение такого вопроса, святая Православная Церковь начинает приготовлять нас в великому дню Рождества Христова посредством рождественского поста. По мере того, как мы приближаемся к этому дню, Церковь особым образом отмечает последние два воскресенья перед Рождеством и подчеркивает их значение названиями несколько иными от обычных воскресных дней. За две недели до Рождества мы отмечаем Неделю (т.е. воскресенье) Святых Праотцев. Воскресенье непосредственно перед Рождеством называется Неделей Святых Отцов.
Чем отличались Святые Праотцы и кто они были такие? Слово «праотцы» именно то и означает: наши прародители. Самые дальние наши предки были Адам и Ева, а за ними следовали библейские патриархи Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие, которые упоминаются в Библии. Что было в них особенного? Адам и Ева были первыми людьми которые согрешили, но они же были и первые которые покаялись. За свои грехи они каялись всю свою жизнь.
Общим знаменателем всех Праотцев была их вера в истинного Бога, Творца этого мира и всего видимого и невидимого, как мы поем в Символе Веры за каждой Божественной литургией.
Святые Праотцы очень строго и верно придерживались всех законов, которые Бог им посылал: они никогда не компрометировали свою веру из-за окружающих обстоятельств. Они твердо верили, что правда была правдой, а кривда – кривдой, вне зависимости от того, что делало и думало большинство других людей. Иными словами, святые Праотцы не следовали человеческому учению о «политической корректности»! Не всегда это было им легко, но они никогда не поступались своей верой.
Христианство всегда было и всегда будет борьбой. Моральные и духовные ценности никогда не меняются. Добро всегда остается добром, а зло всегда остается злом. Люди часто забывают или не обращают внимания на то, что Бог находится вне времени. Время существует только для смертных существ и когда-то закончится, а Божьи законы – вневременные и поэтому вечно ценные.
В святом Евангелии Господь Иисус Христос говорит: «Не мир принес Я на землю, а меч» (Мф.10:34). Меч является символом борьбы – преимущественно борьбы духовной. Мы должны бороться всю свою жизнь, и самая трудная борьба – это внутри нас самих. Но прежде чем начинать бороться, мы должны знать – на правильном-ли мы находимся пути? Поэтому мы не должны слепо следовать тому, что делает большинство окружающего нас общества. В древние времена великий греческий философ Сократ говорил: » Большинство никогда не право». Все революции были основаны на этом принципе – как управлять и руководить большинством.
И вот Святые Праотцы показали нам много светлых примеров того, как нам быть и как думать: во-первых, что Господь Бог должен быть для нас весьма реален, а не абстрактен, и во-вторых, что в свете этого нам нужно проверять и окружающее нас общество. Таким образом мы сможем увидеть, насколько западное христианство утратило свою сосредоточенность на Боге и жизнь в Боге. Западные христиане, к сожалению, утратили истинное понимание Бога. Образ Бога в западном христианстве изменился от плохого к худшему и является весьма далеким от истины. Подумать только: что в окружающей среде имеет вечную ценность в наши дни? Кругом лишь одна духовная пустота или искажение всего божественного.
Человеческое мировоззрение во времена Праотцев в общей сложности не на много отличалось от наших дней, но они сами твердо держались своей веры и не компрометировали эту веру только потому, что большинство думало иначе. Они держались веры и за это благодать Божия укрепляла их.
Подумаем об этом, дорогие братья и сестры, и постараемся последовать примеру святых Праотцев, т.к. мы сейчас находимся в схожем положении. Мы можем уважать верования наших соседей, но мы не должны поступаться нашей собственной верой. Наша православная вера имеет лучшие образцы и глубокие корни в наших Праотцах, чью память мы сегодня светло празднуем. Аминь.
протоиерей Игорь Гребинка
Добавить комментарий