Подсвечник в церкви

Церковная утварь

На надгробной доске митрополита Антония изображены практически все виды церковной утвари и священных сосудов

Церко́вная у́тварь — принадлежности православного храма, имеют особое символическое значение и давнюю историю происхождения. В данном списке они сгруппированы по местоположению внутри храма.

Алтарная часть

Престол

  • Престол, или Святая трапеза (устаревш. „Жертвенник“) — в православном храме освящённый стол, находящийся в середине алтаря, который покрывают облачением. Облачается в две одежды: нижнюю — льняную, называемую катаса́ркием, или срачи́цею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа — плащани́цу), обвитую верёвкой, и в верхнюю — парчовую, называемую инди́тией (индитионом) в напоминание о торжественном одеянии Господа как Царя славы. Индитию может заменять (или дополнять) позолоченный металлический оклад под стеклом. В престол полагается в особом ковчежце частица святых мощей христианских мучеников. На престоле полагаются антиминс, Евангелие, напрестольный крест (обычно два), дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах над престолом устанавливается киворий (навес в виде купола с крестом).
  • Антиминс — плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного святого мученика и надписанием (подписью) правящего епископа. Для сохранности антиминс завёртывается в другой шелковый плат, называемый илитоном. Он символизирует сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе. Вместе с антиминсом в илитон заворачивается губка (губа антиминсная) для собирания частиц Святых Даров. В латинской традиции (как у католиков, так и протестантов), илитону соответствует корпорал.
  • Напрестольное Евангелие с ленточкой. Иногда на престоле может быть ещё одно или даже два требных Евангелия.
  • Напрестольный крест (один или два креста) — выносное распятие для осенения молящихся и целования его ими, полагается на южную (правую) сторону престола (второй крест — на северную (левую) сторону престола).
  • Дарохранительница — священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары — Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения вне литургии, например: больных на дому. В православных церквях дарохранительница хранится непременно в алтаре на престоле и носит название кивот.
  • Лампада (на подножке, перед дарохранительницей) — на престол ставится только священнослужителями. Возжигается перед богослужениями, а после их окончания обычно тушится.
  • Дароносица — переносная дарохранительница для ношения Святых Даров вне храма, может находиться как на престоле (рядом с дарохранительницей), так и на жертвеннике.
  • Алавастр со святым Миром (ми́рница), иногда вместе с крестильным ящиком — ставится рядом с дарохранительницей.
  • Два напрестольных све́щника, в каждый из которых устанавливаются по одной свече и на время праздничного богослужения ставятся на юго-восточный и на северо-восточный углы престола.
  • Плащаница Иисуса Христа лежит на престоле с Пасхи до Её отдания (всего в течение 39 дней).
  • На престоле могут освящаться обручальные кольца, монашеские одежды, иконы и некоторые предметы церковной утвари.

У престола

  • Семисвечник — подсвечник большого размера с семью свечами (чаще с семью лампадами), который ставят на пол у восточной стороны престола (реже на восточную сторону престола, если семисвечник маленького размера.
  • Запрестольные крест с иконой — распятие и двустронняя икона на древках, примерно одинакового размера. Их ставят на пол у восточных углов престола (крест — справа, икону — слева). Износятся на крестный ход.
  • Горнее место — возвышенность с архиерейским троном к востоку от престола.
  • Киворий, алтарная сень — дополнительный балдахин над престолом на колоннах. Сооружается редко.
  • Две рипиды — прообраз опахала на длинной рукояти, обычно в виде металлического или деревянного круга, ромба или звезды с изображением херувимов. Рипидами диаконы веют над Дарами при их освящении и после освящения. Ставятся рядом с запрестольными крестом с иконой, но ближе к Горнему месту. Рядом с ними на специальных подставках или полочках ставятся также трикирий и дикирий — выносные подсвечники для двух и трех свечей соответственно. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Свечи, помещаемые в дикириях и трикириях, называются двухплетёные, трехплетёные, осеняльные или осеняльники.
  • На эти же подставки в большие церковные праздники могут ставиться вазы с живыми цветами.
  • Перед престолом с западной стороны часто расстилается ковёр для предстоятеля.
  • Во многих храмах у северо-западного угла престола ставится аналой для служебника, календаря, синодиков.
  • Престол

  • Антиминс (печатный)

  • Евангелие в драгоценном окладе

  • Напрестольный крест

  • Дарохранительница

  • Лампада

  • Киворий

  • Крест запрестольный выносной

  • Семисвечник рядом с престолом

  • Дароносица для хранения Св. даров, чаши для причастия и лжицы.

Жертвенник

Находится налево от престола, в северной части алтаря. Это небольшой стол, внешне похожий на престол, украшается тканью. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства причащения — совершается проскомидия. На жертвеннике могут стоять следующие предметы:

  • Дискос — священный сосуд, блюдо на подставке для хлеба/Тела Христова
  • Потир — священный сосуд (чаша) для вина/Крови Христовой.
  • Звездица — священный сосуд, две металлические дуги, устанавливаемые поверх дискоса, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам.
  • Копие — священный сосуд, нож, для вынимания агнца и частиц из просфор.
  • Лжица — священный сосуд, ложечка, употребляемая для причащения мирян.
  • Губка или плат или илитон — для вытирания священных сосудов.
  • Покровцы — два малых матерчатых плата (покрова), которыми покрываются отдельно чаша и дискос.
  • Возду́х — большой матерчатый плат (покров), которым покрывается чаша и дискос вместе.
  • Ковш или коре́ц — в нем подается, вначале проскомидии, вино с водою для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.
  • Миниатюрная Голгофа или Распятие с предстоящими. На Литургии перед Голгофой на жертвенник ставится подсвечник со свечой или лампада.
  • На жертвенник могут возлагаться поминальники, синодики, записки за здравие и о упокоении.

  • Потир

  • Дискос с установленной сверху звездицей

  • Копие

  • Лжица

  • Покровец

  • Воздух

Также в алтаре

  • Кадило — курительница с крышечкой на цепочках (иногда со звонящими бубенцами); кадильница — с ручкой (кацея́), небольшой запас ладана и кадильных углей, плитка для их разжигания и вытяжка дыма.
  • Диаконские свечи (обычно две свечи) — с ними пономари предшествуют духовенству на малом и великом входах, а также при торжественном выносе Евангелия, плащаницы и креста.
  • Иерейские свечи в ручных подсвечниках.
  • Примики́рий — большой подсвечник с одной свечой, ставится перед царскими вратами во время чтения Евангелия и причащения священства.
  • Трехсве́чник пасхальный на кресте (бывает с пасхальным яйцом).
  • Сосуд с богоявленской водой для преподаяния её тем, кто не может причаститься.
  • Колокольчик для обозначения звоном коленопреклонных моментов на Литургии Преждеосвященных Даров.
  • Электрический чайник для приготовления «теплоты»/кипятка.
  • В шкафу пономарей всегда должно быть несколько листов чистой бумаги, карандаш, салфетки или чистая тряпочка, свежее полотенце, бутылка с лампадным маслом, запасные свечи с работающей зажигалкой, графин питьевой воды с чистым стаканом.
  • Если в алтаре устроен рукомойник или умывальник, то сливаться вода от него должна не в городскую канализацию, а в отдельно выкопанный (и не замерзающий зимой) сухой колодец, не попираемый ногами. Туда же должна выливаться использованная вода после мытья церковной утвари и полов храма.
  • Кадило

  • Благословение дикирием и трикирием

  • Две рипиды

Ризница

Ри́зница, также и Сосудохрани́тельница, могут располагаться или в алтаре или же в отдельных помещениях (даже если алтарь большого размера, нежелательно превращать его в склад). В ризнице хранятся неиспользуемые в данном богослужении облачения, иконы, церковная утварь и богослужебные книги.

  • Хоругви — иконы на высоких шестах
  • Фонарь пасхальный на древке. Носится впереди процессии на всех крестных ходах (не только в Пасху)
  • Ящик крестильный
  • Венцы брачные
  • Венцы

Сосудохранительница

  • Священные сосуды — тип церковной утвари (см.).
  • Блюдо для принесения «теплоты» (кипятка) и для приготовления запивки священнослужителям после Причастия
  • Литийница
  • Еле́йница с кисточкой для помазания
  • Водосвя́тная чаша (кандия́) с Кропилом
  • Кувшин для омовения с подносом и полотенцем
  • Ковш разливочный или коре́ц
  • Тарель — чаще называется «блюдо» входит в евхаристический набор, но не считается священным сосудом
  • Набор для соборования
  • Печать для просфор
  • Свечегаситель

Помимо этого, устарелые или редкоупотребимые:

  • Панагиар — используется в монастырях при совершении Чина о панагии.
  • Посуда, используемая при архиерейском Чине омовения ног.
  • Посуда, используемая при архиерейском чине Воздвижении Креста Господня.

Мироваренная палата:

    • Котел и другая посуда для варки мира
    • Алавастр — сосуд (кувшин) для хранения и переноса мира.
  • Литийный прибор

  • Панагиар

  • Тарель

  • Котел для варки мира

  • Алавастр

Текстиль

  • Алтарные облачения — ткани, используемые для украшения и защиты алтаря: алтарный покров, антиминс, фронтал. В православных храмах алтарь может закрываться завесой-катапетасмой, ленточные закладки Евангелия и других богослужебных книг.
  • Орлец — круглый коврик с изображением орла, парящего над городом, который подстилается под ноги епископу.
  • Пелена — плат, который подвешивался под иконы нижнего ряда иконостаса, а также под особо чтимые иконы, стоявшие в храме на отдельном постаменте или в киоте.
  • Плащаница — плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы.
  • Риза — покрывало на престоле, жертвеннике и аналоях, покровец на потире, а также верхняя часть священнического облачения (фелонь). Облачения хранятся в специальных алтарных помещениях — ризницах.
    • Об одеяниях священства см. Православное церковное и литургическое облачение и Цвета богослужебных облачений
  • Ковры и дорожки

  • Пелена

  • Плащаница

  • Хоругвь

Прочий храм

  • Иконы и иконостас
  • Киот, Оклад иконы
  • Купель для крещения
  • Бак для раздачи святой воды, освящённой малым чином (на водосвятных молебнах).
  • Голгофа ставится посреди храма на чтение 12-ти страстных евангелий и великих (царских) часов в великую пятницу и при совершении чинопоследования пассии.
  • Распятие напольное ставится за гробом при отпевании.
  • Колокола для созыва в храм молящихся и указания им особых моментов в богослужении.
  • Жезл архиерея или наместника/игуменьи монастыря.

мебель:

  • Аналой — употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом; иногда бывает складным.
  • Гробница под плащаницами Иисуса Христа и Богородицы
  • Свечной ящик — у входа в храм
  • Кану́н (Тетрапо́д) — панихидный столик с изображением Распятия и ячейками для свечей, которые верующие ставят об упокоении близких, родных и знакомых.
  • Лити́йный столик, он же может использоваться как Столик запивочный (после Причащения) и столик для Артоса.
  • Столик для приношений.
  • Скамьи, Седалища, монастырские Стасидии.

свет:

  • Елейник — лампадка к иконе или киоту, размещённая перед образами.
  • Паникадило — большой потолочный подсвечник со множеством свечей, зажигается в торжественные моменты богослужения.
  • Кандило — подсвечник перед иконами.
  • Аналой перед иконостасом

  • Иконостас и подсвечник перед иконой

  • Елейник

  • Паникадило

Мощехранилища

  • Ковчежец — небольшой ящик или ларец для хранения религиозных реликвий.
  • Мощевик — общее название ёмкостей для хранения частиц мощей.
  • Рака — ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба.
  • Энколпион — небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы
  • Ковчежец

  • Мощевик

  • Рака

> См.также

  • Православное церковное и литургическое облачение
  • Цвета богослужебных облачений

Примечания

  • Основы православия: Церковная утварь

>Церковная утварь

В данном списке она сгруппирована по местоположению внутри храма.

Алтарная часть

Престол

  • Престол — в православном храме стол, находящийся в середине алтаря, который покрывают облачением. Облачается в две одежды: нижнюю — льняную, называемую катаса́ркием или срачи́цею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа — плащани́цу), обвитую верёвкой, и в верхнюю — парчовую, называемую инди́тией (индитионом) в напоминание о торжественном одеянии Господа как Царя славы. В престол полагается в особом ковчежце частица святых мощей. На престоле полагаются антиминс, Евангелие, напрестольный крест (обычно два), дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах над престолом устанавливается киворий (навес в виде купола с крестом).
  • Антиминс — плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного святого и надписанием епископа. Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющейся илитоном. Он символизирует сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе. Вместе с антиминсом в илитон заворачивается губка (губа антиминсная) для собирания частиц Святых Даров. В латинской традиции (как у католиков, так и протестантов), илитону соответствует корпорал.
  • Напрестольное Евангелие
  • Напрестольный крест — распятие среднего размера, которое ставят на столешницу престола.
  • Дарохранительница — священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары — Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения. В православных церквях дарохранительница хранится непременно в алтаре на престоле и носит название кивот.
  • Лампада, кандило — большой переносной подсвечник, выносимый диаконом или священником во время малого и великого входов литургии, а также используемый при архиерейской службе. Отличается от лампад, зажигаемых перед иконами.
  • Киворий, алтарная сень — сень над алтарем на колоннах.
  • Запрестольный крест — распятие большого размера, которое ставят на пол рядом с престолом.
  • Семисвечник — подсвечник большого размера, который ставят на пол рядом с престолом.
  • Алтарные свечи
  • Дароносица — переносной ящик для выноса из храма.
  • Рипида — прообраз опахала, обычно в виде металлического или деревянного круга, ромба или звезды на длинной рукояти.

Жертвенник

Находится налево от престола, в северной части алтаря. Это небольшой стол, украшенный тканью. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства причащения — совершается проскомидия. На жертвеннике стоят следующие предметы:

  • Потир — священный сосуд для вина/Крови Христовой.
  • Дискос — священный сосуд, блюдо на подставке для хлеба/Тела Христова
  • Звездица — священный сосуд, две металлические дуги, устанавливаемые поверх дискоса, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам.
  • Копие — священный сосуд, нож, для вынимания агнца и частиц из просфор.
  • Лжица — священный сосуд, ложечка, употребляемая для причащения верующих.
  • Губка или плат — для вытирания сосудов.
  • Покровцы — два малых матерчатых плата (покрова), которыми покрываются отдельно чаша и дискос.
  • Воздух — большой матерчатый плат (покров), которым покрывается чаша и дискос вместе.
  • Ковш — в нем подается, вначале проскомидии, вино с водою для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.

Также в алтаре

  • Кадило — курительница на цепи; кадильница — с ручкой.
  • Дикирий и трикирий — выносные подсвечники для двух и трех свечей соответственно. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Свечи, помещаемые в дикириях и трикириях, называются двухплетёные, трехплетёные, осеняльные или осеняльники.Рипида, опахало — прикрепленные к рукояткам металлические круги с изображением херувимов. Рипидами диаконы веют над дарами при их освящении.
    • Подставка под дикирий-трикирий — специальный столик

Ризница

Место в алтаре или же отдельное помещение. Здесь хранятся неиспользуемые в данный момент облачения, церковная утварь и богослужебные книги.

  • Венцы брачные
  • Кропило
  • Фонарь пасхальный
  • Ящик крестильный

Сосуды

  • Священные сосуды — тип церковной утвари (см.).
  • Блюдо литейное — на которое устанавливаются предметы для причастия
  • Блюдо всенощное
  • Флакон для елея
  • Чаша водосвятная
  • Кувшин для омовения с подносом
  • Ковш разливочный
  • Печать для просфор
  • Свечегаситель

Помимо этого, устарелые или редкоупотребимые:

  • Литийный прибор — редко используется.
  • Панагиар — вышел из употребления.
  • Тарель — вышла из употребления.

Мироваренная палата:

  • Котел для варки миро
    • Алавастр — сосуд для переноса мира
    • Сосуды для хранения миро — кувшины

Текстиль

  • Алтарные облачения — — ткани, используемые для украшения и защиты алтаря: алтарный покров, антиминс, фронтал. В православных храмах алтарь может закрываться занавеской-катапетасмой.
  • Орлец — ковер, который подстилается под ноги епископу.
  • Пелена — плат, который подвешивался под иконы нижнего ряда иконостаса, а также под особо чтимые иконы, стоявшие в храме на отдельном постаменте или в киоте.
  • Плащаница — плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы.
  • Риза — покрывало на престоле, жертвеннике и аналоях, покровец на потире, а также верхняя часть священнического облачения (фелонь или казула). Ризы хранятся в специальных алтарных помещениях — ризницах.Хоругвь — может выполняться из более прочных материалов.
    • Об одеяниях священства см. Цвета богослужебных облачений

Богослужебные предметы

Богослуже́бные предме́ты — предметы, используемые при совершении богослужения.

Агнец евхаристический – четвероугольная частица, вырезаемая из просфоры и пресуществляющаяся во время литургии в Тело Христово для причащения православных христиан (названа так в честь Агнца Божия – Иисуса Христа).

Аналой (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него.

Антидор (греч. – вместо дара) – части просфоры, из которой был вынут Агнец евхаристический для совершения таинства причащения. Раздается верующим по окончании литургии.

Антиминс – (греч. – вместо и лат. престол) – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия.

Артос (греч. – хлеб) – хлеб, который освящается с особенной молитвой в день Пасхи. Всю Светлую седмицу он хранится в храме, а в пасхальную субботу раздробляется (разрезается на небольшие кусочки) и раздается как святыня. Артос напоминает верующим о том, что Спаситель воскрес и пребывает с нами.

Богослужебные книги – книги для совершения богослужений, содержащие чинопоследования служб и богослужебные (уставные) указания. Подразделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные.

Венцы – короны из цветного металла, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания – Таинства Брака.

Воздух – прямоугольный плат, который возлагается на дискос и потир во время литургии. При чтении Символа веры священник поднимает воздух и колеблет его над Святыми Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними Святого Духа.

Дароносица – один из малых священных сосудов, металлическая шкатулка, в которой переносят Святые Дары для причащения больных в домах и больницах.

Дарохранительница – металлический напрестольный священный сосуд, в котором хранятся запасные Святые Дары для причащения умирающих и тяжелобольных или для литургии преждеосвященных даров. Изготовляется в виде часовни Гроба Господня.

Дикирий (гр. – двухсвечник) – переносной подсвечник с двумя свечами, употребляемый при архиерейском служении.

Дискос (гр. – круглое блюдо) – один из главных священных сосудов, употребляемых при литургии. Небольшое по величине блюдо на подставке, на котором приготовляется, освящается и раздробляется Агнец, то есть часть главной просфоры, пресуществляющаяся в Тело Христово в таинстве Евхаристии.

Елей – освященное оливковое (или другое растительное) масло, используемое в некоторых церковных обрядах.

Жезл – богато украшенный посох, который архиерей носит во время богослужения. Жезл является знаком высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.

Жертвенник – четырехугольный стол, находящийся в северо-восточной части алтаря (слева от престола), облаченный в такие же, как и престол, одежды – срачицу и индитию.

Звездица – один из священных предметов церковной утвари. Представляет собой две крестообразно соединенные дуги, скрепленные на вершине. После окончания проскомидии ставится на дискос над Святым Агнцем. Символизирует собою чудесную звезду, за которой волхвы шли в Вифлеем на поклонение родившемуся Спасителю.

Кадило – 1) металлический сосуд на цепочках, предназначенный для совершения каждения; 2) курящийся ладан (Пс.140:2).

Кафедра (др.-греч. седалище; сиденье) – кресло для архиерея, устанавливаемое в храме.

Копие – короткий нож с лезвием треугольной формы, с помощью которого совершаются над просфорами действия проскомидии. Символизирует собою то копье, которым один из воинов пронзил грудь Спасителя, умершего на кресте. Копие, которым вырезаются частицы из просфор символизирует орудие Промысла Божия.

Крест напрестольный – Крест с изображением Распятого Господа, полагаемый на престоле рядом с Евангелием.

Кропило – богослужебный предмет, представляющий собою пучок из водостойкого эластичного растения или искусственных волокон, с рукоятью, используемый священником для кропления (т.е. крестообразного обрызгивания) святой водой.

Ладан – благовонная древесная смола, иногда с добавлением масла душистых цветов или ароматических растений, употребляемая в храме для каждения.

Лампада (греч. «светильник») – масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике.

Лжица – удлиненная ложечка с крестом на рукоятке, применяемая для причащения мирян.

Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором стоит архиерей во время богослужения.

Паникадило – большой светильник, подобный люстре со множеством свечей (или лампочек), свисающий из купола в центральной части храма.

Плат – принадлежность для вытирания священных сосудов, находящихся на жертвеннике.

Плащаница – четырехугольный плат, обычно из бархата, с живописным или вышитым изображением снятого со Креста тела Христа Спасителя. Также плащаница с изображением усопшей Божией Матери.

Покровцы – крестообразные матерчатые покрывальца для дискоса и потира, введенные в употребление еще в древности для предохранения Святых Даров.

Потир (греч.) – чаша, из которой православные христиане причащаются Тела и Крови Христовых.

Престол – четвероугольный стол, утвержденный посреди алтаря, особенным чином освященный и облаченный в священные одежды (срачица и индития).

Просфора (греч. – приношение) – небольшой круглый хлебец, состоящий из двух соединенных частей, символизирующих две природы Иисуса Христа: божественную и человеческую. На верхней части просфоры специальными печатями делают оттиски изображений креста, Божией Матери или святых.

Рипида (греч. – веер, небольшое опахало) – принадлежность архиерейского богослужения, представляющая собой серебряный или золоченый круг на длинной рукояти, внутри круга – изображение лика шестикрылого серафима.

Семисвечник – особый светильник из семи ветвей на одной подставке, с чашечкой и лампадой на конце каждой ветви.

Трикирий – переносной подсвечник с тремя свечами, используемый во время архиерейской службы.

Хоругви – священные знамена церкви, с изображением Спасителя, Божией Матери, особо чтимых святых и праздников.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения красавицаумница Церковная утварь

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящейся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею — белою, из полотна, и верхнею, — из более дорогой материи, большею частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находится: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок), с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии (Слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).

Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющейся илитоном. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.

Евангелие, это — слово Божие, учете Господа нашего Иисуса Христа.

Крест, это — меч Божий, которым Господь победил диавола и смерть.

Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом; оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждою. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства причащения.

На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним, а именно:

1. Св. Чаша, или потир, в который перед Литургией вливается вино с водою, прелагаемое потом, за Литургией, в кровь Христову.

2. Дискос — небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для освящения на Божественной Литургии, для преложения его в тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и ясли и гроб Спасителя.

3. Звездица, состоящая из двух металлических небольших дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя.

4. Копие нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копие, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте.

5. Лжица — ложечка, употребляемая для причащения верующих.

6. Губка или плат — для вытирания сосудов.

Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами. Большой же покров, покрывающий и чашу и дискос вместе, называется воздухом, знаменуя собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все же вместе покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, а равно и Его погребальные пелены (плащаницу).

Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и диаконов.

На жертвеннике еще находятся ковш, в котором подается, вначале проскомидии, вино с водою для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.

В алтаре еще находится кадильница или кадило — укрепленный на цепочке сосуд, который распространяет благоуханный дым — фимиам (ладан). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом. Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие должны отвечать поклоном.

В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды.

Дикирием называется подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе — Божеское и человеческое.

Трикирием называется подсвечник с тремя свечами, знаменующими нашу веру в Пресвятую Троицу.

Рипидами или опахалами называются прикрепленные к рукояткам металлические круги, с изображением на них херувимов. Рипидами диаконы веют над дарами, при освящении их. Раньше они делались из павлиньих перьев и употреблялись для охранения св. Даров от насекомых. Теперь веяние рипид имеет символическое значение, оно изображает присутствие небесных сил при совершении таинства Причащения.

С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т. е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается Богослужение.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Свечи прихожане берут в свечном ящике — особом месте у входа в храм. Зажженная свеча означает нашу пламенную любовь к Богу, Пресвятой Богородице и всем святым, к кому мы обращаемся с молитвами.

В особом месте храма (обычно с левой стороны) устанавливается канун — небольшой столик с изображением Распятия и ячейками для свеч, которые верующие ставят об упокоении близких, родных и знакомых.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

При подготовке материала использовались следующие труды:
«Закон Божий», протоирей Серафим Слободской.
«Православие для детей», О.С. Барило

Царский подсвечник

В Таллине в районе Старого города стоит старинная купеческая церковь во имя святителя Николая. Ее богатое убранство веками собиралось из пожертвований православных людей. Есть здесь дорогие подарки от царей и купцов, а есть куда дороже от простых людей, многие из которых попали сюда волею судеб, потеряли в пламени войн и революций родных, свой дом, свою страну, но обрели веру…

В начале 2000-х годов, вскоре после прославления Царской Семьи и новомучеников, в эту церковь пришла пожилая женщина. «Меня зовут Лидией, – сказала она. – Я не была в Таллине с самого детства. Здесь меня крестили после войны. Тогда мне было восемь лет. Мы жили неподалеку отсюда. С ребятами нашего двора прибегали сюда тайком. Дольше всего простаивали у подсвечника памяти Николая II и его семьи. Там такая надпись была сверху. Он был самый красивый в этой церкви. Я хотела бы его увидеть!..» Она попросила это так, как будто речь шла о встрече с близким человеком.

Оказалось, что никто ни из прихожан, ни из священников прихода ничего не слышал о таком подсвечнике. Мы обошли с Лидией несколько раз все подсвечники в храме, но она так и не нашла того необыкновенного из ее детства. Все ей казались какими-то поблекшими и простыми…

Прошло время. Приближалась Пасха. По обычаю, каждый год за пару недель до праздника в храме собирается народ и устраивается большая уборка с чисткой всей утвари, в том числе и подсвечников, которые разбираются на части и натираются до блеска. Есть особая группа женщин-умелиц, лучше которых никто в приходе с этим не справляется. И вот все уже привыкли, что на некоторых подсвечниках в виду их долголетия есть небольшие утраты, следы ремонта, а на одном даже огромная заплатка, вырезанная из консервной банки и припаянная по своему периметру крепко-накрепко. Кажется, сделано это было ради закрытия трещины или пролома. И никто не задавался вопросом: зачем эта заплатка? Подсвечник натирали, смазывали, и служил он долго и исправно. По красоте орнамента из мелких цветов и листьев и изгибов серебряных деталей этот подсвечник с заплаткой действительно выделялся из всех. Вот только Лидия его не признала! Может, в ее детстве он был больше и ярче…

Никольский храм на улице Вене (Русская) в Таллине

Открылась надпись: «В память мученически убиенных Государя Императора Николая II, Его Августейшей Семьи»

Когда паяльником сняли заплатку и вокруг подсвечника сгрудились любопытные, кто-то торжественно прочитал:

«Пожертвован Церковью свт. Николая в Ревеле. Обновлен иждивением Русских людей, в Эстонии проживающих, в память мученически убиенных Государя Императора Николая II, Его Августейшей Семьи и иже с ним».

Все переглянулись. Если бы не эта заплатка, то в годы гонений, а они были и в Эстонии, подсвечник давно был бы «реквизирован», и скорее всего вместе с настоятелем…

До правящего архиерея история эта дошла не сразу. Буквально за месяц до своей кончины митрополит Корнилий (19.06.1924 – 19.04.2018), выслушав ее, сказал:

– А знаете, в 1920–1930-е годы в вашем храме рядом с храмовой иконой святителя Николая стоял тройник из портретов: в центре – царя Николая, слева – императрицы Александры, а справа – их детей вместе, а перед ними подсвечник, всегда уставленный свечами. И это было не по чьему-то указу. Это было стихийное народное почитание. Им ставили свечи… Такое было только в Никольской церкви, и больше я нигде этого не встречал…

И, помолчав, добавил:

– Записывайте такие события – из них состоит живая история прихода.

Казалось бы, простая вещь – такие на морфологических разборах в школе называются «неодушевленным предметом». Но, во-первых, можно ли говорить о «простых вещах», даже обычных, на первый взгляд, предметах, когда речь идет о храме? Во-вторых, скольким людям этот предмет напомнил о том направлении, куда должна душа стремиться – по примеру Царской Семьи и тех людей, кто чтил память страстотерпцев в совсем еще недавнем прошлом. В-третьих, само памятование о подвиге мучеников и исповедников Российских уже делает молитву серьезной и сосредоточенной. Нет мелочей в жизни храма – с каждой связано что-то важное, каждая дает повод для молитвы – благодарственной или покаянной.