Покаяние, что значит?

Истинное покаяние в православии является необходимым условием, предшествующим Таинству исповеди и причастия. Иисус Христос предупреждал всех людей, что без истинного раскаяния они погибнут. (Луки 13:5)

У покаяния и исповеди есть начало, но не может быть конца, пока мы живы. Иоанн Предтеча начал свое служение с призыва покаяться, ибо Царство Божье уже близко. (Мат. 4:17)

Каждый православный верующий обязан разобраться, в чем различие между покаянием и исповедью, почему без первого невозможно второе.

Покаяние и исповедь — в чем разница

Совершив нехороший поступок, будь то крик, обман, зависть или лицемерие, истинно верующий почувствует укор совести через Духа Святого. Осознав греховность, человек в тот же момент или дома во время молитвы, просит у Бога и человека прощение, искренне раскаиваясь в совершенных делах.

Как молиться о покаянии:

  • Канон покаянный ко Господу
  • Великий покаянный канон Андрея Критского
  • Канон покаянный к Ангелу-хранителю

Покаяние в грехах

Раскаяние не предусматривает многократного возвращения к совершенному прегрешению, это истинное отрешение от греха и принятие решения больше так не поступать.

Самая умная из книг, Библия, в этом случае дает очень жесткое определение, сравнив кающегося и возвращающегося к своим плохим поступкам человека с собакой, которая возвращается на свою блевотину. (Притчи 26:11)

Для раскаяния православному христианину не нужен священник, он сам сознательно осуждает совершенный проступок и принимает решение никогда больше так не поступать. Таинство Исповеди происходит напрямую пред Богом, но в присутствии священника, ибо сказано в Святом Писании, что Иисус находится там, где собирается несколько человек. (Мат. 18:20)

Важно! Исповедь является заключительным актом раскаяния. Исповеданные грехи больше не имеют духовной сила в жизни христианина, о них запрещено даже вспоминать. После исповеди человек чист перед Богом и допускается к Таинству причастия.

О церкви и Таинствах:

  • Таинство миропомазания
  • Таинство венчания
  • Зачем нужно ходить в храм

Истинное покаяние в православии через Таинство Исповеди позволяется причаститься Телу и Крови Иисуса, наполниться его силой и благодатью, получить вход в Царство Небесное.

Священники о раскаянии

По словам Исаака Сирина искреннее раскаяние является широкими воротами для Божией благодати, и другого пути нет.

Силуан Афонский утверждал, что тому, кто невзлюбит свои греховные дела, Бог простит все прегрешения.

В своих «Письмах духовным детям» игумен Никон умолял оставшихся на земле православных верующих постоянно каяться, считая себя грешными мытарями, умоляя Бога о милости.

Покаяние

В книге «Пути ко спасению» Феофан Затворник пишет, что через раскаяние грешник учится любить ближнего, ведь при прощении уже нет гордости и превозношения, а если есть, тогда нет покаяния. Каждый проверяет себя сам.

Большое значение покаянию придавал и игумен Гурий, утверждавший, что только раскаянием можно очистить существующий мир.

Святой Ефрем Сириянин сравнивает покаяние с горнилом, в огне которого переплавляются простые металлы, а выходит золото и серебро.

Иисус оставил на земле две основных заповеди — любовь к Богу и человеку.

Три возможных пути покаяния

Только ангелы не падают, а бесы не могут подняться перед Творцом, а человеку дано как падать, так и пониматься. Человеческое падение не является приговором на всю жизнь. Иисус через прегрешения воспитывает христианский характер, которому свойственны:

  • покаяние;
  • послушание;
  • терпимость;
  • поклонению Богу;
  • любовь к ближнему.

Не родился еще на земле, кроме Спасителя Иисуса Христа, человек, который бы прожил свою жизнь в полной святости, не согрешая.

Ярким примером может быть жизнь апостола Петра, в гневе отрубившего воину ухо, преступив через повеления Иисуса, которого потом трижды отрекся. Христос, видя искреннее раскаяние Своего учения, сделал его краеугольным камнем христианской церкви.

Почему Иуда предал и повесился, совесть замучила, а покаяния и веры не было, неужели бы Господь не простил ему искреннего покаяния?

Важно! Раскаяние перед Богом в уединении может исправить многие прегрешения, отпустить всякий стыд, который держит и не дает прийти на исповедь.

Только в мертвых сердцам не живет стыд, сожаление о содеянном, раскаяние и понимание тяжести проступка. Как только человек кается, на Небесах поют ангелы. (Луки 15:7)

Нераскаянный грех подобен болезни, если сразу не избавится от пагубных привычек, то со временем сгниет все тело. Поэтому откладывать раскаяние на потом очень опасно.

В течение дня Вседержитель много раз дает человеку возможность покаяться в совершенном проступке:

  • сразу после содеянного греха;
  • во время утреннего и вечернего правила;
  • во время исповедания.

При раскаянии читается молитва каждый раз, когда христианин вспоминает о каком-то прегрешении, совершенном в течение дня.

Молитва

Отец Небесный! Я прихожу к Тебе в молитве, сознавая всю свою греховность. Я верю Твоему Слову. Я верю, что Ты принимаешь всякого, приходящего к Тебе. Господи, прости все мои грехи, будь милостив ко мне. Я не хочу жить прежней жизнью. Я хочу принадлежать тебе, Иисус! Войди в мое сердце, очисти меня. Будь моим Спасителем и Пастырем. Руководи моей жизнью. Я исповедую Тебя, Иисус Христос, своим Господом. Я благодарю Тебя за то, что Ты слышишь мою молитву, и я верой принимаю Твое спасение. Благодарю Тебя, мой Спаситель, за то, что Ты принял меня таким, какой я есть. Аминь.

Всех ли прощает Бог

Апостол Павел подчеркивает, что нераскаянное сердце собирает гнев на голову грешника. (Рим.2:5-6)

Дьявол всеми силами будет препятствовать раскаянию, показывая, что грех не так страшен, стыдится нечего и все пройдет само собой.

При покаянии христиане должны не только мысленно раскаяться в совершенном грехе, но при этом простить людей, которые содействовали нечестивым проступкам.

Покаяние в храме

Закоренелые грешники сами обкрадывают себя, поставив на своем прощении крест из-за множества злодеяний. Некоторые из них впадают в отчаяние и уныние, что является недоверием Творцу и новым прегрешением.

Падшие люди даже не догадываются, как милостив Отец на Небесах, который готов принять в Свои объятья всех, кто раскается в грехах. Господь прощает всякий грех, в котором человек искренне покаялся.

Другой частью людей, которые редко каются, являются самоправедные христиане. Они уже надели на головы венки святости, забыв слова Иисуса, что на земле все грешники.

В социальной сфере нет такого слова, как «покаяние», человек, совершивший нехороший поступок, раскаивается и просит прощение. Но здесь нет присутствия Святого Духа и осознания своего прегрешения перед Богом. С точки зрения православия раскаяние и покаяние имеют одинаковый смысл, когда грешник не только осознает свой грех, он его начинает ненавидеть.

В случае обмана, кражи, убийства падший христианин переступает через гордость, стыд, малодушие и просит прощение у тех, кто пострадал, старается возместить убытки, а только потом идет на исповедь и приносит свой грех перед престолом Творца.

Иисус знает падшую природу сего мира, но человек, созданный по образу и подобию Творца, призван жить в Царстве мира, покоя, благосостояния в любви и здоровье уже на земле. Царство Небесное сходит на землю по воле Божьей, по Его благодати для тех православных верующих, которые осознают силу раскаяния и исповедания.

Для некрещеного человека нет покаяния в православии, нет Бога, не открываются врата благодати. Как больному трудно излечиться от страшной болезни без помощи врачей, так и неверующему человеку невозможно познать милость и прощение Всевышнего без православного крещения.

Те люди, которым не открыта благодать понимания Исповеди и Причастия, говорят, что православным христианам хорошо жить, каются и грешат, и снова каются.

Важно! Во время покаяния, которое по-гречески означает изменение, приходит страх Божий, наступает ощущение своей нечистоты перед Богом. Любая вызывает отвращение к самому себе и желание поскорее отмыться перед лицом Творца.

Искренне покаявшись, люди уже никогда не вернуться к прежнему греху, они постоянно контролируют свои слова, эмоции, действия, сообразуя их с заповедями Господними.

Прощение в христианстве

Не надо обольщаться, порой и самые верные дети Творца падают морально, душевно, физически, но у них есть всегда рядом Божья рука, благословенная помощь, приходящая через раскаяние и исповедание.

Зачем каяться, если Богу известны все грехи человека

Творец создал на земле не роботов, а людей, у которых есть чувства, эмоции, дух, душа и тело. Вседержитель видит все прегрешения человека, совершенные не по Его воле, а при пособничестве бесов.

Пока человек не покается, дьявол имеет над ним силу, Создатель не касается к нечистой, грешной душе.

Только по воле православного верующего Спаситель дарует ему спасение и благодать в земной жизни, но для этого человеку нужно признаться в своих грехах, очиститься от них, как от сорняков и покаяться. Искреннее раскаяние слышит Бог и дьявол, перед которым захлопываются все двери и он лишается всех прав на кающегося некогда грешника, а после покаяния — и праведника.

Есть ли покаяние после смерти

В своем послании людям Иисус Сам дает ответ на вопрос, может ли человек освободиться от последствий падшей жизни после смерти. Ответ ужасен и категоричен для грешников: «Нет!»

Читайте внимательно послания Евреям, Галатам, Коринфянам! В каждом Евангелии апостолы передают слова Христа о том, что человек сеет, то и жнет. Закон сеяния и жатвы говорит о том, что грешник пожнет в 30,60 и 100 раз больше, чем посеял. (Галатам 6)

Апостол Лука четко пишет, что, не покаявшись, Царства Божьего увидеть невозможно. (Луки 3)

Там же Матвей передает слова Спасителя, что, только принесши достойный плод раскаяния, можно спастись. (Матвея 3:8)

Упорное, нераскаянное сердце собирает плоды гнева в день Суда, которые не минует ни один смертный, рожденный на земле. Эту страшную истинную подтверждает Иоанн Кронштадский, говоря что, умерев, оставив земную жизнь, грешнику уже не дается возможность что-то изменить, он отправляется в ад.

Важно! После смерти нет раскаяния, исповедания и причащения Святой Крови Иисуса, который есть входной билет в рай для истинно верующих, боящихся Бога христиан.

Падшие люди, живущие на земле без благодати Божьей, даже не понимают, как обкрадывают свои души. Не может человек не понимать, что грешит, самооправдание своих действий не приносит утешения, грех, как заноза, будет портить наслаждение мирскими утехами.

Утопая в самолюбии и гордости, грешники все глубже погружаются в болото сластолюбия, не понимая, что придет час Суда. Да будет поздно.

Митрополит Антоний Сурожский о покаянии

Клин православный

Ирина Филиппова

Беседа с настоятелем Троицкого храма с. Захарово игуменом Тихоном (Полянским)

— Что есть покаяние? Где его истоки? Для чего оно нужно человеку?

— Покаяние — одно из семи христианских Таинств. Оно установлено Самим Иисусом Христом (см. Ин. 20, 21-23; Мф. 16, 19; 18, 18). В этом Таинстве верующий, при исповедании своих грехов и видимом разрешении их священником, невидимо разрешается от всех грехов Иисусом Христом, возвращаясь к тому состоянию, которое было обретено после Крещения. Для действенности Таинства необходимы искреннее сердечное раскаяние, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, устное изложение своих грехов перед священником и молитвенное прошение священника.

Покаяние — это спасительный мост, брошенный над пропастью греха, отделяющей нас от Бога. Свт. Иоанн Златоуст так воспел покаяние: «О покаяние! Ты восходишь от земли на небо, превышаешь силы Ангельские, приближаешься чрез посредство Духа Божия к Престолу Господню, становишься собеседником Бога; ты из сокровищ Божиих, как бы из своих собственных, получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою».

— Чем же отличается состояние покаяния, раскаяния от просто искреннего осознания своих грехов? Или, может быть, это одно и то же?

— Покаяние и просто осознание своих грехов — состояния, существенно отличающиеся друг от друга. Например, я могу «просто осознавать», что не знаю греческого языка, и спокойно прожить с этим всю жизнь. Но я могу и по-иному отнестись к своей необразованности и приложить усилия, чтобы научиться этому языку и достичь определенного совершенства в применении своих знаний. То есть, в двух случаях точка отсчета — одна и та же, а конечный результат — принципиально разный. Другой пример: недостаточно только вести печальную статистику преступлений в обществе, осознавая криминальный беспредел. Нужно предпринимать самые решительные шаги. Также и в нравственной жизни: недостаточно только осознать свою греховность — с ней нужно бороться. Покаяние как раз и содержит в себе не только осознание греховности, но и намерение исправиться.

Человеку тяжело осознавать свою греховность, в которой его обличает голос совести. С грузом плохих мыслей и поступков тяжело, невозможно жить (можно вспомнить, что известнейших мировых злодеев мучили кошмары). Простое «осознание грехов» может оказаться безвыходным тупиком и довести до полного отчаяния, если мы не найдем в себе силы покаяться. «Если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий» (прп. Ефрем Сирин).

Уже в Ветхом Завете присутствовало понимание того, что покаяние требует каких-то действий по преодолению греха и его последствий. Первоначально покаяние состояло из внешних очистительных обрядов, поста, облачения во вретище (грубую одежду из мешковины). Потом пророки возвысили понятие о покаянии и требовали, кроме внешних очищений и жертв, сердечного сокрушения и смирения перед Богом (см. Пс. 50, 19) и изменения своей жизни (см. Ис. 1, 16-17). Евангелие понимает покаяние не просто как «раскаяние», «сожаление» о грехах, но и как возрождение, полное изменение существа.

— Зачем человеку нужна исповедь? Что она дает?

— Исповедь — это покаянное изложение грехов перед священником, после которого священник разрешает, то есть прощает искренне раскаянные грехи. Исповедь в храме совершается согласно «Чину исповеди», напечатанному в церковном «Требнике» и включающему в себя молитвы о прощении грехов и исповедание православной веры. Исповедь — это важнейшая часть покаяния, поскольку на исповеди мы получаем прощение и благословение на исправление своей жизни. Однако покаяние состоит не только из исповеди. По словам свт. Иоанна Златоуста, «истинное покаяние не то, которое произносится только на словах, а то, которое утверждается делами, исходя из самого сердца». В Церкви существует покаянная дисциплина, то есть правила, необходимые для помощи христианину в борьбе с грехом и для исправления последствий соделанных грехов, нанесенных как душе самого кающегося, так и окружающим. Вспомните, в Евангелии мытарь Закхей не только решил больше не грешить, но и обещал четырехкратно возместить причиненную обиду (см. Лк. 19, 1-10). То есть истинное покаяние соединяется с делами милосердия, молитвой. Кающийся может получить от священника епитимью — предписание выполнения определенных дел: чтение молитв, совершение земных поклонов, оказание помощи окружающим, раздача милостыни.

— Одна моя знакомая говорит: «Я знаю все свои плохие поступки и мысли и всегда могу их высказать перед Богом в душе. Мне посредник не нужен», — она имеет в виду священника. А какова на самом деле роль всех трех участников исповеди?

— Можно позавидовать Вашей знакомой, если она действительно знает абсолютно все свои плохие поступки и мысли. Думаю, что она на самом деле неплохой, самокритичный и строгий к себе человек. Однако видно, что Ваша собеседница не очень хорошо представляет себе роль и место священника во время исповеди. К примеру, не без доли сарказма присовокупляет к священнику торговое наименование «посредник». Грехи — это не предмет обмена или торга человека с Богом, здесь, действительно, нет места «посредникам». Для покаяния нужен не посредник, а свидетель покаяния. Такими свидетелями, кстати, в древней Церкви был не только один священник, но и все христиане — исповедь носила публичный характер. Апостол Иаков в своем послании пишет: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5, 16). Наверное, эти слова удивили бы вашу знакомую.

Каждая исповедь — это обещание приложить все усилия для того, чтобы впредь не возвращаться к исповеданному греху. Священник — только свидетель этой вашей клятвы верности Богу, о чем во всеуслышание напоминает в храме каждый раз перед исповедью. Ваша знакомая могла бы возразить: «А зачем? Мне и свидетель не нужен!» Интересно было бы узнать у нее: когда она выходила замуж, то кто участвовал в торжественной регистрации ее брака — «посредники» или свидетели? А что, если обойтись без них и вообще без самой свадьбы? Правда, в таком случае получается нечто совсем не похожее на законный брак.

Несомненно, в боязни покаяния в присутствии священника присутствует и элемент гордости, желание скрыть от окружающих отрицательные стороны своей личности. А такая черта нашего характера, как самооправдание, разве не заставляет нас приуменьшать значение своих ошибок, объяснять их причину неумолимыми обстоятельствами, а не нравственным падением? Человеку бывает очень стыдно обнаружить перед священником плохие мысли и поступки. «Сатана извратил естественный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию — стыд» (свт. Иоанн Златоуст).

Но давайте обратимся к следующему примеру. Можно провести аналогию между грехом и болезнью, как это встречается в святоотеческой литературе: у святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского.

Только грех — это болезнь, прежде всего, нравственная, по духовному закону она соединяется с телесным началом человека, поскольку человек это единое существо (что очень ярко видно на примере таких недугов, как алкоголизм, наркозависимость, курение, но это правило верно и для прочих грехов). Недаром же тысячи философов с разными вариациями говорили слова, похожие на знаменитое: «В здоровом теле — здоровый дух». Конечно, каждый из нас заботится о здоровье своего тела и старается не дать повода для болезни, ну а если мы все-таки заболели, то спешим к… Стоп! По логике Вашей знакомой, мы все глубоко неправы. Больные ни в коем случае не должны идти к доктору: в лечении болезни «не нужен посредник», постыдно рассказывать врачу о неприглядных подробностях наших немощей; нужно гордо и самонадеянно бороться с болезнью один на один. Что же, плачевные последствия самолечения общеизвестны.

Так и священник во время исповеди выступает в роли врача наших греховных болезней, а церковь называется «врачебницей духовной». Пастырь выступает в роли нашего духовного отца, или духовника, помогая нам добрым советом, вместе с нами размышляя о причинах падения, а если нужно, то и утешая нас, поддерживая в моменты малодушия и сомнений. Есть прекрасные слова, сказанные нашим современником, подвижником ХХ столетия, преподобным Силуаном Афонским о духовничестве: «Мы же должны спрашивать своих духовников, и они приведут нас ко Христу, потому что им дана благодать вязать и решить. Приди к духовнику с верою — и получишь рай. Великое лицо — иерей, служитель у престола Божия».

И вот мы уже подошли к самому главному. Священник наделен властью от Бога прощать те наши грехи, в которых мы приносим искреннее покаяние. Это нелегкое бремя ответственности и власти Христос дал Своим апостолам: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 23). В апостольской преемственности этот дар сохраняется в Церкви («от онех же и на ны другдругоприимательно пришедше» — как сказано в разрешительной молитве). Прощение не нужно понимать юридически, как «индульгенцию», как уравновешивание какой-то «кармической» чаши весов, это нравственный факт, неразрывно связанный с нравственным перерождением.

Если вдруг на Вашем пути к Богу Вам становится «ненужным» кто-то из ближних — назовем кого угодно: «посредника», свидетеля, родственника или даже Вашего обидчика, — то это уже недобрый признак. Послушаем Самого Господа, сказавшего: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24).

А теперь о том, в чем Ваша знакомая, безусловно, права. Никто, никакой самый опытный священник не сможет заменить своими наставлениями или молитвами ее личного покаяния. Нельзя раскаяться за другого, сделать этого не может даже Сам Бог. Вспомните из Евангелия: Христос молился за распинавших Его (см. Лк. 23, 34), Он пришел спасти грешников (см. Мф. 9, 13), но Он не может их насильно сделать праведниками.

— Иногда исповедался — и словно гора с плеч свалилась, но отнюдь не каждый раз чувствуешь душевное облегчение. От чего это зависит? Может быть, от настроя, с которым приступил?

— Исповедь является Таинством, а это значит, что Господь всякий раз благодатно действует на душу кающегося грешника. Но как именно действует Господь — является тайной. Поэтому ожидать наступающего после каждой исповеди какого-либо определенного духовного ощущения или настроя чувств неверно. Мы не можем предвосхитить замысел Божий о самих себе, тогда как Богу известно, что именно полезно человеку. Господь действует так, чтобы помочь вставшему на путь исправления, и здесь не бывает «стереотипных решений», ибо дары Духа различны (см. 1 Кор. 12, 4). Вспомните притчу о блудном сыне: любящий отец по-разному поступил с сыновьями, один из которых всегда оставался в отеческом доме, а другой пропадал в дальних странах (см. Лк. 15, 11-32). Однако родительская любовь была одинаковой и к верному сыну, и к блудному. Так и Небесный Отец в отношении к нам в одном случае дает пережить радостное чувство прощения и богосыновства, в другом — оставляет нас для того, чтобы мы приумножили свое усердие в покаянном труде, чтобы осознали свое несовершенство. Божественная же любовь остается неизменной, это нужно помнить всегда.

Конечно, совесть подсказывает нам, какими мы уходим с исповеди. Но следует предостеречь от всецелого доверия своим чувствам и ощущениям, от стремления искать повторяющегося приятного душевного настроения. Почему это нежелательно? Здесь нам грозит опасность духовного недуга, носящего название «прелесть» или «прельщение». Сравните: если мы станем кормить ребенка только одним сладким, сахаром, то неминуемо искалечим его растущий организм неизлечимыми болезнями. Для пользы нашему телу в надлежащее время подобает вкушать и сладкое, и соленое, и теплое, и прохладное. Также и для духовно возрастающей души, по согласному опыту многих святых подвижников, невозможно достичь совершенства без внутреннего плача и исповедания грехов. Еще апостол Павел так учил об этом: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7, 10). Так что искать в исповеди нужно, прежде всего, прощения грехов, а не переживания каких-либо приятных и облегчающих чувств.

— В исповеди человек изливает свою душу, означает ли это, что исповедь — чисто спонтанный акт, и если к ней готовиться, то она станет формальной? Надо ли готовиться к исповеди и как?

— Исповедь требует серьезной работы над собой, подготовки к этому Таинству.

Человеку в определенном душевном настрое хочется «излить», как Вы говорите, свою душу. Однако любой священник подтвердит Вам, что очень часто на исповедь приходят люди, почему-то чувствующие, что им нужно подойти к аналою с Крестом и Евангелием, но совершенно не знающие, что говорить.

И начинается довольно печальная попытка исповеди, когда священник перечисляет всевозможные грехи, а «кающийся» односложно отвечает «да» или «нет». Это означает, что по-настоящему человек еще и не задумался о своей совести, он, может быть, осознает свою греховность, но не видит за собой конкретных грехов. Если вдруг к врачу пришел пациент, которому «захотелось» подлечиться, но ничего не говорит о симптомах своего недуга, как его лечить? И если для уточнения диагноза доктор будет перечислять все возможные болячки, а пациент станет ограничиваться ответами «да» и «нет», то вряд ли он тем самым значительно поможет своему лечению.

Чтобы такого не было во «врачебнице духовной», к исповеди следует подготовиться. Нужно вспомнить свои поступки, начиная с самого детства, особенно если Вы приступаете к Таинству впервые. Можно поразмышлять над качествами своей души с листком бумаги и карандашом в руках. Если Вы прочитаете Евангелие, это очень поможет Вам увидеть свои грехи и обрести надежду на их прощение. Домашняя уединенная молитва поможет открыть сердце Богу. Воздержание в пище и в развлечениях — пост — сообщает смиренное настроение душе. А чтобы исповедь не стала «формальной», можно вспомнить нелицеприятные слова преп. Ефрема Сирина: «Если один обычай влечет тебя к Врачу, то не получишь здравия. Слезами только и сокрушением врачуется болезнь твоя».

— Задачу «самопознания» в разное время ставили самые различные религиозные и философские течения. Огромный мистический опыт в этой области накоплен популярными сейчас восточными культами, практикующими «погружение в себя», медитации, «растворение» в потоках «энергии». В современном мире, где так сильно культивируется эгоистическое внимание к самому себе, такая «духовность» с готовностью принимается многими.

Ничего общего с христианской аскезой эти опыты не имеют! Христианство говорит о поврежденности грехом человеческого естества и ставит задачу его исправления. Так возможно ли спасение своими силами? Если человек, как считают приверженцы «самопознания», — это своего рода путеводная книга, то можно ли научиться науке «мировой гармонии» по этому испорченному учебнику? Сегодня не только духовная, но и клиническая практика убедительно свидетельствуют, что безысходная замкнутость на своих проблемах, чувствах, «погружение в себя» ведут к непоправимому ущербу душе и психике, к «аутизации» личности и в, конечном итоге, к уходу от ближних и от Бога.

Сейчас многое говорится об одиночестве в современном обществе, об угрожающем росте психических расстройств, в том числе депрессивного и суицидального характера. Как выход, на Западе и у нас становятся популярными попытки решения личных проблем с помощью модного психоанализа. Может быть, психоанализ и исповедь, как иногда звучит в литературе, — явления одного порядка? Отнюдь нет! На первый взгляд кажущаяся научно-медицинской, практика психоанализа чревата серьезными повреждениями морального статуса человека, когда убаюкивается голос совести и под лозунгом «раскрепощения» и «избавления от комплексов вины» уничтожается чувство стыда, оправдывается всякий грех. Как сказано в Писании, беззаконник не знает стыда (Соф. 3, 5).

Исповедь же, напротив, не притупляет чувство греха, а дарует прощение, примиряет человека с Богом и ближними, дает выход из тупика и изоляции, в которые нас повергает грех. Без благодатной помощи Божией самооправдаться одними человеческими рассуждениями и средствами невозможно (см. Лк. 10, 29; Гал. 5, 4). Человек не может быть самодостаточной «вещью в себе», как не могут побеги существовать без питающего их ствола. Об этом сказано в Евангелии: Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы — ветви (Ин. 15, 4-5).

Таким образом, христианское познание себя — не самоцель, а всего лишь средство на пути к Богу. Познавать Бога, восстановить с Его помощью помраченные в грехопадении образ и подобие Божие в себе — цели жизни христианина. В прекрасной древнерусской книге под названием «Толковая Палея» присутствует замечательное выражение: «Если узнаем, кто мы есть, то и Бога познаем, Творцу поклонимся, Владыке поработаем, Кормильца возлюбим, Благодетеля постыдимся», — то есть критерием верного представления о себе является благоговение перед своим Создателем.

Кстати, в Священном Писании мы не найдем буквальных указаний «познавать себя». Зато в славянском переводе звучит повеление внимать себе (см. Втор. 15, 9; Исх. 23, 21; Деян. 20, 28), а в древнееврейском оригинале сказано еще более выразительно: «стереги себя». Ветхозаветному стиху Втор. 15, 9 свт. Василий Великий посвятил толкование в отдельной беседе, закончив ее словами: «Внимай себе, чтобы внимать Богу». В этих словах лаконично и точно сформулирован смысл христианского самопознания.

Что касается практической стороны Вашего вопроса, то снова следует напомнить о необходимости подготовки к исповеди. Сама исповедь — это ведь итог покаянной работы души, а не «творческая импровизация». Можно попросить священника помочь в подготовке, особенно когда приступишь к Таинству Покаяния впервые, и лучше это сделать заранее, а не прямо перед исповедью. Можно попросить у батюшки отдельной духовной беседы, помочь советом могут и знакомые Вам христиане.

Фото: Геннадий Алексеев

Покаяние и исповедь
Какие грехи принести ко Господу?

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Покаяние

См. раздел: ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ (ИСПОВЕДЬ)

  • Покаяние Библейская энциклопедия архим. Никифора
  • Покаяние старец Сергий (Шевич)
  • О покаянии архим. Софроний (Сахаров)
  • Умное делание начинается с покаяния прот. Иоанн Журавский
  • Вынужденное покаяние прп. Паисий Святогорец
  • Путь покаяния старец Иосиф Ватопедский
  • Практика покаяния в древней Церкви прот. Андрей Лобашинский

Покая́ние (от греч. μετάνοια (метанойя) — перемена сознания, переосмысление, прозрение) —
1) глубокое раскаяние, сокрушение о грехах, характеризуемое печалью и скорбью, вызванной уязвлением совести, но главное, живым ощущением разлучения с Богом; сопровождаемое твердым желанием очищения, преображения жизни; упованием и надеждой на Господа. В широком смысле под покаянием подразумевается фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной – к жизни по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.
2) Таинство Церкви, в котором, по искреннем исповедании грехов перед лицом священника, грешник по милосердию Божию силой Божественной благодати освобождается от греховной нечистоты.

Покаяние – изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха и стремлении проводить жизнь в согласии со всесвятой волей Бога.

Покаяние начинается с изменения человеческого ума, отвращающегося от греха и желающего соединиться с Богом. Покаяние всегда есть умоперемена, то есть перемена одного направления ума на другое. За изменением ума следует изменение сердца, которому Бог дает опытно познать Свою благодатную любовь и святость. Познание любви и святости Божьей дает силы человеку не повторять грех и противостоять его действиям. В тоже время, благодатное вкушение Божественной любви и святости требует от человека немалого подвига для ее удержания в своей душе. В этом подвиге Бог испытывает свободное намерение человека отринуть грех и вечно пребывать с Ним.

Следование Божественным заповедям встречает сопротивление падшего человеческого естества, отчего покаяние неразрывно связано с напряжением воли в движении от греха к Богу или подвижничеством. В подвижничестве от человека требуется искреннее желание преодолеть грех, а от Бога подается благодать для его преодоления. Покаянный подвиг – дело всей жизни человека, поскольку человек всю жизнь должен стремиться к соединению с Богом и освобождению от греха.

Для отпущения содеянных грехов Церковью установлено Таинство Покаяния (Исповедь), требующего искреннего раскаяния человека в совершенном грехе и решимости не повторять его с помощью Бога. Покаяние – это обличение своего греха, это решимость не повторять его в дальнейшем.

Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя. Грешим делами, словами и даже мыслями. «Нет человека, который поживет на земле и не согрешит», говорится в заупокойной молитве. Но нет и такого греха, который не прощается Богом при нашем покаянии. Ради спасения грешников Бог стал человеком, был распят и воскрес из мертвых.

Явно исповедь принимает священник, а невидимо – Сам Господь, давший пастырям Церкви отпускать грехи. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе вся прегрешения твоя, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих», – свидетельствует священник.

См. Подготовка к Исповеди

***

Каждая исповедь — ступень

В разрешительной молитве, которую священник читает над каждым человеком индивидуально, есть такие слова: «Примири и соедини его Святей Твоей Церкви… подаждь ему образ покаяния…» То есть время для покаяния вроде уже кончилось, вроде человек исповедался, а просит Господа, чтобы подал ему образ покаяния. А почему? Потому, как говорят святые отцы, что, когда человек входит в темную комнату, он вначале не видит ничего, а потом глаза отдыхают, он начинает различать крупные предметы, потом более мелкие, а если осветить комнату, то он будет еще более подробно всё видеть – от исповеди к исповеди человек духовно прозревает.

Каждая исповедь – есть ступень для следующего этапа. Господь потом ещё открывает, ещё, по частям. Сначала – самое главное, заметное, потом меньше, меньше, меньше, даже до слов иногда вспоминается то, как человек согрешил. Это и есть тот труд покаянный, который совершает человек, старающийся избавиться от грехов.

Чем истинное христианское покаяние отличается от механического перечисления грехов?

Отношение к покаянию как к механическому действию освобождения от гнёта греха строится на ложной, грубо-юридической интерпретации учения о Спасении и подразумевает, в качестве главного условия, необходимость механического перечисления грехов. Сообразно этой идее, самое важное — озвучить грехи перед священником; тот в свою очередь помолится, а Бог, будучи бесконечно милосердным, непременно откликнется и простит.

В действительности же основа покаяния должна лежать не только в осознании вины, но и в твердом желании внутреннего очищения, изменения жизни, искоренения греховных желаний, греховных страстей. Плодом покаяния должны быть не только слёзы сожаления о грехе, но и добрые дела. Без такого стремления невозможно уподобление Богу, соединение с Ним и обожение. Если человек, каясь о грехах, имеет в виду вышесказанное, Бог помогает ему, укрепляет духовные силы, утверждает в добре.

По мере возрастания в праведности человек начинает замечать в себе и сокрушаться даже и о таких помыслах, мыслях, поступках, о которых раньше не задумывался (в плане нравственной оценки) или же вовсе не считал их грехами. Чем чище и совершеннее становится человек, тем выше становится и его способность к должному восприятию благодати, тем выше радость от общения с Богом и выше способность жить по законам Царства святых.

Механическое покаяние свидетельствует о непонимании человеком собственной греховности. И если оно постоянно сопровождается нежеланием кающегося отказываться от греха, нежеланием работать над собой, в этом может усматриваться злое упорство, грубое пренебрежение Божьим законом: мол, понимаю, что согрешаю, но исправляться, увы, не желаю.

По этой причине спутником механического покаяния нередко выступает самооправдание и обвинение ближних. Христианское же покаяние требует признания и осмысления собственной вины и не подразумевает перебрасывания личной ответственности на других.

Чем покаяние отличается от раскаяния?

В обиходе, как правило, отождествляются совместимые, но отнюдь не синонимичные термины — покаяние и раскаяние. Если судить по произошедшему с Иудой (см. Мф.27:3–5), раскаяние может быть и без покаяния, т. е. бесполезным, а то и погибельным. Несмотря на свое созвучие в русском языке, в тексте Священного Писания этим терминам соответствуют разнокоренные слова μετάνοια (метанойя) и μεταμέλεια (метамелия). Слово μετανοέω (метаноэо) значит «переменять свой образ мыслей», изменять видение, понимание смысла жизни и ее ценностей. А этимология слова μεταμέλεια (метамелия) (μέλομαι, меломэ — заботиться) указывает на изменение предмета заботы, устремлений, попечений. Покаяние в отличие от раскаяния предполагает именно глубинное переосмысление всего в корне, перемену не только предмета стремлений, забот, но качественную перемену самого ума.

Возможно ли покаяние после смерти?

Покаяние как средство очищения человека от скверны греха, средство восстановления личностных отношений с Богом возможно для человека только в рамках земной жизни. Земная Церковь предоставляет ему для этого все необходимые благодатные дары.

В ад же человек попадает в том случае, если не уделяет спасению должного внимания или даже прямо противится Божьему Промыслу о спасении. Собственно, поэтому ад и становится его посмертным пристанищем до дня Страшного Суда, как закономерный итог добровольно выбранного им жизненного пути.

Несмотря на то, что в аду нет места покаянию (изменению жизни в соответствии с Божьими Заповедями), там есть раскаяние (сожаление о совершённом грехе), и причём очень мучительное. Однако раскаяние грешника в аду — в отличие от покаяния праведника, сожалеющего о совершенном грехе прежде всего как о преграде к общению с Богом, часто обусловливается ужасом положения и сожалением об утрате земных благ, а его отношение к Богу часто сопровождается ожесточением.

Это душевное состояние можно охарактеризовать так: раскаяние есть — а любви к Богу нет, и желания жить по законам святых — тоже нет. Получается, что даже если бы он, пребывая в таком состоянии, и был переведен в Царство святых, разве он радовался бы там той же радостью, которую испытывают святые? Если Бог ему не нужен, а заповеди чужды или, что хуже, ненавистны, что ему делать в Раю?

Собственно расположенность души к аду или Раю безошибочно выявляется уже и на частном суде. Стало быть, невозможность покаяния за гробом нельзя сводить к грубому юридизму, мол грешник и рад бы принести покаяние, да Бог не дозволяет: грешник сам запирает для себя двери к покаянию, двери к Царству Небесному, ещё на земле.

Справедливо ли определять для человека участь в вечности на основании краткой земной жизни?

Грехи имеют свойство перерастать в страсти, а добрые дела — в добродетели. Времени земной жизни человека вполне достаточно для того, чтобы духовно определиться по отношению к Богу, приобщиться к Его благой воле или воспротивиться ей, избрать спасение или погибель.

Возможно ли покаяние для неверующих?

Священник Николай Лызлов: Одна прихожанка в некотором недоумении рассказывает: «Я никак не могу бросить курить. И молюсь, и исповедуюсь, и помощи Божией прошу, а никак грех курения победить не могу. А вот мой коллега, человек вообще неверующий, подумал, что курение это плохо, взял и бросил. Значит, он победил грех, а в книгах мы читаем, и в проповедях отцы говорят, что без помощи Божией, без молитвы победить грех невозможно».

Действительно, так бывает, можно привести и множество других примеров, как православный человек не может справиться, например, со злоупотреблением алкоголем, а другой человек, просто желающий вести здоровый образ жизни, и про Бога не думает, на исповеди не кается, а взял и бросил. Но ведь грех — это не просто конкретный поступок или наша привычка, но — это состояние нашей души, это то, что отделяет нас от Бога. В принципе, грех у нас один: он в том, что мы отпали от Бога — и потому, что носим печать первородного греха, и в результате своих собственных грехов. Мы не можем видеть Бога, с Богом общаться, у нас и потребности нет Его видеть, — вот это и есть грех. А все конкретные проявления — курил человек, или еще что-то делал — это только частности. Можно не курить, не грабить банк, не воровать, и при этом быть далеким от Бога.

Исходя из такого понимания, очищение от греха, покаяние — это перемена образа мышления, образа жизни. Это вообще — другая жизнь: человек жил вне Бога, вся жизнь его была без Бога, он не думал о грехах, а сейчас он покаялся, отрекся, переменился, начал жить для Бога, для соединения с Ним.

***

Грехи наши и падения были видимы миру, но наше покаяние было доведомо и зримо только одному Господу Богу.
Игумен Феодосий

***

Покаяние всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим улучить спасение. И нет предела усовершению, потому что совершенство и самых совершенных подлинно несовершенно. Посему-то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами.
Прп. Исаак Сирин

каюсь

Смотреть что такое «каюсь» в других словарях:

  • каюсь — см. каяться; в зн. вводн. сл.; разг. Я, каюсь, забыл о вашем поручении. Виноват, каюсь … Словарь многих выражений

  • ка́яться — каюсь, каешься; несов. (сов. покаяться). 1. Сознавая свою вину или ошибку, испытывать сожаление. По строгому и обстоятельному характеру своему он все привык предварительно обдумывать, чтобы потом, при неудаче, уже не каяться. Саянов, Небо … Малый академический словарь

  • КАЯТЬСЯ — КАЯТЬСЯ, каюсь, каешься, несовер. 1. (совер. покаятся) кому чему или перед кем чем в чем. Сознаваться с сожалением в своей вине или ошибке. Она со слезами каялась перед ним в своей измене. 2. (совер. покаяться). Сознавая свою греховность,… … Толковый словарь Ушакова

  • Высоцкий, Владимир Семёнович — Запрос «Высоцкий, Владимир» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Высоцкий. Владимир Семёнович Высоцкий … Википедия

  • Даргомыжский, Александр Сергеевич — композитор, из дворян, родился 2 го февраля 1813 г. в тульском имении родителей, где и прожил до пятилетнего возраста. Мать его была Марья Борисовна Даргомыжская, писательница. Физическое развитие Даргомыжского шло очень медленно, говорить он… … Большая биографическая энциклопедия

  • ядовитый — (иноск.) о злобном человеке, ядовитый характер Ядовитый язык злобно насмешливый Ядовитая злость. Ср. Я и сам то с… Ядовитый характер у меня, каюсь, каюсь! Достоевский. Преступл. и наказан. 2, 4, 6. Ср. Я чувствовал, что ядовитая злость мало… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Ядовитый — (иноск.) о злобномъ человѣкѣ, ядовитый характеръ. Ядовитый языкъ злобно насмѣшливый. Ядовитая злость. Ср. Я и самъ то съ… Ядовитый характеръ у меня, каюсь, каюсь! Достоевскій. Преступл. и наказан. 2, 4, 6. Ср. Я чувствовалъ, что ядовитая злость … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • КАЯТЬСЯ — КАЯТЬСЯ, каюсь, каешься; несовер. 1. На церковной исповеди признаваться в своём грехе (грехах) (обычно о тяжёлом грехе, требующем искупления). К. в грехах. Кающийся грешник (перен.: о том, кто, глубоко раскаиваясь в чём н., открыто порицает себя; … Толковый словарь Ожегова

  • виноват — См. виновный, возражение без вины виноват, не виноват ни душой, ни телом… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. виноват виновен, повинен, не возражаю; грешен, не во гнев будет … Словарь синонимов

  • должен признаться — что греха таить, откровенно говоря, по правде говоря, признаться, по совести говоря, признаюсь, нечего греха таить, по чести сказать, каюсь, по совести сказать, признаться сказать, надо признаться, по правде сказать Словарь русских синонимов.… … Словарь синонимов

Архимандрит Нектарий (Антонопулос): Я хочу показать детям из России и Украины все самое лучшее, что есть в Греции

15 сентября 2010 г., когда из Греции в Москву прибыли мощи Спиридона Тримифунтского, в Россию приехал архимандрит Нектарий (Антонопулос), который уже много лет руководит отделом по работе с молодежью святой Митрополии Фив и Ливадии. Его ждут в Перми и Казанской Трифоновой женской пустыни, а затем в Верхотурье, Югорске и поселке Алябьевский Тюменской области, куда 25 августа возвратились дети, отдыхавшие в православном летнем лагере Фивской и Левадийской епархии Элладской Православной Церкви.

Более ста детей из России и Украины разъехались по домам, увозя море впечатлений после 10 дней паломничества по святым местам Греции и недели жизни в лагере, расположенном на склоне горы Парнас. Все эти дни здесь звучали русская речь, русские песни и молитвы на церковнославянском языке. Но чаще других слов можно было услышать греческое «эвхаристо», что в переводе на русский язык означает «спасибо». Так ребята благодарили за подаренную им сказку игумена монастыря Преображения Господня Сагмата архимандрита Нектария, который любезно согласился побеседовать с нами.

– Ваше Высокопреподобие, для греков Ваше имя неразрывно связано с именем святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, о котором Вы рассказываете в своей книге, документальном фильме, в беседах с паломниками и участниками лагеря.

– Бог предоставил мне честь открыть святителя Луку для Греции, где очень полюбили этого святого, где уже существует более тридцати церквей, посвященных ему. На земле Греции совершается много чудес по его молитвам, везде есть его иконы. Гостеприимство, которое греки оказывают российским и украинским детям со сложной судьбой, – это подарок им от святого Луки. Именно в Симферополе, где находятся мощи святителя, я познакомился и с детьми из Сибири (из поселка Алябьевский Тюменской области), и с крымскими детьми из разных детских домов и приютов, которых я сразу пригласил в наш лагерь.

В этом году некоторые ребята из Сибири приехали в Грецию уже 6-й или 7-й раз. И каждый раз юные паломники обязательно посещают наш монастырь Сагмата, основателем которого считается преподобный Климент, а также небольшую часовню во имя святителя Луки и расположенный в ней музей. Дети участвуют в Божественной литургии, а затем прикладываются к нашим главным святыням – кресту с частицей Честного Древа Животворящего Креста Господня, частице сердца святого Луки, еще одной частице его святых мощей, а также к его архиерейской митре и иконе.

Возле иконы в отдельном киоте находятся многочисленные дары, принесенные людьми, которых исцелил или которым помог святой архиепископ-хирург. И святитель Лука, и преподобный Серафим Саровский, которых очень почитают в Греции, помогают скрепить узы наших народов.

– При Вашем участии о святителе Луке снят прекрасный документальный фильм (к сожалению, не переведенный пока на русский язык), изданы книги. Готовите ли Вы новое издание о святом архиепископе, который был профессором хирургии и лауреатом Государственной премии?

– Два-три года назад я проехал почти по всем местам, связанным с его именем (там, где архиепископ Лука служил, отбывал три свои ссылки и т.д.), – побывал в Москве, Санкт-Петербурге, Ташкенте, где он был пострижен в монашество, в Пенджикенте, где над ним была совершена архиерейская хиротония, в Самарканде, Архангельске, Вологде, Великом Новгороде и Нижнем Новгороде, Вырице, Екатеринбурге, Котласе, Красноярске, Норильске, Петрозаводске, Тамбове, Тихвине, Тобольске, Тюмени, Туруханске, Сургуте, Ханты-Мансийске, Югорске, в Дивеево, на Соловках, Валааме, объехал Золотое Кольцо России и всю Украину. Очень хорошие отношения сложились у нас с митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем. В результате поездок мною собран огромный материал для новой книги о святителе Луке. Переводим его книги по хирургии, различные тексты о нем. Работы еще много.

– Кроме святителя Луки, которого благодаря Вам так глубоко почитают греки, о каких еще святых ребята могут узнать во время лагерной смены?

– Каждый год мы посещаем с ними остров Керкира (Корфу), который находится в Ионическом море. Обычно мы поклоняемся здесь мощам святителя Спиридона Тримифунтского и святой царицы Феодоры. В августе нынешнего года в Кафедральном соборе острова Керкира мы приложились к мощам св. Феодоры, супруге Византийского императора Феофила. Она, как могла, удерживала мужа-иконоборца от гонений на иконопочитание, тайно поклонялась иконам в своих покоях, а после смерти мужа, став полноправной правительницей империи, поставила окончательную точку в борьбе с иконоборцами. Она установила в IX веке иконопочитание в Православной Церкви на Седьмом Вселенском Соборе, на котором все иконоборцы были преданы анафеме. В память об этом событии Церковь установила праздник Торжества Православия. На иконах св. Феодора всегда изображается держащей в руке святые иконы.

– В 2007 году в Даниловом мужском монастыре я имела счастье приложиться к деснице Спиридона Тримифунтского. 15 сентября 2010 г. после встречи этой святыни Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил торжественный молебен в честь Св. Спиридона в Храме Христа Спасителя, где она будет находиться до 17 сентября. С 17 по 19 сентября ей можно будет поклониться в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение»), с 19 сентября по 6 октября – в Даниловом монастыре. С 6 по 15 октября святыня будет находиться в Воскресенском Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге. Вы не знаете, кто ее сопровождает?

– Делегация Элладской Православной Церкви во главе с митрополитом Керкирским Нектарием. Мы учились вместе с ним, а позже служили на острове Керкира, где я принял монашеский постриг. Поэтому я питаю к этому месту особенно теплые чувства. Когда 11 августа 2010 г., в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, владыка Нектарий увидел меня с детьми, взглядом он выразил сожаление, что я не предупредил его о нашем приезде. Я всю жизнь прожил в Греции, но всего второй раз присутствовал на потрясающе красивой литании – торжественном крестном ходе с мощами Спиридона Тримифунтского.

Уверен, что дети никогда не забудут, как их благословил святой, которого в России почитают наравне со святителем Николаем Чудотворцем.

День памяти святителя Спиридона празднуют на острове Корфу пять раз в году. Нам посчастливилось участвовать в одном из крестных ходов с мощами святителя, который при жизни прославился как бесконечно добрый и милосердный человек. Наши дети, стоявшие на площади перед старым дворцом, слились с паломниками, которых было более тысячи. Бой барабанов, шествие оркестров в праздничных костюмах разных цветов, иконы и хоругви – вряд ли где-либо еще бывает столь красочный крестный ход. Это было незабываемо. Когда в окружении сонма священнослужителей мимо нас проносили вертикальную раку с мощами Спиридона Тримифунтского, казалось, что святитель обходит свои земли, благословляя людей. Возглавлял литанию предстоятель Православной церкви Греции архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним II (в миру Иоаннис Лиапис). И хотя во время лагерной смены, в отличие от других, нам не удалось приложиться к святыне, мы все чувствовали исходящую от мощей благодать. По окончании шествия желающие смогли унести с собой листья лавра, на которых стояли мощи великого чудотворца.

– Ваш лагерь расположен на территории мужского монастыря Преображения Господня Сагмата?

– Нет, наш монастырь находится на высоте 747 метров над уровнем моря на вершине горы Сагматион, в получасе езды от города Фивы, а лагерь расположен на склоне горы Парнас, на высоте 950 метров над уровнем моря, неподалеку от женского монастыря во имя Святой Иерусалим (была такая святая мученица в Греции). В обоих монастырях дети всегда причащаются (фото 1101, 3218, 3219), а в монастыре св. Иерусалим посреди моря цветов в купели несколько раз за лето проходит торжественный обряд крещения. Иногда крестим более тридцати детей за смену. В августе крестились 10-летняя Надя Тимонькина и руководитель группы детей из Сибири Елена Дмитриевна Черпалюк. Их крестными матерями стали две гречанки – Спиридула Дэли и Катерина Каламбака, которые при расставании не могли сдержать своих слез.

– Отец Нектарий, дети из каких стран приезжают в ваш лагерь?

– Изначально лагерь был рассчитан на ребят только греческого происхождения, но с годами его начали посещать дети из Сербии, Польши, Румынии, Иордании. А с 2002 года мы принимаем детей из стран бывшего Советского Союза – из Украины, Белоруссии, Узбекистана и России. Приезжают дети из Керчи, Севастополя, Симферополя, Тамбова, Красноярска, Югорска, Нягани, Советского, других городов Сибири. Приезжают не только православные, но и мусульмане. Особенно теплые, дружественные отношения сложились у Фивской и Левадийской епархии Элладской Православной Церкви с Симферопольской и Крымской епархией Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. В 2004 году к нам впервые приехали шестеро детей из Крыма, а уже через год в лагере отдыхала большая группа сирот из детских домов и приютов Республики Крым. Вот уже шесть лет по просьбе митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря мы принимаем юных жителей Крыма в июне каждого года. И надо воздать благодарение Господу за эту обоюдную помощь и поддержку, за то, что плоды сего сотрудничества весьма обильны: наш лагерь смогли посетить более 3000 детей из России и Украины. Возможно, наш опыт кому-то пригодится, ведь Патриарх Московский и всея Руси Кирилл постоянно говорит о том, что Церковь должна больше внимания уделять детям и подросткам.

– Какова цель вашего детского православного лагеря?

– Цель лагеря – научить детей жить по церковным канонам вместе, сообща, чтобы дети узнавали о религии не только по учению, но и жили религиозной жизнью, чувствуя живое присутствие Бога. Я стараюсь показать своим гостям все самое лучшее, что есть в Греции, – теплое лазурное море, и величественные горы, и исторические реликвии древней Эллады, и, конечно, святыни Православия. С 8 по 18 августа более ста детей из Сибири, Москвы и Крыма, объехали на двух комфортабельных автобусах всю Грецию. Один день вмещал столько событий и впечатлений, что хватило бы на несколько лет. Последнюю неделю (с 18 по 24 августа) ребята жили в лагере размеренной жизнью, вспоминая свои ранние подъемы (иногда в 6, а иногда и в 4 часа утра), долгие переезды в автобусах, морские прогулки на паромах, посещение Акрополя, самого красивого в Европе ущелья, живописнейших пещер со сталактитами и сталагмитами, в которых после 40-градусной жары было особенно приятно находиться. В двух из четырех таких пещер мы катались на лодках.

– Последняя лагерная смена в этом году началась в Стамбуле. Почему?

– Я очень хотел, чтобы дети увидели не только Грецию, но и Константинополь, собор святой Софии, т.к. понимаю, какое значение эта церковь имеет для русского человека. Думаю, что, если ты увидел святую Софию, то можешь больше ничего в мире не смотреть. Стамбул становится потрясением для каждого. Величественный Софийский собор, морская прогулка по Босфору, обед в ресторане оставили у ребят неизгладимые впечатления. Незабываемым событием стало и посещение сердца Православия – кафедрального собора во имя святого великомученика Георгия Победоносца в Патриаршей резиденции. Раньше она находилась в церкви Святой Софии. После падения Константинополя Патриаршая резиденция несколько раз меняла место и, в конце концов, обосновалась в Фанаре (районе Стамбула). Я рассказал детям, что при входе в собор слева находятся мощи трех святых жен, на теле одной из которых видны следы пыток. Также тут находятся мощи св. Григория и св. Иоанна Златоуста, которые были привезены из Рима около двух лет назад. В нише справа – большая реликвия для христиан – остаток столба, на котором истязали Иисуса Христа перед распятием.

– Общение с возглавляющим ныне Константинопольскую Церковь вселенским Патриархом Варфоломеем (Архондонисом), 232-м Патриархом Константинопольским, который в мае 2010 г. встречался в Москве с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Президентом России Д.А.Медведевым, – событие для любого человека. Легко ли было организовать его встречу с детьми?

– Патриарх Варфоломей с радостью встречается с детьми из России и Украины. Вот и на этот раз после вечерней службы он устроил для детей угощение, подарил им яркие рюкзачки, поблагодарил их за подарки, а затем сфотографировался с ними на память (фото). Помню, что Патриарх Варфоломей сказал: «Под покровом этого прекрасного храма здесь собрались греки, русские, украинцы, чтобы молиться всем вместе Господу Нашему Иисусу Христу. И каждый раз, причащаясь из одной чаши, мы чувствуем это единство. И когда я служил вместе с Патриархом Алексием, и во время богослужений с Патриархом Кириллом в Москве, Санкт-Петербурге и в Троице-Сергиевой Лавре, у меня всегда было чувство, что я дома». Когда дети из украинского поселка Чернополье подарили Патриарху икону святителя Луки и рушник, он по-русски сказал «Спасибо большое!». Было видно, что его переполняет особая радость, ведь он очень почитает этого святого.

– Кто присутствовал на встрече с Патриархом Варфоломеем?

– Были консул Греции, митрополит Германос, митрополит Австрийский Михаил, архимандриты, священники, прихожане.

– Любовь Афанасьева из Югорска поблагодарила Патриарха Варфоломея за его молитвы, попросила его святого благословения и подарила от имени детей рисунки и другие небольшие подарки, а также написанную Вами книгу о судьбах детей из России и Украины.

– Когда Яна Павлючок, фото которой украшает обложку этой книги, подошла к Патриарху Варфоломею, он сказал: «На фотографии ты красивая, но в жизни красивее. Мы все благодарим Бога и как подарок воспринимаем такие встречи друг с другом. Мы встречаемся во имя Его. Я уверен, что вы хорошо проведете время в Греции – и взрослые, и дети. И на следующий год приезжайте снова». После общей фотографии все дети хором спели Патриарху «Многая лета».

– Совсем недавно Вы проводили детей из Югорска и поселка Алябьевский и скоро увидите их вновь.

– Да, я хочу навестить и этих, и других детей, которые приезжали к нам раньше, хочу встретиться с Еленой Дмитриевной Черпалюк и Оксаной Анатольевной Ряпосовой, руководителями группы детей из Сибири, а также с Валентиной Адамовной Греховой, руководителем театральной студии «Горячие сердца». Именно со встречи с ней и ее подопечными в 2003 году началось мое знакомство с ребятами из Сибири. В этом году она не смогла приехать из-за болезни. Кроме того, я заберу на учебу в Грецию ту самую Яну, фото которой украшает мою книгу. Она и еще 6 человек приглашены мною учиться в Афинах. Сначала они будут учить греческий язык, а потом смогут получить высшее образование по одной из специальностей, которую укажут в своем заявлении. В настоящее время за счет средств монастыря Сагмата в Греции учатся и другие юноши и девушки из России и Украины. Жилье в Афинах снимает для них монастырь, куда они приезжают на выходные.

– Говорят, что во время лагерной смены Вы обычно возите мальчиков на святую гору Афон, где в русском монастыре святого Великомученика и Целителя Пантелеимона находятся его святые мощи.

– К сожалению, на этот раз нам не удалось побывать на горе Афон. Но 9 августа, когда Православная Церковь вспоминает святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, дети не только узнали о его житии, но и получили в подарок его иконки с молитвой и небольшие книжки от фонда «Русский мир». Ребята услышали также замечательный рассказ Натальи Сухининой, о том, как Пантелеимон исцелил ее именно во время поездки по Греции – в непосредственной близости от Афона. Некоторые дети получили от фонда «Русский мир» и книжки о святителе-хирурге Войно-Ясенецком, которому при пострижении в монашество епископ Андрей Уфимский (в миру князь Александр Ухтомский) хотел дать имя Целителя Пантелеимона, но, услышав его проповедь, нарек его именем апостола-евангелиста, врача и иконописца Луки.

Позаботился «Русский мир» и о том, чтобы дети узнали также о других святых, так или иначе связанных с Грецией. Мы смогли поклониться мощам Святого апостола Андрея Первозванного – его честной главе, которая находится в соборе Андрея Первозванного в городе Патры, и честной стопе, в которой видно отверстие от гвоздя и которую омывал Сам Иисус Христос. Дети с трепетом подходили к этой святыне, хранящейся в монастыре святого Андрея Первозванного на о-ве Кефалония. А как замечательно пели величание этому и другим святым девочки из сибирского города Нягань! Все они поют в коллективе «Первоцветы», руководит которым Светлана Алексеевна Еременко. Во время переезда в автобусе ребята услышали житие и Андрея Первозванного, и святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны Романовой, основавшей 100 лет назад в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, а вне ее стен кружок «Детская лепта», в котором дети состоятельных родителей вместе с матерями работали по воскресеньям на благо бедных детей.

– А как эта святая связана с Грецией? Известно, что ее мощи находятся в Иерусалиме в храме святой Марии Магдалины.

– Оказывается, на греческом острове Корфу принцесса Алиса фон Баттенберг – дочь принцессы Гессенской Виктории Баттенбергской, старшей сестры Елизаветы Федоровны, создала по примеру своей тети обитель милосердия, тоже назвав ее Марфо-Мариинской. Принцесса Алиса посвятила свою жизнь благотворительной деятельности по примеру своей тети, которую она безмерно любила, и удостоилась многих наград и чести быть похороненной на Святой земле рядом с Елизаветой Федоровной. В конце лагерной смены участники конкурса рисунков «Милосердия двери» получили от фонда «Русский мир» наборы открыток с видами Марфо-Мариинской обители милосердия, фотографии, книги и фильмы, рассказывающие о Елизавете Федоровне, иконки святой преподобномученицы, а также жития других святых и магниты-закладки с молитвами или цитатами из Святого писания.

– Отец Нектарий, знаю, что лично от Вас каждый ребенок получил по пачке фотографий о жизни в лагере и вскоре получит видеофильм, снятый Вами.

– Да, это стало уже традицией. Кроме того, участники последней лагерной смены получат 45-минутный фильм, снятый москвичами при поддержке фонда «Русский мир».

– Как Вы познакомились с этим фондом?

– По промыслу Божьему мне позвонил из Ливадии (это место под Ялтой) настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня протоиерей Димитрий Гоцкалюк, проректор Таврической духовной семинарии, и сообщил, что фонд «Русский мир» поддержал проект, посвященный распространению знаний о Русском Православии и русской культуре в Греции. Я пригласил участников этого проекта приехать в лагерь. Так, благодаря отцу Димитрию и его помощница Татьяне Романовой к нам приехали москвичи, которые провели вечер, посвященный святой преподобномученице Великой княгине Елизавете Федоровне. Очевидно, что она невидимым образом соединила в этом проекте Крым, Грецию и Россию. Отец Димитрий – один из организаторов возрожденного ежегодного праздника благотворительности и милосердия «Белый цветок» – рассказал, что в 2008 году в его рамках прошла фотовыставка «От милосердия к святости», посвященная Елизавете Федоровне. Кстати, в третий раз в лагерь приезжал студент Таврической духовной семинарии Александр Глушков, который отметил в лагере свое 18-летие и получил в подарок книжку о житии Александра Невского и вкусный торт. И в этот же день торт и книгу о Елизавете Федоровне получила ко дню рождения 12-летняя Лиза Куницына из Евпатории.

– Расскажите немного о себе и своих родителях.

– Я родился в Афинах в 1952 году. Отец – инвалид Второй мировой войны, мама работала в химчистке. В семье родилось четверо сыновей. С детских лет я решил посвятить себя Богу. Закончил семинарию, богословскую школу в Афинах и богословский факультет Афинского университета. Мне всегда нравилось общаться с детьми, и я всю жизнь посвятил работе с молодежью.

– В лагере Вы дважды в день проводили с ребятами беседы. Чему они были посвящены?

– Первая беседа была посвящена рождению Церкви, гонению на христиан-первомучеников. Например, я рассказал о том, что в Салониках хранится глава Святой Елены – молодой девушки, которая пострадала за Христа в турецком городе, – ей пробили голову тремя гвоздями. С интересом ребята слушали мои воспоминания о встречах со старцами Паисием и Афанасием, с отцом Николаем, другими святыми людьми. Мне посчастливилось знать около двадцати святых людей и подвижников нашего времени. Поэтому это были рассказы не из книги, а из моего собственного опыта. Но особенно бурно обсуждались такие темы, как «юность – критический возраст». Говоря о кризисе переходного возраста (с 12 до 20 лет), я подчеркиваю, что юность – это движение в тумане, когда девочки и мальчики сами часто не знают, чего хотят, кто им поможет. Выслушав мой монолог, ребята начинают задавать вопросы об отношении к себе, к родителям, которые, на мой взгляд, не в состоянии победить в этой революции, сотрясающей все существо ребенка, о своих отношениях со сверстниками, о сложных взаимоотношениях полов, о любви и влюбленности, о понятии греха, о вреде абортов и святости материнства, об ответственности друг за друга и за будущих детей. Эти беседы никого не оставляли равнодушными.

– Как Вы говорите с ребятами о таком грехе как аборт?

– В наши дни в Греции совершают до 300 тысяч абортов в год. Многие делаю это без каких-либо чувств или угрызений совести, полагая, что эмбрион – это не живой организм. Так говорят и многие ученые. Но для Церкви – это уже живая душа. Я говорю детям о том, что, делая аборт, женщина совершает убийство и в то же время подвергает опасности себя – заражается, не может впоследствии родить. Но врачи об этом не предупреждают. Наоборот – из-за денег сами поощряют аборты. Несколько лет назад в Фивах муж одной женщины требовал, чтобы она сделала аборт, бил по животу. Я посоветовал ей сохранить ребенка. Родилась девочка – самая красивая в Фивах и очень умная. Выучилась на врача, стала гордостью отца, готовится выйти замуж. Как-то она спросила меня, почему нельзя делать аборт. Я рассказал ей ее же историю, о которой знаю только я и ее родители. Если бы я тогда не настоял на ее рождении, ее бы не было. Когда я встречаюсь с другой супружеской парой, мы всегда улыбаемся. Врачи не советовали им рожать пятого ребенка, а я уговорил оставить его. Ребенок получился замечательный, стал гордостью семьи.

– В России недавно прошел Первый международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь – 2010», направленный против абортов (см. сайт www.russiaprolife.ru). Набирает силу Всероссийская программа «Святость материнства». Этой теме будет посвящена одна из секций Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», который скоро вновь состоится в Греции на острове Родос. А что делается в этом направлении в вашей стране?

– В Греции действует некоммерческая организация – Общество защиты нерожденного ребенка «Объятие» (телефон – 0030-210-88-28-788, факс – 0030-210-82-35-121). Думаю, эта проблема актуальна и для других стран. Нужно объединять свои усилия и развивать сотрудничество. В лагере мы вслух прочитали «Историю нерожденного ребенка». Он неделю за неделей описывает то, что с ним происходит в утробе матери, как формируются его органы, что он чувствует. Например, на 12-й неделе он говорит о том, что все больше становится похожим на родителей, чувствует переживания матери – ее печали и радости. Именно в этот период женщина и совершает аборт. Последняя фраза ребенка: «Мама, почему ты меня убиваешь?». Уверен, что дети, услышав эту историю, уже не забудут ее, она многому может научить их и уберечь от рокового шага.

– А вне лагеря Вы проводите беседы с молодежью?

– Да, дважды в неделю я встречаюсь со своими духовными чадами в Фивах и Афинах. Но разговариваю не только с детьми, но и со взрослыми. Родителям и педагогам я повторяю, что есть три добродетели – терпение, терпение и еще раз терпение. А детям говорю: «Помните, то, что вы делаете своим родителям, то ваши дети будут делать с вами. Если нет любви в душе, есть страх – змея жалит, собака кусает».

– Благотворительность – это особенность вашего лагеря?

– Да, в отличие от обычных оздоровительных летних лагерей, куда приезжают дети состоятельных родителей или дети из полных семей, мы приглашаем ребят со сложной судьбой, иногда ничего не знающих о Боге, о храме. Наша цель – предоставить социально незащищенным детям из детских домов, приютов, неполных семей возможность пожить в условиях православной христианской общины, почувствовать Бога и познать своего ближнего, иными словами – проникнуться по примеру первых христиан таинством Церкви Христовой.

– Но ведь столь обширная программа требует больших материальных затрат. Кто финансирует ваш лагерь?

– Материальный вопрос – это наша самая насущная проблема. Средств не хватает. В этом году мы вынуждены были взять банковскую ссуду, чтобы оплатить связанные с приемом детей расходы (ежегодно они составляют около 350–400 тысяч евро), которые требуются на закупку чартерных рейсов, на проживание и питание детей, на организацию паломнических поездок. Нашу благотворительную программу финансируют епархиальное управление Фивской и Левадийской епархии, монастырь Преображения Господня Сагмата, а также множество частных лиц, которые прониклись чувством христианского милосердия и сострадания к обездоленным, брошенным детям, терпящим насилие в современном равнодушном и ожесточенном обществе. К сожалению, многие люди с достатком имеют возможность помочь, но не делают этого. Боюсь, что в следующем году нам не удастся продолжить ставшую традиционной благотворительную программу «Мост любви» по приему детей из Крыма и городов России. Надеемся только на помощь Божию. Я очень люблю детей, имею большой опыт работы с молодежью. Несколько раз в год я бываю в Крыму и, посещая такие детские учреждения, как приюты и детские дома, вижу в глазах несчастных детей нетерпение и трепет. Когда я слышу наиболее часто задаваемый мне вопрос: «А когда мы поедем в Грецию?», – мне бывает не под силу ответить «нет».

– Сейчас Вы едете в Пермь, затем в Казанскую Трифонову женскую пустынь, расположенную в 60 км от Перми. По благословению митрополита Пермского Соликамского Мефодия насельница монастыря инокиня Анфуса впервые побывала в вашем замечательном лагере с тремя детьми – живущими при монастыре Анечкой и Ильей и своим братом Костей.

– Во время моих бесед с этими и другими детьми я узнал, что им понравилась насыщенная программа поездки, неповторимая красота Эллады, памятники древней Греции, и, конечно, море. По словам 10-летней Ани Авдеенко, больше всего ей понравилась беседа о Елизавете Федоровне, выставка и фильм о ней. Участвуя в конкурсе «Милосердия двери», она нарисовала портрет Елизаветы Федоровны и ее мужа Великого князя Сергея Александровича, о которых знала, в отличие от большинства других детей. (фото рисунка Ани 5706)

За участие в конкурсе ей подарили портрет Матушки Елизаветы и детскую книжку об Анне Кашинской. Небесной покровительницей Ани является святая праведная Анна – мать Пресвятой Богородицы. В монастыре есть частица ее мощей, которую привезли со святой горы Афон. Здесь находится и чудотворная икона Казанской Божией Матери, и место подвига преподобного Трифона Вятского.

– 11 июня 2011 года исполнится 50 лет со дня смерти св. Луки. Нет ли у Вас желания провести в лагере Первые международные детско-юношеские чтения «Архиепископ-хирург Лука (Войно-Ясенецкий)» или Свято-Елизаветинские чтения «Белый Ангел Москвы», посвященные Елизавете Федоровне, которые уже 4 года проходят в Смоленске?

– Если найдутся спонсоры для проведения лагеря, которому в следующем году исполнится 10 лет, то можно будет подумать и над этими предложениями.

– Спасибо, отец Нектарий. Будем надеяться, что Господь не оставит программу «Мост любви» без своего покровительства. Будем молиться о том, чтобы этот мост соединил не только наши страны, но и богатых людей с бедными детьми, лишенными родительской любви и заботы, чтобы этот мост еще не раз привел этих детей в Грецию, в лагерь, где так легко прийти к Богу, Который говорил ученикам: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него».

Беседовала Ирина Ахундова.

Фото автора и архимандрита Нектария.

Переводила Лиля Абиева.