Помазанник божий
Содержание
- Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий
- Тесты по философии (стр. 1 из 5)
- 45.Основным принципом античной философии был:
- 51.Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь
- 59.Впервые выразил идею атомистического строения материи:
- 73.Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит
- Минеральная душа
- 79.Характерной чертой средневековой философии является:
- Божий помазанник, помазание на царство
- Византия. Истинное лицо «благодетеля».
- Слово (Санкт-Петербург). Помазанник Божий
Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий
Мессия
87.Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:
аскетизм
88.Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:
Креационизм
Учение о спасении души
Сотериология
Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека
Креационизм
91.Главная задача христианских апологетов состояла в:
В обосновании преимуществ христианства перед язычеством
92.Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III-VIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:
патристика
Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»
Августин
94.»Шестоднев» — это книга, в которой излагались:
Христианская онтология и космогония
95.Схоластика – это:
тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем
96.Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:
схоластике
97.Представитель средневековой философии:
Фома Аквинский
98.Представитель средневековой западноевропейской философии:
Ф.Аквинский
Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья
Экзегетика
Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для
Фомы Аквинского
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
101.Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:
Возрождение
102.Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:
антропоцентризм
103.Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:
антропоцентризм
104.В каком городе была в 15-м веке возрождена Платоновская академия?
Флоренции
105.Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:
антропоцентризм
106.Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:
человек
107.Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:
гуманизм
108.Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:
индивидуализма
109.Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:
индивидуализм
Автор «Речи о свободе и достоинстве человека»
Пико делла Мирандола
111.Представитель философии эпохи Возрождения:
Дж.Бруно
112.Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:
Дж.Бруно
Итальянский поэт, автор сонетов к Лауре, основоположник гуманизма, критик схоластики
Петрарка
Для философии эпохи Возрождения характерна
ностальгия по античной культуре
Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»
Пантеизм
ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 17-18 вв.
Освобождение от церковного влияния
Секуляризация
Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей
Рационализм
Основное утверждение рационализма заключается в том, что
Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека
Особенности рационализма XVII в. обусловила
Математика
Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии
Р. Декарт
Дуалистическая философия характерна для
Р.Декарта
122.В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался
Дуализма
Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал
Р. Декарт
Тесты по философии (стр. 1 из 5)
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
1.С греческого языка слово «философия» переводится как:
любовь к мудрости
2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:
Пифагор
3.Определите время возникновения философии:
VII-VI в.в. до н.э.
4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:
философия
5.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:
философия
6.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:
философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире
7.Мировоззрение – это:
совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе
8.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?
Ход истории зависит от направленности мышления философов
9.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:
вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире
10.Направление, отрицающее существование Бога, называется:
атеизм
11.Что характерно для эпистемной линии в философии?
рассмотрение действительности как постоянно развивающейся
12.Онтология – это:
учение о бытии, о его фундаментальных принципах
13.Гносеология – это:
учение о природе, сущности познания
14.Антропология – это:
учение о человеке
15.Аксиология – это:
учение о ценностях
16.Этика – это:
учение о морали и нравственных ценностях
17.Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания
Гносеология
18.Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:
отношении сознания к материи
19.Для идеализма характерно утверждение:
первично сознание, материя независимо от сознания не существует
20.Для дуализма характерен тезис:
материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга
21.Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?
Субъективному идеалисту
22.О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это — целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?
Религии
23.Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?
Объективному идеализму
24.С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:
вульгарного материализма
25.Агностицизм – это:
учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира
26.Агностицизм – это:
направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно
27.Отрицают возможность познания мира:
агностики
28.Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:
позитивизм
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
29.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:
карма
30.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:
Будда
31.Имя основателя буддизма
Сидхартха
32.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:
нирвана
33.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:
Янь
34.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:
Инь
35.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:
Конфуций
36.Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:
Высший Разум
37.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:
Ли
38.Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:
Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни
Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни
39.К древнеиндийским философским текстам относятся
Упанишады
40.К древнекитайским философским текстам относится
Дао-дэ-цзин
41.В индийской философии — общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения
Карма
42.Китайский философ, основатель даосизма
Лао-цзы
43.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:
Конфуцием
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
44.Хронологические рамки развития античной философии:
VI в. до н.э – VI в. н.э.
45.Основным принципом античной философии был:
космоцентризм
46.Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:
проблема первоначала
47.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:
«Познай себя»
48.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу
«Начало всех вещей — вода»
49.Анаксимен за первооснову всех вещей принимал
Воздух
50.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:
Пифагору
51.Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь
Парменид
52.Впервые понятие бытия в философии употребил
Парменид
53.Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:
элеаты
54.Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:
Элейской
55.Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?
Зенона и Гераклита
56.Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:
Гераклит
57.Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?
Гераклит
58.Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:
Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире
59.Впервые выразил идею атомистического строения материи:
Демокрит
60.Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:
Протагору
61.»Я знаю, что ничего не знаю…». Автор афоризма:
Сократ
62.Знание по Сократу тождественно:
добродетели
63.Суть «этического рационализма» Сократа:
добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания
64.Объективно-идеалистическая философия была основана:
Платоном
65.В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:
Платону
66.Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.
Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна
67.В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:
идея материальна, настоящая лошадь – идеальна
68.Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:
Платону
69.Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:
Платон
70.Философ, считавший логику главным орудием познания:
Аристотель
71.Философ, ученик Платона:
Аристотель
72.Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика»
Аристотель
73.Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит
Минеральная душа
74.Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:
надо наслаждаться жизнью
75.Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»
Цицерон
76.Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:
стоиков
77.Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма
Сенека
78.Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству
Диоген Синопский
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
79.Характерной чертой средневековой философии является:
теоцентризм
80.Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?
Авторитаризм
81.Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:
Бога
82.Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:
богословию
83.Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:
теология
84.Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»
Апокрифы
85.Эсхатология – это
Учение о конечных судьбах мира и человека
86.Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий
Мессия
87.Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:
Божий помазанник, помазание на царство
МЕССИЯ (מָשִׁיחַ, машиах, буквально «помазанник", в религиозных представлениях иудаизма идеальный царь, потомок Давида, который будет послан Богом, чтобы осуществить избавление народа Израиля.
Как обозначение эсхатологического царя-избавителя слово машиах не употребляется в Библии. Тем не менее, истоки идеи Мессии и в более широком смысле — мессианских чаяний, не всегда связанных с личностью Мессии, прослеживаются в библейский период. Сущность идеи Мессии выражает вера пророков Израиля (см. Пророки и пророчество) в наступление времени, когда сильный духом вождь, обладающий земной властью, принесет полное политическое и духовное избавление народу Израиля на его земле, а также мир, благоденствие и моральное совершенство всему роду человеческому. В еврейском мессианстве неразрывно связаны политические и этические, национальные и универсалистские мотивы.
Наряду с этическим монотеизмом и идеей социальной справедливости, мессианская идея представляет собой важнейший и уникальнейший вклад еврейского народа в духовное наследие человечества. Особенностью мессианских чаяний является ожидание золотого века в будущем, в то время как другие народы древности относили золотой век к прошлому. Ранняя история еврейского народа была по преимуществу историей бедствий и страданий, поэтому он стал стремиться к славному будущему и мечтать о спасителе и избавителе. Черты такого избавителя прослеживаются в образе Моисея, который не только вывел народ из египетского рабства, но и духовно просветил его, принеся ему Тору и заповеди (см. Мицвот). Так политическое освобождение и духовное возрождение слились в сознании народа в единый образ грядущего избавления. В Талмуде и мидраше Моисей именуется «первым избавителем» (Руфь Р. 2:14), в отличие от Мессии — «последнего избавителя» (Быт. Р. 85). Предание о Моисее явилось зародышем мессианской идеи.
Однако подлинным прототипом Мессии стал царь Давид, который запечатлен в памяти народа как обладатель исключительных политических и одновременно религиозно-этических достоинств. Давид объединил под своей властью все колена Израиля, превратив их в единый и сильный народ; одержал многочисленные победы над врагами. Царствование Давида сохранилось в памяти народа как вершина пройденного исторического пути. Разделение Давидова царства после смерти Соломона и недовольство деятельностью позднейших царей породили в народе мечту о том, что в будущем дом Давида вновь воцарится над всей Землей Израиля.
Мессианские чаяния явились позитивным элементом проповеди пророков. Беспощадно обличая своих современников, пророки предрекали наступление идеального будущего, прологом которого явятся бедствия настоящего. Чем более мрачным было настоящее, чем страшнее представлялись бедствия, которые сулило ближайшее будущее, тем более светлым становилось видение конечного торжества. Надежда на восстановление Давидова царства отражена в пророчествах Амоса (9:11–12), Исайи (11:10), Хошеи (3:5), Иехезкеля (37:15–28). Пророки внесли в мессианские чаяния универсалистски-гуманистические и духовно-этические элементы. Мессия должен быть не только освободителем народа от национального угнетения, но и обладателем высших моральных достоинств. Мессианская идея, не утрачивая своих политических и национальных атрибутов, приобретала все более духовный и универсальный характер. Чаяния еврейского народа стали у пророков надеждой всего человечества: избавление придет не только народу и Стране Израиля, но и всем народам и землям (Ис. 11:10). Оно распространится и на мир природы (Ис. 11:6–9). У Исайи мессианская идея обретает утопические и эсхатологические (см. Эсхатология) черты: будущее не просто восстановит прежнее счастливое состояние, но принесет с собой полное преображение мира на началах справедливости. Все народы уверуют в Бога Израиля; воцарится вечный мир (Ис. 2:2–4). Избавление явится идеальным завершением исторического процесса, придающим ему смысл и направленность. В мессианских чаяниях заложена идея прогресса, чуждая сознанию других народов древности. Определение «мессианские» стало впоследствии применяться по отношению к самым различным утопическим и апокалипсическим идеологиям и движениям, например, к марксизму (см. К. Маркс).
Термин Мессия начал обозначать личность эсхатологического избавителя лишь в эпоху Второго храма. Первоначально идея избавления доминировала над идеей Мессии. К периоду Второго храма относятся произведения, повествующие об эсхатологическом избавлении, в которых личность Мессии не фигурирует (Товита книга; Бен-Сиры Премудрость). В книге Даниэля появляется символическая мессианская фигура Сына человеческого (Дан. 7). В наиболее древней версии Амиды выражается надежда на возвращение всех евреев из галута и восстановление эсхатологического Иерусалима и Храма, однако личность Мессии не упоминается. Даже в тех старых молитвах, где содержится идея Мессии, слово машиах отсутствует. Еще в библейской книге Зхария упоминаются две мессианские фигуры: первосвященник и царь. Эта идея сохранилась в раввинистической литературе, где праведный священник (кохен цедек) иногда упоминается вместе с царем-Мессией из дома Давида. Эти две фигуры (священник и царь) играли важную роль в эсхатологии Кумранской общины (см. также Мёртвого моря свитки); наряду с ними упоминался пророк эсхатологических времен. Три мессианские фигуры символизируют три функции идеального еврейского государства — царство, священничество и пророчество (I Макк. 14:41). Постепенно образ Мессии-царя вытеснил остальные мессианские образы, чему способствовало упоминание эсхатологического царя из дома Давида в книгах Библии.
Более детальное описание царя-Мессии содержится в псевдоэпиграфической книге Эноха, а также в прорицаниях так называемой «еврейской Сивиллы» (около 140 г. до н. э.). Со времени принятия царского титула Аристобулом I в апокрифической литературе (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы) начинает превалировать идея царя-Мессии из дома Давида (в противовес узурпаторам). В эпоху римского завоевания образ царя из дома Давида становится единственным образом Мессии. Он фигурирует в 4-й книге Эзры, сирийском Апокалипсисе Баруха (см. Апокалиптическая литература). В Новом завете Иисус идентифицируется с Мессией из дома Давида (слово «Христос» означает по-гречески «помазанник» и является переводом слова машиах).
Вера в приход Мессии была частью повседневных чаяний и надежд, а с 1 в. н. э. вдохновляла массовые движения, лидеры которых претендовали на роль Мессии (см. Мессианские движения). Имена двух таких претендентов содержатся в Деяниях апостолов (5:36–37). О мессианских движениях и их вождях повествует Иосиф Флавий (Война 2:444–448). Одним из таких вождей был Иехуда Галилеянин, основатель движения зелотов. Вождем самого значительного из мессианских движений римского периода был Бар-Кохба (см. Бар-Кохбы восстание), которого Акива признал Мессией. Сам Бар-Кохба называл себя не царем, а лишь наси (`князем`, `вождем`). На монетах рядом с его именем фигурирует имя священника Эл‘азара. О других претендентах на роль Мессии в 1 в. — начале 2 в. говорится в Талмуде. Филон Александрийский упоминает о мессианских чаяниях в связи с греческим переводом Пятикнижия (Чис. 24:17), где слово шевет (`жезл`, `скипетр`) переводится как «человек». Этот перевод свидетельствует о том, что уже в начале 3 в. до н. э. термин «сын человеческий» (см. Иисус) употреблялся в значении Мессия. Мессианские чаяния в эпоху Второго храма получали различные интерпретации в зависимости от взглядов различных течений в иудаизме. Однако Мессия всегда рассматривался как человек, хотя и наделенный некоторыми сверхъестественными качествами, как орудие Бога, исполнитель Его воли, но не как спаситель-богочеловек в христианстве. Хотя происхождение Мессии из дома Давида постулировалось, претендент должен был доказать подлинность своих притязаний делами — в эпоху Второго храма невозможно было проследить генеалогию, восходящую к Давиду.
Законоучители Талмуда разработали представление о Мессии как о царе, который принесет Израилю искупление и будет править им в конце времен. Он будет орудием установления царства Божия. Царь-Мессия именуется малка мешиха (по-арамейски) бен Давид или машиах бен Давид. Время избавления называется йемот ха-машиах (`дни Мессии`). С приходом Мессии должны сбыться библейские пророчества: Мессия победит врагов Израиля, вернет народу его землю, примирит его с Богом и принесет ему духовное и физическое благоденствие. Мессия будет пророком, воином, судьей, царем и учителем Торы. В апокалипсической литературе упоминается также Мессия из колена Иосифа (или Эфраима; см. также Колена Израилевы), который придет раньше Мессии, сына Давида, и погибнет в сражении с врагами Израиля. Идея Мессии из колена Иосифа («Мессия, сын Иосифа») и его гибели, возможно, навеяна образом Бар-Кохбы и поражением его восстания. В более поздних талмудических источниках национально-политические мотивы в значительной мере уступают место духовно-мифологическим.
Согласно этим источникам, Мессия родился в Бет-Лехеме (или Иерусалиме) в день разрушения Храма. Он пребывает до поры сокрытым — в Риме или на небесах (в позднем мидраше), — оплакивая страдания народа и собственное бессилие, чтобы явиться, когда придет час избавления. Согласно одним источникам, Мессия присутствовал при сотворении мира, а некоторые считают даже, что «имя» (то есть идея) Мессии предшествовало сотворению мира; согласно другим, сам Мессия наделен предмировым существованием (Пси. Р. 36:161). Все законоучители считали, что Мессия будет потомком царя Давида, однако одни утверждали, что Мессией будет сам воскресший Давид, а другие — что Мессия лишь будет носить имя Давид. Иоханан бен Заккай предсказывал приход царя Хизкияху в роли Мессии. Встречается также имя Менахем бен Хизкияху, которое может быть отнесено к руководителю антиримского восстания (см. Зелоты), либо просто символизировать грядущее «утешение» (Менахем — буквально `утешитель`). Мессию отождествляют даже с Иехудой ха-Наси (Санх. 98б). Иногда Мессией именуется Шалом (`мир`). В ранних источниках не упоминается «страдающий Мессия» — эта концепция появляется лишь в 3 в. Еще позднее страданиям Мессии был придан искупительный смысл (Санх. 98б; Пси. Р. 1626), хотя и иной, чем приданный христианством жертвенной смерти Христа.
Византия. Истинное лицо «благодетеля».
В свете нынешней клерикальной вакханалии, все чаще приходится слышать нелепости о «просвещении русских языческих варваров» Византией, которая выставляется образцом культуры, государственного строя и гуманистической программы.
«Византия дала русским православную веру.Именно греческие священники на первых порах составили основу церковного клира, деятельность которого заложила фундамент русской православной духовной культуры, искусства, архитектуры, книжности. Византия дала уроки первых международных договоров, законодательства, идеологического учения о верховной власти» — пиарят чьи-то слова безымянные блогеры интернета.
«Византия была не только наследницей античной культуры и римской государственности. Сама обогатившись православной верой, Византия обогатила мир православной культурой. Благодаря Византии православная культура стала достоянием не только Древней Руси, но также Болгарии, Сербии, Албании и многих других стран. С начала второго тысячелетия христианской эры православная культура приобретает уже вселенское значение» — неубедительно восторгается протоиерей Б. Пивоваров.
«Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей» — вкладывает эти слова у уста своих героев автор ПВЛ.
Сейчас Византии не существует уже половину тысячелетия, и некому подтвердить или опровергнуть эти дифирамбы. Оболваненный же народ готов поверить в сусальные сказки о неком идеальном государстве, которое каши манной не доедало в неусыпных заботах о «языческих варварах». Но что если все-таки копнуть не славословия, направленные на пополнение церковной казны, а данные современных ученых и древних хронистов-византийцев? Насколько красивая сказка соответствует реальности?
(Ниже представлены материалы, подготовленые на основе трудов Г.Г. Литаврина — российского историка, специалиста по средневековой истории южных славян,Византии и русско-византийских связей, академика РАН):
I. Социальный строй.
Восхваляемая современными клерикалами система византийского общества, на самом деле представляла собой зрелище жалкое и отвратительное. Всюду царило злоупотребление служителей закона, грабеж властьимущими и чиновниками простолюдинов сам приобретал форму закона, карьера и благосостояние многих низших чинов напрямую зависили от благоволения покровителя, а не личных заслуг, мздоимство достигало чудовищных размеров, «духовные отцы» стремились не отставать от властей в деле ограбления народа, и все это считалось еще неплохой стороной жизни, если вспомнить о рабстве… Впрочем, давайте подробнее.
1) «Положение париков в поместьях феодалов было нелегким, однако не всегда просто определить, сколь лучше жилось свободным налогоплательщикам: налоги были ниже частных рент, но сборщики сплошь и рядом, как мы увидим, не соблюдали законов. И все-таки в конце XI — в XII в. крестьяне страшились паричского состояния: человек жил надеждой достичь успеха в жизни, а зависимость от частного лица не давала таких перспектив. Согласно типовым задачам византийского учебника, доля господина достигала и трети и половины крестьянского урожая. Один из типиков (монастырских уставов) XI в. предписывал: если парик стал жить лучше ввиду доброго урожая, надо потребовать с него больше взносов в житницу и казну обители » (Г. Г. Литаврин, со ссылкой на «F. Miklosich, J. Muller. Acta et diplomata graeca medii aevi, v. VI. Vindobonae, 1890, p. 318.»)
2) » «Молодой человек, выучившийся на грамматика или нотария, т. е. на писца правительственной канцелярии, если он не имел сильного покровителя, начинал карьеру с низших ступеней (для высших чинов зачастую оказывалась необязательной и элементарная грамотность), медленно поднимаясь вверх в соответствии с табелью о рангах. Можно было до старости прослужить на низших постах, в вечном страхе за место, унижаясь перед невежественным начальником. Кекавмен советовал: когда начальник, бездарь и невежда, допускает ошибки, то первейший долг подчиненного — держать язык за зубами, иначе несдобровать . Если чиновнику покровительствовали крупные сановные лица или сам василевс, то тот быстро шел в гору, безнаказанно манкировал своими обязанностями, отлучался из канцелярии куда хотел и когда хотел, так как, получив чины и титулы, он приобщался к кругу сановной знати, главной обязанностью которой в столице было лишь парадное представительство да участие в торжественных церемониях. Для достижения карьеры требовались не столько деловые качества, сколько ловкость и догадливая верность начальству как в законном, так и незаконном деле. Сознание безнаказанности росло пропорционально успехам по службе. Беззакония и произвол сановника могли возмущать весь город. Но никто не решался намекнуть на это василевсу; подобострастные улыбки недавних хулителей неизменно встречали сановника на приемах.Начальник столичной тюрьмы при Алексее III Ангеле Лагос, договорившись с ворами, выпускал их ночами на разбой и получал определенную долю добычи. Когда Лагос незаконно арестовал одного состоятельного ремесленника, сотоварищи арестованного по ремеслу подняли бунт, поддержанный беднотой столицы. Высшего чиновника столицы — эпарха — с его отрядом забросали камнями, тюрьмы были разгромлены, заключенные выпущены, храмы разграблены. Был брошен клич о свержении василевса. Но к вечеру вызванные войска подавили мятеж. А виновник беспорядков Лагос? Он приступил к размещению по камерам новых заключенных бунтовщиков.Среднее и высшее чиновничество жило не столько на жалованье, сколько на взятки и хищения. Неистребимый порок бюрократической машины империи взяточничество — был почти легализован. Кроме того, именно высшие и средние чиновники получали от василевсов дары, привилегии, откупа и т. п.» (Г.Г. Литаврин)
3) «Многое изменилось с тех пор в жизни коллегий-корпораций, но они по-прежнему не являлись добровольными объединениями ремесленников или купеческими гильдиями, стоявшими на страже интересов своих членов. Это были созданные по воле властей сообщества, находившиеся под строгим надзором государства, которое ни в коей мере не заботилось об обеспечении максимально выгодных условий для деятельности членов корпораций. Не случайно поэтому основное внимание в «Книге эпарха» уделено общественным обязанностям руководителей и членов корпораций и их парадно-представительным функциям, не имевшим никакого отношения к производству и торговле. Члены корпораций серикариев и вестиопратов (торговцев дорогими одеждами) украшали улицы во время празднеств и торжеств (не явившиеся в праздник к точно указанному месту платили штраф, но могли подвергнуться и более суровому наказанию). Главы корпораций участвовали в церковных и правительственных церемониях. Именно они и составляли основной штат эпарха.» (Г. Г. Литаврин)
4) «До Х в. деятельность ростовщиков неоднократно возбранялась, но при Льве VI она была легализована окончательно. Ссудный процент, в зависимости от условий договора, устанавливался в пределах 8,33-16,67% от занятой суммы. Однако закон обходили: ссудный процент порой достигал трети займа.» (Г. Г. Литаврин)
II. Византийское государство так же не было идеалом, несмотря на пропахшую нафталином пропаганду, которой щеголяют современные клерикалы. Скорее оно напоминало дешевый театр или цирк с клоунской труппой и самовлюбленным грозным директором во главе. Закон бумажный противоречил практике его исполнения, аристократия интриговала за место у престола или прямо воевала за право его занять, а императоры были больтше озабочены заботами о собственном восхвалении, нежели действительно государственными делами. И снова рассмотрим подробнее:
1) «Василевс — помазанник божий — обладал безграничной властью. Однако удержаться на престоле в Византии было нелегко. Самая неограниченная монархия европейского средневековья, императорская власть в Византии, оказывалась самой непрочной. Император помыкал синклитом, самовластно распоряжался войском, покупал щедротами духовенство, пренебрегал народом. Но если при коронации ставшая традицией теория «божьего выбора» не находила воплощения в формальной церемонии согласия на царство со стороны синклита, войска, церкви и народа, оппозиция могла сделать это «упущение» знаменем борьбы против «незаконного» василевса. Императора обожествляли как божьего избранника, не было страшнее преступления, чем «оскорбление величества». Но мятеж против него как личности, недостойной трона, не осуждался, если мятежники выходили победителями.» (Г. Г. Литаврин)
2) «За 1122 года существования империи в ней сменилось до 90 василевсов. Каждый правил в среднем не более 13 лет. Почти половина императоров была свергнута и уничтожена физически. Сами византийцы задумывались над этим и не находили ответа. Никита Хониат с грустью замечал, что Ромейская держава подобна блуднице: «Кому не отдавалась!» Захвативший без труда власть, продолжал он, побуждает и других к тому же своим примером, особенно тех, которые «с перекрестков» вознеслись в сановники. Мечтали о троне многие, разглагольствуя при этом о незыблемости прав своего государя, если он был порфирородным (или багрянородным), и, напротив, о справедливости «перста божия», если узурпатор свергал порфирородного (ибо тот помыкал ромеями, «как неким отцовским наследием» (Г. Г. Литаврин со ссылкой на «Nicetae Choniatae historia». Bonnae, 1835, p. 274.)
3) «В Византийской империи организация власти, хозяйства и быта была основана на писаном законе. Справедливо, однако, замечание П. Безобразова, что в истории Византии не понять ничего, если не различать теорию и практику провозглашаемые законом нормы и их соблюдение 11. Так, закон признавал всех граждан империи (кроме рабов) свободными — а личная зависимость париков была распространенным явлением уже в конце XI в.; закон объявлял церковное имущество неприкосновенным — а оно изымалось неоднократно; закон утверждал всеобщее равенство в суде — а бедняк нигде не мог найти защиты; закон грозил лихоимцам, налоговым сборщикам, тяжкой карой, — а они процветали.» (Г. Г Литаврин)
4) «При острой нехватке денег в переплавку отправлялась дорогая дворцовая утварь, а также ценности, принадлежавшие лично василевсу и его родственникам, порой — и церковные вещи, что всегда вызывало конфликты с духовенством и осложняло внутреннюю обстановку.»(Г. Г. Литаврин)
5) «Режим византийской деспотии поддерживался и с помощью постоянной идейной обработки ромейских подданных, которой ежедневно занималась не только церковь, но и вся официальная правительственная пропаганда. Императора славили всюду. Принимаемые в торгово-ремесленные корпорации должны были клясться богом и здоровьем василевса. В праздники специальные гимны в его честь распевали перед народом цирковые партии. Толпе на улицах и площадях следовало выкрикивать хором «здравицу» и «славу» василевсу. Этой церемонии придавалась даже некая «конституционная» функция: василевс в нужном
Слово (Санкт-Петербург). Помазанник Божий
Аудио
Беседа с архимандритом Исидором (Минаевым).
Словосочетание «помазанник Божий» впервые упоминается в Ветхом Завете. Так сначала называли пророков, первосвященников и царей, а впоследствии стали называть византийских императоров, европейских христианских монархов и русских царей. Что же такое «помазанник Божий»? Об этом мы сегодня поговорим с настоятелем храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала) в Санкт-Петербурге архимандритом Исидором Минаевым.
– Что означает «помазанник Божий»?
– Это как современная инаугурация, только со священным оттенком, когда во время коронации царя помазывали (я говорю уже о последних российских императорах) святым миром. Первый раз каждый человек помазывается миром во время крещения (в Православной Церкви прежде всего). А когда человек принимает власть над целой страной, то Церковь молится о даровании ему особых сил. Чтобы управлять большой страной (да и любой страной), нужны сверхусилия, помощь Божия, особая благодать. Для этого совершается таинство Миропомазания.
Как говорится в русской пословице, все мы одним миром мазаны. Имеется в виду, что перед Богом все равны; в том смысле, что когда ребенка крестят, то и царского сына помазывают, и крестьянского, и ребенка, может, брошенного родителями. Миро – это священное вещество, освященное особым образом патриархом или предстоятелем Церкви. Эта благодать на всех проливается в равной степени. В этом смысле «все одним миром мазаны» можно перевести по-другому: перед Богом все равны.
Но когда царская власть реализовывается, тогда это миропомазание дает особую благодать помазаннику. Интересно даже, как это происходило. Для коронации царям (по крайней мере, последним императорам) шились особые мундиры, на которых в области груди вырезался квадратик, обшивался… Потому что кроме органов слуха, зрения, рук надо было мазать грудь; и чтобы не расстегивать мундир во время коронации (это не очень благовидно), открывалась эта ячейка – и помазывали царя священным миром.
В таинстве Миропомазания совершалось сугубое, особое помазание на царство. Взято это, конечно, из древности, когда пророки при посвящении царей на царство возливали им священное миро на голову. Тогда не было такого квадратика, просто брали кувшин и миро лили на голову. Но это было красиво, благодатно, по-старинному романтично (можно сказать – в духовном смысле). Это таинство пришло еще из Ветхого Завета.
– Как Вы считаете, помазание человека во время крещения не есть ли знак особого благословения человека для христианского служения в миру?
– Крещение, как и первое миропомазание, можно сравнить с посевом. В святоотеческой литературе часто встречается выражение, что крещение – это посев. Неправильно поступают люди, которые мало разбираются в вере и в качестве результата жизни говорят: «Я вчера покрестился». Мол, всё, финиш. «Даже крестик ношу». – Достают, показывают. На самом деле крещение – это первая ступенька лестницы, ведущей на небо. Там еще далеко идти, столько будет падений, вставаний (если они будут)…
Так и миропомазание, которое бывает у нас соединено с таинством Крещения. Это тоже как бы намерение – освящаются все органы чувств: помазываются уши, ноздри, рот (то есть чем мы слышим, дышим, говорим). Также грудь, руки, ноги. Это как бы призывание помощи Духа Святого, чтобы Он человека правильно направлял, некая живительная энергия, Божественная благодать, которая должна человеку дать силы, если он готов это воспринять. Очень часто мы не готовы воспринять ни любовь Божию, ни помощь Божию, ни правильные мысли, которые нам Господь влагает. Мы их или не замечаем, или отторгаем умышленно или по неопытности. Чтобы этого не происходило, а все было разумно и правильно, совершается это таинство, в котором священник молится о даровании Духа Святого крещаемому и освящении всей его жизни и всех его действий.
– По мнению многих политологов, историков, царская власть считается самой универсальной формой правления для России. Как Вы считаете, есть ли в ней преимущества перед другими формами правления?
– Отчасти есть. Евангелие чуть по-другому освящает этот вопрос. Почему есть преимущества? Потому, что ребенок-наследник сразу, с младых ногтей, готовится править народом, изучает специальные науки. Практически все царевичи были на военной службе в России (да и не только в России). Всегда наследник престола обязательно получал какой-то небольшой офицерский чин (это какой-нибудь командир роты или небольшого полка), получал военное воспитание и проходил военные учения. Он понимал, что это такое (не теоретически, как современные люди, которые даже в армии не служили, а рвутся управлять страной, не понимая, что они будут делать; такие «бостонские мальчики», что называется). И потом он изучал науки, языки, политику. Даже сейчас во всех королевских домах Европы есть список наследников (не меньше десяти), то есть первый претендент – цесаревич (в Европе он называется кронпринцем), а за ним какие-то двоюродные дяди, младшие братья. Понятно, что когда воспитывали этих мальчиков, то их готовили практически всех и объясняли им, что они перед Богом ответят, правильно управляли народом или погубили его, использовали, не замечали.
Я бы сказал, что в России во всех этих фальшивых выборах, на которые тратится огромное количество денег, утешает только то, что люди хоть какую-то работу получают в это время: появляются рабочие места, в этих штабах люди зарабатывают для своей семьи и так далее. Но все же это некий кукольный театр, я бы сказал. Что там доказывать? Все знают, кто будет следующий. Но, с другой стороны, никто никогда в православной или инославной среде не застрахован и от негодного наследника: какого-то человека с комплексами или жестокого, неуравновешенного, с психическими отклонениями (мы знаем такие примеры и в русской, и в зарубежной истории).
Я бы акцентировал внимание на том, почему Христос не воплотился в теле наследника, сына римского императора. Почему Ему надо было родиться в провинциальном Израиле у какого-то плотника, при неприглядных обстоятельствах… Никто же не знал, что Мария родила от Духа Святого (сейчас-то многие не могут это вместить), а муж у Нее был старый. Родился бы Христос наследником римского императора, пришел бы к власти и всю вселенную (а тогда все владения Римской империи считались вселенной), как когда-то князь Владимир или византийский царь Константин, окрестил бы: и иудеев, и Рим, и Грецию, и все, что им принадлежало. То есть через Свою власть привел бы всех к христианской вере.
Но смысл в том, что Христос не насилует. Понятно, если разверзнутся небеса, спустится лестница из ангелов и сойдет Господь, то – хочешь не хочешь – любой атеист уверует. Но это будет насилие над личностью. И Христос предложил такой образ: «Я стою у двери и стучу, хочешь – отвори Мне, Я войду, и мы с тобой будем вместе вечерять (то есть ужинать, общаться)». И это должно быть свободно.
Так вот, почему Христос, родившись в рабовладельческом строе, не призывал к свержению этого строя? Он, наоборот, говорит: «Родился рабом – будь рабом, служи не за страх, а за совесть; родился господином – будь господином, люби и рабов своих». То есть Он дает другой ключик к счастью и процветанию – любовь. Любой строй, как бы говорит Христос исподволь, несовершенный: рабовладельческий, республика, монархия, анархия, социализм, коммунизм, капитализм… Потому что люди – это такие существа, которые что хочешь испортят. Поэтому Он и говорит, что любая политическая структура несовершенна.
Единственное, что может нас спасти, – это любовь. И были же такие истории, зафиксированные документально в рабовладельческом строе, когда раб очень хорошо служил, именно как Христос сказал: не за страх, а за совесть. И господин не мог остаться к этому равнодушным, ценил его, улучшал его жилищные условия, давал ему дом, позволял ему жениться, обучал его детей. Если есть реальная любовь к людям, к подданным, к сотрудникам, соратникам, тогда все встает на места и все налаживается. Если любви нет, то никакой самый красивый, придуманный и изложенный на бумаге строй никогда не даст хороших плодов, так и останутся декларации.
Сколько мы их знаем? И империи, и Гитлер, и Кромвель, и Французская революция, наша русская революция – лозунги всегда прекрасные у всех, даже у Гитлера. А в итоге что получается? Потому что падшее естество человеческое все разрушает. И только любовь может оживотворить и спасти ситуацию. Вот об этом говорит Христос.
– Дорогие телезрители, спасибо, что были с нами. До новых встреч.
Ведущая Екатерина Соловьева
Записала Елена Кузоро
Добавить комментарий