Поместная церковь
Содержание
Римско-Католическая церковь Непорочного Зачатия в Грузинах
Московский зоопарк
Московский зоопарк — один из старейших зоопарков в Европе и четвёртый по площади зоопарк России после зоопарков Ярославля, Ростова-на-Дону и Новосибирска. Основан в 1864 году. Имеет стабильное количество посетителей в год — до 3,5 млн. человек. Входит в первую десятку зоопарков мира по посещаемости. В 1862 г. в московском Манеже прошла выставка животных, организованная Комитетом по акклиматизации животных и растений. По окончании выставки на руках у организаторов осталось много живых «экспонатов». Тогда и встал вопрос об открытии в Москве зоологического сада. Главным инициатором его создания был профессор Московского университета Анатолий Петрович Богданов. Рассматривались несколько вариантов размещения зоосада: Измайлово, Царицыно, Пресненские пруды. Выбор был сделан в пользу Пресни. Решающим фактором стала достаточная близость к центру города, а значит, удобство для потенциальных посетителей. Для устройства «живого музея на открытом воздухе» был засыпан один из прудов, у частных лиц были выкуплены соседние участки земли. И 31 января 1864 г. (12 февраля н. с.) Московский зоологический сад открылся. Любопытный факт. В 1681 г. подле Пресненских прудов был построен загородный дворец царя Федора Алексеевича. При царской резиденции находился Потешный двор, для которого в 1685 г. «на дело ларя белому медведю» опустили 13 досок полуторных сосновых, да под ларь этот смастерили «колеса самые добрые». Таким образом, первый зверинец существовал на Пресне еще в XVII веке. Первые постройки Зоологического сада спроектировал архитектор П.С. Кампиони. Он же доставил в Москву группу животных, подаренных Парижским акклиматизационным садом. Многие любители животных жертвовали Зоосаду деньги, дарили зверей. Командир фрегата «Светлана» И.И. Бутаков привез из кругосветного плавания коллекцию австралийских животных. Император Александр II подарил слона. В конце 1870-х – начале 1880-х годов в Ботаническом отделении Зоологического сада действовал «Семейный сад», устроенный известным антрепренером М.В. Лентовским. В последующие годы в Зоосаде были построены дополнительные павильоны и вольеры. При этом работали здесь известные московские зодчие: Л.Н. Кекушев, С.К. Родионов. В конце XIX века на углу Б. Грузинской и Б. Пресненской (ныне – Красная Пресня) улиц вместо простенькой деревянной арки появился нарядный вход с двумя башнями по проекту архитектора К.К. Гиппиуса. Действовала Биологическая станция, здание которой в неоклассическом стиле было возведено по проекту Р.И. Клейна (Конюшковская улица, дом 31, стр. 1). Существенно пострадал зоосад во время событий 1905 г.: был разрушен целый ряд зданий, сгорела библиотека, уничтожен Аквариум. В 1919 г. Зоологический сад национализировали. В последующие годы его территория существенно увеличилась, были созданы научные лаборатории и научно-исследовательские подразделения, а сам он получил новое, привычное для нас название, – Зоопарк. В 1936 г. в Зоопарке был построен новый вход, по проекту скульпторов В.А. Ватагина и Д.В. Горлова, просуществовавший до 1964 г. К 850-летию Москвы, в 1990-е годы, Зоопарк реконструировали (работы велись МНИИП «Моспроект 4»). Появилась новая входная группа, целый ряд новых вольеров, различные тематические экспозиции. В настоящее время в Московском зоопарке содержится более 1100 видов и почти 8000 экземпляров различных представителей фауны.
На территории Польши проживает немало людей православного вероисповедания, поэтому во время церковных праздников (и не только) они часто задаются вопросом, есть ли в их городе православные храмы, куда можно сходить на богослужение, послушать молитвы на родном языке, либо просто посетить святое место, которое навевает спокойствие, умиротворение и мысли о доме. Чтобы немного облегчить поиск, «Польша Сегодня» подготовила для вас список самых популярных среди прихожан православных храмов в Польше.
Православная церковь Марии Магдалины в Белостоке
В Белостоке половина населения является представителями Православной церкви, поэтому неудивительно, что самые старинные и известные храмы находятся именно здесь. Православная церковь Марии Магдалины – одна из самых старых из сохранившихся до наших дней церквей в Белостоке. Храм был основан гетманом Яном Клеменсом Браницким в 1758 г. Интересным яляется то, что в 1966 г. она была внесена в реестр памятников архитектуры Польши.
Собор Николая Чудотворца в Белостоке
Собор Николая Чудотворца в Белостоке — один из самых красивых и знаменитых в Белостоке. Храм был построен в 1843–1846 гг. Главной святыней Собора являются нетленные мощи мученика младенца Гавриила Белостокского (Заблудовского), перенесенные 22 сентября 1992 г. из собора в белорусском городе Гродно.
Православная Церковь Веры, Надежды, Любви и их матери Софии в Сосновце
Православная церковь святых Веры, Надежды, Любви и их матери Софии является административным центром одного из двух православных приходов, охватывающих территорию нынешнего Силезского воеводства. Храм был построен в 1888-1889 гг.. и стилизирован по византийскому образцу. Примечательно, что в церкви также находится, более чем столетний иконостас.
Спасо-Преображенский собор в Люблине
Спасо-Преображенский собор в Люблине – один из старейших православных храмов на территории Польши. Был возведен в 1607-1633 гг. Собор является главным в Люблинско-Холмской епархии Польской Автокефальной Православной Церкви и резиденцией Преображенского благочиния Люблина. В феврале 1960 г. Спасо-Преображенский собор был также внесен в реестр памятников Польши.
Собор Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Варшаве
Собор Святой Равноапостольной Марии Магдалины был построен в столице Польши в 1869 г. На сегодняшний день в колокольне храма находится 9 колоколов, вылитых в Германии, а основным элементом интерьера является позолоченный иконостас. В 1921 г. церковь была переименована в кафедральный собор, а после получения автокефалии в 1925 г., храм стал главной святыней Польской православной церкви. В 1926 г. в храме разместили Ченстоховскую икону Божией Матери, которая более известна, как «Черная мадонна», поскольку именно эта икона считается главной святыней та территории Польши.
Татьяна Пастушина
Немного о Поместных Православных Церквях
Что мы, православные, знаем о себе? Сколько нас? Из каких Поместных Церквей состоит единая Церковь Христова? Чем занимаются в каждой из них? Данная публикация призвана немного прояснить этот вопрос.
Здесь вы не найдёте развёрнутых докладов о положении дел в той или иной Церкви, но немного статистики и интересных фактов дадут вам представление о том, чем и как живут Православные Церкви в разных странах мира.
Церковь Христова
Исторически сложилось так, что единая Церковь, основанная Спасителем, делится на ряд православных общин по территориальному принципу. Эти общины находятся между собой в общении через богослужение, молитвы друг за друга и дипломатические контакты. Они признают друг друга абсолютно равными и разрешают возникающие затруднения посредством совместных обсуждений на Церковных соборах.
Каждая канонически признанная часть единой Церкви имеет свою иерархию (епископов), непрерывная цепь рукоположений которых восходит к самим апостолам, и томос об автокефалии (особый документ о самостоятельности), выданный материнской Церковью или является древней кафедрой, напрямую основанной апостолами.
В настоящее время, в мире насчитывается 15 Поместных Православных Церквей: Константинопольская Церковь, Александрийская Церковь, Антиохийская Церковь, Иерусалимская Церковь, Русская Церковь, Грузинская Церковь, Сербская Церковь, Болгарская Церковь, Румынская Церковь, Кипрская Церковь, Элладская Церковь, Албанская Церковь, Польская Церковь, Церковь Чешских земель и Словакии и Американская Церковь.
В совокупности, численность православных христиан в мире на сегодняшний день оценивается в 225-300 000 000 человек.
Самой крупной Церковью является Русская (180 000 000 верующих), самой древней – Иерусалимская (основана в день Пятидесятницы апостолами Петром и Иоанном), самой молодой – Американская (получила автокефалию в 1970 году), первенствующей по чести – Константинопольская (после отпадения Римской в 1054 году), первенствующей в миссионерстве – Александрийская (с конца 1930-х годов паства выросла в сотни раз).
Одной из крупнейших проблем современной Церкви является наличие у нескольких патриархатов епархий в диаспорах. Это приводит к существованию на одной и той же территории (например, в США, Канаде, Западной Европе или Австралии) одновременно епископов двух, трёх или даже шести разных Поместных Церквей, что создаёт благоприятную почву для конфликтов.
Русская Церковь
К канонической территории Русской Православной Церкви относится 16 государств: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Эстония, Латвия, Литва, Китай, Япония и Монголия.
В Московский патриархат входит ряд самоуправляемых Церквей: Русская Православная Церковь за границей, Украинская Православная Церковь, Японская Православная Церковь, Китайская Православная Церковь.
Русская Церковь насчитывает порядка 300 епархий, 1 000 монастырей, 35 000 приходов, 40 500 священнослужителей и около 180 000 000 верующих.
С конца XX столетия усилия Церкви сосредоточены на просвещении жителей на территории бывшего СССР, особенно молодёжи, за годы советской власти во многом утративших христианские традиции и веру. В последние годы Церковь также предпринимает шаги по возрождению Православия в Китае и занимается миссионерской деятельностью в Юго-Восточной Азии.
В 2009 году был преодолён долгий раскол с РПЦЗ, в результате чего последняя стала частью Русской Православной Церкви. За последние годы Русской Церкви удалось добиться значимого присутствия в армии, возродить институты тюремного духовенства и сестричеств милосердия при больницах, а также добиться введения в школах изучения курса “Основы православной культуры”.
Церковь активно использует средства массовой информации (в том числе и собственные: телеканалы «Спас» и «Союз», радио «Вера», интернет-издания «Православие.ру», «Седмица.ру», «Православие и мир», «Фома» и др.).
Константинопольская Церковь
Константинопольский патриархат с давних пор пытается распространить свою каноническую территорию на все области, не входящие в канонические территории других Поместных Церквей. Константинопольский патриарх даже усвоил себе титул «Вселенский».
Однако фактически, территории Константинопольской Церкви включают в себя территорию Турции в Малой Азии, Стамбул с пригородами, некоторый острова Эгейского моря, полуостров Афон, остров Крит и епархии греческой диаспоры, существующие в тех или иных странах, а также Финляндия. Финляндская Церковь и архиепископия Крита пользуются правами широкой автономии. Также имеет спорную юрисдикцию в Эстонии.
Церковь насчитывает около 5 255 000 верующих на всех подконтрольных территориях, 63 епархии, около 60 монастырей, 3 200 приходов и 130 епископов. Возглавляет Церковь 232-й Константинопольский патриарх Варфоломей.
После отпадения в ересь Римской Церкви, Константинопольский патриарх имеет преимущество чести среди Предстоятелей Поместных Церквей. Преимущество чести даёт патриарху Константинополя право созыва и председательствования на общеправославных мероприятиях, обращения к остальному миру от имени всех Церквей при условии, что он уполномочен на это всеми поместными Православными Церквами, а также решения споров между Поместными Церквями, если они обе апеллируют к нему, как к арбитру.
Из-за сложного материального положения не признаёт автокефалию Американской Православной Церкви, так как значительную часть денежных средств получает от приходов в США и Канаде.
Александрийская Церковь
Александрийского патриарха, как и первосвященника Рима, часто называют папой. Александрия является древней кафедрой, основанной самими апостолами, а также родиной монашества, с чем связан высокий авторитет Церкви в мире.
Несколько веков Церковь боролась с монофизитским расколом, затем находилась под недружественной властью различных мусульманских правительств и относительную свободу в своих действиях получила лишь в XX веке.
Канонической территорией Александрийского патриархата являются все страны Африки. С 1930-х годов Церковь ведёт активную миссию среди жителей континента и на текущий момент её паства насчитывает более 6 800 000 человек в 31 епархии.
Миссионеры Церкви ведут проповедь и совершают богослужения на греческом, арабском, французском и английском языках, а также на языках коренных народов Африки. Среди священников и епископов патриархата много чернокожих. Крупные православные общины уже сложились в Уганде, Кении, Танзании, Нигерии, ЮАР, Зимбабве, Камеруне, Заире, Гане и на Мадагаскаре.
Помимо христианской проповеди, патриархат занимается строительством учебных заведений и больниц, а также организацией гуманитарных акций. Среди недавних важных начинаний Церкви можно упомянуть открытие православного университета на Мадагаскаре.
Антиохийская Церковь
Также древняя апостольская кафедра, имеющая своим центром Дамаск и распространяющая юрисдикцию на Сирию, Ливан, Ирак, Иран, Кувейт, ОАЭ, Оман, Бахрейн, Катар, а также некоторые православные общины в США и Западной Европе.
Несколько веков Церковь находилась в условиях официального доминирования ислама на канонической территории и запрета на проповедь христианства. В последнее время, в связи с дестабилизацией обстановки в регионе и деятельностью террористических групп, находится в исключительно тяжёлых условиях существования.
Несмотря на открытые исламистами гонения и геноцид христиан, Церковь насчитывает около 7 500 000 верующих, объединённых в 22 епархии и более чем 400 приходов. Основные богослужебные языки – арабский и греческий, а также английский.
Особенностью развития жизни Антиохийской Церкви в последние двадцать лет стала миссия среди жителей США и Канады и значительное увеличение численности патриархата из-за массового перехода в Православие англиканских и протестантских общин, для которых была создана особая митрополия западного обряда. Также приходы Антиохийской Церкви в США уже несколько десятилетий пополняются православными беженцами с Ближнего Востока.
Иерусалимский Патриархат
Иерусалимский патриархат был самой первой христианской общиной в мире, созданной ещё апостолами Петром и Иоанном Богословом в местах, где непосредственно проповедовал и жил Господь Иисус Христос. На территории патриархата располагается большинство наиболее значительных святынь всего Христианского мира.
Каноническая территория патриархата состоит из Израиля, Палестины и Иордании, а также Синайского полуострова. Автономная Синайская Церковь уникальна тем, что состоит из единственного монастыря святой Великомученицы Екатерины, возглавляемого архиепископом, которого рукополагает Иерусалимский патриарх.
Патриархат насчитывает около 130 000 верующих, в основном греков и арабов, на языках которых и совершается богослужение. В 4 епархиях патриархата действуют 65 приходов и 25 монастырей. Кафедральным собором патриарха является храм Гроба Господня.
Патриархату принадлежит около 18% всей территории в Иерусалиме. Одним из важнейших направлений в деятельности Иерусалимской Церкви является сохранение и поддержание в должном состоянии христианских святынь, а также организация доступа к ним и проживания в Израиле паломников со всего мира.
Грузинская Церковь
Каноническая территория этого патриархата довольно небольшая – Грузия и Абхазия. Также католикосу-патриарху всея Грузии подчиняются епархии в Европе, Северной Америке и Австралии.
Грузинская Церковь насчитывает около 3 500 000 верующих. 45 епархий объединяют под своими омофорами 170 монастырей и 550 приходов, в которых служат порядка 1300 священнослужителей. Это одна из наиболее древних Церквей в мире. Предание гласит, что именно территория Грузии выпала в качестве жребия для проповеди Божией Матери.
Богослужения в Церкви ведутся на грузинском языке, что является одной претензий абхазов и осетин, которые с давних пор имеют переводы богослужений и Евангелия на свои языки. Приходы в Абхазии в настоящее время заявили о своей автокефалии (которая имеет исторические основания в виде существования собственного патриархата) и находятся в расколе с Грузинской Церковью.
Грузинский патриарх Илия II придумал оригинальную меру по поддержке рождаемости в стране – он лично становится крёстным у каждого третьего и последующих детей.
Сербская Церковь
Первое массовое крещение сербов, поселившихся на Балканском полуострове, произошло при византийском императоре Ираклии, а в 869 году по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин прислал к сербам греческих священников.
Каноническая территория Сербского патриархата распространяется на несколько государств: Сербию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Словению, Хорватию и Черногорию, а также на несколько епархий в Венгрии, Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии.
Церковь состоит из более чем 3 500 приходов, объединённых в 46 епархий и насчитывает 47 действующих епископов, около 1 900 священников и 1 300 монашествующих. Церковь возглавляется патриархом, резиденция которого находится в Белграде. В богослужении используются церковно-славянский и сербский языки.
С 1967 года несколько епархий Сербского патриархата находятся в расколе, объявив себя Македонской Православной Церковью, которая не признаётся другими Церквями. Эта ситуация очень болезненна для Сербской Церкви и она ведёт с отделившимися епархиями переговоры о воссоединении.
Румынская Церковь
Христианство на территории Румынии, в тогдашней Дакии, впервые появилось ещё в I веке. Предание гласит, что первую проповедь Евангелия сюда принёс апостол Андрей Первозванный.
Богослужения в Румынском патриархате ведутся на румынском и украинском языках. Церковь насчитывает более 18 800 000 верующих. Церковь состоит из 38 епархий, 11 674 приходов и 475 монастырей, в которых служат более 14 600 священнослужителей. Кафедра патриарха – в Бухаресте.
Православие в Румынии имеет статус государственной религии, и румынские священнослужители и церковнослужители находятся на содержании властей. В школах страны священниками официально преподаётся Закон Божий.
Румынская Церковь имеет юрисдикцию над самой Румынией, а также епархии в Северной Америке и Западной Европе, включающие в основном румынскую диаспору. Также патриархат стремится расширить свою каноническую территорию за счёт канонической территории Русской Церкви в Молдавии и на Украине.
Болгарская Церковь
В Болгарии более 8 000 000 православных христиан. В 15 епархиях Болгарского патриархата служит более 1 500 священнослужителей в 120 монастырях и 2600 приходах. Резиденция патриарха находится в столице страны Софии.
Канонической территорией Болгарского патриархата являются сама Болгария и епархии в Западной Европе, Северной Америке и Австралии. Начало распространению христианства на территории Болгарии было положено ещё в I веке первыми учениками апостолов.
С 1992 года в Церкви, при посредстве властей, происходил большой раскол, уврачевать который смог лишь собор с участием Предстоятелей семи Поместных Церквей. Последний раскольнический иерарх принёс покаяние лишь в 2012 году, после чего раскол можно считать окончательно уврачёванным.
За богослужением во всех Православных Храмах в Болгарии, во время Великого входа до сих пор поминается император Александр II и русские воины, погибшие за освобождение Болгарии в войне с Турцией 1877-1878 годов.
Кипрская Церковь
На острове Кипр благовествовали слово Божие апостолы Павел, Варнава и Марк, а позже епископов одного из кипрских городов был Лазарь Четверодневный, воскрешённый Спасителем.
В 1960 году Кипрская Республика провозгласила независимость, президентом которой стал Предстоятель Кипрской Церкви. Однако в 1974 году более трети территории острова было оккупировано турецкими войсками и до настоящего момента контролируется Турцией. При этом, епархии на оккупированной территории были упразднены, духовенство изгнано, а храмы закрыты, сожжены или обращены в мечети.
Кипрская Церковь с центром в Никосии возглавляется архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра и не имеет канонических территорий за пределами острова. В 9 епархиях Церкви числятся более 500 приходов и более 40 монастырей (в виду оккупации действуют 6 епархий и 9 монастырей). 600 священнослужителей окормляют примерно 450 000 православных верующих.
Элладская Церковь
Каноническая территория Элладской Церкви включает в себя территорию современной Греции и некоторых острова Эгейского моря, которые исторически были частью Константинополького патриархата, но в XIX веке получила автокефалию в связи с возникновением самостоятельного королевства Греция.
Канонический статус некоторых территорий до сих пор не урегулирован окончательно и они считаются «временно переданными» Элладской Церкви Константинопольским патриархатом.
Церковь в Греции находится на содержании государства, а в школах страны вполне официально преподаётся предмет «Закон Божий». Православие в Греции является государственной религией, которую исповедует около 85% населения страны.
Паства Церкви состоит из более чем 9 245 000 человек. В Элладской Церкви 81 епархия, 200 монастырей и около 9 300 священнослужителей. Богослужения совершаются на греческом языке. Церковь придерживается новоюлианского календаря. Возглавляет Церковь архиепископ Афинский и всея Эллады.
Албанская Церковь
Первые сведения о существовании христианства в Албании относятся к III веку. Однако первая епископская кафедра Албанской Церкви учреждена в X веке благодаря миссионерским трудам учеников святых братьев Кирилла и Мефодия – Климента и Наума
Епархий в Албанской Церкви всего 4 и они возглавляются 4 епископами, старший из которых является Предстоятелем Церкви и носит титул архиепископа Тиранского и всей Албании. В Церкви около 100 приходов, около 100 священников и дьяконов и порядка 700 000 православных христиан.
Каноническая территория Церкви включает только Албанию, где православное население проживает преимущественно на юге страны. Богослужения совершаются на албанском, греческом и валахском языках. Автокефалия Церковью получена относительно недавно – в 1937 году от Константинопольского патриархата.
В 1991 году, после жестоких гонений коммунистического правительства, в Албании было лишь 15 священников. Прибывшему из Константинопольского патриархата митрополиту Анастасию пришлось приложить огромные усилия для восстановления церковной жизни в стране.
Была открыта духовная семинария, рукоположены ещё трое архиереев и несколько священников, составлен новый устав Албанской Церкви, а также восстановлено и освящено несколько церквей. На сегодняшний день церковная жизнь в Албании всё ещё восстанавливается.
Польская Церковь
Польскую Православную Церковь возглавляет митрополит Варшавский и всея Польши. Юрисдикция Церкви включает территорию Польши, а также епархии в Португалии и Бразилии.
После выхода Польши из состава Российской империи в 1918 году, епархии Русской Православной Церкви в Польше не могли нормально функционировать из-за двойного противодействия со стороны большевистских властей в России и националистического правительства в Польше. В итоге, в период домашнего ареста в России святого патриарха Тихона, Константинопольский патриарх самочинно даровал Польской Церкви автокефалию. Неканонический томос не был признан Русской Церковью и лишь в 1948 году Русская Церковь вторично, уже канонически, даровала Польской Церкви автокефалию.
Сегодня Польская Церковь насчитывает около 600 000 мирян в 8 епархиях, 11 монастырей и более 230 приходов. В Церкви 11 действующих епископов и более 410 священников и диаконов. Основная часть верующих проживает на Юго-Востоке Польши.
В 1990 году к Польской Церкви, на правах широкой автономии, присоединились несколько православных епархий и приходов в Португалии и Бразилии. Богослужения совершаются не только на польском и церковнославянском, но также на украинском и португальском языках.
С 1996 года Церковь много трудов посвящает социальному служению, открывая центры помощи малоимущим, организовывая гуманитарные акции и создавая сестричества при больницах. Также возрождён древний институт братств с определённой узкой специализацией (издательская деятельность, миссионерство, работа с молодёжью и т.п.), действующий как на уровне приходов, так и на уровне епархий или даже Церкви в целом.
Церковь Чешских земель и Словакии
Основателями Православной Церкви в Чехии и Словакии считаются просветители славян равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, проповедовавшие в IX веке. Позднее католики почти полностью вытеснили или подчинили местных православных священнослужителей, и своё второе рождение Православие в Чехии и Словакии пережило в XIX столетии, когда на этой территории появились несколько епархий Сербской Церкви.
В период Второй Мировой войны Чехословацкая Церковь помогала народу сопротивляться немецким оккупантом, за что многие священнослужители были расстреляны или попали в заключение. После войны Чехословацкая Церковь перешла в юрисдикцию Русской Церкви, от которой получила автокефалию в 1951 году. Автокефалия не признавалась Константинопольским патриархом до 1998 года.
К канонической территории Церкви Чешских земель и Словакии относятся Чехия и Словакия. Резиденция митрополита находится в Праге. Языки богослужения – церковнославянский, словацкий и чешский.
К Чехословацкой Церкви себя причисляет около 100 000 православных христиан. Церковь делится на 4 епархии и имеет около 250 приходов и более 200 клириков. В последние два десятилетия Церковь в Чехии и Словакии очень быстро растёт за счёт перехода в Православие представителей других христианских деноминаций. Особенностью Церкви также является почти полное отсутствие монашествующих. Православные монастыри начали появляться лишь в последние несколько лет.
С 2013 года в Церкви начался раскол при активном вмешательстве Константинопольского патриархата, вследствие которого избранному Поместным собором Чехословацкой Церкви новому Предстоятелю митрополиту Ростиславу стал противостоять архиепископ Оломоуцкий Симеон, стремящийся создать альтернативный синод и возглавить Церковь. Раскол не урегулирован до сих пор.
Американская Церковь
Американская Православная Церковь получила автокефалию от материнской Русской Церкви в 1970 году. Основной язык богослужения – английский. Возглавляет Церковь архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады.
Автокефалию Американской Церкви признают Русская Церковь, Болгарская Церковь, Грузинская Церковь, Польская Церковь, Церковь Чешских земель и Словакии.
Православие в Америке стало распространяться благодаря усилиям миссионеров Русской Православной Церкви ещё в XVIII веке, среди жителей Аляски, Алеутских островов, Калифорнии и Гавайев. В XX столетии в США иммигрировало значительное количество православных христиан из стран бывшей Российской империи, которых окормляли иерархи, ранее направленные на кафедры от Русской Православной Церкви, а также иерархи РПЦЗ. Вскоре, благодаря активной миссионерской деятельности, паства Церкви заметно увеличилась за счёт местного англоговорящего населения.
В Американской Церкви 14 епархий, 25 монастырей, около 650 приходов и четыре крупных учебных заведения. Православная община Американской Церкви составляет более 1 000 000 человек и довольно быстро увеличивается. Каноническая территория включает в себя США, Канаду, а также некоторые приходы в Мексике, Южной Америке и Австралии.
Андрей Сегеда
ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ
Квазиденоминация
Китайского происхождения
Организация также известна под названием «Местная церковь» или просто «Церковь» с обозначением города ее пребывания: «Церковь в Москве», «Церковь в Петербурге», «Церковь в Гонконге» и т. п. При этом в английском варианте в названии имеется определенный артикль: например, «The Church in Moscow», что подчеркивает исключительный характер этой церкви. Более точно это название можно перевести как «Единственная Церковь в Москве». Последнее время в России организация все чаще фигурирует под именем «Церковь домашних собраний».
I. Основные данные
1. Основатель: Ни Тошэн (1903 – 1972). Его имя переводят как Уочман Ни, то есть «Сторож Ни». Он также известен как Ни Шуцзу или Генри Ни.
Ни Тошэн родился в 1903 г. на юге Китая в семье методистов, однако сам он принял крещение только в 1920 г. Ни учился в нескольких миссионерских школах, где разочаровался в христианстве и даже на какое-то время отошел от него. Однако под влиянием китайской евангелистки Доры Юй он вернулся к вере и поступил учиться в Библейский колледж, который она возглавляла. Там на него произвело большое впечатление общение с китайскими евангелистами, которые проповедовали создание отдельной, независимой от империалистов китайской церкви. Они критиковали западных протестантов, обвиняя их в фарисействе и в том, что они придерживаются мертвых форм, изменяют живому духу христианства. Уже в 1922 г. Ни Тошэн порвал со всеми группами и начал самостоятельно проповедовать Евангелие в Шанхае и его окрестностях. В 1927 г. он собрал группу единомышленников, основав общину со временем получившую название «Место собрания христиан», а затем – «Церковь зала собраний». Уочман Ни много путешествовал по Китаю, активно проповедуя и создавая новые общины. Он обличал «традиционализм» различных христианских общин и деноминаций, настаивая на том, что необходимо преодолевать излишнюю привязанность к ритуалам (в чем обвинял протестантов), и учил, что христиане должны объединяться по месту жительства под руководством старейшин, которые не имеют статуса пасторов.
Значительное влияние на Уочмана Ни оказали идеи «Плимутского братства», основанного в Англии в 1831 г. и с начала ХХ века активно занимавшегося миссионерской деятельностью в Китае. Члены «Плимутского братства» регулярно проводили домашние молитвенные собрания, особое внимание уделяя пророчествам и подготовке к Страшному Суду, который они вскоре ожидали. Поведение членов этого братства жестко регламентировалось, им категорически запрещалось общение с членами других деноминаций. Уочман Ни активно сотрудничал с лондонским отделением братства, изучал методы проповеди, богословские идеи его главы и даже сумел получить финансовую поддержку. Однако в конце 30-х годов он порвал и с ними, поскольку желал полной самостоятельности и стремился к созданию свободной от иностранных влияний церкви. Однако от «Плимутского братства» у Ни Тошэна остались некоторые богословские идеи и сборник религиозных песнопений «Гимны малого стада».
В 1939 г. Ни Тошэн отошел от религиозной деятельности и занялся бизнесом, основав вместе с братом в захваченном японцами Шанхае фармацевтическую фабрику, которая вскоре стала приносить солидный доход. Управление общиной он передал своему ученику Ли Чаншоу, известному под именем Уитнесс Ли. В 1947 г. Уочман Ни посетил Тайвань, где основал еще одну фабрику по производству лекарств, а также купил землю и основал школу проповедников. Сам Ни Тошэн не успел уехать на Тайвань, он был арестован коммунистами и получил 15 лет лагерей. После начала культурной революции срок продлили. Он пробыл в заключении в общей сложности 20 лет и скончался 1 июня 1972 г. в одном из исправительных лагерей. Его творческое наследие весьма обширно – неполное собрание сочинений составляет 20 томов.
2. Время основания:
1927 г.
3. Место основания:
Китай
4. Регион распространения:
В настоящее время «Поместная Церковь» распространилась по всему миру. Наибольшее число последователей в США, Гонконге и на Тайване. В феврале 1998 г. на сайте «Поместной Церкви» в Интернете указывалось, что она действует в 169 городах в России, на Украине, в Белоруссии, Армении, Латвии и Литве. По заявлению «Поместной Церкви», в 1996 г., в России у нее было около 2000 полноправных членов, однако влияние этой организации значительно выше, поскольку книги Уочмана Ни и Уитнесса Ли, а также журнал «Поток» печатаются миллионными тиражами и распространяются повсеместно. Это обеспечивает «Поместной Церкви» большое число «сочувствующих».
5. Местонахождение руководящего центра:
штат Калифорния, США
6. Организационная структура:
«Поместная церковь» имеет жесткую иерархическую структуру. Жизнь всех членов общины строго контролируется руководством.
Члены «Поместной Церкви» делятся на первичные общины – «семьи», каждая из которых трижды в неделю проводит молитвенные собрания. Четыре семьи составляли группу. По мере роста числа верующих семьи разделяются на ячейки по 15 человек, в каждую из которых входят двое ответственных за посещаемость собраний.
7. Базовая литература:
Книги Уочмана Ни и Уитнесса Ли
У «Поместной Церкви» есть издательство под названием «Живой поток» («Living Stream»). Однако формально в структуру церкви оно не входит, являясь отдельным независимым издательством (что всячески подчеркивается). В то же время, все сотрудники издательства являются членами «Поместной Церкви» и вся выпускающаяся литература имеет к этой церкви самое непосредственное отношение.
Издательство «Живой поток» выпустило собственный перевод Библии с английского на русский, украинский и армянский языки (так называемая «Версия восстановления» или «Восстановительный перевод»). Издания «Живого Потока» особенно популярны среди баптистов и пятидесятников.
8. Периодические издания:
- Журнал «Поток»
9. Другие средства массовой информации:
Данных нет
10. Учебные заведения:
В деле подготовки миссионеров «Поместной Церкви» очень важна ежегодная конференция в Лос-Анджелесе. Конференция обычно длится неделю, а потом четыре недели идет семинар, на котором готовят проповедников. До своей смерти 9 июня 1997 г. подготовкой миссионеров занимался лично Уитнесс Ли.
II. Учение
1. Истоки учения:
протестантизм
2. Краткое изложение учения:
Учение «Поместной Церкви» в целом мало отличается от протестантского, однако его особенностью является безоговорочное следование трактовкам Уочмана Ни и Уитнесса Ли, которые порой характеризуются совершенной богословской безграмотностью или даже содержат откровенно неортодоксальные идеи.
Уитнесс Ли считал, что его действиями непосредственно руководит Сам Бог и требовал от последователей безоговорочного подчинения. Это четко прослеживается в его проповедях: «Позвольте мне сообщить вам секрет моего идеального совершенства в качестве мощного столпа для действий Господа. Братья типа Бенсона Филипса и Джона Со движутся к совершенству потому, что у них совершенно нет собственных идей. Недавно брат Бенсон мощно заявил, что единственное, что он знает, – это следовать служению брата Ли. Когда Джон Со остановился с нами в Лос-Анджелесе, он не знал ничего, кроме впитывания каждой детали этого служения…» Уитнесс Ли также заявлял: «Не ду майте, что это мое учение, это откровение Господа». Следовательно, «Поместная Церковь» имеет чистое неискаженное христианское учение, базирующееся непосредственно на Откровении от Бога.
Все остальные христианские общины в «Поместной Церкви» принято называть «деноминациями». Это слово имеет негативный оттенок и противопоставляется понятию «церковь», которое применяется только к самой «Поместной Церкви». Обычно утверждается, что обратиться к Богу человек может и в «деноминациях», но полностью прийти к Нему – только в «Поместной Церкви». В других деноминациях тоже есть истинные христиане, но они не знают, что они истинные христиане. К тому же, истинные христиане пребывают там как бы временно, потому что, узнав о существовании «Поместной Церкви», они сразу переходят туда. А если не переходят, значит, они не истинные христиане. Считается, что люди, которые находятся в «деноминациях», слепы. Естественно, что каждый христианин, который обретает зрение, не может более находиться там и вступает в «Поместную Церковь»: «лишь слепая овца может оставаться в загоне. Как только у нее открываются глаза, она перепрыгивает через забор и бежит к пастбищу, на зеленую травку, к теплому солнышку, на свежий воздух».
При этом, отношение к «деноминациям» отнюдь нельзя назвать миролюбивым. «Что такое великий Вавилон? Это смесь из христианства. Великий Вавилон – это блудница-мать со множеством блудниц-дочерей. Римско-Католическая Церковь – это мать, а все деноминации – это ее дочери». И далее: «Мы просто отказываемся от религии, мы отказываемся от христианства. В ранние дни своего существования Церковь должна была отказаться от иудаизма. Сегодня мы отказываемся от христианства».
Католическую Церковь Уитнесс Ли объявляет «апокалиптической Иезавелью» из церкви Фиатирской, которая называет себя пророческой и вводит в заблуждение детей Божиих (Откр. 2, 20 – 23). Протестантов он сравнивает с Сардийской церковью, о которой апостол Иоанн говорит: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3, 1). Плимутское братство – это Лаодикийская церковь: «Ты ни холоден, ни горяч» (Откр. 3, 15 – 16).
Уитнесс Ли утверждает, что подлинное учение Христа было утрачено примерно с 60 года по Р. Х., а к концу II в. в Церкви не осталось практически ни капли истины, сама же Церковь стала «Вавилонской блудницей». Таким образом, к началу Реформации XVI в. на Земле стояла кромешная тьма. Он пишет: «Но через краткое время после завершения Нового Завета Церковь начала терять все важные вещи, которые можно найти в Библии. И в конце концов к XV в. все было потеряно. Люди знали лишь совсем немножко от Бога». Уитнесс Ли считает, что Мартином Лютером, графом Цинцендорфом, Моравскими братьями, Джоном Уэсли, методистами и Плимутским братством были сделаны некоторые шаги по направлению к восстановлению истинной Церкви. Затем на смену им пришли протестантские фундаменталисты, пятидесятники и евангелисты, но истинной «возрожденной церковью» является только община Уитнесса Ли.
Учения других христианских общин проверяются членами «Поместной Церкви» на истинность следующим образом: если учение расходится с доктриной Уитнесса Ли, – оно считается ошибочным.
Однако в действительности среди высказываний Уитнесса Ли есть богословские утверждения, которые, с точки зрения исторического христианства, являются откровенно еретическими. Так, одним из основных элементов его учения является концепция «смешивания» («mingling» или «blending»). Согласно учению Уитнесса Ли, Бог сотворил человека, чтобы «смешаться» с ним в вечности. Тогда Бог перестает быть просто Богом и делается Богочеловеком (Христос является примером такого «смешения»). Человек также перестает быть просто человеком и делается человекобогом. Таким образом, цель существования человека – смешаться с Богом. Согласно Уитнессу Ли, в конце времен человек и Бог сделаются единым целым; человек восполнит Бога, а Бог восполнит человека. Человек был сотворен нейтральным по отношению к Богу и к сатане. Намерение Бога было в том, чтобы нейтральный невинный человек принял в себя Бога и смешался, слился с Ним. Однако, человек согрешил и принял в свое тело сатану, смешался с ним, сам частично сделавшись сатаной. В физическом плане это привело к тому, что тело – это сатана в прямом смысле, душа заключена внутри тела, значит, она тоже не имеет доступа к Богу и полностью отождествляется с сатаной. «Наша падшая душа, наше внутреннее «я» – это и есть сам диавол, который в нас живет» – пишет Уитнесс Ли. Таким образом, злом провозглашается не грех (бунт против Бога), а сама человеческая идентичность (На эти взгляды Уитнесса Ли, несомненно, повлияло его восточное происхождение).
Объясняя термин «смешивание», Уитнесс Ли подчеркивает, что это полное слияние: «это как чай и вода – если вы подливаете чайную заварку в воду, то это делается единой «чайной водой», в которой чай и вода уже неразделимы. До такой же степени наши тело и душа смешаны с сатаной, дух же наш умер после падения». Однако у Бога есть Свой план спасения, который состоит в том же смешивании или слиянии. Христос стал первым человеком, который полностью смешался с Богом и в таком состоянии явился нам, чтобы оживить наш дух и чтобы через дух мы тоже могли смешиваться с Богом.
По утверждению Уитнесса Ли, если человек является истинным христианином (то есть принадлежит к «Поместной Церкви»), его дух, который был мертв, оживает и смешивается со Христом. Таким образом, он делается в полном смысле единым с Богом, становится Богочеловеком. Уитнесс Ли говорит, что поскольку Христос – Богочеловек, то мы, приходя в Его Церковь («Поместную»), тоже становимся «боголюдьми». «Мы можем различаться числом, но по природе мы с Ним абсолютно то же самое» – пишет он. Смешивание происходит постепенно. День за днем христианин впитывает Слово Божие («ест и пьет Христа»), постепенно смешиваясь с Ним. Кроме того, всем верующим необходимо постоянно «смешиваться» друг с другом, чтобы в конце концов превратиться в единое, неразделимое тело. Тогда в единое тело может войти Святой Дух.
Несомненно, такое учение о человеческой природе и о спасении значительно отличается от общехристианского. Ни в одной из конфессий христиане обычно не считают себя «боголюдьми» и не воспринимают спасение как «смешение с Богом» или «растворение» в Нем. Такое понимание спасения характерно, скорее, для восточных религий. Единство Церкви также не предполагает формирования из верующих однородной безликой массы.
Тема «смешивания» переходит в учении Уитнесса Ли и на христологию, порождая совершенно неортодоксальные утверждения. Так, в «Поместной Церкви» считается что божественная и человеческая природы во Христе до такой степени смешаны, что в Нем остается лишь природа Богочеловеческая. Уитнесс Ли заявляет: «Его человеческая природа добавилась к божественной природе, и две природы, которые раньше были разделены, стали одной». Такое учение явно противоречит христианскому, согласно которому, «Христос познаваем в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо» (Халкидонский Собор).
Учение «Поместной Церкви» о Пресвятой Троице следует древней ереси монархианства, точнее, ее разновидности – модализму (учению о том, что Ипостаси Троицы – это только «образы» или «модусы» единого Бога. Уитнесс Ли объясняет Троицу так: «Есть просто люди, а есть люди с большой целью. Вот есть такой человек с большой целью, он просыпается у себя дома. К нему подходят его дети – он для них отец. Потом он идет в университет, и там он – профессор. Потом он идет в больницу – и там он врач. Так кто же он – отец он, или он врач, или он профессор? Так же и Бог – нату ра с очень большой целью. Поэтому Он может быть Отцом, Сыном и Святым Духом». «Бог во Христе прошел через длинный процесс – процесс воплощения, распятия, воскресения и вознесения. Тот самый Бог из первой главы Бытия прошел такой процесс… Сегодня, после приготовления, сам Христос является Духом животворящим… Этот Христос, после своего приготовления, теперь является животворящим Духом». Таким образом, согласно Уитнессу Ли, Бог-Отец Сам был распят на Кресте (ересь патрипассианства). Подобное богословие чуждо не только традиционным христианским Церквам, но и протестантизму.
Порой, богословские высказывания Уитнесса Ли заходят еще дальше: «Как Бог, Он Отец, Он Сын, Он Дух, Он Господь, Он Христос. И Он все другие предметы: Он свет, Он жизнь, Он воздух, вода, еда, одежда, место жительства». Бог, согласно Уитнессу Ли, – это также и Церковь (имеется в виду «истинная», т. е. «Поместная Церковь»). Она добавляется к Троице в качестве четвертой Ипостаси: «Теперь Они четыре в Одном – это Отец, Сын, Дух и Тело, то есть церковь». Судя по всему, это утверждение призвано показать божественную сущность «Поместной Церкви» и, тем самым, еще более укрепить верность и послушание ей со стороны последователей.
Примеры, приводимые Уитнессом Ли для объяснения Троицы, не без оснований воспринимаются многими как крайне примитивные и кощунственные. Он пишет:
«Покупая арбуз, вы предполагаете съесть его, а желудок займется перевариванием. Другими словами, вы предполагаете усвоить этот арбуз. Как это можно сделать? Сначала вы покупаете целый арбуз; потом режете его ломтями; затем, прежде чем арбуз попадает к вам в желудок, жуете его, пока он не превратится в кашицу. (…) Я думаю, что это прекрасный пример Троицы. Обычно арбузы больше нашего желудка. Как можно проглотить большой арбуз, когда рот у нас маленький, а горло узкое? Прежде чем арбуз сможет принять размеры, удобные для еды, его нужно разрезать на ломти. Затем при еде он превращается в кашицу. (…) Бог-Отец сопоставим с целым арбузом; Сын – с ломтями; наконец, Дух – с кашицей»…
Кроме того, Св. Дух – это «…всеизлечивающая поливитаминная таблетка. Достаточно одной таблетки, чтобы разрешить ваши нужды. Представьте себе только, какая это таблетка! Излечение – в этой таблетке. Одна доза Святого Духа избавит тебя ото всех неприятностей» и т. п.
Такое примитивное понимание христианского учения явно выдает в Уитнессе Ли человека, совершенно невежественного в вопросах богословия и, по сути, слабо разбирающегося в христианстве.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Сами члены «Поместной церкви» считают себя «внеденоминационными протестантами», однако абсолютное большинство протестантов их таковыми не признает. Некоторые православные исследователи, например, Александр Дворкин, вообще не относят «Поместную Церковь» к христианским общинам, считая, что эта организация – «основанная на восточном пантеизме и древних ересях тоталитарная секта с элементами оккультизма и четко разработанными методами контролирования сознания своих адептов». К подобному мнению склоняются и сотрудники Санкт-Петербургского «Центра Апологетических исследований», относящие «Поместную Церковь» к разряду «культов».
1. Основные этапы истории
«Поместная Церковь» ведет свое происхождение от «Церкви зала собраний», основанной в Китае в 1920-х годах. В это время под влиянием антизападных настроений часть китайских протестантов порвала с иностранными руководителями миссий, при этом не отказываясь от самого протестантизма. Возникло течение сторонников «национальной церкви, свободной от империалистического влияния». Одним из искателей новых церковных форм стал Ни Тошэн, который в 1922 году порвал со всеми протестантскими группами и начал самостоятельно проповедовать Евангелие. В 1927 г. он основал общину под названием «Место собрания христиан», позднее переименованную в «Церковь зала собраний». В 1938 г. «Церковь зала собраний» имела уже много отделений в провинциях Китая. В ней было 128 постоянных сотрудников, которые назывались апостолами и путешествовали от общины к общине, регулируя духовную жизнь верующих.
В 1939 г. Ни Тошэн отошел от управления своей церковью, передав его своему ученику Ли Чаншоу, известному как Уитнесс Ли или «Свидетель Ли» (1905 – 1997). Уитнесс Ли стал подлинным вдохновителем и идеологом организации. Если Уочман Ни был динамичным проповедником, то Уитнесс Ли оказался способным организатором. Его авторитет был поистине непререкаем. Каждое его слово стенографировалось и немедленно публиковалось, несмотря на многочисленные ошибки и неточности (порой объясняющиеся плохим знанием английского языка).
Ли Чаншоу родился в северной китайской провинции Шаньдунь. Он происходил из семьи китайских баптистов. В 1925 г. Ли принял крещение и стал прихожанином одной из независимых китайских церквей, которая так и называлась «Китайская независимая церковь». Он поддерживал связи и с миссионерами «Плимутского братства». Переломным моментом в его жизни стало знакомство с Уочманом Ни, чьи слова о том, что не следует осуждать пятидесятников за впадение в транс на молитвенных собраниях, ибо пути к Богу многообразны, произвели на него сильнейшее впечатление. Несколько лет Ли проповедовал на севере Китая, разработав свою методику миссионерской работы. Он организовывал маленькие общины из представителей самых разных профессий, что давало им возможность самообеспечения. Потом эти общины переселялись в районы, где совсем не было христиан, и начинали там миссионерскую деятельность. Однако из-за вмешательства японских оккупационных властей этот проект провалился. В 1943 г. Ли Чаншоу был арестован и попал в японскую тюрьму. После освобождения Китая он вновь приступил к миссионерской деятельности. Именно ему пришлось восстанавливать после войны разрушенную структуру «Церкви зала собраний». Он разделил верующих на первичные общины – «семьи», каждая из которых трижды в неделю проводила молитвенные собрания. Четыре семьи составляли группу. По мере роста количества прихожан семьи разделяли на ячейки по 15 человек, в каждую из которых входили двое ответственных за посещаемость. Постепенно регламентация поведения стала ужесточаться: на всех верующих были заведены личные дела и был окончательно закреплен принцип: «ничего нельзя делать, не спросясь у руководства».
К моменту прихода коммунистов к власти в Китае община уже обладала значительными средствами, которые использовались на приобретение земли и строительство молельных домов. Источником дохода была, в частности, фирма Уочмана Ни, которая была передана в собственность церкви, а также добровольные вклады верующих. К 1949 г. «Церковь зала собраний» имела на территории Китая 600 общин и 70 000 членов.
В том же году Уитнесс Ли переселился с семьей на Тайвань, где Уочман Ни имел свою фабрику и школу проповедников. Там было основано издательство «Тайванская комната евангельской книги» и сеть общин, которая всего через пять лет насчитывала уже 20 000 прихожан.
В 1962 г. Уитнесс Ли объявил, что Бог призывает его переехать в США. Он основал «Церковь в Лос-Анджелесе», и вскоре многие его приверженцы с Тайваня последовали за ним. Община стала быстро пополняться американскими членами, и новые собрания стали возникать по всей стране. В 1965 г. был основан «Живой Поток», ставший издательским филиалом движения. В Лос-Анджелесе стали проводится ежегодные конференции. На первой такой конференции, проведенной в 1962 г., присутствовало 70 человек. В 1964 г. число участников конференции выросло до 132 человек из различных городов США и даже из других стран. В 1969 г. собралось 462 человека со всех концов США и из целого ряда зарубежных стран, в том числе Бразилии, Канады и Дании. В 1970 г. было уже 1300 чел овек, а зарубежные гости приехали из таких далеких стран, как Таиланд, Сингапур и Малайзия.
2. Современная деятельность
Члены «поместной Церкви» активно проповедуют в метро и на улицах. Стиль их миссионерской деятельности практически не отличается от стиля работы «Церкви Христа». Отличить миссионеров этих двух течений весьма непросто. Однако подошедшие к вам члены «Церкви Христа» на вопрос: «Вы из Церкви Христа?», скорее всего, ответят утвердительно. Миссионеры из «Поместной церкви» в большинстве случаев скажут, что они «просто христиане». Члены «Поместной Церкви» посвящают миссионерской деятельности практически все свободное время. Это является обязательным условием пребывания в организации. Уитнесс Ли учил последователей: «Нам всем нужно посвящать больше времени завязыванию контактов с людьми. Один вечер в неделю должен использоваться для ваших личных дел, три вечера – для церковных собраний и три остающихся вечера – для завязывания контактов с людьми. Помимо этих трех вечеров, я надеюсь, что вы будете использовать каждый из своих обеденных перерывов для этой же цели».
Уитнесс Ли пишет: «…Церковь должна быть вашим единственным интересом. Что является вашим интересом сегодня: учеба? бизнес? семья? Мой единственный интерес – это церковь. Мы все должны стать такими «алкоголиками» ради церкви». Все личное полностью подавляется. Зачастую последователи «Поместной Церкви» одинаково одеваются, одинаково подстрижены и говорят с одинаковыми интонациями. Показателен рассказ Уитнесса Ли о том, как он покупал себе ботинки. Куда бы он ни заходил, всюду продавались слишком модные ботинки, а ему были нужны немодные, «чтобы не превозноситься». Разумеется, этот рассказ воспринимается как прямое руководство к действию, поэтому члены «Поместной Церкви» стараются не покупать ботинки, которые могут быть сочтены модными. Они одеваются весьма скромно, но галстук и белая рубашка обязательны. В этом, несомненно, проявляется групповое (характерное для китайцев и других азиатских народов) сознание: доминирует стремление не выделяться из группы, быть «как другие».
Этот же принцип господствует и на молитвенных собраниях «Поместной Церкви», которые обычно проходят в школах или в арендованных кинозалах. Во время совместной молитвы собравшиеся громко нараспев повторяют: «О Господь Иисус!», постепенно доходя до всеобщего исступления. Уитнесс Ли утверждает, что если произносить эти слова определенным образом, то будешь находиться «в Духе». В состоянии коллективного религиозного экстаза, достигаемого такой «молитвой» сам смысл выкрикиваемых слов значит несравнимо меньше, чем возникающая эмоциональная атмосфера. Слова, в принципе, могут быть любыми. Характерно, что для вхождения в состояние «пребывания в Духе» рекомендуется «отключить ум» или «выйти за пределы своего ума».
Практика «молитвочтения» обосновывается цитатой из 2 Тим 3, 16, где говорится, что все Писание богодухновенно. На основании этого Уитнесс Ли заявляет, что Писание – это Дух Бога. Следовательно, Писание – это Сам Бог или Сам Христос. Он пишет: «С этого момента мы должны считать Библию самой сущностью Бога, а не откровением Бога». «Из Библии очевидно, что Слово Христово ни капли не меньше, чем Сам Христос». «Когда мы занимаемся молитвочтением, мы духовно едим и пьем сущность Христову». Уитнесс Ли утверждает, что каждое слово Писания нужно читать при помощи «молитвочтения», тогда вы будете наполнены Словом, которое есть Сам Господь. При этом, рекомендуется не слушать слова, но наслаждаться Самим Богом через слово. Главное – все воспринимать «духом», а не разумом. «Мы истинно наслаждаемся совместным молитвочтением Слова на наших собраниях. Оно намного лучше, чем проповедь или учение, потому что в него включается дыхание. Когда мы молитвочитаем Слово, мы просто дышим вовнутрь себя Иисуса… Мы собираемся не для того, чтобы получить немного учения, но чтобы на нас подышал Господь Иисус, принять в себя Господа Иисуса через дыхание». Таким образом, библейские тексты, как правило, воспринимаются последователями «Поместной Церкви» исключительно на эмоциональном уровне, в то время как их подлинный смысл зачастую остается неясным.
IV. Ответвления
Данных нет
V. Библиография
- Дворкин А. Л. «Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования», Изд-во братства святого Александра Невского, Нижний Новгород, 2000.
Добавить комментарий