Поместные церкви в православии
Содержание
- Поместные православные церкви
- Автокефальные церкви
- Частично признанные автокефалии
- Самочинные автокефалии
- Другие непризнанные (отколовшиеся) православные церкви
- Примечания
- Литература
- Немного о Поместных Православных Церквях
- Православные церкви всего мира
- ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ
- Список православных церквей
- Смотри также
Поместные православные церкви
Автокефа́льная церковь (от греч. αυτός — «сам» и κεφαλή — «голова») — в православии самостоятельная поместная церковь, административно полностью независимая от других православных поместных церквей, но единая с ними в вероучении и пребывающая с ними в литургическом (евхаристическом) общении.
Первые автокефальные церкви возникли в процессе обособления патриархатов и митрополий в провинциях Византийской империи. Автокефальность не следует смешивать с церковной автономией.
В древности автокефальной называлась независимая от местного митрополита архиепископия, подчинённая непосредственно патриарху.
Автокефальные церкви
См. также: Автокефалия и Православная церковь
Согласно диптиху, принятому в Константинопольской церкви, в настоящее время существуют 15 автокефальных православных церквей (из которых 14 являются общепризнанными и одна частично признанная церковь), которые расположены в следующей иерархии чести:
- Константинопольская (более 2 млн чел.)
- Александрийская (более 6,5 млн. чел.)
- Антиохийская (1 млн 370 тыс. чел.)
- Иерусалимская (130 тыс. чел.)
- Русская (статистика не ведётся)
- Сербская (10 млн чел.)
- Румынская (16 млн чел.)
- Болгарская (около 8 млн чел.)
- Грузинская (4 млн чел.)
- Кипра (420 тыс. чел.)
- Эллады (около 8 млн чел.)
- Польская (500 тыс. чел.)
- Албании (около 700 тыс. чел.)
- Чешских земель и Словакии (более 150 тыс. чел.)
- Украинская (ПЦУ)
Диптихи, принятые в других поместных церквях, могут несколько отличаться от диптиха Константинопольской церкви. Например, в диптихе Русской православной церкви существуют 11 общепризнанных церквей и одна частично признанная церковь, которые расположены в следующем порядке:
- Антиохийская (1 млн 370 тыс. чел.)
- Иерусалимская (130 тыс. чел.)
- Русская (статистика не ведётся)
- Грузинская (4 млн чел.)
- Сербская (10 млн чел.)
- Румынская (16 млн чел.)
- Болгарская (около 8 млн чел.)
- Кипра (420 тыс. чел.)
- Польская (500 тыс. чел.)
- Албании (около 700 тыс. чел.)
- Чешских земель и Словакии (более 150 тыс. чел.)
- Православная церковь в Америке (около 1 млн. чел.)
Константинопольская православная церковь в диптихе Русской православной церкви отсутствует с 14 сентября 2018 года, когда Священный синод РПЦ принял решение приостановить поминовение патриарха Константинопольского за богослужениями, а также сослужение с иерархами Константинопольского патриархата.. В ответ на признание ПЦУ, Русская православная церковь исключила из своего диптиха Элладскую церковь (3 ноября 2019 года) и Александрийскую церковь (8 ноября 2019 года).
Существуют также автономные церкви, находящиеся в подчинении у какой-либо автокефальной церкви (например, Синайская церковь зависима от Иерусалимской).
Частично признанные автокефалии
Православная церковь в Америке
Основная статья: Православная церковь в Америке
Автокефалия ПЦА была предоставлена Русской православной церковью в 1970 году.
Православные церкви, признающие автокефалию ПЦА:
- Русская
- Грузинская
- Болгарская
- Польская
- Чешских земель и Словакии
Остальные Православные церкви не признают автокефальный статус ПЦА, в то же время не оспаривая её каноничность, так как считают её самоуправляемой частью Русской православной церкви.
Православная церковь Украины
Основная статья: Православная церковь Украины
Автокефалия ПЦУ была предоставлена Константинопольской православной церковью в 2019 году.
Православные церкви, признающие автокефалию ПЦУ:
- Константинопольская
- Эллады
- Александрийская
Остальные Православные церкви либо отвергают канонический статус ПЦУ, либо пока не давали официальных комментариев насчёт её признания.
Самочинные автокефалии
- 1448 год — самостоятельное избрание в Москве собором епископов предстоятеля Русской митрополии — считается началом автокефалии Русской православной церкви от Константинопольской церкви. Получение от него канонической независимости произошло только 26 января (5 февраля) 1589 года, когда, по согласию патриарха Константинопольского Иеремии II, был избран первый патриарх Русской православной церкви Иов (патриарх Московский).
- В 1865 году Румынская православная церковь провозгласила себя автокефальной, но Константинопольский патриархат признал её только в 1885 году.
- В 1872 году Константинопольский патриарх объявил филетизм ересью в связи с болгарской схизмой — самопровозглашением болгарским духовенством автокефалии. Только 22 февраля 1945 года Константинопольская патриархия издала томос, упразднивший схизму между Константинопольской и Болгарской церквами.
- 9 (22) ноября 1917 появление Украинской автокефальной православной церкви.
- В 1918 году Польша вновь стала самостоятельным католическим государством, а Православная церковь выделилась в самочинную автокефалию. Томосом Григория VII, патриарха Константинопольского, от 13 ноября 1924 года получила признание в своём статусе.
- С 1922 года появление преследуемых советскими властями катакомбных церквей в России.
- С 1922 года появление Турецкой православной церкви.
- С 10 (23) марта 1924 года раскол Старостильных церквей.
- 1—3 марта 1927 года Димитрий (Беликов) в условиях частой смены церковного руководства объявил Томскую епархию автокефальной. Был запрещён в служении заместителем Патриаршего местоблюстителя, архиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем).
- С 29 июля 1927 года появление Русской зарубежной церкви. После 17 мая 2007 года в расколе остался Синод противостоящих.
- В 5 июня 1948 года в городе Констанце был проведён собор, объявивший о создании Белорусской автокефальной православной церкви и избравший её архиепископом Сергия (Охотенко).
- В 1967 году Македонская православная церковь провозгласила самочинную автокефалию (под главенством архиепископа Охридского и Македонского).
- 5—6 июня 1990 года в Киеве состоялся «Всеукраинский собор УАПЦ». Собор выработал и утвердил новый устав УАПЦ. На Соборе была самочинно провозглашена автокефалия, избран «патриарх Киевский». Им стал Мстислав (Скрипник).
- 25—26 июня 1992 года состоялся учредительный собор Украинской православной церкви Киевского патриархата.
- В 1993 году провозгласила автокефалию Черногорская православная церковь.
- С мая 2011 года имеет место раскол в Абхазской православной церкви.
Другие непризнанные (отколовшиеся) православные церкви
Кроме 15 автокефальных канонических православных церквей, перечисленных выше, существуют другие де-факто независимые церкви, возникшие в XVII—XXI веках. Многие из них не признаются 15 каноническими православными церквями.
- Русская православная церковь заграницей. 17 мая 2007 года в Москве был подписан Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ, ознаменовавший вхождение большей части РПЦЗ под юрисдикцию Московского патриархата на правах самоуправляемой церкви.
- Российская православная автономная церковь
- Русская истинно-православная церковь
- Украинская автокефальная православная церковь каноническая
- Белорусская автокефальная православная церковь
- Русская православная старообрядческая церковь
- Русская древлеправославная церковь
- Древлеправославная поморская церковь
- Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия
> См. также
- Автономная церковь
- Митрополичий округ
- Автокефальная архиепископия
Примечания
- Прот. Владислав Цыпин. Автокефалия // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 199—202. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
- Dr. Lewis J. Patsavos, Ph.D. Unity and Autocephaly: Mutually Exclusive?
- Other Orthodox Churches // Ecumenical Patriarchate of Constantinople
- Определением Священного синода Русской православной церкви от 15 октября 2018 года прекращено Евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом.
- The Orthodox Church of Albania Архивировано 26 января 2008 года.
- Ecumenical Patriarch officially grants independence to Ukrainian Orthodox Church | KyivPost — Ukraine’s Global Voice. KyivPost (5 января 2019). Дата обращения 14 декабря 2019.
- The Orthodox Church of Albania Архивировано 26 января 2008 года.
- Церковь в Америке
- Эксперт: РПЦ дала адекватную оценку притязаниям Константинополя. ТАСС, 14.09.2018.
- Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви, 17.10.2019
- Русская православная церковь, в связи с признанием Православной церкви Украины со стороны предстоятеля Элладской православной церковь Иеронима II, прекратила евхаристическое общение с ним, хотя и выразила стремление сохранить молитвенное общение с теми из архиереев Элладской церкви, кто не станет признавать каноничность ПЦУ — Патриарх Кирилл впервые не помянул на литургии главу Элладской церкви // РИА Новости, 03.11.2019
- РПЦ прекратит поминовение Александрийского патриарха из-за его поддержки ПЦУ. Интерфакс, 8.11.2019.
- Русская православная церковь прекратила молитвенное и евхаристическое общение с патриархом Александрийским Феодором II, но сохранила церковное общение с архиереями Александрийской церкви, кроме тех, которые поддержали или в будущем поддержат ПЦУ — Журналы заседания Священного Синода от 26 декабря 2019 года. Журнал 151. Патриархия.ru.
- ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ В АМЕ́РИКЕ//БРЭ
- Православная Церковь в Америке: СПРАВКА Pravmir
- Все члены синода Константинополя подписали томос об автокефалии ПЦУ Российская газета
- Патриарх Варфоломей подписал указ о признании ПЦУ Euronews
Литература
- Автокефальная церковь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Ульянов О. Г. Дарование автокефалии pro et contra: взгляд историка и богослова «Το δώρο της αυτοκεφάλιας». Лекция 21.9.2018.
- протоиерей Владислав Цыпин. 27. Церковь и территория. Церковная диаспора.. Автокефальные и автономные церкви. // Церковное право : Курс лекций. — М.: Круглый стол по религиозному образованию в Рус. Правосл. церкви, 1994.
Автокефальные | |||||
---|---|---|---|---|---|
Исторические автокефальные |
|
||||
Автономные |
|
||||
Само- управляемые |
в составе РПЦ | в составе КПЦ | другие | ||
Примечания: 1) Автокефалия ПЦА признана 5 из 14 общепризнанных автокефальных церквей, остальные считают её частью РПЦ. 2) Автокефалия ПЦУ и рукоположения епископов УАПЦ и УПЦ КП, вошедших в неё, признаны 3 из 14 общепризнанных автокефальных церквей. 3) Существование структуры на заявленной территории признано не всеми поместными церквами. |
Немного о Поместных Православных Церквях
Что мы, православные, знаем о себе? Сколько нас? Из каких Поместных Церквей состоит единая Церковь Христова? Чем занимаются в каждой из них? Данная публикация призвана немного прояснить этот вопрос.
Здесь вы не найдёте развёрнутых докладов о положении дел в той или иной Церкви, но немного статистики и интересных фактов дадут вам представление о том, чем и как живут Православные Церкви в разных странах мира.
Церковь Христова
Исторически сложилось так, что единая Церковь, основанная Спасителем, делится на ряд православных общин по территориальному принципу. Эти общины находятся между собой в общении через богослужение, молитвы друг за друга и дипломатические контакты. Они признают друг друга абсолютно равными и разрешают возникающие затруднения посредством совместных обсуждений на Церковных соборах.
Каждая канонически признанная часть единой Церкви имеет свою иерархию (епископов), непрерывная цепь рукоположений которых восходит к самим апостолам, и томос об автокефалии (особый документ о самостоятельности), выданный материнской Церковью или является древней кафедрой, напрямую основанной апостолами.
В настоящее время, в мире насчитывается 15 Поместных Православных Церквей: Константинопольская Церковь, Александрийская Церковь, Антиохийская Церковь, Иерусалимская Церковь, Русская Церковь, Грузинская Церковь, Сербская Церковь, Болгарская Церковь, Румынская Церковь, Кипрская Церковь, Элладская Церковь, Албанская Церковь, Польская Церковь, Церковь Чешских земель и Словакии и Американская Церковь.
В совокупности, численность православных христиан в мире на сегодняшний день оценивается в 225-300 000 000 человек.
Самой крупной Церковью является Русская (180 000 000 верующих), самой древней – Иерусалимская (основана в день Пятидесятницы апостолами Петром и Иоанном), самой молодой – Американская (получила автокефалию в 1970 году), первенствующей по чести – Константинопольская (после отпадения Римской в 1054 году), первенствующей в миссионерстве – Александрийская (с конца 1930-х годов паства выросла в сотни раз).
Одной из крупнейших проблем современной Церкви является наличие у нескольких патриархатов епархий в диаспорах. Это приводит к существованию на одной и той же территории (например, в США, Канаде, Западной Европе или Австралии) одновременно епископов двух, трёх или даже шести разных Поместных Церквей, что создаёт благоприятную почву для конфликтов.
Русская Церковь
К канонической территории Русской Православной Церкви относится 16 государств: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Эстония, Латвия, Литва, Китай, Япония и Монголия.
В Московский патриархат входит ряд самоуправляемых Церквей: Русская Православная Церковь за границей, Украинская Православная Церковь, Японская Православная Церковь, Китайская Православная Церковь.
Русская Церковь насчитывает порядка 300 епархий, 1 000 монастырей, 35 000 приходов, 40 500 священнослужителей и около 180 000 000 верующих.
С конца XX столетия усилия Церкви сосредоточены на просвещении жителей на территории бывшего СССР, особенно молодёжи, за годы советской власти во многом утративших христианские традиции и веру. В последние годы Церковь также предпринимает шаги по возрождению Православия в Китае и занимается миссионерской деятельностью в Юго-Восточной Азии.
В 2009 году был преодолён долгий раскол с РПЦЗ, в результате чего последняя стала частью Русской Православной Церкви. За последние годы Русской Церкви удалось добиться значимого присутствия в армии, возродить институты тюремного духовенства и сестричеств милосердия при больницах, а также добиться введения в школах изучения курса “Основы православной культуры”.
Церковь активно использует средства массовой информации (в том числе и собственные: телеканалы «Спас» и «Союз», радио «Вера», интернет-издания «Православие.ру», «Седмица.ру», «Православие и мир», «Фома» и др.).
Константинопольская Церковь
Константинопольский патриархат с давних пор пытается распространить свою каноническую территорию на все области, не входящие в канонические территории других Поместных Церквей. Константинопольский патриарх даже усвоил себе титул «Вселенский».
Однако фактически, территории Константинопольской Церкви включают в себя территорию Турции в Малой Азии, Стамбул с пригородами, некоторый острова Эгейского моря, полуостров Афон, остров Крит и епархии греческой диаспоры, существующие в тех или иных странах, а также Финляндия. Финляндская Церковь и архиепископия Крита пользуются правами широкой автономии. Также имеет спорную юрисдикцию в Эстонии.
Церковь насчитывает около 5 255 000 верующих на всех подконтрольных территориях, 63 епархии, около 60 монастырей, 3 200 приходов и 130 епископов. Возглавляет Церковь 232-й Константинопольский патриарх Варфоломей.
После отпадения в ересь Римской Церкви, Константинопольский патриарх имеет преимущество чести среди Предстоятелей Поместных Церквей. Преимущество чести даёт патриарху Константинополя право созыва и председательствования на общеправославных мероприятиях, обращения к остальному миру от имени всех Церквей при условии, что он уполномочен на это всеми поместными Православными Церквами, а также решения споров между Поместными Церквями, если они обе апеллируют к нему, как к арбитру.
Из-за сложного материального положения не признаёт автокефалию Американской Православной Церкви, так как значительную часть денежных средств получает от приходов в США и Канаде.
Александрийская Церковь
Александрийского патриарха, как и первосвященника Рима, часто называют папой. Александрия является древней кафедрой, основанной самими апостолами, а также родиной монашества, с чем связан высокий авторитет Церкви в мире.
Несколько веков Церковь боролась с монофизитским расколом, затем находилась под недружественной властью различных мусульманских правительств и относительную свободу в своих действиях получила лишь в XX веке.
Канонической территорией Александрийского патриархата являются все страны Африки. С 1930-х годов Церковь ведёт активную миссию среди жителей континента и на текущий момент её паства насчитывает более 6 800 000 человек в 31 епархии.
Миссионеры Церкви ведут проповедь и совершают богослужения на греческом, арабском, французском и английском языках, а также на языках коренных народов Африки. Среди священников и епископов патриархата много чернокожих. Крупные православные общины уже сложились в Уганде, Кении, Танзании, Нигерии, ЮАР, Зимбабве, Камеруне, Заире, Гане и на Мадагаскаре.
Помимо христианской проповеди, патриархат занимается строительством учебных заведений и больниц, а также организацией гуманитарных акций. Среди недавних важных начинаний Церкви можно упомянуть открытие православного университета на Мадагаскаре.
Антиохийская Церковь
Также древняя апостольская кафедра, имеющая своим центром Дамаск и распространяющая юрисдикцию на Сирию, Ливан, Ирак, Иран, Кувейт, ОАЭ, Оман, Бахрейн, Катар, а также некоторые православные общины в США и Западной Европе.
Несколько веков Церковь находилась в условиях официального доминирования ислама на канонической территории и запрета на проповедь христианства. В последнее время, в связи с дестабилизацией обстановки в регионе и деятельностью террористических групп, находится в исключительно тяжёлых условиях существования.
Несмотря на открытые исламистами гонения и геноцид христиан, Церковь насчитывает около 7 500 000 верующих, объединённых в 22 епархии и более чем 400 приходов. Основные богослужебные языки – арабский и греческий, а также английский.
Особенностью развития жизни Антиохийской Церкви в последние двадцать лет стала миссия среди жителей США и Канады и значительное увеличение численности патриархата из-за массового перехода в Православие англиканских и протестантских общин, для которых была создана особая митрополия западного обряда. Также приходы Антиохийской Церкви в США уже несколько десятилетий пополняются православными беженцами с Ближнего Востока.
Иерусалимский Патриархат
Иерусалимский патриархат был самой первой христианской общиной в мире, созданной ещё апостолами Петром и Иоанном Богословом в местах, где непосредственно проповедовал и жил Господь Иисус Христос. На территории патриархата располагается большинство наиболее значительных святынь всего Христианского мира.
Каноническая территория патриархата состоит из Израиля, Палестины и Иордании, а также Синайского полуострова. Автономная Синайская Церковь уникальна тем, что состоит из единственного монастыря святой Великомученицы Екатерины, возглавляемого архиепископом, которого рукополагает Иерусалимский патриарх.
Патриархат насчитывает около 130 000 верующих, в основном греков и арабов, на языках которых и совершается богослужение. В 4 епархиях патриархата действуют 65 приходов и 25 монастырей. Кафедральным собором патриарха является храм Гроба Господня.
Патриархату принадлежит около 18% всей территории в Иерусалиме. Одним из важнейших направлений в деятельности Иерусалимской Церкви является сохранение и поддержание в должном состоянии христианских святынь, а также организация доступа к ним и проживания в Израиле паломников со всего мира.
Грузинская Церковь
Каноническая территория этого патриархата довольно небольшая – Грузия и Абхазия. Также католикосу-патриарху всея Грузии подчиняются епархии в Европе, Северной Америке и Австралии.
Грузинская Церковь насчитывает около 3 500 000 верующих. 45 епархий объединяют под своими омофорами 170 монастырей и 550 приходов, в которых служат порядка 1300 священнослужителей. Это одна из наиболее древних Церквей в мире. Предание гласит, что именно территория Грузии выпала в качестве жребия для проповеди Божией Матери.
Богослужения в Церкви ведутся на грузинском языке, что является одной претензий абхазов и осетин, которые с давних пор имеют переводы богослужений и Евангелия на свои языки. Приходы в Абхазии в настоящее время заявили о своей автокефалии (которая имеет исторические основания в виде существования собственного патриархата) и находятся в расколе с Грузинской Церковью.
Грузинский патриарх Илия II придумал оригинальную меру по поддержке рождаемости в стране – он лично становится крёстным у каждого третьего и последующих детей.
Сербская Церковь
Первое массовое крещение сербов, поселившихся на Балканском полуострове, произошло при византийском императоре Ираклии, а в 869 году по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин прислал к сербам греческих священников.
Каноническая территория Сербского патриархата распространяется на несколько государств: Сербию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Словению, Хорватию и Черногорию, а также на несколько епархий в Венгрии, Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии.
Церковь состоит из более чем 3 500 приходов, объединённых в 46 епархий и насчитывает 47 действующих епископов, около 1 900 священников и 1 300 монашествующих. Церковь возглавляется патриархом, резиденция которого находится в Белграде. В богослужении используются церковно-славянский и сербский языки.
С 1967 года несколько епархий Сербского патриархата находятся в расколе, объявив себя Македонской Православной Церковью, которая не признаётся другими Церквями. Эта ситуация очень болезненна для Сербской Церкви и она ведёт с отделившимися епархиями переговоры о воссоединении.
Румынская Церковь
Христианство на территории Румынии, в тогдашней Дакии, впервые появилось ещё в I веке. Предание гласит, что первую проповедь Евангелия сюда принёс апостол Андрей Первозванный.
Богослужения в Румынском патриархате ведутся на румынском и украинском языках. Церковь насчитывает более 18 800 000 верующих. Церковь состоит из 38 епархий, 11 674 приходов и 475 монастырей, в которых служат более 14 600 священнослужителей. Кафедра патриарха – в Бухаресте.
Православие в Румынии имеет статус государственной религии, и румынские священнослужители и церковнослужители находятся на содержании властей. В школах страны священниками официально преподаётся Закон Божий.
Румынская Церковь имеет юрисдикцию над самой Румынией, а также епархии в Северной Америке и Западной Европе, включающие в основном румынскую диаспору. Также патриархат стремится расширить свою каноническую территорию за счёт канонической территории Русской Церкви в Молдавии и на Украине.
Болгарская Церковь
В Болгарии более 8 000 000 православных христиан. В 15 епархиях Болгарского патриархата служит более 1 500 священнослужителей в 120 монастырях и 2600 приходах. Резиденция патриарха находится в столице страны Софии.
Канонической территорией Болгарского патриархата являются сама Болгария и епархии в Западной Европе, Северной Америке и Австралии. Начало распространению христианства на территории Болгарии было положено ещё в I веке первыми учениками апостолов.
С 1992 года в Церкви, при посредстве властей, происходил большой раскол, уврачевать который смог лишь собор с участием Предстоятелей семи Поместных Церквей. Последний раскольнический иерарх принёс покаяние лишь в 2012 году, после чего раскол можно считать окончательно уврачёванным.
За богослужением во всех Православных Храмах в Болгарии, во время Великого входа до сих пор поминается император Александр II и русские воины, погибшие за освобождение Болгарии в войне с Турцией 1877-1878 годов.
Кипрская Церковь
На острове Кипр благовествовали слово Божие апостолы Павел, Варнава и Марк, а позже епископов одного из кипрских городов был Лазарь Четверодневный, воскрешённый Спасителем.
В 1960 году Кипрская Республика провозгласила независимость, президентом которой стал Предстоятель Кипрской Церкви. Однако в 1974 году более трети территории острова было оккупировано турецкими войсками и до настоящего момента контролируется Турцией. При этом, епархии на оккупированной территории были упразднены, духовенство изгнано, а храмы закрыты, сожжены или обращены в мечети.
Кипрская Церковь с центром в Никосии возглавляется архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра и не имеет канонических территорий за пределами острова. В 9 епархиях Церкви числятся более 500 приходов и более 40 монастырей (в виду оккупации действуют 6 епархий и 9 монастырей). 600 священнослужителей окормляют примерно 450 000 православных верующих.
Элладская Церковь
Каноническая территория Элладской Церкви включает в себя территорию современной Греции и некоторых острова Эгейского моря, которые исторически были частью Константинополького патриархата, но в XIX веке получила автокефалию в связи с возникновением самостоятельного королевства Греция.
Канонический статус некоторых территорий до сих пор не урегулирован окончательно и они считаются «временно переданными» Элладской Церкви Константинопольским патриархатом.
Церковь в Греции находится на содержании государства, а в школах страны вполне официально преподаётся предмет «Закон Божий». Православие в Греции является государственной религией, которую исповедует около 85% населения страны.
Паства Церкви состоит из более чем 9 245 000 человек. В Элладской Церкви 81 епархия, 200 монастырей и около 9 300 священнослужителей. Богослужения совершаются на греческом языке. Церковь придерживается новоюлианского календаря. Возглавляет Церковь архиепископ Афинский и всея Эллады.
Албанская Церковь
Первые сведения о существовании христианства в Албании относятся к III веку. Однако первая епископская кафедра Албанской Церкви учреждена в X веке благодаря миссионерским трудам учеников святых братьев Кирилла и Мефодия – Климента и Наума
Епархий в Албанской Церкви всего 4 и они возглавляются 4 епископами, старший из которых является Предстоятелем Церкви и носит титул архиепископа Тиранского и всей Албании. В Церкви около 100 приходов, около 100 священников и дьяконов и порядка 700 000 православных христиан.
Каноническая территория Церкви включает только Албанию, где православное население проживает преимущественно на юге страны. Богослужения совершаются на албанском, греческом и валахском языках. Автокефалия Церковью получена относительно недавно – в 1937 году от Константинопольского патриархата.
В 1991 году, после жестоких гонений коммунистического правительства, в Албании было лишь 15 священников. Прибывшему из Константинопольского патриархата митрополиту Анастасию пришлось приложить огромные усилия для восстановления церковной жизни в стране.
Была открыта духовная семинария, рукоположены ещё трое архиереев и несколько священников, составлен новый устав Албанской Церкви, а также восстановлено и освящено несколько церквей. На сегодняшний день церковная жизнь в Албании всё ещё восстанавливается.
Польская Церковь
Польскую Православную Церковь возглавляет митрополит Варшавский и всея Польши. Юрисдикция Церкви включает территорию Польши, а также епархии в Португалии и Бразилии.
После выхода Польши из состава Российской империи в 1918 году, епархии Русской Православной Церкви в Польше не могли нормально функционировать из-за двойного противодействия со стороны большевистских властей в России и националистического правительства в Польше. В итоге, в период домашнего ареста в России святого патриарха Тихона, Константинопольский патриарх самочинно даровал Польской Церкви автокефалию. Неканонический томос не был признан Русской Церковью и лишь в 1948 году Русская Церковь вторично, уже канонически, даровала Польской Церкви автокефалию.
Сегодня Польская Церковь насчитывает около 600 000 мирян в 8 епархиях, 11 монастырей и более 230 приходов. В Церкви 11 действующих епископов и более 410 священников и диаконов. Основная часть верующих проживает на Юго-Востоке Польши.
В 1990 году к Польской Церкви, на правах широкой автономии, присоединились несколько православных епархий и приходов в Португалии и Бразилии. Богослужения совершаются не только на польском и церковнославянском, но также на украинском и португальском языках.
С 1996 года Церковь много трудов посвящает социальному служению, открывая центры помощи малоимущим, организовывая гуманитарные акции и создавая сестричества при больницах. Также возрождён древний институт братств с определённой узкой специализацией (издательская деятельность, миссионерство, работа с молодёжью и т.п.), действующий как на уровне приходов, так и на уровне епархий или даже Церкви в целом.
Церковь Чешских земель и Словакии
Основателями Православной Церкви в Чехии и Словакии считаются просветители славян равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, проповедовавшие в IX веке. Позднее католики почти полностью вытеснили или подчинили местных православных священнослужителей, и своё второе рождение Православие в Чехии и Словакии пережило в XIX столетии, когда на этой территории появились несколько епархий Сербской Церкви.
В период Второй Мировой войны Чехословацкая Церковь помогала народу сопротивляться немецким оккупантом, за что многие священнослужители были расстреляны или попали в заключение. После войны Чехословацкая Церковь перешла в юрисдикцию Русской Церкви, от которой получила автокефалию в 1951 году. Автокефалия не признавалась Константинопольским патриархом до 1998 года.
К канонической территории Церкви Чешских земель и Словакии относятся Чехия и Словакия. Резиденция митрополита находится в Праге. Языки богослужения – церковнославянский, словацкий и чешский.
К Чехословацкой Церкви себя причисляет около 100 000 православных христиан. Церковь делится на 4 епархии и имеет около 250 приходов и более 200 клириков. В последние два десятилетия Церковь в Чехии и Словакии очень быстро растёт за счёт перехода в Православие представителей других христианских деноминаций. Особенностью Церкви также является почти полное отсутствие монашествующих. Православные монастыри начали появляться лишь в последние несколько лет.
С 2013 года в Церкви начался раскол при активном вмешательстве Константинопольского патриархата, вследствие которого избранному Поместным собором Чехословацкой Церкви новому Предстоятелю митрополиту Ростиславу стал противостоять архиепископ Оломоуцкий Симеон, стремящийся создать альтернативный синод и возглавить Церковь. Раскол не урегулирован до сих пор.
Американская Церковь
Американская Православная Церковь получила автокефалию от материнской Русской Церкви в 1970 году. Основной язык богослужения – английский. Возглавляет Церковь архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады.
Автокефалию Американской Церкви признают Русская Церковь, Болгарская Церковь, Грузинская Церковь, Польская Церковь, Церковь Чешских земель и Словакии.
Православие в Америке стало распространяться благодаря усилиям миссионеров Русской Православной Церкви ещё в XVIII веке, среди жителей Аляски, Алеутских островов, Калифорнии и Гавайев. В XX столетии в США иммигрировало значительное количество православных христиан из стран бывшей Российской империи, которых окормляли иерархи, ранее направленные на кафедры от Русской Православной Церкви, а также иерархи РПЦЗ. Вскоре, благодаря активной миссионерской деятельности, паства Церкви заметно увеличилась за счёт местного англоговорящего населения.
В Американской Церкви 14 епархий, 25 монастырей, около 650 приходов и четыре крупных учебных заведения. Православная община Американской Церкви составляет более 1 000 000 человек и довольно быстро увеличивается. Каноническая территория включает в себя США, Канаду, а также некоторые приходы в Мексике, Южной Америке и Австралии.
Андрей Сегеда
Православные церкви всего мира
Ксения, статья не плохая, если бы не несколько ГРУБЕЙШИХ ошибок, которые сильно портят впечатление. Начавшееся с 4-го века, с перенесением столицы на Восток, воздействие (реакция) латинского просвещения на эллинистическое образование, привело в 5-ом веке к взаимному национальному обособлению христианского Востока и Запада. Сперва недовольство между римлянином и эллинистом выразилось в том, что первый не хотел знать греческого языка, второй – латинского.Византия не опиралась, как Рим, на определенную нацию, – ибо эллинизм есть понятие духовно-культурное, а не национальное; однако на Востоке были не только выдающиеся роды, но и целые нации, в интересах которых было закрепить дело Константина Великого и не позволить возвратить столицу в Рим. Усиленная деятельность в этом на появлении отразилась на эллинистической культуре, создав на её место византийскую, как духовную связь и единство между гражданами восточной половины империи. Византинизм воспринял в себя и претворил все известные ему культуры; он сохранил все виды искусства, науки, права, но лишь придал всему этому своеобразную окраску. Отличительная черта византийской культуры – это глубокая религиозность, даже с отпечатком аскетизма. С развитием богословско-философской мысли в 4-5 веке, повлекшей за собой смуту не только в церковной, но и в государственной жизни, византийцы создали богословие, характеризуемое традиционализмом. Вооружаясь против либерализма и широкого философствования в богословии, стремились к воцерковлению научного богословия. Внешним выражением такого стремления явилось отвержение оригенизма. Исторические обстоятельства показали, что римским папам не было смысла держаться того государства, которое было не в состоянии защитить Рим от вторгавшихся варваров. В столетие споров из-за икон и давления лангобардов, папство разорвало связь с Византийским государством и избрало себе в помощь германского короля Запада, объединив свои интересы с франкской династией, главу которой, в лице Карла Великого оно возвело на трон римских императоров. В факте коронования папою Карла, восточные увидели посягательство на их права, как единственных правомочных ромейских владетелей – Римских кесарей. На Константинтинопольском Соборе 869–870 г. на домогательство папских легатов, чтобы Болгария осталась под юрисдикцией папы, последовал определенный отказ, ясно обоснованный: «это совсем непристойно, чтобы вы, которые отказались от греческой империи и связали себя союзом с франками, сохраняли бы свои права на управление в нашем царстве». Таковы культурологические и историко-политические мотивы повлекшее в последствии к разделению церквей на православие и католичество.
Когда говорят о разделении христианских церквей на православие и католичество , которое произошло в 1054 году ( так что говорить о каких-то ветвях до этого периода просто глупо, это ГРУБАЯ ОШИБКА статьи), то забывают, что в то время помимо римской и константинопольской церкви были( и сейчас есть) и другие Церкви — Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская (даже более древние, чем римская) и пр. , которые остались с православием, в православии, но Рим постоянно претендовал на первенство, на главенство надо всеми, вопреки заповеди Христа своим апостолам : » вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом" Мк.10.42-4) Апостолы основали церкви, но приемники апостола Петра не вняли словам Христа. В православии патриарх не является носителем какой-то особой сакральной власти над Церковью ( в отличии от папского католицизма), а просто обладает наивысшим авторитетом среди епископов, то в истории Церкви известны периоды, когда патриарха и вовсе не избирали.Совершенно верно в статье указано, что современной Православной Церкви титул патриарха имеют 9 равноправных представителя православных церквей.
Когда Луи Брейэ, специальный исследователь вопроса о расколе ,говорит: «борьба между Церковью Греческой и Латинской казалась людям XI-го века одним из тех инцидентов, которые быстро забываются, так что считают их преходящими, а не живым событием в организме Церкви», то он прав лишь со стороны фактической и принципиально-канонически-теоретической, но к сожалению не исторической.
ВТОРАЯ Грубая ошибка, что соборов было только 7. Нет. Их было 21, но православные признают только 7 проведенных до 1054 года , до раскола, когда Христианская Церковь, несмотря на политические нюансы, все ж таки была единой.
Отличия Римской Церкви от Восточной литургического, канонического и обрядового характера, как совершение Евхаристии на опресноках, возведение диаконов прямо во епископы, целибат, пост в субботу и другие – уже затронуты в 7-ом веке на Трулльском Соборе . Однако нет ни малейшего указания на то, что подобные «различия» могут повести к разделению.Дело, конечно, не в различии литургических и канонических действий, обрядовых особенно. Они имели место с самого начала и имеют место быть и сейчас, так в православии даже поместные церкви могут иметь обрядовые различия, свою » изюминку» и никто не считает это неправильным, недопустимым. Так что то, что»личное спасение души православного зависит от от выполнения обрядового предписания Церкви» — полный бред. Совершенно очевидно автор путает и отождествляет Таинства с обрядами, что является ТРЕТЬЕЙ грубой ошибкой.
ЧЕТВЕРТАЯ ошибка, верне недопонимание — «Ставится акцент и на перенесении безропотного страдания, посланного Господом, для того, чтобы очиститься от греха». Страдание — это следствие греха и очиститься от греха страданием, без покаяния, невозможно. И тем более ошибочно, что страдания посылает Господь. «Слово «страда́ние» имеет различные значения. Есть страдание телесное, каковы болезни и раны; есть, с другой стороны, страдание душевное, каковы похоть и гнев» ( Иоанн Дамаскин). Понять смысл событий, связанных с страданиями, может только человек, верующий, признающий реальность духовного мира и его законов. Страдание — неотъемлемая составляющая земной жизни всех людей. Можно страдать от холода потому что легко оделся с утра, или от жажды, так как не прихватил в дорогу бутылочку воды. Можно страдать от гнева, собственной злобы, зависти , похоти и т.д и вовсе не замечать этого, как большинство неверующих людей. Но разве эти страдания спасительны для души? Как известно, человек был создан не ради страдальческой жизни, но ради счастья и радости, это достижимо только в союзе с Богом.Стремление к счастью, в той или иной степени, свойственно каждому человеку, хоть праведному, хоть неправедному.Но тогда как праведник, стремящийся к Богу, ищет подлинного счастья, для грешника, духовно отдаленного от Бога, характерно стремление к ложным, обманчивым радостям и удовольствиям. Их он ищет и находит в греховных мыслях и делах. Встав на путь избавления от греха, праведник продолжает находиться под воздействием выработанных им греховных навыков, привычек, страстей и пороков, наконец, под влиянием внешнего греховного окружения. В данной связи он постоянно сталкивается с греховными искушениями и соблазнами, и вынужден с ними бороться. Эта борьба бывает сопряжена с многими трудностями, изменением жизни, которые и называются спасительными страданиями.Страдания, возникающие в результате этого делания, сопутствуют и способствуют нравственному исправлению, духовному преображению, спасению грешника. Перенося их с должным смирением (безропотно), христианин выражает свою веру, верность и любовь к Богу. Из всего сказанного, конечно, не следует, что христианин не вправе уклоняться от тех или иных форм страданий, например, от страданий, вызванных тяжелой болезнью. Закон Божий не воспрещает болящему пользоваться возможностями медицины.Сам Христос, а затем и апостолы исцеляли людей.
Страдания с точки зрения христианства не всегда являются абсолютным злом, то есть, будучи злом по своему существу, они могут приводить к благим последствиям. Кроме того, когда речь идет о противопоставлении наслаждающихся жизнью грешников и страдающих праведников, оценка обычно дается по каким-то внешним проявлениям (состояние здоровья, обладание тем или иным имуществом, возможность осуществить жизненные планы и т. д.). При таком подходе игнорируется внутреннее, духовное состояние людей. Вообще тема страдания в религиозном понимании довольно серьезная, но говорить, что православие именно на нем ( на страдании) ставит акцент — не верно. Признак того, что человек на правильном пути в деле спасения своей души – это как раз радость и любовь.
ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ
ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ. В православии Церковь, обладающая самостоятельностью во внутреннем управлении, имеющая юрисдикцию на собственной территории, называемой канонической, в пределах одного или нескольких государств.
Вселенская православная церковь состоит из отдельных поместных церквей, которые, в свою очередь, включают в себя епископии (епархии), а епархии — приходы. Все поместные церкви исповедуют одно и то же вероучение, которое хранится Вселенской православной церковью изначально. В территориальном размежевании по отношению друг к другу поместные церкви сообразуются с политико-административным делением, с государственными и административными границами. Понятие «Поместная церковь» употребляется ввиду особенностей канонического строя Церкви, в силу традиционной для православия тесной связи Церкви с христианским государством (принципы их взаимоотношений, названных симфонией властей, были выработаны в Византии и выражены в 6-й новелле императора Юстиниана I).
В древней Церкви до середины III века каждая епископия, то есть местная Церковь во главе с епископом, преемником апостолов, обладала самостоятельностью. Во 2-й половине III века стала складываться поместная структура: епископы первенствующих городов провинций Римской империи стали председательствовать на епископских соборах своих провинций. В 34-м Апостольском правиле о них сказано: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них и признавать его как главу…». Исторический контекст однозначно говорит о том, что под «народом» в каноне подразумевается территория, занятая тем или иным народом, а не национальность (этнос): провинции Римской империи составили земли, населённые племенами, подвергшимися в своё время эллинизации или латинизации. Таким образом, в основе административного деления Церкви лежит территориальный, а не национальный принцип. Поэтому православные христиане любой национальности, проживающие на одной территории, окормляются одним епархиальным епископом и входят в одну поместную церковь (по слову апостола Павла, во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного…» (Кол. 3:11)). Со временем первые епископы стали называться митрополитами, потому что на административном языке Римской империи митрополиями (греческое μητρ&oxia;οπολις — город-мать) именовались центры провинций (термин «митрополит» упоминается уже в канонах I Вселенского собора (325)). Это ознаменовало появление первых поместных церквей. Позднее процесс укрупнения поместной структуры привёл к образованию поместных церквей в границах диоцезов во главе с архиепископами; в V веке появились патриархаты. В то время (до разделения церквей в 1054 году) в число поместных церквей входила и Римская церковь. При сложившейся во 2-й половине 1-го тысячелетия системе пентархии (5 патриархатов) в то же время существовали поместные церкви, которые возглавлялись не патриархами, а архиепископами, например Кипрская церковь. Хотя между политическим процессом образования новых государств и, как следствие, изменения государственных границ и образованием или упразднением поместной церкви нет автоматической связи, тем не менее в истории в результате этих политических процессов одни поместные церкви, утрачивая самостоятельность, входили в состав других или объединялись с ними, или, наоборот, церкви обретали статус поместных церквей, выделяясь из существовавших ранее более крупных образований.
Вне канонических границ всех поместных церквей (например, в современной Западной Европе) территориальный принцип не может строго соблюдаться: разные поместные церкви имеют параллельную юрисдикцию на одной и той же территории.
Поместные церкви подразделяются на автокефальные и автономные. Автокефальной считается самостоятельная поместные церкви, не зависящая ни от какой иной поместной церкви (смотреть Автокефалия). На начало XXI века существуют 15 автокефальных поместных церквей. В порядке диптиха (перечня), принятого в РПЦ, это: 9 патриархатов — Константинопольская православная церковь, Александрийская православная церковь, Антиохийская православная церковь,Иерусалимская православная церковь, Русская православная церковь, Грузинская православная церковь, Сербская православная церковь, Румынская православная церковь, Болгарская православная церковь; 3 церкви, возглавляемые архиепископами, — Кипрская православная церковь, Элладская православная церковь, Албанская православная церковь; 3 церкви, возглавляемые митрополитами, — Польская православная церковь, Чешских земель и Словакии православная церковь, Православная церковь в Америке. В Константинопольской православной церкви и некоторых других поместных церквах употребляется несколько иной диптих: в нём отсутствует Православная церковь в Америке, автокефальный статус которой Константинопольской церковью и некоторыми другими поместными церквами не признаётся, Грузинская церковь следует после Болгарской церкви.
Автономные церкви обладают весьма широкой, но не полной самостоятельностью. Главное различие между автокефальными и автономными церквами заключается в том, что первые имеют самостоятельную цепь апостольского преемства: епископы автокефальной Церкви, включая первого среди них, поставляются епископами самой этой Церкви, а поставление первого епископа автономной Церкви санкционируется священноначалием Церкви, предоставившей автономию (церковью-матерью, кириархальной Церковью). Из этого вытекают и другие ограничения самостоятельности автономной Церкви: её статус, устав утверждаются высшей властью кириархальной Церкви; её первый епископ подсуден высшей судебной власти кириархальной Церкви; отношения с другими церквами автономная Церковь осуществляет через посредство кириархальной Церкви (автономные церкви могут участвовать в межцерковных контактах, в том числе и на всеправославном уровне, даже самостоятельно, но при безусловном согласовании своей позиции с кириархальной Церковью). Основанием для провозглашения автономии могут служить разные факторы: чаще всего нахождение Церкви в пределах иного государства, нежели кириархальная Церковь, а также географическая удалённость и этническое своеобразие территории. Исторически провозглашение автономии часто следовало за приобретением государством, на территории которого находится Церковь, политической самостоятельности. Утрата же государственной самостоятельности территории обычно ведёт и к упразднению церковной автономии.
Термин «автономная Церковь» новый, но явление это было известно и в древности, и в Средневековье. В сущности, примером церковной автономии может служить Русская церковь до начала её автокефалии (1448), когда она, территориально, этнически и политически обособленная от кириархальной Церкви (Константинопольская православная церковь), имела лишь ограниченную зависимость от неё, чем решительно отличалась от других митрополий Константинопольской церкви.
На начало XXI века существуют 4 автономные церкви: Синайская архиепископия в юрисдикции Иерусалимской церкви, Финляндская автономная православная церковь в юрисдикции Константинопольской церкви, Японская автономная православная церковь и Китайская автономная православная церковь в юрисдикции РПЦ.
В католицизме его универсалистский централизм исключает ту степень самостоятельности местных церквей, какая имеет место в православии. Поэтому в католицизме не существует поместных автокефальных церквей. Однако в современной Римско-католической церкви допускается определённая поместная автономия (право митрополитов на канонический надзор за подведомственными епархиями, определённые права провинциальных епископских соборов и конференций, особый статус восточных католических церквей).
Автор статьи: Протоиерей В. Цыпин.
> См. также
- Автономная церковь
- Митрополичий округ
- Автокефальная архиепископия
Список православных церквей
Автокефальные и автономные православные церкви
Автокефальные церкви
Четыре древних православных церкви: Царьград | Александрия | Антиохия | Иерусалим
Русь | Грузия | Сербия | Румыния | Болгария | Кипр | Греция | Польша | Албания | Чехия и словакия | США и Канада*
Автономные церкви
Синай | Финляндия | Эстония* | Япония* | Китай* | Украина* | Македония *
* — статус церкви не признан какими-либо независимыми православными церквями.
Канонические церкви подразделяются на два вида: автокефальные и автономные церкви. Такие церкви имеет собственное самоуправление, отличие же состоит в том, что предстоятели автономных церквей утверждаются управляющим органом матери-церкви.
Такие церкви существуют в полном каноническом согласии с другими церквами при отсутствии явного письменного соглашения, какие из церквей признавать автономными, а какие автокефальными. Однако, есть церкви, канонический статус которых был признаны не всеми независимыми церквами, в частности, большинство из дочерних к РПЦ церквей не были признаны некоторыми древними церквами. У всех церквей существует так называемый список поминовения, в который заносятся предстоятели признанных ею церквей.
Автокефальные церкви
- Вселенский Константинопольский патриархат
- Александрийский патриархат
- Антиохийский патриархат
- Иерусалимский патриархат
- Московский патриархат
- Сербский патриархат
- Румынский патриархат
- Болгарский патриархат
- Грузинский патриархат
- Кипрская православная церковь
- Греческая православная церковь
- Польская православная церковь
- Албанская православная церковь
- Чехословацкая православная церковь
- Православная церковь Америки (автокефалия признали только РПЦ, БПЦ, ГПЦ, ППЦ, ЧПЦ)
Автономные церкви
- Синайская православная церковь ИП
- Финская православная церковь КП
- Эстонская православная церковь КП (автономию признала только КПЦ)
- Японская православная церковь МП (автономию признала только РПЦ)
- Китайская православная церковь МП (автономию признала только РПЦ)
- Украинская православная церковь МП (автономию признала только РПЦ)
- Охридская архиепископия СП (автономию признала только СПЦ)
Ранее независимые церкви
Сии церкви ранее были либо автокефальными, либо автономными, но в настоящее время исчезли или стали неправославными.
- Карфагенская церковь
- Латвийская церковь
- Литовская церковь
- Римская церковь
Непризнанные независимые церкви
Следующие церкви непризнаны основными церквами в качестве независимых или канонических.
- Украинская православная церковь Киевского патриархата
- Белорусская православная автокефальная церковь
- Македонская православная церковь
- Черногорская православная церковь
- Украинская автокефальная православная церковь
Следует заметить, что в диптихах РПЦ и других дочерних церквей, ранжир четырёх, следующих за Московским патриархом, церквей отличается. За московский патриархом следует грузинский, затем сербский, румынский и, наконец, болгарский.
Смотри также
- Автокефалия
- Автономия
- Список патриархов
Добавить комментарий