Поместный собор
Содержание
Поместная Церковь для «чайников»
Не будет преувеличением сказать, что практически каждый украинец, вне зависимости от своих религиозных убеждений, знаком с термином «Поместная Церковь». Он регулярно слышит о необходимости ее создания от президента Украины, спикера Верховной Рады, депутатов, многочисленных экспертов и, конечно же, представителей УПЦ КП.
Депутаты даже написали Константинопольскому патриарху письмо, где просили отобрать УПЦ у Москвы, объединить ее с Киевским патриархатом и взять под свое крыло.
Дворника Маркияна смело можно было назвать среднестатистическим украинцем. В свободное от работы (на вверенном ему участке проспекта Степана Бандеры) время, он внимательно наблюдает за политической ситуацией внутри страны и за ее пределами, а также отслеживает последние инициативы руководства державы.
Одна из них, посвященная церковному вопросу, вызвала у Маркияна устойчивое ощущение, что Поместная Церковь, (наряду с безвизовым режимом) – нечто ему абсолютно необходимое. Более того, если Маркиян считает себя патриотом (а он, конечно же, считает), то должен отдать все силы для того, чтобы она была создана. Ведь без Поместной Церкви, согласно тезисам нынешнего истеблишмента державы, невозможно существование патриотической процветающей Украины. И если в нашей стране остались еще некоторые проблемы, то это все только от того, что мы до сих пор живем без этой замечательной структуры.
Однако, несмотря на многочисленные заявления и публикации в прессе, Маркиян все же довольно смутно представлял себе – что же это такое, проект Поместной Церкви по-украински, кто и для чего его лоббирует, отличается ли он от признанных в православном мире Поместных Автокефальных Церквей и что может изменить в жизни обычного верующего украинца.
Для начала Маркиян, наделенный от природы редкой любознательностью, решил выяснить – что подразумевают под Поместной Церковью во всем православном мире.
Нырнув в Интернет и обложившись специальной литературой, наш герой выяснил, что Кафолическая Православная Церковь, которую еще называют Вселенской, в мире одна. Она делится на Автокефальные Поместные Церкви. Те в свою очередь делятся на епархии, епархии – на приходы.
Существуют и другие единицы административно-территориального деления Церкви: экзархаты, митрополичьи округи, а также автономные Церкви, одной из которых и является Украинская Православная Церковь. Однако для обычного верующего это деление малозаметно, поскольку вероучение во всех православных Церквях одно.
Кстати, Маркиян с удивлением узнал, что границы большинства Поместных Церквей вовсе не совпадают с политическими границами государств. Так, например, выяснилось, что Константинопольский патриархат имеет приходы сразу на нескольких континентах, Александрийская Церковь окормляет всю современную Африку, а Антиохийский Патриархат включает в себя страны Ближнего Востока, часто имеющие между собой весьма непростые отношения.
Таким образом, Поместная автокефальная Церковь – часть Вселенской Церкви, признанная другими Церквями, которая распространяет свое служение на определенную территорию (не обязательно на страну). Она самостоятельна в управлении, но не в вероучении, поскольку церковные правила (каноны) остаются неизменными и обязательными для всех без исключения Церквей уже более 1 500 лет.
Маркиян выяснил, что между всеми православными Церквями существует молитвенное и евхаристическое общение, все члены Кафолической Церкви признают таинства друг друга. В обычной жизни это означает, что, если украинец крещен в УПЦ, он может свободно исповедоваться и причащаться в любой православной церкви мира.
Совсем другая ситуация, если украинца «крестили» в одной из организаций, которые в православном мире церквями не считают – УПЦ КП или УАПЦ. Он может ездить в паломничества в Иерусалим или Афон, может прикладываться там к иконам и мощам святых, но к церковным таинствам его никто не допустит. Причем не допустят не только в ужасном «Мордоре», но и в любой другой Поместной Церкви, в том числе и в надежде всех украинских патриотов – «матери-Церкви» Константинополе. И вовсе не потому, что агенты «русского мира» коварно действуют во всех уголках вселенной. Не существует никаких заговоров антиукраинских сил. Все проще – согласно учению Церкви, все, кто от этой Церкви отказался, не могут быть допущены к ее таинствам до принесения покаяния.
Внимательно изучив все тезисы и заявления о Поместной по-украински, дворник Маркиян с удивлением осознал, что под Поместной Церковью у нас в стране понимают нечто совсем иное, чем во всем православном мире. Что создание Поместной в Украине – это совместный политико-коммерческий проект УПЦ КП, украинской власти и нескольких человек, громко называющих себя «автокефальным крылом УПЦ».
Почему именно бизнес и политика? Просто потому, что заявления представителей каждой из этих групп, при всем их патриотическом пафосе, не совпадают не только с мнением Вселенской Церкви, но и с реальной действительностью. Да что там с действительностью, даже друг с другом и просто со здравым смыслом. Зато создание этой структуры полностью отвечает их глобальным интересам.
Киевский патриархат
Схема создания Поместной в Украине проста и эффектна – «отцепить» УПЦ от Московского Патриархата, получить от Константинополя признание УПЦ КП, «объединить» их в одну структуру, «отцепить» ее уже от Константинополя и получить автокефалию. Казалось бы – ничего сложного, если бы не одно «маленькое» «но».
В свое время любимый дворником Маркияном поэт Пушкин писал: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань».
Украинская Православная Церковь является частью Вселенской Церкви посредством канонической связи с Русской Поместной Церковью.
Совсем иная ситуация с УПЦ КП. Все время, пока существует эта структура, сохраняется ее игнорирование и бойкот со стороны Кафолической (Вселенской) Церкви. И нет никаких признаков того, что ситуация способна как-то измениться без изменения сознания членов этой организации. Для Церкви Киевский патриархат – лишь один из случаев расколов и ересей, которые в двухтысячелетней истории Православия время от времени возникали и исчезали в никуда. И мотивы подобных расколов всегда одни и те же – гордость, жажда власти и денег.
Но вот уже 25 лет часть украинцев этой Вселенской Церкви не верят. Зато они верят спикерам УПЦ КП, которые все эти годы поясняют патриотам игнорирование своей структуры мировым православием то происками «русского мира», то непростой геополитической ситуацией, а то и просто в стиле «надо еще чуть-чуть подождать».
Но в ситуации, когда время идет, а признания нет, приходится следовать известным заветам немецких пропагандистов, утверждавших: «Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой».
Таким образом, появилась идея позиционировать Киевский патриархат не просто как «українську церкву» (в противовес «москальской» УПЦ), а назначить ее сразу владычицей морской Поместной Автокефальной Церковью, т.е. равной всем Поместным Церквям.
Дворник Маркиян решил исследовать, как именно Киевский патриархат аргументирует свои претензии на «Поместность» своей структуры, и обнаружил удивительную вещь – в медиа-пространстве одновременно сосуществуют абсолютно разные заявления руководства УПЦ КП на эту тему. При этом они настолько противоречат друг другу и просто здравому смыслу, что, казалось бы, не заметить этого невозможно.
Возможно, иерархи УПЦ КП не очень высокого мнения о способностях украинцев к логическому мышлению, или в народе доверие к людям в церковных облачениях настолько высоко, что они продолжают им верить даже тогда, когда, казалось бы, верить абсурдно. Сказать наверняка сложно. Потому просто приведем найденные Маркияном четыре самых популярных высказывания лидеров Киевского патриархата на тему поместности.
Киевский патриархат вскоре будет признан как Поместная Церковь
Киевский патриархат уже является Поместной украинской Церковью
Задание Вселенского Патриарха – признать Киевский патриархат и принять его в общение со всем мировым православием
>
Киевский патриархат не нуждается в признании со стороны Константинополя и Вселенской Церкви
Наш главный герой всегда уважал логику. Потому вполне закономерно, что он сделал из этих заявлений два очевидных вывода:
- если Киевский патриархат только стремится стать Поместной церковью, то в данный момент он таковой быть не может по определению;
- если Киевский патриархат стремится к признанию со стороны мирового православия, значит, тем самым он подтверждает, что сейчас он не признан, а соответственно – Церковью не является. Следовательно, и все нынешние «таинства» этой структуры в действительности таинствами быть не могут.
Возможно, поклонники Киевского патриархата тоже читают эти строки, потому предлагаем им поразмыслить над выводами Маркияна. А мы пока перейдем к его анализу заявлений на тему Поместной Церкви украинской власти.
Украинская власть
С победой Евромайдана резко активизировались усилия власти по созданию структуры Поместной Церкви. Причина, по словам президента Порошенко, – «помочь единению страны» . Что ж, объединение страны – дело благородное, хотя и в непосредственные задачи Церкви не входит.
Но вот только есть в этом одна странность. Маркиян с удивлением обнаружил, что Церковь, которая способна «помочь единению страны», в Украине давно существует, и это – Украинская Православная Церковь. Ее епархии и приходы действуют по всей территории страны, включая Крым и непризнанные республики Донбасса. Однако использовала ли власть этот грандиозный ресурс для объединения украинцев? Нет, не использовала, да, похоже, и не собиралась.
Более того, УПЦ упрекают в том, что она не отозвала своих священников с неподконтрольных украинским властям территорий. В частности, директор департамента Минкульта по делам религий Андрей Юраш в свое время потребовал, чтобы УПЦ перенесла четыре своих епархиальных центра с неподконтрольной украинским властям территории Донбасса и тем самым доказала бы свою «патриотичность».
Кстати, Маркиян решил проанализировать, какими правами обладает УПЦ, и сравнить их с теми возможностями, которые дает статус Автокефальной Поместной Церкви.
Итак, Поместная Церковь имеет право:
- самостоятельно выбирать своего предстоятеля и епископат;
- канонизировать святых;
- составлять новые чинопоследования и песнопения;
- варить святое миро.
Парадоксально, но УПЦ имеет все перечисленные права, кроме последнего. Однако некоторые Церкви, имеющие статус Поместных (например, Польская и Элладская), также не имеют своего святого мира, а получают его от Церкви, от которой получили статус автокефалии!
То есть получается, что в Украине уже существует Церковь, которая:
- признана мировым православием;
- объединяет ВСЮ территорию Украины;
- уже обладает почти всеми реальными правами Поместной Церкви.
Но при этом украинская власть ее игнорирует, а активно лоббирует создание структуры, которая вряд ли будет обладать хотя бы одним из этих качеств.
Так где же логика? Ведь налицо явный контраст между заявленными тезисами и объективной действительностью.
Впрочем, что, если допустить немыслимое? Что, если власти не нужна настоящая Церковь, зато нужна послушная религиозная организация, которая бы эту власть поддерживала безоговорочно и во всем, а также ретранслировала эту поддержку своим прихожанам? В первую очередь – в курсе на националистическую идеологию. Тогда все сходится. УПЦ КП дает власти безмерную поддержку, власть УПЦ КП – привилегированный статус придворной церкви.
Все как в басне Крылова:
«За что́ же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку».
Автокефальное крыло
Еще одна группа, вернее группка, лоббирующая проект Поместной по-украински, – несколько человек из среды УПЦ. Она крайне малочисленна, но очень активна в медиапространстве. В первую очередь речь идет о митрополите Александре Драбинко и протоиерее Георгии Коваленко. Еще совсем недавно они занимали в структуре УПЦ самые высокие должности. Коваленко был спикером Церкви, а владыка Александр – главой комиссии, созданной для временного управления Киевской епархией (в период болезни Блаженнейшего Владимира). Многие утверждали, что в этот период митрополит Александр Драбинко фактически руководил УПЦ.
По странному стечению обстоятельств, в эти благополучные времена и о. Георгий, и владыка Александр часто посещали Москву, были вполне довольны каноническим статусом УПЦ, как автономной церкви, и об автокефалии не упоминали. Точно так же разделяли они позицию Церкви о необходимости покаяния раскольников (УПЦ КП) для их возвращения в православие. Митрополит Александр даже в свое время написал известный труд, посвященный этой проблеме: «Почему раскольнические группировки в Украине называются неканоническими».
В нем он характеризовал УПЦ КП следующим образом:
«Киевский Патриархат, лишенный благодатных даров Святого Духа, Который из поколения в поколение передается через преемственность от апостолов, стал на путь превращения в неопротестантскую секту с внешним лицедейским сохранением православного обряда… И пустыми являются слова М. Денисенко, который напрасно вселяет надежду своим последователям о признании в будущем “КП” – равноправной Церковью-сестрой в семье Православных Церквей, поскольку здесь речь идет не о признании самостоятельности, автокефальности, а о признании церковности как таковой».
Но это было раньше. Сейчас владыка Александр – лишь викарный епископ да еще настоятель прихода на окраине Киева. Радикально изменилась и его риторика относительно возможного объединения с «неопротестантской сектой» (УПЦ КП). Она стала более «демократичной»:
«В Украине есть миллионы сторонников автокефалии… Понятно, что никто ни с каким покаянием, так, как его понимают определенные представители нашего священноначалия, не придет и на коленях вымаливать прощение не будет. Стоит понять, что поместную Церковь надо делать каким-то другим путем».
О. Георгий Коваленко вообще публично отказался от родной церкви. Сейчас он регулярно участвует в ток-шоу вместе с главой УПЦ КП Филаретом и журналистами, поливающими УПЦ грязью.
Конечно, нашего Маркияна не могло не удивить странное совпадение – утрата этими священниками высоких должностей и резкая смена собственных взглядов.
Однако, учитывая то, что на сегодняшний день в среде лоббистов Поместной эти священники – одни из немногих, кто не утратил свой канонический статус, едва ли их «переобувание» случайно и они не рассчитывают занять в новой структуре «подобающие» места.
Выводы
Обычный среднестатистический украинец, внимательно и непредвзято проанализировав заявления и мотивы сторонников Поместной по-украински, легко может прийти к выводу, что эта структура никаких позитивных изменений православным не несет. А вот негативных – сколько угодно. В то же время у каждой из представленных групп ярко прослеживается личная заинтересованность в этой организации.
Все мы с детства помним сказку Ганса Кристиана Андерсена о голом короле, который гордо прогуливался среди народа в воображаемой одежде. Хитрые мошенники-портные, получив свое золото, заверили его, что сшили одежду из ткани, которую способны видеть лишь люди умные. В результате и король, и придворные делали вид, что восхищаются красотой несуществующих нарядов, боясь показаться дураками. А правду смог озвучить лишь маленький мальчик, сказав ставшую крылатой фразу: «А король-то голый»!
В православной Украине уже 25 лет происходит то же самое, только слово «глупость» заменили словом «патриотизм». Множество людей, боясь показаться непатриотичными, посещают храмы с «голыми» пастырями с воображаемой верой и благодатью.
Сейчас эти пастыри вместе со своими портными хотят «пошить» свою воображаемую одежду для всех украинцев. Голос Вселенской Церкви для многих из них не авторитет. Однако, если не верить Церкви, кто же тогда должен произнести фразу «А король-то голый» так, чтобы его услышали?!
Поместный Собор 1990 года
В день кончины Святейшего Патриарха Пимена, 3 мая 1990 года, состоялось заседание Священного Синода, на котором Местоблюстителем был избран митрополит Киевский Филарет (Денисенко). Через четыре дня Священный Синод вынес постановление о созыве Поместного Собора для избрания патриарха Московского и всея Руси. Была создана комиссия по подготовке Собора во главе с Местоблюстителем.
Синод также постановил провести епархиальные собрания для избрания делегатов на Собор по следующей квоте: по одному клирику и мирянину от каждой епархии, а также по одному представителю от монастырей, духовных академий и семинарий. Все епископы, находящиеся на кафедрах, в соответствии с Уставом об управлении Русской Православной Церкви 1988 года, являлись членами Поместного Собора по своему статусу.
6 июня в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор, который принял программу Поместного Собора и избрал трёх кандидатов на патриарший престол. При выборах каждый архиерей мог голосовать за одного, двух или трёх человек. Тайным голосованием в первом туре кандидатами были избраны митрополиты Ленинградский Алексий (Ридигер), получивший 37 голосов и Ростовский Владимир (Сободан) — 34 голоса. Митрополиты Киевский Филарет и Крутицкий Ювеналий получили равное число голосов — по 25. По результатам второго тура перевес в 1 голос (34 против 33) получил митрополит Филарет.
Поместный Собор Русской Православной церкви 1990 года открылся 7 июня Божественной литургией в Троицком соборе лавры преподобного Сергия. В заседаниях участвовало 317 делегатов: 90 архиереев, 92 клирика, 88 мирян, в том числе 38 женщин, 39 представителей от монастырей и 8 делегатов от духовных школ. 40 членов Собора представляли зарубежные епархии Русской Церкви. В докладе Патриаршего местоблюстителя была представлена деятельность почившего патриарха Пимена. Особое внимание обращалось на ситуацию, сложившуюся в Церкви в западных областях Украины.
Важнейшим деянием первого дня заседаний явилось избрание патриарха. Поместный Собор утвердил процедуру избрания, предложенную Архиерейским Собором:
— Поместный Собор утверждает список из трёх кандидатов, предлагаемых Архиерейским Собором для избрания из их числа патриарха;
— Поместный Собор вправе внести в этот список дополнительные имена;
— для включения дополнительных лиц в список кандидатов проводится тайное голосование: в бюллетень вносятся лица, получившие при открытом голосовании поддержку не менее 12 членов Поместного Собора. Избранными являются кандидаты, набравшие более половины голосов;
— Поместный Собор тайным голосованием избирает из числа утверждённых им кандидатов одного;
— избранным патриархом считается архиерей, набравший более 50% голосов;
— в случае, если ни один из кандидатов не наберёт более половины голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов.
По итогам голосований ни один из предложенных Поместным собором кандидатов не набрал необходимого количества голосов. Таким образом, в списке для голосования осталось три кандидата, выдвинутых Архиерейским Собором. Архиепископ Могилёвский Максим (Кроха) предложил не голосовать за кандидатов, но по примеру Поместного Собора 1917-1918 гг. избрать патриарха жребием. Председатель поддержал это предложение, но оно не было принято Собором.
После тайного голосования председатель счётной комиссии митрополит Сурожский Антоний (Блюм) объявил результаты. За митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия было подано 139 голосов, за митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира — 107, за митрополита Киевского и Галицкого Филарета – 66. Во втором туре за митрополита Алексия проголосовало 166, а за митрополита Владимира 143 члена Собора.
После оглашения окончательных результатов голосования новоизбранный патриарх ответил на обращённый к нему вопрос председателя Собора положенными по чину словами: «Избрание меня Освящённым Поместным Собором Православной Церкви патриархом Московским и всея Руси со благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю». Затем был составлен Соборный акт об избрании Святейшего Патриарха и соборная грамота, адресованная ему. Под тем и другим документом поставили подписи все архиереи — члены Поместного Собора.
Святейший Патриарх Алексий II (Ридигер). Краткая биографическая справка:Патриарх Алексий (в миру — Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония). Отец Первосвятителя, Михаил Александрович (1902 — 1962), родился в Петербурге, в старинной дворянской православной семье немецко-прибалтийского происхождения. Получив гимназичес5кое образование в эмиграции, окончил в 1940 году Богословские е курсы в Таллине и был рукоположен во диакона, а затем во иерея. В течение 16 лет отец Михаил был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета. Мать Святейшего Патриарха — Елена Иосифовна Писарева (1902 -1959), родилась в семье военного, впоследствии полковника Белой армии, расстрелянного большевиками.
С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского, впоследствии — епископа Таллинского и Эстонского Исидора. С 1944 по 1947 годы служил старшим иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла, а затем у епископа Исидора. Обучался в русской средней школе в Таллине.
В 1947 году поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году. 15 апреля 1950 года Алексей Ридигер был рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 года — в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллинской епархии. В 1953 году отец Алексий окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия.
15 июля 1957 года отца Алексия назначили настоятелем Успенского собора города Тарту и благочинным Тартуского округа. 17 августа 1958 года он был возведён в сан протоиерея. 30 марта 1959 года назначен благочинным объединённого Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии. 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество.
14 августа 1961 года иеромонаха Алексия определили во епископа Таллинского и Эстонского с поручением ему временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий был возведён в сан архимандрита. 3 сентября 1961 года в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского.
14 ноября 1961 года епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 23 июня 1964 года возведён в сан архиепископа. 22 декабря 1964 года архиепископ Алексий назначается управляющим делами Московской Патриархии и становится постоянным членом Священного синода. На посту управляющего делами пробыл до 20 июля 1986 года.
С 17 октября 1963 года по 1979 год архиепископ Алексий — член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. 7 мая 1965 года назначается председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви. Был освобождён от этой должности, согласно личной просьбе, 16 октября 1986 года.
25 февраля 1968 года владыка Алексий возведён в сан митрополита. С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 года он осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот. 18 июня 1971 года удостоен права ношения второй панагии.
Митрополит Алексий выполнял ответственные функции в качестве члена Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия (1968 г.) и 60-летия (1978 г.) восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви; члена Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, а также председателя процедурно-организационной группы, председателя секретариата Поместного Собора. С 23 декабря 1980 года являлся заместителем председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси.
25 мая 1983 года митрополит Алексий был назначен председателем Ответственной комиссии для разработки мероприятий по приёму зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению реставрационных и строительных работ по созданию на его территории Духовно-административного центра Русской Православной Церкви. На этой должности пробыл до назначения на Ленинградскую кафедру. 29 июня 1986 года назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией.
Вновь избранный Патриарх Алексий II в качестве председателя Поместного Собора открыл его заседание 8 июня 1990 года. С докладом о причислении клику святых протоиерея Иоанна Сергиева, выступил председатель синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. По этому докладу Собор издал Деяние о прославлении святого праведного Иоанна Кронштадтского. День памяти 20 декабря/2 января.
Предметом долгих дискуссий стали проекты соборных определений и посланий, актуальные вопросы церковной жизни, в том числе правовой статус Церкви, её единство, раскол на Украине, взаимоотношения с Зарубежной Церковью. Принятые Поместным Собором определения включали:
— утверждение постановлений Архиерейских Соборов 1989 и 1990 гг. и синодальных решений предыдущего периода;
— поручение Комиссии Священного Синода по канонизации святых подготовить материалы к канонизации мучеников, пострадавших в годы гонений в XX веке;
— образование Красноярской и Саранской епархии;
— обращение особого внимания архипастырей, пастырей и мирян на необходимость возрождения христианской приходской общины, на организацию во всех приходах катехизического обучения взрослых и детей.
Поместный Собор признал необходимым дальнейшее развитие системы церковного образования, в частности увеличение числа семинарий, открытие духовных училищ в каждой епархии, возобновление деятельности Киевской духовной академии,созданиеиконописных школ. Особо была подчёркнута крайняя нужда в изданиях СвященногоПисания, в богословской, религиозно-назидательной, катехизической, житийной и церковно-исторической литературе, в изданиях святоотеческих творений.
Оценивая взаимоотношения Русской Православной Церкви с Римско-Католической, Поместный Собор был вынужден констатировать, что они серьёзно омрачены униатской проблемой, обострившейся на западе Украины. Признавая права униатских общин на легальное существование, Поместный Собор счёл недопустимыми насилие над православными клириками и мирянами, захваты православных храмов и выразил протест против действий местных властей Западной Украины по отношению к гражданам православного вероисповедания. Собор осудил действия раскольников — автокефалистов, нарушивших церковный мир в Западной Украине.
Поместный Собор отметил случаи нарушения церковной и канонической дисциплины со стороны мирян и духовенства в разных епархиях. Осуждались публичные выступления отдельных церковных или околоцерковных людей, которые от лица Церкви высказывают мысли не только не разделяемые ей, но и сеющие рознь в православной пастве.
Поместный Собор выступил с заявлением в связи с проектом закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях». В нем, в частности, говорилось: «Опубликованный проект закона представляет Уставным частям Церкви (приходам, монастырям, управлениям, центрам, духовным учебным заведениям) право юридического лица, но лишает такового права Церковь как целостную религиозную организацию. Это положение не только продолжает, но ещё более узаконивает дискриминационную в отношении Церкви позицию печальной памяти законодательства о культах 1929 г.».
10 июня в Богоявленском соборе Москвы состоялась интронизация новоизбранного Патриарха, которому за Божественной литургией сослужили Католикос-Патриарх Грузии Илия II, члены Священного Синода, представитель Антиохийского Патриарха епископ Нифон и духовенство. Новоизбранный 15-й Патриарх Московский и всея Руси Алексий II произнёс Первосвятительское слово, в котором наметил программу предстоявшего ему патриаршего служения.
Через несколько дней после интронизации Святейший Патриарх Алексий II отправился в свой прежний кафедральный город, для того чтобы совершить там прославление святого праведного Иоанна Кронштадтского. Торжество состоялось в Иоанновском монастыре на Карповке, где был погребён угодник Божий.
Вернувшись в Москву, 27 июня 1990 года Патриарх встретился с московским духовенством в Свято-Даниловом монастыре. В своём докладе он изложил конкретную программу преобразований в церковной жизни. В частности было сказано о том, что новый «Устав об управлении Русской Православной Церкви» позволяет возрождать соборность на всех уровнях церковной жизни. Начинать надо с прихода, где должны быть созданы воскресные школы. К преподаванию следует привлекать не только клириков, но и благочестивых мирян. Задачей прихода является также подготовка абитуриентов духовных семинарий. Особо ответственного отношения от священнослужителей требуют ставшие многочисленными крещения взрослых. Их необходимо готовить к принятию Таинства, проводить с ними катехизические беседы.
16-20 июля 1990 года под председательством Патриарха состоялось заседание Священного Синода. В отличие от прежних заседаний, на которых по преимуществу рассматривались вопросы, связанные с внешней церковной деятельностью, на этот раз в центре внимания стояли темы внутренней жизни Церкви. Священный Синод постановил назначить митрополитом Ленинградским и Ладожским и постоянным членом Синода архиепископа Куйбышевского Иоанна (Снычева).
При Патриархе Алексии II Священный Синод стал заседать значительно чаще, чем раньше: раз в месяц или в два. На заседании Синода, состоявшемся 29-31 января 1991 года, было принято решение об образовании двух новых отделов Московского Патриархата — по религиозному образованию и катехизации и по церковной благотворительности и социальному служению.
Характерной чертой первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия II стали регулярные посещения епархий. За первый год своего патриаршества он посетил 15 епархий, При этом патриарх совершал богослужения не только в кафедральных соборах, но и в отдалённых приходах, во вновь открываемых монастырях. Он встречался с местным руководством, с общественностью, посещал высшие и средние учебные заведения, воинские части, дома престарелых, тюрьмы, неся утешение страдающим людям.
БИБЛИОТЕКА: Сергей Бычков. ВОСПОМИНАНИЯ: Перестройка и Поместный Собор РПЦ МП. Часть вторая [история Церкви]
Первая часть – ЗДЕСЬ…
В статье встречаются невыделенные цитаты из Православной интернет-энциклопедии «Древо» и Свободной интернет-энциклопедии «Википедия» — Прим. ред.
С конца 1986 года прекратились аресты по статьям 70 (антисоветская агитация и пропаганда) и 190-1 (распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй) Уголовного кодекса РСФСР и аналогичным статьям союзных республик11. После освобождения академика А.Д. Сахарова 23 декабря 1986 года из ссылки в Горьком (ныне Нижний Новгород), начался по выражению самого же Сахарова, «долгожданный процесс массового освобождения узников совести». Он оценил его как «смелый шаг властей, имеющий огромное значение».
Решение о начале этого процесса было принято на предновогоднем заседании Политбюро ЦК КПСС 31 декабря 1986 года по записке председателя КГБ СССР В.М. Чебрикова. В ней одобрялись репрессивные меры, принятые в прошлом в отношении узников совести, но указывалось, что «их освобождение даст политический выигрыш и подчеркнет гуманность Советской власти». Способом освобождения было избрано помилование, причем заключенные должны были сделать заявление о недопущении впредь «враждебной деятельности».
Процедуру освобождения политзаключенных регламентировали указы Президиума Верховного Совета СССР от 2 и 9 февраля 1987 года. Позднее член коллегии Прокуратуры СССР В.К. Андреев в интервью журналу «Огонек» сообщил, что в 1987 году была освобождена значительная часть политических заключенных, а в конце 1988 года Президиум Верховного Совета СССР помиловал последних зэков, отбывавших наказание по политическим статьям12.
Помню то потрясение, которые я испытал, когда узнал, что после смерти правозащитника Анатолия Марченко, которая наступила в результате голодовки в лагере, Михаил Горбачев позвонил академику Андрею Сахарову в Горький. Их разговор почти сразу же стал известен не только в СССР. Сахаров поставил условием своего освобождения из ссылки освобождение всех политических заключенных в СССР. В начале следующего года вернулись из лагерей и ссылок политзаключенные. Вернулся в Москву и священник Глеб Якунин из якутской ссылки. И сразу же возобновил активную политическую деятельность. Он долгое время избегал встреч с бывшими соратниками — священником Василием Фонченковым, Львом Регельсоном и Виктором Капитанчуком. Мы встретились с ним в Семхозе, в доме священника Александра Меня. В 1987 году он был амнистирован и восстановлен Московской патриархией в священническом служении. В течение последующих четырех лет служил в Никольской церкви села Жегалова (город Щёлково Московской области)13.
Постепенное освобождение от пут тоталитарного режима привело к брожению в обществе и Церкви. Первой очнулась Украина. (Далее используется терминология, оскорбительная для ряда украинских православных, используемая в изданиях РПЦ МП – Прим. Ред.) «…Усиливалось и автокефалистское движение: к началу 1990 года в раскол перешло свыше 200 западноукраинских приходов, и их число возрастало с каждым месяцем (к концу 1990 — свыше 900 общин). В мае 1990 года Совет по делам религий при Совете министров УССР принял решение о регистрации приходов раскольнической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), 7 июня Совет зарегистрировал устав УАПЦ. Практически одновременно с этими событиями, 5-6 июня 1990 года, раскольники провели в Киеве «Всеукраинский собор УАПЦ», на котором они еще раз провозгласили автокефалию Украинской Церкви. На «соборе» заочно был избран «патриарх Киевский и всея Украины», которым стал проживавший в США Мстислав (Скрыпник), последний представитель «епископата», восходящего к автокефалистскому расколу времени Второй мировой войны. Лишенный сана бывший епископ РПЦ Иоанн (Боднарчук) был избран на раскольничьем лжесоборе «Местоблюстителем патриаршего престола» и «Блаженнейшим митрополитом Львовским и Галицким»»14.
29 октября 1989 года греко-католики заняли львовский Преображенский собор. Процесс возвращения храмов, отнятых у них после Собора 1946 года, на котором было «утверждено» принятое Сталиным решение об упразднении Унии, на Западной Украине принял массовый характер. Был создан Комитет защиты Украинской греко-католической церкви. 6 ноября 1989 года архиепископ Львовский Ириней (Середний) и епархиальное духовенство обратились с открытым письмом к Римскому папе Иоанну-Павлу II. Православные требовали остановить захваты храмов. Вскоре было принято решение об урегулировании конфликта. По договоренности с Ватиканом 12-17 января 1990 года в Москве прошла встреча представителей Римо-Католической Церкви и РПЦ. Были выработаны «Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине», которые должны были стать основой для нормализации положения.
Архиерейский Собор 1990 года (30-31 января) принял решение об участии в работе четырехсторонней (Московский патриархат, Украинская Православная Церковь, Ватикан, Греко-католическая церковь на Украине) комиссии по урегулированию отношений между православными и католиками восточного обряда. В ходе заседаний 8-13 марта во Львове комиссия выработала практические решения по распределению храмов между православными и греко-католиками. Более того, сам процесс мирного распределения храмов начался. Комиссию от РПЦ возглавил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов). 22 марта было опубликовано заявление Греко-католической церкви в Украине, в котором епископ Владимир (Стернюк) потребовал, чтобы РПЦ признала не отдельные приходы греко-католиков, а УГКЦ как юридическое лицо. А также потребовал возвращения всех греко-католических храмов, принадлежавших УКГЦ до 1939 года. Ему возразил митрополит Смоленский Кирилл, глава ОВЦС МП, заметив, что сама РПЦ еще не имеет в СССР статуса юридического лица. Переговоры в марте были сорваны, но ненадолго возобновились в сентябре15.
Не миновали бродильные процессы и Москву. 3 мая 1990 году после долгой и продолжительной болезни скончался Патриарх Пимен. Местоблюстителем патриаршего престола стал экзарх Украины митрополит Филарет (Денисенко). Он попытался сразу же навести порядок в РПЦ. Первое, что сделал — уведомил Евгения Пархаева, директора церковного завода в Софрино и весьма влиятельного человека в РПЦ, что он уволен. Пархаев обратился за помощью к члену Политбюро Александру Яковлеву. А тот доложил генеральному секретарю о решении митрополита Филарета. Горбачев позвонил местоблюстителю и попросил подтвердить эту информацию. Местоблюститель заявил, что это ложь, а Пархаев по-прежнему исполняет свои обязанности. На патриарший престол претендовало не менее 10 епископов. Украинское лобби в РПЦ в этот момент было как никогда сильно. Но украинцам, служившим в Москве, не удалось достичь соглашения по единой кандидатуре.
Митрополит Филарет ни минуты не сомневался, что именно он будет избран следующим Патриархом. Ему противостоял другой кандидат-украинец, управляющий делами РПЦ, митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан). Власти на этот раз предоставили РПЦ полную свободу выбора.
7 мая Священный Синод принял постановление о созыве с 6 по 10 июня Поместного Собора для избрания Патриарха и образовал комиссию по его подготовке во главе с местоблюстителем. Синод также постановил провести до 26 мая епархиальные собрания для избрания делегатов на Собор по следующей квоте: по одному клирику и мирянину от епархий, а также по одному представителю от монастырей, духовных академий и семинарий. Все епископы, находящиеся на кафедрах, по Уставу РПЦ, являлись членами Поместного собора. Это было неслыханное решение — повторялась ситуация 1917 года, когда в работе Поместного Собора принимали участие не только епископы, но и свободно (относительно) избранные духовенство и миряне. 6 июня 1990 года в Даниловском монастыре прошел однодневный Архиерейский Собор, который разработал процедуру избрания Патриарха.
Поместный Собор, собравшийся в Троице-Сергиевой лавре на следующий день, утвердил процедуру избрания, предложенную Архиерейским Собором:
«1. Поместный Собор тайным или открытым голосованием утверждает список трёх кандидатов, предлагаемых Архиерейским Собором для избрания Патриарха Московского и всея Руси.
- Поместный Собор вправе в этот список внести дополнительные имена, предусмотренные Уставом РПЦ.
- Для включения дополнительных лиц в список кандидатов должно быть проведено тайное голосование: в бюллетень вносятся лица, получившие поддержку не менее 12 членов Поместного Собора. Избранными являются кандидаты, набравшие более 50 % голосов.
- Поместный Собор тайным голосованием избирает из числа утверждённых кандидатов одного.
- Избранным Патриархом считается архиерей, набравший более 50 % голосов.
- Если ни один из кандидатов не набрал более 50 % голосов, то необходимо провести повторное голосование».
Архиерейский Собор открылся 6 июня в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре под председательством местоблюстителя — митрополита Киевского и Галицкого Филарета, Экзарха всея Украины. С приветствием по поручению правительства СССР и от имени Совета по делам религий при Совете Министров СССР выступил его председатель Ю. Христораднов, в июне 1989 года сменивший на этом посту К. Харчева. Новый председатель в отличие от предшественника лишь наблюдал за подготовкой к Собору, не вмешиваясь в труды архиереев. Собор обсудил повестку дня Поместного Собора, а также процедуру избрания Патриарха. По этому вопросу не было единого мнения: некоторые епископы энергично высказались в пользу избрания патриарха жребием, другие — столь же энергично против. В конце концов решили голосовать на Поместном Соборе, предварительно ознакомив участников с разными точками зрения. Архиерейский Собор предложил трех кандидатов на патриарший престол, оговорив, что Поместный Собор может выдвинуть дополнительных кандидатов.
Согласно Уставу РПЦ, Патриархом мог стать епископ, достигший сорока лет, являющийся гражданином СССР, поэтому в бюллетени вошли 75 имен из 92. Голосование было тайным, причем каждый епископ мог оставить в списке одно, два или три имени. Три архиерея, набравшие наибольшее число голосов, становятся кандидатами. Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий набрал 37 архиерейских голосов. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир — 34, митрополиты Киевский и Галицкий Филарет и Крутицкий и Коломенский Ювеналий — по 25. Второй тур голосования по двум последним кандидатам вывел вперед митрополита Филарета (34 голоса против 33 при остальных недействительных бюллетенях). Митрополит Ювеналий не вошел в число трех кандидатов, выдвигаемых Архиерейским Собором. Разрыв между двумя основными кандидатами был минимальным — 3 голоса! Это неудивительно — оба митрополита, Алексий и Владимир, каждый в свое время, занимали пост управляющего делами МП.
На следующий день делегаты Поместного Собора, собравшегося в Троице-Сергиевой лавре в Трапезном храме, выдвинули еще четверых кандидатов: архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек предложил еще раз кандидатуру митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (в открытом голосовании его поддержали 35 человек); протоиерей Андрей Добролюбов — митрополита Минского и Гродненского Филарета (поддержали 64 человека); архиепископ Ярославский и Ростовский Платон — митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (56 голосов в поддержку). Предложили также и кандидатуру митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона, однако счетчики указали только одиннадцать голосов в его поддержку. Этого было недостаточно для внесения в бюллетень для тайного голосования.
Делегаты Собора начали голосовать по трем новым кандидатам за право включить их в окончательный список, приравняв их к тем, кто был выдвинут накануне Архиерейским Собором. После обеда начался подсчет голосов. Авторитетная счетная комиссия, в которую входили: председатель — митрополит Сурожский Антоний, епископы Можайский Григорий, Ладожский Арсений, наместник Введенской Оптиной пустыни архимандрит Евлогий, ректор Киевской Духовной Семинарии протоиерей Петр Влодек, протоиерей Иоанн Хорошевич (Минская епархия) и Павел Владимирович Самойлов (Новосибирская епархия) — вела подсчет голосов в передней части трапезного храма. В 18.50 митрополит Антоний объявил итоги: голосовало 316 человек, действительными бюллетенями признаны 215 (то есть 101 делегат вычеркнул всех троих претендентов). За включение в окончательный список кандидатов митрополита Питирима высказались 128 человек, митрополита Минского Филарета — 117 и митрополита Ювеналия — 106. Для прохождения требовалось 50 % голосов.
Председательствующий митрополит Киевский Филарет объявил о том, что ни одна из трех кандидатур не проходит. В списке для голосования остались три кандидата, выдвинутых Архиерейским Собором. Архиепископ Могилевский Максим (Кроха) предложил не голосовать закандидатов, а по примеру Поместного Собора 1917 года избрать Патриарха жребием. Председатель поддержал владыку Максима, но его предложение, не встретив сочувствия у соборян, не было принято. Как это ни парадоксально звучит — у большинства соборян не возникло желания представить выбор Патриарха Божественной воле.
Вечером первого дня Собора митрополит Антоний огласил итоги первого голосования за Патриарха: 318 голосовавших, 312 действительных бюллетеней; 139 голосов за митрополита Алексия, 107 — за митрополита Владимира и 66 — за митрополита Филарета. Никто не набрал 50 % голосов. В последний тур вышли митрополиты Алексий и Владимир. Оба были хорошо знакомы епископату, клиру и мирянам и в равной степени прекрасно знали церковные проблемы. Уходя на ужин, участники Собора опускали в урны бюллетени с одним-единственным именем…
В десять часов вечера 7 июня открылось последнее в тот день заседание. После нескольких выступлений в прениях к микрофону подошел митрополит Сурожский Антоний и огласил результат голосования: количество голосовавших — 317. Количество бюллетеней после голосования — 317. Действительных бюллетеней 309, недействительных — 8. В результате: митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий — 166 голосов, митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир — 143 голоса. Когда митрополит Филарет зачитывал Собору результаты подсчетов, голос его дрожал. Он был уверен в своей победе и не ожидал, что его обойдут два более молодых конкурента. Никто не обратил внимания, что в состав Счетной комиссии был кооптирован молодой и лично преданный викарий одного из претендентов на патриарший престол — митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия — епископ Ладожский Арсений (Епифанов). В 22 часа 20 минут колокол Троице-Сергиевой Лавры возвестил об избрании пятнадцатого Патриарха Московского и всея Руси. Им стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер). Процедура избрания Патриарха заняла только один день. До сих пор непонятно, почему соборяне так спешили.
8 июня, второй день работы Поместного Собора, открыл новый председательствующий — митрополит Алексий, избранный Патриархом Московским и всея Руси. В 12 часов митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий выступил с докладом о канонизации протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Общей темой всех выступлений второго дня стала проблема единства Церкви. Четыре направления, по которым эта тема развивалась, были подняты накануне: проблема униатов в Западной Украине, проблема Украинской автокефальной православной Церкви, проблема взаимоотношений с Русской Зарубежной Церковью и обсуждение опубликованного 5 июня 1990 года проекта Закона СССР о свободе совести и религиозных организациях. Все эти вопросы обсуждались участниками Собора в дискуссии по докладу патриаршего местоблюстителя (7 июня) и по проектам послания и определений Поместного Собора.
В конце дня 8 июня Собор проголосовал за основные тезисы обращения в Верховный Совет и Совет Министров СССР по проекту Закона о свободе совести. В нем содержались три основные группы пожеланий: признание юридических прав за Церковью в целом, а не только за ее общинами, предоставление права преподавания религиозных предметов в школах (факультативно), признание за Церковью права собственности на церковные здания и другое имущество, которое пока лишь арендуется. Полный текст обращения редакционная комиссия подготовила позже17.
Вопросы законности и единства Церкви были затронуты и в ином аспекте — в связи с проблемой унии и автокефалии в Украине. Многим запомнился спор, возникший 8 июня между архиепископом Виленским и Литовским Хризостомом и архиепископом Тернопольским и Кременецким Лазарем: «Можно ли обращаться за поддержкой к государственным законам, к светской власти в случае возникновения межконфессиональных конфликтов?» Владыка Хризостом ответил на этот вопрос отрицательно, архиепископ Лазарь — положительно. Большинство участников Собора, судя по продолжительности аплодисментов, стали на сторону владыки Лазаря, признав допустимым апелляцию к советскому законодательству в случаях захватов храмов и других противозаконных действий. Всеобщее внимание привлекло решение Синода Русской Зарубежной Церкви от 16 мая о создании в территориальных пределах Русской Православной Церкви своих приходов и иерархии. Участники Собора единодушно квалифицировали это решение как направленное к сеянию смуты и нового раскола уже на территории СССР, подчеркнули, что оно будет стимулировать возникновение конфликтов, подобных суздальскому, где настоятель, архимандрит Валентин (Русанцов), вошедший в канонический конфликт с епископом, объявил о своем переходе в «карловацкую» юрисдикцию18.
9 июня, в субботу, в Богоявленском патриаршем соборе новоизбранный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении членов Священного Синода митрополитов Киевского и Галицкого Филарета, патриаршего Экзарха всея Украины, Минского и Гродненского Филарета, патриаршего Экзарха всея Беларуси, Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Ростовского и Новочеркасского Владимира, Одесского и Херсонского Леонтия, архиепископов Смоленского и Калининградского Кирилла, Ярославского и Ростовского Платона, Кировского и Слободского Хрисанфа, Тернопольского и Кременецкого Лазаря, епископов Пермского и Соликамского Афанасия и Брестского и Кобринского Константина совершил в 8 часов утра панихиду по почившим предстоятелям Русской Православной Церкви. Вечером состоялось всенощное бдение.
На следующий день, 10 июня, в Неделю Всех святых, в патриаршем Богоявленском соборе состоялась Божественная литургия с интронизацией новоизбранного Патриарха, сослужили которому Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском епископ Филиппопольский Нифон, постоянные и временные члены Священного Синода РПЦ МП, участвовавшие накануне в панихиде, и многочисленное духовенство. В патриаршем соборе собрались участники Поместного Собора, главы и представители христианских Церквей в СССР, и многочисленное духовенство.
12 июня в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась первая пресс-конференция Патриарха Алексия II, в которой приняли участие митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим и архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл. Затем Патриарх Алексий и постоянные члены Синода посетили Успенский собор Московского Кремля, где отслужили молебен и поклонились святыням.
В тот же день в Кремле президент СССР М.С. Горбачев принял новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и постоянных членов Синода митрополитов Киевского и Галицкого Филарета, патриаршего Экзарха всея Украины, Минского и Гродненского Филарета, патриаршего Экзарха всея Беларуси, Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Ростовского и Новочеркасского Владимира и архиепископа Смоленского и Калининградского Кирилла. Во второй половине дня в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча и беседа Патриарха Алексия с епископатом Русской Православной Церкви. Спустя день Патриарх Алексий отбыл в Ленинград на торжества, посвященные канонизации святого праведного Иоанна, пресвитера и чудотворца Кронштадтского. 21 июня 1990 года в московской резиденции Патриарх Алексий принял председателя Совета Министров РСФСР И. С. Силаева. В ходе беседы обсуждались вопросы по широкому кругу проблем общественной жизни и социального служения, возрождения утраченных традиций, милосердия, христианской добродетели, трудовой морали.
О предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в управлении говорилось в обращении, которое православный епископат Украины направил 9 июля 1990 года в адрес Священного Синода РПЦ. На следующий день Синод УПЦ принял постановление о мерах, направленных на дальнейшее расширение автономии УПЦ, чтобы, так сказать, противостоять унии и расколу. В итоге Архиерейский Собор РПЦ, состоявшийся 25-27 октября 1990 года, определил: «1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси…». Глава УПЦ с титулом «Митрополит Киевский и всея Украины» стал постоянным членом Священного Синода РПЦ. На следующий день после окончания работы Архиерейского Собора, 28 октября, Патриарх Московский Алексий II прибыл в Киев для торжественного провозглашения независимости УПЦ, даруемой ради преодоления раскола и водворения мира церковного.
В день приезда Патриарх Алексий, с трудом прорвавшись сквозь пикеты украинских националистов, совершил литургию в Софийском соборе Киева. Перед ее началом он даровал митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету грамоту о независимости Украинской Церкви. В патриаршей грамоте объявлялось: «Украинская Православная Церковь, соединенная через нашу Русскую Православную Церковь с единой святой соборной и апостольской Церковью, без соборного решения всей Православной кафолической Полноты да не изменяет у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов». Фактически УПЦ получила полную самостоятельность, по сути Автокефалию, сохраняя каноническое единство с Московским патриархатом. Вскоре после дарования УПЦ независимости Патриарх Алексий направил в адрес украинского правительства официальное письмо, в котором объявил об отказе РПЦ от прав на собственность и имущество, до сих пор принадлежавшие ей на территории Украины. Правопреемницей РПЦ на Украине объявлялась УПЦ.
ПРИМЕЧАНИЯ:
11 — Судя по официальной записке КГБ в ЦК КПСС «По вопросам о статьях 70 и 190-1 Уголовного кодекса РСФСР» от 11.05.1987 года, репрессивная машина замедлила свой ход. Из приведенной записки видно, что в СССР за антисоветскую агитацию и пропаганду (ст. 70) было осуждено: в 1983 г. 44 человека, в 1984 – 25, в 1985 – 16, в 1986 – 11; за опорочивание советского строя (ст. 190-1): в 1983 г. 119 человек, в 1984 – 67, в 1985 – 57, в 1986 – 47. Далее КГБ отчитывался в том, что на 1 января 1987 г. в местах лишения свободы содержалось 163 человека, осужденных по ст. 70, и 122 человека – по ст. 190-1. «В связи с решением Инстанций, – говорилось далее в записке, — в порядке частного помилования в марте – апреле с.г. освобождено 108 человек, осужденных за антисоветскую агитацию и пропаганду, и 64 человека, отбывающих наказание за совершение преступления, предусмотренного ст. 190-1 УК РСФСР и соответствующими статьями уголовных кодексов других союзных республик».
12 — Это подтверждает и «Отчет КГБ СССР за 1988 год», в котором говорилось: «В 1988 году помиловано 137 человек, осужденных ранее по ст. ст. 70, 190-1, 142 и 227 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик. В настоящее время отбывающих наказание по этим статьям нет». На I съезде народных депутатов СССР статья 7 Указа о внесении изменений и дополнений в закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» была изменена. Теперь были наказуемы лишь призывы к «насильственному свержению или изменению советского государственного или общественного строя». Соответственно статья 70 УК РСФСР была дана в новой редакции, а статья 190-я отменена.
13 — 18 октября 1991 года реабилитирован постановлением Верховного Совета Российской Федерации. В 1990 году был избран народным депутатом РСФСР, членом Верховного Совета РСФСР, заместителем председателя Комитета Верховного Совета по свободе совести. Принимал активное участие в работе над законом «О свободе вероисповеданий». При его содействии возобновили работу множество закрытых храмов и монастырей. (Цитата из «Википедии» — Прим. Ред.)
14 — Православная энциклопедия, статья «Автокефалия», авторы статьи — профессор-протоиерей МДА В. Цыпин и профессор ПСТГУ В. Петрушко. Т. 3, сс. 550-551.
15 — Встречи по греко-католикам продолжились в этом же же году в Москве, где с 10 по 14 сентября собрались представители всех четырех комиссий. Однако, комиссию от РПЦ возглавлял митрополит Кирилл, председатель ОВЦС. Переговоры зашли в тупик и остались безрезультатными.
17 — 1 октября 1990 г. Верховный Совет СССР принял закон «О свободе совести и религиозных организациях», утвердивший за отдельными приходами и церковными учреждениями статус юридического лица. Закон сохранил существовавший ранее орган по связям с церковными учреждениями — Совет по делам религий при Совете министров СССР, но лишил его властных полномочий.
Новый закон изменил статус Русской православной церкви и других религиозных организаций, которые получили правовую основу своей деятельности и приобрели правоспособность юридического лица. Отныне религиозные организации могли владеть недвижимостью, заниматься хозяйственной деятельностью, создавать учебные заведения для детей и взрослых, а также свободно распространять религиозную литературу. Спустя месяц, 25 октября 1990 года, был принят российский закон «О свободе вероисповеданий», подтвердивший большинство положений союзного закона, но предлагавший более радикальное решение «религиозного вопроса». В частности, был упразднён Совет по делам религий и впервые в советском законодательстве прописывалось право на альтернативную военную службу по религиозным мотивам.
18 — Наиболее подробно события Поместного Собора описаны одним из присутствовавших на нем наблюдателей, сотрудником Издательского Отдела Е.В. Комаровым в статье «Избрание и интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II», ЖМП, 1990 № 9, с. 28.
Опубликовано: 21.01.2019 в 22:34
Рубрики: Библиотека, Главные новости, Лента новостей, Мысли
Отцы Поместного собора 1917-1918 годов
Отцы Поместного собора РПЦ 1917-1918 гг.
(MP3 файл. Продолжительность 12:47 мин. Размер 12.3 Mb)
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В сегодняшний воскресный день Церковь Русская чтит память отцов Поместного Собора 1917–1918 годов. Этот праздник был установлен на русской земле год назад решением Священного Синода. Дата 18 ноября по новому стилю была выбрана неслучайно. Год назад в этот день мы отмечали 100-летие избрания святителя Тихона на Московский Патриарший престол. Помимо святителя Тихона в этот день мы также чтим память 45 участников Собора 1917–1918 годов, которые в годы гонений пострадали за Христа как священномученики, священноисповедники и мученики.
Всероссийский Поместный Собор был первым с конца XVII века. В нем участвовали не только все архиереи Русской Церкви, но и наместники крупнейших монастырей, представители Академии наук, университетов, Государственного Совета и Государственной Думы. Отличительной чертой Собора было то, что помимо иерархии и духовенства в его составе было значительное число делегатов от мирян. Из 564 делегатов 299 были мирянами со всех уголков России, избранными путем многоступенчатой системы голосований на епархиальных собраниях.
Среди первых деяний Собора в 1917 году, буквально через три дня после захвата власти большевиками в Петрограде, было принято решение о восстановлении патриаршества. Одним из самых активных поборников восстановления патриаршества был архимандрит (впоследствии архиепископ) Иларион (Троицкий). После этого Собор обсуждал вопрос «О правовом положении Российской Православной Церкви», который стал первой реакцией Церкви на действия новой власти.
В январе 1918 года Совет народных комиссаров издал «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», который объявлял имущество религиозных организаций «народным достоянием», лишал Церковь права юридического лица и фактически закладывал основы для атеистического воспитания детей в школе. Участники Собора назвали данный декрет злостным «покушением на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения». В стране развернулась атеистическая пропаганда.
После убийства митрополита Киевского Владимира Собор постановил совершать «ежегодное молитвенное поминовение в день 25-го января… всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников»0. После убийства бывшего императора Николая II и его семьи в июле 1918 года было сделано распоряжение отслужить во всех церквах России панихиды: » бывшего Императора Николая II».
Собор успел принять определение «Об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания», утвердил новый приходской устав, в котором была отражена некоторая автономность приходов от центральной власти. В состав православных епархий были приняты единоверческие приходы. Обсуждалось множество иных проектов документов, которые касались как внутрицерковной жизни, так и отношений Церкви и государства в свете актуальных перемен. Были и достаточно новаторские для своего времени проекты, как, например, о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения.
Всего за 1917–1918 годы было подготовлено около ста деяний Собора, многие из которых легли в основу решений Архиерейских соборов последних лет. Прозвучавшие на Соборе доклады свидетельствуют не только о реакции Поместного Собора на происходящие в государстве события, попытке отстоять независимость Церкви от государства, но и о высокой чуткости Собора к месту христианских ценностей в новой идеологии, которую навязывала гражданам большевистская власть.
Несмотря на то, что политика новой власти была дискриминирующей в отношении всех религий, главным направлением применения репрессивных мер на протяжении 1920–1930-х годов советское правительство сделало Православную Церковь. Закрытие духовных учебных заведений, изъятие церковной собственности, введение системы светской регистрации актов гражданского состояния, запрет на обучение религии в школе – все эти меры были частью общего курса советской власти на государственный атеизм.
И хотя Конституция СССР 1936 года якобы уравнивала в правах верующих с атеистами – «Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами», – говорилось в Сталинской Конституции (ст. 124), – однако при внимательном прочтении становится ясно, что право исповедания своей веры в этом документе заменено правом совершения религиозных обрядов. Поскольку исполнение религиозных обрядов в публичных местах в СССР запрещалось, следовательно, даже совершение панихиды на кладбище могло быть инкриминировано как противоправное деяние. По смыслу «Декрета об отделении церкви от государства», существование церковной иерархии как таковой было несовместимым с идеологией большевистской партии. Декрет признавал существование только религиозных обрядов, а не религиозных общин, объединенных между собой центральной властью.
Таким образом, советский курс на государственную идеологию атеизма предполагал исключение духовенства из общества как «ненужных элементов». Как следствие за поступками и проповедями духовенства следили спецслужбы. На Патриарха Тихона оказывалось давление. Сотрудники ГПУ контролировали лидеров обновленческих групп, боровшихся за власть в Высшем Церковном Управлении. В то же время, по словам одного из бывших обновленцев, в так называемой «Живой Церкви» «не осталось ни одного пошляка, ни одного пьяницы, который не пролез бы в церковное управление и не покрыл бы себя титулом или митрой».
В отличие от обновленческого духовенства, пользовавшегося дурной славой, среди сторонников святого Патриарха Тихона было много выдающихся архипастырей, которые готовы были ради Христа и Его паствы отдать и имущество, и свою жизнь. Так, во время кампании по изъятию церковных ценностей, на которые советское правительство якобы планировало за границей купить продовольствие для голодающих Поволжья, Петроградский митрополит Вениамин (Казанский) распорядился произвести сбор денежных средств в помощь голодающим и даже разрешил жертвовать на нужды бедных ризы со святых икон и предметы церковной утвари, кроме Престола, принадлежностей алтаря и особо чтимых икон. Несмотря на его аполитичное поведение, выступления с призывами к миру и терпимости, огромное количество ходатайств о помиловании со стороны адвокатов, петроградских рабочих и даже самих обновленцев, митрополит Вениамин был приговорен большевиками к расстрелу.
Иной выдающийся иерарх Поместного Собора 1917–1918 годов, митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), который был в числе наиболее вероятных кандидатов на Патриарший престол, также отличался обходительностью по отношению к пастве и твердым сторонником канонического устроения Церкви. Будучи архимандритом, Кирилл несколько лет был начальником духовной миссии в северном Иране. Будучи епископом Тамбовским, он занимался широкой благотворительностью, за что был очень почитаем в народе. В частности, он привлек монастыри своей епархии к помощи ремесленно-воспитательному приюту для малолетних. С назначением на Казанскую кафедру в 1920 году и вплоть до расстрела в 1937 году владыка был в постоянных тюремных заключениях и ссылках в силу того, что отказался поддержать связанное с большевиками «обновленческое» движение.
Они страдали за веру в Церковь как Тело Христово, членом которого является каждый христианин
В тропаре сегодняшнего праздника мы прославляем отцов Собора Русской Церкви, которые своими страданиями прославили нашу Церковь. За что же страдали эти выдающиеся архипастыри и миряне? Они страдали за веру в Бога, за ту живую веру, которая не может быть сведена к обряду, за ту таинственную веру, которая посредством церковных Таинств делает человека «причастником Божеского естества», за ту веру в Церковь как Тело Христово, членом которого, по апостолу Павлу, является каждый христианин: «Вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12: 27).
Отрицание Церкви приводит к отрицанию Божества Иисуса Христа, Его спасительного воплощения
Пытаясь вытравить христианские ценности из общества, советское правительство направило все силы на борьбу с церковной иерархией. Оно как будто согласилось со словами священномученика Илариона (Троицкого), что «христианства нет без Церкви». И в наше время можно услышать слова, что, дескать, этика христианства имеет для общества некоторую ценность, кое-кто даже размышляет о христианском коммунизме, а вот роль Церкви и ее иерархии остается никому не понятной. Однако, по священномученику Илариону, быть христианином – значит принадлежать Церкви. Отрицание Церкви ведет за собой отрицание Божества Иисуса Христа, Его спасительного воплощения и возможности для человека стать причастным Его Телу. Замена Церкви абстрактным христианством ведет за собой ужасную подделку Христа Богочеловека человеком Иисусом из Назарета.
Перед лицом воинствующего атеистического режима новомученики и исповедники – отцы Собора – показали свою кротость нравов и стойкость в убеждениях. Они хотели идти в ногу со временем в отношении роли мирян в жизни приходов, социального попечения о нуждающихся и школьного образования, но были против навязывания атеизма в школах и падения общественных устоев, которые вели к распаду института семьи.
Их труды, монографии и примеры из жизни актуальны как никогда в наши дни, когда все больше раздается голосов, прямо порочащих образ священства и Церкви, а косвенно и Самого Христа и всех Его учеников.
Будем же мы, дорогие братья и сестры, следовать примеру новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые 100 лет назад отдали Богу душу, чтобы свидетельствовать о вере во Христа перед лицом безбожного режима. Будем же чтить их память и призывать в молитвах как небесных заступников. Будем же следовать их наставлениям, ибо, как поется в кондаке сегодняшнего праздника, «отцы Собора Церкве нашея к покаянию чада верныя призывают и стояти твердо за веру Христову благословляют».
Аминь.
Иларион (Троицкий), священномученик. Творения. Т. 3. М., 2004. С. 208.
ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ
ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ — в христианстве разновидность церковных соборов, которые обладают высшими властными полномочиями в границах отдельных поместных церквей.
Традиционно к поместным соборам относят также соборы, которые по важности принятых решений и по представительности участников (Анкирский (314), Сардикийский (340-е годы), Лаодикийский (около 360), константинопольские соборы (исихастские) 1341 года, 1347 и 1351 годов, и другие) превосходили соборы отдельных поместных церквей.
К компетенции поместного собора относятся все дела, касающиеся поместной Церкви, которые, однако, должны решаться в соответствии с общецерковными догматами и канонами; в противном случае поместная Церковь рискует отпасть от кафолического единства. Поместный собор является также судебным учреждением (высшая инстанция при рассмотрении споров между епископами о границах их областей, по жалобам клириков на чужого архиерея и по жалобам на епископов с обвинением их в действиях, несовместимых с достоинством архиерейского сана; для мирян и клириков, в отношении которых епископ изрёк приговор об их отлучении, — апелляционная инстанция). Чтобы постановления собора имели законную силу, он должен состоять не менее чем из 3 иерархов — 1 митрополита и 2 епископов. Председательство на поместном соборе принадлежит первому епископу поместной Церкви. Первоиерарх избирается и поставляется собором зависящих от него епископов; в случае необходимости подлежит их суду. Состав и регламент поместного собора устанавливаются самими поместными церквами.
Универсалистский централизм Римско-католической церкви исключает ту степень самостоятельности местных церквей, которая существует в православии, и, соответственно, наличие поместных автокефальных церквей, поэтому в католицизме местные церковные соборы не имели того статуса и значения, какое придаётся поместным соборам в православии.
В Русской церкви в период до учреждения её автокефалии (1448), когда она представляла собой митрополию Константинопольского патриархата, высшая власть принадлежала собору епископов митрополии. Ввиду обширности территориальной юрисдикции Русской митрополии в соборах обыкновенно участвовала лишь часть епископата.
Со времени начала автокефалии (Московская митрополия, Московский патриархат), помимо соборов исключительно епископского состава, стали созываться, особенно для решения общецерковных вопросов, также соборы широкого состава, так называемые Освященные соборы (все — в Москве): соборы 1490 и 1504 годов, осудившие ересь «жидовствующих», собор 1503 года, так называемые макарьевские соборы 1547 и 1549 годов, Стоглавый собор 1551 года и многие другие. Кроме епископов, к участию в них привлекались архимандриты и игумены так называемых степенных (наиболее значимых) монастырей, настоятели московских кремлёвских соборных и приходских церквей, в них участвовали также великие князья московские (с 1547 цари) со свитой. При принятии решений на Освященных соборах решающий голос принадлежал епископам и государю.
Особенно много соборов созывалось во 2-й половине XVII века, что было связано с принятием Соборного уложения 1649 года, церковными реформами, церковно-государственной коллизией, возникшей в связи с оставлением патриаршего престола патриархом Никоном, и другими. В Большом Московском соборе 1666-1667 годов, рассматривавшем вопросы противодействия церковному расколу (смотреть Старообрядчество) и «дело патриарха Никона», по приглашению царя Алексея Михайловича и русских архиереев приняли участие александрийский и антиохийский патриархи и представитель константинопольского патриарха. Собор подтвердил священный авторитет греческих церковных чинов и богослужебных книг; составил «Наставление духовное», в котором осудил церковный раскол и предписал совершать все богослужения согласно реформированному канону; анафематствовал всех, придерживавшихся старых обрядов; лишил патриарха Никона патриаршего и священного сана; избрал 3 кандидатов в патриархи, из которых царь отдал предпочтение Иоасафу (патриарх Иоасаф II); отменил практику подсудности духовных лиц светским властям; принял ряд определений относительно благочестия и дисциплины.
После упразднения патриаршества в синодальный период истории Русской церкви (XVIII — начало XX веков) соборы не созывались, органом высшей церковной власти являлся Святейший ПравительствующийСинод, заседавший на регулярной основе.
В начале XX века российской церковной общественностью активно обсуждался вопрос о созыве канонически полноценного поместного собора. В 1906 году проходила работа Предсоборного присутствия, а с 1912 года — Предсоборного совещания. Решение о созыве Всероссийского поместного собора принято Синодом 29.4(12.5).1917 года, после Февральской революции 1917 года. Выборы членов поместного собора были 3-ступенчатыми: на уровне прихода, на уровне благочиния и на уровне епархии. От каждой епархии выдвигались 1 епископ, 2 клирика и 3 мирянина. Всего было избрано 564 делегата. Полномочия участников поместного собора в епископском сане отличались от полномочий других участников, поскольку все важные решения пленума собора подлежали утверждению на архиерейском совещании.
Поместный собор работал с 15(28).8.1917 года по 20.9.1918 года в 3 сессии (1-я сессия: август — декабрь 1917 года, 2-я сессия: январь — апрель 1918 года, 3-я сессия: июль — сентябрь 1918 года). Одним из наиболее важных деяний собора стало восстановление в ноябре 1917 года патриаршества. Кандидатами в патриархи, набравшими наибольшее число голосов, были архиепископы Харьковский и Ахтырский Антоний (Храповицкий), Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин). Из них посредством жребия патриархом Московским и всея России стал митрополит Тихон. Были выработаны принципы церковного управления, согласно которым высшая законодательная, административная, судебная и контролирующая власть принадлежали периодически созываемому поместному собору в составе епископов, клириков и мирян; так называемый Большой собор должен был созываться 1 раз в 10 лет; совещание епископов, утверждавшее важнейшие соборные постановления, входило в поместный собор, но не возглавляло его; исключительной прерогативой поместного собора являлось избрание патриарха; патриарх возглавлял церковное управление, патриарх и органы высшего церковного управления подотчётны поместному собору; наряду со Священным Синодом создавался Высший церковный совет (ВЦС), состоявший из епископов, клириков и мирян, в круг обязанностей которого входили организационные и хозяйственные стороны церковной жизни.
Проведение в жизнь принятых поместным собором 1917-1918 годов решений оказалось невозможным по политическим причинам. Соборы в Русской церкви не созывались до 8.9.1943 года, когда в условиях Великой Отечественной войны с разрешения властей в Москве собор архиерейского состава избрал патриархом Московским и всея Руси митрополита Сергия (Страгородского).
После кончины патриарха Сергия поместный собор проходил в Москве 31.1-4.2.1945 года. Помимо избрания нового предстоятеля — патриарха Алексия I (Симанского), собор принял Положение об управлении Русской православной церковью, которое предусматривало существование 3 органов соборной власти: поместного собора широкого состава, архиерейского собора, созываемых по мере необходимости, а также постоянно действующего Священного Синода исключительно епископского состава. С этих пор в РПЦ понятие «Поместный собор» закрепилось за соборами широкого состава. По Положению… 1945 года поместный собор являлся инстанцией, которой подчинены архиерейские соборы: все решения архиерейских соборов, вступая в силу с момента их принятия, подлежали утверждению на последующем поместном соборе. Решающим голосом на поместном соборе пользовались лишь епископы, голосовавшие, однако, не только от себя лично, но и от имени всех клириков и мирян своей епархии (не только от имени тех, кто присутствовал на соборе).
Очередной поместный собор, созванный после кончины патриарха Алексия I, проходил в Троице-Сергиевой лавре 30.5-2.6.1971 года, на нём впервые участвовали женщины. Собор избрал новым патриархом митрополита Пимена (Извекова), снял анафему на старообрядцев («клятвы на старые обряды»).
Поместный собор в рамках празднования 1000-летия Крещения Руси проходил в Троице-Сергиевой лавре 6-9.6.1988 года. Взамен устаревшего Положения… 1945 года собор принял Устав об управлении Русской православной церковью, который внёс существенные изменения в статус поместного собора, в частности право решающего голоса предоставлялось всем членам собора, включая клириков и мирян. Устав предусматривал при определённых обстоятельствах возможность созыва в рамках поместного собора архиерейского совещания, которое двумя третями голосов правомочно отменить решение, принятое пленумом поместного собора.
После кончины патриарха Пимена созван поместный собор, проходивший в Троице-Сергиевой лавре 7-8.6.1990 года. Впервые в советский период выборы патриарха, которым стал Алексий II (Ридигер), проходили на альтернативной основе путём тайного голосования. Поместный собор 27-28.1.2009 года, созванный в Москве после кончины патриарха Алексия II, избрал нового предстоятеля Русской церкви — патриарха Кирилла (Гундяева).
Соотношение полномочий поместного и архиерейского соборов пересмотрено в новом Уставе Русской православной церкви, принятом Архиерейским собором 2000 года (с коррективами 2013 года). Состав поместного собора, квота представительства на нём епархий и иных церковных учреждений и порядок избрания избираемых членов собора устанавливаются специальным положением (2013). Устав не предусматривает в созыве поместного собора периодичности. Поместный собор избирает патриарха, принимает решения о предоставлении автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской церкви, по предложению Архиерейского собора вырабатывает позиции по важнейшим вопросам церковной жизни, заботится о сохранении чистоты православного вероучения, христианской нравственности и благочестия. Решением поместного собор 2009 года образовано Межсоборное присутствие, действующее на постоянной основе и призванное готовить проекты документов, принимаемых на поместных и архиерейских соборах, а также Синодом.
Добавить комментарий