Помни о смерти
Содержание
Гарри стоял посреди заросшего кладбища, неподалеку от которого на склоне холма находился особняк.
***
Вспышка зеленого света обожгла глаза, и уже через секунду рядом с Поттером лежало мертвое тело Седрика Диггори.
***
— Поклонись смерти, Гарри, — Волан-де-Морт поднял палочку, и Гарри ничего не успел сделать, как его настигло заклятие Круциатус. Боль была невыносимой. Словно, каждая клетка его тела горела огнем. Гарри упал на землю и закричал так, как не кричал никогда в жизни…
***
Гарри тихо вздрогнул во сне и, вскрикнув, проснулся в холодном поту. Шрам горел огнем, словно к нему только что приложили раскаленный металл. Положив на лоб холодную руку, парень старался спокойно дышать и вспомнить все, что ему только что снилось, но малейшая попытка отдавалась дрожью во всем теле. Сон был таким… реальным… Будто он действительно был там… Стараясь не думать об этом кошмаре, Гарри закрыл глаза и попытался уснуть, но сон никак не шел. Однако усталость все-таки взяла вверх и он, наконец, провалился в темноту.
***
— А потом что случилось? — завороженно спросила Гермиона. — Я проснулся, — ответил Гарри, пожимая плечами. — Вы думаете, что это был просто сон? Они втроем снова сидели в комнате Гарри, закрыв дверь на замок. Поттер подумал, что сначала лучше все рассказать Рону и Гермионе, ссылаясь на то, что его опасения, возможно, напрасны и он только зря разведет панику. — Я не думаю, Гарри, что это был просто сон… Было еще что-нибудь странное? — спросила гриффиндорка. — Эм… после того, как я проснулся, у меня заболел шрам…- признался тот. — Шрам? — испуганно спросил Рон.- Но ведь…он же болит, когда Сам-Знаешь-Кто находится рядом… или нет? — он с надеждой посмотрел на девушку. — Необязательно, Рон. Помнишь, в начале того лета, Гарри говорил, что после сна про Сам-Знаешь-Кого, у него болел шрам, но тогда он просто не мог быть рядом с ним. Значит, дело в другом, — волшебница задумчиво посмотрела на Гарри. — Думаю, тебе стоит обо всем рассказать Сириусу. И Снейпу, как только ты его увидишь. — Снейпу? Ну не знаю, Гермиона. Мне кажется, ему абсолютно все равно, что мне снится. Единственное, что его интересует — мое лечение. Хотя, и оно вряд ли. Ему просто все… — Нет, приятель, Гермиона права, — перебил его Рон.- Это сейчас слишком серьезно, учитывая последние события. А вдруг ты начал все вспоминать? — Хм…ты, возможно, прав, — кивнула Гермиона. — Но все же, сами мы теперь в этом разбираться не будем. Тебе стоит поговорить с Сириусом, Гарри. — Хах, я бы с радостью, — грустно усмехнулся Поттер.- Но проблема в том, что он здесь почти не появляется. И это действительно было так. После дня рождения, Гарри больше не видел Сириуса. В какой-то момент он серьезно начал беспокоиться за крестного, но его успокоила миссис Уизли, сказав, что Дамблдор запретил выходить тому из дома, так как мужчину могут заметить и поймать. Поттер, конечно, понимал, что это ради безопасности Сириуса, но все равно очень скучал по крестному и ждал его появления. — Гарри, я понимаю, что… — Гермиону прервал стук в дверь. Они втроем настороженно посмотрели в сторону двери, но потом спокойно вздохнули, когда услышали голос миссис Уизли: — Рон? Вы там? — спросила Молли и снова постучалась. — Да, мам. И Гарри с Гермионой со мной, — ответил Рон, не вставая с кровати. — А что? — Я сейчас ухожу, но скоро вернусь, — наступила тишина. Гарри не сомневался, что миссис Уизли все еще за дверью. Рон, похоже, тоже не сомневался. — Да, мам. Мы будем паиньками, — закатил глаза Рон. Сначала было тихо, а потом они услышали отдаляющиеся шаги. После чего на улице послышался хлопок от трансгрессии и наступила тишина. — Каждый раз одно и тоже, — буркнул Рон. — А куда миссис Уизли уходит постоянно? — повернулся к другу Гарри. — Она ничего не говорит, мол, мне еще рано знать и все такое… — Странно как-то… Ладно, я думаю, что нам стоит погулять…-неуверенно предложила Гермиона. — Да, неплохая идея, — подхватил Гарри. Они хотели позвать близнецов и Джинни поиграть в квиддич, но когда из комнаты Фреда и Джорджа раздался взрыв, ребята поспешно ушли. — Неужели миссис Уизли до сих пор позволяет им это делать? — зло спросила Гермиона. — После того, что они сделали с Дадли… — Он тогда по заслугам получил, — сказал ей Рон. Девушка смерила его таким злым взглядом, что Уизли сразу умолк. Он предложил позвать погулять Джинни, и Гермиона с Гарри согласились. Девушка тоже была в свой комнате, а на предложение погулять, извинилась и ответила отказом. Так что друзьям пришлось пойти втроем. Они гуляли до вечера, а когда они вернулись, миссис Уизли уже была дома, но не одна, а с большой, черной собакой. — Сириус! — Гарри ему счастливо улыбнулся и поехал навстречу. Пес радостно начал махать хвостом и побежал к Гарри. Встав на задние лапы, он начал его облизывать. — Я так рад видеть тебя! Я скучал… — несмотря на то, что пес был грязный, Гарри обнял его, прижимая к себе, словно мягкую игрушку. — Мне нужно с тобой поговорить. — Шепотом сказал Гарри ему на ухо, чтобы слышал только крестный. Пес смерил своего крестника понимающим взглядом и уже через секунду перед Гарри стояла не черная собака, а сам Сириус Блэк. — Пойдем, пока Молли не видит, — усмехнулся он. Они зашли в комнату, прикрыв дверь. Гарри долго не решался заговорить, думая, о том, что это, возможно, действительно был просто сон. Сириус его не торопил. Он сел на кровать и смотрел на крестника, ожидая, когда тот решиться заговорить и гадал, что же произошло. Гарри тяжело вздохнул и сказал: — Дело в том, что мне сегодня ночью, кажется, снился сон про Волан-де-Морта. А потом… у меня заболел шрам. Сириус заметно напрягся, и придвинулся ближе, готовый слушать. Гарри посмотрел ему в глаза и начал рассказ. Он рассказал все, что запомнил и надеялся, что ничего не упустил. Пока Гарри говорил, выражение лица Сириуса заметно изменилось: из спокойного оно стало каким-то тревожным. Когда Поттер закончил, он посмотрел на крестного. — Я не знаю, был ли это просто сон, или… — Гарри, это был не просто сон. Похоже, Гермиона права — ты действительно начал все вспоминать. Ты понимаешь, Гарри? Ты все вспомнишь и все будет, как прежде, — Сириус счастливо улыбнулся и обнял парня.- Теперь все будет хорошо…- прошептал он. — Теперь у тебя есть шанс все вспомнить. Мы станем настоящей семьей, вот увидишь. Гарри обнял его в ответ и прижался к нему, словно маленький ребенок. Только так парень чувствовал себя в безопасности. Он верил, что все будет хорошо, что и Сириус, и друзья пойдут с ним до конца, несмотря ни на что. — Я верю…- прошептал Поттер в полнейшей тишине.
Логотип, бля
Как в Древнем Риме «помнили о смерти» и готовились к ее приходу?
Пишет Ольга Феоктистова
«Memento mori» – говорили древние римляне. И могли бы добавить – позаботься о последнем дне уже сейчас. Не случайно это изречение пришло к нам из Древней Италии. Ее жители во все времена отличались практической сметкой и основательностью подхода ко всем делам.
Даже к практически потусторонним. Причем касалось это не только богачей, но и тех, кто даже едва мог отложить «на черный день».
Зажиточный римлянин знал наверняка, что в случае кончины его похороны пройдут по высшему разряду. Тело будет передано в опытные руки бальзамировщиков из похоронной конторы либитинария с холма Эсквилин. Там же будут наняты лучшие плакальщицы, носильщики и музыканты.
С лица покойника снимут посмертную маску, которую во время процессии наденет мим. И, безусловно, похороны будут невероятно торжественными, потому что в шествии примут участие все именитые «предки», вернее актеры в их посмертных масках, но это неважно. Потому что этим отличаются по-настоящему пышные похороны знатного римлянина.
И конечно же, процессия станет исключительным зрелищем. Ее будут сопровождать флейтисты и танцовщицы, а может даже и небольшой хор. Не исключено, что во время шествия толпа завернет на Форум, где старший сын покойного произнесет речь в его честь. А потом тело понесут на место сожжения, где уже будет разложен высокий костер, украшенный тканями и коврами.
Усопшего, уложенного вместе с его любимыми вещами, обильно умастят лучшими благовониями – шафраном, миррой и ладаном. А когда разгорится пламя, плакальщицы будут рвать на себе одежды, а люди начнут бросать в костер дары. А после всего этого прах покойного поместят в роскошную семейную усыпальницу, настолько большую, что она способна вместить не только его предков и потомков, но и вольноотпущенников семейства.
И хвала богам, времена республики остались в прошлом и можно не соблюдать эти глупые законы, ограничивающие пышность похорон!
Таков был примерный сценарий траурной церемонии для патрициев и просто богатых людей. Шумная, пышная – она, как предполагалось, должна была тешить дух покойного и его предков. А тщеславный римлянин жаждал почитания и после смерти. Свой фамильный склеп он строил непременно на обочине одной из дорог, ведущей в город. Чтобы прохожий читал надписи над дверями склепа, эпитафии, хвалебные оды (нередко сочиненные самими усопшими еще при жизни) и знал, что здесь покоится «ум, честь и совесть нашей эпохи».
Помимо хвалы усопшему, которая украшала надгробье и усыпальницу, встречались надписи, восхваляющие вино, красивых девушек, призывы помянуть такого-то или… угрозы. Угрожали в основном осквернителям могил. Так, например, на могиле некого Луция Цецилия Флора было следующее пожелание: «Кто здесь справит большую или малую нужду, пусть на того разгневаются боги всевышние и подземные».
А вот оригинальные памятники не были уделом только богачей. Например, один пекарь сделал усыпальницу для себя и своей жены в виде корзины с хлебом.
А между тем Вечный город был полон людьми, у которых даже не всегда была лишняя монетка для того, чтобы по греческому обычаю положить ее в рот тому, кому предстояла близкая встреча с перевозчиком душ Хароном.
Однако эти римляне считали, что бедность не порок, а также не повод не обеспечить себе погребение, достойное человека. В противном случае тело бедняка могло быть сброшено в глубокий колодец, обложенный камнем, – братскую могилу для рабов и неимущих.
Для тех, кто хотел избежать подобной участи, существовали погребальные коллегии. Вступить в нее мог человек любого сословия, свободный или раб. Требовалось только заплатить определенную сумму при вступлении и в дальнейшем делать ежемесячные взносы.
На эти деньги коллегия покупала или строила колумбарий. Свое название такая усыпальница получила от слова columbarium – «голубятня», так как в обоих этих сооружениях имелись ниши. Бывало, что такую постройку дарил коллегии состоятельный покровитель. В таком случае имя благодетеля писали на доске, которая помещалась над входом в усыпальницу. Жребий определял, сколько мест для захоронения урн будет принадлежать тому или иному члену коллегии.
Видимо, тяга к строгому упорядочиванию была свойственна всем римлянам, вне зависимости от сословия. Потому что даже у такого, казалось бы, простого сообщества имелся свой устав, и даже целая система должностей. Так, помимо квинквеннала (председателя), который избирался на пять лет, тут были декурионы, стоявшие во главе каждой десятки членов организации, куратор, секретарь и т.д.
Власти, одержимые боязнью многолюдных собраний, запрещали таким похоронным сообществам собираться для уплаты взносов чаще, чем раз в месяц. Сильно заблуждается тот, кто думает, что собрания коллегии представляли собой унылые и тихие сборища, где все было пронизано духом обреченности.
Товарищи по предстоящему несчастью собирались не только (и не столько) ради решения денежных вопросов, а чтобы весело попировать! Причем относились они к таким «заседаниям» со всей ответственностью. Это подтверждает устав одной из коллегий. Там строго оговаривается количество подаваемого вина, хлеба и даже то, что каждому пирующему полагается аж по четыре сардинки!
Древнеримский подход к «потусторонним» вопросам отличался практичностью и воистину неискоренимым жизнелюбием. Было ли это написание собственной напыщенной эпитафии, или пирушка в тесном кругу коллегии – человеком руководила жажда насладиться дарами подлунного мира до конца, словно «надышаться перед смертью».
Преподобный Сисой перед гробницей Александра Македонского
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Марина Цветаева
Преподобный Серафим незадолго до смерти потребовал сделать ему гроб и поставил его в сенях. Часто он останавливался около него и молился, готовясь к часу смертному. Так же поступали и многие другие святые. Из этого можно заключить, что даже изобилие благодати Божией не позволяло им так думать о вечности, будто там у них всё «схвачено». Сколько же нам, нерадивым, должно приводить себе не ум «последняя своя»! «Помни последняя твоя – и вовек не согрешишь» (Сир. 7: 39), – говорит Слово Божие.
Память смертная – регулятор поведения человека, проверка его разума и души. В нашем секуляризованном обществе говорить о смерти невозможно. Особенно когда речь становится адресной. Скажи человеку: «Ты умрешь», – и это будет расцениваться как проклятие. Хотя ничего нового в этой информации нет. Как сказал один современный богослов, все мы знаем, что умрем, и все в это не верим.
Эта табуированная тема всплывает только тогда, когда приближается пограничная ситуация. И, к сожалению, приближение смерти кого-то из родственников заставляет домашних вспомнить все приметы и суеверия, которые породил народный фольклор. К священнику, как правило, обращаются в последнюю минуту, когда уже надо отпевать, причем никого не интересует вопрос: а как же по-христиански подготовить человека к смерти (на церковном языке это называется «напутствовать») и проводить покойного? Всё, что нужно от батюшки, – только совершение отпевания, да по возможности – проводы на кладбище. За всё время моего священства я уж и не знаю, сколько человек отпел, но еще ни разу ни один родственник покойного не обратился ко мне с вопросом: как нужно приготовить дом, как в доме положить тело, какие молитвы читать до отпевания (хорошо еще, что иногда спрашивают, как после молиться), как организовать поминальный стол – как всё это сделать так, чтобы было благочестиво, а не тяп-ляп.
Я думаю, никто так не знаком с дикими обычаями похорон, как сельское священство. Можно даже не упоминать, наверное, всем известные обряды: накрывать зеркала и посыпать дорогу за умершим еловыми веточками. Это просто невинные традиции по сравнению, например, с «заземлением» покойника. Представьте картину: входит священник в комнату к покойнику, а от батареи к гробу тянется тонкая медная проволока, которая намотана на палец мертвецу. Ответа, для чего нужен сей «гаджет», я так и не добился за шесть лет. Говорят, что якобы от этого не так быстро идут процессы разложения, но понятно, что это чистой воды выдумка. В сильную жару обкладывают тело бутылками с холодной водой или пакетами с солью – это еще можно понять. Но «заземление» – явно «печать» XX века. Второе объяснение этой традиции – снятие напряжения с мышц, чтобы не было непроизвольных мышечных сокращений. Однако напряжение мышц – это совершенно не статическое электричество, и так от него не избавиться. Но если бы это было вершиной человеческой мудрости, данной статьи не было бы.
Отдельно можно вспомнить о том, какие предметы кладутся в гроб. Понятно, что человека одевают. И при этом в гроб идет множество личных предметов: кепка, расческа, сигареты, зажигалка. Зачем? Объяснение простое: покойный любил. Если покойная пользовалась косметикой, ей обязательно накрасят губы, ресницы и проч. Как выглядят ярко-красные губы на фоне мертвящей бледности лица, догадаться нетрудно. Бывают особо экзотические случаи: например, знакомый священник столкнулся с тем, что в гроб положили… косу. Настоящую металлическую косу, только без ручки. Как вы думаете, для чего? Ни за что не догадаетесь! Я просто обязан передать ответ в оригинальной белорусской стилистике: «Каб не уздымауся». Чтоб не вставал, то есть. Я думаю, для этой цели недостаточно просто рядом положить косу. Некоторые продвинутые люди для этого используют осиновый кол.
Но и это цветочки. Вероятно, уже есть прецеденты, когда в гроб кладут ноутбук или мобильный телефон, но я пока с этим не сталкивался.
Хотя нет, с мобильным я погорячился. Дело было так.
Молодой человек, обливаясь слезами, с кем-то говорил по мобильному телефону, а потом – приставлял трубку к уху покойного
Отпевал я как-то пожилую супружескую пару. Не помню подробностей, что-то случилось с газом, и они вдвоем угорели. Похороны были очень скорбные. Действительно, так бывает, что чужое горе сильно тебя трогает, и это был как раз такой случай. До определенного момента. После отпевания вся процессия пришла на кладбище, и я в том числе. После короткой заупокойной литии я предложил родственникам попрощаться с покойными, а сам стал заниматься освящением надгробного креста, могилы и т.д. В середине своих дел я внезапно понял, что что-то идет не так, как обычно. Около гробов началась какая-то возня, а причитания стали гораздо громче. Не понимая, в чем дело, я подошел к гробу и увидел такую картину. Молодой человек, обливаясь слезами, с кем-то говорил по мобильному телефону, а потом – приставлял трубку к уху покойного. Потом опять подносил к своему лицу, что-то говорил – и снова прикладывал к уху – на этот раз покойницы. Первой моей реакцией была банальная растерянность. Что он делает? Что это такое? Я оглядываюсь, смотрю на людей, немым взором спрашивая, что происходит, и вижу, что вокруг все рыдают, глядя на эту дикую сцену.
Наконец я начинаю выходить из ступора и задаю вопрос. Выясняется, что не все родственники смогли приехать на погребение. Откуда-то с далекого севера не смогла приехать дочь. И вот родственники нашли выход из ситуации: дочка прощается с покойными по телефону. Она, сидя в доме за тысячи километров отсюда, говорит в трубку слова, которые тут вылетают в безжизненное ухо мертвеца. Воистину: до чего дошел прогресс! Прям мороз по коже от такого прогресса. Удивительно, что, когда на кладбище мы подходим к покойному и лобзаем его, это воспринимается как последнее дело любви. Всё понятно четко: вот тело, оно безжизненно, где-то рядом душа – она-то видит нас и слышит наши слова. И мы воздаем честь телу только потому, что оно было соединено с душой и когда-то снова имеет с ним воссоединиться. Но мы никак не веруем в то, что оно само по себе, оставленное душой, имеет человеческие качества, например слух. Эти качества дает душа. И эту веру выражает Церковь, когда неоднократно поет на погребении, что тело без души только «персть», «пепел», «земля». Поэтому такое «прощание» – не имеет даже названия. Оно – плод полнейшего христианского невежества. Скоро, очевидно, будем уже прощаться и по «скайпу».
Но Церковь говорит нам, что каждый из нас имеет возможность незримо соединиться с усопшим – в молитве. И эта связь совсем другого уровня, нежели мобильная. И потому более уместным со стороны дочери поступком было бы заказать в этот день панихиду в ближайшем храме и соединить свою молитву с нашей.
Вообще технические новинки для погребения мало нужны. Вот, например, фотоаппарат. Несколько лет уже как сталкиваюсь, что люди фотографируют усопших родных в гробу (а потом еще и вешают эти фото на стену). Для чего это нужно? Мы делаем фотографии в те моменты, которые бы хотели вспоминать в будущем. Вспоминать – и радоваться. Зачем же увековечивать такой момент, когда при одном взгляде на фото вновь текут ручьи слез и у некоторых начинается истерика? Это уже совершенно не память смертная, а мазохизм какой-то. Добровольное вызывание уныния и величайшей скорби. Напомню, что «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7: 10), а тут печаль самая что ни на есть «мирская». Мы должны думать не о теле, которое покоится в земле, а о душе, которая обитает на Небесах.
Большие скорости и огромные расстояния, разделяющие родню, – тоже плоды современной цивилизации. Сейчас семьи бывают так разбросаны по миру, как раньше и не снилось людям. Конечно, теперь часто бывает проблемой собраться всем одновременно для отпевания. По этому поводу я хочу рассказать еще одну историю, после которой вы поймете, что «заземление» – это только цветочки.
Доживем до понедельника
В феврале этого года меня позвали отпевать одного человека. Дело было в субботу. Я пришел в дом, совершил молитвы и начал готовиться к выносу тела. В этот момент родные попросили освятить землю в пакетике. Я им ответил, что в этом нет нужды, поскольку я вместе с ними иду на кладбище. Как известно, если священник сопровождает покойного на кладбище, там, после положенных молитв, когда гроб опустят в могилу, батюшка берет лопату и со словами «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» трижды «крестовидно мещет» землю поверх гроба. Это указание Требника. Если священник по какой-то причине не может пойти на кладбище, то после отпевания освящается земля, и родные сами на кладбище крестообразно посыпают гроб этой землей. Всё это я подробно объяснил родным, но не встретил сочувствия в их глазах.
– Нет, батюшка, – возразили они мне. – Нам нужна земля в пакете, потому что сейчас, когда мы пойдем на кладбище, вы там не будете сыпать землю на гроб.
– Почему? – добродушно удивился я.
– Потому что мы не будем засыпать могилу, – последовал сногсшибательный ответ.
– М-м-м? – мне показалось, что я ослышался.
– Дело в том, – начали они, – что не все родственники смогли приехать сегодня. («И тут то же самое», – подумал я.) Поэтому вы помолитесь, мы закроем крышку, опустим гроб – а засыпать не будем. Завтра приедут родственники, мы пойдем на кладбище, поднимем гроб, попрощаемся, снова опустим гроб в могилу и засыплем землей. Вот почему нам нужно, чтобы вы освятили землю тут, – заключили они.
Люди возьмут своего умершего родственника, с почестями бросят в яму, потом пойдут домой, спокойно поужинают, лягут спать, а назавтра снова достанут его из могилы?..
Сказать, что у меня отняло речь, – значит, ничего не сказать. Я просто обалдел. Люди возьмут своего умершего родственника, с почестями бросят в яму, потом пойдут домой, спокойно поужинают, лягут спать, назавтра снова достанут его из могилы… попрощаются… и снова опустят… Не кошмар ли?!
– Да вы что! – возмутился я. – Я такого «чуда» с роду не видал! Да и вообще сегодня – второй день смерти, хоронить положено на третий. В чем проблема? Пусть покойник «переночует» еще одну ночь дома, завтра приедут родственники, вы по-человечески (аргумент «по-христиански» я тут даже не стал употреблять) попрощаетесь и похороните его.
Однако я нисколько не смог их переубедить. Напоминаю, был февраль, совершенно не было никакой нужды хоронить человека на второй день, как иногда бывает из-за жары. Один их аргумент перевесил все мои «богословские» доводы: у нас так принято «испокон веков» (на белорусском это звучит так: «спрадвеку»). Собственно, этим аргументом отражаются все нападки священства на народное «истинное благочестие».
До сих пор, когда я думаю об этой кощунственной практике, – мурашки по коже.
***
Я бы мог рассказать еще не одну подобную поразительную историю, но цель у меня иная. Смерть – это таинство перехода человека из мира видимого в мир невидимый, высший. И это не только экзамен и закономерный итог жизни и подвигов преставляющейся души, но и всегда урок для присутствующих при этом свидетелей. Причем удивительно: урок для себя можно извлечь всегда, независимо от того, был человек добродетельным или порочным. Просто урок может быть положительным или отрицательным – как ответ задачи. И мне кажется, что вся обстановка похорон также является закономерным итогом и завершением жизни покойного. Проводили мы человека по-язычески, обставив нелепыми традициями и обрядами, с музыкой или без, с ворохом живых цветов и теплой молитвой или пластиковых венков с такими же искусственными эмоциями – тут часто Господь всё приводит в соответствие с жизнью новопреставленного, хотя иногда бывают особые случаи. Я имею в виду, что если вся наша жизнь – фарс и фальшивка, то в такой же фарс превратятся и наши похороны.
Отпевание
Недаром я начал повествование с памяти смертной. Человек, имеющий память смертную, ведет себя совсем иначе, чем тот, который не верит в свою смерть. Если я наверняка знаю, что вскоре умру, – то не буду осуждать или завидовать. Что мне в этом, когда сегодня или завтра сам предстану на суд Божий? Я не стану обманывать, собирать себе бесчисленные имения, думать о мести или развлечениях. Все мысли осужденного на смерть крутятся только вокруг предстоящего Перехода. «Древний патерик» рассказывает о двух иноках, которые однажды, бросая глину на келью, сказали друг другу: если теперь посетит нас Бог, что будем делать? Заплакав, они оставили глину и удалились в свои кельи. Так было бы и у нас. От нашей невнимательной и ленивой молитвы не осталось бы и следа, помышляй мы вечером о том, что утром можем не проснуться. Вот только встань на молитву и скажи сам себе: «Это моя последняя молитва». И если удержишь эту мысль в сердце, ум перестанет кружиться по сторонам, а станет оплакивать себя на каждом «Господи, помилуй». А если бы мы думали о скорой смерти всякий раз, как приходят греховные помыслы, то церковный мир (хотя бы церковный!) стал бы намного чище и добрее.
Имеющий страх смертный и смерть ближнего воспринимает с благоговением. Это благоговение заставит отказаться и от музыки, от которой погребение превращается в похороны сицилийского мафиози, и от охапки пластмассовых цветов – кладбищенского мусора, и от вычурных памятников с поэтическими (и не очень) эпитафиями.
Самое главное – это христианское напутствие исповедью и Причащением. Особенно для тех, кто всю жизнь вроде бы и верил в Бога, но дорожку к храму так и не протоптал.
Что можно сделать для умирающего? (Именно для умирающего, а не для умершего, поскольку приготовление к смерти начинается задолго до нее.) Самое главное – это христианское напутствие исповедью и Причащением. Особенно для тех, кто всю жизнь вроде бы и верил в Бога, но дорожку к храму так и не протоптал. Перед смертью человек начинает всё чувствовать по-особому, поэтому не стесняйтесь предложить ему исповедоваться. Естественно, это должно происходить не тогда, когда предсмертная агония уже разлучает душу и тело. В вашем доме престарелый или тяжело больной человек? Так не ждите развязки. Может статься, что Причастие подарит выздоровление болящему или облегчит предсмертные муки умирающему.
А когда человек уже умер, и вы не знаете, что дальше делать, – нет ничего проще: позвоните в храм и спросите. Мол, так и так, соседка говорит, что нужно налить «стопочку» и поставить ее в изголовье с кусочком хлеба. Надо это или нет? Я не имею возможности перечислить здесь все народные суеверия, связанные с покойниками, но священник или церковнослужитель на месте легко разрешит ваши недоумения. Я могу написать, что нужно делать. Нужно молиться. Умирающему принято звать священника, чтобы он прочитал «Канон при разлучении души от тела». В народе этот чин называют «Отходной». Если у священника нет возможности совершить эту молитву, то ее можно прочитать самостоятельно по специальному молитвослову, где указано, что можно читать мирянину, а что – только священнику. Над уже почившим человеком читают Псалтирь все три дня вплоть до отпевания. Душа почившего попадает совершенно в другой мир, и единственное, чем можно ему там помочь, – это молитва и милостыня.
Нет никакой нужды выкидывать бешеные деньги на многочисленные пластмассовые венки, которые гниют и захламляют кладбище. Лучше принести на могилу немного живых цветов, а родственникам договориться между собой, и средства, которые предполагалось потратить на венки, – подать на помин души новопреставленного в разные монастыри и храмы. От этого хоть реальная польза покойному!
Планируя поминальный стол, тоже нужно руководствоваться принципом минимализма. Это ведь не свадьба! Не нужно на поминальный стол ставить крепкие спиртные напитки, вполне достаточно вина.
Последнее: на могиле должен стоять крест, а не нечто квадратное с начертанным «крестиком». Какой будет крест: деревянный, металлический или гранитный – не столь важно. На кресте желательно не устанавливать никаких фотографий покойного, потому что это крест Христов. Если же очень хотите где-то разместить изображение усопшего, лучше это сделать на могильной плите. Иногда для этого даже предусматривают некоторое возвышение плиты, на котором умещаются фото и надпись.
Это самые простые советы, которыми я ограничусь, чтобы не превратить статью в похоронную методичку.
Часто бывает так, что после похорон у членов семьи возникают всякие видения, сны, необыкновенные состояния. Чаще всего это обусловлено нервным расстройством, но бывают и сверхъестественные случаи. Тут надо понять, что смерть человека – пограничная ситуация, когда миры видимый и невидимый пересекаются. И случается, что духи злобы используют это, чтобы напугать других членов семьи, спровоцировать их на какие-то необдуманные поступки: например, обращения к колдунам или суицидальные мысли. Поэтому в таких случаях тоже нужно не постесняться, и если даже все смеются над вашими страхами, прийти в храм и поговорить со священником. Иногда совершенно невообразимые вещи заканчиваются после освящения злосчастного дома.
Старайтесь любить ваших живущих и здравствующих родственников. Имея страх своей собственной смерти, это делать нетрудно.
И последнее. Часто люди каются после смерти своих родственников, что не уделяли им должного внимания при жизни. Что тут посоветовать? Кайтесь в этом грехе Богу и постарайтесь его искупить молитвами и милостынями по усопшему. Но главное – старайтесь любить ваших живущих и здравствующих родственников. Имея страх своей собственной смерти, это делать нетрудно, ведь от знания своего скорого отшествия умилится любое черствое сердце. Умилится – и подвигнется на жалость и понимание своих домашних. А отсюда родятся и уступчивость, и снисходительность, и великодушие к чужим проступкам.
Помни час смертный
Седмица 4-я Великого поста – Крестопоклонная. Всю неделю верующие поклонялись Животворящему Кресту. Он является хранителем Вселенной и каждого из нас, ибо была ниспровергнута смерть и Господь даровал людям спасение, которым возводит нас в Царствие Небесное. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27). Через Крест устроена наша земная жизнь. С ним мы уходим и в вечную жизнь. «Крест Христов учит нас со смирением принимать страдания, – пишет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Конечно, невозможно делать вид, что ничего не происходит, когда жизнь наносит болезненные удары, но они не должны надламывать нашу волю, разрушать личность и жизнь. Мы должны все обращать ко благу: и неудачи в жизни, и болезни, и скорби, которые Бог нам посылает, помня, что если Господь изволил пострадать ради спасения людей, то и наши скорби имеют спасительное значение для нас». Молитва за усопших тоже дает ясное понимание того, что смерти нет. В субботу, накануне 4-й Недели Великого поста, посвященной преподобному Иоанну Лествичнику, православные поминали усопших. Настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Николай Брындин отслужил панихиду, по окончании которой обратился к верующим со словом:
– Дорогие братья и сестры! Сегодня царит в наших храмах особая атмосфера. Мы – верующие – знаем, что Господь победил смерть и те вериги, которые когда-то сдерживали души усопших в аду, повержены. Из учения святых отцов мы знаем, что душа усопшего находится на земле до третьего дня, а потом Ангелы относят душу в мир иной. Там сначала происходит первое поклонение Богу, затем показывают райские обители. На девятый день – второе поклонение Богу и душа зрит ад. Она до сорокового дня проходит мытарства – ей показывают всю жизнь, как на киноленте. И на сороковой день творится суд. Где будет находиться душа до Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа? В аду или в раю? Кто творит этот суд? Кто-то скажет, что Господь творит этот суд. Нет, братья и сестры! Суд творит наша совесть. К чему мы стремились на протяжении всей земной жизни, так и будет. Обратите внимание, что усопшему после первого поклонения Богу показывают райские обители, а ведь это не является паломническим путешествием. Откликнется ли душа на добро? Многие остаются в том месте добра и любви, и не идут дальше на мытарства. Да, нет такого человека, который жил бы и не сотворил грех. Но единственный критерий, по которому мы будем оправданы или осуждены, – творили ли мы добро и любовь? Вспомните, что говорится в Евангелии: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 31-46). Так вот, братья и сестры, каждый из нас в родительские субботы исполняет заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». Нас ведет в храм любовь к Богу, любовь к нашим усопшим сродникам – мамам и папам, дедушкам и бабушкам. Нам всем предстоит жить вечно, но давайте спросим себя: «А сколько осталось мне жить на этой земле? Может быть, сегодня я живу последний день и завтра уже не приду в храм?» Никто не знает о том, сколько нам отпущено. Поэтому задумаемся над тем, с чем мы пойдем в мир иной. Братья и сестры, победили ли мы свои страсти, которые мучают наши души? Во время Великого поста Святая Церковь направляет человека на очищение души и совести. Так с чем же мы пойдем ко Христу? Оставим ли мы добрую память о себе и научим ли своих детей, внуков молиться? Если мы не научим их молиться, то кто за нас поставит свечку в храме и прочитает канон на кладбище? Пока мы живы, у нас есть возможность изменить свою участь как на земле, так и в мире ином. Если мы приведем детей к Богу, научим их вере и любви к ближнему, то непременно мы будем вечно со Христом. К Нему мы идем и надеемся, что Он нас не отринет. Царствие Небесное и вечный покой всем ныне усопшим православным христианам. Храни вас Бог, братья и сестры!
Авель Комбаев
Просмотров (107)
Значение тату надписи «Memento Mori»
Тут вы сможете узнать все самое интересное про смысл и значение тату надписи «Memento Mori», посмотрите фото примеры готовых рисунков татуировки, сможете узнать про толкование и историю рисунка. Больше примеров тут:
- Фото тату надписи «Memento Mori»
- Эскизы тату надписи «Memento Mori»
Значение тату надписи Memento Mori – фото примеры рисунков татуировки
Все про варианты рисунка и значение тату надписи «Memento Mori»
http://tatufoto.com/wp-content/uploads/2018/10/Значение-тату-надписи-Memento-Mori-аудио-версия-статьи-для-сайта-tatufoto.com_.mp3
(Если не хотите читать — можете прослушать аудио версию статьи)
Татуировками в виде различных надписей сейчас уже никого не удивить. Набивают и признания в любви, и цитаты из священных писаний, и крылатые латинские выражения, и мысли великих писателей и философов. Но что же значит тату Memento Mori? Значение, особенности и фото этих татуировок рассмотрим ниже.
История высказывания.
С латинского языка это выражение переводится как «Помни о смерти». Его корни уходят ещё во времена Римской Империи. Есть история о том, как один из крупных военачальников возвращался домой после некой важной победы. А за ним следом шёл слуга и повторял ему эту фразу. Таким образом военачальник старался никогда не забывать о своём месте во вселенной. О том, в какие бы прекрасные доспехи он не облачился, перед смертью все равны. Все рано или поздно умрут, но нужно сделать это достойно, не возвышая себя над другими людьми.
Фразу Memento Mori использовало определённое число монахов. В XVII столетии существовал орден св. Павла, известный также как Братья Смерти. Они выбрали фразу «Помни о смерти» в качестве приветствия.
Современное значение.
Прошли века и фразе перестали предавать столь сакраментальное и буквальное значение. Сейчас татуировка с подобной надписью несёт два основных посыла:
- в этом мире ничто не вечно;
- всё уже предрешено высшими силами.
Inspirational memento mori tattoo Xoil Memento Mori
Но всё так же фраза на латыни подвигает своих владельцев помнить о месте в этом мире. О своём предназначении и высшей цели. Поэтому к двум основным значением можно добавить третий: «Делай что должен, у тебя мало времени». Согласитесь, достаточно хороший мотиватор на каждый день. Заставляет помнить о том, что времени у тебя не так много, как хотелось бы, и нужно действовать прямо здесь и сейчас. Не откладывать жизнь в долгий ящик, иначе жизнь отправить в этот «ящик» тебя.
Куда наносят тату Memento Mori?
Чаще всего татуировку с надписью Memento Mori можно увидеть на предплечье. Как с тыльной стороны, так и вдоль лучевой кости.
Фото примеры рисунка татуировки Memento Mori:
1 2 3 … 11 Load more
(нажать, чтоб увидеть больше фото)
Нанести её можно куда угодно на тело. Хорошо смотрятся надписи такого типа, набитые вдоль ключицы. Если не хочется делать большой рисунок, выбирают внутреннюю часть пальцев. Подобные тату не бросаются в глаза, но хорошо видны самим владельцам рисунка.
В большинстве случаев те, кто выбирают эту фразу для татуировки, стараются нанести её на видное место. Чтобы самому видеть и всё же не забывать о смерти.
Дополнительные образы.
Довольно часто вместе с основным изречением используют и дополнительную символику смерти. Чаще всего вместе с фразой изображают:
- Череп. Один из наиболее распространённых символов смерти. Ведь все что, в конечном итоге, остаётся от людей – это скелет. Груды черепов – расплата за любую войну. Не удивительно, что для усиления драматического эффекта некоторые наносят именно череп рядом с «Memento Mori».
- Песочные часы. Древний символ времени. Напоминание о том, что время утекает быстро, как песок в часах, и его невозможно вернуть обратно. Наступит день, когда в чашу упадёт последняя песчинка и ничего уже нельзя будет сделать.
- Механические часы. Также как и песочные, отсчитывают время, которое неумолимо утекает.
- Книги. Древние фолианты иногда изображают вместе с черепами, как символ времени и тайных знаний.
- Ворон. Предвестник смерти и просто зловещая птица. Один из символов, окружающих смерть.
- Смерть. Самая недвусмысленная визуализация. Так гораздо легче представлять, о чём именно нужно помнить. Ведь вместе с надписью есть и сам образ смерти. Это может быть скелет в балахоне и с косой. Или просто костлявая рука, тянущаяся из темноты.
Вариантов нанесения тату очень много. Посоветуйтесь с мастером и он поможет разработать для вас уникальный эскиз.
Смотреть видео:
Вы можете посмотреть: ЭСКИЗ ТАТУ MEMENTO MORI ФОТО ТАТУ MEMENTO MORI
Подготовлено: ibpf_777 (Дарья Ермак)
« |
— Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда ВНЕЗАПНО смертен, вот в чём фокус! |
« |
— Мессир Воланд |
Memento mori (рус. помни, что умрешь или помни о смерти, извр. моментов море, латинояпонск. помни лес, надм. не забудь сдохнуть) — древнеримский призыв вспомнить о неизбежности неизбежного и поумерить пыл. Античный мем, на протяжении долгого времени дюже популярный, а ныне незаслуженно подзабытый, хотя актуальности от этого не потерявший.
Двухминутка Grammar Nazi
Словосочетание это часто коверкают как в оригинальном изложении («memento more», что на самом деле переводится как «помни обычаем») так и в переводе («помни о смерти», что на язык оригинала переводится как «memento mortis»). Правда, это не все хотят запоминать.
Откуда
Откуда появился сабж и кто впервые его изрёк, точно неизвестно. Одни говорят, что Геродот (хотя он грек), а Педивикия утверждает, что в Древнем Риме имелась традиция ставить за спиной у возвращающегося с победой полководца специально обученного раба, постоянно твердившего полководцу, что тот хоть и крут, но всё равно в конечном итоге пиздеца не избежит (что, кстати, было отмечено в эпичном фильме Мела Брукса «Всемирная история»). Аналогичное отношение к смерти бытовало и во многих других культурах, например, в лунной.
Обусловлено это тем, что в былые времена, в силу множества причин (войнушки, болячки и т. п.), среднестатистический анонимус имел гораздо больше шансов не дожить до зимы, чем в наше время. Смерть постоянно была где-то рядом, регулярно о себе напоминая, и потому воспринималась всеми как часть повседневности. Это нашло широкое отражение в творчестве множества народов различных эпох и не только в нём: так, по легенде, жизнерадостные католические монахи-трапписты якобы использовали «memento mori» в качестве приветствия, хотя «Католическая энциклопедия» б-жится, что всё это клюква развесистая. Применительно к европам, где сабж был наиболее популярен, его часто можно встретить в произведениях как бытового, так и элитного искусства, на которых скелеты с косами невозбранно соседствуют и с рядовыми колхозниками, и с VIP. Оттуда же пошла живая и поныне традиция снабжать сию надпись изображениями черепов, книг, песочных часов и прочих символизирующих атрибутов.
Вторую жизнь данный мем получил, как ни странно, не во времена Средневековья, а очень даже в эпоху Возрождения, когда на Европу свалилась куча напастей: привезённые чума (из Азии) и сифилис (из Америки), небольшое глобальное потепление и плохие урожаи, а также обострившиеся вследствие этого войны. Когда есть выбор, от чего отбросить копыта — сгнив заживо от сифилиса, который тогда лечить не умели, покрывшись кровавыми нарывами от бубонной чумы, покушав хлеба изо ржи, зараженной спорыньёй, или просто от переизбытка элемента Ferrum в организме, вызванного кинжалом ближнего своего, который хочет хоть такой хлебушек, — о наличии этого самого выбора помнится намного острее. К тому же латынь, как ни странно, стала официальным языком Католической церкви, и многие боянные мемы на языке древних римлян пошли в народ по второму разу.
Сочная подборка примеров . Но больше всех, конечно, отличились чехи. Homo bulla!
В наше время
В музыке
В наше время в связи с ростом уровня жизни, благополучия и медобслуживания в северных широтах и, местами, в южных, тема бренности людского бытия уже не так популярна, поскольку навевает на легкомысленные 95% унынье и депрессуху. Помнить о смерти, как о конечности земной жизни, в основном распространено среди людей, живущих духовными ценностями, в том числе религиозных, будь то христиане, мусульмане и пр., поясняя это необходимостью успеть выполнить те задачи, для которых человек пришел в этот мир, ибо, как заметил М. Булгаков, человек порой внезапно смертен. С научной же точки зрения помнить о смерти нужно и полезно для каждого гуманоида, поскольку это способствует правильной расстановке жизненных приоритетов, а не задротству и жлобству. Более того, раздаются голоса нести научное просвещение на тему умирания в массы, в первую очередь, школию (без фанатизма, конечно), поскольку, когда до нее дорывается-таки рядовое быдло, поток сознания напрочь смывает все барьеры, возводимые здравым смыслом .
Attention!
Слева — какой ты есть, а справа — каким ты станешь Немного оптимизма в контексте сабжа от Андрея Миронова
« |
Mortem effugere nemo potest |
« |
— Мнение Цицерона |
Капитан Очевидность спешит напомнить, что и ты, %username%, не вечен! Будь ты хоть знаменитость российского масштаба, хоть эльф 80 уровня, хоть чемпион-олимпиец, рано или поздно смерть придет и за тобой. И даже если потом о твоих героических достижениях кто-нибудь когда-нибудь вообще вспомнит, один хер, тебе уже будет все равно. Задумайся!
Алсо
- Фраза была оригинально переведена как «Моментально — в море» Трусом и Балбесом в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика».
- Среди поклонников писателя Мартина и популярного сериала по его книгам, фраза известна под псевдонимом «Валар моргулис».
- Также называется добротный рассказ белорусского писателя Янки Брыля про немецкий беспредел в партизанской деревне.
- Есть одноименная песня про сабж от группы Anathema, когда они еще играли doom-death-metal. А еще у британцев Architects: написавший песню гитарист вскоре умер от рака, sad but true.
- Memento mori используется в качестве названий серий в годных аниме «Death Parade» и «Junketsu no Maria».
- Memento mori используется в качестве названия орбитального оружия во втором сезоне аниме «Mobile Suit Gundam 00».
- Memento mori — пункт меню в инди-игре Reigns. Там отображены все ваши смерти; любопытно, что они будут отображаться картинкой даже после рестарта игры.
- Memento mori — основная мораль бурятской игры Persona 3, (спойлер: она появляется в интро и даёт ясный намёк, что будет с гг в конце)
- Memento mori — подношение на убийц в игре Dead by Daylight, позволяющее убивать выживших
> Ссылки
- Помни о смерти.
- Далай-лама про сабж.
- Кастанеда про сабж.
- Сайт любителей.
- Советы умирающего.
Примечания
- зовущиеся так потому, что появились в 17 веке в местечке Ла-Трапп во Франции, а не потому, что ты подумал.
И не надейся, что откосишь по анонимности! | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Добавить комментарий