Пономарь
Содержание
Что должен делать пономарь в храме?
Само слово «пономарь» в русском языке искажено. Греческий оригинал пишется как «парамонарь» и переводится «привратник», «приставник». Со временем в Русской Православной Церкви переиначенное греческое слово «пономарь» вытеснило оригинал и стало широко употребляться.
Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.
Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но реально важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников, молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.
Со временем и особенно после Миланского эдикта, подписанного святым равноапостольным императором Константином в 313 году, Церковь получила официальный статус и была избавлена от гонений. Не нужно уже было так охранять вход в храм. Пономари начинают выполнять другие функции, связанные с помощью священнику в алтаре, особенно в служении Литургии. Они следят за освещением храма, возжигают светильники, подают кадило, греют воду на «теплоту» для Таинства Евхаристии, выходят со свечами во время входа, совершают другие важные действия. Также пономари часто выполняют обязанности чтеца. Особенно в чтении Апостола, «шестопсалмия», паремий. Следят также они и за порядком во время богослужения. Выполняют и другие функции. Например, уборщика в алтарях между службами. Потому их стали еще называть свещеносцами, кандиловжигателями, алтарниками.
Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.
Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.
В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре (с греческого языка переводится как «стих», «строка», «прямая линия»). Стихарь представляет собой аналог священнического подризника. Он выглядит как прямая длинная рубаха почти до пяток. Стихарь может быть любого цвета, используемого в богослужебных облачениях. Сзади на спине обычно на стихаре вышивается крест. Стихарь – символ чистоты – нравственной и телесной, которую должен иметь человек, вступающий во Святое Святых – алтарь, место обиталища Бога.
Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.
Но функцию пономаря также умалять нельзя. В книге, представляющей собой руководство для священников «Учительное известие», написано, что священник не имеет права совершать Литургию, если в алтаре нет лица мужского пола, помогающего ему.
Из опыта скажу, что значение толкового пономаря во время богослужения очень трудно переоценить. Во время одной диаконской хиротонии митрополит Антоний Сурожский назвал диакона хранителем священнической молитвы. Это действительно так. Диакон возглашает ектении, подает кадило и пр., единственно для того, чтобы в материальном плане «разгрузить» священника. Ведь он должен предстоять у Престола Божия, ходатайствуя за народ перед Богом. И для этого ему нужно полностью, максимально сосредоточенно углубиться в молитву.
В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь. Он берет на себя материально-техническую часть: возжигания лампад, разжигания кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д. для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.
Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее-обожающее нас и служащее для нашего спасения.
Иерей Андрей Чиженко
Кто такой пономарь?
Кто такой пономарь? Почему говорят: «Что ты читаешь, как пономарь»? Должен ли пономарь читать монотонно?
Пономарь — одна из степеней церковнослужителя, над ним в большинстве случаев совершается хиротесия, определенный вид посвящения в Церкви.
Пономарем может стать любой благочестивый человек, избранный из числа мирян и поставленный помогать священнодействию в алтаре.
Должен ли пономарь читать монотонно? Как ни странно, должен. Потому что только монотонное чтение не дает молитве эмоциальной окраски, чувственности, экзальтации, которые присущи артистическому чтению. Ведь талантливый артист может один и тот же текст произнести как на минорной, так и на мажорной ноте — а в молитве это совершенно недопустимо. В храме стоит множество людей, и пономарь, священник или диакон должны только призвать к молитве. А то, что переживает в данный момент каждый слушающий, — тоже частичка богослужения, и переживания у людей в этот момент могут быть совершенно разные. Потому текст богослужения должен подаваться не эмоционально, а по смыслу.
Мы знаем много прекрасных ораторов, которых приятно слушать. Бывает, заслушаешься буквально до того, что влюбишься в человека. А когда тот же самый текст начинаешь читать сам в одиночестве, он словно тускнеет, становится обычным. В Церкви такому методу чтения не место, здесь первичен не человек, произносящий богослужебный текст, а сами слова молитвы.
Фото о. Игоря Фомина: www.foma.ru
Фото в анонсе: священник Константин Пархоменко, azbyka.ru
Я — пономарь
Человек, нечасто бывающий в храме, может, слышал, а может, встречал где-то у русских классиков такое слово — пономарь, или алтарник. Человеку церковному это слово знакомо хорошо. Но скажет ли и он, кто этот человек и что именно он делает в церкви? Ответ на этот вопрос «в общем» нетрудно получить, наблюдая за ходом богослужения. Можно прочитать об этом в книгах. Но интереснее услышать его из уст самого пономаря — прихожанина, который еще вчера сам стоял в храме и с любопытством, а иногда даже с долей зависти наблюдал за происходящим.
Фото Дениса Елистратова
По пояснению из «Закона Божия», пономари «принадлежат к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через таинство священства, а только по архиерейскому на то благословению… имеют своею обязанностью созывать верующих к богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее». Что же кроется за этим «и так далее»?
Наверное, в жизни каждого православного христианина, который ходит в храм не для «галочки», а по велению сердца, стремится понять и усвоить христианское вероучение как можно полнее, наступает момент, когда он чувствует, что ему недостаточно уже того, что он имеет.
Человек приходит в церковь по воскресеньям, более или менее регулярно исповедуется и причащается. У него уже не так болят ноги во время многочасового стояния на службах. Он уже знаком кое с кем из прихожан храма, не чувствует стеснения на совместных молитвах. Почитал литературу и немного разбирается в структуре всенощного бдения и литургии. Знает не только в лицо, но и по именам почти всех священников, где в храме висит расписание богослужений, где написано, когда и какой праздник. А потом этот человек начинает осознавать, что ему мало просто ходить в храм. Он должен знать и понимать больше. Что-то большее сделать для Бога, для храма, для себя, наконец. Ему это нужно, как пища и вода, как солнечный свет. Жить без служения уже невозможно, пусто и бессмысленно. Да простят меня за эти слова люди критичные и рассудительные, привыкшие принимать обдуманные решения, словом, умеющие жить, как говорится. Это зов души, это как влюбиться — сразу и безоглядно. Вера — это та же любовь, когда ты не спрашиваешь себя, за что и почему любишь. Ты либо принимаешь это, либо нет. Пограничных состояний, колебаний быть не должно. Ученые мужи называют этот процесс расширением духовной практики, святые отцы — духовным деланием. Я, человек в таких делах безграмотный, называю, как чувствую…
И вот в один прекрасный день я стою перед своим духовным отцом и бессвязно бормочу (откуда-то у меня, человека общительного и с хорошо подвешенным языком, появилась нежданная робость), что я хотел бы… вот… ну как бы… помочь… послужить… нельзя ли… ну если нет, то я понимаю…
Но, к моему удивлению, батюшка обрадовался моему решению и согласился «взять меня на работу». Начать он благословил с пономарского послушания.
Откровенно говоря, я совершенно не представлял себе пономарской службы. Вернее, что-то слышал и видел, естественно. Знал, что в алтаре совершаются Таинства, что туда нельзя входить женщинам, да и мужчины могут войти только по благословению священника, представлял, как там примерно все устроено.
Фото Дениса Елистратова
И вот день начала моего пономарства обговорен. Я, между прочим, волновался (как, собственно, волнуюсь и по сию пору перед каждой службой). Меня встретил старший пономарь Алексей и провел в алтарь. Священники говорят, что, поднимаясь по ступеням солеи, мы уже оказываемся не на земле, но приближаемся к Небесам. А сам алтарь… Ну что вам сказать? Многие знают его устройство по православным телепрограммам, читали в печатных изданиях. Святой Престол, горнее место, жертвенник, иконы. У человека верующего и богобоязненного один вид этого места вызывает душевный трепет. Здесь своя, особенная тишина. Здесь, как нигде, чувствуется незримое, но явственное присутствие Бога. А иногда кажется, что вовсе и не незримое! Воздух как бы пропитан Его присутствием. Он Сам здесь и смотрит на тебя. Естественно, свистеть, кричать, смеяться, даже громко разговаривать в алтаре нельзя. Да и не хочется, честно говоря, по вышеперечисленным уже причинам. Это святое место, и вести себя там надо соответственно. Но иногда, что греха таить, находят тяжелые мысли, или забываешься, или появляется беспричинное веселье. Вот здесь надо быть крайне осторожным. Таким образом на тебя воздействует враг рода человеческого. Человек поднялся на ступеньку, пусть маленькую, но выше над своей греховной жизнью. Хочет быть лучше, чище, ближе к Богу. А для лукавого нож острый, когда душа хочет вырваться из его липких объятий! Так что искушения и в жизни алтарников присутствуют, и у каждого свои. Но на то и дал нам Господь волю, чтобы их преодолевать.
Чем же все-таки занимается в храме пономарь? Да, собственно, очень многим. Говоря современным языком, обеспечивает техническую поддержку богослужения. Он приходит раньше начала службы, уходит позже ее окончания. Нужно подготовить облачения для священников и диаконов, проследить за чистотой в алтаре. Зажечь лампадки в храме, принести просфоры, приготовить остальные предметы для богослужения. Плюс участие в самой службе — выносить свечи, протирать иконы, держать елейницу во время елеопомазания. И многое другое, что скрыто от глаз прихожан. Традиции и устав богослужений утверждены Вселенскими Соборами и временем. Поэтому делать все надо правильно и точно. У пономаря нет права на ошибки, так как они нарушают ритм богослужения. Именно поэтому алтарник должен быть очень внимателен и расторопен. Ведь на него смотрят сотни глаз. И конечно, Сам Господь Иисус Христос. Священник должен служить Богу, а чтобы служба прошла гладко и чинно, помогать должен пономарь.
Я пока пономарь так себе. Службу знаю плохо, невнимателен, постоянно что-нибудь забываю. Но недостаток информации рано или поздно будет восполнен. Службой своей откровенно горжусь. Горжусь и оказанным мне доверием моего духовного отца. Может, он разглядел во мне зачатки чего-то хорошего, о чем я пока и не подозреваю. Спасибо ему за это.
Александр Яхонтов
Журнал «Православие и современность» №9 (25) 2008 год
Пономарь
«Се ля ви – такова жизнь!» – склонны говорить люди в таких ситуациях, когда видят, что деньгами куплен закон, когда наглый счастливее доброго, когда сильный унижает слабого. И ещё добавляют: «Что поделаешь – справедливости в этом мире нет…» Но она есть и в мире сем, не только воссияет в будущем веке. Просто контуры её не всегда заметны на фоне общего человеческого безобразия, и нужно иметь сердце духовно зоркое и целый кладезь терпения, чтобы разглядеть рисунок в целом. И ещё Господь говорит: «На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих» (Псалом 66, 2).
***
Дверь пономарки тихо отворилась, и на пороге появился Виталик. Он зашел, опустив голову, ладонью прикрывая левый глаз:
― Благословите, отец Александр.
Батюшка повернулся и сразу понял, в чём дело.
― Снова Колдун? – спросил он.
Виталик утвердительно кивнул и убрал руку от лица: под глазом красовался живописный фингал размером с яблоко. Отец Александр благословил его и по-отечески потрепал волосы.
― На этот раз за что?
― За кота.
― За какого кота?
― Соседского. Они закрыли его в коробке из-под телевизора и обмотали её скотчем. Кот громко мяукал, я его спас.
― Ладно, сегодня попрошу Алексеича вместо тебя послужить. А ты будешь мне в алтаре помогать – нечего народ смущать.
― Батюшка, я не хотел Вас подвести.
― Да знаю я, знаю…
***
Виталик был из тех детей, что растут при храме: на глазах у старожилов они становятся сначала отроками, затем юношами, затем взрослыми людьми. На момент этой истории ему исполнилось только двенадцать лет, из них уже четыре года, как мальчик помогал батюшке во время службы, прислуживал пономарём. Всё это, конечно же, случилось во многом благодаря его маме, которая с грудного возраста стала приобщать ребенка к Церкви, вначале принося его на Причастие, затем постепенно приучая к богослужению.
***
Как-то батюшка, проходя мимо ребят – Виталика и его друга, тоже пономаря, ― услышал, как они спорят, хвастаясь, кто из них выше продвинется по «служебной лестнице» в скором будущем:
― А я, когда вырасту, стану дьяконом! ― говорил один.
― А я – священником.
― А я стану монахом.
― А я – иеромонахом.
― А я – схииеромонахом.
― Тогда я буду архимандритом.
― А я стану схиархимандритом.
― А я – Патриархом.
― А я… а я… а я – схи-Патриархом!
Батюшка улыбнулся: ему понравился этот невинный «лепет».
Впрочем, один из пономарей со временем исчез из храма, перестали ходить сюда и его родители. А Виталик остался. Он сильно прикипел и к храму, и к самому отцу Александру. Чем-то батюшка заменил ему и папу, и дедушку, без которых мальчик рос. При этом Виталик никогда не позволял себе никакой фамильярности по отношению к батюшке, это было даже сложно себе представить. Не то чтобы отец Александр был уж слишком строгим, напротив, как раз этого о нём никак нельзя было сказать. Но какое-то внутреннее величие, несмотря на предельную кротость и самоумаление, в нём было. Именно это и не позволяло никому переступать положенную черту в отношениях со священником или, попросту говоря, садиться ему на шею.
Со своей стороны, отец Александр старался не выделять Виталика из числа других прихожан, в первую очередь чтобы не навредить самому ребенку. Хотя то, что ему оказано особое доверие и, возможно, возлагаются некоторые надежды, прекрасно понимал и сам Виталик, и все окружающие.
***
Если в храме мальчик чувствовал себя как дома, то в школе всё складывалось совершенно иначе. Следует сказать, что в свои двенадцать лет Виталик выглядел весьма неказисто, если не сказать больше. Обычно не сильно воспитанные родители таких детей – чужих, конечно, только не своих – называют «ущербными». От природы Виталик был очень щупленьким, спортом не занимался, одевался очень скромно, так как не любил модничать. В лице его было что-то карикатурное, почти мультяшное: губы выглядели какими-то варениками, верхний из которых едва закрывал зубы, а второй, чтобы скрыть эту неудачу, несколько выдавался вперёд. Ко всем этим неприятностям уши Виталика предательски торчали, как лопухи, за что ребята одноклассники прозвали его Чебурашкой. Впрочем, «золотая» Виталикина мама не допустила такого пожизненного поругания своего чада, и вскоре ему была сделана соответствующая хирургическая операция, благодаря чему уши обрели общепринятое положение на голове.
Тем не менее, на смену одной кличке пришла другая, возможно, менее обидная – Попик. Её дали Виталику, когда узнали, что он пономарит в церкви. Мальчик не обижался, зачастую он даже откликался на этот «позывной». Это прозвище Виталику дал Колдун – главарь банды, какие традиционно имеются почти в каждом классе. Колдун – это тоже было прозвище, но над своим ником он сильно голову не ломал – составил его из первых букв краткого имени и фамилии. Коля Дунаев – так его звали на самом деле. Из всех «слабачков» в классе он особенно невзлюбил Виталика. Почему именно его, было непонятно, но Колдун вообще мало кого любил, в особенности из физически слабых.
О том, что он ходит в церковь, Виталик старался не афишировать, но и не скрывал этого. Он вовсе не был таким себе слишком правильным «святошей», как это бывает, больше вел себя незаметно, тихо. Чаще всего он искал компромисса, чтобы сохранить мир, но в ситуации, когда нужно было поступить человечно, он вёл себя человечно, и это кому-то не нравилось. Например, как-то ребята, желая посмеяться, обмазали учительский стул чёрной пастой, но когда учитель уже вошёл в класс, Виталик молча заменил этот стул. Он, конечно же, поступил бы точно так же в случае, если бы стул принадлежал любому из учеников. После этой истории мальчика долго ещё дразнили «предателем» и «стукачом».
«Что такое стадный инстинкт, мальчик узнал очень рано на одном печальном опыте, который запомнил на всю жизнь»
О том, что его дразнят одноклассники, Виталик не так сильно сожалел, как о том, что они всегда были готовы на какую-то подлость по отношению к другим. Что такое стадный инстинкт, мальчик узнал очень рано на одном печальном опыте, который запомнил на всю жизнь. Однажды бандитский «актив» класса решил прогулять последний урок географии. Они собирались это сделать как и обычно: просто уйти всем классом домой, ничего не сказав учителю. Почему-то довольно часто такое проходило без последствий ― возможно, некоторым из не очень добросовестных учителей это было даже выгодно. Но иногда приходилось и отрабатывать. Виталик не очень хотел «забивать» на урок, ещё несколько учеников сомневалось. Дело в том, что географичка была из тех преподавателей, которые бы этого не простили, к тому же она была ещё и завучем. Как минимум, урок пришлось бы отрабатывать, и отработка, скорее всего, пришлась бы на вечер пятницы или на субботу. Виталику пришлось бы из-за этого пропустить службу, чего он менее всего хотел. К тому же большой необходимости прогуливать урок не было, его нужно было просто отсидеть. Но Виталика тогда, конечно же, никто не послушал, и поэтому пришлось поддержать мнение большинства, чтобы не стать в очередной раз «предателем».
Уже ближе к вечеру его маме позвонили из школы. Это была его классная руководительница, она обвиняла Виталика в том, что он злостно прогулял урок географии вместе с пятью (!!!) другими учениками. Как выяснилось позже, получилась так, что часть учеников, покидавших класс последними вместе с Виталиком, уходили домой через задний выход. Те же, кто организовывал побег, пошли через центральный. В вестибюле они натолкнулись на географичку, которая вернула учеников назад. Дети придумали какую-то глупую отмазку, мол, им кто-то сказал, что занятия не будет, и так далее. Всю вину они переложили, конечно же, на отсутствующих, в числе которых оказался и Виталик. Так зачинщики и провокаторы оказались «героями», а те, кто не хотел уходить, оказались самыми настоящими дезертирами.
«Мнение толпы слишком часто расходится с голосом совести, и всегда нужно делать выбор»
Эта история многому научила Виталия, после неё он больше никогда не поддерживал подобные предложения – просачковать урок или что-либо в таком роде. Позже, когда в старших классах они изучали историю, ученикам встретилось понятие «штрейкбрехер», означающее человека, специально нанятого и выступающего против забастовки. Все головы сразу же обернулись назад – на Виталика. Теперь его стали называть ещё этим сложным и непонятным словом. Но ему было всё равно. Он давно уже понял, что мнение толпы слишком часто расходится с голосом совести, и всегда нужно делать выбор.
***
Понятно, что за такую уверенную позицию мальчику приходилось терпеть много унижений и даже побоев от одноклассников. Обычно это был Колдун и иже с ним. Все эти неприятности Виталик научился терпеть спокойно, не оказывая сопротивления, как и рекомендовал ему поступать батюшка. Впрочем, однажды он всё-таки не выдержал. Виталик прибежал тогда к отцу Александру возбуждённый, упал перед ним на колени и стал говорить, захлёбываясь:
― Батюшка, накажите меня… я руку поднял… я хотел ударить человека… Колдуна.
― За что?
― Он сказал, что Бога нет, что Его выдумали фанатики. Такие, как я.
― И что – ты его ударил? Попал?
― Нет. Он успел увернуться.
Батюшка улыбнулся едва заметно.
― Иди. Покаешься потом на исповеди. Я не буду тебя наказывать.
***
Однако в случае, если обижали не его, а кого-то другого, Виталик стерпеть не мог. И таких ситуаций было немало, поскольку Колдун старался навредить очень многим. Как-то на переменке, когда в классе почти никого не осталось, Колдун от нечего делать стал брать с парт тетрадки некоторых учеников, раскрывать их и бросать на грязный пол. Виталик встал и пошёл подбирать эти тетрадки, раскладывая их обратно на парты. Колдун с недоумением посмотрел на него – он ждал объяснений.
―Пацаны, надо быть людьми, ― только сказал Виталик.
«Свита» Колдуна отреагировала ожидаемо: кто-то начал свистеть, другие просто подняли его на смех. Одна только девочка, Юля К., тоже оставшаяся тогда в классе, заступилась тогда за Виталика:
― Нет, ну правда, зачем вы это делаете?
К ней прислушались тогда. Но не потому, что у кого-то вдруг пробудилась совесть, а потому что Юля К. имела определённый авторитет в классе – она была отличницей и обычно давала списывать домашку и контрольные. Именно из-за этого её слово тогда подействовало, иначе драки было бы не избежать.
***
Рассказывает Юлия К., одноклассница Виталия. Кто-то из старых, школьных подруг мне рассказывал, что спустя год после окончания школы была организована встреча выпускников. В том числе они упоминали, что очень сильно изменился за это время Виталик N. Такое часто бывает у ребят, обычно в переходном возрасте, многих мы просто не узнавали после летних каникул. Но этой новости я не придала никакого значения. Виталик всегда был для меня безынтересным, каким-то «сереньким», с ним-то и дружбы толком никто не водил. Ну, пускай он даже и изменился внешне, но представить, что с ним можно было о чём-то поговорить, было сложно.
И вот, прошло уже около четырёх лет, я училась тогда на предпоследнем курсе института. Стою на остановке в ожидании маршрутки. Неожиданно какой-то молодой человек ростом чуть ли не в два метра закрывает передо мной своей головой солнце и говорит, улыбаясь: «Здравствуйте! Кого-то ждёте?» И только по этой приветливой улыбке, которая своей лучезарностью сама могла заменить солнце, я понимаю, что это тот самый Виталик, которого в детстве одноклассники дразнили Чебурашкой, а затем Попиком. Но ничего прежнего во внешности, кроме улыбки, в нём не осталось. Кроме большого роста, он и выглядел теперь очень крепко, черты лица были совсем взрослые, даже откуда-то появилась залысина на лбу.
В маршрутке мы разговорились. Виталик оказался весьма интересным собеседником, было в нём что-то жизнеутверждающее, какая-то заинтересованность во всём и простота. И удивительно было, как за такое короткое время человек мог так сильно измениться. В разговоре выяснилось, что он учился в семинарии, собирался в будущем стать священником. Так оказалось, что прозвище, данное в оскорбление, было самым заветным желанием его ещё с тех самых школьных лет.
Мне всё думалось, что, по иронии судьбы, встреть Виталик сегодня всех своих школьных истязателей, они бы уже не посмели к нему подойти, так как молодой человек смог бы запросто дать им сдачи. Но в том-то и дело, что ни тогда, ни теперь, когда он мог за себя постоять, он не стал бы отвечать кулаками. Наоборот, меня удивило, что Виталик сам пригласил меня на встречу выпускников, даже уговаривал туда пойти. О своих бывших недоброжелателях, с которыми он, как оказалось, виделся за это время не раз, он говорил без тени злопамятности, искренне желал встречи с ними. Это меня удивило, пожалуй, больше всего. А ещё то, что этот молодой человек, казалось, выглядел абсолютно счастливым, он точно знал свою цель в жизни и неуклонно шёл по этому пути.
***
Людей в храм набилось как никогда. Службу вёл молодой батюшка – отец Виталий. Слева, почти у дверей, стояла Юлия, все знали, что это матушка, супруга отца Виталия. Прислуживал священнику совсем маленький пономарь, лет шести. У мальчика была умилительная улыбка, как у мамы, а уши слегка торчали – «наследство» от папы.
Алтарник
- Последование пономарского служения протодиакон Максим Синюк
- Чтецу богослужебной книги Апостол
- Как читать Часы
- Краткий устав-схема:
— Литургии свт. Иоанна Златоуста (Word, PDF)
— Литургии Преждеосвященных Даров (Word)
— Всенощной (Word) - Церковный счёт
- Тест: Алтарники
Алта́рник (пономарь) – именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре во время богослужения. Термин возник в середине XX века; прежде прислуживавших в алтаре называли пономарями.
В настоящее время в обязанности алтарника могут входить следующие:
— замена иконы праздника в храме,
— возжигание лампад в алтаре и на иконостасе,
— при необходимости – чтение на богослужении (см. Часослов).
— принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана,
— подготовка кадила,
— подготовка облачения священников и диаконов (см. Цвет облачения),
— подавание плата для отирания уст во время причащения,
— помощь священнику при совершении таинств и треб,
— функции звонаря,
— уборка в алтаре.
На эту должность настоятелем выбираются мужчины-миряне, обладающие высокими нравственными качествами, исполненные благоговения. Служение алтарником обязательно проходят в качестве послушания все те, кто решил посвятить себя священству.
Алтарник как прообраз Ангела
Алтарник несет на себе три приходских служения: чтеца, пономаря и параекклесиарха. Как чтец – он участвует в богослужении, донося до церковного народа слова молитв и поучений (в том числе и тексты Священного Писания). Как пономарь – совершает положенные ему уставом священнодействия (входы со свечами и т.п.) и помогает (как бы сослужит) священнослужителям. Как параекклесиарх – алтарник следит за порядком в храме во время богослужения, приготовляет помещение храма и церковную утварь к службе и убирается после, готовит вещество Таинств (хлеб, вино, масло и т.п.).
Важность служения алтарника накладывает особую ответственность на людей, несущих это послушание. Во-первых, алтарник должен быть человеком высокой духовной жизни, т.к. без внутреннего молитвенного делания и без борьбы с собственными страстями невозможно нести службу (прислуживать) у Престола Божия. Особо алтарник должен воспитывать в себе добродетели смирения, рассудительности, внимательности, трудолюбия и ответственности (не только за себя, но и за своих собратьев). Во-вторых, алтарник должен быть церковно грамотен: знать устав богослужения, церковнославянский язык, вероучение Православной Церкви, и должен постоянно повышать свое христианское образование. В-третьих, алтарник должен быть предельно строг в отношении к себе. Это касается не только внутренней жизни души, но и внешнего облика церковнослужителя. Алтарник должен вести себя в обращении с людьми кротко и степенно. Внешний вид его должен быть всегда опрятен (чистые волосы, не мятая одежда; однотонная рубашка, черные брюки и черные начищенные ботинки). Речь алтарника должна быть спокойной, вежливой и убедительной.
Часто в современной приходской жизни можно встретить пренебрежительное отношение к служению алтарника. Однако Предание Церкви свидетельствует нам о том, что алтарник, подобно прочим служителям Алтаря, являет собой и своим послушанием образ горнего мира – образ Царства Божия, прообразуя собою Ангелов, сослужит Христу Спасителю в деле спасения людей (местной церковной общины) от греха и смерти.
иеромонах Иероним (Зуб)
Обязанности алтарников за литургией, при отсутствии диакона
(скачать в формате Word)
1) Затеплить лампады. Приготовить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии. Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской.
2) Подать кадило в конце проскомидии по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения большого покровца). Нарезать антидор.
3) Когда начинается каждение — открыть завесу царских врат. (Закрыть её после Великого входа). Перед началом литургии включить паникадило.
4) Малый вход. Во время возгласа священника «Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем…» перед началом пения 3 антифона (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте. Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как св-к направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу.
5) Чтение Апостола. Во время пения Трисвятого, держа Апостол перед собой вертикально, взять благословение со словами: «Благослови владыко святый Апостол прочести» и выйти.
6) Во время чтения Апостола (если один алтарник – то перед этим) подать кадило.
7) Во время пения Аллилуария вынести свечу на амвон.
Если один алтарник, то после Малого входа он не заносит свечу в алтарь, а оставляет горящей перед иконой Спасителя. По прочтении Аллилуария свеча ставится перед амвоном.
По прочтении Св. Евангелия свеча заносится в алтарь и гасится.
8) Во время произношения сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священнослужителями.
8а) Подать кадило, если есть заупокойная ектенья. Священник, читая ектенью, совершает каждение престола, стоя спиной к открытым царским вратам.
9) Великий вход.
9а) По прочтении священником тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каждения алтаря и иконостаса.
Пока св-к кадит иконостас на солее — зажечь свечу. По окончании каждения забрать кадило.
9б) По третьем прочтении священником «Иже херувимы» подойти к жертвеннику с кадилом. Подать его священнику. Если алтарник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выходим на солею, встать перед амвоном. Как только св-к ставит Дары на престол – войти в алтарь.
9в) Тут же поставить и погасить свечу, и подать кадило высоко для каждения покрова.
10) Возглас «Возлюбим друг друга» — подойти к завесе для её открытия. На возгласе «Двери, двери…» открыть завесу.
11) Во время пения «Символа веры» кипятится чайник.
12) При пении: «Тебе поем…» (после освящения св. Даров) после земного поклона подать св-ку кадило для каждения Святых Даров.
13) На возгласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу
14) Сразу же поднести на подносе чайник с кипятком св-ку (чайник предварительно ополоснуть кипятком).
14б) Сразу же поставить свечу перед Царскими вратами.
15) По окончании пения причастна читать молитвы ко Св. Причащению.
16) Открыть завесу по указанию священника.
17) Переставить свечу к иконе Спасителя.
18) Держать плат и вытирать уста причастникам. В случае попадания Св. Даров на плат не допустить их падения на пол.
19) После причащения мирян подать кадило для каждения престола, а потом жертвенника.
20) Зажечь свечу на жертвеннике.
21) Забрать кадило и подать его снова священнику перед жертвенником.
22) Унести свечу с амвона в алтарь после возгласа: «Всегда, ныне и присно…» перед переносом Св. Даров.
23) Раздать антидор.
24) Читать благодарственные молитвы.
25) Подать св-ку чайник с теплой водой для замывки Чаши.
Порядок чтения Апостола
Иерей: Вонмем. Мир всем.
Чтец: И духови твоему.
Иерей: Премудрость.
Чтец: Прокимен, глас (.): прокимен целиком.
Хор: повторяет прокимен.
Чтец: Стих после прокимна.
Хор – прокимен целиком.
Чтец: Прокимен (1-ю часть – до запятой).
Хор: 2-ю часть прокимна.
(Если есть второй прокимен, то вместо этого чтец: Прокимен, глас (.): второй прокимен целиком. Хор: прокимен).
Иерей: Премудрость.
Чтец: ……….. *чтение.
(Деяния святых апостол чтение (Или: Соборнаго послания Петрова чтение. Или: К римляном послания святаго апостола Павла чтение.))
Иерей: Вонмем.
Чтец читает Апостол… (Начинает медленным низким голосом, повышая тон, если два чтения, то первое чтение заканчивается понижением тона и далее снова тон повышается)
Иерей: Мир ти, чтущему.
Чтец: И духови твоему.
Иерей: Премудрость.
Если диакон будет читать с амвона Евангелие, то отойти немного вправо.
Если одно чтение, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза),
Хор поет “Аллилуйя”— трижды на указанный глас.
Чтец: 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,
Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.
Если два чтения, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза) и сразу 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,
Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.
Чтец: 1-й стих второго аллилуиария ; Хор: “Аллилуйя”
В храмах, где поют знаменным распевом вместо Аллилуйя (3 раза) нередко произносят Аллилуйя глас (.)
Недопустимо делать ошибки при чтении молитв, ударения в словах должны быть расставлены правильно. Также чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т.п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо. При недостатке опыта необходимо просмотреть текст молитв заранее, а текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии должны быть просмотрены заранее в любом случае.
Свечу затепляют огарком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с горнего места, то перед этим крестятся и кланяются горнему месту и кланяются престолу.
Как подавать священнику кадило. Правой рукой держать за кольцо, левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.
Определение апостольких зачал и чтение прокимнов, аллилуариев, тропарей, кондаков
Если 2 тропаря на часах, то: тропарь 1-й — Слава.. – тропарь 2-й – И ныне.
Кондак всегда читается один. На 3-м часе первый, на 6-м второй.
Если 2 прокимна, то: прокимен, глас… (1-й прокимен) – стих – прокимен глас… (2-й прокимен).
Определение зачала Апостольского чтения, прокимна и аллилуария.
- Открываем главу «Сборник 12 месяцев» (непереходящий календарь). Зачала в Апостоле сквозные (с начала до конца). Если на этот день нет праздника с чтением, то п.2.
- Глава «Прокимны … дневные» (по дням недели). Выбираем соответствующий день.
- В воскресенье. Глава «Прокимны … литургийные осьми гласов».
- Если хотим помянуть местночтимого святого, то глава «Прокимны … общии святым».
- Во время Пасхального цикла используем «Сказание о антифонах и прокименах» (переходящий календарь).
В процессе чтения Апостола постепенно повышаем голос, заканчиваем на 3 ноты.
Если 2 апостольских чтения (праздника и святого), то по окончании первого голос понижается. Без объявления сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.
Правила поведения алтарников
(скачать в формате Word)
Перед входом в храм необходимо выключить мобильный телефон.
Войдя в святой алтарь, алтарник должен сделать с благоговением три земных поклона перед святым престолом, перекреститься с поклоном в сторону Горнего Места и подойти за благословением к старшему по чину священнослужителю.
В субботу, в воскресенье и в праздничные дни, по предписанию Типикона, положено совершать только поясные поклоны.
Перед облачением в стихарь необходимо испросить благословение на надевание стихаря у служащего священника или у епископа (если в процессе службы необходимо будет снять стихарь, то на повторное облачение брать благословение уже не требуется).
В обязанности алтарника входит наблюдение за семисвечником, лампадами и алтарными подсвечниками, кроме тех, которые стоят на престоле. За последними смотрят священнослужители. Ставить на престол и снимать с него лампады и подсвечники лицам, не имеющим священного сана, не разрешается. Кроме того, алтарник должен внимательно следить за кадилом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.
Алтарник должен подавать кадило служащему диакону с правой стороны святого престола.
Проходя через горнее место, положено совершать крестное знамение. Перед тем, как подать кадило диакону, алтарник должен вместе с ним перекреститься в сторону иконы горнего места и поклониться служащему священнику. Брать кадило у диакона рекомендуется на том же месте и с такими же действиями, какие положено делать перед подаванием кадила.
Нужно стараться как можно меньше ходить по алтарю. Разговоры и смех в алтаре недопустимы. Разрешается лишь шепотом, спокойно, сказать что-то, касающееся богослужения. Во время Евхаристического канона, херувимской песни и чтения Евангелия не должно быть посторонних действий и речи, кроме молитв.
Касаться престола и жертвенника, проходить перед престолом (между ним и царскими вратами), входить/выходить через Царские врата строго запрещено.
Продукты питания (а тем более, животного происхождения) в алтаре воспрещены.
В Богослужебных книгах пометок желательно не делать
При любых видах кровотечения алтарник обязан сразу же покинуть алтарь.
Как держать плат при причащении
Во время причастия мирян, алтарник может быть приглашён священником держать плат и отирать уста причастникам. Это послушание следует исполнять на пределе внимания и осторожности. Важно следить за тем, чтобы причастники:
— держали руки на груди крестом;
— ни в коем случае не крестились перед Чашей;
— дети сразу проглатывали Святые Дары.
Следует держать плат широко (полностью развёрнутым) и быть готовым к тому, что ребёнок или взрослый совершит резкое движение или даже кашлянёт.
Если младенец на руках у родителей, то они должны положить его головой к своей правой руке. Алтарнику следует придерживать ручки младенца.
У этого термина существуют и другие значения, см. Пономарь (значения).
Понома́рь (официально Парамона́рь; от др.-греч. παραμοναριος — «приставник», «привратник», «придверник») — служитель православной Церкви, обязанный прислуживать при Богослужении, а также звонить в колокола. В Типиконе «пономарь» часто обозначается терминами кандиловжига́тель (греч. κανδηλάπτης) и параекклисиа́рх (греч. παραεκκλησιάρχης) (см. главы 1-ю и 2-ю). В России пономарь уважительно именуется — алтарник, а в разговорной речи — дьячок, реже — послушник.
Обязанности
В древней Церкви его обязанностью было поддержание порядка в храмах и неотлучное пребывание при священных местах, например, в Вифлеемской пещере, где родился Спаситель, на Голгофе, как для охраны их от святотатства, так и для оказания различных услуг паломникам.
Он наблюдал за имуществом храма, возжигал светильники перед богослужением и гасил их по окончании его. Со временем к обязанности пономаря было отнесено чтение и пение за богослужением, принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана, приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты, призывание верующих к богослужению колокольным звоном и, шествие со свечами перед священнослужителями на торжественных богослужебных входах и, наконец, уборка храма и алтаря.
С конца XIX века в Русской Церкви термин используется неофициально — назначение на должность пономаря благословляется (разрешается) настоятелем храма без письменного приказа. Обязанности пономарей разделены между свещеносцами, звонарями, певчими, алтарниками, псаломщиками (чтецами), старостами храма.
За богослужением пономарь облачается в стихарь, предварительно испрашивая на это благословение у священника, который будет совершать богослужение. Право ношения подрясника дается пономарю благословением правящего архиерея епархии.
В древности обязанности пономарей нередко выполняли диакониссы. В женских монастырях пономарят (алтарничают) назначенные, обычно пожилые, монахини.
Пономарские обязанности ложатся также и на постриженных чтецов и на незадействованных иподиаконов. Некоторые священнослужители, попавшие под церковный запрет, сохраняют законное право участвовать в активной церковной жизни только в роли пономарей.
Обычно в каждом храме несколько пономарей. В будничные дни они по очереди несут свою череду, а на более торжественные воскресные и особые праздничные богослужения — собираются купно.
В искусстве
Проверить на соответствие критериям энциклопедичности. Возможно, содержание этой статьи или раздела представляет собой произвольный набор слабо связанных фактов, инструкцию, каталог или малозначимую информацию новостного характера. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения могут быть подробности. |
- Чудо архангела Михаила в Хонех — пономарь Архипп Херотопский, для спасения которого архангел Михаил совершил чудо.
- Видение пономаря Тарасия — новгородский пономарь XVI века, которому явился св. Варлаам Хутынский с предсказанием; икона на этот сюжет
- Явление Божией Матери и святителя Николая Мирликийского пономарю Георгию (Юрышу), Тихвинская икона Божией Матери (Беседная) с изображением явления Богоматери пономарю Георгию — в 1395 году на реке Тихвинке.
- Пономарские двери — боковые двери иконостаса
святые:
- Авундий (пономарь)
- Архипп Херотопский
> См. также
- Кистер
Литература
- Л. В. Беловинский. Пономарь, паномарь // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 512. — 784 с.: — ил. с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.
Ссылки
- Я − пономарь — «Чем же все-таки занимается в храме пономарь?»
- Тихий подвиг. 101-летний пономарь за праведную жизнь пострижен в схимонахи
- ПОНОМАРИ — сайт для православных пономарей
Это заготовка статьи о православии. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 19 июня 2014 года. |
Смотреть что такое «Пономарь» в других словарях:
-
ПОНОМАРЬ — в православной церкви: низший служитель. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ПОНОМАРЬ правильнее парамонарь, ново греч. paramonarios, от para, подле, и meno, ждать. Придверник в храмах. Объяснение… … Словарь иностранных слов русского языка
-
пономарь — См … Словарь синонимов
-
ПОНОМАРЬ — ПОНОМАРЬ, пономаря, муж. (от греч. paramonarios прислужник). То же, что дьячок. «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.» Грибоедов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
-
ПОНОМАРЬ — (от греч. paramonarios прислужник сторож), православный церковнослужитель низшего ранга; звонил в колокола, зажигал в храме свечи и лампады, прислуживал при богослужении. Должность пономаря упразднена в 19 в … Большой Энциклопедический словарь
-
ПОНОМАРЬ — ПОНОМАРЬ, я, муж. Причётник, низший служитель при христианской церкви. Читает как п. (монотонно, невнятно). | прил. пономарский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
-
пономарь — я; м. Церковный служитель низшего ранга в православной церкви; псаломщик. ◊ Читать как пономарь. Монотонно, невыразительно. * Читай не так, как пономарь, А с чувством, с толком, с расстановкой… … Энциклопедический словарь
-
пономарь — род. п. я, диал. поламарь, южн. (Даль), укр. паламарь, др. русск. пономарь, парамонарь (начиная с Нестора, Жит. Феодос.; см. Срезн. II, 870; Фасмер, ниже). Из ср. греч. παραμονάρι(ο)ς церковный служитель (Дюканж) от παραμονή пребывание,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
-
Пономарь — один из низших церковнослужителей в православной церкви, главной обязанностью которого было звонить в колокола, участвовать в клиросном пении и вообще прислуживать при богослужении. Ныне этой должности в русской церкви не существует. Слово… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
пономарь — я/; м. (от греч. paramonários прислужник, сторож) см. тж. пономарский Церковный служитель низшего ранга в православной церкви; псаломщик. читать как пономарь … Словарь многих выражений
-
пономарь — я, м. Низший церковный служитель в православной церкви; псаломщик. ► [Фамусов:} Петрушка… достань ка календарь. Читай не так, как пономарь, а с чувством, толком, расстановкой. // Грибоедов. Горе от ума //; Дьячки и поно мари на клиросах… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Добавить комментарий