Поп это священник
Содержание
Большинство исследователей считают, что слово «поп» происходит от греческого πάπας – «отец», и изначально не имело негативной окраски. Но после реформы Патриарха Никона, русское белое духовенство стали именовать на греческий манер. Вместо попов и протопопов появились иереи и протоиереи. Как обращались к священникам до XX века Попами в Российской Империи называли до XVIII века белое духовенство (в отличие от чёрного священства – монашествующих, попы могли жениться). Распространялось это название и на семью священника, например, супругу батюшки называли попадьёй, дочь – поповной и так далее. После реформы Никона, слово «поп» широко использовалось в народе, наравне с отцом, батюшкой и иереем. Миряне обычно звали пастыря не по чину, а по имени-отчеству. Максимально негативную окраску слово «поп» приобрело с 1917 года, после прихода к власти большевиков. Планомерная антирелигиозная политика советской России сказывается до сих пор: как на верующих, так и на духовенстве. Антирелигиозная пропаганда Наибольший удар по слову «попы» нанесла советская идеологическая кампания. Антирелигиозная пропаганда не только не запрещалась, но и поощрялась. Конституцией 1936 года была запрещена какая-либо миссионерская деятельность. Образ священнослужителя высмеивался в газетах, книгах, на радио. Практически везде священнослужитель изображался как алчный, безнравственный, отталкивающий персонаж. И называли его исключительно «поп». Советское руководство прекрасно понимало, кто является целевой аудиторией: рабочие и крестьяне вряд ли называли священников «иереями». Сохранились многие документальные свидетельства гонения на Православную Церковь: это и гротескные пропагандистские карикатуры, язвительные, циничные пасквили, выступления «Союза Безбожников» и так далее. Последствия воинствующего атеизма проявляются и сегодня. Некоторые современные последователи вероборцев переходят грань критики религии и не способны к конструктивной дискуссии. Слово «поп» используется ими как оскорбление. Можно ли называть священника попом? Первоначальное значение слова «поп» не несёт в себе негативное значение. Однако перед тем как обращаться так к священнику, стоит узнать приемлемо ли для него такое обращение или нет. То, что для одного будет обычным профессиональным названием, для другого может оказаться показателем вашего негативного настроя к нему. Мария Ярошенко. «Кириллица»
Повседневные облачения священнослужителя, ряса и подрясник
Одеяния священнослужителей являются наглядным свидетельством их сана и звания. Они не похожи на одежду обычного человека, и тем самым выделяют духовное лицо из среды мирян — даже самые невоцерковленные люди без труда отличат одеяние батюшки от обычной повседневной одежды современного человека. Это имеет свой смысл и историю, подчеркивает, что Церковь — вне мирского, сиюминутного, вне течения времени и требований моды, а для священнослужителей является постоянным напоминанием того, какое высочайшее служение на них возложено Богом.
От качества и удобства церковных облачений во многом зависит самочувствие и комфорт священнослужителей. При всей традиционности церковных облачений, полностью изолироваться от новых реалий швейного производства – невозможно. Какие требования к облику священника предъявляет церковная дисциплина в наши дни? Как они реализуются с помощью современных технологий?
В этой статье мы остановимся на повседневном одеянии священнослужителей – .
Общее символическое значение подрясника и рясы — это внутреннее отречение от мирской заботы и суеты, мир и покой сердца, знамение духовного покоя. Подрясник и ряса — это образ той верхней одежды, которую носил Господь Иисус Христос во время земной жизни. Таким образом, надевая их, представители духовенства и монашества подражают Иисусу Христу по заповеди, которую он дал Своим ученикам.
Подрясник — это нижнее одеяние священнослужителя. Его цвет свидетельствует о том, к какому духовенству — черному (монашествующим) или белому (приходскому священству) принадлежит тот, кто его носит. К монашествующим священникам требования более жесткие — подрясник у них может быть только черного цвета. Белому духовенству в этом отношении дается послабление, и кроме черного они могут выбрать темно-синий, коричневый, серый и белый цвет одеяния. В современном швейном производстве для подрясников также используются меланжевые ткани – комбинация волокон разного оттенка (например, бело-голубых нитей), что при различном освещении выделяет тот или иной тон.
Материалом для изготовления подрясников обычно служит сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, а также шелк. Современные технологии могут предложить священнослужителям для пошива подрясников так называемый «мокрый» шелк – изделия из такой ткани очень мягкие и приятные на ощупь, устойчивы к заминанию и при этом сохраняют струящуюся фактуру шелка. Летние подрясники в наше время чаще всего шьют из хлопка со льном в соотношении 80 на 20, 50 на 50 или из чистого льна. Зимой котируются шерсть и синтетика.
Подрясники могут быть украшены вышивкой по воротнику или по бортам. При этом для орнамента берутся нити в тон подряснику, что придает ему сдержанную красоту, или контрастные по цвету, что делает подрясник ярче и наряднее.
Ряса (греч. «то росон» — рваная, вытертая, лишённая ворса одежда) — верхнее одеяние монахов и священнослужителей всех степеней с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами преимущественно черного цвета (для монашествующих). Для белого же духовенства кроме черного возможен темно-синий, серый, коричневый, кремовый и белый цвета. Как правило, ряса застёгивается на вороте и на поясе.
Материалы для ряс те же, что и для подрясников, притом, и те, и другие могут быть на подкладке.
Все богослужения, кроме Литургии, должны совершаться священником в подряснике и рясе. Кроме этого в разные моменты разных служб поверх них надеваются другие богослужебные одеяния (ризы), использование каждой из которых определяется Уставом. При служении Литургии и в других случаях, когда священник должен быть в полном богослужебном облачении, ряса снимается и поверх подрясника надевается так называемый подризник и другие ризы.
Особенности кроя. В наши дни в России священники носят два основных фасона ряс и подрясников: русский и греческий. Это допускается церковным уставом, но на некоторые официальные мероприятия духовенство обязывается являться в рясах русского покроя Церковная дисциплина требует, чтобы одеяния были достаточно длинными и находили на край ботинок. Обувь должна быть черной, без узоров, закрытой.
Русский крой
Русские подрясник и ряса происходят от кафтана-однорядки, который носили наши предки. Кстати, до XVII столетия духовенство носило именно такие кафтаны, а не рясы, формирование же русской рясы произошло под влиянием проникновения в нашу страну греческих одеяний для духовенства. Кафтаны, в которых ходили батюшки, могли быть сшиты из сукна разных цветов: малинового, фиолетового, зеленого. Они имели узкие рукава – в отличие от возникшей позднее русской рясы. Кстати, известно, что любовь русского духовного сословия к одеяниям ярких цветов сохранялась вплоть до самой революции, например, хорошо носились малиновые одежды.
Русские ряса и подрясник застегивается «с заходом» (на манер русской косоворотки), имеют приталенный фасон. Есть две вариации русской рясы: киевская – приталенная только с боков и оставляющая спину прямой, и русская – приталенная со всех сторон.
У подрясника рукава узкие, у рясы – узкие у плеч и сильно расширяющиеся книзу.
Русский крой подходит к суровому климату нашей страны: он позволяет сберегать тепло.
Греческий крой
Греческие ряса и подрясник пришли на Русь еще в XVII веке, когда Большой Московский Собор 1666-1667 годов позволил духовенству носить их. И ряса, и подрясник имеют воротник-стойку. Они намного шире русских, не приталены. У подрясника на спине есть «кулиска», которая позволяет регулировать ширину, а на груди устроены карманы.
Ряса застегивается только на вороте и груди. По сути, такая ряса – трансформация восточного халата. Рукава у греческой рясы широкие по всей длине. Это отвечает требованиям жаркого южного климата, где сформировался данный тип одежды, – особенно хороши в этом плане греческие рясы из натурального шелка. Русские батюшки с удовольствием надевают такие одеяния летом, многие священнослужители предпочитают их в любое время года, ценя свободу движений. Удобны такие одеяния и тем батюшкам, чей вес постоянно колеблется.
В Греции священники носят рясы и подрясники черного цвета, российская традиция цветных одежд духовенства вызывает у них некоторое удивление. Распространены рясы с отворотами из атласного шелка на рукавах. А вот эти отвороты могут быть и цветными – например, фиолетовыми.
Болгарский подрясник. Подрясник, именуемый болгарским – своеобразный гибрид русского и греческого кроя. Он имеет «греческий» воротник-стойку и полы «внахлест», как у русского подрясника.
Выбор одеяний – дело вкуса и личного удобства священнослужителей. Многообразие современных тканей, а также различные преимущества того или иного фасона позволяют подобрать вариант, наиболее комфортный для каждого.
Вот мнение одного из наших российских батюшек: «Русская ряса мне нравится, в ней есть что-то родное. А греческая – хороший выход в летнюю жару. Некоторые швеи допускают ошибку, не учитывая разницу между мужской и женской фигурой, и талия русской рясы, сшитой ими, оказывается в районе подмышек. Конечно, это неправильно: ряса – не женское платье, и талия у нее должна находиться на своем месте. Часто продают рясы и подрясники с не подрубленным низом – имеется в виду, что каждый подошьет их под свой рост. Но если надо, можно и подшитое облачение укоротить. Все же приятнее покупать одежду, которую можно сразу надеть».
Торгово-производственное предприятие предлагает подрясники русского и греческого кроя из льна, хлопка, габардина, мокрого шелка, меланжа, вискозы, полушерсти, кашемира. Цвета и вышивка – в ассортименте.
Изделия отшиваются под заказ в течение недели. Для оформления заказа необходимы ваши размеры и рост. Низ по вашему пожеланию может быть подшит и ли оставлен неподрубленным.
подрясник
Смотреть что такое «подрясник» в других словарях:
-
подрясник — симара Словарь русских синонимов. подрясник сущ., кол во синонимов: 3 • одежда (297) • по … Словарь синонимов
-
ПОДРЯСНИК — ПОДРЯСНИК, подрясника, муж. (церк.). Домашняя длинная одежда с узкими рукавами, поверх которой надевается ряса. «Никто теперь подрясника попу не подарит.» Некрасов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
-
ПОДРЯСНИК — ПОДРЯСНИК, а, муж. У служителей православной церкви: длинная одежда с узкими рукавами, поверх к рой надевается ряса. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
-
ПОДРЯСНИК — муж. полукафтанье особого покроя у духовенства. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
-
Подрясник — Священник в подряснике Подрясник длинная одежда до пят с длинными узкими (в отличие от рясы) рукавами. Бывает чёрного (у монахов) или иного цвета (у белого духовенства). Подрясник … Википедия
-
Подрясник — нижнее облачение православного духовенства, длинное до пят одеяние с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами, надеваемое под рясу. У монахов подрясник обязательно черного цвета, у других он может быть темно синим, коричневым, серым или… … Православие. Словарь-справочник
-
Подрясник — м. Длинная одежда с узкими рукавами, надеваемая под рясу. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
подрясник — подрясник, подрясники, подрясника, подрясников, подряснику, подрясникам, подрясник, подрясники, подрясником, подрясниками, подряснике, подрясниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
-
Подрясник — длинное, до пят, одеяние монахов и священнослужителей с наглухо застегнутым воротом, длинными узкими рукавами и поясом (в отличие от надеваемой поверх подрясника рясы, имеющей широкие рукава и носимой без пояса) … Православный энциклопедический словарь
-
подрясник — подр ясник, а … Русский орфографический словарь
-
подрясник — (2 м); мн. подря/сники, Р. подря/сников … Орфографический словарь русского языка
Православный священник во Львове, 1914—1915 года.
Свяще́нник — в общеупотребительном (нетерминологическом) значении — служитель религиозного культа.
В Римско-католической, православной и ряде других христианских конфессий, признающих традиционное понимание священства, священник (в православии также называется пресвитером) есть священнослужитель, имеющий 2-ю его степень: ниже епископа и выше диакона. Использовать термин «священник» применительно к лицу, имеющему епископский (архиерейский) сан, — терминологически неверно.
В различных конфессиях
Греческий православный священник
Священнослужитель, относящийся ко второй степени священства. Имеет право совершать богослужения и все таинства, кроме таинства рукоположения. Иначе священник называется иере́ем или пресви́тером (греч. πρεσβυτερος — старейшина; так называется священник в посланиях апостола Павла).
Поставление в священники совершается архиереем (епископом) через рукоположение.
К рядовому священнику и монашествующему священнику (иеромонаху) принято обращаться: «Ваше преподобие», к протоиерею, игумену или архимандриту — «Ваше Высокопреподобие». Неофициальное обращение — «отец (Имярек)» или «батюшка». В Русской Зарубежной Церкви обращение «Ваше преподобие» традиционно относилось к монашествующему, а «Ваше благословение» — к женатому священнику.
С конца XIX века в России термин «поп» воспринимается как разговорно-просторечный (порой с негативной коннотацией); до 1755—1760 годов слово было общепринятым и официальным званием. Благодаря деятельности Ивана Панфилова, духовника императрицы Екатерины II, в официальных документах стали использовать слова «священник» и «протоиерей». Слово «поп» возводят к новогреческому языку- «папас». Так же в новогреческом языке имеется специальное наименование католического священника. Его, как и в русском, называют «Папа», с ударением на первый слог. Жену же священника в новогреческом языке называют «попадья». В подтверждение этой версии историко-этимологический словарь Черных приводит факт, что слово «попадья» пришло в славянские языки из греческого. Среди русских насельников на Афоне слово часто используется в речи как обиходное обозначение лиц в пресвитерском сане.
Во время борьбы с религией большевики наиболее часто использовали этот термин.
Православный священник — главный герой ряда произведений русской классической литературы. Одним из них является «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина. Широкую известность получил образ православного священника из романа «Воскресение» Л. Н. Толстого. История непростой жизни провинциального священника представлена в романе Н. С. Лескова «Соборяне».
В новейшее время к образу православного священника стал обращаться российский кинематограф. Например, в фильме «Остров» режиссёра Павла Лунгина, снятом в 2006 году; в главной роли — Пётр Мамонов, сыгравший человека, подобранного священниками на каком-то северном острове во время военных действий Второй мировой войны. Или в фильме «Поп» режиссёра Владимира Хотиненко, снятом в 2009 году по одноименному роману Александра Сегеня; актер Сергей Маковецкий создал образ православного священника отца Александра Ионина, несущего нелегкий крест своего служения в противоречивых и тяжелых условиях немецкой оккупации Прибалтики также во время Второй мировой войны. Оба фильма получили множество российских и международных наград.
В Католической церкви, как и в православии, священники относятся ко второй степени священства. Священник имеет право совершать пять таинств из семи, за исключением таинства священства (хиротонии) и таинства миропомазания (его священник имеет право совершать лишь с разрешения епископа диоцеза, в котором он инкардинирован). Священники рукополагаются епископом. Как и в православии, священники делятся на монашествующих (чёрное духовенство) и епархиальных священников (белое духовенство). В латинском обряде католической церкви для всех священников обязателен целибат, в восточнокатолических церквях целибат обязателен только для монашествующих и епископов. К священнику принято обращаться «отец (Имярек)».
Традиционной одеждой всех священников является сутана. Цвет сутаны зависит от степени клирика. Литургическое одеяние священника включает в себя альбу, орнат (называемая также казула) и столу.
В целом протестантизм характеризуется более демократичным устройством общин по сравнению с православием и католицизмом. Во главе церковной общины стоят старейшины (пресвитеры), избираемые из светских членов общины, и проповедники, обязанности которых не были связаны со священнической деятельностью, а являются лишь службой (лат. ministerium; отсюда их название — министранты). Пресвитеры и министранты являются частью консистории. Консистория же является коллегиальным органом управления в церкви, в обязанности которого входит решение всех насущных вопросов и проблем прихожан, их веры и жизни самой церкви. В протестантизме упразднён институт монашества и монастырей.
У квакеров все члены общины выполняют роль священников, а пастор лишь исполняет роль проповедника.
Евангелическо-лютеранская Церковь
В теологии Евангелическо-лютеранской церкви исходит из догмата «Священства всех верующих» на основание слов Священного Писания: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1-е Петра 2:9). Таким образом, по учению лютеран все верующие являются священниками, получающими всю необходимую благодать от Бога при крещении.
Однако, в связи с требованиями внешнего порядка в лютеранских общинах существуют люди призванные для публичной проповеди и совершения таинств — пасторы (Аугсбурское исповедание, XIV). Пастор призывается Церковью через обряд рукоположения. Призвание подразумевает, что пастор обладает способностями и получил достаточные знания и умения для проповеди Евангелия в чистоте и совершения таинств согласно Евангелию. Рукоположение рассматривается как обряд благословения будущего пасторского служения, при этом не идет речи ни о какой «дополнительной» благодати, человек получает все духовные дары при крещении.
В случаях если по той или иной причине в общине нет пастора, то его обязанности исполняет проповедник или лектор. Проповедник должен иметь определенное теологическое образование. Проповедник имеет право сам составлять проповеди, которые он читает, лектор такого права не имеет.
Имеет особое значение в историческом иудаизме (см. статью Коэны; сейчас в иудаизме нет священников (точнее, современные функции коэнов невелики, а левитов — вообще крайне незначительны), а использовать данный термин применительно к раввинам — ошибочно).
> См. также
- Священство
- Духовенство
- Духовный сан
- Жрец
- Проповедник
- Панфилов, Иоанн Иоаннович // Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896—1918.
- П. Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка
Иеромонах • Игумен • Архимандрит • Иерей • Пресвитер • Протоиерей • Протопресвитер
Алтарник • Иподиакон • Псаломщик (Чтец) • Пономарь • Екклисиарх
Католическая иерархия | ||
---|---|---|
Епископат | Папа · Камерленго · Кардинал-викарий · Кардинал (Кардинал-дьякон · Кардинал-священник · Кардинал-епископ) · Кардинал-протодьякон · Патриарх · Верховный архиепископ · Примас · Митрополит · Архиепископ · Епископ · Коадъютор · Ауксилиарий · Епископ-эмерит (Архиепископ-эмерит) · Титулярный епископ (Титулярный архиепископ) | |
Пресвитеры | Монсеньор (Протонотарий · Почётный прелат · Капеллан Его Святейшества) · Генеральный викарий · Епископальный викарий · Каноник · Пробст · Архипресвитер · Декан (или Окружной викарий) · Пастор · Приходской администратор · Приходской викарий · Кюре · Помощник пастора · Капеллан | |
Диаконы | Диакон · Постоянный диакон | |
Прислуживающие во время литургии | Аколит · Чтец · Церемониарий · Министрант (Туриферарий · Круциферарий) | |
Для определённых задач | Префект · Папский легат · Апостольский нунций · Военный ординарий · Апостольский администратор · Епархиальный администратор · Апостольский викарий · Апостольский префект · Пенитенциарий · Архидиакон · Примицерий · Ректор | |
В восточнокатолических церквях | Экзарх · Архимандрит | |
В католических орденах | Генеральный настоятель · Провинциал · Аббат-предстоятель · Аббат (Митрофорный аббат · Регулярный аббат) · Новиций | |
Упразднённые | Королевский кардинал · Князь-епископ · Окружной епископ · Антиепископ · Прелат Фьоккетто · Аббат комендаторий · Субдиакон · Экзорцист · Остиарий |
«поп» и «батюшка», есть ли разница?
Не редко приходится мне сталкиваться с некой дифференциацией понятий «батюшка» и «поп» в сознании наших верующих людей. Я придерживаюсь той мысли, что «поп» происходит от греческого «παπάς», что и обозначает в оригинале того самого «батюшку» безо всяких там негативных оттенков смысла. Тем более, что слово это пришло в наш язык в XI веке и с тех пор употребляется по своему прямому назначению, у старообрядцев, кстати, в широком ходу и по сию пору. Негативный же оттенок у него появился лишь в период советской оккупации, тогда это слово стало прямо ругательным, пренебрежительным и унизительным.
Я вполне могу понять тех людей, которые по советскому воспитанию своему всё-ещё негативно относятся к этой форме наименования, но совершенно не разделяю их взглядов, а тем более не люблю когда в эти два слова — «поп» и «батюшка» — пытаются вложить разный смысл. Это абсолютные синонимы! Не повторяйте, пожалуйста, чужих ошибок.
В равной степени меня ещё очень огорчает, когда умные вроде бы люди начинают разделять понятия «гордость» и «гордыня». Друзья мои, «гордыня» — это просто архаичная форма слова «гордость», не более того. Когда-то давно вовсе не было слова «гордость» и использовалось исключительно «гордыня», затем постепенно язык обновился, слово трансформировалось, но у старой формы вдруг неожиданно объявился некий новый смысл, отличный от оригинала, который, к слову, никто не может ясно сформулировать, но все в нём поголовно каются.
Ещё раз, для закрепления: «гордость» и «гордыня» — это одно и то же. И таки да, это грех. А как же тогда «гордость за страну», или «гордость за детей», спросите вы? Да выходит, что и это тоже грех. Просто для христианского выражения чувств к детям и отечеству есть другое более подходящее слово — слово «радость». Радость за страну, радость за детей… Чувствуете глобальную, прям-таки онтологическую разницу в смысле между «радостью» и «гордостью»? Вот то-то же. 🙂
Есть предположения, что слово «ПАПА» – это дважды произнесенный слог «ПА» , который означал половинку чего-либо. Образно говоря, «ПАПА» — это всего лишь ПОЛсемьи. Когда человечество развилось в великие цивилизации религий, в которых мужики начали «верховодить» во всю свою мужицкую прыть, для них стало оскорбительным считать себя половинками. С их подачи начали «ПАПАМИ» называть вождей, верховных жрецов, духовных лидеров и, в конце концов.. . римских ПАП! По-английски «ПАПА» произносится «ПОУП» . И вот к нам, на Русь, вернулся от «нашего ПАПЫ» их «новодел» — «ПОП» . Этот ироничный «обрубок» прилепился сам собой к тем, кто наживался на религии. Ничего удивительного – слово вернулось к нам с Запада, где торговать религией считалось в порядке вещей даже у римских Пап.
А к тем, кто оставался в душе верен Богу, продолжали обращаться «БАТЮШКА» . От слова «БАТЯ» . Чем отличается «БАТЯ» от «ПАПЫ» ? «ПАПА» – половинка: то есть тот, который всегда с мамой. А «БАТЯ» – «БОГ-ТО» ! Точнее, «тот, кто в семье Всемогущ! И защитит, и накормит, и научит, и которого надо во всем слушаться, потому что, если не слушаться, то и накажет! » Если «БАТЯ» сердился, его называли «БАТЬКОЙ» , а, если улыбался – «БАТЯВКА» .
Помимо «ПАПЫ» и «БАТИ» ещё есть слово «ОТЕЦ» . От него образовалось божественное «ОТЧЕ» . ОТ ЧЕго всё пошло! ОТЧЕ – это Создатель! До сих пор благодаря не до конца увядшей родовой памяти многие в молитвах обращаются к Всевышнему – Отче! Уверен, Ему это нравится! Ведь Отче, в отличие от папы, состоял из двух половинок. У Бога нет пола. Но об этом давно забыли. Обыватели вообще представляют Создателя-Творца этаким старичком, который ходит босиком по облакам и оттуда, сверху, иногда гневаясь, а иногда похихикивая, подглядывает за нами. Так что «ПАПА» , «ОТЕЦ» и «БАТЯ» – это три разных слова.. . Когда-то были…
Добавить комментарий