Послушание или свет?

Послушание совершается свободно, разумно и с рассуждением

Послушание — одна из основ духовной жизни христианина. Но современному человеку бывает трудно понять эту добродетель, еще сложнее ее усвоить. В чем состоит послушание? Кого надо слушаться в Церкви и в обычных жизненных ситуациях? На вопросы о добродетели послушания мы попросили ответить Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.

— Владыка, вот человек начинает христианскую, церковную жизнь. Насколько важно ему научиться послушанию? И кого он должен слушаться?

— Когда человек приходит в Церковь, он должен приучать себя прежде всего слушаться Бога. Он должен учиться всю жизнь распознавать волю Божию о себе и быть ей послушным. Принимать со смирением все то, что посылает Господь в жизни, глубоко веря, что Бог Сам знает, что нужно для нашего спасения; что не только доброе, хорошее, но и все испытания, искушения, скорби, которые встречаются человеку на его жизненном пути, тоже есть действие Промысла Божия и ведут его ко спасению.

Для того чтобы научиться послушанию Богу, нужно учиться послушанию людям. Ведь и любовь к Богу невозможна без любви к людям, это двуединая заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27).

Можно много говорить о послушании, но очевидно одно: если человек не приучился слушать других людей, то и Бога он слушаться не будет.

Послушание в самом общем смысле этого слова воспитывается в семье. Дети должны слушаться старших — это аксиома. С ней сегодня активно борются, но тем не менее это один из краеугольных камней, на которых стоит человеческая цивилизация. Точно так же в школе ученик слушается учителя, на работе подчиненный — начальника и так далее. Если же младшие перестают слушаться старших, исчезает всякий порядок в семье, обществе и государстве. Послушание — очень важная часть человеческой жизни, без которой все скатится в полный хаос.

Если говорить о послушании в христианстве, то для каждого, кто приходит в Церковь, очень важно обрести духовника. Духовник — это священник, которому человек постоянно исповедуется, который знает его душевные склонности и жизненные обстоятельства и с которым можно посоветоваться по духовным и обычным житейским вопросам. Само собой разумеется, что этот священник должен быть опытным и искренним, должен сам вести неукорную жизнь. Тогда он сможет помогать своим духовным чадам в распознавании той самой воли Божией, о которой говорилось в начале.

Несколько иное явление — это послушание в монастырях. По древней традиции, это одно из самых главных монашеских деланий. Послушание в монастыре доходит до полного отсечения послушником своей воли перед старцем, духовником. Здесь надо помнить, что монашество — особый образ жизни и христианского подвига. Монах добровольно приносит себя в жертву Богу, живую и богоугодную, как говорится в чине монашеского пострига. А поскольку это жертва, то она предполагает более высокую степень самоотвержения, чем у мирян. Это касается и добродетели послушания: в монастыре человек учится отсекать свою волю, в том числе и там, где от мирянина этого не требуется. Это делается для того, чтобы воспитать себя соответствующим образом и стяжать дарования, которые свойственны именно монашеству, и дерзать на приобретение которых мирянин не может и не должен.

В сознании верующих людей монашество превознесено на очень большую высоту. Недаром благочестивая пословица говорит, что «Свет мирянам — иноки, а инокам — Ангелы», а само монашество называется «ангельским чином». Конечно же, это накладывает соответствующий отпечаток на всю христианскую жизнь. В результате у нас, в нашем христианском быту, имеет большое распространение и непоколебимый авторитет монашеская аскетическая литература. И действительно, она очень полезна, потому что в своих лучших образцах она достигает такой глубины проникновения в человеческую природу, к которой и близко не подошли даже до сегодняшнего дня научная психология и другие дисциплины, претендующие на знание человека.

Но здесь возникают и проблемы. Иногда люди, читающие аскетическую литературу, — Добротолюбие, Патерики, жизнеописания святых, — начинают пытаться повторить в своей жизни подвиги, описанные в этих книгах. То, что описывается в них, действительно необычайно духоподъемно и вызывает большой энтузиазм, особенно у молодого человека-неофита. Хочется стать таким же, как древние отцы, хочется добиться всего того, о чем пишется… И поэтому бывает, что человек, только что пришедший в Церковь, начинает искать в современной жизни ту же степень мироотречения, послушания, постничества, о которых рассказывается в этих книгах, особенно если он читает их без здравого духовного руководства. И отсюда трагические примеры, когда человек, берясь за ту меру подвига, которая ему просто недоступна в силу его образа жизни, впадает в прелесть, или надрывается, перестает жить духовной жизнью, часто при этом даже уходя из Церкви.

— Мне кажется, чаще происходит наоборот: люди заранее считают, что это все недостижимо. Те примеры послушания, которые мы видим в Патериках, современному человеку бывает очень сложно понять и принять…

— Да, конечно, многие истории из Патерика или «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника непонятны современному человеку. Собственно говоря, они могут восприниматься лишь как примеры того, как люди вырабатывали в себе высшую степень послушания, которая, повторю, недоступна, да, собственно говоря, и не нужна человеку, живущему в миру.

Но надо понимать, что те примеры, о которых говорится в древних книгах, на самом деле были действенными. И доказательство тому — сонм святых преподобных отцов, подвизавшихся в золотой век монашества. Их святость — результат в том числе и полного мироотречения, а оно предполагает и пост в меру, которую сегодня даже трудно себе представить, и послушание, и нестяжание, опять же настолько полное, насколько это вообще возможно для живого человека.

Поэтому я думаю, что понять и принять это несложно, если только не пытаться примерить каждый раз на себя: «Раз я этого не могу, значит, это невозможно». Это тоже очень распространенная особенность психики: человек примеряет к себе некое явление, не может его понести и тогда начинает его отрицать и осуждать. Далеко не всё, что не годится для нас с вами, не годится в принципе, — это надо помнить.

Послушание в монастыре — добровольное отложение свободы

— Правильно ли относиться к послушанию как к потере личной свободы, отказу от собственного мнения?

— В какой-то мере это верно в монастыре. И то, скорее, это не потеря личной свободы, а ее добровольное отложение. Хотя все равно и здесь должны быть некоторые ограничения. Послушание заканчивается, если тот, кому оно оказывается, начинает требовать от послушника того, что против слова Божиего и евангельской нравственности.

Классический вариант монастырского послушания сегодня может быть реализован только в очень благоустроенном монастыре с духовно опытным наставником. Тогда послушание действительно может принести пользу. Однако недаром все святые отцы и наставники монашества называют следующей главной добродетелью рассудительность.

А для живущего в миру человека степень его послушания духовнику зависит от многих факторов, и прежде всего от уровня доверия и от того, насколько духовник опытен.

Но ни в коем случае в христианстве человек не может быть превращен в механизм, полностью подчиненный чужой воле. Такого быть не должно. Послушание совершается свободно, разумно и с рассуждением.

— Наверное, самое правильное послушание — по любви?

— Самое правильное — это послушание людям, которые для тебя являются авторитетными, на которых ты хочешь быть похожим, чей духовный опыт для тебя — безукоризненный и бесспорный. Конечно, хорошо, когда при этом есть добрые чувства, но прежде всего духовные.

— Какие качества в человеке противоположны послушанию, не дают ему развиться?

— Прежде всего гордыня, страсть к самочинию — это очень характерно для сегодняшнего времени, причем, к сожалению, и для людей церковных. Постоянно приходится с этим сталкиваться. Объясняешь что-то человеку и видишь, он понимает — да, так будет правильно. Но он пойдет и обязательно сделает по-другому, по-своему… Спрашиваешь: «Почему?». Молчит. Просто хочется обязательно сделать по-своему, другой причины нет. Порой это доходит даже до какого-то безумия, не побоюсь этого слова. Думаю, что подобное приходится видеть не только священникам, но и многим родителям в своих детях. Эта страсть к самочинию, конечно, признак очень незрелой души, независимо от возраста. Преодолевается она, как и другие страсти, только вниманием к своей внутренней жизни.

Чтобы научиться послушанию Богу, нужно учиться послушанию людям — Давайте попытаемся разобраться, каким бывает неправильное послушание. Несколько лет назад произошел нашумевший случай (о нем писали в епархиальной газете и т. д.): достаточно молодой человек, отец троих малолетних детей, по совету священника оставил семью и отправился «на послушание» в монастырь. Формально он проявил послушание своему духовнику и даже евангельским словам: И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19, 29). Что тут не так?

— К сожалению, это тоже особенность нашего времени. Есть священники, совершенно равнодушные к духовной жизни, не знающие и не желающие ничего о ней знать и не способные окормлять тех, кто к ней стремится. А есть священники, головы которых забиты какими-то неофитскими представлениями. И эту неофитскую горячность они проявляют не в собственной жизни, а учат ей других. Священник, который «благословил» человека бросить троих малолетних детей, на мой взгляд, заслуживает просто извержения из сана.

Что касается евангельских слов (часто еще приводят слова о «ненависти» к ближним из Евангелия от Луки: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26)), то не надо воспринимать их как призыв ко всем семейным людям бросить мать, отца, жену, детей… Здесь говорится о том, что нельзя ставить естественные родственные отношения выше любви к Богу. На первом месте в жизни человека должен быть Бог и исполнение Его заповедей. А среди заповедей Божиих — и почитание отца и матери, и любовь к ближним, естественно, и забота о них.

Этот случай — как раз классический пример, как человек не хочет терпеть своего креста. Я часто сталкивался с этим как духовник, да и сейчас ко мне обращаются с подобными вопросами. Приходит какая-нибудь раба Божия, у нее, как это часто бывает, не очень хорошо в семье, и просит: «Благословите пойти в монастырь. Я так хочу в монастырь, так хочу!» — «У тебя муж, дети есть?» — «Есть». — «Какой же тебе монастырь?» — «Это все не то, все неправильно и не так…» И у мужчин бывает точно так же — хотят в монастырь, жену и детей готовы оставить: «Ничего, Бог им поможет…» Это, конечно, совершенно нехристианское отношение к жизни. Так делать нельзя, это противоположно всем Божиим и человеческим установлениям. У такого человека в монастыре точно так же ничего не получится, как не получилось в семье. Тот, кто нетверд на своих путях в чем-то одном, будет таким же нетвердым и в другом.

Да, бывают примеры, их знает и история Церкви, и современная жизнь, когда люди, прожив жизнь в браке, поставив на ноги детей, потом шли в монастырь. Так поступили родители преподобного Сергия, множество людей в Древней Руси, начиная от великих князей и кончая простыми крестьянами. Так и сегодня некоторые делают — я лично знаю таких людей. И вот в этом нет ничего плохого, можно только приветствовать желание человека оставшееся время своей жизни посвятить служению Богу. И такие люди часто становятся очень хорошими монахами.

Но совершенно неправильно идти в монастырь, не закончив чего-то, уже начатого, что Бог благословил. Потому что и семейная жизнь, и рождение детей — это благословение Божие. Тут ведь парадокс возникает: идти против воли Божией для того, чтобы творить свою собственную волю. Если с этого начинать, какое может быть монашество?

Поэтому послушание бывает неправильным чаще всего тогда, когда неофитом руководит священник, который привык неофитство в людях поддерживать. На самом деле, это очень большая беда. Это говорит не просто о неопытности духовника, а об очень тяжелом искажении его собственной духовной жизни, о том, что ему нравится властвовать над душами людей. А для того, чтобы властвовать над человеком, надо в нем поддерживать и всячески распалять его неофитский жар… На самом деле задача духовника совершенно другая — помочь человеку тот яркий пламень, который горит в его душе во время прихода в Церковь, преобразовать в ровное, тихое горение, которого хватило бы на многие годы и десятилетия. Не погасить этот пламень, как тоже бывает: «Да все это чепуха, глупости, живи проще… подумаешь, мясо в пост… все нормально…». Можно ведь просто угасить в человеке все добрые порывы. Наоборот, опытный, правильный духовник будет стараться сделать так, чтобы добрая первоначальная ревность без крайностей сохранилась в пришедшем на возможно долгое время.

Послушание воспитывается в семье — Что делать человеку, которому некого слушаться? Допустим, он старший в семье или занимает ответственный пост. Ведь это отражается даже на характере… Или просто человек одинок и не имеет духовника?

— Да, это очень тяжело. Если этот человек христианин, прежде всего надо искать себе духовника и слушаться его, несмотря на ответственный пост или на главенство в семье. Еще раз скажу о правильном и неправильном послушании. Правильное, неискаженное послушание вовсе не превращает человека в неполноценное создание, которое уже не имеет своей воли и боится всякой ответственности. Если же послушание неправильное, человек боится и шагу ступить: «А можно это? А можно то?». Это означает, что духовник не смог выстроить ровные и духовно трезвые отношения между собой и тем, кто у него исповедуется. Поэтому в идеале навык послушания ничуть не препятствует человеку иметь чувство ответственности за порученное дело, не противоречит умению самому принимать решения и отвечать за них.

Что касается людей одиноких — конечно, церковная, полноценная приходская жизнь как ничто другое может им помочь в преодолении своего одиночества. Но таким людям надо опасаться излишней привязанности к духовнику. Это очень большая проблема, если учесть, как много сегодня одиноких людей. А современный мир таков, что со временем их будет все больше и больше.

— Такое современное явление, как «поиски старцев», всегда ли связано с желанием послушания?

— Поиски старцев чаще всего основаны на неправильном, недолжном отношении и к жизни, и к роли старца. И связаны они, скорее, не с послушанием, а с желанием с легкостью избавиться от проблем. Представьте, что человек жил без Бога и на протяжении многих лет своей жизни делал все не так, как должно, а совершенно наоборот, и в результате пришел к разбитому корыту. И потом он начинает искать того, кто чудесным образом избавит его от всех бед и скорбей. Так не бывает, поэтому люди ездят из одного места в другое: тут и старцы, и старицы, и источники, и всякого рода бабки-экстрасенсы. А нужно только одно: найти священника, который поможет человеку начать внимательную духовную жизнь, приведет ко Христу. И чаще всего такой священник находится совсем рядом.

Журнал «Православие и современность» № 36 (54)

Как становятся монахами

Иеромонах Владимир присаживается напротив меня, и мы начинаем неспешный разговор.- Почему все-таки люди уходят в монахи? — задаю в очередной раз свой вопрос.Немая пауза, и только через несколько минут мой собеседник, задумчиво поглаживая окладистую бороду, начинает говорить:

— Люди приходят к Богу, потому что начинают задумываться о душе. И сейчас уже не важно, какие причины толкнули его на это. Главное, что они пришли сюда. Есть люди, которые пережили сильные потрясения в мирской жизни, есть те, кто долго и безнадежно болел. А многие уже с детства мечтали служить Богу. Путей, конечно, очень много, но стать монахом не так просто, как это кажется.

Первая ступень к монашеству — год на испытания. За это время к человеку присматриваются, наблюдают за ним. И если он действительно стремится к Богу, его переводят на следующую ступень — послушание.Послушание по срокам не ограничено и может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. В это время послушник сам для себя решает, сможет он стать монахом или нет. Очень многие уходят. Причем тех, кто уходит по собственной воле, гораздо больше, чем тех, кого не принимает церковь. Причин много. Как сказал Святитель Игнатий Брянчанинов еще в XIX веке, «и мир не готовит достойных кандидатов в монахи». Но те, кто остается, — остается навсегда.

Следующая ступень после послушника — инок. Только после этого можно стать монахом. Отличий между иноком и монахом практически нет, просто немного другая одежда и различные молитвенные правила. Ну а наивысшей ступенью монашества является схимник.

Они уже давно забыли о мирской жизни…

За разговором незаметно пролетели два часа. Пожелав иеромонаху Владимиру спокойной ночи, я отправился спать.

Вид монастыря ночью просто завораживает. Слегка подсвеченные храмы уходят своими куполами в темно-синее небо, и наверху блеск крестов смешивается с блеском звезд. Кажется, что здесь время застыло навечно. И как столетия назад, так еще и сотни лет под этими куполами будут неспешно передвигаться черные рясы монахов, молящихся за спасение своих и наших душ.

Сон в монастыре удивительно сладкий и спокойный. Запахом ладана и свечного воска были пропитаны и простыни, и наволочки, и сам воздух. Я уже, наверное, и забыл, когда так спал. А наутро монахи, улыбаясь, говорили:

— В таком намоленном месте, по-другому быть и не может. Ранним утром братия торопится в храм на службу. Несколько часов молитв. Постепенно к храму подходят прихожане. Кстати, местные жители с удовольствием ходят в монастырь на службы. А по многим вопросам любят обращаться к монахам, считая их советы дельными и, главное, простыми.

Постепенно время подходит к обеду. Пищу монахи готовят сами. Кстати, это одно из первых послушаний наравне с работами на хозяйственном дворе.

— Ну, а если кто не умеет готовить? — интересуюсь я.

— У нас пища скромная, и в ее приготовлении нет никаких хитростей, — отвечает настоятель монастыря игумен Митрофан.

Хозяйственные работы в монастыре занимают много времени, но на них в основном заняты люди, находящиеся на испытании, и послушники. А иноки и монахи большую часть дня проводят в молитвах. Свободное время здесь тратится на чтение книг, которых предостаточно в каждой келье. Некоторые, например инок Дионисий, осваивают иконопись.

Мне очень хотелось услышать конкретные истории людей, которые попали сюда: как? почему? зачем? Но, видимо, они уже совсем забыли о мирской жизни и не хотят ее вспоминать…Несколько дней в монастыре пролетели незаметно. Игумен Митрофан, благословляя меня на дорогу, приглашает заезжать в гости. Говорят, что оборачиваться — плохая примета, но я несколько раз останавливался и смотрел на пылающие в закате купола. И слушал, как инок Дионисий провожает меня переливчатым вечерним звоном колокола.

СПРАВКА «КП»

Свято-Тихвинский Керенский Богородицкий монастырь существовал до 1927 года и был женским. Постоянно на его территории проживали более 500 монахинь. Имелось большое подсобное хозяйство. Здесь существовала известная на всю Россию иконописная мастерская.Во время Великой Отечественной войны в монастыре размещались детский дом и школа. В 70-х годах прошлого века — профтехучилище. В 1997 году, когда монастырский комплекс передавался церкви, на его территории не было ни одного целого здания. Храмы и часовню восстанавливали практически заново.

Никогда не задумывался о том, как сложно стать послушником и тем более монахом православного монастыря, пока сам не столкнулся со всеми сложностями. А все из-за того, что мой родной брат решил, что хочет посвятить свою жизнь Богу. Попробую рассказать вам об основных подводных камнях и правилах, которые вы вряд ли знали до этого.

Кто может стать послушником мужского монастыря?

Послушником мужского православного монастыря может стать любой человек мужского пола, который осознанно готов посвятить свою жизнь служению Богу. При этом его желание должно быть искренним и альтруистичным, а также проверенным временем, именно из-за этого сразу же принять сан послушника невозможно. Так, церковь в целом готова принять каждого, однако, есть некоторые ограничения для людей, стремящихся стать послушниками монастыря. С ними лучше заранее ознакомиться, чтобы не питать никаких фатальных иллюзий…

  • Нецелесообразно уходить в монастырь, если вы являетесь опекуном или родителем. В таком случае нужно либо дождаться совершеннолетия ребенка, либо смерти родителя или любого другого зависимого лица. Монастыри не делают поблажек и тем, чьи семьи согласны на уход человека в послушники;
  • Послушником не может стать несовершеннолетний человек. Это связано не только с тем, что по закону Российской Федерации он находится под опекой родителей или лиц заменяющих их, но и с духовной незрелостью. А вот исполнять обязанности трудника при монастыре, которые фактически почти не отличаются от тех, что несет послушник, несовершеннолетний может. Вероятно, это оптимальный вариант для юнош, которые четко определили свой будущий жизненный путь;
  • Нельзя скрываться в монастыре от алиментов, налогов, неоплаченных долгов. Конечно, это контролируется не слишком строго, но все обеты будут недействительны, если выяснится, что вас преследуют коллекторы или органы судебной власти России. Так что не стоит пытаться обмануть церковь: светские обязательства гражданина нельзя отменить;
  • В монастырь нельзя уйти, если вы состоите в официально зарегистрированном браке. Сначала придется получить свидетельство о разводе. Не менее строгие правила распространяются на тех, кто венчался в церкви. Таким людям следует получить развод и у священнослужителя, что, как известно, довольно сложно. Но, к счастью для потенциального послушника, осознанная и добровольная инициатива ухода в монастырь является весомым поводом для развода в глазах священника;
  • Нежелательно уходить в монастырь после пережитого потрясения, поменявшего мировосприятие или жизненные ценности человека. К примеру, священники отговаривают тех, кто хочет податься в послушники после гибели второй половинки, ребенка, после развода или получения серьезных физических увечий. Обычно церковь рекомендует обождать не менее года, и затем вернуться к идее послушничества. Ведь она подразумевает полное посвящение себя Иисусу. А человек с эмоциональной травмой попросту не способен на самоотверженное служение без вреда себе.

Основные правила

В первую очередь надо понять, что стать послушником за один церковный обряд вам никто не позволит. Возможно, на то, чтобы доказать другим священнослужителям свою преданность идеям религии и аскетизма, уйдет несколько лет. За это время происходит полное погружение человека в религиозное культурное пространство, оно и позволяет выстроить более крепкие и возвышенные отношения с Господом. Однако, если соблюдать некоторые правила, можно получить сан послушника в течение одного календарного года, что по церковным меркам очень мало:

  • Регулярно посещайте службы и исповедуйтесь. Если, к примеру, ранние подъемы на воскресную службу вас утомляют, стоит еще раз пересмотреть желание посвятить себя церкви. Надо помнить, что сан послушника напрямую связан с отказом от собственного комфорта, полным служением Богу и поиском истины в вере;
  • Договоритесь с кем-то из руководства монастыря о том, чтобы стать трудником, сейчас это можно сделать и в сети. Трудник — это человек, который помогает в выполнении хозяйственных работ, действует по поручениям монахов и послушников. У таких людей нет строго нормированных часов работы, все решается в индивидуальном порядке, так, некоторые приезжают на трудничество ежегодно, на несколько недель, тем самым люди находят физическое и духовное очищение. Но именно так получится проверить, насколько вы готовы к тяжелому труду на постоянной основе;
  • Напишите прошение о том, чтобы вас приняли в послушники монастыря. Направлять его нужно на имя настоятеля. Если оно будет одобрено, вы получите право на ношение особых религиозных символов, тем не менее, у вас сохранится мирское имя и право на возвращение к светской жизни.

Следующим шагом после послушничества является принятие монашества. Тем не менее, нужно подходить к такому шагу со всей ответственностью. Не стоит торопить себя, помните также, что в поиске своего религиозного пути вами руководит Господь. И если вам отказали в постриге или даже в послушничестве, так будет лучше для вас и для церковной общины.

Выводы

  • Послушник — это второй шаг на пути к статусу монаха, поэтому послушничество следует рассматривать как этап на пути к принятию монашества;
  • Послушником может стать любой совершеннолетний мужчина со стабильным психологическим состоянием, не имеющий долгов перед государством или своей семьей;
  • Если вы ощущаете, что нуждаетесь в Боге, но боитесь брать на себя серьезные обязанности послушника, попробуйте стать трудником при монастыре;
  • Послушник может вернуться к мирской жизни, это не запрещается монастырскими законами, но и не одобряется со стороны церкви;
  • Прежде чем становиться послушником при мужском монастыре, надо полностью удостовериться в своей готовности служить Богу, то есть регулярно молиться, посещать церковь, вести праведную жизнь и исповедоваться.

При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.