Посты в ветхом завете
Содержание
- Пост в христианстве
- Упоминовения о посте в Библии
- Пост по Священному Преданию
- Пост у конфессий
- Апостольские Церкви до Халкидонского собора
- Литература
- Ссылки
- Пост в Православии
- Календарь библейско-еврейский и иудейский
- Пост в иудаизме
- В Библии
- Назначение поста
- В иудаизме
- Примечания
- 1. Законы кашрута
- 2. Почему нельзя работать в шаббат
- 3. Кто может считать себя евреем
- 4. Почему евреи не признают Иисуса
- 5. Почему евреям делают обрезание
- Пост царя Давида
- Пост Есфири
- Пост покаяния в Ниневии
Пост в христианстве
У этого термина существуют и другие значения, см. Пост.
Пост в христиа́нстве — аскетический подвиг и система воздержания от жизненных удовольствий и благ, которые берёт на себя христианин на определенное время. Считается, что впервые пост был предписан Богом прародителям человечества — Адаму и Еве, которым запрещалось вкушать от Древа познания добра и зла («запретный плод»).
Понимание поста у христиан формируется по Священному Писанию (Библии, включая апокрифические памятники) и Священному Преданию (учению святых отцов, включая отцов и учителей Средних веков и Нового времени), а также по высказываниям современных авторитетов Церкви.
… отнимем у плоти её наслаждение, приумножим же душевную силу, чтоб, с помощью поста одержав победу над страстями, увенчаться нам венцами воздержания. (Василий Великий, Беседа о посте, 2-я)
Пост в христианстве может рассматриваться как наилучшее время и средство для подготовки к таинству причащения.
Упоминовения о посте в Библии
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (17 февраля 2014) |
Ветхий Завет
Упоминовения о посте в Ветхом Завете Библии для христиан носят справочно-познавательный характер. Несмотря на это, почти все формы поста из Ветхого Завета были унаследованы христианами, причем многие формы поста сохранились в конфессиях до сих пор.
На первое упоминовение в Библии о посте как о таковом указывают книги Исход (Исх. 34:28) и Второзаконие (Втор. 9:18), где идет речь двух подряд постах Моисея на горе Хорив, когда он получал скрижали для Израиля.
По форме воздержания, в Ветхом Завете встречаются следующие упоминовения:
- Длительное воздержание от пищи и питья: Исх. 34:28, Втор. 9:18 — посты Моисея и т. п.;
- Обет молчания: Нав. 6:9 — Израиль держал молчание в течение 6 суток перед чудесным взятием Иерихона;
- Воздержание от некоторых видов продуктов в пределах правила: Дан. 10:2—3 — трехнедельный пост пророка Даниила;
- Частные формы постов: Суд. 20:26, 1Цар. 7:6 и 2Цар. 1:12 — однодневные посты; 1Цар. 31:13 — семидневный пост; 2Цар. 12:16—17 — пост царя Давида.
По цели (мотивации) поста, в Ветхом Завете встречаются следующие упоминовения:
- Встреча с Богом: Исх. 34:28 — «…И пробыл там у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил…»;
- Усиленная молитва: Втор. 9:18 — молитва Моисея о помиловании Израиля; Суд. 20:26 — молитва за сражение; 2Цар. 12:16—17 — молитва царя Давида о здравии умирающего новорожденного сына; 3Цар. 21:27 — молитва царя Ахава;
- Достижение завета: Нав. 6:9 — Богом было завещано взятие Иерихона при шестидневном посте;
- Покаяние: 1Цар. 7:6 — покаяние израильтян;
- Правило: Дан. 10:2—3 — трехнедельный пост пророка Даниила.
Новый Завет
В Новом Завете упоминовения о посте носят для христиан не только справочно-познавательный, но и вероучительный характер. Основные моменты вероучения располагаются в Евангелии и относятся к словам Иисуса Христа о посте.
- Лк. 18:12 — двудневный пост в понедельник и четверг от восхода солнца до захода солнца без еды и даже без воды и без супружеских отношений. В ночное время можно есть, пить, иметь супружеские отношения. Обычно, такой пост осуществлялся в понедельник-четверг-понедельник (три дня каждый месяц т.е. тридцатьдевять дней в год).
- Мф. 4:2, Лк. 4:2 — сорокадневный пост Иисуса Христа; мотивация — подготовка к проповеди, форма воздержания — полное воздержание от пищи в течение 40 дней. В Евангелии повествуется, что Иисус Христос был искушаем диаволом в течение этого поста, чьи искушения в итоге были побеждены.
- Мф. 6:16—18 — наставления Иисуса Христа о внешнем и внутреннем настрое постящегося: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.»
- Мф. 9:14—15, Мк. 2:18—20, Лк. 5:33—35 — проповедь о ситуациях в отношении поста: «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.»
- Деян. 10:30 — молитвенный пост Корнилия сотника;
- Деян. 13:2—3 — «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.»
- 1Кор. 7:5 — о воздержании от брачных отношений во время поста: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.»
Апокрифические книги
В Евангелии от апостола Иакова имеется сюжет, где праведный Иоаким, отец Пресвятой Богородицы, уходит в пустыню на 40 суток поститься. Мотивация поста — усиленная молитва о потомстве, способ воздержания — полное воздержание от приема пищи и питья в течение 40 суток: «И столь горько стало Иоакиму, и не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва» (Евангелие от Иакова 1.7).
В книге Дидахе («Учение через двенадцать Апостолов народам») повествование о посте встречается трижды.
- «…поститесь и за гонящих вас (Мф. 5:44)…» (Учение двенадцати Апостолов, 1:3) — указывается со ссылкой на Евангелие от Матфея, хотя в последнем не говорится о посте.
- «А перед крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня» (Учение двенадцати Апостолов, 7:4) — указания для поста крещаемому. Мотивация — подготовка к важному событию, способ воздержания не указывается.
- «Посты же ваши да не будут с притворщиками, ибо они постятся во второй после шаббата и пятый. Вы же поститесь в четвёртый и подготовительный » (Учение двенадцати Апостолов, 8:1) — появление упоминания о посте в среду и пятницу. Мотивация — еженедельный подвиг, способ воздержания не указывается.
Пост по Священному Преданию
Священное Предание о посте
Среди авторов святоотеческого предания, повествующего о посте, такие деятели Церкви, как три святителя каппадокийских Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов. Поскольку эти христианские авторы создавали свои труды до раскола христианской церкви, их авторитет признается как в православии, так и в католицизме.
О назначении поста
Святоотеческое предание называет цели и смыслы поста в перечислении приносимой с точки зрения христианства пользы:
- борьба с духовной нечистотой;
- стяжание милости Божьей в молитвах;
- диетическая польза,
подчинение тела духу, сбор средств на пожертвования, достижения мира и тишины, покаяние, Задачи поста: верность, благодарность, смирение
Василий Великий сравнивает исцеляющее от греха влияние поста на душу человека с действием лекарств на гельминтов
В целом, христианский пост предназначен для того, чтобы оторвать себя от земного, греховного, временного и взрастить в себе любовь к небесному, божественному, вечному. Основной целью поста в христианстве является духовный рост.
Содержание ограничений в период поста
Формы воздержания в христианских постах следующие:
- безмолвие — сокращение разговоров, от пустословия до обета молчания. Святитель Григорий Богослов язык человека называет самым тяжким злом;
- воздержание от пищи и питья — ограничение в принятии продуктов питания различного происхождения, от мясных продуктов до полного отказа от приема пищи (см. также раздел «В православии» основной статьи);
- воздержание от брачных отношений
Дай отдых своему повару, дай свободу собирающему стол, останови руку виночерпия; пусть отдохнет когда-нибудь изготавливающий разные печенья; пусть и дому успокоится на время от тысячей тревог, от дыма и смрада, от беготни вверх и вниз прислуживающих чреву, как неумолимому властелину.
(Василий Великий, Беседа о посте, 1-я)
Пост телесный и пост духовный
Святитель Василий Великий утверждал, что воздержание от пищи является лишь дополнением к духовному посту, который и является целью христианина. Во-первых, он предлагает ограничить круг общения людьми, которые могут принести духовную пользу. Во-вторых, он считает необходимым усилить прием «духовной пищи».
Впрочем пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей, потому что истинный пост есть устранение от злых дел.
(Василий Великий, Беседа о посте, 1-я)
Как проводить пост
Пост относится к внутренней работе души, поэтому человек не должен его разглашать — поститься напоказ. Святитель Василий Великий подчеркивал необходимость подготовки к посту: «сегодняшним пьянством не порти завтрашнего воздержания».
Пост у конфессий
Православие
Степени поста
- Полный отказ от любой пищи (например, Великая пятница).
- Сухоядение (например, среда первой седмицы Великого поста)
- Вкушение варёной пищи без растительного масла (например, пятница первой седмицы Великого поста).
- Сухоядение, но при этом разрешено вино (например, Благовещение, когда бывает в Великую пятницу)
- Вкушение варёной пищи с растительным маслом, разрешено вино (например, Торжество православия).
- Вкушение рыбной икры, пищи с растительным маслом, разрешено вино; но рыба запрещена (например, Лазарева суббота).
- Вкушение рыбы, пищи с растительным маслом, разрешено вино (например, Преображение).
- Вкушение любых молочных продуктов, яиц, рыбы, растительного масла и вина; мясо запрещено (например, Суббота сырной седмицы: Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших).
- Разрешено есть любые продукты (например, Пасха).
Календарь постов и трапез
Посты, принятые в Православной церкви, можно подразделить на однодневные и многодневные.
Самая типичная форма однодневных постов — ограничение в определённых видах пищи (мясной, молочной, а также рыбы) в среду и пятницу в периоды мясоедов, приуроченные к дням предания Христа на страдания (среда), а также мучения и смерти на кресте (пятница). Днями строго поста в Православной церкви всегда являются день Воздвижения Креста Господня — 14 сентября (27 сентября), день Усекновения главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября) и навечерия Богоявления 5 января (18 января), в эти дни всегда (включая субботу и воскресение) запрещено есть рыбу, но разрешена пища с растительным маслом. К многодневным постам относится Великий пост, Петров пост, Успенский пост и Рождественский пост.
Согласно Уставу Православной церкви, монахам целиком и полностью запрещено есть мясо на протяжении всей их жизни.
Периоды | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Фарисе́ева седмица | без ограничений — для мирян (для монахов — всё, кроме мяса) | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | |
Седмица, которая начинается с понедельника после Недели о блудном сыне | без ограничений | без ограничений | рыба | без ограничений | рыба | без ограничений | без ограничений | |
Сырная седмица | любая пища, кроме мяса | любая пища, кроме мяса | любая пища, кроме мяса | любая пища, кроме мяса | любая пища, кроме мяса | любая пища, кроме мяса | любая пища, кроме мяса | |
Первая седмица Великого поста | пищу не едим (немощным и старым разрешается сухоядение) | пищу не едим (немощным и старым разрешается сухоядение) | горячая без масла | сухоядение | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Великий пост | сухоядение | сухоядение | сухоядение | сухоядение | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Страстная седмица | сухоядение | сухоядение | сухоядение | горячая с маслом | пищу не едим | сухоядение | ||
Пасха и Светлая седмица | без ограничений — для мирян (для монахов — всё, кроме мяса) | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | ||
Весенний мясоед | без ограничений | без ограничений | рыба | без ограничений | рыба | без ограничений | без ограничений | |
От Пятидесятницы до Недели всех святых, включительно | без ограничений — для мирян (для монахов — всё, кроме мяса) | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | |
Петров пост | сухоядение | горячая с маслом | сухоядение | горячая с маслом | сухоядение | рыба | рыба | |
Летний мясоед | без ограничений | без ограничений | горячая с маслом | без ограничений | горячая с маслом | без ограничений | без ограничений | |
Успенский пост | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Осенний мясоед | без ограничений | без ограничений | горячая с маслом | без ограничений | горячая с маслом | без ограничений | без ограничений | |
Рождественский пост с 15 (28) ноября до 19 декабря (1 января), включительно | сухоядение | горячая с маслом | сухоядение | горячая с маслом | сухоядение | рыба | рыба | |
Рождественский пост с 20 декабря (2 января) по 23 декабря (5 января) | сухоядение | горячая с маслом | сухоядение | горячая с маслом | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
На́вечерие Рождества Христова 24 декабря (6 января) | горячая с маслом | горячая с маслом | горячая с маслом | горячая с маслом | горячая с маслом | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Святки с 25 декабря (7 января) по 4 января (17 января), включительно | без ограничений — для мирян (для монахов — всё, кроме мяса) | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | |
Предпразднство Просвещения 5 января (18 января) | горячая с маслом | горячая с маслом | горячая с маслом | горячая с маслом | горячая с маслом | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Просвещение (Богоявление) 6 января (19 января) | без ограничений — для мирян (для монахов — всё, кроме мяса) | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | без ограничений | |
Зимний мясоед | без ограничений | без ограничений | рыба | без ограничений | рыба | без ограничений | без ограничений |
Кроме того Известие учительное предписывает пост перед каждым причащением: 7, 3, или 1 день — сколько христианин считает нужным или сколько дней поста назначит ему священник. В случае тяжких грехов, искушений и бедствий православные могут принимать епитимию в виде дополнительных постов.
В православии имеются посты в течение не всего дня, а только части суток, например: Евхаристический пост — полное воздержание от еды и питья после полуночи перед причащением, или за 6 часов до причащения, если оно ожидается вечером. По уставам древних монастырей Египта, пищу во время постов разрешалось вкушать только после третьего часа дня, соответствующего восточному 9-му часу — времени смерти Христа на кресте; в остальные дни — после Литургии, когда во время совместного обеда совершается Чин о панагии. Вторая (последняя) трапеза происходила после вечерни: след в богослужебной практике от братского ужина остался в совершении литии, на которой благословляется пять хлебов, пшеница, вино и елей.
Взгляды поздних православных авторитетов
Кроме Библии и указанных выше авторов святоотеческого предания, в православии очень развита проповедь о посте. Среди авторов предания Григорий Палама, Иоанн Лествичник, Тихон Задонский. Необходимое в посте: осознание своей духовной слабости, возрастание в любви к Богу и к людям. Митрополит Антоний Сурожский, ссылаясь на слова преп. Серафима Саровского, давал рекомендацию принимать пост с радостью, чуждой внутреннему напряжению.
Реальная практика поста у православных
Строгий «стандартный» распорядок поста из Устава Церкви предписан только монахам, которые обязаны его соблюдать полностью. Для мирского христианина строгость поста индивидуальна, все зависит от возможностей человека и его духовного рвения. Индивидуальные рекомендации, а также разрешение на некоторые послабления в связи с ограничениями по здоровью верующий получает от приходского священника или от своего духовника. По данным социологов пост в России в настоящее время строго соблюдают 10-12 % православных людей, относящих себя к верующим, то есть примерно 2,5-5 % всего русского населения. Полностью или частично постятся в Великий пост около 34 % россиян, считающих себя православными.
Католицизм
Основная статья: Католический пост
Апостольские Церкви до Халкидонского собора
- 1 2 3 Иоанн Златоуст. Собрание сочинений. — М.: Православная книга, 1991. — Т.11. — Ч.2 «О посте»
- Архимандрит Симеон, 2001, p. 9-26.
- по лунному календарю
- По лунному календарю (Шулхан-Арух Орах-Хаим 492)
- по лунному календарю
- по лунному календарю тринадцать лунных месяцев в солнечном году
- Православный священник Андрей Вячеславович Кураев объясняет, что таким был пост у первых христиан, как сегодня у мусульман. Кстати, мусульманские муфтии объясняют, что Мухаммад постился трижды в месяц (дважды в неделю: понедельник, четверг), а нынешний обычай мусульман поститься целый лунный месяц Рамадан появился позже
- Чтобы стать праведным, нужно совершенствоваться в милосердии, молитве, посте, причём, милосердие сперва (Матфея 6.1-18) Здесь пост как часть триединого столпа праведности
- «У некоторых других писателей II и III в. говорится, что в эти века вошло в обычай поститься более двух суток (пятница и суббота перед днем Пасхи)» Посты. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
- Крестили на Пасху, значит, крещаемый (и вся община, крестившая его), постился пару заключительных дней пасхального поста Великий пост. Православная энциклопедия. «В. п.- это предкрещальный пост. К III в. в Церкви распространился обычай совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием Крещения существовала в Церкви еще в I в. (см., напр.: Didache 7. 4); предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться; в позднейших источниках с нек-рыми этапами великопостного цикла могут связываться этапы оглашения»
- (фарисеями)
- понедельник
- по лунному календарю
- четверг
- среда
- пятница
- см. греч. текст Дидахе
- по лунному календарю. Непонятно, относится ли это к современному солнечному календарю?
- Луки 18.12
- Иоанн Златоуст. Собрание сочинений. — СПб.: изд-во Духовной Академии, 1904. — Т.10. — Кн.2. — Беседа 74 «О посте»
- 1 2 3 4 5 Святитель Василий Великий. Беседа 1. О посте первая
- 1 2 Святитель Василий Великий. Беседа 2. О посте вторая
- 1 2 Святитель Григорий Богослов: Слово «На безмолвие во время поста»
- • Vitalfood.ru: Как правильно поститься
- 1 2 3 4 5 Митрополит Антоний Сурожский. «Пост — весна духовная»
- Золотарев В. Ф. «Чем полезен пост для здоровья?»
- О брачных половых отношениях и воздержании по учениям святых отцов
- Алфавит духовный, 2006, p. 389-392.
- Аверинцев, 1995, p. 377.
- Типикон Глава 32. От правил святых апостол о святой 40- це., Глава 48. Месяцеслов во весь год с тропарями и кондаками и с марковыми главами Ноябрь, 14 число
- • Credo.ru: Заведующий кафедрой социологии РГГУ, д.ф.н., член-корреспондент РАН ЖАН ТОЩЕНКО: «Количество постящихся в России стабильно уже 15-20 лет»
- • Российская газета: Большинство россиян не соблюдает Великий пост
- • «ВЕЛИКИЙ ПОСТ-2014»
Литература
В Викитеке есть тексты по теме: «Важность поста и его соблюдение сегодня»
- Пост // Христианство. Энциклопедический словарь / Гл. ред.: Аверинцев С.С.. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — Т. 2. — С. 375-377.
- Литвинова Л.В. Воздержание // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — М., 2005. — Т. 9. — С. 173-184.
- Архимандрит Симеон (Куцас). Церковный пост. Зачем, когда и как мы постимся. Перевод с греческого. — М.: Русскій Хронографъ, 2001. — 169 с.
- Творения иже во святых отца нашего Василія Великаго, архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. Репринтное издание. — М.: «Паломник», 1993. — Т. 4. — 207 с.
- Святитель Василий Великий. Алфавит духовный. — М.: Издательство Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2006. — 605 с. — 5000 экз. — ISBN 5-89424-009-3.
- Кухня православного поста. — СПб.: Святослов, 1996. — 87 с. — (Библиотека православного христианина). — 20 000 экз. — ISBN 5-89614-002-9.
Ссылки
- Православный пост: древность и современная практика. Священник Константин Пархоменко
- Посты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Пост // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- Святитель Иоанн Златоуст. О посте.
- Святитель Григорий Богослов. На безмолвие во время поста.
- Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица.
- О брачных половых отношениях и воздержании по учениям святых отцов
- Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь о посте.
Постный стол
- Постный стол из книги Василия Лёвшина «Русская поварня» (1816)
Считается, что впервые пост был предписан Богом прародителям человечества — Адаму и Еве, которым запрещалось вкушать от Древа познания добра и зла («запретный плод»).
Понимание поста у христиан формируется по Священному Писанию (Библии, включая апокрифические памятники) и Священному Преданию (учению святых отцов, включая отцов и учителей Средних веков и Нового времени), а также по высказываниям современных авторитетов Церкви.
Пост в христианстве может рассматриваться как наилучшее время и средство для подготовки к таинству причащения.
Пост в Православии
Календарь постов и трапез
Посты, принятые в Православной церкви, можно подразделить на однодневные и многодневные.
Самая типичная форма однодневных постов — ограничение в определённых видах пищи (мясной, молочной, а также рыбы) в среду и пятницу в периоды мясоедов, приуроченные к дням предания Христа на страдания (среда), а также мучения и смерти на кресте (пятница). Днями строго поста в Православной церкви всегда являются день Воздвижения Креста Господня — 14 сентября (27 сентября), день Усекновения главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября) и навечерия Богоявления 5 января (18 января), в эти дни всегда (включая субботу и воскресение) запрещено есть рыбу, но разрешена пища с растительным маслом. К многодневным постам относится Великий пост, Петров пост, Успенский пост и Рождественский пост.
Согласно Уставу Православной церкви, монахам целиком и полностью запрещено есть мясо на протяжении всей их жизни.Кроме того Известие учительное предписывает пост перед каждым причащением: 7, 3, или 1 день — сколько христианин считает нужным или сколько дней поста назначит ему священник. В случае тяжких грехов, искушений и бедствий православные могут принимать епитимию в виде дополнительных постов.
В православии имеются посты в течение не всего дня, а только части суток, например: Евхаристический пост — полное воздержание от еды и питья после полуночи перед причащением, или за 6 часов до причащения, если оно ожидается вечером. По уставам древних монастырей Египта, пищу во время постов разрешалось вкушать только после третьего часа дня, соответствующего восточному 9-му часу — времени смерти Христа на кресте; в остальные дни — после Литургии, когда во время совместного обеда совершается Чин о панагии. Вторая (последняя) трапеза происходила после вечерни: след в богослужебной практике от братского ужина остался в совершении литии, на которой благословляется пять хлебов, пшеница, вино и елей.
Взгляды поздних православных авторитетов
Кроме Библии и указанных выше авторов святоотеческого предания, в православии очень развита проповедь о посте. Среди авторов предания Григорий Палама, Иоанн Лествичник, Тихон Задонский. Необходимое в посте: осознание своей духовной слабости, возрастаниие в любви к Богу и к людям.
Митрополит Антоний Сурожский, ссылаясь на слова преп. Серафима Саровского, давал рекомендацию принимать пост с радостью, чуждой внутреннему напряжению.
Реальная практика поста у православных
Строгий «стандартный» распорядок поста из Устава Церкви предписан только монахам, которые обязаны его соблюдать полностью.
Для мирского христианина строгость поста индивидуальна, все зависит от возможностей человека и его духовного рвения. Индивидуальные рекомендации, а также разрешение на некоторые послабления в связи с ограничениями по здоровью верующий получает от приходского священника или от своего духовника.
Календарь библейско-еврейский и иудейский
Календарь библейско-еврейский и иудейский. – О делении и счислении времени у библейских евреев – суточном, недельном, месячном и годичном, о названиях месяцев в допленную пору библейской истории (в Библии сохранились лишь 4 этого рода названия: Авив для первого месяца, Зив – 2-го, Афаним или Эганим – 7-го и Бул – 8-го, – названия хананейские или финикийские) и после плена (вавилонские названия, доселе сохраняющиеся у евреев: Нисан у нынешн. евреев Нисон, Йаер Ииор, Сиван Сивон, Тамуз, Аб Ов, Элул, Тифри, Мархешван Хэшвон, Кислев или Каслев Кислейв, Тевет Тейвес, Шеват Швот, Адар Адор), о делении года по временам или сезонам можно читать в ст. „Времясчисление библейское“ в III т. „Богосл. Энциклопедии» (1902); стлб. 1033–1037. Равным образом о лунном (а не солнечном) характере библейско-еврейского года, о 12-ти-месячном составе простого древнееврейского (и 13-месячном – високосного) года, о начале его с весны – с месяца Нисана (а не с осени – с Тисри) было сказано в статье „Год библейский“ в IV т. „Энциклоп.“ (1903 г.), стлб. 456–462. Если там была речь о времяопределении, которое принято называть астрономическим ( – астрономическая хронология рассматривает различные более или менее закономерно повторяющиеся небесные явления, как средство и масштаб счисления времени – ), то здесь будет сказано о технической или исторической стороне библейско-еврейского и иудейского времясчисления или собственно календаря, т. е. об употреблявшихся у древних евреев средствах согласования астрономического времени с удобствами повседневного обихода. В этом отношении история библейско-еврейского и иудейского календаря распадается на три периода: 1) библейский период, обнимающий свыше 1000 л., от Моисея до Ездры; 2) период второго иерусалимского храма – до 70 г. по р. Хр., и 3) талмудический период от 70 г. до 500 г. по Р. Хр. В первый период календарные сведения евреев всецело и исключительно опирались на непосредственные наблюдения фаз луны и состояния солнца, во второй период начала месяцев, праздников и сезонов определялись частию по прежнему, путем непосредственных наблюдений небесных явлений, частию же по вычислениям , в третий период – исключительно этим последним, математическим способом.
Для более точных, детальных определении суточного времени евреи в древнюю эпоху, конечно, не имели соответственных искусственных аппаратов в роде солнечных часов или водяных на подобие известного в классическом мире времяизмерительного снаряда „клепсидра“. Но по мере распространения астрологии и развития астрономии у древних вавилонян (Иса. 47, 13), более точное времяопределение от них перешло к соседним народам, между прочим, и к евреям – особенно во второй половине VIII в. до р. Хр., при Ахазе, когда заимствования из Халдеи коснулись и области религии Израиля (4Цар. 16, 10). С именем Ахаза в Библии известны „ступени Ахаза“, евр. maaloth Асhaz LХХ, ἀναβαθμοὶ Ἀχάζ, Таргум: lapis horarum, Симмах: ὡρολόγιον, Вульг. hоrоlegium. Этот гномон (греч. γνώμων) Ахаза, вероятно, представлял собою столб или обелиск на пьедестале, имевшем ступени: – по месту падения тени и по числу захватываемых ею в данный момент ступеней определяли время дня. Такое, заимствованное у вавилонян, суточное время определение могло быть довольно точным в виду того, что положение эклиптики у ассировавилонян было точно определено (в 720 ор, след., по 30 ор на час; теперь экватор делится на 360°). Вероятно, однако, что ни солнечные часы, ни водяной времяизмерительный снаряд – клепсидра особенного распространения у древних евреев не имели, и часы в разные времена года имели не одинаковую длительность – от 49 до 71 минут (как теперь в Сирии). У нынешних евреев-талмудистов час делится на 1080 частей ( – число, кратное всем однозначным цифрам, кроме 7). Известное у евреев библейского и евангельского времени деление дня на 4 трехчасия, называвшиеся „часами“, а ночи – на 4 стражи (в древнейшее время на 3), не сохранилось у теперешних евреев.
В основе определения и счета недель, месяцев и годов лежали уже наблюдения за диском луны (Пс. 103, 19. Сирах. 43, 6–8). Семидневная неделя, известная весьма многим народам древности ( – кроме евреев, ее принимали вавилоняне, арабы, сирийцы и даже такие отдаленные народы, как китайцы и перуанцы – ), имеет свое натуральное основание в делении лунного цикла на 4 фазы, при чем каждая четверть синодического месяца ( – синодический месяц 29 суткам 12 час. 44 мин. – ) равна ок. 73/4 суткам. У евреев неделя, сверх того, приобретала религиозно-нравственный смысл, поскольку была поставлена в связь с религиею, историею миротворения и законодательством (закон о праздновании субботы) Израиля; вавилонский обычай называть дни, недели именами, 7 планет (Зин – луна, Самас – солнце, Небо – меркурий, Истар – Венера, Адар – Сатурн, Нергал – Марс, Бел-Меродах – Юпитер) был чужд древним евреям и усвоен лишь классическими, а затем западноевропейскими народами. В библейской древности дни недели обозначались лишь числами: 1-й, 2-й и т. д., только 7– й день – суббота имел собственное название. К евангельскому времени у иудеев эллинистов особое имя получил и день шестой, предсубботний: „παρασκευή, пятница“ (Мф. 27, 62. Мрк. 15, 42. Лк. 23, 54. Ин. 19, 14.31).
Месяцы у древних евреев имели то 29, то 30 дней: в первом случае месяц назывался неполным, недостаточным (евр. хасе́р), во втором – полным (мале́). Год, в котором было 6 полных и 6 неполных месяцев, считался правильным. Обычно чередование полных и неполных месяцев, – если верить талмудическому преданию, – имело в значительной степени случайный характер, стоя в зависимости от видимости или невидимости луны в 30-й день месяца: если день был ясный, и новая луна сразу была замечена в этот день, то Синедрион „освящал“ новый месяц, так что 30-е число было уже 1-м числом следующего месяца; в противном же случае, при невидимости новой луны, старый месяц состоял из 30 дней (Мишна: Тр. Рош Гашана I, §§ 3–9. II, 1–9. III, 1). Было лишь общим правилом, чтобы в году было не меньше 4-х и не более 8 полных месяцев. Если это предание точно, то лунный год, астрономическая величина которого 354 дн. 8 час. 84 I 34,8 II, у древних евреев колебался между 352 и 356 днями. Если взять среднюю величину – 354 дня, то величина древнееврейского (лунного года) была на 11 дней меньше солнечного простого и на 12 дней – високосного; след., ежегодно еврейское времясчисление упреждало бы действительное на 11–12 дней. Разность эта каким-либо способом должна была быть уравниваема (как бывало у всех народов, державшихся лунного счисления); иначе постоянно происходило бы передвижение годовых праздников, сезонов, – наконец, – времен года. Как совершалось это уравнение у евреев в библейской древности, – из Ветхого Завета не видно (2Пар. 30,2. Дан. 4,26 сюда не относятся, вопреки мнению талмудистов и некоторых новых комментаторов). Проще всего это могло совершаться чрез прибавку в каждые 2–3 года особого месяца – вставочного к концу года, и такую календарную меру надо предположить уже для допленного периода. После же плена, когда евреи усвоили вавилонские названия месяцев ( – все 12 вавилонских названий месяцев начертаны на одной из найденных в развалинах Ниневии клинообразных надписей – ), существование в еврейском календаре вставочного, 13-го месяца, второго Адара („Адар-Шени́“) или Веадара – не подлежит сомнению. Решение вопроса о вставке этого месяца в послепленный период и затем в первые три века христианской эры принадлежало особой комиссии, назначавшейся Синедрионом; она руководилась в данном случае степенью зрелости хлебов к половине Адара: так как ко второму дню Пасхи – 15-му Нисана в святилище должно было приносить первый сноп новой ячменной жатвы (Лев 23,10–11. 15); то, если к половине Адара ячмень казался достаточно готовым к жатве, тогда следующее новолуние было первым числом Нисана и началом нового года (Исх. 12,2); в противном же случае старый год дополнялся „вторым Адаром», и уже следующий месяц был Нисаном. Синедрион держался правила не удлинять годов субботних.
В IV веке по р. X. раввин Гвллел II ввел у евреев, доселе существующее у них, греческое Меф(т)онское времячисление, в основе которого лежит так называемый малый лунный цикл в 19 лет с 7-ю високосными (вставочными) годами (3-й, 6-й, 8-й 11-й, 14-й, 17-й, 19-й). Известен и большой лунный цикл в 76 лет. Ныне, спустя свыше 1500 лет со времени окончательной установки еврейского календаря, времясчисление еврейское, конечно, не вполне совпадает с астрономическими вычислениями нашего времени, но ошибка эта, может быть, не настолько значительна, чтобы могла вызывать в еврействе попытки исправления своего календаря. Караимы держатся того же календаря, что и талмудисты; только делят час на общепринятом основании и иначе определяют новолуние.
Свящ. А. Глаголев
Пост в иудаизме
У этого термина существуют и другие значения, см. Пост.
Посты в иудаизме (ивр. צוֹם, цом; תַּעֲנִית, таанит) — воздержание от принятия пищи и питья добровольное или по предписанию закона.
Иудаизм
основные понятия
Портал «Иудаизм»
В Библии
Пост упоминается уже в Пятикнижии (Лев. 16:31 и др.); он являлся неотъемлемой частью ритуала в эпоху Первого Храма (Ис. 1:13 по Септуагинте; Иер. 36:9; ср. Иоил. 1:14; 2:15–17). Право объявлять пост принадлежало старейшинам местных общин, которых, однако, могло обязать к этому царское распоряжение (например, 3Цар. 21:8-12).
Назначение поста
В древности пост преследовал разные цели.
- В знак траура. Смерть царя Саула была отмечена однодневным постом (2Цар. 1:12), а среди особо преданных ему людей — семидневным (1Цар. 31:13). Отказ царя Давида поститься после смерти сына (2Цар. 12:21-23) вызвал удивление придворных.
- Для предотвращения или смягчения бедствия. Перед лицом природного или общественного бедствия объявлялся общественный пост. Так, израильтяне постились перед сражениями против колена Биньямина (Суд. 20:26), филистимлян (1Цар. 7:6; 14:24) и врагов в Заиорданье (2Пар. 20:3). Народ постился, чтобы умолить Бога прекратить голод, вызванный нашествием саранчи (Иоил. 1:14; 2:12, 15). Пост также соблюдался в надежде отвратить угрозу истребления со стороны вавилонян (Иер. 36:3,9) и персов (Есф. 4:3,16) и вызвать спасительное вмешательство Бога (например, 1Цар. 7:9), смягчить тяжесть иноземного ига (Неем. 9:1), а также отвратить нависшую угрозу Божественного наказания (как, возможно, было, когда Навот был обвинен в богохульстве — 3Цар. 21:9).
- Как акт, сопровождавший молитву. Так, чтобы удостоиться лицезрения Господа, Моисей постился сорок дней (Исх. 34:28; согласно Втор. 9:9, 18 — дважды); Саул постился накануне встречи с духом Самуила (1Цар. 28:20); Даниилу в ответ на его молитву и пост были ниспосланы видения (Дан. 9:3; ср. 10:3). А также перед совершением особо важного акта представителями народа (3Цар. 21:12).
- Пост рассматривался как акт раскаяния, выражение подчинения и мольбы, посредством которого можно снискать прощение Бога. В Талмуде пост сравнивается с жертвоприношением; страдания человеческого тела рассматриваются как принесение человеческой крови и жира на алтарь. Так, царь Давид постился в надежде, что Бог смилуется и сохранит жизнь его сыну (2Цар. 12:16-17, 22); Бог смягчил наказание Ахаву, потому что тот постился и унижал себя (3Цар. 21:27-29; см. также Пс. 34:13; 68:11; Езд. 10:6).
В иудаизме
Наиболее известный в иудаизме день поста — Йом Кипур (День Искупления), когда Галаха запрещает еду, питьё, умывание, кожаную обувь, умащение маслами и супружескую близость. Тем не менее, этот день в еврейской традиции относится к праздничным. Этот пост, равно как и пост Девятого Ава (Тиша бе-Ав) (в который также запрещены эти пять вещей), продолжается от захода солнца до появления звёзд вечером следующего дня, то есть более 24 часов.
Пост Девятого Ава предваряется тремя траурными неделями, в течение последней недели нельзя, например, мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино.
Менее строгие посты, когда запрещена еда и питьё, отмечаются 3 Тишрея (Пост Гедальи), 10 Тевета и 17 Тамуза. Перед Пуримом отмечается пост Эстер в память о событиях, описанных в книге Эстер (Есфири), а перед Песахом существует так называемый пост первенцев. Все эти посты продолжаются от рассвета и до появления звёзд.
Существует также ряд необязательных постов, например в канун новомесячий, пост первенцев накануне Песаха, три дня по лунному календарю во второй день после Песаха и в пятый и через неделю во второй в месяц после праздников: Песах и Суккот. Тора читается публично в синагоге по понедельникам и четвергам (связано с постом). Также сидур содержит особые молитвы на понедельник и четверг (связано с постом).
В Талмуде содержится много рассказов о постах. Например р. Цадок постился 40 лет, чтобы Иерусалим не был разрушен. Мар бар Рав Аши постился круглый год, кроме нескольких дней, и т. д.
Примечания
- Талмуд, Брахот 17а
- По лунному календарю
- Мишна-Таанит 2; Вавилонский Талмуд 12а; Шулхан-Арух Орах-Хаим 492
- По лунному календарю пост во второй день (17-е Нисана) после Песаха и Суккот, в пятый день (20-е Нисана) после Песаха и Суккот, через неделю во второй день (24-е Нисана) после Песаха и Суккот (Шулхан-Арух Орах-Хаим 492)
- Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
- Краткая еврейская энциклопедия, Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005.
- Пост // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- Пост — статья из Электронной еврейской энциклопедии
Почему нельзя есть бутерброд с колбасой и сыром, работать в шабат и верить в Иисуса? Пост об основных принципах еврейского самосознания для тех, кто не хочет прослыть невеждой в приличном обществе.
1. Законы кашрута
Традиция питания, к которой привыкли русские люди, совершенно не приемлема для евреев, и это то отличие, которое выделит иудея в любой бытовой ситуации. Кошерное питание в самолетах действует не просто так: если на продуктах нет знака кошерности от раввината, правоверный еврей не может их употреблять. Это такой же закон из Торы («Не вари козленка в молоке его матери» – прямая цитата оттуда), как и запрет есть свинину, которому надлежит повиноваться, не рассуждая о смысле. Считается, что он слишком глубок для нашего обыденного понимания, но медики сходятся во мнении, что в действительности для нашего организма такой принцип питания только к лучшему. Запрет на смешение мясного и молочного настолько строг, что даже хранить эти виды пищи в одном месте не желательно. Поэтому в большинстве израильских офисов, даже если в компании не так уж много религиозных сотрудников, на кухне всегда будут два холодильника – один для мясного, второй для молочного.
2. Почему нельзя работать в шаббат
Шабат – одна из центральных святынь и ценностей еврейского народа, которые значительно отличают его от других. Туристы, которые впервые посещают Израиль, обычно удивляются, что даже для них никто не делает исключение (кроме нескольких мест в Тель-Авиве) и к вечеру пятницы вся страна сворачивает «лавочку». Это не значит, что все евреи религиозные, но главный закон, данный народу на горе Синай тысячелетия назад, стоит во главе угла. Если у русских большие праздники раз в году, у евреев самый главный праздник – каждую неделю. По Торе запрещается не только работать, но также пользоваться любыми электронными устройствами и совершать действия, которые с обывательской точки зрения совершенно с трудом не связаны: отрывать туалетную бумагу, пользоваться зонтом в дождь, доставать косточки из рыбы или арбуза и т.д. В основе своей этот закон возник как память о том, что Бог создавал мир шесть дней, а на седьмой отдыхал. Именно отделением субботы от всех остальных дней евреи демонстрируют то, что следуют путем Творца.
3. Кто может считать себя евреем
Несмотря на заблуждение многих, что только наличие еврейской мамы можно считать основанием для человека называть себя евреем, израильское гражданство получают люди, которые зачастую даже не помнят своих еврейских дедушек и бабушек. Таким образом есть два аспекта, определяющих принадлежность человека к еврейскому народу: светский и религиозный. Любой желающий имеет право перейти во второй, т.е. считаться евреем по религиозными законам, даже если в нем нет ни капли еврейской крови. Процесс обращения в иудаизм называется «гиюр» и при его успешном прохождении человек имеет право получить гражданство Израиля.
С государственной же точки зрения евреями считаются все, у кого хотя бы один кровный родственник до четвертого поколения был евреем (еврейкой) по матери, и при условии, что человек не перешел в другую религию (атеистом быть можно). На практике это означает, что хотя бы одна из четырех прабабушек должна быть еврейкой, тогда человек может претендовать на получение израильского гражданства.
4. Почему евреи не признают Иисуса
Главное, что отличает иудаизм от других религий и в частности от христианства, в том, что это монотеизм, т.е. вера в единство Бога и в то, что молиться нужно ему напрямую, без участия посредников в виде святого духа, например, икон или Иисуса Христа. При этом евреи верят в приход Мессии. Это будет человек, который принесет полное физическое и духовное избавление еврейскому народу и вернет всех евреев на их землю. Евреи не признают христианского спасителя хотя бы потому, что его миссия закончилась неудачей: Иисуса избили плетьми, публично унизили и позорно казнили. И уж тем более он не может быть подобным Богу или сравнимым с ним, так как иудаизм – религия, основанная на служении народа только Богу.
5. Почему евреям делают обрезание
Еще одно отличие евреев от других народов, которое часто обсуждают в кино и сериалах, относится к чисто физическому аспекту и заключается в обязательном обрезании мальчиков на восьмой день после рождения. Это одна из 613 заповедей, которые должен соблюдать еврей (оцените, насколько «повезло» в этом плане христианам, у которых есть всего 10 законов). Таким образом евреи свидетельствуют факт своего союза с Богом испокон веков, а уже в наше время медики доказали, что это полезно и с гигиенической точки зрения.
Какой из фактов кажется вам наиболее необычным? С радостью поясню любой вопрос, касающийся еврейской культуры.
Вопрос:
Где в Библии упоминается, что во время поста не надо есть мясо, молоко, яйца и т.д.?
В Библии нигде не упоминаются заповеди на счет этих продуктов питания в отношении поста. Мы можем узнать что-то о продуктах питания, от которых воздерживались люди во время поста из следующих случаев, описанных в Библии.
Пост царя Давида
После того, как пророк Нафан пришел к Давиду и обличил его за совершенный им грех против Урии Хетеянина и против Вирсавии:
И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело. И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле. И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба. (2 Царств 12:15-17)
Давид закончил пост через семь дней, после того как умер ребенок. Только тогда он встал, пошел в Дом Божий, молился, а затем пришел домой и поел.
Пост Есфири
Когда Аман решил уничтожить всех Иудеев в Персии, Мардохей пришел к царице Есфирь и попросил ее пойти к царю и просить избавления для Иудеев. Есфирь сказала, что она не была звана к царю уже 30 дней и если она пойдет к нему без зова, это было бы смертельной угрозой по законам Персов. Поэтому она попросила у Мардохея следующее:
Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну. (Есфирь 4:16)
Этот пост был одним из тех, который исключал употребление любой еды и питья. Бог призрел на пост народа и услышал их молитвы, дав избавление от их врагов. Чтобы узнать больше деталей я советую прочитать вам целиком книгу Ефсирь из Библии.
Пост покаяния в Ниневии
Когда беззакония жителей Ниневии дошли до неба, Бог послал пророка Иону к ним с проповедью:
И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: “чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем “. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. (Иона 3:4-10)
Мы не должны из этого отрывка делать вывод, что необходимо держать пост и животным. Это было пониманием поста царя из Ниневии, особенно надо учитывать, что этот человек не имел познания Слова Божьего. Но все таки кажется, что он знал о посте больше, чем люди знают сегодня. Самое главное, что он знал, что люди должны обратиться от злых дел, если они хотят, чтобы пост был принят Богом и молитвы были услышаны.
В завершении хочу добавить, что в Библии не существует специальной заповеди, данной Богом относительно питания, что можно или нельзя есть во время поста, но в библейском понимании пост был воздержанием от еды и иногда и от воды. Затем мы увидели, что люди посвящали себя воздержанию от еды и от воды.
Давайте не будем забывать, что самый важный элемент поста – это покаяние. Пост без покаяния Бог не примет.
Перевод: Моисей Наталья
Добавить комментарий