Потир и дискос
Содержание
- Символизм в искусстве
- Особенности символизма
- Русский символизм
- Представители символизма
- Символисты серебряного века
- Символизм в живописи
- Символизм в музыке
- История символизма
- Акмеизм, футуризм и имажинизм
- Литургическая чаша
- Символичное место — Cat Statue
- Ответы на сканворд дня из «Одноклассников» номер 20281
- Потир и дискос.
Символизм (от др. греч. symbolon — знак, символ) — это направление в искусстве (в литературе, живописи и др.), когда автор использует символы для обозначения идей, придаёт им символическое значение, которое абсолютно отличается от их буквального смысла.
Для выражения своих идей автор показывает не реальный мир, а использует силу слов и образов, создаваемых им.
«Жизнь и смерть», художник Густав Климт, (1908 – 1911)
Вместо того, чтобы чувствовать угрозу от смерти, люди на картине Климта, кажется, игнорируют её. Несмотря на всеобщий душевный негатив того времени, в этой картине художник изображает нотку надежды.
Известно, что в то время сам художник приближался к своей смерти, и, возможно, эта работа символизирует его собственное смирение с грядущим будущим.
Символизм в искусстве
Символизм возник в конце 19-го века во Франции и Бельгии.
Сначала символизм установился в литературе, философии и театре, потом он пришёл в музыку и изобразительное искусство.
Символизм переплетается с романтизмом (направление в искусстве, которому характерны свобода самовыражения, естественность и раскованность, изображение идеального мира, живописность природы и чувств).
В искусстве символизм появился как конфронтация реализму и импрессионизму, где акцент делался на реальности. Символизм изображал идеи через символы, подчёркивал смысл формы, линии и цвета. Это был протест против развития буржуазных идей, показывал тоску и человеческую жажду духовно раскрепоститься.
Символизм открыл новые, абстрактные средства выражения психологической правды, и показал, что за физическим миром существует другая реальность — духовная.
Символисты могут взять абстрактные понятия, такие как сны и видения, и придать этому форму.
Особенности символизма
Мастера этого стиля не пытаются построить свои работы на реализме, они отображают эмоции и чувства, идеи и субъективность. Их работы выражают их собственные идеологии, они верят, что способны раскрывать правду.
В своих работах символисты часто обсуждают такие темы:
- оккультизм;
- религиозная мистика;
- мир снов;
- извращение;
- эротика;
- меланхолия;
- патология;
- зло;
- декаданс;
- смерть.
Художники-символисты, также как и писатели и музыканты этого движения, стремились указать лишь нюансы и намёки в личных, наполовину заявленных, неясных упоминаниях.
Символизм дал возможность перехода мирового искусства от романтизма (начало 19-го в.) к модернизму (начало 20-го в.).
Русский символизм
В промежутке между 1886 и 1900 символизм преобладал в большинстве видов искусств Европы. Художник начала 20 века, который оказал сильнейшее влияние на русское изобразительное искусство этого направления — Михаил Александрович Врубель.
Картина «Демон (сидящий)», 1890 г., художник М. А. Врубель (1856 – 1910)
Символизм в русской литературе
В русской литературе, как течение, символизм продлился приблизительно до 1910 года.
В России символизм стал первым, и самым главным, модернистским течением в поэзии. У нас его принято делить на два этапа: по времени становления, и по манерам мировоззрения.
Представители символизма
Символисты в литературе
Примеры русских писателей и поэтов-символистов:
Примеры иностранных поэтов-символистов:
- Поль Верлен (1844 — 1896);
- Артюр Рембо (1854 — 1891);
- Стефан Малларме (1842 — 1898);
- Граф де Лотреамон (прозаик и поэт, 1846 — 1870).
Символисты в изобразительном искусстве
Примеры художников-символистов:
Символисты серебряного века
Серебряный век русской культуры — это фаза русской культуры с 1890 года до начала 1920-х. Принято считать, что литература этого времени уступает «золотому веку» (пушкинская эпоха), т. к. название было придумано по аналогии. Например:
Старшие символисты (ещё их называют «декаденты») — старшее поколение символистов конца XIX века. Например:
- Д. Мережковский;
- З. Гиппиус;
- К. Бальмонт;
- В. Брюсов;
- Ф. Сологуб;
- А. Добролюбов;
- Н. Минский;
Младшие символисты («младосимволисты») — младшее поколение символистов начала XX века.
- А. Блок;
- А. Белый;
- С. Соловьёв;
- Вяч. Ив. Иванов;
- И. Анненский;
- Ю. Балтрушайтис.
Также к этой эпохе причисляют некоторых художников того времени. Например:
Символизм в живописи
После того, как символизм был принят литературным миром, он появился и в работах молодого поколения художников, которые тоже отвергали условности натурализма.
Художники-символисты считали, что искусство не обязано отображать объективность, оно может показывать человеческие идеи и эмоции.
Они вернулись к Романтизму XIX века, когда ценность произведения было в воспроизведении эмоционального опыта у зрителя через композицию, цвет, линии и т. д.
«Глаз, как странный шар, направляется в бесконечность», художник Одилон Редон, 1882 г.
Символизм в музыке
Александр Скрябин (1871 — 1915) знаменит как гениальный русский пианист и композитор. Но не только. Его также помнят и по той магии, которая окутывала его в момент выступлений, представляя зрителю, казалось, весь мистицизм тайн Вселенной.
Он превращал аккорды в символы. Таким стал «прометеев» аккорд или «прометеевский» аккорд, который впоследствии использовался и другими композиторами.
Этот звуковой комплекс был абсолютно новаторским для того времени. Когда музыковеды говорят про его музыкальные творения, вспоминают такие слова, как: врата в авангардное мышление, мелодия-воздушность, хрустальность, стремление к звёздам и др.
Прометеев аккорд построен из звуков: фа-диез, си-диез, ми, ля-диез, ре-диез, соль-диез.
История символизма
Основоположником стал французский поэт Шарль Бодлер, когда в 1857 году опубликовал свой сборник стихотворений «Цветы зла» («Les Fleurs du mal»). Таким образом, направление началось с литературы.
Эта книга оказала огромное влияние и на других авторов. Притом суд посчитал книгу непристойной, оштрафовал Бодлера и заставил убрать из сборника несколько стихотворений.
Жан Мореас (французский поэт греческого происхождения, настоящее имя Иоаннес Пападиамантпулос) сыграл ведущую роль во французском символистском движении, опубликовав в сентябре 1886 года в литературном приложении французской газеты Le Figaro один из своих манифестов.
Жан Мореас не только впервые использовал название «символизм», но и описал его основные принципы (нового, на то время, направления).
Именно эта публикация помогла утвердить символизм как движение и заменить популярный в то время декаданс.
В том же 1886 году было основано периодическое издание Le Symboliste (Жаном Мореасом вместе с Густавом Каном и Полом Адамом), но долго оно не просуществовало.
В 1890-х годах символизм продолжил своё развитие с такими знаменитыми именами как: французские поэты Стефан Малларме, Артюр Рембо и Поль Верлен; бельгийский писатель Морис Метерлинк.
После символизм пленил и другие виды искусства, начиная с французского живописца Одилона Редона.
Акмеизм, футуризм и имажинизм
Акмеизм — модернистское течение русской поэзии, которое появилось в начале 20 века как ответ на максимализм символизма.
Ему характерны: ясность и чёткость образов, выразительность деталей, отрицание туманностей и др.
Футуризм — это авангардистское художественное направление начала 20 века, которое характеризуется почитанием будущего и отрицанием прошлого, отказом от реализма, для формирования собственного, нового стиля.
Имажинизм — авангардистское литературное направление 1920-х, существовало прежде всего в русской поэзии.
Главные особенности:
- анархические мотивы;
- применение метафоры для построения литературного образа;
- использование шокирующих литературных приёмов;
- сопоставлением несхожего («ресницы стучат как копыта»).
Литургическая чаша
Другие ответы на вопросы
- В каком городе на территории России с неба шел ливень из монет, как оказалось монеты были выполнены из серебра. 6 букв
- В какой борьбе нужны не только мышцы и сила, но также театральное искусство? 7 букв
- Аристотель относил это к одной из первичных энергий человеческого тела, а Платон процессом движения 6 букв
- Словом Кахве, от которого происходит слово кофе, арабы называли и кофе, и вино, и что-то еще. 6 букв
- В 19 веке этот промышленный город с прилегающими окрестностями англичане прозвали Черным краем: сажа из заводских труб оседала везде. 9 букв
- При извержении какого вулкана погибли города Геркуланум и Помпеи? 7 букв
- Как называется одно из амплуа козла в бродячем ярмарочном цирке?Василий Песков описывал этот цирковой номер. Правда, он видел это в Индии, но говорят, что когда-то и у нас был такой цирковой номер и тем более в книге рекордов Гиннесса даже описан такой козел, или такой номер с козлом, на рогах которого сидела мартышка. 11 букв
- Что означает знак градуса в древней символике 6 букв
- Парадоксально, однако этот красивейший поделочный камень в древности использовали как сырье при производстве меди. 7 букв
- Премия Белла, учрежденная в ее честь, присуждается молодым поэтам. жюри оценивает претендентов по одному-единственному стихотворению. 10 букв
Символичное место — Cat Statue
-
- Туризм в Мальте
- Отели Мальты
- B&B/мини-отели в Мальте
- Турпакеты в Мальту
- Авиабилеты в Мальту
- Рестораны Мальты
- Развлечения Мальты
- Форум путешественников о Мальте
- Фото Мальты
- Карта Мальты
-
- Все отели Мальты
- Спецпредложения отелей в Мальте
- Горящие туры в Мальте
- По типу отеля
- Мальта: мотели
- Хостелы: Мальта
- Мальта: кемпинги
- Лучшие семейные отели Слимы
- Слима: отели бизнес-класса
- Отели у пляжа: Слима
- Слима: спа-курорты
- Романтические отели Слимы
- Отели класса «люкс» в Слиме
- По классу отеля
- Слима: 5-звездочные отели
- Слима: 4-звездочные отели
- Слима: 3-звездочные отели
- По сети отелей
- Отели InterContinental (IHG) Hotels в Мальте
- Отели ST Hotels в Мальте
- Отели AX Hotels в Мальте
- Отели Corinthia в Мальте
- Отели Marriott в Мальте
- Отели Radisson в Мальте
- Популярные удобства
- Oтели с бассейном в Слиме
- Отели в Слиме, где разрешено проживание домашних животных
- Отели с бесплатной парковкой в Слиме
- Популярные категории в Мальте
- Спа-Отели в Слиме
- Отели С Трансфером в Слиме
- Современные Отели в Слиме
- Отели Класса Люкс в Слиме
- Тематические Отели в Слиме
- Отели Все Включено в Слиме
- Апарт-Отели в Слиме
- Бутик-Отели в Слиме
- Отели с балконами в Слиме
- Отели Слимы с мини-кухней в номере
- Достопримечательности поблизости
- Отели рядом — Cat Statue
- Отели рядом — Valletta Ferry Services
- Отели рядом — Captain Morgan Cruises
- Отели рядом — Prestige Cabs Malta Private Tours
- Отели рядом — Independence gardens
- Отели рядом — Saint Patrick’s Church
- Отели рядом — Parish Church of Jesus of Nazareth
- Отели рядом — 3 Maltese Actors Statue
- Аэропорты поблизости
- (MLA) Аэропорт Лука: отели поблизости
- Университеты поблизости
- Отели рядом — ITIS Malta
- Отели рядом — European Institute of Education
- Отели рядом — University of Malta
-
- Мальта: все рестораны
- Рестораны поблизости Cat Statue
- Популярные блюда
- Мальта: Каре ягненка лучшего качества
- Мальта: Тефтели лучшего качества
- Мальта: Аранчини лучшего качества
- Мальта: Тальятелле лучшего качества
- Мальта: Тортеллини лучшего качества
- Мальта: Тортеллони лучшего качества
- Мальта: Меренга лучшего качества
- Мальта: Краб лучшего качества
- Мальта: Крем-брюле лучшего качества
- Мальта: Французские блинчики (крепы) лучшего качества
- Мальта: Начос лучшего качества
- Мальта: Вафли лучшего качества
- Мальта: Макарон лучшего качества
- Мальта: Пикша лучшего качества
- Мальта: Красный карри лучшего качества
-
- Мальта: все развлечения
- Cat Statue: развлечения поблизости.
- Roman Baths
- Saint Julian’s Tower
- Dive Systems
- Independence gardens
- Ta’ Bajri Wine Bar
- La Parrandera
- Saint Patrick’s Church
- Dive Malta Dive Centre
- Plough and Anchor
- Flyboard Malta
- Concept Scuba Malta
- Thai Sawadee Spa
- San Girgor il-Kbir St. Gregory the Great
- Parish Church of Our Lady of Mount Carmel
- Nappa Bar
- Мальта: Достопримечательности и культурные объекты
- Мальта: Древние руины
- Мальта: Архитектурные достопримечательности
- Мальта: Поля сражений
- Мальта: Кладбища
- Мальта: Священные места и религиозные достопримечательности
- Мальта: Правительственные здания
- Мальта: Исторические достопримечательности
- Мальта: Военные базы и объекты
- Мальта: Смотровые площадки и башни
- Мальта: Пирсы и пляжные променады
- Мальта: Прогулки по живописной местности
- Мальта: Арены и стадионы
- Мальта: Фермы
- Мальта: Ранчо
- Мальта: Церкви и соборы
- Популярные категории в Мальте
- Мальта: Туры
- Мальта: Обзорные экскурсии
- Мальта: Туры по фабрикам
- Мальта: Автобусные туры
- Мальта: Водные виды спорта
- Мальта: Наблюдение за дельфинами и китами
- Мальта: Сплав на каяках и каноэ
- Мальта: Серфинг, виндсерфинг и кайтсерфинг
- Мальта: Экотуры
- Мальта: Рыболовные туры и чартеры
- Мальта: Туры по природным и заповедным зонам
- Мальта: Культурные туры
- Мальта: Вертолетные туры
- Мальта: Обзорные городские туры с остановками
- Мальта: Частные туры
- Мальта: Самостоятельные туры и аренда
- Мальта: Активный отдых на открытом воздухе
- Мальта: Пляжи
- Мальта: Маршруты для верховой езды
- Мальта: Зоопарки
- Мальта: Водные виды спорта
- Мальта: Аренда лодок
- Мальта: Наблюдение за дельфинами и китами
- Мальта: Сплав на каяках и каноэ
- Мальта: Туры на подводных лодках
- Мальта: Серфинг, виндсерфинг и кайтсерфинг
- Мальта: Туры с восхождением на горы
- Мальта: Экотуры
- Мальта: Рыболовные туры и чартеры
- Мальта: Туры по природным и заповедным зонам
- Мальта: Авиатуры
- Мальта: Сафари
- Мальта: Лодочные туры и водные виды спорта
- Мальта: Лодочные туры
- Мальта: Водные виды спорта
- Мальта: Аренда лодок
- Мальта: Наблюдение за дельфинами и китами
- Мальта: Туры на скоростных моторных лодках
- Мальта: Сплав на каяках и каноэ
- Мальта: Парасейлинг и парапланеризм
- Мальта: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
- Мальта: Туры на подводных лодках
- Мальта: Серфинг, виндсерфинг и кайтсерфинг
- Мальта: Катание на водных лыжах и мотоциклах
- Мальта: Рыболовные туры и чартеры
- Мальта: Стоячий серфинг с веслом
- Мальта: Ночная жизнь
- Мальта: Бары и клубы
- Мальта: Гей-клубы и бары
- Мальта: Джаз-клубы и бары
- Мальта: Караоке-бары
- Мальта: Бары с пианистом
- Мальта: Танцевальные клубы и дискотеки
- Мальта: Кофейни
- Мальта: Винные бары
- Мальта: Туры с посещением баров, клубов и пабов
- Мальта: Транспорт
- Мальта: Паромы
- Мальта: Такси и маршрутные автобусы
- Мальта: Автобусные перевозки
- Мальта: Покупки
- Мальта: Художественные галереи
- Мальта: Антикварные магазины
- Мальта: Универмаги
- Мальта: Блошиные и уличные рынки
- Мальта: Торговые центры
- Мальта: Магазины сувениров и деликатесов
- Мальта: Показы мод и фэшн-туры
- Мальта: Шопинг-туры
- Мальта: Природа и парки
- Мальта: Игровые площадки
- Мальта: Пляжи
- Мальта: Гроты и пещеры
- Мальта: Сады
- Мальта: Геологические образования
- Мальта: Морские причалы
- Мальта: Горы
- Мальта: Национальные парки
- Мальта: Природные и заповедные зоны
- Мальта: Парки
- Мальта: Маршруты для верховой езды
- Мальта: Пешеходные маршруты
- Мальта: Океанариумы
- Мальта: Зоопарки
- Мальта: Водоемы
- Мальта: Спа и оздоровление
- Мальта: Спа
- Мальта: Оздоровительные/фитнес-клубы и тренажерные залы
- Мальта: Хаммамы и турецкие бани
- Мальта: Термальные спа-центры
- Мальта: Йога и пилатес
- Мальта: Музеи
- Мальта: Художественные галереи
- Мальта: Музеи искусств
- Мальта: Исторические музеи
- Мальта: Военные музеи
- Мальта: Музеи естествознания
- Мальта: Научные музеи
- Мальта: Обсерватории и планетарии
- Мальта: Специализированные музеи
- Мальта: Развлечения и игры
- Мальта: Игровые площадки
- Мальта: Кинотеатры
- Мальта: Казино
- Мальта: Игровые и развлекательные центры
- Мальта: Дорожки для верховой езды
- Мальта: Боулинг
- Мальта: Спортивные комплексы
- Мальта: Эскейп-квесты
- Мальта: Игра Scavenger hunt (Поиск сокровищ)
- Мальта: Другие виды игр и развлечений
- Мальта: Мини-гольф
- Мальта: Художественные студии и гончарные мастерские
- Мальта: Еда и напитки
- Мальта: Винодельни и виноградники
- Мальта: Пивные дегустации и туры
- Мальта: Кофейные и чайные туры
- Мальта: Кулинарные мастер-классы
- Мальта: Гастрономические туры
- Мальта: Винные туры и дегустации
- Мальта: Винные бары
- Мальта: Еда и напитки – другое
- Мальта: Экскурсии по ликеро-водочным заводам
- Мальта: Мастер-классы и семинары
- Мальта: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
- Мальта: Уроки и мастер-классы
- Мальта: Кулинарные мастер-классы
- Мальта: Художественные студии и гончарные мастерские
- Мальта: Концерты и представления
- Мальта: Джаз-клубы и бары
- Мальта: Бары с пианистом
- Мальта: Представления
- Мальта: Театры
- Мальта: Аквапарки и парки развлечений
- Мальта: Тематические парки развлечений
- Мальта: Аквапарки
- Мальта: Казино и азартные игры
- Мальта: Казино
- Мальта: Дорожки для верховой езды
- Мальта: Туры
- Что обычно ищут в Мальте
- Приключения
- Скрытые жемчужины
- Подходит для любителей адреналина
- Место для медового месяца
- Подходит для детей
- Подходит для больших групп
- Подходит для дождливого дня
- Бесплатный вход
- Подходит для пар
- Недорого
-
- Путеводители
- Приложения
- ЭкоЛидеры
Ответы на сканворд дня из «Одноклассников» номер 20281
20280 20282
- на фото —
- Советский артист и певец —
- Автомашина из Японии —
- на фото —
- Совокупление, спаривание —
- Резус из приматов —
- Журнал фантастики —
- Лекарств. цветок, похож. на ромашку —
- Полная форма имени Ефим —
- Каракульские овцы —
- Археологическая культура —
- Российский писатель —
- Нож для щетины —
- Японские цитры —
- Оконечная часть рея —
- Древняя столица Армении и кукушка —
- на фото —
- Сумка конника —
- Клеймо на теле раба —
- Парусное судно —
- Река в Бразилии —
- на фото —
- Почтовая дорога на Руси —
- Деньги из рук в руки —
- Выкос —
- Мелкие насекомые —
- Силикат алюминия —
- Боксёр-тяж —
- Звездица на дискосе —
- «… Гра» —
- Вшитая цветная тесьма —
- «… Мария» (молитва) —
- Царь Иудейского царства —
- Португальский футболист —
- Древнегреческая буква «Т» —
комментарии, вопросы и ответы к сканворду дня:
СЛУЧКА ж. Действие по знач. глаг.: случить, случиться.
АРНИКА ж. Высокое травянистое растение семейства сложноцветных, используемое в фармакологии.
БРИТВА ж. 1. Инструмент для бритья. 2. перен. разг. Острый, меткий или язвительный язык кого-л.
НОК м. Оконечность всякого горизонтального или наклонного рангоутного дерева на судне.
САКВА ж. Небольшой мешок для овса и продуктов, предмет кавалерийского снаряжения.
СТИГМА ж. 1. Клеймо на теле раба или преступника (в Древней Греции).
СТИГМА ж. 1. Светочувствительный глазок у некоторых одноклеточных класса жгутиковых. 2. Отверстие, которым открывается на поверхности тела орган дыхания у членистоногих; дыхальце.
СТИГМА ж. 1. Кровавая язвочка или красное пятно на теле человека. 2. Общее название кожных заболеваний, обычно наблюдаемых при истерии.
КАРАВЕЛЛА ж. Морское парусное судно с высокими бортами, распространенное в странах Средиземноморья в XIII-XVII вв.
БАРЕТКИ мн. разг. Закрытые туфли на шнуровке или на пуговицах.
ТРАКТ м. устар. Большая проезжая дорога.
ТРАКТ м. Совокупность средств для передачи, перемещения чего-л.
ЛУГ м. Пространство земли, покрытое травянистой растительностью; сенокосное, пастбищное угодье.
СИЛЛИМАНИТ м. Минерал из класса силикатов, пригодный для получения огнеупорных и кислотоупорных материалов.
КАНТ м. 1. Многоголосная песня, распространенная в XVII-XVIII вв., исполняемая ансамблем певцов или хором без сопровождения, первоначально — на религиозные, с XVIII в. — на бытовые, лирические, военно-патриотические тексты.
ТАУ ж. нескл. Название буквы греческого алфавита.
Потир и дискос.
Такую же трехчастную форму, как и водосвятная чаша, имеет потир. – символ Евхаристической чаши которую держал в руках Христос и которая имеет важное значение в Таинстве Евхаристии. Если через Крещение человек входит в Церковь Христову, то через Святое Причастие Тела и Крови Христовых происходит очищение его греховного естества. Следовательно, потир есть символом всей Церкви образующей Тело Христово. Его трехчастное строение символизирует также трехчастную Церковь Христову: верхняя чаша как символ Церкви Небесной — Торжествующей, нижний поддон, имеющий так же форму чаши, но более плоский как символ Церкви Земной – Воинствующей и пространство Ангельских Сил славящих Бога и служащих по воле Божией человеку. Потиры изготовлялись из различных материалов: дерева, олова, меди, серебра и золота. Использовались и различные техники для их украшения: чеканка, чернь, финифть.
Рисунок 32. Потир. Сардоникс, позолоченное серебро, перегородчатая эмаль, жемчуг. Высота 22,4 см. 10 в. Венеция, Прокуратория ди Сан-Марко. Близость памятника Лимбургской Ставротеке и надпись на основании «Господи, помоги Роману, православному императору (деспоту)» позволяют датировать его 10 в., правлением Романа I или II. Обкладка верхней части сардониксовой чаши украшена 15 пластинами перегородчатой эмали. Первоначальный порядок в их распределении нарушен; образы Христа и Предтечи должны были быть диаметрально противоположны образам Богоматери и двух Архангелов по сторонам Её. Между этими двумя группами персонажей располагались эмали с изображением Петра и Павла, четырёх Евангелистов и четырёх Отцов церкви.
Изображенные на Потирах орнаменты и иконописные изображения раскрывали богословский смысл Таинства Евхаристии смысл следующим образом: на верхней чаше, вмещающей причастие и символизирующей Торжествующую Церковь Небесную, помещается изображение Спасителя (поясное на Убрусе), Распятие, Воскресение Христово, Деисусный Чин как символ всей Небесной Церкви и так же произнесенные на Тайной Вечери слова Господа Нашего Иисуса Христа. На нижнем поддоне, который иногда имеет восьми или четырехчастное деление в форме розетки, имеется растительный орнамент, а иногда покрывается чеканным рисунком – символом молитвенного пламени, обращенного к Господу. Четырехчастное деление поддона есть символ соборности Земной Церкви просвещенной четырьмя Евангелистами. Восьмичастное деление поддона определено символом числа восемь — образом восьмиконечной звезды на мафории пресвятой Богородицы. Средняя часть Потира, имеющая название стояна с «яблоком», иногда украшается образами херувимов (примером чему может служить Потир 1686 года из Успенского Собора во Владимире) или драгоценными камнями (изумруды, рубины и др.), имеющие свое числовое (4, 6, 8, 12) и символическое толкование. Красный цвет рубина есть символом Жертвы Христовой и Пасхи, а зеленый цвет изумруда (ясписа) – символ Спасителя, как «Божественное естество вечноцветущее, живоносное и питающее всех…».
Рисунок 33. Евхаристическое блюдо или дискос. Алебастр, золото, серебро, перегородчатая эмаль, хрусталь, жемчуг. Диаметр 34 см. 11 в. Венеция, Сан-Марко. В центральном медальоне в технике перегородчатой эмали изображён Христос Пантократор. Евхаристическое назначение блюда выражено обрамляющей его круговой надписью: «Приимите, ядите, сие есть Тело Моё» (Мф 26, 26). .
Евхаристические блюда или же дискосы, так же как и потиры, нередко создавались из драгоценных металлов, украшались жемчугом и драгоценными камнями, а так же декорировались священными изображениями Евхаристической тематики.
Крест.
Крестная Жертва Христова яркое свидетельство Всеблагой любви Отца к людям, даровавшим им Животворящий Крест как непобедимое орудие против зла, символ вечного спасения и символ личностного выбора в следовании за Христом по пути жертвенной любви к ближнему своему и борьбы со злом.
Рисунок 34. Крест с образами Константина, Елены и четырёх пророков. Золото, перегородчатая эмаль. 7 х 6 см. 11 в. Тбилиси, Художественный музей. Пластина происходит из грузинского монастыря Гелати, была вмонтирована в Хахульский триптих. Четырёхконечный крест имеет форму квадрифолия с дисковидными расширениями на концах и средокрестии. На них изображены свв. Константин и Елена по сторонам обретённого крестного древа (в центре), пророки Исайя, Илия, Елисей, Даниил (на концах). Прямые аналогии этому памятнику неизвестны.
Есть кресты: нательные, наперсные, напрестольные, процессионные и киотные.
Нательный крест носит в обязательном порядке каждый христианин как символ верности избранному пути, силы и свидетельства Спасительной Жертвы Христовой. Материал для их изготовления разнообразный: дерево, медь, олово, бронза, камень в металлической оправе с накладным изображением распятия (малахит, янтарь были популярны в 16-17 вв.), серебро и золото. Классическая форма: четырехконечный крест с помещенным внутрь восьмиконечным Крестом с Распятием Христовым. На обратной стороне, украшенной растительным орнаментом надпись: «Иисус Христос» или же «Кресту Твоему поклоняемся Владыко…», «Крест хранитель всея Вселенныя». Исходящее от средокрестия сияние в образе лучей – образ Славы Господней и стилизированный символ ветвей Древа Жизни.
Наперсные кресты имеют право носить на груди священнослужители, облеченные во Христа благодатию Духа Святого, который в День Пятидесятницы снизошел на Апостолов. Таким образом, этот тип креста есть символом созидательной Апостольской Церкви, которая получила свое начало от Крестной Жертвы Иисуса Христа и Его Воскресения. В Византии, а в последствии и в Древней Руси, были популярны наперсные двустворчатые кресты-мощевики, в которых помещались частицы Креста Господня и частицы мощей Святых угодников Божьих. В Древней Руси правом ношения наперсных крестов-мощевиков пользовались так же князья и представители родового боярского сословия. Кресты передавались по наследству от отца к сыну и считались семейной реликвией. Ярким образцом тому может служить фамильный крест-мощевик династии Романовых, который, наконец, вернулся на Родину и находится как святыня во Введенском женском монастыре г. Санкт-Петербург. Аналогичную функцию крестов-мощевиков выполняют нательные иконки (энколпионы), в которых так же могут храниться реликвии.
Рисунок 35. Энколпион со свв. Георгием и Димитрием. Лондон, Британский музей. Золото, перегородчатая эмаль. Диаметр 3,8 см. Около 1200 г. Фессалоника (?). Лондон, Британский музей. Редкий пример драгоценного энколпиона (нательной иконы), возможно, некогда хранившего реликвии св. Димитрия Солунского. С лица, на внешней поверхности 4-угольной крышечки энколпиона показан лежащий в гробнице св. Димитрий, в ранневизантийских патрицианских одеждах, и над ним горящая лампада. Тот же образ повторен под крышечкой, на внутренней поверхности энколпиона, но уже чеканным способом. Обратную сторону энколпиона занимает погрудное изображение св. Георгий, в воинских доспехах и мечом в руке. Сохранившаяся по внешнему краю оправы грузинская надпись относится к 17 в., когда энколпион использовался как реликварий Истинного Древа царицей Грузии св. Кетеван.
Наиболее распространенной формой крестов-энколпионов был четырехчастный Крест с Распятием в центре и круглыми медальонами на концах, в которых традиционно помещали изображения Архангелов, Св. Апостолов и Угодников Божьих. В каждом регионе Киевской Руси сформируется местная иконографическая традиция и иконографический сюжет. На Киевских крестах обычно встречаются изображения Богородицы — Оранты и пророка Илии, а на крестах Новгородских изображение Богородицы – Знамение. Кресты 14-16 вв. изобилуют образами Архистратига Михаила, воинов-мучеников Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца, св. Николая Чудотворца, пр. Сергия Радонежского.
Напрестольные Кресты в киеворусской традиции имели восьмиконечную форму и выполнялись из различных материалов, как-то: резные из дерева (иногда обложенные серебряной и золоченой басмой), из кости, перламутра. Под влиянием Ренессансных и Барочных традиций в период 16-17 вв. кресты украшают жемчугом и драгоценными камнями, образующими нимб (асист) вокруг головы Богородицы или Иисуса Христа, а так же на перекрестье и концах Креста.
Выносящиеся в период богослужения запрестольные или же процессионные кресты изготовлялись из метала, и предназначались для выноса на литийные богослужения, которые совершались вне стен храмов с участием духовенства и мирян. Процессионные кресты так же могли использоваться в обряде Малого Входа и на утренних богослужениях в городских соборных храмах. В некоторых монастырях существует традиция устанавливать процессионные кресты на поминальных богослужениях.
Рисунок 36. Крест. Бронза, чернь.75 х 44 см.10 в.Константинополь (?) Афины, музей Каннелопулос. Обе стороны тонкого бронзового креста украшены орнаментальными гравировками. На средокрестии укреплён синий эмалевый медальон с изображением равноконечного креста. В нижней части горизонтальных ветвей отверстия для несохранившхся подвесок. На верхней ветви вертикальная надпись «святой Пётр Илии(?)», возможно, указывающая на храм, в собственности которого находился крест.
Добавить комментарий