Повод для радости
Содержание
Фил.4:4–7. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
О непамятозлобии.
1. «Блаженны плачущие», и: «Горе вам, смеющиеся» (Мф. 5:4; Лк. 6:25), говорит Христос. Почему же Павел говорит: «Радуйтесь всегда в Господе»? (Апостол) не противоречит Христу, – нисколько. Христос сказал: «Горе вам, смеющиеся», разумея смех этого мира в отношении к делам настоящим; а блаженными назвал не тех плачущих, которые оплакивают только потерю собственности, но тех, которые скорбят и плачут о своих неправдах, размышляя о грехах своих, или о чужих. Этому плачу не противна та радость; даже более – от этого плача она и происходит, потому что оплакивающий и исповедующий свои неправды радуется. Иначе (сказать), можно плакать о грехах своих, а радоваться о Христе. И вот, так как (филиппийцы) томились под бременем страданий, – «потому что вам дано, – сказано, – не только веровать в Него, но и страдать за Него», – то он и говорит: «Радуйтесь всегда в Господе». Слова эти значат не иное что, как – ведите такую жизнь, чтобы радоваться. Поэтому, когда дела для Бога совершаются у вас беспрепятственно, – радуйтесь. Итак, или это говорит (апостол), или предлог о (έν) употреблен (вместо с (συν); как бы так сказал: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь». Так говорит свойственно крепко уверенному, и показывающему, что пребывающий в Боге всегда радуется. Скорбит ли такой, терпит ли что, – всегда он радуется. Послушай, что повествует Лука об апостолах: «Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5:41). Если бичи и узы, которые по-видимому всего тягостнее, производят радость, то что другое может причинить нам печаль? «И еще говорю: радуйтесь». Кстати он повторил слово. Так как обстоятельства были таковы, что рождали печаль, то через повторение слова показывает, что точно должно радоваться. «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Выше он сказал: «Их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном». А так как представлялось вероятным, что (филиппийцы) отнесутся недружелюбно к злым (людям), то (апостол) и увещевает, чтобы они, не имея ничего общего с таковыми, в то же время с великой кротостью обходились бы не только с братьями, но даже с врагами и неприятелями. «Господь близко. Не заботьтесь ни о чем». Отчего, скажите мне, вы унываете? Оттого, что восстают против вас? Оттого, что вы видите их веселую жизнь? «Не заботьтесь ни о чем». Уже настал суд; скоро они дадут ответ в делах своих. Но вы в скорби, а они в веселии? Это скоро кончится. Но они коварствуют и угрожают? И это не надолго будет им попущено; уже близок суд, когда все будет напротив. «Не заботьтесь ни о чем»: уже настало (время) возмездия. Будете ли обходиться кротко с теми, которые готовят вам бедствия, постигает ли вас нищета, смерть, или другое какое-либо зло, – все прекратится. «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом».
Итак, первое утешение – в том, что «Господь близко», и в обетовании: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Вот и другое утешение, которое и в скорби, и в несчастии, и во всех горестных случаях служит облегчительным лекарством. Какое же это? Молитва, и благодарение за все. Потому Он желает, чтобы в молитвах мы не только просили, но и благодарили за то, что имеем. Да и как станет просить о будущем тот, кто не умеет благодарить за прошедшее? Но «всегда», – говорит, т. е. во всякой вещи, «в молитве и прошении». Итак, должно благодарить за все, даже и за то, что кажется прискорбным: это – свойство истинно благодарного. Первого (благодарения за все) требует самое существо вещей; а последнее (благодарение за прискорбное) происходит от души благодарной и сильно преданной Богу. Таковые молитвы приятны Богу, а другим Он не внемлет. Потому молитесь о том, что угодно Ему. Он все устраивает к нашей пользе, хотя мы и не понимаем. Даже то самое, что мы не понимаем, весьма полезно. «И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». Что это значит? «Мир Божий» т. е. мир, который устроил Бог с людьми, превосходит всякий ум. Кто в самом деле мог ожидать, кто мог надеяться на такие блага? Они выше не только всякого слова, но и всякого ума человеческого: за врагов своих, за тех, которые ненавидят Его, отвращаются от Него, – за них Он не пощадил предать Единородного Сына, чтобы примириться с нами. Этот-то мир, т. е. примирение и любовь Божья, «соблюдет сердца ваши и помышления ваши».
2. Дело учителя не только увещевать, но и молиться и молитвой помогать (ученикам), чтобы они не пали под тяжестью искушений, и не были обмануты; как бы так сказал он: кто избавил вас таким непостижимым для ума образом, Тот да сохранит и утвердит вас, чтобы вы ничего не потерпели. Итак, или это объясняет (апостол), или разумеет тот мир, о котором сказал Христос: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14:27), – он да сохранит вас. Этот именно мир превосходит всякий ум человеческий. Если же ты спросишь: каким образом? – то слушай. Когда Господь заповедует иметь мир с врагами, которые обижают, вооружаются против нас и ненавидят нас, – не выше ли это ума человеческого? Но обратим особенное внимание на первые слова: «Мир, который превыше всякого ума». Если мир (превосходит всякий ум), то тем более сам Бог, податель мира, превосходит всякий ум, не только наш, но даже ум ангелов и горних сил. А что значит – «Во Христе Иисусе»? В Нем да сохранит, говорит, чтобы вы были непоколебимы и не отпали от веры в Него. «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо» (Флп.4:8). Что значит: «Наконец»? То есть, все уже нам сказано. Это выражение свойственно тому, кто поспешает и нисколько не останавливает внимания на настоящем. «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне» (Флп.4:9). Что значит – «что любезно»? Любезное верующим, любезное Богу. «Что только истинно». Совершенно истинное то же, что добродетель, а ложь то же, что порок, так как и удовольствие порока ложь, и слава его ложь, и все, что в мире, ложь. «Что чисто» – сказано в противоположность выражению: «они мыслят о земном». «Что честно» – в противоположность: «Их бог – чрево». «Что справедливо, что достославно» – вот о чем, говорит, («помышляйте»). «Что только добродетель и похвала». Здесь он внушает им попечение и в отношении к людям «О том», – говорит, – «помышляйте». Видишь ли, что он хочет изгнать из душ наших всякое злое помышление? Ведь от (злых) помыслов происходят злые дела. «Чему вы научились, что приняли».
Вот прекрасное учение – при всех увещаниях (апостол) представляет в образец самого себя, как и в другом месте говорит: «Которые поступают по образу» (Фил.3:17); и здесь опять: «Чему вы научились, что приняли», т. е. наставлены, «и слышали и видели во мне» – и из слов, и из действий, и из образа жизни. Видишь ли, что заповедь эта касается всего? Так как невозможно было подробно говорит о всем, и о входах, и об исходах, и о словах, и о наружном виде, и о дружестве, – а христианину о всем этом следует заботиться, – то он кратко и вообще сказал: «и слышали и видели во мне», т. е. в присутствии моем; как бы так сказал: я руководствовал вас и делами и словами. «То исполняйте, – не только говорите, но и делайте, – и Бог мира будет с вами», т. е., если вы так это соблюдете и будете иметь мир между собою, то пребудете в спокойствии и великой безопасности, не испытаете ничего неприятного, и ничего противного вашим желаниям. Если мы имеем мир с Богом, – а имеем его через посредство добродетели, – то тем более. Он пребудет с нами. Тот, Кто столько возлюбил нас, что пришел и к нежелавшим (пришествия Его), – не гораздо ли более покажет Свою любовь, если увидит обращающихся к Нему? Нет ничего настолько враждебного нашей природе, как порок. А каким образом порок враждебен, а добродетель дружественна, – это видно из всего. Если угодно, рассмотрим это сперва относительно одного порока – блуда. Блуд делает людей бесчестными, нищими, смешными и презренными у всех, – делает то, что свойственно делать врагам; а часто он ввергал в болезни и опасности; многие же и погибли от блудниц, и получили раны. Если же блуд производит это, то тем более прелюбодеяние. Ужели таковы следствия и милостыни? Никак; напротив она, как чадолюбивая мать, делает свое детище весьма скромным, благонравном, истинно славным, побуждает заниматься необходимым, не оставляет нас, не отвлекает от нужных дел, и делает душу разумнейшею. Ничего нет безрассуднее блудников. Впрочем не угодно ли тебе видеть любостяжание? И оно производит то же, что сделал бы для нас враг. Каким образом? И оно делает нас ненавистными для всех; оно производит то, что все нас проклинают – и обиженные и не обиженные, – последние о первых соболезнуют, а за самих себя боятся; все смотрят на них (любостяжателей), как на всеобщих врагов, как на диких зверей, как на демонов; везде бесчисленные упреки, коварства, зависть, – все, что свойственно врагам. Правда же напротив всех делает нам друзьями, всех приятелями и доброжелателями: все молятся за нас; вследствие того положение наше становится совершенно безопасным, вовсе не бывает беды, подозрения, мы засыпаем безбоязненно, спокойно, ни о чем не тревожимся, ничем не терзаемся.
3. Видишь ли, что она гораздо лучше? Что ж, скажи мне, лучше – завидовать, или сорадоваться другому? Исследуем все это, и найдем, что добродетель, как истинно чадолюбивая мать, делает безопасными; а порок, ввергая в опасности, есть вещь ненадежная и опасная. Послушай, что говорит пророк: «Господь – сила боящихся Его и завет Его (это) явит им» (Пс. 24:14). Тот никого не боится, кто не сознает в себе никакого зла: а порочно живущий ни на кого не надеется, но трепещет даже пред рабами и смотрит на них подозрительно. Что я говорю пред рабами? Он не может сносить суда совести. Не только внешние, но и внутренние помыслы тревожат его, и не позволяют ему быть спокойным. Итак что же, скажешь? Для похвал должно жить? (Павел) не сказал: взирай на похвалу, но – делай и похвальное, впрочем не для похвалы. «Что только истинно»: а похвалы – ложь. «Что честно, что чисто»: честным означается внешнее, пречистым душевное достоинство. Не полагайте, говорит, претыкания и не давайте повода (2Кор. 6:3). Так как он сказал: «Что достославно», то чтобы ты не подумал, что говорит просто об отношении к людям, присовокупил: «Что только добродетель и похвала, о том помышляйте, то исполняйте». Желает, чтобы непрестанно в этом пребывали, об этом старались, об этом помышляли. Если мы будем иметь мир между собою, то и Бог будет с нами: а если поднимем войну, то Бог мира не будет с нами. Ничто так не враждебно для души, как порок; и наоборот, ничто столько не делает ее безопасной, как мир и добродетель. Потому должно начать с того, что до нас касается, и тогда привлечем Бога к себе. Бог не есть Бог вражды и войны. Потому оставь вражду и войну и с Богом и с ближним, живи мирно со всеми. Подумай, кого спасает Бог: «Блаженны, – говорит Он, – миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» (Мф. 5:9). Таковые непрестанно подражают Сыну Божью, и ты подражай Ему: живи мирно. Чем более враждует против тебя брат, тем большая ожидает тебя награда. Послушай, что говорит пророк: «Долго жила душа моя с ненавидящими мир» (Пс. 119:6). Вот это добродетель, это выше ума человеческого, это приближает к Богу.
Нет ничего так приятного Богу, как непамятозлобие. Оно освобождает тебя от грехов, изглаживает твои вины; а когда бранимся и деремся, то удаляемся от Бога. От препирательства происходит вражда, а от вражды памятозлобие. Подсеки корень, и не будет плода; таким образом научимся презирать житейское. Не бывает, истинно не бывает борьбы из-за предметов духовных; но все, что – ты видишь – ни случается, борьба ли, зависть ли, и что бы кто ни назвал, случается из-за предметов житейских: всякая борьба имеет свое начало или в любостяжании, или в зависти, или в тщеславии. Потому, если мы будем жить мирно, то научимся и презирать земное. Похитил ли кто-нибудь твое имение? Он нисколько не обидел тебя, лишь бы не похитил богатства горнего. Воспрепятствовал ли твоей славе? Лишь бы не славе у Бога, а славе ничтожной, которая собственно и не слава, а только имя славы, или лучше – бесславие. Похитил ли честь у тебя? Не у тебя (похитил), а у себя. Как обидчик обижает не другого, а себя, так и коварствующий против ближнего прежде всего губит себя, потому что кто копает яму для ближнего, тот сам падает в нее. Итак, не будем коварствовать против других, чтобы не причинить вреда себе. Когда станем ниспровергать славу других, припомним, что вредим себе, что коварствуем более против себя. И действительно, хотя преодолевши (врага) повредим ему пред людьми, за то самих себя обидим пред Богом, раздражив Его. Итак, не будем вредить себе. И как, обижая ближних, мы обижаем себя, так, благодетельствуя им, благотворим себе. Потому, когда враг причинил тебе вред, в таком случае, размысливши, что он оказал тебе благодеяние, ты, если благоразумен, не только не плати ему равным злом, но еще благотвори. Но ты скажешь: удар весьма ощутителен. Подумай же о том, что ты не только не делаешь добра врагу твоему, но еще наказываешь его, а себе благодетельствуешь, – и ты тотчас начнешь благодетельствовать. Что ж? Ужели, скажешь, с таким намерением должно делать (добро)? Не с таким намерением должно делать; но когда сердце твое не может перенести (обиды), то хотя таким образом преклони его, и ты скоро решишься оставить вражду; после же того будешь благотворить врагу, как другу, – и таким образом Получишь будущие блага, которых все мы и да сподобимся достигнуть во Христе Иисусе (Господе нашем, Которому со Отцом и Святым. Духом слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь).
Поводы для радости
«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4, 4) — одна из многочисленных заповедей апостола Павла. Заповедь важная, нужная — нам ведь и хочется радоваться; горевать — что за удовольствие. Вот только как исполнить ее…
Вербное воскресение. Фото: Юрий Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru
Можно, конечно, пойти по самому простому пути — что бы ни происходило, говорить себе: «У меня все хорошо, нет, даже замечательно. И я радуюсь!». И при этом не забывать улыбаться — точь-в-точь, как иностранцы, любящие демонстрировать чудеса современной стоматологии. Но это, во-первых, утомительно и рано или поздно наскучит. А во-вторых, не имеет ничего общего с той радостью, о которой говорит апостол.
Радость — это прежде всего состояние сердца, а уж выражается оно как-то или тщательно скрывается — вопрос частный. И что-то должно это состояние вызывать, обуславливать. Радуется ведь человек всегда — чему-то или о чем-то. Собственно говоря, оттого-то и носит радость чаще всего характер сиюминутный, фрагментарный: есть что-то радующее, и радуемся, нет — нет и радости. А апостол Павел говорит об источнике радости постоянной — о Боге. Живи в Нем, помни о Нем все время, ощущай непрестанно Его присутствие в своей жизни, и ты узнаешь, что такое радость, которая всегда с тобой.
Но, к сожалению, не так уж это и легко… Сердце наше слишком дебело, плотяно, и нам трудно бывает на каждое мгновение своей жизни зреть Господа мысленными очами. Однако есть у нас другие очи — те самые, которые даны нам, чтобы видеть окружающую нас жизнь. И, в частности, то в ней, что призвано напоминать о Боге. Таких вещей — свидетельств о любви, заботе, премудрости Божией — несчетное множество. И я бы хотел в нескольких словах сказать здесь лишь об одном виде свидетельствования — через людей, которых нам Господь посылает в утешение. То есть сказать о хороших людях.
Когда-то митрополит Вениамин (Федченков) написал о таких людях целую книгу, да так ее и назвал: «Хорошие люди». И это не потому, что хотел подчеркнуть, что остальные — плохие. Просто запечатлеть, видимо, желал в памяти своей и читательской образы тех, кто был ему самому когда-то в радость.
И ведь так это знакомо… Порой все, ну все просто плохо! Ни света, ни утешения, мрак сплошной. Кажется, что жизнь — непрекращающееся мучение, тягость, скорбь, мир так холоден, так равнодушен, а подчас и прямо враждебен! И тут встречаешь человека, который не намеренно, не нарочито, а естественными для него действиями, поступками непреложно доказывает: не так все беспросветно, не настолько все безнадежно, есть и в этом бессердечном и злом мире место любви и участию. Достаточно бывает просто оказаться очевидцем происходящего — не обязательно с тобой, часто с кем-то другим, — чтобы душа утешилась, возрадовалась и вспомнила о Том, Кто есть Начало и Источник этой любви и заботы.
***
Зима. Та самая, последняя, когда так много людей не пережило «аномальных морозов» во вполне, казалось бы, благополучных российских городах. Или лишилось пальцев на руках и ногах. Или на всю жизнь застудило почки…
И вот еду я в эти аномально холодные дни по Саратову и вижу на перекрестке, недалеко от Сенного, лежит на земле человек. Первое, «инстинктивное» движение — выйти из машины и попытаться поднять его. Но замечаю, что с ним уже возится средних лет мужчина, и проезжаю мимо. Сердце все же не на месте. Делаю круг, возвращаюсь и вижу, что мужчины уже нет, а на его месте два молодых человека, лет двадцати от силы. Выхожу, иду к ним. Уже издалека слышу их растерянный диалог: «А куда его?» — «Может, на скамейку куда-нибудь положим?»
Однако подходящей скамейки рядом нет. Подхожу, каким-то чудом вытрясаю из замерзающего (а это изрядно выпивший, но совершенно приличный человек лет тридцати) его домашний адрес. Только вот что мне с ним дальше делать… Но тут другое уже чудо: ребята эти выражают готовность бросить все свои дела и ехать вместе со мной, транспортировать его до дому. С риском, что его на них по дороге стошнит.
А дома — мама этого человека. И, по О’Генри, если не «вопиющая нищета», то «красноречиво молчащая бедность». И после того как мы заносим бедолагу в комнату и укладываем его на постель, выясняется, что маме его надо идти к соседке и занимать у нее деньги, потому как в наличии их нет. Лезу в карман и понимаю, что денег у меня с собой нет. И тут один из моих спутников достает кошелек, вытаскивает оттуда две тысячи (все, что там было, кажется) и отдает их ей. При этом очевидно, что не мое предложение вернуть ему деньги обуславливает такую готовность.
…Не знаю, то ли я стал таким сентиментальным, то ли в чем-то еще дело, но у меня чувство такое было, словно Господь двух Ангелов в помощь послал в тот морозный день.
***
Также зима. Не так холодно, но зато все покрыто льдом. В том числе и тротуар, на котором, за отсутствием другого места, я хочу припарковаться. Ненадолго и так, что я никому не помешаю. Паркуюсь, перевалившись через неведомо как образовавшийся ледяной бортик… Я и вправду возвращаюсь очень скоро. Но вот беда: с места сдвинуться я уже не могу. Колеса скользят по льду, этот самый бортик преодолеть задним ходом не удается никак. День такой, что народу на этой улочке практически нет. 23 февраля, кажется. Первый, кто появляется в поле зрения, солидного вида мужчина с питбулем на поводе. Видит мои мытарства, привязывает своего спутника к ограде и бросается выталкивать машину. Но задача не из легких, одному человеку она не под силу.
Впрочем, один он остается недолго. Проходящий мимо представитель Северо-Кавказского региона включается в процесс с такой естественностью; можно подумать, что помощь незадачливым автомобилистам — его профессия. Или, в крайнем случае, хобби. Однако и вдвоем они бьются понапрасну: машина скользит, я волнуюсь, как бы кто из них не оступился и не упал под нее. Питбуль, натянув поводок с риском выдернуть из земли ограду, с огромным интересом наблюдает за происходящим. У меня даже начинают мелькать мысли о том, что, может, и его к процессу хорошо было бы привлечь… Но мысли явно нереалистичные. И лишние. Потому что к моим спасителям присоединяется какой-то крепкий дедушка в телогрейке; он с энтузиазмом выкрикивает при этом нечто нецитируемое. Этим троим совсем чуть-чуть недостает, чтобы усилия увенчались успехом. Для этого «чуть-чуть» они втроем ловят тщедушного юношу, мечтательно шествующего мимо, впрягают его в работу, и машина, наконец, выкатывается на проезжую часть. Благодарю их, буквально каждого обнять хочется, вплоть до питбуля — за его неравнодушное отношение. И вижу, как расходятся они в разные стороны, чтобы никогда, скорее всего, не встретиться. Расходятся, сошедшиеся, чтобы сделать маленькое, но доброе дело. Добрые, значит, люди.
***
С двумя моими собратьями-священниками мы заходим в магазин. Время уже позднее, но наш «рабочий день» закончился совсем недавно. Мы голодные, а о том, чем голод утолить, заранее не позаботились. Так что остается только этот круглосуточный магазин… Братия уже у кассы, а я задерживаюсь что-то посмотреть и слышу голос:
— Во, попы отрываются!
Вижу перед собой хорошо одетого и коротко стриженного человека с молодой девушкой, весело глядящего на меня. А мне почему-то совсем не весело. Мы недавно приехали из Москвы, прожив немалую часть жизни в монастыре, совершенно отвыкли от хождения по магазинам, в бытовом отношении неустроенны, знакомимся со всеми особенностями приходской жизни и шире — жизни в Саратове. А тут еще такой вот глас народа. Понуро иду к кассе. Но что-то срабатывает, возвращаюсь и подхожу к тому самому мужчине:
— Вот вы сейчас такую фразу сказали…
— Да нет, что вы… Я ничего плохого не имел в виду…
— Нет, вы послушайте! Мы обычные живые люди, поздно закончили свой трудовой день, мы голодны, зашли сюда что-то купить. Почему мы должны выслушивать здесь подобные реплики?
— Вы меня простите, пожалуйста… Я обидеть не хотел. Я верующий, я, если хотите знать, депутат гордумы!
Легче от этого не становится. Да и за свою вспышку еще как стыдно…
Проходит с год. В том же составе, в том же магазине, при тех же обстоятельствах, в такое же время. Расплачиваемся в кассе, и тут выясняется, что у нас не хватает денег. Минутное замешательство. Надо идти что-то выгружать из корзины…
В очереди легкое волнение.
— Да что я, священникам не помогу, что ли,— сердится вдруг точно на самого себя человек, стоящий прямо за нами.
Он с Кавказа, и звучит это характерно, эмоционально. Но у него находятся конкуренты.
— Спокойно! Я за них заплачу!
Кто-то решительно проталкивается к нам. Тот самый депутат гордумы. Мы не отказывается от помощи. Сумма небольшая, да и обижать его не хочется.
— Вы меня помните?
— Да, конечно. Вы ведь депутат.
— Уже нет.
Он как-то грустно кивает, мы прощаемся, и почему-то жалко его. То ли потому что не депутат он уже, то ли потому что на этот раз один, без спутницы, то ли почему-то еще.
***
Я не потому, конечно, вспомнил эти ситуации, что они самые яркие, поразительные. Нет, наоборот — потому что они простые, повседневные. Но каждая из них, как и множество других, похожих, немного согрела душу, добавила радости, уронила в сердце капельку любви к этим людям и заставила вспомнить о Том, Кто любит их всегда. И их, и меня.
Хороших людей, как и поводов для радости, всегда больше, чем кажется. Просто надо иметь глаза широко открытыми, чтобы их видеть. И еще — уметь замечать даже самое маленькое добро, это ведь, получается, в наших интересах. И самому добро делать. Тогда лучше чужое замечаешь. И ценишь его больше. И больше — радуешься.
Радость – она такая… мимолетная, открытая и теплая. Желто-зеленого цвета, весеннего сладкого запаха и по вкусу чем-то напоминает мед, шелестит как легкий ветерок и звенит голосами птиц на рассвете. Обнимает и щекочет… И крупица за крупицей складывается в продолжительное воспоминание и ощущение – в то, что обычно люди называют счастьем.
Она дарит надежду, раскрашивает дни в яркие краски, проходит шлейфом через все наше прошлое и осыпает волшебной сияющей пудрой представляемое будущее. Она окрыляет и наполняет смелостью, толкает вперед к самым вершинам и заветным мечтам.
Радость несется с распростертыми объятьями к тем, кто давно с ней знаком и мило улыбается ей при встрече. И отчаянно скрывается от тех, кто ее не ждет, кто не готов или уж позабыл, как выглядит наша красавица. Встретиться с ней снова после долгой разлуки бывает порой сложней, чем познакомиться заново: нужны немалые усилия, чтобы не испугаться возможных чувств, не отвернуться и не убежать снова по своим делам, сделав вид, что не узнал.
Или действительно не узнать. Все зависит от нас. Насколько мы готовы самим себе позволить испытывать радость. Лишь нам известно, как сильно мы в ней нуждаемся. И не нужно себя обманывать, что это не так. Без радости жизнь пресная, скучная и пустая. Доказано на себе опытным путем.
В посте о жизни с чистого листа одним из этапов построения жизни мечты в моем плане значится поиск занятий, которые греют душу. На данном этапе просто необходимо составить список всего, что радует. И начну, пожалуй, делать это здесь. Наполнение жизни небольшими, но приятными моментами из этого списка делает дни теплее, радостнее и светлее, помогает пробудить чувства и ощущение жизни, учит проникаться моментом и смаковать реальность.
МОЙ СПИСОК РАДОСТИ
Люблю…
- дышать весной;
- проникать сознанием в любимую музыку, отстранившись от всего мира;
- мечтать перед сном;
- плодово-ягодное, фруктовое и фисташковое мороженное;
- посвящать день путешествию за пиццей;
- горячий шоколад;
- клубничку, малинку и вишенку;
- находить новые способы продвижения проектов;
- праздновать маленькие победы;
- усердно трудиться и пожинать заслуженные плоды;
- смотреть на море;
- вышивать крестиком;
- с недавних пор разрисовывать раскраски-антистресс;
- читать вдохновляющие книги: бизнес, психологию или художественную литературу;
- сериалы с напряженным сюжетом, где надо усердно шевелить мозгами;
- Guitar Hero с любимыми песнями;
- проводить время со своими котейками;
- дождь за усиление домашнего уюта;
- снег за ощущение волшебства;
- горы за ощущение свободы и понимание того, что жизнь совсем не такая, как мы о ней думаем;
- время, проведенное с родными;
- чувство душевной мягкости, спокойствия и гармонии;
- бывать в новом городе и ощущать себя в потоке бурлящей жизни;
- наблюдать за людьми, которые многого добились или только добиваются;
- вечерние огни многоэтажек из окна автобуса;
- находить людей, которые понимают, и которых понимаешь и чувствуешь;
- интересные, душевные и полезные блоги;
- ASMR-видео за мурашки и успокоительное действие;
- записывать цели и достигать их;
- улучшать себя с каждым днем;
- заниматься своими интернет-проектами;
- находить неожиданное решение проблемы;
- избавляться от ненужных вещей;
- расчищать пространство;
- смотреть из окна на пустой город в лучах возрождающегося солнца;
- зажигать свечи и ждать, когда включат свет;
- утреннюю прохладу;
- теплое одеяло даже летом;
- смотреть перед сном добрые фильмы;
- писать, когда не угнаться за потоком мыслей;
- вдыхать аромат утра;
- ранние подъемы, когда кухню полностью заполняют первые солнечные лучи;
- ходить по мокрому песку;
- легкий теплый ветерок;
- огромное и всепоглощающее чувство любви;
- тишину и мирное небо;
- звуки бурлящей городской жизни;
- утреннее пение птиц;
- комментарии к постам в блоге;
- новые идеи, к реализации которых хочется приступить немедленно;
- новый пост от любимых блогеров;
- поиграть в бессмысленные игры в соц. сетях (в такие моменты меня всегда посещают гениальные идеи);
- ездить в поезде с ночевкой;
- преображать пространство вокруг;
- сочинять свою будущую жизнь и идеальный день;
- когда все запланированное на день сделано;
- попадать в новые места в родном или любимом городе, где прежде не бывала;
- летние кафе на открытом воздухе;
- моменты озарения;
- танцевать странные танцы, пока никто не видит (или только Никита, или танцевать вместе с ним);
- когда счастлива и здорова мама;
- когда здоровы наши котейки;
- когда все задуманное получается;
- находиться в одиночестве;
- проживать суперактивный день, когда под вечер просто валишься с ног и переполнена эмоциями (но только когда такие дни бывают достаточно редко);
- кататься на велосипеде (хотя уже смутно помню, как это было, но хочу еще);
- замечать то, чего не видят другие;
- встречать тонко чувствующих людей с огромным внутренним миром;
- слушать любимые песни на большой громкости (и не в наушниках);
- вспоминать свою танцевальную молодость;
- танцевать;
- когда удается собраться куда-то минут за 15, а все, что для этого нужно, уже приготовлено заранее;
- побыть на природе, прочувствовать ее;
- смотреть на звезды;
- чай с жасмином и бергамотом;
- когда нет никаких дел, и день можно наполнить всем, чем душа пожелает;
- когда разрешаешь себе отдыхать;
- узнавать, что у нас снова открылось заведение, магазин или предприятие, которое с началом войны перестало работать;
- находить новые возможности выживать в этой сложной ситуации;
- вкус овощей и фруктов на природе;
- находить то, что давно потеряно или забыто;
- цветущие деревья;
- гулять за ручку или в обнимку с любимым;
- вспоминать папу;
- вдохновлять других;
- принимать горячий душ, когда холодно;
- хорошо получаться на фотографиях;
- когда другим нравится, как я их сфотографировала;
- обниматься;
- впускать в свою жизнь приятные перемены;
- интересные сны;
- горячие бутерброды;
- новые яркие эмоции;
- когда у любимой рок-группы выходит новая песня или клип;
- когда я могу без стеснения болтать в новой компании (а такое бывало вообще?);
- когда меня дружелюбно принимает новая компания (начнем с этого);
- сообщения в ВК от давних друзей, которые сейчас далеко;
- проводить время с мамой;
- чувствовать себя уверенной;
- просто жить и чувствовать себя живой.
Какие бы ваши «люблю» вы могли внести в список радости? Может, у нас с вами совпало что-то? Поделитесь в комментариях или можете даже написать пост на апрельскую тему проекта «Moments of Inspiration». Там же черпайте вдохновение и от других участниц.
Старайтесь как можно чаще обновлять свой собственный список радости. И пытайтесь по возможности каждый день привносить в вашу жизнь хотя бы один пункт. Вы не представляете, какими чудесами наполнятся ваши дни. Не забывайте об этом и радуйтесь жизни!
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:
- ИЗ ДЕТСТВА. ЧЕРЕЗ БОЛЬ К РАДОСТИ ВОСПОМИНАНИЙ
- 100 ИДЕЙ ДЛЯ ЛЕТА
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Поводы для уныния и разочарования находятся сами собой, а чтобы обрадоваться, приходится приложить усилия. Немногие из нас могут похвастаться легким нравом и позитивными взглядами. Но вместо того, чтобы расстраиваться еще и на эту тему, мы предлагаем найти причины для веселья. Ежедневно жизнь дает их нам более чем достаточно. Вместе с экспертом-психологом канала «Домашний» Ларисой Ренар мы нашли целых 16.
Еще по теме: 7 средств от султана Сулеймана, как преодолеть трудности
1. Хорошая погода. Наш климат изначально некомфортен, но идеальной погоды не бывает, и те, кто ноет в дождь, будут жаловаться и на жару. Дело в отношении. Мы не живем в пещерах и не одеваемся в шкуры, чтобы не уметь справиться с минусами. Прекрасны морозный воздух, мощь грозы, звездное небо и снежные сугробы. Дети радуются лужам, а взрослые вспоминают о том, что у природы нет плохой погоды.
2. Удовольствие от еды. Культ похудения, стремление к модельным формам и увлечение фастфудом приводят к тому, что вкуса пищи мы не успеваем прочувствовать. Даже если вы позволяете себе пирожное в день, посвятите этому всю себя и получите настоящую радость.
3. Запахи. Одни напоминают детство, другие – приключения юности, третьи – радость праздников, остальные просто нравятся. Покупая мандарины, вдохните аромат, прежде чем глотнуть кофе, насладитесь запахом. Повысит настроение и запах любимого парфюма, который всегда под рукой.
4. Общение с животными. Они милые и непосредственные, пушистые и голосистые и могут внести и суматоху и умиротворение. В век соцсетевого общения стали популярны фото и видео братьев меньших. Наслаждайтесь наблюдением за ними.
5. Звуки. Это может быть любимая музыка, звуки природы или тишина. Развивайте умение находить и слышать то, что нравится: прислушайтесь к детскому смеху, голосу любимого человека, шелесту страниц.
6. Чтение и кино. Любители сериалов знают, сколько можно найти в телешедеврах. Они учат смеяться над трудностями и строить взаимоотношения. Всегда можно найти минутку-другую, чтобы взглянуть на любимых героев «Великолепного века».
7. Друзья. Каждого из них вы выбрали сами, значит было за что. В отношениях не обойтись без разочарований, но лучше принимать друг друга, как есть. Найдется тот, кто умеет поддержать, посмеяться и покритиковать.
8. Сон. Иногда для такого удовольствия приходится ждать выходных, но 20–30 минут отдыха в моменты, когда вы устали – удовольствие, которое трудно заменить.
Лариса Ренар: «У человека всегда есть выбор, как себя чувствовать. Если мы находим что-то положительное, у нас возникают положительные эмоции, а если считаем, что это может разрушить жизнь, у нас поднимаются злость, боль и обида, которые и начинают разрушать нас.
Страх будущего вызывает тревогу, а переживание о прошлом – депрессию, и эти качели мешают наслаждаться тем, что происходит – едой, музыкой, разговором, улыбкой ребенка, творчеством.
Мы тратим 60 % процентов энергии на воспоминания о прошлом, 30% на переживания о будущем и только 10% на настоящее. Спросите себя, что я вижу, слышу, чувствую, ощущаю? Когда мы сталкиваемся с позитивными людьми, и эта радость не фальшивая, в нас неосознанно поднимаются злость и раздражение.
Радость, как энергия солнца, показывает темные уголки души. При встрече с оптимистами запускается процесс очищения, и начинает выходить наружу все, что мы не видели и сами».
«Если вас раздражает чужой позитив, подумайте, с какими подавленными эмоциями и не прожитыми ситуациями это связано». Фото: thinkstockphotos.com
9. Прекрасные воспоминания. Они есть у каждого. В трудное время важно помнить, что хорошее все равно бывает, а это значит, что сложности останутся позади.
10. Возможность помочь другому. Нам кажется, что радует только поддержка в наш адрес, но ощутить позитивный контакт можно, когда мы делаем что-то для других. Это почти всегда вызывает ответ. Достаточно уступить место уставшему в общественном транспорте.
11. Спорт. Не для того, чтобы сбросить килограммы, хотя в результате порадует и это. Жизнь – это движение, для того, чтобы ее прочувствовать, важно ощущать, что вы – живой человек, у вас есть мышцы и они могут работать.
12. Работа. И в век трудоголиков получать удовольствие от дела вполне реально. Боритесь с рутиной, ищите то, за что любите свою работу.
13. Любовь. Даже если вы влюблены без взаимности, способность чувствовать это – уже большая удача! Если нет, порадуйтесь чужому счастью. Оно возможно, значит и вам повезет.
14. Радость познания. В разном возрасте желание узнавать новое то растет, то уменьшается. Но определить, что вам интересно, можно всегда. Учить иностранный язык не всегда обязательно для дела, но если это радует, то обязательно пригодится.
15. Умение расслабиться. Позволить себе не думать ни о каких заботах. Перестать быть ответственным и важным, просто ощутив себя частью жизни здесь и сейчас.
16. Поделиться радостью с другим. Чуть ли не важнее, чем ощутить ее самому. Положительные впечатления обладают свойством увеличиваться от того, что вы дарите их часть тому, кого любите.
Что делать, если недовольство жизнью приобретает огромные размеры. Смотрим видео!
ПРИЗНАКИ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
(Фил.4:4,5)
Павел указывает филиппийцам на две важные особенности христианской жизни.
1Во-первых, это — радость. «Радуйтесь… и еще говорю: радуйтесь».
Наверное, когда он сказал: «Радуйтесь!» в уме его промелькнула картина всего того, что должно прийти. Он сам лежал в тюрьме и впереди его ждала верная смерть; филиппийцы становились на путь христианства, и, вне всякого сомнения, впереди их ждали мрачные времена, опасности и гонения.
И вот Павел говорит: «Я знаю, что говорю. Я продумал все, что может случиться, и все же я говорю это — радуйтесь!»
Христианская радость не связана ни с чем мирским, потому что источником ее является непрестанное присутствие Иисуса Христа.
Двое любящих всегда счастливы, когда они находятся вместе, где бы это ни было. Христианина нельзя лишить чувства радости, потому что его нельзя лишить Христа.
2″Кротость ваша да будет известна всем человекам», — говорит Павел далее.
Кротость, в греческом — это эпиейкея — одно из самых трудно переводимых греческих слов.
Трудность можно видеть из того, как по-разному его переводили. В разных английских переводах перевели его как мягкость, благовоспитанный, скромность, воздержанность, доброта, терпеливость, великодушие.
Греки сами объясняли это слово эпиейкея как «справедливость и нечто лучшее, чем справедливость». Они говорили, что эпиейкея должна вступать в действие тогда, когда строгие нормы справедливости обретают несправедливый характера.
Ведь бывают же такие случаи, когда совершенно справедливый закон приобретает несправедливый характер, или когда справедливость не одно и то же, что беспристрастность.
Человек обладает этим качеством эпиейкея, когда он знает, когда не нужно применять строгую букву закона, когда надо ослабить правосудие и прибегнуть к милосердию.
Возьмем простой пример, с которым почти ежедневно сталкивается каждый учитель. Он проверяет экзаменационные работы двух учеников. Один написал на 4, а другой — на 3. Но, если посмотреть дальше, то станет ясно, что тот, который написал работу на 4 имел дома идеальные условия работы: книги, свободное время и покой, чтобы хорошо учиться. А тот, который написал на 3 происходит из малообеспеченной семьи и не имеет всех этих справочников, или был болен, или его недавно постигла печаль, или сильное нервное перенапряжение.
По справедливости ему полагается 3, но эпиейкея позволит дать ему намного большую оценку.
Иной раз церковное собрание принимает решение в строгом соответствии с церковным правом, учитывая все его нормы и практику, но иногда христианское отношение к ситуации требует, чтобы во главу угла были поставлены не эти нормы и практика.
В представлении Павла христианин — это человек, который понимает, что есть нечто превыше правосудия.
Когда пред Иисуса привели женщину, уличенную в прелюбодеянии, Он мог применить по отношению к ней букву закона, в соответствии с которым ее должны были побить до смерти камнями, но Он поступил превыше закона.
С точки зрения законности никто из нас не заслуживает ничего иного, кроме осуждения Божия, но Он стоит намного выше законности.
Павел заявляет здесь, что в личных отношениях со своими собратьями христианин отличается тем, что он понимает, когда нужно настаивать на соблюдении справедливости, а когда нужно помнить, что есть нечто, что стоит превыше справедливости.
Зачем нужно человеку быть таким? Зачем присутствуют радость и кротость в его жизни? Потому, говорит Павел, что Господь близко.
Если мы будем помнить грядущее торжество Христа, мы никогда не потеряем нашу надежду и радость. Если мы будем помнить, что жизнь коротка, мы не будем пытаться проводить в жизнь неумолимую законность, которая так часто разделяет людей друг от друга, а будем стремиться относиться к людям с любовью, точно так же, как мы надеемся, что Бог будет относиться к нам.
Радость в Господе — это радость в себе и для других через христоподобный нрав.
«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.» (Фил.4:4,5)
Павел начинает свое обращение к филиппийцам такими словами: «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь» (ст. 4). Апостол часто обращается к теме радости, но здесь его назидание звучит особенно эмоционально: «Радуйтесь всегда в Господе». В оригинале употреблено настоящее время, поэтому дословно эту фразу можно перевести «Продолжайте радоваться в Господе — всегда!» Могу себе представить такой диалог:
— Радоваться, даже когда бросают в тюрьму и мучают, как тебя?
— Да!
— Радоваться, даже когда гонят и избивают, как нас?
— Да!
Возможно, Павел предвидел подобные возражения и потому повторяет: «И ещё говорю: радуйтесь» (ст. 4). Иными словами, «Радуйтесь, что бы ни случилось!»
Как это возможно? И снова нельзя пропустить слова «в Господе». Мы не можем всегда радоваться в любых жизненных обстоятельствах, но мы можем всегда радоваться «в Господе». Мы «крестились во Христа» и теперь, будучи «во Христе», имеем столько всего, за что быть благодарными (Рим. 6:3, 4; Гал. 3:26, 27; Еф. 1:3)! Трумэн Спринг составил список благословений, которые доставляют ему радость:
- Спасение, которое Он дал мне, когда омыл мои грехи.
- Уверенность в триумфе истины.
- Общение, которое Он даёт мне (1 Ин. 1:7, 8).
- Надежда, которую Он вселяет в меня.
- Тот факт, что моё имя записано на небесах.
- Знание того, что Бог — мой Отец.
- Тот факт, что Христос — мой заступник. Он знает мои слабости и просит Отца поддерживать и укреплять меня во всех жизненных обстоятельствах.
Вы, наверное, могли бы продолжить этот список. Кто-то сказал: «Мир это не отсутствие неприятностей, а присутствие Господа»!
Радость в Господе помогает выработать христоподобный нрав.
Если мы повинуемся наставлению «радоваться», то радость «в Господе» будет не только в наших сердцах; она будет видна окружающим. Следующее назидание Павла касается нашего отношения к другим: «Кротость ваша да будет известна всем людям» (ст. 5).
Слово эпиейкес («кротость») — «одно из поистине великих греческих слов и почти не поддаётся переводу» (Готорн). Как его только не переводят: и «дух всепрощения» (Современный Перевод), и «снисходительность» (Восстановительный Перевод), и «доброе отношение» (Слово Жизни). В Иак. 3:17 это же слово в разных версиях выражает такие идеи как «скромность» (Синодальная Библия), «доброта» (Современный Перевод), «снисходительность» (Восстановительный Перевод), «заботливость» (Слово Жизни). Эпиейкес — сложное слово, образованное от существительного эйкос («разумность») с помощью приставки эпи («на»). Оно передаёт позитивные идеи великодушия, благородства, благоразумия, снисходительности. Во 2 Кор. 10:1 это слово используется для характеристики Иисуса. Мне нравится, как его смысл выразил Ричард Гаффин: «Христоподобное отношение к другим». Слово эпиейкес выражает следующие (и ещё многие) понятия:
- лёгкий нрав…
- который не настаивает на своём (см. 1 Кор. 13:4-7),
- с которым можно договориться (он не безрассуден).
Такой настрой способствовал бы примирению двух сестёр, к которым Павел обращается в Фил.4:2: «Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе». Это качество нам нужно не только в общине, но и в отношениях со всеми людьми. Павел хочет, чтобы их кротость была «известна всем людям». Необходимо, чтобы мир видел, как радость «в Господе» меняет наш характер!
Сохранять такое позитивное расположение духа нелегко. Павел уже приводил вескую причину, почему так важно быть лёгким, сговорчивым в обращении: мы «в Господе». Теперь он добавляет ещё одну: «Господь близко» (Фил.4:5). Слово «близко» (греч. энгис) может означать, что Господь всегда рядом (см. Мф. 28:20). Осознание того, что Господь видит все наши дела (Евр. 4:13), побуждает нас вести себя лучше. Понимание того, что Он всегда рядом с нами (Евр. 13:5), придаёт нам силы делать то, что от нас требуется. Однако если брать в контексте, то слово «близко», вероятно, означает тот факт, что второе пришествие Христа может состояться в любую минуту (см. Фил. 3:10, 11, 14, 20, 21). Вера в то, что Христос может прийти в любой момент, наполняет нас радостью (см. Отк. 22:20). Это также должно стать для нас мощным стимулом думать и вести себя так, как подобает (см. Лк. 12:40; 1 Ин. 3:3), — со всеми!
Попробуйте…
Попробуйте…
«Радуйтесь всегда в Господе;
и еще говорю: радуйтесь»
(Флп.4:4)
Попробуйте без всяких ложных «масок»,
Оставив все заботы «на потом»,
Добавить в жизнь побольше ярких красок
И меньше думать только о плохом…
Начните думать только о хорошем,
Попробуйте настроить так себя,
Чтоб в будущем, сегодняшнем и прошлом,
Учиться видеть лучшее всегда.
Получится не с каждым, и не сразу,
Но даже те, кто в трудностях погряз
Пусть для себя одну запомнят фразу:
«Цените каждый день, и каждый час!.»
Проходит всё и трудности, и горе,
Но если думать только о плохом,
То что же удивляться если вскоре,
Мы видим, что безрадостно живём?
Не поддавайтесь стрессу и тревоге,
Пусть вашу жизнь ничто не омрачит,
Стремитесь к счастью, а оно лишь в Боге,
Он вас поймёт, поможет, защитит!..
Хорош «хандрить», и жаловаться другу,
Что всё не так, куда не глянь вокруг,
И всё идёт по «замкнутому кругу» —
Вы сами «разорвите» этот круг!
Попробуйте взглянуть на жизнь иначе,
Учась благодарить, а не роптать.
Смеясь почаще, и пореже плача,
Стремитесь жить, а не существовать!
Попробуйте без всяких ложных «масок»,
Весь негатив из сердца отложить,
Добавьте в жизнь побольше ярких красок,
И вот тогда вы и начнёте жить!..
Шельске Владимир
12.01.2017
Добавить комментарий