Праведный гнев
Содержание
Что Библия говорит о гневе?
Вопрос: Что Библия говорит о гневе?
Ответ: Управление гневом – это важная тема. Христианские консультанты сообщают, что около 50% их посетителей имеют проблемы с управлением гневом. Гнев может искажать общение и портить отношения, он уничтожает и радость, и здоровье многих людей. К сожалению, люди пытаются оправдать свой гнев, вместо того, чтобы принять ответственность за него. Каждый человек до определенной степени борется с гневом. К счастью, Божье Слово содержит принципы относительно того, как нам правильно обращаться с гневом и как преодолеть греховный гнев.
Гнев не всегда является грехом. Существует тип гнева, одобряемый Библией, который часто называется «праведным негодованием». Бог гневается (Псалом 7:11; Марка 3:5), и верующим указано гневаться (Ефесянам 4:26). В Новом Завете относительно нашего слова «гнев» используются два разных греческих слова. Одно значит «страсть, энергию», а другое – «возбуждение, кипение». Согласно Библии, гнев является данной Богом энергией, нацеленной на то, чтобы помочь нам в решении проблем. Примеры библейского гнева включают конфронтацию Павла с Петром из-за его неправильного примера в Галатам 2:11–14; огорчение Давида, когда тот услышал от пророка Натана о несправедливости (2 Царств 12), и гнев Иисуса относительно того, что некоторые иудеи осквернили Божий храм в Иерусалиме (Иоанна 2:13–18). Обратите внимание, что ни один из этих примеров не относится к самозащите, а к защите других людей или принципов.
Гнев превращается в грех, когда он преследует эгоистичные мотивы (Иакова 1:20), когда искажаются Божественные цели (1 Коринфянам 10:31) или когда мы позволяем ему затягиваться (Ефесянам 4:26–27). Вместо использования энергии, генерируемой гневом, чтоб разрешить проблему, стоящую перед нами, мы можем нападать на человека. Ефесянам 4:15–19 говорит, что мы должны говорить правду с любовью и использовать наши слова для созидания других, но не позволять плохим или разрушительным словам выходить из наших уст. К сожалению, такая отравляющая речь обычно является характеристикой падшего человека (Римлянам 3:13–14). Гнев становится грехом, когда ему позволяют кипеть без сопротивления, что приводит к тому, что повреждения умножаются (Притчи 29:11), оставляя за собой опустошение, часто с неисправимыми последствиями. Гнев также часто становится грехом, когда разгневанный человек отказывается успокоиться, копит обиду или держит все внутри себя (Ефесянам 4:26–27). Это может привести к депрессии и раздражительности из-за незначительных вещей, не имеющих отношения к лежащим в основе проблемам.
Мы можем справиться с гневом библейскими методами, признавая и принимая наш эгоистический гнев и/или наше неправильное управление гневом как грех (Притчи 28:13; 1 Иоанна 1:9). Это признание должно быть и перед Богом, и перед теми, кто пострадал от нашего гнева. Мы не должны умалять грех, оправдывая его или перекладывая вину за него на других.
Мы можем справиться с гневом библейскими методами, помня о Боге как о высшем судье. Это особенно важно, когда люди сделали что-то, чтоб оскорбить нас. Тексты в Иакова 1:2–4; Римлянам 8:28–29 и Бытие 50:20 указывают на тот факт, что Бог – повелитель всего, и Он владеет полным контролем над каждым обстоятельством и человеком на нашем пути. Ничто не происходит с нами без Его одобрения или разрешения. И эти тексты говорят, что наш Бог – добрый Бог (Псалом 144:8–9, 17), Который допускает определенные вещи в нашей жизни для блага нас самих и других людей. Размышление над этой истиной до тех пор, пока она не перейдет от нашего разума к нашему сердцу, изменит то, как мы реагируем на тех, кто задевает нас.
Мы можем справиться с гневом библейскими методами, уступая Божественному гневу. Это особенно важно в случаях несправедливости, когда «злые» люди надругаются над «невинными». Бытие 50:19 и Римлянам 12:19 говорят нам не брать на себя роль Бога. Он праведен и справедлив, и мы можем полагаться на справедливость Его, знающего и видящего все (Бытие 18:25).
Мы можем справиться с гневом библейскими методами, не отдавая злом за зло (Бытие 50:21; Римлянам 12:21). Это – ключ к превращению нашего гнева в любовь. Хотя наши поступки исходят из наших сердец, наши сердца могут быть изменены правильными поступками (Матфея 5:43–48). Таким образом, мы можем изменить наши чувства к другому человеку, изменяя наши поступки по отношению к нему.
Мы можем справиться с гневом библейскими методами, общаясь, чтобы решить проблему. Существуют четыре базовых правила общения, описанных в Послании к Ефесянам 4:15, 25–32:
1. Будьте честны и говорите (Ефесянам 4:15, 25). Люди не могут читать наши мысли. Мы должны говорить правду с любовью.
2. Не затягивайте (Ефесянам 4:26–27). Мы не должны позволять тому, что беспокоит нас, разрастаться, пока мы не утратим контроль. Важно разобраться и поделиться тем, что нас беспокоит, до этого момента.
3. Нападайте на проблему, а не на человека (Ефесянам 4:29, 31). В связи с этим, мы должны помнить о важности не повышать наш голос (Притчи 15:1).
4. Действуйте – не реагируйте (Ефесянам 4:31–32). Из-за нашей падшей природы, наше первое побуждение может часто оказаться грешным (ст. 31). Время, потраченное на то, чтобы «сосчитать до десяти», должно быть использовано, чтобы обдумать богобоязненный путь ответа (ст. 32) и напомнить себе, как гнев может быть использован, чтобы решить проблемы, а не усугубить их.
В конечном итоге, мы должны действовать, чтобы решить нашу часть проблемы (Деяния 12:18). Мы не можем контролировать, как другие действуют или отвечают, но мы можем внести изменения, которые необходимы с нашей стороны. Преодоление темперамента не достигается моментально. Но через молитву, изучение Библии и веру в Божий Святой Дух, грешный гнев может быть преодолен. Точно так же, как мы могли позволить гневу укорениться в нашей жизни при помощи привычки, мы должны вырабатывать правильную реакцию, пока она не станет нашей привычкой.
Праведный гнев по Библии (и пример Иисуса Христа)
-
Объясните, пожалуйста, как может выглядеть праведный гнев согласно Библии?
«Можете гневаться, но не грешите». Вы должны избавиться от гнева до захода солнца. Не искушайте дьявола. (К Ефесянам 4:26,27)
Я вижу реакцию Иисуса Христа (Евангелие от Матфея 21:12) и Моисея (в книге Исходе 32:19), но как выглядит праведный гнев в христианской жизни? Как он может проявляться по отношению ко греху других людей?
Ответ:
Праведный гнев в Библии и пример Иисуса
Конечно, мы должны смотреть на Иисуса Христа, чтобы разобраться в этом вопросе. У Иисуса точно был праведный гнев, но также мы знаем, что Он не грешил. На память приходят два примера. Первый случай, когда Иисус очищал храм. Это записано в Евангелии от Иоанна 2:13-16. Иисус здесь проявляет Свой гнев из-за того, что иудеи превратили храм в коммерческое заведение, устранив его первоначальный смысл. Что я вижу здесь, так это то, что Иисус проявляет гнев не из-за того, что кто-то сделал что-то против Него, но против Бога.
Он не потерял Свой характер в этот момент, но действовал медленно и рассудительно. Он не применял силу по отношению к людям, но, используя кнут, выгнал животных из храмовой территории. Мы знаем, что Он опрокинул столы менял. Это точно сигнал проявления гнева. Из этой истории я могу учиться тому, что праведный гнев проявляется не по отношению к тому, что сделано против нас, но против Бога или кого-то еще. Если вы гневаетесь из-за того, что сделано против вас, это становится мало похоже на праведный гнев.
На память приходит еще один пример. Иисус точно разгневался, когда говорил с фарисеями в сцене, которую мы находим в Библии — Евангелии от Матфея 23:1-36. Он явно расстроен и сердит на фарисеев из-за их лицемерия. Он называет их побеленными снаружи гробницами.
«Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры! Ибо вы подобны побелённым гробницам, которые кажутся красивыми снаружи, внутри же полны костей мертвецов и скверны всякой. И сами вы тоже, хотя и кажетесь внешне благочестивыми, внутри полны лицемерия и беззакония. (Матфея 23:27,28)
И снова, хотя мы видим гнев в этой истории, мы не видим агрессии или каких-то действий, атаки со стороны Иисуса Христа. Иисус говорит со страстью, но не «выходит из Себя», не теряет контроль. Как и в первом случае в Евангелии от Иоанна 2 главе, гнев Иисуса проявляется по отношению к какому-то факту, к тому, что фарисеи сделали против кого-то, но не против Иисуса Христа. В этом случае фарисеи причиняли боль своим слушателям, подавая очень плохой пример и скорее уводя людей от Бога, чем приводя их к Богу.
Несколько раз апостол Павел гневался. Он был очень разгневан, когда иудейские «христиане» пытались заставить язычников исполнять иудейские законы. Он говорит, что те, кто проповедуют подобное, уничтожают Евангелие, и пусть будет тот проклят – Галатам 1:8. Он говорит, что те, кто нарушают спокойствие, пусть удалятся и сами будут обрезаны – Галатам 5:12! Это очень сильные слова. Я не скажу наверняка, что Павел здесь является примером праведного гнева, т.к. мы не знаем отрывков, где бы говорилось, что Павел не грешил, как это было с Иисусом. Возможно, что он грешил, когда говорил это. Но, скорее всего, это был праведный гнев. И вновь, гнев Павла появился не как реакция на то, что было сделано против него, но против других людей, в некоторых случаях против вещей, которые мешают людям попасть на небеса.
Поводя итоги, можно сказать, что праведный гнев направлен против людей, намеренно нарушающих права и привилегии Бога или других людей. Гнев против тех, кто создает расовые предрассудки, кто издевается над Богом, кто создает разделение в церкви – является целесообразным. Гнев, направленный на одного из наших братьев или сестер, причинивших нам боль, скорее всего не попадает в эту категорию. Родительский гнев, направленный по отношению к их детям, в ситуации, когда дети проявляют явное неповиновение, может быть оправдан, но это зависит от того, как он выражается. Если в гневе присутствует желание обидеть, отомстить или причинить боль – это не праведный гнев. Даже в тех ситуациях, когда праведный гнев уместен, мы очень часто (я и себя тоже сюда включаю) можем иметь неправедный гнев.
Часто гнев является оправданием греховного поведения
По моему опыту скажу, что большинство людей, спрашивающих о праведном гневе, либо пытаются найти путь, чтобы оправдать свое поведение либо доказать кому-то, что их гнев был неправедный. Надеюсь, что это не ваш случай! Если вы хотите знать, как может выглядеть праведный гнев по отношению ко греху другого брата или сестры, первая вещь, которую я упомяну – задайте себе вопрос: не был ли этот грех против вас? Если да, скорее всего ваш гнев не будет праведным. Если этот грех был направлен против Бога или кого-то еще, вам все еще надо контролировать свои эмоции и чувства, следуя примеру Христа.
Джон Окс
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Христианские видео и ролики
» Назад 1 / 49 Международные церкви Христа: взгляд в прошлое и новые цели Как укрепить веру в Бога. Христианский семинар. Введение. 3 золотых совета для чтения или изучения Библии » Назад 1 / 49- Подписаться на новости
Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.
- Христианские тесты онлайн
Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
Пройти тест- Задать вопрос
Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.
гнев
Смотреть что такое «гнев» в других словарях:
-
гнев — гнев, а … Русский орфографический словарь
-
гнев — Гнев … Словарь синонимов русского языка
-
гнев — гнев/ … Морфемно-орфографический словарь
-
Гнев — Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * … Сводная энциклопедия афоризмов
-
ГНЕВ — муж. сильное чувство негодования: страстная, порывистая досада, попросту: сердце; запальчивый порыв, вспышка; озлобление, злоба. Не карай во гневу. Переложи гнев на милость. Не во гнев сказать. Гнев Божий, бедствие, постигающее человека; но пожар … Толковый словарь Даля
-
гнев — Бешенство, досада, исступление, запальчивость, злоба, злость, негодование, недовольство, немилость, неудовольствие, нерасположение, несочувствие, озлобление, опала, остервенение, раздражение, свирепость, ярость. В гневе в сердцах, с сердцов, в… … Словарь синонимов
-
Гнев — Гнев ♦ Colère Преходящее состояние сильного возмущения. Гнев – не столько страсть, сколько эмоция; он охватывает нас внезапно, но так же быстро улетучивается. Чтобы успешнее бороться с гневом, разумно на какое то время поддаться ему. Время… … Философский словарь Спонвиля
-
ГНЕВ — ГНЕВ, а, муж. Чувство сильного возмущения, негодования. Вспышка гнева. Быть в гневе. Г. плохой советчик (афоризм). Сменить г. на милость (перестать сердиться; ирон.). • Не во гнев будь сказано пусть сказанное не рассердит, не вызовет раздражения … Толковый словарь Ожегова
-
ГНЕВ — ГНЕВ, гнева, мн. нет, муж. Чувство сильного негодования, возмущения, раздражения. Не помнить себя в гневе. «Князь Курбский от царского гнева бежал.» А.К.Толстой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
-
гнев — бескрылый (Минский); беспомощный (Городецкий); бессильный (Горький); безумный (Брюсов); благородный (Круглов); бурный (Вейнберг); глухой (Андреев); гордый (Минский); злой (Башкин); лютый (Голен. Кутузов); мятежный (Козлов); свирепый (Пушкин);… … Словарь эпитетов
Праведный гнев
Александр Ткаченко
Конечно же, праведный гнев существует. И, как любое проявление праведности, может принести немало духовной пользы человеку. Но сначала давайте разберемся, что же представляет собою гнев вообще, без дополнительных определений.
Из личного опыта каждый знает, что гнев — это недовольство чем-либо. Причем недовольство настолько сильное, что человек может потерять над ним контроль и оказаться движимым этой эмоцией помимо собственной воли. Развивается гнев очень быстро. Подобно расширяющимся газам при взрыве, он мгновенно наполняет собой человеческое сердце, требуя выхода наружу в виде каких-либо агрессивных действий или хотя бы слов.
Однако Евангелие предлагает взамен этой очевидной логики нечто парадоксальное и даже абсурдное: «…Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
И это ведь не кто-нибудь говорит, а сам Христос — воплотившийся Бог. Законный, казалось бы, гнев в отношении обидчиков Он призывает поменять на благословение, добрые дела и молитву за них.
Но тогда для чего Бог вложил в нашу природу эту способность — гневаться? И какой гнев можно считать праведным?
Здесь у святых отцов абсолютно единодушное мнение: гнев — оружие, которое человек получил от Бога при сотворении, чтобы обороняться им от дьявола — злобного духа, врага рода человеческого. А также — от греховных помыслов, которые этот враг все время пытается внушить людям.
У меня, как, наверное, и у каждого, в жизни были ситуации нравственного выбора, когда мне очень хотелось сделать что-либо недолжное, а совесть говорила — не надо, ну пожалуйста, не делай этого. И тогда, лишь с большой неохотой повинуясь какому-то еле заметному движению души, я все-таки отказывался от греха. Вот это слабенькое мое душевное движение и было тем самым праведным гневом. Не бурлящий в крови адреналин, не грозные слова и сверкающий из-под бровей взор, а это едва ощутимое стремление отодвинуть от себя грех, не делать того, что и сам считаешь плохим, неправильным, хотя оно тебя и влечет.
Не стоит удивляться такой слабости праведного гнева в моем случае. Ведь ровно то же бывает и с любой другой нашей способностью, которую мы не развиваем, над которой не работаем специально. Если не заниматься спортом, мышцы потихоньку теряют упругость и силу, становятся дряблыми и неспособными к серьезным нагрузкам. Если не развивать ум, мысль становится ленивой и медленной. Точно так же и навык гнева на собственные грехи приобретается лишь осознанным и постоянным его применением.
Однако и в самой этой слабости праведного гнева у нетренированной души есть утешительное свидетельство. Если даже в таком жалком состоянии он способен отогнать от нас грех и дьявола, какова же мощь этого оружия, которым снабдил нас Господь.
Добавить комментарий