Православие для начинающих в контакте

азы

См. также Азы.
В Википедии есть страница «азы».

Русский

В Викиданных есть лексема азы (L144060).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. азы́
Р. азо́в
Д. аза́м
В. азы́
Тв. аза́ми
Пр. аза́х

а·зы́

Корень: -аз-; окончание: -ы.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. устар. буквы ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. перен. первоначальные, простейшие сведения, начала, основы чего-либо ◆ Пришлось вспомнить азы химии, насобирать всяких баночек, колб, пробирок и других необходимых для опытов стекляшек. Игорь Вольский, «Пропасть им. Пантюхина: будет ли новый мировой рекорд?», 1994 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: аз

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • начать с азов

Перевод

первоначальные сведения, основы чего-либо

  • Английскийen: ABC; elements

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    азы́ II

    а·зы́

    • форма именительного или винительного падежа множественного числа существительного аз

    Основы композиции в рисунке для начинающих

    Что ты чувствуешь, когда видишь Пизанскую башню? Хотелось бы постоять под её падающей стороной? Экстремалы скажут: «Да!», а вот осторожные не очень-то охотно пойдут на это. Почему? Её наклон заставляет делать определённые выводы.
    Так и в рисунке композиция побуждает зрителей к размышлениям. От неё часто зависит впечатление от всей картины. Как хороший фундамент для здания, она служит надёжным основанием для будущего произведения или ненадёжным, которое может разрушить весь дальнейший труд. Начнём знакомиться с нею поближе?


    Пизанская башня на Площади чудес. Рисунок 1830 г. (слева). М. Эшер «Бельведер».

    Зачем нужна композиция

    Само слово «композиция» не русское. Оно затесалось в наш язык из древней латыни. Помнишь эпоху Возрождения с Леонардо да Винчи и Рафаэлем? Так вот, они мучились, говоря на этом языке. Когда Леонардо говорил Рафаэлю, что ему нравится его «компонере» Сикстинской капеллы, то Рафаэль понимал, что речь идет о том, как здорово он сочинил, расположил и составил основных персонажей своего монументального творения.
    Да, композиция – это умение правильно располагать детали, так чтобы они составляли единое целое. Причём должна быть такой, чтобы к ней не хотелось что-то дорисовать или стереть лишнее. Золотая середина – это лучшее «компонере». Научишься этому – ты уже одной ногой среди великих!


    Франц АлексеевичРубо. Фрагменты панорамы «Бородинская битва».

    Итак, для чего нужна композиция? Вот лишь основные причины уделять ей повышенное внимание:

    • Основа произведения. Хорошая композиция, как крепкий фундамент служит прочности и надёжности. Законы этой науки незыблемы уже многие годы, поэтому внушают доверие.
    • Внимание зрителей. Хорошее композиционное решение может притягивать зрителей, как мёд медведей. В то же время, неудачное размещение героев на полотне может оставить картину вообще без зрителей.
    • Цель произведения. Благодаря различным приёмам расположения деталей и основных объектов ты можешь достичь основной цели твоей работы. Например, что первым делом хочется сделать, когда видишь плакат Д. Моора «Ты записался добровольцем?». Бросить всё, схватить винтовку и бегом в Красную Армию записываться.

    Это только некоторые причины, почему без знаний композиции никак не обойтись. Хочешь быть хорошим художником? Учи . Не пугайся слова «законы»! Под ними подразумеваются принципы, на которых стоит гармония. Настоящая гармония – это когда бабочки в животе.


    Э. Боччони «Эластичность». Д. Моор «Ты записался добровольцем?».

    Что влияет на хорошую композицию рисунка

    Ну что? Ты готов познавать азы композиции? Тогда вперёд! Начнём с самого главного, что на неё влияет, потом всё остальное:

    • Точка зрения. Выбор места откуда будет производиться обзор. Слева, справа, сверху, снизу или по центру – решает автор куда поставить зрителя. Это как фото, где бы ты его не сделал оно всегда показывает вид, открывающийся с того места, где стояла камера. Сравни: панораму Бородинского сражения Рубо и «Последний день Помпеи» К.Брюллова. В первом случае ты, как полководец с высоты видишь всю картину боя, а во втором бежишь вместе с толпой от ужасного вулкана, грозно возвышающегося над тобой.
    • Зрительный вес деталей. Не секрет, что даже нарисованная гиря тяжелее кажется настоящего птичьего пера. Наш мозг быстро определяет вес по объёму, по предназначению и даже по форме и цвету. Всё это можно умело применять для достижения своих целей. Пример: сравни людей на картине Айвазовского «Девятый вал» с мачтой, на которой они спасаются, при этом не смотри на остальную часть картины. В этом сравнении кажется их дела не так уж плохи. Но теперь сравни мачту с волнами позади них, и ужас пробирает до самых кончиков пальцев на ногах.


    Илья Репин «Не ждали». В. Перов «Охотники на привале».

    • Ритм. Что главное для репера? Точно. Чередование, симметрия, асимметрия предметов, форм, цветов, фигур и много другого придают динамику произведению или железобетонно устанавливают его на одном месте. Посмотри на коня с картины Васнецова «Витязь на распутье». От его вида в сон клонит. А как тебе, тройка у Самокиша? Крышу сносит от её задора, так и хочется отскочить в сторону, а то зашибёт!
    • Пространство. Есть целая наука, называемая перспективой, которая отвечает за правильную передачу пространства на плоскости. Она может подсказать многие оригинальные приёмы для привлечения внимания зрителя. Посмотри на примере голландского художника Мориса Эшера, как можно заплетать мозги в косичку с помощью зрительного искажения пространства.
    • И наконец, цвет. Как не странно, но цвет имеет огромное значение в композиционных решениях. Именно по этой причине пишут эскизы больших работ, чтобы убедиться, что основные цвета и тона на своём месте. Цвет может влиять на вес, на ритм и на пространство.

    И. Айвазовский «Девятый вал». Карл Брюллов «Последний день Помпеи».

    У тебя есть ингредиенты для хорошей композиции, теперь нужен рецепт. Как в любом хорошем блюде, здесь главное не переборщить, но и недосол может плохо аукнуться.
    Первое время лучше пользоваться готовыми рецептами. В искусстве существуют определённые стили, которые объединяют несколько отточенных приёмов, организованных в определённую систему. Если ты любитель порядка обрати внимание на работы мастеров классицизма, если наоборот, то твой стиль абстракционизм. Кроме этих полюсов есть много промежуточных станций, на которых тебе возможно захочется сойти.

    Н. Самокиш «Тройка».

    Как этому научиться

    Запомни, что в любом деле нужен опыт! Но опыт дело наживное, его за деньги не купишь. Поэтому, чтобы освоить изобразительное композиторство надо учиться у тех, кто в этом деле мастер. Внимательный анализ работ метров поможет усвоить основные приёмы на практике.
    Научись делить детали картины на три основные категории:

  1. Главные. Это то к чему сразу должен притягиваться глаз. Без чего картина полностью потеряет смысл. Например, убери с картины Репина «Не ждали» мужчину в арестантской одежде. Всё, какое здесь «не ждали» без него. Или женщину на переднем плане.
  2. Второстепенные. Детали, которые можно заменить на другие, но суть картины не поменяется. На той же «Не ждали», если вместо служанки в дверях поставить слугу в светлой рубашке, то те кто видел эту картину много раз не сразу заметят подмену.
  3. Вспомогательные. Детали, которые видят только очень внимательные зрители, но без которых композиция рухнет. Закрой пальцем ножку стула, выглядывающую слева, на той же картине Репина. Сразу хочется взять ножницы и отрезать лишнюю часть полотна. Но уберите палец, и ничего лишнего. В композиции, как на весах: добавил грамм на одну сторону и она сразу перевесила, убрал грамм – перевесила другая сторона.

В. Васнецов «Витязь на распутье». В. Поленов «Золотая осень».

Научившись делить, учись их правильно размещать на полотне. Научился размещать, учись правильно распределять цвет и тон. Научишься этому, иди занимай место в Третьяковской галерее. Скоро твои картины будут там!

Основы православной веры

Начиная свой путь в православной вере, любой человек сталкивается со множеством сложных и непонятных моментов. Истинно верующий человек стремиться познать то, чем живет христианство вот уже более двух тысяч лет. Без понимания основ православной веры невозможно стать настоящим христианином. Данный раздел сайта даст ответы на самые главные вопросы о нашей вере.

  • Почему недостаточно только верить в Бога и при этом не ходить в храм?
  • Как правильно молиться и читать молитву православным?
  • Как и когда правильно освятить крестик в церкви или дома
  • Как правильно написать записку о помощи святой Матроне Московской
  • Как молиться за некрещеных живых и умерших?
  • Как правильно поститься перед причастием
  • Как правильно освятить дом или квартиру самостоятельно и с батюшкой
  • Внутреннее убранство и внешнее устройство православного храма
  • 12 апостолов Иисуса Христа: жизнеописание учеников Мессии
  • Патриархальная семья в современном православии
  • Таинство миропомазания в православии
  • Панихида по усопшим в церкви
  • Таинство причастия в православной церкви
  • Православный обряд погребения
  • Как пережить смерть близкого человека
  • Почему православным женщинам нужно надевать платок в церкви
  • Можно ли ходить в храм во время беременности
  • Чудеса в православии: истории и свидетельства
  • Священное писание в православии
  • Как и где общаться с Богом: основные правила
  • Можно ли православным женщинам ходить в церковь в брюках
  • Есть ли смысл обращаться и молиться к Богу
  • Можно ли дарить иконы в подарок ребенку, мужчине и женщине
  • Православные сайты знакомств
  • Чудеса и помощь Божией Матери: истории и свидетельства
  • Как правильно читать Библию и с чего начать
  • Кто такая Пресвятая Богородица
  • Православная церковь о сглазах, порчах и заговорах: отношение, мнение и ответы на частые вопросы
  • Как правильно устроить иконостас дома и какие иконы выбрать для него
  • Что такое покаяние в православии и как правильно покаяться
  • Таинство исповеди в православии: правила и важные моменты
  • Библейская заповедь «Не сотвори себе кумира»
  • Обряд развенчания в православной церкви: можно или нет
  • Чудеса схождения Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме
  • Мир ангельский в православии
  • Грех любостяжания и борьба с ним
  • Мытарства души после смерти: что происходит после смерти
  • Святые равноапостольные русские женщины в православии
  • Апостол Павел о любви, женщинах и браке
  • История становления и принятия православия на Руси
  • 15 интересных фактов о Библии
  • Грех лихоимства и мздоимства и борьба с ним
  • История «пророк Иона в чреве кита» — правда или притча
  • Каин и Авель: легенда о братьях и история первого убийства
  • Обязательно ли православным семьям рожать и иметь много детей?
  • Почему и зачем у православных много храмов?
  • Нужно ли православному подавлять эмоции
  • Что такое Божье благословение в православии
  • Почему православных верующих называют «раб Божий», а не «сын Божий»
  • Брак с представителями другой веры у православных
  • Грех сребролюбия и борьба с ним
  • Архангел Гавриил в православии
  • Грех гордыни и борьба с ним
  • Фраза «Пути Господни неисповедимы» в православии
  • Церковная иерархия в православии по возрастанию
  • Кто такой духовный наставник в православной церкви
  • Грех тщеславия и борьба с ним
  • В чем отличие и разница между храмом, церковью, собором, часовней и монастырем
  • Что такое пост в православии и как его соблюдать
  • Грех чревоугодия и борьба с ним
  • Православие и интимные отношения — о половой жизни в православной семье
  • Может ли Бог простить убийцу и убийство
  • Православный экзорцизм в современной церкви
  • Паломничество в православии: история и особенности, ошибки
  • Знаки и символы веры в православии
  • Правила поведения и посещения православной церкви для мужчин и женщин
  • Православие и протестантизм
  • Православная церковь об играх на бирже
  • Православие и сектантство
  • Православная церковь о танцевальном искусстве
  • Православие и иудаизм
  • Православие и ислам
  • Православная церковь о дне святого Валентина
  • Православная церковь об идеологии childfree
  • Православие и язычество
  • Православная церковь о кремации
  • Православная церковь о вакцинации
  • Православная церковь о депрессии и унынии
  • Красная нить за запястье и православие
  • Еврейская хамса или рука Фатимы — можно ли носить православным
  • Отношение православной церкви к проклятиям
  • Православная церковь о политике
  • Православная церковь о гомеопатии
  • Православная церковь о внематочной беременности
  • Православная церковь о Ванге и ее пророчествах
  • Православная церковь о Григории Распутине
  • Православная церковь об интернете
  • Православная церковь о социальных сетях
  • Православная церковь о кредитах
  • Православная церковь о празднике Хэллоуин
  • Православная церковь о празднике Ивана Купала
  • Православная церковь о празднике 8 Марта
  • Православная церковь о телевизоре
  • Православная церковь о контрацепции
  • Православие и католицизм
  • Православная церковь о целительстве и экстрасенсах
  • Православная церковь о рукоблудстве
  • Православная церковь о татуировках
  • Православная церковь о йоге
  • Православная церковь об экстракорпоральном оплодотворении
  • Православная церковь о гомосексуализме
  • Православие и буддизм
  • Православная церковь о теории эволюции
  • Православная церковь об эвтаназии
  • Православная церковь о гипнозе
  • Православная церковь об астрологии и нумерологии
  • Православная церковь о науке
  • Православная церковь о гражданском браке
  • Православная церковь о гадании
  • Православная церковь об усыплении животных
  • Православная церковь о НЛО
  • Православная церковь и здоровый образ жизни
  • Православная церковь о заговорах
  • Что такое Голгофа и где она находится?
  • Кто такой Люцифер в православии
  • Что такое священническая епитрахиль
  • Кто такие архангелы в православии и какое их предназначение
  • Кто такой Иуда Искариот в Библии
  • Что такое священнические поручи и зачем они нужны?
  • Что такое нимб и что значит это сияние над головой у святых
  • Что значит прощение и как научиться прощать в православии
  • Кто такой отрок и какой у него возраст в православии
  • Что такое душа и дух в православии и в чем их разница
  • Кто такой пресвитер и что значит пресвитерианская церковь
  • Кто такой архиерей и как к нему можно обращаться
  • Что такое скрижали Моисея и их значение в православии
  • Что такое тропарь и как правильно его читать
  • Катехизис в православии
  • Ланчанское чудо в православии
  • Апокалипсис в современном мире
  • Антихрист в православии
  • Что такое чистилище и есть ли оно в православии
  • Что такое и какое бывает молитвенное правило
  • Что означает «Аллилуйя» в конце молитвы
  • Что такое целомудрие
  • Что такое фарисейство?
  • Что означает «Аминь» в конце молитвы
  • Что такое ересь и что она значит в православии
  • Что такое апокриф
  • Божественное откровение в православии
  • Что означают слова кощунство и богохульство
  • Зачем нужны четки в православии
  • Что такое рай в православии

Владимир Лучанинов — Азы православного христианства

12 3 4 5 6

Владимир Лучанинов

Азы православного христианства

Дорогой читатель!

Выражаем Вам глубокую благодарность за то, что Вы приобрели легальную копию электронной книги издательства «Никея».

Если же по каким-либо причинам у Вас оказалась пиратская копия книги, то убедительно просим Вас приобрести легальную.

Как это сделать – узнайте на нашем сайте www.nikeabooks.ru

Если в электронной книге Вы заметили какие-либо неточности, нечитаемые шрифты и иные серьезные ошибки – пожалуйста, напишите нам на

Спасибо!

Предисловие

Вся жизнь человека – это постоянное движение. В духовном отношении это движение может быть только в двух направлениях: или навстречу Богу, или от Него. Ежедневный выбор между добром и злом и определяет направление этого движения. Сдержаться или сказать родному человеку обидные слова, поспешить помочь ближнему или заняться чем-то более приятным, ответить на неудобный вопрос честно или соврать, пытаясь оправдать себя, – все эти ежедневные мелочи и определяют наш духовный путь. Для Бога не может быть чего-то незначительного. Значение имеет все. Тем большую значимость имеет такой важный шаг в жизни человека, как желание прийти в храм.

Вы впервые переступаете порог храма, и далеко не все здесь вам кажется понятным, возможно, что-то даже представляется странным и отталкивающим. Не нужно смущаться этим, но не следует и суеверно повторять за другими то, смысл чего вам пока не ясен. Путь к Богу должен быть осмысленным. Помните: Бог смотрит в ваше сердце, а все движения, обряды, совершаемые людьми в храме, – это внешнее выражение их сердечной молитвы. Постарайтесь в первую очередь сосредоточиться на своем сердце. Даст Бог, со временем все непонятное прояснится, вы откроете для себя новый, неведомый ранее мир.

Господь сказал, что на Небе радости об одном кающемся грешнике бывает больше, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (см.: Лк. 19: 7). Покаяние – значит обновление, изменение в лучшую сторону. Именно этой перемены ждет от вас любящий Бог.

Надеемся, что эта небольшая книга, как простая инструкция, поможет вам разобраться в самом необходимом – уяснить азы. Поэтому она так и называется: «Азы православного христианства».

О вере

Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (Рим. 4: 3)

Вера означает именно глубокое, сильное, блаженное беспокойство, которое подвигает верующего к тому, чтобы он не мог успокоиться в этом мире, так что тот, кто совершенно успокоился, тот перестал быть и верующим; ведь верующий не может просто неподвижно сидеть, как сидят порой, держа в руке палку для странствий; верующий подвизается.

Сёрен Кьеркегор

Слово «религия» (от лат. religere) в переводе означает «связь». Это нить, соединяющая человека и Бога. И эта связь осуществляется не только через определенные обрядовые действия: вся жизнь человека, по-настоящему «связанного» с Богом, мотивы всех его поступков должны определяться верой в то, что Бог есть Творец мира, подаривший нам жизнь. Наша жизнь на земле есть не что иное, как экзамен перед входом в Вечность, а наша свободная воля и наш опыт ежедневного выбора между добром и злом – то, что поможет нам выдержать этот экзамен. То, с помощью чего мы налаживаем связь с Творцом.

Вера – это путь к Богу. Путь часто сложный, проходящий через сомнения и испытания. Вера – это и верность, то есть стремление жить по заповедям, данным человеку Создателем, временами так жить бывает очень непросто, а иногда это требует даже настоящего подвига. Вера – это и доверие Богу, когда человек может сказать: «Господи, да будет воля Твоя! Что бы со мной ни случилось – я знаю, что Ты меня любишь и, может быть, неясными и болезненными для меня путями, но все-таки ведешь к спасению!» И, стараясь хранить верность Богу и доверяя Ему свою жизнь, человек двигается к Нему. И Бог, в свою очередь, постепенно открывается человеку, давая понять, что Он рядом, что Он любит нас и укрепляет на верном пути.

Есть замечательная притча, ярко иллюстрирующая жизненный путь человека.

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идет песчаным берегом, а рядом с ним – Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну – от своих ног, другую – от ног Господа. Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжелые и несчастные времена в его жизни. Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:

– Не Ты ли говорил мне: если последую путем Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

Господь отвечал:

– Мое милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге потому, что в те времена Я нес тебя на руках.

Так же и вместе с каждым из нас Бог пройдет через все испытания. И не стоит смущаться нашими сомнениями и маловерием. Даже апостолы, всюду бывшие с Иисусом Христом, видевшие множество Его Божественных чудес, до поры до времени были маловерами, они просили Его: «Умножь в нас веру!» (Лк. 17: 5). Пришло время – и их вера стала совершенной. Такой момент рано или поздно наступит и в жизни каждого человека: если только он старался доверять Богу и быть верным Ему, Бог откроется ему, укрепит его Своей Благодатью, не оставив места малодушию, и тогда вера станет уверенностью, по слову апостола Павла, уверенностью в невидимом (Евр. 11:1).

Христос и православное христианство

Сие заповедую вам, да любите друг друга (Ин. 15: 17)

Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церкви погибели и мук в адском огне. Так мыслят они, потому что не научились любви Божией от Духа Святого, ибо тот, кто научился, будет проливать слезы за весь мир. Ты говоришь, что он злодей и пусть горит в адском огне. Но спрошу тебя – если Бог тебе даст хорошее место в раю, но ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его, кто бы он ни был, хотя бы враг Церкви? Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой всех жалко. Кто не любит врагов – в том нет Благодати Божией. Милостивый Господи, Духом Твоим Святым научи нас любить врагов и слезно молиться за них. О Господи, дай Духа Святого на землю, чтобы все народы познали Тебя и научились любви Твоей.

Преподобный Силуан Афонский

Прежде всего следует определить, в чем заключается православная христианская вера и чем она является для каждого из нас. Но начать необходимо с эпизода жизни наших прародителей, наложившего отпечаток на всю последующую историю мироздания. Это грехопадение первых людей – Адама и Евы.

Бог сотворил человека по Своему образу и подобию для бессмертия и вечного блаженства. Божественный промысел состоял в том, чтобы созданные Им люди царствовали над миром и, приближаясь к совершенству, все более и более узнавали своего Творца. Но произошла первая вселенская катастрофа, в прекрасный и гармоничный мир вошло разрушительное начало – зло. Дело в том, что Бог наделил Ангелов и людей разумом и свободной волей. В этом проявились Его любовь и уважение к Своим созданиям. Ведь наша верность и благодарность Создателю становится подлинной, лишь когда она свободна и осознанна.

Один из верховных архангелов не смог смириться со славой и величием, подаренным Богом Адаму и Еве. Его гордость и желание встать выше всего творения стали причиной не только личного падения, но и зачатком зла и смерти на земле. Из светоносного Ангела он сделался первым противником Бога – сатаной. Он обольстил наших прародителей, пообещав им, что они сами сделаются подобными богам, если нарушат заповедь, данную Творцом. Единственный запрет, которым ограничил Господь свободу первых людей, была заповедь, запрещавшая есть плоды с находившегося в раю древа познания добра и зла. И эта заповедь, по искушению сатаны, была нарушена людьми. Гармония первозданного мира, основанная на духовной свободе и отсутствии зла, нарушилась, прародители утратили бессмертие, благодатный райский период истории человечества завершился, люди остались один на один с природой, которая уже больше не была им во всем послушна. Теперь окружающий мир, представляющий для человека постоянную опасность, приходилось осваивать через муки и болезни, да и сами люди, получившие навык зла, уже стали небезопасны друг для друга. С тех пор каждый из нас несет в себе семя первородного греха – природную склонность ко злу, хорошо заметную в том, что дурному человек учится скорее, чем доброму.

Православие для чайников. Протоиерей Игорь Рябко

Самое сложное – обратить в православие православных. Сегодня церковь наполняют люди, которых можно условно разделить на две категории – православные и православнутые.

Для миссионерской работы последняя категория самая сложная. Им сложно доказать, что сущностный смысл православной традиции – это не косынки до бровей и не юбки покроя «тумба ортодоксия», это даже не улыбчиво-душевные винипухоподобные батюшки и не сентиментальный заунывный хнык православных бардов, и что даже «Блаженны не взявшие ИНН» в нагорной проповеди не упомянуты.

Цель данной статьи – рассказать кратко и просто о сущности православного вероучения.

Блажен, кто верует, тепло ему на свете

Вера – это право человека признавать существование того, что нельзя не только попробовать на зуб, пронюхать и пощупать с помощью новейших щупальцев науки, но даже логически доказать. На земле нет неверующих людей. Веруют все. Просто одни верят в то, что Бога нет, а другие в то, что Он существует. Всякие попытки рационально прописать Бога в нашем человеческом ЖКХ – бессмысленны. Бог так устроил потому, что эта прописка нам бы Его навязала. А Он не хочет насильно претендовать на жилплощадь в нашей душе. Бог подобен «нищему, просящему подаяния любви у дверей души и никогда не дерзающего их взломать».

Человек, в отличие от животного, не просто рефлексирует обо всем том, что касается его бытия в этом мире. Он еще призван наделять смыслом то, что с ним происходит. Он всегда должен знать ответ на вопрос «зачем?»: «Зачем я учусь, клею обои, сажу картошку…» Но ключом к ответам на самые разные жизненные вопросы должен быть ответ на главный вопрос – «зачем я живу?»

Вариантов ответа на него немного. Или я покойник в отпуске и живу до тех пор, пока меня не станет. Или же ТАМ «что-то есть». А значит, есть и высший смысл в моей жизни. Если человек принимает такую систему координат, в которой найдется место Богу и духовному миру, то он становится человеком религиозным, или, проще говоря, верующим. Если же религиозность начинает влиять на жизненные ценности человека и поведенческие мотивы, то он при этом еще становится, как говорят, «практикующим верующим», т.е. не пустоцветом, а человеком, в котором вера начала приносить определенные плоды.

Credo quia absurdum est

Любая религия начинает свое учение с определения Бога. По Православному вероучению Бог единый по существу и Троичный в Лицах. У Бога три Лица – Отец, Сын и Святой Дух. Каждое из Лиц Троицы является Богом. Но при этом не три Бога, а Один. Троица Нераздельная и Единосущная.

Как бы ни пытались наши катехизисы объяснить, почему у нас 3=1, понятнее от этого нашему ratio не становится. Мы по-прежнему инстинктивно пытаемся дать четкую дефиницию Богу так же, как мы даем определение всему тому, что нас окружает. Для нас важно указать место для каждой вещи в нашем мире. Для этого ее нужно идентифицировать, запротоколировать и инвентаризировать в нервных волокнах нашего мозга. Но при этом мы забываем о том, что Бог не вещь, а Первопричина.

Возможности нашего понятийного аппарата весьма ограничены даже по отношению к нашей земной реальности. Мы можем дать определение карандашу, ведру или ложке. Но какими словами можно объяснить динамически меняющееся состояние влюбленности, или что чувствует человек в состоянии психической болезни. Большинство из наших внутренних переживаний и ощущений вообще не поддаются точному определению и смысловой детализации. Еще меньше возможности у нас выразить понятийно то, что происходит в макро- или микромире. И невозможно вовсе описать реальность мира духовного. Любые попытки преподобного Серафима Саровского сформулировать словами то, что он увидел после того, как попросил Бога показать ему Небесные обители, были безуспешными. Так же, как и у апостола Павла, который слышал в духовном мире «глаголы неизреченные» (2 Кор. 12:4). Небесный ангел, показав преподобному Макарию Египетскому то, что случается душе претерпеть после разлучения с телом, при этом не забыл предупредить: «Смотри, это лишь жалкое подобие того, что происходит с душой после смерти на самом деле». Но есть ли способ изъяснить неописуемое? Есть, вот например.

За окном цветет весенний сад. У окна сидит человек, который родился слепым. Он не знает, чем один цвет отличается от другого. Он меня попросил: «Опиши мне, что ты видишь сейчас за окном». «Хорошо, – ответил я, – Семь нот – это семь цветов радуги. Вот послушай, как цветет сад весной». Я сел за рояль и стал играть музыку цветущего сада…

Иисус Христос в Евангелии говорит о нравственных вещах прямо, а о Царстве Небесном – притчами. Причина этому очевидная – в нашем языке нет ни слов, ни понятий, которые могли бы выразить реалии духовного мира. И уж тем более у нас нет и быть не может слов, которые могли бы адекватно описать представления о Самом Боге. Все те имена, которыми именует Священное Писание Бога, лишь в некоторой, малой степени приоткрывают нам то, Кто Он есть Сам по Себе. Но даже это Откровение является для нас непонятным и неизъяснимым. То, что оно для нас является таковым, лишь в очередной раз подтверждает мысль о том, что православное учение о Боге не является производным человеческой логики и здравого смысла. На этот факт и обращает свое внимание один из древних христианских апологетов, говоря: «Верую, потому что абсурд» . Понять православное учение о Троице мы не можем, но бесконечно познавать можем и должны. Познание Бога – это не логическая цепочка последовательных умозаключений и выводов, а аскетическое молитвенное восхождение к Богу по лестнице духовных доброделаний.

Мы — источник веселья и скорби рудник.
Мы — вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир, — многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!
Омар Хайям

Не менее важно для человека было дать определение и самому себе. Как мы только себя ни называли: «общественное» (Аристотель), «иррациональное» (З. Фрейд), «испорченное» (Ж. Ж. Руссо), «животное», «кожная болезнь земли» (Ф. Ницше), «существо»; «между ангелами и животными» (Фома Аквинский), «стремящееся быть собственником» (Макиавелли), «которое ощущает собственное бытие как проблему» (Э. Фромм), «творец собственного Я» (И. Фихте) или «скульптор своего образа» (Пико делла Мирандола). Диоген даже среди бела дня с фонарем в руках человека так и не нашел. А современные психологи потеряли его окончательно в тумане искусственных построений. Порадовали нас только генетики, которые наконец-то узнали, что геном мыши и человека совпадает на восемьдесят процентов. Правда понятнее сами себе мы от этого не стали и дальше Сократовского «Nosce te ipsum» так и не продвинулись. В конце концов, наука махнула на человека рукой и с отчаяния разрезала по кусочкам. Тело отошло медикам, душа педагогам, мозги психологам, чувства политологам. Но для всех них человек так и остался животным.

В самом деле, с животными у нас много общего. Мы носим в себе животное тело, инстинкты, рефлексы и прочее. Мы так же конкурируем и боремся за выживание. Вот только из всех животных на Земле мы самые несчастные. Все животные приспособились к окружающей среде и минимизировали усилия, необходимые для выживания. Мы же, в отличие от них, создали свой сложно устроенный искусственный мир, выжить в котором невыносимо тяжело. Для этого нам, в отличие от животных, нужно намного больше знаний, умений и навыков. А зачем? Для той же цели, что и у них – для выживания. Тогда очевидно, что эволюционировали больше не мы, а они, так как животные лучше приспособлены для этой цели. Да и то, что радикально отличает нас от животных, делает нас скорее несчастными, чем счастливыми. Бегая вместе с ними по вечному кругу жизни, мы, увы, еще можем, с тоской смотря на Небо, задавать себе «вечные вопросы». А в конце пути, упав на обочину жизни и превратившись вместе с ними в прах, так и не понять, зачем жили и куда бежали.

Так проживаются миллионы судеб.

Библия о человеке

Священное Писание вполне согласно с той позицией, что человек – это животное. Но не только. Да, мы носим в себе все то, что есть в слоях животной, растительной и неорганической жизни. Но с другой стороны, человек является гражданином духовного мира, гражданство которого удостоверятся штампом образа Божьего, которым запечатлен каждый входящий в мир человек. Этот образ дает нам личностное начало, свободу выбора, осмысленность бытия. Но своего гражданства человек был лишен за нарушение законов жизни на своей райской родине и был депортирован в чуждую и враждебную ему страну.

«Мы заболели обезбоживанием,
спрятавшись от Бога в кустах своей самости»

Свой искусственный мир человек создает, чтобы оградиться от этого внешнего, враждебного ему мира. Но он не может оградиться от самого себя. Человек после отпадения от Бога стал не только изгоем, но и мутантом. И эта мутация передается родовым путем из поколения в поколение в виде метастаз греха, которые поразили наши чувства, разум и волю. Они делают нас склонными ко злу больше, чем к добру, вносят в нашу жизнь смерть и одиночество. Мы заболели обезбоживанием, спрятавшись от Бога в кустах своей самости. Всю историю своего существования на земле человек пытается дотянуться до Неба, но колодец, в который он упал, оказался слишком глубоким.

Спаситель Иисус Христос

Бог вочеловечился, чтобы мы обожились.
Афанасий Великий

Узри, о Боже, взор мой безутешный
И сердце, что раскрыл я пред Тобой,
На путь наставь мой разум многогрешный,
Но будь Целителем, а не Судьей.
Григор Нарекаци «Книга скорбных песнопений»

Поскольку дотянуться до небес человеку стало невозможно, Бог Сам сходит на землю и Собой заполняет ту пропасть, которая разделяет небо и землю. Он сшивает человека с Собой нитями нашей человеческой природы. Второе Лицо Святой Троицы – Божественный Логос – сходит на землю, погружаясь в человека до предельного конца. Соединив в Себе «неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно» Божественную и человеческую природу, восприняв на Себя наше тело, душу, волю, чувства, разум, Он остался Богом. Лицо (Ипостась), которое живет, действует и управляет этими двумя природами, есть второе Лицо Святой Троицы – Сын Божий. Он становится во всем солидарен с нами, кроме одного – греха. Дева Мария зачинает Иисуса Христа без участия мужского начала. С ее добровольного согласия благодать Святого Духа воздействует на нее таким образом, что в ней начинает ткаться человеческая природа Божественного Логоса. Вследствие сверхъестественного рождения, во Христе не было доминанты греха, и по человеческой природе он также был безгрешным.

Искупление

Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Исаия 53:5

Христос вбирает в себя все те страдательные состояния человеческой природы, которые были следствием разрыва человека с Богом. Бог переболел нашей обезбоженностью. Он впустил в себя всю человеческую боль, включая потерю самого Бога, смерть и ад.

Так же, как мы берем помятую бумажку и кладем её под пресс, чтобы выпрямить, Христос вбирает в Свою Ипостась нашу искалеченную грехом человеческою природу и непогрешимостью Своей Божественной Ипостаси распрямляет, исцеляет ее до предельного конца. Импульсы греха не находят себе места во Христе, потому что Божественная Ипостась Христа не коррумпирована грехом. Грех не может реализовать себя во Христе, так как на это нет соизволения Его ипостасной воли. Жало смерти и греха, войдя в Спасителя, ломается и умирает.

Душой, неразрывно соединенной с Божественной Ипостасью, Он сходит в крайнюю точку удаленности человека от Бога – ад. В результате этой встречи ад разрушается, потому что ни ад, ни смерть не могли найти в Нем места. Поэтому Христос воскресает и становится «первенцем» (1 Кор. 15:20) по-настоящему воскресшего человечества.

Пасха

Воскресение Христа – это архетип , прообраз воскресения каждого человека. В воскресшем Христе явлена преображенная, обоженная, исцеленная от греха человеческая природа, которая была в замысле Божием о человеке. Она не зависит от детерминированных законов физического мира. Поэтому Спаситель может внезапно появляться и исчезать (Ин.20:19-23), менять свой облик до неузнаваемости (Лука 24:13-33) и возноситься на Небо (Деян.1:2-14). Но главное то, что им разрушена та стена, которая стояла между Богом и человеком. Христос стал дверью и лестницей, через которую человек может взойти на небо.

Церковь

Все, что происходило с Иисусом Христом, происходило когда-то и где-то там. А я живу теперь, здесь и сейчас. Какая связь между мной теперешним и голгофской жертвой тогдашней? Каким образом человеку, живущему в двадцать первом веке, стать причастным Жертве Спасителя?

Формулу спасения можно выразить следующим образом: А+В=С, где А – благодать, дающаяся нам от Бога и вводящая нас в жизнь вечную, В – усилия самого человека, который внутри себя создает условия для действия этой благодати, С – результат синергийного взаимодействия Бога с человеком, итогом которого будет прописка последнего в вечном Царстве Жизни будущего века.

Первое условие (А): таинства

Крещение

Христос создает на земле Церковь, которая является его таинственным богочеловеческим организмом. С этим телом Христа человек соединяется через таинство Крещения, становясь клеточкой Его организма. Христос в Евангелии сравнивает себя с лозой, а своих последователей с черенками, привитыми к этой лозе (Иоан.15:1-6). Во время прививки сухой черенок прикручивают к живому дереву так, чтобы он прижился. Дальнейшая его судьба зависит от того, смогут ли соки лозы заполнить собой сухость и безжизненность привитого черенка. Человек, который крестился в Церкви, должен наполниться Богом изнутри. Инъекцией для введения в человека этой благодати обожения является таинство Причастия.

Причастие

Христос через нетленность своей Божественной Ипостаси исправляет и насыщает Жизнью нашу человеческую природу. Потом ее же, только преображенную, богонасыщенную, обновленную вводит в нас, как лекарство, которое исцеляет и освобождает нашу личность от пленённости грехом.
В Причастии материя таинства – хлеб и вино – воипостазируются богочеловеческой природой Христа так же, как и Божественным Логосом была воспринята наша человеческая природа. В этом таинстве человек теперешний через Голгофу соединяется с Человеком Вечным – Иисусом Христом.
Церковная традиция изливает дождь благодатного обновления на каждую живую клеточку своего богочеловеческого организма. Весь ритм жизни в Церкви нацелен на то, чтобы нетварные (несозданные) Божественные энергии от купели и до гроба взращивали каждого члена Церкви «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4,7-14).

Но спасение не может быть воспринято человеком механически, без участия его свободной воли и без усилий с его стороны.

Второе условие (В): духовная жизнь

Молитва и аскетика

Бог нас без нас спасти не может.
Иоанн Златоуст

Человек должен внутри своего сердца создать условия, которые дали бы Богу возможность действовать в нем. Работа по созданию этих условий называется духовной жизнью. Она многогранна, но можно выделить некоторые ключевые моменты.

Духовная жизнь не возможна без того, что святые отцы называли «дыханием души». Молитва – необходимый инструмент в деле спасения. Она – лакмусовая бумажка, с помощью которой измеряется градус духовной жизни христианина и ее качественность. Можно без преувеличения сказать, что для духовного человека ответ на вопрос «как я молюсь?» будет ответом на вопрос «как я живу?» и наоборот.

У древних греков аскетами назывались участники спортивных состязаний, которые подвизались для того, чтобы достичь побед и высоких результатов. Взяв за основу значение усилий в достижении результатов, термином аскетика Церковь стала обозначать внутреннее напряжение христианина, которое он прикладывает для достижения Царства Небесного. Христианин постоянно находится в состоянии внутренней борьбы с грехом, которая требует внимания к себе, самоконтроля, постоянного наблюдения не только за своими словами и делами, но также и за мыслями, чувствами, эмоциями, желаниями, любыми, даже мельчайшими движениями души. Все, что в них не согласуется с замыслом Божиим о человеке, подлежит тому, что святые отцы называли μετάνοια (греч.). На русский язык это слово обычно переводят как «покаяние». Буквальное значение этого слова – конверсия, коренная перестройка, переосмысление. В аскетике христианин направляет угол жизни своей души так, чтобы в ней мог всегда отражаться Бог.

Священное Писание и святоотеческое Предание

Для того чтобы молиться и каяться, нам нужно знать критерии, по которым мы должны строить свою жизнь. Духовный эталон христианина нам дан в Священном Писании Нового Завета, которое должно являться постоянным объектом для изучения. Нагорная проповедь, притчи Христа, апостольские послания описывают нам, каким должен быть христианин, что требуется от него для того, что бы стать гражданином Царства Божьего. Как этот эталон воплощается в конкретных людях, мы можем узнать из чтения и изучения святых отцов и учителей Церкви. В своих аскетических сочинениях они дают нам методику и методологию применения заповедей Божиих в личной жизни. Священное Писание отвечает на вопрос: «каким я должен стать, чтобы спастись?», а Святоотеческое Предание уточняет: «как мне это сделать?» В нем то общее, что дается нам в Библии, получает конкретное воплощение в частных примерах христианского служения, в их опытном исполнении и воплощении.

Все вышеизложенное воспитывает в человеке ту духовную эмпатию жизни во Христе, которая и отличает человека православного, т.е. живущего в православной традиции, от православнутого, т.е. у которого своя «правая вера», отличная от церковной традиции.

Сноски

  1. Из пьесы «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795—1829). Слова Чацкого (действ. 1. явл. 7)
  2. Лосский В.Н. Догматическое богословие // Богословие. М., 2009. С.428.
  3. Credo quia absurdum — латинское выражение, означающее «Верую, ибо абсурдно.» Она происходит из сочинения Тертуллиана De Carne Christi. И дословно звучит так: » умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно»
  4. «Познай самого себя» надпись на храме Аполлона в Дельфах. Сократ переосмыслил дельфийский призыв в духе отказа от бесплодных спекуляций о мире в целом и положил его в основу своей интеллектуалистической этики.
  5. Орос (определение) Четвертого Вселенского Собора. «О двух естествах в едином Лице Господа нашего Иисуса Христа»
  6. Архети́п от др.-греч. ἀρχή — «начало» и τύπος — «образец»
  7. Церковь – Тело Христа. (Еф.1:22-23; Кол.1:24, Римл.12:5; 1Кор.12:12-27)
  8. от греч. empatheia – вчувствование, сопереживание.