Православие на Кипре

Содержание

Остров друга Христа: 5 святынь Кипра

В каждом городе Кипра есть пляж Афродиты. Везде, куда бы вы не поехали на Кипре, вас будут убеждать, что греческая богиня любви вышла на берег из пены морской именно в их поселении — так ревностно здесь относятся к античной мифологии. Это при том, что большинство киприотов православные, и к христианству здесь относятся не менее ревностно: в каждой деревеньке обязательно стоит как минимум один храм, а все жители по воскресеньям дружно идут на литургию. О том, куда пойти русскому паломнику на одном из самых популярных курортов Средиземноморья — в материале корреспондентов Фомы.

Храм святого Лазаря: гробница друга Христа

Его киприоты считают одним из самых красивых строений на острове. В древности паломники, путешествующие на Святую землю, обязательно делали здесь остановку для того, чтобы поклониться единственному человеку, который в Евангелиях назван другом Христа. Вскоре после своего чудесного воскрешения Лазарь был вынужден бежать на остров, спасаясь от преследований. Позже он стал первым епископом города Китиона (старое название Ларнаки) и прожил здесь 30 лет.

После кончины Лазарь был похоронен в мраморной гробнице. В период правления арабов в середине VII века она была потеряна, и только в 890 году ее нашли вновь. Как и прежде, над ней было написано “Лазарь Четверодневный, друг Христов”. Византийский император Лев IV Мудрый распорядился возвести над гробницей каменную церковь. С тех пор каждый день сюда приходят люди.

К гробнице друга Христа, брата Марфы и Марии, ведет каменная лестница справа от алтаря. Рядом с ней — маленький источник воды. Лазарю молятся об исцелении больных, и здесь можно познакомиться со своеобразной местной традицией — приносить к его захоронению восковые изображения исцеленных. Такие куклы мастера делают по всему острову.

В главный праздник cвятого Лазаря — Лазареву субботу, за 8 дней до Пасхи, икону святого выносят на улицы города. Киприоты очень гордятся тем, что он жил на их земле, и слагают о нем легенды. Одна из них повествует о том, как около Ларнаки появилось соленое озеро. Когда-то на его месте находился прекрасный виноградник, который принадлежал пожилой женщине. Когда проходящий мимо него Лазарь, измученный жаждой и уставший, попросил у нее маленькую гроздь винограда, старуха отказала ему. Святой Лазарь спросил, указав на полную корзину ароматных ягод: “Что это?” и в ответ услышал: «Соль». Огорченный обманом, Лазарь сказал: “Отныне пусть все здесь превратится в соль”. Озеро можно увидеть и сейчас. Соль здесь прекратили добывать совсем недавно.

Лазарь очень мечтал встретиться с Божией Матерью, и однажды его желание сбылось. А четыре века спустя у его гробницы была обретена Ее Кипрская икона. На ней Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне с младенцем Христом, а по сторонам стоят два ангела с ветвями. Копия образа хранилась даже в Успенском соборе Московского Кремля. Об этой истории — в продолжении материала.

+47

Храм Панагии Ангелокисты: «церковь Богородицы, построенная ангелами»

Именно для этой иконы была выстроен Храм Панагии Ангелокисты. По преданию, Дева Мария снизошла в эти места, чтобы попросить построить здесь церковь. Но, к сожалению, никого рядом не оказалось в тот момент, чтобы услышать её просьбу. В это время на помощь пришли ангелы. Они пообещали Марии возвести здесь церковь самостоятельно без чьей-либо помощи. И действительно, когда Мария на следующий день вновь посетила это место, церковь уже стояла. С тех пор и повелось называть эту церковь «построенной ангелами».

По другому преданию, строительство церкви все же начали жители Китиона (древний город-государство в южной части Кипра), но наутро не нашли его. Строительство за ночь было перенесено в другое место. Следующей ночью заинтригованные жители решили проследить за церковью. Небеса разверзлись, и сонм ангелов опустился на землю. Храм был достроен в одну ночь.

Внутреннее убранство Ангелокисти — великолепный пример византийского искусства. Мозаика в алтаре, изображающая Деву Марию с младенцем и архангелами Михаилом и Гавриилом, датируется VI веком. Подобная ей сохранилась только на горе Синай. Уже в конце XIX века в искусствоведческой среде эта мозаика ставилась на одном уровне с древними мозаиками Равенны и Рима, а так же знаменитыми росписями церкви святого Димитрия в греческих Салониках.

+17

В храме каждый день совершаются молебны, а по выходным служится литургия, на которую собираются все жители деревни Кити. А на идеальной зеленой лужайке у алтарной стены храма растут старинные мастиковые фисташковые деревья — одни из самых старых в этой части острова. Их смола считается целебной и продается по всему Кипру.

Храм Иоанна Богослова: православие в разрезанном городе

Прямо у резиденции архиепископа Кипра в островной столице Никосии стоит небольшой храм в честь любимого ученика Иисуса Христа — Иоанна Богослова. Именно ему Христос поручил заботу о Богородице.

Небольшой храм снаружи выглядит весьма аскетично. Все дело в том, что построен он был в XVII веке, во времена турецкого господства. В Оттоманской империи ни одна христианская церковь не имела права соперничать с мечетью ни высотой, ни внешним видом, да и вообще строить их особенно не позволялось. “Чудо Господне, что так вообще произошло!”, — разводит руками епископ Месалорйиский Григорий, “правая рука” предстоятеля Кипрской Церкви. Он сам проводит нам экскурсию по храму и звучным баритоном под аплодисменты верующих и немецких туристов поет “Христос анести эт некрон».

Сейчас это кафедральный собор Православной Церкви Кипра. Его росписи — предмет особой гордости островитян. Здесь и моменты Вселенских соборов, и картины Страшного суда, и уверение апостола Фомы. Над иконостасом -“небесная литургия”, сияющий во славе Христос в образе Великого Архиерея, окруженный небесными силами и благословляющий все живое.

В храме категорически запрещено снимать: ни видео, ни фото — никому. Но фотографу «Фомы» было сделано исключение.

А за храмом находится небольшой музей с уникальной коллекцией византийских икон. Некоторые из которых датируются IX веком. В одном из его залов можно увидеть фотографии православных святынь, находящихся на северной, турецкой части острова. Их участь незавидна — почти все храмы были разграблены, старинные мозаики и иконы вывезены в Европу и Америку. Церковь и власти Кипра много лет пытаются вернуть хотя бы небольшую часть утраченного обратно из той части острова, куда в 1970-х вторглись турецкие войска.

+61

В здании музея также размещается художественная галерея западноевропейского искусства. Некоторые из экспонатов — точные копии утраченных шедевров, например, двухуровневый иконостас из церкви cвятого Николая в Какопетрии.

Кипр разделен до сих пор. Через старый центр Никосии и ее главную торговую улицу проходит так называемая “Зеленая линия”, охраняемая контингентом Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на острове. В северной части острова на сегодняшний не осталось ни одного действующего православного храма.

Киккский монастырь: обитель главной святыни Кипра

Главную святыню Кипра, чудотворную Киккскую икону Богородицы, по преданию, написал апостол и евангелист Лука. На Кипр она попала в XI веке при императоре Алексее Комнине. По преданию, византийский губернатор Кипра архонт Мануил Вутомитис отправился на охоту в горы Троодоса, заблудился и встретил отшельника по имени Исаия. Что было дальше, не очень понятно — видимо, гордый князь обошелся с подвижником невежливо и по возвращении в Никосию тяжело заболел. Решив, что болезнь послана ему в наказание за грубость, он отправил слуг разыскать Исайю и попросил у него прощения. Тот, ничего не сказав, стал молиться, и вскоре болезнь отступила. Вутомитис обещал Исаие дать все, что тот у него попросит, но святой не пожелал ни денег, ни титулов, попросив лишь привезти ему из Константинополя икону Божией Матери — одну из тех, что написал евангелист Лука. Тотчас же оба отплыли в имперскую столицу.

Правителя они застали в огромной скорби — его единственная дочь была больна той же болезнью, что ранее поразила архонта. И снова молитвами Исайи произошло чудо, и недуг отступил. Но расстаться с иконой Алексею Комнину было непросто. В итоге заболел и он. Образ Богородицы отправился на Кипр. Ее встречали не только люди: как гласит один из текстов, деревья, встречавшиеся на пути шествия, низко склонялись, а из моря чудесным образом выходили раковины и следовали за крестным ходом. Поразительно, но сегодня в лесных районах Тиллирии действительно можно увидеть склоненные сосны и морские раковины.

Собственно, для хранения драгоценного образа и был основан Киккский монастырь. Первоначально он был деревянным, как и все монастырские постройки. После нескольких пожаров в XVI веке обитель была отстроена в камне. Правда, это не сильно помогло. Как и в знаменитом романе медиевиста Умберто Эко “Имя розы”, в 1751 и 1813 годах огонь уничтожил тысячи книг, рукописей и исторических документов. Погибли люди, рухнули строения. Но икона Богородицы уцелела.

С первого дня ее лик закрыт и никогда не открывается — может быть, так пожелал Алексей Комнин, а может, так образ внушает еще большее уважение. Русский монах Василий (Барский), посетивший монастырь в 1735 году, пишет, что монахи открывают лик иконы только в период бездождия — и то только после того, как сначала перенесут ее на вершину соседней горы и споют молебен. Но и они не видят икону, так как она в этот момент обращена к небу.

Открытая копия чудотворного образа висит здесь же, рядом на иконостасе. Она мироточит — по лику Божией Матери явственно текут струйки. А масло от лампады, горящей у той, знаменитой иконы, раздают всем паломникам.

+13

Помимо иконы, Киккская обитель хранит “тысячу мощей” — в большом зале, открытом для посещений, лежат частички мощей святого Луки, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, Георгия Победоносца, апостола Филиппа, Матроны Московской, Спиридона Тримифунтского и еще десятков святых подвижников. Это одно из самых больших собраний мощей в православном мире.

А у входа в главную лавру Кипра продается знаменитая “Коммандария” — десертное вино, делать которое начали еще рыцари-госпитальеры. Сегодня оно используется и на литургии для причастия прихожан.

Монастырь святого Креста: хранитель уникальной реликвии

Омодос — это маленькая старинная горная деревня в Троодосе, расположенная на высоте почти в километр над уровнем моря. Отвесные зеленые склоны, белые домики на узких улочках, лавки с хлебом, оливками и вином.

В самом ее центре стоит монастырь святого Креста, основанный еще в III веке. В XVII веке кипрский летописец Неофит Родинос упомянул монастырь в своей книге «Герои, генералы, святые, философы и другие выдающиеся киприоты», отметив, что в нем хранится не только частица Животворящего Креста Господня, но и кусочек верёвки, которой Христос был к нему привязан. Святая вервь до сегодняшнего дня хранит следы крови Спасителя, и это единственная реликвия такого рода в мире. Честная глава апостола Филиппа с печатями императоров Византии, свидетельствующих о ее подлинности, лежит тут же, у входа.

Монастырь давно не действует, здесь сейчас обычный приходской храм с уютным внутренним двориком. Мы оказались в нем незадолго до вечерней службы. Как и везде на Кипре, здесь любой — и женщина, и ребенок — могут подойти прямо к алтарю, приложиться к Царским вратам и ко всем иконам. Платки для девушек здесь необязательны, более того, шляпку попросят снять. Зато у входа в храм висят стильные длинные одеяния для тех, чей вид не слишком «ортодоксален».

А расписывали храм художники из России. Обитель на протяжении нескольких столетий поддерживала тесные связи с нашей страной. Благодаря этому здесь есть целых четыре написанные в древнерусском стиле иконы. Все они были перевезены в Омодос из России в XIX веке.

Русские Царственные страстотерпцы, американские святые и греческий монастырь в горах Кипра

Монастырь Святого Иоанна Предтечи в Меса Потамос на Кипре вступил в переписку с английским подразделением нашего сайта Orthocristian.com в 2017-м году, когда братия готовили к изданию на греческом языке жизнеописание святых Царственных страстотерпцев. Мы опубликовали новую статью об этом издании, и потом – несколько статей о переводе на английский этой книги – «The Romanov Holy Royal Martyrs: What Silence Could Not Conceal» («Святые Царственные страстотерпцы Романовы: то, о чем нельзя умолчать»).

Этим летом мне представилась возможность ненадолго посетить эту обитель в горах Кипра. Горная местность вокруг монастыря и радостный молитвенный настрой напомнили монастырь Святого Германа в Платине, в Калифорнии. Меня тепло принял настоятель монастыря архимандрит Паисий, провел экскурсию по монастырю, мне посчастливилось поговорить с некоторыми из братии, отведать замечательную монастырскую пищу, поклониться мощам и иконам.

Ниже мы предлагаем нашим читателям интервью с братией, где идет речь об истории монастыря, духовном наследии, о любви к святым Царственным страстотерпцам, американским святым и о многом другом.

Монастырь Святого Иоанна Предтечи в Меса Потамос на Кипре

– Расскажите об истории вашего монастыря. Как он был основан?

– Наш монастырь посвящен Святому Иоанну Предтече (Timios Prodromos по-гречески), также он известен как монастырь Меса Потамос, по имени местности, где он расположен. Он находится между деревнями Платрес, Саиттас и Като Амиантос, на склонах гор Троодос. У нас, к сожалению, нет информации о его основании и строителях, но предположительно он относится к тому же периоду, когда строились другие крупные обители Кипра – Киккос, Махерас, Троодитиссы, Святого Николая в Стеги и другие, основанные в Византийский период – около XII века.

Первое письменное упоминание о монастыре находится в документе франкского короля Кипра Джеймса II, который в 1468-м году даровал игумену Григорию и его племяннику большое количество вина и пять «византийских динаров» от местного управления деревни Килани каждый год до конца их жизни.

После 1821 года, как мы узнали, множество монахов стеклось в монастырь, возможно, для спасения своей жизни от турецкой резни и преследований, последовавших с началом Греческой войны за независимость. В это время также в монастыре была открыта начальная школа для детей. Тем не менее в конце концов наш монастырь был заброшен, как и многие другие в то время. В начале XX века предпринимались попытки возродить монастырь монахами обители Ставровуни. Но у них ничего не вышло, так что они вернулись в свой монастырь.

Водопад Меса Потамос

В 1914-м году епископ Китийский Мелетий (Метаксакис), впоследствии ставший Архиепископом Афинским и всей Греции, Вселенским Патриархом и Патриархом Александрийским, превратил монастырь в отель! Отель функционировал много лет – до 1950 года, пока место снова не стало заброшенным, и к 1998 году церковь и строения монастыря были основательно повреждены. В тот период, в 1973-м году, монастырь был передан в подчинение восстановленной Лимассольской кафедре. Наконец, монастырь был восстановлен в 2003-м году под руководством Митрополита Лимассольского Афанасия, и в тот же год он был населен пятью монахами из монастыря Махерас. Монастырь Святого Иоанна Предтечи в Меса Потамос стал первым мужским монастырем, принадлежащим к административному региону Митрополии Лимассола.

Монастырь Святого Иоанна Предтечи стал первым мужским монастырем, принадлежащим к Митрополии Лимассола

– Какие святые связаны с историей монастыря?

– В связи с латинской оккупацией Кипра (с XI по XVI вв.) местной Православной Церкви не позволялось иметь более шести епископов, и им дозволялось жить только в сельской местности, не разрешалось пребывать на своих канонических кафедрах в городах. И в то время, как Кипрской Православной Церкви не разрешалось иметь Предстоятеля, латинский архиепископ Кипра признавался церковным главой острова. Несмотря на это, православные Кипра выбрали своего архиепископа, который был вынужден носить титул епископа Соли и жить в деревне с таким названием.

Это был святой Феофан (середина XVI века), который до избрания был монахом в Никосии. Святой Феофан закончил свою жизнь в монастыре Меса Потамос смиренным аскетом. Однажды, еще будучи иерархом, святой противостал своему эконому, поскольку тот допустил ошибку, и эконом, будучи дерзким человеком, дал пощечину епископу. Епископ был смиренным, он решил, что более недостоин нести ответственность за управление епархией. И он попросил у латинских властей разрешения уйти на покой, стал жить уединенно, в аскезе, как простой монах, в нашем монастыре.

Во время своей жизни и после смерти святой совершил несколько чудес. Не прошло и шести лет после его смерти, когда открыли гроб, его мощи были найдены нетленными и источающими миро; поэтому его прозвали святой Феофан Мироточивый.

Через несколько лет после его кончины, в 1571-м г., турки оккупировали Кипр, и неизвестно, что произошло с мощами этого святого. На сегодняшний день ни одной частицы мощей не сохранилось.

Монастырь Святого Иоанна Предтечи в Меса Потамос на Кипре

– Не могли бы вы описать повседневную жизнь монастыря, в том числе богослужение и послушания?

– Устав нашего монастыря такой же, как в афонских обителях. Каждый день мы начинаем службу в 4.00, с полунощницы, далее – утреня и Божественная литургия. Так мы служим постоянно, кроме дней, когда бывает всенощное бдение. После служб, которые кончаются примерно в 7.30, отцы вкушают скромный завтрак и около 8.00 приступают к послушаниям, продолжающимся до 12.30. В 12.30 мы служим Параклис – канон либо Иоанну Предтече, либо Богородице. В 13.00 у нас бывает обед, отцы вкушают все вместе в трапезной, в это время один из них читает поучение из духовных книг. Далее – время отдыха с 14.00 до 16.00, и с 16.30 до 17.45 мы служим вечерню, после которой отцы идут в трапезную, где бывает небольшой ужин (обычно съедают какой-нибудь фрукт). В 18.30 мы завершаем богослужебный круг повечерием, и в 19.15 отцы расходятся по келлиям, где читают монашеское правило. Ко сну отходят в 10.30.

Наше основное рукоделие в монастыре – работа в пекарне и кондитерской. Отцы пекут хлеб, в том числе оливковый, сырные пироги, производят много видов сладостей и печенья, все это продается посетителям в монастырской лавке. Вдобавок к этому послушанию мы также делаем яблочный уксус, выращиваем разные травы для чая и готовки, у нас есть иконописная мастерская, мы издаем духовные книги. Вся эта продукция также доступна в книжной лавке. Вся другая работа в монастыре, конечно, также выполняется отцами: различная уборка, готовка, прием гостей и т. д.

– Сколько монахов живет и работает здесь? Они все с Кипра?

– В братии у нас 13 монахов, все они киприоты.

Митрополит Лимасольский Афанасий – Ваш монастырь имеет особое благоговение к Царственным страстотерпцам – Царю Николаю и его семье, – немного неожиданно для монастыря киприотов. Как появилась эта связь Царственных страстотерпцев с вашим монастырем?

– Все началось, когда игумены и игуменьи монастырей из многочисленного монашеского братства, к которому мы принадлежим, были приглашены в гости игуменьей Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге. Это приглашение поступило нам после посещения конференции в Екатеринбурге нашим старцем – Митрополитом Афанасием Лимассольским. Будучи в Екатеринбурге, наш настоятель архимандрит Паисий вместе с остальными членами группы посетил святые места, связанные с Царственными Страстотерпцами: Храм-На-Крови (на месте бывшего Дома Ипатьева), монастырь на Ганиной Яме и место захоронения Царской Семьи в лесу.

Когда настоятель вернулся, он выразил сожаление, что нет ни одной книги на греческом языке о жизни и страданиях этой святой семьи. Опыт посещения мест, где они пострадали и были погребены, очень впечатлил его. И поскольку наш монастырь постоянно издает книги, настоятель задумал издать книгу о Царственных страстотерпцах, – так и возникла эта связь.

После издания нашей книги на греческом к нам поступило большое количество просьб издать ее на английском, что, по благодати Божией, осуществилось. Английская версия теперь доступна, и еще монастырем Диаконешти был подготовлен румынский перевод.

– Ваш монастырь также питает большую любовь к святым и старцам XX столетия. Конечно, все православные почитают их, но как ваш монастырь начал особо почитать их, включая тех старцев, что еще официально не канонизированы Церковью?

– Поскольку наш старец Митрополит Афанасий питает особую любовь к святым XX века, он привил ее нам. В 2015-м году он попросил нас разыскать жития святых, живших в XX столетии, с целью опубликовать службу Собору святых, явленных в XX веке. По благодати Божией, эта служба уже издана, и многие церкви в Греции и на Кипре празднуют эту память, приходящуюся на третью субботу октября.

– Известно ли вам о планах перевести службу Собора на другие языки?

– Нет, мы пока не слышали об этом. Дело в том, что в англоязычном мире еще не знают о том, что мы составили и издали эту службу. Тем не менее, если есть интерес, мы могли бы рассмотреть такую возможность. Конечно, как вы сами понимаете, невозможно включить все имена святых XX века в одну службу, но мы старались, чтобы там были имена наиболее известных в каждой стране, и еще большое множество упоминается в каноне (вот на книгу).

Наш старец постоянно повторяет на проповедях, насколько XX век был богатым во многих аспектах – в области искусства, науки, технологий и т.д., – и в то же время именно в XX столетии произошли наиболее трагические события в мировой истории. Он также поражается тому факту, что этот век дал Православной Церкви самый многочисленный в истории сонм святых мучеников. Никогда раньше в Церкви не появлялось столько святых, в основном мучеников, в такой короткий период времени. Также тот факт, что эти святые настолько близки нам по времени, что они жили практически в тех же условиях и обстоятельствах, что и мы сейчас, дает нам всем надежду, мужество и силу верить в то, что святость достижима даже для нас, пребывающих в борении в конце времен.

Этот век дал Православной Церкви самый многочисленный в истории сонм святых мучеников

Наш монастырь готовит небольшую серию книг избранных житий этих святых, надеемся, эти книги будут вдохновлять православных верных в их духовной борьбе. Первое издание выйдет из печати летом 2020 г., оно включает жития святых, живших в Америке в XX веке. Это наша задумка – издавать жития малоизвестных среди православных Греции и Кипра святых.

– Это стало бы большой радостью для нашего скромного Американского Православия – предложить нечто для людей в Греции и на Кипре. А почему вы решили начать с американских святых?

– Основная причина в том, что у нас есть друг в Америке, Мэтью Нэми, посвятивший много лет изучению Православия на этом континенте, и он собрал в изобилии материалы об американских святых. Он любезно поделился этим материалом с нами, и было совершенно естественно начать работать с ним. Мэтью написал статью об истории Православия в Америке для нашей книги, она будет вступлением. Из нее читатель узнает об исторических реалиях, в которых жили и подвизались святые, жития которых будут представлены в издании.

Другая причина, почему было решено начать с американских святых, – то, что подобных книг нет на греческом, и многие даже не представляют, что на этом континенте жили и славили Бога своими делами святые. Некоторые из них, такие, как святитель Тихон, Патриарх Московский, широко известны и почитаемы, но его труды в Америке еще не были представлены грекоговорящим православным. Другие святые, такие как святой Себастьян из Джаксона, святой Рафаил Бруклинский и другие, почти неизвестны.

– Есть ли какие-то старцы XX века, которых вы наиболее почитаете в вашем монастыре, или те, с которыми у вас есть тесная связь?

– Хорошо известно, что наш старец, Митрополит Афанасий, – духовный наследник недавно канонизированного святого Иосифа Исихаста. Он начал свою монашескую жизнь на Святой Горе Афон в 1976-м году, стал учеником старца Иосифа Ватопедского, ученика святого Иосифа.

В 1992-м году наш старец получил приглашение от ныне почившего Архиепископа Кипрского Хризостома I вернуться на Кипр и помочь основать здесь монастырь. Его старец Иосиф принял это приглашение для своего ученика, и, несмотря на то что Афанасий не хотел покидать Гору Афон, он, конечно, оказал послушание своему старцу. Впоследствии, в 1993-м г., он был поставлен игуменом монастыря Махерас, и когда в 1998-м его избрали на Лимассольскую кафедру, братство монастыря Махерас насчитывало 30 отцов. И когда он был вынужден покинуть свой монастырь, он не отказался остаться старцем для отцов монастыря и до сих пор каждую неделю посещает их, так же как и другие обители, в которых живут выходцы из монастыря Махерас.

Совершенно очевидно, что в нашем монастыре высоко чтится святой Иосиф Исихаст, ведь он – корень нашей братии и глава наших духовных предков. Недавняя его канонизация наполнила всех нас радостью, мы столько лет ждали этого события! У нас также особое благоговение к святому Паисию и еще – к новоканонизированному Ефрему Катунакскому, к которому наш старец был очень близок и духовно с ним связан. И достаточно кому-нибудь послушать несколько его проповедей, чтобы понять, что он постоянно ссылается на этих отцов и вспоминает различные события, что произошли во время его пребывания с ними.

– Наши читатели знакомы с Митрополитом Афанасием Лимассольским, поскольку мы перевели несколько его статей. Как вы живете с ним, или, скорее, под его руководством? Что он вносит в жизнь монастыря?

Благословение, что мы имеем, выше человеческого разумения и неописуемо

– На этот вопрос мне трудно отвечать. Благословение, что мы имеем, выше человеческого разумения и неописуемо. Мы знаем, что мы несем большую духовную ответственность перед Богом, поскольку имеем такое благословение и находимся под руководством человека, жившего так близко ко многим святым и старцам нашего времени. Наш старец собрал неизмеримое духовное богатство от общения с великими святыми, и он поставил для себя священную задачу передать свой монашеский опыт не только монахам и монахиням, которых он окормляет, но и мирянам, для которых он стал пастырем.

И еще очень важно для нас отметить, что наш старец – очень простой человек. Когда он рядом, мы все чувствуем, что с нами наш родной отец. Нам очень легко и приятно говорить с ним, поскольку он очень любезный и мягкий человек. Вероятно, именно это делает его таким особенным: он очень доступен и каждый с легкостью впитывает все, чем владыка делится. В его повседневной жизни – он обычный, но и это – тайна духовной жизни, всех нас не покидает ощущение, что это не простой человек, но истинный Божий слуга.

– Могли бы вы рассказать о вашем настоятеле – отце Паисии?

– Наш настоятель, архимандрит Паисий, родился в 1972-м году. Он сподобился несколько раз посетить Святую Гору Афон и общаться со святым Паисием. Во время своего первого посещения Афона он встретил нашего старца, Митрополита Афанасия, который тогда еще был еще афонским иеромонахом. Когда наш старец был призван на Кипр и поначалу год жил в монастыре в Пафосе, наш настоятель, тогда еще мирянин, посещал его там и почувствовал стремление стать его учеником. В то время братство состояло из пяти монахов. Один из них – архимандрит Арсений, бывший настоятель монастыря Махерас, – погиб во время крушения вертолета в 2004-м году около Афона, вместе с Патриархом Александрийским Петром. Еще один – епископ Николай Аматусский (викарный епископ Лимассольской Митрополии) – был первым игуменом нашего монастыря с 2003 по 2007 год.

Наш настоятель собирался вступить в братию монастыря в Пафосе, но старец с учеником были призваны стать насельниками монастыря Махерас, и отец Афанасий был поставлен игуменом там в ноябре 1993 года.

Двумя месяцами позже, в 1994-м, отец Паисий вступил в братию Махераса. Он был первым послушником в этом монастыре. В 2003-м настоятель вошел в число пяти монахов, выбранных старцем, чтобы поселиться в нашем монастыре, здесь, в Меса Потамос. Потом его рукоположили в иеромонаха. Далее, в 2007-м, когда наш первый игумен был избран стать епископом Аматусским, братия выбрала отца Паисия новым настоятелем.

– Расскажите о мощах и редких иконах, находящихся в вашем монастыре.

– Главная икона нашего монастыря – образ святого Иоанна Предтечи, которая, согласно надписи на ней, была написана в 1584-м году. Эта икона была похищена в 1970-е из иконостаса старого монастырского собора и пропала почти на 30 лет. В 1998-м году она была найдена и идентифицирована кипрским византологом в епархиальном музее г. Фрайзинга, в Германии. Это было в том году, когда старец стал Митрополитом Лимассольским, и сразу после этого у него возникло желание восстановить наш монастырь. И, что явилось сюрпризом, икона была возвращена в Митрополию Лимассола в тот самый день, когда старец посетил монастырь с покойным Константином Левентисом, который во время этого визита выразил желание покрыть все расходы для немедленного открытия монастыря. И, как только старец вернулся в Лимассол из Меса Потамоса, он обнаружил, что его там «ждет» икона. Сейчас икона помещена в новый собор монастыря.

Как только старец вернулся в Лимассол, он обнаружил, что его там «ждет» икона

Еще одна древняя икона нашего монастыря – составная, малая икона врезана в большую. Это не очень частое явление, всего несколько составных икон сохранились до нашего времени. Врезка малой иконы в большую делалась с целью подчеркнуть ее ценность, и это указывает, что врезанная икона является более почитаемой. Составная икона, находящаяся в нашем монастыре – Богородичная, известная как Панагия Саиттоитисса, берущая свое имя от близлежащей деревни Саиттас, где икона находилась в часовне подворья монастыря в древние времена. Часовня подворья была разрушена неизвестно когда, а икона была перенесена в монастырь. Большая часть иконы была написана в XV веке, на полях изображены сцены Акафиста Богородице. Большая их часть плохо сохранилась. В центре иконы врезана меньшая круглая икона Богородицы XII века. Икона Панагии Саиттоитиссы находится также в новом соборе монастыря, освященного в честь Похвалы Богородицы, и является его храмовой иконой.

Также у нас есть частицы мощей разных святых, среди которых наиболее чтимая реликвия – палец святого Иоанна Крестителя, который указывал на Спасителя со словами «Вот Агнец Божий».

– Благодарим за рассказ о вашем замечательном монастыре! Если кто-то захочет посетить вашу обитель, как можно связаться с вами?

– Мы размещаем с ночевкой только мужчин, и самое простое – написать e-mail на адрес [email protected], если люди едут из-за границы, и мы сможем обсудить все детали.

Русская Православная Церковь

Кипрская Православная Церковь

Описание:

На острове Кипр благовествовали слово Божие апостолы Павел, Варнава и Марк. Первоначально — епархия Антиохийской Церкви. С 431 года — автокефальная архиепископия.

Особо чтимые святые: апостол Варнава — основатель Церкви на Кипре; Лазарь Четверодневный, епископ Китийский; Аристовул — один из 70-ти апостолов, брат апостола Варнавы; Тит — ученик апостола Павла, родился в г. Пафе и там же мученически скончался; Сергий Павел — римский проконсул на острове, обращенный апостолом Павлом; Спиридон, епископ Тримифунтский (+ ок. 348), участник I Вселенского Собора; Епифаний, епископ Кипрский (+ 403), известный церковный писатель и защитник Православия.

Издавна славятся монастыри: Ставровуни (IV в.), в котором хранится часть Животворящего Древа Креста Господня, привезенная сюда святой равноапостольной Еленой; Кикко (Киккский) (XII в.) и Махерский (XIII в.) в честь Пресвятой Богородицы; апостола Варнавы, построенный на месте погребения апостола (V в.).

В VII в. остров попал под арабское иго, от которого освободился только в 965 г.

В 1191 г. остров Кипр был вновь захвачен, на сей раз крестоносцами; с 1489 по 1571 г. принадлежал Венеции, с 1571 г. — туркам, с 1878 г. — англичанам.

В 1960 г. Кипр добился независимости и провозгласил себя республикой, президентом которой стал Архиепископ Макариос (1959-1977 гг.).

Каноническая территория — Республика Кипр. Ныне Кипрская Церковь состоит из одной архиепископии и пяти митрополий, имеет более 500 храмов и 9 монастырей.

5 ноября 2006 года Предстоятелем Православной Церкви Кипра избран митрополит Пафский Хризостом (Хризостом II). Его интронизация состоялась 12 ноября 2006 года в Никосии.

Титул Предстоятеля: Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра.

Резиденция Предстоятеля находится в Левкосии.

Кипрская смута: Падёт ли «православный офшор»?

Кипрская Православная Церковь — одна из древнейших Поместных Церквей. Далеко не самая крупная по числу приходов и находящаяся ближе к концу в православном диптихе по «первенству чести», она была основана ещё апостолом Варнавой в середине I века от Рождества Христова. При том, что Республика Кипр является одним из самых маленьких государств на планете, чьё население составляет менее миллиона человек, на Кипре сосредоточено множество православных святынь, в числе которых — более 40 действующих монастырей и 500 храмов.

Религиозный туризм, в первую очередь из стран Русского мира, здесь развит очень широко и является существенной статьёй доходов республики, хотя, конечно же, уступает офшорному рынку. Именно поэтому Кипр является не только финансовым офшором, но и своего рода религиозным. От остального Греческого мира его отличает, в том числе, и то, что Кипрская Церковь в своё время получила автокефалию не от Константинопольского, а от Антиохийского Патриархата. И хотя сегодня Фанар оказывает огромное влияние на Никосию, православные киприоты дорожат своей церковной независимостью.

В сегодняшней церковной смуте, начавшейся с вторжения Константинопольского патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви на Украине, его вступления в общение с украинскими раскольниками-националистами и создания под его эгидой псевдоправославной секты ПЦУ (также известной как СЦУ), Церковь Кипра формально занимает «нейтральную» позицию. Однако, как и светское руководство республики, политически тяготеющее к блоку НАТО, Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II тяготеет к Фанару. Более того, ещё в 2011 году Кипрский Предстоятель делал заявления, в которых выражал недовольство «слишком влиятельной» позицией Московского Патриархата в Православном мире:

«Русские стали христианами в десятом веке, а мы — в первом. Наша Церковь древнее Русской на тысячу лет. Мы требуем уважения. Действительно, на вопрос Вселенского Патриархата мы заявили, что считаем, что должны занимать пятое место».

Кипр. Протарас. Паралимни. Церковь Святой Варвары. Фото: FOTOGRIN / .com

В феврале 2019 года Кипрский Синод издал отдельное коммюнике по украинскому вопросу. С одной стороны, он отстранился от признания ряженых самозванцев из ПЦУ «автокефальной Церковью». С другой, как подлинные греки, исполненные пресловутого византийского лукавства, знакомого русским со времён, описанных в Повести временных лет, они выразили почтение в адрес Константинопольского патриарха Варфоломея, отвесив в сторону Фанара изрядный комплимент:

Объявление о предоставлении автокефалии Украинской Церкви Вселенским Патриархатом произошло с целью примирения и достижения единства местной Церкви. Эту цель мы не подвергаем сомнению.

Томос об «автокефалии» ПЦУ, подписанный патриархом Варфоломеем. Фото: Str / Globallookpress

С этого времени прошёл почти год, и за этот год Архиепископ Хризостом II постепенно всё больше склонялся к поддержке фанариотов. И хотя украинских раскольников он до сих пор не признал, главным виновником в сегодняшнем разделении Православного мира он считает… Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которого прямо обвинил в своём относительно недавнем интервью кипрскому изданию Politis, известному своей проамериканской позицией:

Всё идет к расколу. А раскол — величайший грех. Не понимаю, он (Патриарх Кирилл — прим. Царьград) хочет быть первым. А я ему сказал, что первым ему не быть: «Семнадцать прошедших веков закрепили первое место в православном мире за Константинополем. Всё, точка. Не обманывайся. Пойми это». Но его эгоизм не даёт ему это сделать.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: Komsomolskaya Pravda / Globallookpress

А вместе с Предстоятелем Русской Церкви Архиепископ Хризостом II обвинил в нарушении «нейтралитета» трёх архиереев своей же Кипрской Церкви: митрополитов Никифора Киккского, Исайю Тамасосского и Афанасия Лимассольского. Подобно нескольким иерархам Элладской церкви, выступившим против признания ПЦУ её синодом во главе с архиепископом Афинским и всея Эллады Иеронимом, эти три архипастыря заняли твёрдую консервативную позицию.

Сегодня перечисленные кипрские иерархи не только поддерживают каноническую Украинскую Православную Церковь (самоуправляемую, но неотъемлемую часть Московского Патриархата) и её Предстоятеля — Блаженнейшего Мирополита Киевского и всея Украины Онуфрия, подлинного исповедника наших дней, — но и не боятся критиковать Фанар. И эти поддержка и критика очень важны не только для Русской Православной Церкви, но и для всего Мирового Православия, вот уже больше года балансирующего на грани раскола, невиданного со времён Великой схизмы 1054 года.

И здесь есть один очень интересный момент, на который обращают внимание коллеги с украинского сайта «Союз православных журналистов». Совсем недавно сотрудники издания Politis начали травлю Предстоятеля Кипрской Церкви, шантажируя его делом 2015 года, когда некий малайзийский финансист Джо Лоу, объявленный в международный розыск за мошенничество, пожертвовал на нужды Кипрской Архиепископии 300 000 евро, за что владыка Хризостом II ходатайствовал о предоставлении малайзийцу гражданства Республики Кипр. Согласитесь, на этом фоне интервью тому же самому изданию с резкой критикой в адрес Московского Патриарха играет новыми красками.

И здесь нужно заметить, что если в Элладской церкви голоса архиереев-консерваторов теряются среди более сотни откровенных сторонников Фанара и «неопределившихся», то в Церкви Кипра правящих архиереев, включая Предстоятеля, всего 10. Хотя среди них уже есть один, митрополит Константский Василий (Караяннис), 30 ноября 2019 года «сослуживший» на Фанаре с ряженым самозванцем из ПЦУ, лжеархиепископом Евстратием (Иваном Зорёй), одним из ключевых идеологов украинского раскола. Это трагическое для Церкви Кипра событие особо отмечают в своём обращении к Архиепископу Хризостому II консервативно настроенные митрополиты:

Существует ли благословение на это? Да или нет? Является ли это нарушением решения Священного Синода Кипрской Церкви о «нейтралитете» по данному вопросу?

Разумеется, эти вопросы являются риторическими. Владыки Никифор, Исайя и Афанасий всё прекрасно понимают. Причём старший по хиротонии среди них, митрополит Афанасий (Николау), давно известен своим последовательным церковным консерватизмом и в 2010 году активно выступал против визита на Кипр папы римского, публично называя римо-католицизм ересью и обличая политическую деятельность Ватикана.

Митрополит Афанасий (Николау). Фото: pravoslavie.ru

А потому есть надежда, что эти архипастыри смогут удержать Архиепископа Хризостома II от предательства канонического Православия, а Церковь Кипра — от падения в раскол.

Киприда

Киприда

Афродита


Богиня любви и красоты
Мифология: Древнегреческая
В иных культурах: Венера, Астарта
Отец: Уран
Мать: нет
Супруг: Гефест (первый), Арес (второй)

Афроди́та (др.-греч. Ἀφροδίτη, в древности истолковывалось как производное от ἀφρός — «пена» ) — в греческой мифологии богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия , вечной весны и жизни. Она — богиня браков и даже родов , а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди; неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия . Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Жена Гефеста или Ареса .

Атрибуты

Спутники Афродиты — Эрот, хариты, оры, нимфы. Она напоминает Иштар, чьими спутницами были Красота и Страсть . Её (как и Кибелу) часто могли сопровождать также дикие звери — львы, волки, медведи , усмиренные вселенным в них богиней любовным желанием.

Мифы

Рождение Афродиты

Легендарное место рождения Афродиты в Пафосе (Кипр).

Существуют разные сказания о происхождении Афродиты. У Гомера она считается дочерью Зевса и океаниды Дионы .

Согласно «Теогонии» Гесиода, она родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная»; подробнее см. Афродита Анадиомена). Ветерок принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.

Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской раковины вблизи Кипра — отсюда прозвище «Киприда» — и на раковине добралась до берега. Оры в золотых диадемах увенчали её золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами, а боги дивились её прелести и возгорались желанием взять её в жены.

Согласно Эпимениду, она была дочерью Кроноса . По орфикам, вторая Афродита родилась из моря из семени Зевса, охваченного страстью к Дионе . Вскормлена она была Нереем .

Мифы, связанные с Афродитой

Афродита, Эрот и Пан

Супруга громовержца Гера устроила так, что Афродита вышла замуж за Гефеста — самого искусного мастера среди богов и самого некрасивого из них. Хромоногий Гефест трудился в своей кузнице, а Афродита, нежась в опочивальне, расчёсывала золотым гребнем кудри и принимала гостей — Геру и Афину. Любви Афродиты домогались Посейдон, Арес, Гермес и другие боги.

Огромное горе принесла Афродите смерть её возлюбленного Адониса, страстного охотника. Он гибнет от клыков кабана, посланного ревнивым Аресом. Согласно Птолемею Гефестиону, Афродита первой бросилась с Левкадской скалы, чтобы излечиться от любви к Адонису .

Афродита с наслаждением внушала любовные чувства богам и людям и влюблялась сама, изменяя хромоногому супругу. Непременным атрибутом одеяния богини являлся её знаменитый пояс, в котором были заключены любовь, желание, слова обольщения; он делал любого влюбленным в его хозяйку. Этот пояс порой заимствовала у Афродиты Гера, когда хотела разжечь в Зевсе страсть и тем самым ослабить волю своего могущественного супруга (XIV песнь «Илиады»).

Рассказ VIII песни «Одиссеи» описывает реакцию законного мужа Афродиты, узнавшего от Гермеса о ее связи с Аресом. Рассерженный Гефест выковал тонкую, как паутина, но удивительно прочную золотую сеть, которую незаметно прикрепил к подножию кровати, опустив с потолка, а затем объявил жене, что отправляется немного отдохнуть на свой любимый остров Лемнос. Стоило только мужу скрыться из виду, как Афродита послала за Аресом, который не заставил себя долго ждать. Наутро любовники обнаружили, что лежат опутанные сетью — голые и беспомощные. Появился Гефест и приглашенные им поглазеть и посмеяться остальные боги (богини из деликатности остались дома). Арес получил свободу только благодаря Посейдону, пообещавшему Гефесту устроить так, что Арес заплатит выкуп, — в конце концов Арес отказался платить и Гефест так и остался без выкупа. Афродита вернулась на Кипр, где вернула себе девственность, искупавшись в море.

Хотя Зевс никогда не делил ложе с Афродитой, под влиянием её волшебного пояса испытывал такой соблазн даже он. Поэтому однажды он решил унизить её, возбудив в ней безоглядную любовь к смертному. Им стал прекрасный Анхис из царского рода дарданов. За то, что он этим хвастался, она (либо Зевс) насылает на него расстройство членов. Их сын — Эней, предок Юлия Цезаря.

Возлюбленным Афродиты был также спасенный ею от сирен аргонавт Бут; некоторые утверждают, что богиня провела несколько ночей с Бутом единственно для того, чтобы пробудить ревность в Адонисе.

Афродита превратила женщин Коса в коров, когда отплыл отряд Геракла .

Во время вызванного Эридой спора о том, какая богиня — Гера Афина или Афродита — самая красивая, Парис принял решение в пользу Афродиты и отдал ей золотое яблоко. За это она пообещала Парису любовь Елены, помогла ему похитить её и следила за прочностью их союза, хотя Елена и бранила её. Во вспыхнувшей по этой причине Троянской войне Афродита защищала троянцев. Согласно «Илиаде», она спасла от гибели Париса во время его поединка с Менелаем, а также своего сына, троянского героя Энея, на которого напал Диомед; последний обрушился на богиню, ранил её и заставил покинуть поле боя.

Богини судьбы наделили Афродиту лишь одной божественной обязанностью — творить любовь, но однажды Афина застала её тайком сидевшей за прялкой. Посчитав это вмешательством в свои дела, Афина пригрозила вообще бросить свои обязанности. Афродита извинилась и с тех пор больше никогда не прикасалась ни к какой работе. Есть также рассказ, как она состязалась в ткачестве с Афиной .

Жертвы Афродиты

Помогая любящим, Афродита преследовала тех, кто пренебрегал её культом и отвергал любовь. Она была причиной смерти Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае, Танаису и Мирре, а наделила отвратительным запахом женщин с Лемноса (см. Гипсипила). Афродита жестоко наказала Аталанту, которая хотела оставаться девственницей, а Главк по воле Афродиты был разорван своими конями за то, что он запретил им покрывать своих кобылиц. Мотив мести Афродиты развивался также в любовной поэзии, особенно эллинистического периода.

Любовники и дети Афродиты

«Венера и Адонис», Тициан, Прадо

Эрот, по разным версиям, рождён ею от Гермеса, Ареса, Зевса или Урана.

  • Смертные
    • Адонис
      • Бероя, Гистапс и Зариадр
    • Анхис
      • Эней
      • Лир
    • Фаон

Также её дети:

  • Ананке. Дочь Афродиты Урании.
  • Эрик. От Бута или Посейдона.

Многие Афродиты

Согласно речи Котты, их было четыре :

  1. Рождена Гемерой от Урана, её храм в Элиде.
  2. Родилась от морской пены, родила от Гермеса Эрота второго.
  3. Дочь Зевса и Дионы, жена Гефеста. Родила от Ареса Антэроса.
  4. Дочь Кипра и Сирии, зовётся Астартой, жена Адониса. Её святилище в Библе .

Геродот сообщает о почитании Афродиты (то есть богинь, отождествляемых с нею) многими народами .

Афродите соответствует римская Венера.

С Афродитой отождествляют Сирийскую богиню. В Евфрат с неба упало огромное яйцо, рыбы выкатили его на берег, а голубки высиживали, пока из него не вышла Афродита. По её желанию Зевс перенес рыбы в число созвездий .

По рассказу ближневосточного происхождения, Афродита и Эрот подвергаются нападению Тифона и спасаются, превратившись в рыб (миф связан с созвездием Рыб).

Окружение Афродиты

Культ Афродиты

Центрами культа Афродиты были Кипр, где в городе Пафосе находился её храм, и остров Кифера. Знамениты древнегреческие статуи Афродиты — «Афродита Книдская» (ок. 350 до н. э., Пракситель, известна в римской копии) и «Афродита Милосская» (II век до н. э., оригинал в Лувре, Париж).

Двуполость аналогов Афродиты

Известно двуполое изображение (VII в. до н. э., фаянсовая статуэтка обнажённого бога) древнейшего египетского бога-демиурга Тота (грудь и живот молодой женщины, а также пенис). В древности хорошо знали и тот факт, что средиземноморская Афродита (Астарта) «изображалась не только в женском обличье, но и в мужском». Так, на Кипре, где проживало много ханаанеев и греков, была статуя богини с бородой, но с женским телом и в женской одежде, со скипетром, «изображающая богиню как существо мужского пола, поскольку полагали, что она „является и мужчиной и женщиной“ (50.с62)». Шифман отмечает, что подобные указания можно найти в схолиях к «Энеиде» Вергилия, а также в словаре Гелихия. Левий (Макробий) же свидетельствует, что благословляющая Венера появляется то в мужском, то в женском обличье: «Поклоняющийся Венере, благодатному божеству, молится (не акцентируя), женщина оно или мужчина» (то есть единому двуполому божеству). Мужское божество «Афродита» упомянуто и Аристофаном (по словам Макробия). На греческом острове Кос, по словам Плутарха, жрец Геракла (Мелькарта) приносил богу своему жертву, облачённый в женское одеяние и с повязкой на голове. В Сирии жрецы и поклонники некого двуполого бога являлись на богослужение в красноватых, прозрачных женских сорочках и прочем женском одеянии; между тем как женщины одевались в мужское платье и вооружались мечами и копьями. (Зильберман М. И. Религия Ханаана. Гл. 2. Этносы древнего Ханаана)

Эпиклесы Афродиты

National Archaeological Museum of Athens

По местам почитания Афродиты имела эпиклесы (эпитеты):

Связь с морским рождением отражена в эпиклесах:

В эпиклесах

вероятно, сохранились отголоски древних функций богини, связанных со смертью.

Функции подательницы любви и разжигательницы страсти отразились в эпиклесах:

  • Дола (обманщица),
  • Морфа (дающая красоту),
  • Анфея (цветущая),
  • Пейто (убеждающая, обольщающая),
  • Гетерия — покровительница гетер,
  • Порн — покровительница разнузданной страсти,
  • Дарцетос — покровительница праздной лени,
  • Диварисатрикс и
  • Перибазия (совершающая девиационный сексуальный акт),
  • Каллипига (прекраснозадая),
  • Кастния (Кастниетида) — покровительница бесстыдства. Только эта богиня принимает в жертву свиней .

А также две ипостаси богини, связанные с греческими философскими категориями (см. выше):

  • Афродита-Пандемос. Поклонение ей ввел Тесей . Статуя работы Скопаса в Элиде .
  • Афродита-Урания. Ей впервые поклонялись ассирийцы, у афинян ввел его Эгей . По некоторым, старшая из Мойр . Афродите Урании как матери Ананки посвящен LV орфический гимн. Предположительно перевод Meleket Aschamain «царица небес», прозвища Астарты у Иезекииля . Ее храм в Кифере воздвигли финикияне .

Другие эпитеты:

Также ее называют Афродита Оружная .

Афродита в философии

В поэме Парменида Афродита выступает как мать Эроса .

Эмпедокл неоднократно называет Афродитой свою космическую силу . Афродита создает эйдосы вещей.

Павсаний в своей речи в диалоге Платона «Пир» излагает теорию двух Афродит: «всенародной», или «пошлой», и «небесной». Вопрос о том, в какой степени речь Павсания отражает воззрения самого Платона, спорен. Однако упоминание о небесной и всенародной Афродитах содержится и в речи Сократа в «Пире» Ксенофонта , что показывает наличие этой концепции у самого Сократа.

Очевидно, что платоновский идеал любви, определяемый как «жажда целостности и стремление к ней» («Пир», 193а), строится на гомоэротической основе. Объектом чувственной любви, восходящей к «Афродите всенародной» (Пандемос), считает Платон, могут одинаково быть и юноши, и женщины. Эрот «Афродиты небесной» (Урания) восходит к богине, причастной только мужскому началу, поэтому «одержимые такой любовью обращаются к мужскому полу, отдавая предпочтение тому, что сильней от природы и наделено большим умом» .

Согласно Евгемеру, Афродита — женщина, которая изобрела проституцию .

Стоик Зенон истолковывал Афродиту как «силу, которая надлежащим образом связывает отдельные части чего-либо друг с другом» .

В философии Плотина Афродита — мировая душа, получающая красоту от ума-Кроноса (Плотин V 8, 13). Плотин неоднократно говорит о двух Афродитах . Первая Афродита существует на умопостигаемом уровне (как «жизнь ума»), вторая — на космическом уровне. Первая — это философское истолкование дочери Крона, вторая — дочери Зевса . Также Плотин вводит и третью Афродиту, точнее — много Афродит, то есть индивидуальных душ, и каждая такая душа рождает отдельных Эротов (Плотин III 5, 4).

В системе Прокла среди двенадцати свободных богов Афродита входит в возвышающую триаду вместе с Гермесом и Аполлоном, она — «первая действующая причина эротического дыхания, пронизывающего всё; она сближает те души, которые ведет ввысь, с прекрасным» . Шесть — число Афродиты . Ямвлих, однако, называет Афродитой «пятерицу» .

По комментарию Прокла к «Государству» (141—142) и «Тимею» (I 79, II 54), в Афродите нуждаются и Гефест, и Арес, благодаря браку Ареса и Афродиты в космосе противоположности гармонизируются, Афродита — принцип единой и нераздельной гармонии .

В истолковании Марсилио Фичино (комментарий к «Пиру» Платона) небесная Венера — «мышление ангельского ума», вульгарная Венера — порождающая сила мировой души .

В литературе

Ей посвящены IV, VI и X гимны Гомера. Действующее лицо трагедии Еврипида «Ипполит».

В поэзии Афродита может воплощать любовь к женщинам в оппозиции Эроту как символу любви к юношам, но может и ассоциироваться с однополой любовью (см. также Гомосексуальность в Древней Греции).

По рассказу Апулея в «Метаморфозах», Афродита ревнует к красоте земной женщины Психеи и посылает своего сына Эрота заставить её влюбиться в самого некрасивого человека в мире. Эрот влюбляется в Психею сам. Афродита преследует невестку. Все кончается хорошо.

  • См. Boedeker D.D. Aphrodite’s Entry into Greek Epic. Leiden, 1974.

Афродита в античной скульптуре

Сохранившиеся статуи

Большинство древнегреческих статуй дошли до нас в виде римских мраморных копий с греческих бронзовых оригиналов.

  • Венера Милосская — была найдена в 1820 г на Милосе, одном из Кикладских островов Эгейского моря, от которого получила своё название. Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками, которые имели то же намерение. Венера Милосская — самая известная из всех статуй в мире, равно как и самая известная из всех картин — Мона Лиза, хранится в Лувре, и точно также своей известностью она обязана не одним своим художественным достоинствам, а мнению, можно сказать, пропаганде, французских авторитетов 19 в.
  • Венера Медичи (Медицейская) — была раскопана в 1677 г на портике Октавиана в Риме в виде 11 фрагментов. Римская копия с оригинала Клеомена 1 в. до н. э. Из Рима она была перевезена во Флоренцию, город герцогов Медичи, украшением чьей коллекции она и стала, позаимствовав при этом их семейное имя. До обретения Венеры Милосской именно она считалась эталонным произведением, вызывая всеобщие восторги. С неё Сандро Боттичелли взял позу своей рождающейся Афродиты. В Энциклопедии Дидро мы находим разбор пропорций этой женской фигуры как образцовой. В период итальянских войн в числе прочих трофеев она была вывезена Наполеоном в Париж, по которому случаю даже была отчеканена медаль. Но в 1815 г. Венеру Медичи пришлось вернуть в Италию, и все восторги французских учёных переключились на Венеру Милосскую, которую никому возвращать не надо было. Для описания типа также используется эпитет «Venus pudica» — Венера Стыдливая, поскольку богиня в застенчивости пытается прикрыться — мастера Возрождения будут изображать так Еву.

  • Афродита Книдская — была статуей богини, наиболее прославленной в античные времена. Многочисленные восторги по её поводу мы находим в литературе древности. Её создал Пракситель, лучший из ваятелей, впервые дерзнув изобразить богиню полностью обнаженной (350—330 гг. до н. э.). Согласно легенде, натурой мастеру послужила его возлюбленная гетера Фрина, что вызвало большой скандал. До настоящего времени скульптура не сохранилась, дойдя до нас только в повторах и копиях (около пятидесяти). Во время Византийской империи была увезёна в Константинополь, где и погибла.
  • Венера Капитолийская — тип Venus Pudica, имя получила от места своего местонахождения — Капитолийских музеев (Палаццо Нуово). Статую нашли в Риме, на Виминальском холме. Дар папы Бенедикта XIV (1754).
  • Венера Каллипига — означает «обладающая прекрасной попой». Статуя богини, несущая на себе отпечаток эпохи эллинизма (оригинал ок. 225 г до н. э.), приподнимает одежду, демонстрируя свои красоты. Спиралеобразное построение композиции позволяет фигуре выглядеть одинаково выигрышно с любой точки. Хранится в Национальном археологическом музее Неаполя с 1802 г, дар папы Бенедикта XVII. В период викторианский считалась крайне неприличной (одному английскому художнику потребовалось специальное разрешение на то, чтобы ему позволили её зарисовать в альбом); с периодом же рококо близка тематически.
  • Венера из Арля — ещё одна из статуй, которых можно увидеть в Лувре, была найдена в 1651 г на развалинах античного театра Арля (Франция) в виде трёх разрозненных фрагментов. Голова была отделена от тела, а руки утрачены. В нынешний вид её привел Франсуа Жирардон и, глядя на гравюру 17-го века, мы видим, что если бы он этого не сделал, Франция могла бы иметь целых двух «Венер Милосских». По-видимому, «Венера из Арля» восходит ко второй знаменитой Афродите работы Праксителя — Афродите Косской. История гласит, что по заказу именно жителей Коса была создана величайшая Афродита Книдская, но испугавшиеся слишком вольного решения скульптора заказчики попросили сделать им более целомудренный вариант. На Кос отправилась Афродита Косская, а на Книд — Афродита Книдская, слава, а также огромный поток любивших прекрасное эллинов, что заставило коссцев весьма пожалеть о своей ошибке.
  • Афродита в садах (Aphrodite I en Kipois) — дошла до нас только в не всегда внятных репликах. Работа ученика Фидия — Алкамена представляла собой спокойно стоящую богиню, слегка склонившую голову и изящным движением руки откидывающую с лица покрывало; в другой руке она держала яблоко, дар Париса. Тонкое длинное одеяние облегало её тело. Время создания статуи — 2-я пол. 5 в. до н. э., древность ощущается и в том, что богиня не разоблачена окончательно, пусть одеяния и облегают её достаточно откровенно.
  • Венера-родоначальница — (Venus Genetrix) богиня выступает здесь как прародительница правящего рода Юлиев. Именно ей Цезарь поставил храм на форуме своего имени. Иногда также по месту находки называется «Aphrodite Frejus». Относится к типу «Афродиты в садах», избранного, видимо, благодаря заметной скромности и целомудрию, отличавших статую 5-го века от изображений богини в другой функции. Хорошо сохранившийся вариант её мы видим в Лувре.
  • Венера Киренская — найденная на территории Сев. Африки, представляет собой богиню, выходящую из воды и выжимающую волосы, так, как она была изображена на прославленной картине Апеллеса — Афродита Анадиомена (Выходящая из воды). Множество утрат все же позволяют увидеть её прелесть. Ок. 310 г до н. э. Хранилась в Риме, но встречались упоминания, что президент Италии Берлускони отдал эту прекрасную вещь по месту находки — в Ливию, так как этого требовал Кадафи.
  • Венера Капуанская — являет нам вариант того, как могла бы выглядет Венера Милосская до своих приключений. Одной ногой богиня в этом варианте опирается на шлем, что, видимо, должно выразить идею об её победоносном могуществе — идею о том, что против её власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, то есть Победительница). В руке, предположительно, она держала полированный щит, в который смотрелась, как в зеркало — типичное для женщины использование смертоубийственного оружия. Хранится в Неаполе. Считается, что эта статуя может быть копией произведения Лисиппа. 330—320 гг. до н. э.
  • Венера Мазарини — богиню сопровождает дельфин, один из её атрибутов, существо, которое помогло ей выйти из бездн моря. Относящаяся примерно к 100—200 гг. г.э. эта римская копия была найдена на территории Рима около 1509 г (спорно). Точно так же спорен тот факт, что когда-то эта скульптура принадлежала знаменитому кардиналу Мазарини, что не помешало ей получить подобное прозвание. Выделяется, пожалуй, тем что она — одна из немногих, обладающих именем и находящихся на территории США. Музей Гетти.
  • Венера Сиракузская — статуя, представляющая богиню, выходящую из воды (Анадиомена), хранится в Сиракузском Археологическом музее. Венеру сопровождает дельфин, а складки одежд подобны раковине. Иногда статую также назвают Venus Landolina по имени обнаружившего её в развалинах сицилийского нимфея археолога Saverio Landolina. 2 в. н. э.
  • Купающаяся Афродита — она же «Венера Дойдалсаса» — по имени создавшего её скульптора Дойдалсаса из Вифинии, соотечественника прекрасного Антиноя. Дошла во множестве копий различной сохранности, лучшие из которых представлены в Ватикане, Неаполе, Уффици. Оригинал был создан во 2-й пол. 3 в. до н. э., явный отпечаток эллинистической вздыбленности чувствуется. Иногда дополняется различными фигурами — маленьким Эротом, дельфином.
  • Венера Эсквилинская (Venus Esquilina) — была откопана в Риме в 1874 г, и с того момента находится в Капитолийских музеях (1 в. до н. э.). Есть вариант и в Лувре. Руки ей восстанавливать не стали. Английский художник Edward Poynter попытался реконструировать их хотя бы визуально в своей картине «Diadumene», предположив, что статуя изображала женщину, подбирающую волосы перед купанием. Предположение основывается на том, что сзади на голове богини виден остаток от руки — мизинец. Следует также упоминуть версию, что эта статуя является изображением Клеопатры — поскольку на вазе, на которую накинуты драпировки, изображена кобра — атрибут египетской царицы.
  • Aphrodite Sinuessa — найденная в 1911 г в местечке Мондрагоне (античный город Синуэсса) при возделывании виноградника, эта статуя, которую относят к 4 в. до н. э. в настоящий момент находится в Неаполе, Национальном музее.
  • Venus Felix — эпитет Felix богиня Венера приобрела в Риме, как покровительница Суллы, считавшего, что эта богиня приносит ему удачу, и принявшего прозвище «Эпафродит». Музей Пио-Клементино, Ватикан.
  • Афродита, Пан и Эрос — скульптура с острова Делос. Ок. 100 г до н. э. Национальный археологический музей Афин.
  • Афродита Родосская
  • Венера Таврическая — статуя, найденная в окрестностях Рима в 1718 г и приобретенная Петром I, экспонируется в Эрмитаже и представляет собой переработанный тип Афродиты Книдской. Согласно письменным источникам, папа, который запретил вывозить древности из Италии, в конце концов обменял её на мощи св. Бригитты, возвращенные Петром. Имя «Таврическая» статуя приобрела от названия Таврического сада, в котором по прибытии была выставленна.
  • Венера Хвощинского — вторая из находящихся в России Венер хранится на Волхонке, в ГМИИ им. Пушкина и также восходит к праксителевской Афродите Книдской. Своё прозвание она получила по имени приобретшего её собирателя.

Статуи, известные по упоминаниям в литературе

  • Статуя Афродиты, изваянная Фидием для элейцев, попирала ногами черепаху, что Плутарх толковал как знак того, что женщинам подобает домоседство и молчание .

См. также

  • Венера (мифология) — мифологическая богиня, которую нередко отождествляют с Афродитой.

Примечания

  • Статья Г.Росси. Афродита-Киприда

Троянская война
Греки Автомедонт • Агамемнон • Акамант • Антилох • Ахиллес • Аякс Великий • Аякс Малый • Демофонт • Диомед Тидид • Идоменей • Калхас • Махаон • Медонт • Менелай • Неоптолем • Нестор • Одиссей • Паламед • Патрокл • Подалирий • Протесилай • Синон • Стентор • Тевкр • Теламон • Терсит • Эврипил • Эпей • Феникс • Ферсандр • Филоктет
Боги на стороне греков Афина • Гера • Посейдон • Гефест • Гермес • Фетида
Союзники греков Ахейцы • Абанты • Аркадийцы • Афиняне • Аргивяне • Тиринфцы • Итакийцы • Коринфяне • Критяне • Лапифы • Микенцы • Мирмидоняне • Пилосцы • Родосцы • Саламинцы • Спартанцы • Эгинеты
Троянцы Андромаха • Антенор • Анхис • Астианакт • Гелен • Гектор • Гекуба • Кассандра • Кикн • Лаокоонт • Мемнон • Парис • Полидор • Приам • Троил • Пандар • Эней
Боги на стороне троянцев Афродита • Аполлон • Арес • Артемида • Скамандр
Союзники троянцев Амазонки • Дарданы • Лидийцы • Ликийцы • Милетцы • Пеласги • Тевкры • Халибы • Фракийцы • Фригийцы • Эфиопы
Дополнительно Троя • Генрих Шлиман • «Миф Трои» • Троянское письмо