Православие о деньгах

Очень часто бывает, что человек усиленно работает, а материального достатка как не было, так и нет. Православная вера не осуждает желание иметь деньги и обращаться с молитвами на деньги, 3 самые сильные молитвы помогут даже тогда, когда срочно нужны деньги. Главное правильно сформулировать желание. На роскошь и развлечения просить грешно, но если это просьбы на пищу и одежду, это нормально. Деньги — это тот инструмент, который несет в дом достаток, воплощает мечты и дает возможность помогать бедным.

Молитвенные слова о деньгах

Святые угодники это в прошлой жизни реальные личности, которые образцом праведной жизни и служением Богу и людям стали близкими к Господу. Среди святых особой популярностью в вопросах достатка в доме и помощи с деньгами пользуются

  • Николай Чудотворец,
  • Матрона Московская,
  • Спиридон Тримифунтский.

Спиридон Тримифунтский был далек от материальных благ, он родился в третьем веке нашей эры на Кипре в семье крестьянина и долгое время был пастухом. Когда умерла его жена, он получил сан епископа города Тримифунта.

Существует много легенд и преданий о его чудесах при жизни. Он воскресил ребенка и его мать, а когда к нему обращались за помощью в деньгах, помогал. Умер святой в возрасте восьмидесяти лет и его мощи хранятся на греческом острове Корфу. Удивительно то, что святой Спиридон сохранил свой облик белые волосы, зубы и кожу. Ученые затрудняются объяснить этот феномен.

Молитва Спиридону

Святому Спиридону Тримифунтскому молятся об исцелении, для достатка в доме и удачной торговли, успешного поиска работы и благополучия, при голоде, духовных, физических болезнях, в бытовых и жилищных проблемах.

Святой Спиридон, славься! Ты при жизни помогал обездоленным и слабым. Творил чудеса и избавлял от нищеты. Имя твое у всех на устах, ибо ты помогаешь и после своей смерти. Молю и я тебя о помощи. Огради меня и семью мою от бедности и нужды. Убереги и приумножь наши финансы. Пошли нам изобилие и богатство. Аминь.

Молитва Матроне

Матрона Московская самая уважаемая святая в православном мире русских людей. Девочка появилась в семье без глазниц и только сон матери спас ее от приюта, а господь наделил силой дарить людям исцеление. Когда она подросла, то стала своими благими деяниями и молитвами помогать семье.

БЛОНДИНКА (обязательно прочтите до конца!) Отец Виталий отчаянно сигналил вот уже минут 10. Ему нужно было срочно уезжать на собрание благочиния, а какой-то громадный черный джип надежно «запер» его машину на парковке около дома. «Ну что за люди?! – мысленно возмÑ… Read more САМЫЙ БЕСТАКТНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ ЗАДАЮТ ЖЕНЩИНАМ Писательница Надира Анжель выложила в своем блоге пронзительный пост о самом бестактном вопросе, который задают женщинам. Вот представьте, женщина, за 30 лет, детей нет. Окружающие спрашивают: «Как так, до сих пор нет… Read more «И ВООБЩЕ, Я НА ИСПОВЕДЬ ОПАЗДЫВАЮ…» самая христианская история Поехала я в один монастырь на всенощную и на исповедь. Приехала к началу, но очень хотела есть. А там, недалёко от входа, монастырский ларёк с выпечкой, чаем-кофе и всякими другими вкусностями. Заняла очередь, и когда она … Read more

САМЫЙ ЛУЧШИЙ СВЯЩЕННИК Оные люди, особенно любящие, как любой СОБЕС, денежки в чужом кармане посчитать, не глядя в зеркало, спрашивают у меня и про часы Патриарха, и про жизнь клирошан, растягивая философски многозначительно, что «если бы да та… Read more

Святая Матрона при жизни приходила на помощь людям и молилась за них перед Господом. Молитвы Блаженной Матроне помогают при поиске хорошо оплачиваемой работы, именно от этого зависит достаток в семье, при финансовых трудностях, проблемах на работе с начальством. Желательно подкреплять молитвы Святой Матроне пожертвованиями в церкви и нищим. Намерения должны быть чистыми и честными.

Святая блаженная наша Мати Матрона, помози святыми твоими молитвами рабу Божиему (имя рек) обрести работу удобную ко спасению и возрастанию духовному, дабы богатеть ему в Бога и не расточать души своей на мирское – суетное и греховное. Помози ему найти милостивого работодателя, не попирающего заповеди и не принуждающего труждающихся под началом его к работам во дни воскресные и святых праздников. Да, оградит Господь Бог раба Божьего (имя рек) на месте трудов его от всякого зла и искушения, да будет труд сей ему во спасение, Церкви и Отечеству на пользу, родителям на радость Аминь

Молитва Николаю

Николай Чудотворец — защитник бедных. При жизни он прославился тем, что помогал людям в денежных вопросах, а особенно сильна была его поддержка в бедности. Он приносил перед рождеством подарки людям и клал их под дверь. Это стало традицией. На праздник Святого Николая 19 декабря все маленькие дети получают подарок под подушку.

Обращения к Святому Николаю обязательно помогут, результатом будет достижение поставленной цели, а неполучение богатства. Необходимо будет трудиться или искать высокооплачиваемую работу.

Очень мощная и помогающая молитва на деньги Николаю Чудотворцу чтобы вылезти из бедности:

Святой Николай Чудотворец, молю тебя о помощи. Прошу, будь ко мне строг, но справедлив. Пошли мне достаток и изобилие по вере моей и убереги от ошибок. Дай мне мудрости, чтобы грамотно распоряжаться деньгами, и привлеки возможности, которые даруют мне финансовую свободу. Уповаю на тебя, ибо ты помогаешь каждому просящему. Да прославится имя твое во веки веков. Аминь.

Еще одно сильное прошение к Николаю Чудотворцу:

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных (имена), молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас немощных, отовсюду уловляемых, всякого блага лишенных и умом от малодушия помраченных. Потщися, угодниче Божий, не остави нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяних наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, Емуже ты со бесплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам.

На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем и ко пресвятому образу твоему припадающе помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших.

Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Просить о помощи можно ангела хранителя, который дается Господом от рождения. Перед молитвой следует очистить мысли от зависти, злости, ненависти, скупости. Молитвенные обращения следует произносить каждый день.

В молитвах не рекомендуется прямо просить деньги, такие слова святыми не будут услышаны. Обращаться необходимо с просьбой помочь найти работу, заключить выгодный контракт, выполнить хорошо оплачиваемый заказ. Каждый человек должен решить сам, какому святому молиться, это должно произойти на интуитивном уровне.

Молитва Натальи Правдиной

Наталя Правдина не относится к лику святых. Эта женщина достигла своего благополучия благодаря позитивному мышлению, изучению техники Фен-Шуя и психологии Нью-Эйдж. Она вдохновляет людей на творческое переосмысление жизни. Как автором многих книг она изложила методику, сочетающую древнее знания восточного Фен-Шуя и позитивное мышление запада.

Когда срочно нужны деньги, молитву на деньги от Натальи Правдиной необходимо читать 7 раз. В это время надо визуализировать, как Господь послал дождь из денег, и пришло чувство благоденствия и счастья. Не следует думать, как появятся деньги, это случится внезапно. Молитвенный текст действует, когда очень необходимы деньги или это главный жизненный вопрос в настоящий момент.

«Услышь меня, Всевышний! Услышь мою мольбу! Не много я желаю, не много я прошу. Пусть мне сияет Солнце, пусть светит мне Луна, И все блага на свете пусть будут у меня!

Я поделюсь с тобою, я поделюсь с другими, И будет счастье с нами, и будет счастье с ними! Мое сознание крепнет, и мысль стремится вверх. Всевышний, я люблю тебя, спасибо за успех!»

Смотрите еще видео с молитвами для привлечения денег и удачу:

Молитва на деньги — 3 самые сильные

Чтобы школа не навредила Я уверен, что сегодня главная забота верующих родителей должна заключаться не в том, чтобы их чадо ходило в школу и хорошо там училось, а в том, чтобы эта самая школа и учеба не принесли ему вреда. Услышьте в моем призÑ… Read more «У нас в классе тоже есть такой мальчик» Я не знаю, что на самом деле произошло в Керчи. Я не специалист по стрельбе и взрывам, поэтому не могу опровергать официальную версию. Да и надо ли? Факт: 18-летний парень убивал своих ровесников. Один он был или целый взвод… Read more ВЫПРОШЕННЫЙ КРЕСТ Как утверждали святые отцы, выпрошенный крест — самый тяжелый. Например, моя мама всегда мечтала, чтобы ей не приходилось мыть посуду и убирать… А моя подруга актриса и певица Люля мечтала эмигрировать («только бы выр… Read more Почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти? Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня — особо тяжелый период для души умершего, она идет по мытарствам, где познает все свои грехи. Наконец, в 40 день оканчив… Read more РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ Жили в одном большом городе двое детей, брат с сестрой — Никита и Катя. Жили они в красивом светлом доме, у них была умная и добрая мама, а папа — самый лучший на свете! Была зима, весь город был запорошен снегом, стоял неб… Read more

ЗНАЧЕНИЕ ИКОН. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ! 1. «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ» — это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её т… Read more БУЛОЧНИК И НИЩИЕ. Есть история об одном богатом булочнике, который попросил привести к нему детей из самых нищих семей в городке. Когда дети собрались, он сказал им: — В этой корзине лежит по буханке хлеба на каждого из вас. Возьмите кажд… Read more ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ! За несколько лет до второй мировой войны жила одна замечательная супружеская пара. Они очень любили друг друга. Муж при каждом возможном случае старался выразить жене свою любовь. А она была красива, чувствительна и обÐ… Read more ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Чтобы провести Великий пост с Господом, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты, следует придерживаться нескольких важных правил. 1. ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ! «Всегда радуйтесь, непрестанно молит… Read more

Метки:молитва молитва на деньги

Четыре сильные молитвы на привлечение денег и благополучия в семью

Сильные молитвы помогают вернуть в дом достаток и благополучие. Часто возникают ситуации, когда срочно нужны деньги, а вам по каким-то причинам не везёт в финансовых вопросах. В этом случае поможет молитва, а именно молитва на привлечение денег и благополучия в семью. Правильные молитвы не только помогают привлечь деньги в семью, но и улучшить здоровье и отвести беду.

Самые сильные молитвы на привлечение денег

На этой странице приведены тексты самых действенных и сильных молитв на привлечение денег. Если вы будете искренны в своей просьбе и перестанете желать другим зла, ваши молитвы будут услышаны, а денежное благополучие станет неотъемлемой частью вашей жизни.

Перед тем как встать на молебен, необходимо серьезно настроиться, конкретно осмыслить свои пожелания. В мыслях не должно быть злости, лукавства и притворства. Читать текст молитвы на привлечение денег и благополучия следует с душой и верой в благие цели своих прошений. В этом случае молитва обязательно будет услышана святыми угодниками Божьими, и по их предстательству пред Господом желания просящего будут исполнены…

Молитва Ангелу-Хранителю о помощи в деньгах

Молитва Ангелу-хранителю о деньгах начинается с обязательного покаяния. Вообще, всегда начинают все православные обряды с Ангелпоста и исповеди. Для получения удовлетворения своих просьб нужно вначале очиститься, показать Господу свою готовность и усердие, а затем уже идёт молитва о том, чтобы водились деньги

К тебе, ангеле Христов, взываю. Ты оберегал меня и защищал, и хранил меня, ибо не согрешил я прежде и не согрешу в будущем против веры. Так отзовись же сейчас, низойди на меня и помоги мне. Трудился я много весьма, и сейчас ты видишь честные руки мои, которыми я трудился. Так пусть же будет, как учит Писание, что воздастся по трудам. Воздай мне по трудам моим, святый, дабы наполнилась утомленная трудом рука, и мог бы я жить безбедно, Богу служить. Исполни волю Всевышнего и облагодетельствуй меня земными щедротами по трудам моим. Аминь.

Молитва Святителю Спиридону Тримифунтскому о деньгах и благополучии

Молитва Спиридону Тримифунтскому на деньги может читаться как в церкви, так и дома в любое время дня или ночи, хотя лучше всего преклоняться перед образом святого именно вечером. Обряд прочтения нужно повторять ежедневно, пока проблемы с финансами не оставят вас.

О преблаженне святителю Спиридоне! Умоли благосердие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по милости своей. Испроси нам, рабам Божиим (имена), у Христа и Бога наше мирное безмятежное житие, здравие душевное и телесное. Избави нас от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и диавольских наветов. Поминай нас у престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие да дарует нам, кончины же живота непостыдная и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да непрестанно возсылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Духу Святому, ныне и присно, и во веки веков. Аминь!

Всем известно, что Матронушка помогает каждому, кто придет к ней на поклон. Но не обязательно ехать в Москву, достаточно купить небольшую икону для дома и читать молитву перед зажженной свечой.

Матронушка-матушка, уповаю на тебя всем сердцем и душой. Ты та, кто помогает нуждающимся и заступается за бедных. Пошли мне в дом достаток и изобилие, но избави меня от алчности и грехов всяческих. Молю тебя о помощи и прошу денежного изобилия, чтобы не было в моей жизни горя и бедности. Аминь. Аминь. Аминь.

Молитва Николаю Чудотворцу на деньги, о богатстве и процветании

Данную молитву лучше всего читать в церкви по четвергам. Если же нет такой возможности, обращайтесь к Святому так, как привыкли. Вы можете читать эту молитву про себя, когда собираетесь на работу, или перед заключением важной сделки.

Святой Николай Чудотворец, молю тебя о помощи. Прошу, будь ко мне строг, но справедлив. Пошли мне достаток и изобилие по вере моей и убереги от ошибок. Дай мне мудрости, чтобы грамотно распоряжаться деньгами, и привлеки возможности, которые даруют мне финансовую свободу. Уповаю на тебя, ибо ты помогаешь каждому просящему. Да прославится имя твое во веки веков. Аминь.

Важные советы молящимся о деньгах

Обращаясь к святым покровителям с просьбами о благополучии и получения денег, необходимо помнить об истинном предназначении молитвенных текстов. Каждая молитва, так же, как и любое церковное Таинство, способствует очищению человеческой души и помогает выстроить диалог с Всевышним. Поэтому настрой молящегося должен быть серьезным, гордыня и алчность категорически отрицаются.

Всевышний поддержит того, кто будет искренне читать или слушать обращенную к нему молитву. Сильная молитва на деньги — надежное средство, прибегая к которому всякий истинно верующий может привлечь деньги, если они ему действительно необходимы в настоящий момент.

Молясь за привлечение денег в семью следует знать, что деньги ради денег не имеют смысла и ценности. Смысл и назначение денег — добрые дела и помощь ближним. С этой целью святых просят об увеличении количества денег — не из простой жадности и стяжательства. Деньги не могут быть целью, они — всегда лишь средство…

Кому поможет молитва на привлечение денег

Молитва поможет тем, кому материальные блага необходимы для удовлетворения своих непосредственных нужд. Тем людям, коим грезится легкая нажива или кого преследует мечта стать миллиардером, молиться о финансовом благополучии не стоит. Подобные цели и мысли в православной Церкви являются грехом.

Молясь о привлечении денег, стоит понять, для чего все же они нужны. В этом случае несложно догадаться о том, будут выполнены прошения или нет. А иногда важнее разобраться в себе, в мыслях, чувствах и понять, что все же важнее: финансовый достаток или избавление от душевного беспокойства.

Помните, что отец небесный слышит все молитвенные просьбы, но удовлетворяет лишь настоящие нужды.

Хоть и бытует мнение о том, что не в деньгах счастье, но без них в современном мире невозможно быть здоровым, красивым, образованным и счастливым человеком. Поэтому при недостатке средств мы вынуждены молиться пред Господом, у святых, чудотворцев и ангелов-хранителей. Однако помните: чтобы ваши просьбы были услышаны, не нужно сидеть дома и ждать озарения. Двигайтесь к своей цели, пусть даже небольшими шагами. Только так вы сможете получить желаемое. Надеясь на господа не теряйте веру в себя!

Богатство

Внимательные читатели Священного Писания подсчитали, что в Библии менее 500 стихов о вере, около 500 стихов о молитве и более 2000 – о деньгах. Каждый седьмой стих Нового Завета говорит о деньгах или имуществе. Среди главных тем Притч Соломона и книги Екклесиаст – вопрос о том, как зависит благополучие человека от его благосостояния. Почти 15% из того, чему учил Иисус Христос, так или иначе связано с деньгами и имуществом. Бесед о собственности у Господа больше, чем описаний рая и ада вместе взятых.

Авраам отдает завоеванные богатства Анеру, Эшколу, Мамрию и царю Содомскому. Северный купол; Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIII в.

Защищал ли Иисус богатых? Или Он призывал к полной нищете? В настоящее время можно встретить два противоположных решения: от теологии процветания богатых как «Богом благословенных» до призыва к полной нищете, ибо только «таковых есть Царство Небесное». Мы же рассмотрим ту мысль, что Бог, давая кому-то богатство на земле, не только намекает на высшее небесное благо, но и, испытывая отдельные личности преизбытком благ, дает им шанс приобрести добродетели.

Богатство как дар праведнику в Ветхом Завете

Слово «богатеть», «обогащать» в Ветхом Завете передается еврейским глаголом ошер (עֹשֶׁר) или греческим плутидзо (πλουτίζω – см.: Быт. 14: 23; Пс. 64: 10; Притч 10: 4, 22). Это же греческое слово характерно и для Нового Завета (см.: 1 Кор.1: 5; 2 Кор. 6: 10, 9: 11). При этом греческое слово плутос (πλοῦτος) может обозначать в русских переводах Библии некое материальное благосостояние, избыток денег или благ, но почти не обозначает имущество в нейтральном смысле слова. Колорит повествований усиливается с присоединением указания на «множество»: «множество богатства» (Пс. 52: 7), богатство «умножается» или его «умножают» (Пс. 62: 10; 73: 12). Итак, словом «богатство» в Библии описывается некое изобилие, преизбыток «нормы» материального благополучия.

По отношению к людям слово «богатство» нередко стоит в одном ряду со «славой», «обилием», «мудростью», «почетом» и даже «жизнью». «За смирением следует страх Господень, и богатство, и почет, и жизнь», – сказано в одной из Притч (Притч. 22: 4).

Гостеприимство Авраама. Южная стена; Балканы. Сербия. Грачаница; XIV в.

Земное богатство – это изобилие денег, славы, детей или друзей. Богатство может измеряться объемом собственности, количеством зданий, площадью земли (см.: Ис. 5: 8–10), количеством скота (см.: 1 Цар. 25: 2, 3) или рабов (см.: 1 Цар. 8: 11–18). Богатство может быть наградой человеку за его труды: «От ленивых рук – разорение, а от прилежных – богатство» (Притч. 10: 4); «Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий» (Еккл. 5: 19).

Поэтому благоразумен тот, кто ищет не богатство, но – доброе имя (см.: Притч. 22: 1), кто знает, когда остановиться в погоне за богатством (см.: Притч. 32: 4). И в то же время просит Бога, чтобы ему не страдать от нищеты: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне… нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” – и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 7–9).

На границе Ветхого и Нового Заветов богатство не считалось исключительным благом, но в то же время идея блаженства нищих – была для иудеев далека.

«Горе богатым» в Новом Завете

В Новом Завете слово «богатство» как будто меняет свой оттенок. Вместо теологии «процветания» на первый план выставляются негативные последствия от влияния богатства на личность: богатство может обольстить (см.: Мф. 13: 22; Мк. 4: 14); оно является тернием и не дает возможность слову Божию укорениться в сердце человека (см.: Лк. 8: 14).

Однако в Новом Завете меняется представление о том, что именно является посылаемым Богом богатством. У Бога есть не просто богатство и слава, но богатство той тайны, что «Христос живет в нас» (см.: Кол. 1: 27).

Апостол Павел подвизается за верных Лаодикии, чтобы их сердца были соединены в любви для «богатства совершенного понимания, в познание тайны Божией, которая есть Христос» (Кол. 2: 2). У христиан «богатство славного наследия Его для святых» (Еф. 1: 18). Потому апостол языков заповедует Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим. 6: 17). Только Агнец-Христос, по Откровению Иоанна, достоин «принять силу и богатство, премудрость и крепость, честь и славу, благословение» (Откр. 5: 12). Посему подлинным богатством для людей, живущих на земле, являются только те сокровища, которые собираются для Царства Христова.

Итак, надо всё продать и стать нищим?

Значит ли это то, что мы все без исключения должны, как богатый юноша, продать свое имущество и начать жить в христианских коммунах? Жизнь Древней Церкви, следуя книге Деяний, показала, что такие эксперименты далеко не всегда удачны (см.: Деян. 2: 44; 4: 32; 6: 1). Давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны.

В Священном Писании много говорится о материальном богатстве и ясно дается понять, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имущества» (Лк 12: 15). Очевидно, что всем богатством владеет Бог, Он является создателем и владельцем всего, что существует (см.: Пс. 50: 10–12).

Притча о богатом юноше.

Конечно, далеко не все богачи были хорошими людьми. Навал был «очень богат», но он был грубым и жестоким, скупым и злым (см.: 1 Цар. 25: 1–38). Зажиточный Тирский царь был объектом Божиего суда (см.: Иез. 28), и многие другие правители мира попали под то же осуждение. В книге пророка Исаии пророчество о Мессии даже связывает богатых с нечестивыми: «Со злодеями он похоронен, рядом с богатым могила его, – хотя не совершал он преступлений, и в устах его не было лжи» (Ис. 53: 9).

И в Новом Завете безумными являются богатый фермер, построивший житницы на многие годы (см.: Лк. 12: 16–21); богач, любивший блистательно пировать и не замечавший нищего Лазаря (см.: Лк. 16: 19–31). Богатые осуждаются за жадность и угнетение своих работников (см.: Иак. 5: 1–6). В Евангелии от Луки горе возносится тем, кто уже получил на земле утешение, подавленным житейскими наслаждениями и заботами, у которых нет времени прийти на брачный пир Отца и Сына (см.: Лк. 6: 24; 8: 14 и др.).

Апостол Павел хвалит общины, которые финансово поддерживают соотечественников (см.: 2 Кор. 8: 2; 9: 8–11 и др.). Апостол языков завещает своему преемнику, чтобы тот богатых всего лишь увещал, но не запрещал владеть собственностью (см.: 1 Тим. 6: 17), тем более что в домах богатых граждан, как правило, проходили первые христианские собрания. Пусть они «делают добро, – пишет он Тимофею, – богатеют добрыми делами, будут щедры и готовые поделиться, так собирая себе сокровище, как доброе основание для будущего, чтобы обрести вечную жизнь» (1 Тим. 6: 17–18).

Если бы Бог не установил границы собственности для людей, бессмысленной была бы десятая заповедь Моисея, запрещающая посягать на чужое имущество.

Следовательно, говоря современным юридическим языком, проблема не во владении собственностью, а в умелом ею распоряжении. Грешно быть не богатым, но надеющимся на богатство (см.: Мк. 10: 24), не воздающим славу Богу, предпочитающим служение маммоне (см.: Мф. 6: 24). Горе не просто богатому, но пресыщенному ныне, ленивому и лукавому, пьянице, ведущему распутный образ жизни, злому и скупому, жестокому, тому, кто не платит работникам своевременно зарплату и душит должников за несвоевременное возвращение кредитов (ср.: Мф. 18: 30). Горе тому, кто грубо обижает нищих и за счет них умножает свое богатство (Притч. 18: 23; 22: 16).

Может ли богатство быть добродетелью?

Екклесиаст вздыхал: когда «умножается имущество, умножаются и потребляющие его» (Еккл. 5: 10). Экономисты ХХI века любят шутить: «увеличение доходов ведет к увеличению потребностей».

Действительно, чем больше у человека появляется денег, тем больше желаний эти деньги на что-то потратить: квартира, мебель, хороший отдых… Список длинный. Воображение быстро рисует как минимум тысячу различных удовольствий. Это относится не только к людям состоятельным, но заметно и у бедных, доходность которых на какое-то мгновение превысила соразмерную им планку. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и золотой рыбке.

В поучениях отцов-пустынников древности можно найти целый ряд историй о том, что у монахов не было проблем с духовным ростом, пока они не находили какие-то сокровища. Движимые изначально благими целями, миссионерскими например, не всякие из них могли умело деньгами распорядиться. Некоторые начинали тратить на себя, на роскошь, изысканное питание и отдых, а затем духовно погибали.

То же можно сказать и о церковнослужителях, которые в погоне за меценатами в дорогих одеждах с золотыми перстнями совершали грех лицеприятия, забывая о том, что именно богатые нередко позорят христианское имя, притесняя бедных и ведя с ними судебные тяжбы (см.: Иак. 2: 2–7).

Но если Бог богатство уже дал, как дар или талант, значит, им надо распорядиться благоразумно, не закапывая его в землю.

Олицетворение милосердия в виде женской фигуры, раздающей деньги бедным. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ. Греч. № 129 д. Л. 35) Это касается семьи. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8).

Это касается взаимопомощи. Для апостола Павла христиане тем отличаются от других людей, что посреди множества суровых испытаний они переполнены радостью и «при крайней бедности – без меры богаты щедростью» (2 Кор. 8: 2). «При сем скажу, – писал апостол, – кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 6–7).

Это касается и храмового богослужения. Более того, и здесь для каждого своя мера. От вдовицы Христос ожидает две лепты, в то время как от богатых – сообразно степени их достатка (см.: Лк. 21: 4).

Щедрость для богатых и бедных – особая добродетель, убивающая пристрастие к богатству. Богатые способны дать работу трудящимся, через богатых – Бог дает бедным хлеб. Щедрость принесла спасение всей семье Закхея (см.: Лк. 19: 9); малоимущие благодарят Бога за то, что Он посылает им помощь богатых (см.: 2 Кор. 9: 8–11). «Благотворящий бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19: 17). Щедрость освящает имеющего деньги, а жадность оскверняет и бедного.

По Клименту Александрийскому, можно выделить три степени щедрости: первая – давать только определенным категориям просителей (один из «малых сих», пророк или праведник – см.: Мф. 18: 10; 10: 41–42); вторая – давать всякому без различия («всякому просящему у тебя давай» – Лк. 6: 30); третья – самому выискивать нуждающихся и организовывать дела благотворительности («приобретайте себе друзей богатством неправедным» – Лк. 16: 9).

«Посему, кто владеет собственностью, – замечает Климент Александрийский, – и золотом, и серебром, и домами, – как даром Божиим, и своими богатствами подателю всех благ Богу служит ко спасению душ, и кто знает, что этим он владеет более из-за собратий, нежели ради себя, кто господином состоит над своей собственностью, а не рабом ее… и постоянно занят какими-нибудь добрыми и Божественными делами. А если должен бывает этих вещей лишиться, то со спокойным духом и равнодушно расстается с ними, подобно тому как хладнокровен он был и к обладанию ими, того прославляет Господь как блаженного и называет нищим в духе (Мф. 5: 3), достойным наследником Царства Небесного».

Итак, богатство само по себе не грех и не добродетель. Богатство – это не норма дохода на душу населения, а – превышение, преизбыток благ по отношению к одному отдельно взятому лицу и привычному именно для него уровню жизни. Бог, повышая уровень благополучия, фактически ввергает человека в испытание. Благоразумный, правильно распорядившийся своим избытком – получит награду, а нерадивый – потеряет и то, что думает иметь.

Почему копить деньги — грех?

Здравствуйте. В книге архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» прочитала слова святого Симеона Нового Богослова, который говорит очень строго: «Кто имеет запрятанные деньги, тому невозможно веровать и надеяться на Бога». И дальше в книге указано, что если страдаете этой страстью, надо раздать нуждающимся запрятанные деньги, пожертвовать на храм, отдать на помин души своей и родных. Вопрос такой: неужели не надо копить деньги, если планируешь купить квартиру для себя и своих близких? Неужели это такой грех? Как относиться к словам Симеона Нового Богослова и к словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина)?

Те слова о нестяжательстве, которые говорили святые, лишь повторяют Святое Евангелие, Слова Самого Бога! В нём Христос говорит о том, что не нужно собирать себе сокровищ на земле, их либо украдут, либо они истлеют, либо их уничтожат насекомые. Он нам говорил не буквально, что Ваши деньги тля съест, это образно. Вы должны понимать, что всё, что мы делаем сверх меры, становится нашей страстью, грехом. А грех уводит нас от Бога, отрезая пути к спасению своей души.

Если вы находитесь в стеснённых жилищных условиях, или Вам негде жить, Вы имеете полное право собирать деньги на приобретение жилья. Но если Вы уже имеете в собственности квартиру, но Ваш доход позволяет Вам купить ещё одну квартиру, а потом и другую, не важно под каким предлогом, для детей, свата, брата, и т.д., то рано или поздно придет желание зарабатывать на этом жильё, сдавая в наём посуточно или под офис. Этот бизнес начинает затягивать Вас, и превращает в скупого бездельника — рантье. В Библии говориться: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост» (Втор. 23, 19), то есть под проценты. А мы вкладываем в банки под проценты, и ещё потом судимся с ними из-за банкротства этих учреждений. Не давайте деньги в рост, и не будет проблем.

Но если есть излишек в доходе, это ведь не Ваша заслуга. Это Бог дал Вам столько благ, чтобы Вы научились правильно распоряжаться ими. И если Вы раздаёте часть Ваших средств нуждающимся, не имеющим возможности зарабатывать, жертвуете на нужды храмов, то Вы поступаете так, как нам заповедал Бог, то есть по Его Воле, тогда поток этих благ у Вас не иссякнет. Ведь только через послушных Ему людей Бог может раздавать Свои Блага. Станьте Его слугой, и Он Вас не покинет. Помогай Вам Господь!

Вернуться к списку вопросов

Деньги. Тяжелая тема

Тема денег — тяжелая тема. Хоть они уже не только металл, но чаще — бумага, а то и виртуальное нечто, посредством карточки действующее в мире, но тяжесть не уменьшилась.

Когда дышит Дух, то гнилье сгорает и ветошь рассыпается. Жил человек с грехом пополам и с беззаконием в обнимку и думал, что все можно купить. А для того, чтобы все купить, только и делал, что собирал да накапливал. Потом, если он к Богу обратился и ощутил, что есть иная жизнь, что будет с тем, что собрано и накоплено? Кто его знает: всяко бывает. Но часто бывает именно так, что плохо собранное рассыпается прахом и сгорает, как мусор. Это — особое благословение Божие, которое трудно понять и нелегко принять. Но ведь сжигают же зачумленную или вшивую одежду. Как же Богу хранить близ тебя, на тебе и с тобой все, во что микробом впитался грех?

***

— Я к Богу пришел, а у меня стал бизнес по швам трещать.

— И я к Богу пришел, и половина проектов медным тазом накрылась.

— И я…

— И я… Еще и прихварывать начал.

— А у гадаринских жителей, у тех вообще все свиньи в море с обрыва побросались.

Да и не только свиньи у гадарян пропали. Всюду, где апостольская проповедь разразилась громом над людскими головами, началась перемена хозяйственной деятельности и убыток у тех, кто грехом зарабатывал.

Вот Павел в Филиппах изгнал беса из некой служанки-прорицательницы. И что после этого было? А вот что. «Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам» (Деян. 16:19). «Исчезла надежда дохода», и «воеводы, сорвав с них (апостолов) одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их» (Деян. 16:22).

Заговорили апостолы, умолкли демоны, и тут же завопили те, кто имел от демонской деятельности доход. При этом разрушается не всякая хозяйственная деятельность, а только та, которая на грехе замешана. Ведь чуть ранее в той же главе пишется об одной из первых женщин, уверовавших по слову Павла. «Одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня» (Деян. 16:14–15). Очевидно, то была благая торговка, умевшая дело вести и совесть не погубившая.

***

Примеры можно продолжать выискивать ради пользы души и целостности картины. В Эфесе после проповеди апостольской «из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян. 19:19). В металлическом эквиваленте сумма равна нескольким центнерам серебра. Да и книги те — это не книги нынешние. При дороговизне материала и переписке от руки они представляли собой подлинную драгоценность. Так что нам сегодня и сравнить не с чем ту беспрецедентную решимость эфесян расстаться с носителями греховной информации. Приходит новая жизнь, и умирают старые понятия, а вместе с ними умирает и привычный заработок. Конечно, не всем это нравится.

***

«В то время произошел немалый мятеж против пути Господня, ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги» (Деян. 19:23–26).

Указанный отрывок говорит о том, что врагами проповеди всегда будут те, чья прибыль зависит от обычаев, противных Евангелию. Из них тоже могут быть люди, принимающие веру и меняющие жизнь. Но большинство все же будет держаться привычных обычаев. Содержатели заведений и игорных домов, торговцы наркотиками или живым товаром здесь поопасней будут любого торговца истуканами. Вот уже где кроется не ветхое язычество, а подлинный сатанизм. И если им серьезно дорогу перейти, то они быстро найдут простые и эффективные средства остаться при своих прибылях и избавиться от непрошеных реформаторов.

Очевидно, меняя в корне представления людей о жизни, апостолы больно уязвляли и души и кошельки многих. Им, апостолам, действительно приходилось быть подобными овцам посреди волков. Неудивительно, что в наш век при массовой греховной расслабленности и слабоволии так плохо идет борьба с индустрией греха или даже не идет вовсе.

***

Апостолы должны были хранить как зеницу ока свою духовную свободу. И не тюремное заключение угрожало этой свободе. Как раз в тюрьмы они шли и часто Ангелами из тюрем были выводимы. Свободу могли заставить их утратить подарки, взятки, привычка к почету, ласкательства, принимаемые со стороны знатных, и проч. Поэтому Павел говорил, прощаясь, ефесским пресвитерам: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян. 20:33–34). Апостолы имели право брать от Церкви все, что им предложат, и пользоваться на пользу свою и общую. Но они не имели права желать и просить, тем более требовать от общин нечто материальное для себя. Дали — слава Богу! Нет — тоже слава Богу! И в том же духе говорит об этом «Учение двенадцати апостолов»: «Если (апостол или пророк) потребует денег, то он лжепророк» (Гл. 11).

***

Продать или купить можно то, что производится, делается, вырабатывается. А то, что получено как дар и не имеет денежного эквивалента, продаваться не должно. Свечка — товар, ей и цена есть. А молитва — дыхание Духа. Она бесценна. Вешать ценник на молитву — грех против Духа, рождающего молитву. И как безумие Иуды родило сделку: «Я вам — Господа, а вы мне — серебро», так и бесстыдство лжепророков стремится купить Духа за пенязи. Вот Симон (бывший волхв), «увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» (Деян. 8:19). Оттуда родился термин «симония», т.е. купля-продажа того, что выше всякой цены. И «Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» (Деян. 8:21–22).

Но как повешенный Иуда качается над миром, бросая на землю тень, так и Симон все идет и идет рядом с Церковью через всю историю и предлагает монеты, чтобы получить Утешителя.

***

Денежные отношения — сердцевина жизни падшего человечества. При наличии высших ценностей деньги занимают свое важное, но не абсолютное место. Если же высший план бытия отсутствует, то деньги желают одеться в пышный наряд с надписью «Святое святых» и превращаются в идола: золотого тельца или серебряную жабу. Очевидно, апостолы, меняя мир и разнося повсюду благоухание познания Бога, меняли весь гнилой уклад, не исключая и денежной стороны вопроса. Они не писали новых законов, но меняли само отношение людей к себе, к жизни и ко всему, что под руками. Мы далеко откатились в этом вопросе от радостной изначальной новизны. Кое-где мы просто капитулировали. Причем, не сейчас, а очень давно. Мы — это все христиане. Дух бытового материализма заземлил нас и очерствил. Во все товары, вместе с прибавочной стоимостью, вложена лживая мысль о всесилии экономики и вечном прогрессе товарного производства. А прогресс этот вовсе не вечен и экономика вовсе не всесильна. Мы узнаем об этом, когда дышит Дух и заставляет гнилье сгорать и ветошь рассыпаться.