Православие в латвии
Содержание
LiveInternetLiveInternet
Православие явилось исторически первым христианским исповеданием, получившим распространение на латвийской земле. Православное христианство приходит на территорию нынешней Латвии в XI веке из соседних русских областей. Уже в XII веке в Латвии существовали в разных местах православные церкви. Латвия, располагаясь на пути «из варяг в греки», с давних времен находилась в сфере взаимосвязей севера и юга от Понтийского (Черного) моря до студеных вод. Это обстоятельство способствовало раннему проникновению христианства на берега Двины (Даугавы), о которой знали издревле. В летописи Нестора (по Лаврентьевскому списку) говорится: «Дньпръ бо потече из Волковского леса, и потечетъ на полъдне, а Двина из того же леса потече на полуношьс и внидет в море Воряжское».
По Двине, согласно древнему преданию, апостол Андрей Первозванный, проповедуя Слово Божие, достиг берегов Балтики и морским путем направился в Скандинавию. Этими путями, а также по дорогам, ведущим во Псков, Смоленск и Великий Новгород, самораспространялось и православие. Оно никогда и никем не насаждалось, не предписывалось и не навязывалось насильно. Православие воспринималось местными жителями в общении с белорусами, великороссами, которые с древних времен общались и проживали с племенами летигола, селы, земгала, корсь, ливами, вендами (славянского происхождения).
Всякий путешественник, посетив столицу Латвийской Республики, непременно обратит внимание на одну из ее главных достопримечательностей – собор Рождества Христова (Kristus Piedzimšanas katedrāle). В центре Риги, на Эспланаде, возвышается величественное здание собора – прекрасное произведение церковной архитектуры, это крупнейший православный храм Риги. В советское время здесь был планетарий и ресторан, но после восстановления независимости собор был отреставрирован, и теперь здесь снова собираются верующие. В любой день – будь то будни или праздники, – сюда непрерывным живым ручейком текут богомольцы. Здесь бьется сердце православной Латвии. Здесь находится кафедра митрополита Рижского и всея Латвии Александра, возглавляющего Латвийскую Православную Церковь Московского Патриархата.
Христорождественский собор был возведён в 1876-1884 гг. по решению прибалтийского генерал-губернатора князя Багратиона в нововизантийском стиле. Деньги на строительство были выделены царем Александром II из казны Российской Империи. Изящное здание облицовано цветным кирпичом и увенчано пятью куполами. По свидетельству современников, посещение собора приносило людям душевное отдохновение, радость высокодуховного состояния. Этому в немалой степени способствовала особая внутренняя атмосфера храма, его убранство. До Первой мировой войны величественное строение с голубыми куполами те годы было самым дорогим зданием в Риге, с необычайно роскошным и высокохудожественным интерьером – в храме была выдающаяся коллекция старинных икон, три иконостаса работы русского живописца, преподавателя Петербургской академии художеств Василия Верещагина, расшитые лучшими золотошвейками одеяния священников, фрески в византийском стиле и древнехристианскими орнаментами на стенах.
На долю этого одного из самых значительных православных соборов и красивейшего архитектурного строения Балтии выпало немало испытаний. Собор имеет непростую судьбу — три раза его разрушали, грабили, закрывали, и опустошали. Собор пережил две войны, в 1960 году советские власти его закрыли, а само здание переделано в планетарий, который официально назывался Домом знаний. Hо храм выстоял, и вот уже много лет радует красотой и статью всех жителей и гостей Риги, независимо от вероисповедания. Поэтому в народе его именуют «трижды воскресший». Сейчас внутреннее убранство этого важного культурно-исторического объекта восстанавливается.
Восстанавливать храм начали c 1991 года, а 6 мая 2000 года архиепископ Александр освятил новый иконостас собора. Сейчас Христорождественский собор в Риге великолепно расписан, восстановлены купола и крыша. Стены внутри храма расписаны в византийском стиле древнехристианскими орнаментами. Усилиями благотворителей установлен новый иконостас. Но еще многое предстоит сделать. Реставрационные работы в храме продолжаются до сих пор. A трижды воскресший Христорождественский собор уже обрел свое достойное место в духовной и культурной жизни Латвии.
Рижский Троице-Сергиев женский монастырь — один из известнейших центров Православия в Прибалтике. Зародился он неподалеку от центра Риги более 100 лет назад. Основательницами монастыря являются сестры Екатерина и Наталья Мансуровы, выходцы из аристократической семьи, фрейлины двора Императрицы (отец их был сенатором и статс-секретарем, мать — урожденная княгиня Долгорукова). Семья приехала в Ригу в 1887 году в связи с болезнью дочери Наталии, в надежде на рижских докторов (врачи помогли, дочь выздоровела). Семья щедро благотворительствовала рижским православным храмам. Сестры Мансуровы много сил отдали открытию в Риге частной общедоступной воскресной школы с русским языком обучения, организовали приют для девочек-сирот и богaдельню для стариц, которая послужила основой Свято-Троицкой общины в 1892 году. В 1894 году её посетил св. Прав. Иоанн Кронштадский, благословил основателей и предсказал процветание обители.
B 1902 году по Указу Св.Синода община была преобразована в Свято-Троице-Сергиев монастырь. B 1902–1907 годах на территории монастыря по проекту рижского архитектора Н.Х. Пекшена было осуществлено строительство собора, освященого в честь Святой Троицы. Долгое время храм оставался монастырским, но c 1961 г. Свято-Троицкий собор состоит в ведении епархии и выполняет функции городского кафедрального собора.
Многое пришлось пережить за эти годы православным Латвии: смену правительств, лихолетье двух мировых войн, период безбожной власти. Не раз казалось, что само существование обители находится под угрозой. Но пути Господни неисповедимы. Вот уже больше века здесь возносятся молитвы, и каждый, кто приходит сюда, чувствует, что городская суета и шум остаются позади, а душа умиротворяется. Ведь не случайно святые отцы говорят, что в монашеских обителях Небо приближается к земле.
Свято-Троицкий собор никогда не был закрыт. Сегодня eго украшают росписи середины XX века, великолепный золоченый иконостас, ранее принадлежавший храму Рождества Христова.
Главная святыня монастыря — чудотворная Толгская икона Божией Матери, написанная монахиней. Ежедневно в монастыре совершается полное уставное богослужение, денно и нощно читаетс “неусыпаемая” псалтырь, сестры выпекают просфоры для рижских храмов, занимаются рукоделием. Как и в соборе Рождества Христова, в Свято-Троицком соборе регулярно совершаются архиерейские богослужения.
Церковь Александра Невского — православный храм в городе Риге, памятник стиля классицизма с оригинальным архитектурным оформлением. Построена в 1825 году в честь победы России в Отечественной войне над армией Наполеона Бонапарта. Рижский храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского является уникальным памятником православного церковного деревянного зодчества первой четверти XIX века. Сегодня это один из самых почитаемых и любимых храмов Риги. Храм построен в 1825 году и стал своеобразным символом межконфессионального, межнационального и общечеловеческого единения, его посещают люди разных вероисповеданий, жители Риги и гости города. 4 декабря 1997-го года Рижская православная церковь Св. Александра Невского была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Она признана уникальным культурно-историческим памятником деревянной архитектуры. В Европе это единственное в своём роде здание – редчайшая купольная церковь, построенная в классическом стиле из вертикально поставленного бруса, что делает её настоящим чудом архитектуры. По форме церковь совершенно круглая (по канону православной архитектуры, храмы, построенные образом круга, символизируют вечность Бога). Уже к середине XIX века Александро-Невская церковь становится общепризнанным духовным центром.
За всё время своего существования Александро-Невский храм неоднократно подвергался ремонту. Приходилось часто красить наружные стены и расписывать внутренние; и в настоящее время наружные стены выкрашены масляной краской, внутренние — расписаны орнаментами в несколько красок: в куполе и панели – масляными, в остальных частях – клеевыми. Также неоднократно производилась чистка и позолота иконостаса. Hа протяжении всей истории существования снаружи храм, в основном, окрашивался в различные оттенки жёлтого цвета).
Уже к середине XIX века Александро-Невская церковь становится общепризнанным духовным центром. Деятельность храма была связана с многими выдающимися событиями православной жизни. С 1892 года вплоть до Первой мировой войны Александро-Невская церковь ежегодно в сентябре-октябре принимала святыню Псково-Печерского монастыря – чудотворную икону Божией Матери «Умиление». Здесь так же неоднократно пребывала чтимая в Лифляндии Якобштадская икона Божией Матери из Святодуховского храма. Ряд икон в интерьере храма относится к началу XIX века.
В советское время Александро-Невский храм был внесен в реестр самых охраняемых государством памятников русского церковного зодчества первой четверти XIX века. На сегодняшний момент церковь продолжает вековые духовные традиции и является одним из излюбленных и посещаемых центров духовной жизни в Риге.
Сотни людей пришли на отпевание Михаила Задорнова, состоявшееся 15 ноября 2017 года в храме Александра Невского г. Риги. Проститься с почившим 10 ноября писателем прибыли как близкие, так и поклонники его творчества. Вдоль близлежащих улиц с цветами стояли люди разных возрастов и национальностей. После отпевания гроб с телом Михаила Задорнова перевезли на его малую родину – в Юрмалу. Похоронен сатирик на кладбище Яундубулты, рядом со своим отцом.
Церковь была построена в 1814—1818 году по проекту прибалтийско-немецкого зодчего Теодора-Готфрида Шульца, в форме ковчега. Деревянный храм был построен в стиле классицизма. Объёмная композиция церковного здания относит его к стилю барокко, отделка церкви имитирует каменные формы. В отделке можно наблюдать ряд элементов, которые позволяют отнести эту церковь к образцу стиля классицизма. В частности, фронтоны, рустовка и пилястры большого ордера выполнены в этом стиле. До строительства Кафедрального собора Благовещенский храм считался одним из самых богатых по благоустройству и украшению.
Сама церковь разделена на три нефа, в каждом из которых находится по алтарю. Правый освящен в честь святителя Николая Чудотворца — здесь обычно проходят богослужения по будням и в дни памяти святого. Левый престол носит имя преподобного Сергия Радонежского, центральный — Благовещения Пресвятой Богородицы. Коллекция икон Благовещенской церкви по сути своей уникальна. Практически все образы старинные, а большинство из них действительно прославлены чудодействиями.
Сегодня уникальная деревянная церковь бережно реставрируется. Здесь уже поменяли все окна, вокруг возвели новый забор ярко-зеленого цвета. Начат грандиозный ремонт фасада. Будут перекрашивать внешние стены, менять крышу и двери.
При храме действуют большая библиотека и воскресная школа для детей, работают кружки пения, рисования, лепки и вышивания.
Храм во имя Всех Святых — один из красивейших храмов города Риги. Он находится на территории парка Клусайс (латыш. klusais — тихий), который был создан на месте старого кладбища, где, в основном, хоронили бездомных и умерших насильственной смертью.
22 августа 1882 года на месте бывшей деревянной церкви закладывается новое кирпичное здание. Через два года строительство было завершено. Торжественное освящение храма состоялось 9 мая 1884 года. Новое главное здание вместе с колокольней и трапезной частью с притворами составили единый архитектурный ансамбль.
С архитектурной точки зрения храм построен в стиле эклектики, в романских формах. Внутреннее пространство церкви просторно и величественно, но не подавляет человека, а сомасштабно ему и даже уютно. В церкви сохранился подлинный интерьер второй половины 19 века: трехъярусный иконостас пространственной формы, одноярусные иконостасы малых приделов, паникадила в технике прорезного железа.
По воспоминаниям прихожан, положение храма было сложным. Всехсвятская церковь то возрождалась, то оказывалась на грани закрытия. Службы то совершались, то их не было длительное время. Терялись иконы, утварь, священнические облачения.
Положение стало улучшаться с 1994 года. В здании бывшей церковно-приходской школы разместилась возрожденная Рижская Духовная семинария. Всехсвятский храм стал и приходским, и семинарским. В 2004 году в большом куполе храма были полностью заменены окна, отремонтирована значительная часть пола в главном алтаре и на солее. Сейчас продолжаются реставрационные работы и благоустройство храма. При Всехсвятской церкви активно действуют прекрасный хор, Воскресные школы для детей и взрослых, миссионерское общество.
Самостоятельный Ивановский приход на Московском форштадте Риги был образован в 1892 году. Богослужения в приходе совершались в деревянной церкви, стоявшей на Ивановском кладбище. Hовый каменный храм был возведен русским архитектором Владимиром Шервинским с 1911 по 1926 годы (По его проектам построено еще 25 православных храмов в Латвии, общественные здания и памятники).
Средства на cтроительство церкви давал владелец фарфоровой фабрики Кузнецов. Освящение Иоанновского храма состоялось осенью 1929 года. Внешний вид церкви зв время ее существования не изменился. За зданием церкови расположилось православное и старообрядческое кладбище (Ивановское). Сегодня Иоанновский храм является одним из почитаемых православных центров Риги.
В 2017 исполнилось 150 лет со дня постройки храма в честь Вознесения Господня. Вознесенская церковь в Риге известна тем, что богослужение и духовное просвещение прихожан ведется здесь на латышском языке. Создание латышской православной общины в Лифляндии относят к первой половине XIX века, 1820 году.
В 1867 на деньги, собранные среди прихожан, а отчасти на средства, отпущенные Синодом и правительством, была построена церковь. В течение всего времени храм во имя Вознесения Господня действовал как приходской, жизнь его никогда не прерывалась. Главной достопримечательностью и сегодня здесь остается резной деревянный алтарь, более строгий и менее декорированный, чем принято в Русской Православной Церкви, что делает его более близким и понятным православным латышам.
В 1993 году в храме были совершены восстановительные работы, которые продолжаются и по сей день, происходят внутренние ремонтно-реставрационные работы. Храм открыт во время совершения богослужений. Богослужения совершаются по средам, пятницам, субботним, воскресным и праздничным дням.
http://www.pareizticiba.lv/index.php?newid=46&id=100
andi_proc
Христорождественский кафедральный собор — главный собор Латвийской Православной Церкви в Риге.
Словосочетание «Кафедральный собор», означает высший статус церкви с архиерейской кафедрой.
Собор сооружён в неовизантийском стиле, по проекту Роберта Пфлуга в 1884-м году.
Освещён 28-го, того же года, митрополитом Киевским и Галицким Платоном.
Настоящей гордостью храма было собрание его икон, которые во многих случаях прихожане приносили в дар Собору Рождества Христова. Всего при одной из описей церковного имущества было зафиксировано 850 предметов.
СОВРЕМЕННЫЙ ВИД:
Так собор выглядел в оригинале (все купола с позолотой).
Вид на собор десятилетней давности (моя старая фотография). Внутри ещё без помпезных росписей и купола без золота.
Немного истории: Собор действовал до начала 60-х годов 20-го века, пока в 1963-м году его не закрыли с переоборудованием в планетарий. А само строение получило титул «Дома знания».
После закрытия собора Рождества Христова, кафедру перенесли в собор Святой Троицы (о нём я тоже сделаю репортаж).
Я застал тот планетарий и у меня от его посещения остались замечательные детские воспоминания.., хоть я и не приветствую подобное обращение с культурным наследием, но спасибо за планетарий (его посещение подтолкнуло меня к идеи заняться астрономией).
А вот самая популярная версия, почему же закрыли собор и перестроили его в планетарий:
«Якобы решение закрыть Христорождественский собор было принято министром культуры СССР Екатериной Алексеевной Фурцевой, которая вместе с сопровождавшими её местными политическими деятелями наблюдала следующую картину: в предпасхальные дни около 17 часов тень от рижского памятника Ленину падала на витрину находившегося на противоположной стороне улицы магазина Политической книги. А в ленинской руке, указующей путь к светлому будущему был крест центрального купола собора, также дававший тень на то же здание. Эта оптическая нелепица послужила одной из причин передачи здания Храма государству и открытия в нём планетария».
В 1991 году историческая справедливость была восстановлена возвращением храма верующим и начался долгий, поэтапный процесс восстановления данного сооружения…
В 2000 году храму был принесён в дар новый иконостас. Дарителями стали предприниматель из России Владимир Малышков (семья которого родом из Латвии).
А недавно, в соборе полностью закончено восстановление росписи, и он по праву является ярчайшей «жемчужиной» среди православных храмов всей Прибалтики!
Более подробная информация об истории собора на официальном сайте.
Весенний вид на собор со стороны парка (слева гостиница Radisson Blu Latvija).
Купола на закате.
В настоящий момент позолочены 2 главных купола и что-то мне подсказывает, что в планах позолотить их все! 🙂
Рассмотрим собор детально, с разных сторон…
Надпись над входом.
У центрального входа, зайдём внутрь…
Нас сразу встречает насыщенная роспись и надпись: «Бог есть Любовь».
Роспись со стороны выхода.
Небольшая ремарка. Как вы знаете, в православных храмах не любят фотографов, вот и здесь, за фотографирование интерьеров охранник просит сделать взнос 5 евро! В основном, это рассчитано на иностранцев, поэтому если вы попадёте в подобную ситуацию с «вымогательством», скажите (по русски) что вы православный, вам всего пару снимком для запечатления красоты и оставьте пожертвование 1-2 евро.
Алтарная часть и великолепная роспись собора.
Дабы вы смогли рассмотреть это детальнее, нижеприведённые фотографии кликабельны.
Свод купола собора собирает свет и играет красками… это Божественно! Фотография не передаёт всей красоты.
Будучи в Риге, обязательно загляните внутрь, он будет вам по пути 🙂
Со временем, я сделаю репортажи и по другим наиболее интересным соборам города.
Метки: Рига, православие, храм рождества христова, христорождественский собор, церкви
Что происходит в церковной жизни Латвии?
Портал «Credo.Press» со ссылкой на своего информатора «Ник. Шеметова» сообщает, что «в обстановке строжайшей секретности 9 октября в Риге прошло единственное заседание Поместного Собора Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата. На Соборе Церковь, по сути состоящая из одной епархии, была представлена предстоятелем — митрополитом Рижским и всея Латвии Александром (Кудряшовым), двумя викарными епископами, несколькими клириками, монашествующими и мирянами. Перед началом Собора всех делегатов обязали сдать мобильные телефоны».
«Незадолго до этого события, 3 октября, в Риге прошли торжества, связанные с 80-летием митрополита Александра, которого, несмотря на сложные отношения с Москвой, довольно пространно поздравил Патриарх Кирилл (Гундяев). Для гостей юбиляра была установлена специальная палатка неподалеку от собора, где расставили столы с угощением. И лишь через неделю духовенство узнало о созыве Поместного Собора, хотя логично это было бы сделать на торжествах, на которые съехалась вся Латвийская Церковь МП», — пишет издание.
«Повестка дня Собора не оглашалась, — говорится далее. — Никаких документов после окончания Собора опубликовано не было. От присутствующих на Соборе удалось узнать немного: утвержден в новой редакции Устав Церкви, который многократно на протяжении последних 10 лет подвергался правке, а также принято решение, что предстоятель Церкви возглавляет ее пожизненно (вопреки Уставу РПЦ МП об обязательной подаче архиереями прошений об увольнении на покой при достижении 75-летнего возраста). Никаких кадровых решений принято не было».
«Credo.Press» сообщает, что 10 октября епископ Елгавский Иоанн (Сичевский) и благочинный Валмиерского церковного округа протоиерей Николай Тихомиров прибыли из Латвии в Москву: «Цель их приезда — встреча с управляющим делами РПЦ МП митрополитом Тверским и Кашинским Саввой (Михеевым). Дело в том, что Латвийская Церковь Московского Патриархата в течение последних лет жила согласно Уставу, не утвержденному Архиерейским Собором РПЦ МП. На последнем Поместном Соборе Латвийской Церкви этот вариант Устава был принят и объявлен новым. Именно его предстоит утвердить или отвергнуть на очередном заседании Синода РПЦ МП, который состоится 20 октября».
Стоит отметить, что на официальном сайте Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата нет сообщения о проведении 9 октября в Риге Поместного Собора ЛПЦ МП. Появившиеся в Интернете сообщения о проведения Собора также не получили официального комментария. Поэтому достоверность информации «Credo.Press» остаётся под вопросом, особенно учитывая тот факт, что портал имеет откровенно антицерковный характер.
Однако ситуация в ЛПЦ МП, как известно, на самом деле довольно напряжённая.
Начать с того, что формально такой структуры как «Латвийская Православная Церковь Московского Патриархата» не существует. В составе Русской Православной Церкви есть автономная Японская Православная Церковь, есть Украинская Православная Церковь с неопределенным статусом (больше чем автономия, но меньше чем автокефалия), есть Белорусский Экзархат, который себя называет Белорусской Православной Церковью, есть Кишинёвско-Молдавская митрополия, которая себя называет Православной Церковью в Молдове, есть четыре митрополичьих округа (в Казахстане, Средней Азии, Западной Европе и Восточной Азии). Наконец есть Русская Православная Церковь Заграницей, а теперь и Архиепископия русской традиции в Западной Европе, статус которых тоже не определён, — и, похоже, никто определять его не торопится, поскольку непонятно, каковым он должен быть.
В прибалтийских государствах — Литве, Латвии и Эстонии — существуют с формальной точки обычные епархии РПЦ, которые по политическим соображениям называют себя Церквами, как впрочем Экзархат и Митрополия в Беларуси и Молдове. Русофобские политические режимы стран Прибалтики давно пытаются оторвать епархии от РПЦ. В Эстонии, как известно, дело давно дошло до создания параллельной Эстонской Церкви в составе Константинопольского Патриархата.
Теперь, похоже, настала очередь Латвии. Поводом для активизации латвийских властей «на православном направлении» стал преклонный возраст и слабое здоровье нынешнего главы Латвийской епархии митрополита Александра (Кудряшёва). Он — уроженец Латвии, в 1989 году стал викарным епископом при тогдашнем митрополите Рижском Леониде (Полякове). После кончины митрополита был назначен управляющим Римской епархией, в 2002 году возведён в сан митрополита.
Как сообщала РНЛ, 6 июня сего года сейм Латвии одобрил поправки к закону о Латвийской самоуправляемой православной церкви Московского Патриархата, согласно которым её предстоятель, иерархи и кандидаты на эти должности должны быть гражданами Латвии. Закон носит откровенно дискриминационный характер в отношении РПЦ, поскольку существенно ограничивает права Священного Синода и Святейшего Патриарха Русской Православной Церкви в управлении составной частью РПЦ — Латвийской епархией.
Видимо, сейчас какая-то часть духовенства Латвийской епархии, ангажированная русофобскими политиками Латвии, пытается воспользоваться благоприятной конъюнктурой, чтобы повысить статус епархии, продавив изменение в Уставе ЛПЦ МП.
Священноначалие Русской Православной Церкви в результате оказывается в непростой ситуации, поскольку, если согласиться с требованием изменения Устава РПЦ в части административного устройства, это может стать стартовым выстрелом для «парада суверенитетов» в Русской Православной Церкви.
Возможно, в силу щекотливости вопроса и был Поместный Собор в Риге таким секретным. Если, конечно, он на самом деле имел место…
Редакция Русской народной линии
Латвийская православная церковь
Латви́йская Правосла́вная Це́рковь (латыш. Latvijas Pareizticīgā Baznīca) — самоуправляемая Церковь в составе Московского Патриархата в Латвии.
История
Основная статья: Рижская епархия
В 1836 году было учреждено Рижское викариатство Псковской епархии, которое 1 марта 1850 года было выделено в самостоятельную Рижскую епархию, учреждённую 1 июля того же года. Епархиальному архиерею присваивался титул «Рижский и Митавский», каковым стал епископ Платон (Городецкий).
В связи с распадом Российской империи и переводом на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова) Рижская епархия четыре года оставалась без правящего архиерея. Латвийские власти не разрешали въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову), ни архиепископу Геннадию (Туберозову), которых Патриарх Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. В 1918 — нач. 1919 гг. Рижской епархией временно управлял викарный епископ Ревельский Платон (Кульбуш). Лишь после того, как на Рижскую кафедру предложено было перевести из Пензенской епархии архиепископа Иоанна (Поммера), латыша по-национальности, вопрос о возглавлении Рижской епархии был улажен с латвийскими властями.
В поисках компромисса с правительством Латвии архиепископ Иоанн (Поммер) ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления. 21 июня 1921 г. Патриарх Московский Тихон, Священный Синод и Высщий Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской Православной Церкви. В 1925 г. архиепископ Иоанн (Поммер) был избран в республиканский Сейм, где отстаивал равноправие Латвийской Православной Церкви с другими религиозными деноминациями Латвии. В 1926 г. возобновила свою деятельность Рижская духовная семинария. В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. архиепископ Иоанн был заживо сожжен в своей пригородной даче. Следствие об убийстве архиепископа Иоанна не дало результатов: в убийстве подозревались как спецлужбы Латвии, так и агенты из Советского Союза.
Вскоре после гибели архиепископа Рижского Иоанна (Поммера), в 1936 году руководство Латвийской Церкви заявило о переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, против чего возражали часть священнослужителей и большинство мирян; переход не был признан Московским Патриархатом и большинством других Поместных Православных Церквей. 29 марта 1936 г. митрополит Фиатирский Герман возглавил хиротонию во епископа бывшего гарнизонного священника из Даугавпилса Августина (Петерсона) с возведением его в сан митрополита Рижского и всей Латвии. В 1938 г. была открыта новая кафедра — Даугавпилсская. На нее был хиротонисан архимандрит Александр (Витоль).
В 1940 году, после присоединения Латвии к СССР, предыдущие решения были отменены и Латвийская Церковь вошла в состав Русской Православной Церкви на правах епархии. Митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон) ушел на покой.
В 1990 году, по провозглашении государственной независимости Латвии, Священным Синодом РПЦ Латвийской Православной Церкви было предоставлено самоуправление.
В Латвийской Церкви было проведено три Собора: 1997, 2001 и 2003 годов. Внеочередной собор 2009 года.
Современное состояние
Главным (кафедральным) собором Латвийской православной церкви является Христорождественский собор в Риге.
C 1993 г. возобновила свою деятельностью Рижская духовная семинария.
Статистика: 118 приходов; 92 священнослужителя (79 священников, 13 диаконов).
Богослужения в части приходов ведутся на латышском языке.
Структура
Предстоятели
- 1921—1934 Иоанн (Поммер), митрополит Рижский и Латвийский
- 1936—1940 Августин (Петерсон), митрополит Рижский и всея Латвии (Константинопольский Патриархат)
- 27 октября 1990-н/вр Александр (Кудряшов) (с 25 февраля 2002) митрополит Рижский и всея Латвии
Даугавпилсская кафедра
Даугавпилсский Борисоглебский кафедральный собор — самый большой православный храм Латвии
- 17 июля 1938 г. — 1940 г. Александр (Витоль), епископ Иерсикский (Константинопольский Патриархат)
- 23 июля 1989 г. — 27 октября 1990 г. Александр (Кудряшов), епископ Даугавпилсский, викарий Рижской епархии
- 19 августа 2006 г. — н/вр Александр (Матрёнин), епископ Даугавпилсский, викарий Рижской епархии
Монастыри
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Илуксте) — бывший Иллукстский Рождество-Богородицкий монастырь, основанный в 1667 году как мужской униатско-базилианская обитель; в 1839 году обращён в православный и приписан к Полоцкой епархии. В 1850 году отошёл к викариатству Рижской епархии, в 1880 году становится женской общежительной обителью III класса, в 1915 году эвакуирован в Нижегородскую губернию. В 1953 году закрыт и обращён в приходской храм, а с 1 августа 1996 года приписан в качестве подворья Рижского Свято-Троицкого монастыря.
- Екабпилсский монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (мужской) — основан в 1670 году, закрыт в 1866 году, возобновлен 1 октября 1993 года.
- Спасо-Преображенская пустынь (Елгава) — скит под Елгавой, основанный в 1895 году при Рижском Свято-Троице-Сергиевом женском монастыре.
- Свято-Троице-Сергиев женский монастырь — в 1892 году образована женская монашеская община, преобразованная в 1902 году в монастырь.
> Примечания
- Православные латыши встретили Рождество DELFI, 26.12.2011
Ссылки
- Латвийская самоуправляемая Православная Церковь
- Официальный сайт Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата
- Александр (Кудряшов): сайт Православие. База данных
Православные церкви | ||
---|---|---|
Автокефальные | Албанская • Александрийская • Американская • Антиохийская • Болгарская • Грузинская • Иерусалимская • Кипрская • Константинопольская • Польская • Румынская • Русская • Сербская • Чехии и Словакии • Элладская | |
Автономные | Синайская • Финляндская • Китайская • Эстонская (КП) • Японская • Критская (полуавтономная) | |
Самоуправляемые в составе РПЦ |
РПЦЗ • Латвийская • Молдавская • Украинская (МП) (с правами широкой автономии) • Эстонская (МП) • Белорусская (де-факто) | |
Самоуправляемые в составе КПЦ |
Западноевропейский экзархат русских приходов • Украинская ПЦ в Канаде • Украинская ПЦ в США | |
Прочие | Бессарабская (Румынская ПЦ) • Охридская (Сербская ПЦ) | |
Неканонические юрисдикции |
Абхазская ПЦ • Апостольская ПЦ • Белорусская АПЦ • Катакомбники • Македонская ПЦ • Российская ПАЦ • Российская ПЦ • РПЦЗ (А) • РПЦЗ(В) • Старообрядцы • Украинская Реформаторская ПЦ • Старостильные церкви (Болгарская • Греческие • Румынская) • Истинно-Православные церкви (Молдавская • Сербская • Русская • Русская катакомбная ЦИПХ) • Турецкая ПЦ • Украинская ПЦ КП • Украинская АПЦ • Украинская АПЦ (о) • Украинская АПЦ К • Черногорская ПЦ |
Рига: Церкви и соборы
-
- Туризм в Риге
- Отели Риги
- B&B/мини-отели в Риге
- Турпакеты в Ригу
- Авиабилеты в Ригу
- Рестораны Риги
- Развлечения Риги
- Форум путешественников о Риге
- Фото Риги
- Карта Риги
-
- Все отели Риги
- Спецпредложения отелей в Риге
- Горящие туры в Риге
- По типу отеля
- Рига: мотели
- Хостелы: Рига
- Рига: кемпинги
- Рига: отели бизнес-класса
- Лучшие семейные отели Риги
- Рига: спа-курорты
- Романтические отели Риги
- Отели класса «люкс» в Риге
- Казино: Рига
- По классу отеля
- Рига: 5-звездочные отели
- Рига: 4-звездочные отели
- Рига: 3-звездочные отели
- По сети отелей
- Отели Radisson в Риге
- Отели Accor в Риге
- Популярные удобства
- Отели в Риге, где разрешено проживание домашних животных
- Oтели с бассейном в Риге
- Отели с бесплатной парковкой в Риге
- Популярные районы
- Brasa: отели поблизости
- Skanste: отели поблизости
- Zasulauks: отели поблизости
- Teika: отели поблизости
- Sarkandaugava: отели поблизости
- Purvciems: отели поблизости
- Dzirciems: отели поблизости
- Ziepniekkalns: отели поблизости
- Популярные категории в Риге
- Отели В Центре Города в Риге
- Дешевое Жилье в Риге
- Отели С Джакузи в Риге
- Отели Класса Люкс в Риге
- Современные Отели в Риге
- Отели С Трансфером в Риге
- Отели Для Медового Месяца в Риге
- Дизайнерские Отели в Риге
- Апарт-Отели в Риге
- Отели с балконами в Риге
- Достопримечательности поблизости
- Отели рядом — Старый город
- Отели рядом — Ратушная площадь
- Отели рядом — Cмотровые площадки церкви Святого Петра
- Отели рядом — Памятник Свободы
- Отели рядом — Рижский Домский собор
- Отели рядом — Дом Черноголовых
- Отели рядом — Музей оккупации Латвии
- Отели рядом — Улица Альберта
- Отели рядом — KGB Building
- Отели рядом — Церковь Святого Петра
- Аэропорты поблизости
- (RIX) Аэропорт Рига: отели поблизости
-
- Рига: все рестораны
- Популярные блюда
- Рига: Севиче лучшего качества
- Рига: Пибимпап лучшего качества
- Рига: Дёнер-кебаб лучшего качества
- Рига: Каре ягненка лучшего качества
- Рига: Яйца по-бенедиктински лучшего качества
- Рига: Вегетарианский гамбургер лучшего качества
- Рига: Клубный сэндвич лучшего качества
- Рига: Болоньезе лучшего качества
- Рига: Буйабес лучшего качества
- Рига: Ребрышки лучшего качества
- Рига: Кебаб лучшего качества
- Рига: Лапша лучшего качества
- Рига: Крем-брюле лучшего качества
- Рига: Французские блинчики (крепы) лучшего качества
- Рига: Чили лучшего качества
- Ближайшие отели
- Рестораны поблизости Grand Poet Hotel by Semarah
- Рестораны поблизости Гранд Отель Кемпински Рига
- Рестораны поблизости Отель Neiburgs
- Рестораны поблизости Отель Bergs
- Рестораны поблизости Спа-отель Dome
- Рестораны поблизости Relais le Chevalier
- Рестораны поблизости Отель Monika Centrum
- Рестораны поблизости Park Inn by Radisson Residence Riga Barona
- Рестораны поблизости Отель Grand Palace
- Рестораны поблизости Radisson Blu Elizabete Отель
-
- Рига: все развлечения
- Рига: Достопримечательности и культурные объекты
- Рига: Древние руины
- Рига: Архитектурные достопримечательности
- Рига: Мосты
- Рига: Административные центры
- Рига: Священные места и религиозные достопримечательности
- Рига: Правительственные здания
- Рига: Исторические достопримечательности
- Рига: Маяки
- Рига: Загадочные места
- Рига: Памятники и статуи
- Рига: Районы
- Рига: Смотровые площадки и башни
- Рига: Прогулки по живописной местности
- Рига: Культурные объекты и достопримечательности
- Рига: Церкви и соборы
- Популярные категории в Риге
- Рига: Туры
- Рига: Обзорные экскурсии
- Рига: Туры по фабрикам
- Рига: Лодочные туры
- Рига: Экстремальный туризм
- Рига: Рыболовные туры и чартеры
- Рига: Туры по природным и заповедным зонам
- Рига: Авиатуры
- Рига: Экскурсии по городу
- Рига: Обзорные городские туры с остановками
- Рига: Литературные, художественные и музыкальные туры
- Рига: Железнодорожные туры
- Рига: Туры на мотороллерах, скутерах и мопедах
- Рига: Прогулки на лошадиной повозке
- Рига: Фототуры
- Рига: Многодневные туры
- Рига: Покупки
- Рига: Художественные галереи
- Рига: Антикварные магазины
- Рига: Универмаги
- Рига: Аутлеты
- Рига: Блошиные и уличные рынки
- Рига: Торговые центры
- Рига: Магазины сувениров и деликатесов
- Рига: Фермерские рынки
- Рига: Показы мод и фэшн-туры
- Рига: Шопинг-туры
- Рига: Развлечения и игры
- Рига: Игровые площадки
- Рига: Кинотеатры
- Рига: Казино
- Рига: Комеди-клубы
- Рига: Игровые и развлекательные центры
- Рига: Боулинг
- Рига: Спортивные комплексы
- Рига: Эскейп-квесты
- Рига: Игра Scavenger hunt (Поиск сокровищ)
- Рига: Стрелковые тиры/полигоны
- Рига: Другие виды игр и развлечений
- Рига: Мини-гольф
- Рига: Художественные студии и гончарные мастерские
- Рига: Ночная жизнь
- Рига: Бары и клубы
- Рига: Сигарные бары
- Рига: Кантри- и вестерн-бары
- Рига: Гей-клубы и бары
- Рига: Джаз-клубы и бары
- Рига: Караоке-бары
- Рига: Комеди-клубы
- Рига: Танцевальные клубы и дискотеки
- Рига: Кофейни
- Рига: Винные бары
- Рига: Туры с посещением баров, клубов и пабов
- Рига: Спа и оздоровление
- Рига: Спа
- Рига: Оздоровительные/фитнес-клубы и тренажерные залы
- Рига: Хаммамы и турецкие бани
- Рига: Римские бани
- Рига: Термальные спа-центры
- Рига: Йога и пилатес
- Рига: Активный отдых на открытом воздухе
- Рига: Клубы на пляже и у бассейна
- Рига: Пляжи
- Рига: Поля для гольфа
- Рига: Конные экскурсии
- Рига: Лодочные туры
- Рига: Аренда лодок
- Рига: Туры на скоростных моторных лодках
- Рига: Экстремальный туризм
- Рига: Рыболовные туры и чартеры
- Рига: Туры по природным и заповедным зонам
- Рига: Авиатуры
- Рига: Зиплайны и веревочные городки
- Рига: Прогулки на лошадиной повозке
- Рига: Стоячий серфинг с веслом
- Рига: Туры с каньонингом и дюльфером
- Рига: Музеи
- Рига: Художественные галереи
- Рига: Музеи искусств
- Рига: Детские музеи
- Рига: Исторические музеи
- Рига: Музеи естествознания
- Рига: Научные музеи
- Рига: Специализированные музеи
- Рига: Еда и напитки
- Рига: Винодельни и виноградники
- Рига: Пивоварни
- Рига: Ликеро-водочные заводы
- Рига: Пивные дегустации и туры
- Рига: Кофейные и чайные туры
- Рига: Кулинарные мастер-классы
- Рига: Гастрономические туры
- Рига: Винные туры и дегустации
- Рига: Винные бары
- Рига: Фермерские рынки
- Рига: Экскурсии по ликеро-водочным заводам
- Рига: Транспорт
- Рига: Трамваи
- Рига: Системы общественного транспорта
- Рига: Такси и маршрутные автобусы
- Рига: Автобусные перевозки
- Рига: Лодочные туры и водные виды спорта
- Рига: Лодочные туры
- Рига: Водные виды спорта
- Рига: Аренда лодок
- Рига: Туры на скоростных моторных лодках
- Рига: Сплав на каяках и каноэ
- Рига: Парасейлинг и парапланеризм
- Рига: Сплав на плотах и тюбах по реке
- Рига: Серфинг, виндсерфинг и кайтсерфинг
- Рига: Плавание с дельфинами
- Рига: Катание на водных лыжах и мотоциклах
- Рига: Рыболовные туры и чартеры
- Рига: Стоячий серфинг с веслом
- Рига: Природа и парки
- Рига: Острова
- Рига: Игровые площадки
- Рига: Пляжи
- Рига: Сады
- Рига: Природные и заповедные зоны
- Рига: Парки
- Рига: Государственные парки
- Рига: Пешеходные маршруты
- Рига: Зоопарки
- Рига: Водоемы
- Рига: Мастер-классы и семинары
- Рига: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
- Рига: Уроки и мастер-классы
- Рига: Кулинарные мастер-классы
- Рига: Художественные студии и гончарные мастерские
- Рига: Концерты и представления
- Рига: Кантри- и вестерн-бары
- Рига: Джаз-клубы и бары
- Рига: Комеди-клубы
- Рига: Представления
- Рига: Концерты
- Рига: Опера
- Рига: Театры
- Рига: Казино и азартные игры
- Рига: Казино
- Рига: Аквапарки и парки развлечений
- Рига: Тематические парки развлечений
- Рига: Туры
- Что обычно ищут в Риге
- Приключения
- Скрытые жемчужины
- Подходит для любителей адреналина
- Место для медового месяца
- Подходит для детей
- Подходит для пар
- Подходит для больших групп
- Бесплатный вход
- Недорого
- Подходит для дождливого дня
- Аэропорты поблизости
- (RIX) Аэропорт Рига: развлечения поблизости.
-
- Путеводители
- Приложения
- ЭкоЛидеры
Православие в Латвии имеет глубокие корни
– Владыка, к сожалению, мы очень мало знаем о Православной Церкви Латвии. Не могли бы Вы вкратце обрисовать Ее историю и нынешнее положение?
– Прежде всего, хочу подчеркнуть, что Православие в Латвии имеет глубокие корни. Земли, составляющие территорию нынешней Латвийской Республики, находятся на историческом пути «из варяг в греки». Это обстоятельство способствовало распространению христианства среди местных племен – летиголов (латгалов), селов, земгалов, корсей (куршей), ливов, вендов. Вера никем не насаждалась, они обращались в христианство, в православие, из язычества добровольно. Археологические памятники свидетельствуют о том, что уже к XI веку на берегах Даугавы стояли православные храмы. Одной из первых на правом берегу устья реки, там, где сейчас находится исторический центр Риги, была возведена православная церковь во имя святителя Николая Чудотворца.
В конце XII века латвийские земли постепенно завоевали рыцари Ордена крестоносцев, которые разоряли и уничтожали православные храмы, силой насаждая католичество. Притеснение православных верующих продолжалось несколько столетий. Все это время существовала только рижская Никольская церковь, где молились многочисленные русские торговые гости, имевшие лавки и подворья в городе. Главной святыней храма был древний образ святителя Николая. В XVII столетии шведы разорили храм, а икону увезли в Швецию. Сейчас она хранится в музее Университета Упсалы. Шведы подарили нам фотографию святого образа, но о возвращении святыни речи, конечно, нет.
После распада Ливонии ее земли между собой поделили Литва, Дания, Швеция и Польша. Православие тогда еще оставалось верой значительного числа населения. Особенно велико было число православных в Илуксте и Екабпилсе (Якобштадте), где был основан Святодуховcкий мужской монастырь.
Для борьбы с Православием иезуиты, которые очень активно действовали на территории бывшей Ливонии, стали насаждать униатство. Безжалостным преследованиям православных подвергали шведы. Ситуация начала меняться после включения шведских владений на территории бывшей Ливонии в состав Российской Империи. Начали строиться храмы, открывались новые приходы. В первой трети XIX века на территории Рижской губернии учреждается викариатство Псковской епархии, а в 1836 году в Ригу прибыл первый православный епископ Иринарх. К сожалению, вскоре ему пришлось покинуть кафедру. Причиной тому стал массовое возвращение местного населения в Православие, что возмутило остзейских баронов-землевладельцев. Они представляли силу, с которой не хотел конфликтовать рижский генерал-губернатор. По доносам в Петербург на архиерея, его отстранили от кафедры и тайно вывезли из Риги во Псков: тайно, потому что в восточной части губернии начались серьезные волнения – крестьяне хотели силой освободить епископа из-под стражи. Его преемникам по кафедре – епископу Филарету (Гумилевскому), Платону (Городецкому) – при котором была в 1850 году открыта самостоятельная Рижская кафедра, также постоянно приходилось преодолевать сопротивление со стороны баронов. К сожалению, им часто покровительствовала государственная власть в лице русского губернатора.
Во время Первой Мировой войны немцы, взяв Ригу, разорили православные храмы, вывезли все ценное имущество, даже колокола. Грабеж и разорение православных церквей Латвии продолжили большевики. Положение Церкви оставалось бесправным и при первой Латвийской Республике. Церковные здания и храмы силой захватывали официальные учреждения и ведомства, а также другие конфессии. Такое положение дел сохранялось вплоть до возвращения на родину в Латвию священномученника Иоанна (Поммера), Архиепископа Рижского и Латвийского. В советское время гонения продолжались, при Хрущеве, например, было закрыто и разрушено более сорока православных храмов.
4 мая 1990 года Латвия провозгласила государственную независимость, а в декабре 1992 года Латвийская Православная Церковь, получившая статус самоуправляемой и самостоятельной, была зарегистрирована в Министерстве юстиции Латвийской Республики.
В настоящее время Православная Церковь Латвии имеет 117 приходов. Число приходов больше числа храмов, так как многие недавно образованные общины не имеют своих зданий и собираются на молитву в неприспособленных для этого помещениях.
Среди латвийских священнослужителей много молодых людей, ведь старое поколение, увы, уходит. Однако есть в Латвии и священники, достигшие почтенного возраста.. В прошлом году отпраздновал свое девяностолетие протоиерей Георгий Тайлов, клирик храма святителя Николая в городе Огре (к слову, этот храм отец Георгий сам и построил), человек удивительной судьбы и жизненной стойкости. Батюшка обладает глубокой внутренней культурой, знает пять языков: русский, немецкий, английский, латышский, польский. Его семья была высокообразованной: мать отца Георгия являлась директриссой Рижской Русской частной Тайловской гимназии. Сам отец Георгий окончил семинарию при священномученике Иоанне (Поммере) в тридцатых годах. После Великой Отечественной войны был осужден на 25 лет лагерей за то, что работал в составе Псковской миссии по благословению митрополита Сергия (Воскресенского). Отсидев в заключении четверть века, служил затем на приходе, беспрекословно, со смирением, выполняя все послушания. Отец Георгий не озлобился ни на власть, ни на своих мучителей, и всегда относился к другим людям с добротой. В этом году он отметил 91 год. В тот день после Литургии он обратился к своей пастве, произнеся удивительные, поучительные слова истинного пастыря Церкви Христовой. «Я прожил долгую жизнь, – сказал он, – но за всю жизнь, увы, не сделал ничего хорошего….» Заметьте, отец Георгий сказал это в Огрском храме, который был построен исключительно его стараниями 7 лет назад! А ведь до этого в Огре вообще не было православного храма! Вот настоящий пример для подражания всем нам.
У нас семь священников-латышей, пятеро рукоположены мной. Уже 11 лет существует Рижская Духовная семинария. Семинария сегодня – единственной учебное заведение Латвии, где преподавание ведется целиком на русском языке.
Главная наша гордость – возрождение рижского Христорождественского кафедрального собора. Этот величественный храм строился при императоре Александре III. Он был освящен в октябре 1884 года епископом Рижским и Митавским Донатом. В советское время собор был объявлен государственной собственностью, нам его вернули в 1992 году. Сейчас на нем красуются новые купола, установлены новые иконостасы в приделах и нижнем храме, возведена изящная прочная ограда вокруг собора. Продолжается наружный капитальный ремонт – самая дорогостоящая часть восстановительных работ.
Но впереди еще много дел, в том числе и в нижнем храме собора. Предстоит сделать гидроизоляцию и гидродренаж – очень трудоемкие и требующие немалых средств работы. Нужно закончить роспись внутренней части собора, завершить ремонт фасада, благоустроить территорию вокруг храма. Предстоят серьезные материальные вложения, но я верю, что с Божией помощью и при содействии добрых людей православная святыня – собор, освященный в честь празднования Рождества Христова, – обязательно полностью возродится.
– Ваша паства преимущественно русскоязычная?
– Конечно, русскоязычное население составляет большую часть моей паствы. Латышей примерно одна пятая часть от общего числа. Как правило, они входят в общины латышских приходов, где богослужение целиком ведется на латышском языке. На него переведены тексты воскресных служб и великих праздников. Когда я служу там, то и служу, и проповедую на латышском. Латышские приходы есть в разных городах Латвии – Айнажи, Колке, Салацгриве, а также в Мадонском районе.
Главный латышский приход расположен в Риге – это храм Вознесения Господня. Некоторые латышские приходы, в частности, этот, живут по новому стилю и празднуют Рождество Христово 25 декабря. В тот день я совершал праздничное богослужение в Вознесенском храме. Я свободно по-латышски читаю, и говорю, что, конечно, импонирует латышам. На праздничную службу пришло около двухсот человек, шестьдесят пять процентов из них – молодежь. Хорошо помню, как шестнадцать лет назад на этой же службе было всего сорок четыре прихожанина, причем весьма зрелого возраста.
Очень много молодежи переходит в Православие и это не может не радовать. Хотя за пятнадцать лет выросло поколение, которое не знает русского языка, но оно тянется к Православию. Приходит и много пожилых людей. Особенно заметно это стало после пребывания в Латвии чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. После этого события наблюдается переход латышей в Православие.
– Как законодательно определен статус Православной Церкви Латвии? Существует ли в латвийской Конституции понятие «традиционная конфессия», как это сделано в России?
– Православная Церковь входит в число традиционных для Латвийской Республики конфессий, хотя понятие «традиционная конфессия» в Конституции страны (Сатверсме) не закреплено. Наша Церковь занимает третье по численности место, за нами идут старообрядцы, которых насчитывается более шестидесяти общин. Крупнейшая из них, и, пожалуй, одна из наиболее многочисленных в мире, – Гребенщиковская старообрядческая община. У них огромный храм, в котором много икон древнего письма.
В настоящее время наша Церковь совместно с Министерством юстиции готовит текст Закона о Православной Церкви. Аналогичный акт уже принят в отношении Католической Церкви. Это своего рода договор, которым определяется правовой статус Церкви и ее взаимоотношения с государством. Закон начали обсуждать два месяца назад, государственные власти первоначально предполагали принять его в декабре 2005 года. Мы многократно проводили консультации с юристами Министерства, доказывая им, что любое законодательное определение, касающееся религиозной сферы – это очень тонкая вещь, здесь масса нюансов и все их невозможно охватить за столь короткий срок. Поначалу они были очень категоричны, но после ряда писем с нашей стороны, консультаций, длительных переговоров между нашей специально созданной церковной комиссией и комиссией Министерства договорились, что проработкой статей Закона будем заниматься совместно в течение 2006 года.
– Одно время отношения между Россией и Латвией были несколько напряженными. Сказалось ли это как-то на Вашем положении? Насколько православных в Латвии ассоциируют с Россией?
– К сожалению, есть радикально настроенные латвийские политики, которые к этому очень склонны. Они весьма слабо разграничивают понятия «Русская Православная Церковь» и «Латвийская Православная Церковь Московского Патриархата». Самоуправляемый статус нашей Церкви им бывает чрезвычайно трудно объяснить. Боюсь, что многие из них понимать этого просто не хотят. От государства мы упреков не слышим, но они исходят от отдельных личностей, занимающих высокие государственные посты.
В ответ я постоянно повторяю, что Россия и Латвия – независимые государства, но Церковь не имеет земных границ: у Русской Православной Церкви есть приходы во многих странах мира. Мы находимся под омофором Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, но являемся по Уставу самоуправляемой Церковью. Поэтому, например, когда Латвию посещал Папа Римский, я встречался с ним. Я был приглашен на прием в честь понтифика и даже за торжественным столом сидел рядом с Папой, на чем он сам настоял.
Мы испытываем горечь от того, что Россия и Латвия никак не могут найти взаимоприемлемый вариант отношений. Когда я был еще ребенком, то по соседству с нашей семьей жили разные люди, разных национальностей и вероисповеданий, но все делали сообща. Свадьбы праздновали все вместе, на похороны помогать приходили все соседи, вместе собирали урожай. Проблем не было, все общались на русском и латышском языках и дружили между собой. Моя покойная бабушка говорила: «Соседи могут быть и хорошими, и плохими, но ты должен быть хорошим». Соседей не выбирают. Бог дал соседей, и с ними надо жить в мире.
Попытки втянуть Церковь в политические игры мы категорически отвергаем. Вхождение политической борьбы в каноническую жизнь недопустимо. Апостол Павел проповедовал в Риме, и можно представить себе, что творилось в столице языческой империи, какие нравы царили при Нероне, каким было отношение к христианам. С точки зрения политической апостол должен был создать и возглавить подпольное движение для борьбы с угнетающей властью. Но этого не было. Мы должны побеждать духовно, морально. С другой стороны мы обязаны свидетельствовать, что не со всем согласны, что хотели бы решать некоторые вопросы по-другому.
– Как обстоит дело с возвращением церковной собственности?
– Православной Церкви Латвии возвращено около 80% принадлежавшего ей недвижимого имущества и земли. Процесс возвращения зависит от многих факторов: от местоположения здания, от настроя местных руководителей. Если они доброжелательно настроены, то сами приглашают нас забрать церковные строения. Если здание или землю, некогда принадлежавшие Церкви, занимают волость или школа, то, конечно, мы не можем настаивать. У нас большие сложности в Лиепае, где стоит морской Никольский собор – прекрасное здание в русском стиле на строительство которого жертвовал средства император Николай II. Проблема в том, что до революции храм принадлежал морскому ведомству, а нынешние его преемники отвергают наши требования на том основании, что Церковь никогда не была собственницей здания. Пока мы получили его в аренду на девяносто лет. Рады и тому – 90 лет это большой срок. Сейчас мы приводим собор в порядок, отремонтировали купола, возвели кресты, благоустроили территорию. Большая проблема и с возвращением рижского храма Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла – это первый кафедральный собор Латвии. Именно в этом храме 8 ноября 1836 года провел первое богослужение епископ Иринарх. В крипте собора были погребены епископы Рижские и Митавские Вениамин (Карелин) и Филарет (Филаретов). В 1989 году власти передали здание латышскому национальному хору «Ave sol» под концертный зал. Сейчас храм формально находится на балансе Рижской городской Думы, хотя никаких документов о том, что это здание было Думе законно передано, не существует. Мы ведем судебное разбирательство, уже выиграли два процесса, но противодействие со стороны Думы, большая часть депутатов которой настроена националистически, продолжается.
– Как складываются ваши отношения с Католической и Лютеранской Церквами?
– Отношения с католиками и лютеранами у нас очень хорошие. Хотя я – русский по национальности, но родился и вырос в Латвии, здесь жило несколько поколений моих предков. Как местный житель я неоднократно встречался с католическими священниками, когда стал православным священником, часто бывал с ними вместе на разных государственных мероприятиях. На особо торжественные богослужения в лютеранском Домском соборе я также всегда получаю приглашения. У нас проводятся так называемые «экуменические богослужения», на которых присутствуют руководители разных христианских деноминаций. Я на них присутствую по положению.
Все обращения в государственные органы по важнейшим вопросам мы подписываем вместе – лютеранский архиепископ, католический кардинал и я. Эти обращения, в основном, касаются нравственных проблем: борьбы с наркоманией, запрещения абортов и так далее. Последнее наше совместное обращение было по поводу гей-парада в Риге. Мы вместе заявили, что выступаем категорически против таких акций. Также мы осудили легализацию однополых браков, благодаря чему они не были признаны государственным законодательством Латвии, хотя такие попытки предпринимались неоднократно. В нашем заявлении отмечалось, что однополые браки – явление противоестественное, они являются попранием всех нравственных норм и навлекут на народ проклятие Божие. Дискуссия велась ожесточеннейшая, один лютеранский священник, доктор богословия, правда, приехавший с Запада, очень активно выступал за однополые браки. Лютеранская Церковь Латвии за это лишила его сана. В адрес лютеран, кстати, сразу зазвучали крики об отсутствии демократии и пропрании прав человека.
Вместе с католиками и лютеранами мы пытались добиться права преподавать христианское вероучение в школах. Это был очень тяжелый труд. Мы выступали на радио, на телевидении, обращались к Правительству и в Сейм. В итоге было принято решение, что родители учащихся школы могут потребовать для своих детей преподавателя по такому предмету, труд которого государство обязано оплачивать. Эти уроки должны быть факультативными. Родители могут выбирать для своих детей этот вероучительный курс или предмет «Этика», который, как предполагается, не привязан к религиозным ценностям, хотя лично я не понимаю, как этика может быть безрелигиозной. К великому сожалению, родители часто выбирают для своих детей именно «Этику» или вообще говорят ребенку: никуда не ходи.
Эти проблемы мы обсуждаем на конференции «Церковь, семья и школа», которая ежегодно проходит в Риге. Присутствуют на ней и католический кардинал, и лютеранский архиепископ, и старообрядцы. Участники приезжают не только из Латвии, но и из России, Эстонии. Обязательно бывают представители Министерства образования и науки, Министерства по делам детей и семьи, Министерства интеграции и другие высокие государственные чины.
К сожалению, многие директора школ не хотят вводить обучение основам Православия. В основном, они сами принадлежат к другим конфессиям, а русские постепенно вытесняются из руководства образовательных учреждений. Но среди директоров встречаются православные латыши, которые приглашают нас к детям. В школу идут наши священники, иногда занятия провожу я.
Недавно меня пригласили в одну рижскую школу. Ее директор – латыш, но школа русская, «двенадцатилетка». В феврале я должен проводить для учащихся первое занятие по православному вероучению. Такие занятия проводятся для всех православных учащихся данной школы, независимо от возраста, нередко на них присутствуют и учителя. Обычно мы выстаиваем встречи в школах в виде живого непринужденного общения.
Нужно понимать, что голос одной конфессии не будет столь весомым, поэтому мы должны и можем выступать только сообща. Мы вместе протестовали против пропаганды сексуального воспитания, которое навязывается латвийским школьникам. Как православные мы стараемся в качестве альтернативы пропагандировать принципы, заложенные в Социальной концепции РПЦ, принятой на Архиерейском соборе 2000 года.
– Далеко не секрет, что в Латвии существуют серьезные проблемы с получением образования на русском языке. Зачастую противостояние превращается в открытый конфликт. Ваше видение путей его разрешения? Возможен ли компромисс?
Рижская Преображенская пустынька
– Я сам по образованию педагог, закончил историко-филологический факультет и более десяти лет работал в школе учителем литературы. Одновременно писал, был корреспондентом газет, очень увлекался живописью, но горячее, еще с детства возникшее желание служить Господу, победило во мне все другие привязанности. В храм я ходил с пяти лет. Позже меня за посещения храма чуть из школы не исключили, но Господь мне всегда помогал – и в школьные годы, и в период студенчества, и дальше в жизни.
Мое мнение таково – конечно, дети должны изучать латышский язык, но он не должен быть навязываем в ультимативной форме. Нагнетанием политической ситуации вопрос не решается. Надо уметь слышать друг друга, в том числе и своих оппонентов.
Нам трудно выступить только в защиту русских школ: односторонняя позиция сразу будет истолкована неоднозначно, и не в нашу пользу. Я лично убежден: будет Православие – будет русский язык. Не все из моих предков получили высшее образование, не все были учеными людьми, но все сохранили русскость, сохранили язык благодаря Церкви. Церковь – главное цементирующее общество начало. Православное преподавание всегда идет на русском языке. Хотелось бы, чтобы родители помнили это. Преподавание Православия детям – это уже способ сохранения языка. Конечно, для этого требуется более активное участие нас – священнослужителей. Нельзя ограничиваться требоисполнениями, нужно работать с людьми.
Но, в первую очередь, конечно, воспитывать детей должны родители. Им представляется выбор: боевики по телевизору смотреть или сесть с детьми почитать, например, «Сказки Пушкина», прозу Чехова, Тургенева, Достоевского. Не обязательно отправляться отдыхать в Турцию – можно поехать в паломничество по русским монастырям, даже по нашим храмам Латвии. Это будет иметь огромное воспитательное значение. Формированием русскости в собственных детях надо заниматься самим.
– Ведется ли в Православной Церкви Латвии социальная работа? Имеют ли ее клирики право и возможность посещать школы, больницы, духовно окормлять заключенных? От кого зависит инициатива их приглашения?
– Православные священнослужители ходят в больницы, детские дома, дома престарелых. Инициатива иногда исходит от руководства этих учреждений, иногда от нас. Наши капелланы наряду с католиками и лютеранами окормляют военнослужащих и заключенных. В двух колониях у нас есть особые комнаты, где совершаются молебны, совершается Таинство Причащения, проводят духовные беседы.
На базе Рижского Троице-Сергиева женского монастыря открыта благотворительная столовая. Каждый день мы кормим от двухсот до трехсот человек, среди них около двадцати процентов – латыши. Мы даем им пищу, не агитируя принимать Православие. Некоторые из этих людей в храм заходят, некоторые – нет, это их право. Столовая для малоимущих открыта и при храме в Лиепае.
На праздники мы развозим по детским домам и больницам собранные накануне пожертвования – конфеты, фрукты. Устраиваем детские лагеря отдыха. Этим летом у нас было три таких лагеря: два русских и один латышский. Латышский в том смысле, что главным языком общения был латышский, а по национальности около половины ребят были русскими. Педагогами в этих лагерях могли работать только те, кто закончил специальные двухмесячные курсы на латышском языке и получил сертификат. За три смены в каждом из лагерей отдохнуло девяносто детей.
– Есть ли у Латвийской Церкви свои издания и с какой периодичностью они выходят?
– Мы выпускаем церковный календарь на русском и латышском языках. Там же на вкладке печатаются цветные фотографии храмов, рассказы о событиях в Церкви. Издаются две газеты – общецерковная «Виноградная лоза» и Даугавпилсское благочиние издает газету «Православная жизнь». Печаются просветительные листки и брошюры.
У нас есть своя получасовая радиопрограмма «Преображение». Телевидения своего у нас нет, но меня приглашают выступать на различных телеканалах. Латвийское государственное телевидение пять раз в году проводит трансляции православных богослужений, причем бесплатно. На Рождество Христово целиком транслируется поздняя праздничная Литургия, полностью идет в эфир пасхальное богослужение. Когда к нам привозили Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы, а чуть позже – святые мощи святых преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары, эти события тоже телевидение транслировало. Конечно, католики и лютеране имеют больше возможностей, их показывают чаще. У латвийских католиков есть своя телестудия, подаренная Ватиканом. Иногда они даже приглашают меня выступить в их программах.
– Получаете ли Вы церковную прессу из России?
– Подписаться у нас невозможно, мы привозим только розницу. Очень хотелось бы, чтобы о Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата побольше писала бы российская церковная пресса, чтобы нами больше интересовались.
В мае мы ожидаем приезда Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Сроки и программа визита сейчас согласовываются. Полагаю, в преддверии этого исторического события самое время поддержать нас в церковной печати, рассказать многомиллионной аудитории верующих России о том, как живет и развивается Православие в Латвии.
С митрополитом Александром беседовала Ольга Кирьянова
Добавить комментарий