Православная церковь в Китае
Содержание
- Китайская православная церковь
- История православия в Китае
- Китайская автономная православная церковь
- Епархии
- Предстоятели
- Литература
- Примечания
- Ссылки
- КИТАЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
- История Китайской Церкви
- Предстоятели
- Использованные материалы
- Храм Святителя Николая Чудотворца (Шанхай)
- История
- Шанхай. Церковь Николая Чудотворца.
- Китайский храм
- Автономная церковь
- 11 самых красивых храмов Китая
- Какие храмы есть в Китае
Китайская православная церковь
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Харбине — один из четырёх ныне действующих храмов Китайской автономной православной церкви
Московский патриархат
не признана Константинопольским патриархатом
Кирилл (патриарх Московский) (временно)
Пекин, Китай
Пекин
Китай
китайский, церковнославянский
юлианский
Медиафайлы на Викискладе
Кита́йская правосла́вная це́рковь (кит. трад. 中華東正教會, упр. 中华东正教会, пиньинь: Zhōnghuá Dōngzhèngjiàohuì, палл.: Чжунхуа Дунчжэнчжаохуэй) — автономная православная церковь на территории Китая, входящая в состав Московского патриархата.
Образована в 1956 году решением Священного синода Московского патриархата. В конце 1960-х годов практически прекратила своё видимое существование и де-факто не восстановлена до сего времени и не имеет регистрации на уровне общегосударственного религиозного учреждения в силу малочисленности и разрозненности, хотя Московский патриархат продолжает считать её существующей.
В настоящее время (2017) существуют только 4 легально действующих прихода Китайской православной церкви: в Харбине, Лабдарине, Инине, Урумчи. На данный момент в Китайской православной церкви служат 2 священника — иерей Александр Юй (Харбин) и иерей Павел Сунь Мин (Лабудалинь). Существует официальный диалог между Русской Православной Церковью и Управлением по делам религии КНР с целью нормализации положения Китайской Православной Церкви. С 2011 года Храм Николая Чудотворца в Голутвине в Москве имеет статус подворья Китайской православной церкви.
Православные священники из России совершают богослужения для российских граждан на территории дипломатических представительств Российской Федерации в Пекине и Шанхае. Восстановлена деятельность прихода в Гонконге, в Шэньчжэне, Гуанчжоу, Даляне совершаются православные богослужения, доступные для иностранных граждан. Однако эти приходы официально не являются частью Китайской православной церкви.
История православия в Китае
Основная статья: Православие в Китае
Современная история православия в Китае началась в конце XVII века, когда пленённые в 1684 году китайской армией казаки крепости Албазин во главе со священником Максимом Леонтьевым были увезены в Пекин и основали там русскую общину и духовную миссию.
Действовавшая с XVII века в Пекине Русская духовная миссия играла важную роль в установлении и поддержании российско-китайских отношений, была центром научного изучения Китая и подготовки первых русских синологов. Из-за отсутствия дипломатических отношений между обоими государствами служители миссии в течение длительного времени являлись неофициальными представителями российского правительства в Китае.
В начале XX века в Китае началось строительство новых православных храмов: в 1900 году в Харбине был освящён Никольский собор, построенный из дерева в стиле русских шатровых церквей; были заложены церкви при станциях КВЖД (среди которых одной из первых была построена в 1901 году Сергиевская церковь в Имяньпо); приобретён участок и начато строительство подворья миссии с Благовещенским храмом в Харбине.
Ихэтуаньское восстание 1900 года, разгромившее здания Пекинской Миссии и физически уничтожившее 222 православных китайца, нанесло сокрушительный удар в деле проповеди Православия в Китае.
Тем не менее в 1900 году в Харбине было открыто Благовещенское подворье, а начиная с 1902 года деятельность Пекинской духовной миссии была не только восстановлена, но и получила дополнительное развитие — Начальник Миссии архимандрит Иннокентий (Фигуровский) был хиротонисан в епископа, усилены материальные средства, выделяемые на Миссию.
Сложным и вместе с тем плодотворным стал период после 1917 года, когда из России в Китай пришли сотни тысяч православных беженцев, нашедших убежище в Китае. К 1949 году в Китае было построено до 106 православных храмов. После «исхода» русских верующих из Китая в 1949 году в стране оставалось более 10 000 православных христиан.
Ввиду политических обстоятельств, в 1954 году Русская Духовная Миссия в Китае была упразднена. В её ведении к тому времени было более 100 храмов и молитвенных домов; всё её имущество было передано Китайской Народной Республике и посольству СССР. Бэйгуань (Северное подворье), где находилось три храма, женский монастырь, большая часть строений, и в состав которой входил исторический участок земли, впервые отведённый в Пекине для нужд православной миссии в 1985 году, отошёл посольству СССР. Главный храм Миссии в честь Всех святых мучеников, близ которого были похоронены начальники Миссии и в котором покоились мощи китайских мучеников и тела членов Императорской семьи, расстрелянных в Алапаевске, был разрушен, поруганию были подвергнуты и прочие храмы. Храмы вне территории посольства ветшали и сносились.
Китайская автономная православная церковь
24 апреля 1956 года начальник отдела культов при Госсовете КНР Хэ Ченсян дал разрешение на назначение архимандрита Василия (Шуана) епископом Пекинским, который должен был также временно исполнять обязанности главы Китайской православной церкви.
23 ноября 1956 года Священный синод РПЦ принял решение о даровании Православной церкви в Китае автономии и хиротонии во епископа Пекинского архимандрита Василия (Шуана). Последний был рукоположён во епископа Пекинского 30 мая 1957 года в Москве.
После смерти епископа Пекинского и Китайского Василия (Шуана) (1962) и епископа Шанхайского Симеона (Ду) (1965) Китайская православная церковь лишилась епископской иерархии.
«Культурная революция» 1966—1976 годов разрушила Китайскую автономную православную церковь. Были закрыты все православные храмы, многие из них были разрушены, многие священники претерпели гонения, ссылки, некоторые были убиты. Были осквернены мощи и иконы. До смерти Мао Цзэдуна в КНР нельзя было гласно вспоминать о Православии — в эти годы «культурной революции» Церковь сохранялась в сердцах немногих оставшихся православных христиан. Богослужения на территории Китая не совершались более 20 лет.
Православие в Китае начало возрождаться в середине 1980-х годов. В 1986 году была открыта для богослужения Покровская церковь в Харбине, где служил единственный получивший государственную регистрацию православный священник-китаец — протоиерей Григорий Чжу.
31 января 1994 года вступило в силу положение о регулировании религиозной деятельности иностранных граждан на территории КНР, позволяющее иностранным священнослужителям совершать богослужения по приглашению китайских религиозных организаций при согласии управления по делам религии при Госсовете КНР.
В 1996 году Григорий Чжу получил антиминс и миро от Московской патриархии и использовал их при богослужении до своей кончины в 2000 году.
17 февраля 1997 года Священный синод РПЦ постановил:
Поскольку в настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет своего Предстоятеля, впредь до его избрания Поместным Собором этой Церкви, в соответствии с православными канонами, каноническое управление епархиями Китайской Автономной Православной Церкви осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви — Патриархом Московским и всея Руси. Решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае в рамках, соответствующих китайскому законодательству, поручить председателю Отдела внешних церковных сношений.
Многократные попытки священника Михаила Ли добиться разрешения совершать богослужения не увенчались успехом, вследствие чего в мае 1999 года по приглашению архиепископа Илариона (Капрала) эмигрировал в Австралию, где 28 июня того же года возглавил Русско-Китайскую православную миссию в Австралии в юрисдикции Русской православной церкви заграницей.
В сентябре 2000 года в Харбине скончался настоятель Покровского храма города Харбина отец Григорий Чжу, единственный православный священник, официально служивший в то время в Китае.
В декабре 2000 года сотрудник ОВЦС священник Дионисий Поздняев, узнав, что потомки русских переселенцев в Трёхречье сохранили православную веру, совершил поездку в Лабдарин, где обнаружил построенный в 1990—1999 годы каменный православный храм. В связи с этим, 27 декабря 2000 года Священный синод Русской православной церкви постановил «Временное архипастырское попечение о пастве Китайской Автономной Православной Церкви, проживающей в Автономном Районе Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики, возложить на епископа Читинского и Забайкальского Евстафия в координации с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата».
16 декабря 2003 года в Пекине умер протоиерей Александр Ду.
В 2003—2004 годы протоиерей Дионисий Поздняев возродил приход в честь апостолов Петра и Павла в Гонконге, который был официально восстановлен 6 октября 2008 года решением Священного синода.
1 марта 2005 года вступили в силу новые «Положения о религиозных делах», которые расширили религиозные свободу китайских граждан
С 2005 года усилиями иерея Алексия Киселевича начинаются богослужения в Шанхае в помещении российского генерального консульства. С 2008 года там же служили двое оставшихся в живых священнослужителей Китайской автономной православной церкви — иерей Михаил Ван и протодиакон Евангел Лу.
30 августа 2009 года был освящён храм в честь святителя Иннокентия Иркутского в городе Лабудалинь (Лабдарин) — центре уезда Аргунь-Юци городского округа Хулун-Буир на северо-востоке автономного района Внутренняя Монголия; освящение совершил шанхайский священник Михаил Ван в сослужении настоятеля прихода святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерея Дионисия Поздняева. Открыт также Храм преподобного Сергия Радонежского в городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун).
13 октября 2009 года епископом Егорьевским Марком (Головковым) был освящён Успенский храм, восстановленный на территории Посольства России в Пекине. На втором этаже восстановленного храма были созданы музей Миссии в Пекине и библиотека православной общины Успенского храма.
В сентябре 2010 года делегация Государственного управления КНР по делам религий посетила Россию в качестве гостей Русской православной церкви и познакомилась с Московскими и Санкт-Петербургскими духовными школами для определения места обучения студентов из Китая.
Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 7 февраля 2011 года на базе московского храма святителя Николая в Голутвине было учреждено Китайское Патриаршее подворье, настоятелем которого назначен протоиерей Игорь Зуев.
10-15 мая 2013 года впервые состоялся визит Патриарха Московского и всея Руси в пределы Китайской православной церкви. В ходе визита Патриарх Кирилл встретился с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином и другими государственными деятелями КНР, совершил богослужения в Пекине, Харбине и Шанхае встречался с китайскими православными верующими, 12 мая в Пекине, презентовал свою книгу «Свобода и ответственность» на китайском языке.
Епархии
В настоящее время на канонической территории Китайской православной церкви нет ни одного епископа и критически не хватает священников.
Название епархии | Дата основания | Правящий архиерей | Административный центр | Приходов | Монастырей | Благочиний | Примечания |
Пекинская митрополия | 1918 | вдовствует; С 2009 года временно управляющий — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл |
Пекин | нет | 2 (Пекинское и Гонконгское) |
||
Харбинская | 1922 | вдовствует; С 2009 года временно управляющий — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл |
Харбин | 1 | нет | ||
Шанхайская | 1922 | вдовствует; С 2009 года временно управляющий — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл |
Шанхай | не зарегистрирован | нет | ||
Тяньцзиньская | 1922 | вдовствует; С 2009 года временно управляющий — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл |
Тяньцзинь | 1 | нет | ||
Синьцзянская | 1934 | Александр (Могилёв) (с 5 марта 2010) в/у, митрополит Астанайский | Урумчи | 1 | нет | С 2002 года временное архипастырское попечение осуществляет митрополит Астанайский и Алма-Атинский | |
Приходы в автономном районе Внутренняя Монголия КНР | 2000 | Димитрий (Елисеев) (с 3 июня 2016) в/у, митрополит Читинский | Хух-Хото | 1 | нет | С 2000 года временное архипастырское попечение осуществляет епископ Читинский и Краснокаменский |
Православие признано как религия русского национального меньшинства в специальных автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия, провинции Хэйлунцзян.
Предстоятели
- Василий (Шуан) (30 мая 1957 — 3 января 1962), епископ Пекинский и Китайский
- Симеон (Ду) (январь 1962 — 3 марта 1965) в/у, епископ Шанхайский
- Алексий II (17 февраля 1997 — 5 декабря 2008) в/у, патриарх Московский и всея Руси
- Кирилл (с 6 декабря 2008) в/у, патриарх Московский и всея Руси
Литература
- Ведерников А. Православная Церковь в Китае — в защиту мира // «Журнал Московской Патриархии». — 1953. — № 2, февраль.
- Дионисий Поздняев, Г. В. Прозорова Духовные основания российского диаспорального строительства в Северо-Восточной Азии
- Попов А. В. Из истории Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке (Китае, Корее и Японии) // Христианство на Дальнем Востоке. Материалы международной научной конференции. — Владивосток: ДВГУ. — 2000. — С. 149—154
- Русские в Китае / Под общ. ред. и предисл. А. А. Хисамутдинова; Р89 А. А. Хисамутдинов, Л. П. Черникова, Т. Н. Калиберова, Д. А. Поздняев, М. В. Дроздов и др. — Шанхай : Изд. Координационного совета соотечественников в Китае и Русского клуба в Шанхае, 2010. — 572 с.
- Дроботушенко Е. В. ПРАВОСЛАВИЕ В КИТАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 40-Х ГОДОВ XX ВЕКА ПО ДОКУМЕНТАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. 2016
Примечания
- 1 2 Статья. Православие в Китае (недоступная ссылка) (3 апреля 2017). Архивировано 21 августа 2017 года.
- Священный синод Русской православной церкви заявляет о неправомерности притязаний Константинополя на территорию Китайской Автономной Православной Церкви На официальном сайте МП 15 апреля 2008 г.
- http://st-nicholas.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=321:paskhu-khristovu-vstretili-v-kitae&catid=8&Itemid=118
- http://ria.ru/20180323/1517126154.html
- Конференция «Православие в регионах Китая» прошла в Алма-Ате : Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей
- По мнению начальника 13-й и 15-й миссии в Пекине архимандрита Палладия (Кафарова), первым проповедником в Китае был апостол Фома («Старинныя слѣды Христіанства въ Китаѣ» // «Восточный сборник» I, СПб. 1877.).
- ЖУРНАЛ ЗАСЕДАНИЯ СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ЦЕРКВИ. от 23 ноября 1956 года. Православие.Ru
- Священник Дионисий Поздняев. Православие в Китае.
- Православные китайцы отметили Пасху в Пекине.
- Журнал заседания Священного Синода Русской Церкви Архивная копия от 19 августа 2004 на Wayback Machine
- иерей (сейчас протоиерей) Михаил Ли
- Последний священник Пекинской миссии. Православие.Ru.
- Русско-Китайская Православная Миссия Рпцз В Австралии
- Pravoslavie.Ru / Три дня в Трехречье Архивная копия от 2 мая 2005 на Wayback Machine
- Три дня в Трехречье. Путевые заметки Православие.Ru
- Журнал заседания Священного Синода 27 декабря 2000 г. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».
- Скончался последний православный священник в Пекине расширенная версия. Интерфакс-Религия.
- Восстановлен приход в честь святых апостолов Петра и Павла в Гонконге. Патриархия.Ru, 6.10.2008.
- Принятые в КНР «Положения о религиозных делах» прокомментировал иерей Дионисий Поздняев pravoslavie.ru, 24.12.2004.
- Патриарх Кирилл совершил первую за полвека литургию в Шанхае. Интерфакс-Религия.
- Клирикам Китайской Автономной Православной Церкви вручены церковные награды. Патриархия.Ru, 13.3.2008.
- Китай встретил Пасху. Православие.Ru
- В Китае впервые за 50 лет освящен православный храм. Седмица.ру, Фоторепортаж о. Дионисия
- Русская Православная Церковь в Гонконге (недоступная ссылка). Дата обращения 8 мая 2011. Архивировано 11 августа 2016 года.
- Визит Путина в Пекин начался с посещения православного храма. NEWSru, 13.10.2009.
- В Пекине на территории российского посольства освящен Успенский храм. Патриархия.Ru, 13.10.2009.
- Митрополит Волоколамский Иларион совершил богослужение на Китайском Патриаршем подворье в Москве / Новости / Патриархия.ru
- Святейший Патриарх Кирилл: Церковь вносит вклад в укрепление подлинной дружбы между народами / Видеоматериалы / Патриархия.ru
- Завершился визит Святейшего Патриарха Кирилла в Китай / Новости / Патриархия.ru
- Патриарший визит в Китай — первые итоги : Православие и мир
- 1 2 3 4 5 6 Китайская Автономная Православная Церковь. // Патриархия.Ru
- REGIONS.RU — новости Федерации | Митрополит Иларион о православии в Китае
Ссылки
- «Китайская Автономная Православная Церковь: история, сегодняшний день, перспективы». Доклад председателя ОВЦС Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на официальном сайте МП
- Православие в Китае (сайт о. Дионисия Поздняева)
- Китай неизвестный — интервью со священниками Дионисием Поздняевым и Петром Ивановым
- Материалы о православии в Китае на сайте Русского клуба в Шанхае
- История Православия в Китае. // «Община. XXI век» № 2(39) 2004 г.
- Аудио-интервью с отцом Дионисием о православии в Китае
- Епархии Китайской Автономной Православной Церкви
- Библиографический указатель литературы и опубликованных источников по истории российского православного зарубежья 3. Литература по истории зарубежного Православия 3.4. Китайская Духовная Миссия, Харбинская Епархия, Китайская Православная Церковь
- новости по тегу «Православие в Китае» на сайте patriarchia.ru
- В. С. Русак Православие в Китае в XX веке
- Ксения Кепинг Храм Всех Святых Мучеников в Бэй-гуане (Пекин)
LCCN: n2011059578 · VIAF: 183660525 · WorldCat VIAF: 183660525
Автокефальные | |||||
---|---|---|---|---|---|
Исторические автокефальные |
|
||||
Автономные |
|
||||
Само- управляемые |
в составе РПЦ | в составе КПЦ | другие | ||
Примечания: 1) Автокефалия ПЦА признана 5 из 14 общепризнанных автокефальных церквей, остальные считают её частью РПЦ. 2) Автокефалия ПЦУ и рукоположения епископов УАПЦ и УПЦ КП, вошедших в неё, признаны 3 из 14 общепризнанных автокефальных церквей. 3) Существование структуры на заявленной территории признано не всеми поместными церквами. |
КИТАЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Китайская Православная Церковь, автономная Церковь в составе Московского Патриархата
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
Насчитывает около 15 тысяч верующих:
- Около 7 тыс. потомки трёхреченских казаков компактно проживающих в районе г. Лабдарин на территории провинции Внутренняя монголия в т.н. Русском автономном уезде.
- Около 3 тысяч этнических русских и китайцев от смешанных браков в Синзян-Уйгурском автономном округе (г. Урумчи и др.).
- Несколько сот православных китайцев потомков албазинских казаков, пленённых в конце XVII века после разгрома маньчжурами г. Албазина в Приамурье, проживают в основном в Пекине и дисперсно в других провинциях Китая.
- Небольшое количество православных китайцев потомков обращённых в православие Русской Духовной миссией в XVIII — нач. XX вв.
Из-за сложных исторических судеб и позиции современных китайских властей деятельность Церкви строго ограничена. Религиозное законодательство КНР не позволяет совершать неофициальные богослужения, можно только молиться в домах прихожан. Действующими легально зарегистрированными храмами Китайской Православной Церкви являются Ининский Никольский, Лабудалинский Иннокентиевский, Урумчинский Никольский и Харбинский Покровский. Кроме них на территории Китая также действует ряд приходов и общин для иностранцев, официально не входящих в состав Китайской Церкви.
Последний китайский священник старого поставления до конца своих дней служивший на территории Китая — протоиерей Александр Ду — скончался в 2003 году; проживший до 2015 года отец Михаил Ван не мог совершать регулярных богослужений. Протоиерей Михаил Ли, проходивший служение в клире Русской Православной Церкви Заграницей в Австралии, скончался в 2016 году. При этом в 2014 году, впервые за 60 лет, для служения в Китае были рукоположены новые клирики-китайцы — священник Анатолий Кун и диакон Александр Юй. В 2018 году к ним прибавился священник Павел Сунь.
Архиереев нет. Впредь до избрания Поместным Собором Китайской Автономной Православной Церкви своего Предстоятеля каноническое попечение о приходах на территории КНР осуществляется патриархом Московским и всея Руси.
История Китайской Церкви
Христианство в Китае до XVII в.
Дошедшие до нас исторические источники свидетельствуют о том, что христианство исповедовали в I — II веках и позднее многие народы, населявшие Западный Китай. С началом гонений на христиан в Китайской империи и с утверждением в Западном Китае ислама христианство, казалось, окончательно ушло из страны.
Впервые православные русские люди появляются в пределах нынешнего Китая в XIII столетии, когда по сожжении монголами Киева несколько десятков тысяч пленных было уведено в глубинные районы Азии. Но уже к середине следующего столетия они, не имея связи с родиной и духовной поддержки, совершенно ассимилируются и растворяются в местных племенах. Однако и сегодня еще можно найти в Китае старинные следы христианства, относящиеся к разным периодам истории страны.
Православие в Китае с XVII века до 1917 года
История Православия в Китае начинается с прибытием в острог Албазин старца Гермогена, который в 1671 году с согласия всех албазинцев заложил близ острога монастырь во имя Всемилостивого Спаса, его же стараниями была построена в крепости и церковь Воскресения Христова. В 1685 Албазин был взят и разорён китайцами. После окончательной потери Албазина в 1689 часть албазинцев поселилась в Пекине.
В 1713 году была учреждена Русская Духовная Миссия в Китае, задачами которой первоначально являлись, кроме пастырского окормления православных в Пекине, научная деятельность и осуществление дипломатических функций. После подписания Тяньцзиньского трактата в 1864 году, предоставившего иностранцам религиозные свободы, стала активно развиваться деятельность российских миссионеров.
В XVIII веке Русская Православная Церковь учредила в Китае епископскую кафедру. Мысль о необходимости послать с Миссией архиерея высказал митрополит Филофей, снова управлявший тогда сибирской епархией по кончине митрополита Иоанна (Максимовича). Получив известие о кончине о. Илариона, он писал князю Гагарину:
“Мы благодарим Бога, что расширяется христианская вера, имя Божие славится во языцех, и впредь есть надежда на прославление имени Божия среди китайцев… Аще ваше сиятельство приимеши по Бозе ревность, с преосвященным Стефаном (Яворским) посоветовав, доложите его Царскому Величеству и, избрав доброго и мудрого человека, туда в царство китайское пошлете не замедля. Аще хоть бы и чином архиерейским почтите, и клиру с ним человек 15 послати, понеже то они китайцы разумеют, что Его Царское Величество для укрепления вечного мира таких людей пришлет”.
Мысль святителя была с сочувствием воспринята членами Правительствующего Сената и Святейшего Синода. Первым православным епископом в Китае был назначен свт. Иннокентий (Кульчицкий), однако прибыть в Китай он не смог.
Православие было не единственной христианской конфессией в Поднебесной. Тогда в столице Китайской империи находилось немало иезуитов, которые появились в Китае в начале XVI столетия, а вслед за ними в 1631 году прибыли доминиканцы и францисканцы из Италии, Франции, Португалии. Двадцати французским миссионерам Людовик XIV назначил пансион в 9200 ливров, папские эмиссары получали субсидии и от китайского богдыхана, за что, кроме других работ, с 1708 по 1718 год составили географический атлас китайской империи. К 1723 году в Китае насчитывалось свыше 300 000 католических прозелитов, которые к XVIII веку перевели на китайский язык до 500 книг религиозно-нравственного содержания, в том числе Ветхий и Новый Завет. Представители различных католических конгрегаций добыли себе в Пекине участки земли и на них к 1721 году воздвигли четыре храма. Один из них, северный, находился даже в “красном городе”, возле дворца. Это место иезуиты получили от Канси в благодарность за излечение его от опасной лихорадки. Иезуит Вербье, находясь почти неотлучно при императоре во время его малолетства, истощал всё своё красноречие для обращения Канси, который оказывал большое уважение к “религии Владыки неба”, не возбранял даже принимать её своим подданным, но сам остался и умер в язычестве. Однако при таком выгодном положении в это время в среде католических миссионеров шли сильные раздоры из-за послаблений со стороны иезуитов китайским обычаям. Эти распри подрывали силу и значение католиков в Пекине. Незадолго до назначения о. Иннокентия (Кульчицкого) столицу Китая посетил папский легат Меццабарба с неудавшеюся миссиею по спорным вопросам. Вот в таких условиях Русская Православная Миссия продолжила свою проповедь.
К 1860 году в Китае насчитывалось не более 200 православных, как китайцев и маньчжуров, так и потомков русских «албазинцев».
На вторую половину XIX столетия приходится первоначальный период распространения Православия в Китае за пределы столицы Империи. Русская Духовная Миссия в Пекине в 1864 году была освобождена от обязанностей исполнения дипломатических функций в связи с открытием Русского Посольства. Члены Миссии, ученые и богословы, приступили к трудам по переводам богослужебной литературы на китайский язык. Этот период деятельности Миссии славен также синологическими трудами ее членов, заложивших основу русского китаеведения. Начало XX века – краткий период расцвета Пекинской Миссии. За несколько десятилетий было сделано немало переводов Священного Писания на китайский язык, были переведены основные богослужебные тексты и некоторые труды святых отцов. В те годы Миссия издавала как ученые труды членов Пекинской Миссии, так и церковные книги. В Пекине был основан первый китайский монастырь. В Москве и Петербурге действовали Подворья Пекинской Миссии.
За время существования Русской Духовной Миссии в Китае было возведено тридцать семь храмов (в том числе, храмы в Пекине, Харбине, Тяньцзине, Шанхае, отличавшиеся самобытностью), создано более сорока проповеднических точек, пять епархий (Пекинская, Тяньцзиньская, Синьцзянская, Шанхайская, Харбинская); учреждена православная семинария, двадцать мужских и женских религиозных школ, распространялось религиозное учение, была открыта библиотека, основано издательство и выпускался на русском, английском и китайском языках журнал “Китайский благовестник” (“Чжунго фуынь бао”), проводилась благотворительная деятельность.
В результате т.н. «боксёрского восстания» (1899-1901) из 1000 человек православной паствы Русская Духовная миссия потеряла 300 человек; некоторые из них отреклись от Православия, но другие, в числе 222, явились святыми исповедниками и мучениками за веру Христову.
В 1902 году было принято решение о возведении Начальника Российской Духовной Миссии в Китае архимандрита Иннокентия (Фигуровского) в сан епископа, в обязанности которого входило архипастырское окормление православной паствы, проживающей на всей территории Китая, Монголии, Синьцзяна и Тибета. В том же году Святейший Синод принял решение о канонизации 222-х китайских мучеников, пострадавших от ихэтуаней.
Православие в Китае в период с 1917 по 80-е годы XX века
Сложным и вместе с тем плодотворным стал период после 1917 года. Изгнанничество русской полумиллионной эмиграции в Китае дало обильные плоды святости: чудотворцы нового времени — святитель Иона Ханькоуский и архиепископ Иоанн Шанхайский, благочестивые архипастыри, насельники Харбинских обителей, стяжавшие благодатные дары прозорливости, многие тайные подвижники благочестия, имена которых ведает один лишь Бог. Своё последнее пристанище и упокоение в Китае нашли убиенные в Алапаевске в 1918 году родственники последнего императора Николая II. В Пекине до переезда в Иерусалим своими святыми мощами почивали преподобномученицы Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара (Яковлева).
Трагические революционные события в России и массовая эмиграция из России в Китай прервали миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви в Китае. Духовенство Пекинской Миссии почти не занималось проповедью Православия среди китайцев, а сосредоточило все свои труды на пастырском попечении о русских беженцах.
С 1918 года Русская Духовная Миссия в Китае была оторвана от каких-либо связей с Родиной и впоследствии подчинена Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.
В 20-е – 40-е годы минувшего века Китай ближе познакомился с Православием – русские эмигранты построили на территории Китая более сотни храмов – в Пекине, Харбине, Синьцзян, Внутренней Монголии, Гонконге, Ханькоу, Тяньцзине – во всех городах, где жили русские, можно было видеть Православные храмы. Православие воспринималось, правда, как “русская вера” — знакомство Китая с Церковью было внешним. Богослужения на китайском языке совершались только в Пекине, да и то нечасто. Китайской паствой Русской Православной Церкви были в основном крестьяне. К 1949 году в Китае было построено до 106 православных храмов: как на Севере, так и на Юге страны, в крупнейших городах и в провинциях.
27 декабря 1945 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви вошли в состав Московского Патриархата дальневосточные епархии на территории Китая согласно просьбам о воссоединении с Матерью Церковью митрополита Харбинского Мелетия и Начальника Миссии архиепископа Пекинского Виктора с их викариями.
В июне 1946 года на территории Китая образован Восточно-Азиатский Экзархат Московского Патриархата, включавший в себя Харбинскую и Пекинскую епархии.
Китайская революция 1949 года и последовавшая за ней массовая эмиграция русских беженцев из Китая поставили перед Церковью вопрос о создании Китайской Автономной Православной Церкви. После «исхода» русских верующих из Китая в 1949 году в стране оставалось 10 000 православных христиан.
Новая коммунистическая власть усилила давление на Церковь – в Китае была провозглашена политика государственного атеизма. Русская Православная Церковь была вынуждена покинуть Китай, оставив свою единокровную дочь, Церковь Китайскую, перед лицом страшных событий “великой пролетарской культурной революции”, известной варварским бесчинством хунвэйбинов, разрушением храмов и кладбищ, осквернением мощей и сожжением икон. На несколько десятилетий Церковь в Китае как бы прекратила свое существование – храмы были разрушены, богослужения не совершались более 20 лет.
В 1954 году была закрыта Русская Духовная Миссия в Китае. 24 апреля 1956 года начальник Отдела культов при Госсовете КНР Хэ Ченсян дал своё согласие на назначение архимандрита Василия (Шуана) епископом Пекинским, который должен был также временно исполнять обязанности главы Китайской Православной Церкви. В Отделе культов было высказано мнение о желательности сохранения православного центра КНР в Пекине. Было обещано построить новый храм и жилые помещения для священнослужителей и православных. Отдел культов при Госсовете КНР был извещён о мнении Московской Патриархии по организации управления Православной Церкви в КНР. 23 ноября 1956 года Священный Синод РПЦ принял решение о даровании автономии Китайской Православной Церкви и хиротонии во епископа Пекинского архимандрита Василия (Шуана), которая состоялась 30 мая 1957 года в Москве.
После смерти китайских граждан епископов Пекинского Василия (1962) и Шанхайского Симеона (1965) Китайская Православная Церковь лишилась архипастырского руководства.
«Культурная революция» 1966-1976 годов разрушила институционально молодую Китайскую Автономную Православную Церковь. Были закрыты все православные храмы, многие священники претерпели гонения, ссылки, некоторые были убиты.
Современное состояние православной жизни в Китае
Православие в Китае начало возрождаться с середины 80-х годов XX века. Первым открытым храмом стал Свято-Покровский храм в Харбине. Немногие оставшиеся в Харбине русские и православные китайцы получили разрешение молиться в нём в 1986 году. Настоятелем храма был назначен иерей Григорий Чжу, служивший в Харбине до своей смерти в 2000 году. Сегодня в Харбинском приходе около 120 прихожан, русских из них всего лишь 7 человек. Богослужение совершались по-славянски — китайские богослужебные книги, конфискованные в годы “культурной революции”, не возвращены до сих пор. За богослужением в Харбинском храме возносилось имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В сентябре 1997 года завершена реставрация Свято-Софийского храма, бывшего некогда украшением Харбина.
На территории Автономного Района Внутренняя Монголия, в Трёхречье, проживает около 7 000 православных христиан, в основном русских потомков трёхреченских казаков. Центром их церковной жизни является город Лабдарин. На одной из главных улиц этого города как бы в компенсацию за 18 разрушенных храмов Трёхречья власти возвели новый храм в честь святителя Иннокентия Иркутского, освященный в 2009 году. Однако, за отсутствием священника, регулярных богослужений в нём не совершалось.
В Урумчи в 1986 году трехтысячная община русских, проживающих в Синьцзяне, добилась разрешения на строительство Свято-Никольского храма. Строительство было завершено к 1990 году Богослужения в храме, однако, не возобновились — в Синьцзяне также нет священников. Храм так и остался неосвящённым до сегодняшнего дня. По праздникам и в воскресные дни православные Синьцзяна сами собираются в храм для молитвы. Власти Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР объявили Рождество Христово нерабочим днём для православного населения. В дни Пасхи местные власти устраивают для православных праздничный банкет. В Синьцзяне православные храмы построены также в Кульдже (Инин) и Чугучаке.
В 1993 году состоялся визит в Китай делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем Отдела внешних церковных сношений. С ответным визитом посетила Москву китайская делегация во главе с иереем Григорием Чжу.
Со времени дарования Автономии Китайской Православной Церкви имя Предстоятеля Матери-Церкви — Патриарха Московского и всея Руси неукоснительно возносится за богослужениями во всех приходах Китайской Автономной Православной Церкви.
Ныне покойный настоятель прихода в Харбине священник Григорий Чжу святое Миро и новый антиминс получил из Московской Патриархии в 1996 году.
В Пекине вокруг территории Посольства России — бывшей территории Русской Духовной Миссии — до сегодняшнего дня живёт около 400 албазинцев. Все они сохранили веру, смогли тайно в годы “культурной революции крестить своих детей и внуков. В Пекине также проживал до своей кончины в 2003 году пожилой китайский священник — протоиерей Александр Ду. Несмотря на преклонный возраст он неоднократно обращался к городским властям Пекина с просьбой открыть для православных пекинцев храм, однако всегда получал отказ.
Около 30 православных китайцев живут в Шанхае. Так же как и в Пекине, власти не соглашаются до сего дня открыть в Шанхае Православный храм. Городские власти Шанхая объявили архитектурными памятниками и взяли под свою охрану два сохранившихся православных храма города — кафедральный собор в память иконы Божией Матери “Споручница грешных” и Свято-Николаевский храм, воздвигнутый в память об убиении Императора Николая II. Рядом с кафедральным собором сохранился архиерейский дом. В самом соборе открыта биржа, а в Свято-Николаевском храме — ресторан.
17 февраля 1997 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил в связи с исполняющимся в 1997 году 40-летнм юбилеем дарования автономии Китайской Православной Церкви в более полной мере осуществлять попечение о пастве Китайской Автономной Православной Церкви. Принято было также решение о том, что впредь до избрания Поместным Собором Китайской Автономной Православной Церкви своего Предстоятеля каноническое попечение о приходах на территории КНР осуществляется патриархом Московским и всея Руси.
Китайская Автономная Православная Церковь долго продолжала испытывать притеснения и давление со стороны властей. Годами невозможно было решить вопрос о рукоположении новых священнослужителей, не было возможности издавать Священное Писание и богослужебные книги, получать церковное образование. Последний китайский священник старого поставления в клире Китайской Церкви, иерей Михаил Ван, скончался в 2015 году. Одновременно, в 2010-х годах наметились подвижки к лучшему: в 2014 году, впервые за 60 лет, были рукоположены два новых клирика-китайца получивших образование в духовных школах России — священник Анатолий Кун и диакон Александр Юй; в 2018 году к ним прибавился священник Павел Сунь. Пошла публикация новых богослужебных и катехизических текстов на китайском языке.
Константинопольский Патриархат учредил в 1996 году митрополию Гонконга и Юго-Восточной Азии. В 2008 году Священный Синод Константинопольского Патриархата заново определил границы митрополии Гонконга, включив в ее пределы Китайскую Народную Республику, Тайвань и ряд государств Юго-Восточной Азии. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года заявил о нерушимости канонических границ Китайской Автономной Православной Церкви и одобрил позицию по защите прав паствы Китайской Православной Церкви, сформулированную в соответствующем заявлении Священного Синода от 15 апреля 2008 года .
Предстоятели
- Василий (Шуан) (30 мая 1957 — 3 января 1962) и/о, еп. Пекинский
- Симеон (Ду) (1962 — 1965) и/о, еп. Шанхайский
- Алексий (Ридигер) (17 февраля 1997 — 5 декабря 2008) и/о, патриарх Московский и всея Руси
- Кирилл (Гундяев) (с 1 февраля 2009) и/о, патриарх Московский и всея Руси
Использованные материалы
- «Китайская Автономная Православная Церковь: история, сегодняшний день, перспективы». Доклад председателя ОВЦС Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла
«Китайская Автономная Православная Церковь» —
Храм Святителя Николая Чудотворца (Шанхай)
Храм святителя Николая Чудотворца в Шанхае
- КНР
Хуанпу
православие
Шанхайская
Медиафайлы на Викискладе
Храм святителя Николая Чудотворца (Николаевская церковь, кит. 圣尼古拉堂) — храм Китайской Автономной Православной Церкви, расположенный в Шанхае. Построен в 1935 году как военно-приходская церковь, получил статус храма-памятника императору Николаю II. Сооружение охраняется Шанхайским муниципалитетом как памятник архитектуры.
История
После революции в Китай устремился поток русских беженцев из России. Немало оказалось их и в Шанхае.
Инициатором строительства первого православного храма в Шанхае был генерал-лейтенант Фаддей Глебов, который и организовал сбор средств. Текст выпущенного в 1932 году обращения с призывом вносить свою лепту в «возвышенное дело» содержит и смысл особого посвящения храма-памятника: «созданный нами здесь, на чужбине, храм-памятник достигнет всей полноты своего значения, будет и памятником великого русского несчастья, памятником наших страданий, нашей тоски по Родине, нашего сердечного раскаяния в содеянных грехах, веры в Бога и в воскресение святой Руси». Вместе с обращением распространялся отпечаток графического листа с перспективным изображением храма, подписанного автором и датированного 25 ноября 1932 года. Проект храма был безвозмездно составлен архитектором Александром Яроном, который не только руководил работами, но и оплачивал из собственных средств работу всего технического персонала.
Закладка Николаевского храма в Шанхае состоялась 18 декабря 1932 года на территории французской концессии. журнал «Рубеж» прокомментировал это событие как «исключительное в истории Шанхая русское православное торжество». Строительство было осуществлено в весьма короткие для стеснённых в средствах Русских эмигрантов — 15 месяцев. Освящение храма состоялось в начале 1934 года. Эта церковь стала первым храмом-памятником Николаю II в истории русского зарубежья. Автор заметки по истории возведения храма писал в 1936 г.: «… как много говорит русскому сердцу это святое сооружение-памятник страданий, перенесенных Русским народом за время революции, символом которых нам являются мучения и смерть Царя Мученика и Его Августейшей Семьи».
В 1949 года большая часть русских эмигрантов покинули Шанхай. В августе 1955 года церковь была закрыта.
В 1952 году епископ Шанхайский Симеон (Ду) в письме Патриарху Алексию указывал:
прекрасный по архитектуре и внутренней отделке храм, могущий служить гордостью и украшением не только русской колонии, но и нашего многомиллионного города, посвященный Великому Покровителю земли Русской Святителю Николаю «умудрились» воздвигнуть на гроши от крови и пота изгнанников на чужой земле, которую до сих пор не выкупили. Заключив долгосрочный контракт на землю с пролонгацией, не сумели добиться продления таковой, а в результате согласно глупейшего договора пришлось по постановлению высшей инстанции суда передать в полную собственность владетельнице её землю да ещё в придачу великолепный храм. А теперь мне приходится платить аренду и за землю, и наш храм, да плюс колоссальные налоги сравнительно с мизерной доходностью.
В 1965 году, после смерти последнего православного архиерея Китайской Православной Церкви епископа Шанхайского Симеона (Ду), все православные храмы в Шанхае были закрыты китайскими властями, храмовые здания были национализированы, объявлены архитектурными памятниками и взяты под охрану. Во времена «культурной революции» в Китае в закрытом храме размещалась прачечная. Уцелеть во время бесчинств хунвэйбинов храму помог размещённый неизвестным в киоте на фронтоне колокольни портрет Мао Цзэдуна. По словам православного китайца Иоанна Чена «некто сказал мне, что во времена культурной революции фрески были не сбиты, а покрыты побелкой. Позже стены оштукатурили. Возможно, фрески подлежат восстановлению, но я не уверен».
На протяжении более 20 лет Николаевский храм использовался как склад. Позднее в самом соборе разместилась биржа, а в конце 1990-х годов в притворе собора был устроен ресторан итальянской кухни и ночной клуб. В 2002 году Иоанн Чен так описывал это: «Француз — владелец ресторана <…> заштукатурил все фрески, и кто-то нарисовал поверх раздетых языческих богинь. Один христианин рассказывал мне, что когда он и несколько его товарищей вошли туда, они перекрестились со словами: „Господи, помилуй, что же это случилось? Здесь была икона святителя Николая, здесь была Матерь Божия, но что здесь теперь — женщины без одежды!“. Хозяин также поставил стол в алтаре. Странно, но этот стол более дорогой, чем другие. Когда я беседовал с ним обо всем этом, он сказал: „Я заплатил правительству за это здание. Если вы хотите получить его, то должны заплатить вдвое больше“»; «Здание разделено на два этажа, но не составит особого труда убрать этот фальшивый потолок. В алтаре все осталось нетронутым, кроме, разумеется, иконостаса и престола — они отсутствуют».
В 2002 году Русский клуб в Шанхае при поддержке генерального консульства России организовал сбор подписей с просьбой о выселении увеселительных заведений из помещений Никольского храма и собора иконы Божией Матери «Споручница грешных». Просьба соотечественников, поддержанная руководством Русской Православной Церкви и российского государства, была частично удовлетворена: из кафедрального собора был выведен ночной клуб, сам собор после реставрации превращён в выставочный зал.
В 2005 году в Шанхае сформировалась православная община, в Генеральном консульстве России начали проводиться регулярные богослужения, которые возглавил приехавший из Москвы протоиерей Алексий Киселевич. Переговоры о возобновлении церковной деятельности в двух оставшихся в Шанхае православных храмах серьёзно продвинулись после принятия в 2007 году закона, разрешающего коллективные богослужения иностранцев на территории КНР.
Вопрос о возобновлении богослужений в одном из исторических храмов Шанхая в период Всемирной выставки ЭКСПО-2010 поднимался и в ходе посещения города делегацией Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации во главе с архиепископом Волоколамским Иларионом (Алфеевым) 20 декабря 2009 года. Тогда члены делегации совершили в Никольском храме краткую молитву и пропели песнопения в честь Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. После этого визита православными жителями Шанхая были собраны сотни подписей под просьбой о предоставлении храма для совершения служб. В сборе подписей приняли участие не только россияне, но и граждане Украины, Белоруссии, Сербии, Румынии, Болгарии и других стран.
С мая по ноябрь 2010 года, на период проведения в Шанхае Всемирной выставки ЭКСПО, церковь была передана шанхайской общине Русской Православной Церкви в аренду на выходные и праздничные дни, по будням в храме по-прежнему работал ресторан. 9 мая 2010 года протоиерей Алексий Киселевич впервые после полувекового перерыва совершил в Никольском храме-памятнике богослужение.
15 апреля 2012 года после годового перерыва, связанного с отсутствием разрешения со стороны властей, храме состоялось праздничное Пасхальное богослужение. В храм пришло более 300 «русских шанхайцев», из них причастников более 160 человек. Впервые за все с момента возобновления служб, храм не смог вместить всех желающих. К 11 часам дня часть из них из-за недостатка места переместилась даже на проезжую часть. Несмотря на это, судьба храма остаётся под вопросом. В том же году в его помещениях возобновило свою работу кафе.
23 июня 2012 года в храме совершил богослужение председатель РВЦС Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), которому сослужили настоятель православной общины Шанхая протоиерей Алексий Киселевич и клирики Китайской Автономной Православной Церкви иерей Михаил Ван и протодиакон Евангел Лу. После Литургии митрополит Иларион обратился со словами благодарности к иерею Михаилу и другим православным китайским верующим, «которые, несмотря на все трудности и препятствия, твердо пронесли по жизни православную веру».
С 2015 года до апреля 2018 года (Пасхи) богослужения в храме не проводились. В настоящее время богослужения в храме местные власти периодически разрешают проводить по праздникам.
- 1 2 В Шанхае член ИППО Семен Ваксман помянул почетного члена ИППО императора Николая II в день его рождения
- 1 2 3 4 5 6 Впервые за полвека в Николаевском храме в Шанхае совершена Божественная литургия
- 1 2 Memorial to the Martyred Emperor Tsar Nicholas II his most August Family.
- Левошко С. С. Архитектурное наследие Русского Зарубежья: Храмы-памятники Николаю II // Трибуна русской мысли. — № 2(6). — 2003. — С. 152—159.
- № 548. Приложение к документу № 547. Письмо епископа Шанхайского Симеона патриарху Алексию I о положении Русской православной церкви в Китае // Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров — Совете министров СССР. Том 1. 1945—1953 гг., стр. 621—626
- 1 2 За Великой Стеной: Православие в Китае. Часть 2 / Православие.Ru
- Пасхальная радость в Шанхае / Блог / Русский Шанхай
- Митрополит Иларион совершил Божественную литургию в Свято-Николаевском храме Шанхая | Русская Православная Церковь
- http://tass.ru/obschestvo/5978373
- Бывший Свято-Николаевский храм-памятник, г. Шанхай
Шанхай. Церковь Николая Чудотворца.
Военно-приходская церковь свт. Николая Чудотворца, сооруженная и освященная в начале 1934 г. в Шанхае, стала первым храмом-памятником царю Николаю II в истории русского зарубежья. По воспоминаниям бывших русских шанхайцев после 1947 г. Свято-Николаевская церковь стала считаться советской, а после отъезда русских была закрыта китайскими властями и использовалась под склад. Все иконы и церковная утварь были уничтожены. Сейчас здание бывшей Свято-Николаевской церкви тесно окружено современной застройкой, не имеет крестов, несколько изменило свой внешний облик, в киоте на фронтоне колокольни – портрет Мао Цзэдуна, и используется под французский ресторан. Интерьер храма претерпел значительные изменения: появились межэтажное перекрытие, новые росписи со светскими сюжетами. Но сохранились частично прежняя стенопись, мозаичное изображение Пантократора, паникадило и цветные витражи. Сооружение охраняется Шанхайским муниципалитетом как памятник архитектуры.
Сведения об авторе проекта шанхайского храма, который современники считали шедевром современного церковного искусства – архитекторе Александре Ивановиче Яроне фрагментарны и относятся исключительно к российскому периоду. Знаем мы о нем весьма немного. Напротив, в Русском Зарубежье Ярона знали очень хорошо, о чем говорит публикация в сан-францисской газете «Русская жизнь» к 25-летию со дня смерти архитектора.
В Шанхай А. И.Ярон (1874, Санкт-Петербург – 1935, Шанхай) прибыл из Владивостока в 1922 г. Со страниц альманаха “Врата” предстает одаренная и энергичная личность, выделяющаяся своей исключительностью не только в среде русского Шанхая, но и во всей русской эмиграции Дальнего Востока. Он был организатором и председателем первого в Шанхае литературно-художественного объединения “Аполлон”, одним из инициаторов и лектором местного Технического Центра. Профессия архитектора оказалась востребованной в Шанхае: Ярон открыл собственную мастерскую, построил много крупных общественных сооружений, ставших достопримечательностями города, доминантами в городском ландшафте.
Свято-Николаевская церковь служивших в российской армии и флоте памяти царя-мученика Николая II и его августейшей семьи была ключевой в творческой судьбе А. И. Ярона, несравнимо более значимой в духовном смысле, чем все остальное. Храм, завершенный почти за год до смерти архитектора, был поистине любимым детищем его создателя, вложившего в свое последнее творение всю душу и талант. Будучи одним из главных вдохновителей создания храма, он безвозмездно разработал эскизный проект, выполнил рабочие чертежи и возглавил строительство, оплачивая из собственных средств работу всего технического состава.
Идея о сооружении в центре французской концессии Шанхая православного храма-памятника принадлежит генерал-лейтенанту Ф.Л.Глебову. Текст выпущенного в 1932 г. обращения с призывом вносить свою лепту в «возвышенное дело» содержит и смысл особого посвящения храма-памятника: “…созданный нами здесь, на чужбине, храм-памятник достигнет всей полноты своего значения, будет и памятником великого русского несчастья, памятником наших страданий, нашей тоски по Родине, нашего сердечного раскаяния в содеянных грехах, веры в Бога и в воскресение святой Руси”.
Вместе с обращением распространялся отпечаток графического листа с перспективным изображением храма, подписанного автором и датированного 25 ноября 1932 г. Остальной проектно-сметной документации не обнаружено, как и фотоснимка общего вида сооружения, сделанного во второй половине 1930-х гг. и позже. Закладку храма-памятника 18 декабря 1932 г. журнал “Рубеж” прокомментировал как “исключительное в истории Шанхая русское православное торжество”.
Новые веяния в искусстве России в конце XIX – начале ХХ века соотносились в первую очередь с неорусским стилем – национально-романтической версией модерна. Это яркое направление, особенно активно проявившееся в религиозном искусстве – культовом зодчестве, церковной живописи, музыке, продолжило свое бытие за пределами России. Шанхайский храм-памятник, возведенный через полтора десятка лет после “смерти” неорусского стиля в России, творчески развивал его эстетику.
Архитектура храма стоит в одном ряду со многими известными в России храмовыми сооружениями начала ХХ в. в нерусской стилистике, но особенно явно перекликается с одним менее известным конкурсным проектом часовни-памятника в честь 300-летия Дома Романовых в Каменец-Подольске (арх. Д. А. Васильев и М. А. Адамович. Не реализован), будучи при этом оригинальным сооружением.
Оригинальное конструктивное решение с открытым внутрь шатрообразным пространством усиливает в интерьере впечатление устремленности ввысь. Интерьер храма-памятника был тщательно продуман и высокопрофессионально исполнен ведущими мастерами живописи Шанхая. Ярон разработал проекты иконостаса, киотов-памятников, эскизы паникадил, изразцов, мозаичного орнамента плит пола, витражей, дверей, аналоев, подсвечников и т.д. – все в древнерусском стиле. Мозаичное изображение Пантократора в своде центрального купола, иконы по двум сторонам царских врат были также его работы.
Многообразие художественной отделки интерьера: величественные образы святых, лепной декор, изразцы, блеск гравировки и филиграни иконных риз – не разрушало эстетику условности внутреннего пространства храма, воплощавшего современным языком форм заветы аскетичной духовности русской православной церкви. Чудесная красота храма не была подавляющей, а была уютной и теплой. Символичным, как и каждая деталь в этом храме, было цветовое решение куполов: центральный – покрыт мозаикой сине-бирюзового цвета, четыре малых купола темно-синего цвета с золотыми звездами, купол колокольни трех цветов Дома Романовых: белого, оранжевого и черного.
Автор заметки по истории возведения храма писал в 1936 г.: “… как много говорит русскому сердцу это святое сооружение-памятник страданий, перенесенных Русским народом за время революции, символом которых нам являются мучения и смерть Царя Мученика и Его Августейшей Семьи”. Таким образом, содержание храма-памятника Николаю II в сознании его современников расширено до памятника страданиям всего русского народа, постигших его во времена исторической беды, которая стряслась с Россией.
На сегодняшний день можно констатировать незавидное, даже убогое, положение некогда высоко почитаемого русской колонией Шанхая Свято-Николаевского храма-памятника. Включение его в научный оборот явится первым шагом в разрушении пелены незаслуженного забвения замечательного памятника духовно-общественной мысли и созидательной деятельности российской эмиграции на Дальнем Востоке.
С. Левошко. Источник: информационно-аналитический портал «Православие на Дальнем Востоке»
После революции в Китай устремился поток русских беженцев из России. Немало оказалось их и в Шанхае.
Инициатором строительства первого православного храма в Шанхае был генерал-лейтенант Фаддей Глебов, который и организовал сбор средств. Проект храма был безвозмездно составлен архитектором Александром Яроном, который не только руководил работами, но и оплачивал из собственных средств работу всего технического персонала.
Закладка Николаевского храма в Шанхае состоялась в 1932 году на территории французской концессии. Строительство было осуществлено в весьма короткие для стеснённых в средствах Русских эмигрантов — 15 месяцев. Освящение храма состоялось в начале 1934 года. Эта церковь стала первым храмом-памятником Николаю II в истории русского зарубежья.
После 1949 года большая часть русских эмигрантов покинули Шанхай. В 1955 года церковь была закрыта.
В 1965 году, после смерти последнего православного архиерея Китайской Православной Церкви епископа Шанхайского Симеона (Ду), все православные храмы в Шанхае были закрыты китайскими властями, храмовые здания были национализированы, объявлены архитектурными памятниками и взяты под охрану. Во времена «культурной революции» в Китае в закрытом храме размещалась прачечная. Уцелеть во время бесчинств хунвэйбинов храму помог размещённый неизвестным в киоте на фронтоне колокольни портрет Мао Цзэдуна.
На протяжении более 20 лет Николаевский храм использовался как склад. Позднее в самом соборе разместилась биржа, а в конце 1990-х годов в притворе собора был устроен ресторан и ночной клуб.
С мая по ноябрь 2010 года, на период проведения в Шанхае Всемирной выставки ЭКСПО, церковь была передана шанхайской общине Русской Православной Церкви в аренду на выходные и праздничные дни, по будням в храме по-прежнему работал ресторан. 9 мая 2010 года впервые после полувекового перерыва в Никольском храме-памятнике было совершено богослужение.
Китайский храм
Примеры употребления слова пагода в литературе.
Паспарту вошел в пагоду, не помышляя, что совершает преступление: просто он, как турист, хотел полюбоваться внутренней отделкой Малабар-Хилла, ослепительными украшениями храма, выполненными в стиле браминской архитектуры.
Затем ждете, пока хоромы не будут уже наполовину возведены, а тогда нанимаете архитектора с тонким вкусом, и он строит вам у них под самым носом живописную мазанку, или азиатско-голландскую пагоду, или свинарник, или еще какое-нибудь замысловатое сооружение в эскимосском, кикапуском или готтентотском стиле.
Он положил бумагу в карман и вдоль озера по новехонькой, выложенной кирпичом дорожке, через бесполезные, но радующие глаз мостки, мимо пагоды и террас на склоне холма пошел к дому Энсона Ли.
Хотя, у Жун Мэй и действительно в голове все смешалось в дикую кашу с торчащими оттуда обрывками ярких лоскутков, пагодами, именами, галереями, тумаками и щипками, драконами и фениксами, искусственными озерами и пайлоу, и визжаще-свистяще-шипяще-лающей какофонией посулов, угроз, сплетен, доверительного мерзкого хихикания, похотливых намеков.
В этом замечательном городе сотни пагод и мечетей, великолепных дворцов, самый роскошный из которых несомненно дворец нагурского короля.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Автономная церковь
Автономная церковь (от греч. αὐτονομία — самозаконие) в православии — поместная церковь, получившая самостоятельность в вопросах внутреннего управления от той или иной автокефальной церкви, в состав которой данная автономная церковь входила ранее на правах экзархата или епархии. Глава автономной церкви избирается на поместном соборе с последующим утверждением патриархом кириархальной церкви. Традиционно автономные церкви имеют небольшое число епископов.
Зависимость автономной церкви от кириархальной выражается в следующем:
- предстоятель автономной церкви поставляется предстоятелем кириархальной церкви;
- устав автономной церкви утверждается кириархальной церковью;
- автономная церковь получает от кириархальной церкви миро;
- имя предстоятеля кириархальной церкви возглашается во всех храмах автономной церкви перед именем её предстоятеля;
- предстоятель автономной церкви подсуден высшей судебной инстанции кириархальной церкви.
Статус понимается как формально-правовой и не должен смешиваться с так называемыми самоуправляемыми церквями.
В настоящее время существует пять автономных православных церквей:
- Синайская православная церковь в юрисдикции Иерусалимской православной церкви.
- Финляндская православная церковь (около 65 тыс. чел.) в юрисдикции Константинопольской православной церкви.
- Эстонская апостольская православная церковь в юрисдикции Константинопольской православной церкви.
- Японская православная церковь (36 тыс. чел.) в юрисдикции Русской православной церкви.
- Китайская православная церковь исторически находится в юрисдикции Русской православной церкви. 9 января 2008 года Священный синод Константинопольской православной церкви без согласования с Московским патриархатом, имеющим на территории Китая своих священнослужителей, изменил границы учреждённой им в 1996 году митрополии Гонконга, включив в её пределы Китайскую Народную Республику и ряд государств Юго-Восточной Азии.
Кроме того, Критская православная церковь с 1965 года имеет статус полуавтономии в составе Константинопольской православной церкви.
В Русской православной церкви статус её автономных церквей с 2011 года регулируется отдельной главой Устава РПЦ.
- Первоначальная редакция Устава РПЦ, принятого в 2000 году, не включала, как то было и ранее, в состав Московского Патриархата находящиеся в зависимости от него автономные церкви, равно как и их каноническую территорию: УСТАВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, Москва, 13-16 августа 2000 года: «2. Входящие в Русскую Православную Церковь Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, Духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья (далее по тексту Устава именуемые «канонические подразделения») канонически составляют Московский Патриархат. <…> 3. Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах».
В Викитеке есть тексты по теме: «Автономия и способ её провозглашения»
- Цыпин В.А. Автономная церковь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 203-204. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
- Цыпин Владислав, протоиерей. Церковное право: Глава 27. Церковь и территория. Церковная диаспора. Автокефальные и автономные церкви
Автокефальные | |||||
---|---|---|---|---|---|
Исторические автокефальные |
|
||||
Автономные |
|
||||
Само- управляемые |
в составе РПЦ | в составе КПЦ | другие | ||
Примечания: 1) Автокефалия ПЦА признана 5 из 14 общепризнанных автокефальных церквей, остальные считают её частью РПЦ. 2) Автокефалия ПЦУ и рукоположения епископов УАПЦ и УПЦ КП, вошедших в неё, признаны 3 из 14 общепризнанных автокефальных церквей. 3) Существование структуры на заявленной территории признано не всеми поместными церквами. |
11 самых красивых храмов Китая
Туристы в КНР едут не только ради шоппинга, но и для того, чтобы посмотреть старинные буддийские храмы. Многие из них построены несколько тысяч лет, что делает такие памятники архитектуры и истории еще более привлекательными для иностранцев.
Какие храмы есть в Китае
В Поднебесной есть традиционные буддийские храмы, которые напоминают императорские дворцы, и храмы с многоярусными крышами. Последние были построены под влиянием индийских храмов.
Китайские храмы строились под влиянием двух стилей, благодаря чему они получились такими оригинальными, неповторимыми и яркими. Кроме ярких красок, храмы Поднебесной отличаются богатым украшением – скульптурами и барельефами.
Храм Неба, Пекин
Находится на юге китайской столицы. Также известен под именем Тяньтань. У Храма Неба необычная круглая форма, что выделяет его среди всех храмов Китая. Такая форма связана с верой китайцев в небо. Ведь круглая форма у жителей Поднебесной – это символ неба.
Построили Храм Неба в Пекине во время правления императора Юн Лэ (династия Мин) в 1420 г. На входе в парк стоит большой алтарь, от которого в северную часть комплекса проложена широкая дорога (30 м).
Храм Нефритового Будды, Шанхай
Памятник знаменит тем, что тут стоят две огромные статуи Будды, которых доставили на территорию Китая из Бирмы. Первую статую поставили на нынешнем месте еще в начале 1880-х гг., вторую доставили сюда позже. Привлекают внимание посетителей не только Будды, но и примечательный внешний вид храма. Его стены выкрашены желтой краской, крыша – многоярусная, с красивыми карнизами, которые украшают статуи.
Центральным местом комплекса считается зал, носящий название Дом Нефритового Будды. Там 2-метровая скульптура главного божества буддизма, выполнена из белого нефрита.
Монастырь Шаолинь
Таинственное и легендарное место Поднебесной, слава о котором стала разноситься по Азии и Европе еще в 5 в. нашей эры. Храм построил монах Бодхидхарма, выбравший для своих молитв, медитаций и раздумий гору Суньшань.
Девять лет монах просидел в пещере на горе Суньшань и медитировал. Он основал монастырь, передав своим ученикам уникальную технику медитации и поддержания физической формы. Монахи принимали участие в войнах и восстаниях, которые случались в Китае. Из-за этого Шаолинь много раз горел, грабился и разрушался. В начале 20 в. от первоначальных построек монастыря осталось только несколько павильонов, стен и построек.
Шаолинь восстановили на деньги правительства страны. Монастырь – это множество двориков разных форм и размеров, построенные на склоне горы. При возведении применялся террасный принцип, поэтому попасть в каждый двор можно по ступенькам, ведущим вверх. Монастырь окружен стеной, которая имеет высоту 3 м, а периметр составляет 900 м. Вход в Шаолинь – через южные ворота. Снаружи храма находится Дес Дагоб, каждая из которых поставлена в память о конкретном монахе.
Храм Пяти пагод
Строить стены из кирпича и белого мрамора начали во времена династии Мин. Фасад сделали резным, украсив символикой и скульптурами. В основании храма Пяти Пагод стоят пять ступ, четыре из которых стоят по углам прямоугольного фундамента. Еще одна установлена в центре зала. Внешний вид неоднократно менялся, что связано с приходом к власти разных императоров.
Сейчас внутри храма находится художественный музей. Посетители приезжают сюда не только ради интересных экспонатов, но и ради самого Храма Пяти Пагод, ведь именно отсюда буддизм стал распространяться по всему Китаю. В начале 1960-х гг. храм получил статус национального достояния. С тех пор святыню охраняют в усиленном режиме.
Храм Тысячи Будд
Другое название – Цяньфодун. Древнейший пещерный монастырь, история которого началась 1,5 тыс. лет назад. Построили его возле небольшого городка Цзюхуа. Стролили Храм Тысячи Будд множество императоров, что отражается в архитектуре храма. В Цяньфодуне больше 700 пещер, которые занимают 40 тыс. м2. На стенах прекрасно сохранились рисунки божеств, иллюстрации с мантрами, фрески. Внутри монастыря стоят 500 ступ и множество статуй Будды.
Храм Вон Тай Син, Гонконг
Находится в центре района Коулун. Ежегодно сюда приезжает огромное количество паломников, которые исповедуют буддизм и даосизм. Из-за наплыва приезжих правительство Гонконга вынуждено обеспечивать круглосуточную охрану храма, который находится в рейтинге как одно из самых востребованных у туристов и паломников мест в бывшей британской колонии.
Строительство началось в начале 1920-х гг. В составе комплекса есть и залы, и павильоны, и архивные помещения, и библиотека, где можно познакомиться с религиозными текстами.
Архитектура храма Вонг Тай Син отражает традиционные подходы возведения храмовых зданий. Посетители увидят крышу, покрытую золотом, красные столбы.
Храм Гуансяосы, Гуанчжоу
История этого строения в Китае насчитывает 17 столетий. За это время храмовый комплекс видел взлеты и падения династий, бесчисленную смену правителей на троне. Поменялось и предназначение храма. Ранее он был резиденцией царя, а потом стал местом, куда приходили помолиться и подумать, пофилософствовать.
На востоке и западе комплекса находятся древнейшие в Китае пагоды, сделанные из железа. На территории храма расположены статуя Будды из бронзы, колокол Дабэйчжун, терем спящего Будды и павильон Шести патриархов чань-буддизма.
Храм Кумбум Чортер, горы Тибет
Входит в состав монастырского комплекса «Пелкор Чеде», который построен монахами в горах Тибета. Храм среди туристов и паломников известен также как «Ступа 10 тысяч Будд, божеств и Бодхисаттв».
Фундамент храма заложили в 1560 г., сейчас под крышей храма находится 108 комнат, стены которых покрыты изображениями.
10 тысяч изображений нанесено на интерьеры Кумбум Чортер. На храме установлена статуя Будды Майтрейи. Монастырь действующий, при нем открыто четыре монастырских колледжа.
Храм Юаньтун, Куньмин
В самом центре города расположенный единственный буддийский храм, который возвели в период нахождения у власти императоров династии Тан (7-10 вв.). Чтобы попасть в центральный зал, нужно спуститься по ступеням вниз. Это нехарактерно для китайских храмов, у которых ступени ведут вверх.
Паломники храма собираются в большом восьмиугольном павильоне, который построили на живописном пруде с мостами.
Храм Шуанлинь в Шаньси
В 6 км от города Пиньяо есть деревня Чиаотоу, где стоит храм Шуанлинь. Одновременно это и Музей Древней скульптуры, где выставлено больше 2 тыс. экспонатов.
Шаунлинь состоит из 10 малых и больших помещений, и залов, где читаются сутры. Отдельно можно посетить комнаты, в которых жили монахи. В одном из залов есть Веда –и скульптура богини Квон-йин на пьедестале.
Даосский храм, гора Тайшань
Построили монахи в окрестностях на вершине Горы Восхода, которую считают священной даосисты. Храму уже больше 3 тыс. лет и все это время сюда ходят паломники.
Площадь храмового комплекса – 96 тыс. м2, охватывающей 5 главных залов и большое количество других комнат и помещений. Центральным объектом комплекса считается Дворец Небесного Благословения, построенного в 1008 г.
Добавить комментарий